Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Анализ «Василий Тёркин» Твардовский. А.Т

Анализ «Василий Тёркин» Твардовский. А.Т

План Введение Поэма стала откликом поэта на события Великой Отечественной войны. Основная часть Василий Теркин - общий герой поэмы. Чувство патриотизма всегда проявлялось в трудное для страны время. Поэт воссоздает многие трагические эпизоды войны. Глава «Переправа»: а) поэт передает растущую тревогу, напряженность событий; б) драматичность действия усиливается; в) бойцы в минуту отдыха; г) печаль Теркина. Заключение Бойцы не боятся смерти. Долг перед Родиной выше личного. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» стала непосредственным откликом автора на трагические события Великой Отечественной войны. Поэма состоит из отдельных глав, объединенных общим героем - Василием Теркиным, простым деревенским парнем, как и многие другие, вставшим на защиту своей Родины. Чувство патриотизма - это то, что всегда было свойственно русскому человеку, всегда проявлялось в трудное для страны время. Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым Русский труженик-солдат. Опасность подстерегает их в любую минуту, ведь каждый из них может погибнуть. Мимо их висков вихрастых, Возле их мальчишьих глаз Смерть в бою свистела часто И минет ли в этот раз? А.Т. Твардовский рисует многие трагические эпизоды войны, например, в главе, «Переправа», где ему удается замечательно передать растущую тревогу, напряженность событий - неудачной попытки переправы. Переправа, переправа! Берег левый, берег правый. Снег шершавый, кромка льда... Кому память, кому слава, Кому темная вода, - Ни приметы, ни следа. Драматичность действия усиливается, когда автор показывает гибель людей: И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно... «Под огнем неразбериха», артиллерийский обстрел, рвущиеся снаряды - обстановка, в которой происходят события, передана поэтом так, что предстает перед глазами эта страшная картина войны, нарисованная правдиво и честно. Бойцы показаны и в минуты отдыха. У них простые бытовые заботы, дружеские беседы, но и в это время чувствуется, что идет война, что мирная жизнь разрушена врагом. Они мечтают о том, как все вернется, как они будут счастливы, но Где девчонки, где вечерки? Где родимый сельсовет? Ведь понятна печаль Теркина, что «не носит писем почта в край родной смоленский твой», - его родные места оккупированы врагом, он ничего не знает о своих близких, но он и его товарищи сделают все возможное, чтобы освободить родную землю и вернуть мирную жизнь. Они чувствуют свою ответственность и высокое чувство долга по отношению к Родине. Грянул год, пришел черед, Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за все на свете. Они не боятся смерти, потому что долг перед Родиной и народом выше личного: «Раз война - про все забудь...» Им не нужны награды, они сражаются не ради этого. И автор, говоря о высоком предназначении русского солдата- освободить землю от фашизма, - проявляет подлинный гуманизм поэта и человека. Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы - Ради жизни на земле.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»

Описание материала. Это разработка уроков (пары) по поэме Твардовского «Василий Теркин». Позволяет выполнить несколько учебных задач, получить удовольствие от чтения текста и его понимания, от просмотра интересной режиссерской работы и собственного творчества, выразить свою точку зрения. Строится на переключении видов деятельности. Включает в себя коллективную и индивидуальную работу.

Описание мультфильма Роберта Лабиласа «Василий Теркин» (2003). Смелое сочетание мультипликации, кадров кинохроники, фотографий. Трогательный музыкальный ряд. Первый кадр объединяет автора и его героя с помощью нескольких деталей. Режиссеру удалось передать настроение поэмы: героическое, лирическое, юмористическое начала органически переплетаются за счет выбора отрывков текста и комбинирования кадров, их последовательности: быт – обстрел – письмо – пуля – скворец – драка…) Чтобы показать образ Теркина именно как обобщенный, собирательный режиссер пользуется разными средствами: использует фронтовые песни, материалы школьных музеев: фотографии солдат и их близких, письма, а также документальные кадры военных лет. Кадры: танец пар вокруг головы Теркина; драка на шаре-планете, символизм.

