Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Тот, кто научил человечество размышлять: жизнь и открытия Аристотеля. Размышления о философии аристотеля

Тот, кто научил человечество размышлять: жизнь и открытия Аристотеля. Размышления о философии аристотеля

АРИСТОТЕЛЬ (лат. Aristotle ) (384 до н. э., Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция - 322 до н. э., Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.

Отец Аристотеля - Никомах, был врачом при дворе македонских царей. Он сумел дать сыну хорошее домашнее образование, знание античной медицины. Влияние отца сказалось на научных интересах Аристотеля, его серьезных занятиях анатомией. В 367, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона. Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников. В течении двадцати лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относился к воззрениям своего учителя.

После смерти Платона в 347 Аристотель выходит из Академии и переселяется в город Атарней (Малая Азия), которым правил ученик Платона Гермий. После смерти Гермия в 344, Аристотель жил в Митилене на острове Лесбос, а в 343 македонский царь Филипп II пригласил ученого стать учителем своего сына Александра. После того как Александр взошел на престол, Аристотель в 335 вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу.

Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея - перипатетическая школа (от перипато - прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

В 323 после смерти Александра Македонского в Афинах начался антимакедонский мятеж. Аристотеля, как македонца, не оставили в покое. Его обвинили в религиозном непочитании и он был вынужден покинуть Афины. Последние месяцы жизни Аристотель провел на острове Эвбея.

Научная продуктивность Аристотеля была необычайно высокой, его труды охватывали все отрасли античной науки. Он стал основоположником формальной логики, создателем силлогистики, учения о логической дедукции. Логика у Аристотеля - не самостоятельная наука, а методика суждений, применимая к любой науке. Философия Аристотеля содержит учение об основных принципах бытия: действительности и возможности (акт и потенция), о форме и материи, действующей причине и цели (смотри Энтелехия). В основе метафизики Аристотеля лежит учение о принципах и причинах организации бытия. В качестве начала и первопричины всего сущего Аристотель выдвинул понятие субстанционального разума. Для классификации свойств бытия Аристотель выделил десять предикатов (сущность, количество, качество, отношения, место, время, состояние, обладание, действие, страдание), которые всесторонне определяли субъект. Аристотель установил четыре начала (условия) бытия: форма, материя, причина и цель. Главное значение имеет соотношение формы и материи.

В натурфилософии Аристотель следует следующим принципам: Вселенная конечна; все имеет свою причину и цель; постигать природу математикой невозможно; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице; следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения. Природу Аристотель разделял на неорганический мир, растения (деревья, кактусы , цветы и т.п.) животных и человека. Человека от животных отличает наличие разума. А так как человек представляет собой общественное существо, важное значение в учении Аристотеля имеет этика. Основной принцип аристотелевой этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия).

В политике Аристотель дал классификацию форм государственного устройства, к наилучшим формам он отнес монархию, аристократию и политию (умеренную демократию), к наихудшим - тиранию, олигархию, охлократию. В учении об искусстве Аристотель утверждал, что суть искусства - подражание (мимесис). Он ввел понятие катарсиса (очищения человеческого духа), как цели театральной трагедии, предложил общие принципы построения художественного произведения.

Три книги трактата "Риторика" Аристотель посвятил ораторскому искусству. В этом трактате риторика обрела стройную систему, была увязана с логикой и диалектикой. Аристотель создал теорию стиля и разработал основные принципы классической стилистики.

Сохранившиеся произведения Аристотеля можно расположить по четырем основным группам, согласно предложенной им классификацией наук:

1. Сочинения по логике, составившие свод "Органон" (труды "Категории", "Об истолковании", первая и вторая "Аналитика", "Топика");
2. Сводный труд о началах бытия, называемый "Метафизика";
3. Естественнонаучные работы ("Физика", "О небе", "Метеорология", "О происхождении и уничтожении", "История животных", "О частях животных", "О возникновении животных", "О движении животных");
4. Работы в которых рассматриваются проблемы общества, государства, права, исторические, политические, этические, эстетические вопросы ("Этика", "Политика", "Афинская полития", "Поэтика", "Риторика").

