Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сочинение-рассуждение: "Тема любви в русской литературе". Мотив несчастной любви в русской литературе XIX века

Сочинение-рассуждение: "Тема любви в русской литературе". Мотив несчастной любви в русской литературе XIX века

Примеры любви в литературе

  1. Ромео и Джульета
  2. Gi De Mopassan
  3. А. Толстой Хождение по мукам...Даша и Иван, Рощин и Катя
  4. Любовь высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет.

    Другой пример герои произведения Булгакова Мастер и Маргарита. Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, здесь жертвует собой ради любви Маргарита. Мастер испугался этого сильного чувства и в итоге оказался в сумасшедшем доме. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на героя повлияла и неудача, постигшая его роман. Мастер бежит от мира и прежде всего от самого себя.

    Но Маргарита спасает их любовь, спасает от безумия Мастера. Ее чувство к герою преодолевает все препятствия, встающие на пути к счастью.

    О любви писали и очень многие поэты.

    Мне очень нравится, например, так называемый панаевский цикл стихотворений Некрасова, которые он посвятил Авдотье Яковлевне Панаевой, страстно любимой им женщине. Достаточно вспомнить такие стихотворения из этого цикла, как Тяжелый крест достался ей на долю... , Я не люблю иронии твоей... , чтобы сказать, сколь сильно было чувство поэта к этой красивейшей женщине.

    А вот строки из прекрасного стихотворения о любви Федора Ивановича Тютчева:

    О, как убийственно мы любим,

    Как в буйной слепоте страстей

    Мы то всего вернее губим,

    Что сердцу нашему милей!

    Давно ль, гордясь своей победой,

    Ты говорил: она моя...

    Год не прошел - спроси и сведай,

    Что уцелело от нея?

    И, конечно, нельзя здесь не сказать о любовной лирике Пушкина.

    Я помню чудное мгновенье:

    Передо мной явилась ты,

    Как мимолетное виденье,

    Как гений чистой красоты.

    В томленьях грусти безнадежной,

    В тревогах шумной суеты,

    И снились милые черты...

    Эти стихи Пушкин вручил Анне Петровне Керн 19 июля 1825 года в день ее отъезда из Тригорского, где она гостила у своей тетушки П. А. Осиповой и постоянно встречалась с поэтом.

    Закончить свое сочинение я хочу опять же строками из еще одного стихотворения великого Пушкина:

    Я вас любил: любовь еще, быть мож







  5. Мастер и Маргарита - Булгаков



    10 Нравится Пожаловаться
    12 ОТВЕТОВ
    люсячка Мудрец (14951) 8 лет назад

    2 Нравится Пожаловаться
    Кисуля Ленуля Профи (874) 8 лет назад
    Gi De Mopassan
    Нравится Пожаловаться
    Olga G. Мудрец (14450) 8 лет назад
    А. Толстой Хождение по мукам... Даша и Иван, Рощин и Катя
    Нравится Пожаловаться
    Миса Профи (838) 8 лет назад

    Нравится Пожаловаться
    КИПАРИС Профи (816) 8 лет назад
    Ромео и Джульета
    Нравится Пожаловаться
    Oksana Shtyrkova Знаток (426) 8 лет назад

    Нравится Пожаловаться
    Rasmus92 nosername Гуру (3052) 8 лет назад
    найдите мне где ее нет=)
    4 Нравится Пожаловаться
    Lucy Мыслитель (7535) 8 лет назад



    1 Нравится Пожаловаться
    hrisagy Мыслитель (7563) 8 лет назад
    Назову героинь, которых эта любовь не обошла, так сказать, стороной: Таня из Евгения Онегина, Каренина у Толстого, Джульетта у Шекспира, Ася тургеневская, Лиза из Бедной Лизы Карамзина...
    2 Нравится Пожаловаться
    Марина Решке Ученик (115) 1 месяц назад
    Любовь высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет.

    Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга:

    Нет повести печальнее на свете,

    Чем повесть о Ромео и Джульетте...

    Впрочем, любовь бывает разной страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной...

    Вспомним героев романа Тургенева Отцы и дети Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе.

    А что же Одинцова?.. До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес. Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно. Такая любовь обречена.

    Другой пример герои произведения Булгакова Мастер и Маргарита. Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, зде

  6. В классической? Взаимная? Да пожалуйста!

    Наташа и Пьер, Марья и Николай - "Война и мир" Толстого
    Соня и Родион - "Преступление и наказание" Достоевского
    Грушенька и Дмитрий, Лиза и Алша- "Братья Карамазовы"
    Катя и Аркадий - "Отцы и дети" Тургенева
    Ольга и Штольц - "Обломов" Гончарова
    Суламифь и Соломон - "Суламифь" Куприна
    Мастер и Маргарита - Булгаков
    Анжелика и Жоффрей Де Пейрак - "Анжелика" авторы - Анна и Серж Голон
    Дея и Гуинплен - "Человек который смется" Гюго
    Мариус и Козетта - "Отверженные" Гюго

    Если не взаимная нужна, напишите мне на мыло.

  7. Для меня достаточно Евгения Онегина и Анны Карениной....
  8. Граф Монте-Кристо и Мерседес, Ромео и Джульетта, Орфей и Эвредика
  9. Евгений Онегин и Татьяна - неразделенная любовь;
    Печорин и Вера, Мэри, Бела - любовь в одну сторону, любовь от скуки;
    Мистер Дарси и Элизабет ("Гордость и предубеждение") - обоюдная любовь и уважение.
  10. Овод. Э. Войнич.
  11. найдите мне где ее нет=)
  12. Ромео и Джульетта. Самая трогательная, страстная и несчастная любовь!

