Оформление нового сотрудника в каждой организации имеет свои нюансы. Несмотря на это, существует ряд правил, которые одинаковы для всех. Касаются они, в первую очередь, документов, которые оформляются во время приема на работу нового сотрудника. Соискателю стоит знать, что при приеме на работу оформляются определенный пакет документов, ведь для их правильного заполнения может понадобиться дополнительная информация, подготовленная заранее.
По закону в некоторых случаях могут потребоваться помимо основных — дополнительные документы. Например, лицам, которые будут работать с опасными и наркотическими веществами, необходимо также предоставить медицинское заключение о состоянии здоровья. Лицам, поступающим на государственную или муниципальную службу, необходимо написать заявление о трудоустройстве и заполнить анкету – для всех остальных специалистов это требование не является обязательным.
Каждое предприятие, открывающее конкурс на вакансию, нуждается в качественном и быстром подборе кандидатов. Потому, с целью упрощения процесса регистрации, законодательство Российской Федерации составило перечень необходимых документов для оформления. В соответствии с 65 статьей Трудового кодекса, независимо от того, на каком предприятии производится оформление, при себе соискатель должен иметь такие документы:
Устраиваясь на работу в первый раз, кандидаты на замещение определенной должности не имеют трудовой книжки и пенсионного страхования. Кадровая служба производит документальное оформление приема на работу, потому именно она займется этой документацией в данном случае.
Работодатель, руководствуясь спецификой работы, или же для того чтобы застраховать себя, может запросить иные документы. Поскольку такие случаи регламентируются, и указаны в законодательных актах, у каждого соискателя есть возможность с ними ознакомиться самостоятельно. Документы, которые не были перечислены в Трудовом кодексе РФ, не являются обязательными при оформлении на работу.
В таблице перечислены условия, которые обязательно должны присутствовать в трудовом договоре
Условие | Описание |
---|---|
Место работы (абз. 2) ч. 2 ст. 57 ТК РФ) |
Необходимо указать адрес места работы. Если есть возможность конкретизировать место работы более детально (вплоть до номера кабинета, например), такое условие будет полезным работодателю в случае прогула работника (в такой ситуации проще доказать факт отсутствия работника на рабочем месте). |
Трудовая функция (абз. 3) ч. 2 ст. 57 ТК РФ) | Необходимо указать должность в соответствии со штатным расписанием компании или профессию, специальность с квалификацией или конкретный вид порученной сотруднику работы |
Дата начала работы (абз. 4) ч. 2 ст. 57 ТК РФ) | Если трудовой договор заключен на неопределенный срок, указывается только дата начала работы. |
Условия оплаты труда (абз 5) ч. 2 ст. 57 ТК РФ) | Нужно указать размер зарплаты в соответствии с принятыми в компании системами оплаты труда (ст. 135) ТК РФ) и порядок ее выплаты. |
Режим рабочего времени и времени отдыха (абз. 6) ч. 2 ст. 57 ТК РФ) | По общему правилу режим рабочего времени и времени отдыха утверждается правилами внутреннего трудового распорядка. Но если у работника режим рабочего времени и времени отдыха отличается от общих правил, установленных в компании, необходимо указать его особый режим в трудовом договоре (гибкий график, неполный рабочий день) |
Главный документ, регламентирующий отношения работодателя и сотрудника – трудовой договор. Но существует ряд сопутствующий бумаг, которые обязательны в оформлении. Приемом на работу должен заниматься сотрудник отдела кадров. Он знает порядок оформления и процедуру приема.
Тому же, кто устраивается на вакантную должность, необходимо знать, какие документы оформляются при приеме на работу. В порядке заполнения необходимые бумаги выглядят так:
Необходимо учитывать порядок оформления документов при приеме на работу, ведь каждый из них является основанием для подписания следующих бумаг.
При приеме на работу оформляются следующие документы в соответствующем порядке:
Важная информация
Следует знать, что нарушение установленных законом требований может повлечь наложение штрафов или дисциплинарных взысканий на ответственных сотрудников и руководство организации. А в случае подлога документов при трудоустройстве сотрудник может быть уволен по статье 81 ТК РФ. Помимо этого, за предоставление заведомо ложных бумаг грозит уголовная ответственность.
