Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проекты по открытию модельных библиотек. Методический городок: Модельные библиотеки

Проекты по открытию модельных библиотек. Методический городок: Модельные библиотеки

Модель современной публичной библиотеки, которая отвечает требованиям информационного общества и соответствует запросам сегодняшних пользователей, к которой должна стремится каждая библиотека, представлена в «Модельном стандарте деятельности публичных библиотек», утвержденном в мае 2001 года на VI Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации. В новой редакции документа, принятой на XIII Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации (Ульяновск, 2008 г.), акцент переносится на модернизацию библиотечного обслуживания на основе внедрения информационных технологий в библиотечную практику.

В Псковской области разработан «Модельный стандарт деятельности муниципальной библиотеки Псковской области».
Создание модельных библиотек в Российской Федерации началось с реализации общероссийского проекта «Создание модельных публичных на селе» Министерства культуры Российской Федерации, Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и общественной организации «Открытая Россия».
В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 гг.)» к настоящему времени создано 70 модельных сельских библиотек.
В нашей области модернизация публичных библиотек началась в 2006 году, когда при поддержке Межрегиональной ассоциации деловых библиотек в Великолукском и Печорских районах были созданы компьютерные сельские библиотеки. В рамках федеральной целевой программы «Культура России» в Пушкиногорском районе открыты модельный читальный зал в центральной районной библиотеке и Полянская модельная библиотека. Проекты модернизации сельских библиотек разрабатываются в Гдовском, Островском, Псковском, Себежском и др. районах области.
Модельная публичная библиотека представляет собой современное универсальное информационно-культурное учреждение, способное эффективно выполнять информационную, образовательную, культурную и просветительскую функции. Для решения этой задачи необходимо увеличить и разнообразить библиотечные фонды, включив в них кроме печатных изданий электронную и аудиовизуальную продукцию. Необходимо провести кардинальное техническое переоснащение самих библиотек и обучить библиотекарей работе с современными информационными технологиями
Главная цель - изменить качество жизни сельских жителей, развить у них новые интеллектуальные потребности путем предоставления качественных информационно-правовых услуг и таким образом способствовать адаптации сельчан к современным условиям жизни, помочь им занять свою нишу на рынке труда. Без преувеличения, можно отметить, что это серьезная социальная программа борьбы с бедностью, защиты человека, ограниченного в возможностях получения знаний, выхода на новые рынки труда, в том числе интеллектуальные.
Практика показала, что модельная библиотека может быть успешно создана только при следующих условиях:
наличия в штате творческих работников;
сильного профессионального сообщества района;
устойчивых традиций поддержки библиотек местными органами самоуправления;
соответствующих нормативам помещений и библиотечного оборудования;
развитой инфраструктуры села.

В понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Прежде всего, это стремление приблизиться и соответствовать международному модельному стандарту деятельности публичной библиотеки. Перестраивается вся работа, информационные ресурсы, технология. В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях.
Сельским жителям становятся доступны каталоги ведущих библиотек и ресурсы информационных центров России, Европы, Америки. Каждый может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, глав районной и сельской администраций. Желающих обучат поиску информации в Интернете и базах данных, работе с электронными энциклопедиями и справочниками, пользованию электронной почтой, сканированию необходимых документов.
В результате каждая из модельных библиотек получит возможность работать как многофункциональное учреждение культуры, осуществляющее новые формы информационного обслуживания, - как центра муниципальной и правовой информации, центра образования и самообразования, социальной и бытовой информации, культурно-досугового центра.

Настоящие рекомендации содержат вопросы по созданию модельной библиотеки в муниципальном образовании: условия открытия, порядок создания, минимальные требования к техническому оснащению и информационным ресурсам, персоналу и услугам модельной библиотеки. В приложениях даны советы по организации презентации модельной библиотеки и предложения НФ «Пушкинская библиотека» по комплектованию фондов библиотек на 2008 год.

Модельная библиотека - это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения. Она создается с целью предоставления жителям муниципальных образований неограниченного доступа к информации, качественного повышения уровня библиотечного обслуживания населения.
Основными принципами, определяющими содержание деятельности модельной библиотеки, являются:

  • предоставление всем гражданам равного доступа к информации;
  • доступность различного вида услуг;
  • обеспечение свободы чтения;
  • предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения в соответствии с их потребностями;
  • доступ к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства.

Модернизация сельской библиотеки предусматривает следующие компоненты:
Организация современной комфортной среды (капитальный ремонт помещения);
Благоустройство прилегающей территории;
Обновление основного ядра книжного фонда, исходя из нормативов областного модельного стандарта;
Текущее комплектование фонда на всех видах носителей;
Подписка на периодические издания;
Автоматизация библиотечных процессов;
Доступ к информационным ресурсам Интернет и региональных библиотек;
Обучение персонала практическим навыкам использования новых технологий в библиотечно-информационном обслуживании пользователей.

Выбор базы для создания модельных библиотек.

Сельское поселение, в котором может быть создана модельная библиотека, должно отвечать следующим требованиям:
В населенном пункте должно проживать примерно от 0,5 до 1,5 тыс. человек.
Развернутая социальная структура: средняя школа, детский сад, почта, фельдшерский пункт и т.д.
Наличие развитой системы транспортных коммуникаций между районным центром и сельским населенным пунктом
Принцип доступности библиотечного обслуживания населения реализуется путем размещения модельной библиотеки с учетом максимальной пространственной доступности (расстояние от библиотеки до места жительства обслуживаемого населения не должно превышать 3 км или 20 минут пути), а также удобством ее месторасположения (на пересечении пешеходный путей, вблизи транспортных сообщений).
Библиотека должна размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или блок-пристройке к жилому или общественному зданию, или в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания.
Площадь помещения библиотеки должна быть достаточна для размещения технического оборудования и информационных материалов на отдельных столах и стеллажах, не менее 70-100 кв. м.
Библиотека должна быть обеспечена средствами противопожарной защиты (1 огнетушитель на 50 кв.м. пола, но не менее 1-го на каждое помещение, пожарная сигнализация).
Также необходимо добиться устойчивого электроснабжения 220 В/ 50 Гц и отлаженной системы послеаварийного восстановления электропитания и надежного отопления помещения на весь отопительный период для поддержания температуры для нормальной работы технических средств.
Библиотека должна иметь не менее одного телефонного номера.
Обеспечение сохранности оборудования и фондов достигается путем установки решеток на окнах, металлических дверей с надежными замками, сигнализации непосредственно в помещении библиотеки или на пульте охранной структуры.
Необходимыми физическими компонентами здания (помещения) модельной библиотеки должны быть:

  • привлекательное внутреннее и внешнее оформление;
  • поддержание в процессе эксплуатации состояния, соответствующего установленным нормам (освещение, температурный режим, пожарная безопасность, охрана);
  • обеспечение различных сфер библиотечной деятельности (поступления и движения документов, доступ в библиотеку, пути перемещения пользователей и персонала).

