Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Повторный электронный аукцион признан несостоявшимся. Торги признали несостоявшимися, а вы вроде заявку подали

Повторный электронный аукцион признан несостоявшимся. Торги признали несостоявшимися, а вы вроде заявку подали

Иногда заказчикам приходится признавать аукцион несостоявшимся. Что делать, если аукцион не состоялся, т.к не подана ни одна заявка по 44-ФЗ, покажем в статье.

Последствия признания аукциона несостоявшимся

Проанализировав ст. 71 Закона 44-ФЗ, можно выделить две причины, по которым электронный аукцион не состоялся:

  • не подана ни одна заявка;
  • подана одна заявка.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

От причины, по которой конкурентную процедуру признали несостоявшейся, будут зависеть дальнейшие действия контрактных управляющих:

  • если нет заявок - проводить новую закупку;
  • если подана одна заявка - оформлять госконтракт с участником, её предоставившим.

Заключение контракта с единственным поставщиком, когда аукцион не состоялся

В тех случаях, когда:

  • представлена заявка одного участника (часть 16 ст. 66);
  • после анализа первых частей поданных заявок к процедуре допущен только один из участников, представивших свои заявки (часть 8 ст. 67);
  • вторая часть представленной заявки только одного из участников процедуры удовлетворяет условиям закупки (часть 13 ст. 69) оформляется контракт с лицом, ее подавшим.

Единственным условием будет соответствие единственной заявки всем заявленным требованиям.

Еще одним основанием для такого оформления контракта является стечение обстоятельств, когда ни один из допущенных участников электронной закупки не направил свое предложение с ценой в пределах десяти минут с момента его начала (часть 20 ст. 68).

Представьте ситуацию: на конкурс не подали заявок, подали лишь одну или лишь одна заявка соответствует требованиям документации. Во всех случаях вы должны признать конкурс несостоявшимся. А вот что делать дальше, если вы не готовы отменять закупку, зависит от количества заявок.
Если конкурс сорвался из-за того, что никто не подал ни одной заявки, нужно действовать по одному варианту. А если вы сами отклонили все заявки, вы должны поступить совершенно по-другому. И далее, когда вам начинают поступать новые заявки - каждый раз будут включаться новые условия в зависимости от количества и качества заявок. Поясним, как при разных условиях правильно выбрать способ закупки.

Из статьи

Пункт 25 ч. 1 ст. 93 Закона о КС устанавливает правила, что делать по 44-ФЗ, если закупка не состоялась при оформлении контракта с единственным поставщиком :

  • оформлять госконтракт на условиях, указанных в документации о закупке по цене, не превышающей начальную цену аукциона;
  • срок оформления не должен превышать 20 дней с момента публикации итогового протокола.

Важно

В этом случае подписание контракта с единственным поставщиком не подлежит согласованию с ФАС и другими контрольными органами.

Электронный аукцион не состоялся, т.к. нет заявок

В соответствии с частью 4 ст. 71 процедура не состоялась, если:

  • не подано ни одной заявки по 44-ФЗ (часть 16 ст. 66);
  • нет допуска ни одного из участников, представивших такую заявку (ч. 8 ст. 67);
  • некорректно составлены все вторые части заявок (ч. 13 ст. 69);
  • участник, предложивший лучшие условия после победителя, уклонился от подписания госконтракта и отказался от оформления такого контракта (ч. 15 ст. 70).

Если на аукцион не подано ни одной заявки по 44-ФЗ, что делать дальше? Следует объявить повторную закупку.

Провели электронный аукцион на поставку деревянных гробов. Никто не подал заявку, поэтому аукцион признали несостоявшимся. Теперь хотим попробовать запрос предложений, но Закон № 44-ФЗ прямо не указывает, есть ли у нас право менять условия закупки. Можем ли мы снизить НМЦК, добавить условие об авансе, изменить срок поставки?

Если не подано ни одной заявки на аукцион

44-ФЗ в части 4 ст. 71 содержит ответ на вопрос, что делать дальше в этом случае:

  • проводить повторную закупку, способом проведения которой с 1 июля 2018 может быть только электронный запрос предложений. До этого времени Закон о контрактной системе позволяет проводить и другую процедуру (например, нередко проводят повторные аукционы);
  • предмет повторной закупки не может подвергаться изменению по сравнению с первоначальным;
  • вносить заново в план-график новую конкурентную процедуру.

Если повторный аукцион не состоялся - не подана ни одна заявка - что делать по 44-ФЗ? До 1 июля 2018 можно проводить 3-ий аукцион либо запрос предложений или применить другую конкурентную процедуру в рамках Закона о контрактной системе.

