Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Символы национальные. Древние символы народов мира и их значение

Символы национальные. Древние символы народов мира и их значение

Культура всех народов мира развивалась в своем индивидуальном направлении и имела свой особый путь становления. При этом в дошедших до наших дней памятниках прошлого легко угадываются и общие мотивы, характерные одновременно для всех стран, национальностей и народов мира.

Чем объяснить столь удивительный факт? Если пристально углубиться в историю искусства каждой отдельной нации, можно проследить плавный переход от первобытного, не трансформированного сознания, наделенного простейшими формами и образами, к более сложному, высоко художественному и изощренному восприятию действительности.

Самым веским доказательством общности культур являются орнаментальные символы, которые присутствуют в живописи всех современных народов в виде устоявшихся веками, традиционно сложившихся художественных форм. Если проанализировать элементы древних орнаментов, станет многое понятно в образе мышления древних, сложится воедино вектор развития общемирового сознания.

Прежде всего, стоит отметить, что все фольклорные мотивы имели прообразами мифологическое мировосприятие. Им характерна простота линий, четкость форм и устойчивость повторяющихся элементов, главные из которых присутствуют и по сей день в традиционных орнаментах всех народов. Вот самые распространенные и знаменитые из них:



1. Символика женского и мужского начала. Практически во всех культурах присутствуют противоположные образы Женщины и Мужчины (в абстрактном значении этих форм). Большинство знаменитых орнаментов, так или иначе, наличествует данные формы в своем составе как неотъемлемый атрибут. Например - простейшая на наш взгляд форма (Х) лежит в основе символа Мужского начала, а противоположная (+) - символизирует Женское начало. Существуют и объединенные символы, сочетающие обе эти формы. Перечисленные символы являются лишь базовой основой для начертания орнамента, дополняются и развиваются многочисленными другими элементами.


Символ розенкрейцеров. Он означает искупительную мощь крови Христа, а также представляет собой триумф духа, цикл смерти и возрождения. В некоторых толкованиях также символизирует союз мужского и женского божественного начала. Розенкрейцеры занимались черной магией, кабалистикой и алхимией, начиная с 17 века.


В центре вышивки - символ соединения двух родов, известный как Свадебник. Слияние мужского и женского начала в одну общую силу, единение и общая судьба.

Традиционные древне-славянские солярные символы дополняют действие Свадебника. Колард и Солард, солнечные кресты, традиционно вышивались на одежде новобрачных.


Печать Соломона, или звезда Давида

Это знаменитая магическая печать Соломона, или звезда Давида. Верхний треугольник в ее изображении - белый, а нижний - черный. Она символизирует, в первую очередь, абсолютный закон аналогии, выражаемый мистической формулой: «То, что внизу, подобно тому, что вверху».

Печать Соломона - это также символ эволюции человека: надо научиться не только брать, но и давать, поглощать и излучать одновременно, излучать - для Земли, воспринимать - от Неба. Мы получаем и наполняемся, только когда отдаем другим. Это совершенный союз духа и материи в человеке - союз солнечного сплетения и мозга.

2. Символика Земли и Неба. Так же два явно противоположных понятия могут выступать как в противовес друг другу, так и совместно, создавая символ идиллии и гармонии (символ Земли - перевернутый равносторонний треугольник, символ Неба - круг с заключенными в него пересекающимися прямыми).


В буддизме, а также на японских захоронениях можно также встретить статуи состоящие из этих фигур. В основании находится квадрат, затем идет круг, после него - треугольник. Квадрат — символ земли, а круг — символ неба. Вся фигура символизирует человека и обозначает связь между небом и землей.

3. Символика Солнца. На заре развития искусств представления о мире были далеки от сегодняшних, отсутствовала вера в единого Бога, и приветствовался культ многочисленных языческих богов. Один из самых почитаемых - бог Ра в египетской мифологии (он же Ярила у славян, Гелиос у древних греков, Тонатиу у майя и ацтеков, богиня Солнца Аматэрасу в Японии и т.д.). Вполне объяснимо, что единственно верной символикой Солнца может быть круг, представленный у каждого народа в своей интерпретации.


Солярная символика — символика солнечной стихии, солнца, светлых богов.

Варианты изображения диска Солнца


Индоарийские символы у салтовцев



Это — Солярный символ. Русское название свастики — «коловрат», т.е. «солнцеворот» («коло» — древнерусское название солнца, «врат» — вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни — над смертью, яви — над навью.

4. Символика движения и пространства. Изображается в орнаментах в виде ломаной линии. Причем, от ее направления и способа начертания во многом зависит, что именно хотел сказать художник. Так, плавная волнистая линия однозначно означает положительное направление - плодородие, обилие, богатство, долголетие, благополучие во всех его проявлениях. Кривая, состоящая из острых линий, говорит об отталкивании, движении назад, разрыве.


Свастика в Звезде Инглии. Свастика - символ вечного круговорота Вселенной; она символизирует Высший Небесный Закон, которому подвластно все сущее. Этот Огненный знак использовался как Оберег, который охранял существующий Небесный Закон и порядок. От незыблемости их завесила сама Жизнь.


Круглая мандала связана с естественными циклами года. Одну ее ось образовавыли весеннее и осеннее равноденствия, а другую - летнее и зимнее солнцестояния. Это универсальный символ разных культур для восприятия пространства, времени и направления.


Трикверта- символ-оберег, символ движения.


Крест - символ Единения и ключ к Единению. Знак слияния четырех сторон света - севера, запада, востока и юга. Каждая линия креста является по сути пространственно-временной спиралью, которая непрерывно генерирует два основных потока Вселенной, а так же все ее измерения и уровни.


Это лишь небольшой ряд основных орнаментальных символов, присущих одновременно всем культурам. Составленные с их помощью орнаменты могут дополняться другими, менее значимыми элементами, создавая единую гармоничную композицию, которая помимо художественности наделена определенным глубочайшим смыслом.


Думаю, более длинного поста у меня не найти. Пишу скорее для себя, в записную книжку. Здесь уместно сказать: "галопом по европам", и далее даже, всего понемногу и ничего как следует, но для общего ознакомления это всё же подходит.

Этот пост составлен во многом по книге Клэр Гибсон "Как читать символы". Издательство Рипол Классик. Москва.

Уважая авторские права издательства, я избегаю прямого использования материалов книги, покажу лишь несколько фото, хотя я и не одобряю подобных глупых и крайне вредных запретов. По сути,следуя этой логике - вся информация должна быть запрещена, в таком случае, стоит закрыть и-нет как таковой, так как всякая информация уже где-то записана, зафиксирована и имеет источник. А ведь мы платим сегодня за книги такие деньги, что могли бы уже купить себе некоторые права их использовать в обсуждениях без коммерческой цели, а подобные посты никогда не имеют коммерческой цели, как известно всем и каждому. Но, оставив эту проблему, продолжу пост. Я пройду по теме символизма, следуя за страницами книги, а впрочем, наверняка буду отклоняться и отвлекаться. Я буду использовать собственный текст, цитаты из книги и иллюстрации, найденные в сети с указанием источника.

Итак, основной тезис: искусство во многом общается с нами при помощи символов, а символы заключают в себе информацию об определённых архетипах. Я бы ещё добавила, что символ заключает в себе определённую направленность, не только лишь архетип потенциально, но и его направленность. Каждый символ имеет в себе индивидуальную энергетику и пластику. Вот, пожалуй, недостаток представленной в качестве базового материала книги: художник оформитель не ощутил смысла изображаемых символов, лишил их полностью индивидуальности, сделав странно аморфными, безликими, пустыми. В действительности смысл символов как раз в обратном: в содержании и наполненности.

В целом же книга оформлена красиво, со вкусом и очень толково внутри себя сформирована. Вот пример странички:

Но приступим уже, наконец, к самой теме поста.

Древо Жизни - символ Мироздания. Этот символ встречается у всех народов, от Востока до Запада, сколько движется Солнце. По тому же подобию устроено и человеческое тело (чакры). Мы часто встречаем этот символ на шаманских бубнах, в узорах разнообразной вышивки, древо жизни - один из центральных символов мироздания.

Добро и Зло . Сегодня большинство людей ложно считают эти явления антагонистами, ИМХО, это заблуждение. Однако следствия этих двух "источников" действительно часто противоположны, по-этому их есть смысл противопоставлять, и в символике это часто выражено.

Ксилография из трактата "О граде Божием" (Civitas Dei) святого Августина. 1486г.

Военная геральдика - символика воинского братства и инициации.

Рыцарские шпоры - символ рыцарства. У американцев - щиты с отпечатком самого война - означают физическую и духовную силу. Римские военные штандарты с изображением орла - aquila, сидящего на молнии и в окружении лаврового венка - сила и победа, буквы SPQR - Senatus Populusque Romanus - Сенат и народ Рима.

Штандарты принадлежат герцогу Брабанта и Лимбурга Иоанну I (1254-1294). В 1288г после битвы при Воррингене он присоединил к своим владениям графство Лимбургское и Верхний Маас, к золотым брабантским львам присоединились красные лимбургские.

Такие символы как мех горностая или цветок чертополоха несут в себе очень важную информацию. В символике мех горностая символизирует принадлежность к благородной крови, а цветок чертополоха - символ Шотландии и символ самого знатного рыцарского ордена Чертополоха, чей девиз таков: Nemo me impune laceaait - "Никто не падает на меня безнаказанно".

Письменность и хранение информации.

Истоки письменности двойственны: с одной стороны - это именно информация, и тогда письменность имеет именно вид алфавита, с другой стороны - это попытка передать образ, и тогда письменность более символична.

Шкатулка франков, изготовлена в Нортумбрии из китового уса, приблизительно VIIIв.

Фантастические существа. Среди них драконы, сирены, единороги... Каждое существо воспринимается человеком очень определённо.

Щиты племени масаи.

Символ сегира - проходит через центр вертикально, в основе узора - раковины каури. Это символ силы и удачи. Эллиптические узоры на левой стороне - знак моранов, которых связывает боевой опыт и пролитая кровь. Символы на правой стороне щита - информация о индивидуальных качествах воина. Символ эль ланграбвали - красное пятно или цветочный узор - свидетельствует о необыкновенной храбрости на поле боя. Это подобно ордену или медали.

Символы адинкра.

Система символов адинкра принадлежит народу ашанти (Западная Африка, Гана) Изначальное значение символов утрачено, но смысл и имя каждого сохранился.

Первый в табличке - символ Гиэ Ньяме, переводится как "Кроме Бога", и говорит о том, что в этой жизни не нужно ничего бояться кроме Бога, который имеет во Вселенной превосходство над всем.

Йеи племени навахо.

Индейцы Северной Америки из племени навахо используют для изображения "святого народа" йеи - мелкий цветной песок. Эти изображения имеют свою символику, считаются священными и используются чаще сего для исцеления "больного ума и печального сердца".

Так же эти символы изображаются на пледах, но так они уже менее священные. У навахо существует "церемония Святого пути", для её проведения обычно чертят картину "Вращающиеся брёвна", где можо различить пары мужских и женских йеи, и т.д. Мужских богов отличают круглые головы, а женских - квадратные... Так же имеется Разговаривающий Бог - Хастсеятли - с белым лицом, в головном уборе из птичьих перьев, с сумной из перьев, в которой находится кукурузная пыльца. Он символизирует рассвет и восток. Богиня Радуги - Богиня-хранительница, символизирующая небесно-земной путь йеи, у неё длинное разноцветное тело...

Качина племени хопи.

Индейцы племени хопи (юго=запад Сев. Америки) считают, что существует 300 качина - приносящих дождь духов плодородия, которые живут среди них от зимнего до летнего солнцестояния. Духи отличаются по головным уборам, их детально воспроизводят, делая кукол из тополиного корня. Качина важны не только для хопи, но и для других племён пуэбло. Есть такие качина, как Качина Тава - Качина Солнце, Дева-Бабочка, Качина Орла, Качина Белого Бизона и т.д.

Лоа Вуду.

На полотне Андре Пьера - "Королева Вуду, госпожа Эрзули Дантор", веве госпожи - сердце, пронзённое мечом.

Дамбалла - отец Всех духов в традиции Вуду, главный лоа. Питон или удав является его символом.

Легба - лоа, ассоциирующийся с Солнцем и колдовством, он - Хозяин перекрёстков, привратник между миром живых и миром мёртвых. В основе его символа - крест.

Символика племён Северо-Западного побережья Америки.

Орёл - признаком которого является загнуты книзу клюв чёрного цвета, символ племени хайда, означающий охотничью доблесть и власть вождя. Тотем племен хайда - ворон, трикстёр, герой легенд, даровавший людям небесные тела, огонь и свет, ассоциируется с порядком и аккуратностью. Кит-убийца - с синим плавником - олицетворение огромной силы и власти. Бобёр - символ трудолюбия. Лягушка - символ магии и удачи, посланница духов.

Символика воинов равнин.

Племена равнин - сиу, кроу, черноногие, арапаха, команчи, шайен, пауни - кочевые охотники, почитающие орла и медведя. На щитах воинов этих племён часто можно обнаружить медвежью лапу - знак исключительной силы, которую они призывали таким образом на свою сторону. Так же к щитам часто прикреплялись перья.

Ацтекские символы воинского братства.

Ягуар - знак Бога подземного мира и ночного солнца, Орёл - царь дневного солнца. Было два воинских ордена - орден Ягуара и орден Орла. Сооттвественно и внешний вид воинов уподоблялся или ягуару или орлу.

Ацтекский Тональпоуалли - древний календарь. Состоял из двух перекрёстных циклов, включавших 20 дней с уникальными именами, и 13 - с номерами. У каждого "именного" дня было своё значение, что помогало в предсказаниях и прогнозах будущего.

Например, 6й именной день - символ - череп, означает смерть, рождённому в этот день предназначалась короткая жизнь. Вода - знак 9го дня, благоприятный знак, плодородие и благоприятный результат. 18й именной день - символ - кремень, которому присвоен божественный статус. Вероятно, этому дню соответствовал смысл творчества и созидания, внутренняя сила огня. Собака - 10й день - собак ценили за верность и за то, что те уничтожали падаль, а значит избавляли от проблем, считалось, что они помогают хозяину после смерти обрести новое пристанище для души.

Кажется сумбур Африки и Америки, которые в книге подавались вперемешку, а вместе с тем и я повторила тот же путь - закончился.

Боги Месопотамии.

Инанна - шумерская богиня, её ассирийский и вавилонский аналог - Иштар. Символ - восьмиконечная звезда, представлявшую самый яркий светоч на небосклоне - Венеру. Инанна - богиня любви и войны.

Мардук - верховный бог и защитник городов, его символ - треугольный заступ, напоминающий так же и о том, что именно он научил людей возделывать землю. Внешне как прямая молния. Адад - бог неба, приносящий дождь и бури. Символ - цветущий посох с тройной молнией, удвоенная тройная молния. Тиамат - ужасная богиня мать, вышедшая из солёной воды. Символ первородного хаоса, изображение - дракон.

Священные символы иудаизма.

Среди них скрижали с 10ю заповедями, Эпод - одеяние высших священников, Ковчег Завета, Тетраграмматон, шофар - ритуальный музыкальный инструмент, Сефер Тора - свиток Торы, Звезда Давида и Менора - семисвечник.

Индуистские боги Тримурти.

Тримурти - в переводе с санскрита - "Имеющий три формы", он сочетает в себе трёх главных божеств индуизма - Брахму, Вишну и Шиву.

Буддийские символы.

И снова Япония...

Японский мон - круглый символ, в котором заключался какой-либо положительный знак. В переводе мон - "глаз змеи". Часто трактуется как фамильные гербы.

Японские сайты с большим количеством мон: http://monraku.com/ http://www.asgy.co.jp/cgi-bin/kmnlist.pl?kikkou http://www.asgy.co.jp/

Мандалы и янтры в буддизме и индуизме.

Эти знаки служат для структурирования пространства, оказывая большое влияние на окружающее, не зависимо от того, смотрят на них или нет. Концентрация на подобных знаках обычно имеет достаточный эффект.

В переводе с санскрита мандала - "круг", янтра - "инструмент" - способствуют медитации и духовному развитию. Некоторые изображают чакры человека.

