Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Актуальность повести собачье сердце сочинение. Сочинения В чем значимость произведения собачье сердце

Актуальность повести собачье сердце сочинение. Сочинения В чем значимость произведения собачье сердце

Повесть «Собачье сердце», написанную в 1925 году, М. Булгаков не увидел напечатанной, так как она была изъята у автора вместе в его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска. «Собачье сердце» - последняя сатирическая повесть писателя.

Все, что именовалось строительством социализма, вос­принималось писателем Булгаковым как эксперимент. Автор повести скептично относится к попыткам создания нового, совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами и к методам вос­питания нового человека. Для него это было вмешатель­ством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов». Именно об этом автор своим про­изведением и предупреждает читателей.

В основе повести лежит рискованный эксперимент. Когда профессор Преображенский в ходе своих научных опытов неожиданно для себя самого получает из собаки человека и затем пытается воспитывать это существо, у него есть основания рассчитывать на успех. Как-никак он крупнейший ученый, человек высокой культуры и вы­соких нравственных правил. Но он терпит поражение. Почему? Отчасти потому, что в процесс воспитания Шарикова вмешивается сама жизнь. Прежде всего в лице преддомкома Швондера, который норовит немедленно превратить это дитя эксперимента в сознательного строи­теля социализма. Лозунгами его «напичкивает». Энгель­са дает почитать. Это вчерашнему Шарику-то. А наслед­ственность?..

Задатки бездомного, вечно голодного и униженного пса соединились с задатками уголовника и алкоголика. Так и получился Шариков - существо, по природе своей агрессивное, наглое и жестокое. Только одного ему и не­доставало: известного революционного лозунга: «Кто был ничем, тот станет всем».

Швондер вооружил Шарикова идейной фразой, то есть, он - его идеолог, его «духовный пастырь». Па­радокс же в том, что, помогая утвердиться существу с «собачьим сердцем», он и себе копает яму. Натравливая Шарикова на профессора, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Человеку с собачьим сердцем достаточно указать на любого, сказать, что он враг, и Шариков его унизит, уничтожит. Как это напоминает советское вре­мя и особенно тридцатые годы... Да и в наши дни такое встречается.

Финал истории с профессорским экспериментом поч­ти идилличен. Преображенский возвращает Шарикова в его исходное состояние, и с тех пор каждый занимает­ся своим делом: профессор - наукой, Шарик - собачьей службой профессору.

Такие люди, как Шариков, гордятся своим низким происхождением, «усредненным» образованием, потому что это отличает их от тех, кто духом и разумом высок, а потому должен, по их разумению, быть втоптан в грязь. Только так над ними возвысится Шариков. Невольно за­даешь себе вопрос: сколько их было и сколько их есть среди нас сейчас? Тысячи, десятки, сотни тысяч? Внешне Шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас.

Это, например, народный судья, который, в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступле­ний, осуждает невинного. Это может быть врач, который отворачивается от больного, или чиновник, у которого взятки стали уже в порядке вещей. Это известный депу­тат, который при первой же возможности ухватить ла­комый кусок сбрасывает маску, и, показывая свою ис­тинную сущность, готов предать своих избирателей. Все самое высокое и святое превращается в свою противопо­ложность, потому что в таких людях всегда живет жи­вотное.

Шариковы со своей поистине собачьей живучестью не смотрят ни на что, пройдут везде по головам других. Со­бачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому эта повесть, на­писанная в начале века, остается актуальной и в наши дни и служит предупреждением грядущим поколениям.

повесть "Собачье сердце", написанная в 1926 году - яркий образец булгаковской сатиры. Она развивает гоголевские традиции, органически соединив в себе два начала: фантастическое и реалистическое. Эта характерная черта сатиры писателя находит воплощение и в таких его произведениях, как "Дьяволиада" и "Роковые яйца". Все три сатирические повести содержат предостережение писателя, обращенное к современникам, которое не было ими услышано. Сегодня нас не может не поражать удивительная прозорливость Булгакова, который сумел почувствовать опасность научных открытий, вырвавшихся из-под контроля, призвать людей к максимальной осторожности в обращении с неизведанными силами природы.