Если аукцион не состоялся 2 раза что делать в этом случае? С 1 июля 2018 такого вопроса уже не будет существовать, т.к. новая редакция ч. 4 ст. 71 Закон обязывает проводить повторную закупку в форме электронного запроса предложений. Если запрос предложений не состоится, то госзаказчик вносит изменения в план-график и проводит еще одну закупку.

Таким образом, ответом на вопрос: на аукцион не подано ни одной заявки что дальше, будет: проводить повторную закупку, а с 1 июля 2018 только в форме электронного запроса предложений.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Основания для признания электронного аукциона несостоявшимся возможны на различных этапах проведения процедуры. На этапе выявления участников электронного аукциона процедура признается несостоявшейся, если не было подано ни одной заявки на участие. В этом случае заказчик вносит изменения в план-график закупок, при необходимости в план закупок, и осуществляет закупку запросом предложений или иным способом закупки (ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе).

Также на этапе выявления участников электронного аукциона процедура признается несостоявшейся в случае подачи только одной заявки. В этом случае заказчик вносит изменения в план-график закупок, а также:

  • аукционная комиссия включает в протокол проведения электронного аукциона только одно предложение о цене контракта;
  • оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, направляет заказчику обе части этой заявки, а также документы подавшего ее участника аукциона, сформированные в процессе аккредитации участника (за исключением адреса электронной почты), а также в этот же срок направляет уведомление участнику;
  • аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заявки и документов рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки;
  • если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, с этим участником заключается контракт (при условии получения заказчиком согласования контрольного органа).

Важно запомнить

В совместном письме Минэкономразвития России № 23679-ЕЕ/Д28и и ФАС России № ЛЦ/39384/14 от 30.09.2014 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в отношении последствий подачи одного предложения о цене контракта при проведении электронного аукциона» разъясняются особенности проведения электронного аукциона в соответствии с Законом о контрактной системе.

ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. В совместном письме Минэкономразвития России № 658-ЕЕ/Д28и и ФАС России № АЦ/1587/15 от 20.01.2015 содержится следующее разъяснение. Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ вступил в силу 31 декабря 2014 г. Начиная с указанной даты в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с ч. 1-3.1 ст. 71 Закона о контрактной системе, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При этом согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок не требуется, даже если аукцион был признан несостоявшимся до 31 декабря 2014 г. Необходимость такого согласования в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе возникает только в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений.

На этапе проведения торгов основанием для признания электронного аукциона несостоявшимся признается случай, если было подано более одной заявки и более одного участника допущено к участию в аукционе, но ни один из допущенных участников не принял участия в торгах, в этом случае предусмотрен следующий порядок действий:

  • оператор электронной площадки в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола о признании аукциона несостоявшимся направляет заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в этом аукционе, поданных его участниками, а также документы участников такого аукциона, сформированные в процессе аккредитации участника (за исключением адреса электронной почты), а также в этот же срок направляет уведомления участникам;
  • аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком вторых частей заявок на участие в таком аукционе его участников и документов рассматривает вторые части этих заявок и документы на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол проведения итогов такого аукциона.

В этом случае заказчику необходимо внести изменения в план-график закупок, далее он осуществляет закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе по согласованию с контрольным органом (ч. 1 ст. 71 Закона о контрактной системе).

На этапе определения победителя электронного аукциона процедура признается несостоявшейся, если победитель и «второй» победитель уклонились от заключения контракта. Заказчику необходимо внести изменения в план-график закупок, далее он осуществляет закупку запросом предложений или иным способом закупки (ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе).

  • После внесения изменения в план-график закупок заказчик осуществляет закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе по согласованию с ФАС России (ч. 1 ст. 71 Закона о контрактной системе). На этапе рассмотрения первых частей заявок может возникнуть дваоснования для признания электронного аукциона несостоявшимся. В случае если было подано более одной заявки, но ни одна заявка не быладопущена к участию в аукционе, заказчик вносит изменения в план-график закупок и осуществляет закупку запросом предложений или инымспособом закупки (ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе). Второй случай, если было подано более одной заявки, но только одназаявка была допущена заказчиком к участию, установлен следующийпорядок действий: оператор электронной площадки в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола рассмотрения заявок направляетзаказчику вторую часть заявки, а также документы подавшего ее участникааукциона, сформированные в процессе аккредитации участника (за исключением адреса электронной почты), а также в этот же срок направляетсяуведомление участнику; аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получениязаказчиком второй части этой заявки единственного участника такого аукциона и документов рассматривает эту заявку и эти документы на предметсоответствия требованиям Закона о контрактной системе и документации
  • электронном аукционе и направляет оператору электронной площадкипротокол рассмотрения единственной заявки; если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующимитребованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, с этим участником заключается контракт (при условии получения заказчиком согласования ФАС России). Важно запомнить Заказчику необходимо внести изменения в план-график, далее он осуществляетзакупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25

Несостоявшийся электронный аукцион. Несостоявшийся аукцион в электронной форме.

