Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Психология малых групп. Взаимоотношения в коллективе

Психология малых групп. Взаимоотношения в коллективе

Простые и чуть более сложные задания помогают делить участников на малые группы каждый раз новым способом. Некоторые способы заставляют участников непроизвольно смеяться, создавая дополнительный позитивный настрой на работу.

2 ГРУППЫ

Расчет на 2-х персонажей — на Дедов Морозов и Снегурочек, волков и зайцев, Тома и Джерри, Тимона и Пумбу, лису и колобка, небо и землю, пряники и печенье.

Объединиться по наличию/отсутствию углов у фигур — треугольники, квадраты, круги и овалы.

Открытки-половинки — предложите владельцам одной открытки найти свою пару и встать лицом друг к другу. Вся группа должна выстроиться в 2 шеренги парами — лицом друг к другу.

Круг пополам — группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от тренера к участнику, сидящему напротив.

2-6 ГРУПП

Разноцветные стикеры — подходят для деления на 2-4 группы. Участники встают в круг и закрывают глаза. Тренер прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.

Хобби — 2-4 человека (сколько надо групп) называют хобби, остальные выбирают, какое из хобби им ближе и расходятся по малым группам.

Расчёт по форме — на треугольники, квадраты, круги, трапеции, прямоугольники и овалы. Можно также раздать участникам вырезанные из бумаги фигуры разной формы и цвета. В этом случае их можно будет перемешивать в группы и по форме, и по цвету.

3 ГРУППЫ

Расчет на 3-х персонажей — на белый, красный и чёрный; на тройку, семёрку и туз; на даму, короля и туза; на солнце, звёзды и луну; на Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа; на дедушку, бабушку и курочку Рябу.

4 ГРУППЫ

Расчет на 4-х персонажей — на царя, царевича, короля и королевича; на Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна; на черви, бубны, крести и пики; на зиму, весну, лето и осень.

7 ГРУПП

Расчет по цветам радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый

ЛЮБОЕ КОЛИЧЕСТВО ГРУПП

Открытки — разрежьте их на нужное количество частей (равное нужному количеству людей в малой группе), перемешайте и раздайте участникам; предложите участникам найти другие части своей открытки и образовать малую группу.

количество открыток = количество участников: количе-ство людей в малых группах

Игра «Звери» — шепнуть на ухо каждому животное, количество животных по числу нужных групп; участники молча ходят по комнате и изображают своё животное; найдя такое же животное, надо взяться за руки и дальше искать остальных вместе; все ходят, пока не найдут всех членов своей малой группы.

Деление на «первый-второй» — способ простой, но его можно украсить, если деление происходит на иностранном языке. Например, на шведском: этт, тво, тре, фюра, фем, секс… (1, 2, 3, 4, 5, 6…). Можно спросить у тех участников, кто знает какой-нибудь необычный язык.

Конфеты разных цветов/сортов — участники вытаскивают себе конфету из пакета и объединяются по типу конфеты или цвету фантика.

Игра «Звуки Му» — шепнуть на ухо каждому животное или птицу, количество животных по числу нужных групп; участники ходят по комнате и издают звуки своего животного; найдя такое же животное, надо взяться за руки и дальше искать остальных вместе; все ходят, пока не найдут всех членов своей малой группы.

Листочки — тренеру нужны небольшие листочки по количеству участников группы. На каждом он пишет номер (номера
по количеству малых групп). Затем участники вытаскивают по одному номеру и молча ищут свою группу.

По внешним признакам участников — например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых». Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых». Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: цвет волос, глаз и т. д.

Пары «Звериная семья» — в пакет складываются парные листочки с названием животного и его детёныша (динозавр и динозаврик, бегемот и бегемотик, и т. д.). Участники вытягивают их в случайном порядке. «Родитель» и «детёныш» находят друг друга и объединяются в пару.

Систематизировано и описано: Кира Кононович

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Яркое и запоминающееся упражнение , которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение .

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче . Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству.

  • Уникальное упражнение "Светофор"

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

    Упражнение для тренинга "Светофор" позволяет участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, перестать расстраиваться "по мелочам", научиться радоваться и ценить то, что уже есть в жизни! Упражнение станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста и целеполагания.

    Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц!
    Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)!

Большинство активных упражнений основано на работе в малых группах. Игры для разделения участников на подгруппы помогут тебе в интересной форме из одной большой группы участников образовать подгруппы из двух, трех, четырех человек и т.д.

