Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Святитель иоанн (максимович), архиепископ шанхайский и сан-францисский, чудотворец (†1966). "Блаженный Иоанн Чудотворец": Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

Святитель иоанн (максимович), архиепископ шанхайский и сан-францисский, чудотворец (†1966). "Блаженный Иоанн Чудотворец": Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

Святитель Иоанн Максимович (мирское имя — Михаил) принадлежал к известной дворянской фамилии. Его дед по отцовской линии был зажиточным землевладельцем. Другой дед, по матери, служил врачом в городе Харькове. Его отец руководил местным дворянством, а дядя занимал должность ректора Киевского Университета.

Будущий святитель родился 4 июня 1896 года, на территории Харьковской губернии, в родительском имении Адамовка. Во святом крещении получил имя Михаил, в честь архистратига Небесного воинства.

Родители Михаила, Борис и Глафира, люди Православные, стремились дать сыну хорошее воспитание и образование, во многом сами служили ему добрым примером. В дальнейшем он всю свою жизнь испытывал к ним сыновнее уважение.

С детства Михаил отличался слабым здоровьем. Миролюбивый и кроткий характер ребенка способствовал выстраиванию приятельских отношений с окружающими, в том числе со сверстниками, однако особенно близких друзей он не имел. Может быть именно в этой связи Михаил редко участвовал в играх, но зато чаще обычного погружался в собственные размышления.

Отличаясь особой религиозностью с детства, он любил играть «в монастыри», строя их из игрушечных фортов, облачая в «монашеские» одежды игрушечных солдатиков. По мере взросления стал собирать религиозную библиотеку, святые иконы, приобщался к молитвенному деланию.

Он буквально зачитывался духовной литературой, Житиями святых, историческими сочинениями. Наряду с религиозным чувством, в нем с ранних лет зрело чувство любви к своей Родине, чувство патриотизма.

Сильное впечатление оказывало на Михаила посещение Святогорского монастыря, недалеко от которого, в Голой Долине, располагалось загородное имение его семьи. Семья не раз поддерживала эту обитель своими пожертвованиями.

Стремлением угодить Богу, жизнью по заповедям, Михаил оказывал благотворное влияние на своих младших братьев и сестру (и не только: со временем даже его гувернантка, француженка, будучи католичкой, решилась принять Православие).

Юношеские годы

В возрасте 11 лет родители определили Михаила в кадетский корпус в Полтаве.

Учился он хорошо, преуспевая практически по всем предметам. И лишь физическая подготовка давалась ему с трудом.

Кроткий, религиозно настроенный нрав Михаила выделял его из среды товарищей по корпусу. Однажды, когда учащиеся проходили торжественным маршем и их ряды поравнялись с Полтавским собором, Михаил, движимый внутренним чувством благоговения, осенил себя крестным знамением. Руководство хотело его наказать, за нарушение строя и дисциплины, и только заступничество попечителя корпуса, Великого князя Константина, проявившего должный педагогический такт и подход, избавило «виновника» от осуждения.

Студенческие годы

Когда в 1914 году Михаил закончил кадетский корпус, перед ним стоял выбор: куда пойти учиться дальше? Сам он подумывал о Киевской духовной академии, однако родители, желавшие сыну хорошей юридической карьеры (что было реальным, с учётом его дарований и их личных связей), настояли на том, чтобы он поступил на юридический факультет. Питая к отцу и матери искреннее уважение, он подчинился их воле и поступил в Харьковский университет.

Обучаясь в университете, Михаил демонстрировал завидные успехи. Однако даже загруженность занятиями не отвлекла его от высших духовных стремлений. Он продолжал изучать религиозную литературу, Жития святых Божьих угодников. Более того, жизненный опыт и приобретенные в процессе обучения знания помогали глубже и серьёзнее воспринимать те религиозные истины, на которые раньше он смотрел с детской и юношеской непосредственностью.

Послереволюционный период

Время завершения обучения совпало со временем страшных, трагических событий в жизни Отечества: Февральской революцией и последовавшими за ней переменами. Ни он сам, ни его родители, не разделяли революционной радости от свержения русского царя. Можно даже сказать, что для семьи Михаила те холодные февральские дни стали днями печали и траура.

Через несколько месяцев после Февральской последовала Октябрьская революция. Вслед за ней начались гонения на духовенство и вообще на ревностно настроенных христиан. Рушились храмы, полилась христианская кровь.

Михаилу, искренне поглощенному мыслью о служении Богу, было трудно принять новую политическую реальность. Зная то, с каким упорством он был готов отстаивать правду, за него беспокоились родные и близкие.

Эмиграция

Промыслом Божьим Михаил покинул родную, любимую сердцем Отчизну, и оказался в Белграде. Здесь он поступил в местный университет, на богословский факультет, Окончил его в 1925 году.

В 1924 году был возведен в звание чтеца.

В 1926 году пострижен во ангельский образ митрополитом Антонием (Храповицким). Новым, монашеским именем Михаила стало: Иоанн. Так он был назван в честь раба Божьего, представителя своего рода, святителя .

Монашеская жизнь

После принятия пострига Иоанн настолько отдался желанию следовать за Христом, что, например, один из знавших его лично епископов, Николай (Велимирович), именовавшийся в народе сербским Златоустом, говорил, что если кто хочет видеть сегодняшнего святого, пусть обратится к отцу Иоанну.

Какое-то время отец Иоанн трудился в гимназии города Великая Кикинда, в должности законоучителя, затем — преподавателем в духовной семинарии в городе Битоле. Излагая учебный материал, он старался делать это доступно и ясно. Студенты относились к нему с любовью.

В 1929 году, по решению церковного начальства, отец Иоанн был возведен в сан иеромонаха.

К исполнению долга священника он относился со всей серьезностью и ответственностью. Постоянно заботился о своей пастве. Поучал их словом и примером, регулярно служил Божественную Литургию и причащался Тела и Крови Христовых, строго постился, предавался молитвенным бдениям (иногда даже и не ложился в постель, оставаясь на полу, прямо перед образами святых).

В этот период отец Иоанн написал несколько значимых (впоследствии широко известных) богословских работ.

Епископское служение

В 1934 году отец Иоанн удостоился посвящения в епископа и смиренно отбыл к месту нового служения — в Шанхай.

Помимо участия в богослужениях и проповеди, организации приходской жизни, миссионерства, благотворительности, святитель занимался и тем, что лично навещал многих больных, воодушевляя их добрым пастырским словом, исповедуя и приобщая Святых Даров. Рассказывают, что в случае необходимости владыка шёл к больному в любое время дня и ночи.

В 1949 году, в связи с усилением в Китае коммунистических настроений, епископ Иоанн вынужден был отбыть на Филиппинский остров Тубабао, где пребывал в специально обустроенном лагере вместе с другими беженцами.

Проявляя заботу о пастве, владыка ездил в Вашингтон и просил о принятии беженцев. Его просьбы и, конечно же, молитвы, не остались безрезультатными. Существенная часть беженцев смогла переселиться в Америку, а другая — в Австралию.

В 1951 году владыка был назначен архиепископом Западноевропейского Экзархата, подчиненного Русской Зарубежной Церкви.

В 1962 году, с благословения руководства, перебрался на территорию США, где возглавил Сан-Францисскую епархию.

Местная христианская община пребывала там не в лучшем состоянии. Помимо общих трудностей (в том числе материального характера) нормальному функционированию кафедры не способствовали внутренние раскольнические настроения и движения.

С приездом святителя жизнь в епархии стала налаживаться. Однако не все приняли доброе начинание архиерея с восторгом. Нашлись завистники и недоброжелатели. Против владыки стали возводиться интриги, посыпались доносы церковному руководству.

Между тем, помощью Божьей эта ситуация была разрешена в пользу святителя Иоанна.

2 июля 1966 года, в период посещения, с пастырской миссией, города Сиэтла, во время келейной молитвы сердце владыки остановилось и он тихо отошёл к Небесному Царю. Утверждается, что владыка заблаговременно знал о приближении смерти.

Святой Иоанн почитается Церковью не только как выдающийся святитель, но и как чудотворец.

Тропарь святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому, глас 5

Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых: / тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне! / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых Тайн, / имиже сам присно укрепляем, / поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. // Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

Ин тропа́рь святителю Иоанну архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому чудотворцу, глас 1:

Святи́тельства дар преумно́жил еси́, сло́ва пропове́данием апо́столом поревнова́в, бде́нием же, посто́м и моли́твою с преподо́бными вмени́лся еси́, клевету́ и поноше́ния с кро́тостию прие́мля. Сего́ ра́ди Христо́с тя просла́ви чудесы́, и́хже оби́льно излива́еши на всех с ве́рою притека́ющих к тебе́: и ны́не спаса́й нас моли́твами твои́ми, Иоа́нне досточу́дне, святи́телю Христо́в.

Конда́к святителю Иоанну архиепископу Шанхайскому и и Сан-Францисскому чудотворцу, глас 4:

Христу́ Пастыренача́льнику после́довав, во святи́телех изря́днейший яви́лся еси́, спасл бо еси́ о́вцы своя́ от губи́тельства безбо́жных, приста́нище ми́рное тем учреди́в, и попече́ние непреста́нное о па́стве име́я, врачева́л еси́ их неду́ги душе́вныя же и теле́сныя, и ны́не о нас к твои́м честны́м моще́м припа́дающих, моли́ Христа́ Бо́га, о́тче Иоа́нне, в ми́ре спасти́ся душа́м на́шим.

Моли́тва святителю Иоанну архиепископу Шанхайскому чудотворцу

О святи́телю о́тче наш Иоа́нне, па́стырю до́брый и тайнови́дче душ челове́ческих! Ны́не у Престо́ла Бо́жия за нас мо́лишися, я́коже и сам посме́ртне изре́кл еси́: «А́ще и умро́х, но жив есмь». Умоли́ всеще́драго Бо́га проще́ние нам во гресе́х дарова́ти, да бо́дренно воспря́нем, и Бо́гу возопие́м о дарова́нии нам ду́ха смире́ния, стра́ха Бо́жия и благоче́стия во вся́ческих путе́х жи́зни на́шея, я́ко ми́лостивый сиропита́тель и иску́сный наста́вник на земли́ быв, ны́не бу́ди нам путеводи́тель и в сму́тах церко́вных Христо́во вразумле́ние. Услы́ши стена́ние смяте́нных ю́ношей на́шего лихоле́тия, обурева́емых беснова́нием вселука́вым, и при́зри на уны́ние изнемога́ющих па́стырей от утесне́ния тлетво́рнаго ду́ха ми́ра сего́ и томя́щихся в нераде́нии пра́здном и ускори́ на моли́тву, сле́зно вопие́м ти, о те́плый моли́твенниче; посети́ нас си́рых, по всему́ лицу́ вселе́нныя разсе́янных и во оте́чествии су́щих, во тьме страсте́й блужда́ющих, но сла́бою любо́вию ко све́ту Христо́ву влеку́щихся и жду́щих твоего́ оте́ческаго наставле́ния, да благоче́стию навы́кнем и насле́дницы Ца́рствия Небе́снаго яви́мся, иде́же ты пребыва́еши со все́ми святы́ми, сла́вяще Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же честь и держа́ва, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Моли́тва (иная)

О святи́телю чу́дне Иоа́нне, толи́ко распространи́л еси́ се́рдце свое́, я́ко нете́сно вмеща́ется в нем мно́жество почита́ющих тя челове́к от разли́чных племе́н и наро́дов! При́зри на убо́жество слове́с на́ших, оба́че от любве́ тебе́ приноси́мое, и помози́ нам, уго́дниче Бо́жий, поне́ отны́не очища́ти себе́ от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха, рабо́тающе Го́сподеви со стра́хом и ра́дующеся Ему́ с тре́петом. И что возда́мы тебе́ за ра́дость о́ную, ю́же ощути́хом, зря́ще в хра́ме святе́м мо́щи твоя́ святы́я и прославля́юще па́мять твою́; вои́стину, не и́мамы, чим возда́ти, то́чию а́ще на́чнем себе́ исправля́ти, быва́юще но́ви вме́сто ве́тхих. Сея́ благода́ти обновле́ния бу́ди нам хода́тай, свя́те Иоа́нне, помози́ нам в не́мощех, исцели́ боле́зни, уврачу́й стра́сти моли́твами твои́ми; преста́вленный же от сего́ вре́меннаго во ино́е жити́е ве́чное, в не́же наста́ви тя Пречи́стая Влады́чица, Одиги́трия разсе́яния ру́сскаго, чудотво́рною Свое́ю ико́ною Коренно́ю-Ку́рскою, Ея́же спу́тник ты яви́лся еси́ в день преставле́ния своего́, ра́дуешися ны́не в ли́це святы́х, сла́вящих Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Семья

Родился в дворянской православной семье, которая материально поддерживала Святогорский монастырь на Северском Донце . К этому же роду принадлежал и известный церковный деятель XVIII века митрополит Иоанн Тобольский (Максимович) , прославленный Российскою Церковью в лике святых в 1916 году .

  • Отец - Борис Иванович Максимович ( -), сербского происхождения, изюмский уездный предводитель дворянства Харьковской губернии.
  • Мать - Глафира Михайловна.

Его братья также жили в эмиграции. Один получил высшее техническое образование и работал инженером в Югославии , другой, после окончания юридического факультета Белградского университета, работал в югославской полиции.

Образование и молодые годы

Окончил Петровский Полтавский кадетский корпус () и юридический факультет Харьковского университета (). Ещё в юности был верующим человеком, его духовным наставником был харьковский архиепископ Антоний (Храповицкий) . Первоначально хотел вместо университета поступить в Киевскую духовную академию , но по настоянию родителей получил юридическое образование.

Как и многие русские эмигранты, очень уважал покровительствовавшего беженцам из России короля Югославии Александра I Карагеоргиевича . Спустя много лет отслужил панихиду по нему на месте его убийства на одной из улиц Марселя . Другие православные клирики из ложного стыда отказались служить с владыкой на улице. Тогда владыка Иоанн взял метлу, на выметенном участке тротуара постелил епископские орлецы, возжёг кадильницу и отслужил панихиду на французском языке.

Архиерей в Китае

Служение в Западной Европе

По воспоминаниям современников,

в быту владыка был неприхотлив: облачения носил из самой дешёвой ткани, обувался в сандалии на босу ногу, а зачастую и вовсе ходил босой, какая б ни была погода, отдавая обувку нищим. Он был истинный нестяжатель, последователь другого великого русского святого - преподобного Нила Сорского . Он был человек Божий.

Деятельность владыки Иоанна высоко оценивали не только многие православные люди, но и представители других конфессий. Сохранился рассказ о том, как в Париже католический священник говорил своей пастве, что и в современном мире есть чудеса и святые, доказательством чего является ходящий по парижским улицам русский святой Иоанн Босой (Saint Jean Pieds) - он имел в виду владыку Иоанна.

Служение в США


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иоанн Шанхайский (Максимович)" в других словарях:

    Эту страницу предлагается переименовать в Иоанн Шанхайский и Сан Францисский. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/9 октября 2011. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного… … Википедия

    - (в миру Михаил Борисович Максимович) (4.06.1896 2.07.1966), святой, архиепископ, один из ярчайших носителей духовных ценностей и идеалов Святой Руси в русской эмиграции. Родился в с. Адамовка Харьковской губ. в благочестивой дворянской семье… … Русская история

    Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 В 1.3 Г 1.4 И … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Максимович. Михаил Максимович: Максимович, Михаил Александрович (1804 1873) учёный: историк, ботаник, этнограф, филолог, первый ректор Киевского университета. Максимович, Михаил… … Википедия

Верующих людей часто интересует вопрос о том, как помогает молитва Иоанну Шанхайскому Сан-Францискому, чем он прославился. Ненадолго окунемся в его биографию. Этот святой был родом из известного дворянского рода Максимовичей. Его дед по отцовской линии был богатым землевладельцем. А дед по матери служил врачом в Харькове. Отец был управляющим местного дворянства, дядя - ректором Киевского Университета.

Краткая биография

В самом начале темы «Иоанн Шанхайский: молитва» надо отметить, что он родился 4 июня 1896 года в имении Адамовка Харьковской губернии. При крещении ему дали имя Михаил в честь Небесного архистратига. Его родители, Борис и Глафира, были глубоко православными людьми. Для своего сына они во многом были примером и дали сыну хорошее воспитание и образование. Михаил очень уважал и любил своих родителей. С детства он был слаб здоровьем. У него был кроткий и миролюбивый характер, он прекрасно уживался со своими сверстниками, но близко к сердцу никого не допускал. Ему было неинтересно с ними играть в шумные и озорные игры. У него был свой глубокий внутренний мир и поэтому он часто был погружен в свои размышления. С самого раннего детства Максимович был религиозным мальчиком, который строил игрушечные форты, а своих солдатиков наряжал в монашеские одежды.

Революция

В продолжение темы «Иоанн Шанхайский: молитва» надо отметить, что немного повзрослев, он стал приобщаться к молитвенному деланию, начал собирать религиозные книги и иконы. Сильное впечатление на него произвел Его семья не раз поддерживала пожертвованиями эту обитель.

В 11 лет Михаила отправили учиться в Полтаву в Кадетский корпус. Он хорошо учился, но был физически слабоват.

В 1914 году по окончании училища он продолжил свое обучение в харьковской Академии на юридическом отделении, хотя сам он мечтал о Киевской духовной академии. Вместе с этим он всегда любил изучать православную веру и читал много христианской и философской литературы.

Потом начались революции - сначала февральская, затем октябрьская. Для его родных и близких наступило время великой скорби и печали. Начались гонения на духовенство и на тех, кто всеми силами защищал православие. Храмы рушились, потекла реками безвинная людская кровь.

Эмиграция

В это страшное время Михаилу пришлось эмигрировать в Белград. Здесь он поступает в городской университет на богословский факультет и заканчивает его в 1925 году. В 1924 он становится чтецом. В 1926 году он постригается в монахи с именем Иоанн в честь св. Иоанна Тобольского. Он некоторое время преподавал в гимназии города Великая Кикинда, потом трудился в духовной семинарии города Битоле. Студенты его очень уважали. В 1929 году его возвели в сан иеромонаха. К священническому долгу будущий епископ подходил серьезно и ответственно, непрестанно заботясь о своей пастве.

В 1934 году его посвящают в сан епископа и отправляют в Шанхай. Там он организовывал приходскую жизнь, занимаясь благотворительностью и миссионерством, навещал больных ночью и днем, причащал, исповедовал и воодушевлял их пастырским словом.

В 1949 году в связи с тем, что в Китае стали нарастать коммунистические настроения, епископу Иоанну вместе с другими беженцами пришлось уехать на Филиппинский остров Тубабао. Потом он ездил в Вашингтон, чтобы там решить вопросы с беженцами. Благодаря его усилиям, одни переселились в Америку, другие - в Австралию.

Архиепископ РПЦЗ

В 1951 году архиепископом Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви Заграницей становится Иоанн Шанхайский. Молитва его была услышана, и по воле Господа в 1962 году он переезжает служить в США. Там он возглавляет Сан-Францисскую епархию, в которой присутствовали раскольнические настроения. Но с приездом епископа все стало налаживаться.

Однако не всем нравилась его бурная деятельность, ведь завистников хватало везде. Против владыки стали вести интриги и писать письма руководству. Но с Божьей помощью все разрешилось в его пользу.

2 июля 1966 года в городе Сиэтле во время пастырской миссии он почил навсегда, его сердце остановилось во время келейной молитвы. Говорят, что владыка заранее знал о своей приближающейся кончине. Святой Иоанн сегодня почитается Православной Церковью и как выдающийся святитель, и как чудотворец.

Иоанн Шанхайский: молитва

Этот человек после революции 1917 года стал смиренным молитвенником и аскетом, миссионером и столпом веры для русской эмиграции в Китае, Европе и Америке.

Молитва Иоанну Шанхайскому помогает семинаристам и людям, ведущим аскетический образ жизни, так как он - их небесный покровитель. Не оставит он ни одной человеческой души, которая к нему с молитвой обращается и ждет от него помощи или разрешения ситуации.

Молитва Иоанну Шанхайскому еще помогает тем, кто болеет, кто живет в нищете и имеет нужду, когда есть конфликты в коллективе и общине. Он может вразумить сектантов и маловеров.

Молитва Иоанну Шанхайскому (Сан-Франциско) начинается со слов: «О, святителю, отче наш, Иоанне…». Иная молитва звучит так: «О, святителю чуднее Иоанне». Есть акафист, тропарь и кондак.

Мощи Шанхайского чудотворца св. Иоанна были обретены в 1993 году буквально перед его прославлением. В 1994 году они были перенесены из усыпальницы под собором в сам храм. В США в Свято-Николаевском приходе его мощи находятся полностью нетленными и всегда открыты для поклонения. По субботам служится молебен, а святое масло из неугасимой лампадки отправляют по всему миру для тех, кто ищет помощи у святого.

В 2008 году Архиерейский Собор Русской православной церкви причислил к лику общецерковных святых одного из самых почитаемых святителей русского зарубежья - архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна. В РПЦЗ его прославление совершилось еще в 1994 году, тогда же были обретены и нетленные мощи святителя.

Потомственный святой

Михаил Борисович Максимович родился 4 июня 1896 в семье Бориса Ивановича и Глафиры Михайловны Максимовичей в местечке Адамовке - родительском имении в Изюмском уезде Харьковской губернии. Он принадлежал к разветвленному малороссийскому дворянскому роду, среди представителей которого уже был святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, замечательный аскетический писатель и один из просветителей Сибири, скончавшийся в 1715 и канонизированный стараниями Царя-Мученика Николая II перед самой революцией, в 1916. К этому же роду принадлежал и замечательный этнограф и филолог, первый ректор Киевского Университета Михаил Александрович Максимович - собиратель украинских песен и преданий и защитник единства Руси от сепаратистских нападок.

Миша Максимович с детства отличался искренним и сильным благочестием - от первых детских игр «в монастырь» он перешел к многочасовым ночным стояниям на молитве и углубленному чтению житий святых, которые он впоследствии считал лучшей прививкой от «абстрактного» христианства и настоящей школой христианского благочестия. С детства проявился и его горячий патриотизм (однажды, возмущенный изменой болгарского царя славянскому делу, он привел в негодность семейную патефонную пластинку с болгарским гимном). Не менее ярко выразилась и та его черта, которая позднее была осознана всеми как юродство во Христе - полное пренебрежение светскими условностями ради благочестия. Однажды кадет Полтавского кадетского корпуса Максимович едва не получил взыскание за то, что во время прохода торжественным строем в день Полтавской баталии нарушил строй… чтобы перекреститься на кафедральный собор…

Когда в 1914 году Михаил Максимович поступил на юридический факультет Харьковского университета, архиерейскую кафедру в этом крупном городе занял архиепископ Антоний (Храповицкий), знаменитый богослов и церковно-общественный деятель, собиравший вокруг себя молодежь, искавшую монашеской жизни. Владыка Антоний узнал о необычном юноше и искал с ним встречи, даже шутливо ругал родителей Михаила за то, что те «прячут сына», и в итоге знакомство произошло. Свт. Иоанн навсегда остался учеником и последователем владыки Антония, предметом его заботы и поддержки. Он усвоил многие взгляды и подходы учителя, но, в то же время, показал и то, в чем превосходство практической, молитвенной школы богословия над даже самым тонким теоретизированием - глубоко почитая владыку Антония, святитель Иоанн всегда был совершенно свободен от его богословских увлечений и крайностей, умея, в то же время, давать строго церковную интерпретацию творческим интуициям учителя.

В годы гражданской войны семья Максимовичей покинула Россию вместе с белой эмиграцией. Другого способа сохранить жизнь Михаилу родители просто не видели: он был активным церковником, активно выступал против любых попыток ущемления Церкви и несколько раз арестовывался разными сменявшимися на Украине властями. Максимовичи перебрались в Югославию, где Михаил поступил на богословский факультет Белградского университета св. Саввы, который закончил в 1925 году. В университете сформировался кружок талантливых студентов, сыгравших потом немалую роль в жизни разных русских юрисдикций - князь Дмитрий Шаховской (будущий архиепископ Иоанн Сан-Францисский автокефальной Православной Церкви Америки и известный духовный писатель), будущий архимандрит Киприан (Керн), философ Василий Зеньковский - все они были тогда достаточно близки к митр. Антонию. Но выступал с лекциями в Братстве во имя преп. Серафима Саровского (так оформился этот кружок) и оппонент митрополита Антония, архиепископ Феофан Полтавский - бывший духовник царской семьи, представитель строго ортодоксальной монашеской богословской традиции.

Богословие благодати

Именно в эти годы оформился стиль богословия святителя Иоанна - простота, ориентация на Церковное Предание, богословие из глубины молитвенного опыта, отстранение от внецерковных влияний на богословскую мысль, от разного рода экспериментаторства и возношений интеллекта. Его богословие было святоотеческим и по форме подачи - он избегал написания длинных ученых трактатов и диссертаций. Его богословие - это небольшие статьи, доклады, проповеди, заметки. Обычно - очень лаконичные, но источающие небывалую концентрацию духа истины и опыта живого соприкосновения с благодатью.

Этот же стиль виден и в проповеднических трудах святителя Иоанна. Он был блестящим церковным ритором, но его слушатели не могли этого оценить - владыку не слушалась ослабленная постом и изнурением плоти нижняя челюсть, и его речь была совершенно неразборчива. Лишь в письменной передаче прихожане могли оценить, сколь великий проповедник перед ними выступает; лишь сейчас, из книги его «Слов» становится понятно, как мастерски он владел подлинным церковным риторством. Но «гугнивость», неразборчивость речи была частью юродского подвига святителя, никогда не искавшего себе внешнего признания интеллигентных «ценителей».

Первым испытанием дарований на будущего святителя на ниве церковной письменности стала работа в 1925 году юриста Михаила Максимовича над докладом «Происхождение закона о престолонаследии в России». Небольшая справка для митр. Антония переросла в обстоятельное исследование исторической эволюции наследственного принципа русского самодержавия. Выводы Михаила Максимовича без прямой полемики значительно разошлись с выводами юриста М.В. Зызыкина, в 1924 году выпустившего книгу «Царская власть и закон о престолонаследии в России». Зызыкин категорически отрицал права на императорский престол рода Кирилловичей на том основании, что их мать не была на момент их рождения православной.

М.Б. Максимович построил свое исследование на том, что продемонстрировал - история престолонаследия в России - это история все большего укрепления династического принципа в его абсолютности. Никакими благими пожеланиями этот принцип не может быть ограничен, а потому, не называя имен, приходил к выводу, что изменение единственно законного порядка престолонаследия, даже под самыми благовидными предлогами, было бы отходом от идеала русской монархии.

«Вполне бы… соответствовало духу русского права требование, чтобы все члены царского дома исповедовали православную веру, чтобы при вступлении в брак лица, не принявшие православия, к особам царствующего дома не причислялись и русскими титулами не обладали, а лица, от православия отпавшие, теряли и достоинство, и права члена царского дома. Однако все это может иметь законную силу лишь после соответствующего указа российского самодержца, коему одному принадлежит право устанавливать законы. Кроме того, нужно заметить, что ввиду того, что царский дом в свое время признал для себя обязательным закон о воспрещении лицам, происшедшим от неравнородных браков, наследовать престол и о невключении их в состав царской семьи, - закон, который Александр I всех заклял соблюдать, - едва ли было бы полезно, чтобы даже сам государь отменил его без соответствующего разрешения от клятвы российским патриархом или законным Собором российских иерархов.

До того же времени никакие изменения или произвольные толкования не могут иметь места, и исторический российский закон, получивший свое начало вместе с началом объединения Руси, действителен в том виде, в каком находился в день страшного преступления - лишения законного царя принадлежащей ему власти. Россия несет и будет нести тяжелые последствия этого преступления, пока власть в ней не перейдет опять в руки того, кто Самим Промыслом сделан ее объединяющим главою, опорою и хранителем ее благосостояния. А таковым является старший по первородству член царского рода. Пренебрежение тем законом, который выработан собирателями Руси и осенен благословениями ее святых заступников и святителей, было причиной многих печальных последствий, а в дальнейшем будет источником новых потрясений и волнений, ибо русский народ во все эпохи стремился к своему законному царю, только под властью которого Русь всегда обретала успокоение и благоденствие».

Более чем вероятно, что именно этот вывод М.Б. Максимовича повлиял на то, что в 1927 году митрополит Антоний обратился от поддержки великого князя Николая Николаевича к поддержке великого князя Кирилла Владимировича, несмотря на личную антипатию к князю и к его поведению во время Февральской революции. Принцип первородства, ставший палладиумом русской православной монархии, её наиболее отличительным свойством по сравнению с Византией, восторжествовал, в том числе и усилиями будущего святителя Иоанна.

Другой важной работой будущего Святителя стала критика софиологии о. Сергия Булгакова. К тому моменту Михаил Борисович стал иеромонахом Иоанном, в 1926 году митрополит Антоний постригает его в монашество, а вскоре следуют рукоположения в диаконский и священнический сан. В 1928 году, по инициативе графа Ю.П. Граббе, другого ближайшего сотрудника митрополита Антония в этот период, отец Иоанн публикует в издаваемой Граббе газете «Голос верноподданного» серию статей «Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозно-философской мысли».

Это учение восходит к 1870-м годам, когда молодой философ Владимир Соловьев получил некое откровение от «Софии» и написал на французском языке автоматическим письмом соответствующий трактат. С тех пор софиология стала в центре всего основанного Соловьевым гностического направления в русской философии. Образом Софии вдохновлялись Блок и другие символисты, большое внимание ей уделял о. Павел Флоренский. Однако лишь о. Сергию Булгакову приключилось превратить софианство из неортодоксального мистического течения в догматическую ересь. Будучи ректором Богословского института в Париже, читая курс догматического богословия, Булгаков попытался сделать софиологию краеугольным камнем православной догматики.

Так и развернулся во всю мощь «Спор о Софии», в котором приняли участие лучшие богословы той эпохи. Жесткая критика на доктрину Булгакова обрушилась как со стороны последователей антониевской школы, так и её противников во всех русских церковных юрисдикциях. В Московском Патриархате критику Булгакова повели сам Митрополит Сергий и молодой богослов Владимир Лосский («Спор о Софии»). В «Парижском экзархате» митр. Евлогия, к которому принадлежал сам Булгаков, его постоянным острым оппонентом (хотя и избегавшим открытых стычек) был о. Георгий Флоровский («Тварь и тварность», «Пути русского богословия»). В Русской Зарубежной Церкви последователь Феофана Полтавского епископ Серафим (Соболев), позднее воссоединившийся с РПЦ МП, выступавший на всеправославных совещаниях с критикой экуменизма и новокалендарничества и ныне прославленный Болгарской Церковью в лике святых, написал в 1935 г наиболее фундаментальную антисофианскую монографию - «Новое учение о Софии». В 1935 г. учение Булгакова практически одновременно было осуждено Синодом Московской Патриархии и Синодом РПЦЗ.

Ранее критика булгаковской софиологии была начата самим Ю.П. Граббе, опубликовавшем в 1927 серию очерков, а затем брошюру «Корни церковной смуты». В этих работах, посвященных одной и той же теме, как нельзя лучше сказалась разница подходов двух выдающихся церковных деятелей, бывших большую часть жизни жесткими оппонентами. Секретарь Синода РПЦЗ протопресвитер Георгий Граббе, «синодальный диктатор», превратился в самого безжалостного из гонителей святителя Иоанна, в одного из его фактических убийц. И у истоков это различие двух психологических и церковных типов вполне очевидно.

Работа Граббе - это блестящий, невероятно ехидный конспирологический очерк, пачка увесистого компромата на кружок Блока, софиологов и всю русскую религиозную философию в том же смачном, компрометажном и неприятном стиле, в каком сейчас пишет, допустим, Дмитрий Галковский (собственно весь «Бесконечный тупик» Галковского уместился бы в этой небольшой работе Граббе). Однако собственно богословского разбора в ней не так много, дело ограничивается вскрытием скандальных связей с теософами и Рудольфом Штайнером и интимными анекдотами о чете Блоков.

Работа о. Иоанна (Максимовича) - это два небольших очерка о догматических сочинениях Булгакова, касающихся мариологии и учения об Иоанне Предтече - «Купина неопалимая» и «Друг Жениха». Святитель не пытается вступать в философскую полемику с софиологией. Он пункт за пунктом показывает расхождение учения Булгакова со Священным Преданием Православной Церкви. Несоответствие учению Святых Отцов, исчерпывающему и боговдохновенному Преданию Церкви - вот всё, что он хочет уяснить, чтобы признать неправославие софиологии. Пытаясь представить Богоматерь как Софию-Вечную Женственность, Булгаков по сути перешел к апологии католического учения об отсутствии у Марии первородного греха, а не только отягчающих личных грехов, от которых Богоматерь была свободна ввиду Её праведности. Это вело к тяжелым последствиям для православной сотериологии. Если Мария была вне действия первородного греха, то значит и полученная от Неё Христом человеческая природа отличается от нашей, и мы находимся вне принесенного Христом человеческой природе обожения.

«Есть, говорят, София небесная, нетварная и есть София тварная, - пишет свт. Иоанн. - Находясь и в Божестве, и в творении, София соединяет Творца и тварь. Устанавливается как бы лестница сущностей, и этим уничтожается ясное различие между сотворившим и сотворенным. Высшая степень тварной Софии есть переход к Софии нетварной… Ясно видно стремление как бы сравнять Божество и человечество, поставить не только людей в зависимость от Бога, но и Бога в зависимость от людей. Для того и якобы возвеличиваются Дева Мария и Иоанн Предтеча, чтобы потом показать, что без представителей человечества ничего бы не мог сделать Богочеловек Христос. «Божество и человечество в сущности суть разные части одной лестницы».

Держась, казалось бы, вне философствования и абстрактных догматических определений, о. Иоанн в резюме своих статей предельно точно выделил главный пункт всей еретической теологической конструкции Булгакова - это попытка вытащить в православное богословие идею тварного посредничества между Богом и человеком, устранить прямое богообщение, передав его некоему промежуточному звену - Софии, не вполне Богу, но и не вполне твари. Понятно, что сами софиологи при этом претендовали на то, чтобы быть своеобразными посредниками при этом посреднике, получающими от Софии особые откровения. Вся граббевская конспирология из учения о «посреднике» выводилась, так сказать, дедуктивно.

Одновременно в 1928 году была опубликована и другая мариологическая работа свт. Иоанна «Православное почитание Божией Матери», посвященная раскрытию православной Мариологии в особенности в полемике с католическим учением о «непорочном зачатии Богоматери». Отец Серафим (Роуз) так характеризует богословствование свт. Иоанна, богословие благодатного ума, столь отличающееся от стиля богословия, модного в ХХ веке:

«В трудах , …совершенно отсутствует апологетика, они не открыты для дискуссии. Он не спорил, а просто излагал православное учение. Когда была необходимость опровергать ложные учения…, слова Владыки убеждали не последовательностью или логичностью аргументации, а самой силой изложенного им святоотеческого учения и цитируемых текстов. Он обращался не к академической или образованной среде, а к неповрежденной православной совести, и он не говорил о «возврате к святым отцам», потому что то, что он писал, было просто пересказом и передачей святоотеческого предания, без всякой попытки оправдать или извинить такой подход. Источники богословия Владыки Иоанна очень просты: Священное Писание, Святоотеческие писания (в особенности великих отцов IV и V веков) и самое отличающее - православные богослужебные тексты.

Последние, которые редко использовались в таком объеме новейшими богословами, указывают на чисто практический, нежели научный подход Владыки Иоанна к богословию. Очевидно, что он был полностью поглощен богослужением православной Церкви и что его богословие вдохновлено этим прямым источником. Вдохновение приходило не во время часов досуга, предоставленное для богословствования, а во время его ежедневного присутствия на всех церковных службах. Он воспринимал богословие как неотъемлемую часть обыденной жизни, и, несомненно, это сделало его богословом в гораздо большей степени, чем формальные богословские занятия.

Пожалуй, больше всего поражает абсолютная простота Владыкиных сочинений. Сразу ясно, что он принимает Православное предание прямо и безоговорочно, без всяких «двуличных» мыслей о том, как можно верить в это предание и все-таки оставаться «развитым, культурным» человеком. Он знал современную «критику» и, будучи спрошен, мог дать конкретные, четкие причины своего несогласия с ней в большинстве вопросов….

Несмотря на все его знания и умение критически размышлять, он продолжал верить в Православное предание просто, каким оно и передано нам Церковью. Большинство современных православных богословов, даже если они не подвержены самому крайнему протестантско-реформаторскому мышлению, все-таки смотрят на Православное предание через академическую обстановку, привычную для них. А Владыке Иоанну, прежде всего, были «привычны» православные богослужения, которым он посвящал много часов ежедневно, и таким образом у него отсутствует даже малейший «привкус» рационализма (не обязательно даже в плохом смысле этого слова), который находим и у самых выдающихся академических богословов. В его сочинениях нет «проблем»; его обыкновенно многочисленные цитаты лишь только указывают, где находится учение Церкви. В этом смысле он абсолютно единодушен с «мышлением Святых Отцов» и кажется нам как бы одним из них, а не просто комментатором богословия прошлого».

Именно этот не комментаторский, благодатный стиль богословствования ставил святителя Иоанна на несколько голов выше большинства современных ему богословов. Рядом с ним как богословом можно поставить только преподобного Иустина (Поповича) - боговдохновенного сербского православного философа и догматиста, который два года - 1932–34 преподавал в той же Битольской семинарии, что и свт. Иоанн. Однако отец Иустин - прежде всего мыслитель, писатель и смелый оригинальный философ. Святителю же Иоанну та же благодатная смелость была присуща прежде всего в практической жизни монаха, аскета и архипастыря. Главным для него все-таки было не письменное богословствование, а богопрославление богоугодной жизнью.

Живой святой

Святитель Николай (Велимирович) - еще один замечательный сербский святой, поучал семинаристов: «Если вы хотите увидеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну!»… Преподавателем семинарии о. Иоанн был с 1929 года и здесь, перед воспитанниками, открылось то, что дотоле было тайной от большинства - образ жизни истинного святого.

Святитель Николай (Велимирович) ценил и любил молодого иеромонаха Иоанна. Однажды, перед уходом из семинарии он повернулся к небольшой группе семинаристов и сказал: «Дети, слушайте отца Иоанна: он ангел Божий в человеческом образе». Сами семинаристы убедились в том, что свят. Иоанн действительно жил ангельской жизнью.

Отец Иоанн постоянно и беспрерывно молился, ежедневно служил Божественную Литургию или присутствовал на литургии, причащаясь Св. Христовых Таин, строго постился и ел, обыкновенно, один раз в день около полуночи. Будущий святитель с особенной отеческой любовью и внедрял в студентов-семинаристов высокие духовные идеалы. Они же первыми обнаружили его величайший подвиг аскетизма, замечая, что молодой иеромонах никогда не ложится спать, а если засыпает, то от изнеможения и, часто во время земного поклона в углу под иконами.

В первую неделю Великого Поста свят. Иоанн ничего, кроме одной просфоры в день, не вкушал, так же и на Страстной неделе. Когда наступала Великая Суббота, его тело было полностью истощено. Но в день Святого Воскресения Господня он оживал, его силы возвращались. На Пасхальной заутрене он так ликующе восклицал: «Христос Воскресе!», будто Христос воскрес именно в эту святую ночь. Его лицо светилось. Пасхальная радость, которой сиял сам Святитель, передавалась всем в храме. Это испытал каждый, кто был в церкви со свят. Иоанном в Пасхальную ночь.

Его терпение и скромность были подобны терпению и скромности великих подвижников и пустынников. События из Святого Евангелия он переживал так, как будто все это совершалось перед его глазами, и он всегда знал главу, где это событие найти и, когда нужно было, он всегда мог процитировать данный стих. Он знал характер и особенности каждого студента, так что он мог сказать в любой момент, когда и как любой семинарист отвечал, что он знал и чего он не знал. И это без каких бы то ни было записок. У свят. Иоанна был дар Божий - необыкновенная память.

Свят. Иоанна и семинаристов связывала взаимная любовь. Для них он был воплощением всех христианских добродетелей. Не было никакой проблемы, личной или общественной, которую он не мог бы сразу разрешить. Не было вопроса, на который он не смог бы ответить. Ответ всегда был сжатым, ясным, полным и исчерпывающим, потому что он был по-настоящему глубоко образованным человеком. Образование его, его «премудрость» зиждилась на самом прочном фундаменте, на «страхе Божием». За своих семинаристов Святитель молился усердно. Ночью он обходил келии, проверяя всех; одному поправит подушку, другому одеяло. Выходя из комнаты, он осенял спящих крестным знамением.

В 1934 году одна благочестивая женщина случайно встретила о. Иоанна в Белграде в трамвае, и тот сказал ей, что приехал по ошибке - ему вместо какого-то другого иеромонаха Иоанна прислали приглашение в столицу Сербии для хиротонии во епископа. Встретив её через несколько дней, он сообщил, что ошибка оказалась еще хуже - епископом хотят сделать его. Святитель пытался протестовать, указывая на то, что невнятно говорит - ему возразили, что и у пророка Моисея было то же затруднение, что не помешало ему вести народ Божий.

Пророчество

Хиротония епископа Шанхайского Иоанна 28 мая 1934 года была последней хиротонией, совершенной уже тяжело болевшим митрополитом Антонием (Храповицким). А накануне, 27 мая, на чине наречения во епископа, святитель Иоанн произнес проповедь, изложившую основные принципы, основные идеи его архипастырского служения.

«С первых дней, что начал сознавать себя, желал служить правде и истине. Родители мои возгревали во мне стремление непоколебимо стоять за истину, и душа моя пленялась примерами тех, кто отдавал за нее свою жизнь…

Задача каждого пастыря привлекать людей к тому единству, перерождать и освящать их. Что может быть более великим, чем воссоздать создание Божие! Какую большую пользу можно принести своему ближнему, чем подготовив его к вечной жизни! Нелегко выполнение сей задачи - приходится бороться с испорченной грехом природой человека. Часто встречается непонимание, а иногда сознательное сопротивление, ненависть со стороны тех, кого любишь и о ком заботишься. Велико должно быть самопожертвование пастыря и велика любовь к своему стаду…

Архипастырь ответствен не только за всех агнцев, Богом врученных ему, но и за пастырей. Взыщется с него за каждого грешника, которого вовремя не образумил, за каждого, кто шел путем правды, но совратился с него. Долг его болеть болезнями своих овец и тем исцелять их, подобно Пастыреначальнику Христу, «раною Которого мы исцелехом» (Исаия 53, 5)

Долг его возвещать Христово учение его незнающим, памятуя заповедь Господню: «шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари» (Марк. 16, 15) . Будучи проникнут сознанием вселенскости Церкви, он не должен ограничиться заботой только о тех, кто непосредственно поручен ему, но должен духовным оком озирать всю вселенную Церковь Христову, желать просвещения всех народов и преуспеяния их в вере истинной, ибо в Церкви «несть еллин, ни иудей, варвар и скиф», но все суть одинаково любезныя дети Отца Небесного.

Заботясь о спасении людей, должно применяться к их понятиям; дабы привлечь всякого, подражая в том апостолу Павлу, и подобно ему нужно быть способным сказать: «Быть Иудеем яко иудей, да иудеи приобрящу, беззаконным яко беззаконен, да обрящу беззаконныя. Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу: всем бых вся, да всяко некия спасу» (I Кор. 9, 21–22) .

Заботясь о спасении душ человеческих, нужно помнить, что люди имеют и телесные потребности, громко заявляющие о себе. Нельзя проповедывать Евангелие, не проявляя любовь в делах…

Истинное христианство не состоит в умоотвлеченных рассуждениях и учениях, а воплощается в жизни. Христос сходил на землю не для того, чтобы преподать людям новые знания, а чтобы призвать к новой жизни. К вечной жизни мы приуготовляемся в жизни земной. Обстоятельства и события временной жизни влияют и на духовную жизнь человеческую. Сильные характером преодолевают влияние окружающей среды, а слабые поддаются ему. Сильные духом закаляются при гонениях, но слабые падают. Потому нужно, насколько возможно, создавать условия, в которых бы возможно больше людей могло духовно созидаться.

Пастырю нельзя уклоняться от участия в , но участвовать в ней нужно в качестве носителя Христова закона и представителя Церкви… Не делаясь политическим вождем и не вдаваясь в партийные распри, пастырь может давать духовное освящение явлениям жизни, дабы его пасомые знали путь, которого держаться, и являлись бы христианами как в своей личной жизни, так и в общественной. Архипастырь должен уметь каждому дать совет духовный: и монаху-отшельнику, очищающему душу от помыслов, и царю, устрояющему державу, и военачальнику, идущему на брань, и обычному гражданину. Особенно это нужно пастырю Русской Церкви, личная жизнь которого ныне тесно связана с событиями на Родине…

Разве можно безучастно взирать на то, как над священным Кремлем исполнились горькие слова пророка Исаии: «Како бысть блудница град верный Сион полн суда, в немже правда почиваше, ныне же убийцы» (Ис. 1, 24) . Какая верующая душа не содрогнется, размышляя об осквернении святынь и неслыханном гонении!.

…Христиане от первых веков переносили гонения за Христа, но никогда не радовались им, а возвышали свой голос против них. Целый ряд апологетов и мучеников изобличал гонителей в первые века, а за ними последовал великий сонм святителей и исповедников. В мирные времена святители и подвижники поучали, а в злые - изобличали носящих власть. Русь устроялась при непосредственном влиянии ее великих пастырей и молитвенников. Не можем мы не скорбеть, видя разрушение великого дома Богородицы, каковое имя носило некогда Русское государство. Мы не можем не испытывать боли, когда терзаются души и тела наших близких, когда страхом смерти принуждены к молчанию наши архипастыри и пастыри, находящиеся на Родине….

Мы остаемся частью Русской Церкви, страдающей и гонимой, облитой кровию священномучеников Владимира Киевского, Вениамина Петроградского, Гермогена Тобольского, Митрофана Астраханского, Андроника Пермского и бесчисленного множества других новых священномучеников и мучеников. Заветы их - святыня наша, которую мы должны сберечь до того времени, когда Богу угодно будет явить силу Свою и возвысить рог христиан православных. А до тех пор мы должны пребывать в духовном единстве с гонимыми, молитвой укрепляя их.

Заочно лобызаем узы их, скорбим о тех, кто поколебался. Знаем, что колебались иногда и древние исповедники истины. Но имеем примеры непоколебимости: пример Феодора Студита, изобличившего всякое отступление от церковной правды, пример Максима Исповедника, пример патриарха Ермогена.

Страшимся отступить от путей, которыми они шли, ибо если находящиеся под игом выставят в оправдание человеческую слабость, что скажем мы, если испугаемся одних угроз? Находясь в сравнительной безопасности, мы должны укрепляться духом, чтобы воссозидать разрушенное, если Господь благоволит «возвратити плен Сион», или же и самим пойти по стопам пострадавших за истину, если то потребуется. Ради того прежде всего мы должны хранить между собой единодушие и единство, представляя единую Русскую Церковь, а в то же время продолжать ее великое дело среди других народов… Теперь рассеянный русский народ сделался проповедником веры во всех краях вселенной. Задача Русской Заграничной Церкви позаботиться о том, чтобы просветить возможно большее число людей из всех народов…»

В этом замечательном слове была выражена во всей полноте программа, которой святитель Иоанн придерживался всё своё тридцатидвухлетнее архипастырское служение. Она служит своеобразным пророчеством святого самому себе. Стоять неколебимо за Правду. Не страшиться ненависти и непонимания и победы над ними любовью. Забота о внешнем благоприятном устроении паствы, уберегающем немощных от падения и вечной гибели истина, которую часто забывают многие современные ревнители, почему-то считающие, что атмосфера постоянного непрерывного и всеохватного жесткого прессинга для христиан «полезна». Проявлять заботу об общественной жизни, однако не превращать священников из наставников общества и граждан в политических партийных деятелей. Хранить достояние Русской Церкви, подвергающейся жестокому богоборческому гонению, не осуждать тех, кто идет на компромиссы с гонителями, но и не уподобляться им и молиться за всех гонимых. Использовать пребывание миллионов православных русских в Рассеянии для обращения ко всем народам с проповедью Православия, просветить как можно больше людей во всем мире истинным светом Христова Евангелия, преподаваемого Православной Церковью. Быть для этого обращения «всем для всех», примеряться к нужде каждого, каждому устроять путь ко спасению.

Весь этот долг в полной мере исполнил святитель Иоанн - гонимый и ненавидимый даже до попыток смертоубийства от своих же, устроящий дела русских общин в Шанхае, обеспечивающий изгнанникам из Китая въезд в США, строящий собор в Сан-Франциско, кротко противящийся подчинению богоборцам, непрестанно молящийся за всех православных в узилище, призывающий к Православию сынов всех народов, устраивающий православные церкви во Франции и Голландии и, наконец, нашедший себе достойного духовного сына в виде первого «урожденного американца» среди православных монахов, священников и богословов - о. Серафима (Роуза).

Новый епископ прибыл из Сербии в Шанхай 21 ноября 1935 г. на Введение во храм Пресвятой Богородицы. Одновременно с ним шло письмо митрополита Антония (Храповицкого) архиепископу Димитрию Хайларскому: «вместо себя, - как мою собственную душу, как моё сердце, - посылаю вам епископа Иоанна. Этот маленький тщедушный человек, с виду почти ребенок - на деле зерцало аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».

Преемник он сам как правящий архиерей; Ювеналий (Килин) как иерарх Московского Патриахата Имя при рождении Михаил Борисович Максимович Рождение 4 (16) июня (1896-06-16 )
село Адамовка , Изюмский уезд , Харьковская губерния , Российская империя Смерть 2 июля (1966-07-02 ) (70 лет)
  • Сиэтл , Вашингтон , США
Похоронен
  • Калифорния
Канонизирован 1994 (РПЦЗ), 2008 (РПЦ) В лике святителей День памяти 19 июня и 29 сентября (по юлианскому календарю) Почитается в православии Иоанн Шанхайский на Викискладе

Архиепископ Иоа́нн (в миру Михаил Борисович Максимо́вич ; 4 (16) июня , село Адамовка , Изюмский уезд , Харьковская губерния - 2 июля , Сиэтл , штат Вашингтон , США) - епископ Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ); архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский . Выдающийся иерарх и духовный лидер, миссионер, проявлявший, по свидетельствам очевидцев, случаи прозорливости и чудотворения.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Родился 4 июня 1896 года в местечке Адамовка Изюмского уезда Харьковской губернии (ныне Славянский район Донецкой области) в дворянской православной семье, которая материально поддерживала Святогорский монастырь на Северском Донце . Отец - Борис Иванович Максимович (1871-1954); изюмский уездный предводитель дворянства Харьковской губернии. Мать - Глафира Михайловна Стефанович-Севастьянович (ум. в 1952 году). Родители эмигрировали и в 1950-е годы жили в Венесуэле . Дядя отца - генерал Константин Клавдиевич Максимович . К этому же роду принадлежал и известный церковный деятель XVIII века митрополит Иоанн Тобольский (Максимович), прославленный Российской церковью в лике святых в 1916 году.

    С детства отличался глубокой религиозностью, любимым чтением его были жития святых . , однако по семейной традиции избрал военное образование, поступив в 1907 году в Петровский Полтавский кадетский корпус , который окончил в 1914 году .

    Выразил желание учиться дальше в Киевской духовной академии , однако по настоянию родителей поступил на юридический факультет Харьковского университета . Самостоятельно изучал духовную литературу. Был знаком с архиепископом Харьковским Антонием (Храповицким) , который стал руководителем его духовной жизни . На Михаила большое впечатление произвел приезд в Харьков епископа Варнавы (Настича) , впоследствии Патриарха Сербского .

    В 1918 году окончил юридический факультет Харьковского университета. В период правления на Украине гетмана П. П. Скоропадского, служил в губернском суде. Когда Харьков заняла армия генерала А. И. Деникина, вновь служил в суде. Был членом приходского совета .

    Жизнь в Югославии

    При отступлении белых войск выехал с семьёй в Крым. В ноябре 1920 года эвакуировался в Константинополь, откуда в 1921 году прибыл в Королевство сербов, хорватов и словенцев вместе с родителями и двумя братьями . Один из них получил высшее техническое образование и работал инженером в Югославии , другой, после окончания юридического факультета Белградского университета , работал в югославской полиции.

    В 1924 году митрополит Антоний (Храповицкий), возглавивший к тому времени Русскую православную церковь за рубежом (РПЦЗ), посвятил его в чтецы в русской Троицкой церкви Белграда.

    По поручению митрополита Антония подготовил доклад о происхождении закона о престолонаследии в России, в котором исследовал вопрос о том, насколько данный закон соответствует духу русского народа и его историческим традициям.

    13 октября 1925 году окончил богословский факультет Белградского университета . Получил высшие оценки (10 баллов) по 5 из 28 сданных им предметов .

    По окончании Белградского университета назначен законоучителем в сербскую государственную гимназию города Велика-Кикинда .

    С 1927 года преподавал пастырское богословие и церковную историю в Духовной семинарии апостола Иоанна Богослова Охридской епархии в городе Битоле . Епископ Николай (Велимирович) , обращаясь к семинаристам, так отозвался об Иоанне Максимовиче: «Дети, слушайте отца Иоанна; он - ангел Божий в человеческом образе» .

    В период летних каникул он жил в Мильковом монастыре, близко общался с настоятелем - архимандритом Амвросием (Кургановым) , его беседы за монастырскими послушаниями тепло вспоминал архимандрит Фаддей Витовницкий (тогда - молодой послушник Томислав). После того как в мае 1933 года настоятель скончался, и обстановка в монастыре изменилась .

    В этот же период опубликовал ряд богословских работ («Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской богословской мысли», «Как Святая Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь», «Учение о Софии - Премудрости Божией»), в которых со святоотеческих позиций полемизировал со сторонниками теологической концепции «софиологии », в первую очередь, со священником Сергием Булгаковым .

    Как и многие русские эмигранты, очень уважал покровительствовавшего беженцам из России короля Югославии Александра I Карагеоргиевича . Спустя много лет отслужил панихиду по нему на месте его убийства на одной из улиц Марселя . Другие православные клирики из ложного стыда отказались служить с владыкой на улице. Тогда владыка Иоанн взял метлу, на выметенном участке тротуара постелил епископские орлецы, возжёг кадильницу и отслужил панихиду на французском языке.

    Архиерей в Китае

    10 июня того же года в русском Троицком храме в Белграде хиротонисан во епископа. Хиротонию возглавил митрополит Антоний, который тогда же направил письмо архиепископу Димитрию (Вознесенскому) , где писал: «Как мою душу, как моё сердце посылаю к Вам Владыку Епископа Иоанна. Этот маленький, слабый физически человек, по виду почти как дитя - есть чудо аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления» .

    Прибыл в Шанхай 4 декабря 1934 года, где к тому времени жило около 50000 русских беженцев. Сумел быстро уладить разногласия между православными приходами.

    При епископе Иоанне в Шанхае было завершено строительство Свято-Николаевской церкви (1935) - храма-памятника Царю-Мученику . В 1936 году им было открыто подворье Пекинского женского Покровского монастыря, где подвизались 15 сестёр . Были построены и другие храмов в Шанхае, в том числе Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» .

    Сам он прибыл в лагерь на Тубабао за несколько дней до Пасхи 1949 года, что стало событием исключительной важности в духовной жизни лагеря. По воспоминаниям А. Н. Князева: «На Тубабао прибыл Владыко Иоанн Шанхайский на джипе и сразу проследовал в Свято-Богородицкий собор, где был встречен иеромонахом Модестом, иереем отцом Филаретом Астраханским и протодиаконом отцом Константином Заневским и архиерейским хором во главе с Г. Агафоновым. Собор был переполнен почитателями Владыки. После молебна и чашки чая Владыко проследовал в Свято-Серафимовский храм, где его встретили также колокольным звоном, а в храме - протоиерей отец Афанасий Шалобанов и отец Николай Колчев, иеромонах отец Николай и диакон отец Павел Метленко. Пел хор под управлением И. П. Михайлова. После краткой службы Владыко отправился в Свято-Архангело-Михайловский храм, и здесь его встретили колокольным звоном протоиерей отец Матвей Медведев и отец Давид Шевченко с хором во главе с М. А. Шуляковским» .

    Свое пребывание на Тубабао, которое продолжалось около трёх месяцев, посвятил удовлетворению духовных нужд своей паствы и знакомству с повседневной жизнью беженцев. Покинул лагерь 12 июля 1949 года, направляясь в столицу США, Вашингтон, где хлопотал перед американским Конгрессом о предоставлении тубабаовцам права на постоянное жительство в США. За время пребывания в Вашингтоне основал там приход Русской православной церкви за границей, известный ныне как Иоанно-Предтеченский собор . Меньшая часть беженцев уехала в Австралию .

    Служение в Западной Европе

    27 ноября 1950 года решением Архиерейского Собора РПЦЗ назначен архиепископом Западно-Европейским ; за ним было сохранено управление оставшимися приходами Шанхайской епархии (в Гонконге, Сингапуре и др.). До его прибытия в епархию ей временно управлял епископ Женевский Леонтий (Бартошевич) .

    21 июля 1951 года прибыл в Париж, проживал в Мёдоне при Воскресенском храме. Поскольку русские парижские храмы находились в юрисдикции Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата, официальной резиденцией архиепископа Иоанна считался Брюссель, он титуловался «архиепископ Брюссельский и Западноевропейский». Центром активной деятельности архиепископа Иоанна был брюссельский храм во имя Иова Многострадального , заложенный в память царя Николая Александровича .

    21 октября 1953 года Архиерейский Собор постановил: «Утвердить за Архиепископом Иоанном, кроме титула Архиепископа Брюссельского и Западно-Европейского, титул Управляющего Русскими Православными Церквами в Китае и на Филиппинах» .

    Значительную часть времени он проводил в окрестностях Парижа . В 1952 году переехал из Мёдона в Версаль , жил при епархиальном управлении, размещенном в здании русского кадетского корпуса имени Николая II ; был председателем попечительского совета кадетского корпуса. Часто бывал в Леснинском Богородицком женском монастыре в Фуркё, служил в Париже во временно арендуемых помещениях. В декабре 1961 года освятил парижскую церковь Всех святых, в земле Российской просиявших .

    При нём в епархии было восстановлено почитание западных святых неразделённой церкви (то есть живших до отделения Католической церкви от Православной). В православных храмах стали поминать покровительницу Парижа святую Женевьеву (Геновефу) , просветителя Ирландии святого Патрика (Патрикия) и других знаменитых на Западе святых. Активно занимался миссионерской деятельностью, взял под свою опеку православные церкви во Франции и Голландии , содействовал подготовке местных священнослужителей, изданию богослужебной литературы на французском и голландском языках . Также окормлял греческие, арабские, болгарские и румынские православные приходы, придав им особый статус. Способствовал появлению приходов западного обряда . Рукоположил испанского православного священника для Мадридской миссии.

    В его бытность епархиальным архиереем был воздвигнут храм во имя святого праведного Иова Многострадального в Брюсселе в память царя-мученика Николая Александровича . По воспоминаниям современников,

    в быту владыка был неприхотлив: облачения носил из самой дешёвой ткани, обувался в сандалии на босу ногу, а зачастую и вовсе ходил босой, какая б ни была погода, отдавая обувку нищим. Он был истинный нестяжатель, последователь другого великого русского святого - преподобного Нила Сорского . Он был человек Божий.

    Деятельность владыки Иоанна высоко оценивали не только многие православные люди, но и представители других конфессий. Сохранился рассказ о том, как в Париже католический священник говорил своей пастве, что и в современном мире есть чудеса и святые, доказательством чего является ходящий по парижским улицам русский святой Иоанн Босой (saint Jean Pieds Nus) - он имел в виду владыку Иоанна.

    Служение в США

    В 1962 году переехал в США. В конце года по просьбе духовных чад, с которыми он уехал из Шанхая, ему было поручено Зарубежным Синодом возглавить Сан-Францисскую епархию. Местная русская община переживала там глубокий раскол.

    С приездом владыки Иоанна связывалась надежда, что он сумеет внести мир в дела русской колонии, и возобновит работы по строительству кафедрального собора в Сан-Франциско . Приезд святителя сдвинул дело с мёртвой точки, обильно потекли пожертвования, строительство возобновилось. Но мира это не принесло. Против владыки полетели в Синод доносы и стала организовываться коалиция его противников, к которой примкнули и влиятельные духовные лица «консервативной» синодальной партии - архиепископ Никон (Рклицкий) , архиепископ Лос-Анджелесский Антоний (Синкевич) , архиепископ Канадский Виталий (Устинов) , архиепископ Чикагский Серафим (Иванов) и секретарь Синода протопресвитер Георгий Граббе .

    В этот период считался одним из основных кандидатов на должность главы Синода РПЦЗ в условиях, когда престарелый владыка Анастасий руководил церковью лишь номинально. Однако владыка Иоанн столкнулся с интригами со стороны некоторых церковных деятелей, способствовавших почти сразу же после его назначения на кафедру возбуждению против него дела по обвинению в финансовых нарушениях при строительстве кафедрального собора в Сан-Франциско . Был поддержан частью архиереев РПЦЗ, среди которых были прибывшие на судебный процесс владыки Леонтий (Филиппович) , Савва (Сарачевич) , Нектарий (Концевич) , а также архиепископ Аверкий (Таушев) . Рассмотрение дела в суде Сан-Франциско в 1963 году закончилось полным оправданием владыки Иоанна.

    13 августа 1963 года Собор Архиереев РПЦЗ после длительного, свыше года, всестороннего изучения Сан-Францисской смуты, принял решение утвердить на Сан-Францисской кафедре архиеп. Иоанна (Максимовича).

    В ответ в Сан-Франциско 18 августа было созвано «Чрезвычайное собрание Инициативной группы противников Архиеп. Иоанна». На этом собрании «Группа, стоящая за чистоту Синода», заявили, что они не одиноки, что «на окружение архиепископа Иоанна уже обратил внимание Американский Союз Церквей, который обещал поддержку». Следует заметить, что Американский Союз Церквей состоит в основном из представителей протестантских деноминаций. Противники святителя не скупились и на клевету, на том же собрании они обвиняли святителя в том, что он «уже полгода ведёт переговоры с Греческой и Сербской Церковью… чтобы перейти в одну из них… и для этой-то цели и стремится завладеть имуществом Скорбященского собора… вл. Иоанн окружил себя людьми с коммунистическим прошлым» (там же) и проч .

    Архиепископ Иоанн очень строго относился к нарушениям традиционного православного благочестия. Так, когда он узнал, что часть прихожан накануне воскресной всенощной развлекается на балу по случаю праздника Хэллоуин , то отправился на бал, молча обошёл зал и так же молча вышел. Утром следующего дня он обнародовал указ «О недопустимости участия в развеселениях в канун воскресных и праздничных служб»:

    Священные правила повествуют, чтобы кануны праздничных дней проводились христианами в молитве и благоговении, подготовляясь к участию или присутствию на Божественной литургии. Если к тому призываются все православные христиане, то тем более то касается непосредственно принимающих участие в церковной службе. Участие их в развлечениях в кануны праздников особенно греховно. Ввиду сего бывшие в канун воскресенья или праздника на балу или подобных развлечениях и увеселениях не могут на следующий день участвовать в хоре, прислуживать, входить в алтарь и становиться на клирос.

    Скончался 2 июля 1966 года во время молитвы в своей келье во время своего посещения Свято-Николаевского прихода в Сиэтле перед Курско-Коренной чудотворной иконой Божьей Матери. Тело 6 дней лежало в гробу в жару, при этом никакого запаха не ощущалось и, по свидетельствам очевидцев, рука почившего оставалась мягкой. Останки свт. Иоанна Максимовича не подверглись тлению и находятся открыто в усыпальнице собора. Комиссия по канонизации, осматривавшая мощи владыки Иоанна, нашла что они похожи на мощи Киево-Печерской Лавры и православного Востока.

    После его кончины многие верующие письменно подтвердили факты чудес, которые были совершены по молитве владыки Иоанна. В комнате, где скончался святитель, устроена часовня .

    Канонизация и почитание

    Вопрос о его канонизации обсуждался в мае 1993 года на Архиерейском Соборе РПЦЗ. Против канонизации выступил только архиепископ Антоний (Синкевич) , а Первоиерарх РПЦЗ митрополит Виталий (Устинов) отметил, что «раньше тормозил прославление Архиепископа Иоанна, но теперь не хочет быть в оппозиции к прославлению, оставляя в стороне всё личное». 7 мая Собор постановил прославить святителя Иоанна (вместе со святителями Иннокентием Московским и Николаем Японским), приурочив прославление к празднованию в 1994 году юбилея 200-летия Православия в Америке. 13 мая решено было приурочить канонизацию ко дню преставления архиепископа Иоанна - 2 июля 1994 .

    2 июля 1994 года состоялись торжества Русской православной церкви заграницей по случаю причисления его к лику святых. Проповедь митрополита Виталия на прославлении архиепископа Иоанна содержала следующие слова:

    Мы алчущие и жаждущие хотим насытиться правдой Божией у раки святителя Иоанна. Мы пришли к нему с глубоким чувством благодарности за то, что он за всех нас, немощных и слабых, сподобился войти в Царство Небесное. Мы всегда радуемся, когда кому-то удается вырваться из цепких когтей князя мира и сподобиться вечного блаженства. Наша благодарность святителю Иоанну также растворяется с чувством глубокого покаяния. Ты, отче Иоанне, наш святитель, вышел из нашей среды, знаешь нас и наше главное неутешное горе - Россия! Так помоги!

    На Архиерейском Соборе Русской православной церкви 24-29 июня 2008 года был прославлен для общецерковного почитания .

    9 января 2015 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион в ответ на прошение Президиума Объединений Кадет Российских Кадетских Корпусов за Рубежом и решение годового собрания Нью-Йоркского объединения зарубежных кадет от 24 октября 2014 года «с радостью и удовлетворением» благословил провозглашение святителя Иоанна небесным покровителем русских зарубежных кадет .

    Отношение к Московской Патриархии

    Однако в 1955 года владыкой Иоанном было опубликовано воззвание, в котором он хвалил поступок части Палестинских монахов, не присоединившихся в то время к Московской Патриархии. В нём он писал:

    Зная подчиненность Московской церковной власти Советскому правительству, зная, что Московский патриарх не есть свободный служитель Бога и Его Церкви, а невольник богоборческой власти, те Святые Обители и учреждения отказались признать его власть и остались в подчинении власти свободной части Русской Церкви - Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви заграницей, хотя через признание могли бы иметь большие материальные выгоды. Русские Обители на Святой Земле - есть олицетворение чистой христианской совести на Ближнем Востоке и их наличие и исповедание не дают православным народам там раскрыть свои сердца для влияния церковной власти, находящейся в зависимости от врага Церкви и Бога. Мужественный подвиг исповедания истины теми Обителями вызывает чувство умиления и достоин преклонения пред ним.

    Не соглашался с теми, кто называл Московскую патриархию «советской церковью» или «красной церквью».

    Понятно, когда употребляют выражение «советская церковь» обыватели, плохо знакомые с церковным языком, но оно неподходяще для ответственных и богословских разговоров. Когда вся иерархия Юго-западной Руси перешла в Униатство , то Церковь продолжала существовать в лице верующего православного народа, после многих страданий восстановившего свою иерархию. Посему правильнее говорить не о «советской церкви», каковой в правильном понимании слова «Церковь» не может быть, а о иерархии, находящейся в услужении советской власти. Отношение к ней может быть такое же, как и к другим представителям той власти. Их сан даёт им возможность действовать с большим авторитетом и подменять голос страждущей Русской Церкви и вводит в заблуждение тех, кто от них думает узнать о действительном положении Церкви в России. Конечно среди них есть и сознательные предатели, и просто не находящие в себе силы бороться с окружающей средой и идущие по течению, - то вопрос их личной ответственности, но в целом то аппарат советской власти, власти богоборческой. Являясь с одной в богослужебной области иерархией, ибо благодать действует независимо от личного достоинства, в области общественно-политической она является прикрытием советской богоборческой деятельности. Посему находящиеся за Рубежом и становящиеся в ея ряды становятся сознательными пособниками той власти .

    Библиография

    • Учение о Софии Премудрости Божией. - Варшава, 1930.
    • Как православная церковь чтила и чтит Божью Матерь. Ладомирова : Почаевская типография 1932. (то же: Ладомирова : Почаевская типография 1937).
    • Слово при наречении во епископа Шанхайского 27 мая 1934. Белград.
    • Происхождение закона о престолонаследии в России / Предисл. Иоанна, еп. Шанхайского. Шанхай, 1936.
    • Духовное состояние русской эмиграции. Белград, 1938.
    • Святая Русь - русская земля. М., 1997.
    • Беседы о Страшном Суде. М., 1998.
    • Слова иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Шанхайского…: Сборник проповедей, поучений, посланий, наставлений и указов. Сан-Франциско, 1994 (2-е издание: М., 1998.).
    • Да обновится Русская земля. М., 2006.
    • Святой Благоверный Князь Александр Невский // Наши Вести. - 1997. - № 448.