Преподаватель: Серебренникова И.В.

Класс: 8-й

Тема: Особенности поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин» (пара: два часа по 45 минут)

Место занятия в учебном процессе: «Русская литература 20 века». Прошлый урок: «История написания и композиция поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Образ автора в поэме».

Цели и задачи занятия.

Образовательные:

Расширить и обобщить знания о поэме;

Выяснить, каковы ее особенности на языковом, композиционном, содержательном уровне;

Понять, в чем особенность образа главного героя;

Развивающие:

Продолжить формирование умений работы с текстом, сопоставления, обобщения;

Развивать способность делать выводы;

Формировать умение последовательно, логично излагать материал;

Учить проводить параллели между произведениями различных видов искусств;

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за свою страну, русских воинов;

Формировать интерес к истории России, чувство причастности к ней;

Воспитывать интерес к русской литературе, фольклору.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: «Литература 8 класс». Учебник-хрестоматия в двух томах (Авт.-сост. В.Я.Коровина), тетради, текст поэмы, дополнительный материал по теме, видеоплеер, мультфильм Роберта Лабиласа «Василий Теркин» (2003).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Задачи урока. Запись темы и плана урока.

Оформление доски. Особенности поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

План.

1. Композиционные особенности поэмы. Образ автора.

2. Язык поэмы.

3. Образ Василия Теркина.

«Эта поэма – чудесный сплав лирики и эпоса, патетики и юмора, героических картин и зарисовок фронтового быта, высокого трагизма и непринужденной шутки, ораторской речи и богатейшего народного языка с его неповторимой лексикой и фразеологией». (Г.И.Беленький)

2. Проверка домашнего задания по теме прошлого урока «А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Знакомство с поэмой «Василий Теркин».

Устные ответы на вопросы.

1. Как создавалась поэма? (Сообщение ученика.)

2. Как она построена? (Наблюдения учеников.)

3. Изучение новой темы.

ЯЗЫК ПОЭМЫ.

Слово учителя. Поэму читали, любили, ждали с нетерпением. Ей верили. Она была нужна и понятна всем. Этому способствовали и особенности ее языка .

Запись в тетради высказывания Г.И.Беленького с доски.

Задание (устно):

Какие элементы можно отметить как ораторские? («Страшный бой идет кровавый, Смертный бой не ради славы – Ради жизни на земле»)

В каких главах отражены героические картины? Фронтовой быт? В каких чувствуется трагическое начало? («Переправа», «На привале», «Гармонь», «Воин и Смерть» и др.)

Как в главе «Переправа» сочетается трагизм и шутка?

Г.И.Беленький говорит о связи языка поэмы с народным языком. Подтвердите его мысль примерами из текста. ( Текст богат различными интонациями, пересыпан фразами, звучащими, как поговорки и строки частушек.Твардовский использует разговорную речь. Благодаря этому близкими к живой реальности становятся не только монологи, но и диалоги, массовые сцены; читателю кажется, что он среди разговаривающих.
Много уменьшительных суффиксов, постоянных эпитетов, характерных для народной поэзии: «сыночек, голубочек, кусочек», «земля сырая, година горькая, лес зубчатый, над черною водой».)

Вывод. Язык поэмы живой, разговорный, интонационно богатый и разнообразный. Он прост и выразителен. В нем много фольклорных элементов. Но автор не цитирует народную речь, он владеет ею, создает собственный неповторимый стиль.

Дополнительная информация. Обратная связь между языком поэмы и народной речью. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь.

    Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль .

    Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле .

    Города сдают солдаты, генералы их берут.

    Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди.

Вопрос. Почему поэма написана именно так? (Стиль определяется авторской задачей : поддержать, подбодрить каждого солдата, быть понятным и родным, русским, как все, СВОИМ – смотри главу «На привале». Цитируется глава «От автора»: «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке».

И: Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей,

Чтобы радостью нежданной

У бойца согрелась грудь,

Как от той гармошки драной,

Что случится где-нибудь.)

ОБРАЗ ВАСИЛИЯ ТЕРКИНА.

Слово учителя. Эту же задачу решает автор, создавая образ главного (и заглавного) героя.

Задание. Расскажите, какое у вас сложилось представление о Теркине. (Задействовать главы «Гармонь», «Воин и Смерть». Вернуться к словам Беленького – патетика, юмор, лиризм, героизм. Условность беседы героя со Смертью. Смерть как фольклорный персонаж. Встреча со Смертью в произведениях УНТ – герой в дороге . Чтение авторской характеристики Теркина – конец главы «На привале».)

Беседа по вопросам.

Можно ли сказать, что Теркин - это обобщенный, собирательный образ русского солдата, воплотивший в себе лучшие черты, которые проявили наши люди на войне? (Да.)

Назовите эти черты. (Мужество, стойкость, храбрость, решительность, готовность отдать жизнь за родину. Скромность. Чувство ответственности за каждое свое маленькое дело и за общее. Самообладание, способность поддержать других. Ненависть к врагу, любовь к родине – и к Смоленщине, и к «старухе-отчизне в целом». Простота, честность. Сообразительность. Терпение. Чувство юмора. Удивительное жизнелюбие.)

В отличие от героя финской кампании, Твардовский теперь называет Теркина полным именем – Василий. Имеет ли значение изменение имени на полное? (Уважение. Герой уже не фельетонный. Характер - «священная война». Рифма: Василий – Россия. Символичность, обобщение.)

Какие ассоциации у вас появляются при произнесении фамилии героя? (Тертый калач, много переживший, проверенный, справившийся с трудностями. Народное выражение, фразеологизм.)

Как вы понимаете смысл слов «Был рассеян я частично, / А частично истреблён»?
(Собирательный образ: народ, солдат вообще. Тем самым поэтом подчеркивается предельная степень обобщённости в образе героя: он представляет весь народ и яв­ляется своеобразным воплощением богатырства русского наро­да.)

Какие эпитеты подчеркивают собирательность образа Теркина? (Бравый, удалой, бойкий, свой…)

Как война (в поэме Твардовского) действует на русского человека: выявляет его достоинства и лучшие черты или, наоборот, открывает в нем самое низкое? (Конечно, выявляет достоинства. В этом и заключается огромное значение произведения.)

Убивает ли война в Теркине живое человеческое начало? (Нет, его сердце не очерствело на войне: в нем живы чувства к Родине, «боль-мечта» о родном доме, потребность в верной любви женщины. А «святей и чище» фронтовой дружбы и вовсе ничего нет. Именно это и дает ему и другим воинам силы перетерпеть войну.)

В каких по жанру фольклорных произведениях есть обобщенные образы, подобные Теркину? (В былинах, бытовых сказках.)

4. Обобщение и закрепление.

Вопрос. Почему поэма и ее герой так полюбились русским людям? (Это воплощение тех национальных качеств, которыми мы вправе гордиться. Простое и искреннее произведение. Вдохновляющее. Все начала слились в поэме: героическое, лирическое, юмористическое. Все особенности поэмы (композиционные, языковые, содержательные) служат выполнению авторской задачи: поддержать, подбодрить каждого солдата, прославить его. «Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез», - так писал Твардовский в своем дневнике.)

Дополнительная информация. В Смоленске, на родине Твардовского и Теркина, обоим поставлен памятник: поэт и его герой, оба в военной форме, сидят и беседуют.

Слово учителя. Твардовский предсказывал, что его героя будут вспоминать и после войны.

Вот и Роберта Лабиласа поэма вдохновила на создание мультфильма.

5. Творческая работа.

Задача (ставится перед просмотром мультфильма Роберта Лабиласа «Василий Теркин» (2003). Написать творческую работу по мультфильму, учитывая вопросы:

Удалось ли режиссеру передать настроение поэмы? (Да. Героическое, лирическое, юмористическое начала органически переплетаются.)