Центре повести "Собачье сердце" эксперимент профессора Преображенского, превративший милого, славного пса Шарика в низкорослого мужчину несимпатичной наружности. В этом появившемся в результате научного опыта существе задатки вечно голодного и унижаемого пса соединились с качествами его человеческого донора - алкоголика и уголовника Клима Чугункина. Такая наследственность весьма затрудняет процесс воспитания Шарикова. С одной стороны, профессор Преображенский и его ассистент доктор Борменталь безуспешно пытаются привить ему правила хорошего тона, развить и образовать его. Но из всей системы культурных мероприятий Шарикову по душе только цирк, ибо театр он называет контрреволюцией, а к книгам не испытывает ни малейшего интереса. С одной стороны, в процесс воспитания Шарикова вмешивается сама жизнь. Прежде всего в лице председателя домкома Швондера, который стремится как можно скорее превратить вчерашнего Шарика в сознательного строителя социализма, пичкая его пролетарскими лозунгами и книгами типа переписки Энгельса с Каутским. Многие высказывания Полиграфа Полиграфыча явно заимствованы у его благодетеля Швондера, который сознательно науськивает своего питомца против ненавистного профессора. Председатель домкома никак не может забыть своего позорного поражения в квартире Преображенского, смириться с тем, что профессор по-прежнему занимает семь комнат и не подлежит никакому уплотнению, ибо от его таланта хирурга зависит жизнь влиятельных начальников. Значит, Швондер видит в Шарикове своего рода орудие мести.

Показывая, как происходит эволюция Шарикова, как он постепенно становится все наглее и агрессивнее, Булгаков заставляет читателя, весело смеющегося над комическими ситуациями и остроумными репликами, ощутить страшную опасность шариковщины, этого нового социального явления, которое начало зарождаться в 20-е годы. Революционная власть поощряет стукачество, доносительство, высвобождая самые низменные инстинкты некультурных и необразованных людей. Она дает им ощущение власти над людьми умными, культурными, интеллигентными. Шариковы, дорвавшиеся до власти, представляют страшную угрозу обществу. Булгаков касается в своей повести и причины их появления. Если Шариков возник в результате научного опыта профессора Преображенского, то подобные люди с собачьим сердцем могут появиться в результате того рискованного эксперимента, который именовался в нашей стране строительством социализма, эксперимента, огромного по масштабам и очень опасного. Попытка создать новое справедливое общество, воспитать свободного и сознательного человека революционными, то есть насильственными методами, по мнению писателя, была изначально обречена на неудачу. Ведь стремление "до основания" разрушить старый мир с его вечными общечеловеческими нравственными ценностями и построить жизнь на принципиально новой основе - это значит насильственно вмешаться в естественный ход вещей. Последствия этого вмешательства будут плачевными. Это понимает Филипп Филиппович, когда горестно размышляет о том, почему его блестящий научный эксперимент породил настоящего монстра, который стал представлять смертельную опасность для всех окружающих. Это произошло потому, что исследователь нарушил законы природы, а этого делать ни в коем случае нельзя.

    М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы соетской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности 30-х годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни – с Москвой. В московский...

    В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле слова. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к экологической катастрофе. Результаты непродуманных...

    Повесть «Собачье сердце» - одно из самых значительных произведений М. Булгакова. Речь в ней идет о непредсказуемых последствиях научных открытий, об опасности вторжения в естественный ход жизни. После чтения повести становится ясно, что самое страшное...

    Сатирические повести М. Булгакова занимают особое место как в его творчестве, так и во всей русской литературе. Если бы они были широко напечатаны и оценены в свое время, то, возможно, смогли бы послужить предостережением от многих ошибок – но, увы,...

    Стать бесстрастно над красными и белыми. М. Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков - мистический писатель, как он сам себя называл. Как-то очень чутко он сумел услышать свое время и понять грядущее, поэтому во всех своих произведениях Булгаков...

  1. Новое!

    1. Литература в качестве отражения действительности. 2. Символы эпохи в повести Булгакова «Собачье сердце». 3. Столкновение новой и старой жизни в произведении. 4. Опасность, исходящая от шариковых. Каждое литературное произведение является отражением...

>Сочинения по произведению Собачье сердце

Актуальность повести

Повесть «Собачье сердце» была написана в 1925 году и являлась последней сатирической повестью писателю. В этот период как раз зарождался социализм и М. А. Булгаков в своей повести затронул возникшие в обществе проблемы. Этот период он видел как эксперимент, во время которого разрушались старые идеалы, на которых издавна держалась царская Россия, и создавалось новое революционно настроенное общество с такими элементами как Шариков , Швондер . Они не любили интеллигенцию и пытались всяческие с ними бороться путем науськивания, доносов и даже насилия. Они проявляли неуважение к любым материальным и духовным ценностям в своем стремлении построить справедливое, коммунистическое общество.

