Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » А зори здесь тихие (повесть). Женские образы в повести Б.Л

А зори здесь тихие (повесть). Женские образы в повести Б.Л

  1. Федот Евграфыч Васков — комендант железнодорожного разъезда в звании старшины, возраст 32 года. В мирное время – простой деревенский мужчина, труженик с четырьмя классами образования. В его распоряжение поступили пять девушек из зенитного расчета, когда их направили на службу для защиты железной дороги от налетов фашистских самолетов.
  2. Маргарита Осянина – старшая зенитного расчета. Молодая женщина отправилась бить фашистов, когда её любимый муж, пограничник, погиб при наступлении немцев, на второй день войны. Её любовь отняла война, и женщина решила встать в строй вместо своего любимого человека, отомстить за его гибель. Рита вышла замуж почти сразу после окончания школы, родила через год сына, жизнь была полна светлых надежд, но её разрушила война. Женщина оставила ребенка маме, а сама ушла на фронт. Характер нежной женщины изменился, она стала суровой, замкнулась в себе.
  3. Евгения Комелькова – милая, улыбчивая девушка, веселая и озорная, пережила страшную трагедию. Фашисты у неё на глазах расстреляли всю семью. Женька стойко переносила своё горе, любовь и душевное тепло она отдавала людям, которые были рядом с ней здесь, на фронте.
  4. Елизавета Бричкина – была дочерью лесника. Жила на Брянщине, вдали от городской суеты, на лесном кордоне. Девятнадцатилетняя девушка была полна самых прекрасных ожиданий от жизни. Она верила в «ослепительное счастье», которое непременно ждет её. Даже здесь, на войне, она жила в предчувствии светлого чуда.Соня Гурвич – интеллигентная девушка, студентка в прошлом, год проучилась в МГУ, очень любила читать, особенно поэзию, обожала театр. Она дочь участкового врача, её семья большая и дружная, до войны жила в Минске. А теперь в её родном городе хозяйничают фашисты.
  5. Галина Четвертак – детдомовская воспитанница, неисправимая мечтательница и фантазерка. Война для неё, прежде всего, романтическое приключение, которая она решила ни за что не пропустить в своей жизни.

На железнодорожный разъезд прибывает подразделение девушек-зенитчиц

Шёл май 1942 года, это были самые тяжелые бои и потери для Советской армии. На железнодорожном разъезде, где после бомбежек немецких самолетов осталось всего лишь несколько домов, служил комендантом старшина Федот Евграфыч Васков. Линия фронта проходила в стороне, а на разъезде и в окрестностях царили спокойствие и тишина, поскольку обстрелы и бомбежки прекратились. Командование, чтобы защитить важный железнодорожный узел от фашистской авиации, распорядилось оставить здесь две зенитные установки и полувзвод, их обслуживающий.

Однако, искушение сравнительно мирной жизнью выдерживали не все солдаты. Обожание местных женщин и самогон, к сожалению, не доводили до добра. Старшина Васков постоянно отправлял рапорты командованию, одних солдат-зенитчиков меняли на других, но это проблемы не решало. Комендант попросил прислать ему непьющих.

На смену прежнему «веселому» полувзводу, наконец, прибыл новый. Сюрпризом для старшины Васкова стало то, что молоденькие солдаты оказались девушками. Непросто было коменданту найти с новенькими общий язык. Он чувствовал себя весьма неловко в присутствии этих бойцов. Вчерашние школьницы и студентки были хорошо образованы, а у Васкова – всего лишь 4 класса за плечами. Но главным беспокойством для старшины было то, что молодые зенитчицы игнорировали военный устав и всё старались сделать по-своему.

Командир отделения зенитчиц Рита Осянина обрадовалась этому переводу на разъезд с передовой. Ведь совсем неподалеку, в городе остались её мама и маленький сын. Тайно, по ночам, Рита уходила в самоволку – навещать своего маленького сына.

В окрестностях появились фашистские диверсанты

Однажды, возвращаясь из города Рита столкнулась в лесу с двумя подозрительными незнакомцами. Они были вооружены и в маскировочных халатах, а также несли с собой, похоже, взрывчатку. Из рассказа Риты Осяниной старшина Васков понял, что это были немецкие диверсанты, намеревавшиеся взорвать железную дорогу. Поэтому он принял решение перехватить и уничтожить диверсантов.

