Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Валерий Халилов: биография, личная жизнь, семья. Главный военный дирижер

Валерий Халилов: биография, личная жизнь, семья. Главный военный дирижер

Валерий Михайлович Халилов (30 января 1952 - 25 декабря 2016) - российский дирижёр, композитор, член Союза композиторов Российской Федерации, народный артист России, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, главный военный дирижёр России, генерал-лейтенант с 9 июля 2010 года.

Директор и художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова (с мая 2016 года).

Биография

Родился в семье военного дирижёра 30 января 1952 года в городе Термез, Узбекская ССР. В четыре года начал сочинять музыку. С 11 лет - воспитанник военно-музыкального училища в Москве. В 1970-1975 годах обучался на военно-дирижёрском факультете при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского(класс профессора Г. П. Алявдина).

Первое место службы - дирижёр оркестра Пушкинского высшего училища радиоэлектроники ПВО страны.

На конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа, оркестр под управление Валерия Халилова занимает первое место (1980 год).

В 1981 году переведён преподавателем на военно-дирижёрский факультет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В 1984 году переведён в орган управления военно-оркестровой службы ВС СССР.

С 2002 года по 2016 год- начальник военно-оркестровой службы Российской Федерации.

С мая 2015 года Халилов В. М. является членом Попечительского совета «Академии Праздничной Культуры».

С мая 2016 года - директор и художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова.

Валерий Халилов организатор многих праздничных театрализованных мероприятий, проводимых в Москве и не только, участие в которых принимают как военные духовые оркестры России, так и коллективы из многих стран мира. Среди этих зрелищных мероприятии надо отметить, международные военно-музыкальные фестивали «Кремлёвская Зоря», «Спасская Башня».

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации в Австрии, Швеции, США, Венгрии, Германии, КНДР, Монголии, Польше, Финляндии, Франции, Швейцарии, Бельгии.

Валерий Халилов - композитор. Его перу принадлежат произведения для духового оркестра: «Адажио», «Элегия», марши - «Кадет», «Молодёжный», «Рында», «Улан», романсы и песни.

Брат генерал-лейтенанта В. М. Халилова - старший преподаватель военного института (военных дирижеров) Военного университета, заслуженный артист России (1997 г.), полковник Халилов Александр Михайлович (автор музыки к знаменитой песне «Мы уходим с Востока» ВИА «Каскад» и некоторое время руководитель этого коллектива), а его племянник - выпускник (2011) военного института (военных дирижеров) Военного университета Халилов Михаил Александрович.

Погиб 25 декабря 2016 г. в результате катастрофы самолета Ту-154 RA-85572 Министерства обороны России, направлявшегося из аэропорта Адлер в Сирию, на борту которого, по информации Министерства обороны, находился и Валерий Михайлович Халилов.

Награды

  • Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени,
  • Орден Почёта,
  • Медали СССР,
  • Медали РФ.

Воинские звания

  • генерал-майор (декабрь 2006 года)
  • генерал-лейтенант (9 июля 2010 года)

Литература

  • Халилов В. «Наша музыка – экологически чистый жанр // Ориентир: журнал. - 2015. - Октябрь (№ 10). - С. 12-17.

Утром 25 декабря 2016 года вблизи Сочи произошла страшная трагедия – потерпел крушение самолет Минобороны РФ. В этой ужасной катастрофе погибли все пассажиры: известный военный дирижер Халилов Валерий Михайлович, вместе с ним ушел весь состав художественного ансамбля. И сегодня наша статья посвящена Главному дирижеру нашей страны: Халилов Валерий Михайлович, жена, дети и его биография.

Валерий Халилов: биография

Валерий Халилов родом из Узбекистана. Заниматься музыкой она начал в 4 года, в столь малом возрасте он уже мог сочинять свои первые музыкальные произведения. В 10 лет родители отдали его в военное музыкальное училище, которое он окончил с отличием. После училища Халилова сразу берут дирижером в училище радиоэлектроники ПВО, его оркестр в 1980 году стал лучшим военным оркестром Ленинградского округа. Позднее он попадает в Московской консерватории им. Чайковского и, начиная с 2002 года, и до последних дней своей жизни он был Главным военным дирижером РФ.