Какими средствами пользуется режиссер, чтобы показать образ Теркина именно как обобщенный, собирательный? (В мультфильме режиссер использует фронтовые песни, материалы школьных музеев: фотографии солдат и их близких, письма, а также документальные кадры военных лет. Кадры: танец пар вокруг головы Теркина; драка на шаре-планете, символизм. Воспитательный момент: школьные музеи памяти.)

6. Итоги урока. Выставление и комментирование оценок.

7. Домашнее задание. Устное сочинение-рассуждение «Теркин - кто же он такой?». Отрывок из поэмы (по выбору) наизусть.

25.01.2013 38351 2334

Урок 60 А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОЭМЫ «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

Цели урока: проанализировать главы, предложенные в учебнике, дать к ним небольшие комментарии идейно-эстетического характера; учить выразительно читать, инсценировать прочитанное.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме.

1. Инсценирование отдельных фрагментов из прочитанных глав (домашнее задание).

2. Слово учителя (по главе «О награде»).

В кругу товарищей-фронтовиков полушутя-полусерьезно Теркин мечтает о том, как после войны, после победы вернется в родные места. Бывалый воин, он понимает, что достоин награды, но, скромный человек, даже не пытается говорить о своих заслугах: медаль нужна-де ему для того, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. С тонким юмором представляет он свое возвращение домой. С достоинством и даже гордостью он будет держаться с односельчанами. И кто осудит его за маленькое и невинное хвастовство?

Простым, человечным, жизнерадостным выглядит Теркин в этой сцене. Но поэт не ограничивается беглой зарисовкой балагурства фронтовых друзей. Полные юмора строки резко сменяются грустными стихами:

Теркин, Теркин, добрый малый,

Что тут смех, а что печаль?

Загадал ты, друг, немало,

Загадал далеко в даль...

Где девчонки, где вечерки?

Где родимый сельсовет?

Знаешь сам, Василий Теркин,

Что туда дороги нет...

Грозным напоминанием звучат слова:

Нет дороги, нету права

Побывать в родном селе.

Страшный бой идет кровавый,

Смертный бой – не ради славы –

Ради жизни на земле.1 (см. Примечание.)

3. Выразительное чтение главы «Гармонь ».

– Какие детали, характерные для поэмы Твардовского, мы можем отметить, выделить в этой главе?

Трудности военного быта, мотив фронтового братства, глубокий психологизм диалогов, оптимизм, гибкость стиха, способную выразить и горькую печаль, и тихую радость, и лихую мелодию пляски.

Итог главы : «память о мертвых не нуждается в застывших реликвиях, она в делах и борьбе живых» (Г. И. Беленький).

4. Беседа по инсценированной главе «Два солдата».

– Какие сказки напоминает вам глава? (Бытовые сказки о ловком, смекалистом солдате.)

Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается. Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой войны – Василий Теркин – достойный преемник: он мастер на все руки, человек широкой души, который любит хорошую, задушевную шутку.

Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» – и в полушутливом-полусерьезном разговоре-испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:

Ты – солдат, хотя и млад,

А солдат солдату – брат.

– Какие строки этой главы звучат как поговорки, пословицы?

Поищи-ка, дед, разводку,

Мы ей сделаем развод.

Эх, яичница! Закуски

Нет полезней и прочней.

Это доктор на дорожку

Для здоровья выдал мне.

– Какой характер обретает образ героя с помощью рифмы России – Василий?

В глубине родной России,

Против ветра, грудь вперед,

По снегам идет Василий

Теркин. Немца бить идет.

5. Чтение главы «Кто стрелял?».

– Обратите внимание на особое настроение, которое создает контраст лирического описания дивного вечера, растревожившего мечты о мирной жизни, и появление бомбардировщика, сеющего смерть. Строка прерывается:

Мать заждалася...

и вдруг –

Вдалеке возник невнятный,

Новый, ноющий, двукратный,

Через миг уже понятный

И томящий душу звук.

