Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу «Матренин двор»)

Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу «Матренин двор»)

УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)

Литература

К юбилею А. Солженицына. Матренин двор: свет сохраненной души – а жизнь спасти не получилось

«Матренин двор» — один из первых рассказов Солженицына, опубликованных в журнале «Новый мир» в 1963 году, спустя четыре года после написания. Это произведение, написанное предельно просто и достоверно, — моментальная социологическая фотография, портрет общества, которое пережило две войны и вынуждено героически сражаться за жизнь до сих пор (действие рассказа происходит в 1956 году, спустя одиннадцать лет после Победы и три года после смерти Сталина).

У современных школьников оно, как правило, вызывает гнетущее впечатление: те, кому удается его дочитать, воспринимают рассказ как один сплошной поток негатива. Но картины жизни советской послевоенной деревни, написанные Солженицыным, заслуживают более внимательного взгляда. Ключевая задача учителя литературы — сделать так, чтобы учащиеся не ограничились формальным заучиванием финала, а прежде всего разглядели в темной и печальной истории то, что спасает человека в самых бесчеловечных условиях, — свет сохраненной души.

Это одна из ведущих тем советской литературы 60-х — 70-х: опыт индивидуального существования человека среди тотального съезжания государства и общества вниз.

В чем суть?

В основу рассказа положены реальные события — судьба и смерть Матрены Захаровой, у которой автор, освободившись после десятилетнего заключения и трехлетней ссылки, поселился в деревне Мильцево Гусь-Хрустального района Владимирской области (в рассказе — Тальново). Его желанием было — уйти как можно дальше от назойливо гремящих репродукторов, затеряться, оказаться как можно ближе к нутряной, глубинной России. На деле, Солженицын увидел беспросветную нищету народа и наглую безответственность власти на местах — то, что приводит человека к нравственному оскудению, обесцениванию добра, бескорыстия и благородства. Панораму этой жизни и воссоздает Солженицын.

В рассказе «Матренин двор» мы видим сборище пошлых, жадных, злобных людей, которые, вероятно, могли бы быть совсем другими в иных условиях, если бы не бесконечные бедствия: две мировые войны (эпизод про замужество), хроническое недоедание (ассортимент магазина и «меню» рассказчика), бесправие, бюрократия (сюжет про пенсию и справки), вопиющая бесчеловечность власти на местах (про работу в колхозе)... И эта беспощадность проецируется на отношения между людьми: немилосердны друг к другу не только близкие, сам человек к себе беспощаден (эпизод болезни Матрены). Человеку здесь никто ничего не должен, никто не друг и не брат... а он — должен?

Легкие ответы — «да» или «нет». Но они не про Матрену Васильевну Григорьеву, единственную, кто до конца своих дней сохранил свою личность, внутренний стержень и человеческое достоинство.

Матрена только кажется бесхребетной безответной рабой, хотя именно такой ее видят корыстные соседи, родственники, наглая жена председателя колхоза — те, кому невдомек, что труд может согревать человека изнутри, что добро — это не имущество, а состояние души, а сбережение души важнее внешнего благополучия.

Матрена сама знает, что и зачем делать, кому что должна, а себе — в первую очередь: выживать, не творя зла, отдавать, не жалея. Это и есть «ее двор», место «жизни не по лжи». Выстроился этот двор посреди ущербного неряшливого быта с мышами и тараканами, вопреки несправедливо жестокой женской судьбе, в которой спасаться — значит от много отказаться.

Рассказ — о том, что Двор этот обречен, что «добрые люди» его постепенно раскатывают по бревнышку, и вот уже становится не в чем и негде жить душе после непостижимого людского варварства. Сама природа замерла перед значительностью смерти Матрены (эпизод ночного ожидания ее возвращения). А люди продолжают пить водку и делить имущество.

Рабочая тетрадь входит в УМК по литературе для 7 класса (авт. Г.В.Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л.Ерохина). Предназначена для самостоятельной работы учащихся, но может быть использована и на занятиях в классе.

Что взять для проработки?