  • Понятие "несостоявшийся электронный аукцион" означает отсутствие торгов при размещении конкретного заказа. При этом совершенно не обязательно подразумевать то, что контракт (по данному заказу) заключен не будет. К примеру, только 1 УРЗ заявился на аукцион, получается, что торгов не будет, этот УРЗ сам с собой на аукционе играть не будет. Получается. Что электронный аукцион (ОАЭФ) признан несостоявшимся, а гос. контракт будет заключен с этим (единственным заявившимся) УРЗ.

Перечень ситуаций, при которых электронные аукционы признаются несостоявшимися, но гос.контракты все равно заключаются.

  • Только 1 УРЗ подал заявку (см. выше).
  • Только 1 УРЗ был допущен к ОАЭФ. Его заявка признана соответствующей, остальные отклонены.
  • Допущены несколько УРЗ, но на аукционе никто из УРЗ не сделал предложений. В этом случае победитель - тот УРЗ, который подал свою заявку раньше всех. С ним и заключается контракт.

Электронный аукцион признан несостоявшимся. Регламент и оформляемые документы.

  • Если аукцион (ОАЭФ) признается несостоявшимся, то, в зависимости от того, есть ли участник, допущенный к нему, действия и оформляемые документы таковы.
  • Оформляется и размещается на площадке протокол признания электронного аукциона (ОАЭФ) несостоявшимся.

Признание электронного аукциона несостоявшимся.

  • Это процедура, подразумевающая оформление и размещение протокола о признании аукциона (ОАЭФ) несостоявшимся.

Протокол признания электронного аукциона несостоявшимся. Участник (допущенный) есть, с ним и будет заключен гос.контракт.

В протоколе указывается.
  • Причина признания аукциона несостоявшимся: допущен и/или заявился только 1 участник.
  • Инфо о том, что с этим участником будет заключен гос. контракт.
  • Если были иные участники, но их заявки отклонены, то указываются причины отклонения заявок.

Протокол признания электронного аукциона несостоявшимся. Вообще не было подано заявок.

В протоколе указывается.
  • Фиксация факта: электронный аукцион признается (указывается причина) несостоявшимся.
  • Причина признания аукциона несостоявшимся: не подано заявок.
Протокол несостоявшегося электронного аукциона размещается на ЭТП, является документом, в котором фиксируется сам факт признания электронного аукциона (ОАЭФ) несостоявшимся, а т. приводятся причины: 1 участник либо их отсутствие.



ТЕНДЕРНЫЙ ОТДЕЛ ДИСТАНЦИОННО

Подготовка заявок

Контроль готовых

Максимальный % допуска

Помощь в участии

Поиск тендеров

Тендерный конвейер

ФАС и РНП

Протоколы разногласий

Спорные ситуации

РЕШЕНИЕ

ЛЮБЫХ ЗАДАЧ

ПРИ РАБОТЕ

НА ГОСЗАКАЗЕ

БЫСТРО и ГРАМОТНО

Последствия факта признания электронного аукциона несостоявшимся.

  • Есть один участник.
    • Заключение контракта с этим участником .
  • Нет участников или заявок.
    • Повторный аукцион.
    • Переразмещение заказа.

Случаи признания электронного аукциона несостоявшимся.

  • Отсутствие заявок.
  • Все заявки (все УРЗ) отклонены.
  • Допущен 1 участник.
  • Не было предложений ходе торгов.
  • Если к аукциону допущен только 1 (один) участник - с ним заключается контракт.
  • Если к аукциону допущены сразу несколько УРЗ, но никто не делал "ходов", контракт заключается с УРЗ, который подал свою заявку раньше всех.
  • Если не было заявок или все заявки отклонены, но заказ отрабатывается заново.

Повторный аукцион в электронной форме.

  • Подразумевает процедуру повторного размещения заказа, если первоначальный аукцион признан несостоявшимся, при этом контракт заключать не с кем.
    • Правила и действия при повторном аукционе - такой же, как и при первоначальном.