Особенности оформления основных документов при приеме на работу смотрите в видео
Документация, которая создается в процессе приема сотрудника на работу, полностью регламентирует права и обязанности работника и работодателя. Именно потому к ее оформлению допускаются только квалифицированные сотрудники. Все заполняемые документы имеют унифицированную форму, с которой заранее ознакомиться может каждый сотрудник. Благодаря этому можно предусмотрительно подготовить необходимые документы для быстрой регистрации и замещения желаемой должности.
Более подробную информацию относительно оформления документов при приеме на работу можно узнать, задав вопрос в комментариях
Оформление сотрудника на работу является очень важной составляющей трудовых отношений. При оформлении документов по трудоустройству необходимо придерживаться ряда правил, в противном случае не исключено возникновение проблем с контролирующими органами.
Согласно действующему порядку, при устройстве нового сотрудника необходимо действовать в следующей последовательности:
1. Соискатель пишет заявление о приеме на работу, при этом предоставляет все необходимые документы;
2. Ознакомление под роспись с организационными документами, которым должен будет следовать будущий сотрудник;
3. Заключение трудового договора;
4. Заводится личная карточка для сотрудника образца N2, а также заводится личное дело;
5. В трудовой книжке работника делается отметка о трудоустройстве.
Документы, которые необходимо предоставить при оформлении:
— удостоверение личности;
— свидетельство о пенсионном страховании;
— трудовая книжка;
— документы об образовании и воинском учете.
Бывают случаи, когда необходимо предоставить дополнительные документы. Например, если работа будет связана с наркотическими или опасными веществами, то необходимо предоставить справку о материальном состоянии и медицинскую справку.
Согласно действующему законодательству, новый сотрудник обязан под роспись ознакомиться с внутренними документами предприятия перед тем, как заключать трудовой договор. Это могут быть и правила распорядка, и различные инструкции, и коллективный договор. Роспись об ознакомлении с документами работник может поставить как в ведомости, которая прикрепляется к документам, так и в специальном журнале.
Трудовой договор является главным регулирующим документом взаимоотношений между работодателем и его сотрудником. Здесь все должно быть расписано в мельчайших подробностях. После заключения договора и подписанию всех необходимых документов, работодатель должен издать указ о приеме человека на работу. Сотруднику необходимо предоставить свою копию приказа и под роспись ознакомиться с ней.
Все необходимые документы заполняются сотрудниками отдела кадров. Там же оформляется личное дело сотрудника, в котором указывается личная информация о нем, а также все виды поощрений, взысканий и продвижения по карьерной лестнице. Соответствующие отметки необходимо вносить в трудовую книжку сотрудника.
Оформление человека на полставки
В таком случае следует в трудовом договоре четко прописать расписание рабочего дня и его величину. Права и обязанности у таких сотрудников ничем не отличаются от остальных коллег.
Занятость студента не должна превышать 18 часов в неделю, при этом для таких сотрудников существует дополнительный отпуск:
— месяц для сдачи государственных экзаменов;
— 15 дней для сдачи сессии;
— 4 месяц для защиты диплома и подготовки всех экзаменационных работ.
Трудоустройство инвалида производится по принятому порядку, но при этом предприятие должно предоставить ему дополнительные льготы:
— если у человека I или II группа, он не должен работать более 35 часов в неделю;
— 60 дней дополнительного неоплачиваемого отдыха и 30 дней отпуска в году.
На работу, которая предусматривает вредные условия запрещено брать человека с инвалидностью.
Рано или поздно практически каждый бизнесмен сталкивается с наймом персонала в свою фирму. Подбор соискателей и их прием – процесс непростой, не зря же в крупных компаниях этим занимаются специальные службы. Когда подходящий человек найден, прежде чем он приступит к обязанностям, его нужно правильно оформить. Трудовое законодательство довольно строго регламентирует, как принять на работу сотрудника и какие документы необходимо для этого подготовить.
Не будем останавливаться на этапе, предваряющем прием нового сотрудника на работу: собеседованиях, тестированиях и прочих процедурах, которые работодатель проводит, чтобы убедиться в пригодности кандидата. Прежде чем приглашать человека на оформление трудового соглашения, нужно убедиться, что у него в наличии все необходимые бумаги:
Если сотрудник впервые устраивается на работу, у него могут отсутствовать трудовая книжка, налоговое свидетельство, СНИЛС. Оформление трудовой книжки возлагается на работодателя, а остальные документы можно запросить позже.
Для ряда должностей предусмотрено обязательное прохождение медкомисии: для работников, контактирующих с продуктами, медперсонала, силовиков, водителей и т.д. Сотрудникам, относящимся к таким категориям, необходимо предъявить справку о медицинском осмотре.
Если с бумагами все в порядке, поступающий должен написать заявление о приеме на работу. Заявление проходит согласование по маршруту, предусмотренному внутренними регламентами организации, и только после получения визы директора можно приступать к формированию пакета документов по сотруднику.
Физическое лицо можно принять на работу либо по трудовому контракту, либо по гражданско-правовому договору. Первый вариант предполагает включение сотрудника в штат предприятия и запись в трудовой книжке (кроме совместителей). Во втором случае подразумевается работа вне штата, без оплаты отпусков и больничных.
Большинство предприятий нанимает персонал «по трудовой» с заключением срочного или бессрочного договора:
Контракт с работником, принимаемым в штат, должен раскрывать все существенные условия труда:
Обязательными пунктами являются права и обязанности сторон, порядок урегулирования разногласий между работником и работодателем. Если при поступлении предусмотрен испытательный срок, информация об этом должна быть зафиксирована в трудовом договоре с указанием срока испытания. Согласно ТК РФ он не может превышать 3 месяца, а принять на работу руководящего работника можно с полугодовой «проверкой».
Трудовое соглашение оформляется в письменной форме, в двух идентичных экземплярах - по одному для каждой стороны. Договор скрепляется подписями работника и руководителя организации и печатью. Экземпляр работодателя в дальнейшем хранится в личном деле сотрудника, вторая копия остается у него на руках.
Как принять человека на работу, если его должность предполагает взаимодействие с деньгами, товарами, материальными ценностями, конфиденциальными данными? Документы, регулирующие эти моменты, подписываются одновременно с трудовым соглашением.
Прежде всего, речь идет о договоре о полной материальной ответственности. Без него новичка нельзя допускать к товарно-денежным ценностям, даже если он пока находится в статусе ученика, стажера, работающего под присмотром наставника. Многие организации рассматривают как МОЛ весь персонал, обязывая каждого сотрудника отвечать за вверенное ему имущество (мебель, оргтехнику и т.д.). В таких случаях договор о матответственности входит с стандартный «приемный» пакет кадровика.
За охрану персональных данных, коммерческой, служебной, банковской тайны, отвечают документы об их неразглашении: подписавший такую бумагу сотрудник обязуется не передавать третьим лицам информацию, входящую в перечень конфиденциальной. Нарушение грозит ему, как минимум, увольнением, как максимум – уголовным преследованием.
Если список функций принимаемого работника включает много пунктов, требует подробного раскрытия и предполагает внесение изменений, лучше его вынести из содержания трудового договора и оформить в виде приложения. Этот документ будет неотъемлемой частью контракта, но его отделение позволит дополнять обязанности без переделывания и переподписания основного договора.
Порядок, принятый в организации, может предусматривать ознакомление под подпись с внутренними нормативными актами: должностной инструкцией, правилами трудового распорядка, регламентами и положениями. Эти бумаги новичку обычно вручают для прочтения и подписания в процессе приема на работу, а листы ознакомления с ними вкладывают в личное дело сотрудника. После того, как трудовой договор и все сопутствующие ему документы подписаны, их регистрируют в учетном журнале по персоналу.
В течение трех дней с момента заключения контракта должен быть подготовлен приказ о приеме на работу. Для этого кадрового документа предусмотрена унифицированная форма Т-1.
В приказе фиксируются:
Ознакомившись с приказом, сотрудник проставляет под ним подпись, а сам документ регистрируется в журнале приказов по личному составу. В случае, если оформившись на работу, работник на нее не явился, а такие ситуации - не редкость, приказ можно аннулировать, нигде не регистрируя и не внося запись в трудовую книжку.
Если поступающий на предприятие раньше нигде не работал, и трудовой книжки у него нет – нужно ее завести. Оформлением новых и заполнением старых книжек занимается назначенный кадровый работник, он же ведет их учет в специальном журнале и организует их хранение.
Запись о приеме на работу вносится только после того, как в службу персонала поступил приказ на сотрудника с подписью об ознакомлении, но не позднее 5 рабочих дней с даты договора. Чтобы принять на работу по совместительству, трудовую книжку заполнять не нужно. Если человек захочет зафиксировать факт совмещения, он это может сделать у основного работодателя.
Личная карточка – обязательный документ кадрового учета. Она заводится по форме Т-2 (Т-2ГС и Т-4 для госслужащих и научных сотрудников соответственно) в момент поступления и на протяжении всего срока нахождения в организации фиксирует все существенные факты, касающиеся работника: переводы, отпуска и другие события, оформленные приказами. Личные карточки существуют в бумажной форме, а вся внесенная в них информация доводится до персонала под подпись.
В инструкциях, как правильно принять на работу, обычно присутствует пункт «оформление личного дела». Это не обязательно, но для соблюдения порядка в кадровом документообороте рекомендуется на каждого человека заводить отдельную папку, где хранятся все необходимые бумаги: копии документов, приказы, персональные карточки и т.д.
Рабочий день такого сотрудника не может длиться более 7 часов (для детей с 16 лет), а предел для учащихся – 4 часа. К тому же работникам до 18 лет не устанавливают испытательный срок.
Чтобы принять на работу несовершеннолетнего, у него нужно запросить комплект документов:
Проблемы трудоустройства работников, приехавших из других стран, связаны с требованиями миграционного законодательства. С точки зрения оформления кадровых документов особых отличий между иностранцем и российским гражданином нет. Есть разница в самих правилах найма персонала.
Принять на работу иностранного гражданина организация может только в том случае, если получила на это разрешение. Предприятиям, нуждающимся в труде безвизовых мигрантов, ФМС выделяет квоты на привлечение иностранных работников. Исключение составляют лица, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории РФ – их можно брать без ограничений. Та же норма действует в отношении иностранных студентов, проходящих очное обучение, и сотрудников организаций – иностранных юрлиц.
Приглашение на работу российскими фирмами высококвалифицированных «импортных» специалистов с годовым доходом от 2 млн. руб. требует получения спецразрешения.
При трудоустройстве иностранец обязан предъявить документы, легализующее его пребывание на территории РФ (миграционную карту, визу) и дающие право трудиться (разрешение на работу, патент).
После завершения всех формальностей, каждый вновь заключенный трудовой договор необходимо зарегистрировать в ПФР и фонде социального страхования. За нарушение этого порядка на работодателя может быть наложен штраф.
Индивидуальный предприниматель в процессе своей деятельности сталкивается с самыми различными сложными вопросами. Один из них – как ИП официально оформить работника, если, например, до этого момента сотрудников у него не было? Ведь правильное заполнение всех документов обезопасит предпринимателя и его персонал от возможных проблем с налоговыми или другими органами.
Чтобы ИП имел возможность оформлять на работу сотрудников, требуется . Если деятельность основана на патенте, тогда нанять для сотрудничества в качестве работников вы можете не более пяти человек. Перед тем, как нанимать персонал по трудовому договору, ознакомьтесь с профильным законодательством, чтобы избежать неточностей и неприятностей, связанных с оформлением документации по кадрам.
В случае, если самостоятельно справиться с принятием работника вы не можете, можно обратиться к специалисту, который поможет вам с этим вопросом. С ним можно будет сотрудничать посредством контракта на обслуживание, если он также является ИП.