Ежедневный режим работы модельной публичной библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения и не должен полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения.

Требования к персоналу: наличие двух штатных единиц, главного библиотечного менеджера (заведующего), ответственного в целом за библиотеку и ведущего одновременно постоянные курсы обучения компьютерным технологиям для всех категорий жителей села. Второе лицо библиотеки - администратор, который реализует функции обслуживания электронной почты, регистрирует и контролирует доступ к Интернету читателей и одновременно выполняет традиционные библиотечные услуги. Базовая профессиональная подготовка библиотечных сотрудников должна быть достаточной для освоения работы с техническими средствами и современными информационными ресурсами.

Создание и финансирование модельной библиотеки.
Модельные библиотеки создаются на базе муниципальных библиотек по решению органа местного самоуправления. Финансирование модельных библиотек осуществляется за счет муниципальных властей, вкладывающих средства в: обновление, ремонт здания, обеспечение условий безопасности и сохранности фондов и оборудования; формирование и дальнейшее развитие информационных ресурсов: телефонизацию, подключение библиотеки к Интернет, комплектование фондов библиотек на всех видах носителей; приобретение лицензионного программного обеспечения; приобретение видео-аудиоаппаратуры, множительной техники; организацию библиотечного пространства (создание комфортной среды для сотрудников и пользователей): приобретение мебели и оборудования, предметов дизайна и т.д.
Выделяют средства на обучение кадров работе с компьютером, методике выполнения «виртуальной справки», формированию и распространению информационных ресурсов.

Информационные ресурсы модельной библиотеки.
Политика формирования фонда модельной библиотеки ориентирована на стратегию доступа ко всей имеющейся в библиотечно-информационном пространстве России информации, а не только к ее собственным ресурсам.
Модельная публичная библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, базы данных, в том числе, базы данных Интернет, озвученные книги и др.), представленных в достаточном количестве.
Основными характеристиками фонда модельной публичной библиотеки являются:

  • разумный объем;
  • информативность;
  • постоянная обновляемость.

Профиль комплектования модельной публичной библиотеки учитывает реальные потребности местного сообщества. Основу фонда составляют современные энциклопедии, словари, справочники, новые издания отечественной и зарубежной классики, детская литература, современные издания по истории, психологии, философии, экономике, праву, искусству, технике и сельскому хозяйству, медицине, организации досуга.
Книжный фонд модельной библиотеки должен быть очищен от устаревшей и ветхой литературы, особенно в его отраслевой части.
Разовое (первоначальное) приобретение новых документов должно составлять в объеме не менее 10 % от имеющегося фонда.
Для актуализации содержания фонда модельной публичной библиотеки необходимо поддерживать его обновление на уровне не менее 5% от общего объема фонда в год или из расчета 250 книг на 1000 жителей.
Подписка на периодические и продолжающиеся издания - не менее 10-16 наименований газет и журналов.
Формирование фонда видеоизданий осуществляется видеофильмами познавательной тематики, экранизациями произведений отечественной и зарубежной классики, мультфильмами, записями лучших отечественных театральных постановок.
Фонд аудиодокументов включает записи классической отечественной и зарубежной музыки, популярные джазовые композиции, записи популярных современных исполнителей.
Содержательный состав фонда электронных изданий модельной библиотеки:
обучающие диски по основным предметам школьной программы;
обучающие диски по компьютерным технологиям;
обучающие диски по изучению иностранных языков с учетом специфики преподавания в школе;
мультимедийные издания по истории России;
мультимедийные издания по истории религий основных конфессий России;
познавательные мультимедийные издания для детей и юношества;
универсальные и отраслевые мультимедийный энциклопедии;
мультимедийные издания по отечественному и зарубежному искусству, знаменитым музеям России и зарубежных стран;
электронные книги с собраниями сочинений классиков отечественной и зарубежной литературы;
электронные книги с альбомами знаменитых русских и зарубежных художников
В модельных библиотеках для обслуживания населения правовой информацией открываются центры правовой информации. В библиотеке для обеспечения доступа населения к правовой информации должны быть установлены информационно-правовые системы.

Требования к минимальному техническому оснащению и оборудованию
модельной библиотеки

Предметы библиотечной мебели (стеллажи, кафедры выдачи, стулья и т.д.) должны соответствовать требованиям долговечности, быть удобными и функциональными.
Техническое оснащение включает:
2 комплекта компьютерного оборудования;
1 ксерокс;
1 сканер;
1 принтер;
1 комплект аудио-видеотехники (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр; мультимедиапроектор);
подключение к сети Интернет
средства связи (телефон, факс, модем или выделенный канал связи для обеспечения доступа к сети Интернет)
Программное обеспечение:
лицензионное офисное программное обеспечение, включая пакет MS Office 2000 c набором программ MS Word, MS Excel, MS Power point и MS Photo Editor ABBYY Fine Reader, подписку на антивирусный комплект;
правовая база данных, выпускаемая на CD-ROMе и включающая все необходимые для населения документы Российского законодательства
Конфигурация компьютерного комплекса должна отвечать современным требованиям качества и надежности, а также характеристикам, предъявляемым к нему современными программными продуктами.

Услуги модельной библиотеки

Модельная библиотека предоставляет гражданам наиболее полный набор услуг, которые должны быть доступны и удобны для всех групп и категорий пользователей.
Модельная библиотека имеет возможность предлагать пользователям различные по видам и целям услуги, в том числе документные, справочно-библиографические, информационные, образовательные, коммуникативные, досуговые, сервисные.
Специализацию своей деятельности модельная сельская библиотека выбирает самостоятельно с учетом потребностей жителей села. Это может быть информационно-правовой или информационно-досуговый центр, информационно-национальный центр, библиотека-музей и т.д.
К обязательным бесплатным услугам модельной библиотеки относятся:

  • предоставление информации о наличии в фондах конкретного документа;
  • получение полной информации о составе фонда через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
  • оказание консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;
  • предоставление информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек;
  • выдача документов из библиотечного фонда во временное пользование в соответствии с Правилами пользования библиотекой;

Модельная библиотека осуществляет широкий диапазон справочных и информационных услуг, включая:

  • составление тематических библиографических списков и пособий, выдачу адресных и фактографических справок, в том числе по телефону и электронной почте;
  • подготовку и предоставление проблемно-аналитических обзоров, информационно-аналитических и тематических пакетов;
  • консультационное обслуживание по различным вопросам.

Модельная библиотека использует новейшие информационные технологии для предоставления пользователям доступа к корпоративным и глобальным информационным сетям, расширяя спектр услуг и обслуживая пользователей в режиме локального и удаленного доступа.
Став модельной, сельская библиотека становится творческой лабораторией для последующего обучения на ее базе библиотекарей области, руководителей сельских администраций.
Сельские модельные библиотеки следует рассматривать как неотъемлемую часть общей библиотечной системы страны. Первая и основная ее характеристика - это интегрированность в Интернет-технологии. Модельные библиотеки, создаваемые в одном организационно-технологическом формате, имеют «собственное лицо», как правило, отличаются своим содержанием, стилистикой, дизайном, что помогает им поддерживать высокий статус в местном сообществе. Модельная библиотека - это непросто смена вывески и интерьера: это переориентация деятельности библиотеки на интересы местного сообщества, совершенно новые направления работы, которые качественно изменяют жизнь сельского населения, их психологию.

Приложение 1.

Несколько методических советов по организации презентации модельной сельской библиотеки.

Организационные вопросы
Администрации библиотеки:
Инициировать рассмотрение и проведения открытия модельной библиотеки на уровне администрации муниципального образования с принятием постановления (распоряжения, обращения) главы администрации об открытии модельной библиотеки на территории района.
Разработать и утвердить в органах местного самоуправления положения о модельной библиотеки.
Пригласить на церемонию открытия главу администрации района, главу сельской администрации, представителей государственной универсальной научной библиотеки, областных и местных средств массовой информации, творческую интеллигенцию, знаменитых земляков, читательский актив, широкую публику.
Изыскать финансовые средства (местный бюджет, спонсорская помощь) для проведения презентации.

Работникам ЦБС совместно с заинтересованными организациями, учреждениями, частными лицами рекомендуется организовать широкую рекламу предстоящей церемонии открытия, с этой целью:
Оформить и разместить во всех библиотеках, организациях, учреждениях, общественно значимых местах (клубах, школах) рекламные плакаты, объявления; распространить средства малой рекламы: буклеты, листовки, закладки с информацией о порядке проведения церемонии, месте и времени.
Подготовить и распространить пригласительные билеты на церемонию открытия.
Дать информацию о предстоящей церемонии в местную прессу, на радио.
Оформить наружную вывеску модельной библиотеки.
Разработать фирменный стиль (логотип и другую символику) модельной библиотеки.

Несколько советов по составлению сценария.

В сценарий включить:
Развернутую информацию о концепции модельной библиотеки, целях, задачах, которые будет решать библиотека в новом статусе;
Демонстрацию возможностей технического оборудования, установленного в библиотеке - использование электронных ресурсов (правовая, деловая, образовательная информация, электронные книги и т.д.), Интернет-ресурсов;
Устный обзор выставки приобретенных документов, аудио-видеокассет, мультимедийных компакт-дисков;
Выступление местных жителей и читателей о значении модельной библиотеки в жизни села;
Церемонию торжественной записи новых пользователей в библиотеку с вручением читательского билета, памятного подарка;
Благодарственное обращение от имени местных жителей в адрес организаторов модельной библиотеки;
Участие в мероприятии творческих людей района (артистов, музыкантов).

Приложение 2.

Для формирования фонда модельной библиотеки очень важны книжные комплекты, помощь в приобретении которых оказывает НФ «Пушкинская библиотека».

«Пушкинская библиотека» представляет: предложения на 2008 год
по комплектованию фондов библиотек

  1. Январь 2008 - Каталог «Университетская книга». Выпуск 7 с приложениями издательства «БХВ», специализирующегося на компьютерной литературе и издательства «Омега - Л». В 28 тематических рубриках каталога представлено более 1 500 изданий;
  2. Март 2008 - Каталог «Пушкинская библиотека» Выпуск 19. Каталог будет содержать более 2000 наименований книг и мультимедийных изданий, а также приложение одного из ведущих российских издательств. В каталоге будет представлено 28 тематических рубрик, включая учебную, деловую, справочную литературу по общественным и научно-техническим наукам, детскую художественную и познавательную литературу, художественную литературу для взрослых и т.п;
  3. Март 2008 - Тематический комплект «Библиотека семейного чтения», порядка 80 - 85 названий книг, отобранных экспертами специально для чтения взрослыми детям и обсуждения всей семьей;
  4. Май 2008 - Каталог мемуарной литературы. Более 150 лучших книг различных издательств;
  5. Июль - август 2008 - Каталог «Пушкинская библиотека» Выпуск 20. Каталог будет содержать более 2500 наименований книг и мультимедийных изданий, а также приложение одного из ведущих российских издательств. В каталоге представлено 28 тематических рубрик, включая учебную, деловую, справочную литературу по общественным и научно-техническим наукам, детскую художественную и познавательную литературу, художественную литературу для взрослых и т.п.;
  6. Июль - август 2008 - Каталог «Лучшие книги для детей и подростков» - более 1000 наименований книг с приложением издательств, специализирующихся на выпуске литературы для детей и юношества;
  7. Август 2008 - Электронный каталог мультимедийной продукции будет содержать более 700 наименований электронных энциклопедий, справочников, образовательных и обучающих программ, аудио-книг и научно-популярных фильмов;
  8. Октябрь 2008 - Тематические комплекты «Литературные премии» для взрослых и детей 2008 года;
  9. С февраля по ноябрь 2008 - Специальные предложения по тематическим рубрикам изданий 2006-2007 годов выпуска для подготовки и проведения конкурсных процедур. Более 25 000 актуальных наименований, представленных на книжном рынке для текущего комплектования. фондов различных типов библиотек. Информация будет предоставляться по запросам библиотек в электронной форме.
Список использованной литературы.
  1. Антоненко С. Всем миром создавались модельные библиотеки в Рязанской области/С.Антоненко // Библиополе. - 2006. - № 2. - С. 16-20.
  2. Афанасьева М. Бессновская модельная библиотека: четыре года после начала проекта/ М.Афанасьева// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб.- 2006. - Вып. 2(32). - С. 18-21.
  3. Благодарная Г.И. Алексеевская модельная библиотека/ Г.И.Благодарная// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб. - 2006. - Вып. 2(36). - С. 38-44.
  4. Голик Л.В. Прялка, книга и компьютер.../ Л.В.Голик// Сельские библиотеки Брянщины в новом тысячелетии: альманах. - Брянск, 2007. - С. 31-33.
  5. Информационное письмо НФ «Пушкинская библиотека» о реализации мегапроекта «Модельные сельские библиотеки» в рамках Федеральной Целевой программы «культура России» (2006-2010 гг.) № 118 от 20.07.07.
  6. Карнаухова В.И. Яковлевская модельная библиотека/ В.И.Яковлева// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб. - 2007. - Вып. 1(35). - С. 27-29.
  7. Кононова Е.А. Модельные библиотеки: концепция, сущность деятельности/ Е.А. Кононова// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб. - 2006. - Вып. 3 (33). - С. 6-17.
  8. Куликова О.Ю. Хроника проекта «Модельные компьютерные сельские библиотеки»/ О.Ю.Куликова// Сельские библиотеки Брянщины в новом тысячелетии: альманах. - Брянск, 2007. - С. 31-33.
  9. Логвинов Н.Л. Новая реальность Рябчинской библиотеки/ Н.Л.Логвинов// Сельские библиотеки Брянщины в новом тысячелетии: альманах. - Брянск, 2007. - С. 49-51.
  10. Новикова М.В., Матлина С.Г. «Сельская библиотека» - партнерская программа фонда «Пушкинская библиотека»/ М.В.Новикова, С.Г.Матлина// Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков: сб. статей. - СПб., 2005. - С. 85-92.
  11. Павлова В.И. Модельные библиотеки - сердце информационного общества/ В.И.Павлова// Библиотечная жизнь Псковщины:информ. сб. - 2005. - Вып. 4(16). - С. 19-26.
  12. Попова В.Н. Николаевская модельная публичная библиотека/ В.Н. Попова// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб. - 2007. - Вып. 1(35). - С. 30-34.
  13. Электронные версии материалов Алтайской краевой, Белгородской, Карагандинской, Красноярской, Ростовской, Свердловской, Челябинской и др. областных универсальных библиотек Российской Федерации.

МОДЕЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

[ Н.Т. Чуприна, кандидат педагогических наук, директор Белгородской государственной универсальной научной библиотеки ]

Говоря о модельных библиотеках, мы должны четко себе представлять о каких библиотеках идет речь.
Модельная библиотека – что это такое? Новый вид или тип библиотеки? Мы пришли к выводу, что модельная библиотека – это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является своего рода платформой для эффективного и качественного обслуживания населения.
Рассматривая библиотеку как систему, состоящую из 4-х главных элементов: материально-технической базы, информационных ресурсов, персонала, пользователей, проанализируем влияние проекта на эти составляющие библиотеки.
На первом этапе он кардинально изменил материально-техническую базу. Самое явное, заметное для населения и власти – появление в библиотеке компьютерного оборудования. Наличие современной техники потребовало модернизации библиотечного пространства: были приобретены новая мебель, сделан ремонт, созданы условия для сохранности полученного оборудования. Преобразились интерьеры библиотек, были благоустроены территории библиотек.
Таким образом, преобразования материально-технической базы как самой видимой части библиотеки было для населения и власти важным и самым заметным результатом.
Проект преобразил фонды. В условиях, когда на 70% фонды библиотек состояли из устаревших изданий (а потому не отвечающим запросам пользователей), получение библиотекой почти 1000 экземпляров книг актуальной тематики, видео, аудио-кассет, CD-ROM привлекло в библиотеки и тех читателей, которые в последние годы не находил в библиотеках нужной литературы, и новых пользователей. В каждой модельной библиотеке число пользователей в течение года увеличилось на 30-40%. Обращаемость полученных по проекту книг, кассет, дисков составила 5,6 раза.
А уже тот факт, что сельского библиотекаря, для которого самым главным методическим центром являлась районная библиотека, пригласили обучаться в Москве, а потом преподаватели из Москвы обучали его на месте, заложил в подсознание население и власти новый взгляд на библиотечную профессию и библиотеку.
Техническое и ресурсное обеспечение стало основанием для изменения качества библиотечного обслуживания и, в конечном итоге, изменило саму концепцию библиотечного обслуживания. Библиотека, располагая такими возможностями, становится привлекательной, нужной не только читателям, но и всему населению.
Качественно преобразив услуги, расширив их спектр, библиотека стала востребованной специалистами АПК, муниципальными служащими, учителями, студентами-заочниками, фермерами, частными предпринимателями.
Кроме того, библиотека стала полезной для решения многих социальных, бытовых задач (вопросов), а потому круг ее пользователей расширился за счет не читающих групп населения.
Модельная библиотека стала центром правовой, социально-бытовой информации, центром информационного обеспечения органов власти, специалистов АПК.
То, что раньше нельзя было найти в фондах библиотеки, теперь можно разыскать с помощью Интернет. Около 60% всех запросов выполняется с помощью электронных технологий в режиме отдаленного доступа.
Например, в Великомихайловской библиотеке для администрации района была найдена информация о порядке проведения инаугурации главы районной администрации. Фермеру, обратившемуся с вопросом, где можно приобрести семена озимой пшеницы, библиотека предложила адреса хозяйств, которые занимаются селекцией.
Заочники, проживающие в сельской местности, всегда были обделены возможностью заниматься дома, так как литературы просто не было в фонде сельской библиотеки. Теперь с помощью электронной доставки документов они могут заказать необходимую литературу из фондов Белгородской государственной универсальной научной библиотеки. За полгода отдел МБА нашей библиотеки отправил в модельные библиотеки более 40 документов в электронной версии.
Все чаще учителя местных школ стали использовать библиотеку как площадку для проведения учебных занятий по биологии, истории, музыке и другим предметам, используя видеоиздания и СD-RОМы. Так, например, учитель биологии Новотаволжанской средней школы использует на уроках СD-RОМы «Энциклопедия животных», «Репетитор по биологии», видеоиздания по экологии («Экология. Охрана природы», «Экологические системы», «Секреты природы», «Увлекательная природа» и др.).
Таким образом библиотека стала видеообразовательным центром.
Модельные библиотеки стали центрами обучения населения работе с информационными технологиями.
На сегодняшний день в среднем 12% пользователей свободно, самостоятельно работают с текстовым редактором, электронными таблицами, занимаются с мультимедийными энциклопедиями, ищут информацию в Интернете и т.д.
Библиотеки, используя имеющуюся технику, создают собственные электронные базы данных. Так, в Гостищевской модельной библиотеке в электронном виде записаны история и современные хроники села.
Библиотека стала работать не только на читателей, но и на все население, стала многофункциональным социальным учреждением, необходимым всему местному сообществу.
Новые возможности библиотеки повысили ее авторитет в обществе и изменили приоритеты муниципальной социальной политики, так как библиотека стала первым сельским учреждением, уравнявшим возможности сельских жителей с городскими, в частности, в получении информации.
Работа над реализацией проекта позволила выстроить новую модель социального партнерства библиотек и власти. Предложение о создании модельных библиотек звучало не как просьба улучшить материально-техническую базу библиотек, а как приглашение участвовать в совместном проекте Министерства культуры Российской Федерации, Региональной общественной организации «Открытая Россия», Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и заставило посмотреть органы местного самоуправления на библиотеку как на делового партнера, а не как на просительницу.
Работа над проектом повлияла на региональную культурную политику. Очень важно, что проект «Создание модельных публичных библиотек на селе» стал известен всем руководителям районных администраций, руководству отраслевых отделов культуры и губернатору области. Идея создания модельных библиотек нашла поддержку с его стороны, в результате чего в областной целевой программе «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2003-2005 годы» предусмотрено создание в каждом районе не менее 3 модельных библиотек.
Еще раньше, до появления этой программы модельная библиотека у нас в области была создана в с. Скородное Губкинского района. Совсем недавно такие библиотеки были открыты в Прохоровском районе в с. Журавка и Яковлевском районе в с. Яковлево.
Таким образом, создание 5 модельных библиотек послужило своеобразным катализатором, ускоряющим процесс открытия подобных библиотек в других районах области.
Сам проект, мы считаем, находится только в начале пути. У него много перспектив.
Открытие в Грайворонском районе модельной библиотеки получило дальнейшее развитие. Здесь осуществляется проект создания территориальной информационно-библиотечной сети. Сегодня она включает 11 объектов. В 2004 году запланировано подключение к сети уже 15 учреждений.
Таким образом, модельные библиотеки практическими делами показали значимость библиотек, открыли возможности партнерского сотрудничества, тем самым, обеспечив себе перспективу развития.
А по большому счету, с точки зрения изучения библиотеки как социального института, реализация проекта дает возможность пересмотреть саму концепцию и философию библиотечного дела.

