Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что написал александр порфирьевич бородин. Александр порфирьевич бородин - биография

Что написал александр порфирьевич бородин. Александр порфирьевич бородин - биография

В этой статье представлена биография Бородина - композитора и ученого. Он с успехом реализовал себя в противоположных сферах деятельности. Подобное бывает очень редко. Жизнь его - пример трудолюбия и любви к любым видам творчества.

Биография

Александр Бородин появился на свет в Санкт-Петербурге, 1833 г., 12 ноября. Его отцом был князь Лука Степанович Гедианов. Матерью является простолюдинка Авдотья Константиновна Антонова. Отцу было 62 года, когда на свет появился сын, матери - 25. Пожениться из-за сословных различий родители не могли. Князь не мог признать малыша. Поэтому он был записан как сын крепостных Гедианова. До восьми лет наш герой числился собственностью своего отца. К счастью, он успел дать сыну вольную, незадолго до собственной смерти. Также князь купил каменный дом для своего ребенка и его матери. Девушка была выдана замуж за врача Клейнеке. В 1840 г. Гедианов ушел из жизни, но на благополучии сына это не отразилось. Неясное происхождение нашего героя не позволяло нашему герою учиться в гимназии. Однако он получил домашнее образование. Его мать этому уделяла особое внимание. Его посещали превосходные учителя.

Путь в музыке

Русский композитор Бородин еще в период студенчества создал ряд выдающихся произведений. Кроме того, он музицировал как виолончелист. Наш герой продолжил заниматься музыкой в период заграничной стажировки. Композитор А.П. Бородин после возвращения в Россию, влился в круг интеллигенции. В доме Боткина - своего соратника, он знакомится с Балакиревым. Этот человек, наряду со Стасовым, повлиял на формирование эстетического мировоззрения нашего героя. Он ввел композитора в группу, которую возглавлял Мусоргский. Данное объединение с приходом нашего героя приобрело завершенную форму, после чего его начали именовать «Могучей кучкой».

Композитор - последовательный продолжатель традиций русской школы М. Глинки. Нашему герою принадлежит 4 масштабных оперных произведения. Его творения стали плодом многолетней работы. «Богатыри» были написаны в 1868 г. Позже в содружестве с прочими авторами возникла «Млада». На протяжении 18 лет наш герой работал над наиболее грандиозным собственным творением - оперой под названием «Князь Игорь». В основу этого произведения положено «Слово о полку Игореве». Данную работу наш герой так и не успел завершить. После смерти композитора, произведение из набросков собрали его друзья. Опера композитора Бородина «Царская невеста» тоже завершена не была. Автор сделал лишь ее наброски.

Камерная музыка

Творчество нашего героя преимущественно представлено камерными произведениями. Композитор Бородин создавал квартеты, концерты и сонаты. Эксперты ставят его в один ряд с Чайковским. Эти композиторы признаны основоположниками русского квартета. Музыка, которую создал композитор Бородин отличается сочетанием эпичности и лиричности. Он показывает размах, активно применяет традиционные русские мотивы. При этом его произведения вписываются в мировые тенденции. Композитора называют прародителем европейского импрессионизма.

Выдающиеся сочинения

Композитор Бородин знаменит благодаря ряду своих творений. Первая симфония, написанная нашим героем в 1866 г., потрясла современников яркостью, оригинальностью и мощью. Благодаря этому произведению композитор обрел европейскую славу. Все 3 законченных симфонии нашего героя - это жемчужины русской музыки. Оперы «Царская невеста» и «Князь Игорь» обрели мировую известность. В них автор воплощает лучшее из того, что присутствует в русской песне. Перед слушателем возникают широкие картины истории России. Творчество композитора немногочисленно, однако каждое его произведение является настоящим шедевром. Музыка нашего героя исполняется нередко и современными оркестрами. Произведение «Князь Игорь» присутствует в репертуаре всех оперных театров России.

Общество

Имя нашего героя тесно связано и с педагогической деятельностью. Студенты ценили профессора, который был страстно влюблен в химию. Он отличался деликатностью и доброжелательностью, был готов помочь неимущим ученикам. Он защищал студентов от разного рода политических преследований. Композитор оказал поддержку людям, которые участвовали в покушении на императора Александра Второго. Кроме педагогики наш герой занимается организацией особой бесплатной музыкальной школы. Он помогал молодым талантам отыскать свой путь. Немало сил наш герой потратил на обеспечение возможностей для получения высшего образования женщинами. Он организовал врачебные курсы для слабого пола. На них наш герой преподавал бесплатно. Кроме того, он успевал редактировать научно-популярный журнал под названием «Знание» и руководить студенческим хором.