Когда пребываешь в мандале, в какую сторону ни смотришь, впереди тебя всегда юг.

Китайский гороскоп и его символика.

Это популярный сегодня в постсоветском пространстве гороскоп 12ти животных: крыса, бык, коза, тигр и т.д. Каждое животное символизирует определённый набор принципов. Если коротко - то основан на движении Юпитера по тем же 12 знакам зодиака, в "западном" варианте по знакам идёт Солнце и это цикл из 12 месяцев, в "восточном" - Юпитер, цикл из 12 лет примерно.

Изначально существовало 12 "земных ветвей", 12 знаков животных перешли в эту более древнюю традицию из буддизма, и это связано с легендой о том, как на зов Будды откликнулось 6 диких животных и 6 домашних...

Двенадцать земных ветвей

Китайский символ тай-цзы и триграммы ба-гуа

Система основана на идее, что первоосновой Вселенной является двойственность, воплощённая в круге тай-цзы (инь-ян). Гармония достигается в том случае, если обе стороны находятся в идеальном равновесии. Восемь триграмм (трёхлинейных знаков) ба-гуа, выражающих изменчивость взаимоотношений двух основных начал, используют для предсказания будущего. В траграммах инь - прерывистые линии, ян - непрерывные.

источник изображения: http://magiimir.com/forum/viewtopic.php?f=54&t=1311

Пять китайских элементов

Идея этой системы заключается в том, что вся космическая материя состоит из пяти элементов: огонь, вода, металл, земля, дерево. Каждый элемент соответствует определённому принципу.

Эти элементы называются усин - буквально это движущая сила, а не нечто стабильное и неподвижное. "Все проявления ци находятся в той или иной фазе своего развития (потенциал, начало развития, пик, стабилизация или упадок). Любой процесс в природе имеет эти пять фаз. В начале любого процесса энергия, подобно Дереву, тянущемуся к свету, быстро растет и развивается. Она направлена вверх. Пик развития - Огонь, максимум энергии, отсюда она устремляется в разные стороны, как тепло солнца. Стабилизация подобна Земле, символизирующей надежную опору. Энергия направлена вниз. После этого следует упадок. Ему соответствует Металл, несущий ощущения твердости и концентрации. На этой стадии энергия движется по направлению внутрь, собираясь и концентрируясь. То есть энергия металла направлена на сжатие. И, наконец, потенциал развития - Вода. Она направлена вниз и в стороны, имеет способность проникать всюду и пропитывать все и соединять разные части.".

Четыре главных искусства китайских мудрецов : кин - музыкальное искусство, символ - китайская цитра; шу - литературное искусство, символ - перевязанные лентами книги; хуа - искусство живописи, символ - два свёрнутых свитка; ки - искусство совершенствования тела, символ - доска для игры в го (вейчи). Это доска и два горшочка с чёрными и белыми фишками (фигурками)

Вернёмся уже домой, в Европу. Символы европейцев более сложны для описания, так как они заключают в себе более ёмкие понятия, требующие более образного и объёмного мышления от читающего, ИМХО. Восток же более схематичен и упорядочен в этом смысле.

Греко-римские Боги Олимпа.

Зевс (Юпитер) - верховный Бог Олимпа, его знак №1, так же орёл и молния, символ верховной власти. Гера (Юнона), его жена. Её атрибут - павлин, символ №2.Деметра (Церера) - богиня мать-земля, символ - хлебный колос. Посейдон (Нептун) - бог водных просторов, океана, моря. В некоторых традициях он был верховным богом. Атрибут - скипетр в виде трезубца. Гермес (Меркурий) - бог и посланец богов, его атрибуты - крылатые сандалии и шлем, а так же знаменитый "рогатый" скипетр, переплетённый змеями. Гефест (Вулкан) - бог кузнец, его атрибут - молот и наковальня. Это бог огня и создатель форм. Афродита (Венера) - жена Гефеста, богиня любви и красоты, её атрибут - зеркало, позднее - роза. Арес (Марс) - бог огня и войны. Его атрибуты - доспехи, а спутники - волк и дятел. Артемида (Диана) - дева охотница, любимая дочь Зевса, её атрибут - серебряный полумесяц в волосах, лук и стрелы, спутники - собаки. Аполлон - её брат, покровитель искусств, с золотой копной волос, его атрибут - лира. Афина (Минерва) - богиня мудрости, ремесла, медицины и "справедливой" войны. Её атрибуты - шлем, плащ аэгис, оливковая ветвь, а спутница - сова. Гестия (Веста) хранительница огня, пока её пламя горит - длится жизнь. Эрот (Амур) - божество, вселяющее в людей страстные стремления, его атрибуты - лук и стрелы. Дионис (Бахус) - бог трансформации сознания, в упрощённом варианте - бог виноградной лозы, которая является атрибутом таковой трансформации. Его жезл тире обвит плющом и увенчан сосновой шишкой. Кибела - богиня, изначально принадлежащая к фригийскому пантеону, Magna Mater, богиня луны и ночи, её спутники - львы. Так же было много других божеств и героев, у каждого были свои атрибуты... Интересную символику можно найти на античных монетах, даже в одном из моих постов, посвящённых Эрмитажу.

Один из вариантов скипетра Гермеса. Этот скипетр своей атрибутикой показывает, на сколько Гермес имел отношение к исцеляющим силам, он - посланник богов, это можно понимать, как "мысль", и действительно, для врачевания своего тела человеку пришлось хорошо подумать. №2 - посох Асклепия, знаменитого целителя древности.

источник изображений: http://magicsym.ru/tag/jezl

Кельтские боги и символы.

Кельтский крест - крест, совмещённый с кругом - отобразил совмещение языческой и христианской традиций, показав их единство, хотя появился задолго до того, как возникла такая необходимость. Правда история показала нечто иное, ибо потребность в новой общественной формации, новый тип власти - не потерпели совмещений и толкований. Сам по себе крест - символ очень ёмкий, например это символ четырёх сторон света, круг как символ, вмещает в себя не меньшее количество информации, так это можно например понимать, как символ непрерывности времени или бытия. В астрологии круг - символ материи, а круг с точкой посередине - символ одухотворённой материи, то-есть живой, оживлённой присутствием духа.

Кельтские боги.

Керн, Херн, Кернуннос, Цернуннос - бог-олень, способный менять форму, его рога оленя - знак способности к обновлению. Именно он начинает годовой цикл после зимнего солнцестояния. Его дерево - сосна или ель. Эпона - белая лошадь, она связана с материнством и с магией, функции Эпоны сложны для краткого описания. Коротко - сила природы в полноте и совершенстве. Её дерево - ива. Богини Луны, магии, воинственные Мах, Бадб, Морриган...Дерево - чёрная бузина. О кельтских богах и их атрибутике можно почитать в моих "кельтских" постах, всё вместе - в посте "астрологическая разработка", где я описываю свой метод, основанный на друидической традиции.

Огамический алфавит . (Это уже в книге почему-то отсутствует, сегодня нам много говорят о традициях Китая, и ничего - о близких нам)

Древний кельтский алфавит, где каждый знак связан с определённым деревом, и каждое дерево символизирует определённый принцип - достоин самого тщательного изучения.

И если очень коротко и примитивно:

А - аилим - сосна, принцип обновления, начало и цикличность.

B - бейт - берёза, принцип роста.

L - люис - рябина, принцип воплощающей трансформации.

F,V - ферн - ольха, активное начало.

S - саилле - ива, принцип интуитивного и естественного.

N - нуин - ясень, принцип обучения и наставничества.

O - охн - дрок, принцип самостоятельности.

H - хуата - боярышник, преодоление или сохранение.

D - дуир - дуб, принцип жизненной силы, законная власть.

T - тинне - остролист, принцип познания теневой стороны бытия, власть бастарда.

K,C - колл - лещина, орешник, мудрость и поэзия, принцип глубинного знания.

Y -йохо - тис, реальные результаты, плоды.

Q - кюэрт - яблоня, женское начало в полноте своей.

M - муин - виноград, вдохновение преображающее.

E - еадха - осина, или упорядочивающая власть закона приводит к равновесию, или происходит саморазрушение и хаос.

G - горт - плющ, сила слова, передача информации.

T - страйф - терновник, мистериальность и итоги.

R - руис - чёрная бузина, золотой столп распада, развоплощение.

Древнескандинавская священная символика.

Центральный образ скандинавской мифологии - мировое древо Иггдрасиль. Считалось, что это ясень. Это древо жизни объединяло три мира: верхние его ветки - Асгард - Дом Богов, Середина - Мидгард - дом людей, корни - Нифльхейм - загробный мир. Это обычная модель мирового древа у всех народов.

На вершине Иггдрасиля жил орёл, с четырёх сторон света его листвой кормились четыре оленя, а у корней жил змей или дракон.

источник изображения: http://www.mifograd.ru/scandinavia.html

Во многих традициях Один - верховный Бог, он одноглазый кузнец, создатель алфавита, могущественный и неоднозначный мастер перевоплощений...

Его конь - Слейпнир, "Скользящий", у коня восемь ног, он быстр как молния.

Так же у Одина есть два ворона Хугиг и Мунин - Думающий и Помнящий, и два волка - Гери и Фреки, Жадный и Прожорливый, которых он кормит из своей тарелки.

Ах Боже мой, ничего толком не рассказав о скандинавской символике, я должна уже двигаться дальше, и показать теперь рунический алфавит, которого почему-то тоже нет в книге. Алфавит известен хорошо, но без него непорядок.

"Феу" - fe - имущество (сканд). Означает собственность.

"Уруз" - urr - вепрь или зубр. Жизненная сила, сексуальный потенциал.

"Туризас" - thorn - колючка (тёрн) (брит), thurs (сканд). Концентрация.

"Анзус" - oss - ас (сканд). Дуализм. Часто означает начало пути, разветвление дорог или известие.

"Райдо" - reio (cканд) Дорога.

"Кано" - kaun (сканд). Факел.

"Гебо" - geofu(брит) Дар. Единство в равновесии сил.

"Вуньо" - wynn (брит) Радость.

"Хагалас" - hagl (сканд) - град. Неуправляемое, стихийное.

"Наутиз" - nauo (сканд). Нужда.

"Иса" - iss(сканд). Лёд. Задержка.

"Йер" - ear (сканд) Год. Годовой цикл.

"Эйваз" - yr (сканд) Сосна. Защита.

"Перт" - peoro (брит) Знак Феникса, инициация.

"Альгис" - elgr (сканд) Лось. Рога лося. Правильная реакция в качестве защиты.

"Соулу" - sol (сканд) - Солнце. Целостность, ясность.

"Тейваз" - tyr. Воин.

"Беркана" - biarkan (сканд) - Берёза. Рост.

"Эйваз" - eoh (брит) Лошадь. Импульс, природная движущая сила.

"Манназ" - maor (сканд) Человек. Осознанное.

"Лагус" - legr (сканд) Вода. Поток, естественное течение вещей.

"Ингуз" - ing (брит) Плодородие как результат.

"Отал" - eoel (брит) - наследство. Считается, что это руна Одина, и она неоднозначна, так как означает жертву, что-то надо отдать, чтобы что-то получить.

"Дагас" - dau (брит). День. Прорыв, но часто трактуется как перемена к обратному.

Христианская символика .

Троица.

Троица символизирует единение трёх начал.

Изначально "Христианство унаследовало ветхозаветное иудейское неприятие образного представления Бога, поэтому Святая Троица (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) первоначально символически изображались в виде треугольника". Внутри треугольника глаз или облако, из которого простирается рука - Бог Отец, написанное имя сына - Бог Сын, белая голубка или пламя - Бог Дух Святой. Многие удивляются, где же женское начало в этом мироздании, но его мы не имеем, такова традиция.

Распятие.

Означает распятого Иисуса Христа, принёсшего себя в жертву ради людей.

Орудия Страстей (лат. Arma Christi) — важные атрибуты Страстей Господних , инструменты мученичества Иисуса Христа. Включает в себя гвозди, которыми его прибивали к кресту, копьё, пронзившее его бок и лестницу, с помощью которой его сняли. Но часто можно увидеть очень много разных предметов.

Дева Мария.

Её символика связана с непорочностью и всепрощающей скорбью.

Madonna of Humility Fra Angelico

Деву Марию часто изображают в синем плаще, синий плащ - знак небесного покрова или крестильной воды. Белая лилия - символ избранности и непорочного зачатия в данной концепции. Часто на картинах, изображающих Благовещение, присутствует белая лилия.

Мартин Шонгауэр. Благовещение.

Семь скорбей Девы Марии. Пылающее сердце, пронзённое семью стрелами или мечами символизируют семь скорбей Девы Марии.

Апостолы, христианские святые и мученики.

12 апостолов так же имеют свою символику. Святой Пётр - ключи, Святой Иаков Старший - раковина гребешка, Иуда Искариот - мешок с деньгами, 30 серебреников, жёлтый плащ и верёвка, Святой Андрей - косой крест...Среди них четыре евангелиста: Святой Матфей - человек с нимбом и крыльями или денежная сума, Святой Марк - крылатый лев, который является и символом Венеции, где захоронены мощи святого, Святой Лука - крылатый бык, так как Святой Лука акцентирует внимание на жертвенности Христа, а бык был жертвенным животным, Святой Иоанн - крылатый орёл и чаша со змеёй.

Святой Иоанн Креститель - с тростниковым крестом и в верблюжьем одеянии, Святой Николай - покровитель моряков - его атрибут - якорь, Святая Магдалина - горшок с благовониями, Святой Георгий - на белом коне, в красном плаще, копьём пронзающий змея, Святой Юстас - олень с крестом на голове, Святая Цицелия - переносной орган, Святая Варвара - башня крепости и т.д.

Херувимы и серафимы символизируют божественную мудрость. Ангелы - божественные создания, полные доброты и света.

Святой Михаил - Архангел воин, исполняющий волю Бога. С мечом и в доспехах, но на Страшном Суде - с весами. Святой Рафаил - спутник в пути, с лекарством, едой и денежным мешком.

Славянские символы – это узоры традиционной вышивки и украшения домов, а так же предметы, связанные со славянскими Богами. Славянские символы стоит знать для верного выбора оберега. Понимание символики волшебных предметов помогает понять славянскую мифологию, в обычаи и приметы.

Для чего нужно знать славянские символы

Славянская символика удивительно богата. Посмотрите на вышивку, украшающую традиционную одежду. Всё в ней неслучайно, каждый поворот узора, знак, вписанный в общий рисунок вышивки – всё имеет свое значение. Однако, для непосвященного человека вышивка остается просто устаревшим способом украсить наряд, тайна славянских символов остается сокрытой.

Славянскую символику стоит изучить вот для чего:

  • Для понимания славянских мифов и легенд, их зрительного восприятия.
  • Для понимания мировоззрения наших предков.
  • Чтобы уметь читать славянские символы на одежде, предметах быта, украшениях жилища, определять назначение ритуальных предметов.
  • Чтобы уметь выбрать оберег для себя и близких.

Источники знаний о славянской символике

Возникают споры об истоках славянских символов. Одни источники приписывают нашим узорам древние корни, видят в них сложные схемы, описывающие устройство мира. Другие, наоборот, с недоверием относятся к славянским символам, даже таким известным, как Коловрат или Звезда Руси, называя их новоделом.

Где истина? Достаточно посмотреть на сохранившиеся в северных домах старинные наряды ручной работы, богато украшенные славянской символикой, чтобы убедиться в том, что она возникла много веков назад. Однако, бабушки и дедушки, ещё умеющие вышивать и вырезать традиционные узоры, вовсе не связывают их значение с космосом, со сложными исчислениями, не объясняют происхождение узоров запутанными теориями.

Истинными мы считаем все славянские символы, которые встречаем в убранстве домов, народной вышивке, оберегах, найденных на раскопках старинных городов. А объяснение ищем простое, близкое к природе, связанное с нашими мифами. Но простое не значит примитивное. Именно в простоте славянского узора, в возможности объяснить даже малому ребенку значение традиционных узоров и есть глубокая мудрость.

Какие славянские символы нам известны?

Разделить славянские символы на группы можем разными способами. Например, по отношению к славянским Богам . Тогда рядышком окажутся Громовик, он же Громовой Крест, и кованый топорик. Оба знака обращаются к славянскому Богу Грозы Перуну .

Можем разделить знаки по их исполнению . Тогда выделим славянские символы, которые изображают на оберегах, вышивают на одежде, вырезают на убранстве славянских изб, и знаки-предметы. Например, знаком Сварога станет и Звезда Руси с острыми кончиками, и молот, символ Бога-Кузнеца.

Некоторые Боги имеют славянские символы, связанные с изображениями животных. Больше всего подобных знаков относят к Богу Велесу . Среди его символов встречаем змеевик, печать Велеса в форме лапы медведя и волка. Даже сам знак Велеса, в форме перевернутой буквы «А» иначе зовется «бычья голова».

Наиболее универсальное — деление знаков по их форме.

Круговые солярные символы

Свастические солярные символы

Прочие солярные символы

Символы на основе фигуры человека

Славянские символы на основе квадрата или креста

Символ «Летний косой крест»

– знак ещё одной дочери Лады, Богини Живы. Этот знак посвящен Богине Лета и Жизни, потому он приносит уверенность в том, что всё плохое позади, «зима» в жизни закончилась. Читайте больше об этом знаке и влиянии Богини Живы в статье «Жива – Великая Богиня Жизни, Богиня Лета».

Славянские символы на основе звезды

Знак «Звезда Лады»

часто путают со «Звездой Сварога». Знаки супругов, родителей славянских Богов, неслучайно схожи. Однако «Звезда Лады» знак более мягкий. Внешне он отличается от «Звезды Сварога» скругленными кончиками. Читайте большую статью:

Ни для кого не секрет, что понятие красоты - величина не постоянная, да еще и весьма субъективная. У всех свой вкус и понятие красоты, тем не менее, кинематограф, фэшн-индустрия, мир музыки и другие направления шоу-бизнеса диктуют определенные стандарты.

Давайте вернемся на один век назад и посмотрим, как же менялись стандарты красоты через десятилетия?

1900 – 1910 гг.

Спорный период, когда упаднические настроения прослеживались во всем. В моде томность, бледность и трагизм. В струю этого стиля попала известная в те времена балерина, первая исполнительница «Умирающего лебедя» Анна Павлова. Ее легкий и воздушный образ надолго стал символом красоты того периода.


1910 – 1920 гг.


Это время можно назвать периодом зарождения андрогинного типа красоты. Конечно, не в том понятии, что видим мы с вами, но именно секс-символ 20-х годов ХХ века Грета Гарбо стала законодателем этого направления.

Ее холодный, стильный, немного надменный образ женщины, смешанный с мужеподобной дамой в брюках, моментально стал популярным.


1920 – 1930 гг.


Короткий отрывок времени, глоток мирного воздуха позволил миру шоу-бизнеса заблистать в свете софитов. Роскошь, утонченная красота, золотая эра кино стали толчком к популярности актрисы Джин Харлоу, внешность которой серьезно отличалась от всех предыдущих этапов развития красоты в этом веке.

Эта платиновая блондинка всегда выглядела безупречно, была чувственной и притягательной.


1930 – 1940 гг.


Не только переломный момент в моде на красоту внесла звезда кино Рита Хейворт, которая появлялась во всех журналах и на всех обложках. С ее приходом под влиянием исторической ситуации стал популярен образ сильной уверенной в себе брюнетки, которая в ожидании войны не носила шелковые платья и кружева, а старалась не отставать от мужчин.

Тонкий, чувственный, но в то же время решительный и уверенный в себе образ Риты внес свой вклад. Именно после ее фото на бомбе стало широко использоваться понятие «секс-бомба».


1940 – 1950 гг.


Когда мир немного встал с колен после войны, вернулась мода на роскошь и внешний лоск. В этот период в жизнь людей ворвалась яркая и безудержная блондинка Мэрилин Монро. Ее чары простирались по обе стороны океана.

Именно эта красавица стала родоначальником стереотипа блондинки без намека на интеллект, но с невероятной сексуальностью.


1950 – 1960 гг.


Именно в этот период начинает ломаться прежний стереотип и зарождается новый. На этот отрезок времени пришлось появление самого неожиданного эталона красоты – куклы Барби. Ее тонкие длинные ноги, маленькая грудь и плоский живот вводят моду на подростковую красоту.

В чести женщины с такими нежными и как будто не до конца сформировавшимися очертаниями тела. Именно в этот период появилась несравненная Бриджит Бордо. Ее провокационная и необузданная сексуальность сбивала с толку. Ею восхищались и осуждали одновременно.

Вместо укладки – растрепанные волосы, вместо тонких стрелочек – размазанный смоки айс, джинсы, рубашки на голое тело и никаких комплексов. Она создавала образ юной и ветреной, который моментально вошел в моду и надолго оставил след в истории красоты.


1960 – 1970 гг.


Эпоха зарождения хиппи, неприкрытой наготы во всех ее проявлениях, свободной любви и прочих атрибутов того времени стали отличной площадкой для восхождения новой звезды Джейн Фонда.

Она не боялась быть откровенной и самодостаточной, иметь свой взгляд и мнение, и на экране она продолжала удивлять совершенно разными ролями. В этот период акцент делался не столько на внешность, сколько на наполненность этой внешности…


1970 – 1980 гг.


Новые стандарты – подтянутая, худая и высокая женщина. Сексуальная революция привела к широкому появлению феминизма, моду на спорт, вниманию к своему телу, и в этот период на экранах появляется она – Ким Бейсингер.

Она стала законодателем не столько красоты, но и сексуальности и канонов секса, которые надолго укоренились в умах людей.


1980 – 1990 гг.


Вот он, период возникновения математической формулы красоты 90–60-90. В этот период кинематограф пришел к своеобразному упадку, и на авансцену мира красоты вышла мода.

До того безымянные женщины в красивых нарядах вдруг стали звездами, их стали узнавать, на них начали равняться. Модели стали затмевать не только наряды, которые показывали, но и модельеров.

На этот период пришлась слава таких известных моделей, как Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмбл, Клаудия Шифер. Самой яркой из них стала Синди Кроуфорд, лицо которой со знаменитой мушкой украшало обложки более чем 600 журналов.


1990 – 2000 гг.


В начале нового столетия блеск супер-моделей теряет свою актуальность и возвращается культовая роль кинематографа. В этот период происходит смешение вкусов и культур, в моду входит образ женщины с афроамериканскими пухлыми губами, прямыми длинными волосами и тонким европейским носом.

Эта мода приходится на пик популярности известной актрисы Анджелины Джоли, внешность которой становится фетишем для многих женщин и способом заработать для пластических хирургов.


2000 г. – наше время


В начале нового столетия, когда процветала эра пластической хирургии, об эталонах красоты было говорить очень сложно. Женщин бросало из крайности ив крайность, неестественно большие пухлые формы или стремление к болезненной худобе уже не напоминали о стандартах красоты.

Символы - самый международный и вневременной язык. Мы видим их каждый день и примерно знаем, что они обозначают. Однако символы в ходе своей тысячелетней истории могли менять значение на противоположное.

Инь-ян

Время появления : По словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук Алексея Маслова символизм инь-ян возможно был заимствован даосами от буддистов в I-III веках: «их привлекала буддийская рисованная символика - и в даосизме появилась своя «мандала»: знаменитые черно-белые «рыбки» инь и ян».

Где использовался : Концепция Инь-ян явлется ключевой для даосизма и конфуцианства, учение о инь-ян - одна из основ традиционной китайской медицины.

Значения : В «Книге перемен» ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и так далее.

Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» - «южный, солнечный склон горы». Позднее «инь» воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а «ян» - как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция инь-ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. Во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового

Маген Давид

Время появления : Достоверно известно, что гексаграмма широко использовалась ещё в Бронзовом веке (конец IV-начало III тыс. до н.э.) на обширой территории: от Индии до Ближнего Востока.

Где использовался : В Древней Индии гексаграмма называлась Анахатой или Анахатой-чакрой. Шестконечная звезда была известна на древнем Ближнем и Среднем Востоке. В исламской традиции, в Мекке главную мусульманскую святыню – Каабу – традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды.
Связывать шестконечную звезду с еврейством стали только в Средневековье, причем в средневековых арабских книгах гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах, и впервые изображения гексаграммы появляются в еврейских священных книгах именно в мусульманских странах, лишь в XIII веке добравшись до Германии. Шестконечная звезда встречается на флагах мусульманских государств Карамана и Кандара.

