Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » А. Толстой "Детство Никиты" методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

А. Толстой "Детство Никиты" методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Тема: А.Н. Толстой «Детсво Никиты» глава «Стрелка барометра»

Цель : способствовать развитию эмоциональной сферы детей через анализ

художественного текста; рассмотреть произведение через литературно- исторический аспект; воспитывать любознательного

и внимательного читателя, умеющего видеть и ценить красоту родной

земли

Ход урока:

1. Оргмомент:

- посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пожелайте друг другу успехов.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания .

Ученики читают фразу, которую они написали в тетради

Учитель читает стихи С.Маршака (на слайде)

В той удивительной Стране

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне

И пять, и десять лет.

В стране фантазий и проказ

И озорных затей

Когда-то каждый был из нас

Одним из тех детей.

О какой стране идёт речь в стихах?

(ученики отвечают)

Учитель:

Сегодня завершающий урок по произведению А.Толстого «Детство Никиты». Самые внимательные в конце урока смогут продолжить мысль

План урока:

1. Закончим фразу (Работая над рассказом, я понял…)

(* Главный герой Никита…)

2. Творчество писателя.

3. Читаем повесть

4.Учиться работать с содержанием

5. Выразительное чтение

6. Итог урока.

3. Творчество писателя.

Родился 10 января 1883 г. (по новому стилю) в городе Николаевске (ныне Пугачёвск в Саратовской области). Отец - граф Н. А. Толстой, мать - детская писательница А. Л. Толстая.

Воспитывался у отчима А. А. Бострома (на хуторе Сосновка под Самарой). Учился в Самарском реальном училище. Повесть «Детство Никиты» – автобиографическое произведение. Писатель Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Никита – имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые вётлами и заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи – деревенские ребята. Верховые лошади… Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это, и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…» и, несомненно, мечтательность главного героя его повести Никиты.

Мама, Александра Леонтьевна, всеми силами старалась развить в Алексее Толстом писательский талант. Может быть, благодаря ей он и стал писателем.

Аркадий Иванович – это первый домашний учитель писателя, его звали Аркадий Иванович Словохотов, о нём А.Н. Толстой вспоминает:

«Рябой, рыжий, как огонь, отличный человек, с которым мы жили душа в душу…»

в 1901 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1907 г. ушёл в художественное училище.

Первые книги - «Лирика» (1907 г.) и «Сорочьи сказки» (1910 г.).

С 1918 по 1923 г. Находился за пределами России и затем, вернулся на родину

Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о “Буратино” вполне можно говорить как о самостоятельном произведении. Повесть «

4. Подготовка к восприятию текста.

Скороговорка:

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щётку в уголке.

(Проходит смысловой анализ. После ученики работают в парах - проговаривают скороговорку по одному, вдвоём, всем классом.)

Словарная подготовка .

Мгла

Точно в бреду

Чесучовые панталоны (Это летние мужские брюки из лёгкой ткани.)

Пекло

Тиф

Циферблат

Томление Мучение, страдание.

Пекло – страшная жара, окаянное пекло – проклятая жара, которая несёт погибель.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

5.Работа над текстом

Читает ученик, останавливается по абзацам.

Беседа после прочтения первой части.

Какая была погода? Найдите описание в тексте?

К чему это может привести, если такая погода будет долго?

Какое настроение было у героев? Почему они себя так вели?

Соотнесите иллюстрацию с текстом. Найдите это место?

Беседа после прочтения 2 части.

Как меняется настроение у семьи?

Как вы это поняли?

с помощью каких слов А.Н. Толстой рисует атмосферу в доме, в усадьбе: все ждут дождя, а его всё нет. Найдите, прочитайте. (Тусклые, душные, тоскливо, голая стена, железная, точно в бреду)

6. Работа в группах (карточки)

7. Рефлексия.

Вернёмся к целям. Мы их достигли? (ученики анализируют)

Кто сможет продолжить мысль:

«Работая над рассказом А.Толстого я понял…» (отвечают желающие)

«Главный герой Никита…»

8.Домашнее задание.

пересказать главу «Стрелка барометра» любую часть

9. Итог урока.

Представьте себя художником. Какие краски вы бы использовали для изображения детства? Какие бы цвета преобладали (Ученики отвечают) Благодарю за работу. Позвольте закончить наш урок стихами.

У детства много разных красок

Ты среди них свою найди.

На белом листике бумаги

Свою мечту изобрази.

Проходит детство незаметно,

Не возвращается назад.

И только красками напомнит

Вам о весёлых тех годах.

Ведь жизнь она бывает разной,

Угрюмой, скучной, однообразной.

Но ты сквозь годы пронеси

Из детства яркие мечты.

Восстановить последовательность событий.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Литературное чтение

Ответственность Если начал, то закончи, Обещал, то выполняй, Общих правил поведенья Никогда не нарушай! Будь ответственным за дело, Не хитри и не ленись, Быть надёжным человеком Обязательно стремись!

Жить по совести, любя друг друга

Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за последствия своих действий, поступков. кто за что перед кем Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед людьми, обществом.

Повесть «Детство Никиты» - автобиографическая. Писатель Алексей Толстой передает в ней свои детские впечатления. Имя Никита - имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу.

Первоначальное название произведения звучало как "Повесть о многих превосходных вещах". Очевидно, что оно писалось автором в едином творческом порыве, на одном дыхании. Последняя глава повести имеет короткое название - "Отъезд". Ее концовка начинается сообщением о том, что Никите удалось сдать экзамен к поступлению во второй класс. А завершается книга грустной фразой: "Этим событием кончается его детство".

А.Толстой Граф из рода Толстых, учёный, академик, писатель Алексе́й Никола́евич Толсто́й родился 10.01.1883г в г.Николаевске, Самарской губернии, умер 23.02.1945г в Москве. А. Толстой – советский писатель, известен во многих жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, статьи.

Знакомство с текстом

каретник

Верстак - станок для столярной работы

Кадка – деревянная ёмкость цилиндрической формы

Башлык - шапка с двумя длинными концами, которые обматывают вокруг шеи

Аршин – старинная русская мера длины

Вётлы - ветла - белая ива, серебристая ива, дерево семейства ивовых.

Мыс - участок суши, вдающийся в море, реку

Журавль для подъёма воды

Прерия – широкая степь

Работа в группах 1 группа (характеристика Никиты) 2 группа (характеристика Пахома) 3 группа (характеристика мамы Никиты) 4 группа (характеристика учителя Никиты)

Итог урока Сегодня на уроке я понял(а), что……… Больше всего мне понравилось……….. Оказывается…………….. Я бы похвалил (а) …………

Домашнее задание ГЕРОЙ ПОСТУПОК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА НИКИТА МАМА АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ ПАХОМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 1 классе «Играть- это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»

Пояснительная запискаНаправление: начальная школа.Тема урока:«Играть- это увлекательно!(рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»УМК:программа«Школа 2100»,авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, литера...

Все любят праздник ёлки Есаков Никита,Мачеева Милена,Столярова Алёна,Брыксина Полина,Малик Саша,Чинилина Дарья.

Коллективная работа выполнена на уроке трудового обучения. Дети работали по группам, кто-то лепил, кто-то вырезал из бумаги хоровод, а другие делали аппликацию. Работали все с интересом, помогая друг...

Цели: познакомить обучающихся с новым разделом; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; учить читать текст выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Планируемые результаты : предметные: прогнозирование содержания раздела, чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, восприятие на слух художественных произведений; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

Анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий: ответственность, честность, верность слову, совесть, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание.

Оборудование : мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Если начал, то закончи,

Обещал, то выполняй,

Общих правил повеленья

Никогда не нарушай!

Будь ответственным задело,

Не хитри и не ленись,

Быть надежным человеком

Обязательно стремись!

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— Прочитайте, разделяя на слоги (еще: орфографически, орфоэпически, скороговоркой, выразительно).

III. Введение в раздел

— Не случайно наш урок я начала этим стихотворением. Как вы думаете, о чем оно?

— Как бы вы его озаглавили? (Ответы детей.)

— Это стихотворение называется «Ответственность». А вам нравятся ответственные люди? Почему?

— Какие еще человеческие качества вам нравятся?

— Прочитайте записанное на доске название раздела, который мы начнем изучать. {«Жить по совести, любя друг друга».)

— Как вы понимаете его смысл?

— О чем должны быть произведения, собранные в данном разделе? Как вы считаете?

— Как вы думаете, с какими понятиями мы будем работать?

— Откройте учебник на с. 98. Прочитайте, какие понятия будем изучать.

— Как вы их понимаете?

Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за последствия своих действий, поступков.

Совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

— Прочитайте диалог Ани и Вани.

— Что вы из него узнали?

— Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров.

— О чем он говорит?

IV. Работа по теме урока

1,5; 6,4; 6,5; 5,4; 6,3; 6,5; 4,4

1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4

— Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения читали? (См. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)

— Прочитайте название, рассмотрите иллюстрации. Предположите, о чем это произведение.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Знакомство с произведением А. Толстого «Детство Никиты»

(Чтение произведения учителем и хорошо читающими учащимися. Беседа после чтения.)

— Ваши впечатления от прочитанного?

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел начали изучать?

— С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

— Какое произведение читали?

Цель урока: через анализ характеров героев рассказа, определить, какие черты характера являются главными.

Задачи урока:

  • Учить определять учебную задачу;
  • Учить планировать выполнение учебной задачи;
  • Создать благоприятный эмоциональный настрой;
  • Вспомнить содержание рассказа;
  • Дать характеристику героям рассказа;
  • Формировать умение работать с текстом;
  • Проанализировать черты своего характера;
  • Продолжить работу по развитию речи, памяти, критического мышления;
  • Формировать умение работать в группе.

Перечень оборудования к уроку:

  • Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 158 с. : ил. - (Академический школьный учебник) (Перспектива);
  • Литературное чтение. 4 класс. Творческая тетрадь для общеобразоват. организаций / Т.Ю. Коти; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 79 с. : ил. - (Перспектива);
  • Мультимедийное оборудование для показа презентации, компьютер;
  • Фонограмма песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского;
  • Рабочие тетради в клетку по литературному чтению;
  • Полоски фраз из текста для организации работы в группах (по количеству групп).
  • Листочки для написания синквейна.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Определять, какое настроение создают прочитанные произведения.
  • Давать характеристику литературным героям, на основе прочитанного произведения.

Метапредметные:

  • Определять учебную задачу урока.
  • Планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.
  • Осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Осуществлять логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
  • Осуществлять логическое действие обобщение.
  • Доносить свою позицию до других, аргументируя её.

Личностные:

  • Сравнивать свои черты характера с чертами характера литературных героев;
  • Оценивать черты своего характера;
  • Определять, какие черты являются главными и определяющими;
  • Мотивировать к учебной деятельности;
  • Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

2. Мотивация к активной учебно-познавательной деятельности (эмоциональный настрой).

Доска. Приложение 1

Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака.
- позвольте, я Вам прочитаю это стихотворение.

О какой стране идёт речь? Почему так решили?
- кто слышал выражение «остров детства»?
- как понимаете его?
- закройте глаза, сядьте поудобней. Я приглашаю Вас в путешествие к «острову детства».
Звучит 1 куплет и припев песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского.
- какие у Вас возникли эмоции?
- почему именно эту песню я предложила Вам послушать?

Читают стихотворение С.Маршака самостоятельно.
- слушают чтение стихотворения учителем.
- высказывают мнения, о какой стране пойдёт речь, объясняя свой выбор.

Объясняют смысл выражения «остров детства».
- прослушивают фонограмму; высказывают, какие эмоции возникли.
- объясняют, почему прозвучала именно эта песня.

3. Сообщение темы и формулировка целей урока.

Сегодня мы продолжаем разговор о произведении А. Толстого «Детство Никиты». Попробуйте сформулировать цели урока.

Знакомятся с темой урока.
- формулируют цели урока: анализируя произведение обсудить и сравнить характеры героев произведения А. Толстого «Детство Никиты».

4. Актуализация знаний.

Прочитайте…
- что можете сказать?
- какое может быть задание?
- кто не понял задание?
- кто может объяснить?
В 4-ах разложите полоски в нужном порядке.

Проверка (допущена ошибка) Приложение 3

Проверьте себя. Кто не согласен? Почему?
- зачем мы выполнили это задание?

Читают вслух по одному фразы на доске.
- делают вывод, что это фразы из текста.
- предлагают варианты заданий, останавливаются на том, что надо поставить эти фразы в том порядке, как они встречаются в тексте.
- образуют четвёрки, повторяют правила работы в группе и раскладывают полоски с фразами в нужном порядке.

Сверяют свою работу с образцом на доске.
- замечают на доске ошибку, доказывают своё мнение.
- подводят итог проделанной работе: вспомнить содержание текста и последовательность событий.

5. Проверка домашнего задания

Что надо было сделать дома?
- открываем рабочие тетради, стр. 45, таблица
- как зовут главного героя?
- почему автор выбрал именно это имя, Никита?
- какие черты характера Вы увидели у Никиты?
- похож ли он на Вас? Чем?
- на ваших друзей? Чем?
- кто такой Пахом?
- каким он был человеком?
- каким ценным качеством, по мнению автора, он обладал? Докажите текстом.
- кто такой Аркадий Иванович?
- найдите в тексте описание его внешности. Прочитайте.
- каким он показан в этом произведении?
- как он относится к главному герою?
- что означает выражение «держать ухо востро»?
- почему Никите приходилось «держать ухо востро»?
- какого героя нет в этой таблице?
- какой она показана в этом произведении?
- как Вы это поняли?

Открывают рабочие тетради на стр.45. Проверяют заполнение таблицы. Дополняют таблицу. Находят в тексте ответы на вопросы, закрепляя умение работать с текстом, обращая внимание на детали.
- вспоминают, что произведение автор посвятил сыну Никите.
- называют черты характера Никиты.
- сравнивают себя и своих друзей с Никитой.
- вспоминают, что Пахом - плотник. Называют черты характера Пахома. Опираясь на цитаты из текста, доказывают каким ценным качеством, по мнению автора, обладал Пахом (учебник, стр. 99).
- находят в тексте описание внешности Аркадия Ивановича (учебник, стр.100).
- обсуждают отношение Аркадия Ивановича к главному герою: заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения.
- объясняют значение фразеологизма «держать ухо востро» - остерегаться. Выясняют, почему Никите приходилось так себя вести.
- дают характеристику маме главного героя, объясняют, что позволило сделать такой вывод.

6. Физминутка

7. Организация познавательной деятельности

Работа в рабочей тетради, стр.46-47
- прочитайте опорные слова. Что это такое?
- прочитайте задание на стр.47. кто не понял задание? Кто может объяснить?
- выполните его. Кто сможет - продолжите ряд самостоятельно.
Обсуждение:
- какие черты характера для Вас являются главными? Почему?
- кто считает по-другому? Объясните своё мнение.
Идёт обсуждение.

Открывают рабочие тетради на стр.46-47.
- читают вслух опорные слова, делают вывод о том, что это разнообразные черты характера человека.
- самостоятельно знакомятся с заданием на стр. 47. Осмысливают его и выполняют.
- учащиеся, которые выполнят задание раньше, продолжают самостоятельно перечислять другие, известные им черты характера.
- высказывают своё мнение, какие черты характера для них являются главными и почему.
- высказываются разные мнения, обязательно с доказательством выбора.

8. Домашнее задание

Работаем в тонких тетрадях по литературе. Записываем число.
- ниже заголовок: сочинение-рассуждение, ниже тема «Какие черты характера я ценю в людях».
- что отличает текст - рассуждение от других типов текста?
Это будет домашнее задание. Откройте дневники. Запишите.

Открывают тонкие тетради по литературе.
- записывают число, тему сочинения
- объясняют, что в тексте - рассуждении сначала высказывается мысль, утверждение, а потом она доказывается, даётся пояснение, почему так.
- открывают дневники и записывают домашнее задание.

9. Рефлексия

Попробуем написать синквейн. Что это такое? Какие правила написания? Какую предложите тему?
- кто хочет прочитать?

Вспоминают, что синквейн - это пятистишие и правила его написания
- предлагают свои темы, объясняя свой выбор.
- пишут самостоятельно синквейн по теме ХАРАКТЕР, зачитывают по желанию, обсуждают, что лучше удалось.

10. Подведение итогов

Подводя итог урока, закончите фразы:
«Работая над этим произведением, я понял…», «Главный герой Никита…»

Подводят итог урока, заканчивают предложенные фразы.

11. Самооценка.

Подумайте, какую оценку за урок вы могли бы себе поставить, поставьте эту оценку на обратной стороне листка. Сдайте листочки с синквейном.

Каждый сам оценивает свою работу, и результат записывает на листочке. Это может быть как обычный балл, так и количество «бонусов», которые фиксируются и накапливаются в отдельном журнале учителя. Листочки сдают учителю

12. Эмоциональная рефлексия.

Представьте себя художником. Какие краски Вы могли бы использовать для изображения детства? Какие цвета преобладали? Почему?
- кроме обязательного домашнего задания я предлагаю задание по желанию:
1. Изобразить своё детство в цвете.

2. Написать синквейн