При принятии на работу сотрудников предприниматель несет не только дополнительные затраты, но у него появляются и новые обязательства как перед работником, так и перед государством. От того, каким образом будет заключен контракт и какие пункты он будет включать, зависит объем этих обязанностей.
Если существует возможность заключения двух разных видов контрактов между сотрудником и работодателем, необходимо рассмотреть, в каких случаях допустимо использовать тот или иной из них.
Если работа одного вида будет выполняться сотрудником достаточно длительный период времени, заключают трудовой контракт.
Если же работа предусматривает выполнение сотрудником конкретной работы, которая еще и ограничена во времени – заключают гражданско-правовой договор.
Оформление сотрудников в ИП по трудовому договору регулируется Трудовым кодексом РФ, а гражданско-правового, соответственно – Гражданским кодексом .
Если сотрудник был оформлен работодателем по трудовому договору, то сведения о его трудоустройстве обязательно вносят в его трудовую книжку. А вот если между сотрудником и работодателем заключен гражданский контракт – в трудовую книжку запись не вносят.
Медицинское страхование, пенсионное страхование и социальное страхование являются обязательными взносами при оформлении соискателя в индивидуальное предприятие посредством контракта. Также все взносы требуется вносить за работника, если сотрудничество происходит по гражданско-правовому договору, кроме выплат социального страхования, если только это условие не оговорено гражданским договором, который был заключен.
В соответствии с положениями контракта производится:
При заключении гражданско-правового договора его условия оговариваются работодателем и наемным работником, и могут не содержать те пункты, которые являются обязательными при составлении контракта. То есть в договоре должны быть только те условия, которые будут устраивать обе стороны.
При заключении трудового контракта: письменное заявление соискателя с просьбой принять его на работу и приказ работодателя о приеме его на должность.
Если оформление работников у ИП происходит посредством заключения гражданского договора – только сам этот документ.
Оформление сотрудников на работу в ИП подразумевает подписание определенных документов.
Перед тем, как оформлять сотрудника ИП, следует изучить Трудовой кодекс и следовать его статьям. Обязательные условия, которые должны присутствовать в контракте согласно статье 57 ТК РФ:
О том, как оформлять работников в ИП, оговаривается в Трудовом кодексе. Но некоторые недобросовестные предприниматели, которые хотят сэкономить на тех взносах, которые вносятся за персонал, могут оформлять его не по трудовому договору, а по гражданско-правовому. В таком случае есть вероятность, что при возникновении спорных вопросов между работодателем и сотрудником в суде этот контракт могут признать трудовым. После разбирательства предпринимателю все же придется выплатить все необходимые взносы и налоги на сотрудника, обеспечить сохранение его прав в соответствии с законодательством.
Процедура оформления работника ИП достаточно проста, и от предпринимателя не требуется ведения полного учета кадров и кадрового документооборота. Но все-таки стоит позаботиться о заполнении всех необходимых форм по трудоустройству, чтобы избежать неточностей и спорных вопросов у контролирующих органов и возможных споров с кадрами.
Перед тем, как оформить работника в ИП, у него потребуют следующие документы:
Так как ИП не получает заработную плату, из которой вычитают страховые взносы в обязательном порядке, а получает прибыль от своей деятельности, то платить эти взносы за самого себя он должен в специальном порядке. Размер этих выплат напрямую зависит от объема прибыли предпринимателя.
Практически любой бизнес, рано или поздно, увеличивается и достигает таких масштабов, когда справиться в одиночку предпринимателю или бизнесмену становится очень и очень сложно. Возникает слишком много вопросов и всплывает слишком много дел, которые требуют немедленного решения или выполнения. А времени, как известно, всегда не хватает. Особенно, когда в бизнесе вы пока еще совсем один и у вас нет помощников. В такой момент единственным верным решением является наем сотрудников на работу. И вот тут возникает много вопросов у начинающего предпринимателя.
Как правило, если человек впервые запустил бизнес и в первый раз решается на привлечение одного или нескольких работников, он совершенно не представляет, что и как нужно делать. Как правильно сотрудника? Какие шаги нужно предпринимать? Какие юридические вопросы соблюдать? Какие бумаги нужно собрать? И так далее и тому подобное. Таких вопросов при первом приеме сотрудника на работу может возникнуть очень и очень много.