В трудах Аристотеля отразился весь научный и духовный опыт Древней Греции, он стал эталоном мудрости, оказал неизгладимое влияние на ход развития человеческой мысли.

Аристотель – античный философ, родился в Древней Греции. Он был учителем великого Александра Македонского и учеником другого философа – Платона. Он родился в семье лекаря, и с детства отец обучал его азам врачевания. Родители оба увлекались философии, и мальчик заинтересовался этим с самых малых лет. Когда Аристотелю было 5 лет, его отец и мать умирают, оставляя сына одного. Его воспитанием занимался Проксен, родственник по линии отца. Он постоянно уделял время для обучения Аристотеля, читал с ним книги и покупал новые, о которых мальчик ещё не знал. После смерти родителей, осталось целое состояние, которым и распоряжался Проксен.

Уже будучи юношей, Аристотель понимает, что должен просвещать людей в том, что будущее страны зависит только от них самих. Его учения описаны в некоторых сборниках и там говорится, что Аристотель был прекрасным оратором и философом.

Чтобы заниматься философией, ученый уезжает в Афины, где остается там на много лет. В Афинах Аристотель поступает в академию, в котором преподавал Платон. Учитель сразу же заметил способности юноши и оценил его познания в философском учении. Платон выделяет его среди остальных учеников.

В это время ученый старается не опираться на труды своего учителя и развивает свои концепции. Разумеется, это разочаровало Платона, но никак не повлияло на их дружбу. Аристотель очень уважал наставника, поэтому не решился открыть свою философскую школу, когда Платон был жив. Когда учитель умер, на его место пришел племянник, что очень не понравилось Аристотелю и решает покинуть Афины.

Его дальнейший путь лежал в Малую Азию, но через несколько лет, в следствие войны, Аристотель покидает и это место. Стоит отметить, что дочь правителя Ассоса (Малая Азия) была не равнодушна к молодому ученому, в результате чего между Аристотелем и Пифиадой завязались отношения. Он забрал возлюбленную, и они вместе покидают Ассос. Молодые люди отправились на остров Лесбос, где Аристотель стал наставником Александра Македонского – сына правителя острова. Воспитанием он занимался 4 года, но не ставил перед собой сделать из мальчика великого философа. Отношения между ними не были столько близкими и Александр предпочел убрать своего наставника из Македонии, так как тот был категорически против идей о завоевании мира.

Когда Александр Македонский занимает трон, Аристотелю приходится вернутся в Сатигиру. Уже после многих событий в его жизни: смерти Платона, долгих скитаний по миру, он решается открыть свою школу – Ликей. Она была так названа в честь храма, который располагался неподалеку – Аполлон Ликейский. Через несколько лет умирает Александр Македонский и в этом обвиняют Аристотеля.

Стоит отметить, что в своей школе он хотел не только преподавать, но и проводить исследования и развивать науку. Ему помогали ученики и помощники, которые помогли сделать большой вклад в науку и сделать несколько открытий. В это время ученый пишет множество работ, где описывает результаты своих исследований и опытов.

Преподавание тоже не отошло на задний план, и Аристотель много общался со своими учениками и читал им лекции, рассказывал о бытие, делился своими идеями.

Он всю жизнь был увлечен наукой и философией, поэтому ему не так была важна политическая ситуация в стране, и он не следил за событиями в мире. Когда начались антимакедонские восстания, ему пришлось отправиться на остров Эвбею, где он провел свои последние годы. У Аристотеля была наследственная болезнь желудка, с которой он не смог справиться и умер в возрасте 62 лет. У него остались дети, которые продолжили учения отца.

для детей 5, 6 класса и его открытие

Биография Аристотеля о главном

Аристотель – один из самых великих мыслителей Древней Греции. Он был прекрасным логиком и благодаря нему появился философский язык. Аристотель был одним из лучших учеников Платона, а после, стал учителем Александра Македонского.

