Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Трагедия жизни печорина и его поколения (по мотивам романа м. Трагедия жизни Печорина и его поколения (по роману М.Ю

Трагедия жизни печорина и его поколения (по мотивам романа м. Трагедия жизни Печорина и его поколения (по роману М.Ю

Работа добавлена на сайт bumli.ru: 2015-05-15

Для меня “Герой нашего времени” - роман, не относящийся к поучительной и назидательной литературе. Он меня и заинтересовал именно тем, что автор задает философские вопросы, но на них не отвечает, предоставляя читателю возможность самому решить, что верно, а что нет. Главный герой романа, с одной стороны, - скопище “пороков всего поколения в полном их развитии”. А с другой - личность, стоящая на ступеньку выше на лестнице развития над всем поколением того времени. Потому и одинок Печорин. Он ищет человека, который мог бы в чем-то противостоять ему, понять его. Печорин пытается ставить людей наравне с собой. Но они не выдерживают таких перемен: поколение просто не готово, неспособно к таким изменениям, и люди открывают все свои темные стороны. Испытывая людей, герой видит всю их низость, неспособность к благородным поступкам. Это его угнетает и разрушает его душу. Печорин, в глубине души верящий в людей, изучает их и, не находя поддержки своей вере, страдает. Он человек, не нашедший для себя высокой цели. Именно высокой, потому что таких сильных, волевых личностей обычные житейские цели не притягивают. Единственное, что он приобрел - знание людей, способность видеть их насквозь. И он хочет изменить этот мир, общество, поколение. Путь к совершенству Печорин видит в “приобщении к страданиям”. Все встречающиеся с ним подвергаются суровому бескомпромиссному испытанию.
Печорин не только заставляет людей подниматься выше в духовном развитии, но еще и пытается понять себя самого. Он ищет идеал чистоты, благородства, душевной красоты. Возможно, этот идеал воплотится в Бэле? Увы. Вновь разочарование. Девушка не смогла подняться выше раболепствующей любви к Печорину. Здесь мы видим Печорина-эгоиста, думающего только о своих чувствах (Бэла ему быстро наскучила, любовь иссякла). Все же гибель девушки глубоко ранила героя, изменила его жизнь. Наверное, он уже не вел своих записей и вряд ли влюблялся в кого-нибудь еще.
Постепенно мы начинаем понимать поступки Печорина, видим насколько отличается он от остальных героев, насколько глубже их чувствует. Образ Печорина предстает все шире через восприятие других людей: Максима Максимовича, княжны Мери и других. У Печорина и Максима Максимовича не возникает взаимопонимания. Между ними нет и не может быть истинного чувства привязанности. Дружбу исключает ограниченность одного и обреченность на одиночество другого. “Для Максима Максимыча все прошедшее мило, для Печорина - мучительно”. Печорин уезжает, понимая, что беседа не сблизит их, а наоборот, усилит еще не утихшую горечь.
Но не все люди утратили способность чувствовать, не все стали серыми и безнравственными. Печорин разбудил душу княжны Мери, чувства которой могли заглохнуть от безликости Грушницкого. Девушка полюбила Печорина, но он не. принимает ее чувств, не желая обманывать. Он не может и не хочет жить мирно, спокойно, довольствуясь тихим радостями. Это в чем-то эгоистично (Печорин оставил Мери один на один с бездушным обществом). Но эта девушка уже никогда не полюбит рисующегося самодовольного франта.
В социально близком кругу Печорина не любят, а кое-кто и ненавидит. Они чувствуют его превосходство и свою неспособность противостоять ему. Общество скрывает свою порочность, лживость и ничтожность. Но все уловки тщетны перед Печориным. Насквозь видна фальшь того же Грушницкого, человека пустого и бесчестного. Печорин испытывает и его, надеясь, что там, в глубине души, осталась хоть капля честности и благородства. Но Грушницкий не смог побороть свое мелочное самолюбие. Поэтому так жесток Печорин на дуэли. Неприятие общества болезненно ранит Печорина. Он не стремится к вражде, пытается войти в круг людей, близких ему по социальному положению. Но они не могут понять героя, так же, как и другие, не его круга люди. Те, кто все-таки оказался ближе к Печорину, уходят из его жизни. Из них Вернер слишком наивен, хотя эгоцентризм Печорина, не признающего дружбы, сыграл немаловажную роль в их отношениях. Друзьями они не стали. Волею судьбы он остается и без Веры. Единственным понимающим и “достойным собеседником” Печорина оказывается его дневник. С ним он может быть совершенно откровенным, таким, как есть, не скрывая своих пороков и достоинств. В конце книги герой вступает в борьбу не с людьми, а с самой судьбой. И выходит победителем, благодаря смелости, воле и жажде неизвестного.
Мое отношение к Печорину неоднозначно. Я не считаю его в полном смысле “героем времени”. Сегодня другой мир, другие обычаи и проблемы. Но меня влечет к нему некая тайна. Печорина нельзя повторить, предсказать или постигнуть. Его отличает то, что, видя ничтожность мира, в котором он живет, герой не смиряется, он борется, ищет. Один всю жизнь, он не становится таким же бесцветным, как остальные. В нем много отрицательных черт. Иногда он жесток, эгоистичен. Он слишком строг и немилосерден к людям. Но (что немаловажно) Печорин их не судит. Он дает им возможность открыть свои хорошие качества, если они есть. Но если искомого не находится, то он беспощаден. Печорины встречаются редко. Не все могут трезво смотреть на мир, оценить его и... не принять его таким, каким он есть. Не принять все зло, жестокость, бессердечие и все другие пороки человечества. Не многие могут восстать, бороться и искать. Не всем это дано. Но мы должны стараться не закрывать глаза, а искать цель в жизни и, найдя, стремиться к ней. Трагедия Печорина в том, что он не смог реализовать свои духовные и физические силы, потратив впустую жизнь. Отчасти в том виновато и само общество. Потому что надо не только стараться развивать себя, но и замечать чувства, стремления других людей, пытаться понять этих людей и помочь им.

