Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Н крымов замечательный русский художник. Некролог николаю крымову

Н крымов замечательный русский художник. Некролог николаю крымову


Летний день, 1915

В историю русского искусства Николай Петрович Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.

Раннее утро, 1914

Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где занимался у Валентина Серова и Константина Коровина. В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов.

Зимний вечер, 1919

Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных вещей - "Крыши под снегом" (1906) - была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи. Крымов участвовал в выставках объединений "Голубая роза", "Венок", Союза русских художников. К моменту окончания училища (1911) он уже известный художник. Ранние работы Крымова ("Солнечный день", 1906; "Снегири", 1906; "К весне", 1907; "После дождя", 1908, и др.) можно назвать умеренно импрессионистическими: раздельный мазок, чистые краски, правда несколько блеклые, так сказать "нежные" и "поэтичные", - вполне в духе времени.

Новый трактир, 1909

В пейзажах 1910-х годов ("Лунная ночь в лесу", 1911; "Розовая зима", 1912; "Вечер", 1914; "Опушка леса", вторая половина 1910-х, и др.) Крымов стремился соединить непосредственность впечатления с декоративностью, обобщенность формы с тщательностью и тонкостью исполнения. Крымов любит писать воду и отражения в ней, когда мир словно удваивается, когда небо сливается с землей, когда возникают неожиданные пространственные прорывы ("Утро", 1911; "Ночной пейзаж с домом", 1917; "Полдень", вторая половина 1910-х).

Солнечный день

Природа в его картинах словно замерла; какие бы природные состояния ни изображал художник, над всем господствует его собственное поэтически-созерцательное состояние. Но иногда в работах Крымова появляются жанровые мотивы, имеющие несколько лубочный характер ("Пейзаж с грозой", "Площадь", обе 1908, и др.). В эти годы творчество Крымова, при всем его своеобразии, еще лишено цельности, и в картинах художника можно обнаружить следы влияний разных мастеров - от А. И. Куинджи до Константина Сомова и Н. Н. Сапунова.


Уборка сена

Однако главным для Крымова всегда оставалось живое эмоциональное восприятие природы, ему решительно чужды модные надуманные построения и безудержное экспериментаторство. Это определило характер его дальнейшего развития. В работах 1920-х годов - например, "Деревня летом" (1921), "К вечеру" (1923), "Русская деревня" (1925) - Крымов уже классик, в смысле осознанного возвращения к традициям русской реалистической живописи конца XIX - начала XX ввеков (любимые художники Крымова - Илья Ефимович Репин и Исаак Ильич Левитан). Честность и еще раз честность. Ничего внешнего. Никаких заученных приемов и подчеркнутых эффектов. Своеобразие и оригинальность проявятся сами собой, если художник действительно талантлив. В работе с натуры Крымов требовал безусловной верности зрительному впечатлению. Тем не менее многие его пейзажи написаны по воображению, когда, используя отличное знание природы, художник создает своего рода живописный эквивалент определенному эмоциональному состоянию. Обобщенность своих картин Крымов объяснял тем, что он "не успевает" передать природу в целом и одновременно в многообразии деталей, в отличие, например, от А. А. Иванова, который "успевал".

Когда цветут липы, 1947

Внешне основные творческие принципы Крымова кажутся очень простыми, но базируются они на глубокой профессиональной художественной культуре. При этом сам художник был не удовлетворен случайностью достигаемых результатов, отсутствием продуманного метода работы. В 1926 году он формулирует известную теорию "общего тона" в живописи. Не цвет, а тон, то есть сила света в цвете, - главное в живописи. Только верно взятый в тоне цвет действительно становится цветом, а не краской, одухотворяется. В качестве камертона, позволяющего определить истинную степень освещенности объекта изображения, Крымов предлагал использовать огонек свечи или спички. В сущности, художник попытался теоретически обобщить классическое, окончательно сложившееся в XIX веке понимание живописи. Опираясь на свой метод, он написал множество прекрасных, тонких по живописи и чувству пейзажей: "Пейзаж. Летний день" (1926), "Вечер в Звенигороде" (1927), "Домик в Тарусе" (1930), "Зима" (1933), "Перед сумерками" (1935), "Вечер" (1939), "Вечер" (1944), "Цветы в крашеном ящике" (1948), "На краю деревни" (1952) и др.

У мельницы, 1927

Разработанная Крымовым теория тональной живописи интересна не только как важное обоснование живописного процесса. Она была необходима в занятиях Николая Петровича со студентами. За свою жизнь художник несколько раз оказывался педагогом. Вскоре после октября 1917 года на Пречистенских рабочих курсах было организовано отделение ИЗО, которое пресса того времени назвала «Народной художественной академией». В 1920 году они превратились в Пречистенский практический институт с факультетом изобразительного искусства. Крымов работал там вместе с художниками Константином Коровиным, Николаем Ульяновым, скульптором Василием Ватагиным, искусствоведом Борисом Виппером.