На это задание старшина Васков взял с собой пятерых девушек – Риту Осянину, Лизу Бричкину, Женю Комелькову, Соню Гурвич и Галю Четвертак. Они отправились к озеру Вопь, чтобы там встретить фашистов.

Старшина выбрал непростой путь для своих бойцов, через болота, чтобы срезать путь и подготовить фашистам неприятный сюрприз. Девушки-бойцы благополучно миновали трясину, только Галя Четвертак потеряла в болотной топи сапог и, простыв, заболела. Девушки вместе с Федотом Евграфычем вышли к озеру. Сонная, мирная тишина этого места поразила их. Дикое лесное озеро словно замерло.

Силы оказались неравны

Старшина считал, что они быстро справятся с заданием, ведь противостояли их боевой группе всего двое диверсантов. Однако, всё же, подстраховавшись, Федот Евграфыч наметил путь и к отступлению. Заняв позиции, девушки прождали диверсантов целую ночь. Фашисты появились только утром. Их оказалось вовсе не двое, а шестнадцать.

Силы оказались неравны, старшина понял, что с пятью девчатами, да с небольшим запасом боеприпасов им с фашистами не справиться. И послал Лизу Бричкину, учитывая, что она всю свою жизнь жила в лесу, за подкреплением на разъезд. Самый короткий путь был через болото, коварные топи.

Нужно было выиграть время. И Васков с девушками решили отпугнуть фашистов, заставить их идти в обход. Поэтому постарались сделать вид, что здесь, в лесу большая группа лесорубов валит деревья. Девушки громко кричали, развели костры, Федот Евграфыч свалил несколько деревьев. А смелая Женька прямо на виду у фашистов искупалась в реке. Немцы поверили инсценировке, пошли в обход.

Гибель Лизы Бричкиной

Лиза Бричкина так спешила выполнить своё задание, что потеряла тропу, повернула не там, где было нужно, оступилась в болоте. Трясина затянула её, и Лиза погибла.

Старшина понимает, что фашисты могут напасть на их маленькую группу в любой момент. Поэтому отправляется с Ритой на разведку. Они выяснили, что немцы расположились на привале, но затем скорее всего пойдут как раз в ту сторону, где сейчас находятся девушки. Поэтому нужно срочно поменять расположение маленького отряда. И Васков отправляет Риту Осянину за девушками.

Гибель Сони Гурвич

После того как все оказались вместе, Федот Евграфыч обнаруживает, что забыл на прежней их стоянке кисет. Соня Гурвич, сорвавшись с места, побежала забрать кисет, ведь найдя его, немцы могут понять, что отряд зенитчиц совсем рядом.

Старшина не успевает задержать Соню. И через какое-то время все слышат, далекий и тихий крик. Васков берет с собой Женю и отправляется на поиски Сони. Они находят ее убитой.

Васков в ярости, пытаясь отомстить за смерть Сони, преследует фашистов. Он видит двоих, отставших от своего отряда, убивает одного из врагов, а со вторым ему помогает справиться Женя. Это первое убийство, которое она пережила. Федот Евграфыч объясняет Жене, что враги – не люди, не животные, а хуже, фашисты.

Похоронив Соню, девушки со старшиной во главе отправились дальше и наткнулись на немцев. Пришлось принять бой. Маленький отряд отбился от врагов, заставив немцев отступить. Однако, напуганная смертью Сони, Галя Четвертак бросила оружие и упала на землю, вместо того чтобы стрелять. Девушки решили тут же организовать комсомольское собрание и осудить за трусость Галю. Однако, Федот Евграфыч заступился за Галю Четвертак, объяснил, что она растерялась. Поэтому на разведку он берет ее с собой в воспитательных целях.

Гибель Гали Четвертак

Васков с Галей Четвертак увидели фашистов. Их осталось 12 человек, они добили раненых в бою с девушками своих солдат. Федот Евграфыч и Галя организовали засаду, но девушка повела себя совершенно неправильно. Она выбежала прямо навстречу фашистам, за что и поплатилась жизнью.

Старшина Васков решает увести немцев за собой подальше в лес, в болото, чтобы Рита и Женя остались живы. Он кричит, стреляет по появляющимся тут и там среди деревьев фигурам фашистов, двигаясь всё ближе к болоту. Однако, ему не повезло – пуля попала в руку.

На рассвете, выбираясь из болота, старшина заметил жуткий знак – привязанную к шесту юбку Лизы Бричкиной и понял, что подмоги не будет, девушка погибла.

С тяжелым сердцем и едва теплющейся надеждой на то, что Рита и Женя еще живы, Васков отправляется за диверсантами и находит заброшенную избушку, где фашисты остановились на привал. Он видит, как часть из них уходит на разведку. Оставшегося в избе немца старшина убивает, забрав его оружие.

Гибель Риты и Жени

Риту и Женю Васков находит у реки, где еще вчера они устраивали инсценировку для фашистов. Он сообщает им страшную весть, что Галя и Лиза погибли, и теперь им втроем предстоит принять неравный бой. Помощи не будет и отступать им некуда. Нельзя диверсантам дать возможность переправиться через реку.

И бой начался. Рита была тяжело ранена – осколок гранаты попал в живот. Женя хотела увести немцев за собой, отстреливаясь, будучи раненой, увлекала их всё дальше. Только не хватило патронов. Фашисты добили девушку в упор.

Женя, понимая, что умирает, попросила старшину Васкова позаботиться о ее маленьком сыне, Альберте. Федот Евграфыч оставил ее одну, направляясь прямо навстречу фашистам. Отойдя буквально на несколько шагов, он услышал выстрел. Рита застрелилась, чтобы не задерживать Васкова, не быть для него обузой.

Старшина вернулся, похоронил Риту и Женю. Он шел к избушке, где обосновались фашисты, исполненный горя и гнева. Ворвавшись в дом, он сразу убил одного из диверсантов, остальных, четверых, взял в плен, заставив их связать друг другу руки ремнями. Раненый, в полубреду, он вел пленников на разъезд, и только когда понял, что дошел, упал обессиленный и потерял сознание.

Эпилог

Письмо случайного туриста, которое было написано намного позже, уже после окончания Великой Отечественной. В нём рассказывается, как отдыхал этот человек на тихом озере, где царят тишина и безлюдье. Как познакомился со стариком безруким и молодым военным, капитаном, ракетчиком по имени Альберт Федотыч. Турист, вместе с новыми своими друзьями разыскали старую могилу, где были похоронены девушки-зенитчицы и установили там плиту из мрамора. В конце письма его автор замечает, какие же тихие зори в этих диких местах…

Тест по повести А зори здесь тихие

Борис ВАСИЛЬЕВ. А зори здесь тихие…

[отрывок]

…А Галя действительно была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали: Четвертак. Потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше.
Детдом размещался в бывшем монастыре; с гулких сводов сыпались жирные пепельные мокрицы. Плохо замазанные бородатые лица глядели со стен многочисленных церквей, спешно переделанных под бытовые помещения, а в братских кельях было холодно, как в погребах.
В десять лет Галя стала знаменитой, устроив скандал, которого монастырь не знал со дня основания. Отправившись ночью по своим детским делам, она подняла весь дом отчаянным визгом. Выдернутые из постелей воспитатели нашли ее на полу в полутемном коридоре, и Галя очень толково объяснила, что бородатый старик хотел утащить ее в подземелье.
Создалось «Дело о нападении…», осложненное тем, что в округе не было ни одного бородача. Галю терпеливо расспрашивали приезжие следователи и доморощенные Шерлоки Холмсы, и случай от разговора к разговору обрастал все новыми подробностями. И только старый завхоз, с которым Галя очень дружила, потому что именно он придумал ей такую звучную фамилию, сумел докопаться, что все это выдумка.
Галю долго дразнили и презирали, а она взяла и сочиняла сказку. Правда, сказка была очень похожа на мальчика с пальчика, но, во-первых, вместо мальчика оказалась девочка, а во-вторых, там участвовали бородатые старики и мрачные подземелья.
Слава прошла, как только сказка всем надоела. Галя не стала сочинять новую, но по детдому поползли слухи о зарытых монахами сокровищах.
Кладоискательство с эпидемической силой охватило воспитанников, и в короткий срок монастырский двор превратился в песчаный карьер. Не успело руководство справиться с этой напастью, как из подвалов стали появляться призраки в развевающихся белых одеждах. Призраков видели многие, и малыши категорически отказались выходить по ночам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Дело приняло размеры бедствия, и воспитатели вынуждены были объявить тайную охоту за ведьмами. И первой же ведьмой, схваченной с поличным в казенной простыне, оказалась Галя Четвертак.
После этого Галя примолкла. Прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Тут ее настигла первая любовь, а так как она привыкла все окружать таинственностью, то вскоре весь дом был наводнен записками, письмами, слезами и свиданиями. Зачинщице опять дали нагоняй и постарались тут же от нее избавиться, спровадив в библиотечный техникум на повышенную стипендию.
Война застала Галю на третьем курсе, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли, а Галю нет, потому что она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.
Но Галя, не сдаваясь, упорно штурмовала военкома и так беззастенчиво врала, что ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке исключения направил Галю в зенитчицы.…

Борис Васильев в повести создал пять разных, но потрясающих, женских образов. Среди них есть представители деревни и интеллигенции, реалистки и мечтательницы, смелые и робкие девушки.

Галя Четвертак – самая маленькая героиня, ей не больше 17-18 лет. Внешне она тоже была самой маленькой. Через ее маленький рост ей и дали фамилию Четвертак. Выросла девушка в детдоме, потому что в младенчестве ее туда подкинули. Так подкидышем она и выросла. Но признавать такую свою судьбу она не хотела, поэтому боролась с реальностью умением сочинять. От этого ее таланта выдумывать разные правдоподобные истории уже настрадались многие и поэтому при первом случае ее отправили учиться в библиотечный техникум.

Когда она была на третьем курсе, началась война. Всю ее группу призвали на фронт, а ее брать не хотели, потому что ни по росту, ни по возрасту она не подходила. Однако для наивной мечтательной девочки война казалась чем-то романтичным, и она различными уловками добилась того, что и ее записали в зенитчицы. Галя думала, что теперь сможет себя проявить, поэтому очень хотела выделиться, сделать так, чтобы ее заметили. Ведь еще с детства она мечтала о всеобщем признании. Но тогда это были мечты о сольной карьере, а теперь она мечтала о военных подвигах.

Очень быстро к Гале пришло осознание, что война – это не романтические приключения, а ужасающая реальность, где нужно точно выполнять указания и рисковать собственной жизнью.

Попав в отряд к Васкову, Галя все так же врала, сочиняя истории о своей жизни. Выдумала она и мать-медсестру. Из-за этого другим бойцам было сложно воспринимать ее всерьез. Но на самом деле Галя не хотела никого обманывать, ведь она сама хотела верить в свои выдумки, она словно больше жила в своем выдуманном мире, чем в реальном. И от этого эта действительность пугала героиню еще больше. В отряде все знали ее, как трусишку. Поэтому идти на задание вместе с Четвертак они не спешили, ведь ненадежный боец может подставить других. вынужден приноравливаться к походке маленькой Четвертак, идти не спеша. И это было опасно для всех.

Из-за своей пугливости и растерянности Галя и гибнет во время перестрелки с немцами. Она выбежала прямо на них в самый неподходящий момент и от страха закричала. О чем хочет нам сказать автор? Возможно, что не место на войне таким робким и романтичным личностям. Ведь война сурова и не щадит их.

Галя была подавлена еще и тем, что погибла ее подруга Соня Гурвич. Поэтому уже не могла романтично смотреть на военные события. В ее душе поселился страх. Осознание того, что и ее ждет та же участь, возможно, и подвело Галю. Она потеряла бдительность и не сумела мыслить рационально. Поэтому в надежде просто убежать от кошмара, вылетела прямо на врага и погибла от пули. А возможно она и выбежала для того, чтобы быстрее закончить эту ужасную реальность доля себя.

Галя Четвертак – это образ обделенной вниманием мечтательной девушки, которую уничтожила война.

С шумом раздались кусты, и из них порскнула вдруг Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.

Четвертак. Ма - ма - -а-а-а-а-а-а-

Коротко ударил автомат

Музыкальный акцент

Тема «Воспоминание»

Четвертак. Любовь погибнет первой. Наповал,
Сраженная твоим холодным взглядом.
Напрасно бинтовала и лечила я
Мне, мертвой, ничего уже не надо.

Картина 16. Встреча

Васков понял, что остался один. Идти не было сил, и он привстал на колени, чтоб напиться из лужи

Комелькова. Федот Евграфыч... Федот Евграфыч!.. Товарищ старшина!..

Кинулся к ним: тут, в воде, и обнялись. Повисли на нем обе сразу, целуют - грязного, потного, небритого

Васков. Ну что вы, девчата, что вы!..

Васков. Эх, девчонки вы мои, девчоночки! Съели-то хоть кусочек, спали-то хоть вполглазика?

Комелькова. Не хотелось, товарищ старшина...

Васков. Да какой я вам теперь старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат. Вот так Федотом и зовите. Или Федей, как маманя звала...

Осянина. А Галка?..

Васков. Погибли наши товарищи смертью храбрых. Четвертак - в перестрелке, а Лиза Бричкина в болоте утопла. Выходит, что с Соней вместе троих мы уже потеряли. Это так. Но ведь зато сутки здесь, в межозерье, противника кружим. Сутки!.. И теперь наш черед сутки выигрывать. А помощи нам не будет, и немцы идут сюда. Там и бой пора будет принимать. Последний, по всей видимости...



Картина 17. Смерть девчат

Музыкальный акцент

Васков. Пригнись.

И снова автоматы, и разрывы гранат…

Комелькова. Скорее!.. Рита!..

Осянина лежала в луже крови

Васков. Чем?

Осянина. Граната...

Васков. Тряпок! Белье давай!

Женька трясущимися руками уже рвала свой мешок, уже совала что-то легкое, скользкое...

Васков. Да не шелк! Льняное давай!..

Комелькова. Нету...

Васков. А, леший! (потянулся к мешку) Затянул, как на грех...

Осянина. Немцы... Где немцы?

Женька секунду смотрела на нее в упор, а потом, схватив автомат, кинулась к берегу..

Старшина разорвал рубаху и стал бинтовать.

Васков. Ничего, Рита, ничего... Он поверху прошел: кишки целые. Заживет...

Музыкальный акцент

«Скрежет автоматов, разрывы грана»

Осянина. Иди... туда иди... Женька там…

Васков спрятал ее под еловым ветками, и ушел.

Комелькова пела «Катюшу»

Комелькова. Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой…Ну, идите сюда, идите… Выходила на берег Катюша … Эй, вы … уносила песню за собой… за Риту (кидает гранату) , выходила на берег Катюша… за Галку(кидает гранату) , уносила песню за собой … за Софью(кидает гранату) , за Лизу...

Музыкальный акцент

«Скрежет автоматов, разрывы грана»

Вскоре вернулся Васков. Разбросал ветки, молча сел рядом, обхватив раненую руку, покачиваясь…

Васков. А в этот раз она как-будто знала,
Что это будет очень трудный бой,
Но, как всегда, опять своих спасала,
Погоню увлекая за собой.

И там в конце безжалостно, в упор,
Сжимая камень, на врагов едва привстав,
Была расстреляна… и с этих пор
Надеяться я тоже перестал.

Музыкальный акцент

Тема «Воспоминание»

Осянина. Женя погибла?

Он кивнул.

Осянина. Женя сразу... умерла?

Васков. Сразу. Не победили они нас, понимаешь? Я еще живой, меня еще повалить надо!..

Он замолчал, стиснув зубы, закачался, баюкая руку.

Осянина. Болит?

Васков. Здесь у меня болит. Здесь свербит, Рита. Так свербит!.. Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?

Осянина. Ну, зачем так... Все же понятно, война...

Васков. Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли! Что ж это вы со смертью их оженили, а сами целенькие?

Осянина. Не надо. Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали.

Васков. Да… Ты полежи покуда, я вокруг погляжу. А то наткнутся - и концы нам.

Он достал наган, зачем-то старательно обтер его рукавом.

Васков. Возьми. Два патрона, правда, осталось, но все-таки спокойнее с ним.

Осянина. Погоди! Помнишь, на немцев я у разъезда наткнулась? Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут - Альбертом. Мама больна очень, долго не проживет, а отец мой без вести пропал.

Васков. Не тревожься, Рита, понял я все.

Осянина. Спасибо тебе.

Васков. Я сейчас разведку проведу и вернусь. К ночи до свих доберемся.

Осянина. Иди. Завали меня ветками. И обязательно дойди.

Васков. Вместе дойдем (пошел)

Музыкальный акцент

«Выстрел»

Васков. Когда же с Волей мы останемся вдвоем
Она, внимательно следя за боем,
Так ВОВРЕМЯ подавит их огнем
И даст секундочку, чтоб заменить обойму.
И я умру…с последним сожаленьем:
“Опять сестричек положил зазря…”
Не будет ветерка ни дуновенья,
И только тихая поднимется заря.

Музыкальный акцент

«Жди меня»

Бойцы исполняют песню

Характеристики героев

Лиза Бричкина – дочь лесника, скромная, говорит на «о». Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Он обещал устроить ее в техникум с общежитием, но началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня.

Рита Осянина – вдова, есть сын, серьезная, надежная, ее муж геройски погиб на второй день войны, а Рита узнала об этом только через месяц.

Евгения Комелькова – первая красавица разъезда, выросла в хорошей семье, которую потом расстреляли.Она любила развлекаться, и в один прекрасный день влюбилась в полковника Лужина. Он-то и подобрал ее на фронте. У него была семья, а Женьку за связь с ним отправили на этот разъезд.

Галя Четвертак - не знает своих родителей, ее подкинули в детский дом, но Галя говорила всем, что ее мама - медицинский работник.

Васков – говорит на «0», всегда строг с подчиненными, но справедлив, 30 лет отраду, пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет.

….. первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: “Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила”. Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее.
Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова.
У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре.
Риту Осянину ранило гранатой, и Женя погибла, отводя от нее немцев. Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.

Затряслась Четвертак:

Нет!.. Нет, нет, нет! Нельзя так! Вредно! У меня мама - медицинский работник…

Хватит врать! - крикнула вдруг Осянина. - Хватит! Нет у тебя мамы! И не было! Подкидыш ты, и нечего тут выдумывать!..

Заплакала Галя. Горько, обиженно - словно игрушку у ребенка сломали…

Ну зачем же так, ну зачем? - укоризненно сказала Женька и обняла Четвертак. - Нам без злобы надо, а то остервенеем. Как немцы, остервенеем…

Смолчала Осянина…

А Галя действительно была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали: Четвертак. Потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше.

Детдом размещался в бывшем монастыре; с гулких сводов сыпались жирные пепельные мокрицы. Плохо замазанные бородатые лица глядели со стен многочисленных церквей, спешно переделанных под бытовые помещения, а в братских кельях было холодно, как в погребах.

В десять лет Галя стала знаменитой, устроив скандал, которого монастырь не знал со дня основания. Отправившись ночью по своим детским делам, она подняла весь дом отчаянным визгом. Выдернутые из постелей воспитатели нашли ее на полу в полутемном коридоре, и Галя очень толково объяснила, что бородатый старик хотел утащить ее в подземелье.

Создалось «Дело о нападении…», осложненное тем, что в округе не было ни одного бородача. Галю терпеливо расспрашивали приезжие следователи и доморощенные Шерлоки Холмсы, и случай от разговора к разговору обрастал все новыми подробностями. И только старый завхоз, с которым Галя очень дружила, потому что именно он придумал ей такую звучную фамилию, сумел докопаться, что все это выдумка.

Галю долго дразнили и презирали, а она взяла и сочиняла сказку. Правда, сказка была очень похожа на мальчика с пальчика, но, во-первых, вместо мальчика оказалась девочка, а во-вторых, там участвовали бородатые старики и мрачные подземелья.

Слава прошла, как только сказка всем надоела. Галя не стала сочинять новую, но по детдому поползли слухи о зарытых монахами сокровищах. Кладоискательство с эпидемической силой охватило воспитанников, и в короткий срок монастырский двор превратился в песчаный карьер. Не успело руководство справиться с этой напастью, как из подвалов стали появляться призраки в развевающихся белых одеждах. Призраков видели многие, и малыши категорически отказались выходить по ночам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Дело приняло размеры бедствия, и воспитатели вынуждены были объявить тайную охоту за ведьмами. И первой же ведьмой, схваченной с поличным в казенной простыне, оказалась Галя Четвертак.

После этого Галя примолкла. Прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Тут ее настигла первая любовь, а так как она привыкла все окружать таинственностью, то вскоре весь дом был наводнен записками, письмами, слезами и свиданиями. Зачинщице опять дали нагоняй и постарались тут же от нее избавиться, спровадив в библиотечный техникум на повышенную стипендию.

Война застала Галю на третьем курсе, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли, а Галю нет, потому что она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Но Галя, не сдаваясь, упорно штурмовала военкома и так беззастенчиво врала, что ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке исключения направил Галю в зенитчицы.

Осуществленная мечта всегда лишена романтики. Реальный мир оказался суровым и жестоким и требовал не героического порыва, а неукоснительного исполнения воинских уставов. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем непохожи на Галины представления о фронте. Галя растерялась, скисла и тайком плакала по ночам. Но тут появилась Женька, и мир снова завертелся быстро и радостно.

А не врать Галя просто не могла. Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность И появилась на свет мама - медицинский работник, в существование которой Галя почти поверила сама.

Времени потеряли много, и Васков сильно нервничал. Важно было поскорее уйти отсюда, нащупать немцев, сесть им на хвост, а потом пусть дозорных находят. Тогда уже старшина над ними висеть будет, а не наоборот. Висеть, дергать, направлять, куда надо, и… ждать. Ждать, когда наши подойдут, когда облава начнется.

Но… провозились: Соню хоронили, Четвертак уговаривали, - время шло. Федот Евграфыч пока автоматы проверил, винтовки лишние - Бричкиной и Гурвич - в укромное место упрятал, патроны поровну поделил. Спросил у Осяниной:

Из автомата стреляла когда?

Из нашего только.

Ну, держи фрицевский. Освоишь, мыслю я. - Показал ей, как управляться, предупредил: - Длинно не стреляй: вверх задирает. Коротко жаль.

Тронулись, слава тебе… Он впереди шел, Четвертак с Комельковой - основным ядром, а Осянина замыкала. Сторожко шли, без шума, да опять, видно, к себе больше прислушивались, потому что чудом на немцев не нарвались. Чудом, как в сказке.

Счастье, что старшина первым их увидел. Как из-за валуна сунулся, так и увидел: двое в упор на него, а следом остальные. И опоздай Федот Евграфыч ровно на семь шагов - кончилась бы на этом вся их служба. В две бы хороших очереди кончилась.

Но семь этих шагов были с его стороны, сделаны, и потому все наоборот получилось. И отпрянуть успел, и девчатам махнуть, чтоб рассыпались, и гранату из кармана выхватить. Хорошо, с запалом граната была: шарахнул ею из-за валуна, а когда рвануло, ударил из автомата.

В уставе бой такой встречным называется. А характерно для него то, что противник сил твоих не знает: разведка ты или головной дозор - им это непонятно. И поэтому главное тут - не дать ему опомниться.

Федот Евграфыч, понятное дело, об этом не думал. Это врублено в него было, на всю жизнь врублено, и думал он только, что надо стрелять. А еще думал, где бойцы его: попрятались, залегли или разбежались?

Треск стоял оглушительный, потому что били фрицы в его валун из всех активных автоматов. Лицо ему крошкой каменной иссекло, глаза пылью запорошило, и он почти что не видел ничего: слезы ручьем текли. И утереться времени не было.

Лязгнул затвор его автомата, назад отскочив: патроны кончились. Боялся Васков этого мгновения: на перезарядку секунды шли, а сейчас секунды эти жизнью измерялись. Рванутся немцы на замолчавший автомат, проскочат десяток метров, что разделяли их, и - все тогда. Хана.

Но не сунулись диверсанты. Голов даже не подняли, потому что прижал их второй автомат - Осяниной. Коротко била, прицельно, в упор и дала секундочку старшине. Ту секундочку, за которую потом до гробовой доски положено водкой поить.

Сколько тот бой продолжался, никто не помнил. Если обычным временем считать, - скоротечный был бой, как и положено встречному бою по уставу. А если прожитым мерить - силой затраченной, напряжением, - на добрый пласт жизни тянуло, а кому и на всю жизнь.

Галя Четвертак настолько испугалась, что и выстрелить-то ни разу не смогла. Лежала, спрятав лицо за камнем и уши руками зажав; винтовка в стороне валялась. А Женька быстро опомнилась: била в белый свет, как в копейку. Попала - не попала: это ведь не на стрельбище, целиться некогда.

Два автомата да одна трехлинеечка - всего-то огня было, а немцы не выдержали. Не потому, конечно, что испугались, - неясность была. И, постреляв маленько, откатились. Без огневого прикрытия, без заслона, просто откатились. В леса, как потом выяснилось.

Враз смолк огонь, только Комелькова еще стреляла, телом вздрагивая при отдаче. Добила обойму, остановилась. Глянула на Васкова, будто вынырнув.

Все, - вздохнул Васков.

Тишина могильная стояла, аж звон в ушах. Порохом воняло, пылью каменной, гарью. Старшина лицо отер - ладони в крови стали: посекло осколками.

Задело вас? - шепотом спросила Осянина.