– Вспомните, что такое внесюжетные элементы. Выделите строки, которые можно назвать авторским отступлением.

Смерть есть смерть. Ее прихода

Все мы ждем по старине.

А в какое время года

Легче гибнуть на войне?

С помощью однородных синтаксических конструкций и троекратного повторения ключевых слов автор передает читателям ощущение гнетущего, жуткого страха, когда сознание отказывается воспринимать действительность:

Ты прижал к вискам ладони,

Ты забыл, забыл, забыл,

Как траву щипали кони,

Что в ночное ты водил.

Смерть грохочет в перепонках,

И далек, далек, далек

Вечер тот и та девчонка,

Что любил ты и берег.

И друзей и близких лица,

Дом родной, сучок в стене...

Нет, боец, ничком молиться

Не годится на войне.

Нет, товарищ, зло и гордо,

Как закон велит бойцу,

Смерть встречай лицом к лицу,

И хотя бы плюнь ей в морду,

Если все пришло к концу...

Интонация меняется. Повествование продолжается. Автор передает нам и чувство человека, как бы невзначай совершившего подвиг, и впечатление от падения самолета, и радостно-шутливые интонации бойцов, и иронию, которую вызывают последствия такого неожиданного события:

Адъютанты землю роют,

Дышит в трубку генерал.

В ответ на простодушное замечание сержанта Теркин отвечает с достоинством и юмором:

Не промедливши с ответом,

Парень сдачу подает:

– Не горюй, у немца этот –

Не последний самолет...

В этих словах – и твердость, и скромность, и вера в то, что другие солдаты тоже способны на подвиг. И в следующей главе – «О герое» – автор подчеркивает ту же мысль: нет лучших и худших. Жители всех краев России проявляют одинаковый героизм в боях и в тылу, и тамбовские, и смоленские – все способны на подвиг.

6. Рассматривание иллюстрации учащихся к эпизодам из поэмы с комментарием (цитированием) авторов.

7. Работа по теории литературы: понятие «лироэпическая поэма», образ автора, сюжет, композиция, язык поэмы.

а) Слово учителя.

– Итак, большинство из вас прочитали всю поэму. Могли бы вы пересказать ее сюжет? (Это рассказ о боевом пути советского солдата. Каждая глава – относительно самостоятельная единица со своим сюжетом. Но автор следует за ходом войны: его Теркин прошел путь от советской границы – через отступление – до Берлина. Это был трудный путь советской армии к победе.)

– К какому роду литературы принадлежат повествовательные произведения? (К эпическому.)

– Но только ли эпическое начало является главным в этом произведении? (Мы часто слышим не только объективно-отстраненный голос повествователя, но и тревожный, взволнованный, задушевный голос самого автора – и в главах «От автора» (4 главы), и «О себе», которые как бы «держат» поэму, играя важную композиционную роль, и в лирических и в философских авторских отступлениях (например в главе «Кто стрелял?»).) Личные чувства автора – это лирическое начало произведения, которое неразрывно сочетается с его повествовательным началом. Именно поэтому мы называем «Василия Теркина» лироэпической поэмой.

б) Выступление ученика с сообщением «Образ автора в главе "От автора" и "О себе"» (индивидуальное домашнее задание).

– Отметим, что автор – не отстраненный повествователь, не бесстрастный наблюдатель, но лирический герой поэмы, который вместе со всем народом болеет за судьбу страны. Он утверждает свое духовное родство с каждым советским человеком:

Я ограблен и унижен,

Как и ты, одним врагом.

Я дрожу от боли острой,

Злобы горькой и святой.

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край недавних детских лет,

Отчий край, ты есть иль нет?

И с тоской осознавая, что родная земля в плену, поэт клянется, повторяя:

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край, страдающий в плену!

Я приду – лишь дня не знаю,

И скажу тебе, не скрою, –

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

в) Язык поэмы.

