Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Тимуровцы. Как это было? Тимуровцы XXI века

Тимуровцы. Как это было? Тимуровцы XXI века

Акция «Сумка дружбы»

С10.11.2008.- 10.12.2008 была проведена акция «Сумка дружбы». По её условиям в классах проходили ярмарки милосердия, благотворительный концерт, сбор макулатуры. В акции приняли участие все школьники МОУ СОШ №35 На вырученные денежные средства были приобретены подарки для детей Ярцевской школы-интерната. Активистами тимуровского движения была подготовлена и проведена концертная программа. После концерта ярцевским детям были подарены подарки, которые собирали всей школой. Концерт прошел с огромным успехом. Завязалась переписка с детьми из школы-интерната. Скоро делегация из Ярцева собирается приехать с ответным визитом в МОУ СОШ №35.

Тимуровцы оказывают гуманитарную помощь детскому приюту, госпиталю ветеранов Великой Отечественной войны, социально-реабилитационному центру «Вишенки». Постепенно тимуровское движение в школе набирает силу.

И в летний период работа тимуровского отряда «Ровесник» остается активной. Работающие в школе, ребята еженедельно оказывают социальную помощь одиноким и престарелым людям: по их просьбе ходят за хлебом, лекарствами.

Ребята работают по плану и все сведения о проделанной работе заносят в «Копилку добрых дел». За небольшой срок деятельности тимуровцы уже успели сделать много добрых дел. Материального вознаграждения за труд, конечно, не предусмотрен, но, все же, помощь тем, кто в ней нуждается, в большем почете у школьников. Лисовская Зоя Степановна-ветеран педагогического труда, которой помогали по хозяйству ребята, осталась очень довольной проделанной «тимуровцами» работой.

Несомненно, на сегодняшний день деятельность тимуровцев необходима и значима. В этом успели убедиться и педагоги, и дети. Поэтому в 2009 - 2010 учебном году создается штаб тимуровского движения в школе, а тимуровские отряды планируется сформировать в каждом классе.

Тимуровское движение в школе призвано объединить и согласовывать работу педагогов, учащихся, родителей по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами. Это движение способно эффективно противодействовать бродяжничеству и беспризорности через включение всех детей школы в активную внеурочную деятельность.

Социально-ориентированное проектирование как одна из форм развития тимуровского движения в МОУ COШ №35 города Смоленска

В последние десятилетия в современном российском обществе происходит два разнонаправленных процесса: демократизация и идеологизация всех сфер общественной жизни. Эти явления, несомненно не могли не затронуть и систему образования, не оставив её в стороне от происходящих изменений.

Обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определенной системы ценностей. Затянувшийся период безыдейности породил проблему: как способствовать развитию гражданского самосознания подрастающего поколения, если прежние общественные ценности утратили свою актуальность, а новые ещё не сформировались?

Проблема развития гражданского самосознания детей и подростков, воспитание их патриотических чувств и духовно-нравственных начал стоит перед любым современным обществом, эту задачу следует считать общепедагогической. Российская специфика заключается в том, что общество на данном этапе не готово предложить молодёжи целостной системы ценностных ориентаций, а современная российская семья в одиночку такую задачу выполнить не способна. Родители сами дезориентированы в ценностях и часто попросту не знают, что же надлежит проповедовать подрастающим детям. Не поэтому ли родители часто уклоняются от решения данной проблемы? Помочь обществу, семье справится с задачей развития гражданского самосознания подрастающего поколения призваны в первую очередь образовательные учреждения.

С переходом подростков в старший школьный возраст изменяется их положение в системе деловых и личных отношений с окружающими людьми. Все большее место в их жизни занимают серьезные дела, самосовершенствование, появляется осознанное стремление непосредственного участия в строительстве красивого и надежного будущего и поиск достойной социальной ниши. Для молодого поколения во все времена характерны энергичность и избирательность интересов.

Одним из возможных вариантов личностного развития подростка может стать социально — значимая деятельность, смысл которой, по мнению А. П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю...»

В настоящее время, когда налицо духовная и нравственная бедность народа, резкое социальное расслоение общества, рост насилия и терроризма, особую актуальность приобретает целенаправленная работа по формированию и развитию нравственных основ, патриотических убеждений, социальной адаптации подростков в том числе и через участие в тимуровском движении.

В нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования. В настоящее время в арсенале воспитательных средств образовательных учреждений прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремленное взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.

Наша цель- научить ребенка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: если они научаться делать добро, то вырастут неравнодушными людьми. Суть тимуровского движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Обездоленные дети-сироты и сироты при живых родителях, бездомные животные и просто наши больные соседи- все хотят внимания и сострадания. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

Социально-ориентированный проект «Поколение NEXT» -

Добрая традиция в МОУ СОШ №35 г. Смоленска. Он реализуется в течение 3 лет, имея при этом самую разнообразную тематику: «К человеку с любовью», «Служу Отечеству», «Если б не было войны...», «Шаги великой Победы», «Мы за здоровый образ жизни!», «Родная природа - наша боль, красота и тревога». В 2007-2008,2008 -2009 и 2009 - 2010 учебных годах проект «Поколение NEXT» реализовывается по темам «Время выбрало нас!» и «Память сердца», посвященным возрождению и развитию тимуровского движения в преддверье 65-летия великой Победы.

Проект «Поколение NEXT» имеет социальную направленность и ориентирован на решение проблем подросткового возраста:

Адекватную оценку социума и позитивную адаптацию в нем;

Определение нравственных приоритетов;

Выработка зрелой гражданской позиции.

Разработке проекта предшествовала двухгодичная подготовительная работа, реализованная в форме конкурса по патриотическому воспитанию в рамках Федеральной программы. Анализ массовости, тематики, содержательности материалов, представленных классными руководителями на обсуждение, выявил большую заинтересованность и информированность классных коллективов в предложенных областях исследований и, кроме того, серьезную озабоченность всесторонним неравновесием современного мира. Во многих предложениях были представлены рациональные взгляды детей на решение проблем, связанных с помощью пенсионерам, ветеранам, людям с ограниченными возможностями, детям-сиротам, воспитанникам приютов и детских домов, людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации . Одним из действенных способов решения этой проблемы является тимуровское движение , как деятельность, имеющая огромную социальную значимость, как для самих подростков, так и для окружающих. Таким образом, объективно назрела необходимость создания социального проекта «Поколение NEXT» .

