Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Самая большая статуя в Египте - Сфинкс. Легенды Египта

Самая большая статуя в Египте - Сфинкс. Легенды Египта

душительница - фантастическое существо с львиным телом и человеческой головой, заимствованное в Древней Греции из Древнего Египта. Греческий миф рассказывает о С., который обитал на скале близ Фив, задавал путникам загадку и убивал не сумевших ее разгадать.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СФИНКС

Е. душительница, чудовище, представляющее крылатое туловище львицы с головой и грудью девы (с хвостом змеи, собачьим телом и т. п.), которое обитало на скале возле Фив и причиняло большое несчастье городу. Оно задавало загадку: «Что имеет голос, утром о 4-х ногах, в полдень о 2-х, а вечером о 3-х?» (человек), и убивало каждого, кто не разгадывал ее. Фиванцы назначили в награду за разгадку владычество над городом и руку вдовствующей царицы Иокасты. Эдип разрешил эту загадку и этим принудил С. сброситься со скалы, см. Oedipus, Эдип. С. происходила от Химеры и Орфра (Hesiod. theog. 326) или от Тифона и Ехидны и, говорят, явилась из Эфиопии; она была послана гневавшейся на Лая Герой или Аресом за убийство Кадмом Аресова дракона. Первоначально она, кажется, обозначала губящую моровую язву, которая так часто постигала Фивскую страну. Египетская С., которая служила образцом для греческой, представляла львиное туловище без крыльев с верхними частями человека. Эти С., уставленные рядами, украшали вход в храмы.

На западном берегу Нила, на плато Гиза неподалёку от Каира, рядом с пирамидой Хефрена находится один из самых известных и, пожалуй, самый таинственный исторический памятник Древнего Египта – Большой Сфинкс.

Что такое Большой Сфинкс

Великий, или Большой, Сфинкс – древнейшая монументальная скульптура планеты и самое большое из изваяний Египта. Статуя высечена из монолитной скалы и изображает лежащего льва с человеческой головой. Длина монумента составляет 73 метра, высота около 20-ти.

Название статуи греческое и означает «душительница», напоминая о мифическом фиванском сфинксе, убивавшем путников, не разгадавших его загадку. Арабы называли гигантского льва «Отцом ужаса», а сами египтяне - «шепес анх», «образ живого».

Большой Сфинкс высоко почитался в Египте. Между передними лапами его было выстроено святилище, на алтарь которого фараоны возлагали свои дары. Некоторые авторы передавали легенду о неведомом боге, уснувшем в «песках забвения» и навсегда оставшемся в пустыне.

Образ сфинкса является традиционным мотивом для древнеегипетского искусства. Лев считался царским животным, посвящённым богу Солнца Ра, поэтому в виде сфинкса всегда изображали только фараона.

С древности Большой Сфинкс считался изображением фараона Хафра (Хефрена), поскольку находится рядом с его пирамидой и словно охраняет её. Возможно, исполин действительно был призван хранить покой усопших монархов, однако отождествление Сфинкса с Хафра ошибочно. Главными аргументами в пользу параллели с Хефреном были изображения фараона, найденные у статуи, однако неподалёку находился поминальный храм фараона, и находки могли быть связаны с ним.

Кроме того, исследования антропологов выявили негроидный тип лица каменного гиганта. Многочисленные надписанные скульптурные изображения, имеющиеся в распоряжении учёных, не несут никаких африканских черт.

Загадки Сфинкса

Кем же и когда создан легендарный монумент? Впервые сомнение в верности общепринятой точки зрения внёс Геродот. Детально описав пирамиды, историк ни словом не упомянул о Великом сфинксе. Ясность внёс 500 лет спустя Плиний Старший, рассказав об очистке монумента от песчаных наносов. Вероятно, в эпоху Геродота Сфинкс был скрыт под барханами. Сколько раз за историю его существования это могло происходить, остаётся только гадать.

В письменных документах нет ни единого упоминания о постройке столь грандиозного изваяния, хотя мы знаем много имён авторов куда менее величественных сооружений. Первое упоминание о Сфинксе относится к эпохе Нового царства. Тутмос IV (XIV в. до н. э.), не будучи наследником трона, якобы уснул рядом с каменным гигантом и получил во сне повеление от бога Гора расчистить и отремонтировать статую. Взамен бог обещал сделать его фараоном. Тутмос сразу же велел начать освобождение монумента от песка. Работы завершились через год. В честь этого события у изваяния была установлена стела с соответствующей надписью.