Портрет безбытности . Описание Матрениной избы вызывает у нас отталкивающее впечатление, однако рассказчик остается здесь жить и даже не слишком противится найденной у себя в супе тараканьей лапки: «не было в этом никакой фальши». Что в связи с этим вы думаете о рассказчике?

Неравная битва. Матрена постоянно находится в трудах, постоянно действует, но действия ее напоминают сражение с ужасной непобедимой силой. «Притесняют меня», — так говорит она о себе. Собирать торф, чтобы топить печь зимой, запрещено: поймают и под суд отдадут. Раздобыть траву для козы — только нелегально. Огороды обрезали, и кроме картошки ничего нельзя вырастить — а на отнятой земле растет бурьян. Матрена больна, но беспокоить врача стесняется. Матрене никто не помогает — но зато и соседи, и колхоз призывает ее на помощь (саму-то ее из колхоза исключили как инвалида). Она никому не отказывает и денег не берет. Но почему же? Почему она не даст отпор, не откажет, не огрызнется ни разу на своих мучителей, а продолжает позволять себя использовать? И как назвать эту непобедимую силу, которая не может победить (унизить, растоптать) Матрену? В чем сила Матрены? А слабость?

Не стоит село без праведника . Это — первое авторское название рассказа. Твардовский, говоря об этом рассказе, называл его «Праведница», но отвергал название как прямолинейное. Потому что читателю надо дойти до финала, чтобы понять, что вот эта ущербная Матрена и есть та праведница, которую обещало заглавие. Заметим: никакого отношения к религии Матрена не имеет; в рассказе нет Бога как высшей силы, поэтому не может быть и праведника в полном смысле слова. А есть обычный человек, который выживает за счет труда, незлобивости и гармонии с собой: «Матрена все время занята трудом, делами, а поработав, возвращается в свою неустроенную жизнь свежая и сияющая». «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда»... «Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала... ни рубля. Потому что пенсии ей не платили... А в колхозе она работала не за деньги — за палочки».

Люди, испорченные жизнью. При жизни Матрена всегда одна, один на один со всеми бедами. Но когда она умирает, оказывается, что у нее есть сестры, деверь, племянница, золовка — и все они ни минуты не пытались ничем ей помочь. Не ценили, не любили, даже после смерти отзываются о ней «с презрительным сожалением». Словно они с Матреной из разных миров. Взять слово «добро»: «Как так случилось у нас, что добром народ называет имущество?» — вопрошает рассказчик. Ответьте ему, пожалуйста, пользуясь фактами из рассказа (после смерти Матрены все окружение начинает делить между собой ее добро, позарившись даже на старый забор. Золовка пеняет: отчего Матрена не держала в хозяйстве поросенка? (А мы-то с вами догадываемся, почему?).

Особое внимание стоит обратить на образ Фадея, нарочито демонизированного автором. После катастрофы на железнодорожных путях деверь Матрены Фадей, только что ставший свидетелем ужасной смерти нескольких человек, включая собственного сына, больше всего печется о судьбе хороших бревен, которые теперь пустят на дрова. Жадность, доводящая до потери не только духовности, но и разума.

Но точно ли виной всему тяжелые условия жизни людей и бесчеловечный режим? Только ли поэтому люди портятся: становятся алчными, недалекими, подлыми, завистливыми? Быть может, духовная деградация и сдача человеческих позиций — удел массового человека в любом обществе? Что такое «массовый человек»?

Что обсудить в контексте литературного мастерства?

Красноречивые детали. Этот рассказ был высоко оценен современниками не только с точки зрения содержания (январский журнал НМ за 1963 год нельзя было достать несколько лет подряд), но и с художественной стороны: о безукоризненном языке и стиле текста сразу по прочтении писали Анна Ахматова и Лидия Чуковская, дальше — больше. Точные и образные детали — конек Солженицына-художника. Эти брови Фадея, которые сходились и расходились, как мосты; стена на кухне Матрены будто шевелится от обилия тараканов; «толпа испуганных фикусов» в час смерти Матрены; мышами «овладело безумие», «отдельный сруб горницы разобрали по ребрышкам»; сестры «слетелись», «захватили», «выпотрошили», и еще: «...пришли громко и в шинелях». То есть — как пришли? Страшно, бесцеремонно, властно? Интересно поискать и повыписывать образные детали и соотнести их с «сигналами», которые подает текст: опасность, безбытность, безумие, фальшь, расчеловечивание...

Это задание хорошо выполнять в группах, рассматривая сразу несколько тем-настроений. Если вы пользуетесь сервисом «Классная работа» платформы LECTA, вам будет удобно не тратить время урока, а задать работу над текстом на дом. Разбейте класс на группы, создайте рабочие кабинеты для каждой группы и следите за тем, как ученики заполняют таблицу или презентацию. Сервис позволяет работать не только с текстом, но и с иллюстрациями, аудио и видеоматериалами. Попросите учеников из разных групп поискать иллюстрации к рассказу или просто релевантные визуальные ряды — например, полотна Питера Брейгеля старшего, известного певца деревенского средневекового быта.

Литературные аллюзии. Их в рассказе очень много. Начать с Некрасова: ученики могут сами без труда вспомнить Матрену Корчагину из «Кому на Руси жить хорошо» и знаменитый отрывок из поэмы «Мороз-красный нос»: что похоже, что разное? Возможно ли подобное воспевание женщины в европейской культуре... почему... а какое там принято?

Неявный мотив «маленького человека» из гоголевской «Шинели»: Матрена, получив с трудом добытую пенсию, сшила себе пальто из железнодорожной шинели и зашила в подкладку 200 рублей на черный день, который вскоре и настал. К чему отсылает аллюзия с Башмачкиным? «Не жили хорошо, не надо и начинать»? «Кто в бедности родился, тат в бедности умрет»? — эти и другие пословицы русского народа поддерживают психологию покорности и смирения. Можно ли думать, что и Солженицын поддерживает?

Толстовские мотивы неизбежны; портрет Льва Николаевича висел у Солженицына над тумбочкой. Матрена и Платон Каратаев — оба круглолицые, нерефлексирующие, но обладающие верным инстинктом жизни. Матрена и Анна Каренина — мотив трагической смерти на железной дороге: при всем несходстве героинь, обе не могут ни принять сложившуюся ситуацию, ни изменить ее.

Тема метели как руки судьбы (пушкинская): до роковой катастрофы на путях две недели мела метель, отсрочивая перевозку бревен, но никто не образумился. После этого у Матрены пропала кошка. Странная отсрочка — и зловещее предсказание.

А еще про безумие много — в каком смысле и почему персонажи рассказа сходят с ума? В здравом ли уме читатель, написавший в отзыве «доброта и довела Матрену Васильевну до гибели»?

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».

Цель урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя А. И. Солженицына; учить их самостоятельно добывать знания, формулировать тему и идею произведения; развивать логическое мышление, учить учащихся мыслить, анализировать, делать выводы; воспитывать добро, милосердие, любовь к людям, ответственность за происходящее вокруг нас.

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,без которого, по пословице, не стоит село.Ни город.

Ни вся земля наша.А. И. Солженицын

I. Слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о судьбе русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить лучшие человеческие качества: добро, милосердие, способность любить и помогать людям.

Это героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» - Матрена Васильевна Григорьева.

Название рассказа из – за цензурных препонов придумал А. Твардовский, редактор журнала «Новый мир», где в 1963 году было впервые опубликовано это произведение. Первоначальное название – «Не стоит село без праведника».

II. Аналитическая беседа.

1) Кто же такой праведник? Какого человека мы можем назвать праведным?

(Такого, который верит в Бога, любит людей…)

2) Объясним лексическое значение слова «праведник» по толковому словарю С.И. Ожегова:

«Праведник – у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный – благочестивый, безгрешный».

3) Что же прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

(Христианская вера, Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми обусловливают его миропонимание).

Итак, что же сопровождает жизнь праведника?