«Выбери…»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Если ты хочешь разделить группу на 4 подгруппы, вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп – 5 добровольцев и т.д. Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в поход?» Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос «Кому бы вы доверили нести рюкзак?». Остальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: «С кем бы вы поделились яблоком?», «Кому бы вы доверили свою тайну?».

Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить команду, в которой они бы хотели работать.

Семейка Майерс

Продолжительность: 5 минут

Необходимые материалы: карточки с надписями*. Необходимо придумать такое количество «семей», сколько групп вы хотите сформировать. Стулья по количеству групп.

Ход работы.

Ведущий раздаеткаждому участнику одну карточку и произносит задание всем участникам: «По сигналу необходимо будет всем участникам начать очень быстро меняться карточками. Нужно поменять карточку максимальное количество раз. Когда прозвучит другой сигнал обмен необходимо прекратить и сесть на стулья по семьям. Причем сесть надо определенным образом – на стул садится папа, ему на колени садится мама, ей на колени – сын, на колени сыну – дочь».

Созданные семьи - это и есть малые группы, в которых можно работать дальше.

Комментарии:

  • если необходимо создать группу с количеством человек больше 4-х, то можно добавить дедушку, бабушку, собаку, кошку и т.д., объяснив участникам место, на которое они должны сесть
  • в качестве сигнала можно использовать хлопок, музыку, либо сигнал детской дудочки, гармошки.

Упражнение одновременно может использоваться как игра-разминка.



«Города»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: не требуются.

Ход работы.

Ведущий подходит к первому участнику и просит назвать его любимый город, потом к следующему и т.д., в зависимости от требуемого количества групп, которое должно получится. Например, Маша называет г. Амстердам, Витя – г. Москва, Саша – г. Париж, следующие участники по заданной очередности называют те же самые города. Таким образом, все участники делятся на три группы в зависимости от названий городов, которые им выпали.

«Цвета»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: цветная бумага.

Ход работы.

Если ты хочешь разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на 4 – 4-х и т.д. (для группы из 15 человек – по 5 листочков каждого цвета и т.д.). Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведущего открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.

«Фишка»

Продолжительность: 5 минут.

Необходимые материалы: цветная бумага.

Ход работы.

Необходимо подготовить разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству участников. Для занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятия следует перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков – это первая команда, а второй цвет – вторая.

«Первый, второй, третий…»

Продолжительность: 5 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Для разделения на группы участникам необходимо рассчитаться на первый, второй, третий…После чего участники группируются в соответствии со своим номером.

«Фауна»

Продолжительность: 10 - 15 минут.

Необходимые материалы: бумага.

Ход работы.

Для того чтобы разделить группу на подгруппы, необходимо подготовить листки с названием определенного животного или насекомого в соответствии с числом групп, которые должны образоваться.

Пример: муха, обезьяна, корова. Каждый участник вытягивает листок, после чего должен изобразить тот образ, который ему выпал, стараясь подражать повадкам данного представителя фауны. Таким образом, участники находят представителей своих групп.

«Открытка»

Продолжительность: 5 минут.

Необходимые материалы: разные открытки, по количеству подгрупп.

Ход работы.

Ведущий заранее режет открытки на кусочки. Кусочков должно быть столько, сколько человек в малой группе.

Ведущий раздает каждому участнику кусочек открытки. Когда все получили свой кусочек, предлагается объединиться в группы, найдя «своих». Группы сформированы, когда участники малых групп сложили из своих кусочков открытки.

Комментарий: упражнение удобно тем, что из группы можно сформировать подгруппы, разные по размеру, разрезав открытки на разное количество кусочков.

III. Игры – разминки

В процессе встречи участники могут уставать от переизбытка информации, поэтому важно переключать их внимание при помощи игр-разминок. Данные игры помогут психологически и физически разрядить участников, настроить их на дальнейшую работу.

«Бабушка из Бразилии»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Все участники встают в круг (лицом в центр круга). Ведущий показывает определенные движения: прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами «У меня есть бабушка в Бразилии», «У нее вот такая нога», «У нее вот такая рука и голова набок», «Она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка на свете» и т.д. Далее все участники повторяют эти движения и слова.

«Пустой стул»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники делятся на первый, второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» - встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом – взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним – задержать.