Частная жизнь

Композитор Бородин прожил насыщенную творческую и научную жизнь. В семейной сфере полного счастья не обрел. С женой наш герой познакомился в период заграничной командировки. Они поженились в 1863 г. Супруга страдала астмой и климат Санкт-Петербурга переносила плохо. Ей приходилось часто уезжать в различные теплые края. Такое положение подрывало бюджет семьи. У пары детей не было. Однако семья приняла нескольких воспитанниц, которых наш герой считал дочерьми. Интенсивная и трудная жизнь подрывала здоровье нашего героя. Он разрывался между службой, наукой и творчеством. Сердце его такой нагрузки не выдержало. 1887 г., 27 февраля, Александр Бородин скоропостижно скончался. После ухода из жизни нашего героя его друзья под началом Римского-Корсакова завершили «Князя Игоря» и собирали творческое наследие композитора.

Александр Порфирьевич Бородин

Такие люди рождаются раз в сотню лет – можно с уверенностью сказать об Александре Порфирьевиче Бородине, ведь круг его интересов, знаний и умений настолько велик, что становится очевидно: это не простой человек, это истинный гений.

Ещё одна особенность – таланты Бородина практически невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Бородин-композитор, Бородин-химик, просветитель, поэт - не просто грани одной личности, а словно детали мозаики, дополняющие и поддерживающие друг друга. И, кажется, если бы изъять из этого списка какую-то одну черту, то и остальные станут не в полной мере яркими, выдающимися, гениальными.

Краткая биография

История рождения Александра Порфирьевича необычна для современных реалий, однако в XIX веке подобные случаи встречались сплошь и рядом. Его отец, 62-летний грузинский князь Лука Степанович Гедианов (Гедеванишвили), вступил во внебрачную связь с 20-летней Авдотьей Константиновной Антоновой, дочерью военного, в 1833 году в Санкт-Петербурге. Разница в возрасте и общественное мнение не смогли повлиять на чувства. Супруга Гедианова проживала в Москве, но возможности разорвать брак с ней не представлялось.

Рожденного 12 ноября 1833 года мальчика князь назвал Александром и записал сыном своего камердинера, Порфирия Бородина. Чуть позже Лука Степанович устроил брак Авдотьи с военным врачом Х. Клейнеке, чтобы упрочить ее положение в обществе. В детстве Александру было настрого наказано называть Авдотью тетей при посторонних, ведь мальчика представляли всем как ее племянника. Однако любовь, которую дарила Дуняша сыну, была поистине материнской, и порой даже находилась на грани здравого смысла.

Свое первое значительное произведение композитор закончил в 1867 году, спустя два года симфонию исполнили на концерте, дирижировал оркестром сам Балакирев. Первая симфония получила признание публики и стала своеобразной вершиной творческого пути Бородина - именно в ней нашли воплощение все результаты его творческих поисков и полностью сформировался индивидуальный стиль композитора, особенностями которого явилась яркая энергия, широкий размах, самобытные образы в сочетании с классическим строем музыки.

Вторая половина 60-х годов ознаменована созданием нескольких небольших, но разнообразных произведений – романсов на различные темы. Отличается и звучание песен того периода, каждая из них – это отдельная история, никак не связанная с другими. Слова к нескольким из этих романсов композитор написал сам.

К окончанию 60-х годов Александр Порфирьевич решился начать Вторую симфонию, а также оперу «Князь Игорь ». На эту мысль его натолкнул еще один член «Могучей кучки» В.Стасов, предложив «Слово о полку Игореве» как основу для нового крупного произведения. Сомневаясь в своей способности интерпретировать такой сложный сюжет, он все же взялся за него, подробно изучив все, что было связано со «Словом…», чтобы создать максимально подлинные образы и характеры. К сожалению, сам Александр Порфирьевич так и не смог завершить оперу, и при жизни успел лишь увидеть постановки отдельных ее фрагментов.