За свою жизнь Халилов Валерий Михайлович был удостоен множество наград и медалей, но всегда оставался скромным и глубоко религиозным человеком, об этом говорят его жена и дети.

Халилов Валерий Михайлович, его личная жизнь

Валерий Халилов был женат на удивительной женщине, которая во всем поддерживала своего мужа и всегда была рядом с ним в любой, даже в самой тяжелой жизненной ситуации. Жизнь главного дирижера была неразрывно связана с Абхазией, ведь его жена, Наталья, родилась в Гаграх. Знакомство с будущей супругой произошло в то время, когда Халилов был простым солдатом. Он покорил красавицу тем, что так умело мог играть на музыкальных инструментах.

Как вспоминает депутат Абхазии Анзор Кокоскерия, Халилов очень любил Абхазию, они часто приезжали сюда вместе с Натальей в свой домик, который они построили неподалеку от участка родителей Наташи. По своему мировоззрению он был близок к абхазскому народу, уважал культуру и традиции этой страны. Когда они приезжали, то много времени проводили на море или в огороде. Халилов Валерий Михайлович, жена, дети старались как можно чаще проводить отдых вместе, для дирижера была ценна семья.

Валерий Халилов не только отец двух дочерей, но и дедушка. В одном из интервью он поделился, что его внуки и даже внучки очень похожи на него. С пеленок ходят строям и пытаются дирижировать. Дети Валерия Михайловича часто рассказывали, что их папа обожает своих внуков, он всегда брал их на свои концерты и вместе с ними слушал симфоническую музыку.

Напомним нашим читателем, что в 5.40 утра 25 декабря 2016 года в Черное море упал авиалайнер. На его борту было 92 человека – участники ансамбля и военнослужащие, которые летели в Сирию, чтобы поздравить ее жителей и российских военных с Новым годом. Среди погибших был и Халилов Валерий Михайлович — жена, дети и огромная толпа народа хотела выразить свое почтение. Он был похоронен на родине своих предков во Владимирской области на Архангельском погосте. Богоявленский собор, где прошел чин отпевания, с трудом вмещал всех тех, кто пришел проститься с Главным военным дирижером России

Если вы нашли ошибку в статье, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Главные новости


Жанна Геращенко.

Валерий Халилов – организатор праздничных театрализованных мероприятий, участие в которых принимали многочисленные военные духовые оркестры из разных стран мира. В эксклюзивном интервью корреспондентам ИА «Экзистенция» Марату Бекмурзаеву и Анне Качеровой Валерий Михайлович поделился воспоминаниями о годах учебы в военно-музыкальном училище, создании маршей и переменах, произошедших в военной музыке.

ИА «Экзистенция»:
Валерий Михайлович, кому принадлежит идея проведения фестиваля «Спасская башня»?

Халилов В.М.: Ставший традиционным фестиваль «Спасская башня» в 2010 году состоялся в третий раз. Первый военно-музыкальный смотр назывался «Кремлевская Зоря». Он прошел в сентябре 2007 года, разрешение на проведение было подписано Президентом РФ В.В. Путиным. Сама идея плац-концерта возникла в связи с удивительной архитектоникой Красной площади. Я считаю, что именно главная площадь столицы с историческими декорациями – стенами, башнями Кремля, Собором Василия Блаженного – является идеальной площадкой для потрясающего патриотического действа, знакомящего россиян с достижениями в области военной музыки. Основу фестиваля будут составлять военные оркестры, включающие в себя 1400 музыкантов из 15 стран. Кроме этого, как и в прошлые годы, в смотре принимали участие подразделения почетного караула – Президентского полка РФ и Республики Казахстан.

ИА «Экзистенция» : Что Вы сами ожидаете от фестиваля?