«Ураган»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, черными глазами и т.д.). Причем, если участник обладает названными признаком, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, которым он сам на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье-либо место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «Ураган», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Фруктовый салат»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: листки бумаги.

Ход работы.

Ведущий раздает каждому участнику листок бумаги с надписью определенного фрукта (банан, ананас, персик) в соответствии с количеством присутствующих. Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем «бананам». Когда участники меняются местами, он должен занять чье-либо место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Он должен произнести «Поменяйтесь местами все Бананы, либо Ананасы, либо Персики». Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «Фруктовый салат», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Молекулы или Броуновское движение»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает – «тишина и замри», два сигнала «выстроиться в круг с закрытыми глазами», и три сигнала – «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру». Существует и другой вариант игры. Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7 и т.д.)!». Участниками необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекулах).

«Олени»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники образуют 2 круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?» Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, а левым ухом о левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потоптать ногами! После этого внешний круг смещается на 1 человека, и церемония повторяется до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.

«Театр Кабуки»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будет изображать: принцессу, дракона или самурая.

Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона и самурая.

Принцесса: кокетливо делает реверанс. Дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед. Самурай: делает движение взмаха саблей. После того, как команды выбрали себе роли, ведущий сообщает.

«Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу».

Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и, по команде ведущего, характерным движением показывают роль, которую выбрали.

По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной.

Например: принцесса и Самурай (1 очко получает принцесса, потому что она его очаровывает). Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому что он его убивает). Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка). Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

«Ужасно-прекрасный рисунок»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: листы бумаги и фломастеры.

Ход работы.

Группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого этот рисунок передается соседу справа, и тот делает из полученного рисунка «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходит весь круг. Рисунок возвращается хозяину. При необходимости группа делится на 2 подгруппы, чтобы упражнение прошло быстрее.

IV. Игры и упражнения для подведения итогов

Для яркого и запоминающегося завершения работы важно воспользоваться короткими по времени играми и упражнениями для подведения итогов. Они направлены на подведение итогов и оценку эмоционального состояния группы.

«Дерево и человек»

Продолжительность: 2 минут.

Необходимые материалы: карандаши и листок бумаги со схемой «Дерево и человек».

Ход работы.

Желательно разбить группу на несколько подгрупп по 5-7 человек в каждой. Модератор в каждой группе собирает участников и предлагает каждому выбрать карандаш определенного цвета и на схеме «Дерево и человек» закрасить одну из фигурок, с которой он себя символизирует. Далее следует обсуждение, где каждый по очереди высказывается, почему он выбрал именно этот цвет и эту фигурку.

«Анкета»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: анкеты на каждого участника.

Ход работы.

В конце занятия участникам раздаются анкеты для заполнения, ФИО указывать не обязательно.

Образец анкеты оценки встречи ты можешь найти в разделе III.

«Погода»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: маркеры и листы бумаги.

Ход работы.

На стену или флип-чарте прикрепляется лист бумаги, на котором чертится две оси Х и У, где отмечаются шкалы от 0 до 30 С. Каждому участнику предлагается описать, какую погоду он чувствует, и отметить маркером температуру воздуха на системе координат. После того, как каждый участник это сделает, модератор должен соединить все точки на осях. В результате получается общая картина, которая отражает «погоду» в группе. Далее следует обсуждение в группе.

«Беседа»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Проводится беседа об итогах групповой работы, где каждый может высказаться о том, что ему понравилось и не понравилось и т.д.

«Фигурки из бумаги»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Ход работы.

Желательно разбить группу на несколько подгрупп по 5-7 человек в каждой. Модератор в каждой группе собирает участников и предлагает каждому выбрать бумагу определенного цвета и в течение 10 минут создать фигурку. После этого каждый представляет свое творение, описывая эмоциональное состояние.

«Море»

Продолжительность: 20-30 минут.

Необходимые материалы: «море» - нарисованное на бумаге, по размеру 4-х склеенных между собой листа А1; вырезанные из цветной бумаги «острова», карточки из картона по числу участников, скотч, маркеры.

Ход работы.

Ведущий вешает «море» в удобном, обозреваемом всеми участниками месте и закрепляет на нем острова. Примеры островов: «остров открытий», «остров вопросов», «остров радости и веселья», «остров невезения», «остров новых знакомств», «остров знаний» и т.д. Раздает всем участникам карточки и предлагает нарисовать на карточке какое-либо плавсредство (корабль, лодка, плот, круг и т.д.).