Праведник

Грешник

Вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа. Терпение, естественность в поведении, непритязательность, неприхотливость, выносливость.

Зло, недоброжелательство, труд на себя и работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство – «добро» в значении имущество, злопамятность, эгоизм.

4) Обратимся к эпиграфу урока. Можно ли согласиться с писателем, что героиня рассказа Матрена Григорьева – праведник?

(Доказательства учащихся: Да, добрая, бескорыстная, жила для людей, благородство души).

5) Сформулируйте тему сегодняшнего урока по проблеме.

(Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»).

6) А цель урока? (Проследить за судьбой русской женщины, доказать, что мы можем считать ее праведником). Учитель корректирует ответы учащихся и сообщает цель урока.

III. Учитель.

Мы с вами еще не изучали творчество Александра Исаевича Солженицына. Кто он? Пророк, наставник или заступник? В нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то учителя жизни. Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы 20 века, затем исчезло на многие года. Почему? Потому что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создал произведения, коФторые вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы». Рассказы о лагерной жизни, документально – художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ», повесть «Раковый корпус», роман «В круге первом» - произведения, в основу которых легли страшные воспоминания о тех, кто уцелел после сталинских репрессий. Не случайно А.И. Солженицына назвали классиком «лагерной» прозы. 1970 год в жизни писателя знаменательный. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Но в феврале 1974 года (в связи с выходом 1 тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») писатель был насильственно выслан из России. В немецкий город Франкфурт – на – Майне приземлился самолет с единственным пассажиром. Солженицыну было 55 лет.

IV. Жизнь и творчество (Сообщение 4-х учащихся)

Учитель. 1994 год. «Диссидент № 1» - Александр Исаевич Солженицын- возвращается на родину, чтобы жить и работать во имя будущего России. Он много пишет, работает с молодыми талантами, учреждает собственную литературную премию (25 тысяч долларов). Первым лауреатом становится филолог В.Н. Топоров.

V. Учитель. А теперь обратимся к рассказу «Матренин двор», написанному в 1959 году, а действие в рассказе происходит в 1956 году. произведение во многом автобиографичное. Известно, что Солженицын, вернувшись из лагерей, работал в одной из школ, преподавал математику, физику и астрономию. Итак, тема урока вами определена.

VI. Аналитическая беседа.

1) Кто же из русских писателей 19 века обращался к этой теме? (Н.С. Лесков, Н.А. Некрасов, Достоевский).Н.С. Лесков писал: «Народ не расположен жить без веры…»

2) Как изображена в рассказе религиозность героини? (Матрена соблюдает традиции и правила жизни воцерковленного человека: «святой угол в чистой избе», «иконка Николая Угодника». Она зажигает лампадку «во время всеношной» (ночная служба) и с утра по праздникам). : «Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки, та – мышей душила». Игнатич, постоялец Матрены, говорит, что всякое дело она начинала «С Богом».

3) Расскажите, что еще узнал Игнатич о Матрене? (Матрена Васильевна – пожилая женщина, вдова, всю жизнь проработала в колхозе, «не за деньги, а за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетника». Но пенсии так не заработала ни рубля. Жизнь героини трудная. Она потеряла на фронте мужа, похоронила детей. Родные ей почти не помогали. Но самое страшное – она «решила добиваться пенсии», так как, по словам автора, «Наворочено было много несправедливостей с Матреной»). Текст.

4) О чем еще поведала Матрена? Что рассказала о себе постояльцу?

5) Какие художественные детали создают картину быта Матрены? (Текст. Неравнодушна к красоте – фикусы).

6) Понаблюдаем за речью героини.(Речь Матрены – это речь крестьянской женщины из глубинки. «Не умемши, не варемши – как утрафишь», - предупреждала она квартиранта. Текст, стр.37)

7) Ребята, есть ли в рассказе развернутый портрет героини? Почему? (В описании внешности Матрены Солженицын опирается на христианские и эстетические традиции).

8) Но на каких портретных деталях Матрены сосредоточено внимание писателя? Какова роль деталей (. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от нее внутренний свет).