Эпиграф: «Без любви жить легче. Но без нее нет смысла». (Л.Н. Толстой)

Что такое любовь? Этот вопрос, несомненно, волнует каждого человека. Недаром извечным проблемам любви посвящено немало произведений художественной литературы. Особенно эта тема волновала великих русских писателей: А.П. Чехова, И. С. Тургенева, И.А. Бунина, А.И. Куприна. У каждого из них было свое, личное, отношение к любовным переживаниям, которые являлись для их героев либо серьезным испытанием, либо становились причиной тяжелой драмы, либо приводили к серьезным раздумьям и духовному обновлению.

Как рассуждает главный герой рассказа Чехова «О любви» Павел Константинович Алехин, русская интеллигенция, которую очень интересуют вопросы любви, все усложняет и предпочитает «украшать свои чувства роковыми вопросами»: честно или нечестно, умно или глупо, и к чему все это может привести? По его мнению, любовь не терпит каких-либо законов, и у каждого любящего или влюбленного проявляется по-своему.

Чужой опыт совершенно бесполезен. Именно сомнения в правильности своего влечения помешали самому Алехину любить Анну открыто и смело, признавшись в этом не только ей, но и самому себе. Понимание того, что для любви не должно быть никаких преград и оговорок, пришло к нему слишком поздно и принесло только боль и горестные воспоминания. И все-таки он осознал свою роковую ошибку: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Понял, но уже был глубоко несчастлив.

О том, как важно не проглядеть свое счастье, пишет Тургенев в повести «Ася».

Главный герой N, как и Алехин в рассказе Чехова «О любви», начинает понимать, насколько сильно было его чувство к Асе, только тогда, когда навсегда потерял ее любовь. Своей нерешительностью и рассудочностью он все испортил. В общем-то, он испугался светлого и сильного чувства девушки, обидев ее и оттолкнув. Спустя годы, он, «утратив все крылатые надежды и стремления», свято хранит предметы, напоминающие ему об Асе, и тоскует в полном одиночестве.

О сложностях любовных отношений также писали Бунин и Куприн. Но они по-разному подходили к этой теме. У Бунина любовь – это сильные и в то же время тревожные эмоции. Порой все заканчивается трагедией, потому что поступки влюбленных героев не всегда благородны и честны. Страстные и безответственные чувства разрушительны. Так, в рассказе «Кавказ» обманутый муж убивает себя из-за предательства жены, которая любила другого человека и скрытно уехала с ним отдыхать на Кавказ, хотя боялась и страдала. Ее украденная любовь не была счастливой в отличие от любви Верочки в рассказе Куприна «Куст сирени». Вера не просто любит своего мужа Алмазова, а жертвует ради него многим, поддерживает его и во всем помогает. Любовь дает для этого силы, которые Вере необходимы еще и потому, что Алмазов слабый, нервозный и не очень умный человек. Но для нее это не имеет значения. Она счастлива, когда муж спокоен и доволен собой.

Любовь – это очень сильное и многогранное чувство. Ее сила может быть направлена и на созидание, и на разрушение. Сколько бы ни размышляли, сколько бы ни писали, ответ на вопрос, какой должна быть любовь, каждый человек находит для себя сам. Об этом просто и точно сказал поэт К. Жане:

Два парня поспорили так горячо,

Что их услыхал бы любой.

Они говорили еще и еще

О том, что такое любовь.

«Любовь – это радость!» - один говорил.

«Нет, жертва», - ответил другой.

«Любовь – это сила, что выше всех вил!»

«Нет – слабость», - заметил другой.

«Любовь – это счастье! Любовь – это свет!», -

Один вдохновенно кричал.

«Счастливой любви не бывает и нет», -

Угрюмо другой отвечал.

Поняв, что в тупик их зашел разговор,

Друзья подошли к старику.

«Отец, ты поможешь решить этот спор,

Ты много видал на веку».

Но он отвечал им: «Вам трудно, друзья,

Понять, где тут правда, где ложь.

Любовь объяснить, к сожаленью, нельзя:

Полюбишь – тогда и поймешь!»

Обновлено: 2018-04-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Выявление изменений в жизни женщины эпохи Петра I на примере анализа произведений литературы. Исследование повести "О Петре и Февронии" как источника древнерусской литературы и проповеди Феофана Прокоповича как примера литературы Петровской эпохи.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Место темы любви в мировой и русской литературе, особенности понимания этого чувства разными авторами. Особенности изображения темы любви в произведениях Куприна, значение этой темы в его творчестве. Радостная и трагическая любовь в повести "Суламифь".

    реферат , добавлен 15.06.2011

    Главенствующие понятия и мотивы в русской классической литературе. Параллель между ценностями русской литературы и русским менталитетом. Семья как одна из главных ценностей. Воспеваемая в русской литературе нравственность и жизнь, какой она должна быть.

    реферат , добавлен 21.06.2015

    Тема любви - центральная тема в творчестве С.А. Есенина. Отзывы о Есенине писателей, критиков, современников. Ранняя лирика поэта, юношеская влюбленность, истории любви к женщинам. Значение любовной лирики для формирования чувства любви в наше время.

    реферат , добавлен 03.07.2009

    Тема любви в мировой литературе. Куприн-певц возвышенной любви. Тема любви в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет". Многоликость романа "Мастер и Маргарита". Тема любви в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Две картины смерти влюбленных.

    реферат , добавлен 08.09.2008

    Тема любви в произведениях зарубежных писателей на примере произведения французского писателя Жозефа Бедье "Роман о Тристане и Изольде". Особенности раскрытия темы любви в произведениях русских поэтов и писателей: идеалы А. Пушкина и М. Лермонтова.

    реферат , добавлен 06.09.2015

    Особенности любовной лирики в произведении "Ася", анализ сюжета. Действующие лица "Дворянского гнезда". Образ тургеневской девушки Лизы. Любовь в романе "Отцы и дети". Любовная история Павла Кирсанова. Евгений Базаров и Анна Одинцова: трагизм любви.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2012

Настроение сейчас - карашо

Тема любви – вечная, как само чувство, ее породившее, одухотворяла искусство всех времен и народов. Но в каждую эпоху выражала какие-то особые нравственно-эстетические ценности. В русской литературе XX в. эта тема приобрела новое звучание, поскольку проникновение в диссонансы человеческой души вызвало мечту о ее полной «переплавке». Вполне можно утверждать, что целостную концепцию жизни художники во многом определяли через постижение сущности любви.

К истолкованию этого дара как могучей, преобразующей силы сначала пришла философская мысль. Соловьев выделил «половую любовь» - между мужчиной и женщиной – среди других видов этого чувства (братского, родительски-сыновнего и пр.) и развенчал взгляд на нее некоторых создателей классической философии, в частности А.Шопенгауэра. Неприятие вызвало признание «половой любви» «за средство родового инстинкта, или за орудие размножения», равно и за «обольщение, употребляемое природой или мировой волей для достижения ее особых целей». Для Соловьева чисто плотское влечение (данность реального существования) ничего общего не имело с любовью. Но он не отрицал, напротив, всемерно укрупнял значение телесной страсти. Именно ее горение дает «высший расцвет» индивидуальности. Более того, «половая любовь» спасает людей от одиночества и эгоизма: она важна «как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое», как «действительное и неразрывное соединение двух жизней в одну». Но и такими достижениями не ограничил Соловьев открывшихся перед страстно любящей личностью возможностей. Тяготение к идеальному образу приводит к творчеству – к преобразованию «по этому истинному образцу не соответствующей ему действительности». Не принимая христианского призыва к аскетизму, подавлению якобы греховной плоти, философ поклонялся созидательному началу любви: «Ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность есть ее перерождение, спасение, воскресение». Раскрыл Соловьев и венец этих метаморфоз: «… путь высшей любви, совершенно соединяющей мужское с женским, духовное с телесным, есть соединение или взаимодействие божеского с человеческим…».

Некоторые религиозные мыслители младшего поколения (В.Розанов, Н.Бердяев, Л.Карсавин) по-своему развивали положение труда Соловьева «Смысл любви»; другие (С.Булгаков, С.Франк) не соглашались с признанием в «половой любви» высшего типа человеческого чувства. Но все видели в нем источник духовного обновления.

Н.Бердяев убежденно писал: «Эрос, о котором так таинственно учил Христос, которым хотел соединить людей в Боге, - не родовая любовь, а личная и соборная, не природная любовь, а сверх-природная, не дробящая индивидуальность во времени, а утверждающая ее в вечности». С.Франк, указывая на «трагическую иллюзорность эротической любви» (разновидности ложного идолопоклонства), не сомневался в том, что «любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни – более того, единственная подлинная ее основа.

В словесном искусстве были прямые последователи гуманистической философии В.Соловьева – символисты; группа А.Белого так и называла себя – «соловьевцами». Помимо непосредственного влияния, создатели поэзии и прозы неоднородной эстетической направленности самостоятельно, следуя логике своего жизненного и литературного опыта, пришли к раскрытию даже тягостных испытаний несчастной любви как величайшего стимула человеческого преображения. Поэтому любовные муки по-разному сближались с муками творчества, чаще – художественного.

Измена женщины воспринимается лирическим героем Н.Гумилева (сборник «Жемчуга») утратой самой дорогой способности души – «уменья летать». Однако в страданиях рождается страстное желание «заворожить садов мучительную даль», в смерти найти «острова совершенного счастья». Безответная любовь (сборник «Костер») все-таки влечет «сердце к высоте», «рассыпая звезды и цветы». А в радостном сближении с любимой обретается новая прекрасная страна мечты (сборник «Огненный столп»):

Там, где все сверканье, все движенье,
Пенье все, - мы там с тобой живем;
Здесь же только наше отраженье
Полонил гниющий водоем.

А.Ахматова восприняла свои горькие разочарования, потери источником вдохновения: «легче стало без любви» - «одной надеждой меньше стало, / Одною песней больше будет». Из пепла сожженного чувства возрождается, как птица Феникс, самоотреченная тяга к поэзии:

Тяжела ты, любовная память!
Мне в дыму твоем петь и гореть,
А другим – это только пламя,
Чтоб остывшую душу греть.

Интимные переживания донесены всюду, нередко средствами конкретных, «вещных» деталей. Тем не менее, образ идеала оттеснен воплощение того или иного смысла любви: торжества мечты, взлета духа, победы певческого дара… Высокое чувство становится исходом самосознании личности, раздумий о сущности бытия.

В прозе А.Куприна, И.Бунина, других крупных художников эпохи своеобразно выразилось сходное устремление. Писателей привлекала не столько история отношений любящей пары или развитие ее психологического поединка, сколько влияние пережитого на постижение героем себя и всего мира. Либо на первый план повествования выдвигалось авторское осмысление тех же процессов. Потому событийная канва была предельно упрощена, а внимание сосредоточено на мгновениях прозрения, поворотных внутренних состояниях персонажа.

Беспредельные духовные возможности человека и его же неспособность их реализовать – вот, что волновало Куприна, и было запечатлено уже в ранних его рассказах. В заметке «Фольклор и литература» он расшифровал свое представление о причинах этой двойственности: извечно подстерегает людей борьба «силы духа» и «силы тела». Писатель, однако, верил в преодоление низменных плотских влечений высокими запросами.

ВИДЫ ЛЮБВИ В ХУДОЖЕСТВНЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Цель: Показать многогранность и неизмеримость любви во всех ее ипостасях и проявлениях; показать, что различные виды любви встречаются в литературе.

Задачи: 1) Научить различать виды любви, легко находить их в тексте;

2) Развивать чувство прекрасного, творческое мышление;

3) Воспитывать любовь к литературе, родителям, окружающим людям. Сформировать понимание «истинной» любви.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Форма работы: беседа

Ход работы

«Когда двое делают одно и то же, получается не одно и то же»
Теренций

«Любовь не может властвовать над людьми, но она может изменять их»

Гёте

Любовь в ее различных проявлениях на протяжении всей истории человечества являлась наиболее распространенной темой произведений искусства. Попробуем проиллюстрировать виды любви на примере всем известных личностей и литературных героев.

Видео 1. Виды любви. (1:23)

    ЛЮБОВЬ-ЭРОС.

Эрос (др.-греч. ἔρως) - это стихийная, восторженная влюблённость, телесная и духовная страсть. Это страсть больше для себя, чем для другого, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения. Ее духовность довольно поверхностна и иллюзорна.

«Ромео и Джульетта» Шекспира - это любовь-страсть.

Это - романтическое чувство, которое может гореть долго и ярко, но может погаснуть без следа от одного резкого слова или шокирующего поступка. Некоторые способны испытать такое чувство один раз за всю жизнь, некоторые - несколько раз. Но всегда это происходит стихийно, налетает как ураган и опьяняет человека. В этой любви нет драматизма, она - как праздник, который ждут с радостью и с которым расстаются без сожалений. Эта любовь не может долго существовать без взаимности, она дает столько же, сколько берет. Она жаждет полноты чувств и сочетания влечений ума, души и тела, но без эротической гармонии для нее все остальное может потерять смысл.

Страстной и чувственной была любовь Аксиньи и Григория Мелехова в романе Шолохова «Тихий Дон». Она горела бурно, смягчив суровый характер Григория и высвободив сдержанную страстность его натуры. Но, если бы не несчастный случай, оборвавший их любовь, вряд ли это романтическое чувство оказалось бы долговечным.

Зная тип отношений этой пары, а это отношения «Суперэго» можно попытаться промоделировать их дальнейшее развитие. Могло бы наступить, с одной стороны - любовное пресыщение, с другой эмоциональное перенапряжение, а в результате - взаимное охлаждение, очень губительное для этой любви.

Э. Асадов показал, к чему могут привести действия любви эрос. Давайте послушаем стихотворение «Лялька».

Ах, что только не делала зависть!

Убивала, сводила с ума,

Приносила девчонкам страданья!

Вот, послушай, быль есть одна.

Ну, с чего бы начать? Вот, пожалуй!

В класс девчонка вошла – новичок.

Русый волос был гладко причёсан,

Не сходила улыбка с лица.

Все ребята, конечно, встали

И директор прервал урок.

Сразу весть пронеслась по школе.

Ах, красавица, ангел какой!

И должна вам признаться, девчонки

Я ещё не видела такой.

Голубые глазёнки мигали

Будто в них зарождалась весна.

Полюбила вся школа девчонку.

Не гордилась она красотой.

Имя её было Лялька, просто куклой звали её.

Атаманом был в классе Серёжка.

Тоже славился он красотой,

И девчонки к нему так и липли,

Только думал он о другой.

Понимали все это девчонки.

Отомстить решила одна

И по школе мгновенно

Блеснула ребят клевета.

Лялька! Лялька! Ведь ты не знаешь,

Что о тебе говорят.

И лишь один не поверил Серёжка.

Вдруг поднялся и крикнул «Молчать.

Ведь всё это неправда, неправда!

Кто-то подло над ней пошутил!

Всё равно я узнаю правду

И тогда уж пощады не жди!»

И вот она, ничего не зная,

В класс спокойно вошла.

Как всегда лицо в улыбке

И румянец играет в щеках.

Вдруг подходит к ней быстро Серёжка

И серьёзно ей говорит:

«Слушай, Лялька, только без смеха.

Это верно? Записку прочти».

До того ли ей было тогда.

По листку глаза пробежали.

Улыбнулась она ему,

Но вдруг закрыла глаза:

«Люди! Люди! Зачем вы так строго?

Люди! Люди! Зачем вы так?»

И она метнулась из класса,

Замелькала в школьных дверях.

Школа, двор, дорога, машина…

Но не видит она ничего.

Слёзы! Всё застилают слёзы. Крах!

Рядом с ней он, Серёжка.

По дороге она бежала.

Завизжали вдруг тормоза.

Под колёсами Лялька лежала,

Закрывая от боли глаза.

«Лялька, Лялька, Лялька.

Слышишь, не смей, погоди!»

Слёзы льются из глаз атамана.

Сердце! Сердце бьётся в горячей груди,

Но Лялька лежит неподвижно

И ресницы слиплись в крови.

И одно лишь слышит девчонка:

«Лялька, слышишь, не смей, погоди!»

И в последнюю в жизни минуту

Вдруг сказала она тяжело:

«Я люблю лишь тебя одного».

На дороге Лялька лежала.

Рядом с нею лежал атаман,

А вокруг них люди стояли.

Каждый это без слов понимал.

Кто в этом стихотворении проявил любовь-эрос? (Девочка, которая позавидовала)

ЛЮБОВЬ-МАНИА.

Граничит с любовью Эрос. Чувство - слепое, романтическое, очень эмоциональное, порабощающее и любящего, и того, на кого оно направлено. Она порождает большинство трагедий.

«Мания» (от греческого «мания» - это болезненная страсть) – любовь-одержимость, основа которой – страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов».

Такова любовь Анны Карениной и Вронского. Их бурные, всепоглощающие и драматические чувства, которые они проявляли друг к другу и ради которых шли на любые жертвы, не выдержали испытания временем. У Вронского с Анной в конце концов накопилась усталость от бурных эмоций, столь привлекавших вначале обоих высоким накалом. При разрыве Анна теряла намного больше, чем Вронский, так как она поставила на карту все: семью, ребенка, положение в обществе. Лишившись всего и не получив взамен ничего, кроме крушения иллюзий, Анна Каренина покончила с собой. Любовь подчинила ее и погубила.

Точно такой же исход постиг героя известного рассказа Куприна «Гранатовый браслет», принадлежащего к этому же типу личности, который ради своей любви тоже все поставил на карту, даже совершил преступление - растрату государственных денег, чтобы сделать подарок любимой женщине. Без взаимности с ее стороны жизнь потеряла для него смысл, и он решился на самоубийство.

В результате такой любви-сверхценности погибли герои Шекспира Ромео и Джульетта. Чаще такой исход принимает любовь-Маниа в сочетании с идеалистичной Агапэ.

А давайте посмотрим, какое все же должно быть отношение парня к девушке.

Видео 2. Ударь её. (3:20)

    ЛЮБОВЬ-ФИЛИА.

Филиа (др.-греч. φιλία) - любовь-дружба, более спокойное чувство. Это глубокая духовная близость, которая строится на общности интересов или служении общей цели. Она обусловлена социальными связями и личным выбором. Именно филиа в учении Платона о любви было возведено на высшую ступень.

Например, Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» - это дружба Маленького Принца и Лиса, дружба Маленького Принца и розы. Лев и собачка Толстого. Они были такими большими друзьями, что лев не смог смириться с потерей своей подруги. Целиком и полностью посвятили себя друг другу и нашли друг в друге все необходимое для счастья. Их отношения были полны уважения и постоянного интереса друг к другу.

Для меня настоящим образцом дружбы является великолепная четверка, А. Дюма. Атос, Портос, Арамис и Д’Артаньян. Образец настоящих мужчин, готовых не только спасти жизнь друг другу, но и отстоять честь женщины.

Посмотрите еще один пример дружбы:

Видео 3. Добро возвращается. (2:31)

    ЛЮБОВЬ-СТОРГЭ.

Это любовь, полная деликатности и такта, склонная к постоянству и компромиссам ради поддержания гармонии в отношениях. Идеальная форма семейной любви, основанная на способности долго поддерживать спокойные дружеские отношения, полные нежности и простой, глубоко человечной любви к партнеру, полной сочувствия и снисхождения к недостаткам. Эта любовь раскрепощающая, когда каждый может быть самим собой и душой, и телом; когда любят человека просто за то, что он есть. Единственное, чего она не прощает - это грубости, эгоизма, притворства и неискренности, которые противны самой ее сути. Самое ценное в ней - внимание друг к другу даже в мелочах.

Сторгэ (др.-греч. στοργή) - любовь-нежность, семейная любовь, полная мягкого внимания к любимому. Нежная семейная любовь с годами превращается в любовь-привычку. О ней писал Пушкин: «привычка свыше нам дана, заменой счастию она.»

Самый выдающийся литературный пример любви-привычки - «Старосветские помещики» Гоголя. Этот рассказ, который я считаю лучшим у Гоголя, просто воплощение бессмертной фразы Пушкина. Старосветские помещики - Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович. Они обрели свое счастье, так как оба соответствовали высоким моральным требованиям любви - Сторгэ: верность, такт, обоюдная забота, предупредительность. Их отношения просты и естественны, без элементов игры и пафоса, присущих чете Маниловых.

Ярко изображена любовь-Сторгэ у Наташи Ростовой в романе Л. Толстого «Война и мир». В этом примере речь идет о дуальной любви. Властность Наташи (предположительно, тип Политик) и собственническая сторона ее любви, проявились в беззаветной любви к мужу, который полностью подчинился ее мягкой власти. Любовь Пьера дополняется его возвышенной жертвенностью и благодарностью за стабильность семейного счастья.

Этот вид любви возникает не только между мужем и женой, но и между родителями и детьми. В видеоролике мы увидим проявление именно этой любви:

Видео 4. Лучший сын. (3:26)

    ЛЮБОВЬ-АГАПЭ.

Агапэ (др.-греч. ἀγάπη) –духовная любовь. Она полна жертвенности и самоотречения. Это любовь к другому и ради другого. Самое возвышенное, красивое, духовное, идеалистическое чувство, для которого не страшно время и расстояние. Чувственная сторона жизни может быть принесена в жертву далекому идеалу. Даже когда люди вместе, для них важнее всего духовная близость, поэтическое созвучие мыслей и чувств. При этом общность занятий и увлечений не так важна, как сходство во взглядах на жизнь. Эта любовь терпелива; она способна ждать взаимности долго и верить в нее даже при минимальных шансах.

Русские литературные героини очень часто «влипают» в Агапэ. А русским мужчинам очень нравится, когда их самоотверженно любят. Мировые религии называют эту любовь высшим из земных чувств человека. Иисус, естественно, любит всех людей любовью Агапэ.

Гротескный образ этой любви создал Н. Гоголь в романе «Мертвые души» - это Маниловы. Все свое дипломатическое мастерство и жертвенность любви Агапэ, они сосредоточили друг на друге. Их взаимный идеализм и способность строить воздушные замки не изменил им даже в старости.

В поэме «Мертвые души» помещик Манилов это образцовый семьянин и любящий отец. Он счастлив в браке и нежно любит свою жену. Манилов также - отец двоих маленьких детей. В целом, в семье Манилова царит трогательная атмосфера любви и нежности.

Итак, характеристика семейства Манилова, а также описание его жены и детей:

Члены семьи Манилова это: жена Елизавета («Лизанька»), старший сын, младший сын. Также членом семьи можно считать домашнего учителя Маниловых, который занимается с двумя сыновьями.

У Манилова с женой очень теплые и нежные отношения, несмотря на то, что они в браке уже 8 лет. Супруга Манилова - приятная, гостеприимная и образованная женщина. К сожалению, жена Манилова не занимается хозяйством и крестьянами, но в доме на это никто не жалуется. «Лизанька» настолько возвышенна, что не интересуется земными делами.

Итак, цитатная характеристика жены Манилова в «Мертвых душах»:

«... Позвольте мне вам представить жену мою [...] Душенька!...»

«... Лизанька...» «... Она была недурна, одета к лицу. На ней хорошо сидел матерчатый шелковый капот бледного цвета; тонкая небольшая кисть руки ее что-то бросила поспешно на стол и сжала батистовый платок с вышитыми уголками. [...] Манилова проговорила, несколько даже картавя...» «... Жена его… впрочем, они были совершенно довольны друг другом. Несмотря на то что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь [...] Ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы: какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку. И весьма часто, сидя на диване, вдруг [...] они напечатлевали друг другу такой томный и длинный поцелуй [...] Словом, они были, то что говорится, счастливы...» «... зачем довольно пусто в кладовой? [...] Но все это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо...» (жена Манилова не занималась хозяйством) «... Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы ничего не кушаете, вы очень мало взяли»...» (о гостеприимности жены Манилова)

Как уже было сказано ранее, мировые религии относят любовь Бога к Агапэ.

Бог любит без всяких условий и «если». Это любовь «Агапэ» (ἀγάπη). В Библии сказано, что Бог есть любовь: Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь . Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. (1Иоанна 4: 7-12).

Апостол Павел в первом послании Коринфянам в тринадцатой главе раскрывает свойства Божественной любви: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.

Любовь Агапэ готова пожертвовать всем для блага другого. Обратите внимание, это не та эгоистическая жертва присущая любви-мании! Это абсолютно искренняя любовь, от всего сердца. Смотрим видео:

Видео 5. Бусы из бирюзы. (2:36)

ВЫВОД:

Можно много типов любви выделять. Но самый важный вид, в котором любовь приносит счастье – это любовь-Агапе. Желаю всем вам, чтобы в ваших сердцах горела настоящая искренняя Любовь, которая будет проявляться во всех сферах вашей жизни: семья, друзья, личные отношения.

Обратите внимание на слова наставления и ободрения, которые оставлены в Библии – многовековой книги Мудрости:

12. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

13. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

14. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

(Св. Евангелие от Иоанна 15:12-14)

17. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

(Св. Евангелие от Иоанна 15:17)

И конечно же из литературы: Видео 6. Любовь и Трусость (2:47)

Эдуард АСАДОВ - ЛЮБОВЬ И ТРУСОСТЬ

Почему так нередко любовь непрочна?

Несхожесть характеров? Чья-то узость?

Причин всех нельзя перечислить точно,

Но главное все же, пожалуй, трусость.

Да, да, не раздор, не отсутствие страсти,

А именно трусость - первопричина.

Она-то и есть та самая мина,

Что чаще всего подрывает счастье.

Неправда, что будто мы сами порою

Не ведаем качеств своей души.

Зачем нам лукавить перед собою,

В основе мы знаем и то и другое,

Когда мы плохи и когда хороши.

Пока человек потрясений не знает,

Не важно - хороший или плохой,

Он в жизни обычно себе разрешает

Быть тем, кто и есть он. Самим собой.

Но час наступил - человек влюбляется

Нет, нет, на отказ не пойдет он никак.

Он счастлив. Он страстно хочет понравиться.

Вот тут-то, заметьте, и появляется

Трусость - двуличный и тихий враг.

Волнуясь, боясь за исход любви

И словно стараясь принарядиться,

Он спрятать свои недостатки стремится,

Она - стушевать недостатки свои.

Чтоб, нравясь быть самыми лучшими, первыми,

Чтоб как-то "подкрасить" характер свой,

Скупые на время становятся щедрыми,

Неверные - сразу ужасно верными.

А лгуньи за правду стоят горой.

Стремясь, чтобы ярче зажглась звезда,

Влюбленные словно на цыпочки встали

И вроде красивей и лучше стали.

"Ты любишь?" - "Конечно!"

"А ты меня?" - "Да!"

И все. Теперь они муж и жена.

Ну сколько на цыпочках выдержать можно?!

Вот тут и ломается тишина...

Теперь, когда стали семейными дни,

Нет смысла играть в какие-то прятки.

И лезут, как черти, на свет недостатки,

Ну где только, право, и были они?

Эх, если б любить, ничего не скрывая,

Всю жизнь оставаясь самим собой,

Тогда б не пришлось говорить с тоской:

"А я и не думал, что ты такая!"

"А я и не знала, что ты такой!"

И может, чтоб счастье пришло сполна,

Не надо душу двоить свою.

Ведь храбрость, пожалуй, в любви нужна

Не меньше, чем в космосе иль в бою!

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

    ЛЮБОВЬ-ПРАГМА.

Ее принято называть рассудочной любовью. Это логическая форма любви, которая не может возникнуть стихийно, быть слишком чувственной или духовной. Более того, если она противоречит здравому смыслу и несет в себе разрушительные тенденции, человек быстро излечивается от нее. Как правило тот, у кого выражена любовь-Прагма не склонен вспоминать, переживать и долго анализировать долго свою неудачу. То, что не рационально, отбрасывается.

Так, Пьер Безухов в своем первом браке с красавицей Элен Курагиной, не встретив взаимности с ее стороны, быстро охладел и без труда вычеркнул ее из своего сердца. Избегая пересудов в обществе, он долго поддерживал видимость этого брака, не пытаясь его расторгнуть. При этом он предоставил жене свободу в выборе занятий и развлечений. При этом Пьер не переживал из-за ее измен. Она для него как бы не существовала.

Любовь-Прагма - это не обязательно брак по расчету, тем более материальному. Это просто выбор, а еще точнее - способность уживаться с партнером, который отвечает не отвлеченным, а вполне житейским требованиям нормальной семейной жизни - спокойной и налаженной в бытовом отношении. В противном случае наступает разочарование и охлаждение. Человеку с такой формы любви необходимо постоянство в отношениях и стабильность. Подходящий партнер становится его любимым приобретением, о котором он заботится, как хороший хозяин.

Такова любовь Николая Ростова у Л.Н. Толстого. Хорошо изобразил ее и Сомерсет Моэм в романе «Театр» на примере дуальной пары - актрисы Джулии и ее мужа и режисера - Майкла. Джулия любила Майкла спокойной семейной любовью-Сторгэ, а Майкл отвечал ей трезвой, рассудочной любовью-Прагма. Они видели недостатки друг друга и относились к ним снисходительно. Даже незначительные увлечения на стороне, не отражались на прочности их союза. Когда Джулия сильно увлеклась Томом, у нее хватило такта скрыть это от мужа и не травмировать его. Гроза пронеслась мимо, не затронув их семейного благополучия.

    ЛЮБОВЬ-АНАЛИТА.

Самый холодный и требовательный вид любви. После начала, которым сопровождается эмоциями, как любое увлечение или любовь, наступает период холодного анализа в результате которого могут померкнуть многие достоинства партнера, питавшие чувства в начале любви. Те, у кого форма любви-Аналита склонны в первый период влюбленности наделять партнера желаемыми, но часто иллюзорными достоинствами, отсутствие которых при более близком рассмотрении может охладить это чувство.

Требования к партнеру такая форма любви может предъявлять порой очень своеобразны. Любимый человек так много «должен», а еще больше «не должен», что не разочароваться в нем со временем бывает очень трудно. Брак может быть сохранен, если основан на чувстве долга, но отношения могут сложиться весьма прохладные.

Это самая эмоционально независимая форма любви, которая не терпит компромиссов в отношениях. Ей трудно что-то навязать или в чем-то ее ограничить. Человек с такой формой отношений настаивает, чтобы его требования уважали, но сам не всегда способен считаться с требованиями партнера. Это - чувство от ума, а не от сердца, поэтому ему часто не хватает сострадания, если только оно не смягчается дополнительной формой любви, вносящей свои коррективы.

Так любил свою дочь Марью князь Болконский. Он посвящал много времени ежедневным занятиям с нею, стараясь развить ее способности и интеллект, но нисколько не заботился о том, чтобы устроить личную жизнь дочери. Целью ее жизни должно было стать постоянное самообразование, выполнение требований отца и безграничная любовь в ответ на его холодность. Он не понимал, что она из-за этого может страдать. Князь Болконский был настроен на менее ранимого, более оптимистичного и уверенного в себе партнера. Таким человеком была для него француженка-гувернантка Амелия. Ее постоянная веселость и болтливость смягчали его суровый нрав. Особенно импонировало ему то, что она была необидчивой. У дочери, наоборот, форма любви-Сторгэ, абсолютно противоположная любви - Аналита; она нуждалась в более заботливом партнере. Поэтому отношения между отцом и дочерью были так драматичны.

Что же произойдет, если полюбят друг друга два человека с формой отношений Аналита? Это хорошо показал И. Тургенев в романе «Отцы и дети» на примере взаимоотношений Евгения Базарова и Ольги Одинцовой. Эти отношения напоминали известную сказку о журавле и цапле. Взаимное уважение и восхищение то и дело сменялись недоумением, так как инициатива в выражении чувств партнером не поддерживалась. В их отношениях не хватало теплоты, простоты, способности к компромиссам.

Каждый видел в другом притягательный образ равного по уму партнера, но их отталкивала обоюдная независимость. Обоим нужен был партнер, способный своей сильной эмоциональной экспансией растопить лед их рассудочного чувства и одновременно - способный на многие уступки ради сохранения отношений. На это способен человек с формой любови-Маниа.

Их интеллектуальный поединок показал, что требования друг к другу выполняться не будут, поэтому лучше не рисковать, идя на сближение. Готовность к компромиссу первым проявил, полагавший, что женщина существо более слабое и потому рано или поздно уступит ему, но Одинцова, отвергла его предложение ради сохранения своей свободы. Она понимала, что между ними будет длительная борьба, которая ничем не кончится, так как она не та женщина, которая может подчиниться. Они расстались, и это было лучшим, что они могли сделать.

О ревности (к Эросу)

5 место. Ревность является не менее сильным чувством, чем любовь. Она разрушительна по своей сути и заставляет человека страдать, наблюдая за тем, как предмет обожания счастлив и безмятежен в обществе того, кого по-настоящему любит. Осмысление ревности – достаточно сложный процесс, потому как это чувство настолько поглощает человека, что не дает ему возможности трезво оценивать сложившуюся ситуацию. Ревнуя, многие испытывают любовь, которая граничит с ненавистью, о чем признался в своем стихотворении «О, не тревожь меня…» Федор Тютчев. Оставляя за своей избранницей право на личное счастье, автор, между тем, отмечает, что они оба влюблены. Но чувства той, которой адресованы эти строки, действительно чисты и возвышенны. Ревнивцу же вместе с любовью достается горечь утраты, досада на себя самого и неловкость оттого, что своим эгоизмом он разрушает тот образ, который создал в душе своей возлюбленной.

*** Ф. Тютчев

О, не тревожь меня укорой справедливой!

Поверь, из нас из двух завидней часть твоя:

Ты любишь искренно и пламенно, а я -

Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,

Мной созданным самим, без веры я стою -

И самого себя, краснея, сознаю

Живой души твоей безжизненным кумиром.

4 место. Ревность, граничащая с потерей разума – еще один аспект этого непростого и многогранного чувства, которое попытался описать словами русский поэт Николай Некрасов. Его стихотворение «Ревность» наполнено болью и бессилием перед натиском коварного врага, которые способен отравить безмятежное существование любого человека. Достаточно лишь маленькому зерну ревности пустить корни в душе того, кто влюблен, как весь окружающий мир утрачивает свою красоту и привлекательность, чувства и желания притупляются, а сердцу наполняется холодной яростью, которая готова выплеснуться наружу при каждом удобном случае, причинив боль окружающим.

«Ревность» Н.Некрасов

Есть мгновенья дум упорных,

Разрушительно-тлетворных,

Мрачных, буйных, адски-черных,

Сих - опасных как чума -

Расточительниц несчастья,

Вестниц зла, воровок счастья

И гасительниц ума!..

Вот в неистовстве разбоя

В грудь вломились, яро воя, -

Все вверх дном! И целый ад

Там, где час тому назад

Ярким, радужным алмазом

Пламенел твой светоч - разум!

Где добро, любовь и мир

Пировали честный пир!

Ад сей… В ком из земнородных,

От степей и нив бесплодных,

Сих отчаянных краев,

Полных хлада и снегов -

От Камчатки льдянореброй

До брегов отчизны доброй, -

В ком он бурно не кипел?

Кто его - страстей изъятый,

Бессердечием богатый -

Не восчествовать посмел?..

Ад сей… ревностью он кинут

В душу смертного. Раздвинут

Для него широкий путь

В человеческую грудь…

Он грядет с огнем и треском,

Он ласкательно язвит,

Все иным, кровавым блеском

Обольет - и превратит

Мир - в темницу, радость - в муку,

Счастье - в скорбь, веселье - в скуку,

Жизнь - в кладбище, слезы - в кровь,

В яд и ненависть - любовь!

Полон чувств огнепалящих,

Вопиющих и томящих,

Проживает человек

В страшный миг тот целый век!

Венчан тернием, не миртом,

Молит смерти - смерть бы рай!

Но отчаяния спиртом

Налит череп через край…

Рай душе его смятенной -

Разрушать и проклинать,

И кинжалов всей вселенной

Мало ярость напитать!!

3 место. Попытку обуздать это чувство, которое не знает пощады, предпринял поэт Эдуард Асадов в своем стихотворении «Ревность», попытавшись объяснить, что физическое поражение более удачливого соперника не в состоянии решить проблему. Более того, с помощью кулаков вернуть благосклонность возлюбленной невозможно. Остается лишь честно признаться себе в поражении и смириться с тем, что судьба сложилась именно так, а никак иначе.

«Ревность» Э.Асадов

Сдвинув брови, твердыми шагами

В этот вечер под его ногами

Снег хрустит решительно и жестко.

Час назад, в просторном зале клуба,

Пестрый вихрь кружился, бушевал,

Пело сердце, рокотали трубы -

Был в разгаре молодежный бал.

Час назад он думал, что развеет

Подозрений горьковатый дым,

Час назад он верил, что владеет

Все еще сокровищем своим.

Но когда любимую увидел

С тем же длинным парнем в тюбетейке,

В сердце злые шевельнулись змейки,

Он смотрел, молчал и ненавидел.

На площадке лестницы пустой

Видел он, как обнял тот подругу,

Вот они придвинулись друг к другу,

Вот поцеловались раз, другой…

Нет, им даром это не пройдет!

Он отвергнут, только он не сдался.

Он им все итоги подведет.

Зря он, что ли, боксом занимался!

Потому суровыми шагами

Ходит парень возле перекрестка.

И недаром под его ногами

Снег хрустит так твердо и так жестко.

Только для чего готовить мщенье

И катать на скулах желваки?

Если сердце терпит пораженье,

Разве тут помогут кулаки?!

2 место. Впрочем, смирение в подобных вопросах больше характерно для женщин, которые умеют более ловко маскировать это малопривлекательное чувство под маской безразличия и иронии. Однако женская ревность более коварна и изобретательна, и, руководствуясь ею, представительницы слабого пола подчас способны причинить своим возлюбленным глубокие душевные раны. Свидетельство тому –стихотворение Марины Цветаевой «Попытка ревности», которое наполнено сарказмом и желанием унизить того, кому адресовано.

«Попытка ревности» М.Цветаева

Как живется вам с другою, -

Проще ведь? - Удар весла! -

Линией береговою

Скоро ль память отошла

Обо мне, плавучем острове

(По небу - не по водам)!

Души, души! - быть вам сестрами,

Не любовницами - вам!

Как живется вам с простою

Женщиною? Без божеств?

Государыню с престола

Свергши (с оного сошед),

Как живется вам - хлопочется -

Ежится? Встается - как?

С пошлиной бессмертной пошлости

Как справляетесь, бедняк?

«Судорог да перебоев -

Хватит! Дом себе найму».

Как живется вам с любою -

Избранному моему!

Свойственнее и сьедобнее -

Снедь? Приестся - не пеняй…

Как живется вам с подобием -

Вам, поправшему Синай!

Как живется вам с чужою,

Здешнею? Ребром - люба?

Стыд Зевесовой вожжою

Не охлестывает лба?

Как живется вам - здоровится -

Можется? Поется - как?

С язвою бессмертной совести

Как справляетесь, бедняк?

Как живется вам с товаром

Рыночным? Оброк - крутой?

После мраморов Каррары

Как живется вам с трухой

Гипсовой? (Из глыбы высечен

Бог - и начисто разбит!)

Как живется вам с сто-тысячной -

Вам, познавшему Лилит!

Рыночною новизною

Сыты ли? К волшбам остыв,

Как живется вам с земною

Женщиною, без шестых

Чувств?..

Ну, за голову: счастливы?

Нет? В провале без глубин -

Как живется, милый? Тяжче ли,

Так же ли, как мне с другим?

1 место. Между тем, женская ревность чаще всего выливается в изощренную и коварную месть. В своем стихотворении «Ревность» поэтесса Мирра Лохвицкая признается в том, что готова вытерпеть все муки ада лишь ради того, чтобы насладиться местью и причинить не менее сильную боль человеку, которого она любит, и который попросту предал ее, растоптав чувства и надежды. Однако рассчитывать на то, что месть поможет избавиться от ревности, все же не стоит, так как подобные душевные раны лечит лишь время.

«Ревность» М.Лохвицкая

Где сочная трава была как будто смята,

Нашла я ленты розовой клочок.

И в царстве радостном лучей и аромата

Пронесся вздох,- подавлен, но глубок.

Иглой шиповника задержанный случайно,

Среди бутонов жаждущих расцвесть,

Несчастный лоскуток, разгаданная тайна,

Ты мне принес мучительную весть.

Я сохраню тебя, свидетеля обмана,

На сердце, полном горечи и зла,

Чтоб никогда его не заживала рана,

Чтоб месть моя достойною была!