Ведущий просит участников по очереди подходить к «морю», размещать там свой «корабль» и комментировать, почему выбрано именно это место. Упражнение заканчивается, когда все участники разместили свои корабли.

на пары / малые группы.

Упражнение 19. “Дополнить карточку, объединиться в пары”

Ведущий выбирает несколько хорошо известных фраз и пишет половину выражения на одном кусочке бумаги, а вторую часть – на другом. Например: “С днем рождения...... ” и т.д. Карточки скручиваются, кладутся в шляпу, и затем каждый вытаскивает кусочки и ищет себе пару.

Примечание: Данный энергизатор следует использовать, если Вам необходимо разделить

группу на пары в случайном порядке, познакомить и сплотить группу.

Упражнение 20. “Что у нас общего”

Ведущий называет любую характеристику человека или его поведения, например: “Те, кто любит фрукты!”. Участники узнают себя и встают на то место, на которое указал ведущий и т.д.

Примечание: Данное упражнение позволяет разделить группу на необходимое Вам число

подгрупп. С помощью данного упражнения Вы также можете оживить активность группы, усилить концентрацию внимания участников.

Упражнение 21. Солнце светит на...”

Участники сидят или стоят в тесном кругу, один человек стоит по центру. Участник в центре громко говорит: “Солнце светит на...” и называет цвет предметов или элемент одежды, или какую-то другую характеристику, которая объединяет хотя бы несколько человек в группе. Например: “Солнце светит на тех, кто носит носки” или “солнце светит на тех, у кого карие глаза”. Все участники, имеющие данную характеристику, должны поменяться местами друг с другом. Водящий пытается занять одно из освободившихся мест. Новый водящий в середине начинает все заново. (Вариант: “Ветер дует на...”)

Примечание: Данное упражнение лучше проводить в начале занятия. Данный энергизатор

включает участников в активную деятельность, концентрируя их внимание.

Упражнение 22. “Члены семьи”

Подготовьте карточки по числу участников. Разделите их на такое количество стопок, сколько групп кооперативного обучения вам необходимо образовать. Напишите на каждой карточке одну из семейных ролей и профессию так, чтобы в каждой стопке семейные роли были разные, а профессия одна, например: Мама Фермер, Папа Фермер, Сестра Фермер и Брат Фермер. Перемешайте все карточки и предложите участникам взять по одной из общей стопки. Можете также использовать имена и названия различных животных или фруктов. Кроме того, можно изобразить на карточках фигуры, например: звезда, солнце, месяц, цветок и т.д. В каждой семье (подгруппе) должно быть 4 или 5 членов. После того, как каждый участник получил по карточке, все участники начинают ходить по комнате, создавать “семьи” по своему признаку, стараясь создать семью (подгруппу) как можно быстрее.

Примечание: С помощью данного упражнения Вы можете разделить группу в случайном по-

рядке на необходимое Вам количество подгрупп. Данный энергизатор применяют в начале занятий, активизируя участников.

Упражнение 23. “Поездки на такси”

Выберите несколько добровольцев (по числу необходимых Вам подгрупп). Эти участники будут выполнять роль таксистов. Их задача – двигаться по помещению, останавливаясь по команде ведущего. Предложите остальным участникам представить, что они садятся в такси. В такси может поместиться только определенное число участников, например 2, 4 или 8. Когда такси останавливается, участники должны бежать “занимать места в такси”.

Примечание: Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке, активизировать их.

Упражнение 24. “Фруктовый салат”

Участники сидят в круге. Ведущий просит первых 4-5 человек, сидящих рядом в круге, назвать по одному свои любимые фрукты (например, яблоко, груша, банан, апельсин). Следующие, сидящие в круге, по очереди повторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый “назван фруктом”. Один человек – ведущий – должен встать в центре круга. Ведущий выкрикивает название фрукта, например апельсин, и все “апельсины” должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из занимаемых мест, и другой участник остается без места. Новый ведущий опять называет какой-то фрукт и игра продолжается. Название “фруктовый салат” означает, что все меняются местами.

Примечание: Данное задание очень активизирует ребят. Его можно применять для создания групповой сплоченности, усиления концентрации внимания и для того, чтобы “перемешать”

участников, например, для последующего знакомства в парах, разделив сидящих рядом знакомых.