Существует предположение, согласно которому гексаграмма была фамильным символом рода Давида аль-Рои, жившего в Иране, одного из претендентов на роль Машиаха. Этим иногда пытаются объяснить происхождение принятого названия гексаграммы: маген Давид, или «щит Давида».

Семейство Ротшильдов, получив дворянский титул, включило маген Давид в свой фамильный герб. Генрих Гейне ставил гексаграмму вместо подписи под своими газетными статьями. Впоследствии она была принята в качестве символа сионистского движения.

Значения : В Индии гексаграмма Анахата символизировала чердечную чакру, перечение мужского (Шива) и женского (Шакти) начал. На Среднем и Ближнем Востоке гексаграмма была символом богини Астарты. Шестиконечная звезда включена в символику Каббалы: два наложенные друг на друга треугольника рассматриваются в качестве наглядного символа сфирот.

В двадцатые годы ХХ века Франц Розенцвейг трактовал маген Давид как символическое выражение своих философских идей о смысле иудаизма и отношениях между Б-гом, человеком и мирозданием.

Связь шестиконечной звезды с евреями окончательно утвердилась вследствие нацистской политики в Германии. Желтый маген Давид стал символом холокоста.

Кадуцей

Время появления : Достоверно время появления кадуцея неизвестно. Очевидно, что это очень древний символ. Он встречается и на памятниках Древней Индии и Древнего Египта, Финикии и Шумера, Древней Греции, Ирана, Рима и даже Мезоамерики.

Где использовался : Кадуцей - и сегодня один из самых распространенных в геральдике символов. В форме кадуцея был жезл глашатаев у греков и римлян (жезл Гермеса). Когда их посылали в неприятельский лагерь, кадуцей был ручательством их неприкосновенности.

В оккультизме кадуцей считается символом ключа, отворяющего предел между тьмой и светом, добром и злом, жизнью и смертью.

С XIX века изображение кадуцея часто используется в ряде стран (например, в США) как символ медицины, что является результатом распространённой ошибки по причине его сходства с посохом Асклепия.

Изображение кадуцея как атрибута бога торговли, традиционно используется в символике Торгово-промышленных палат ряда стран мира, в том числе и России.
До революции и в несколько периодов после неё перекрещённые кадуцеи использовались как таможенная эмблема.

Сегодня кадуцей, перекрещенный с факелом, входит в эмблему Федеральной таможенной службы и является одним из геральдических символов арбитражных судов, Федеральной налоговой службы РФ и Государственной налоговой службы Украины. С сентября 2007 года кадуцей используется в эмблеме российского Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В геральдике кадуцей использовался в исторических гербах следующих городов Российской империи: Балты, Верхнеудинска, Енисейска, Ирбита, Нежина, Таганрога, Тельшева, Тифлиса, Улан-Удэ, Феодосии, Харькова, Бердичева, Тального.

Значение : Стержень кадуцея символически связан с древом жизни, осью мира, а змеи - с циклическим возрождением Природы, с восстановлением универсального Порядка, когда он нарушается.

Змеи на кадуцее указывают на скрытую динамику в том, что внешне стабильно, символизируют два разнонаправленных потока (вверх и вниз), на связь неба и земли, Бога и человека (крылья на кадуцее также указывают на соединение неба и земли, духовного и материального) - все, что рождается на земле, приходит с неба и, после того как пройдет путь испытаний и страданий, обретет жизненный опыт, должно подняться к небу.

О Меркурии говорится, что он своим посохом - который с тех пор считается символом мира, согласия, - разделил двух дерущихся змей. Дерущиеся змеи - это беспорядок, хаос, их необходимо разделить, то есть различить, увидеть противоположности и объединить, преодолеть их. Тогда, объединившись, они уравновесят Ось мира, и вокруг нее из Хаоса будет создан Космос, гармония. Истина едина, и, чтобы прийти к ней, нужно следовать по прямой дороге, которую символизирует ось кадуцея.

Кадуцей в ведической традиции также трактуется как символ Змеиного Огня, или Кундалини. Обвиваясь вокруг центральной оси, змеи соединяются в семи точках, их связывают с чакрами. Кундалини, Змеиный Огонь, спит в базисной чакре, а когда в результате эволюции просыпается, восходит по позвоночнику по трем путям: центральному, Шушумне, и двум боковым, которые образуют две пересекающиеся спирали, - Пингале (это правая, мужская и активная, спираль) и Иде (левая, женская и пассивная).

Хризма

Время появления : Достоверно неизвестно, но исследователи предполагают, что ещё во время жизни апостолов, то есть в I веке. В христанских гробницах этот символ встречается с III века н.э.

Где использовался : Самое известное использование символа - на лабаруме, государственном знамени императорского Рима. Впервые символ был введён императором Константином Великим после того, как накануне битвы у Мульвийского моста (312 год) он увидел на небе знамение креста.

Лабарум Константина имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (слав. «Сим побеждай», букв. «Этим побеждай»). Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320 года).

Значения : Хризма - монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) - Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω. Они восходят к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

Ряд позднейших исследователей разглядел в буквах Р и Х, заключенных в круг, древний языческий символ Солнца. По этой причине протестанты, как правило, не признают лабарум в качестве исконного христианского символа.

Время появления : Сам символ появился в период формирования слогового алфавита письма Девана́гари («божественное городское письмо»), то есть в VIII-XII веках.

Где использовался : «Ом» в качестве символа, обозначающего священный звук «Ом» используется в индуизме, джайнизме, буддизме, шиваизме, вишнуизме, йогических практиках. В настоящее время «Ом» уже стал частью попкультуры, его наносят в качестве принта на одежду, делают татуировки. «Ом» изображен на альбомах Джорджа Харрисона, мантра «Ом» звучит в припеве композиции группы The Beatles «Across the Universe» и в саундтреке к фильму «Матрица» в композиции Juno Reactor «Navras»

Значения : В индуистской и ведийской традиции «Ом» - сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы». Часто интерпретируется как символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы.
В индуизме «Ом» символизирует три священных текста Вед: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, сам по себе является священной изначально мантрой, символизирующей Брахман. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение - категории космогонии Вед и индуизма.

В буддизме три звука слова «Ом» могут олицетворять Тело, Речь и Ум Будды, Три тела Будды (Дхармакаю, Самбхогакаю, Нирманакаю) и три драгоценности (Будду, Дхарму, Сангху). Однако буддолог Евгений Торчинов отмечал, что слог «Ом» и подобные слоги («хум», «ах», «хри», «э-ма-хо») «не имеют никакого словарного смысла» и указывал, что эти слоги в отличие от других слогов мантр представляют собой в махаянской традиции «священную непереводимость».

Ихтис

Время и место происхождения : Изображения акронима ΙΧΘΥΣ (с греч.Иисус Христос Божий Сын Спаситель) или символизирующей его рыбы впервые появляются в римских катакомбах во II веке. О широком употреблении данного символа свидетельствует упоминание о нём у Тертуллиана в начале III века: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».

Где использовался : Акроним Ихтис стали использовать первые христиане, поскольку изображения Христа по причине гонений были недопустимы.

Значения : Символика рыбы связывалась в Новом Завете с проповедью апостолов, из которых некоторые были рыбаками. Иисус Христос в Евангелии от Матфея называл своих учеников «ловцами человеков», а Царствие Небесное уподоблял «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода». Ихтис также ассоциировался с Альфой из слов Иисуса Христа: «Я Есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний».

В конце XX века ихтис стал популярным символом среди протестантов в разных странах, а противники креационизма стали пародировать этот знак, наклеивая на свои машины знак рыбы со словом «Дарвин» и маленькими ножками.

Чаша Гигеи

Время и место происхождения : Древняя Греция. III-I тыс. до н.э.

Где использовался : Гигея в греческой мифологии была богиней здоровья, дочерью или женой бога врачевания Асклепия. От её имени произошло слово «гигиена». Часто она изображалась в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши фиалы. Змея была в греческой мифологии также символом богини Афины, которая нередко изображалась в виде Гигеи и наоборот.

Значения : В Древней Греции Гигея олицетворяла принцип справедливой войны за здоровье как свет и гармонию на всех планах. И если Асклепий начинал действовать, когда порядок нарушен, то Гигиея поддерживала порядок-закон, который царит первоначально.

Змея в древних традициях символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и способность гипнотизировать мелких животных и птиц.

Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача. В Средние века соединение изображений змеи и чаши на эмблеме использовалось аптекарями итальянского города Падуя, а уже позже этот частный фармацевтический символ превратился в общепринятый медицинский знак.

Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха. Это изображение было принято в середине ВОЗ при ООН на I Всемирной ассамблее в Женеве в 1948 году. Тогда была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей.

Роза ветров


Дата возникновения : Первое упоминание – в 1300 году н.э., но ученые уверены, что символ старше.
Где использовался : Изначально роза ветров использовалась мореходами Северного полушария.
Значение : Роза ветров – векторный символ, придуманный в средние века для помощи мореходам. Роза ветров или компасная роза также символизирует четыре стороны света вместе с промежуточными направлениями. Тем самым она разделяет символическое значение круга, центра, креста и лучей солнечного колеса. В XVIII – XX веках моряки набивали татуировки, изображающие розу ветров, как оберег. Они считали, что такой талисман поможет им вернуться домой. В наше время розу ветров воспринимают как символ путеводной звезды.

Колесо с 8 спицами


Дата возникновения : около 2000 года до н.э.
Где использовался : Египет, Ближний Восток, Азия.
Значение : Колесо – символ солнца, символ космической энергии. Почти во всех языческих культах колесо являлось атрибутом солнечных богов, оно символизировало жизненный цикл, постоянное перерождение и обновление.
В современном индуизме колесо означает бесконечное совершенное завершение. В буддизме колесо символизирует восьмеричный путь спасения, космос, колесо сансары, симметрию и совершенство дхармы, динамику мирных перемен, время и судьбу.
Существует также понятие «колесо фортуны», которое означает череду взлетов и падений, непредсказуемость судьбы. В Герма­нии в Средние века колесо с 8 спицами связывалось с Ахтвен, магическим рунным заклинанием. Во времена Данте Ко­лесо Фортуны изображалось с 8 спицами противополож­ных сторон человеческой жизни, периодически повто­ряющихся: бедность-богатство, война-мир, безвестность-слава, терпение-страсть. Колесо Фортуны входит в Старший Аркан Таро, часто вместе с возносящейся и па­дающей фигурами, как колесо, описанное Боэцием. Карта Таро Колесо Фортуны продолжает изображать эти фигуры.

Уроборос


Дата возникновения : первые изображения уробороса датируются 4200 годом до н.э., но историки считают, что сам символ возник гораздо раньше.
Где использовался : Древний Египет, Древняя Греция, Месоамерика, Скандинавия, Индия, Китай.
Значение : Уроборос – змей, пожирающий собственный хвост, символ вечности и бесконечности, а также цикличности жизни, чередования жизни и смерти. Именно так воспринимали уробороса в Древнем Египте и Древней Греции.

В христианстве символ изменил свое значение, так как в Ветхом Завете змей символизировал зло. Таким образом, древние евреи установили между уроборосом и змеем из Библии знак равенства. В гностицизме уроборос олицетворяет одновременно и добро, и зло.

Серп и молот


Дата возникновения : в государственной геральдике - 1918 год.
Где использовался : СССР и различные коммунистические партии мира
Значение : Молот со средних веков являлся ремесленной эмблемой. Во второй половине XIX века молот стал символом европейского пролетариата. В русской геральдике серп означал жатву и урожай, и часто использовался в гербах различных городов. Но с 1918 года эти два знака соединяются в один, приобретая новый смысл. Серп и молот стали символом правящего рабочего класса, союза рабочих и крестьян.

Момент создания символа был так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»: «Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал: - А что если попробовать такую символику? - При этом он стал ходить по холсту. - Вот так изобразить серп - это будет крестьянство, а внутри молот - это будет рабочий класс.

Серп и молот в тот же день послали из Замоскворечья в Моссовет, и там отвергли все другие эскизы: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом. Далее этот символ был перенесён на государственный герб Советского Союза, а имя художника было забыто на долгие годы. Вспомнили о нём лишь только в послевоенное время. Евгений Камзолкин жил спокойной жизнью в Пушкино и не претендовал на авторские отчисления за столь котируемый символ.

Лилия


Дата возникновения : в геральдике лилия используется с 496 года н.э.
Где использовался : Европейские страны, особенно – Франция.
Значение : По легенде, королю франков Хлодвигу ангел вручил золотую лилию после того, как тот обратился в христианство. Но лилии стали объектом почитания гораздо раньше. Египтяне считали их символом чистоты и невинности. В Германии верили, что лилия символизирует загробную жизнь и искупление грехов. В Европе, до эпохи Возрождения, лилия была знаком милосердия, правосудия и сострадания. Она считалась королевским цветком. Сегодня лилия – устоявшийся знак в геральдике.
Последние исследования показали, что геральдическая лилия, в ее классическом виде, на самом деле является стилизованным изображением ириса.

Полумесяц

Дата возникновения : приблизительно 3500 год до н.э.
Где использовался : серп полумесяца был атрибутом почти всех лунных божеств. Он был распространен в Египте, Греции, Шумере, Индии, Византии. После завоевания Константинополя мусульманами, полумесяц стал прочно ассоциироваться с исламом.
Значение : Во многих религиях полумесяц символизирует постоянное возрождение и бессмертие. Христиане почитали полумесяц как знак Девы Марии, а в западной Азии верили, что серп луны является знаком космических сил. В индуизме полумесяц считали символом контроля над умом, а в исламе – божественного покровительства, прироста и возрождения. Полумесяц со звездой означал рай.

Двуглавый орел


Дата возникновения : 4000-3000 год до н.э.
Где использовался : Шумер, Хеттское царство, Евразия.
Значение : В Шумере двуглавый орел имел религиозное значение. Он был солярным символом – одним из образов солнца. Приблизительно с XIII века до н. э. двуглавый орел использовался различными странами и княжествами в качестве герба. Двуглавого орла чеканили на монетах Золотой Орды, в Византии он был символом династии Палеологов, правившей с 1261-го до 1453-й год. Двуглавый орел изображался на гербе Священной Римской Империи. По сей день этот символ является центральным изображением гербов многих стран, в том числе – России.

Пентакль


Дата возникновения : первые изображения датируются 3500 годом до н.э.
Где использовался : Начиная с древних шумеров, этот знак использовала почти каждая цивилизация
Значение : Пятиконечная звезда считается знаком защиты. Вавилоняне использовали ее в качестве оберега от воров, евреи ассоциировали пятиконечную звезду с пятью ранами на теле Христа, а магам средневековой Европы пентакль был известен под названием «печать царя Соломона». Звезда до сих пор активно используется как в религии, так и в символике разных стран.

Свастика

Дата возникновения : Первые изображения датируются 8000 годом до н.э.
Где использовался : В Восточной Европе, Западной Сибири, Средней Азии, на Кавказе, в доколумбовой Америке. Исключительно редко встречается у египтян. Среди древних памятников Финикии, Аравии, Сирии, Ассирии, Вавилона, Шумера, Австралии, Океании свастика обнаружена не была.
Значение : Слово «свастика» можно перевести с санскрита как приветствие и пожелание удачи. Значений у свастики, как у символа, великое множество, но самые древние из них – движение, жизнь, Солнце, свет, благополучие.
Из-за того, что свастику использовали в фашистской Германии, этот символ начал стойко ассоциироваться с нацизмом, не смотря на изначальный символ знака.

Всевидящее око


Дата возникновения : 1510-1515 гг. н.э., но в языческих религиях символ, подобный всевидящему оку, появился гораздо раньше.

Где использовался : Европа, Азия, Океания, Древний Египет.
Значение : Всевидящее око - это знак всевидящего и всезнающего бога, который наблюдает за человечеством. В Древнем Египте аналогом Всевидящего ока являлся Уаджет (глаз Гора или око Ра), который символизировал различные аспекты божественного устройства мира. Всевидящее око, вписанное в треугольник, являлось символом масонства. Вольные каменьщики почитали число три как символ троицы, а глаз, расположенный в центре треугольника, символизировал сокрытую истину.

