Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Арт-рок. Рок-энциклопедия

Арт-рок. Рок-энциклопедия

АРТ-РОК

АРТ-РОК -а; м. [англ. art rock]. Одно из направлений рок-музыки, совмещающее классические формы музыкальных произведений с джазовыми мелодическими акцентами и основополагающей ролью басового ритма. Любители арт-рока.

АРТ-РОК

АРТ-РОК (англ. art rock, букв. - художественный рок), совокупность форм, использующих в качестве музыкальной основы сплав элементов рока, академической музыки (классической и современной как в виде стилизаций, так и в форме прямого заимствования мелодических фрагментов) и джаза (см. ДЖАЗ) , а также различных национальных музыкальных культур. Сложился в Великобритании во второй половине 1960-х гг. В зависимости от применяемого инструментария и аранжировочных приемов арт-рок может быть условно разделен на симфо-рок (в случае, когда речь идет о включении в музыку оркестровых эпизодов), техно-рок (см. ТЕХНО (в музыке)) (если акцент делается на технической сложности материала), барокко-рок (мелодические стилизации под музыку Ренессанса с использованием или имитацией звучания барочных инструментов) и др. В ряде стран и регионов арт-рок часто отождествляют с понятиями «прогресив-рок» и «психоделик-рок», но они являются скорее культурологическими, а не музыкальными.
Существует и определенная классификация направлений и субнаправлений внутри самого арт-рока, так сказать, его видовая структура. Данная схема в целом такова: 1) концептуальные группы, электронно-психоделические, с псевдо-симфоническим звучанием; 2) группы, близкие к джаз-року (см. ДЖАЗ-РОК) и фьюжн (см. ФЬЮЖН) , с минимальным вокалом, большим процентом инструментальных импровизаций (см. ИМПРОВИЗАЦИЯ) ; 3) группы, ориентированные на исполнение классики или создающие свою музыку в духе классики; подходят под термин «классик-рок»; 4) группы и авторы электронно-авангардного стиля с элементами атонализма (см. АТОНАЛЬНОСТЬ) , минимализма (см. МИНИМАЛИЗМ) , с применением новейших для своего времени технологий; 5) группы, которые могут быть причислены сразу к нескольким из вышеперечисленных категорий.
Одно из основных отличий арт-рока от других стилей современной музыки заключается в его «саунде (см. САУНД) », в особом инструментальном багаже арт-роковых коллективов. Электрогитара осталась одним из основных инструментом, но значительно изменилась ее роль и ее место в общем ансамбле. Из доминирующего инструмента она превратилась в равноправного участника. Количество гитарных партий уменьшилось, зато выросло их качество. Часто идущая в унисон с басом, синтезатором или группой духовых инструментов, гитара удачно подчеркивала или дорисовывала определенные моменты музыкальной композиции. Кроме того, заметно изменился ее звук. Эксперименты арт-роковых гитаристов привели к тому, что этот инструмент мог звучать как любой другой (поздний King Crimson (см. КИНГ КРИМЗОН) ).
Была развита электронная секция, представленная в основном синтезаторами. Именно арт-рок стал огромным полигоном для испытания «новейших технологий» музыки того времени. В конце 1960-х стали появляться невиданные до тех пор модели электронных клавишных инструментов, которые арт-рокеры, тяготевшие к расширению звучания, к его «симфонизации», сразу взяли на вооружение. Синтезатор «Муг» составил славу группы Yes (см. ЙЕС (группа)) , электроорган - группы Procol Harum (см. ПРОКОЛ ХАРУМ) , а меллотрон - всего арт-рока. (Меллотрон - особый музыкальный клавишный аппарат, изобретенный в 1946, построенный по принципу проигрывания различных звуков с множества магнитных пленок, приводимых в действие фортепьянной клавиатурой (каждая клавиша - отдельный звук определенной высоты; пленки легко заменялись.) Одно время в музыкальных кругах в ходу был даже такой термин, как «меллотрон-рок» но термин этот так и не прижился.
Наконец, достаточно широко стали употребляться духовые инструменты: трубы, гобои, флейты и саксофоны. Группа Van Der Graaf Generator, например, невообразима без агрессивного саксофона Дэвида Джексона, зачастую ведущего мелодическую линию вместе с синтезатором или гитарой и усиливающего их воздействие на слушателя. Менее значительное, но немаловажное место духовые занимали в творчестве других арт-роковых групп - King Crimson, Genesis (см. ДЖЕНЕЗИС) , Gong.
Арт-роковые музыканты создали немало талантливых произведений, вошедших в «золотой фонд» современной музыки и ставших ее классикой. Важным отличием этих композиций от музыкальных образцов других популярных стилей явилось то, что они практически всегда выходили за рамки основной коммерческой единицы тех времен - сингла (см. СИНГЛ) -«сорокапятки», зажимающей любое музыкальное произведение в рамки трех с половиной минут. Будучи изначально некоммерческим направлением, арт-рок позволил музыкантам создавать крупномасштабные музыкальные полотна, из которых потом составлялись цельные концептуальные альбомы.
Чрезвычайно сильное воздействие на слушателей усиливалось и тематикой произведений арт-групп. В подавляющем большинстве случаев содержание композиций было глубоко философичным, помыслы музыкантов были направлены вглубь человеческого сознания. При этом повествования достаточно редко шли от первого лица - арт-рокеры предпочитали говорить об отвлеченных, очень часто вымышленных персонажах. Огромное место занимали исторические, мифологические и фантастические сюжеты. Все арт-роковое творчество - то менее зримо, то более - было пронизано эзотерическими (см. ЭЗОТЕРИКА) концепциями, смесью многих религий и религиозно-философских направлений, а то и попросту язычеством. Создавался своеобразный, очень яркий, странный и несколько пугающий мир - бликов, отражений, странных небес и существ, а сами произведения становились чем-то вроде «сказок для взрослых». Реальная действительность, конечно же, также присутствовала, но в гораздо меньшей степени.
Общее настроение произведений было скорее подавленным, мрачноватым, обусловленным переживаниями о том, насколько человек слаб и несовершенен, как много в нем безумия и пороков. (Исключение, пожалуй, составит лишь Yes (см. ЙЕС (группа)) , чья музыка была очень солнечной, наполненной радостью жизни, любви и единения с природой.) Самым удачным примером будет группа Van der Graaf Generator, тематика творчества которой была окрашена в сугубо темные, почти инфернальные тона и была связана в основном со смертью, войной, нервным напряжением, безысходностью и безумием.
Утонченность музыки и исполнения, стихов и мировоззренческого контекста определили круг слушателей арт-роковой музыки. В основном это были европейцы в возрасте от 20 до 40 лет, студенты колледжей и университетов; люди, интеллектуально подготовленные для восприятия подобной музыки. Узость аудитории устраивала музыкантов, поскольку почти все они чурались коммерциализации своего творчества. Тем не менее, в первой половине 1970-х арт-рок пережил период значительной популярности, когда ведущие исполнители данного направления собирали целые стадионы в Великобритании и континентальной Европе.
В 1980-е гг. интерес к арт-року начал спадать - прежде всего потому, что лидеры основных арт-роковых коллективов, не желая вписываться в систему «американской музыкальной индустрии», распустили свои группы и занялись музыкальным экспериментированием. Другая же часть музыкантов приняла коммерциализацию своей музыки как объективную данность и прочно встала за станок поп (см. ПОП-МУЗЫКА) -производства.
1990-е гг. ознаменовались массовым воссозданием старых арт-роковых групп - в основном в целях организации ностальгических концерных турне и выпуска одного-двух новых альбомов. В настоящее время арт-рок остается уделом немногих преданных сторонников.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "АРТ-РОК" в других словарях:

