Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Аргументы из литературы по направлению «Смелость и трусость.

Аргументы из литературы по направлению «Смелость и трусость.

Человек всю жизнь ведет борьбу со своими страхами. Их преодоление помогает достигнуть новых жизненных высот, а также получить высокое определение «смелый». В противном случае перед тобой постоянно стоят какие-то ограничения, что-то мешает и не дает раскрыться, а ты просто трус. Тема смелости и трусости, борьбы со своими страхами и ее исход интересовала многих писателей. Не стал исключением и Л.Н. Толстой, отразивший в своем главном романе множество важных нравственных тем, включая эту. В этой статье мы перечисляем аргументы по направлению «Смелость и трусость» из произведения «Война и мир».

1) Примером истинной смелости может служить второстепенный, но яркий персонаж – штабс-капитан артиллерии Тушин. В обычной жизни это скромный и застенчивый человек с невероятно добрыми глазами. В бою он приобретает решительность, смело принимает командование и берет на себя ответственность. Во время Шенграбенского сражения батарея под руководством Тушина совершила настоящий подвиг: бойцы подожгли деревню Шенграбен, французы отвлеклись, начав ее тушить, а русские войска смогли отступить. Но о батарее забыли, не дали приказа об отступлении, она осталась под обстрелом неприятеля. Тушин не нарушил приказ, не бежал, деятельно поддерживал своих подчиненных, а не прятался за их спинами. Капитан не выставляет свои действия как подвиг, он просто принимает решения, соотносимые с его понятиями о чести и нравственности. В бою нужно сражаться до конца – считает Тушин. Это ли не настоящая смелость?

2) Среди штабных военных и свиты командующих редко найдутся смелые люди, иначе бы они шли в бой. Жерков, адъютант Багратиона, оказался именно таким трусом. Герой вел себя как шут, строил гримасы, передразнивал людей за глаза, пытаясь развеселить всех, чтоб выслужиться, неудивительно, что и в решительную минуту он выбрал свои интересы. В Шенграбенском сражении Жерков получил важнейший приказ: передать левому флангу приказ об отступлении. Но этот герой ехал в нужную сторону, видел, что опасно, что там не поможет его пародийный талант, и возвращался обратно. Из-за Жеркова погибло много людей, без поддержки оказалась батарея Тушина и рота Тимохина. Трусость может приносить вред не только самому человеку, но и оказаться опасной для окружающих, вот почему ее надо в себе искоренять.

3) Трусость и смелость могут проявляться не только в военной, но и мирной жизни. Анатолий Курагин представляет собой роскошную, одетую в красивую обертку, трусость. Он знатный, богатый, красивый, получивший хорошее образование, однако это глупый, развратный повеса, которого интересуют только веселье и женщины. В отношении них и проявляется его трусость в большей степени. Он тайно женат на неизвестной польской девушке, но ему страшно в этом признаться в обществе, а особенно Наташе Ростовой, которую он чуть было не обольстил. Тайные встречи, побег, тайная женитьба – все эти факторы уже настораживают и показывают его душевную бедность и нежелание отвечать за свои поступки. Трусость – верный спутник подлости, это видно на примере Анатоля, вот почему важно бороться с этим качеством.

4) Андрей Болконский – один из любимых героев Л.Н. Толстого, поэтому он сочетает лучшие качества человека, хоть и не лишен недостатков. Андрей на войну с Наполеоном в 1805 году буквально бежит, спасаясь от удушливого света, неудачной женитьбы, разочарования в жизни. Герою нравился Наполеон, он хотел прославиться подобно ему, дождаться «своего Тулона», как у кумира. Болконский мечтал повести за собой войско в безнадежный бой и привести к победе. И он действительно попытался, взял знамя и устремился вперед, презрев страх и чувство самосохранения. После этого герой был тяжело ранен, а родные думали, что он погиб. На примере Андрея читатель понимает, что смелость – это положительное качество, но она не должна переходить в безрассудство, а подвиг не должен быть совершен во имя себя.

5) Наташа Ростова – одна из главных героинь романа. Она сочетает в себе лучшие, по мнению Л.Н.Толстого, женские качества: понимающая, живая, умеющая слушать (хоть и не всегда понимать). Тем не менее, героиня обладает твердостью, силой воли, настойчивостью и смелостью в трудных ситуациях. Такой ситуацией была для девушки Отечественная война 1812 года. Когда семья бежала из Москвы, Наташа взяла на себя ответственность за все: помогла перевезти раненых, стала ухаживать за умирающим князем Андреем Болконским. Она не совершала подвигов, не вела за собой войска, но ее поступки не менее смелы. Ведь не каждый сможет задержаться ради незнакомых людей под угрозой смерти, видеть, как умирает человек, а ты не можешь помочь – нужно много отваги. На примере Наташи читатель понимает, что смелым можно быть не только на поле сражения, но и в обычной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Эрнест Ренан

Существуют такие формы человеческого поведения, которые всегда были присущи определенной части людей и от которых при всем желании невозможно отказаться, не изуродовав при этом саму природу человека. К одной из таких форм мы можем отнести трусость, которая в той или иной мере присуща всем здоровым людям, но у некоторых из них может выделяться особенно сильно и поэтому вызывать к себе негативное отношение. Безусловно, трусость – неприглядная форма поведения и часто вредная для того, кто ее демонстрирует. Считается, что быть трусом плохо, потому что такого человека одолевает страх, который либо толкает его на глупые поступки, либо наоборот, сковывает его действия. Но в этой статье я не буду столь категоричным по отношению к этому виду душевной слабости, а взгляну на нее более широко, чтобы увидеть в ней и показать вам, положительные и даже полезные стороны. Именно такой подход к этой форме поведения и состоянию ума, позволял и позволяет мне помогать людям, обращающихся ко мне за помощью с данной проблемой. Надеюсь, эта статья также поможет кому-нибудь, кто в этом нуждается, по-новому взглянуть на свою трусость, чтобы использовать ее себе во благо, в тех случаях, когда невозможно стать немного смелее.

Что такое трусость?

Вкратце о том, что такое трусость. Трусость – это неспособность справляться со своим страхом, не умение переступать через него, когда это необходимо. Или еще можно сказать, что это не умение грамотно реагировать на страх. Допустим, есть какая-то ситуация, когда можно и нужно поступить определенным образом, чтобы решить проблему, задачу и чего-то избежать или что-то получить, а человек действует иначе или вовсе бездействует, из-за своей трусости. То есть, по сути, он ведет себя не совсем адекватно сложившимся обстоятельствам и поэтому лишает себя определенных возможностей или не решает важные проблемы, тем самым только усугубляя их. Но, надо также заметить, что в некоторых ситуациях трусливое поведение может помочь человеку избежать ненужных неприятностей и опасностей, оно уберегает его от лишних проблем. Ниже я объясню, о каких именно ситуациях идет речь.

Отношение к трусости

Первым делом скажем, что трусость в нашем обществе необоснованно презирается, порицается и представляется исключительно как слабость. Это, я вам скажу, не совсем объективная, с точки зрения природы, позиция людей по отношению к этой форме человеческого поведения, она больше культурная, ведь нам с детства внушают, что быть трусом плохо. Конечно, трусливые люди чаще всего не очень хорошо устраиваются в жизни, поэтому сложно углядеть в их отношении к ней какие-то позитивные моменты. Однако трус, совсем необязательно является слабым человеком, который никогда ничего не добивается из-за своего трусливого поведения. Он может применять эту модель поведения для избегания различных угроз, убегания от опасностей, трудностей, проблем, вместо борьбы с ними, ради своего выживания и благополучия. Он даже может таким образом отстаивать свои интересы. Тут просто надо помнить о том, что трусом движет страх, а это очень мощный стимул, и если подключить к нему голову, то можно придумать массу выгодных комбинаций в качестве ответа на различные вызовы, которые бросает нам жизнь и другие люди. Там, где смелый может действовать безрассудно, трусливый человек проявит осторожность и осмотрительность, и не подвергнет себя неоправданному риску. Так что в каких-то ситуациях трусливое поведение помогает, а в каких-то мешает. Главное, не просто чего-то бояться и в результате этого поддаваться воздействию эмоций, а перебирать различные комбинации своих действий, в ответ на то, что вызывает страх – вот что важно уметь делать трусливым людям. Боишься лезть в гору – обойди ее. Тебе не обязательно преодолевать страх – тебе важно добиться нужного результата.

А негативное отношение к трусости объясняется тем, что люди не любят тех, кто не берет ответственность за решение каких-то проблем на себя, кто не рискует своими интересами, здоровьем и даже жизнью в борьбе с различными угрозами, что означает, что это придется делать им, этим людям. А ведь не хочется. Хочется, чтобы кто-то другой был героем в опасных и трудных ситуациях, а ты просто извлекал из этого пользу. Поэтому смелое, но опасное, рискованное поведение одобряется, а более осмотрительное и осторожное поведение, воспринимаемое, как трусливое, порицается. Это неосознаваемый в большинстве случаев момент в отношении людей к трусости, он связан с эгоистическими интересами человека, который хочет, чтобы кто-то другой решал за него различные проблемы и чем-то жертвовал. К примеру, если вы со связкой гранат бросаетесь под танк – вы герой, смелый человек, вас, а точнее ваше поведение, восхваляют. Почему? Потому что вы это сделали, вы пожертвовали своей жизнью ради других людей, значит им не придется этого делать – расставаться со своей жизнью. А вот трус, делать этого не станет – он будет спасаться сам. Значит кому-то другому придется делать это за него – жертвовать своей жизнью ради других. Естественно, никому этого делать не хочется, поэтому трусливых людей выставляют в негативном свете. Такие вот, если так можно выразиться, шкурные интересы у нас стоят на кону, в вопросе осуждения трусости. Все дело в нашем эгоизме.

Вы можете спросить, как же так люди могут восхвалять смелость в других, ради своих эгоистичных интересов, не осознавая этого, если почти каждый человек хочет, чтобы в нем самом видели смелую, сильную, мужественную личность. Тут, друзья, надо различать желание людей выглядеть смелыми, сильными, мужественными и их способность такими быть. Безусловно, есть и всегда были люди, которые поступают смело, рискованно, проявляют отвагу и мужество и за это получают определенную награду, а вместе с ней признание и уважение со стороны других людей. Но далеко не всегда смелость приводит человека к победам, гораздо чаще к ней приводит хитрость. Не смелость, я считаю, а хитрость города берет. А потом уже, когда человек придет к определенному успеху, чего-то добьется, он начинает сочинять о себе красивые легенды, выставляя себя в самом благоприятном свете. Нередко так поступают трусы, которые с помощью хитрости и коварства смогли в чем-то преуспеть, к чему-то прийти, например, к власти. Или человек может выставлять себя героем, по сути, таковым не являясь, но поскольку доказать обратное не представляется возможным, то он может рассказывать о себе много всего хорошего. Например, пока одни под пули и танки бросались, другие отсиживались в штабах, отлеживались в госпиталях, а потом, когда все улеглось, начали травить байки о том, какими смелыми и отважными они были и сколько геройских поступков совершили. Здесь не истина играет важную роль, а красноречие и умение складно врать. Так что, хотеть быть смелым и мужественным и быть таковым, совершенно разные вещи. И именно поэтому большинству людей хочется выглядеть смелыми, но каштаны из костра путь таскают другие.

Есть и другая причина негативного отношения людей к трусости – это их собственная трусость, которая мешает им отстаивать свои интересы. Ведь в других людях мы часто презираем то, что ненавидим в самих себе. А собственная слабость нам особенно неприятна, к ней мы чувствуем генетическое отвращение. Хотя, те, другие люди, могут вообще не беспокоиться из-за тех проблем, которые мешают нам и которые мы видим в ним. Грубо говоря, если вы трус и вам из-за этого плохо, то это совсем не означает, что другому трусу так же плохо, как и вам. Он может быть всем доволен и ему совсем не хочется становится смелее, он и так научился хорошо решать свои проблемы. Вы можете его презирать, видя в нем свое отражение, но это будет исключительно ваша позиция, ваше видение другого человека.

Про убеждения, которые могут не иметь реальных подтверждений в жизни и вовсе говорить нечего. Человека можно убедить в чем угодно, в этом его слабость и сила. Если вам с детства внушали, что трусом быть плохо, то вам надо поискать в ней, в трусости, что-то хорошее, полезное, нужное, как я это делаю в этой статье, чтобы сформировать свое собственное отношение к ней. Тогда может прийти понимание того, что, да, трусом быть плохо, в некоторых ситуациях. Но бывают и такие ситуации, когда трусом быть нужно или приходится. Ведь, к примеру, если вас обвинят в трусости из-за того, что вы не хотите спрыгнуть с моста в реку, хотя другие это делали, а вы даже плавать не умеете, то честное слово, вам лучше признать свою трусость, чем попытаться ее опровергнуть, решив сделать то, к чему вас призывают. Такая смелость вам ни к чему. Запомните, как когда-то я это сделал – в этой жизни есть результативное и безрезультативное поведение, одно приводит к победам и успеху, другое к поражениям и неудачам. А смелое оно или трусливое, правильное или неправильное, хорошее или плохое, с чьей-то точки зрения, это менее значимые факторы для его оценки.

Смелость и трусость

Вышесказанное, разумеется, не означает, что трусость полезна и нужна, и что с ней нужно мириться, не пытаясь стать более смелым. Просто здесь нужно понять, тем, кто из-за нее страдает, что и с ней можно добиваться своих целей. И когда люди обращаются ко мне с такой проблемой, когда они жалуются на свое трусливое поведение, которое мешает им нормально жить, я всегда смотрю на их возможности, на имеющийся у них жизненный опыт, на их сильные и слабые стороны, перед тем как предлагать им различные варианты решения этой проблемы. Не все люди могут просто взять и стать смелыми и мужественными, даже постепенно и даже при хорошем наставничестве и должном старании. Я бы даже сказал, многие этого не могут сделать. Поэтому одним нужно учиться вести себя смелее в одних ситуациях, другим в других, а третьим и вовсе удобнее приспособить свою трусость к своим желаниям и потребностям, чтобы, как было сказано выше, искать различные варианты достижения своих целей, не борясь со своей трусостью, а используя ее в качестве мотивации и обходя с ее помощью острые углы.

Например, некоторые люди не могут вести себя смело в конфликтных ситуациях и учитывая их психические возможности, не должны этого делать, чтобы не усугублять своего положения. Потому что их характер не позволяет им быть такими, какими они в идеале должны быть в конфликтах. Они не смогут долго исполнять неестественную для них роль, не смогут отвечать ударом на удар. Поэтому, чтобы не ломать себя и не тратить уйму времени на освоение не подходящей им роли смелого, наглого, сильного, а когда это нужно и агрессивного человека, им проще прибегнуть к разного рода хитростям и с их помощью добиться своих целей. Поэтому я никогда не стремился всех, кому помогал справиться с трусостью, сделать, так сказать, крутыми, потому что все крутыми быть не могут. Но вот стать более результативными, успешными, практичными могут все. А если ты, будучи трусом, тем не менее достигаешь своих целей, то чего тебе из-за нее переживать, просто делай то, что можешь делать и получай за это определенную награду. Главное, не раскисать, не бездействовать. Трусость нужно дополнять гибкостью ума, чтобы не проигрывать из-за нее.

Конечно, в долгосрочной перспективе любого человека можно изменить до неузнаваемости, работая с ним грамотно, настойчиво, индивидуально. Но надо понимать, что под долгосрочной перспективой мы можем рассматривать очень длительный срок. Поэтому гораздо разумнее учиться в первую очередь обходиться тем, что уже имеешь, даже если это неприглядная трусость, вынуждающая тебя всего бояться.

А если говорить о смелости, то, бесспорно, она чаще приносит пользу тому, кто ее проявляет, по сравнению с трусостью. Но надо понимать, что смелость и трусость – это разные стороны одной медали. Быть всегда и везде смелым тоже плохо, можно здорово пролететь в тех ситуациях, в которых смелое поведение попусту неуместно. Поэтому здесь дело больше в оценке человеком той или иной угрозы, опасности, риска, а не в модели поведения. Просто быть смелым, без учета внешних факторов и своих возможностей, значит быть безрассудным. Таким образом получается, что одна крайность вынуждает людей бояться всего, а другая, не бояться ничего, что может привести к абсолютно неоправданному риску и потери всего и вся. Следовательно, проявить трусость или смелость и при этом выиграть от того или иного своего решения, может человек, который умеет оценивать риски, который понимает свои возможности и главное, умеет контролировать свое состояние, а не действует по привычке. Но это с точки зрения ума. А вот с точки зрения эмоций и чувств, коими большинство из нас в большинстве случаев руководствуется, поведение человека является менее контролируемым и обдуманным. Оно в большинстве случаев шаблонное, основанное на годами формировавшихся привычках. Поэтому, я иногда вижу, что человек на самом деле не трус, но считает себя таковым просто потому, что когда-то привык себя так вести, как ведут себя трусы, привык бояться, хотя бояться ему нечего, привык отступать, хотя вполне может отстаивать свои интересы в определенных ситуациях. Иными словами, некоторые люди недостаточно хорошо себя понимают и поэтому испытывают проблемы с той же трусостью, или со смелостью, если она у них безрассудная.

Чтобы лучше понять, почему иногда люди ошибаются на свой счет, давайте поговорим о том, что делает людей трусливыми и как потом это их состояние души, ума и тела становится для них привычным.

Что делает людей трусливыми?

Итак, что делает людей трусливыми и как потом изменить эту поведенческую и мировоззренческую модель отношения к жизни, приведя ее к более адекватному и эффективному состоянию? Здесь, друзья, необходимо понимать, что человек всегда придерживается такой модели поведения, которая в большинстве случаев позволяет ему что-то получить или чего-то избежать. Если говорить упрощенно, то получить человек хочет удовольствие, а избежать боли. И он прощупывает границы своих возможностей, границы дозволенного, с помощью той или иной модели поведения. Обычно, изначально, это эгоистичная модель поведения, проявлением которой является наглость, агрессия, капризы, призывающие других людей во что бы то ни стало сделать так, как хочется человеку. И если такое наглое, агрессивное, напористое поведение позволяет ему добиваться своих целей, тогда, естественно, он будет так постоянно себя вести, пока что-то или кто-то его не остановит, дав ему понять, что не все в этой жизни можно получить именно таким образом.