Крест

Дата возникновения : приблизительно 4000 г до н.э.

Где использовался : Египет, Вавилон, Индия, Сирия, Персия, Египт, Северная и Южная Америка. После зарождения христианства, крест распространился на весь мир.

Значение : В Древнем Египте крест считался божественным знаком и символизировал жизнь. В Ассирии крест, заключенный в кольцо, был символом бога Солнца. Жители Южной Америке считали, что крест отгоняет злых духов.

С IV века крест переняли христиане, и его значение несколько изменилось. В современном мире крест ассоциируется со смертью и воскрешением, а также со спасением и вечной жизнью.

Анархия

Сочетание «А в круге» использовалось еще в XVI веке европейскими алхимиками под влиянием каббалистической магии как первые буквы слов: «Альфа и Омега», начало и конец.

В современной традиции впервые было использовано в испанской секции 1-го Интернационала в качестве обозначения крылатой фразы известного анархиста Ж. Прудона « Анархия – мать порядка» по заглавным буквам «l’anarchie» и « l’ordre».

Пацифик

Знаменитый символ был разработан в 1958 году в Британии в разгар движения против ядерной войны как сочетание символов семафорной азбуки «N» и «D» (первые буквы словосочетания «nuclear disarmament» - ядерное разоружение). Позднее стал использоваться как символ всеобщего примирения и единства человечества.

Карточные масти

В классической (и самой современной) французской колоде символами мастей были четыре знака – черви, пики, бубны, трефы, в том виде, в котором они получили массовое употребление.

Древнейшая европейская колода – итальяно-испанская, перешедшая непосредственно от арабов изображала в место бубнов монеты, вместо пики – меч, вместо красного сердца – кубок, а вместо клевера – палицу.

К современному виду знаки мастей пришли путем постепенной эвфемизации. Так, бубны обозначили деньги как металлические погремушки (раньше бубны были ромбической формы), клевер ранее был желудем, форма пики напоминала листья, что и было отражено в немецкой колоде, а кубок претерпел сложную эволюцию от изображения розы до сердца. Каждая масть символизировала феодальные сословия: купечество, крестьянство, рыцарей и духовенство соответственно.

16.Якорь

Время появления : первые века нашей эры.

Где использовался : Всем известен символ якоря как морская эмблема. Тем не менее, в первые века новой эры якорь был тесно связан с христианством. Для ранних христиан, усматривавших в нем скрытую форму креста, якорь олицетворял надежду на спасение у осторожность, безопасность и прочность.

В христианской иконографии якорь как эмблема безопасности, является главным атрибутом св. Николая Мирликийского - покровителя моряков. Иное значение следует приписать якорю полулегендарного папы Климента (88?-97?). Согласно церковному преданию, в период гонений на христиан язычники навесили папе якорь на шею и утопили его в море. Однако морские волны вскоре расступились, обнажив на дне храм Божий. В этом мифическом подводном храме якобы и было обнаружено тело святого поборника веры.
Значения : Существует несколько значений якоря. Якорь является священным предметом, которому приносили жертвы, потому что он нередко был единственным спасением моряков. На монетах Греции, Сириии, Карфагена, Финикии и Рима якорь чаще других изображался как символ надежды.

В искусстве Древнего Рима якорь символизировал радость от возвращения домой после долгого странствия. На могилах I века изображение якоря ассоциировалось с образом церкви как корабля, который несет души по бурному житейскому морю.

Апостол Павел в послании к евреям сравнивал надежду с безопасным и крепким якорем. Греческое слово «ankura» (якорь) ассоциировали с латинским выражением «en kurio», то есть «в Господе.
В изобразительном искусстве Ренессанса якорь также означает атрибут надежды. Особой популярностью в в ренессансной живописи пользовалась аллегорическая эмблема, которая изображает дельфина с якорем. Дельфин символизировал скорость, а якорь - сдержанность. Внизу эмблемы стояла надпись: «поспешай медленно»

Олимпийские кольца

Время появления : Олимпийская эмблема была впервые представлена в 1920 году на восьмых летних Олимпийских играх в Антверпене.
Где используется : Одна из самых узнаваемых символик во всем мире состоит из пяти колец, уникальность эмблемы состоит в простоте исполнения. Кольца расположены в W-образном порядке, цвета расположены в строгом порядке: голубой, черный, красный, желтый и зеленый.
Какие были значения : Есть несколько теорий происхождения и трактования эмблемы Олимпийских игр. Первая и основная версия гласит, что олимпийские кольца символически изображают единение пяти континентов, которое было придумано бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году.

До 1951 года существовало убеждение, что каждый цвет соответствует отдельному континенту. Европа обозначалась синим цветом, Африка - черным, Америка красным, Азия желтым, зеленым - Австралия, но в 1951 году решили отойти от такого распределения цветов, чтобы отойти от расовой дискриминации.

Другая версия гласит, что идея пяти разноцветных колец взята у Карла Юнга. В период увлечения китайской философией он соединил круг (символ величия и жизненной энергии) с пятью цветами, отражающими виды энергий (воды, дерева, огня, земли и металла).

В 1912 году психолог ввел новый образ олимпийских соревнований, ведь по его мнению каждый участник олимпийских игр должен был владеть каждым из пяти видов спорта - плаванием(вода - синий цвет), фехтованием (огонь - красный цвет), бегом по пересеченной местности(земля - желтый), конным спортом (дерево - зеленый) и стрельбой (металл - черный)
Эмблема пяти колец скрывает глубокий смысл, который раскрывает сущность спорта. В нем заложена идея популяризации олимпийского движения,равноправия каждой страны-участницы, справедливого отношения к спортсмену, здоровой конкуренции.

Циркуль и Наугольник

Время появления : Генри Уилсон Койл в «Масонской энциклопедии» утверждает, что Циркуль и Наугольник в переплетении появились на печати ложи Абердина в 1762 году.
Где используется : При помощи циркуля и наугольника можно изобразить круг, вписанный в квадрат, и это является отсылкой к седьмой проблеме Евклида, квадратуре круга. Но не стоит считать, что Циркуль и Наугольник обязательно отсылают вас к математической задаче, скорее они символизируют стремление человека к достижению гармонии между духовной и физической природой.
Значения : В этой эмблеме Циркуль изображает небесный свод, а Наугольник - Землю. Небо символически связано с местом, где Великий Строитель Вселенной чертит свой план, а Земля - это место, где человек выполняет свою работу. Циркуль, совмещенный с Наугольником один из самых распространенных символов масонства.

Значения : Название «доллар» имеет не просто значение. В его названии лежит слово... «Йоахимсталер», монета XVII века, которая чеканилась в чешском городе Йоахимстале. Для удобства название валюты сократили до «талер». В Дании из-за особенностей языка название монеты произносили как «далер», а в Великобритании его трансформировали из в более привычный нам «доллар».

Если с названием все понятно, то происхождение значка $ по-прежнему остается загадкой. Наиболее похожей на правду считается следующая версия: испанское сокращение «P"s», когда-то обозначавшего валюту Испании, песо. От буквы P предположительно осталась вертикальная черта, это позволило увеличить скорость записи, а буква S осталась неизменной. Есть и конспирологическая версия, по которой две черты - это Геркулесовы столбы.

Марс и венера

Время появления : Известный знак Марса ♂и Венеры ♀ , заимстованный из астрологии ввел в обиход ботаник Карл Линней в 1751 году для обозначения пола растений. С этих пор эти два символа называют гендерными.
Где используется : Символ Венеры ♀ обозначает женское начало и используется для обозначения женщины, женского пола. Соответственно, символ Марса ♂ олицетворяет мужское начало.
Какие значения : Первые символы Марса и Венеры появились античности. Женский знак Венеры изображают как кружочек с крестиком, направленным вниз. Его называют «Зеркалом Венеры», этот знак символизирует женственность, красоту и любовь. Мужской знак Марса изображают как кружок со стрелкой, направленной вверх и в право. Марс означает силу бога войны, этот символ также называют “щит и копье Марса”Объединенные символы Венеры и Марса означают гетеросексуальность, любовь между представителями разных полов.