1. Незаурядность лермонтовского героя.

2. Взаимоотношения Печорина с людьми.

3. Грушницкий: антипод или карикатура на Печорина?

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

М. Ю. Лермонтов

Характер Печорина, главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», нельзя оценивать однозначно. Его нрав - это запутанный клубок противоречий. «Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут

А ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеху» - так характеризует Печорина Максим Максимыч.

Печорина никак нельзя назвать заурядной личностью - его яркая индивидуальность, глубокое знание людей и жизни нашли отражение на страницах его дневника. Этот человек способен тонко чувствовать красоту природы, восхищаться литературным творчеством - накануне дуэли с Груш-ницким Печорин забывает обо всем, увлеченный «волшебным вымыслом» В. Скотта. Печорин не просто человек образованный - он наделен живым воображением, если способен увидеть «Гете-ву Миньону» в странной девушке, дочери бедной старухи, подруге контрабандиста.

Жажда деятельности, романтический авантюризм, храбрость, широта взглядов и свобода суждений в характере Печорина соединяются с холодностью, высокомерием и эгоизмом. Печорин прекрасно понимает, что лежит в основе тех или иных человеческих поступков, и хладнокровно использует свои знания не ради банальной выгоды, а ради эксперимента, развлечения. Ибо этот человек, богато одаренный природой, обладающий как личным обаянием, так и значительными материальными средствами, страдает от скуки - бича, который и гонит его сквозь строй человеческих судеб. «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится», - говорит о себе Печорин. Действительно, и в любви, и в жизни он - вечный странник, космополит, который ищет новых впечатлений и новых ландшафтов, скользит по ним взглядом и жадно стремится вперед, всегда вперед, не желая останавливаться.

«Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...» - размышляет герой. Потому и томится душа этого человека, потому и скучает в рутине повседневности. Печорину, как воздух, нужна деятельность, но такая деятельность, которая целиком поглощала бы его энергию, захватывала его воображение, увлекала бы вперед - к цели. Но такая цель в жизни Печорина отсутствует: «...Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает». Поэтому с такой неутомимой энергией старается Печорин завоевать любовь Бэлы и Мери и теряет к ним интерес, лишь только это ему удается. Жажда деятельности и острых ощущений толкает Печорина вслед за странной «ундиной», задумавшей утопить его как ненужного свидетеля -

неопределенность ситуации подстегивает его интерес. Точно так же захватывает воображение Печорина вопрос о предопределении - вопрос, не имеющий однозначного ответа и потому притягательный.