(Запись в тетрадях высказывания Г. И. Беленького: «Поэма "Василий Теркин" – чудесный сплав лирики и эпоса, патетики и юмора, героических картин и зарисовок фронтового быта, высокого трагизма и непринужденной шутки, ораторской речи и богатейшего народного языка с его неповторимой лексикой и фразеологией». )

– Какие элементы вы могли бы отметить как ораторские?

Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Гл. «Переправа»

– Эти строки – своеобразный рефрен всей поэмы:

Фронт налево, фронт направо,

И в февральской вьюжной мгле

Страшный бой идет кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

– Связь поэмы с фольклором (перефразированные пословицы, поговорки):

Города сдают солдаты,

Генералы их берут.

– Найдите в поэме уменьшительные слова, характерные для устной народной поэзии, постоянные эпитеты. («Сыночек», «голубочек», «кусочек» в главе «Дед и баба»; постоянные эпитеты: «година горькая», «земля сырая».)

– Поэма насыщена идиоматическими выражениями («скажи по чести», «парень хоть куда», «шут с тобой», «жизни даст»), солдатскими профессионализмами – оборотами, родившимися в условиях фронтовой жизни («данная точка», «рваная яма», «садить из миномета») .

– Герои поэмы разговаривают не правильными литературными фразами, а живой речью. Много диалогов – что создает эффект присутствия читателя в группе товарищей-однополчан.

– К устной народной поэзии произведение приближает синтаксический параллелизм, фразы – лейтмотивы в каждой главе, повторы отдельных фраз или целых строф как внутри одной главы, так и на протяжении всей поэмы.

Синтаксический параллелизм

Бой в лесу, в кустах, в болоте,

Где война стелила путь,

Где вода была пехоте

По колено, грязь – по грудь;

Где брели бойцы понуро,

И, скользнув с бревна в ночи,

Артиллерия тонула,

Увязали тягачи.

Точные, впечатляющие эпитеты

И чернеет там зубчатый ,

За холодною чертой.

Неподступный, непочатый

Лес над черною водой.

Метафоры выражены чаще всего самыми распространенными словами-понятиями преимущественно крестьянского, простонародного обихода: война – «пахала», «бомбы топчут города»; «греют землю животом».

– Стих «Книги про бойца» – 4-стопный хорей.

8. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.

Бойцы верили, что Василий Теркин – живой, реальный человек, что он, может быть, даже их однополчанин.

«Может быть, в Красной Армии и нет солдата по имени Василий Теркин. Но многие тысячи таких, как он, русских солдат, носящих другие имена, живут и воюют. Их характерные черты собрал в образ своего героя автор поэмы "Василий Теркин", лауреат Сталинской премии Александр Твардовский.

Василий Теркин – литературный герой. Его создал поэт. Но такова сила настоящего искусства слова, что он стал для нас, для всех читателей, живым и подлинным человеком, у которого учатся, слова которого повторяют, которому хотят подражать. Герой поэмы вошел в наш боевой быт, как постоянный спутник, как умелый друг и советник»2 (см. Примечание) , – писал А. Л. Гришунин, исследователь творчества Твардовского.

IV. Подведение итогов урока.

1. Заключительное слово учителя .

«Книга про бойца» адресовалась солдату в такой же «просоленной гимнастерке», что и у героя. Она писалась и доходила до читателя отдельными главками «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая ее после Победы, поэт признавался:

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей...

И чудо свершилось: книга Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что «Теркина» читали на досуге». Ее герой пришелся по нраву миллионам. Он жил той же жизнью, теми же заботами, что и весь окопный народ, – от самых заурядных житейских («Потерял боец кисет...») до глубоко личных, сокровенных, таких, как неотступные мысли о доме, близких, погибших товарищах и собственной участи:

Ветер злой навстречу пышет,

Жизнь, как веточку, колышет,

Каждый день и час грозя.

Кто доскажет, кто дослышит –

Угадать вперед нельзя.

Пользуясь текстом «Василия Теркина», ответьте, чем мила поэту его «малая родина»?