Это была первая известная реставрация монумента. Впоследствии статую не раз освобождали от песчаных наносов - при Птолемеях, во времена римского и арабского владычества.

Таким образом, историки не могут предъявить обоснованную версию происхождения Сфинкса, что даёт простор творчеству других специалистов. Так, гидрологи обратили внимание, что нижняя часть статуи несёт следы эрозии от длительного нахождения в воде. Повышенная влажность, при которой Нил мог заливать основание монумента, характеризовала климат Египта в IV тыс. до н. э. На известняке, из которого построены пирамиды, таких разрушений нет. Это считалось доказательством, что Сфинкс старше пирамид.

Романтично настроенные исследователи сочли эрозию результатом библейского Всемирного потопа – катастрофического разлива Нила 12 тыс. лет назад. Некоторые заговорили даже об эпохе ледникового периода. Гипотеза, однако, была оспорена. Разрушение объяснили действием дождей и низким качеством камня.

Внесли свой вклад астрономы, выдвинувшие теорию о едином ансамбле пирамид и Сфинкса. Постройкой комплекса египтяне якобы увековечили время своего прихода в страну. Три пирамиды отражают расположение звёзд Пояса Ориона, олицетворявшего Осириса, а Сфинкс смотрит на точку восхода солнца в день весеннего равноденствия в тот год. Это сочетание астрономических факторов относится к XI тыс. до н.э.

Есть и другие теории, включая традиционных инопланетян и представителей працивилизаций. Внятных доказательств апологеты этих теорий, как всегда, не приводят.

Египетский колосс таит немало других загадок. К примеру, нет никаких предположений, кого из владык он изображает, зачем прокопан подземный ход от Сфинкса в сторону пирамиды Хеопса и т.д.

Современное состояние

Окончательную расчистку от песков провели в 1925 году. Изваяние дошло до наших дней в неплохой сохранности. Возможно, многовековой песчаный покров и спасал Сфинкса от выветривания и перепадов температуры.

Природа пощадила монумент, но не люди. Лицо гиганта сильно повреждено – у него отбит нос. Одно время повреждение списывали на артиллеристов Наполеона, расстрелявших статую из пушек. Однако арабский историк аль-Макризи ещё в XIV веке сообщал об отсутствии у Сфинкса носа. По его рассказу, лицо было повреждено толпой фанатиков по наущению некоего проповедника, поскольку ислам запрещает изображать человека. Утверждение это вызывает сомнения, поскольку Сфинкс был почитаем местным населением. Считалось, что он вызывает живительные разливы Нила.













Существуют и другие предположения. Повреждения объясняют естественными факторами, а также местью одного из фараонов, пожелавшего уничтожить память монарха, которого изображает Сфинкс. По третьей версии, нос отбили арабы при завоевании страны. У некоторых аравийских племён существовало поверье, что, если отбить нос у враждебного бога, он не сможет отомстить.

В древности Сфинкс обладал накладной бородой, атрибутом фараонов, однако сейчас от неё остались лишь обломки.

В 2014 году после реставрации статуи к ней открыли доступ туристам, и сейчас можно подойти и рассмотреть вблизи легендарного гиганта, в истории которого гораздо больше вопросов, чем ответов.

Персонаж легенды об Эдипе .

Египетский сфинкс

Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.

Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства , наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II . Одна из самых больших монолитных статуй мира - изваяние сфинкса (Большой сфинкс) , которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе .

Существовало три распространенных варианта сфинксов:

  • Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы - например, фараона .
  • Храмы бога Хора украшали сфинксами с головой сокола - иеракосфинксами
  • Близ храмов Амона устанавливались сфинксы с мордой барана - криосфинксы .

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа . Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз , Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть . По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её . Её изображение было на шлеме Афины . В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами» .

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога , данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли .

По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её . По ещё одному истолкованию, это амазонка , первая жена Кадма , укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом .

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс» .

Индия

В период эллинизма мотив «человекольва» распространился далеко на восток Азии. В Индии для обозначения таких скульптурных изображений используют целый ряд терминов, например, «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона . С каждым новым веком азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы.