Задворки, 1924

Но вскоре этот институт перестал существовать. В 1920-1922 годах Крымов преподавал во Вхутемасе, но самой плодотворной оказалась работа в Изотехникуме памяти 1905 года (1934-1936). И хотя тяжелая болезнь прервала эту деятельность, его ученики на всю жизнь сохранили не просто теплое отношение к маститому живописцу, но вспоминали его занятия с искренним воодушевлением.


Пейзаж с женской фигурой в красном. Первая половина 1910-х

Многие из учеников запомнили тот день, когда к ним впервые пришел новый преподаватель. Это был 4-й курс, и студенты уже писали двухфигурные постановки и обнаженную модель. Осмотрев их работы, Николай Петрович заметил: «Писать вы не умеете. Все надо начинать сначала», и предложил «молодым дарованиям» написать натюрморт, который еще следовало построить.

Рассвет, 1911

К следующему занятию студенты по просьбе Крымова сбили из фанеры небольшую ширмочку-гармошку высотой 80 сантиметров со створками шириной около 15 сантиметров. Потом Николай Петрович покрасил створки разными цветами и поставил ширмочку на стол в глубине мастерской так, что створки теплых цветов освещались дневным светом из окон, а створки холодных - электрической лампочкой.

Зима, 1933

«Получилась интересная, нарядная штука, которую можно было написать, только верно взяв цвет и тон», - вспоминал Юрий Кугач. В процессе работы над этим заданием художники постигали много нового: для них было откровением, что белый цвет, освещенный лампой, равнялся по тону желтому, на который падал свет из окна.


Пейзаж. Летнее утро, 1910-е

После этого мэтр поставил перед учениками другое «простое задание» - белый куб, но одна его сторона была выкрашена черной краской и сильно освещена электрической лампой. «Нам предлагается написать так, чтобы выразить, что освещенная черная плоскость светлее, чем белая теневая. Все поняли, что перед нами начинает открываться одна из тайн живописи», - вспоминал другой ученик Крымова.


Вечер в деревне, 1927

А еще от студентов требовалось написать кусок смятой бумаги. Оказалось, что верно изобразить этот неожиданный по форме предмет труднее, чем гипсовую голову.
В мастерской, где работали студенты, над входной дверью было прорублено окно для освещения темного коридора. Однажды Николай Петрович поставил на подоконник этого окна натюрморт вроде шарденовских «Атрибутов искусства». С одной стороны он освещался дневным светом из окон мастерской, а с другой - из коридора - слабой электрической лампочкой. Постановка получилась очень красивой и сложной по цвету. Особенно хорош был рулон белой бумаги, невероятно трудный для воспроизведения.
Крымов предпочитал важные живописные проблемы подтверждать личным опытом: «Раз я в какой-то своей работе долго возился с белым цветом. Белая краска есть, а белого цвета не получается.

Летний вечер, 1915

Ведь краска-то - это еще не цвет! И вот, представьте, взял я листочек белой бумаги и пошел в Третьяковскую галерею. Подошел к какому-то репинскому портрету с белыми манжетами, приложил к ним белый листочек, а манжеты-то, оказывается, темно-серые!» Но, увы, чужой опыт, даже если это опыт такого известного живописца, как Крымов, не сразу воспринимался учениками.

Пейзаж. Летнее утро, 1910-е

Федор Решетников не был студентом Крымова, но ему были дороги все замечания Николая Петровича. При этом он с большим огорчением смотрел на то, как Крымов исправляет его этюд: маэстро «намешал» какой-то мутно-серый цвет и стал записывать белую рубашку на картине Решетникова. «Но когда от белого ничего не осталось, я увидел неожиданное преображение: небо стало светиться, а рубаха, хоть и стала темнее, но казалась по цвету белее, чем была, и цвет, который вначале казался грязным, приобрел невероятную звучность», - рассказывал Решетников.


Сарай, 1926

Советы Крымова многим художникам казались парадоксальными. Лидия Бродская вспоминала, что однажды в Тарусе она работала над сложным мотивом, который оказался ей не под силу. Николай Петрович долго смотрел на то, что она пишет, а потом посоветовал: «Видите там эту мусорную кучу. Ну, вот и попробуйте ее писать». Она была поражена таким предложением и ответила: «Но ведь это же будет скучно писать!» - «Тогда пригласите джаз», - сказал Николай Петрович. Позднее художница поняла, что правдивость изображения даже самого неприглядного мотива важнее, нежели сложный и эффектный сюжет, но плохо и неправильно написанный.