В ходе электронных торгов — аукцион, согласно законодательству, может не состояться. Условия признания его таковым регулируются статьями 66-69 закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг...». Данная норма закона описывает применяемый порядок проведения процедур на электронной площадке.

В частности, признание аукциона несостоявшимся позволяет подписать контракт с одним участником либо провести торги в другой форме.

Речь идет о том, что при закрытии тендеров без заявок, госпредприятие получает возможность провести подбор поставщика методом запроса предложений. Рассмотрим наиболее типичные сценарии несостоявшихся торгов.

Единственная заявка — порядок действий

Законы об электронных торгах ФЗ-44 и ФЗ-223 постоянно дополняются и согласовываются с другими нормативными актами. В 2014 году были приняты дополнительные правки в №498-ФЗ и в ст. 25 №44-ФЗ в рамках которых более подробно рассмотрен вопрос условий несостоявшегося торга.

Основания определяются ст. 71, частями 1-3.1 №44-ФЗ.

При условии, что в работе площадки находилась на рассмотрении единственная заявка на участие в аукционе, именно она считается выигравшей.

Ключевой особенностью признания аукциона несостоявшимся по данной причине является допуск к участию в нем только одного участника. Заказчик может заключить контрактное соглашение с единственным участником.

Следует учитывать условия, при которых можно подписывать контракт. Это возможно только с тем участником (ст. 70 ФЗ-44), у которого заявка полностью соответствует требованиям. Учитывайте, что рассмотрение единственной заявки возможно, если в течение 10 минут после начала торгов поставщиком было подано предложение о стоимости (ст. 68 ФЗ-44, ч. 20). Как минимум оно должно на 0,5% быть ниже НМЦК.

Если аукцион не состоялся и ни одна заявка не соответствует требованиям, то заказчик может осуществить закупку способом запроса предложений.

Аукцион признан несостоявшимся — не подано ни одной заявки

Если, с учетом требований 44 ФЗ, не было зарегистрировано ни одной заявки, то также аукцион признан несостоявшимися. Это влечет в большинстве случаев повторный тендер, регулируемый статьями федерального закона. Так же, это справедливо, если участники не стали заключать контракт на выполнение заказа по данной закупке.

Итак, тендер признается несостоявшимся, если:

    подана одна заявка;

    отсутствие заявок;

    зарегистрированные заявки поданы с нарушениями и не могут быть приняты комиссией;

    в случаях, если в установленное время отсутствовало предложение по цене.

Несостоявшийся аукцион — последствия

Как мы писали выше, в зависимости от причин признания несостоявшегося торга заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком или провести новый тендер в форме запроса предложений или иной установленной законом.

Повторные торги

Проведение повторного торга также осуществляется на основании ФЗ-44. В настоящий момент госзаказчик вправе подобрать контрагента только способом запроса предложений, но в скором времени ожидаются новые поправки, которые потребуют доп. согласований.

Чтобы подать заявку на участие в торгах без нарушений и соответствующей требованиям заказчика, лучше всего обратиться к специалистам. Компания РусТендер уже имеет значительный опыт работы в данном направлении, поэтому качественно и в короткие сроки сможет подготовить все необходимые документы и передать их на площадку для участия в аукционе.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Основания признания торгов несостоявшимися. Общие положения ГК РФ о заключении договора на торгах предусматривают одно основание для признания торгов несостоявшимися: если в аукционе или конкурсе участвовал только один участник (п.

5 ст. 447 ГК РФ). Закон об исполнительном производстве таких оснований признания публичных торгов несостоявшимися не называет вовсе.

Наиболее подробный и учитывающий особенности отношений, складывающихся при реализации имущества, на которое обращено взыскание, перечень оснований признания публичных торгов несостоявшимися содержится в Законе об ипотеке. Пункт 1 ст. 58 данного Закона предусматривает, что организатор публичных торгов объявляет их несостоявшимися в случаях, когда:

1) на публичные торги явилось менее двух покупателей;

2) на публичных торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены заложенного имущества;

3) лицо, выигравшее публичные торги, не внесло покупную цену в установленный срок.

Публичные торги должны быть объявлены несостоявшимися не позднее чем на следующий день после того, как имело место какое- либо из указанных обстоятельств.

Не может не вызывать удивления, что законодательство об исполнительном производстве не указывает на такие обстоятельства, как отсутствие надбавок и уклонение от внесения покупной цены, как на основания для признания торгов несостоявшимися.