Итак, мы видим, что Печорина привлекает все необычное. Он с радостью готов взяться за предприятие, достижение цели в котором кажется почти невозможным: «...Если б она мне казалась непобедимой красавицей, то, может быть, я бы завлекся трудностью предприятия...».

Несомненно, что Печорин умеет производить благоприятное впечатление на людей, находить общий язык с представителями разных социальных групп и народов. Максим Максимыч относился к нему с искренней приятельской симпатией. Печорин быстро нашел подход к юному чеченцу Азамату, который по собственной воле украл из родного дома и передал русскому офицеру свою сестру Бэлу. Сама Бэла крепко привязалась к Печорину. Глубокая привязанность к этому человеку живет и в сердце Веры, пронесшей это чувство через долгие годы разлуки. Любовь легко овладевает сердцем Мери - вот только зачем Печорину ее любовь? Он действует продуманно и хладнокровно, завладевая ее вниманием, стараясь вызвать сочувствие: очень похоже на то, как сытый кот играет с мышью... Жестоко. Жесток Печорин и по отношению к Бэле и Вере, к которым у него было искреннее чувство. «...Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна», - сознает Вера.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови, - эти строки лермонтовской «Думы» как нельзя более точно характеризуют отношение Печорина к окружающим людям. «...Если я причиною несчас-тия другим, то и сам не менее несчастлив», - признается Печорин. Отсутствие значимых целей, скука, неспособность и нежелание выстраивать глубокие, прочные отношения с людьми - все это духовно опустошает героя.

Однако само заглавие романа Лермонтова свидетельствует о том, что судьба Печорина не частный случай, а явление, достаточно типичное для того времени и социальной группы, о которых идет речь в этом произведении. «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения» - так отзывается сам Лермонтов о своем герое.

Но кроме Печорина, в романе есть другой представитель этого поколения - Грушницкий, приятель-недруг главного героя. На первый взгляд он может показаться антиподом Печорина. Грушницкий нарочито рисуется, стремясь привлечь внимание княжны Мери, Печорин довольно долго держится в тени. Грушницкий распускает сплетни о княжне - Печорин как благородный человек вступается за ее честь.

Едва ли все так просто. Да, Грушницкий рисуется, эта рисовка бросается в глаза и потому неприятна, гротескна и комична. Но ведь и поведение Печорина иначе как рисовкой не назовешь! Он покупает ковер, который облюбовала Мери, а затем ведет мимо ее окон свою лошадь, покрытую этим ковром, незаметно подъезжает к княжне, принарядившись в черкесский костюм, во время прогулки рассказывает жалостливую историю своей души, непонятой окружающими... Это ли не нарочитое стремление произвести определенное впечатление? Но рисовка Печорина гораздо изящнее и прозрачнее рисовки Грушницкого. В этом вся разница.

Несомненно, Печорина и Грушницкого роднит и отсутствие серьезной цели в жизни. Но если Печорин борется со скукой, ставя любопытные психологические эксперименты над собой и другими, то Грушницкий не находит ничего более интересного, как грязные сплетни. Нечего сказать, достойное времяпрепровождение для дворянина и офицера, совсем недавно старавшегося создать образ бравого вояки и галантного кавалера!

В чем-то схож и конец жизненного пути обоих этих героев, который подчеркивает бессодержательность их существования. Случаен конец Грушниц-кого, погибшего на дуэли, которую сам он спровоцировал да еще опошлил грязными подтасовками. Случайна и смерть Печорина, скончавшегося в пути, не имевшего четкой цели. Сама неприязнь героев - это подсознательное ощущение сходства, проявляющегося в отсутствии серьезных целей. Они как бы видят собственное отражение, искаженное личностными характеристиками другого, и испытывают желание разбить, уничтожить это обличающее подобие собственных пороков.