Знаменитый философ родился в 384 году до нашей эры в городе Стагире. Большинство ученных считает, что это город носил название Макенонск, а сам Аристотель являлся македонянином.

Никомах – отец его, врачевал и сам лично был знаком с дедом и отцом Македонского. Мать Аристотеля Фестида была рождена в Халкиде Эвбейской.

Воспитанием будущего великого мыслителя занимался родной дядя по материнской линии, который отправил молодого парня в 17-летнем возрасте покорять Афины. Здесь молодой человек проходил обучение у великого философа Исократа и у Платона, в его же Академии, в которой тот пробыл на протяжении долгих 20-ти лет и покинул ее, только после смерти своего любимого учителя.

После гибели Платона, Аристотель покидает Афины и отправляется в Ассос, после чего переправляется на остров Лесбос, где занимается преподавательской деятельностью до того самого момента, пока не получает приглашение быть учителем Александра.

Он являлся его личным преподавателем на протяжении 10-ти лет, после чего остался советником при дворе.

После гибели Македонского в 323 году до нашей эры, в Афинах начало разворачиваться настоящее антимакедонское восстание. В этот период времени Аристотель был подвержен многочисленному количеству нападков, после чего ему буквально пришлось бежать на родину к матери.

Из-за серьезной желудочной болезни в 322 году Аристотель умирает. Но, имеются также сведения о том, что причиной смерти стал принятый им яд аконит.

В дополнение к биографии можно сказать, что Аристотель был женат единожды, и его супругой стала Пифиада – родная племянница самого Ассоса Гермия. Супруга подарила ему дочь. Также у него были отношения со служанкой, в последствии подарившей ему сына Никомаха.

5, 6 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

/ Краткая биография Аристотеля

Знаменитый греческий философ был рожден 384-м годом до нашей эры, в городе Стагира. Отцом знаменитого мыслителя был Никомах, родившейся в Андросе, который числился врачом при царе Аминте. Матерью философа – Фестида, родившаяся в Халкиде.

Став рано сиротой, будущий основатель Ликея был взят на воспитание родственником по имени Проксен. По наступлению восемнадцатилетия, Аристотель поступает в Академию имени Платона, где проводит многие годы в познании и созерцании мира вокруг него. Философское направление мыслителя было основано на учении его учителя, Платона. Аристотель проявил себя в разных областях: он создал диалоги об учении Платона, произведения о логике, физике, некоторые части своего философского трактата «О душе». Помимо этого, он преподавал основы риторики ученикам Академии. Аристотель оставался до самой смерти наставника в школе и тесно сблизился с Ксенократом.

Когда Платон умирает, место наставника в учебном заведении занимает Свесипп, что вызвало ряд недовольства и ропота среди учеников, решивших покинуть это место. Аристотель уходит вместе с ними и примыкает к объединению платоников, которое основал Гермий, царь Асса. Тиран уважал ученого и с удовольствием слушал лекции философа. Его приемная дочь Пифиада стала женой философу, родив ему ребенка женского пола. После кончины жены Аристотель взял в дом служанку по имени Герпеллида, которая принесла ему сына Никомаха.

Три года пробыв в городе Асса, мыслитель уехал на Лесбос, где в городе Мителены преподавал несколько лет. Оттуда он уехал воспитывать сына царя Македонии Филиппа, будущего великого завоевателя, Александра. В тринадцатилетнем возрасте царевич стал обучаться у знаменитого философа, преподававшему ему множество предметов. В частности, благодаря Аристотелю, наследник царя Филиппа полюбил греческую поэзию и знал основы медицинской науки.