Упражнение 25. “Игра в животных”

Напишите на отдельных листочках столько названий видов животных, сколько вам необходимо подгрупп. Перемешайте карточки и раздайте участникам, затем попросите их, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы.

Примечание: Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.

Упражнение 26. Паровозик имен

Все участники стоят в кругу. Ведущий стоит в центре круга, затем подходит к одному из участников, называет его по имени и предлагает покататься. Названный участник встает позади ведущего, они, изображая паровоз, движутся к следующему участнику, а все остальные в это

время повторяют имя выбранного участника. Игра продолжается до тех пор, пока в паровозике не окажутся все участники.

Примечание: Упражнение применяется для знакомства, укрепления сплоченности группы,

повышения тонуса, двигательной активности, снятия напряжения.

Упражнение 27. “Поиск общего”

Группа делится на пары, и два человека в паре находят как можно больше общих признаков,

затем по команде ведущего пары объединяются в четверки с той же целью. Ведущий может

остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д. Образованные малые группы могут пред-

ставить свои общие черты.

Примечание: Упражнение развивает внимание к личности партнеров, осознанию проявлений своей личности, позволяет участникам лучше узнать друг друга. Может использоваться в

любое время занятия.

Упражнения для разбивки участников на группы

Задача разбивки тренинговой группы на отдельные под­ группы возникает у ведущего достаточно часто. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают ра­боту в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифи­ цировать процессы общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробле­ ние на подгруппы. При этом следует помнить об очень важном условии - нельзя давать этим подгруппам «застыть» в опреде­ ленном составе. Нужно постоянно «перетасовывать» участ­ников, чтобы предоставить возможность каждому максимально пообщаться с другими участниками. А для этого следует ис­пользовать процедуры случайной разбивки на группы. Приме­ нение одних и тех же приемов быстро наскучит участникам. Поэтому предлагается набор (далеко не исчерпывающий!) вари­ антов разбивки участников тренинга на отдельные подгруппы. Конечно, интересней, если создание подгрупп носит не дирек­ тивный, а игровой характер.

Упражнение «Расчет»

Это самый элементарный способ. Произвести расчет на «пер­ вый - второй», «первый - второй - третий» и т. д. в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: рас­ чет нужно делать исходя именно из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. Банальное пре­ дупреждение, однако опыт показывает, что начинающие тренеры, видимо, от волнения в таких ситуациях совершенно перестают ладить с арифметикой.

Упражнение«Сегментация круга»

Тоже из разряда элементарных. Группу можно поделить по­полам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Упражнение «Цветоделение»

Деление на группы проводится по внешним признакам уча­ стников, например но цветам одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринпи-сом» назвать). Могут появиться «красные» и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, образуют, скажем, «команду пестрых». Не советуем создавать «содружество темных сил», даже если мно­ гие участники одеты в траурные цвета, дабы на людей не «пове­ сить якорей», которые вам совсем не нужны. Впрочем, если вы как раз собираетесь провести игру типа «Страшноватого суда» (см. «Школьный психолог» 2000) или другую, в которой требу­ется группа негативных персонажей, а также если вы рассмат­ риваете темный цвет одежды этих конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, нуждающих­ ся в «обыгрывании», то вполне приемлемо выделение их в отдель ную группу с особыми ролевыми функциями. Критериями вы­ деления отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки, такие как наличие украшений или часов; свитера или футболки; брюки или юбки (если группа по преимуществу женская); цвет волос; цвет глаз и т. д.

Упражнение «Построение по ранжиру»

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за ми­ нимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз; по цвету волос; по росту (с закрытыми глазами); по высоте го­ лоса (после проведения игры проверяется, например, исполне­ нием ноты «ля», произнесением слова «мама» и другими спосо­ бами) и другим признакам. При этом ведущий каждый раз дол­ жен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными». Обычно такие игры проводятся весело и с энтузиазмом. После того, как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Упражнение «Стрельба глазами»

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все поднимают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся раз­ биты по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо органи­ зуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения. Можно провести эту игру несколько иначе: вза­ имное попадание в «стрельбе глазами» не приводит к выходу из круга, а попытки повторяются до тех пор, пока вся группа не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников. Драматичность игре придают ситуации, когда число участников является нечетным и кто-то их них заведомо должен остаться

без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между ними соревнование за пра­ во включить этого игрока в свой состав, или найти другое реше­ние, оптимальное для этого конкретного случая.