В сегодняшней статье постараемся максимально сжато и, в то же время, подробно (не упустив важных деталей) разобраться в процедуре найма сотрудника на работу. Стоит отметить,что данная процедура актуальна, как для ИП, так и для ООО. Правда, некоторые шаги в том или ином случае являются необязательными. При этом если вы их выполните, это не будет лишним. Они позволят вам только лишь еще лучше контролировать весь процесс. Начнем.
Наше законодательство позволяет выбирать одну из двух форм оформления трудовых отношений. Это может быть всем известный трудовой договор или же гражданско-правовой договор. Если коротко и ясно говорить об отличиях, то главное в «равновесии» сторон. Если в стандартном трудовом договоре есть две стороны – работодатель и работник, то при гражданско-правовом договоре есть заказчик и исполнитель. То есть, в первом случае есть начальник и есть подчиненный, а во втором случае – есть два или более равноценных партнера (один платит деньги, второй оказывает услугу или создает продукт).
Если вы любите копаться в законах, то о гражданско-правовом договоре можете почитать в главе 37 Гражданского кодекса РФ, а о трудовом договоре – в статьях 56-84 Трудового кодекса РФ. Там вы найдете все условия по заключению, оформлению, а также расторжению договоров. Далее разговор будем вести по части трудового договора, который является стандартным при обычном приеме на работу.
Перед тем как будет заключен трудовой договор с новоиспеченным сотрудником, ваш будущий подопечный должен ознакомиться с, так называемыми, локальными правовыми актами компании. К ним относятся следующие документы:
Но тут есть несколько важных моментов. Все эти документы будут нелишними для компании, хотя, например, ИП может вообще не располагать всеми этими бумагами. То есть, ИП может вообще не разрабатывать локальные нормативные акты.
Что касается ООО, то тут обязательными являются только Правила внутреннего распорядка. ООО может не располагать Должностными инструкциями, а также, если на предприятии нет профсоюза, то и коллективный договор тоже не нужен.
После ознакомления с документами предприятия, нанимаемый сотрудник должен поставить свою подпись. Идем дальше.
Шаг первый
Первым делом, будущий сотрудник должен выразить желание работать в вашей компании и составить заявление о приеме на работу в письменной форме. Заявление должно быть написано на имя руководителя. В нем должна быть подробная информация о соискателе, а также желаемая должность в компании.
После того, как руководитель ознакомится с заявлением, он принимает решение о приеме сотрудника или же об отказе в приеме на работу.
Шаг второй
Если работодатель принял положительно решение, будущему сотруднику нужно приложить к заявлению следующие документы:
Если страхового свидетельства и трудовой книжки у соискателя нет, то вам придется завести эти документы на своего нового сотрудника.
Шаг третий
Тут заключается сам трудовой договор. В двух экземплярах. Один остается в компании, второй отдается на руки сотруднику.
Шаг четвертый
Подписывается приказ о приеме на работу по форме Т-1 (Постановление РФ №1 от 05.01.2004 г.). Этот приказ должен быть зарегистрирован в журнале приказов по кадровым вопросам. Если у вас еще его нет, придется купить. Продается журнал приказов в книжных и канцелярских магазинах.
В течение трех дней сотрудник должен быть ознакомлен с приказом. Он должен оставить свою подпись в документе.
Шаг пятый
На этом этапе вам нужно внести запись в трудовую книжку. Подробности можно изучить в статье 66 Трудового кодекса РФ. Данные о новой трудовой книжке нужно внести в журнал регистрации.
Шаг седьмой
Если необходимо (относится к военнообязанным гражданам РФ), нужно сообщить о своем сотруднике в Военкомат.
Шаг восьмой
Этот шаг обязателен для ИП. Нужно стать на учет в качестве работодателя в ПФР (в течение 30 дней) и в ФСС (в течение 10 дней).
Собственно, все. Поздравляем! Теперь вы знаете, как правильно нанимать на работу сотрудника.