В 334-м году царевич всходит на трон, после смерти его отца, Филиппа. Аристотель уходит в Афины, где основывает свою первую школу, Ликей. Учебное заведение, как считалось, было перипатетическим, так как во время беседы люди прогуливались по садам. В 323-м Македонского не стало и на философа начались гонения. Предположительно, это было связано с тем, что Аристотель хорошо общался с великим завоевателем. Вторая версия предполагает, что политические гонения начались из-за того, что ученый был метек, т.е. не обладал гражданством жителя Греции. Философ решил уехать, чтоб не уничтожить себя, как Сократ. В Халкиде он стал жить со своей второй женой по имени Герпеллида и родными детьми.

Спустя год после этих событий, великий философ древности погиб из-за болезни желудка. Тело его было перенесено в город Стагиры, где соотечественники поставили для него склеп в его честь.

Основной заслугой мыслителя считалось то, что он создает знаменитую «Метафизику», где разделяет все на причины и первопричины происходящего. Помимо этого, ему принадлежит развитийный принцип, который он впервые вводит в историю. Он также создает иерархичную систему всего сущего на земле. Кроме данных моментов, философ активно разрабатывает идею о душе, дедуктивном и индуктивном методе изучения науки.

В истории Аристотель занимает видное место не только как великий философ, мыслитель и ученый, но и как наставник царевича Александра из Македонии, ведь последний очень многие знания получил от своего учителя, а любовь к «Илиаде» Гомера сохранилась в нем на всю жизнь. Считается, что благодаря Аристотелю, познавшему учение великого Платона, философия стала развиваться как наука.

Происхождение Аристотеля неразрывно связано с Македонией. В 384 году до н. э., когда он родился, это государство было на пути к собственному расцвету. Здесь находился город, где философа началась в месте под названием Стагир (существуют также варианты написания «Стагира» или «Стагиры»). По тогдашней традиции за людьми закреплялось второе имя, образованное от родного города. Поэтому Аристотель также известен как Стагирит.

Семья

Он родился на полуострове Халкидика. Сейчас это север Греции, а тогда это была окраина всего эллинистического мира. Рядом находилась дикая Фракия. Здесь жило смешанное население, так как за годы существования колоний варвары смешались с пришлыми греками. Но Аристотель являлся чистокровным потомком жителей Аттики. Его отец Никомах был известным врачом, который жил при дворе македонского царя.

Его профессия крайне уважалась и ценилась в Античности. Греки вообще считали, что все врачи происходили от бога Асклепия. Поэтому семья философа была знатной и знаменитой. Сам мыслитель перенял эти взгляды и тоже считал себя далеким потомком Асклепия. Все это кажется наивным, но в ту эпоху такие взгляды были крайне распространены. Поэтому неудивительно, что Аристотель умудрялся соединять в себе глубокий ум и веру в народный культ олимпийских богов.

Появление в Афинах

Сохранились свидетельства современников о внешности мыслителя. В молодости это был человек невзрачного вида. В возрасте 17 лет он впервые побывал в Афинах - культурном и политическом центре Греции. Об этом периоде существуют довольно отрывочные сведения. Считается, что молодой человек тогда занимался тем, что тратил наследство отца, занимался знахарством и даже состоял на военной службе. Торгуя медицинскими снадобьями, он в первый раз попал в окружение философов, с которыми участвовал в спорах.

Академия Платона

Кто такой Аристотель? Он стал известным за свой Хорошей почвой для этого выступила Академия, куда он попал на 18 году жизни. Там он быстро стал одним из главных учеников другого великого философа - Платона. Знаменитая фреска Рафаэля «Афинская школа» изображает этих двух мыслителей во время оживленного спора, на котором присутствуют все ученики Академии.

Именно здесь молодой человек начинает заниматься теоретическими исследованиями, а также пишет свои первые литературные труды. Первый жанр, который он освоил, - философские диалоги. Это было сделано по примеру учителя Платона, который также начинал с подобного рода писаний.

Одним из самых известных диалогов того периода считается «Евдем, или О душе». В нем Аристотель рассказывает о судьбе одного из учеников Платона, изгнанного из Академии.