Пейзаж с прудом, 1918

Для горячей творческой молодежи 1930-х годов - , Аркадия Гиневского, Дмитрия Домогацкого, Константина Дорохова, Георгия Рублева, Кукрыниксов, Алексея Айземана и других, он был воплощением высоких художественных традиций, олицетворением которых для него самого были Репин, Серов, Левитан, Коровин. Его всегда окружали молодые художники: даже те, кто у него не учились, были счастливы послушать мнение о своих работах от «самого Крымова».


На краю деревни, 1924

Внешне жизнь Крымова была скромна и в чем-то «патриархальна». Сорок два года, с 1916 года, он прожил со своей женой, Еленой Николаевной, дочерью художника Досекина, в небольшой квартирке в Полуэктовом переулке близ Пречистенки. Он никогда не имел мастерской для работы и, когда находился в Москве, а не на даче, писал свои произведения у балконного окна в столовой. Всю жизнь ставил новый холст на мольберт, который когда-то принадлежал Серову и был передан Крымову вдовой Валентина Александровича. Всю жизнь хранил деревянную дощечку для живописи, дар Серова, его преподавателя в училище, и только семидесятилетним стариком написал на ней любимый тарусский пейзаж.


Деревенский пейзаж, 1922

Он никогда не жаждал почестей и наград - они сами нашли его: Крымов был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР в 1942 году и Народного художника РСФСР в 1956 году. С 1949 года он был членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1954 году в связи с 70-летием награжден орденом Трудового Красного Знамени. Существовала особая связь между творчеством Николая Петровича, его произведениями и коллекционерами. Картины Крымова приобретали художники и просто любители искусства. Его пейзажи находились в коллекциях видных московских коллекционеров начала XX века: Алексея Викуловича Морозова и Ильи Остроухова, у знаменитой портнихи Надежды Петровны Ламановой, и у многих других. Лидия Бродская вспоминала, что часто любовалась его прекрасными работами, висевшими в коллекции ее отца - художника Исаака Бродского. Когда в Третьяковской галерее в 1922 году впервые была открыта персональная выставка Крымова, произведения предоставили более пятидесяти московских коллекционеров.

Умер в Москве 6 мая 1958г.

К весне, 1907



Подлинное искусство не знает старости. Оно всегда ново. Каждое поколение открывает в нем какие-то иные черты, ему близкие, созвучные его исканиям. Такое искусство будучи живым свидетельством жизни эпохи, отражая идеи, владеющие умами и вкусами людей никогда не опускается до мимолетной «злобы дня», не дает себя измельчить в угоду моде. Художник, обладающий творческим прозрением, видит в окружающем его мире высокое и вечное и воплощает это свое видение действительности будь то человеческая жизнь или жизнь природы, окружающей человека, в возвышенные художественные, непреходящие образы.
К таким художникам, воспринявшим и претворившим в своем творчестве лучшие черты русской художественной культуры с ее высоким гражданским идеалом, глубокой идейностью и реалистической правдивостью художественного языка, и вместе с тем к художникам-новаторам, принадлежал и Николай Петрович Крымов.
Замечательный мастер пейзажной живописи, он прожил долгую жизнь, полную творческих исканий и творческих находок, создав большое количество прекрасных произведений с глубокой задушевностью и поэтичностью отразивших русскую природу.
Н. П. Крымов был не только большим художником, но и серьезным, вдумчивым теоретиком искусства. Наблюдения над жизнью природы, ее различными состояниями, пристальное изучение произведений искусства привели его к созданию своего метода, своего теоретического обоснования особенностей живописи, явившегося, по существу, систематизацией и глубоким обобщением опыта великих мастеров мировой реалистической и в первую очередь русской художественной школы.
Все творчество Н. П. Крымова проникнуто каким то удивительно радостным ощущением жизни, ощущением полноты и значительности человеческого бытия
красоты окружающего нас мира во всех его произведениях, даже в тех, где нет прямого изображения человека, человек незримо присутствует.
В чем же особенность творческого метода Н. П. Крымова, его творческих исканий? Что делает его произведения такими близкими нам, а их изучение столь плодотворным для нашей художественной молодежи, ищущих новых путей наиболее выразительного и эмоционально действенного отражения советской действительности?
Почему так пленительны небольшие непритязательные, скромные по своим мотивам пейзажи Н. П. Крымова, чем волнуют они нас, чем привлекают, заставляя подолгу всматриваться, оставляя в душе радостно просветленное ощущение встречи с прекрасным? Что бы ни писал Н. П. Крымов - будь то заброшенная старая мельница, деревенская улица, далекие просторы заокских заливных лугов или столь полюбившиеся художнику заснеженные крыши московских домов,- все это не случайные мотивы, не просто куски природы - это глубоко продуманный и прочувствованный художником образ. Это та «подлинная правда жизни», к передаче которой стремился художник на протяжении своей более чем пятидесятилетней творческой деятельности, та художественная правда, воспроизводить которую он учил своих многочисленных учеников и последователей.
Н. П. Крымов претворил в своем творчестве многие находки и достижения, которые были характерны для художественного языка Репина, Серова, Левитана, Куинджи, Врубеля и других; то, что составляло сущность русской художественной школы, сделав их понятными и; ясными, доступными пониманию каждого вдумчивого художника.