Цель проекта:

сформировать у молодого поколения высокие гражданские чувства, социальные ориентиры, уважение к славным историческим традициям Отечества.

Задачи проекта:

  • воспитание у молодого поколения ответственности за судьбу Родины;
  • воспитание потребности в самодисциплине;
  • формирование национального самосознания;
  • развитие в социально — значимой деятельности.

С точки зрения педагогической технологии проект можно характеризовать как:

  • исследовательский, индивидуально-групповой - по методологическому подходу;
  • социогенный - по основному фактору развития участников проекта;
  • деятельностно- развивающий — по механизму освоения опыта;
  • светский, гуманитарно-воспитательный — по характеру содержания;
  • активный поисково-исследовательский, творческий - по способу реализации;
  • компенсирующий - по отношению к системе общего образования.

Проект «Поколение NEXT» предполагает разработку нескольких актуальных направлений деятельности обучающихся:

  • социально-ориентированное (целенаправленное изучение социума и проблем в нем);
  • нравственное (позиции становления личности молодого человека);
  • гражданско-патриотическое (воспитание ценностного отношения к Родине, ее истории, культуре, традициям).

Организационно проект «Поколение NEXT» представляется пятью этапами , на каждый из которых отводится определенное время.

I этап - организационный, предусматривает создание рабочего оргкомитета; разработку и утверждение положения о Проекте; определение состава участников; проведение информационных консультаций с участниками проекта по основным позициям Проекта.

II этап - исследовательский - реализуется в режиме реального времени, т.е. тема (проблема) изучается непосредственно на текущий момент. На втором этапе определяются темы работ, всесторонне изучаются проблемы (с изучением официальных документов различного уровня), формируется представление о современном положении дел по теме исследования, осуществляется стажировка участников в общественных организациях, готовых помочь обучающимся и реализация путей решения проблемы («Тимуровский десант»).

III этап — информационный. На этом этапе участники проекта выступают на страницах школьной газеты «ШАГ» с материалами по теме Проекта

IV этап - творческий (практический) - реализуется в перспективном плане. На четвертом этапе участники Проекта разрабатывают собственные варианты решения проблемы

Система организации проекта «Поколение NEXT» предусматривает равные для всех участников стартовые возможности.

При условии полной реализации Проекта результатами его должны стать:

Активизация позитивных социальных интересов подростков (инициативности, самостоятельности);

Развитие аналитических умений обучающихся (планирования, определения путей поиска и обработки информации);

Развитие коммуникативных качеств и умения конструктивного публичного выступления молодых людей;

Личностный рост участников Проекта.

Управление Проектом осуществляет Совет Представителей школьного детского объединения «ЭМКиД».

Организация методического обеспечения Проекта осуществляется творческой группой из числа педагогов МОУ СОШ №35- участников Проекта.

Информационное сопровождение осуществляется школьной газетой «ШАГ».

Новизна проекта «Поколение NEXT» заключается в том, что он имеет нетрадиционный характер. Участниками его могут стать все желающие в возрасте 13 - 17 лет: от активистов школьного детского объединения «ЭМКиД» и победителей олимпиад до подростков с девиантным поведением. Кроме того, при явном регламентировании направлений и этапов реализации, участникам предоставляется полная свобода выбора форм, методов исследования и разработки прикладных материалов, что определяет необходимость творческого подхода к участию в Проекте и в перспективе может способствовать позитивному личностному развитию подростков.

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи...

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи и сделать это бескорыстно было нормальной человеческой реакцией на событие. Это можно называть нравственностью, можно воспитанием, но суть была одна – такое отношение к окружающему миру позволяло советским детям вырастать в приличных людей и достойных граждан.

Интересно и то, что часто тимуровцев путали с пионерами. Однако, это не одно и то же. Как пишет исследователь этого вопроса, историк Алексей Николаевич Балакирев, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят. Причина в том, что в трудное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, учителям было уже не до политического воспитания и дети воспитывали себя сами. Вернее, их воспитывали книги и личный пример старших товарищей.
Так родилось тимуровское движение. Оно быстро стало популярным и росло в арифметической прогрессии. За пять лет войны в СССР было уже три миллиона подростков, которые гордо именовали себя тимуровцами. Ребята эти были незаменимы и в тылу, и в партизанском движении, и сегодня мы тоже обязаны им своей Великой Победой.

Обратимся к истории организации


Движение родилось в 1940 году после того, как свет увидела повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Повесть была закончена 27 августа, уже через неделю отрывок вышел в печати. Затем начались трансляции по радио – успех был ошеломительный. Спустя год повесть вышла большим тиражом, его тут же раскупили, напечатали ещё и ещё. И до конца 1970-х годов повесть «Тимур и его команда» стала одним из самых значимых и главное любимых произведений детской литературы.
Сразу после выхода первого тиража во всех городах и весях СССР, как грибы после дождя, начали появляться отряды тимуровцев. Бывало даже такое, что в одном небольшом селении было по два, а то и по три отряда. И они даже боролись за добрые дела: дважды рубили одни и те же дрова для вдовы героя войны, трижды подметали двор или полоскали белье. Такие случались курьезы.


Организацию, которую описывает Гайдар, он не выдумал, а создал в своем детстве сам: он был командиром дворовой команды, тайно делал добрые дела и не просил за них награды. Современным языком, ребят, которые помогают ближним, можно было бы назвать волонтёрами. И тогда они были чем-то новым и необычным, ведь подростки организовывались сами, без участия взрослых и без их руководства

О подобной дворовой команде писал Константин Паустовский, он вспоминает случай когда мальчишки помогли найти очень редкое лекарство и благодаря этому тяжелобольной малыш выздоровел.
В годы войны тимуровское движение приобрело массовый характер. Проблем в каждом дворе было много и ребята, как и раньше, работали не по указке сверху, а сами решали, что делать и кому помогать. Но всё-таки если раньше это больше была игра, то теперь – необходимая помощь. «Конспирация» и «тайные планы» осталась в мирном времени, теперь же были списки неотложных дел и графики дежурств. Примерно тогда же, оценив привлекательность тимуровских команд, в движение включились и зрелые люди.