В основе повести «Собачье сердце» также лежит эксперимент, в ходе которого профессор Преображенский , выдающийся хирург и светило медицины, превращает собаку в человека. Несмотря на то, что в прошлом бездомный пес Шарик внешне начинает походить на человека, ведет он себя как существо с задатками вечно голодного, униженного пса и алкоголика, уголовника Клима Чугункина, чьи органы ему были пересажены. Как только профессор не старался перевоспитать нового гражданина, ничего не выходило. Тогда на него успевает повлиять новый председатель домкома – товарищ Швондер. Он дает Шарику, теперь уже Полиграфу Полиграфовичу Шарикову, почитать Энгельса, «напичкивает» идеями о строительстве социализма, а также настаивает, чтобы профессор прописал нового жильца.

Швондер выступает этаким идеологом и духовным наставником наглого Шарикова. Такие, как они не стыдятся своего низкого происхождения и недостатка образования, а наоборот считают, что господа с высоким разумом и духом должны быть унижены и втоптаны в грязь. Только так Шариков и Швондер могли бы возвыситься, что и в наши дни нередко встречается. Однако в финале повести профессор проводит еще одну операцию на возвращение Шарику его собачьего естества. Эксперимент прошел удачно. Общество избавилось от назойливого Шарикова, а в квартире Преображенского вновь появился добросердечный пес.

В своей повести М. А. Булгаков акцентировал внимание на том, что Шариковых в обществе может быть сколько угодно. Внешне они ничем не отличаются от остальных, но внутри имеют «собачье» сердце. Они, не задумываясь, пройдут по головам других ради своих целей, предадут близких, напишут донос, подставят и т. д. Таких людей всегда предостаточно. Повесть была, есть и будет актуальной, потому что главная угроза общества в любую эпоху – это собачье сердце в союзе с человеческим разумом.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 11 КЛАСС.

Эксперимент профессора Преображенского.

(Урок-размышление по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»)

Орг.момент. Эксперимент с вопросом о кофе.

В повести тоже описывается эксперимент. Кто его проводит? Тема нашего урока: Эксперимент профессора Преображенского. Запишите. Какой главный вопрос? Что мы должны выяснить?

Каковы результаты?

Запишите цель: оценить эксперимент. Лежит ли на профессоре Ответственность?

Словарная работа. Прежде чем начать наш разговор, давайте вспомним значение слова эксперимент.

(Эксперимент – 1. Научный опыт. 2. Вообще – опыт, попытка сделать, предпринять что-нибудь.)

Чем он отлич от простого наблюдения? Экперимент – опыт, проба.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент ). В связи с этим эксперимент , как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Эксперимент - это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную.

А теперь обратите внимание на слова, которые встречаются в тексте, значение их может быть вам непонятно. (Работа проводится по таблице.)

Гипофиз – железа у основания мозга, оказывающая влияние на рост, развитие, обменные процессы организма.

Евгеника – учение “об улучшении человеческой породы”, опирающееся на идеи и выводы генетики 20-х годов ХХ века.

Эволюция – развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения чего-нибудь или кого-нибудь, подготавливающий качественные изменения.

- Вспомним композицию повести. Как описан эксперимент.

1 часть -- От чьего лица ведется повествование в повести? в I части это Шарик (особенно в 1-й главе) и автор, II часть (5-я глава) открывается дневником доктора Борменталя, а с 6-й главы рассказ опять ведет автор. Эпилог

Почему Булгаков многие события первой части дает глазами собаки?

Чтобы разобраться в сути эксперимента, заполните таблицу

1 группа. Профессор Преображенский.

Задание для группы.

Расскажите о профессоре: чем он занимается, как к нему относятся окружающие: Шарик, прислуга, пациенты? Перечислите по главам, какие правила жизни провозглашает профессор? Напишите на листе А4, с какой целью проводит профессор экспериментальную операцию?

Доп.вопр. О чем говорит фамилия Преображенский

2 группа. Шарик.

Задание для группы.