Родился Н. П. Крымов в 1884 году в Москве. С ранних лет он рос в атмосфере искусства. Дома много рисовали писали спорили об искусстве, о его задачах и методах работы. Отец Николая Петровича - П. А. Крымов, получивший художественное образование в Училище живописи, ваяния и зодчества у проф. С. К. Зарянко, преподавал рисование в московских гимназиях. Старший брат Василий был тоже художником и тоже педагогом. Естественно, что мальчик тянулся к карандашу и краскам, заполняя свои школьные тетради и учебники изображениями окружающего мира и в первую очередь пейзажами. Это детское увлечение получает всемерную поддержку в семье. Отец охотно занимается с ним, готовя к поступлению в училище. В 1904 году Н. П. Крымов с успехом выдерживает конкурс, показав на вступительном экзамене полученную от отца хорошую профессиональную подготовку и мастерское владение рисунком. Учителями Н. П. Крымова в Училище живописи, ваяния и зодчества были замечательные русские художники и чуткие педагоги В. А. Серов, Л. О. Пастернак, Н. А. Касаткин, во многом способствовавшие быстрому формированию его творческой индивидуальности.
Признание пришло к Н. П. Крымову рано. Одна из первых самостоятельных работ художника, «Крыши под снегом» (1906), экспонировавшаяся на очередной ученической выставке, была приобретена А. М. Васнецовым, а через два года Совет Третьяковской галереи, возглавляемый В. А. Серовым, приобрел ее для
галереи.
Окончил Н. П. Крымов училище в 1911 году. Но еще задолго до его окончания он участвует на различных художественных выставках Товарищества московских художников, «Голубая Роза», «Венок», на выставках Союза русских художников, объединявшего лучшие художественные силы Москвы, членом которого он стал в 1910 году, будучи еще студентом. Творчество Н. П. Крымова получает высокую оценку художественной общественности. О нем пишут, его работы репродуцируют, а крупнейший журнал того времени «Аполлон» помещает большую статью, в которой подробно разбираются созданные Н. П. Крымовым во время пребывания в училище, по существу, еще ученические работы, видя в них «нечто большее, чем опыты многообещающего молодого художника». В статье говорится, что юношеские работы Н. П. Крымова «обратили на себя внимание своим чистым и живым лиризмом, умением художника брать совсем простую,
маленькую тему и глубоко пропитывать ее своим чувством». Словом, в ранних работах этого замечательного художника в зародыше было уже то, что впоследствии стало основой его творчества.
Однако творческий путь Н. П. Крымова не был столь простым и ясным. Годы, проведенные в Училище, и первые годы самостоятельной творческой жизни были годами напряженных поисков своего художественного языка, своего видения мира. Впоследствии художник вспомнит об этом периоде в своей автобиографии: «Вначале я писал очень скромно и правдиво. Потом под влиянием господствовавших в то время течений в живописи я увлекся разными исканиями. В 1915 году я опять стал на реалистический путь и в дальнейшем своем развитии много писал с натуры и стремился изображать природу красиво».
И действительно, от безыскусственной простоты и правдивости в передаче состояний природы: «Крыши под снегом» (1906), «К весне» (1907) «Лето» «Солнечный день» (1906) Н. П. Крымов переходит к созданию то рафинированно утонченных в духе «Голубой Розы» таких картин, как «После дождя» (1908), «Две радуги»
(1907), с их условной цветовой гаммой и несколько манерными человеческими фигурками, то к подражанию народному лубку, населяя свои, в основном правдиво написанные, пейзажи какими то примитивизированными, несколько огрубленными кукольными персонажами, как бы разыгрывающими незамысловатые жанровые сценки. Таковы некоторые работы 1908 года – «Площадь», «Трактир», в какой то мере «Радуга». В этих работах появляется некоторая дробность, описательность. Однако это увлечение быстро проходит, и в том же 1908 и в 1909 годах Н. П. Крымов пишет ряд пейзажей, интенсивных по цветовому звучанию, отличающихся резким, нарочитым обобщением форм, условно декоративным характером («Желтый сарай», «Туча»). В других работах этого периода он стремится к передаче бурных эффектов в природе, ищет наибольшей выразительности в передаче грозового неба, бури, дождя: ветер гонит тучи, клонит деревья, поднимает придорожную пыль. Все в природе полно стремительного движения («Ветреный день», «Стадо» и др.).
Многие произведения этого периода полны столь свойственного характеру Н. П. Крымова мягкого юмора, который ярко впоследствии проявится в его театральных работах. Сколько наивной непосредственности и театральной зрелищности, какой-то нарочитой «невсамделишности» и в то же время меткой наблюдательности в трактовке человеческих фигурок и животных, да и в самих пейзажах.
Прирожденный колорист, с детства влюбленный в природу, тонко чувствующий ее различные состояния, Н. П. Крымов стремится передать свое ощущение природы, свои знания и наблюдения, не прибегая к работе с натуры, как бы боясь быть скованным непосредственностью видения. Он компонует свои пейзажи и натюрморты в мастерской, добиваясь почти классической построенности, строгой уравновешенности отдельных частей пейзажа, какого-то особого величавого спокойствия - «На заре» (1910), «В полдень. На дороге» (1910), «Рассвет» (1912).
1914-1916 годы стали переломными в творчестве художника. Стремясь избавиться от известной скованности, к которой неизбежно приводила его работа от себя. Н. П. Крымов проводит летние месяцы в одном из живописных мест Подмосковья, много и упорно работая с натуры. «С этого времени,- пишет художник,- весну и лето я стал заполнять усидчивой работой часов по десять в день, изучая природу и ее живописные качества и свойства, стараясь изучать и запоминать их так продуманно и осмысленно, чтобы потом можно было виденное написать по этим знаниям».