Отряд бабы Саши


В 1941 году в Киеве действовала тимуровская команда из 250 ребят, а в городе Пласт Челябинской области собралась команда из 200 подростков. Ей руководила 74-летняя Александра Петровна Рычкова.
Одна из ее бывших подопечных вспоминала, что когда в августе 1941 года в шахтёрском городке Пласт узнали о том, что в центре собирается команда тимуровцев, для того, чтобы помочь фронту, сбежались все местные ребята.
И хотя на первом же сборе Александра Петровна объявила, что работать будут на износ, без скидок на возраст (и те, кто передумал, сразу могут уйти), ряды не шелохнулись. В строю стояли 108 детей и подростков. Желающих разбили на отряды, у каждого отряда назначили главного.

Действовали по плану, который ежедневно раздавала баба Шура. В план входила и помощь нуждающимся, и политинформация и идеологическая работа, и проведение концертов для госпиталя. Были также общие задания, которые касались всех: сбор лекарственных растений, заготовка дров, сбор металлолома для фронта, другие текущие дела. А их было немало: работа в полях, шефство над семьями фронтовиков, многие работали няньками чужих детей, пока родители трудились.

Тимуровское движение

массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях. Возникло в СССР в начале 40-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдар а «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих. Т. д. - действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и др. внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывают помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживают за могилами погибших воинов. В 60-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе (УССР) организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 70-х гг. для практического руководства тимуровскими объединениями Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации (См. Всесоюзная пионерская организация) им. В. И. Ленина создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер», на местах - республиканские, областные, районные и городские штабы. Регулярно проходят традиционные сборы тимуровцев. В 1973 в Артек е состоялся 1-й Всесоюзный слёт тимуровцев (около 3,5 тысяч делегатов), принявший программу развития Т. д.

Традиции Т. д. нашли своё выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.

Тимуровские команды и отряды созданы в пионерских организациях ГДР, НРБ, ПНР, СРВ, ЧССР.

Лит.: Ухъянкин С. П., Пионеры-тимуровцы, М., 1961; Камов Б. К., Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар), М., 1971; Фурин С. А., Симонова Л. С., Юным тимуровцам, М., 1975.

С. А. Фурин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Тимуровское движение" в других словарях:

    Возникло в СССР среди пионеров и школьников в нач. 1940 х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара Тимур и его команда. Оказывали помощь семьям военнослужащих и ветеранам, а также престарелым, детсадам, ухаживали за могилами погибших воинов и т. п … Большой Энциклопедический словарь

    Возникло в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940 х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Оказывали помощь семьям военнослужащих и ветеранам, а также престарелым, детсадам, ухаживали за могилами погибших воинов и т … Энциклопедический словарь

    Тимуровское движение - ТИМУ́РОВСКОЕ ДВИЖÉНИЕ, массовое патриотич. движение пионеров и школьников, цель к рого – забота о нуждающихся в помощи людях. В конце 1930 х гг. в нек рых пионерских отрядах возникла инициатива шефства над семьями военнослужащих, выражавшая… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    движение - , ия, ср. 1. Перемещение в пространстве в каком л. направлении. == Поступательное движение к коммунизму. патет. Титаренко, 6. 2. Общественная деятельность, преследующая определенные цели. * Революционное движение. МАС, т. 1, 368. ◘ Я … Толковый словарь языка Совдепии

    Эмблема пионерской организации СССР Пионерское движение движение детских коммунистических организаций в СССР и в других странах. Созданное по образцу скаутского движения, пионерское движение отличалось от … Википедия

    Детское движение - детское общественное движение, совокупность деятельности различных детских общественных организаций и детских общественных объединений; одна из форм социально значимой деятельности детей и молодёжи. Употребляется также термин детское и… … Педагогический терминологический словарь

    Тимуровец понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур,… … Википедия

    Тимуровцы - участники обществ. движения в рамках Всес. пионерской орг ции им. В. И. Ленина, в первую очередь в 1940 е гг. В 1940 была опубл. пов. А. П. Гайдара Тимур и его команда, в к рой был подан пример самоорг ции дет. коллектива без контроля и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Тимуровская улица проходит от улицы Демьяна Бедного до улицы Ушинского. 2 октября 1970 года новая улица в Калининском районе была наименована Тимуровской. «В честь патриотического воспитания пионеров», – указывалось в решении. В … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    ВСЕСОЮЗНАЯ ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков Советского Союза, образована 19 мая 1922, носила имя В. И. Ленина с 1924; как единая организация прекратила деятельность в начале 1990 х гг … Энциклопедический словарь

Книги

  • Тимур и его команда , Гайдар А.. Повесть «Тимур и его команда» была написана в 1940 году и сразу же стала любимой книгой миллионов юных читателей, а тимуровское движение - бескорыстно помогать тем, кто нуждается, - буквально…

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи и сделать это бескорыстно было нормальной человеческой реакцией на событие. Это можно называть нравственностью, можно воспитанием, но суть была одна – такое отношение к окружающему миру позволяло советским детям вырастать в приличных людей и достойных граждан.

Интересно и то, что часто тимуровцев путали с пионерами. Однако, это не одно и то же. Как пишет исследователь этого вопроса, историк Алексей Николаевич Балакирев, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят. Причина в том, что в трудное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, учителям было уже не до политического воспитания и дети воспитывали себя сами. Вернее, их воспитывали книги и личный пример старших товарищей.

Так родилось тимуровское движение. Оно быстро стало популярным и росло в арифметической прогрессии. За пять лет войны в СССР было уже три миллиона подростков, которые гордо именовали себя тимуровцами. Ребята эти были незаменимы и в тылу, и в партизанском движении, и сегодня мы тоже обязаны им своей Великой Победой.

* * *

Движение родилось в 1940 году после того, как свет увидела повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Повесть была закончена 27 августа, уже через неделю отрывок вышел в печати. Затем начались трансляции по радио – успех был ошеломительный. Спустя год повесть вышла большим тиражом, его тут же раскупили, напечатали ещё и ещё. И до конца 1970-х годов повесть «Тимур и его команда» стала одним из самых значимых и главное любимых произведений детской литературы.

Сразу после выхода первого тиража во всех городах и весях СССР, как грибы после дождя, начали появляться отряды тимуровцев. Бывало даже такое, что в одном небольшом селении было по два, а то и по три отряда. И они даже боролись за добрые дела: дважды рубили одни и те же дрова для вдовы героя войны, трижды подметали двор или полоскали белье. Такие случались курьезы.

Организацию, которую описывает Гайдар, он не выдумал, а создал в своем детстве сам: он был командиром дворовой команды, тайно делал добрые дела и не просил за них награды. Современным языком, ребят, которые помогают ближним, можно было бы назвать волонтёрами. И тогда они были чем-то новым и необычным, ведь подростки организовывались сами, без участия взрослых и без их руководства
О подобной дворовой команде писал Константин Паустовский, он вспоминает случай когда мальчишки помогли найти очень редкое лекарство и благодаря этому тяжелобольной малыш выздоровел.

В годы войны тимуровское движение приобрело массовый характер. Проблем в каждом дворе было много и ребята, как и раньше, работали не по указке сверху, а сами решали, что делать и кому помогать. Но всё-таки если раньше это больше была игра, то теперь – необходимая помощь. «Конспирация» и «тайные планы» осталась в мирном времени, теперь же были списки неотложных дел и графики дежурств. Примерно тогда же, оценив привлекательность тимуровских команд, в движение включились и зрелые люди.

В 1941 году в Киеве действовала тимуровская команда из 250 ребят, а в городе Пласт Челябинской области собралась команда из 200 подростков. Ей руководила 74-летняя Александра Петровна Рычкова.

Одна из ее бывших подопечных вспоминала, что когда в августе 1941 года в шахтёрском городке Пласт узнали о том, что в центре собирается команда тимуровцев, для того, чтобы помочь фронту, сбежались все местные ребята.

И хотя на первом же сборе Александра Петровна объявила, что работать будут на износ, без скидок на возраст (и те, кто передумал, сразу могут уйти), ряды не шелохнулись. В строю стояли 108 детей и подростков. Желающих разбили на отряды, у каждого отряда назначили главного.

Действовали по плану, который ежедневно раздавала баба Шура. В план входила и помощь нуждающимся, и политинформация и идеологическая работа, и проведение концертов для госпиталя. Были также общие задания, которые касались всех: сбор лекарственных растений, заготовка дров, сбор металлолома для фронта, другие текущие дела. А их было немало: работа в полях, шефство над семьями фронтовиков, многие работали няньками чужих детей, пока родители трудились.

За полгода активной деятельности отряд завоевал безукоризненную репутацию. И тогда власти выделили им пустующую комнату, в которой расположился штаб. Сюда тримуровцы, да и местные жители, несли подарки для солдат на фронте и для госпиталей: вязаные носки, безрукавки, шарфы, шапки, варежки.

Интересно и то, что в шахтах близ города Пласта добывали золото, за которое мы, СССР, покупали у Америки и Британии военную технику и продукты. Основную работу по добыче делали шахтёры, но если вдруг отключали свет (а происходило такое частенько) сотрудники звали на помощь тимуровцев. Мальчишки спускались под землю и вместе со взрослыми поднимали на поверхность тяжелый груз.

Ещё одно дело, которое им доверяли – они заползали в отвалы и отбирали из уже отработанных пород то, что пропустили шахтёры.

Несмотря на такую занятость, дети всё-таки ходили в школу. Их ратный труд не остался незамеченным – об отряде городка Пласт не раз писали в советских газетах. А сегодня упоминание об этой тимуровской команде можно найти в энциклопедии Великой Отечественной войны.

В 1942 году педагогическая общественность заволновалась: тимуровские команды начали подменять, вытеснять пионерские организации. Всплыл факт о том, что в столице была расформирована пионерская организация. Комсомольцы испугались и начали активную работу по слиянию пионеров и тимуровцев. В финале взяли тимуровцев под свой контроль. Были здесь и свои плюсы, и минусы. Рассуждать об этом можно долго. Но суть в том, что теперь тимуровцы потеряли свободу выбора, их перевели в категорию дополнительной формы работы пионерской организации. И некоторые исследователи считают, что в 60-70-х движение умерло.

Я не историк. Родилась в 1979 году. И детство мое пришлось на вторую половину восьмидесятых. В памяти остались длинные очереди, талоны, кусковой сахар вместо конфет. Но ещё я помню, как входила в школьную тимуровскую команду ПГТ Сарата Одесской области.
Мы носили бабушкам воду, убирали в квартирах у инвалидов, помогали в огородах и играли с чужими детьми. Я не помню, чтобы все это я делала из-под палки. Наоборот – гордилась тем, что смогла принести своей стране пользу и сделать для кого-то что-то хорошее. Так думали и мои школьные друзья. Так нас воспитывали.

Поэтому разговоры о том, что в последние годы СССР тимуровское движение себя изжило, считаю нечестными.
Сегодня тимуровцев можно назвать волонтёрами, или добровольцами. Отряды есть при школах, и при спортивных клубах. Но всё-таки это немного другое. Потому что новое время рождает новых кумиров. И это неизбежно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общие хобби. Так уж они, вернее, мы с вами, люди, устроены. А вот что это за группы, и что это за увлечения, определяет время. Вернее, те взрослые, которые это время, эту историю делают сегодня. К примеру, во время войны в СССР были тимуровцы, чуть позже – мальчишки сбегали покорять Север, строить БАМ, осваивать целину. В 70-х были хиппи, в 90-х махровым цветом расцвело движение скинхедов.

Сейчас возрождаются поисковые отряды, патриотические движения, спортклубы, говорят, кое-где есть и новые тимуровцы. Навряд ли они смогут быть реальной альтернативой «тем самым» тимуровцам, но хорошо уже то, что они есть. Сейчас тема любви к Родине, к России выходит на первый план и это дает нам надежду на то, что в недалеком будущем мы увидим новое поколение. И оно будет лучше, чем мы…

Светлана Хлыстун

Борисенкова Екатерина, Ким Артем

Большими историческими событиями богато прошлое страны. И Южный Урал – наш родной край всегда был в центре этих событий. Одним из таких важных периодов является Тимуровское движение 1941-1945гг. В год 70 – летия Победы широко транслируется информация о событиях этого периода: о победах и поражениях, о простых солдатах и офицерах, о первом Параде Победы, о первом салюте в честь Победы над фашистской Германией. А знают ли ученики нашей школы о таком факте в годы Великой Отечественной войны, как Тимуровском движение? Мы обратились к ним с несколькими вопросами: Где оно было организовано? С какой целью? Кто был его создателем, организатором? Какую помощь и кому оказывали тимуровцы? Хорошо, что 90% опрошенных предположили, что такие отряды были и, конечно, помогали в госпиталях и выполняли другую посильную работу (собирали дрова, занимались с малышами, учились….). Но о тимуровском отряде в городе Пласте нашей области, к сожалению, ничего не знают. И поэтому мы поставили перед собою цель: узнать историю становления и развития Тимуровского движения в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать материалы о Тимуровском движении в годы Великой Отечественной войны, посетив городскую библиотеку им А.С.Пушкина, ЧОУНПБ

2. Принять участие в экскурсионной поездке в г. Пласт:

· посетить Пластовский районный историко-краеведческий музей,

· встретиться с участницей тимуровского движения, живущей в г. Пласте,

· просмотреть фильм по данной тематике, снятый с участием членов данной тимуровской команды.

3. Провести опрос среди учеников нашей школы и выяснить, что знают они об истории возникновения и развит ия Тимуровского движении вообще и в частности на Урале (городе Пласте)

4. Создать в литературно-краеведческом музее «Кораблик» сменную экспозицию «Тимуровское движение в годы Великой Отечественной войны в г Пласте»: познакомить с данной темой учащихся 7-х классов, провести викторину и подарить буклет лучшему знатоку этой темы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап областной конференции

исследовательских работ обучающихся «Отечество»

Тимуровское движение

в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны

Направление Всероссийской программы «Отечество»

«Историческое краеведение»

город Челябинск

2016 год

Введение

стр.3

Основная часть

Глава 1

История Тимуровского движения

стр.4

1.1.Возникновение тимуровского движения

стр.4

стр.5

Глава 2.

Тимуровская команда в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны

стр.6

2. 1. Организация команды бабы Шуры

стр.6

2.2.Мероприятия тимуровской команды

стр.8

стр.10

  1. Благодарности

стр.12

Заключение

стр.13

Список литературы

стр.14

Приложения

стр.15

Введение

Большими историческими событиями богато прошлое страны. И Южный Урал – наш родной край всегда был в центре этих событий. Одним из таких важных периодов является Тимуровское движение 1941-1945гг. В год 70 – летия Победы широко транслируется информация о событиях этого периода: о победах и поражениях, о простых солдатах и офицерах, о первом Параде Победы, о первом салюте в честь Победы над фашистской Германией. А знают ли ученики нашей школы о таком факте в годы Великой Отечественной войны, как Тимуровском движение? Мы обратились к ним с несколькими вопросами: Где оно было организовано? С какой целью? Кто был его создателем, организатором? Какую помощь и кому оказывали тимуровцы? Хорошо, что 90% опрошенных предположили, что такие отряды были и, конечно, помогали в госпиталях и выполняли другую посильную работу (собирали дрова, занимались с малышами, учились….). Но о тимуровском отряде в городе Пласте нашей области, к сожалению, ничего не знают. И поэтому мы поставили перед собою цель: узнать историю становления и развития Тимуровского движения в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать материалы о Тимуровском движении в годы Великой Отечественной войны, посетив городскую библиотеку им А.С.Пушкина, ЧОУНПБ
  2. Принять участие в экскурсионной поездке в г. Пласт:
  • посетить Пластовский районный историко-краеведческий музей,
  • встретиться с участницей тимуровского движения, живущей в г. Пласте,
  • просмотреть фильм по данной тематике, снятый с участием членов данной тимуровской команды.
  1. Провести опрос среди учеников нашей школы и выяснить, что знают они об истории возникновения и развития Тимуровского движении вообще и в частности на Урале (городе Пласте)
  2. Создать в литературно-краеведческом музее «Кораблик» сменную экспозицию «Тимуровское движение в годы Великой Отечественной войны в г Пласте»: познакомить с данной темой учащихся 7-х классов, провести викторину и подарить буклет лучшему знатоку этой темы

Источники : письменные (периодическая печать, краеведческая литература), изобразительные, техногенные, устные.

Объект исследования : тимуровское движение, предмет исследования : тимуровская команда бабы Шуры в г. Пласт.

Методы исследования : сравнительно-сопоставительный анализ статей, краеведческой литературы, их обобщение, наблюдение, работа с иллюстрациями, социологический опрос, посещение краеведческого музея тимуровского движения г. Пласт

Гипотеза : сведения о Тимуровском движении в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны сохранены, и сегодня уточняются, пропагандируются.

Научная новизна работы определяется выбором метода получения информации, а именно совершением экскурсионной поездки в г. Пласт: посещение Пластовского районного историко-краеведческого музея, в котором есть экспозиция по данной теме и встреча с участницей тимуровского движения в годы в годы военного времени 1941- 1945 годов, штаб команды бабы Шуры, школу, где учились тимуровцы.

Практическая значимость данной работы состоит, во- первых, в применении собранных и систематизированных материалов по данной теме для краеведов, педагогов города, а так же тех, кто интересуется тимуровским движением в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, работа может быть использована на уроках краеведения и на уроках истории в качестве регионального компонента.

Несомненно, критики XXI века откликнулись на события далёкой давности, теперь уже 70-летней. Практически к каждому юбилейному году появлялись в печати новые исследования, статьи, заметки, их жизненного и творческого пути. Наиболее известным, заметным событием в изучение истории Южного Урала является книга «Огоньки в проулках» написанная тимуровкой Ириной Захаровой. Автор отмечает, насколько трудной, но интересной и насыщенной была работа в те годы.

Глава 1. 1.1. Возникновение тимуровского движения

Тимуровец - понятие из советский времён, обозначающее пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо людей, социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда, написанной в 1940 году, герой которой Тимур организовал отряд ребят, тайно помогавших семьям фронтовиков, пожилым или больным людям . После появления этой книги стало зарождаться тимуровское движение. Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин Московской области- в городе, где Аркадий Петрович Гайдар написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе №2, а 1940 году. Состояла она из 6 тимуровцев: Анны Васильевной Калининой, Владимира Ивановича Дуженкова и др. . (Приложение 1)

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 миллионов тимуровцев они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

В 1960 –е г.г. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовало открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Канаве организованно библиотека – музей имени Гайдара в начале 1970 –х годов был создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер». (Приложение 1)

Традиции тимуровского движения нашли своё выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых. Тимуровские команды и отряды создавались в пионерских организациях стран социалистического содружества.

В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов, а еще в настоящее время набирает обороты волонтёрское движение.

1.2. Развитие Тимуровского движения в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов быстро шло быстрыми темпами: тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства, только в РСФСР насчитывалось свыше 2 миллионов тимуровцев.

Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывают помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживают за могилами погибших воинов. К 1943 году в Челябинской области действовали уже 3133 тимуровские команды, которые объединяли 28 тысяч учащихся. Они обслуживали 15 тысяч семей фронтовиков.

В годы Великой Отечественной войны тимуровское движение росло и ширилось буквально с каждым днем. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующее, побуждало их к благородным патриотическим поступкам.

Тимуровцы ремонтировали квартиры семей фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Они дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы. Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям освобожденных районов, собирали и отправляли им литературу, учебники и учебные пособия, подарки.

В августе 1943 года из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный подарками, собранными пионерами и школьниками республики. Из года в год тимуровское движение стремительно развивалось.

О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах, журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев шествовали над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие. Благородная патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, всех советских людей, высокую оценку и благодарность правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

Глава 2. Тимуровская команда в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны

2.1. Организация команды бабы Шуры

В первый же год войны в городе появились эвакуированные москвичи. И однажды в школу пришла немолодая, но очень энергичная женщина. Звали ее баба Шура Рычкова. Она была эвакуирована на Урал из Москвы вместе с семьей сына. Она казалась на удивление крепкой, моложавой, деятельной и справедливой.

Впрочем, многие ребята, известные в школе как «неисправимые», вступив в тимуровскую команду, под влиянием Александры Петровны Рычковой сами исправлялись и становились прекрасными общественниками и хорошими учениками. Тимуровский же отряд бабы Шуры начался с трёх её внучек, к которым потом присоединились другие. Баба Шура возглавила команду, каждое утро раздавала задания. Сначала в отряде было 20 человек. К 1 марта 1943 года тимуровская команда насчитывала 135 пионеров, большинство из которых учились в школе на хорошо и отлично, неуспевающих учеников не было вообще! И это было непременным условием самой бабы Шуры: «Двоечникам не место в отряде!» Ребята, которых она быстро «сколотила» в тимуровскую команду, очень ей доверяли и подчинялись беспрекословно». Баба Шура была с нами строгой, – вспоминает тимуровка, – но очень справедливой».
В команде бабы Шуры было несколько капитанов команды т.к. многие семьи переезжали. Первым капитаном команды была Рита Луканина, вторым - Назифа Идельбаева, а третьим - Инна Филипп (Приложение 2)

История самой этой женщины поразительна. Она родилась в крестьянской семье - была двенадцатым ребёнком. Так как земельный надел давали только на мальчиков, от дочерей нередко пытались избавиться - и Шуру подбросили на рынок. Но она выжила, даже участвовала в Гражданской войне - была пулемётчицей в армии Будённого. К началу Великой Отечественной войны ей уже было 72 года.

Еще один замечательный факт в биографии бабы Шуры. Как и многие другие женщины военного времени, она «усыновила» солдата, с которым у нее завязалась сердечная переписка. Ее названым сыном стал Петр Трушко, следы которого после войны, к сожалению, затерялись, но письмо его сохранилось в областном госархиве. Вот фрагмент из него: «7 июня 1943 года. Здравствуй, дорогая мамочка! Спешу уведомить вас в том, что ваш сын Петр жив и здоров! Дорогая мамаша, я ваше письмо получил, за что и сердечно благодарю, за вашу заботу обо мне и за приглашение вернуться с победой к вам домой. Да, мама, у меня этот день был самым счастливым днем в моей фронтовой жизни. Ведь я как вновь уродился на свет, теперь у меня есть мать, которой я должен гордиться. Я не одинок, я опять получил письмо с таким ласковым словом, как родной сынок. Я этих искренних материнских слов не слыхал уже 23 года - с тех пор, как похоронил свою старушку-мать. Я думал, что уже никогда не услышу материнской ласки, но я ошибся, ведь вся русская земля является моей матерью, и каждая русская старушка является матерью русского воина, который защищает родину-мать. Дорогая мамаша! Мы ваше письмо читали всем взводом. Когда я получил ваше письмо, то мое сердце радовалось, а глаза мои плакали от радости и от гордости...»

По данным музея, в г. Пласте проживают бывшие тимуровцы Клара Николаевна Коптягина, Елена Константиновна Поносова, Вячеслав Константинович Поносов, Наяда Константиновна Поносова, Воля Федоровна Киселева. В Верхней Кабанке Галине Григорьева Григоренко, в Чебаркуле Леонид Михайлович Черняев, в Челябинске Нина Ивановна Южанина, в Набережных Челнах Нина Квасова. Возможно, список неполный, и поговорить сейчас можно только с нескольким тимуровцами в силу их возраста и слабого здоровья.