Для меня “Герой нашего времени” - роман, не относящийся к поучительной и назидательной литературе. Он меня и заинтересовал именно тем, что автор задает философские вопросы, но на них не отвечает, предоставляя читателю возможность самому решить, что верно, а что нет. Главный герой романа, с одной стороны, - скопище “пороков всего поколения в полном их развитии”. А с другой - личность, стоящая на ступеньку выше на лестнице развития над всем поколением того времени. Потому и одинок Печорин. Он ищет человека, который мог бы в чем-то противостоять ему, понять его. Печорин пытается ставить людей наравне с собой. Но они не выдерживают таких перемен: поколение просто не готово, неспособно к таким изменениям, и люди открывают все свои темные стороны. Испытывая людей, герой видит всю их низость, неспособность к благородным поступкам. Это его угнетает и разрушает его душу. Печорин, в глубине души верящий в людей, изучает их и, не находя поддержки своей вере, страдает. Он человек, не нашедший для себя высокой цели. Именно высокой, потому что таких сильных, волевых личностей обычные житейские цели не притягивают. Единственное, что он приобрел - знание людей, способность видеть их насквозь. И он хочет изменить этот мир, общество, поколение. Путь к совершенству Печорин видит в “приобщении к страданиям”. Все встречающиеся с ним подвергаются суровому бескомпромиссному испытанию.
Печорин не только заставляет людей подниматься выше в духовном развитии, но еще и пытается понять себя самого. Он ищет идеал чистоты, благородства, душевной красоты. Возможно, этот идеал воплотится в Бэле? Увы. Вновь разочарование. Девушка не смогла подняться выше раболепствующей любви к Печорину. Здесь мы видим Печорина-эгоиста, думающего только о своих чувствах (Бэла ему быстро наскучила, любовь иссякла). Все же гибель девушки глубоко ранила героя, изменила его жизнь. Наверное, он уже не вел своих записей и вряд ли влюблялся в кого-нибудь еще.
Постепенно мы начинаем понимать поступки Печорина, видим насколько отличается он от остальных героев, насколько глубже их чувствует. Образ Печорина предстает все шире через восприятие других людей: Максима Максимовича, княжны Мери и других. У Печорина и Максима Максимовича не возникает взаимопонимания. Между ними нет и не может быть истинного чувства привязанности. Дружбу исключает ограниченность одного и обреченность на одиночество другого. “Для Максима Максимыча все прошедшее мило, для Печорина - мучительно”. Печорин уезжает, понимая, что беседа не сблизит их, а наоборот, усилит еще не утихшую горечь.
Но не все люди утратили способность чувствовать, не все стали серыми и безнравственными. Печорин разбудил душу княжны Мери, чувства которой могли заглохнуть от безликости Грушницкого. Девушка полюбила Печорина, но он не. принимает ее чувств, не желая обманывать. Он не может и не хочет жить мирно, спокойно, довольствуясь тихим радостями. Это в чем-то эгоистично (Печорин оставил Мери один на один с бездушным обществом). Но эта девушка уже никогда не полюбит рисующегося самодовольного франта.
В социально близком кругу Печорина не любят, а кое-кто и ненавидит. Они чувствуют его превосходство и свою неспособность противостоять ему. Общество скрывает свою порочность, лживость и ничтожность. Но все уловки тщетны перед Печориным. Насквозь видна фальшь того же Грушницкого, человека пустого и бесчестного. Печорин испытывает и его, надеясь, что там, в глубине души, осталась хоть капля честности и благородства. Но Грушницкий не смог побороть свое мелочное самолюбие. Поэтому так жесток Печорин на дуэли. Неприятие общества болезненно ранит Печорина. Он не стремится к вражде, пытается войти в круг людей, близких ему по социальному положению. Но они не могут понять героя, так же, как и другие, не его круга люди. Те, кто все-таки оказался ближе к Печорину, уходят из его жизни. Из них Вернер слишком наивен, хотя эгоцентризм Печорина, не признающего дружбы, сыграл немаловажную роль в их отношениях. Друзьями они не стали. Волею судьбы он остается и без Веры. Единственным понимающим и “достойным собеседником” Печорина оказывается его дневник. С ним он может быть совершенно откровенным, таким, как есть, не скрывая своих пороков и достоинств. В конце книги герой вступает в борьбу не с людьми, а с самой судьбой. И выходит победителем, благодаря смелости, воле и жажде неизвестного.
Мое отношение к Печорину неоднозначно. Я не считаю его в полном смысле “героем времени”. Сегодня другой мир, другие обычаи и проблемы. Но меня влечет к нему некая тайна. Печорина нельзя повторить, предсказать или постигнуть. Его отличает то, что, видя ничтожность мира, в котором он живет, герой не смиряется, он борется, ищет. Один всю жизнь, он не становится таким же бесцветным, как остальные. В нем много отрицательных черт. Иногда он жесток, эгоистичен. Он слишком строг и немилосерден к людям. Но (что немаловажно) Печорин их не судит. Он дает им возможность открыть свои хорошие качества, если они есть. Но если искомого не находится, то он беспощаден. Печорины встречаются редко. Не все могут трезво смотреть на мир, оценить его и... не принять его таким, каким он есть. Не принять все зло, жестокость, бессердечие и все другие пороки человечества. Не многие могут восстать, бороться и искать. Не всем это дано. Но мы должны стараться не закрывать глаза, а искать цель в жизни и, найдя, стремиться к ней. Трагедия Печорина в том, что он не смог реализовать свои духовные и физические силы, потратив впустую жизнь. Отчасти в том виновато и само общество. Потому что надо не только стараться развивать себя, но и замечать чувства, стремления других людей, пытаться понять этих людей и помочь им.