Расскажите о Шарике, как ему живется в холодной и голодной Москве?Какие качества Шарика вам симпатичны, какие нет? Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует?Как воспринимает пес обитателей квартиры? Почему Булгаков наделяет пса человеческими чувствами? Напишите на листе А4, какие качества Шарика исчезли после операции?

3 группа. Последствия эксперимента. Шариков.

Задание для группы.

Расскажите о Шарикове. А что же наследовал Шариков от Клима Чугункина? Что мы знаем о Климе из текста повести? Каким постепенно становится Шариков? Какие требования предъявляет Ш. профессору? Напишите на листе А4, какие качества качества появились в Шарикове после операции?

Рассказывая о развитии Шарикова, автор подчеркивает в нем оставшиеся собачьи черты: привязанность к кухне, ненависть к котам, любовь к сытой, праздной жизни. Человек зубами ловит блох, в разговорах возмущенно лает и тявкает. Но не внешние проявления собачьей натуры тревожат обитателей квартиры на Пречистенке. Наглость, казавшаяся милой и неопасной в псе, делается невыносимой в человеке, который своим хамством терроризирует всех жильцов дома, отнюдь не собираясь «учиться и стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом общества». Его мораль иная: он не нэпман, следовательно, труженик и имеет право на все блага жизни: так Шариков разделяет пленительную для черни идею «все поделить». Шариков взял самые плохие, самые страшные качества и у собаки, и у человека. Эксперимент привел к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством; который понимает только силу, готовый, как всякий раб, отомстить всему, чему подчинялся, при первой возможности. Собака должна оставаться собакой, а человек - человеком.

Сведений о Климе в повести очень мало. Практически они все даны в дневнике доктора Борменталя:
"(В тетради вкладной лист)
Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Судился 3 раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз - условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия - игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной…"
Эта короткая запись доктора может рассказать читателю не так уж и мало. Телосложение Шариков наследует от Клима, как, наверное, и черты внешности, которые свидетельствуют об общей умственной неразвитости ее владельца (можно перечесть портрет Шарикова, данный Булгаковым в 6-й главе). Писатель делает акцент на алкоголизме и уголовном прошлом Клима, иронизируя над советскими законами (от наказания может спасти происхождение, 15 лет каторги могут быть применены условно!). Клим даже не пролетарий: он люмпен, ничего не создающий, добывающий средства к существованию кражами и игрой на балалайке (как выяснится, виртуозной, при скудости репертуара). Ничего о взглядах Чугункина на жизнь писатель нам не сообщает. Может быть, потому, что у этого человека нет вообще никаких серьезных взглядов: он живет, как живется, ведомый не разумом, а стремлением удовлетворить свои минимальные потребности, взяв то, что хочется: быть сытым (кражи) и пьяным. Но Булгаков оставляет Климу и человеческие чувства - балалайку. Согласитесь, виртуозная игра на любом музыкальном инструменте требует не только техники, но и души. "Залихватская ловкость", которую слышит профессор Преображенский в звуках "хитрой вариации" - это скрытые возможности души Чугункина, так и не вочеловечившейся окончательно. Почему? Но это уже совсем другая проблема.
На первый взгляд может показаться, что Клим Чугункин действительно воплотился в Шарикове, который похож на Клима ростом и привычками: он курит, пьет, сквернословит, играет на балалайке, дебоширит и ворует.

4 группа. Последствия эксперимента. Жизнь профессора.

Задание для группы.

Расскажите, какие изменения происходят в жизни профессора после того, как Шарик становится Шариковым. Почему он не может продолжать свою деятельность? Какие неудобства вносить Ш. в его жизнь? Как он относится к Шарикову? Какие воспитательные меры предпринимает? Напишите на листе А4, что нового принес опыт с Шариком в деятельность профессора?

5 группа. Швондер.

Расскажите о Швондере. Почему же профессор говорит, что "Швондер и есть самый главный дурак"? Понимает ли он, с кем имеет дело? Почему Шариков и Швондер так быстро находят общий язык? Напишите на листе А4, какую роль сыграл Швондер в воспитании Шарикова?