Новое время

«Французский сфинкс»

Мотив сфинкса вернулся в европейское искусство в эпоху маньеризма , когда его систематически использовали художники школы Фонтенбло , работавшие при дворе Франциска I . У сфинкса Нового времени, как правило, поднятая голова, обнажённая женская грудь и жемчужные сережки . Это своего рода фантастический штрих, которым архитекторы XVII-XVIII вв. освежали строгие регулярные парки королевских и аристократических резиденций.

Подобные сфинксы вдохновлялись гротескными фресками Domus Aurea - нероновского дворца, найденного в XV веке. Мотив легко был включен в иконографический корпус классических мотивов арабесков, и распространился по Европе посредством гравюр в XVI-XVII веках. Сфинксы украшают фрески ватиканской лоджии Рафаэля (1515-20). Во французском искусстве сфинксы впервые появляются в искусстве Школы Фонтенбло в 1520-30-х годах, и прослеживаются в эпоху барокко и позднего Регентства (1715-1723). Благодаря французскому влиянию сфинкс становится повсеместным садово-парковым украшением по всей Европе (Бельведер (Вена) , Сан-Суси (Потсдам), Дворец Браницких (Белосток), Ла-Гранха (Испания) и вариант позднего рококо в португальском Дворце Келуш).

Сфинкс в искусстве классицизма

Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании ».

Сфинксы стали являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожего на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс - частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.

Именно в этот период многочисленными изображениями сфинкса украсился Санкт-Петербург (см., например, Египетский мост). В 1832 г. на набережной Невы перед Академией художеств были установлены парные сфинксы, перевезённые из Египта . Тот же мотив использован при проектировании памятника жертвам политических репрессий .

С 1800 года в Петербурге под руководством А. Ф. Лабзина действовала масонская ложа «Умирающий сфинкс ». В США сфинксы до сих пор устанавливают у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

См. также

  • Человеколев - древнейшее скульптурное изображение животного.
  • В честь Сфинкса назван астероид (896) Сфинкс (англ.) русск. , открытый в 1918 году.

Напишите отзыв о статье "Сфинкс"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сфинкс

– Милая Натали, – сказала княжна Марья, – знайте, что я рада тому, что брат нашел счастье… – Она остановилась, чувствуя, что она говорит неправду. Наташа заметила эту остановку и угадала причину ее.
– Я думаю, княжна, что теперь неудобно говорить об этом, – сказала Наташа с внешним достоинством и холодностью и с слезами, которые она чувствовала в горле.
«Что я сказала, что я сделала!» подумала она, как только вышла из комнаты.
Долго ждали в этот день Наташу к обеду. Она сидела в своей комнате и рыдала, как ребенок, сморкаясь и всхлипывая. Соня стояла над ней и целовала ее в волосы.
– Наташа, об чем ты? – говорила она. – Что тебе за дело до них? Всё пройдет, Наташа.
– Нет, ежели бы ты знала, как это обидно… точно я…
– Не говори, Наташа, ведь ты не виновата, так что тебе за дело? Поцелуй меня, – сказала Соня.
Наташа подняла голову, и в губы поцеловав свою подругу, прижала к ней свое мокрое лицо.
– Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, – говорила Наташа, – я виновата. Но всё это больно ужасно. Ах, что он не едет!…
Она с красными глазами вышла к обеду. Марья Дмитриевна, знавшая о том, как князь принял Ростовых, сделала вид, что она не замечает расстроенного лица Наташи и твердо и громко шутила за столом с графом и другими гостями.