В работах этих лет появляется живое дыхание жизни, живые, конкретные наблюдения. Однако художнику по-прежнему мешает боязнь непосредственного общения с природой, искусственно поставленная перед собой задача создания «продуманного и осмысленного», несколько условного образа природы. Таков, например, «Пейзаж с прудом» (1918) с этой искусственной чернотой стволов, с резко подчеркнутыми тенями и четкими контурами, с дробностью в изображении листвы и заросшего зеленью пруда. Несмотря на общую наблюденность и, казалось бы верность природе, в работе нет еще того широкого обобщения, той свободы живописного языка, которые даются только глубоким знанием натуры, умением находить в самой природе те необычайно тонкие и верные цветовые сочетания, характерные именно для данного состояния, - то, что станет уже в недалеком будущем особенностью крымовской живописи.
Перерабатывая увиденное в соответствии со своим представлением о природе, он стремится к созданию идеального пейзажа, в котором непосредственность жизненного впечатления была бы приведена в какую-то декоративную гармонию. Для того чтобы усилить и донести до зрителя определенное состояние природы, он оживляет свои пейзажи фигурками людей - то это купальщицы у реки, то освещенная заходящими лучами солнца женская фигурка, сидящая на берегу пруда. Однако они недостаточно органически вписываются в пейзаж, не составляют с ним единого целого. Позже в беседе с молодыми художниками Н. П. Крымов, советуя им быть ближе к природе и, возможно, вспоминая свои собственные ранние увлечения. скажет: «Никогда не пытайтесь украшать природу, не преувеличивайте эффектов освещения. Это ведет к салонности».
Громадное влияние на окончательное формирование творческой индивидуальности Н. П. Крымова, по словам самого художника, оказал И. И. Левитан. «Начиная с первых годов моей самостоятельной творческой жизни,- пишет художник в статье о Левитане,- меня поражало в Левитане его необычайно тонкое зрение, умение передавать моменты дня и характер русской природы... Я долго не мог понять, почему, каким образом Левитан широким мазком свободно, убедительно и совершенно материально умел изображать траву, избы, деревья и небо. Отделывая все цветочки, все детали пейзажа, я все-таки не мог никак достичь верной передачи этой материальности разных элементов природы. Мучительно отыскивая решение этой задачи, я постепенно стал приближаться к истине. Так, однажды, работая над пейзажем в серый день, я пересветлил общий тон этюда и, как потом ни старался точно передать детали пейзажа, у меня ничего не выходило. Тут я понял, что ошибка заключается в неверно взятом общем тоне. Тоном в живописи я называю степень светосилы цвета, а общим тоном - общее потемнение или посветление природы в соответствующие моменты дня. Живопись - это передача видимого материала тоном плюс цвет. И действительно, проверяя это положение на лучших произведениях русской и иностранной живописи, я убедился, что там, где художником правильно найден общий тон картины, там предметы, земля, небо - все живет подлинной, полнокровной жизнью. Когда найден правильный общий тон, художнику уже значительно легче писать все детали. Он уже не так может заботиться об отделке; наоборот, достаточно иной раз одного верного намека, одного верного пятна чтобы изображение стало восприниматься, как реальный предмет.
Пейзажи Левитана тем и замечательны, что при чрезвычайно широком письме и свободе его техники они удивительно материальны, воздушны и правдивы».
Эти слова в полной мере могут быть отнесены и к работам самого Н.Н. Крымова.
Уже в 20-е годы Н.Н. Крымов находит свой метод, обеспечивающий возможность с безупречной точностью передавать богатство и тонкость существующих в природе цветовых переходов. Вся творческая жизнь художника - это дальнейшее совершенствование и углубление своего метода, своей творческой манеры. Тщательно разработанная теория тональной живописи дает ему полную свободу в обращении с жизненным материалом. Как никто другой, умеет Н. П. Крымов с такой силой, так глубоко и правдиво передавать присущую природе красоту и очарование, пробуждая в зрителе ощущение радости от познания объективно существующей красоты мира. Н. П. Крымов с увлечением пишет уютные, утопающие в зелени садов улочки Саввинской слободы под Звенигородом, прихотливые изгибы реки, серебристой лентой извивающейся среди поросших кустарником низких берегов («Речка»), занесенные снегом улицы тихих провинциальных городков («Зимний пейзаж», «Зимой в провинции»), купы деревьев, ветлы над рекой, освещенные лучами заходящего солнца сараи, деревенские околицы, заброшенные мельницы.
В течение последних тридцати лет своей жизни Н. П. Крымов с ранней весны до поздней осени живет в Тарусе, на берегу Оки, в многочисленных прекрасных пейзажах запечатлев этот на редкость живописный приветливый городок и его окрестности. Несмотря на кажущееся однообразие мотивов, он никогда не повторяется, открывая все новые и новые стороны, все новую и новую поэзию в самой простой, обыденной, окружающей нас повседневной действительности.
С тонким мастерством и поэтической проникновенностью передает Н. П. Крымов различные состояния природы в разное время дня и года. Ясный ласковый солнечный день, напоенные зноем кусты деревья, дремлющие в жаркой истоме тихие улочки, или серый день с мелким моросящим дождем и низко нависшим
хмурым небом, с мягко тающими очертаниями предметов,- зимние сумерки, или раннее утро с холодными, голубыми тенями, или лучи заходящего солнца, золотящие верхушки деревьев и ярко вспыхивающие на стенах домов. К произведениям Н. П. Крымова в полной мере могут быть отнесены слова замечательного
русского пейзажиста ХІХ века Федора Васильева, сказанные им в одном из писем к И. Н. Крамскому: «Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет отложен и покажется во всей своей безобразной наготе». Работы Н. П. Крымова полны этого «бесконечного торжества и чистоты природы», они гимн красоте жизни, красоте земли, и в этом их глубокий гуманистический, патриотический характер.
из статье М. Ситниной