1. Незаурядность лермонтовского героя.
2. Взаимоотношения Печорина с людьми.
3. Грушницкий: антипод или карикатура на Печорина?

Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов

Характер Печорина, главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», нельзя оценивать однозначно. Его нрав — это запутанный клубок противоречий. «Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеху» — так характеризует Печорина Максим Максимыч.

Печорина никак нельзя назвать заурядной личностью — его яркая индивидуальность, глубокое знание людей и жизни нашли отражение на страницах его дневника. Этот человек способен тонко чувствовать красоту природы, восхищаться литературным творчеством — накануне дуэли с Груш-ницким Печорин забывает обо всем, увлеченный «волшебным вымыслом» В. Скотта. Печорин не просто человек образованный — он наделен живым воображением, если способен увидеть «Гетеву Миньону» в странной девушке, дочери бедной старухи, подруге контрабандиста.

Жажда деятельности, романтический авантюризм, храбрость, широта взглядов и свобода суждений в характере Печорина соединяются с холодностью, высокомерием и эгоизмом. Печорин прекрасно понимает, что лежит в основе тех или иных человеческих поступков, и хладнокровно использует свои знания не ради банальной выгоды, а ради эксперимента, развлечения. Ибо этот человек, богато одаренный природой, обладающий как личным обаянием, так и значительными материальными средствами, страдает от скуки — бича, который и гонит его сквозь ст

Несомненно, что Печорин умеет производить благоприятное впечатление на людей, находить общий язык с представителями разных социальных групп и народов. Максим Максимыч относился к нему с искренней приятельской симпатией. Печорин быстро нашел подход к юному чеченцу Азамату, который по собственной воле украл из родного дома и передал русскому офицеру свою сестру Бэлу. Сама Бэла крепко привязалась к Печорину. Глубокая привязанность к этому человеку живет и в сердце Веры, пронесшей это чувство через долгие годы разлуки. Любовь легко овладевает сердцем Мери — вот только зачем Печорину ее любовь? Он действует продуманно и хладнокровно, завладевая ее вниманием, стараясь вызвать сочувствие: очень похоже на то, как сытый кот играет с мышью... Жестоко. Жесток Печорин и по отношению к Бэле и Вере, к которым у него было искреннее чувство. «...Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна», — сознает Вера.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови, —

эти строки лермонтовской «Думы» как нельзя более точно характеризуют отношение Печорина к окружающим людям. «...Если я причиною несчастия другим, то и сам не менее несчастлив», — признается Печорин. Отсутствие значимых целей, скука, неспособность и нежелание выстраивать глубокие, прочные отношения с людьми — все это духовно опустошает героя.