    Направление: Рок Истоки: Психоделический рок Джаз Академическая музыка Место и время возникновения: Великобритания, конец 1960 х Годы расцвета: 1970 … Википедия

    - (англ. art rock художественный рок), рок с элементами старинной, классической, современной камерной и симфонической музыки … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 рок музыка (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Нескл. ср. Одно из направлений рок музыки, совмещающее классические формы музыкальных произведений с джазовыми мелодическими оттенками и основополагающей ролью басового ритма. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    арт-рок - арт ро/к, арт ро/ка … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    арт-рок - а; м. (англ. art rock) Одно из направлений рок музыки, совмещающее классические формы музыкальных произведений с джазовыми мелодическими акцентами и основополагающей ролью басового ритма. Любители арт рока … Словарь многих выражений

    арт-рок - у, ч. Один із напрямків рок музики, що суміщає класичні форми музичних творів із джазовими мелодійними акцентами та основоположною роллю басового ритму … Український тлумачний словник

, СЕСТРА КЭРРИ , SHESHA/PLENN OFF GR. + METAL M , ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО , ТРУБНЫЙ ЗОВ , STAVROS , ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ , ПАВЕЛ СМЕЯН , ТРАППА , LABYRINTH , CREDO , ALL THE COLD , КВАДРО , ТЕО , ИГОРЬ ЛЕШЧИШЕН , ТЁМНАЯ БАШНЯ , KULAK , MAGNETIC BAND , AVALON HOUSE ,

Арт-рок (art-rock - от англ. art - искусство)– сплав элементов рока, академической музыки («классической» и современной) и джаза, а также различных национальных музыкальных культур. Наряду с «арт-роком» употребляются такие понятия, как прогрессивный рок, симфо-рок, классик-рок, барокко-рок, техно-рок и др., однако они представляются более узкими или, напротив, более расплывчатыми.
Возникновение арт-рока было подготовлено ретро-тенденциями в академической музыке 20-30-х годов ХХ века, джазовым неоклассицизмом 30-50-х. В конце 60-х осваивать огромное культурное наследие «мира отцов» начали рокеры, еще недавно всеми силами стремившиеся от него отмежеваться. Арт-рок берет свое начало в среде лондонского андерграунда второй половины 60-х, в недрах британской психоделики с ее «закрытой» клубной атмосферой и интересом ко всему интеллектуальному, философскому, утонченному, экспериментаторскому. Именно из этой студенческо-артистической среды вышли PINK FLOYD, KING CRIMSON, SOFT MACHINE и др. «Кристаллизация» арт-рока была связана с определенным периодом творческого поиска, в процессе которого немалую роль сыграли отдельные группы и исполнители, в том числе значимые и для хард-рока (CREAM, JIMI HENDRIX EXPERIENCE, SAVOY BROWN и др.). Истоки арт-рока можно найти в позднем (1965-1970) творчестве THE BEATLES – они много экспериментировали со звучанием отдельных акустических инструментов и целых симфонических составов, одними из первых применили богатые возможности синтезатора, применяли необычные саунд-эффекты и способы звукозаписи, усложняли ладогармонический язык и форму композиций, использовали цитаты из «классики». Следует отметить и творчество американских исполнителей – дуэта SIMON & GARFUNKEL, группы VELVET UNDERGROUND и др. Обработками «старинных» произведений для новых инструментов (синтезатор Moog) увлеклись композиторы-профессионалы (альбом «Switched On Bach» Уолтера Карлоса, 1968). В рок-музыку тоже приходят исполнители с профессиональным и полупрофессиональным музыкальным образованием. Среди арт-рокеров это Эдди Джобсон, Керри Миннеар, Робби Стейнхардт, Рик Уэйкман, Роберт Фрипп, Кит Эмерсон и др.