9) Как вы понимаете фразу автора «У тех людей лица всегда хороши, кто в ладах с совестью своей»?

10) Анализ эпизода «Матрена слушает музыку».

11) А какой мы видим героиню в работе? (Матрена Васильевна – труженица. В работе она находит смысл жизни. Ни одна пахота в селе не обходилась без нее. Никому она не могла отказать в помощи. Оставляя свою работу, шла помогать соседке. Текст. Говорила без зависти: «Ах, Игнатич, и крупная картошка же у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось…» Вот такая она – редкой доброты человек).

12) Кого из героинь литературы 19 века напоминает Матрена? Что общего у этих героинь? (Матрену Тимофеевну Корчагину из поэмы Некрасова… «Терплю, а не ропщу!»)

Матрена Тимофеевна Корчагина

Матрена Васильевна Григорьева

«… Пал на сердце Филипп!» - замуж вышла, полюбив.

За любимого Фаддея «без малого не вышла… Война германская началась».

Дай башмаки Оленушке (золовке), //Жена! – сказал Филипп. //А не вдруг ответила. //Корчагу подымала я, //Такая тягость: вымолвить //Я снова не могла. //Филипп Ильич прогневался, // Подождал, пока поставила Корчагу на шесток, // Да хлоп меня в висок!

«Меня сам ни разику не бил… То есть бил таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил»… Все мешки были мои, по пять пудов тяжестью не считала…»

(Еще раз сосчитаем: 16 * 5 = 80 кг!)

Пять сыновей и погибший первенец Демушка.

Шесть детей, умерших во младенчестве. (Ср.: шестеро детей у второй Матрены – жены Фаддея. Из них – Кира, отданная в приемыши).

Потуги лошадиные //Несли мы; погуляла я, //Как мерин, в бороне!

«Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжелее и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На это и звали Матрену в помощь».

13) А чем отличается мир людей, живущих радом с Матреной? (Текст, стр.35)

VII. Работа в группах.

1-я группа – мир тальновцев 2-я группа – образ автора 3-я группа – роль художественных деталей 4-я группа – роль пейзажей Эксперты

VIII. Развитие речи. Рассказ учащихся по заранее подготовленным рисункам к рассказу «Матренин двор» - «Линия судьбы Матрены Григорьевой».

Учитель: 1) Как же сама Матрена принимает свою судьбу? Держит ли она обиду на людей? (Матрену Васильевну несправедливо обидела судьба, люди, власть… ее не понимали ни сестры, ни жители села – не похожая на других. Несмотря ни на что, она не ожесточилась; эта женщина, добрая и бескорыстная, сохранила способность любить…)

2) Как заканчивается судьба Мартены? (Трагически).

3) Кто виноват в смерти героини? (Матрену убила чужая корысть, жадность, алчность).

Учитель: Лучше всего о своей героине сказал автор: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Это и есть идея рассказа.

IX. Мини – сочинение: Можно ли Матрену Григорьеву считать праведницей?


В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» образ праведника является ключевым.

Автор произведения не сразу раскрывает истинную сущность главной героини. На первый взгляд, Матрёна предстает перед читателем простой сельской жительницей со своими заботами и «странностями» - желанием постоянно помогать людям.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Именно эта черта является важнейшей в деревенской праведнице.

Матрена была одной из немногих, кто всегда был готов безвозмездно помочь. Зачастую люди даже не ценили такое участие («Все отзывы о Матрене были неодобрительны... она была...глупая, помогала чужим людям бесплатно»). Так как праведница жила для других, то о себе заботилась меньше всего («...нечистоплотная она была, и за обзаводом не гналась...»).

Матрена являлась сторонницей старинного уклада. Главная героиня была предана традициям и с сомнением относилась ко всем новшествам. Рассказчик называет Матрену язычницей, «брали в ней верх суеверия». Праведница в изображении А. И. Солженицына религиозна, но по-своему. И весь окружающий мир воспринимала она не так, как все.