А в нашем случае речь идет о трусливом поведении, к которому человек прибегает вынуждено. Это потому, что большая часть его попыток проявить смелое, мужественное и инициативное поведение оканчивалось неудачей. Жизнь и другие люди наказывали его за смелость, поэтому он вынужденно избрал такую модель поведения, которая позволяет ему избегать боли, бороться со страхом и даже что-то получать от этого мира. Трусость помогает трусу выживать. Адекватна она или нет, это уже другой вопрос.

Поэтому, если этот мир так или иначе человека ломал и подавлял, не позволяя ему быть смелым, активным, мужественным, наглым, агрессивным, то ему только и остается, что быть трусом, который хоть как-то может себя защитить от различных угроз, хоть каким-то образом может добиться своих скромных целей, подстраиваясь под обстоятельства. Подумайте, а что еще можно в таком случае сделать, как подстроиться под этот мир, если не с помощью трусости? Если в жизни человека было очень много насилия, жесткости, боли, страданий, из-за которых он постоянно испытывал страх, если у человека нет внутреннего стержня, который сам по себе не появляется, его нужно развивать, если этот человек не имеет возможностей демонстрировать смелое поведение, потому что оно приведет его к гибели или очень серьезным проблемам, то какой смелости от него можно ждать? Попробуйте, к примеру, проявить смелое поведение в ситуации, когда всех несогласных ставят к стенке и расстреливают, чего вы добьетесь? Геройской смерти? А кому она нужна? Ведь главная задача человека в этом мире – выжить, а не погибнуть с гордо поднятой головой.

Поэтому, все зависит от того, как складывалась жизнь человека, как к нему относились другие люди, особенно близкие, что ему позволяли делать, а в чем ограничивали, испытывал он насилие на себе или нет и так далее. Трусливых людей жизнь не обязательно ломает, она их может учить тому, как жить в тех или иных условиях, когда твои возможности ограничены, когда ты не можешь бороться с теми или иными силами. Там уступил, тут уступил, от этого убежал, с тем не стал связываться, здесь поступился своими интересами, лишь бы не накалять ситуацию – так ведет себя трус. Он не боец по своей натуре, потому что в нем не развиты навыки бойца, его характер не закален, и он не обладает необходимыми бойцовскими качествами. Точнее, качествами бойца он обладает, но они в нем задавлены. Вот и живет человек так, как умеет, как привык жить, предпочитая борьбе бегство, а стойкости уступки. От природы он не трус, просто жизнь его складывалась так, что смелость, мужество, агрессивность, он просто не потянет, ни физически, ни морально. Собственно говоря, все здоровые люди, в определенных ситуациях могут проявить трусость. Никто, находясь в здравом уме, не может быть всегда и везде сильным и смелым, это невозможно. Иногда приходится и даже надо струсить, чтобы избежать каких-то, крайне негативных последствий или что-то получить, в чем-то преуспеть. Например, желая продвинуться по карьерной лестнице, по службе, человеку нужно уметь подстраиваться под вышестоящего, а не конфликтовать с ним.

Так что в основном агрессия и жестокость людей, делают человека трусливым. Реже, на это влияют болезни, когда человек чувствует свою физическую и духовную слабость и поэтому предпочитает не лезть на рожон и не прыгать выше головы, понимая, что это дорого ему обойдется. И еще внушения могут сделать из человека труса – это своего рода промывка мозгов, когда, к примеру, можно запугать человека какими-то страшилками, скажем, религиозного характера и таким образом заставить его бояться наказания за те или иные свои поступки. Так человек может стать трусливым, не сталкиваясь с реальным насилием над собой, а лишь воображая его себе.

Чтобы помочь человеку встать на другой путь – на путь смелого, сильного, уверенного в себе человека – нужно постепенно приучить его к этой, новой для него модели поведения, показав ему ее практичность, эффективность, работоспособность, а главное, доступность для него, чтобы человек верил в то, что сможет потянуть более смелую жизнь. Но прежде, если человек живет страхами, которые его подавляют, надо его от них избавить. Для этого нужно разложить в хронологическом порядке все этапы формирования его личности, чтобы увидеть, когда и как закреплялась его нынешняя, трусливая модель поведения и понять, ответом на какие внешние факторы она стала. Многое человеку, возможно, нужно будет переосмыслить, чтобы не бояться того, чего он привык бояться, к чему-то ему нужно будет изменить свое отношение, чтобы не беспокоиться и не нервничать, а на что-то, на какие-то страхи, ему необходимо будет найти более достойные ответы.

Например, трусливый человек может избегать принятия смелых решений в ситуациях, которые на самом деле ничем ему не угрожают и поэтому проявленная в них смелость и решительность – это орешек, который ему в данном конкретном моменте по зубам. Но он этого не понимает, поэтому предпочитает придерживаться привычного поведения, то есть, трусливого, робкого и в конкретном случае абсолютно бессмысленного, потому что он хронический трус, который видит опасность даже в собственной тени. Чтобы понять, какими возможностями он обладает, какую решимость способен проявить и благодаря смелым действиям выйти за рамки привычного поведения, человеку нужен кто-то извне, кто подтолкнет его к решительным действиям, кто, если потребуется, заставит его быть смелым в нужный момент. И когда он благодаря этой посторонней помощи совершит необходимые действия и увидит, что ничего страшного не произошло, а наоборот, все сложилось очень даже удачно для него – он победил, добился успеха, за счет проявленной смелости, то это будет его первый шаг на новом пути – пути смелого человека. Сделав несколько таких шагов, обязательно успешных, он закрепит новую модель поведения в своем уме и потом сможет ее развивать, проявляя смелость в тех случаях, когда это уместно, когда это в его силах.