Непосредственной предтечей стиля стала британская группа MOODY BLUES, одной из первых (наряду с BEATLES) использовавшая возможности симфонического оркестра («Days Of Future Passed», 1967). В числе первых арт-групп следует назвать PROCOL HARUM (манифестом арт-рока стал их альбом 1967 года, где в композиции «A Whiter Shade Of Pale» процитирована тема Баха). В то же время некоторые из крупных представителей арт-рока не сразу определились со стилем – так, первый экспериментаторский альбом PINK FLOYD («The Piper At The Gates Of Dawn», 1967) имел электронно-психоделическое «наклонение», дебютный диск JETHRO TULL («This Was», 1968) был выдержан в блюзовой стилистике. Как самостоятельное направление арт-рок оформился к 1968-69 годам в Англии, когда вышли первые альбомы NICE («The Thoughts Of EmerList And DavJack»), CARAVAN, SOFT MACHINE, YES (одноименные) и VAN DER GRAAF GENERATOR («Aerosol Gray Machine»), первый арт-роковый диск JETHRO TULL («Stand Up»), а также дебютные работы GENESIS («From Genesis To Revelation»), KING CRIMSON («In The Court Of The Crimson King») и др.

В 1970 увидели свет первые (одноименные) альбомы английских групп GENTLE GIANT, ELP, SUPERTRAMP, BARCLAY JAMES HARVEST, голландской FOCUS («In And Out Of Focus») и др. Среди более поздних представителей арт-рока можно назвать также британские группы ELO, ROXY MUSIC, CAMEL, BE-BOP DELUXE, ALAN PARSONS PROJECT, UK, SKY, ASIA, MARILLION, а также англо-французскую GONG и немецкую ELOY, американские PAVLOV"S DOG, KANSAS и др.

Самостоятельность обретают направления, группирующиеся по территориально-идейному принципу («кентерберийский рок», немецкий «краут-рок»); как магринальное ответвление арт-рока формируется движение Rock In Opposition (RIO), находящееся на самом стыке арта, джаза и авангарда (британская HENRY COW, а также многие неанглоязычные группы). Все эти коллективы предлагали свои, порой друг на друга совершенно не похожие вариации на тему арт-рока.

Тем не менее, творческое кредо арт-рока можно определить как обращение к «внероковым» пластам мировой музыкальной культуры. Ассимиляция и адаптация элементов этой культуры шла сразу в нескольких направлениях. Во-первых, широко использовались оркестрово-акустические инструменты и имитирующие их синтезированные тембры (струнные, духовые, орган, старинные инструменты типа лютни и др.), а саунд в целом тяготел к «классичности», уравновешенности, прозрачности (для арта не характерен ритмический драйв и «тяжелый» саунд). Во-вторых, обращение к «классике» выливалось в использование цитат, фрагментов «чужих» произведений, а иногда и в полную переработку «старинных» сочинений на новый лад (типичный пример – «Pictures At Exhibition» ELP). В-третьих, арт-рокеры в своей собственной музыке применяли выработанные академической традицией приемы изложения и развития музыкального материала (полифонические, элементы сонатной разработки и др.), а также «классические» формы и жанры (среди них – фуга, сюита, соната, симфоническая поэма, опера) – стоит назвать, например, «The Six Wives Of Henry The VIII» Рика Уэйкмана. В-четвертых, арт-музыканты иногда стремились полностью воссоздать стилистику и образно-духовный строй музыки различных эпох и культур (средневековья, Ренессанса, барокко, классицизма XVIII века, романтизма, современного академического авангарда, фольклора различных традиций) – здесь можно вспомнить «барочных» PROCOL HARUM, «ренессансных» GENTLE GIANT, фолк-ориентированных JETHRO TULL.

На рубеже 60-70-х складывается жанр «концептуального альбома», своеобразной «большой формы» в роке, объединяющей музыкальный и поэтический материал в единое целое с помощью лейтмотивов, реприз, сквозного драматургического развития, сюжетики и др. (пионерами здесь тоже стали THE BEATLES с их альбомом «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», 1967).

Первая половина 70-х гг. стала временем расцвета стиля, его «классическим» периодом. Однако в конце 70-х – начале 80-х арт-роковое движение пошло на убыль. Несмотря на высокие художественные достоинства, арт-рок оставался музыкой достаточно элитарной; он не был связан с какой-либо социальной платформой, не был «рупором» бунтующих поколений, как рок-н-ролл и панк-рок, не был столь демократичен, как хард-рок и блюз... Отход от «корней» рока – в области музыкального языка и вообще характерной для рок-н-ролла (в широком смысле слова) высокой «энергетичности» – не мог не сказаться на массовом слушательском интересе. Не выдержав напора панка и диско, арт-рок, как и многие другие направления 70-х, уступил место новым направлениям.