Халилов В.М.: Очень хотелось бы выстроить переход к финалу логично и «свести» все выступления высокопрофессионально. Например, оркестр Евросоюза, состоящий из 40 волынщиков, выступит по программе пятым номером. После дефиле к нему присоединится российский оркестр и исполнит номер на тему песен военных лет (в прошлом году мы играли попурри из песен легендарных The Beatles). Мы сместили акценты таким образом, чтобы сам финал – торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского и знаменитый старинный марш В.И. Агапкина «Прощание славянки» – получился цельным, без эклектики. 2010 год – юбилейный, мы празднуем 65-летие со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Поэтому особое внимание мы уделяем теме Победы. Днем 5 сентября для москвичей и гостей города ведущие военные оркестры фестиваля сыграют в Измайловском парке, Сокольниках, в парке Горького, в Александровском саду, на Поклонной горе и в Царицыно, а тем же вечером в 20.00 на Красной площади состоится благотворительный Гала-концерт «Рубежи нашей памяти», на котором барды исполнят военные песни.

ИА «Экзистенция» : Чем «Спасская башня-2010» отличается от предыдущих фестивалей?

Халилов В.М. : Несмотря на традиционность фестиваля, на нем представлено много новшеств. Впервые на Красной площади выступил Роговой оркестр из Санкт-Петербурга. Известный со времен императрицы Елизаветы Петровны, необычный состав духовых инструментов возрожден и сыграет специально созданную фанфару: 14 музыкантов протрубили о начале праздника с гульбища Спасской башни. Новой и разнообразной стала и программа фестиваля. Оркестр Бундесвера (Германия) предложил вниманию зрителей произведения Рихарда Вагнера, коллектив из США исполнил музыку Майкла Джексона, курсанты московского военно-музыкального суворовского училища сыграли «Танец с саблями» Арама Хачатуряна и эстрадную музыку.

ИА «Экзистенция» : Валерий Михайлович, Вы сделали блестящую карьеру военного дирижера, возглавили Военно-оркестровую службу Российской Армии, в этом году после парада Победы Вам присвоено звание генерал-лейтенанта. Расскажите, пожалуйста, как начиналась Ваша музыкальная карьера? Когда Вы впервые взяли в руки дирижерскую палочку?

Халилов В.М .: Это произошло в 1970-м году. Я окончил военно-музыкальное училище, затем поступил на военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Я попал в класс профессора Георгия Петровича Алявдина, ученика Ильи Александровича Мусина – самого известного российского педагога, воспитанниками которого были выдающиеся дирижеры, в том числе и Валерий Абисалович Гергиев.

ИА «Экзистенция» : На каком музыкальном инструменте Вы начинали играть?

Халилов В.М. : Я занимаюсь музыкой с четырех лет. Играл на пианино.

ИА «Экзистенция» : То есть, у Вас не было сомнений в выборе профессии?

Халилов В.М. : У папы не было. У меня же были колоссальные сомнения. Поступив в суворовское музыкальное училище, я подумал: «Куда я вообще попал?» Мне было одиннадцать лет, и меня обрили наголо. Да, я любил поиграть в футбол, похулиганить, как все мальчишки во дворе, но при этом я был домашним ребенком, занимался музыкой. В училище мне случалось даже плакать от обиды…Оценивая свой выбор через много лет, я считаю, что он был верным, ведь я продолжил семейную династию. Военно-музыкальное училище – уникальное учебное заведение: у нас был огромный конкурс – пятьдесят человек на место, на курс поступило тридцать человек со всего СССР. Поразительный факт: за семь лет учебы было отчислено всего четыре курсанта, и то по состоянию здоровья. А коллектив педагогов и студентов у нас был замечательный.

ИА «Экзистенция» : Вы поддерживаете с ними отношения?

Халилов В.М .: Конечно! Мы собираемся ежегодно в конце мая в Серебряном Бору, где располагалось училище.

ИА «Экзистенция» : Что вдохновляет Вас на создание собственных произведений?