Однако само заглавие романа Лермонтова свидетельствует о том, что судьба Печорина не частный случай, а явление, достаточно типичное для того времени и социальной группы, о которых идет речь в этом произведении. «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения» — так отзывается сам Лермонтов о своем герое. Но кроме Печорина, в романе есть другой представитель этого поколения — Грушницкий, приятель-недруг главного героя. На первый взгляд он может показаться антиподом Печорина. Грушницкий нарочито рисуется, стремясь привлечь внимание княжны Мери, Печорин довольно долго держится в тени. Грушницкий распускает сплетни о княжне — Печорин как благородный человек вступается за ее честь.

Едва ли все так просто. Да, Грушницкий рисуется, эта рисовка бросается в глаза и потому неприятна, гротескна и комична. Но ведь и поведение Печорина иначе как рисовкой не назовешь! Он покупает ковер, который облюбовала Мери, а затем ведет мимо ее окон свою лошадь, покрытую этим ковром, незаметно подъезжает к княжне, принарядившись в черкесский костюм, во время прогулки рассказывает жалостливую историю своей души, непонятой окружающими... Это ли не нарочитое стремление произвести определенное впечатление? Но рисовка Печорина гораздо изящнее и прозрачнее рисовки Грушницкого. В этом вся разница.

Несомненно, Печорина и Грушницкого роднит и отсутствие серьезной цели в жизни. Но если Печорин борется со скукой, ставя любопытные психологические эксперименты над собой и другими, то Грушницкий не находит ничего более интересного, как грязные сплетни. Нечего сказать, достойное времяпрепровождение для дворянина и офицера, совсем недавно старавшегося создать образ бравого вояки и галантного кавалера!

В чем-то схож и конец жизненного пути обоих этих героев, который подчеркивает бессодержательность их существования. Случаен конец Грушницкого, погибшего на дуэли, которую сам он спровоцировал да еще опошлил грязными подтасовками. Случайна и смерть Печорина, скончавшегося в пути, не имевшего четкой цели. Сама неприязнь героев — это подсознательное ощущение сходства, проявляющегося в отсутствии серьезных целей. Они как бы видят собственное отражение, искаженное личностными характеристиками другого, и испытывают желание разбить, уничтожить это обличающее подобие собственных пороков.