Домашнее задание: домашнее сочинение по одной из тем: «Теркин – кто же он такой? », «Поэма "Василий Теркин" – энциклопедия Великой Отечественной войны».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Анализ произведения

«Василия Теркина» по праву считают одним из самых значи­тельных произведений литературы второй половины XX века.

Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много ли­рических отступлений. Ее содержание и форма близки к народ­ным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и герои­ческих сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор пока­зывает ее от начала до конца.

За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота — все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой про­являет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа».

Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты — не герои от рождения, они — молодые ребята. Неко­торые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов — воинов про­шлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность «нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль». Он хочет произвести впечатление на девушек:

…И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.

В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описани­ем страшного боя:

Страшный бой идет кровавый,

Смертный бой не ради славы —

Ради жизни на земле.

Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.

Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.

Потерять кисет с махоркой,

Если некому пошить —

Я не спорю — тоже горько,

Тяжело, но можно жить,

Пережить беду-проруху,

В кулаке держать табак.

Но Россию, мать-старуху,

Нам терять нельзя никак.

Твардовский рассказывает и о любви. Бойцы с нежностью вспо­минают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвра­щения.

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям Было,

может быть, теплей.

План
1. Монолог героя поэмы.
2. Переправа.
3. Раненый Теркин попадает в медсанбат.
4. Рассуждение героя о возвращении домой.
5. Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны.
6. Бой Теркина с немцем.
7. Теркин сбивает из винтовки самолет и получает за это орден.
8. Бой.
9. Мечты героя об отдыхе.
10. Взвод переходит в наступление.
11. Разговор со смертью.
12. Встреча со стариком и старухой.
13. Дорога на Берлин.
14. Прощание с героем произведения.

План пересказа

1. Монолог героя поэмы.
2. Трудность переправы под вражеским огнем. Среди достигших противоположного берега и Василий Теркин.
3. Бойцы останавливаются переночевать в деревне, находящейся в тылу врага.
4. Раненый Теркин попадает в медсанбат.
5. Герой рассуждает о том, как приятно вернуться домой с наградами.
6. Теркин играет на гармони. Музыка согревает души бойцов.
7. Герой поэмы сопоставляется со стариком, ветераном прошлой войны.
8. Мысли героя поэмы о незначительных потерях на войне (кисет, шапка) и о главной потере, которую нельзя допустить, — о потере Родины).
9. Теркин бьется с немцем один на один.
10. Он из винтовки сбивает самолет.
11. Генерал вызывает бойца к себе и вручает за этот подвиг орден.
12. Теркин среди других солдат ведет бой.
13. Мечты героя об отдыхе.
14. Взвод Теркина переходит й наступление.
15. Раненый Теркин на боле боя разговаривает со смертью.
16. Встреча Теркина со стариком и старухой.
17. Дорога на Берлин.
18. В бане. Тела солдат украшают шрамы, а гимнастерки — ордена.
19. Автор прощается со своим героем.

Поглядеть — и впрямь — ребята!
Как по правде, желторот,
Холостой ли он, женатый,
Этот стриженый народ.

Некоторые впервые участвуют в военных событиях, но отсвет героизма лежит на их лицах. Речь поэта поднимается до лирического пафоса. Он подчеркивает, что подвиг современников является продолжением славных традиций русских воинов прошлых столетий:

Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи — отцы.
Что путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат.

Нынче мы в ответе
За Россию, за народ...
От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе — это мы,
Твой народ, Россия.

Теркин полушутя, полусерьезно мечтает о том, как после победы вернется в родные места. И, как бравый солдат, он считает, что его заслуги достойны награды. Но, проявляя скромность, он не просит орден, а «согласен на медаль». Эта медаль нужна, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. С юмором представляет он свое возвращение: как он с гордостью будет держаться с односельчанами, рассказывать о войне, о своих подвигах. И никто не осудит героя за хвастовство:

И явившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я «Казбек»...
...И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Только б слушали девчонки,
Как ремни на мне скрипят.