Халилов В.М. : Вдохновением служит армия, ведь основная тематика моего творчества – армейская. Я пишу марши, мне это нравится и легко дается, я не стремлюсь к другим жанрам. Однажды я был в гостях у великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова и поинтересовался: «Георгий Васильевич, а Вы бы смогли марш написать?». Он ответил: «Я же написал военный марш, в «Метели». А потом улыбнулся и говорит: «Конечно, это не военный марш. Просто тема такая. Я не смог бы написать». Я вообще не уверен, что, к примеру, известный композитор, но не армейский человек, может сочинить марш. Думаю, чтобы создать военную музыку, нужно находиться в недрах армии, впитать ее ритм. Для марша характерна определенная музыкальная форма: есть мотив, который должен быть развернут «сверху» и «снизу», есть «трио», во второй части должен быть обязательно контраст. Важно учитывать эти нюансы при создании марша. К примеру, симфонические или увертюрные музыкальные жанры – это развернутые произведения, создание которых требует большого количества времени, сосредоточения. Чтобы написать подобные произведения, необходимо учиться. А у меня нет специального образования, но есть умения, навыки и желание. Для меня творчество стало скорее хобби, во время учебы я входил в военно-научное общество по композиции, где и освоил основы композиторского письма. Это и есть мое «обучение». Меня принимала в Союз композиторов комиссия достаточно известных музыкантов. Я сыграл два своих произведения, и мне сказали: «Хватит!» Значит, этого было достаточно, чтобы признать меня композитором.

ИА «Экзистенция» : Как Вы считаете, что происходит сейчас с военной музыкой?

Халилов В.М .: В последние пять-семь лет я начал чувствовать, что действительно началось реальное возрождение военной музыки в России. Во-первых, в последние годы мы получили достаточно средств, чтобы начать обновление оркестров музыкальными инструментами. Москву и Санкт-Петербург мы уже полностью «одели» в новые комплекты отличных инструментов мирового уровня. И продолжаем обеспечивать инструментами оркестры отдаленных гарнизонов. Ведь инструмент – это оружие каждого музыканта. Во-вторых, за последние годы мы провели Всеармейский конкурс военных оркестров. Впервые за всю историю Вооруженных сил СССР и РФ все военные дирижеры собрались для обмена опытом и знакомства с достижениями в военной музыке. А до этого на протяжении 15 лет у нас был silentium (молчание): инструменты не закупались, конкурсы и смотры не проводились, потому что средства на это не выделялись. Шли девяностые, время было непростое.

ИА «Экзистенция» : На Ваш взгляд, есть ли разница между оркестрами Советского Союза и РФ?

Халилов В.М .: Мы отказались от репертуара, который много лет нам насаждали: не играем сейчас, например, песню «Широка страна моя родная». Думаю, в выборе исполняемых произведений необходимо избегать идеологической архаики, важно выбирать произведения, представляющие культурную ценность и соответствующие духу времени. В то же время, нельзя отказываться от шедевров музыкальной культуры, таких как «Священная война» Александра Васильевича Александрова. Посмотрите, что произошло: музыка гимна Советского Союза осталась основой гимна Российской Федерации. Слова изменились, но музыка-то осталась. Потому что это шедевр.

ИА «Экзистенция» : Валерий Михайлович, а Вам не кажется, что народ устал от современной музыки, от «попсы»?

Халилов В.М .: Мы все с вами и составляем российский народ, я не отношу себя к «элите». После службы я спускаюсь в метро и становлюсь таким же, как и все, ведь в гражданском никто не может различить, что я генерал. Я прихожу домой и слышу по радио или телевидению современную музыку, и она меня удручает. Я категорически против фонограммы в любом ее виде. Я еще могу понять исполнение под аккомпанемент, ведь артист иногда не может везти с собой из Москвы в регион оркестр. Но он может петь своим голосом. Пусть это будет «минусовка», но когда и артист, и аккомпанемент «не живой» – я не могу этого понять! Приходит зритель на концерт в зал, а его, извините, дурачат. Меня, музыканта-профессионала, это коробит. Исполнитель обязан показать свое мастерство.

ИА «Экзистенция» : Какие исполнители Вам нравится?

Халилов В.М. : Меня привлекают настоящие профессиональные «откровения», за которыми стоят труд и любовь к музыке, переданная по-настоящему. Недавно Игорь Бутман сказал мне такую фразу о бардах: «Поэтом можешь ты не быть, но музыкантом быть не можешь!» Да, барды не являются музыкальными профессионалами, и в то же время, я обожаю их: это музыка достаточно серьезная, глубокая, интересная, где чувства доносятся по-настоящему, через сокровенность. И мне барды, честное слово, дороже, чем профессионал, который исполняет свою музыку вымученно.

ИА «Экзистенция» : На Ваш взгляд, какую роль играет военный оркестр в жизни общества?

Халилов В.М. : Великий критик Владимир Васильевич Стасов сказал: «Военные оркестры – проводники не одной только военной, но всяческой музыки, в массу народную». Еще до революции, до эпохи радио и телевидения, военный оркестр являлся настоящим культурно-музыкальным центром, в задачи которого входило не только обеспечение строя военной музыкой или исполнение ритуальных протокольных произведений, но и выступление перед зрителями как филармонии, игра на балах, в садах и парках. У каждого полка был свой гимн в виде марша или какой-нибудь «цитаты» из классического оперного произведения. Музыку военного оркестра раньше обожали все. Вспомните популярные произведения: «Амурские волны», «Осенний сон», «На сопках Маньчжурии», вальсы, созданные, кстати, военными дирижерами.

ИА «Экзистенция» : Какую цитату Вы произносите чаще всего?

Халилов В.М .: Слова Александра Суворова: «Музыка ведет к победе – победа ведет к славе!» Вообще-то я не строю свою жизнь по цитатам или постулатам. Я верующий человек. Конечно, в жизни есть внутренние эстетические нормы, правила, которым я следую. Знаю, что где-то пролегает грань, дальше которой идти нельзя, потому что там находится «черная дыра», к которой я просто боюсь приближаться. А если вспомнить еще цитаты, то я часто обращаюсь к строчкам Владимира Маяковского.

Валерия Халилова была тесно связана с Абхазией, а его супруга родом из курортного города Гагра, мало кому было известно в республике. об этом не писали в СМИ и громко никто не заявлял. По рассказу депутата Парламента Абхазии Анзора Кокоскерия, ему посчастливилось быть не только соседом Халилова, но и стать для него "младшим братом".

"Супруга Валерия Халилова, Наталья, родом из Гагры. Она хотела построить небольшой домик недалеко от отцовского участка. Семья Халиловых обратились к моим друзьям, которые занимаются строительством, а те, в свою очередь, ко мне, так как знали, что я сам живу на этой улице", — вспомнил Кокоскерия.

Кокоскерия рассказал, что Халиловы приезжали не часто, где-то раз в полгода на две или три недели. Несмотря на кратковременное пребывание в Абхазии, их семьи очень сдружились, проводили много времени за общим столом и всегда старались помогать друг другу.

Валерий Халилов запомнился Анзору Кокоскерия как человек добродушный, отзывчивый, умеющий уважать традиции и культуру той страны, в которой он находился. Кокоскерия отметил, что по своему мировоззрению, поведению и моральным принципам Валерий был очень близок абхазскому народу.

"У меня даже есть фотографии, где Валерий помогает мне делать вино. Он мог сам прийти и предложить помочь порубить дрова, к примеру. Валерий был физически очень крепким мужчиной, любил работать, его двор всегда был в чистоте. Он для меня был не просто другом, а старшим братом", — с горечью утраты рассказал Анзор Кокоскерия.

Человечность и отзывчивость Валерия Халилова были безграничными, отметил Кокоскерия. Он был готов помочь, естественно, не только в Абхазии, но и везде, где у него была такая возможность.

Анзор вспомнил, что несколько лет назад у него были проблемы со здоровьем. Он поехал в Москву. Наталья Халилова, супруга Валерия, договорилась устроить его в один из лучших военных госпиталей российской столицы. Когда ее спросили, кто же этот человек, за которого они так просят, она ответила, что это сын Валерия Халилова.

"У них две дочери, сына не было. Наталья называла меня сыном, который построил им дом", — сказал Кокоскерия.