Есть еще один важный момент в этом вопросе. Некоторые люди могут бояться того, что и так постоянно делают, только по принуждению, когда кто-то их заставляет перешагнуть через свой страх и совершить смелый, отважный поступок. То есть, они смелые только тогда, когда рядом с ними есть другой человек, как правило сильный, смелый, уверенный в себе, умный, который их поддерживает и направляет, или просто заставляет что-то делать. В результате они смелые не сами по себе, а благодаря кому-то. От такой зависимости тоже необходимо избавляться, иначе полностью трусость не преодолеть. Поэтому нужно добиваться того, чтобы человек был смелым по собственной инициативе, ставя его перед выбором: проявить смелость или струсить в определенной ситуации. Разумеется, эти определенные ситуации должны быть такими, чтобы человеку было по силам действовать в них смело и самостоятельно, не нуждаясь в посторонней помощи и поддержке. Тогда он станет более самостоятельным в этом деле.

Такой выбор, надо заметить, жизнь постоянно ставит перед каждым из нас. Только вот ситуации, в которых он спонтанно возникает, не всегда позволяют нам принимать смелые решения и совершать сильные поступки, чтобы закрепить соответствующую модель поведения. Именно поэтому одни люди получают такой жизненный опыт, который позволяет им быть смелыми, храбрыми, инициативными и уверенными в себе, а другие вынуждены становиться трусами и действовать с позиции слабого человека. Старайтесь, друзья, проявлять смелость почаще, определяя для этого ситуации, в которых она уместна и необходима. От нее больше пользы, чем от трусости. Смелые люди в этой жизни добиваются большего, чем трусливые. Но и не забывайте о том, что быть трусом тоже полезно, когда страх, который вынуждает вас уступать и отступать, сигнализирует о действительно серьезной опасности, на которую именно так и нужно реагировать.

Человек, как и любое живое существо, подвержен страху. Это вполне нормальное явление, в котором находит свое отражение инстинкт самосохранения. Вот только в жизни бывают обстоятельства, которые требуют от человека преодоления этого страха, то есть подавления в себе первобытного инстинкта. Такая задача совсем не из легких, поэтому неудивительно, что люди проявляют трусость. Это понятие и будем сегодня рассматривать.

Что подразумевает под собой трусость?

Трусость - это поведение человека в некой ситуации, когда он отказывается принимать решения или активно действовать из-за страха или других фобий. Трусостью, вне всяких сомнений, движет страх, и это понятие нужно отличать от осторожности или осмотрительности. Однажды В. Румянцев отметил, что трусость - это бегство от возможной опасности без ее предварительной адекватной оценки.

В психологии трусость считается отрицательным качеством. слабость, что не позволяет выполнять должные действия.

Понимание трусости по Феофрасту

Древнегреческий философ Феофраст говорил, что трусость - это душевная слабость, которая не позволяет человеку противостоять своему страху. Трусливый человек легко может принимать утесы скал за пиратские корабли или готовиться к смерти, как только начнут подниматься волны. Если трус вдруг попадет на войну, то при виде того, как гибнут его товарищи, он наверняка сделает вид, что забыл оружие, и вернется в лагерь. Там трус подальше спрячет меч и будет изображать усиленные поиски. Он сделает все, лишь бы не сражаться с врагами. Даже если ранят кого-то из его товарищей, он будет ухаживать за ним, но когда начнут возвращаться воины с поля битвы, вне всяких сомнений, трус выбежит им навстречу, весь вымазан кровью своего товарища и будет рассказывать о том, что собственноручно вынес его из адского боя.

Вот такой яркий пример трусости приводит Феофраст, пытаясь раскрыть суть этого понятия. Но неважно, сейчас или тысячи лет назад, человеческая природа осталась неизменной - трусы ведут себя одинаково.

Трусость и мужество

Чувство страха известно всем людям. Никогда еще не было, нет и не будет человека, который ничего не боится. Вот только одни перед лицом опасности отступают, а другие ломают себя и идут навстречу своему страху. Таких людей принято называть мужественными. Но если человек не поступил так, и спустя время его принуждают окружающие к определенному действию, то вне всяких сомнений, он получит прозвище труса. Неумение и нежелание справиться со своими страхами навсегда поставит на человеке соответствующее клеймо.

Победить трусость непросто. Набраться смелости, проявить храбрость - на такие поступки потенциально способен каждый человек, но если в нем уже крепко укоренилась трусость, он становится ее беспомощным рабом. Трусость делает все, чтобы не проявить себя, это незаметная тень с огромной разрушительной силой.

Можно вспомнить много примеров трусости: друг не заступился за товарища, потому что испугался драки; человек не меняет ненавистную работу, боясь потерять стабильность; или солдат, сбегающий с поля брани. Трусость имеет множество обличий, скрывающихся за правилами.

Ад Данте

В дантовском путеводителе по загробному миру дано классическое описание трусов. В самом преддверии Преисподней столпились безликие души, когда-то они были людьми, пораженными трусостью. Это равнодушные зеваки на пиру жизни, они не знали ни славы, ни позора, и миру не стоит помнить о них.

Если человек, попадая в опасную ситуацию, думает исключительно о бегстве, игнорируя при этом глас разума, он поражен трусостью. Трусость всегда выбирает то, что удобно и безопасно. Не решать проблему, а прятаться от нее - вот основа, на которой базируется понятие трусости.

Последствия

Чтобы спрятаться от жизненных проблем и принятия решений, трусость находит разрядку в увеселительных мероприятиях. Скрываясь за чередой бесконечных пирушек, просмотром смешных видеороликов, трусость постоянно накапливает количество неприятных ситуаций, требующих разрешения. Так к чему приводит трусость?

Если она уже стала проявлением личности, то можно с уверенностью сказать, что такой человек не способен на храбрость или самоотверженность. Он становится робким и пугливым, а еще у него навсегда замолкает совесть. Не испытывают страха только умалишенные. Избегать опасности - это разумный поступок, но убегать от конкретной проблемы - это трусость.

Трус подумает десять тысяч раз, прежде чем принять решение. Его девиз: «Как бы чего не вышло». Следуя этому принципу, человек превращается в настоящего эгоиста, который делает все возможное, чтобы скрыться от угроз внешнего мира. Трусость замкнута в своем одиночестве, а перепуганное эго, которому важнее всего собственная сохранность, готово пойти на любую подлость. Так рождается предательство. В паре с трусостью любой принимает гипертрофированный вид: глупый превращается в неисправимого тупицу, лживый становится клеветником. Вот к чему приводит трусость.

Страшный порок

В большинстве своем трусливые люди жестоки. Они измываются над слабыми, пытаясь тем самым скрыть от общественности свой «пугливый недуг». Скопившуюся злость и обиду трус выплескивает на жертву. Трусливость лишает человека способности здраво рассуждать. Жестокие убийства, что даже бывалых криминалистов бросают в холодный пот, чаще всего совершены под воздействием страха. Вот почему трусость - это самый страшный порок.

Из-за своей чрезмерной пугливости человек может прожить целую жизнь, не узнав, на что он был способен. Каждый имеет потенциал смелого человека, но отказавшись от принятия решений или совершения необходимых действий, человек постепенно превращается в жалкого труса. Страх - это не грех, он раскрывает людские слабости, с которыми можно вполне успешно справиться, но трусость - это уже порок, которому нет оправданий.

Наиболее ярко истинные качества человеческой личности проявляются в экстремальных ситуациях, в частности, на войне.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» не только и не столько о войне, сколько о человеческих характерах и качествах, которые проявляются в сложных условиях выбора и необходимости совершить поступок. Важными для писателя являются размышления об истинной смелости, о мужестве, героизме и о трусости как чертах личности. Ярче всего эти качества проявляются в военных эпизодах.

Рисуя героев, Толстой использует прием противопоставления. Какими разными мы видим князя Андрея и Жеркова в бою под Шенграбеном! Багратион посылает Жеркова с приказом об отступлении на левый фланг, то есть туда, где сейчас опаснее всего. Но Жерков отчаянно трусит и поэтому скачет не туда, где стрельба, а ищет начальников «в более безопасном месте, где их быть не могло». Таким образом, жизненно важный приказ этим адъютантом не передан. Но его передает другой офицер - князь Болконский. Ему тоже страшно, ядра пролетают прямо над ним, но он запрещает себе малодушничать.

До батареи Жерков струсил доехать, а на офицерском ужине смело и беззастенчиво смеялся над удивительным героем, но смешным и робким человеком - капитаном Тушиным. Не зная, как мужественно действовала батарея, Багратион ругал капитана за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашел в себе смелости сказать, что батарея Тушина была без прикрытия. И только князь Андрей возмутился этими беспорядками в русской армии и неумением ценить истинных героев и не только оправдал капитана, но назвал его и его солдат истинными героями дня, которым-то и обязаны войска успехом.

Тимохин, незаметный и ничем не выдающийся в обычных обстоятельствах, также демонстрирует истинную храбрость: "Тимохин с отчаянным криком бросился на французов… с одной шпажкой, набежал на неприятеля, так что французы… побросали оружие и побежали".

Один из главных героев романа, Андрей Болконский, обладал такими качествами, как гордость, смелость, порядочность и честность. В начале романа он недоволен пустотой общества и поэтому отправляется на военную службу, в действующую армию. Идя на войну, он мечтает совершить подвиг и заслужить народную любовь. На войне он проявляет отвагу и храбрость, солдаты его характеризуют как сильного, смелого и требовательного офицера. На первое место он ставит честь, долг и справедливость. Во время Аустерлицкого сражения Андрей совершает подвиг: подхватывает выпавшее из рук раненого солдата знамя и увлекает за собой убегающих в панике солдат.



Еще один герой, который проходит через испытание своего характера – Николай Ростов. Когда сюжетная логика приводит его на поле Шенграбенского сражения, наступает “момент истины”. До этого времени герой абсолютно уверен в своей смелости и в том, что не опозорится в бою. Но, увидев истинное лицо войны, подойдя к смерит вплотную, Ростов осознает невозможность убийства и смерти. “Не может быть, чтобы они хотели убить меня”, - думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника свой пистолет. Его страх - это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастливую молодую жизнь”.

Петя – самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить подвиг, стать героем: «... Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». У него мало боевого опыта, но много юношеского пыла. Поэтому он смело бросается в самую гущу боя и попадает под огонь противника. Несмотря на юный возраст (16 лет), Петя отчаянно смел и видит свое предназначение в служении отечеству.

Великая Отечественная война дала много материала для размышлений о смелости и трусости.

Истинное мужество, смелость на войне может проявить не только солдат, воин, но и простой человек, силами обстоятельств вовлеченный в страшный круговорот событий. Такая история простой женщины описана в романе В.А. Закруткина «Матерь человеческая» .

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка.



Дальнейшие события романа раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе мужество для того, чтобы жить.

Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступлённо кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, ещё вернётся домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжёлые и одинокие дни. Скоро у неё появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожжённое подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передового политрука Славу. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесённых на её хутор.

Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожжённый хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира...

В повести В. Быкова «Сотников» подчеркнута проблема подлинного и мнимого мужества и героизма, которая составляет суть сюжетной линии произведения. Главные герои повести - Сотников и Рыбак - в одних и тех же обстоятельствах вели себя по-разному. Рыбак, струсив, согласился вступить в полицию, надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд. Сотников выбирает героическую смерть, потому что он человек с обостренным чувством ответственности, долга, способностью не думать о себе, о своей собственной судьбе, когда решается судьба Родины. Гибель Сотникова стала его нравственным триумфом: " И если что-либо еще заботило его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям". Рыбак же обнаружил постыдное малодушие, трусость и ради своего спасения согласился стать полицаем: "Появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом".

Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сохранить веру, не поддаться той мысли, которой поддался Рыбак.

Перед лицом смерти человек становится таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, гражданская стойкость. Эта мысль прослеживается в повести В. Распутина «Живи и помни» .

Перед героями повести Настеной и Гуськовым стоит проблема нравственного выбора. Муж-дезертир, который и дезертиром стал случайно: после ранения следовал отпуск, но его почему-то не дали, сразу отправили на фронт. И, проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Он бежит домой, поддается страху смерти, становится дезертиром и трусом, обрекая на гибель всех, ради кого ушел воевать, кого так любил: жену Настену и ребенка, которого они ждали десять лет. И мечущаяся Настена не выдерживает той тяжести, которая свалилась на нее. Не выдерживает потому, что слишком чиста ее душа, слишком высоки ее нравственные помыслы, хотя она, может, даже и слова-то такого не знает. И она делает свой выбор: уходит вместе со своим неродившимся ребенком в воды Енисея, потому что жить так на свете стыдно. И не только дезертиру адресует Распутин свое «живи и помни». Он обращается к нам, живым: живите, помня, что у вас всегда есть выбор.