Упражнение «Атомы и молекулы» (1 вариант)

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий говорит: «Каж­ дый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы со­ вершаете броуновское движение, встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то проис­ ходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молеку­ ле я назову». Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков ос­талось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распада­ ются на атомы, продолжающие «блуждать в пространстве» до сле­ дующей команды ведущего. В результате игры можно либо создать две команды - из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался В игре, - либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число как раз будет равно количеству выбывших участников, которые тогда образуют свою группу).

Упражнение «Лидеры»

Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!». Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп), кто вскочил со своего места, объявля­ются руководителями, имеющими право набрать свои команды.

Лидеры получают право по очереди называть имя человека, ко­ торого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участ­ ника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники но очереди выбирают следующих, и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если уча­стников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Поэтому веду­ щий должен обратить ситуацию в позитивную, скажем, предло­ жить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Упражнение «Любое число»

Еще одна игра, которая может быть использована для раз­ бивки на группы. Ведущий называет по имени любого из игро­ ков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одно­го до числа, равного количеству участников. Ведущий команду­ ет: «Три-четыре!». Одновременно должно встать столько игро­ ков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это слу­чайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Кто-нибудь из игроков может сообразить, что существуют беспроиг­ рышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить само­ му, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство возросшей групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое (по его замыслу) означает необходи­ мое количество игроков в одной подгруппе. Если встало стольк о игроков, сколько и было заказано, хорошо. Ведущий просто про­ сит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися, на­звав то же самое число (в случае, если подгрупп должно быть более двух; если группу надо было поделить пополам, то дос­таточно назвать число, равное половине участников). Если же игроков встало больше или меньше, то ведущий добавляет или убавляет игроков по своему усмотрению.

Упражнение«Разбивка по критерию»

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с чет­ ким разделением участников на разные категории. Этот способ разбивки особенно удобен в тех случаях, когда необязательным является равное количество игроков в подгруппах.

Например, в процессе групповой динамики возникает момент, когда необходимо проработать чувства участников относитель­ но событий, происходящих на тренинге, а для этого ведущему необходимо получить информацию об этих чувствах. Тогда ве­ дущий говорит участникам: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане.

Представьте, что вы - посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые из блюд, предлагаемых в меню. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только "заморил червячка"\ Давайте попробуем рассесться в нашем "ресторане" в соответ­ ствии со своими ощущениями. Те, кто попробовал, им понра­ вилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы сменить ресторан на какое-то иное ме­ сто, занимают места в противоположном углу. Может быть, для кого-то блюда из меню ресторана оказались не вполне в их вкусе.

Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, насколько здешняя кухня их удовлетворяет, и потому пока в сомнении ковыряется вилкой в салате. Итак, располагайтесь!». В зависимости от складывающихся обстоятельств ведущий принимает решение о направлении даль­ нейшей работы. Можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, может быть, высказать свои пожелания относительно качества приготовления, рецептов и пре­ поднесения блюд. Скажем, кто-то считает пищу «пресной», кому- то хочется «погорячее», кого-то устроили бы более изысканные блюда, меньше «общепитовских» и больше «эксклюзивных» ре­цептов и т. п. Вместо «ресторанной метафоры» можно предло­жить огромное количество других. Допустим, повесив в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмо­ циональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга, - попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.

Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Скажем, «восторженных» участников можно попросить придумать способы развеселить «тоскующую» под­ группу.

Упражнение «Кто на новенького?»

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждо­ му выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы взаимо­ действовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербаль­ но договориться и подойти друг к другу. Потом (если требуется работа в четверках или шестерках) найти пару или две партне­ ров, с которыми также у обоих членов пары общения было пока недостаточно.



Упражнение «Джунгли» дил», «верблюд», «бегемот»). Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3-4 че­ ловека.

После инструкции ведущего участники отодвигают свои сту­ лья, освобождая пространство для движения, и находят листочки с названиями животных. Не обсуждая с другими содержание кар­ точки, по команде все начинают двигаться, изображая свое жи­ ского движения, иногда объединяясь в молекулы. Темп, направ­ление движения, количество атомов в молекулах и места соеди­ нений задает ведущий.


Например: «Молекулы, по три локтями!» - все должны раз­ биться на группки по три человека и прижаться друг к другу локтями. Скорость движения указывается цифрой: «плюс 20», «плюс 45», «плюс 80». Это значит в данном случае, что скорость растет, хотя она также может замедляться. Скорость «минус 50» означает, что надо двигаться спиной вперед. В конце выполне­ния упражнения надо образовать подгруппы («молекулы»).

Игры для знакомства

"Снежный ком" (20 мин.)

Цель : узнать и запомнить имена участников.

Материалы: не требуются.

Каждый участник называет свое имя и придумыва­ет прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя. Очень важно сказать тот эпитет, который подчеркивает индивидуальность участника. Необхо­димо следить затем, чтобы определения не повторя­лись и чтобы участники не подсказывали друг другу эпитеты.

Упражнение должно проходить следующим обра­зом: участник сначала называет имя и прилагатель­ное того участника, который представился перед ним, затем свое. Задача следующего повторить уже 2 имени и 2 прилагательных, затем назвать свое… и т. д. Последнему участнику приходиться повторять имена и прилагательные всех участников в кругу.

Пример: Первый участник: Максим мудрый. Второй участник: Максим мудрый, Ольга ориги­нальная.

Третий участник: Максим мудрый, Ольга ориги­нальная, Наталья находчивая и т.д.

"Меня зовут… Я люблю себя за то, что…" (15 мин.)

Цель: для восстановления в памяти имен участни­ков группы и создание рабочей атмосферы (лучше на 2-ой день семинара).

Упражнение проводится в кругу.

Каждый поочередно говорит две фразы «Меня зо­вут…» и «Я люблю себя за то, что…». Не отвлекай­тесь на споры и обсуждения по поводу наших жела­ний. Просто высказывайте их поочередно, бесприст­растно и быстро.

Игры на сплочение группы

"Построитесь по росту!" (15 мин.)

Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.

Материалы: не требуются.

Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все уча­стники найдут свое место, дать команду открыть гла­за и посмотреть, что же получилось. После упражне­ния можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: эта игра имеет несколько вариа­ций. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных - есте­ственно, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т. д.

"Лягушки и крокодил" (10 мин.)

Все участники – это лягушки, а водящий – крокодил. Когда крокодил просыпается, лягушки должны прятаться, вставая на кувшинки (листы бумаги, разложенные на полу). С каждым пробуждением крокодила сворачиваются и убираются листы бумаги. Те лягушки, которые находятся вне кувшинок, съедаются крокодилом, т.е. выходят из игры. Главная задача – что­бы все лягушки смогли находиться на минимальном количестве кувшинок.

Упражнения-разминки

"Бразильская бабушка" (5 мин.)

Все участники встают в круг (лицом в центр круга). Ведущий показывает определенные движения головой, руками, ногами, которые сопровождаются фразами "У меня есть бабушка", "Она живет в Бразилии", "У нее вот такая нога", "У нее вот такая рука и голова на бок", "Она прыгает и кричит: "Я самая красивая бабушка на свете". Далее все участники повторяют эти движения и слова.

"Шумахер" (15 мин.)

Ведущий стоит в кругу и показывает на любого человека и называет фигуру. Названный и его правый и левый соседи показывают нужную фигуру, если кто-то не сделал это бы­стро, в течение 3 секунд, то становится водящим. Фигуры:



Слон: человек в середине – показывает нос, соседи – уши

Дерево: в середине – руки вверх, по бокам – в стороны

Буйвол: в середине – голова наклонена вниз, руками изображает рога, по бокам – бьют дальними ногами

Шумахер: в середине – держится за руль, по бокам – колеса

Обезьяны: в середине – ничего не вижу, слева от него – не слышу, справа – не говорю.

Упражнения для разделения группы на несколько подгрупп

"Молекулы-хаос" (2-3 минуты)

Инструктор дает инструкцию: «Представьте себе, что все мы атомы, которые дви­жутся в хаотичном порядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм…. Сейчас заиграет музы­ка, и мы все начнем двигаться в пространстве как атомы в хаосе. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединится в одну молекулу, а потом несколь­ко молекул в клетку, клетки – в организм».

Звучит музыка, все участники двигаются в хаотичном порядке. Инструктор говорит «2 атома», потом «2 молекулы», «2 клетки», «2 организма». Участники разделены на две группы.