Ораторское искусство

Кроме того, чтобы понять, кто такой Аристотель, важно отметить, что самая ранняя деятельность в Академии включала в себя развитие риторики. Умение выступать перед людьми и доносить до них свою мысль очень ценилось в Древней Греции. Поэтому философ занимался не только теорией, но и постоянно читал лекции, в том числе и в Академии, где считался непревзойденным мастером этого искусства. Его талант был отмечен многими ораторами последующих эпох, в том числе Цицероном, который признавал огромное влияние Аристотеля на собственные взгляды.

Разрыв с платониками

В 347 году умер Платон. С ним у Аристотеля было огромное количество расхождений во взглядах, однако именно старший учитель являлся его главным опекуном и поддержкой. Мыслитель не мог найти общего языка с другими учениками Академии. Незадолго до этого македонский царь Филипп разрушил родной город философа Стагир, после чего тот лишился сразу двух близких ему мест. Поэтому вскоре Аристотель покинул Афины и отправился в Малую Азию. Это происходило во время его внутреннего кризиса.

Уже тогда было написано множество трудов, которые объединяла Кратко они были собраны Андроником Родосским уже после смерти автора и объединены в «Метафизику».

Учитель Александра

Первые время после переезда он пребывал в городах Ассосе и Митилене, которые упоминались в его собственных письмах. Далее был остров Лесбос, где труды Аристотеля заключались в преподавании. Эта деятельность не осталась незамеченной, и философ был приглашен ко двору Филиппа Македонского, который искал учителя для сына Александра. Этот юноша был тем самым полководцем, в будущем завоевавшем половину античного мира.

Несмотря на то что Аристотель был рожден в Македонии, он всегда считался греком. Мыслитель искренне считал, что величие эллинистической культуры может охватить все сопредельные страны. В это время греки жили гораздо богаче и комфортнее своих многочисленных соседей. Образованность граждан стала фундаментом для нового вида общества.

Все эти преимущества признавал Аристотель. Книги философа продолжают эту мысль. Единственное, чего не хватало Греции для объединения и расширения, по его мнению, - сильного и волевого царя. Именно его увидел философ в юноше Александре. Аристотель принялся за регулярное и всестороннее образование отрока.

Философ положительно влиял как на царя, так и на его сына. Так, например, он часто усмирял гнев вспыльчивого Александра, который старался прислушиваться к мнению учителя. От Аристотеля он перенял не только философские и ораторские познания, но и интерес к естественным наукам, в том числе и к медицине, в которой отлично ориентировался для своей эпохи. В своих походах Александр всегда имел при себе копию Илиады, которую для него составил Аристотель.

Ликей

В 336 году до нашей эры царь Филипп был убит предателем в числе своих телохранителей. Александр должен был встать во главе государства, после чего у него не осталось времени на учебу. Поэтому Афины вновь оказались местом, где поселился Аристотель. Биография философа сделала круг и вернулась в исходную точку. Но он не стал учителем в Академии, как раньше. Причиной этого выступили многочисленные расхождения с учениками Платона, управлявшими этим заведениям.

Поэтому в Афинах появилась новая школа - Ликей, главой которой стал Аристотель. Книги мыслителя и его слава учителя притянули огромное количество учеников. Название заведения было перенято из-за близости храма Аполлона Ликейского. Как можно догадаться, отсюда пошло слово «лицей».

Сравнение с Академией

Ликей и Академия стали двумя соперничающими центрами античного образования. При этом у них была похожая структура. Например, Ликей был связан с богом Аполлоном, а Академия имела храм Афины. В каждой школе имелся свой гимнасий. Это было специальное заведение, где обучали азам грамотности, а также занимались физической подготовкой. В Древней Греции вообще процветал культ здорового образа жизни и спорта. Многие философы были спортсменами, а кто-то даже выступал на Олимпийских играх.

Чем знаменит Аристотель, так это своим вниманием к проблемам здоровья, ведь он был еще и врачом. Академия находилась в северо-западных пригородах Афин, тогда как Ликей располагался на востоке города рядом с Диохаровыми воротами. Эти места были известны своими источниками с чистой питьевой водой. Идеи Аристотеля вдохновили его ученика Антисфена основать еще одну школу неподалеку. Это был Киносарг.