Общественная деятельност ь


Личность Бородина отличалась невероятной энергией. Он успевал одновременно заниматься несколькими, причем далеко не двумя или тремя, видами деятельности. При этом все у него блестяще получалось. Сам маэстро признавался, что не замечает, как летят недели. Он успевал создавать злободневные музыкальные произведения, делать химические открытия, читать лекции в двух академиях, редактировать журнал, издавать литература, а также живо интересоваться общественной жизнью и развивать образование.

В ноябре 1872 года при активном содействии Бородина начали работу женские врачебно-акушерские курсы. Александр Порфирьевич сам не только преподавал студенткам, но и всячески пытался оказать им поддержку, устраивая благотворительные концерты, защищал их права, «выбивал» стипендии, содействовал в поиске рабочих мест после окончания курсов.

Современники вообще часто отмечают добросердечность и отзывчивость этого человека: в его доме нередко можно было встретить дальних родственников, приехавших в Петербург на лечение, и каждому он уделял внимание, устраивал в больницы, посещал там и даже иногда сам ухаживал за больными.


Бородин Александр Порфирьевич (1833 – 1887),

русский композитор.

Является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX в.: гениальный композитор, выдающийся ученый-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный критик, он проявил также и незаурядное литературное дарование.

Однако в историю мировой культуры Бородин вошел прежде всего как композитор. Им создано не так уж много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор.

Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность (Бородин обладал способностью сочинять в народно-песенном стиле), красочность гармоний, активная динамическая устремленность. Продолжая традиции M Глинки, в частности его оперы "Руслан и Людмила", Бородин создал русскую эпическую симфонию, а также утвердил тип русской эпической оперы.

Родился Александр 31 октября (12 ноября) 1833 в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и крепостной крестьянки Авдотьи Антоновой. Мальчик учился дома языкам – немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем – на фортепиано и виолончели, в девять – сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля.

Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией. С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины.

Затем Бородин был направлен в научную командировку в Западную Европу (1859–1862). За границей он встретился с молодой московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена, Листа, Шумана. Вскоре они поженились. По возвращении в Россию он был избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 – ординарным профессором (впоследствии заведующим) той же кафедры.

Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или «Могучей кучки»), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор.

Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал «Знание» и т.д.), однако в 1867 симфония была все-таки закончена, а в 1869 – исполнена под управлением Балакирева. К 1867–1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую историческую тему, с использованием мелодий Ж.Оффенбаха, Дж. Мейербера, А.Серова, русских песен и т.п.); в то же время он написал несколько романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики.

А. Бородин. Романс "Спящая княжна"

Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса Слово о полку Игореве. Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875. Примерно с 1874 Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами Князя Игоря. Однако к моменту смерти композитора опера осталась незавершенной.

В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра "В Средней Азии" (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа, с которым Бородин поддерживал личное знакомство.

Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями – Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина «В Средней Азии» по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.

Умер Бородин в Петербурге 15 (27) февраля 1887 и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

Государственный квартет имени А. П. Бородина

Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств

Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева

Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.

Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.

Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске

Основные произведения

Оперы

«Богатыри» (1867)

«Млада» (совместно с другими композиторами, 1872)

«Князь Игорь» (1869—1887)

«Царская невеста»(1867—1868, наброски, утрачены)

Произведения для оркестра

Симфония № 1 Es-dur (1867)

Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)

Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)

Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Камерно-инструментальные ансамбли

струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)

(1887-02-27 ) (53 года) Место смерти:

Медицина и химия

Основатели Русского Химического Общества. 1868

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь» , являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов . Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре , опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила» , имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского , положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в ХХ веке для создания популярнейшей песни «Вижу чудное приволье» (на стихи Ф. П. Савинова).

Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина . Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса , а с ними - освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев , Юрий Шапорин , Георгий Свиридов , Арам Хачатурян и др.).

Общественный деятель

Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II .

Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.

Адреса в Санкт-Петербурге

Семейная жизнь

Екатерина Сергеевна Бородина страдала астмой, плохо переносила нездоровый климат Санкт-Петербурга и осенью обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у родственников, возвращаясь к мужу только зимой, когда устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало её от астматических приступов, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться. Детей в семье не было.

Безвременная смерть

На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером 15 (27) февраля , во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными.

Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53 лет.