Николай Петрович Крымов — художник, творивший в прошлом веке. Его любимым жанром были пейзажи. Поля, леса, сельские домики, утопающие в снегах или лучах света — Крымов писал родную природу и не изменял избранному пути несмотря на бурные события, происходившие в стране. Он пережил три войны, знал нищету, но в своих работах никогда не касался политики или злободневных тем, так же как никогда не стремился творчеством угодить кому-либо.

Семья — всему начало

Художник Н. П. Крымов родился 2 мая (20 апреля по старому стилю) 1884 года. Он не принадлежал к числу тех творцов, родители которых были категорически против следования ребенка по пути искусства. Отец Николая, Петр Алексеевич, был портретистом, работал в манере «передвижников», преподавал рисование в московских гимназиях. Талант мальчика он и его супруга Мария Егоровна заметили рано. Глава большого семейства (у Николая было одиннадцать братьев и сестер) с малых лет прививал детям умение видеть красоту окружающего мира. Он и стал первым учителем Николая Крымова.

Учителя

В 1904 году мальчик поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. В 1907 перевелся на живописное. Среди его преподавателей были известные деятели искусства: В. Серов, внесший немало преобразований в учебный процесс, Л. О. Пастернак, отец Бориса Пастернака, иллюстратор произведений Льва Толстого, художник-передвижник младшего поколения. Однако, как пишет сам Крымов, художник, который стал его главным учителем, умер еще до того, как Николай стал студентом. Это был Исаак Левитан. Его работы оказали заметное влияние на творчество Крымова.

Первый успех

Николай Крымов — художник счастливой судьбы. Его талант оценили по достоинству уже во время пребывания в училище. Этюд «Крыши со снегом», написанный в 1906 году, впечатлил преподавателя А. Васнецова, брата известного художника. Он купил картину у молодого мастера, а через два года ее выкупила Третьековская галерея. Крымову тогда было всего двадцать четыре года.

Голубая роза

Безусловно, Крымов — художник-пейзажист: любимый жанр он определил, только начав творческий путь, однако его манера письма претерпевала изменения на протяжении всей жизни. В 1907 году Николай Петрович стал одним из самых юных участников выставки «Голубая роза». Мастера, участвовавшие в экспозиции, отличались особой манерой изображения. Они умели подметить тайну в обыденной красоте, передавать поэзию привычного. На выставке Крымов разместил три работы: «К весне» и два варианта «Песчаных откосов».

Художники, участвовавшие в выставке, стали именоваться «голуборозовцами». Их работы были полны внутренней гармонией и особой тишиной. Представители направления, в том числе и Крымов, пробовали свои силы и в импрессионизме. Этот жанр был близок по духу «голуборозовцам». Импрессионисты стремились передать в работах мимолетные впечатления, красоту момента в его движении. Однако по мере становления Крымов и его соратники, пробовавшие себя в молодом, зародившемся во Франции направлении, стали отходить от него, претворяя в полотнах новые, порой противоположные импрессионизму идеи.

Дальнейший творческий поиск

Тягу к символизму, свойственную «голуборозовцам», художник Н. Крымов в полной мере насытил во время работы над оформлением журнала «Золотое руно». Картины того периода (1906-1909, «Под солнцем», «Снегири» и другие) некоторой размытостью красок и сходством с полуденным маревом напоминали гобелены.

В то же время манера письма Крымова стала меняться. Символизм и недосказанность начали уступать место иронии, шутке и гротеску. Картины «Ветреный день», «Московский пейзаж. Радуга», «После весеннего дождя», «Новый трактир» тяготеют к примитивизму и передают новые впечатления, накопившиеся за многие годы жизни в Москве с ее ярмарками и праздниками. Новые пейзажи Крымова наполнены детским восприятием. Светлые картины буквально дышат весельем и озорством, радостью из-за простых и привычных событий: появления радуги, солнечных лучей или новых высоких домов на улице. А передает это художник при помощи ярких красок и геометризации формы, пришедших на смену тщательной проработке цветовых сочетаний. Однако и эта манера письма стала лишь промежуточным этапом в творческом развитии Крымова.

Недостижимая гармония

С 1910-х в творчестве Крымова стали отчетливо проступать классические мотивы, характерные для французских пейзажистов XVII века. и Никола Пуссен разработали композицию с тремя планами, в каждом из которых доминировал определенный цвет: коричневый, зеленый и на третьем плане — голубой. Картины, написанные в такой манере, сочетали реальность и фантазию одновременно. Они передавали вполне земные пейзажи, но гармония, царившая на полотне, была недостижимо совершенной.

Николай Крымов — художник, никогда не повторявший слепо за учителями или признанными гениями прошлого. Классическую манеру Пуссена и Лоррена он соединял в своих работах с примитивизмом, как в картине «Рассвет», и позже с собственной теорией тона. Со временем он отошел от написания пейзажей только с натуры. Николай Петрович стал дополнять увиденное в реальности фантазией, воспроизводя сюжеты по памяти и создавая ту самую гармонию, мечта о которой преследовала большинство мастеров начала прошлого века.

Зима и лето

С натуры Крымов писал только летом, когда они с женой уезжали за город или гостили у знакомых. Художник всегда подыскивал жилье с балконом, чтобы иметь возможность работать на воздухе и изображать живописные пейзажи.

Зимой же мастер творил по памяти, дополняя реальные картины новыми элементами. Эти работы, как и написанные с натуры, передавали красоту и гармонию природы, ее тайную и явную жизнь. Одно из полотен, которые таким образом создал художник Крымов, — «Зимний вечер» (1919). Даже если не знать названия картины, время суток на ней не вызывает сомнений: тень постепенно накрывает снега, на небе видны розоватые облака. За счет игры цвета и света художник смог передать тяжесть сугробов, под которыми спит земля, игру лучей заходящего солнца, не видимого на полотне, и даже ощущение мороза, подгоняющего путников домой, к теплу очага.

Система тона

В воспоминаниях современников художник Крымов, картины которого сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях, предстает человеком принципиальным и последовательным, на все имеющим свою точку зрения. Среди его взглядов особо выделяется теория «общего тона», разработанная и многократно опробованная им. Суть ее в том, что главное в живописи не цвет, а тон, то есть сила света в цвете. Крымов учил студентов видеть, что вечерние краски всегда темнее дневных. Излагая теорию, он предлагал сравнивать белый цвет листа и Николай Петрович обосновывал в своих статьях, а затем показывал в работах, что естественность пейзажу дает именно правильно выбранный тон, а выбор цвета становится второстепенной задачей.

Сквозь все перипетии эпохи

Неземная гармония, игра света и тени, покой и пойманный момент — все это художник Крымов. Картина «Зимний вечер», а также полотна «Серый день», «Вечер в Звенигороде», «Домик в Тарусе» и другие, передают красоту мира в целом и природы в частности. От этой темы в своем творчестве Николай Петрович не отходил несмотря на все бурные события, что творились тогда в стране. Политические лозунги и наставления партии не проникли на его полотна. Свою «систему тона» он развивал и передавал ученикам. Николай Крымов умер 6 мая 1958 года, успев передать науку живописи многим молодым художникам, ставшим впоследствии известными деятелями искусства.