Приложение
Сравнение показателей работы Бессоновской модельной сельской библиотеки за 2001–2003 годы

Читатели


Посещения


Библиотека в стиле А R Т

(креатив-территория « S ТА R Т»)

«Путь к успеху - через библиотеку!»

Описание Проекта

Молодежь - самый подвижный отряд человечества, жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. Именно ей предстоит не только жить в новом обществе, но и строить его. И в этом активно помогают библиотеки.

В современной библиотеке реализуются успешные проекты, касающиеся самых разных сфер нашей жизни. Сегодня мы позиционируем библиотеку как территорию новых возможностей, а эта территория как раз для молодежи.

Библиотека - открытый институт, ориентированный на удовлетворение культурных и информационных ожиданий населения. Что мы можем сегодня сделать для того, чтобы библиотека для молодых людей стала интересной и популярной? Искать новые динамичные формы работы, пополняя их содержанием, соответствующим духу времени.

От досуга других возрастных групп досуг молодежи существенно отличается в силу специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. Молодых людей интересует все новое, необычное. Для них характерно преобладание поисковой активности, их привлекают развлечения, зрелища, легкая музыка, танцы, игры. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определить способы влияния на досуговую сферу жизни молодежи.

Практика молодежного досуга показывает, что не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий. И здесь заметную роль способна сыграть библиотека. Она открыта для молодых людей, является площадкой для их непосредственного общения, взаимодействия друг с другом, с обществом, для обмена мнениями и идеями.

В МАУК «Межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Туймазинский район количество молодых людей от 15 до 24 лет составляют 30% от общего числа пользователей. В Городской модельной библиотеке № 4, которая является базой для реализации данного проекта, число молодежи составляет 39%. В основном это учащиеся, студенты, молодые специалисты, рабочие. Работа с учащимися, студентами - как наиболее творческой, живой и отзывчивой аудиторией, всегда активна и последовательна.

Ни для кого не является секретом, что у современной молодёжи не так много свободного - от учёбы и работы - времени, как, очевидно, хотелось бы. Поэтому вопрос досуга этой категории читателей библиотеки стоит довольно остро. Разумеется, библиотека в данном случае далеко не единственный и не первый охотник за досуговым временем молодёжи. Это могут быть кафе, кинотеатры, клубы, дискотеки и пр., где молодые люди предпочитают собираться компаниями сверстников и единомышленников.

Для того, чтобы достойно соперничать со столь серьёзными конкурентами, библиотека могла бы заинтересовать молодёжь предоставлением интегрированных услуг: не только информационных, но и услуг с погружением в культуру, в творчество.

В ходе реализации проекта мы надеемся выявить особую категорию молодежи, обладающую творческим потенциалом и креативным мышлением и сформировать у них привычку систематического посещения библиотеки, чтобы превратить их досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Библиотека сегодня готова к откровенному разговору с молодёжью, мы жаждем изменений и перемен, хотим работать для молодых и вместе с молодыми.

Цель проекта:

Создание на базе Городской модельной библиотеки № 4 «Креатив-территории SТАRТ».

Задачи проекта:

  • Обеспечить единство и доступность культурного пространства для молодёжи с учётом их культурных интересов и информационных потребностей.
  • Всестороннее раскрыть литературно-творческие, исследовательские, коммуникативные, культурологические способности молодежи.
  • Стимулировать интерес у молодого поколения к духовному и культурному наследию отечественной и мировой культуры.
  • Повысить уровень интеллектуального и духовного развития молодёжи.
  • Создать в библиотеке условия для творческой самореализации молодёжи.
  • Организовать работу библиотеки на новом уровне, тем самым увеличить количество пользователей молодежной категории.
  • Повысить имидж библиотеки как культурного, образовательного и досугового центра.
  • Поиск, разработка и внедрение новых форм и направлений в организации работы с молодёжью.

База для реализации Проекта:

Городская модельная библиотека № 4 - крупнейшее структурное подразделение МАУК «МЦБ» муниципального района Туймазинский район. Общая площадь библиотеки - 324 кв.м. Библиотечный фонд - более 36 000 экз. изданий. Библиотека ежегодно обслуживает 4050 пользователей, которым выдается более 100 000 изданий. Число посадочных мест - 70. Число персональных компьютеров - 2, есть подключение к сети Интернет. Для пользователей имеется правовая система "КонсультантПлюс".

Библиотека расположена в центре города, что удобно для пользователей. В зоне обслуживания ГМБ № 4 - 2 общеобразовательные школы, средне-специальное учебное заведение, ряд предприятий и организаций. Отсутствие в данном районе города доступных культурно-досуговых учреждений дает возможность библиотеке реализовать данный Проект.

В ГМБ № 4 создана комфортная обстановка и благоприятная информационная среда, способствующая самореализации молодых пользователей, развитию их творческих способностей.

Сотрудники ГМБ № 4 - в основном молодые творческие библиотекари, имеющие определенный опыт работы с молодежной аудиторией, они умеют работать ярко, хотят общаться, проявлять себя, что позволяет легко устанавливать контакты в молодежной среде. Библиотечная молодежь - мобильна, быстро и результативно подхватывает инновационные, креативные идеи и успешно их реализует.

Социальная значимость Проекта:

Проект создаст условия для проведения культурного досуга молодежи и реализации их творческого потенциала, а также поддержит дальнейшее устойчивое инновационное развитие библиотечного обслуживания населения Туймазинского района, скоординирует деятельность всех организаций и учреждений, работающих с молодежью.

Сроки реализации проекта:

Апрель 2012 г. - апрель 2013 г.

Партнёры проекта:

Комитет по молодёжной политик и спорту Администрации МР Туймазинский район; - Отдел образования Администрации МР Туймазинский район;

Комиссия по делам несовершеннолетних;

Подростковые клубы;

Литературное объединение «Алтын башак»;

Детская художественная школа;

Туймазинская детская музыкальная школа;

Танцевальные коллективы;

Татарский государственный драматический театр;

Туймазинская студия телевидения;

Редакция газеты «Туймазинский вестник»;

Радио «Хит-ФМ Туймазы».

Этапы реализации Проекта:

I.Выявление и создание инициативной группы участников из числа молодых пользователей библиотеки.

II. Подготовка помещения библиотеки для проведения проектных

мероприятий.

III. Организация проектных мероприятий.

Перечень проектных мероприятий:

Название мероприятия

Срок проведения

Участники

Арт-площадка «Выход»

Апрель 2012 г.

Исполнители рэпа

А.Дружков, А.Асмандияров,

фотограф И.Тухватуллин,

художник А.Габдрахманов

Хэнд-мейд-класс «Креатив-технологии» (декоративно-прикладное искусство)

Художественная школа, самодеятельные мастера

Фотовернисаж «Город и люди»

Август 2012 г.

Молодые фотографы

Молодёжная площадка Воок-аrt» (открытый просмотр фильма с последующим обсуждением по книге Паоло Коэльо «Вероника решает умереть»)

Сентябрь

Авто проекта и пользователи библиотеки

Творческая студия «Театральный сезон» (основы актёрского мастерства, грима, костюмирования)

Октябрь 2012 г.

Татарский драматический театр

Имидж-студия «Создай свой стиль»

Ноябрь 2012 г.

Парикмахер-визажист, мастер по маникюру

Творческая лаборатория «Живое искусство ТV» (телевизионная журналистика)

Январь 2013 г.

Туймазинская студия телевидения

Школа художественного мастерства«АRТиК 0 » (обучение основам различных стилей и техник рисования)

Художественная школа, самодеятельные художники

Мастерская писателей «Проба пера» (советы, консультации, обсуждение произведений молодых авторов)

Март 2013 г.

Литературное объединение «Алтын башак» («Золотой колос»)

Библиотечная тусовка «Есть контакт!» (заключительное мероприятие проекта)

Апрель 2013 г.

Ожидаемые результаты проекта:

Обеспечение доступности культурного пространства для молодёжи с учётом их культурных интересов и информационных потребностей.

Всестороннее раскрытие литературно-творческих, коммуникативных, культурологических способностей молодежи.

Стимулирование интерес у молодого поколения к духовному и культурному наследию отечественной и мировой культуры.

Повышение уровня интеллектуального и духовного развития молодёжи.

Создание в библиотеке условий для творческой самореализации молодёжи.

Организация работы библиотеки на новом уровне, что приведет к увеличению количества пользователей молодежной категории.

Внедрение новых форм и направлений в организацию работы с молодёжью.

Повышение имиджа библиотеки как культурного, образовательного и досугового центра.

Перспективы дальнейшего развития:

Креатив-территория SТАRТ - это начальный пример наиболее востребованных форм организации свободного времени молодёжи. Привлечение внимания к проекту позволит выявить другие направления активного и полезного времяпровождения молодого населения города и вовлечь в эту деятельность как можно больше учреждений культуры, спорта и пр.

Прежде всего , деятельность модельной библиотеки приближена к международным стандартам, принятым ИФЛА (Международная федерация библиотечных ассоциаций, созданная под эгидой ЮНЕСКО) и «Модельному стандарту деятельности публичной библиотеки», разработанному Российской библиотечной ассоциацией. В них библиотека определяется как общедоступный информационный центр, обеспечивающий жителям свободный и равный доступ к информации в области образования, культуры, искусства, права, к отечественным и мировым библиотечным ресурсам. Такая библиотека использует традиционные бумажные и новейшие информационные технологии, ее ресурсы включают широкий диапазон документов: книги, аудио-видеокассеты, периодические издания, компакт-диски и электронные книги, базы данных, ресурсы Интернет. Кроме того, на общем фоне библиотек, традиционно предоставляющих только печатные документы, она рассматривается как эталон (модель) для деятельности других публичных библиотек.

Известно, что ни одна библиотека не способна собирать и хранить всю информацию в своих стенах, уж тем более, сельская. Но оцифрованная информация экономна в хранении и чрезвычайно емка по содержанию. Сетевые технологии, внедряемые в сельских библиотеках, позволяют в удаленном режиме пользоваться информацией, собираемой более крупными и авторитетными информационными центрами. Дети чувашской глубинки уже сегодня получают возможность совершать виртуальные экскурсии по залам Эрмитажа, Лувра, сельский житель может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, главы районной и сельской администрации, может написать письмо и отослать его по электронной почте, отсканировать необходимые документы, запросить литературу из библиотек России.