Для меня «Герой нашего времени» - ро-
ман, не относящийся к поучительной и нази-
дательной литературе. Он меня и заинтере-
совал именно тем, что автор задает фило-
софские вопросы, но на них не отвечает,
предоставляя читателю возможность самому
решить, что верно, а что нет. Главный герой
романа, с одной стороны, - скопище «поро-
ков всего поколения в полном их развитии».
А с другой - личность, стоящая на ступень-
ку выше на лестнице развития над всем по-
колением того времени. Потому и одинок
Печорин. Он ищет человека, который мог бы
в чем-то противостоять ему, понять его. Пе-
чорин пытается ставить людей наравне с со-
бой. Но они не выдерживают таких перемен:
поколение просто не готово, неспособно к та-
ким изменениям, и люди открывают все
свои темные стороны. Испытывая людей, ге-
рой видит всю их низость, неспособность
к благородным поступкам. Это его угнетает
и разрушает его душу. Печорин, в глубине
души верящий в людей, изучает их и, не на-
ходя поддержки своей вере, страдает. Он
человек, не нашедший для себя высокой
цели. Именно высокой, потому что таких
сильных, волевых личностей обычные жи-
тейские цели не притягивают. Единствен-
ное, что он приобрел - знание людей, спо-
собность видеть их насквозь. И он хочет из-
менить этот мир, общество, поколение. Путь
к совершенству Печорин видит в «приобще-
нии к страданиям». Все встречающиеся с
ним подвергаются суровому бескомпромисс-
ному испытанию.
Печорин не только заставляет людей
подниматься выше в духовном развитии,
но еще и пытается понять себя самого. Он
ищет идеал чистоты, благородства, душев-
ной красоты. Возможно, этот идеал вопло-
тится в Бэле? Увы. Вновь разочарование.
Девушка не смогла подняться выше рабо-
лепствующей любви к Печорину. Здесь мы
видим Печорина-эгоиста, думающего только
о своих чувствах (Бэла ему быстро наскучи-
ла, любовь иссякла). Все же гибель девушки
глубоко ранила героя, изменила его жизнь.
Наверное, он уже не вел своих записей и
вряд ли влюблялся в кого-нибудь еще.
Постепенно мы начинаем понимать по-
ступки Печорина, видим насколько отлича-
ется он от остальных героев, насколько глуб-
же их чувствует. Образ Печорина предстает
все шире через восприятие других людей:
Максима Максимовича, княжны Мери и дру-
гих. У Печорина и Максима Максимовича не
возникает взаимопонимания. Между ними
нет и не может быть истинного чувства при-
вязанности. Дружбу исключает ограничен-
ность одного и обреченность на одиночество
другого. «Для Максима Максимыча все про-
шедшее мило, для Печорина - мучительно».
Печорин уезжает, понимая, что беседа не
сблизит их, а наоборот, усилит еще не утих-
шую горечь.
Но не все люди утратили способность
чувствовать, не все стали серыми и безнрав-
ственными. Печорин разбудил душу княж-
ны Мери, чувства которой могли заглохнуть
от безликости Грушницкого. Девушка по-
любила Печорина, но он не принимает ее
чувств, не желая обманывать. Он не может
и не хочет жить мирно, спокойно, довольст-
вуясь тихим радостями. Это в чем-то эгоис-
тично (Печорин оставил Мери один на один
с бездушным обществом). Но эта девушка
уже никогда не полюбит рисующегося само-
довольного франта.
В социально близком кругу Печорина
не любят, а-кое-кто и ненавидит. Они чув-
ствуют его превосходство и свою неспособ-
ность противостоять ему. Общество скрыва-
ет свою порочность, лживость и ничтожность.
Но все уловки тщетны перед Печориным.
Насквозь видна фальшь того же Грушниц-
кого, человека пустого и бесчестного. Печо-
рин испытывает и его, надеясь, что там, в
глубине души, осталась хоть капля честнос-
ти и благородства. Но Грушницкий не смог
побороть свое мелочное самолюбие. Поэто-
му так жесток Печорин на дуэли. Непри-
ятие общества болезненно ранит Печорина.
Он не стремится к вражде, пытается войти
в круг людей, близких ему по социальному
положению. Но они не могут понять героя,
так же, как и другие, не его круга люди. Те,
кто все-таки оказался ближе к Печорину,
уходят из его жизни. Из них Вернер слиш-
ком наивен, хотя эгоцентризм Печорина, не
признающего дружбы, сыграл немаловаж-
ную роль в их отношениях. Друзьями они
не стали. Волею судьбы он остается и без
Веры. Единственным понимающим и «до-
стойным собеседником» Печорина оказыва-
ется его дневник. С ним он может быть со-
вершенно откровенным, таким, как есть, не
скрывая своих пороков и достоинств. В кон-
це книги герой вступает в борьбу не с людьми,
а с самой судьбой. И выходит победителем,
благодаря смелости, воле и жажде неизве-
стного.
Мое отношение к Печорину неоднознач-
но. Я не считаю его в полном смысле «геро-
ем времени». Сегодня другой мир, другие
обычаи и проблемы. Но меня влечет к нему
некая тайна. Печорина нельзя повторить,
предсказать или постигнуть. Его отличает
то, что, видя ничтожность мира, в котором он
живет, герой не смиряется, он борется,
ищет. Один всю жизнь, он не становится та-
ким же бесцветным, как остальные. В нем
много отрицательных черт. Иногда он жес-
ток, эгоистичен. Он слишком строг и немило-
серден к людям. Но {что немаловажно) Печо-
рин их не судит. Он дает им возможность от-
крыть свои хорошие качества, если они есть.
Но если искомого не находится, то он беспо-
щаден. Печорины встречаются редко. Не все
могут трезво смотреть на мир, оценить его
и… не принять его таким, каким он есть. Не
принять все зло, жестокость, бессердечие
и все другие пороки человечества. Не многие
могут восстать, бороться и искать. Не всем
это дано. Но мы должны стараться не закры-
вать глаза, а искать цель в жизни и, найдя,
стремиться к ней. Трагедия Печорина в том,
что он не смог реализовать свои духовные и
физические силы, потратив впустую жизнь.
Отчасти в том виновато и само общество, По-
тому что надо не только стараться развивать
себя, но и замечать чувства, стремления
других людей, пытаться понять этих людей
и помочь им.