При отсутствии надбавок нет собственно торга, поскольку нет конкуренции заявок и не достигается цель выставления имущества для публичной продажи - определение его справедливой цены посредством рассмотрения поступающих предложений. Данный механизм позволяет с определенной степенью уверенности утверждать, что выявленная цена отражает ситуацию на рынке. Механизм публичного торга необходим, поскольку должник от распоряжения имуществом отстранен и не может определять цену продажи; справедливо в этом случае устанавливать ее не по воле государственного органа, а таким образом, чтобы выявить, по какой цене его готовы купить.

Если покупатель уклоняется от внесения покупной цены, цель публичной продажи не достигается тем более, поскольку обращение взыскания направлено на получение денежной выручки за выставленное на продажу имущество, а не на заключение договора купли-продажи. Полагать, что организатор торгов должен предъявлять покупателю новые требования об уплате цены, означает, что вместо денег, необходимых для исполнения решения о взыскании, организатор публичных торгов приобретает лишь право требования, обязанность покупателем может и не быть исполнена. Такое положение противоречит природе института принудительного исполнения решения о взыскании денежных средств.

Очевидно также, что выявленный пробел законодательства об исполнительном производстве должен быть устранен.

Временная инструкция о порядке реализации прав (требований) по сравнению с ГК РФ на первый взгляд расширяет перечень оснований, при которых публичные торги по продаже дебиторской задолженности могут быть признаны несостоявшимися. В соответствии с п. 35 Временной инструкции торги признаются несостоявшимися только в случаях, если:

в торгах принял участие только один участник;

в процессе торгов ни один из участников не подал заявку на приобретение дебиторской задолженности по цене, равной или большей, чем сумма оценки, произведенной лицом, осуществляющим взыскание, при наложении ареста на такую дебиторскую задолженность.

а) для участия в торгах не подано ни одной заявки;

б) в торгах участвовал только один участник;

в) ни один из участников торгов, проводимых в форме аукциона, после троекратного объявления минимальной начальной цены продажи имущества не поднял билет;

г) ни один из участников аукциона по продаже дебиторской задолженности после троекратного объявления минимальной цены продажи дебиторской задолженности не поднял билет;

д) ни один из участников торгов, проводимых в форме конкурса по решению комиссии, не внес предложения, соответствующие условиям конкурса.

Решение комиссии об объявлении торгов несостоявшимися оформляется протоколом. Такое решение должно быть принято не позднее чем на следующий день после того, как имело место какое- либо из вышеуказанных обстоятельств.

Фактически указанные во Временной инструкции, а также в подп. «а», «б», «в», «г» основания могут рассматриваться как частные случаи ситуации, отраженной в п. 1 ст. 447 ГК РФ, поскольку отказ от представления предложений при покупке может рассматриваться как отказ от участия в торгах.

Для решения проблем, возникающих в связи с отсутствием в процессуальном законодательстве специальных указаний о возможности признания публичных торгов несостоявшимися при уклонении победителя торгов от внесении оплаты, РФФИ вынужден прибегать к достаточно сложному механизму аннулирования результатов торгов, рассмотренному ранее в ходе исследования порядка оплаты приобретенного на торгах имущества.

Отсутствие надбавок против начальной продажной цены, сделанных участниками торгов, не рассматривается как «дефект» публичных торгов, хотя, как указывалось, это противоречит цели и задачам публичной продажи.

В данной ситуации представляется допустимым применение по аналогии нормы Закона об ипотеке, признающей в качестве основания для признания публичных торгов несостоявшимися отсутствие надбавок против начальной цены выставленного на торги имущества.

Последствия признания торгов несостоявшимися. Положения ГК РФ о торгах не указывают последствий признания их несостоявшимися. Но из смысла данного термина следует, что несостоявшиеся торги не порождают никаких прав и обязанностей, связанных с заключением договора, для организатора и участников торгов; цель торгов не достигнута.

Это обстоятельство не всегда учитывается, и в ситуации, когда торги не состоялись, предъявляются требования о признании их недействительными.

Так, акционерное общество «Норильский комбинат» в 1998 г. обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительными торгов по продаже здания.

Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований отказано в связи с тем, что при подготовке и проведении торгов не был нарушен закон, а торги были признаны несостоявшимися.

Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, указала на следующее. Торги представляют собой один из способов заключения договора. Поэтому согласно п. 2 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Торги, признанные несостоявшимися, правового результата не имеют и не могут быть признаны недействительными .

В отношении реализации заложенного имущества ГК РФ предусматривает, что при объявлении торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом.

При объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме не более чем на 10% ниже начальной продажной цены на повторных торгах (п. 4 ст. 350 ГК РФ).

Исходя из данных положений признание первых торгов несостоявшимися дает возможность залогодателю либо потребовать выставления имущества на повторные торги, либо заключить с залогодателем соглашение о приобретении предмета залога в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 350 ГК РФ.

Признание несостоявшимися повторных торгов не является основанием для проведения новых торгов; если залогодержатель не воспользуется правом оставить предмет залога за собой в течение месяца со дня признания повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается.

Сроки и особенности проведения повторных торгов ГК не устанавливает.

Закон об ипотеке (ст. 58) содержит более детальное регулирование отношений, возникающих при признании публичных торгов по продаже предмета ипотеки несостоявшимися.

Залогодержатель в этом случае вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество по его начальной продажной цене на публичных торгах и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой этого имущества.

Если залогодержатель в течение 10 дней после объявления публичных торгов несостоявшимися не заключил такого соглашения с залогодателем, проводятся повторные публичные торги. Они должны быть проведены не позднее чем через месяц после первых торгов.

Если признание торгов несостоявшимися имело место вследствие неявки на торги достаточного количества покупателей (менее двух) либо из-за отсутствия надбавки к начальной цене, то начальная цена на повторных торгах снижается на 15%. В остальном повторные торги производятся по правилам, предусмотренным для первых торгов.

Повторные публичные торги признаются несостоявшимися по тем же основаниям, что и первые торги. В этом случае залогодержателю предоставляется право приобрести (оставить за собой) заложенное имущество по цене не более чем на 25% ниже его начальной продажной цены на первых публичных торгах и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой.

Если залогодержатель не воспользуется правом оставить предмет ипотеки за собой в течение месяца после объявления повторных публичных торгов несостоявшимися, ипотека прекращается.

Правила о последствиях признания несостоявшимися публичных торгов по продаже недвижимого имущества, на которое обращено взыскание по иным основаниям (не в качестве предмета ипотеки), Законом об исполнительном производстве не установлены.

На практике в случае признания торгов несостоявшимися, за исключением признания несостоявшимися торгов по продаже дебиторской задолженности, организатор торгов в течение одного рабочего дня со дня принятия комиссией решения об объявлении торгов несостоявшимися письменно уведомляет об этом государственный орган, передавший имущество для реализации, а также направляет ему на согласование проект извещения. Если организатором торгов является представитель Фонда, то одновременно с уведомлением государственного органа организатор торгов направляет уведомление о признании торгов несостоявшимися в Фонд (отделение Фонда).

В течение 14 календарных дней со дня принятия комиссией решения о признании торгов несостоявшимися организатор торгов, по согласованию с государственным органом, организует подготовку и публикацию извещения об объявлении торгов несостоявшимися.

В соответствии с п. 4 ст. 54 Закона об исполнительном производстве, если имущество не будет реализовано в двухмесячный срок, взыскателю предоставляется право оставить это имущество за собой. В случае отказа взыскателя от имущества оно возвращается должнику, а исполнительный лист - взыскателю.

В случае оставления взыскателем имущества за собой исполнительное производство оканчивается в связи с фактическим исполнением исполнительного документа (подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона об исполнительном производстве).

В случае отказа взыскателя от имущества исполнительное производство оканчивается возвращением исполнительного документа по основаниям, указанным в ст. 26 Закона, а именно по основаниям, предусмотренным подп. 5 п. 1 ст. 26, - если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа.

О невозможности взыскания по указанному основанию судебный пристав-исполнитель составляет акт, который утверждается старшим судебным приставом.

Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах общих сроков предъявления исполнительных документов к исполнению, установленных ст. 14 Закона об исполнительном производстве.

Следует также учитывать, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением этого документа к исполнению и частичным исполнением документа. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения в срок предъявления исполнительного документа к исполнению после перерыва исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (п. 3 ст. 15 Закона об исполнительном производстве).

Как мы видим, Закон об исполнительном производстве не предусматривает возможности повторного выставления недвижимого имущества на продажу. Вместе с тем обязанность предложить имущество взыскателю возникает, если реализация не произошла в течение предусмотренного законом двухмесячного срока. В связи с этим в ряде случаев суды признавали правомерность повторной публичной продажи недвижимого имущества, если она производилась с соблюдением общих правил проведения публичных торгов и в пределах указанного выше срока.

С учетом этого в рекомендациях РФФИ содержится указание, что организатор торгов вправе, по согласованию с государственным органом, передавшим имущество для реализации, объявить повторное проведение торгов, за исключением случаев признания несостоявшимися торгов по продаже дебиторской задолженности. Повторные торги объявляются не ранее чем через 10 дней после объявления торгов несостоявшимися и проводятся с соблюдением правил, установленных для первых торгов.

Переоценка переданного для реализации имущества в процессе подготовки к проведению повторных торгов осуществляется в случае, если такая возможность предусмотрена федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами.

В отношении продажи дебиторской задолженности, на которую наложен арест в рамках исполнительного производства, Временная инструкция предусматривает, что в случае признания торгов по продаже дебиторской задолженности несостоявшимися лицо, осуществляющее взыскание, либо по его поручению продавец в пятидневный срок передает дебиторскую задолженность, необходимые документы, а также дает поручение о реализации этой задолженности на комиссионных началах.

Согласно рекомендованному РФФИ порядку в случае признания несостоявшимися торгов по продаже дебиторской задолженности организатор торгов в течение одного рабочего дня со дня принятия комиссией такого решения направляет протокол об объявлении торгов несостоявшимися для утверждения государственному органу, передавшему дебиторскую задолженность для реализации. В указанные сроки государственному органу направляется для согласования проект извещения об объявлении торгов несостоявшимися.

Если организатором торгов является представитель Фонда, то одновременно с направлением указанного протокола на утверждение государственному органу организатор торгов направляет уведомление об объявлении торгов несостоявшимися в Фонд (отделение Фонда).

В случае признания несостоявшимися торгов по продаже дебиторской задолженности извещение об этом публикуется в течение 14 календарных дней со дня утверждения государственным органом протокола об объявлении торгов несостоявшимися.

Извещение о признании торгов несостоявшимися публикуется в том же издании, в котором было опубликовано извещение о проведении торгов.

Дальнейшая реализация дебиторской задолженности осуществляется путем проведения прямых продаж (без проведения торгов). С этой целью организатор торгов передает не проданную на торгах дебиторскую задолженность и документы, приложенные к заявке на ее реализацию, государственному органу, передавшему дебиторскую задолженность для реализации, либо по поручению государственного органа лицу, указанному в извещении о проведении торгов.

Реализация дебиторской задолженности на комиссионных началах может осуществляться той же специализированной организацией, которая организовала торги.

Дебиторская задолженность, переданная для реализации на комиссионных началах, должна быть выставлена на продажу в течение пяти дней со дня передачи соответствующих документов.

При комиссионной продаже дебиторская задолженность выставляется на продажу по цене, равной сумме оценки, произведенной лицом, осуществляющим взыскание, при аресте такой дебиторской задолженности.

Если в течение пяти дней с момента выставления дебиторской задолженности на продажу она не была реализована, продавец имеет право поставить перед лицом, осуществляющим взыскание, вопрос о переоценке такой дебиторской задолженности. Новая оценка должна быть произведена в течение 10 дней с момента принятия решения о ее проведении. Переоценка дебиторской задолженности в связи с невозможностью ее реализации может производиться до двух раз (п. 36-37 Временной инструкции).

Устав гражданского судопроизводства

1062. Торг признается несостоявшимся:

1) если не явится желающих торговаться, или явится только один;

3) если по окончании торга покупщик, внеся задаток, не уплатит остальной суммы долга в срок.

1063. Когда торг не состоится по неявке желающих торговаться, то наличным кредиторам должника предоставляется по большинству голосов соразмерно сумме их взысканий просить о производстве нового торга или оставить имущество за собой по оценке.

1064. Право удержать имущество за собой принадлежит преимущественно тому кредитору, по просьбе которого был наложен арест, а затем тому, чье взыскание значительнее.

1065. Имущество, не проданное на втором торге и не оставленное кредиторами за собою, освобождается от ареста, а кредиторам предоставляется обратить взыскание на другое принадлежащее должнику имущество.

1066. В означенном в предшедшей (1065) статье случае издержки по аресту, хранению и продаже имущества обращаются на взыскателя, наложившего арест, или на кредиторов, потребовавших продажи имущества, когда они откажутся от принятия оного.

1067. Взыскателю предоставляется право просить о назначении нового торга, если по представлении задатка остальные деньги не были уплачены в срок (ст. 1057). В таком случае задаток присовокупляется к общей сумме, вырученной за имущество.

1068. Новый торг может быть назначен на общем основании:

1) Когда все заложенное имущество будет, прежде срока закладной, назначено в продажу по требованию кредиторов закладчика, и высшая предложенная на торге цена будет менее той суммы, которую следует уплатить закладодержателю.

2) Когда закладодержатель не пожелает оставить имущества за собою.

[В отношении недвижимого имущества]

1170. Торги признаются несостоявшимися:

1) если не явится желающих торговаться или явится только один;

2) если из явившихся никто не сделает надбавки против оценки;

3) если по окончании торга покупщик, внеся задаток, не уплатит остальной суммы долга.

1171. Если торг не состоится, то кредиторы имеют право просить о производстве нового, или удержать имение за собой в той сумме, с которой начался торг.

1172. Новый торг может, по желанию кредиторов, быть произведен при окружном суде одной из столиц.

1173. Кредитор, принимающий имение, обязан удовлетворить всех прочих кредиторов причитающимися им по расчету суммами.

1174. Разногласия между кредиторами по вопросу о производстве нового торга разрешаются по большинству голосов наличных кредиторов, соразмерно сумме их претензий.

1175. Если и второй торг не состоится, то кредиторы должны удержать имение за собою или обратить взыскание на другое имущество, принадлежащее должнику, уплатив, соразмерно взысканию каждого, издержки по назначению имения в продажу.

ГПК РСФСР 1923 г.

Статья 314. Торги признаются несостоявшимися: 1) если никто не явился торговаться; 2) если из явившихся никто не сделает надбавки против оценки или 3) если покупщик не внесет в срок задатка или остальной суммы (ст. 308).

Статья 316. В случае, если торги не состоялись, взыскатели в течение трех дней могут заявить об оставлении продаваемого имущества за ними согласно оценке и в порядке очереди, соответствующей размеру их претензий.

Статья 317. Когда торги не состоятся, и никто из взыскателей не оставит имущества за собой, судебный исполнитель назначает вторичные торги не ранее, чем через неделю, с соблюдением порядка, установленного для первых торгов, причем вторичные торги начинаются с оценочной или первой предложенной суммы.

ГПК РСФСР 1964 г.

Статья 403. Объявление торгов несостоявшимися

Судебный исполнитель объявляет торги несостоявшимися:

1) если на торги явилось менее двух покупателей;

2) если из явившихся никто не сделает надбавки против первоначальной оценки строения;

3) если покупатель в течение пяти дней не внесет полностью сумму, за которую куплено строение.

Статья 404. Последствия объявления торгов несостоявшимися

В случае объявления торгов несостоявшимися взыскателю предоставляется право оставить строение за собой в сумме первоначальной оценки.

Если такого заявления не поступило, судебный исполнитель не ранее чем через десять дней после объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги. Вторичные торги объявляются и проходят с соблюдением пра

вил, установленных для первых торгов, но начинаются с оценочной или первой предложенной суммы.

В случае объявления несостоявшимися вторичных торгов и отказа взыскателя оставить за собой продаваемое строение арест со строения снимается.

Инструкция об исполнительном производстве 1985 г.

101. Судебный исполнитель объявляет торги несостоявшимися:

а) если на торги явилось менее двух покупателей;

б) если никто из явившихся не сделал надбавки против первоначальной оценки строения, указанной в акте о наложении ареста на здание;

в) если покупатель в течение установленного законом срока не внес полностью сумму, за которую им куплено строение.

102. В случае, если торги не состоялись, судебный исполнитель сообщает об этом взыскателю. Последний может в течение трех дней после получения извещения заявить об оставлении дома за собой по оценке, указанной в описи.

При наличии нескольких взыскателей преимущественное право на оставление за собой продаваемого дома имеют государственные учреждения и предприятия, а при отказе - колхозы, кооперативные и иные общественные организации.

Взыскатель, оставивший за собой дом, должен в пятидневный срок внести на депозитный счет народного суда разницу между суммой оценки и суммой, приходящейся на его долю, из расчета сумм, причитающихся каждому взыскателю, составленного с соблюдением установленной очередности удовлетворения претензий.

103. Если взыскатель не пожелает оставить строение за собой, судебный исполнитель назначает вторичные торги не раньше, чем через десять дней после объявления торгов несостоявшимися. Вторичные торги производятся с соблюдением порядка, установленного для первых торгов, но начинаются с инвентаризационной, страховой или первой предложенной покупателями цены, в зависимости от правил, установленных гражданскими процессуальными кодексами союзных республик.

В случае объявления несостоявшимися вторичных торгов и отказа взыскателя оставить за собой продаваемое строение арест со строения снимается, строение возвращается должнику, однако если законодательством союзной республики предусмотрены правила реализации жилого строения, не проданного с торгов, строение реализуется по этим правилам.