Валерий Халилов познакомился со своей супругой в Гагре еще в советские годы, он был обычным солдатом и покорил молодую Наталью своим умением красиво играть на музыкальных инструментах. Анзор Кокоскерия поделился тем, что он до сих пор не может поверить в произошедшее и все еще надеется на то, что у Валерия Халилова был шанс выжить.

Нежный "колдун" с дирижерской палочкой

Бывший первый заместитель генерального прокурора Абхазии Беслан Квициния познакомился с Валерием Халиловым в 2009 году в Москве. Умение найти общий язык, душевная простота и искренность Халилова быстро их сблизили. Квициния даже удалось лично увидеть репетицию военного оркестра, дирижером которого был Халилов. Квициния был удивлен, как ловко Халилов управлял таким количеством музыкантов одним лишь взмахом дирижерской палочки.

"Я спросил, как такой большой оркестр его слушается, особенно, когда играют на улице или на плацу. Валерий засмеялся и сказал, что на День победы в ВОВ ему предстоит вывести 1200 музыкантов, и он сейчас думает и колдует, как это лучше сделать", — вспомнил Беслан Квициния.

И вправду, Валерию Халилову удалось с честью справиться со столь сложной задачей, добавил Квициния. Он с удивлением наблюдал, как во время военного парада в честь 65-ой юбилейной годовщины победы в ВОВ военный оркестр гордо, красиво и слаженно прошел по Красной площади.

А когда Валерий Халилов приехал в Абхазию на один из Дней Победы в Отечественной войне народа Абхазии, его друг Беслан Квициния спросил его, как ему абхазский оркестр. На что дирижер улыбнулся и отметил хорошую игру музыкантов.

"Можно будет в следующий раз пригласить и военный оркестр Южного федерального округа, чтоб устроить настоящий праздник", — сказал тогда Халилов.

По воспоминаниям Квициния, Валерий Халилов был влюблен в Абхазию и очень за нее переживал. Он не мог смириться с тем, что республика никак не может до конца отойти от войны, а люди не могут найти покоя.

"Почему все так должно быть? Здесь люди должны спокойно жить, тут нельзя даже громко разговаривать", — сетовал Халилов.

Валерий Халилов очень любил и природу Абхазии. Когда у него была возможность приезжать в Абхазию, он много времени проводил на море, а все остальное время в огороде, рассказал Беслан.

"Часто мы собирались дома у Халиловых в Гагре, где он виртуозно играл нам на пианино. Это был удивительный человек, очень внимательный. Никогда не обделял вниманием, всегда поздравлял с праздниками", — подчеркнул Беслан.

Солистке Москонцерта Татьяне Сучковой-Гаврииловой (меццо-сопрано), которая не раз выступала в Пицундском органном зале с абхазскими артистами, посчастливилось поработать с мэтром российского военного оркестра Валерием Халиловым в начале 2000-х годов на фестивале духовной музыки. Она запомнила Халилова как спокойного, но очень требовательного в работе человека.

"В начале 2000-х годов мы проводили фестивали Духовной музыки вместе с Халиловым и композитором Борисом Феоктистовым. Несмотря на то, что Валерий Михайлович был военным, он не был жестким. Требовательным был, но мягким", — рассказала Сучкова-Гавриилова.

Минобороны РФ сообщило в воскресенье утром, что в 5.40 мск пропала с радаров отметка самолета Ту-154, который выполнял плановый перелет с аэродрома Адлера.

По уточненным данным министерства, на борту воздушного судна находились 84 пассажира и восемь членов экипажа — военнослужащие, артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые летели поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС РФ на авиабазу Хмеймим в Сирии, девять представителей российских СМИ.

Валерий Халилов родился в семье военных - его отец и брат были военными дирижёрами. Отец музыканта окончил военную музыкальную школу в Ташкенте. Во время войны его отобрали в числе десяти лучших мальчиков и отправили учиться в Москву, где он окончил институт военных дирижёров. В столице он познакомился со своей будущей женой. Молодые переехали в Узбекистан, в приграничный с Афганистаном город Термез, где у них родился сын Валерий.

Когда мальчику было четыре года, семья переехала в Казахстан. Тогда начался и музыкальный путь Валерия Халилова - он обучался игре на фортепиано и довольно быстро начал выступать на сцене. Когда ему было 11 лет, семья переехала в Москву. Там Валерий поступил в московскую военно-музыкальную школу.

Позже, поступая в Московское суворовское военно- музыкальное училище, Халилов едва не "пролетел" - он получил двойку по математике, но благодаря авторитету отца мальчику всё-таки позволили пересдать экзамен.

Дирижёр с благодарностью вспоминал всех своих педагогов, говорил, что в училище был потрясающий преподавательский состав. Со своих педагогов курсанты всегда брали пример - вежливости, культуры и дисциплины.

Полтора метра таланта

Когда юный Халилов поступал на военно-дирижёрский факультет Московской консерватории, его рост был всего 156 сантиметров. В приёмной комиссии вопрошали: "Почему ты такой маленький? Тебе нужна будет высокая подставка на сцене!" Однако абитуриент блестяще сдал вступительные экзамены и был принят в консерваторию, где обучался дирижированию оркестром и параллельно играл на кларнете. Спустя всего один год Халилов резко вытянулся в росте и к концу обучения уже имел рост 176 сантиметров.

В 1974 году Халилов женился и вместе с молодой супругой отправился в Ленинградскую область - туда его отправили руководить оркестром Пушкинского военного училища радиоэлектроники. Кстати, во время Великой Отечественной войны училище имело забавную аббревиатуру - ВНОС: воздушного наблюдения, оповещения и связи. В этом же оркестре в 1940-е служил композитор Георгий Свиридов.

Спустя несколько лет, когда Халилов уже вернулся в Москву, он решил встретиться со Свиридовым - к юбилею военного училища был выпущена книга, и Халилов хотел подарить один экземпляр Свиридову, а другой подписать для себя.

– Я купил на Белорусском вокзале цветы для супруги Георгия Васильевича, очень волновался, курил тогда ещё. <...> Я спросил у него: "Почему вы военные марши не писали? Ведь во время войны служили". Он ответил: "Чтобы писать марши, надо много служить. Тогда поймёшь, что это такое". Он был прав.

Главный военный дирижёр России

Более 14 лет Валерий Халилов был главным военным дирижёром России - с 2002 по 2016 год возглавлял военно-оркестровую службу Вооружённых сил Российской Федерации (иначе это называли ансамбль, или оркестр, Минобороны России). В мае 2016 года он был назначен директором и художественным руководителем Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, оставаясь по-прежнему для многих главным военным дирижёром России.

Дирижёр должен быть диктатором. Хорошим диктатором. Он должен быть очень требовательным, иначе просто ничего не получится, ведь у нас колоссальное количество людей и минимальное количество времени. Если в этот период я буду проявлять мягкость, это приведёт к моральному расслаблению коллектива. И это всё-таки воинские подразделения, которые привыкли к командам. Так и нужно

Валерий Халилов

Но Халилов был требователен и к себе. Он очень много работал, в том числе и ради популяризации военных оркестров. С 2007 года по его инициативе начали проводить фестиваль "Спасская башня". Халилов стал музыкальным руководителем фестиваля, на который ежегодно съезжаются лучшие военные музыканты из разных стран мира. Масштабные церемонии открытия и закрытия фестивалей проходили на Красной площади и привлекали десятки тысяч зрителей.

Начиная с 2009 года гостьей каждого фестиваля была знаменитая певица Мирей Матье, которая всегда с радостью принимала предложение Валерия Халилова выступить на "Спасской башне".

Сейчас трудно представить кого-то, кто сможет с такой же самоотдачей и с таким же азартом заниматься возрождением выступлений военных оркестров на открытых площадках. В 2017 году с 26 августа по 3 сентября Халилов планировал провести десятый, юбилейный фестиваль "Спасская башня", который должен был стать крупнейшим музыкальным событием в жизни Москвы и России. Теперь, судя по всему, фестиваль будет посвящён не только юбилею, но и памяти Валерия Халилова.