В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет.
Наташе не хотелось ехать, но нельзя было отказаться от ласковости Марьи Дмитриевны, исключительно для нее предназначенной. Когда она, одетая, вышла в залу, дожидаясь отца и поглядевшись в большое зеркало, увидала, что она хороша, очень хороша, ей еще более стало грустно; но грустно сладостно и любовно.
«Боже мой, ежели бы он был тут; тогда бы я не так как прежде, с какой то глупой робостью перед чем то, а по новому, просто, обняла бы его, прижалась бы к нему, заставила бы его смотреть на меня теми искательными, любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня и потом заставила бы его смеяться, как он смеялся тогда, и глаза его – как я вижу эти глаза! думала Наташа. – И что мне за дело до его отца и сестры: я люблю его одного, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужской и вместе детской… Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю», – и она отошла от зеркала, делая над собой усилия, чтоб не заплакать. – «И как может Соня так ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо»! подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню.
«Нет, она совсем другая. Я не могу»!
Наташа чувствовала себя в эту минуту такой размягченной и разнеженной, что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее и забыла с кем и куда она едет. Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу карета Ростовых подъехала к театру. Поспешно выскочили Наташа и Соня, подбирая платья; вышел граф, поддерживаемый лакеями, и между входившими дамами и мужчинами и продающими афиши, все трое пошли в коридор бенуара. Из за притворенных дверей уже слышались звуки музыки.
– Nathalie, vos cheveux, [Натали, твои волосы,] – прошептала Соня. Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама, входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом. Занавесь еще не поднималась и играли увертюру. Наташа, оправляя платье, прошла вместе с Соней и села, оглядывая освещенные ряды противуположных лож. Давно не испытанное ею ощущение того, что сотни глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вдруг и приятно и неприятно охватило ее, вызывая целый рой соответствующих этому ощущению воспоминаний, желаний и волнений.
Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня, с графом Ильей Андреичем, которого давно не видно было в Москве, обратили на себя общее внимание. Кроме того все знали смутно про сговор Наташи с князем Андреем, знали, что с тех пор Ростовы жили в деревне, и с любопытством смотрели на невесту одного из лучших женихов России.
Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты, в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а тонкая, обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу, очевидно бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая афишу.
– Посмотри, вот Аленина – говорила Соня, – с матерью кажется!
– Батюшки! Михаил Кирилыч то еще потолстел, – говорил старый граф.
– Смотрите! Анна Михайловна наша в токе какой!
– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.

Сфинкс – мифическое существо. Он представляет собой сочетание разных частей тела четырех живых существ. Сфинкс имеет человеческую голову, причем она может быть как мужской, так и женской. Сильные и быстрые ноги льва дополняют мощь бычьего тела. Еще он может летать, благодаря крыльям орла. Эта мифическая фигура смогла соединить в себе физическую и умственную (в мифологии голова человека на животном всегда является признаком ума) силу. Но сфинкс не всегда имеет такую форму. Чаще всего он был представлен только чертами льва (кошки) и человека.

Наиболее распространенные существа – Андросфинкс, Хиеракосфинкс и Криосфинкс.

Андросфинкс – лев с головой человека. В архитектуре наиболее ярко представлен как Великий (Львиный) Сфинкс, который охраняет пирамиды в Гизе. Он высечен из одного цельного камня, длина которого достигает 57 метров. Существует множество гипотез о том, чье лицо изображено на голове этого сфинкса. Но некоторые полагают, что это фараон Хефрен, и статуя символизирует непобедимость этого правителя.

В виде Андросфинкса изображали и некоторых других правителей, но размеры статуй незначительны. Символ такого царственного животного превозносил каждого фараона во владыку всего человечества. Иногда облик мифического существа принимали и жены правителей.

Криосфинкс имеет тело льва и голову барана. Основной его функцией являлось охрана и защита древних некрополей, без слов призывая к тишине. Символизирует бога Амона. Сегодня можно увидеть целую аллею криосфинксов, которая ведет к месту, где захоронены царственные особи. Она находится в Карнаке. Все лица сфинксов изображены с львиной гривой. Новое царство приписывало образ криосфинкса царю меж богов, а именно богу солнца Ра (Амону).

Хиеракосфинкс (Иеракосфинкс) - лев с головой сокола. Олицетворяет божественную власть, а в Египте сокола вообще считали Царем Птиц. Если у сфинкса с телом льва и головой сокола не было крыльев, то он имел значение только могучей силы.

В Греции голову сфинкса всегда украшало лицо женщины, а иногда такую голову увенчивали короной, сделанной из цветов лилий.

Например, фиванский сфинкс, знакомый нам из легенды об Эдипе, был львиным андросфинксом. Так как его изображали на могилах, ему придавали значение символа защиты гробниц или конкретного захоронения. Но сам по себе фиванский сфинкс, не обращая внимания на загробную символику, имел значение бессмысленного разрушения, а на практике считался врагом для каждого человека и всего человечества в целом.

В Древнем Египте сфинкс был символом бдительности и силы. Изображали его как льва с головой человека, то есть в виде андросфинкса. Именно этот облик и стал одним из символов Эллады. Но во время христианства стал означать неведение:

«Лицо девы означает то, что ум, занятый красотой, не может быть восприимчив к мудрости и знанию; чресла же льва и его сила означают самодовольство и надменность».