Память

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

  • Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
  • Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
  • Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге .
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске
  • Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот
  • Музей Александра Порфирьевича Бородина, село Давыдово Владимирской области

Основные произведения

Оперы

  • Богатыри (1868)
  • Млада (совместно с другими композиторами, 1872)
  • Князь Игорь (1869-1887)
  • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)

Произведения для оркестра

  • Симфония № 1 Es-dur (1866)
  • Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)
  • Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
  • Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)
  • струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
  • фортепианное трио (D-dur, до 1862)
  • струнный квинтет (f-moll, до 1862)
  • струнный секстет (d-moll, 1860-61)
  • фортепианный квинтет (c-moll, 1862)
  • 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881)
  • Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Произведения для фортепиано

В две руки

  • Патетическое адажио (As-dur, 1849)
  • Маленькая сюита (1885)
  • Скерцо (As-dur, 1885)

В три руки

  • Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)и это всё с помощью Бородина

В четыре руки

  • Скерцо (E-dur, 1861)
  • Тарантелла (D-dur, 1862)

Произведения для голоса и фортепиано

  • Разлюбила красна девица (50-е годы)
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы)
  • Что ты рано, зоренька (50-е годы)
  • (слова Г. Гейне, 1854-55) (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • (слова Г. Гейне , перевод Л. А. Мея , 1868)
  • (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1871)
  • У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова , 1881)
  • (слова А. С. Пушкина, 1881)
  • (слова А. К. Толстого , 1884-85)
  • Чудный сад (Septain G., 1885)

На слова Бородина

  • Морская царевна (1868)
  • (1867)
  • . Романс (1868)
  • Песня тёмного леса (1868)
  • Море. Баллада (1870)
  • Арабская мелодия (1881)

Вокальный ансамбль

  • мужской вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме (слова Бородина, 1868-72)

Литература

  • Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи (с предисловием и биографическим очерком В. В. Стасова), СПб., 1889.
  • Письма А. П. Бородина. Полное собрание, критически сверенное с подлинными текстами. С предисловием и примечаниями С. А. Дианина. Вып. 1-4. М.-Л., 1927-50.
  • Хубов Г. , А. П. Бородин, М., 1933.
  • А. П. Бородин: к столетию со дня рождения / Ю. А. Кремлев; [отв. ред. А. В. Оссовский ]. - Л. : Ленинградская филармония, 1934. - 87, с. : портр.
  • Фигуровский Н. А., Соловьев Ю. И. Александр Порфирьевич Бородин. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 212 с.
  • Ильин М., Сегал Е., Александр Порфирьевич Бородин, М., 1953.
  • Дианин С. А. Бородин: Жизнеописание, материалы и документы. 2-е изд. М., 1960.
  • Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин: Жизнь, деятельность, муз. творчество. М.-Л.: Музыка, 1965. - 826 с.
  • Зорина А. Г. Александр Порфирьевич Бородин. (1833-1887). - М., Музыка, 1987. - 192 с., вкл. (Русские и советские композиторы).
  • Kuhn E. (Hrsg.): Alexander Borodin. Sein Leben, seine Musik, seine Schriften. - Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 1992. ISBN 3-928864-03-3

Ссылки

  • Музыкальная энциклопедия, М.: Большая советская энциклопедия, том 1. М., 1973.
  • Бородин Александр Сайт о жизни и творчестве композитора.

Биография

Медицина и химия

Музыкальное творчество

Общественный деятель

Адреса в Санкт-Петербурге

Семейная жизнь

Основные произведения

Произведения для фортепиано

Произведения для оркестра

Концерты

Камерная музыка

Романсы и песни

Александр Порфирьевич Бородин (31 октября (12 ноября) 1833 — 15 (27) февраля 1887) — русский учёный-химик и композитор.

Биография

Юность

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи 62-летнего князя Луки Степановича Гедеванишвили (1772—1840) и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Однако, занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество.

В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.

Медицина и химия

В марте 1857 года молодой медик был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским.

В 1868 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

В 1858 году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность.

В 1859—1862 годах Бородин совершенствовал свои познания в области медицины и химии за границей — в Германии (Гейдельбергский университет), Италии и Франции, по возвращении получив должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии.

С 1863 года — профессор кафедры химии Лесной академии.