Жизнерадостным, простым, человечным выглядит Теркин в этой сцене. Но поэт не ограничивается беглой зарисовкой балагурства фронтовых друзей. Строки, полные юмора, сменяются суровым описанием боя:

Страшный бой идет кровавый,
Смертный бой не ради славы -
Ради жизни на земле.

Автор показывает, что путь даже к самому простенькому человеческому счастью проходит через борьбу, а судьба каждого человека слита с судьбой его страны, и счастье каждого невозможно без счастья народа. Вот та глубокая мысль, которая лежит в основе непритязательной веселой сценки. Теркин понимает, как важно на войне оставаться человеком. Он умеет поднять настроение товарищей, добивается, чтобы они взглянули на мир иными глазами.

Звуки музыки внезапно разбудили воспоминания бойцов о доме, о праздниках. Сменилась мелодия, и начинается лихая солдатская пляска: никакие испытания войны, ни кровь, ни смерть не могут заглушить силу жизни, бодрость духа солдат:

Хоть бы что ребятам этим,
С места - в воду и в огонь.

Музыка и пляски развеяли угрюмость и суровость двух танкистов, которые потеряли в бою своего командира. Они дарят Теркину гармонь:

Забирай, играй в охоту,
В этом деле ты мастак,
Весели свою пехоту...
— Что вы, хлопцы, как же так?..
— Ничего, — сказал водитель, —
Так и будет. Ничего.
Командир наш был любитель,
Это — память про него.

Память о мертвых не нуждается в застывших памятниках, она - в делах и борьбе живых. В главе «Гармонь», как и во всей поэме, утверждается сила и неистребимость жизни, преемственность высокого подвига «ради жизни на Земле». Автор раскрывает сложные понятия, используя бытовые примеры:

Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить —
Я не спорю — тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак.
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.

Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле.

На войне не всегда должна соблюдаться субординация. Теплые человеческие отношения передаются в строках:

На прощание
Обнялись они, мужчины,
Генерал-майор с бойцом, —
Генерал — с любимым сыном,
А боец — с родным отцом.

Твардовский поет, может быть, с грустью, гимн любви — материнской, девичьей, женской... Как ни трудно в бою ребятам, но они все-таки вспоминают о своих матерях, женах, девушках, оставшихся в тылу. Он рассказывает об их нелегком труде:

Жены думают, любя,
Что иное слово
Все ж скорей найдет тебя
На войне живого.

Описывая женские судьбы, взаимоотношения между мужьями и женами в довоенное время, автор сетует, что Теркина никто в дорогу не провожал, но надеется, что какая-то девушка все-таки полюбит его. И просит автор за своего героя:

Полюбите молодца,
Сердце подарите,
До победного конца
Верно полюбите!

Теркин - обобщенный образ веселого, удалого бойца. В главе каждый из двух встретившихся однофамильцев хочет доказать, что именно он тот самый Теркин. Начинается спор-соревнование:

Чуть обидно, да приятно.
Что такой же рядом с ним.

Непонятно, да занятно
Всем ребятам остальным.
Этот спор разрешает мудрый старшина:
Что вы тут не разберете?
Не поймете меж собой?
По уставу каждой роте
Будет придан Теркин свой.

Твардовский пишет, что в первые годы войны о Теркине еще не все знали. Но популярность этого бойца стала расти. Обобщая образ бойца, автор говорит:

Все худое он изведал,
Он терял родимый край,
И одну политбеседу
Повторял:
— Не унывай!
С первых дней годины горькой
Мир слыхал, сквозь грозный гром
Повторял Василий Теркин:
Перетерпим. Перетрем...

Праздник близок, мать-Россия,
Оберни на запад взгляд:
Далеко ушел Василий,
Вася Теркин, твой солдат.
...Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.

С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.

Подводя итог всей своей книге, Твардовский правдиво и откровенно говорит о своей цели:

Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей.