Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Великий понедельник. Страстная седмица: день за днем

Великий понедельник. Страстная седмица: день за днем

Страстной Понедельник, он же Великий Понедельник, является началом Страстной недели. Название «Страстная» в переводе с церковнославянского означает «муки», «страдания».

Страстная неделя

Святые апостолы, ученики Христовы, после его вознесения начали традицию празднования Страстной седмицы. Во время Страстной недели верующие вспоминают о трагических, последних днях жизни Иисуса Христа и о его подвиге ради спасения всех живых. Страстная неделя характеризуется строжайшим воздержании от кулинарных излишеств, плотских утех, зрелищ и шумных празднеств, чтобы люди смогли в полной мере посвятить все свое свободное время молитвам и духовному очищению, осознанию в полной мере всей значимости и важности самопожертвования Христа. И первый день ее — Великий понедельник.

Перед каждым днем Страстной недели принято добавлять слово «великий», дабы подчеркнуть значимость каждого дня для всей христианской паствы. Главный символ, с которым ассоциируется Страстной Понедельник, -это библейская смоковница. Сегодня она более известна как инжир. Согласно приданию, смоковница вся была покрыта зелеными листами, однако плодов не приносила. Тогда Спаситель словом Божьим заставил смоковницу усохнуть. Библия как бы намекает людям о том, что та же участь постигнет любого человека, чья душа не обрела веры, молитвы, бесплодна праведными делами. Именно такими людьми являлись иудейские первосвященники, внешне набожные, но духовно бедные внутри.

Церковные писания

В Страстной Понедельник также воздают память не менее важным событиям: изгнанию Христом из храмов продавцов голубями и обменщиков денег, а также продажу целомудренного Иосифа родными братьями. В Великий Понедельник Иисус разбросал столы торговцев и изгнал их из храма, впредь запретив их впускать, уча, что храм есть дом для совершения молитв, а не разбойничий вертеп.

Согласно Евангелию Иосиф служит верующим прообразом самого Иисуса Христа и это вспоминают в Великий Понедельник. Целомудренный Иосиф, любимый сын Иакова, был продан завистливыми родными братьями в рабство в Египет. Христос был предан народом своим иудейским из ненависти и зависти и приговорен к смерти. Иосиф был брошен в темницу. Иисус Христос был распят, страдания его начались в Страстной Понедельник, но после воскрешения властвует над миром. Иосиф становится владыкой египетским. Во время семилетнего голода Иосиф кормил всех хлебом. Христос же питает верующих и дарит возможность для вечной жизни в царствии небесном. В Страстной Понедельник верующими возносятся молитвы о спасении души.

Духовно соприкасаясь и переживая страдания Иисуса Христа, в Страстной Понедельник церковнослужители облачаются в темные одежды. В Великий Понедельник служат великое повечерие, утреню, литургию преждеосвященных даров.

Традиции в страстной понедельник и приметы

После крещения Руси у славян началось тесное переплетение христианских и патриархальных традиций. В Страстной Понедельник активно занимались хозяйством и промыслами. Чинили крыши и устраняли изъяны в доме и хозяйственных постройках. Начинали заготовку кормов для скота.

Женщины и девушки готовили еду, наводили порядок в доме. Углы в доме в Великий Понедельник обмахивались тряпкой, которая, согласно поверьям, прикладывалась или привязывалась к больным местам и облегчала страдания. Эту же тряпку стелили в бане на полу, дабы оберечь себя от болезней суставов и кожи ног.

Повитухи и знахари заготавливали золу. Зола на Страстной Понедельник якобы помогала излечить дурной сглаз, пьянство, различные привороты и иные магические ритуалы.

Девицы и вдовы занимались гаданием. Считалось, что если на Великий Понедельник долго сидеть у окна, пристально смотреть вдаль, а затем увидеть мужской или девичий силуэт, то в семье этой девушки или женщины три месяца будут царить счастье и благополучие во всех начинаниях, болезни излечиваются, а проблемы обходят стороной.

Однако, ничего хорошего не сулило видение старушечьего силуэта. Всех ожидало страшное невезение. Если возникало видение двух и более людей, то это сулило скорейшее налаживание отношений внутри семьи, окончании ссор и былых обид.

Девушки и женщины старались умываться водой, предварительно налитой в яичную скорлупу, серебряную или золотую посуду. Считалось, что если сделать это в Великий Понедельник, то можно сохранить молодость и красоту.

Доброй приметой почиталось в Страстной Понедельник увидеть на пути кошку, верный признак скорой прибыли и достатка.

Севшая на подоконник или оконную раму в Великий Понедельник птица давала повод к получению добрых новостей и радости. Повстречав собаку, ждали грустных вестей или событий. Хромой встречный предвещал смерть родственников.

Примечали за погодой. О сухом и теплом лете и прекрасном урожае в Страстной Понедельник говорило безоблачное, солнечное небо. В такую же погоду ждали укрепления семейных уз и обретения счастья.

Великий пост закончился. Началась Страстная седмица – неделя перед Пасхой. Каждый день Страстной – особенный и посвящен крестным событиям жизни Иисуса Христа, который идет умереть и победить смерть.

Илья Красовицкий, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ:

Еще один чин прощения

Страстная седмица представляет собой древний пасхальный пост, выросший из поста Крестной Пасхи . Первые христиане праздновали не Воскресную Пасху, как мы, а Крестную; этот день теперь называется Страстной Пятницей.

Один из Святых отцов третьего века говорит, что Воскресение мы и так празднуем каждую неделю, а вот Крестную Пасху, воспоминание Страстей Христовых, только один раз в году. Были даже бурые споры по этому вопросу, и только на Первом вселенском соборе, в 326 году, был установлен единый для всех день празднования Пасхи - Светлое Христово Воскресение.

А как праздновалась Крестная Пасха? Она отмечалась очень строгим постом, и из этого поста выросла вся Страстная седмица.

Это означает, что пост Страстной седмицы отделен от Великого поста и по смыслу, и по богослужебному строю. Обычно говорят, что Великий пост заканчивается в пятницу перед Лазаревой субботой, но можно считать и по-другому: что Великий пост заканчивается в Страстную среду, так как великопостное богослужение продолжается в обычном порядке до Страстной среды, а вечером в этот день совершается чин прощения. Такой же точно, как и в Прощеное воскресенье.

Это чин прощения именно за Святую четыредесятницу. Верующие также обращаются друг к другу со словами простить им все обиды, которые совершены были великим постом, да и за все время.

Таким образом, Страстная среда является последним днем Великого поста. Именно поэтому можно считать, что пасхальный пост - Страстная седмица - начинается только со Страстного четверга.

Евангельские темы

На Страстной седмице Евангелие читается почти на каждой службе суточного круга. Не только на больших: вечерня, утреня, литургия, но и на малых – на часах. Почему? В первую очередь потому, что

последние дни земной жизни Спасителя описаны гораздо подробнее, чем другие периоды Его жизни. По тексту четырех Евангелистов можно проследить буквально каждый шаг Спасителя: все, что он говорил, делал, куда ходил, с кем общался в последние дни.

И богослужение Страстной седмицы дает нам возможность провести эти дни как бы вместе с Ним, идя рядом, слушая Его слова. Таким образом евангельские чтения и распределены.

Попробуем разобраться, как Господь проводил Свои последние дни. Из евангельского текста очевидно, что в понедельник, вторник, среду и четверг Он проповедовал в Иерусалимском храме. Затем, когда солнце начинало клониться к закату, Он уходил за город вместе с учениками. Господь выходил из города, шел полями, останавливался для отдыха и бесед с учениками. Утром Он возвращался обратно. Так продолжалось четыре дня.

Страстной понедельник, утро: “Бесплодная смоковница – это я, да вы”

Читается Евангелие о бесплодной смоковнице (Мф. 21: 18-43). Чуду о бесплодной смоковнице посвящено богослужение всего дня. Господь утром шел в Иерусалим на проповедь и недалеко от городской стены увидел это дерево. И, не найдя на нем плодов, Он его проклял, а вечером того же дня, когда они возвращались той же дорогой, ученики увидели, что дерево совершенно сухое.

Проклятие смоковницы. Миниатюра из Евангелия 1306 года, Армения.

Это чтение о событиях, которые происходили в эти часы, но оно глубоко символично. По одному из толкований, этой бесплодной смоковнице уподобился еврейский народ, в котором Господь не нашел плодов, которые ожидал найти.

Но в более широком смысле, Божиим народом являются все верующие в Него. И найдет ли Господь в нас те плоды, которых ожидает? Этот вопрос ставится перед каждым слышащим эти слова.

Иоанн Кронштадтский говорит об этом чтении: «Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями – это я, и вы. К нам с вами рано или поздно приходит Господь Иисус Христос, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском – одни листья; плодов же веры, попечения о спасении душ наших нет как нет».

Страстной понедельник, вечер: «Не ужасайтесь, ибо надлежит тому быть»

Читается отрывок о событии, происходившем за городом, на склоне Елеонской горы - беседа Господа с учениками (Мф. 24: 3-35) о судьбах и конце этого мира.

Елеонская гора. Современный вид, аэрофотосъёмка.

Как известно, Елеонская гора расположена напротив древнего Иерусалима и с нее открывался изумительный вид на Иерусалимский храм. Ученики сидели на склоне, смотрели на город, и Господь, указав им на Храм, сказал, что очень скоро от этого здания не останется камня на камне. Тогда это было трудно представить, потому что Храм был только недавно отстроен царем Иродом.

Господь говорил ученикам о том, что ждет наш мир. Такая эсхатологическая тема для Страстной седмицы чрезвычайно важна. Она проходит через все дни Страстной седмицы. Почему?

Потому что перед Своим отшествием Господь хотел, чтобы ученики и те, кому они передадут Его слова, все христиане – «не ужасались» тому, что ждет наш мир, не удивлялись оскудению любви в нем и преступлениям его, но, как предупрежденные, бодрствовали и сами оставались верными.

Он неоднократно предупреждает в эти дни о событиях Своего второго пришествия, поэтому всю Страстную седмицу поются песнопения, связанные со вторым пришествием Господа. Тропарь “Се Жених грядет в полунощи” поется три первых дня. Можно сказать, что евангельское чтение понедельника вечера задает эту тему на всю Страстную Седмицу.

Милосердие.ru

Вконтакте

Во время оно, возвращься Иисус во град, взалка. И узрев смоковницу едину при пути, прииде к ней, и ничтоже обрете на ней, токмо листвие едино, и глагола ей: да николиже от тебе плода будет во веки. И абие изсше смоковница. И видевше ученицы дивишася, глаголюще: како абие изсше смоковница? Отвещав же Иисус рече им: аминь глаголю вам, аще имате веру, и не усумнитеся, не токмо смоковничное сотворите, но аще и горе сей речете: двигнися, и верзися в море, будет. И вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете. И пришедшу Ему в церковь, приступиша к Нему учащу архиерее и старцы людстии, глаголюще: коею властию сия твориши? И кто Ти даде власть сию? Отвещав же Иисус, рече им: вопрошу вы и Аз слово едино: еже аще речете Мне, и Аз вам реку, коею властию сия творю. Крещение Иоанново откуду бе; с небесе ли, или от человек? Они же помышляху в себе, глаголюще: аще речем, с небесе: речет нам, почто убо не веровасте ему? Аще ли речем, от человек: боимся народа: вси бо имут Иоанна яко пророка. И отвещавше Иисусови реша: не вемы. Рече им и Той: ни Аз вам глаголю, коею властию сия творю. Что же ся вам мнит? Человек некий имяше два сына, и пришед к первому, рече: чадо, иди днесь, делай в винограде моем. Он же отвещав, рече: не хощу. Последи же раскаявся, иде. И приступль к другому, рече такоже. Он же отвещав рече: аз, господи, иду. И не иде. Кий от обою сотвори волю отчу? Глаголаша Ему: первый. Глагола им Иисус: аминь глаголю вам, яко мытари и любодейцы варяют вы в Царствии Божии. Прииде бо к вам Иоанн Креститель путем праведным, и не веровасте ему, мытари же и любодейцы вероваша ему: вы же видевше, не раскаястеся последи, веровати ему. Ину притчу слышите: человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаст и делателем, и отыде. Егда же приближися время плодов, посла рабы своя к делателем прияти плоды его. И емше делателе рабы его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша. Паки посла ины рабы множайша первых: и сотвориша им такоже. Последи же посла к ним сына своего, глаголя: усрамятся сына моего. Делателе же видевше сына, реша в себе: сей есть наследник, приидите, убием его, и удержим достояние его. И емше его, изведоша вон из винограда, и убиша. Егда убо приидет господин винограда, что сотворит делателем тем? Глаголаша Ему: злых зле погубит их, и виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя. Глагола им Иисус: несте ли чли николиже в Писаниих: камень, егоже не в ряду сотвориша зиждущии, сей бысть во главу угла? От Господа бысть сей, и есть дивна во очию вашею. Сего ради глаголю вам, яко отымется от вас Царствие Божие, и дастся языку творящему плоды его.

Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Мф. 21, 22

Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим.

В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, - говорится в Синаксаре, - есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников - иудеев, продается учеником за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров - гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом - Своею живоносною плотию».

Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает . Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».

«Закон Божий», издательство «Новая книга»

Песнопения из службы в понедельник Великого Поста

Тропарь

Стихира

Светилен

Евангелие от Матфея

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней, и, ничего не нашедши на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились, и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: если будете иметь веру, и не усумнитесь; не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись, и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Мф. 21, 18-22

Священное Писание и его толкование

  • Протоиерей Александр Шаргунов .

Проповеди

  • Иеромонах Ириней (Пиковский) . . Проповедь в Великий Понедельник

Богослужение

Иконография

  • . ФОТОГАЛЕРЕЯ

Вопросы священнику

  • Иеромонах Иов (Гумеров) .

Мы вступаем сегодня в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?..

Вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, - как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней… И как сотни людей, вероятно, хотели бы вырваться из этой недели, быть свободными от того, что происходило: от гнева, от страха, от ужаса…

И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, даже в те минуты, когда страх побеждал и они старались спрятаться от гнева народного. Никуда не могли уйти, забыть происходящее Никодим, Иосиф Аримафейский, тайные ученики Христовы, верные женщины-мироносицы,.. Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах, потому что ужас охватывал их извне и изнутри. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.

И вот, когда вспоминаешь это, - разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? И у них мешались мысли, у них холодело сердце, и у них истощались силы; но они жили этим событием. И то, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь.

Поэтому, что бы вы не переживали, как бы мало вы - мы - ни переживали, будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют. Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать; и самые события - потому что это события, а не воспоминание - пусть нас ломают телом и душой. И тогда, когда, не вспоминая себя, а думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, - и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

В Великий понедельник каждый из нас должен задать себе вопрос: каков я?.. В чем моя лжеправедность, в чем мое ложное бытие перед лицом подлинного? Мы чем-то кажемся: и в хорошем, и в плохом смысле; и все то, что кажется, рано или поздно будет смыто и разнесено: Божиим судом, человеческим судом, грядущей смертью, жизнью. Только дав честный ответ самим себе, мы можем вступить в последующие дни Великого Поста. И не случайно в этот день за Божественной Литургией воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя.

Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Это говорит нам о том, что всякая душа, не приносящая плодов духовных - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел подобна бесплодной, засохшей смоковнице.

Дерево покрылось желтизной,
Показало наготу свою.
О, душе, в смоковнице сухой
Нашу наготу я узнаю.

Только с нас гораздо больший спрос,
Мы с тобой лишь для добра сухи.
За бесплодность осудил Христос,
Как Он нас осудит за грехи?

Для чего забыли смертный час
И не проливаем горьких слез?
Иль насытит оправданьем нас
Нами не насыщенный Христос?

“Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!” Эти слова были сказаны Иисусом задолго до сегодняшних событий, но Великий Понедельник — день такой душевной бури, что они звучат как будто бы всё время, отражаясь в каждом слове, в каждом поступке Христа.

Именно сегодня, случилось чудо с засохшей смоковницей, и именно сегодня Иисус произносит, согласно Евангелию от Матфея, самые горячие и самые невыносимые для равнодушных слушателей слова и обличения. Именно сегодня Он плачет об Иерусалиме, убивающем пророков, а начальствующие над иудеями принимают решение о Его смерти.

Грядущие невинные страдания Спасителя показаны в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа.

«Иосиф, — говорится в Синаксаре, — есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для своих единоплеменников-иудеев, продается учеником за тридцать сребреников, заключается в мрачный и тесный ров-гроб и, восстав из него, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и в конец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом — Своею Живоносною Плотию».

Иосифа, любимого сына патриарха Иакова и Рахили, завистливые братья продали за двадцать сребреников в Египет, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. В Египте его купил царедворец Потифар, жена которого искушала Иосифа, но он сохранил целомудрие. Благодаря данной ему Богом мудрости Иосиф вскоре возвысился при дворе фараона, сумел предотвратить голод в этой стране, так что однажды его братья пришли к нему купить хлеба. Они не узнали проданного ими брата, он же принял их, был щедр, ни словом не упрекнул их за давнее зло. Иосиф, проданный за двадцать сребреников, стал прообразом Христа, оцененного предателем в тридцать сребреников. Его целомудрие, незлобие и готовность прощать также напоминают черты Лика Христова. Наконец, история его мнимой смерти и встречи с родными явно указывает на смерть и Воскресение Спасителя.

Итак, вчерашний день триумфального въезда в Иерусалим и разгона храмовых торговцев закончился неожиданно тихо и скромно. Иисус не водворился во дворце, не устроил переворот и даже не выступил на стихийном митинге, а спокойно удалился из города, когда завечерело, чтобы провести ночь в доме Марфы, Марии и Лазаря. А утром вновь пошёл в Иерусалим, но уже без торжественности, и в окружении только лишь своих учеников. И мимоходом преподал им ещё один урок, торопясь: времени осталось совсем немного.

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. (Евангелие от Матфея)

Евангелист Марк уточняет, что “не время было собирать смоквы”, что делает поступок Христа якобы ещё более безжалостным. В чём виновато дерево, если ещё не пора урожая? Разве Сын Божий не знал, в какую пору принято снимать смоквы с ветвей — на что же Он рассчитывал? Но и христианам сложно представить, будто голодный Христос мстительно уничтожил дерево, не сумев совладать с гневом. В конце концов, Иисус за годы проповеди привык к лишениям бродячей жизни.

Надо сказать, что смоковница, к которой подошёл Христос, действительно вводила путников в обман. На дворе весна — а она уже покрыта листьями, будто бы время сбора урожая. На самом деле, как скажет позже в этот же день Иисус, хотя уже совсем на другую тему, смоковницы лишь ближе к лету должны выпускать листья. И это — первый урок, который Учитель преподносит своим ученикам: если на тебе ещё нет плода, не делай вид, будто бы он есть. Ложь ведёт к гибели.

Второй урок — это умножение веры в учениках. Даже после воскресения Лазаря, после множества сотворённых Христом чудес, двенадцать апостолов всё ещё удивляются такому, казалось бы, незначительному (на фоне исцелений и воскрешений) чуду, как засохшее дерево. Казалось бы, уж они-то должны были привыкнуть к тому, что их Учителя окружает ореол самых удивительных событий.

Но пройдёт всего четыре дня — и апостолы останутся предоставлены сами себе, и их вере будет нанесён самый тяжёлый и чувствительный удар: смерть Христа. Снова и снова повторяет им Иисус: веруйте, веруйте. Это Он будет повторять ученикам до самых последних проведённых вместе минут. Ведь без веры невозможно будет пережить ужас грядущего распятия.

Понедельничный день проходит у Христа в разговорах — с учениками, с народом, с книжниками и фарисеями. Сегодня Он рассказывает притчу о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг своего господина, присланных за виноградом, а потом и самого сына владельца виноградника. Обличает “праведников” — “горе вам, книжники и фарисеи”. И в конце концов, плачет об Иерусалиме.

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!