С 1864 года — ординарный профессор, с 1874 года — руководитель химической лаборатории, а с 1877 года — академик Медико-хирургической академии.

А. П. Бородин — ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Николая Зинина, вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества.

Автор более 40 работ по химии. Именно А. П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина — Хунсдикера, первым в мире (в 1862 году) получил фторорганическое соединение — фтористый бензоил, провёл исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации.

Музыкальное творчество

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок — «Могучую кучку». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка.

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и др.).

Общественный деятель

Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II.

Огромное значение для международного признания российской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил большую часть своей жизни.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1850—1856 — доходный дом, Бочарная улица, 49;

Семейная жизнь

Летом 1861 года в Гейдельберге Бородин познакомился с приехавшей на лечение талантливой пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал произведения Шопена и Шумана. Осенью здоровье Протопоповой ухудшилось, и она продолжила лечение в Италии. Бородин нашёл возможность последовать за ней в Пизу, не прерывая своих химических исследований, и именно там были впервые получены фторорганические соединения и проведены другие работы, которые принесли учёному мировую славу. Тогда же Бородин и Протопопова решили вступить в брак, однако по возвращении в Россию из-за отсутствия денег на свадьбу пришлось отложить и венчание состоялось в 1863 году. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться — преподавать в Лесной академии и заниматься переводами иностранной литературы.

В связи с тяжёлым хроническим заболеванием (астмой), супруга Александра Порфирьевича не переносила климата Санкт-Петербурга и подолгу жила у родственников в Москве. Детей в семье не было.

А. П. Бородин, проживавший в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался от разрыва сердца 15 (27) февраля 1887 в возрасте 53 лет.

Память

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

  • Государственный квартет имени А. П. Бородина
  • Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
  • Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
  • Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске

Основные произведения

Произведения для фортепиано

  • Hélène-Polka (1843)
  • Реквием
  • Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым)
  1. В монастыре
  2. Интермеццо
  3. Мазурка
  4. Мазурка
  5. Грёзы
  6. Серенада
  7. Ноктюрн
  • Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)
  • Произведения для оркестра

    • Симфония № 1 ми бемоль мажор
    1. Adagio. Allegro
    2. Scherzo. Prestissimo
    3. Andante
    4. Allegro molto vivo
  • Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869—1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
    1. Allegro
    2. Скерцо. Prestissimo
    3. Andante
    4. Финал. Allegro
  • Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым)
    1. Moderato assai. Poco piu mosso
    2. Scherzo. Vivo
  • В Средней Азии (В степях Центральной Азии ), симфонический эскиз
  • Концерты

    • Концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847), утрачен

    Камерная музыка

    • Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860)
    • Фортепианный квинтет до минор (1862)
    • Фортепианное трио ре мажор (1860-61)
    • Струнное трио (1847), утрачено
    • Струнное трио (1852—1856)
    • Струнное трио (1855; неокончено)
      • Andantino
    • Струнное трио (1850—1860)
    • Струнный квартет № 1 ля мажор
      • Moderato. Allegro
      • Andante con moto
      • Scherzo. Prestissimo
      • Andante. Allegro risoluto
    • Струнный квартет № 2 ре мажор
      • Allegro moderato
      • Scherzo. Allegro
      • Notturno. Andante
      • Finale. Andante. Vivace
    • Скерцо для струнного квартета (1882)
    • Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886)
    • Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852—1856)
    • Струнный квинтет фа мажор (1853—1854)
    • Секстет ре минор (1860—1861; сохранились только две части)

    Оперы

    • Богатыри (1878)
    • Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачены)
    • Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом)
    • Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)

    Наиболее известный номер — Половецкие пляски .

    Романсы и песни

    • Арабская мелодия. Слова А. Бородина
    • Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина
    • Из слез моих. Слова Г. Гейне
    • Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Море. Баллада. Слова А. Бородина
    • Морская царевна. Слова А. Бородина
    • Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне
    • Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина
    • Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Слушайте, подруженьки, песенку мою (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Спесь. Слова А. К. Толстого
    • Спящая княжна. Сказка. Слова А. Бородина
    • У людей-то в дому. Песня. Слова Н. Некрасова
    • Фальшивая нота. Романс. Слова А. Бородина
    • Что ты рано, зоренька… Песня
    • Чудный сад. Романс. Слова C. G.