Праведница в этом произведении – честная, добрая и бескорыстная женщина. На главной героине держится все Тальново, потому что деревня – место, наполненное традициями и стариной, а Матрену можно назвать их хранителем. Также эта женщина – олицетворение безгрешной и чистой души, способной помочь ближнему.

Обновлено: 2017-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Не стоит село без праведника.

Русская пословица

План

I. Значение слова «праведник».

II. Жизнь или житие? 1. Жизнь Матрены.

2. Смерть Матрены.

3. Окружающие в зеркале жизни и смерти Матрены.

III. Что остается людям.

Праведник – справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.

Праведность человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.

Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми, ведь на войну и трудную жизнь можно списать собственные грехи – мол, не мы плохие, жизнь плоха.

Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил. Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа. И всего богатства‑то нажила, что крепкую горницу, грязно‑белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, «не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…» Так и умерла в нищете.

Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена‑праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, «вспахать на себе сохою» – покойница всем помогала, никакой платы не брала. Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину «вязаночку серую». Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадут. Спорят об избе: кому она достанется – сестре или приемной дочери. Плач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из‑за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: «…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала! И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».

Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю («Вечную память», как положено, перед киселем поют!). И гордятся тем, что все делается по‑людски…

Ушла Матрена, «не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по‑глупому работающая на других бесплатно…» И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: «совсем не обрядно», горько, по‑бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти «строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних», искреннюю боль испытывает постоялец.

Да, жизнь Матрены – не житие святой. Не все смогли оценить ее праведность, многие осудили, но забыли ли? Останется она жить в памяти приемной дочери, не забудет ее жизненных уроков учитель, недолго деливший с нею кров… И все? Но разве дело в том, как тебя оценят, что о тебе скажут? Дело в том, как ты проживешь свою жизнь, сумеешь ли остаться человеком, какую страничку впишешь в книгу жизни.

Они сражались за Родину (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

Жизнь свою за други своя…

А. Ахматова

План

I. Память о войне.

II. «А зори здесь тихие…» – книга о великом подвиге народа. 1. Разные пути – и одна судьба.

2. Не бывает бессмысленной смерти.

3. Женщина на войне.

III. Их подвиг бессмертен в памяти народной.

Шестьдесят пять лет прошло с тех пор, как отгремела Великая Отечественная война. Но в народе живет память о людях, отстоявших родную землю. Об их подвигах мы узнаем из рассказов ветеранов, из учебников истории и, конечно, из художественной литературы. Одним из самых известных произведений о войне является повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».

Девушки‑солдаты, герои этого произведения, имеют разное прошлое, разные характеры, воспитание. Кажется, ничего нет общего между уравновешенной, сдержанной Ритой Осяниной и веселой, отчаянной Женей. Разные судьбы – и одна судьба: война. Война не обезличила, но объединила, сплотила девушек – героинь книги. У всех одна цель – отстоять свою Родину, свой поселок, свой клочок земли. Ради этой высокой цели бойцы рискуют жизнью, мужественно борются с врагом, который намного сильнее их. Они не задумываются о подвиге, защиту Отечества считают долгом.

Смерть девушек может показаться вовсе не героической, даже бессмысленной. Можно ли назвать, например, героической гибель в болоте? Не увидят потомки и обелиска над могилой Осяниной, и даже ее сын, возможно, не узнает, где похоронена мать. Но если бы не их самоотверженность, не беззаветный героизм простых советских солдат, наш народ не смог бы выстоять в страшной, кровопролитной войне.

Девушки на войне познали лишения, горе, страх. Но познали они также и истинное солдатское товарищество. Они стали близкими людьми, и даже нелюдимый, замкнутый старшина искренне привязался к своим подчиненным и полюбил их.

Война сплотила народ. Бойцы защищали не только свою землю, свой дом, но и товарищей, и родных, и вовсе незнакомых. Девушки на войне не имели права забыть, что они матери, дочери, внучки. Они вынуждены были не только растить, но и спасать своих детей, их будущее. Может быть, самая большая трудность положения женщины на войне заключалась в том, что приходилось объединять две несоединимые, взаимоисключающие задачи: продолжать жизнь, воспитывая детей, и убивать ее, воюя с фашистами. Рита Осянина, находясь на службе, ночами навещает своего маленького сына; она нежная мать и храбрый боец.

Они сражались за Родину… Предназначенные самой природой для другой, более высокой миссии, нежные и слабые, умеющие любить и жалеть, они взяли в руки оружие, чтобы убивать и мстить. Война изменила привычный уклад жизни, изменила даже души людей, сделав робких смелыми, слабых сильными. Их даже самый маленький вклад в победу велик, их подвиги бессмертны, покуда мы о них помним.

Праведник - справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.Праведность человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми.

Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил. Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа. И всего богатства-то нажила, что крепкую горницу, грязно-белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, «не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…» Так и умерла в нищете.

Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, «вспахать на себе сохою» – покойница всем помогала, никакой платы не брала. Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину «вязаночку серую». Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадутПлач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из-за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: «…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала! И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».

Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю. Ушла Матрена, «не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно…» И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: «совсем не обрядно», горько, по-бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти «строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних», искреннюю боль испытывает постоялец. Горький вывод делает автор рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».



Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев? (На примере одной из повестей по выбору учащегося.)

Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести «Ася».

Сюжет «Аси» крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в псе, грезит о счастье, по сразу не решается предложить ей руку, а решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни. В повести немного событий, автор сосредоточивает внимание па переживаниях персонажей. С точки зрения автора, особенности психологии и жизненной позиции героев «Аси» - Гагина и Н. Н. - характеризуют нравственное состояние современного общества, в частности современного дворянства, рисуют духовный портрет русского человека.

Описанная в «Асе» история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н. Н. - молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе «без всякой цели, без плана», и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой - Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.



Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало «цепкости и внутреннего жара», у нее ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася - побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н. Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки «славянского» внутреннего хаоса.

В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.

Однако содержание «Аси» не исчерпывается психологическим исследованием определенного социального явления. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего - проблема истинных и ложных ценностей. Даже в эпизодах, прямо не связанных с движением сюжета, Тургенев стремился выразить свое ощущение богатства мира, красоты человека, который «есть высшая нравственная ценность». Ограниченности рассудка, дисгармонии человеческих отношений противопоставлена в рассказе жизнь души, ее способность отторгать ложное и устремляться к истинному.

Фольклорные традиции в образе Василия Тёркина. (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин») Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Теркина (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)

Главный герой поэмы, воплощенный в образе Василия Теркина, - народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский сумел создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Он создал живого человека. Перед нами предстает воин, который любит свой народ, свою Родину.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг. В этом отношении характерна глава "Поединок", построенная на перекличках с былинным эпосом. Теркин вступает в единоборство с сильным, физически превосходящим его противником. С одной стороны, автор укрупняет этот эпизод:

Как на древнем поле боя,Грудь на грудь, что щит на щит, –Вместо тысяч бьются двое,Словно схватка все решит.

Однако былинная торжественность, масштабность события как бы заземляются автором, который возвращает описываемому человеческое измерение, не отменяя полностью торжественности и масштабности ситуации:

Бьется насмерть парень бравый,Так что дым стоит горой,Словно вся страна-держава Видит Теркина:– Герой! Что страна! Хотя бы рота Видеть издали могла, Какова его работа И какие тут дела.

В то же время Теркин в книге не только былинный, общенациональный тип, но и личность. Фольклорные герои в былинах, как мы знаем, остаются одними и теми же от начала до конца повествования. Образ Теркина дан в эволюции: чем ближе к концу произведения, тем больше печальных раздумий появляется в поэме. Последние строки главы показывают его с неожиданной стороны:

– Что ж ты, брат, Василий Теркин, Плачешь вроде?.. – Виноват...

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд - бой, переход на новые позиции, ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат: Человек простой закваски, Что в бою не чужд опаски... То серьезный, то потешный, ... Он идет - святой и грешный...В образе Теркина Твардовский подчеркивает лучшие качества русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность родной земле.