2.2. Мероприятия тимуровцев

В декабре 1941 года на областном слете тимуровских команд Александра Рычкова говорила: «Мои ребята умеют делать и делают все. Они косят, пилят, умеют починить крышу, лестницу, грабли, наточить косу, сплести лапти, лукошко, замесить глину и заштукатурить стену. Они сами берутся за любую работу. Дети учатся друг у друга, учатся у взрослых и с полной ответственностью относятся к делу».

Баба Шура умела убеждать, увлекать своим энтузиазмом и темпераментом! «И так страстно и зажигательно говорила, что даже мурашки по коже бежали», - вспоминала одна из тимуровок. Ребята в «команде бабы Шуры» не только взяли на себя обязательство учиться лишь на отлично, но и помогали раненым в госпиталях, даже работали в шахтах Пласта - толкали вагонетки.

В феврале 1942 года команде выделили помещение под штаб. Теперь было куда приносить собранные ребятами теплые вещи для фронта. Там же собирались посылки и комплектовались подарки раненым бойцам трех ближайших госпиталей - вышитые девочками кисеты, вязаные носки и варежки. Такие задания, как сбор металлолома для строительства танков и самолетов, сбор лекарственных трав и выращивание овощей, касались каждого тимуровца. (Приложение 3)

На нескольких шахтах в Пласте добывалось золото, которое шло на покупку в Англии и США самолетов, танков, продовольствия. Когда в шахтах отключали электроэнергию, мальчишки из тимуровской команды спускались в забои и наравне со взрослыми толкали к выходу на поверхность тяжелые, груженные рудой вагонетки.

Тимуровцы активно участвовали в «собиранках» - ползая по отвалам, нужно было отобрать из пустой породы руду с прожилками медного колчедана. Приходилось ребятам работать и в поле - в жару и непогоду они пололи и окучивали посадки на отведенных им десяти гектарах земли, помогали сельчанам на колхозных полях. Не забывали тимуровцы заботиться и о семьях 309 фронтовиков: носили им воду, пилили и кололи дрова, ухаживали за больными, нянчились с малышами, стирали белье и делали уборку в домах. При этом голодные, постоянно уставшие дети не бросали школу.

Каждую неделю тимуровцы проводили собрания. Сын бабы Шуры работал заведующим «Золотопродснабом» и разрешал ребятам собираться у себя в красном уголке. Каждый должен был встать и отчитаться перед товарищами, что он успел сделать за неделю. А баба Шура направляла и подсказывала. Каждому тимуровцу «давали» по улице. Он должен был пройти по домам и узнать, кому какая помощь нужна: напилить и наколоть дрова, натаскать воды из колодца, помочь в уходе за скотиной (тогда почти у всех было домашнее подворье), посидеть с детьми, убраться в доме.

Помогали тимуровцы не только горожанам, помогали и фронту. Совершая обходы по закрепленным улицам, они обращались ко всем, кто мог, чтобы связали для фронтовиков хотя бы по паре теплых носков и двупалых перчаток, чтобы в них можно было и стрелять, и снаряды подтаскивать. И люди охотно откликались.

Организовывали и денежную лотерею. Тот же сын бабы Шуры выделял ребятам небольшие суммы. Они приобретали на них нехитрые канцелярские товары и разыгрывали их в лотерею. Вырученные таким образом средства также шли в общую копилку для фронта.

В тыловых областях и республиках не было такого госпиталя, где бы ни побывали тимуровцы. Они дарили раненым свои рисунки, предметы рукоделия, чинили им белье, помогали писать письма, давали концерты художественной самодеятельности. Летом ребята приносили своим подшефным лесные ягоды; цветы; некоторые пионеры специально держали кур, чтобы питать бойцов свежими яйцами. Бойцы и командиры очень ценили ласку и заботу школьников

Из письма Маргариты Луканиной, капитана тимуровской команды Пласта своему отцу: «Здравствуй, папочка! У нас в городе большие новости. Помнишь, мы с тобой давно смотрели картину про Тимура? Он организовал такую команду из ребят, которая помогала семьям красноармейцев, заботилась о них. Помнишь, тебе понравилась эта картина, и ты говорил, что хорошо, если бы такие команды в самом деле появились. Так вот у нас теперь появилась такая же команда. А кто организовал ее, это тебе ни в жизнь не угадать. Знаешь бабушку Рычкову? Все ее любят и зовут бабой Шурой. Я тоже записалась. Мама говорит: «Бездельничать хоть не будешь». У нас сейчас большая радость: райком комсомола вручил нам Красное знамя. На нем золотыми буквами вышито: «Лучшей тимуровской команде». А сколько вещей мы собрали для жителей освобожденных районов и для госпиталя! И книги, и подушки, и одежду, и посуду - все нам несли. Много денег собрали в Фонд обороны, своими силами концерты устраивали, да и по домам ходили.
…Сейчас у нас много работы. Малыши лекарственные травы собирают, а мы ходим картошку полоть. Научились работать тяпками и делают это быстро и чисто. Краснеть не приходится. А скоро мы будем ягоды да грибы заготовлять. Словом, дел хватит. Тимуровцы без дела не сидят!» (Приложение 4)

2.3. Отчетность Тимуровского отряда

В 1942-1943 гг. в Челябинской области действовали 3133 тимуровские команды, объединяющие 28 тыс. школьников. Они обслуживали свыше 15 тыс. семей фронтовиков. Тимуровцы завезли и распилили 9800 куб. м дров, выполнили много другой работы.

За 18 месяцев Отечественной войны тимуровская команда под руководством «бабушки Рычковой» проделала гигантскую работу. Собрали и сдали 124 тонны металлолома. По весу этого металла, хватила бы на четыре танка Т-34! Собрали денег на подарки бойцам Красной Армии путем организации концертов, от сдачи металлолома - 81 тысяч рублей.

Оказали помощь одеждой, мануфактурой, обувью 228 семьям красноармейцев, эти вещи тимуровцы собрали и отремонтировали. Слава о команде бабы Шуры прокатилась по всей стране. О них писали в «Комсомольской правде» и «Пионерской правде».

В конце 1942 года тимуровцы приобрели на свои заработанные деньги и послали большое количество подарков детям освобожденных районов: 1000 учебников, 100 метров мануфактуры, детское платье, белье, обувь, посуду и другие вещи. Вместе с бабой Шурой тимуровцы семь раз выезжали за 50 километров в госпиталь № 3755 с концертом художественной самодеятельности для раненых бойцов.

За годы войны тимуровская команда собрала и сдала 131 т металлолома, собрала и отремонтировала обувь и одежду для 401 красноармейской семьи, заготовила 2 тыс. куб. м дров для 600 семей. На заработанные деньги тимуровцы приобрели и послали детям освобожденных районов 1000 учебников, 100 м мануфактуры, детские платья, обувь, белье, посуду и другие необходимые предметы. (Приложение 5)

2.4. Благодарности

Были не только тяжёлый труд, но и праздники. А один случай можно назвать даже сказочным. Он произошёл с Лией Волошиной. Когда выросла, она была учителем физики, директором школы, возглавляла управление образования Чебаркуля. А во время войны в 10-летнем возрасте была просто тимуровкой, увлекалась хореографией. Весной 1942 года в местном клубе ставили балет «Праздник цветов». Сольную партию исполнила Лия. Это было блестящее выступление! И под занавес на сцену вышла хореограф Лидия Осипова и вручила Лие подарок - настоящие хрустальные туфельки! Так что чудо случилось не только с Золушкой, но и с девочкой-тимуровкой суровых военных лет.

Об этой замечательной тимуровской команде много писали. В 1942 году вышла статья в «Комсомольской правде», а в 1943-м - в «Пионерской правде». Тимуровская команда города Пласт упоминается в энциклопедии Великой Отечественной войны.

О команде бабы Шуры узнал даже Сталин и прислал в Пласт благодарность: «Передайте тимуровцам первой тимуровской команды Кочкарского района (так до 1955 года назывался Пластовский район), собравшим 81 000 рублей в фонд Красной Армии, 55 000 рублей на создание добровольческого корпуса, металлический лом для промышленности, оказавшим помощь семьям фронтовиков, мой горячий привет и благодарность Красной Армии». (Приложение 6)

Сегодня на стене здания, в котором располагался штаб тимуровцев, висит мемориальная доска с высеченными на ней золотыми буквами: «Здесь в годы войны 1941–1945 гг. работал штаб тимуровской команды бабы Шуры». В местном краеведческом музее имеется экспозиция, рассказывающая об юных тимуровцах, которые в годы войны делали то, что порой не под силу было даже взрослому человеку».

В 1943 г. ЦК ВЛКСМ всем тимуровцам вручил почетные грамоты, а А. П. Рычковой - серебряную шкатулку. К 50-летию Победы над фашистской Германией всех тимуровцев г. Пласта наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», на здании, где собиралась команда бабы Шуры, была установлена мемориальная доска. В 1993 г. решением Пластовского исполкома одна из новых улиц названа Тимуровской.

В том же году ЦК ВЛКСМ всем тимуровцам Пласта вручил почетные грамоты, а Александре Рычковой - серебряную шкатулку. Более 300 благодарственных писем пришло в адрес тимуровцев Пласта от бойцов и командиров Красной Армии. Вот одно из них: «Я, боец энской части, получил новогодний подарок и теплое письмо от неизвестной мне девушки. Кто бы ты ни была, милая девушка, благодарю тебя от всего сердца, благодарю трудящихся Челябинской области за заботу о нас, защитниках Родины... Принимая посылку, я поклялся перед всеми товарищами в том, что буду служить Родине еще лучше, разить ещё больше…боец Я. Лонкин.»

В музее Пласта сохранилось 15 уникальных портретов тимуровцев и самой бабы Шуры. Автор этих рисунков Лидия Александровна Преображенская, написавшая с натуры портреты юных пластовчан.

Заключение

Результаты анкетирования убедили нас в том, что необходимо обратиться к данной теме, т.к. информация, которой владеют ученики нашей школы, незначительна. Благодаря средствам массовой информации слышали, о тимуровском движении на Южном Урале в годы войны, называют их поступки благородными, правильными, а конкретной информацией не владеют.

Мы обобщили, систематизировали информацию и поняли, что значительно познавательнее и интереснее ее структурировать, если одновременно читать источники и совершить поездку в город Пласт- место формирования тимуровского отряда на Южном Урале.

Мы создали сменную экспозицию «Тимуровское движение в городе Пласте в годы великой Отечественной войны», буклет на эту тему, познакомили с этой информацией некоторых учащихся нашей школы. (Приложение 8).

Тимуровское движение 1941-1945гг. – наша история. История этого события актуальна и в наше время, вызывает понимание нынешних людей о детях тех далеких времен. Давайте вместе прикоснёмся к тайнам истории.

Как продолжим работу? Узнаем про аналогичные команды на Южном Урале в эти тяжелые военные годы.

Исследование по данной теме позволило нам открыть еще одну славную и героическую страницу небольшого, но нужного и значимого вклада нашего края в Победу!

Список литературы

  1. Гайдар А. Тимур и его команда, М.: РИО «Самовар», 2014.- 144 с.
  2. Гитис М.С. Тетрадь юного краеведа, Пластовский район, Челябинск-2011г.
  3. Еловских И.М. Огоньки в проулках, Ч.: -1993.
  4. Пластовский районный музей, 100 лет зданию музея «Особняк Баласа»: современность на фронте истории. Пласт-2015.- 25 с.
  5. Тимуровцы // Знамя Октября.- 2015- № 51(9734).- с. 3-4

Интернет-источники

  1. Гайдар А. Краткое содержание повести «Тимур и его команда» [Режим доступа 09.10.15] http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00759831225987167272
  2. Гизатуллин Эльдар. Сталин был впечатлен [Режим доступа 06.10.15] http://maxpark.com/community/5652/content/3489193 . [Режим доступа 05.10.15] http://www.chel.aif.ru/society/persona/komanda_baby_shury_v_plaste_vo_vremya_voyny_deystvovala_timurovskaya_komanda

Устные источники

Рассказ Клары Николаевны Коптягиной , тимуровки из команды баба Шуры