Швондер ненавидит профессора, так как, чувствуя враждебность ученого, не в силах доказать это и "разъяснить" его истинную антиреволюционную сущность (и здесь Швондеру в интуиции не откажешь!) Для Швондера Шариков - инструмент борьбы с профессором: ведь это Швондер подучил Шарикова потребовать жилплощадь, вместе они пишут донос. Но для Швондера - это правильный поступок, а донос - сигнал, потому что врага нужно вывести на чистую воду и уничтожить во имя будущей счастливой жизни. В бедной голове Швондера никак не укладывается, почему человек, по всем приметам являющийся врагом советской власти, находится под ее защитой!
Итак, "крестный отец" Полиграфа Полиграфовича внушает своему воспитаннику идеи о всеобщем равенстве, братстве и свободе. Попадая в сознание, в котором преобладают звериные инстинкты, они лишь умножают агрессивность "нового человека". Шариков считает себя полноценным членом общества не потому, что сделал что-то для блага этого общества, а потому, что он "не нэпман". В борьбе за существование Шариков не остановится ни перед чем. Если ему покажется, что Швондер занимает его место под солнцем, значит, его агрессивность будет направлена на Швондера. "Швондер - дурак", потому что не понимает, что в скором времени он сам сможет стать жертвой монстра, которого так усиленно "развивает".

Итак, профессор не ожидал таких последствий эксперимента. Почему же ученым не удалось воспитать Шарикова?
Хорошо, если ученики задумаются над тем, что же такое воспитание и почему оно бывает неэффективным. В повести булгакова нарушается главное условие воспитательного процесса - его двусторонний характер, его диалогическая природа; отсутствует связь между учителем и учеником. Для каждого это дело недобровольное, навязанное обстоятельствами, мешающее жить так как он хочет. Кроме того у Шарикова есть другой учитель - Швондер. Этот воспитывает вдохновенно (ведь большевики стремятся переделать всех), да и наука его куда как проще профессорской - "все поделить".

Вывод. Можем ли мы сказать, что эксперимент был удачный? Почему?
Профессор обнаружил, что ошибся в своих предположениях и получил неожиданный для себя результат - не омоложение, а полное очеловечивание. К этому он вовсе не стремился. Просчет заставил Филиппа Филипповича задуматься и понять, что исследователь должен "идти параллельно и ощупью с природой", а не "форсировать вопрос и приподымать завесу". Закон эволюционного развития - главный закон природы, и нарушать его опасно.

Ученый, по мнению Булгакова, должен нести ответственность за свои исследования. Если бы эта повесть была посвящена теме научных открытий, ее не запретили в СССР.

Почему же ее запретили?

Писатель использует иносказание – это? Иносказание, - аллегория ; в расширительном употреблении - скрытая форма выражения, литературный прием

Можно ли сопоставить эксперимент доктора Преображенского с тем социальным экспериментом, который проводили большевики в 1917 году? Почему оба эксперимента не удались?

Через иносказание, фантастическое допущение писатель рассматривает возможность мирного сосуществования старого, патриархального обывательского общества дореволюционной России и зарождающегося советского строя, нового порядка. Повесть написана в 1925 году, когда еще можно было не только опасаться сумрачного, непредсказуемого будущего, но и испытывать надежду на благополучный исход смутного времени. Оказывается, легче провести сложнейшую операцию, чем перевоспитать (а не воспитать) уже сформировавшегося «человека», когда он не желает, не чувствует внутренней потребности жить так, как ему предлагают. И опять невольно вспоминается судьба русской интеллигенции, подготовившей и практически свершившей социалистическую революцию, но как-то забывшей о том, что предстоит не воспитать, а перевоспитать миллионы людей, пытавшейся отстоять культуру, нравственность и заплатившей жизнью за иллюзии, воплощенные в действительности.

Оптимистичен ли эпилог повести?
Вынужденная самозащита, конечно, несколько смягчает в глазах автора и читателя ответственность ученых за смерть Шарикова, но мы в очередной раз убеждаемся, что жизнь никак не укладывается в какие-либо теоретические постулаты. Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию. Но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности ученого за право на эксперимент. Любой эксперимент должен быть продуман до конца, иначе последствия его могут привести к катастрофе.

Что понял профессор Преображенский в результате своего эксперимента? Совпадает ли позиция профессора с мнением автора? В 1925 году повесть имела подзаголовок «Чудовищная история». Чувствуете ли вы отношение автора ко всему, что произошло с Шариковым? Он называет историю превращения Шарика и в Шарикова чудовищной.


- Прочитайте финал. Почему, казалось бы, счастливый финал повести «Собачье сердце» не производит на читателей оптимистического впечатления?

Почему повесть «Собачье сердце» интересна современному читателю?