В повести К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой» рассказывается о трагедии молодых кремлевских курсантов, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. В повести писатель показывает «беспощадную, страшную правду первых месяцев войны».

Герои повести К. Воробьева молоды… Писатель рассказывает о том, чем является для них Родина, война, враг, дом, честь, смерть. Весь ужас войны показан глазами курсантов. Воробьев рисует путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, путь обретения мужества. Алексей одерживает победу, потому что в трагически жестоком мире, где хозяин всему теперь война, сохранил достоинство и человечность, добродушие и любовь к родине. Гибель роты, самоубийство Рюмина, смерть под гусеницами немецких танков, уцелевших после налета курсантов – все это завершило переоценку ценностей в сознании главного героя.

В повести В. Кондратьева «Сашка» раскрывается вся правда о войне, пропахшей потом и кровью. Бои под Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. И война предстает не в картинах героических сражений – это просто трудная, тяжкая, грязная работа. Человек на войне находится в экстремальных, бесчеловечных условиях. Сумеет ли он остаться человеком рядом со смертью, кровью, перемешанной с грязью, жестокостью и болью за поруганную землю и погибших друзей?

Сашка – рядовой пехотинец, воюет он уже два месяца и увидел очень много страшного. За два месяца от ста пятидесяти человек в роте осталось шестнадцать. В. Кондратьев показывает несколько эпизодов из жизни Сашки. Вот он добывает валенки для ротного, рискуя жизнью, вот под огнем возвращается в роту, чтобы проститься с ребятами и отдать свой автомат, вот ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они его сами разыщут, вот берет в плен немца и отказывается его расстрелять... Отчаянную храбрость проявляет Сашка – берет немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но война не убила в нем доброту и человечность.

Не хотели войны и обыкновенные девчонки – героини книги Б. Васильева «А зори здесь тихие…» . Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня вступили в неравную борьбу с фашистами. Простых вчерашних школьниц война сделала мужественными воинами, потому что всегда «в важные эпохи жизни … в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...».

Рита Осянина, волевая и нежная, она самая мужественная и бесстрашная, ведь она - мать! Она защищает будущее своего сына, а потому готова умереть, чтобы он мог жить. Женя Комелькова - веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Она, не задумываясь, уводит немцев от Васкова и раненой Риты. Спасая их, гибнет сама. «И ведь могла схорониться, – говорит позже Васков, – но не захотела». Не захотела, потому что осознавала, что спасает других, что Рита нужна своему сыну – она должна жить. Готовность погибнуть, чтобы спасти другого – не это ли настоящее мужество? Соня Гурвич - воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура, «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов А. Блока, – бросается спасать кисет Васкова и гибнет от руки фашиста. Лиза Бричкина... «Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны». Но ведь без лишних раздумий побежала она назад, к своим за подмогой. Страшно было? Да, конечно. Одна среди болот… но надо – и пошла, ни минуты не сомневаясь. Не мужество ли это, порожденное войной?

Главный герой произведения Б. Васильева «В списках не значился» – лейтенант Николай Плужников, недавно окончивший военное училище. Это восторженный юноша, полный надежд и считающий, что «... каждый командир должен сначала послужить в войсках». Рассказывая о короткой жизни лейтенанта, Б. Васильев показывает, как юноша становится героем.

Получив назначение в Особый Западный Округ, Коля был счастлив. Как на крыльях прилетел он в город Брест-Литовск, торопясь скорее определиться в часть. Его проводницей по городу оказалась девушка Мирра, которая помогла ему добраться до крепости. Прежде чем явиться к дежурному по полку, Коля зашел на склад, чтобы почистить форму. И в это время раздался первый взрыв... Так для Плужникова началась война.

Едва успев выскочить наружу перед вторым взрывом, завалившим вход на склад, лейтенант начал свой первый бой. Он стремился совершить подвиг, с гордостью думая: «Я ходил в настоящую атаку и, кажется, кого-то убил. Есть что рассказать...». А на следующий же день он испугался немецких автоматчиков и, спасая свою жизнь, бросил бойцов, уже доверившихся ему.

С этого момента начинает меняться сознание лейтенанта. Он винит себя за трусость и ставит перед собой цель: во что бы то ни стало не дать врагам захватить Брестскую крепость. Плужников осознает, что истинный героизм и подвиг требует от человека мужества, ответственности, готовности «положить душу свою за други своя». И мы видим, как осознание долга становится движущей силой его поступков: о себе думать нельзя, потому что в опасности Родина. Пройдя через все жестокие испытания войны, Николай стал опытным бойцом, готовым отдать все во имя победы и твердо верящим, что «человека победить невозможно, даже убив».

Чувствуя кровную связь с Отечеством, он остался верен воинскому долгу, призывавшему бороться с врагами до конца. Ведь лейтенант мог уйти из крепости, и это не было бы с его стороны дезертирством, потому что он не значился в списках. Плужников понимал, что защищать Родину – его священный долг.

Оставшись один в разрушенной крепости, лейтенант встретил старшину Семишного, который с самого начала осады Бреста носил на своей груди знамя полка. Умирающий от голода и жажды, с перебитым позвоночником, старшина хранил эту святыню, твердо веря в освобождение нашей Родины. Плужников принял от него знамя, получив приказ выжить во что бы то ни стало и вернуть алый стяг Бресту.

Многое пришлось пережить Николаю за эти суровые дни испытаний. Но никакие беды не смогли сломить в нем человека и погасить его пламенную любовь к Отчеству, потому что «в важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства»...

Немцы загнали его в каземат, из которого не было второго выхода. Плужников спрятал знамя и вышел на свет, сказав присланному за ним человеку: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля...» Как глубоко раскрыт в своей человеческой сути Николай Плужников в заключительной сцене романа, когда он в сопровождении Рувима Свицкого выходит из каземата. Она написана, если обращаться за аналогией к музыкальному творчеству, по принципу заключительного аккорда.

Все находящиеся в крепости с удивлением смотрели на Николая, этого «непокоренного сына непокоренной Родины». Перед ними стоял «невероятно худой, уже не имевший возраста человек». Лейтенант был «без шапки, длинные седые волосы касались плеч... Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы».

Поражаясь героизму Плужникова, немецкие солдаты и генерал отдали ему высшие воинские почести. «Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни, выше смерти».

Лейтенант Николай Плужников не родился героем. Автор подробно рассказывает о его предвоенной жизни. Он сын погибшего от рук басмачей комиссара Плужникова. Еще в училище Коля считал для себя образцом генерала, участвовавшего в испанских событиях. И в условиях войны необстрелянный лейтенант вынужден был принимать самостоятельные решения; когда получил приказ отступать – не ушел из крепости. Такое построение романа помогает понять духовный мир не только Плужникова, но и всех мужественных защитников отечества.


«Человек и общество»

Официальный комментарий ФИПИ:

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Словарная работа:

Человек – живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда, обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств.

Общество – совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества.

Организация, объединение людей, ставящих себе какие-нибудь общие задачи.

Синонимы:

Личность, индивидуум, существо.

Союз, сообщество, община, товарищество, круг, среда.

Лев Толстой мастерски показывал сильные и слабые стороны человека.

Аргументы смелости и трусости в романе «Война и мир» часто находятся на одной странице текста. Автор сопоставляет нравственные установки героев, помогает читателю определить собственный выбор модели поведения в условиях опасности.

Переправа через реку Энс

Идет 1805 год, русские войска отступают к Вене, сжигая за собой все мосты. Наконец, армия переправлена, на вражеском берегу остался только эскадрон Василия Денисова. Французы прекратили обстрел, но с бугра хорошо видны дула пушек, смотрящие на солдат. Лев Толстой берет авторские слова в кавычки, рассуждая о гибели, о черте, разделяющей жизнь и смерть, о мгновении, отделяющим бытие от забвения. Писатель говорит, что так думает каждый человек, стоящий перед дулами орудий неприятеля.

Но суть трусости и смелости зависит не от мыслей, продиктованных биологическим инстинктом самосохранения. Проблему страха определяют человеческие поступки. Солдат браво шагает по мосту и со смехом рассказывает, как его напугало пролетающее мимо ядро. Храбрец. Его речь приободряющая, поддерживающая товарищей в минуты страха, когда они под залпами орудий переходят узкий деревянный мост.

Коля Ростов вместе с отрядом последним покидает опасную зону, но нерадивые генералы возвращают артиллеристов обратно, поджечь мост. Испытывая естественный страх, Ростов остается с командой, бежит в очаге обстрела. Всегда, везде с ними командир Денисов. Храбрец из тех, кто не прячется за спины солдат.

Князь Несвицкий , не передавший приказ поджечь мост трусливо стоит отдаленно, на безопасном расстоянии, наблюдая за смелыми действиями гусаров. Рядом адъютант Багратиона Жерков радостно думает, что его присутствие здесь можно преподнести начальству, как участие в опасной операции. Командиры из кустов не несут победу государству, но часто присваивают чужую славу.

Шёнграбенское сражение

Войска под командованием Багратиона обеспечивали отступление русской армии. Центральную часть обороны сдерживала батарея капитана Тушина . Приказ об отступлении артиллеристам не донесли, отряд, защищающий орудия сняли. Капитану Тушину под вражеским обстрелом самому пришлось выбирать направление боя. Два орудия были повреждены взрывом снаряда. Семнадцать людей обслуги погибло.

Никто из солдат не побежал, не бросил пушки и товарищей. Артиллеристы зажгли Шенграбен, отвлекли часть французских войск, вызвали на себя главный удар противника, который считал, что имеет дело с многочисленным военным формированием. Только к вечеру Багратион заметил залпы русских орудий, послал князя Болконского с приказом отступать.

Пример смелости проявила рота Тимохина , защищающая левый фланг Багратиона. Руководство вело свои интриги, поэтому нападение французов оказалось неожиданным. Солдаты, занимающиеся бытовыми хлопотами, внезапно услышали свист пуль, бросились бежать. Тимохин поднял своих людей в бой. Командир с таким отчаянием махал саблей, неистово рубая французов, что те испугались, развернулись в обратном направлении.

Пример трусости. Левый фланг не получил вовремя приказ об отступлении, потому что адъютант Багратиона Жерков не передал его. Услышав выстрелы, увидев французов так близко, что можно было разглядеть детали из формы, гусару стало страшно за свою жизнь. Подлый трус свернул лошадь в безопасное место, делая вид, что ищет там нужного ему генерала.

Дважды командующий посылал Жеркова в расположение батареи Тушина. Оба раза испугавшись, конник сворачивал в более безопасную сторону, избегая мест артиллерийского обстрела. Жерков стал виновником гибели многих солдат, вовремя не получивших приказ об отступлении.

Аустерлицкое сражение

Князь Болконский смело поднял упавшее знамя полка, руководимый искренним желанием поднять за собой людей в бой. Военный опыт позволял Андрею объективно оценить ситуацию, он понимал, что исход поражения в этом сражении неизбежен, но решил бороться, не жалея жизни. Ранение в голову остановило героя.

Аустерлицкое сражение стало периодом становления Николая Ростова, как храброго офицера. Внутренняя борьба героя между страхом и смелостью закончилась победой нравственных идеалов. Граф болезненно переживал свои страхи, связанные с личной гибелью, победил их, стал отважным командиром эскадрона.

Бородинское сражение

Лев Толстой изучил много исторических документов, провел несколько дней на месте прославленной битвы защитников Москвы. Бородинское сражение является примером смелости и отваги всего народа, каждого человека отдельно, бравшего в нем участие. Толстой пытается раскрыть философский смысл поступка двух воинственно настроенных масс людей в один день истребившей друг друга.

В кульминационном сюжете романа гибнет Андрей Болконский. Полковник стоял во главе своего полка, ожидая приказ наступать. Люди были построенные в боевом порядке. Над головою летали ядра, иногда разрывая шеренгу солдат, не имеющих права покинуть строй. Князь не мог себе позволить пригибаться под свист снарядов, считая себя примером для подчиненных. Оправдана ли его смелость, решает читатель.