Вклад Николая Крымова в теорию живописи неоценим. Сегодня работы мастера можно увидеть в музеях страны. Многие из картин Крымова хранятся в частных коллекциях. Полотна художника по-прежнему вызывают восхищение, а его емкие и меткие высказывания в среде деятелей искусства давно стали крылатыми выражениями.

Крымов Николай Петрович (20 апреля 1884, Москва - 6 мая 1958, там же) - русский живописец и педагог. Народный художник РСФСР (1956), член-корреспондент АХ СССР (1949).

Биография

Николай Петрович Крымов родился в Москве 20 апреля (2 мая) 1884 в семье художника П. А. Крымова, писавшего в манере «передвижников». Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. Брат известного хирурга - А. П. Крымова.

В 1904 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперва занимался на архитектурном отделении, а в 1907-1911 - в пейзажной мастерской А. М. Васнецова. Участник выставки «Голубая роза» (1907), а также выставок «Союза русских художников». Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе.

Уже в ранних своих работах примкнул к символизму - в том числе и в качестве графика-оформителя журнала «Золотое руно» (1906-1909). Натурные впечатления в ту пору порой претворялись у него в зыбкое красочное марево, напоминающее скорее гобелен, чем картину («Под солнцем», 1906, Русский музей). Позднее краски и формы обретают у Крымова все большую материальную предметность, однако природа, чаще всего безлюдная, пребывает не менее поэтической («Желтый сарай», 1909, Третьяковская галерея; «Утро», 1916, Ярославский художественный музей). Безыскусная простота типичных среднерусских мотивов соединяется в «классических», тарусских картинах мастера («Речка», 1926; «У мельницы», 1927; обе в Третьяковской галерее) с ясной гармонией композиции и особой системой «общего тона», переводящей ландшафт в сферу чисто эстетического созерцания. Считая сутью живописи не краску, а именно тон (наполняющий цвет светом), Крымов предлагал в качестве идеальной точки отсчета горящую спичку на фоне ярко освещенной солнцем стены. Изложил свои теоретические взгляды в статье «О Левитане» (1938).

Внес значительный вклад в сценографию, оформив во МХАТе «Горячее сердце» (1926) и «Таланты и поклонники» (1933) А. Н. Островского, а также «Унтиловск» Л. М. Леонова (1928). В 1919-1930 много работал и как педагог - в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Особенностью педагогического дара Крымова было то, что в каждом из своих учеников он видел и развивал индивидуальность. У пейзажиста Крымова ученики стали жанристами, историческими живописцами, портретистами - С. П. Викторов, Ю. П. Кугач, Ф. П. Решетников, Н. К. Соломин.

Николай Петрович Крымов родился в Москве 20 апреля (2 мая) 1884 в семье художника П. А. Крымова, писавшего в манере «передвижников». Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперва занимался на архитектурном отделении, а в 1907-1911 - в пейзажной мастерской А. М. Васнецова . Участник выставки «Голубая роза» (1907), а также выставок «Союза русских художников». Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе .

Уже в ранних своих работах примкнул к символизму - в том числе и в качестве графика-оформителя журнала «Золотое руно» (1906-1909). Натурные впечатления в ту пору порой претворялись у него в зыбкое красочное марево, напоминающее скорее гобелен, чем картину («Под солнцем», 1906, Русский музей). Позднее краски и формы обретают у Крымова все большую материальную предметность, однако природа, чаще всего безлюдная, пребывает не менее поэтической («Желтый сарай», 1909, Третьяковская галерея; «Утро», 1916, Ярославский художественный музей). Безыскусная простота типичных среднерусских мотивов соединяется в «классических», тарусских картинах мастера («Речка», 1926; «У мельницы», 1927; обе в Третьяковской галерее) с ясной гармонией композиции и особой системой «общего тона», переводящей ландшафт в сферу чисто эстетического созерцания. Считая сутью живописи не краску, а именно тон (наполняющий цвет светом), Крымов предлагал в качестве идеальной точки отсчета горящую спичку на фоне ярко освещенной солнцем стены. Изложил свои теоретические взгляды в статье «О Левитане » (1938).

Внес значительный вклад в сценографию, оформив во МХАТе «Горячее сердце» (1926) и «Таланты и поклонники» (1933) А. Н. Островского , а также «Унтиловск» Л. М. Леонова (1928). В 1919-1930 много работал и как педагог - в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Особенностью педагогического дара Крымова было то, что в каждом из своих учеников он видел и развивал индивидуальность. У пейзажиста Крымова ученики стали жанристами, историческими живописцами, портретистами - С. П. Викторов,