Последней крупной работой в арт-роке 70-х гг. можно считать двойной альбом «The Wall» (1979) группы PINK FLOYD, последним крупным арт-коллективом, появившимся во второй половине 70-х – британскую группу UK, просуществовавшую всего лишь около двух лет. Многие арт-группы либо распались, либо изменили свой стиль в соответствии с новыми веяниями. Первой, уже в 1974 году, объявила о прекращении творческой деятельности KING CRIMSON; в 1976, стремясь привлечь внимание массовой аудитории, изменили свое звучание GENTLE GIANT; в стилистике группы GENESIS (во многом в связи с изменением состава) также наметилась отчетливая тенденция к «демократизации». Появляется так называемая «коммерческая» разновидность арт-рока (ELO, SUPERTRAMP, ASIA и др.), в которой «коренные» признаки арт-рока (обращение к «классике», использование симфонических составов, синтезаторов и акустических инструментов, элементов крупных форм и др.) как бы выхолащиваются, обретают функцию «декорирующих».

В начале 80-х арт-рок испытывал настоящий кризис. Из «первопроходцев» лишь PINK FLOYD продолжали придерживаться прежней стилистики, однако и их творческий путь после выхода альбома «The Final Cut» (1983) временно прервался. Стиль одной из немногих новых арт-групп, появившихся в 80-е, – MARILLION – был слишком очевидно (вплоть до заимствований) связан со стилем GENESIS. В таких альбомах крупнейших арт-групп «старшего поколения», как «Drama» группы YES (1980), «A» JETHRO TULL (1980), «Discipline» возродившихся KING CRIMSON (1981) отчетливо прослеживалась тенденция к «ужесточению» звучания, четкой метричности (нередко даже танцевальности), обращению к простым песенным формам, использованию электронных тембров и упрощению музыкального языка. Вместе с тем, идеи арта продолжали развиваться в рамках движения Rock In Opposition (UNIVERS ZERO, сольное творчество участников HENRY COW и др.) и его ответвления zeuhl (французская MAGMA), вплотную смыкающихся с авангардом. Остался верен принципам арт-рока (вплоть до настоящего времени) и Питер Хэммилл, бывший лидер группы VAN DER GRAAF GENERATOR, ныне работающий сольно.
На рубеже 80-90-х группы YES, JETHRO TULL (чуть ранее – ELP) и некоторые другие группы приняли решение вернуться к более традиционному арт-звучанию (на новом, разумеется, витке); KING CRIMSON же продолжили эксперименты в новом направлении («третий созыв» 1994 года).

Сегодня в сфере арт-рока успешно работают не только гранды, но и новые проекты (ANEKDOTEN, ARS NOVA, ECHOLYN, THE FLOWER KINGS, GLASS HAMMER, SPOKE"S BEARD и др.). Влияние арт-рока обнаруживается в стилистике самых разных направлениий, от пост-панка до индастриала, от металла до «готики», в сольном творчестве экс-хард-рокеров Ричи Блэкмора, Роберта Планта и многих других музыкантов. Охотно заимствует элементы арт-рока и поп-музыка.

Ключевые артисты и альбомы:

PROCOL HARUM «Procol Harum» (1967)
KING CRIMSON «In The Court Of The Crimson King» (1969)
ELP «Pictures At Exhibition» (1971)
PINK FLOYD «The Dark Side Of The Moon» (1973)
YES «Tales From Topographic Oceans» (1973)
GENESIS «The Lamb Lies Down On Broadway» (1974)

С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ АРТ-РОК

Все началось в Великобритании конца 60-х, когда The Beatles устали быть "битлами" в черных костюмах и с короткими стрижками, отрастили усы и бороды и предстали в новом, ярком обличье. В пластинке Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band уже звучали духовые и струнные, а четверка в угловатых черных пиджаках из баловней судьбы превратились в "Оркестр Сержанта Пеппера". Так и зародился арт-рок - узкое ответвление классической рок-музыки с вкраплениями классики и джаза. Параллельно с "битлами" первый концептуальный альбом готовили The Beach Boys - их пластинка Pet Sounds, все песни в которой были объединены идеей конфронтации человека с окружающим миром, вышла в 1966 году. Следом за ними группы Jethro Tull, the Moody Blues, the Nice, Pink Floyd и многие другие стали выпускать первые альбомы арт-рок-экспериментов, а The Doors написали два признанных арт-рок-произведения: When The Music"s Over и The End.

В 70-е стало понятно, что арт-рок - не просто новый музыкальный жанр, выходящий за рамки привычной рок-музыки, но и целое музыкальное движение, превращающее живое выступление в настоящее шоу. Например, в 1972 году на шоу в Дублине в рамках тура Foxtrot фронтмен группы Genesis Питер Гэбриел вышел на сцену в красном платье и с головой лисы. "Когда я вышел на сцену, все были откровенно шокированы, - вспоминает Гэбриел. - Я считал свой наряд забавным, но остальные участники испытывали большую неловкость". Неловкость испытывали все, но только поначалу: вскоре сцену поразил феномен Дэвида Боуи, привыкшего выступать в золотых мантиях и цветных комбинезонах, а если на нем и была обычная одежда, то на ногах обязательно были туфли на каблуках. Время расцвета арт-рока характеризуют как время "кто во что горазд": поверх привычных басов и ударных солист Jethro Tull Йен Андерсон играл на флейте, The Velvet Underground вплетали в свои мелодии все больше элементов нойза и панка, Electric Light Orchestra добавили к стандартным рок-инструментам скрипки и горны, британская группа Yes во время выступлений экспериментировала со звуковыми и световыми эффектами, а участник Roxy Music Брайан Ино мешал рок-музыку с электронным стилем эмбиент.

Две ключевые фигуры арт-рока 80-х - американская экспериментальная певица Лори Андерсон и британка Кейт Буш, работающая на стыке рока и поп-музыки. В арсенале Лори Андерсон - скрипка, синтезатор и ударные, а также один стопроцентный хит, сингл O Superman, достигший второй строчки в музыкальных чартах Великобритании. Чуть позже компания The Warner Bros. сделала Лори подарок, сняв ролик на эту песню-речетатив, исполненную в духе минимализма, и показал его в нью-йоркском MoMA. А вот в одной из песен Кейт Буш середины 80-х - Hello Earth с альбома Hounds Of Love - звучит фрагмент из грузинской народной песни "Цинцкаро". Подобные эксперименты Буш проводит до сих пор: к примеру, в ее прошлогоднем альбоме 50 Words For Snow в качестве фонового звука был использован звук падающего снега.

В 1990-е и нулевые волна попыток раздвинуть границы рок-музыки совсем утихла, и на сегодняшний момент есть лишь несколько музыкантов, кого можно было бы причислить к арт-року. Среди них - The Flaming Lips, балансирующие на грани альтернативного рока и неопсиходелической музыки, с "многослойными" аранжировками, странными обложками альбомов (достаточно вспомнить последнюю пластинку The Flaming Lips And Heady Fwends с экземплярами настоящей крови музыкантов) и сумасшедшими выступлениями, во время которых фронтмен группы Уэйн Койн может запросто прокатиться по рукам фанатов в огромном "мыльном" пузыре или взобраться на спину медведю. А если по-честному, то границы музыкальных стилей сегодня настолько стерты, что психоделическую музыку и не отличишь от арт-рока, а арт-рок - от нойза. Что, впрочем, и неважно, особенно если на творчество наших современников вдохновили те самые герои 70-х: Боуи, Ино, Гэбриел и Андерсон.

Время прочтения: 16 мин.

Что отвлекает нас от повседневности? Для каждого, это что-то свое: кто- то читает книги, а кто-то прыгает с парашютом. Но чаще всего, это музыка и книги. Предлагаем вам расширить свой плейлист и узнать лучшие рок группы с лучшими рок исполнителями всех времен, это гарантировано оторвет вас от рутины и подарит много приятных минут!

Queen

Поп рок
В далеком 1968 году, два студента-товарища — Тим Стаффелл и Брайан Мей, организовали группу. Они взяли к себе Роджера Тейлора, который впоследствии стал барабанщиком. Новообразованная группа взяла название «Smile» (в переводе — улыбка), и активно приступила к записи альбомов. В то время Стаффел знакомит своего одногруппника Фредди Меркьюри с творчеством группы. Он сделался их страстным фанатом. Но группа не просуществовала долго – Стаффел покинул ее. Тогда Фредди оставил свою группу и пришел в их коллектив. Дальше история известна всем – возникла группа Queen, которая стала культом и предметом поклонения подростков. Она просуществовала достаточно долго и может и продолжила бы свое существование, но смерть Меркьюри остановила шествие группы по миру. Участники группы пытались возродить былую группу, но без Фредди, все было не так.

The Rolling Stones

Психоделический рок
Раньше R’n’B ассоциировалось с именем Rolling Stones, но раньше R’n’B, было сокращением ритм-энд-блюза, а не тем, чем оно стало сейчас. С годами их музыка прогрессировала, изменялась и стала классикой рока. В своих экспериментах, они начинали с регги и заканчивали диско, но всегда имели свое собственное уникальное звучание. C 1962 года состав группы ни разу не поменялся и «катящиеся камни», продолжают поражать публику своей музыкой и харизмой, несмотря на уже преклонный возраст. Вокалист Мик Джаггер, гитарист Кит Ричардс и барабанщик Чарли Уоттс – вот состав культовой группы. С их именем связан период, когда после Beatles, начала появляться череда групп с более насыщенным и сложным звучанием, самими яркими среди них были «Rolling Stones». Трио, не раз приговаривали к лишению свободы из-за хранения наркотиков, но им всегда все сходило с рук. Rollong Stones издали уже более 300 миллионов копий своих песен по всему миру, также группа установила рекорд по пребыванию в концертном туре – 14 месяцев.

Messer Chups

Серф рок
Музыкальная группа Олега Фомченкова, которую он основал в 1998 году. Всего вышло одиннадцать альбомов, на лейбле «Solnze Records». По лицензионному соглашению вышли в Штатах, Германии и Австралии. Также, великое множество треков вышло на различных сборниках во всем мире. С самого начала группа была дуэтом Фомченкова и немки Аннетты Шнайдер; Олег играл на гитаре, терменвоксе и занимался сведением, а Аннет играла на синтезаторе. Позже состав группы менялся, участники приходили поиграть на время, но основа всегда оставалась одной и той же. Они придерживаются направления серф – рока и рокабилли, имея неповторимое звучание, которое нельзя ни с кем спутать. Их музыка переносит, как будто в какой нибудь хоррор, или фильм Девида Линча с непонятной и мистической атмосферой. Также они записали пару саундтреков к фильмам. Самое интересное, что за границей, группу знают намного лучше, чем на их родине.

John 5

Шок рок
Гитарист виртуоз Джон Уильям Лоури, имеет свой собственный проект – John 5. Это в одно время и его псевдоним, и название его коллектива. Когда он играл с Мерлином Менсоном, с легкой руки Менсона он получили это прозвище и во всех своих следующих группах, он играл уже под таким именем. А их было немало: Garbage, Ozzy Osbourne, Slash, Avril Lavigne, Rob Helford и многие другие. Джон сотрудничает с гитарными брендами, выпустил несколько именных моделей своих гитар. Самое интересное в его творчестве – необычный микс блюграсса, кантри, рока и все это может присутствовать в одной песне!

Buckethead

Экспериментальный рок
Брайн Патрик Кэрролл, более известный под псевдонимом Бакетхед, виртуоз гитарной игры и американский музыкант. Один из самых продуктивных музыкантов в мире. У него более чем 40 студийных альбомов, более 50 релизов. Он записывался со многими музыкантами в очень разных стилях. Очень примечателен образ рок исполнителя – на его голове ведро из-под курицы из фаст-фуда KFC, с надписью Funeral (похороны). Лицо скрыто белой театральной маской. В своем выступлении, он не только играет на гитаре, но и показывает приемы с нунчаками, исполняет танец робота и дарит своим слушателям игрушки, прямо со сцены. К экстраординарному образу прилагается «легенда», что его воспитали курицы, и потому его миссия – «предупреждать людей о непрерывном курином холокосте в фаст-фудах по всему миру». Все его странности перекрываются его мастерством. Помимо гитары Брайн играет на басе, укулеле, пианино, синтезаторе, мандолине, банджо, скрипке – все эти инструменты для Кэрролла являются «развлечением». Также, запомнился саундтреком к фильму — Mortal Combat 2.

Animals as leaders

Прогрессивный рок, фьюжн-рок
Animals as leaders – прогрессивная музыкальная группа из Соединенных Штатов, была основана в поддержку гитариста Тосина Абаси – виртуоза гитары. Новелла Дэниэла Куинна «Измаил», написанная на тему антропоцентризма (воззрение, согласно которому, человек центр вселенной), вдохновила группу именно на такое название. Ломаные рифы, нестандартные размеры и множество стратегических решений в плане звука, делают группу новаторами и пионерами в своем жанре, которые несмотря ни на что, не останавливаются и продолжают развиваться.

The Stooges

Гаражный рок
Группу основал всемирно известный Игги Поп, который стал на вокал, бас доверили Дейву Александру, а братьям Эштонам – Рону и Скотту достались гитара и ударные. Первое выступление состоялось в 1967 году, в Хэллоун, в Мичиганском Университете. Изначальное название — Psychedelic Stooges. Первый альбом спродюсирован Джоном Кейлом из Velvet Underground. Группа после этого чуть не развалилась — коллектив повально подсел на наркотики. Но, несмотря на долгие разбирательства, затяжные проблемы с наркозависимостью у Игги Попа, все-таки группа стала культовой и в 2010 году ее внесли в Зал Славы рок–н–ролла. 22 июня 2016 группа прекратила свое существование, поскольку за предыдущие десять лет «на тот свет» отправлялись практически все участники группы. Последний альбом выпущен в 2013 году, под названием «Ready to die».

Dream Theater

Прогрессивный рок
История одной из самых интересных групп современности, берет свое начало еще в далеком 1985 году, когда приятели Джон Маянг и Джон Петруччи решили при поддержке барабанщика Майка Портного, собрать свой коллектив. В качестве вокалиста был взят Крис Коллинс, а для игры на клавишных взяли Кевина Мура. Новоиспеченный состав, забросил учебу в колледже Беркли, чтобы начать свою музыкальную карьеру. Их первые композиции были похожи на группу Rush, что не остановило их, поскольку они всегда стремились к полноте оригинальности композиции. На сегодняшний день выпущено множество сильных альбомов, каждый участник коллектива виртуозно владеет инструментом, а их концерты сравнивают с походом в оперу по сложности исполнения партий.

Tool

Арт рок
Группа основана в 1990-х, в Лос — Анджелесе, изначальным направлением был гранж, позже стали одной из самых прогрессивных групп современности. Им трижды вручали «Грэмми», они долгое время занимали позиции лидеров на мировой сцене. Из-за технически сложных и долгих произведений, вкупе с текстам-посланиями о непрерывном личностном развитии, группа имеет славу ведущего коллектива и одного из пионеров жанра прогрессивных групп. Состав группы Адам Джонс, Пол Д’Амур, Мэйнард Джеймс Кинэн и Дэнни Кэйри. Лирика группы – агрессивное политизированные тексты, с налетом мистики, это обусловлено, тем, что участники группы стараются обнажить язвы общества и донести о несостоятельности системы. При этом один из участников коллектива состоял в масонской ложе, а другой занимался йогой и гипнозом.

Led Zeppelin

Хард рок
Создателем легендарной группы был Джимми Пейдж, который работал сессионным гитаристом, но ему это надоело и он решил основать собственную группу. Вскоре к нему присоединился Джон Пол Джонс (бас гитара), Роберт Плант (вокал) и Джон Бонэм (барабаны). Группа была названа New Yardbirds. Но вскоре, они сменили название на Led Zeppelin, напоминая о фразеологизме «to go down like a lead balloon», что означает провалиться, с треском. Но ироничные настроения группы не дали им избежать успеха. Группа классифицировала свою музыку как тяжелый блюз с рок-н-рольными элементами. Фанаты всегда хотели от группы тяжелого и напористого звучания, но музыканты не шли ни у кого на поводу, и записывали много полуакустических композиций. Некоторый период группу преследовали неприятности – у Планта умер сын, а Джон Бонэм умер от передозировки алкоголя. После смерти Бонэма, группа заявила о распаде, потому что всегда рассматривали себя, как единое целое. Сейчас участники занимаются сольной карьерой.

Pink Floyd

Психоделический арт-рок
В 70-х появился коллектив мирового масштаба –Pink Floyd. Их главным достоянием считалась помпезные шоу, акустические вставки и злободневные тексты, которые надолго врезались в память. Они продали более 75 миллионов пластинок по всему миру. Изначально, в группу вошли Роджер Уотерс, Ричард Райт и Ник Мейсон. Уже потом, к ним присоединился главный идеолог группы — Сид Баррет. Группа создала много успешных песен и записывала психоделические видео. Сид Баррет, со временем, становился все более и более замкнутым и потом отошел от дел. Именно ему группа посвятила песни «Shine on your crazy diamond» и «We wish you were here». После ухода Баррета, в группу приходит Девид Гилмор. Успешно функционируя до 1994, группа распадается из-за разногласий. Но в 2005, забыв о распрях и разногласиях, они объединяются, чтобы отыграть на шоу «Live 8», что борется с проблемой нищеты. Группу по праву считают отцами психоделического рока.

The Doors

Блюз рок
Коллектив носит название от книги Олдоса Хаксли – «Двери восприятия». Группа в 1965 году основана Рэем Манзареком и Джимом Моррисоном, добрав остальной состав, они приступили к записи песен. Выступая в клубе, в плане музыки они были дилетантами, и почти каждый раз руководство клуба говорило, что это их последнее выступление, сопутствовало тому и поведение Моррисона на сцене – часто он был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Но каждый «последний раз» был не последним, поскольку у группы была армия фанаток, которые хотели видеть «того длинноволосого парня, что пел». Моррисон позволял себе все, он выходил на сцену и говорил — «I am the lizard king. I can do anything.». Поднабрав опыта в клубах, группа записала первый альбом, который стал мультиплатиновым, потом каждый их альбом становился шедевром. Группа распалась когда Джима нашли в ванной отеля, умершего от сердечного приступа. Музыка Doors звучит очень необычно и свежо даже сейчас.

The Jimi Hendrix Experience

Эйсид рок
Американо-британская группа, прославившаяся своими гитарными рифами и соло, инновационными идеями и знаменитыми песнями. Центральной фигурой коллектива был Джимми Хендрикс – основатель идеолог и автор всех песен. Ему помогали Ноэль Реддинг (бас гитара) и Митч Митчелл (ударные). Год основания группы – 1966, распалась группа через три года, в 1969 после ухода бас гитариста. Группа была возрождена в 1970, когда на бас взяли Билли Кокса. У фанатов группа имела неофициальное название The Cry of Love. Постоянные эксперименты со звуком и непрекращающиеся развитие Джимми с гитарой, выводили группу в фавориты чартов. В 1992 году группа попала в зал славы рок–н–ролла. Часто альбомы записанные группой считают сольным творчеством Хендрикса, поскольку он был ключевой фигурой психоделической музыки на то время. Он по праву занимает первое место в списке лучших гитаристов за всю историю музыки.

Alice in Chains

Хард рок
Коллектив, образованный в Сиэтле, самом сердце гранжа, Лейном Стейли и Джерри Кантреллом, в начале девяностых. Группа входит с Nirvana, Soundgarden и Pearl Jam, в четверку лучших гранж коллективов на все времена. Всего они выпустили 5 полноформатных альбомов, 3 мини альбома, 2 альбома с концертов и 2 сборника видео о группе. По миру разошлись 35 миллионов копий альбомов и это только официально. Стиль группы тяжело охарактеризовать, от альбома к альбому звучание менялось: сначала был хард-рок, с примесью глэм-рока, кантри и блюза, однако потом они зазвучали тяжелее приближаясь к альтернативному металлу. Тягучие рифы Кантрелла и гипнотический голос Стейла сочетаются в песнях как единое целое. После смерти Лейна Стейли от передозировки наркотиков (на момент смерти при росте 180 см, он весил 39 килограмм), группа приостановила свою деятельность на долгий период. С приходом Уильяма Дюваля в 2006 году, группа восстановила свое творчество и сейчас ездит по миру с гастролями.

Арт-рок (art-rock – от англ. art – «искусство») представляет собой сочетание элементов рока, академической музыки (классической и современной) и джаза, а также различных национальных музыкальных культур. Наряду с арт-роком, употребляются такие понятия, как прогрессивный рок, симфо-рок, классик-рок, барокко-рок, техно-рок и другие, однако они представляются более узкими или, напротив, более расплывчатыми.

Арт-рок берет свое начало в среде лондонского андерграунда второй половины 1960-х годов, в недрах британской психоделики с ее интересом ко всему интеллектуальному, философскому, утонченному, экспериментаторскому. Истоки арт-рока можно найти в позднем (1965 – 1970) творчестве «The Beatles», которые много экспериментировали со звучанием отдельных акустических инструментов и целых симфонических составов, одними из первых применили богатые возможности синтезатора, а также оригинальные саунд-эффекты и способы звукозаписи, усложняли форму композиций, использовали цитаты из классики.

Непосредственно на пороге формирования стиля арт-рока как такового стояла британская группа «Moody Blues», одна из первых (наряду с «The Beatles») использовавшая возможности симфонического оркестра. В числе первых арт-групп следует назвать «Procol Harum» (своеобразным манифестом арт-рока стал их альбом 1967 года, где в композиции «A Whiter Shade Of Pale» процитирована тема Баха). В то же время некоторые из крупных представителей арт-рока не сразу определились со стилем – так, первый экспериментаторский альбом «Pink Floyd» («The Piper At The Gates Of Dawn», 1967) был с явным электронно-психоделическим уклоном, дебютный диск «Jethro tull» («This Was», 1968) был выдержан в блюзовой стилистике.

Как самостоятельное направление арт-рок оформился к 1968 – 1969 годам в Англии, когда вышли первые альбомы «Nice» («The Thoughts Of EmerList And DavJack»), «Caravan», «Soft Machine», «Yes» (одноименные) и «Van Der Graaf Generator» («Aerosol Gray Machine»), а также дебютные работы «Genesis» («From Genesis To Revelation»), «King Crimson» («In The Court Of The Crimson King») и др.

В 1970 году увидели свет первые (одноименные) альбомы английских групп «Gentle Glant», «Supertramp», голландской «Focus» («In And Out Of Focus») и др. Среди более поздних представителей арт-рока можно назвать британские группы «Roxy Music», «Camel», «Be-Bop Deluxe», «Sky», «Asia», а также англо-французскую «Gong» и немецкую «Eloy», американскую «Kansas» и др.

Примерно в то же время становятся самостоятельными направления, сформировавшиеся по территориально-идейному принципу (кентерберий-ский рок, немецкий краут-рок). Однако в них по-прежнему жили традиции арт-рока, т. е. применение ор-кестрово-акустических инструментов, обращение к классике, в некоторых случаях выражающееся в использовании цитат, фрагментов чужих произведений, а иногда и в полной переработке старых сочинений на новый лад. Кроме того, арт-рокеры в своей собственной музыке применяли выработанные академической традицией приемы изложения и развития музыкального материала (полифонические, элементы сонатной разработки и др.), а также классические формы и жанры (среди них – фуга, сюита, соната, симфоническая поэма, опера).

« The Beatles»

В начале 1970-х годов складывается жанр концептуального альбома, своеобразной «большой формы» в роке, объединяющей музыкальный и поэтический материал в единое целое с помощью лейтмотивов, реприз, сквозного драматургического развития (пионерами здесь тоже стали «The Beatles» с их альбомом «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», 1967).

«Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band»

Обложка альбома « The Beatles»

Первая половина 1970-х годов была временем расцвета стиля, его классическим периодом. Однако уже в конце 1970 – начале 1980-х годов арт-роковое движение пошло на убыль. Несмотря на высокие художественные достоинства, арт-рок оставался музыкой достаточно элитарной. Он не был связан с какой-либо социальной платформой, не являлся способом самовыражения для молодежи, как рок-н-ролл и панк-рок, не отличался такой демократичностью, как хард-рок и блюз. В конце концов, не выдержав напора панка и диско, арт-рок, как и многие другие направления 1970-х годов, уступил место новым музыкальным стилям.

«The Wall» Обложка альбома «Pink Floyd»

Последней крупной работой в арт-роке 1970-х годов можно считать двойной альбом «The Wall» (1979) группы «Pink Floyd», последним крупным арт-коллективом, появившимся во второй половине 1970-х годов – британскую группу «UK», просуществовавшую всего лишь около двух лет.

Многие арт-группы либо распались, либо изменили свой стиль в соответствии с новыми веяниями. В начале 1980-х годов арт-рок испытывал настоящий кризис. Из пионеров данного направления в музыке лишь «Pink Floyd» продолжали придерживаться прежней стилистики, однако и их творческий путь после выхода альбома «The Final Cut» (1983) временно прервался. Остался верен принципам арт-рока (вплоть до настоящего времени) и Питер Хэммилл, бывший лидер группы «Van Der Graaf Generation», ныне работающий сольно. Вместе с тем традиции арта продолжали развиваться в рамках движения «Rock In Opposition» (группа «Unimers Zero» и др.).

Сегодня в сфере арт-рока успешно работают не только гранды, но и новые проекты («Anekdoten», «Ars Nova», «The Flower Kings» и др.). Влияние арт-рока ощущается в самых различных направлениях: от постпанка до индастриала, от металла до готики и даже в поп-музыке.