Нужно отметить, что такой древний образ тихой силы со временем был забыт. И произошло это появления греческой легенды «Загадка Сфинкса». Этот сфинкс был с головой женщины и большими крыльями. Изображали его как демона смерти. По легенде сфинкс съедал тех, кто не знал ответа на задаваемый им вопрос. И только Эдип смог победить его своим умом. Благодаря этим событиям сфинкс стал неким символом для человеческих проблем.

Каждая цивилизация имеет свои символы, которые считаются неотъемлемыми частями народа, его культуры и истории. Сфинкс Древнего Египта - бессмертное доказательство могущества, силы и величия страны, немое напоминание о божественном происхождении его властителей, канувших в века, но оставивших на земле образ вечной жизни. Национальный символ Египта считается одним из самых великих архитектурных памятников прошлого, до сих пор наводящим невольный страх своей внушительностью, ореолом тайн, мистических легенд и вековой историей.

Памятник в цифрах

Сфинкс египетский известен всем и каждому жителю на земле. Памятник вырублен из монолитной скалы, имеет тело льва и голову человека (по некоторым источникам - фараона). Длина статуи составляет 73 м, высота - 20 м. Символ могущества королевской власти расположен на плато Гизы западного побережья реки Нил и окружен широким и достаточно глубоким рвом. Глубокомысленный взор Сфинкса устремлен на восток, в сторону той точки небес, где восходит Солнце. Памятник много раз оказывался под покровом песка и был не раз отреставрирован. Статуя была полностью очищена от песка только в 1925 году, поразив воображение жителей планеты своим масштабом и размерами.

История изваяния: факты против легенд

В Египте Сфинкс считается самым загадочным и мистическим памятником. Его история на протяжении многих лет вызывает бурный интерес и особое внимание историков, писателей, режиссеров и исследователей. Каждый, кому довелось прикоснуться к вечности, которую олицетворяет статуя, предлагает свою версию ее происхождения. Местные жители называют каменную достопримечательность «отцом ужаса» по причине того, что Сфинкс является хранителем множества таинственных легенд и излюбленным местом туристов - любителей загадок и фантастики. По мнению исследователей, история Сфинкса насчитывает более 13 веков. Предположительно, он был построен для того, чтобы зафиксировать астрономический феномен - воссоединение трех планет.

Миф о происхождении

До сих пор не существует достоверных сведений о том, что же символизирует это изваяние, для чего оно было построено и когда. Отсутствие истории заменяется легендами, которые передаются из уст в уста и рассказываются туристам. Тот факт, что в Египте Сфинкс является древнейшим и самым большим памятником, порождает о нем таинственные и нелепые истории. Существует предположение, что статуя охраняет надгробия величайших фараонов - пирамиды Хеопса, Микерина и Хефрена. Другая легенда гласит, что каменное изваяние символизирует личность фараона Хефрена, третья - что это статуя бога Гора (бог неба, получеловек, полусокол), наблюдающего за восхождением своего отца - Бога Солнца Ра.

Легенды

В древнегреческой мифологии Сфинкс упоминается в качестве безобразного чудовища. По версии греков, легенды Древнего Египта об этом монстре звучат так: существо с телом льва и головой человека породили Эхидна и Тифон (женщина-полузмея и великан с сотней драконьих голов). Оно имело лицо и грудь женщины, тело льва и крылья птицы. Чудовище обитало недалеко от Фив, подстерегало людей и задавало им странный вопрос: «Кто из живых существ утром передвигается на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Никто из дрожащих от страха странников не мог дать Сфинксу вразумительного ответа. После чего монстр приговаривал их к смерти. Однако наступил тот день, когда мудрый Эдип смог разгадать его загадку. «Это человек в детстве, зрелости и старости» - ответил он. После этого сокрушенное чудовище бросилось с вершины горы и разбилось о скалы.

По второй версии легенды, в Египте Сфинкс был когда-то Богом. Однажды небесный правитель попал в коварную ловушку песков, именуемую «клеткой забытья», и уснул в ней вечным сном.