Распорядок дня философа и главы школы имел систематический характер. По утрам он проводил занятия с избранным кругом собственных учеников, отличавшихся талантом и острым умом.

Далее следовал обед с друзьями, где также проводились ученые беседы, для которых даже был разработан регламент. Например, раз в десять дней менялся председатель таких «собраний». Ближе к вечеру учитель проводил расширенную лекцию или урок ораторского мастерства для широкого круга слушателей.

В Ликее была огромная библиотека, привлекавшая любознательных учеников. Она не сохранилась до наших дней, но уцелевшие труды, написанные в Ликее, имеют огромное количество ссылок на других авторов и произведения. Это неудивительно, если вспомнить кто такой Аристотель для тогдашней Греции. Именно он был учителем Александра, и тот являлся его патроном и спонсором. На македонское золото покупались самые редкие и ценные книги, которых не было даже в Академии платоников.

Политика

В годы жизни в Ликее Аристотель написал один из самых известных своих трактатов о государстве. Он получил название «Политика». В нем содержатся государством, а также рассматриваются вопросы о рабстве, гражданстве, семье как составляющей общества и т. д. Труды Аристотеля были направлены на то, чтобы сформулировать структуру идеального полиса.

Трактат разделен на 8 книг. Каждая из них охватывает определенный вопрос государственного построения. Автор развивал идеи Платона, например, сравнивал демократию и олигархию, а также рассуждал о воспитании молодежи. Все это охватывала философия Аристотеля. Кратко он рассмотрел причины возникновения конфликтов в обществе и тираний. Также писатель впервые предложил разделить власть на три части: судебную, должностную и законодательную. То есть эта именно та система, которая сейчас существует во многих государствах. Если чем знаменит Аристотель, то определением наиболее сбалансированной и удачной системы управления обществом.

Бегство из Афин и смерть

В 323 году до нашей эры скончался Это случилось в Вавилоне - его новой столице. В первый раз, отправившись на восток, царь так и не вернулся на родину или хотя бы в Грецию. Он достиг пределов Индии. Его новая держава объединила многие народы. Всем им навязывался эллинизм. Однако сами греки к македонцам относились плохо.

Поэтому после смерти Александра в Афинах начались националистические выступления. Аристотель был под патронажем царя. Но после его ухода из жизни старый мыслитель не мог спокойно жить в столице бунтующей Греции. Несмотря на то что философ неустанно работал в своей школе и не покидал Афин в эти годы, его все равно считали чужаком из-за македонского происхождения.

Даже Ликей все это время не был его собственностью в строгом смысле этого слова. Земля не принадлежала философу, так как он не являлся афинским гражданином. Если незнающие граждане спрашивали, кто такой Аристотель, то им отвечали, что это чужак. Такова была суровая действительность.

Годы жизни Аристотеля закончились на острове Эвбея, куда он решил перебраться в поисках спокойствия и уединения. Это случилось в 322 году, то есть всего лишь спустя год после оставления Афин. Существует неподтвержденная версия о том, что находившийся в глубоком кризисе философ отравил себя с помощью аконита. Это ядовитое растение, самая маленькая доза экстракта которого может привести к остановке сердца.

Аристотель (лат. Aristotle) (384 год до нашей эры, Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция – 322 год до нашей эры, Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.
Отец Аристотеля – Никомах, был врачом при дворе македонских царей. Он сумел дать сыну хорошее домашнее образование, знание античной медицины. Влияние отца сказалось на научных интересах Аристотеля, его серьезных занятиях анатомией. В 367 году, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона. Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников. В течение двадцати лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относился к воззрениям своего учителя. После смерти Платона в 347 году Аристотель выходит из Академии и переселяется в город Атарней (Малая Азия), которым правил ученик Платона Гермий.

После смерти Гермия в 344, Аристотель жил на острове Лесбос, а в 343 году македонский царь Филипп II пригласил ученого стать учителем своего сына Александра. После того как Александр взошел на престол, Аристотель в 335 вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу. Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея – перипатетическая школа (от перипато – прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

В 323 году до нашей эры после смерти Александра Македонского в Афинах начался антимакедонский мятеж. Аристотеля, как македонца, не оставили в покое. Его обвинили в религиозном непочитани, и он был вынужден покинуть Афины. Последние месяцы жизни Аристотель провел на острове Эвбея.

Научная продуктивность Аристотеля была необычайно высокой, его труды охватывали все отрасли античной науки. Он стал основоположником формальной логики, создателем силлогистики, учения о логической дедукции. Логика у Аристотеля – не самостоятельная наука, а методика суждений, применимая к любой науке. Философия Аристотеля содержит учение об основных принципах бытия: действительности и возможности (акт и потенция), о форме и материи, действующей причине и цели (см. Энтелехия). В основе метафизики Аристотеля лежит учение о принципах и причинах организации бытия. В качестве начала и первопричины всего сущего Аристотель выдвинул понятие субстанционального разума. Для классификации свойств бытия Аристотель выделил десять предикатов (сущность, количество, качество, отношения, место, время, состояние, обладание, действие, страдание), которые всесторонне определяли субъект. Аристотель установил четыре начала (условия) бытия: форма, материя, причина и цель. Главное значение имеет соотношение формы и материи.

В натурфилософии Аристотель следует следующим принципам: Вселенная конечна; все имеет свою причину и цель; постигать природу математикой невозможно; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице; следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения. Природу Аристотель разделял на неорганический мир, растения, животных и человека. Человека от животных отличает наличие разума. А так как человек представляет собой общественное существо, важное значение в учении Аристотеля имеет этика. Основной принцип аристотелевой этики – разумное поведение, умеренность (метриопатия).

В политике Аристотель дал классификацию форм государственного устройства, к наилучшим формам он отнес монархию, аристократию и политию (умеренную демократию), к наихудшим – тиранию, олигархию, охлократию. В учении об искусстве Аристотель утверждал, что суть искусства – подражание (мимесис). Он ввел понятие катарсиса (очищения человеческого духа), как цели театральной трагедии, предложил общие принципы построения художественного произведения.

Три книги трактата «Риторика» Аристотель посвятил ораторскому искусству. В этом трактате риторика обрела стройную систему, была увязана с логикой и диалектикой. Аристотель создал теорию стиля и разработал основные принципы классической стилистики.
Сохранившиеся произведения Аристотеля можно расположить по четырем основным группам, согласно предложенной им классификацией наук:

1. Сочинения по логике, составившие свод «Органон» (труды «Категории», «Об истолковании», первая и вторая «Аналитика», «Топика»);
2. Сводный труд о началах бытия, называемый «Метафизика»;
3. Естественнонаучные работы («Физика», «О небе», «Метеорология», «О происхождении и уничтожении», «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных»);
4. Работы в которых рассматриваются проблемы общества, государства, права, исторические, политические, этические, эстетические вопросы («Этика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика», «Риторика»).
Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрич. сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. «Подлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого – совершеннейшего элемента – эфира.

В области биологии одна из заслуг Аристотеля – его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой – душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

В этике Аристотеля выше всего ставится созерцательная деятельность разума («диано-этические» добродетели), которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н. э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом Аристотеля является бог – совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой Аристотель понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Например, щедрость – середина между скупостью и расточительностью.

Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил Аристотелю – в «Поэтике» и «Риторике» – развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы.
Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это – монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований. Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение Аристотеля оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли.
В трудах Аристотеля отразился весь научный и духовный опыт Древней Греции, он стал эталоном мудрости, оказал неизгладимое влияние на ход развития человеческой мысли.

Литература
Большая советская энциклопедия.
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.