В процессе модернизации перестраивается вся работа, информационные ресурсы библиотек, технологии, реконструируются помещения. Сельские библиотеки-близнецы, как правило, дублировавшие друг друга, по-новому определяют свою социальную нишу и функции. Каждая из модельных библиотек имеет свою «изюминку»: открылись специализированные краеведческие и экологические библиотеки, библиотеки - центры образования, досуга, семейного чтения. Они вносят собственную лепту в развитие новой социокультурной ситуации в районе, становятся организаторами общезначимых для местного сообщества мероприятий, содействуют развитию информационной культуры населения. Сегодня в библиотеке можно научиться пользоваться компьютером, электронными документами, ресурсами Интернет. Особенно удивляются пожилые люди, когда их усаживают за компьютер и через некоторое время они сами ведут поиск в базах данных. В модельных библиотеках создаются детские компьютерные клубы, молодежные экскурсионно-краеведческие службы, ведется информационная поддержка сельских товаропроизводителей. Важным направлением деятельности модельных библиотек является работа по созданию Сводной полнотекстовой базы нормативных документов органов местного самоуправления Чувашской Республики. На 01.01.2004 г. ее информационный ресурс составил свыше 15,3 тыс. библиографических записей и более 1,5 тыс. полнотекстовых документов. Собственные электронные ресурсы создают все центральные районные библиотеки. Они формируют электронные краеведческие каталоги, ведут летописи сел, базы данных о знаменитых земляках, собственные сайты в Интернет. Учителя первыми положительно оценили новые возможности модельных библиотек и выразили желание приобрести и распространить краеведческие базы данных по всем школам района: «они очень помогают в проведении краеведческих занятий со школьниками».

Библиотека всегда была любимым местом встречи сельчан. Сегодня сельская библиотека неузнаваемо преобразилась: она предстала перед своими прежними и новыми читателями как островок комфорта и благополучия, на удивление современная и красивая.Год назад никто из деревенских жителей не мог и мечтать, что их библиотека превратится в современную, не уступающую столичным, компьютеризированную библиотеку. Однако на внешней роскоши далеко не уедешь, надо было наполнить ее не менее привлекательным содержанием. Еще вчера читателям здесь могли предложить только книги, журналы, газеты, сегодня спектр библиотечных услуг намного расширился: пользователям предлагаются компьютерные репетиторы, обучающие программы, электронная почта, поиск информация из баз данных и сети Интернет, видео-показ. Постепенно изменяется качество работы сельских библиотек, пользователям нравится легкий быстрый и удобный доступ к информации. Раньше, говорят учителя, чтобы помочь детям овладевать знаниями, приходилось ездить в Чебоксары или Казань. Сегодня все, независимо от возраста и материального положения, могут воспользоваться новшествами. Жители других деревень по-доброму завидуют своим землякам.

18.02.2019

11.02.2019

04.02.2019

29.01.2019

21.01.2019

29.10.2018

Все статьи 16.12.2015

Кардинальные перемены возможны в рамках стандартного бюджета на ремонт

Команда дизайнеров KIDZ превратила библиотеку им. Н. В. Гоголя в одно из самых модных городских пространств и с тех пор преобразила не одну петербургскую библиотеку. Именно они на портале Библиотеки нового типа визуализировали идеи и принципы, заложенные в «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки».

Как трансформировать книжные хранилища в актуальные социальные пространства? Дизайнеры поделились опытом.

Алексей Пузин ,
директор по развитию, дизайн-бюро KIDZ

Егор Богомолов ,
архитектор, дизайн-бюро KIDZ

Настя Терещенко ,
архитектор, дизайнер, дизайн-бюро KIDZ

Санкт-Петербург

Идеология определяет дизайн

Когда нам предложили преобразить библиотеку Гоголя, мы задали себе вопрос: «А что такое библиотека? Что она есть сейчас? Для кого она работает?» Именно от ответов на эти вопросы зависит, какими будут структура и оформление пространства.

Идеология пространства меняется. В «Модельном стандарте» прописано, что публичная библиотека превращается в центр социальной активности и коммуникации. Сама книга утрачивает значение как вид ценности, а библиотека реорганизуется из книжного хранилища (хотя одна из основных функций библиотеки - продолжать хранить книги как ценность) и приобретает функцию социальную: проведение мероприятий и выстраивание коммуникации. Именно от формата мероприятий, когда люди собираются и через различные виды активности взаимодействуют друг с другом, отталкивается и концепция пространства. Человеку должно быть удобно идеологически, визуально и на уровне ощущений.

В центре внимания - мероприятие

В верхней части нового сайта библиотеки Гоголя обращает на себя внимание фраза «предложить мероприятие». Это знаковая деталь. Пользователь сам может предложить провести занятие или встречу в библиотеке и ему, скорее всего, не откажут. Такой подход, конечно, отражается в структурировании и оформлении пространства. По сути, нужно дать возможность на небольшой площади организовать культурное мероприятие, не зная наперед, что конкретно могут предложить посетители. Это значит, что за 10–15 минут, без использования грубой мужской силы, пространство, которое было приспособлено, например, для чтения 50 человек, должно превратиться в зрительный зал для 100 человек. Как это сделать? А просто передвинуть стеллажи на колесах, освободить место, расставить стулья - все, идет лекция! Через час-полтора она закончилась и также легко пространство принимает прежний вид.

Сделать пространство мобильным

Мобильность достигается за счет многофункциональной мебели, которая вместе с тем служит и разграничителем пространства. Мы обожаем многофункциональность. Например, у нас есть объекты, которые одновременно представляют собой стеллаж для хранения книг, место для сидения и отдыха и разделяют зоны различной активности. Один предмет мебели решает несколько задач: функциональных, пространственных и дизайнерских. К тому же, большая часть мебели - на колесиках, ее можно легко и быстро передвинуть.

Сделать пространство прозрачным. Буквально

В библиотеке Гоголя входная зона оформлена не тяжелой массивной дверью, а с помощью больших стеклянных поверхностей. Окна во всю стену и стеклянные двери символизируют открытость библиотеки. Прохожие видят, что происходит внутри, т. е. снаружи понятен функционал помещения. Персоналом такая «прозрачность» не всегда воспринимается позитивно, потому что она обязывает и даже требует изменений в методах работы.

Однако если бы все библиотеки были украшены большими окнами, это бы им сильно помогло. Человек, который не планировал прийти в библиотеку, а просто проходил мимо, мог бы видеть, что там происходит что-то живое. Одно это может побудить его зайти. Библиотекарь, который встречает посетителей и рассказывает, что и где происходит, дает понять, что их здесь ждут. Такие этические моменты не менее важны, чем приемы оформления.

Библиотекарь - фасилитатор активности

Новый формат библиотеки обслуживает не книги с точки зрения ценности, а людей. Если раньше библиотекарь выполнял технические функции по оформлению абонемента, то теперь он становится фасилитатором активности в библиотечной среде. Одна из целей проекта Библиотеки Нового Типа - создать пространство, которое красноречиво бы заявляло о том, что оно способно стать площадкой практически для любого мероприятия. Мы мыслим категориями мероприятия - в таком формате людям удобнее всего взаимодействовать. Каждый посетитель может выступить со всей задумкой, поэтому библиотекарь должен быть открыт любой идее и выстраивать коммуникацию с активными пользователями. Планы на будущее - сформировать вокруг библиотеки и ее персонала неравнодушное коммьюнити. Надо сказать, что пространство в своем развитии опережает сообщество. Даже в Петербурге количество реорганизованного пространства сейчас на уровень выше, чем количество людей, которые могут его профессионально обслуживать.

Пусть пространство будет гибким

Любые жесткие функции рискуют отмирать со временем, поэтому в пространство необходимо закладывать способность к переменам. Например, арт-холл изначально планировался нами как пространство для проведения музыкальных вечеров и выставок. Но со временем он особенно полюбился детям, которые стали приходить сюда после школы. В результате арт-холл расширил свое функциональное назначение. В дневное время здесь проводят детские мероприятия: уроки и мастер-классы. И это правильно: пространство должно быть гибким и откликаться на реальные потребности пользователей. К тому же, мы против деления на детские и взрослые библиотеки. Родитель может прийти с ребенком и оставить его на пару часов педагогу: так оба проведут время с пользой.

От традиционного разделения к открытой планировке

Библиотека всегда создавалась как книгохранилище, куда можно прийти и взять книгу. С этим связана традиционная планировка: абонемент, читальный зал, хранилище для книг, а также множество стеллажей и узкие проходы между ними. Время сместило приоритеты: мы ожидаем, что человек, придя в библиотеку, останется здесь, причем не только поработать, но и пообщаться, посетить мероприятия. Поэтому необходимость разделять пространство по-старому отпала. Все пространство - для людей, закрытых зон практически нет, все книги в открытом доступе. В библиотеке Гоголя есть закрытый запасник непопулярной литературы, но это совсем небольшое помещение.

Конечно, у посетителей разные цели: кто-то пришел за общением, а кому-то нужно сконцентрироваться на работе. Поэтому мы делим большое пространство на меньшие зоны, в том числе за счет мобильной мебели. Как ни странно, чтобы уединиться и почувствовать себя защищенным, нет необходимости прятаться за бетонной стеной, достаточно стоящих слева стеллажей. Да, идеальное пространство создать невозможно, тем более на такой ограниченной площади. Поэтому необходима сеть городских библиотек: если тебе некомфортно в одной из них, ты можешь пойти в другую, решенную в ином стиле.

У каждой библиотеки свое лицо

У каждой из библиотек должно быть свое концептуальное решение: одна может специализироваться на мероприятиях и лекциях, другая - на музыкальных вечерах и обладать студией звукозаписи, третья проводить мастер-классы и иметь свою мастерскую. Речь даже не столько о сети библиотек, сколько о сети городских пространств, будь они коммерческими или некоммерческими. Очень важно партнерство библиотеки с коммерческими партнерами. Идея в том, чтобы объединить местное сообщество. Люди могут собраться в библиотеке в том числе и для того, чтобы решить насущные проблемы (например, вопрос с парковкой или благоустройство двора). Библиотека становится пространством-активатором и влияет на то, что происходит в городе, его культурном, социальном и физическом ландшафте. Цель в этом.

Стандартный бюджет на ремонт

Многим кажется, будто классная, модная обстановка - либо заграничная, либо очень дорогая, но это не так. Мебель для библиотеки Гоголя разработана нами и собрана на рязанской фабрике. Хорошие пространственные решения не всегда дороги. Никакого космического бюджета! Мы вписались в сумму, выделенную на стандартный ремонт для районной (даже не городской!) библиотеки. Хороший дизайнер всегда сможет для конкретной проблемы подобрать эффектное решение, которое потребует минимальных затрат.

Сложным оказалось убедить подрядчиков пойти нам на встречу и выпустить мебель на заказ по нашим эскизам. У поставщиков за десятилетия сформировалась стандартная линейка, которую они и продают библиотекам, и не видят смысла что-то менять. Нам, дизайнерам, удобнее было бы сотрудничать с небольшими мастерскими, которые могут легко вносить изменения в технологический процесс в отличие от крупных производителей. Но жесткая система тендеров преграждает им выход на этот рынок.

Вписать библиотеку в городской контекст

Что именно создавать в библиотеке зависит от того, где она расположена и в чем нуждаются жители. Например, в одной из петербургских библиотек создали звукозаписывающую студию - по примеру финских коллег. Проект неплохой, но искусственный, потому что реальной потребности в этой студии нет. Тогда как посетители библиотеки Финляндии, с которой брали пример, действительно нуждались в такой студии - было проведено социологическое исследование. Рядом с ней находится музыкальная школа и жителям нужна площадка для записей, репетиций и выступлений.

Нельзя создавать библиотеку в вакууме, в отрыве от того, что уже существует. Нужно, чтобы библиотека поддерживала уже сложившиеся активности, тогда люди придут сами. Библиотека Гоголя - пилотная площадка, там не был полностью учтен контекст, ее цель была иная - громко заявить о себе и происходящих в библиотечном мире переменах. Но работая над Ржевской библиотекой, мы «настраиваем» ее на окружающее пространство. Например, уже многие годы там существует театральная студия и люди хотят ее сохранить, поэтому проект предусматривает зрительный зал. Важно обратить внимание и на то, что находится вокруг. Если есть ряд учреждений, которые уже выполняют определенную функцию, библиотеке стоит от нее отказаться, чтобы не дублировать друг друга.