Реальные факты

Несмотря на загадочный подтекст легенд, реальная история не менее мистична и таинственна. Согласно первоначальному мнению ученых, Сфинкс был построен в одно время с пирамидами. Однако в древних папирусах, из которых была почерпнута информация о застройке пирамид, нет ни одного упоминания о каменном изваянии. Известны имена архитекторов, строителей, создавших грандиозные усыпальницы для фараонов, но имя человека, подарившего миру Сфинкс египетский, до сих пор остается неизвестным.

Правда, через несколько столетий после создания пирамид возникают первые факты о статуе. Египтяне зазывают ее «шепес анх» - «живой образ». Больше никакой информации и научного объяснения этих слов ученые дать миру не смогли.

Но в то же время культовый образ таинственного Сфинкса - крылатой девы-чудовища - упоминается в греческой мифологии, многочисленных сказках и преданиях. Герой этих сказаний, в зависимости от автора, периодически меняет свой облик, выступая в одних версиях получеловеком-полульвом, а в других - крылатой львицей.

История о Сфинксе

Очередной головоломкой для ученых стала летопись Геродота, который в 445 г. до н.э. описал в мельчайших подробностях процесс застройки пирамид. Он поведал миру интересные истории о том, как воздвигались сооружения, в течение какого времени и сколько рабов было задействовано в их строительстве. Повествование «отца истории» коснулось даже таких нюансов, как питание невольников. Но, как ни странно, Геродот, ни разу не упомянул в своем труде каменный Сфинкс. Ни в одном из последующих записей факт возведения памятника также не был обнаружен.

Помог пролить ученым свет на труд римского писателя Плиния Старшего «Естественная история». В своих записях он рассказывает об очередном очищении памятника от песка. Исходя из этого, становится ясно, почему Геродот не оставил миру описание Сфинкса - памятник на тот момент был погребен под слоем песчаных наносов. Так сколько же раз он оказывался в песчаной ловушке?

Первая «реставрация»

Судя по надписи, оставленной на каменной стеле между лапами чудища, фараон Тутмос I потратил год на освобождение памятника. Древние письмена рассказывают о том, что, будучи принцем, Тутмос уснул крепким сном у подножия Сфинкса и увидел сон, в котором ему явился бог Хармакис. Он предсказал принцу восхождение на трон Египта и приказал освободить изваяние из песочной ловушки. Спустя некоторое время Тутмос благополучно стал фараоном и вспомнил о данном божеству обещании. Он приказал не только откопать гиганта, но и отреставрировать его. Таким образом, первое возрождение легенды Египта произошло в XV в. до н.э. Именно тогда мир узнал о грандиозном сооружении и уникальном культовом памятнике Египта.

Доподлинно известно, что после возрождения Сфинкса фараоном Тутмосом его в очередной раз откапывали при царствовании династии Птоломеев, при римских императорах, захвативших Древний Египет, и арабских правителях. В наше время он был вновь освобожден от песков в 1925 году. До сей поры статую приходится очищать после песчаных бурь, так как она является важным туристическим объектом.

Почему у памятника отсутствует нос?

Несмотря на древность скульптуры, она практически сохранилась в первоначальном виде, воплощающем Сфинкс. Египет (фото памятника представлено выше) сумел сохранить свой архитектурный шедевр, но не сумел защитить его от варварства людей. У изваяния нет в данный момент носа. Ученые предполагают, что один из фараонов по неизвестной науке причине приказал отбить нос у статуи. Согласно другим источникам, памятник повредила армия Наполеона, обстреляв его лицо из пушки. Англичане же откололи бороду чудища и переправили ее в свой музей.

Однако в обнаруженных позднее записях историка Аль-Макризи от 1378 года говорится о том, что каменное изваяние уже не имело носа. По его словам, один из арабов, желая искупить религиозные грехи (В Коране запрещалось изображение человеческих лиц), отколол нос гиганта. В ответ на подобное злодеяние и надругательство над Сфинксом пески начали мстить людям, наступая на земли Гизы.

В итоге ученые пришли к выводу, что в Египте Сфинкс лишился носа в результате сильных ветров и наводнений. Хотя и это предположение не нашло до сих пор реального подтверждения.

Ошеломляющие секреты Сфинкса

В 1988 году, в результате воздействия едкого заводского дыма, от памятника откололась приличная часть каменной глыбы (350 кг). ЮНЕСКО, обеспокоившись внешним видом и состоянием туристического и культурного объекта, возобновили ремонт, тем самым открыв дорогу новым исследованиям. В результате тщательного изучения каменных блоков пирамиды Хеопса и Сфинкса японскими археологами была выдвинута гипотеза о том, что памятник был построен гораздо раньше великой усыпальницы фараона. Вывод стал ошеломляющим открытием для историков, которые предполагали, что пирамида, Сфинкс и другие погребальные сооружения - современники. Вторым, не менее удивительным открытием, стал обнаруженный под левой лапой хищника длинный узкий тоннель, соединенный с пирамидой Хеопса.

После японских археологов древнейшим памятником занялись гидрологи. Они обнаружили на его теле следы эрозии от большого водного потока, который двигался с севера на юг. После ряда исследований гидрологи пришли к выводу, что каменный лев был безмолвным свидетелем разлива Нила - библейской катастрофы, которая произошла около 8-12 тысяч лет назад. Американский исследователь Джон Энтони Уэст объяснил следы водной эрозии на теле льва и их отсутствие на голове доказательством того, что Сфинкс существовал еще во времена ледникового периода и датируется любым периодом до 15 тыс. года до н. э. По мнению французских археологов, история Древнего Египта может похвалиться древнейшим памятником, существовавшим даже во времена гибели Атлантиды.

Таким образом, каменное изваяние говорит нам о существовании величайшей цивилизации, которой удалось воздвигнуть столь величественное сооружение, ставшее бессмертным образом Прошлого.

Преклонение древних египтян перед Сфинксом

Фараоны Египта регулярно совершали паломничества к подножию гиганта, который символизировал великое прошлое их страны. Они приносили жертвы на алтарь, который находился меж его лап, воскуривали благовония, получая от гиганта немое благословение на царство и трон. Сфинкс был для них не только воплощением бога Солнца, но и священным образом, который даровал им наследную и законную власть от предков. Он олицетворял могущественный Египет, история страны отражалась в его величественном виде, воплощая каждый образ нового фараона и превращая современность в составляющую вечности. Древние письмена прославляли Сфинкса в качестве великого бога-творца. Его образ воссоединял прошлое, настоящее и будущее.

Астрономическое объяснение каменного изваяния

По официальной версии, Сфинкс бы построен в 2500 году до н. э. по приказу фараона Хефрена в период правления Четвертой Правящей династии фараонов. Громадный лев расположился среди других величественных сооружений на каменном плато Гизы - трех пирамид.

Астрономические исследования показали, что расположение статуи выбрано не по слепому наитию, а в соответствии с точкой пересечения пути небесных светил. Он служил экваториальным пунктом, указывающим точное расположение на горизонте места восхода Солнца в день весеннего равноденствия. Согласно мнению астрономов, Сфинкс был построен 10,5 тысяч лет тому назад.

Примечательно, что пирамиды Гизы располагаются на земле в точно таком же порядке, как три звезды на небосводе в том году. По преданию, Сфинкс и пирамиды зафиксировали то положение звезд, то астрономическое время, которое называли первым. Так как небесным олицетворением правившего на тот момент, был Орион, рукотворные сооружения были построены с целью изображения звезд его пояса, дабы увековечить и зафиксировать время своей власти.

Великий Сфинкс как туристический объект

В настоящее время гигантский лев с головой человека привлекает миллионы туристов, жаждущих воочию увидеть легендарную, окутанную мраком многовековой истории и множеством мистических преданий каменную скульптуру. Интерес к ней всего человечества обусловлен тем, что тайна создания статуи так и осталась нераскрытой, погребенной под песками. Трудно представить, сколько тайн хранит в себе Сфинкс. Египет (фото памятника и пирамид можно увидеть на любом туристическом портале) может гордиться своей великой историей, выдающими людьми, грандиозными памятниками, правду о которых их создатели унесли с собой в царство Анубиса - бога смерти.

Велик и внушителен громадный каменный Сфинкс, история которого так и осталась неразгаданной и полной тайн. Все так же устремлен спокойный взгляд изваяния вдаль и все так же невозмутим его облик. Сколько веков он является безмолвным свидетелем человеческих страданий, тщеславия правителей, горестей и бед, постигших египетскую землю? Сколько же тайн хранит в себе Великий Сфинкс? К сожалению, на все эти вопросы на протяжении многих лет так и не найдено ответов.