Налоговый агент - это экономический субъект, который наделен особым правом исчислять и удерживать фискальные платежи с доходов налогоплательщика и затем перечислять данные средства в государственный бюджет. В статье расскажем, кого можно отнести к данной категории и какие права и обязанности закреплены за ними в НК РФ.
Налоговым агентом (НА) могут быть признаны не только российские организации, но и индивидуальные предприниматели, представители частных практик (детективы, нотариусы, юристы), а также обычные граждане.
Действующий правовой статус налоговых агентов закреплен в статье 24 НК РФ . Так, НА в России можно стать только по трем видам налоговых обязательств:
Следовательно, НА платят налоги и сборы в бюджет с чужих доходов. В то время как налогоплательщики исчисляют фискальные платежи непосредственно со своих средств или доходов.
Наряду с обычными налогоплательщиками, за налоговыми агентами закреплены аналогичные права и обязанности. Исчерпывающее понятие, кто такие налоговые агенты, их права и обязанности рассмотрены в 24 статье НК РФ.
Ключевые права налоговых агентов:
Основные обязанности налоговых агентов: выполняют своевременное и достоверное исчисление, удержание и перечисление сумм фискальных обязательств в бюджеты соответствующего уровня. Помимо данного обязательства, за НА закреплены следующие:
данный перечень не является исчерпывающим. Так, для конкретного вида фискальных обязательств (НДФЛ, НДС и налог на прибыль) чиновники предусмотрели дополнительные обязательства.
За нарушение действующих норм фискального законодательства предусмотрена не только налоговая ответственность, также законодателями определена административная и уголовная ответственность за налоговые проступки и преступления.
Неисполнение обязанностей налогового агента повлечет за собой наложение штрафных санкций:
Понятие налоговых агентов
Наравне с налогоплательщиками НК Российской Федерации выделяют понятие налогового агента. Налоговыми агентами признаются личности, уполномоченные вычислять, удерживать и оплачивать в госбюджет необходимую сумму налогов по НДФЛ за налогоплательщиков.
Следует сосредоточить внимание на том, что предприятие, выполняющее функции налогового агента, обладает обязательством удерживать налоги по НДФЛ только лишь у персон, являющихся налогоплательщиками, и перечислению их в госбюджет.
В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.
Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.
Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.
В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.
Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.
При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.
Налоговыми агентами признаются по 3 налогам - НДФЛ, НДС и налогу на доход.
При выплате физическим лицам вознаграждений по трудовым договорам либо другой прибыли в денежной форме, в том числе по гражданско-правовым соглашениям о необходимости исполнения работ, предложении услуг либо авторским соглашениям, предприятие обязана рассчитать и удержать из их прибыли НДФЛ и перечислить налог в госбюджет.
Налоговым агентом по НДС субъект способен быть, в случае если совершает, в частности, следующие действия:
Налоговым агентом по налогу на доход субъект становится:
К участникам отношений, контролируемых законом, причислены в том числе компании и физические лица, признаваемые в соответствии с законом налоговыми представителями.
Налоговыми агентами имеют все шансы являться физические личности и компании, на каких возложены прямые обязательства по исчислению, удержанию и перечислению отдельных налогов в госбюджет России.
Употребительно же к налогу на доход установлено, что в случае если налогоплательщиком считается зарубежное предприятие, получающее прибыли от источников в России, не сопряженные с ее постоянным представительством в России, в таком случае обязательство по определению суммы налога, удержанию данной суммы из прибыли налогоплательщика и перечислению налога в госбюджет возлагается на российскую компанию либо зарубежную компанию, исполняющую деятельность в России посредством постоянного представительства, выплачивающих положенный доход налогоплательщику.
Налоговыми представителями по налогу на добавочную стоимость признаются органы, компании либо частные коммерсанты, уполномоченные проводить на территории России реализацию конфискованной собственности, собственности, реализуемой по заключению суда, закупленных ценностей, а кроме того ценностей, перешедших по праву наследования стране.
Кроме того учитывается то, что при предоставлении на территории России органами регионального самоуправления в аренду городской собственности налоговая база формируется как совокупность арендной платы с учетом налога налоговым представителем отдельно по любому оплаченному предмету собственности; в этом случае налоговыми представителями сознаются наниматели указанной собственности; на них возлагается обязательство по исчислению, удержанию из денег, уплачиваемых арендодателю, и уплате в госбюджет надлежащей суммы налога.
Налоговые агенты обладают теми же полномочиями, что и налогоплательщики, в случае если другое не предвидено законом. Налоговые органы несут ответственность за ущербы, доставленные налоговым представителям по причине незаконных операций либо бездействия отмеченных организаций, а равно незаконных операций либо бездействия должностных лиц и иных их сотрудников при выполнении ими должностных обязательств.
Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и вовремя вычислять, удерживать из средств, которые выплачивает налогоплательщик, и перечислять налоги в госбюджет России на надлежащие счета Федерального казначейства;
2) делать письменное уведомление в налоговый аппарат по месту собственного учета о неосуществимости удержать налог и о сумме долга налогоплательщика в течение одного месяца с того момента, как налоговый агент узнал о подобных ситуациях;
3) осуществлять учет начисленных и уплаченных налогоплательщикам прибыли, исчисленных, вычтенных и перечисленных в бюджетную систему России налогов, в том числе по любому налогоплательщику в указанные сроки;
4) показывать в налоговую по месту собственного учета бумаги, нужные для исполнения контроля за точностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение 4 лет гарантировать безопасность бумаг, нужных для исчисления, удержания и перечисления налоговых сборов. Помимо этого, налоговые агенты имеют все шансы нести и прочие обязанности, предусмотренные законом.
Обязательство по уплате определенного налога лежит на налогоплательщике. Оно обязано являться выполненым им без помощи других, в случае если иное явно не учтено законом. Вовлечение в отношения налогового агента как раз и считается подобным исключением. В связи с отмеченным значением налоговых агентов в отношениях по выполнению прямых обязанностей по уплате налогов особого интереса заслуживает правовая точка зрения о моменте выполнения налогоплательщиком этой прямой обязанности.
Налог способен быть оплачен только в денежной форме, иными словами, посредством отчуждения денежных средств налогоплательщика, которые принадлежат ему по праву собственности. При этом обязанности налогового агента пред налогоплательщиком имеют все шансы являться выполнены в неденежной форме.
В связи с этим следует принимать во внимание законную позицию, в соответствии с какой в данном случае, если прибыль, подлежащая обложению налогом по НДФЛ у налогового агента, получена налогоплательщиком в неденежной форме и финансовых выплат в соответствующем налоговом периоде не осуществлялось, у налогового агента не имеется обязательств по высчитыванию налога и в данном случае требуемые сведенья будут представлены налоговым агентом налоговой.
Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.
Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.
Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.
В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.
Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.
С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:
1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;
2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.
Определение понятия «налоговый агент» представлено в статье 24 НК РФ . Из неё следует, что налоговый агент – юридическое лицо, на которое возложены обязанности по контролю над своевременными отчислениями в бюджет РФ и их объемом.
Таким образом российское законодательство указывает на существование каждого налогового агента в двух ролях: он следит за уплатой всех необходимых налогов, а с другой – является представителем интересов налогоплательщика.
Использование налоговых агентов целесообразно как для государства, так и для налогоплательщика, так как позволяет и тем, и другим избежать многих издержек.
Стоит отметить, что организация, выполняющая функции агента, уплачивает налоги не за свою деятельность, а за деятельность другого налогоплательщика (работников предприятия и/или юр. лица).
Стать налоговым агентом может любое лицо, которое относится (по виду деятельности) к одной из следующих категорий :
Налоговым агентом признается юридическое лицо (ООО, ЗАО и др.) или ИП во время выплат физическим лицам заработной платы и других видов дохода в денежной форме. Таковыми признаются:
В случае с выплатой налога на прибыль налоговым агентом становится лицо, которое должно удержать часть прибыли с целью передачи в бюджет Российской Федерации средств от следующих статей:
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации правами и обязанностями налогового агента являются:
Работа налогового агента зависит от того, какой из налогов необходимо уплатить в государственную казну.
Не позднее 20 числа месяца, который следует за отчетным периодом выплаты налогов (месяц/квартал, в течение которого были произведены те или иные хоз. операции), происходит уплата НДС в бюджет Российской Федерации.
Если поводом уплаты НДС является продажа имущества должника, то стоит внимательно следить за тем, признан ли должник банкротом или нет. Если должника признали банкротом, то все действия, связанные с передачей имущества, нельзя считать облагаемыми налогом на добавленную стоимость.
Работа налогового агента в случае уплаты налога на прибыль состоит в расчёте суммы необходимых выплат в бюджет и перечисление держателям акций/владельцам долей компании (каждому индивидуально) дивидендов. При этом требуется предоставление в контролирующий орган (ИНФС) одного из следующих документов :
При уплате НДФЛ налоговый агент должен:
Стоит отметить, что уплата денежных средств в казну должна быть произведена именно из доходов физического лица. Передача средств налогового агента вместо средств вышеупомянутого лица, согласно действующему налоговому законодательству, не допускается.
Также работодатель не имеет права вносить в трудовой договор какие-либо формулировки, намекающие на полную или частичную уплату налоговых сумм за счёт вышеупомянутого агента.
За нарушение Налогового кодекса РФ и неисполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей последний может быть привлечён к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Подобные меры могут быть применены только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
В случае если налоговым агентом неправомерно будут не перечислены необходимые к уплате денежные средства, то он будет оштрафован . Размер установленного штрафа составляет 20% от суммы, которая подлежит передаче в ФНС.
Очевидна возможность принудительного взыскания денежных средств , находящихся на банковских счетах: это может произойти при неуплате установленной суммы налога в срок. При этом, пени и недоимки взимаются с агента во внесудебном порядке, штраф – наоборот.
Стоит отметить, что с налогового агента могут взыскать штраф в размере от 1000 до 5000 рублей за непредоставление в соответствующий контролирующий орган данных о невозможности уплаты налогов, размерах задолженностей, а также утери документов в течение 1 месяца.
В качестве налогоплательщиков законодательство признает граждан и организации, на которых возложена обязанность осуществлять регулярные безвозмездные и безвозвратные отчисления в бюджет. В предусмотренных нормативными положениями случаях, такими субъектами выступают иностранные структуры, не являющиеся юрлицами. В законодательстве также предусмотрена такая категория, как налоговые агенты. Их обязанности несколько шире и, соответственно, ответственность выше. Рассмотрим далее, чем отличаются налогоплательщики и налоговые агенты.
Налогоплательщики и налоговые агенты по общему правилу должны:
В ряде случаев возникает необходимость аккумулировать финансовые средства большого числа субъектов. В этом случае целесообразно ввести в отношения еще одного участника. Им является налоговый агент (физическое лицо либо организация). Этот субъект обладает расширенными полномочиями. В частности, налоговый агент по НДФЛ осуществляет не только прием, но и исчисление, а также удержание соответствующих сумм. Например, работодатели при расчете зарплаты сотрудникам вычитают из нее отчисления, подлежащие направлению в бюджет.
Налоговые агенты получают свой статус только с целью исполнения конкретных обязанностей. Они, в свою очередь, могут возлагаться только на тех граждан и организации, которые выступают в качестве источника выплаты дохода. В различных отношениях один субъект может выступать в качестве налогового агента и налогоплательщика. Лицо не может отказаться от своего статуса, если одновременно не сложит с себя обязанности по перечислению и выплате доходов. Налоговые агенты – это, кроме прочего, российские организации, от которых иностранные юрлица получают прибыль, выступающую в качестве объекта обложения.
Законодательство устанавливает следующие права налоговых агентов:
В соответствии с законодательством на этих субъектов возлагаются следующие обязанности:
Обязанность отчислять установленные законом платежи в бюджет означает, что налоговый агент должен своевременно и правильно рассчитать, удержать из средств, которые он выплачивает налогоплательщику, а также направить их на соответствующие счета предусмотренные налоги. Здесь следует отметить один важный момент. Нормы законодательства, которые регламентируют порядок отчисления налогов, предусмотренный для налогоплательщиков, применимы к агентам только в отношении удержанных сумм. Непосредственно само направление в бюджет установленных сборов осуществляется по общим правилам.
Обязанность уведомлять контрольный орган и его служащих о результатах проведенной деятельности предполагает, что в установленный период (в течение месяца) по месту учета субъект сообщает:
Кроме того, закон устанавливает обязанность предоставлять документацию, необходимую для контроля правильности расчета сумм, которые исчислил, удержал и перечислил налоговый агент (по НДФЛ, во внебюджетные фонды).
Обязанность вести отчетность в установленном порядке для налогового агента предполагает необходимость персонального (по каждому отдельному налогоплательщику) и общего (по всем субъектам) обобщения информации о:
Как выше было сказано, требования к налоговым агентам выше, чем к плательщикам. Это обусловлено более широкими полномочиями первых в сравнении со вторыми. В налоговых правоотношениях агент в отличие, к примеру, от представителя плательщика, представляет не его, а свои интересы. За невыполнение либо ненадлежащее исполнения предписаний, установленных в законодательных нормах, первый подвергается более жестким санкциям. При этом закон не допускает привлечение к ответственности налогоплательщика за нарушения, которые допустил в своей деятельности налоговый агент. Это положение распространяется и на случаи ненадлежащего исполнения последним вмененных ему по закону обязанностей по исчислению, удержанию и направлению в бюджет необходимых сумм.
Налогоплательщики - это российские и иностранные организации как коммерческие (хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы и т.д.), так и некоммерческие (фонды, ассоциации, потребительские кооперативы и др.).
Организации, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и (или) сборов (например, профсоюзные организации).
Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:
1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) требовать соблюдения налоговой тайны;
14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК и иными федеральными законами.
Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ.
Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В случаях, предусмотренных НК РФ, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами - сборщиками налогов и (или) сборов.
Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.
- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -