Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мероприятия. Сценарий внеклассного мероприятия по литературе час русской лирики "золотая пора листопада" Положение о проведении областного конкурса по решению шахматных композиций

Мероприятия. Сценарий внеклассного мероприятия по литературе час русской лирики "золотая пора листопада" Положение о проведении областного конкурса по решению шахматных композиций

На экран в фойе демонстрируется презентация по теме «Литература сегодня.
художественная площадка – «Благослови, ликующая муза»
выставки художественного творчества.
Рисунки, картины размещены в фойе на выставочных легких стеллажах.
уголок Кота ученого
На ширме и небольшом стеллаже размещены рисунки и поделки юных мастеров
третья – информационно-игровая площадка книжные выставки
литературная игра «В гости к Пушкину»
викторина «Сказка – ложь, да в ней намек..»

Пятая – поэтическая площадка
У открытого микрофона звучат фрагменты произведений А.С.Пушкина в исполнении победителей и лауреатов областного конкурса чтецов «Живая классика», читателей библиотек, участников праздника.
Шестая – исследовательская площадка «Что в имени тебе моем?»
проведение тест опроса читательских предпочтений (Кот ученый предлагает пришедшим написать название любимого литературного произведения и опустить её в большой цилиндр).
Флешмоб
Участники сидят на ступеньках в зрительный зал и читают книги, когда набирается много зрителей,они встают, держа книги над головой и вместе произносят:

1. Читать модно, современно, престижно!
2. Ты читаешь – ты лучший!
3. Человек читающий – человек успешный!
4. Читающая молодежь – надежда новой России!
5. В компьютере новости – в книге жизнь!
6. Лекарство от глупости уже существует… Читайте книги!
7. Читай! Познавай! Исследуй! Действуй!
8. Чтение праздник души. Устрой себе праздник – читай!
9. Как ни крути, в образование без книг – нет пути!
10.Читать – это стильно, читать – это модно!
Все: Время читать!

На экране видеопрезентация «Поэт»
На сцене стоит маленький стол с чернильницей и пером, скамейка. Звучит музыка Грига «Сердце поэта». На сцену выходит поэт с пергаментом в руках, задумчиво читает, а потом рвет на мелкие части.

Поэт: Уже десятое по счету!
Я тут без сна по всяким кочкам
А на листе – увы! – ни строчки…
Так странно есть святое рвенье,
Но не сойти без вдохновенья
Мне в места будто онемел!
Уж сутки я не пил, не ел,
Трудился – будто одержимый
Бумагу рвал пера нажимом…
Я так физически устал,
Но – ни-че-го не написал!
Да … доконала ты меня,
Поэма дивная моя:
Какой сюжет! Какие краски!
Но вот финальная развязка
Никак не поддается мне:
Ну хоть приснилась бы во сне,
…. (зевает)
Падает на скамейку и засыпает.
Появляется Муза
Муза: Заснул.. Умаялся Поэт…
Поэт строчил свое творенье,
Пыхтел, трудился и страдал…
И в результате все порвал!
О бедный, бедный черновик!
Прости меня мой ученик
Тебя за это я нареку своим Поэтом!
И титул дав тебе – Небесный-
Даю сей дар тебе чудесный:
Свое волшебное перо! (вкладывает в руку Поэта перо)
Идет танец Муз в исполнении х/анс. «Калейдоскоп»

Отныне Музой ты отмечен!
Ты удивишь весь белый свет
Изысканностью русской речи!
Вставай Поэт!
Муза удаляется. Поэт просыпается

Поэт: Вот это было сновиденье!
Сама царица Вдохновенья
Сверкнула мне своим пером
И скрылась за воздушной дверью…
(подбрасывает бумаги вверх и смотрит в небо)
Но все – какое-то другое…
Как будто бы кто подменил!
Перо! Бумагу мне! Чернил!
О как мне хочется писать!
(пишет вдохновенно пером.Появляется Муза)
Муза: (зрителям) Поэт уселся рифмовать
Как возбужден он! Как он весел!
Так счастлив, что и не заметил,
Как пишет золотом перо…
Поэт:.. И вот великая река
Раскрыла им свои объятья…
Легка, воздушна, в белом платье-
… «Иди любимая ко мне!»
…Движенье рук и во-е-ди-но
Записывает одновременно проговаривая и растягивая слово
Конец! Финальная картина
Уже написана почти,
Муза:А ты наш зритель, не сочти
За труд! Не поленись
И к вечной тайне причастись,
Пусть успокоят ваши нервы
Литературные шедевры!
И пусть на Камских берегах услышат снова
Красиво сказанное слово!
Муза и поэт уходят. На сцену выходят ведущие.

1В: Добрый вечер уважаемые камполянцы и гости нашего города!
2В: Мы рады видеть вас в этом зале. Сегодня мы с вами вместе отправимся путешествие в мир литературы.
1В: Чтобы отдать должное её красоте, совершенству…
2В: А самое главное необходимости, ведь все начинается с литературы..
1В: И не случайно 2015 год был объявлен Указом Президента Российской Федерации Владимиром Путиным именно Годом литературы.Мы надеемся, что мероприятия, проведённые в рамках Года литературы, привлекут больше внимание к чтению и книге.
Мы приглашаем к микрофону Главу МО пгт Камские Поляны А.А.Павлова
Идет выступление Главы МО

1В: А сейчас внимание! Мы объявляем конкурс, который называется «Лица, «читающей национальности», итоги конкурса будут подведены в День празднования Дня города.
2В: Итак: для участия в конкурсе вам необходимо создать фото-коллаж с фотографиями себя, своей семьи и их любимых книг, или любимых литературных героев.
1В: Свои работы вы можете принести в организационный отдел культурного центра «Чулман-Су», затем все работы будут рассматриваться компетентным жюри. Создатели лучших работ буду награждены ценными призами и в фойе нашего центра будет организована фотовыставка. Дерзайте!

1В: Но что подразумевается под словом – Литература?
2В: Литература – это исповедь.
Под видом исповеди – проповедь.
1В: Книга – это то чудо, которое сопровождает нас всю жизнь. Она даёт доступ человеку к тайнам природы, к загадкам Вселенной. У книги только один путь – к сердцу читателя.
2В: Устное народное творчество, художественная литература, техническая литература..-основа развития человечества, ведь память человека не может запомнить весь объем информации и человек придумал свои мысли, идеи,
изобретения воплощать на бумаге для будущих потомков и для себя.
1В: Свитки, книги… передавались по наследству, как самое ценное, на вес золота. Но время шло, все больше людей стремилось к знаниям, стремясь прикоснуться к прекрасному, знакомясь с литературными героями настоящими и вымышленными.
2В: И книг стало больше. И открылись первые библиотеки. Мы приглашаем на сцену Писателя,депутата, члена Президиума Государственного Совета Республики Татарстан и председателя комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам, председателя Попечительского Совета Национальной библиотеки Республики Татарстан, лауреатаГосударственной премии Республики Татарстан им. Г.Тукая, лауреата премии имени М.Джалиля Республики Татарстан, заслуженного работника культуры Российской Федерации, заслуженного работника культуры Республики Татарстан.РазиляИсмагиловичаВалеева
Идет выступление Р.Валеева

1В: Говорят, хотите познать душу народа, послушайте его песни. Верные слова. Но песни сами по себе не рождаются, их сочиняют люди, авторы, талантливые и душевные. И чем талантливей автор, чем шире его душа, тем ярче получается песня, тем она любимей в народе и долговечней. Таковыми являются песни Разиля Валеева – Они выражают душу татарского народа, характеризуют нашу Родину, культуру, обычаи, нравы народа. Эти песни позволяют сказать: душа поэта стала подлинной частицей души народной.
2В: Для вас, РазильИсмагилович, звучит песня на ваши стихи «Туганавылым» в исполненииФаузииКашаповой и РаифаМинигалеева
Идет исполнение номера

1В: Все имеет свое начало: река вытекает из родника, хлеб вырастает из зерна… Слово рождается на гроздьях души.
2В: Что за чудо таится в слове, что за тайны? Из чего оно создаётся – из шёпота Неба, дыхания Земли?
1В: Что такое слово? Это выражение нашей мысли, а музы освящают его своей искренностью и чистотой, облекая наши мысли в слова. Так появилось устное народное творчество – фольклор. Былины, сказки, песни, рассказки и присказки –это и есть начало литературы, её исток, её жизнь, её основа. На сцене хор русской песни «Ивушки» с русской народной песней _________________________________
Идет исполнение номера

Звучит музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».
2В: Золотой век русской литературы – это плеяда гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному и непревзойденному творческому мастерству, определили дальнейшее развитие русской и зарубежной культуры.
В своих произведениях они не только отражали жизнь, но и искали пути её преображения. И эти имена нам забыть нельзя:Д. Давыдов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, Гоголь, Л. Толстой, И. Тургенев, А. Чехов, Некрасов

Девушка: Вот идёт молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий застилает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава…
(х/анс. «Калейдоскоп» исполняет танец «Гуси – лебеди»)

1В: Созданные в то время гениальными поэтами произведения по сию пору остаются непревзойдёнными шедеврами классики, образцами высшего поэтического мастерства, великолепными эталонами величия русского слова и русского языка. Многие стихи были положены на музыку стали романсами.
Звучит романс в исполнении А. Штокало

Звучит музыка Я.Сибелиуса (Финляндия. Симфоническая поэма ля бемоль мажор. Соч.26.N7).
Видео «Ночь. Улица.Фонарь»
1В: Серебряный век это один из самых сложных и интересных периодов в истории России. Это время великих социальных катаклизмов и грандиозных революционных битв. В воздухе носится ощущение тревоги, предощущение бури.всплеск новаций и развитие традиций в живописи, музыке, литературе, это масса новых имен, течений, направлений, объединений. В это время жили и творили такие художники и музыканты как М.Врубель, Р.Фальк, А.Скрябин, С.Рахманинов, Д.Шостакович.

2В: Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей культуры этого периода стала поэзия.Символизм, мистика, хаос Вселенной.футуристы с их “Пощечиной общественному вкусу”, с их эпатажем общества. Вспомним: “Пускай судьба лишь жалкая издевка, душа – кабак, а небо – рвань…” (Бурлюк).
2В: Творчество поэтов Серебряного века сложно и неоднозначно.Общим, пожалуй, у всех является стремление преобразить несовершенную жизнь, придать ей иной смысл, да подчеркнутое увлечение внешней формой стиха.

1В: Пред нами длинная череда имен и трагических судеб.
Александр Блок, Марина Цветаева, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Игорь Северянин, Борис Пастернак, Велимир Хлебников, Иван Бунин – всех перечислить сейчас невозможно, да и, пожалуй, не нужно.
Поэзия Серебряного века прошла большой путь. Несомненно, в своем развитии она обогатила русскую культуру, забросила свои семена в будущее.

2В: Я – голос Ваш, жар Вашего дыханья,
Я – отраженье Вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья
Ведь все равно я с вами до конца.
Звучит песня на слова М.Цветаевойв исполнении _______________ «Мне нравиться что вы…»
Идет исполнение песни
1В: Талантливый композитор Бородин так увлекся «Словом о полку Игореве» написал не только музыку, но и либретто и стихи к известной опере «Князь Игорь» Литературные произведения оказывали и оказывают большое влияние на разные виды искусств: живопись, музыку, хореография.
Как образец такого симбиоза, мы приглашаем на сцену хореографический ансамбль «Калейдоскоп» худ.руководитель ансамбля Заслуженный работник культуры РТ Надежда Кочурова Танец «На крыльях ветра»
Идет исполнение номера

1В: В этом году наша страна отмечает 70-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне. Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов и писателей. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели.
(звучит фоном музыка «Священная война».)
2В: Поэзия,давая быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.
1В: Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».
2В: Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.

Звучит «Марш Славянки», кадры кинохроники.

1В: С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.
2В: Поэты – воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед.
1В: Константин Симонов, Булат Окуджава, Юлия Друнина, Анна Ахматова, Эдуард Багрицкий, Марина Цветаева, Твардовский, Эдуард Асадов
2В: «Перо в нашей стране приравнено к штыку. Его острие мы направим против врага, прославляя нашу священную землю. А если понадобится, и наши жизни будут отданы в бою за Родину”.
1В: Стихотворение _____________________ читает Краснова Татьяна Рантовна
Идет исполнение номера
Соло на скрипке «Освенцим»
1 В: По данным энциклопедии «Великая Отечественная война» в действующей армии служило свыше тысячи писателей – 1215. Из восьмисот членов московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло 250. 475 писателей с войны не вернулись.
Ведущий: На войне погибли многие татарские литераторы. Среди них - Муса Джалиль, ФатыхКарим, Адель Кутуй, Абдулла Алиш. Их солдатский и поэтический подвиг известен всему миру.
2В: Казненный фашистами в тюрьме Маобит Муса Джалиль перед войной был уже известным поэтом, руководителем Союза писателей Татарии.
“Другу, который умеет читать по – татарски и прочтет эту тетрадку”. Это написал поэт Муса Джалиль, испытавший все ужасы фашистского концлагеря, не покорившийся страху сорока смертей, он был привезен в Берлин. Здесь его обвинили в участии в подпольной организации и заключили в тюрьму.
1В: Его присудили к смертной казни. Он умер. Но у него остались 115 стихотворений, написанных в заточении. Он беспокоился за них…” Если эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши ее набело, сбереги. Это стихи погибшего татарского поэта. Это мое завещание.
читает стихотворение “Варварство” (видео)
2В: В память о тех, кто не пришел с войны, звучит эта песня.
Идет исполнение номера

Звучит татарская народная музыка. Видеопрезентация.
1В: Богатство языка – благодатное наследие, передающее из поколения поколение созвездием живых слов, записанных в сердце народа.
2В:
Родной язык - народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
1В: КаюмНасыри
Буыннанбуынгакадерләптапшырылаторган, заманҗилләренәдәбирешми, кыйммәтегасырларүткәчтәюгалмыйторганхәзинә – нәрсәул, дисемзе? Юк, асылташлар да, алтын-көмештәтүгел. Бубайлык – китап.
2В: Габдулла Тукай
Как я горд, народ прекрасный,
Что тебе принадлежу!
Быть хочу твоим поэтом,
За тебя стоять стеной.

1В: Муса Джалиль
Мин кабыздымҗырдаялкынитеп
Йөрәгемһәмхаклыккушканны.
Җырымбеләндусныиркәләдем,
Җырымбеләнҗиңдемдошманны.
Алдыйалмас мине түбәнләззәт,
Вактормышныңчуарпәрдәсе,
Шигыремдәгечынлык, утһәмсөю-
Яшәвемнеңбөтенмәгънәсе.
2В: Язык живёт полнокровной жизнью только когда он в постоянном обращении и движении. “Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и как гражданин не пользуется уважением других”. Так писал в 1844 году в своей книге казанский врач и этнограф Карл Фукс.
1В: Рассвет татарской литературы пришёлся на 19 век. Пробуждение в народе бодрого духа породило целую плеяду талантов: Поэт и учёный-энциклопедист ГабдрахимБулгари-УтызИмяни, общественный деятель, делавшие первые шаги в создании научно-популярных книг на татарском языке и в собирании фольклора – КаюмНасыри, учёный историк и филолог – ШигабутдинМарджани талантливый поэт МифтахетдинАкмулла, который оказал благотворное влияние на творчество крупнейших татарских поэтов ХХ века Дердменда и МажитаГафури,
2В: Идейным вождём литературного процесса начала ХХ века, безусловно, был ГаязИсхаки, а подлинным властителем дум - Тукай. Поэт, который остаётся для татар эталоном поэтического совершенства.
1В: Богата татарская литература прославленными мастерами: Галимджан Ибрагимов, ФатыхАмирхан, ГалиаскарКамал, МажитГафури, КаримТинчурин, прозаики КавиНаджми, Гумер Баширов, АмирханЕники, АбдурахманАбсалямов,
2В: На новую качественную высоту поднялись известные поэты СибгатХаким и НуриАрслан - вместе с патриархом татарской поэзии Хасаном Туфаном они составили тройку великих татарских поэтов.

1В: Елларүтеп, бара торгачкартайсам да,
Бөкремчыгыпбетсәдә, хәлдәнтайсам да, -
Күңлем минем япь-яшькалыр, һичкартаймас;
Җанымкөчлебулыпкалыр, хәлдәнтаймас.
Күкрәгемдә минем шигырьутымсаумы?!
Күтәрәм мин, карт булсам да, авыртауны;
Күңлемдәкөнһаманаяз - һаман да яз,
Шагыйрькүңлендә кыш булмый да кар яумый.
2В: Мы приглашаем на сцену _________________________, который исполнит песню_________ на стихи___________________________________
Идет исполнение номера

1В: На дворе XXI компьютерный век – эпоха Интернета, и книгу, он, к сожалению, потихоньку вытесняет.
Но отечественная поэзия опять на подъёме. Как много «хороших поэтов и разных» печатаются в интернете на литературных сайтах, читают друг другу стихи и знают друг друга в лицо, хотя живут в разных уголках земного шара! Появилась миллионная армия молодых одарённых авторов по всей стране и миру, к которым на страницы в Интернете заходят денно и нощно неизвестные читатели.

2В: Богата и Камполянская земля талантами. Это самодеятельные певцы и танцоры, а так же поэты и писатели.Их труды печатались в нашей газете «Посинформ», «Ленинская правда» и « Туган як» , а наши библиотеки постоянно организовывали встречи с нашими поэтами и писателями
2В: Одним из первых библиотекарей нашего поселка, был хорошо известный старшему поколению Михаил Каленов. Поэтическое слово, которого не только воспевало красоту природы и деревенской жизни, но и высмеивало недостатки окружающих его людейедкими эпиграммами в сатирической газете «Крапива», которую он сам и выпускал.
1В: Владимир Золин – любимец подростков, умеющий разговаривать на их языке, понимающий их проблему, человек увлекающийся и умеющий увлечь других. Многие помнят его великолепный голос, украшение любого концерта. Его книга «Джива» хоть вышла небольшим тиражом, но стала настоящим событием общественной жизни Камских Полян.
1В: Юрий Зуйков – любимец публики певец, музыкант и поэт. Его выступления на сцене нашего культурного центра поражали своей искренностью, доброжелательностью, емкостью художественного смысла, тонкого юмора.
2В: Сегодня этих людей уже нет с нами, но их творчество живет, их помнят и еще долго будут вспоминать. Мы приглашаем на сцену дочь Юрия Зуйкова Юлию, что бы она прочла для нас стихотворение своего отца
Идет выступление.

1В: не отстают от мужчин и наши землячки АлсуХуснутдинова и АлсуСмакова. Эти две милые женщины пишут замечательные стихи и печатаются в нашей газете «Посинформ»
2В: Что же заставляет этих людей, среди которых строители, химики, педагоги и врачи, после напряжённого рабочего дня проводить бессонные ночи с карандашом в руке?Наверное это происходит по велению их беспокойных сердец, полных романтики.
2В: Мы приглашаем на сцену нашу землячку, скромную труженицу, но в тоже время человека творческого, поэтессу, выпустившую свой первый сборник стихотворений АлсуХуснутдинову_
Идет выступление и стихотворение

1В: Но самый известный камполянский писатель, несмотря на свой возраст это – Марсель Хужаев. В 12 лет он написал свою первую книгу фентези «Волшебная книга» и в 2011году она была напечатана московским издательством «Эра» , затем у книги появилось продолжение, а так же другие произведения прозы и стихи.
2В:Для него жизнь настолько многогранна и интересна,и настолько коротка, что хочется все успеть – на других посмотреть, себя показать. Он любит жизнь во всех ее проявлениях, хороших или плохих, удачных или не очень. Хорошее- нас радует, а плохое – учит, заставляет задуматься.
1В: Номинант от издательства ЭРа на соискание литературной премии имени В.П.Астафьева в номинации “Ранний дебют” 2011 года г.Красноярск
Номинант Национальной литературной премии “Поэт 2013 года” г.Москва
Номинант Национальной литературной премии “Писатель 2013 года” г.Москва
2В: Номинант Всероссийской литературной премии “Наследие 2014 года” г.Москва
Номинант II Национальной литературной премии “Писатель 2014 года” г.Москва
Номинант II Национальной литературной премии “Поэт 2014 года” г.Москва
Вот таков он. Юный писатель и поэт из провинции. Твори Марсель! Мы тобой гордимся!
1В: Внимание!Мировая книжная акция«Что я прочту в следующий раз».Мы призываем Вас всех присоединится!
2В: Европейская федерация книготорговцев объявила всемирную акцию.
В рамках этой акции вам нужно сфотографироваться с актуальной для вас книгой и выложить фото в любую соцсеть. Два совета: не забывайте про хэштег и выкладывайте. Подробности акции в интернете на сайте «Библиограф». Присоединяйтесь!
2В: Зачем слово, которое не проникает в душу и не делает её прекраснее, добрее, мудрее, самостоятельнее? Ведь изменить мир к лучшему можно только в том случае, если изменится мышление людей. На то и существуют творческие люди, поэты, писатели, чтобы излечивать духовные недуги, а не вводить людей в депрессию, транс, разочарование и уныние.
1В: Не зря говорят, что вовремя прочитанная книга – огромная удача, которая способна изменить жизнь!
финал
На сцену выбегает КНИГА
Книжка. Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Не пишите на мне ни пером, ни карандашом – это так не красиво. Ещё ваш чтение закончилось в определенном месте, вложите меж страниц закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.
В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому, что сырая погода мне вредна. Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми и умными. А самое главное «Читайте меня!»

Звучит музыка Песня «Читайте!».
На сцену под музыку выбегают маленькие дети с детскими книгами в руках делают 2-3 движения и кричат:
Читайте лучшие книги!
Читайте умные книги!
Читайте добрые книги!

На сцену выбегают средние дети с энциклопедиями в руках тоже делаю 2 движения и кричат:
Мы без книги как без рук,
Книга – это первый друг!

На сцену выбегают старшие дети с художественной литературой в руках тоже делаю 2 движения и кричат:
Ты читаешь – ты лучший!
Читающая молодежь – надежда новой России!

Все три группы составляют фигуру из книгА и все вместе кричат:
Читать модно, современно, престижно!
Новое поколение - выбирает чтение!

1В: Ну а мы прощаемся с вами и говорим…
2В: Читайте, читайте и читайте!
Вместе: Досвидания!

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Открытию

Года литературы в России

Цель: знакомство учащихся с проведением в 2015 году Года литературы в России

Задачи: 1. Познакомить учащихся с важным проектом РФ – проведением Года литературы в России.

2. Рассказать о роли литературы и книги в современном обществе.

3. Воспитывать любовь к литературе, книге, чтению, патриотизм.

Ход мероприятия:

Зал празднично украшен. На стене- макет огромной раскрытой книги, цветы, воздушные шары, на которых прикреплены портреты писателей. Звучит музыка. На сцену поднимаются ведущие.

1 ведущий . Семь чудес света создали люди в древности: величественные египетские пирамиды, прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды Эфесской, исполинскую медную статую бога Гелиоса в гавани острова Родос, Галикарнасский мавзолей и маяк в Александрии.

2 ведущий . Есть и еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Это- книга.

(на сцену выходит группа читающих людей с книгами под музыку, учащиеся 6-7 классов)

3 ведущий . С момента появления на свет человек начинает учиться. Он учится ходить, говорить, понимать мир и людей. Его учат солнечный луч и пролетевшая мимо бабочка, смешная картинка и добрая песня, веселая игра и любимая книга.

4 ведущий. Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.

1 ведущий . Ничто по могуществу не может сравниться с книгой, терпеливо ждущей своего читателя. Ты еще знакомишься с азбукой, учишь буквы, складываешь из них слова, а книга уже знает, что придет день и час, когда ты сам откроешь ее.

2 ведущий. Протяни руку - и книга заговорит о том, что тебе предстоит узнать.

Чтец 1 . Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересней бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

Чтец 2 . Ведь без книги, как без света,

Как без доброго совета,

Мы без книги как без рук,

Книга- это первый друг.

Чтец 3. Кто с книгой по жизни шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает:

Учиться, работать и жить.

3 ведущий . 13 июня 2014 года президент Р.Ф. Владимир Владимирович Путин подписал указ о проведении Года литературы в России в 2015 году.

"Рассчитываю, что ярким, объединяющим общество проектом станет и Год литературы, указ о его проведении в 2015 году подписан", - сказал он на церемонии вручения государственных премий за 2013 год в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца.

Российская эмблема этого значительного события - три профиля: А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и А.Ахматовой в цветах триколора.

4 ведущий " Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать" - сказал великий классик Иван Александрович Гончаров. С приобщением к книге начинается интеллектуальное, духовное развитие и становление человека и нации.

1 ведущий Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе.

Просмотр видео «История письменности. Году Литературы посвящается»

2 ведущий. На Руси книги появились с принятием христианства. Писали их летописцы. Рукописная книга писалась в течение года или даже нескольких лет. Каждая книга была настоящим шедевром. Двух совершенно одинаковых книг не было, да и быть не могло. Тексты писались на дорогом и редком пергаменте, переплеты изготовлялись из сафьяновой кожи, оклады украшали золотом и серебром.

3 ведущий Самые старые книги, появившиеся на Руси и дошедшие до нас, относятся к 11 веку. Это «Остромирово евангелие» и «Изборник великого князя Святослава Ярославича».

4 ведущий Началом русского книгопечатания принято считать 1 марта 1564 года, когда Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец выпустили в государственной типографии созданной по указу Ивана 4, первую книгу- «Апостол».

1 ведущий Первые русские библиотеки появились во времена Киевской Руси. Само слово « библиотека» в те времена почти не употреблялось, а помещения для книг называли по- разному: «книгохранилище», «книжная клеть», «книжная палата».

(Звучит запись стихотворения "Слово" Бунина)

2 ведущий Примерно в то же время появились и библиотекари - люди, которые все на свете читали, все на свете знают. Сегодня к нам на праздник пришла библиотекарь Ичалковской ЦРБ __________________________________________

3 ведущий Художественная ценность лучших образцов русской литературы признаётся во всем мире и остаётся неизменной на протяжении столетий. Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П.Чехова читают на всех континентах.

Наша страна всегда была самой читающей страной и такой она должна быть в будущем и оставаться в настоящем. Лейтмотивом Года литературы должны быть справедливые слова: «Книга стала ценностью, а чтение - любимым и модным занятием».

4 ведущий. Ребята, мне хочется попросить вас ответить на вопрос: что лично вам дает чтение книг?

Один из ведущих спускается в зал с микрофоном и предлагает ребятам ответить на вопрос.

1 ведущий

Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы нарягая, Мужала с гением Петра

(Звучит музыка русского барокко 18 века)

(на фоне музыки)

2 ведущий XVIII век - столетие перемен, в котором господствовала идеология Просвещения. Грандиозные преобразования Петра I не могли не затронуть и сферу словесности. В Россию проникают западноевропейские научные и литературные труды, которые переводятся на русский язык, вводится гражданский шрифт, появляются первые газеты и журналы. За сто лет русская литература осваивает путь от классицизма к сентиментализму.


3 ведущий Масштабные преобразования Петра I, сменившего титул московского царя на императора всероссийского и поставившего Русь в ряд современных европейских государств, открыли новую эпоху и в развитии русской литературы. Она превращается в важный элемент государственной идеологии и призвана соответствовать новому положению России как великой державы. Литература окончательно становится светской, закрепляется институт авторства.

4 ведущий В 1731 г. с далекой северной окраины из-под Архангельска прибыл в Москву получать образование сын поморского крестьянина-рыбака Михайло Ломоносов, которому суждено было сыграть колоссальную роль в развитии отечественной науки и литературы. Он заложил основы русского литературного языка, довел до конца и преобразование нашего стихосложения, начатое Тредиаковским. В творчестве Ломоносова наша словесность впервые начала становиться художественной литературой.

1 ведущий Высшим достижением русской драматургии XVIII в. стало творчество Д.И. Фонвизина, в пьесах которого перед зрителем предстали самые насущные нравственные и общественные вопросы. В своих комедиях писатель отступает от нормативов классицизма, идет к правдивому изображению жизни. Персонажи Фонвизина - не условные комические маски, чье поведение определяется каким-то одним пороком, как в комедиях Сумарокова. Это более сложные характеры, живые типы времени.

2 ведущий Романович Державин совершил в русской поэзии подлинный литературный переворот. Писатели-современники, восторгались автором «Фелицы». «Первым живым глаголом юной русской поэзии» назвал его В. Г Белинский.

3 ведущий «Радищев - рабства враг» - так сжато и точно определил позднее основной пафос радищевского творчества Пушкин. Вопрос всех вопросов тогдашней русской жизни - крепостное рабство - стоит в центре «Путешествия из Петербурга в Москву» и оды «Вольность». Радищев готов был опрокинуть до основания устройство великой империи, истребить дотла порядок, если он основан на рабстве, «скорби, отчаянии».

ведущий Крупнейшим русским писателем конца XVIII в. был виднейший представитель сентиментализма Николай Карамзин. Глубокий исторический мыслитель и смелый художественный новатор, он дал образцы во многих жанрах поэзии и прозы, реформировал литературный язык. Активный проводник европейской культуры и почитатель российских «древностей».

1 ведущий Сколько бы ни прошло времени, XVIII век останется в памяти поколений одной из самых замечательных культурных и литературных эпох.

Звучит песня группы «Белый орел» «Как упоительны в России вечера».

2 ведущий XIX век - один из самых интересных веков истории! Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Достоевский и многие другие имена связаны с веком, именуемым «золотым».

3 ведущий Из тьмы веков светлеющие лики…

Как много их, несущих явь и свет,

Как много их, прекрасных и великих,

Оставивших в душе глубокий след.

4 ведущий 19 век - это время, когда музыка впервые наравне с литературой, век дуэлей, балов, нарядов, локонов, гусаров, дам и кавалеров, сплетен, интриг...

Сценка: "Две дамы"

Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!

Вот, капитан Васильев - душка -

Со мной мазурку танцевал!

Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын

Ко мне неравнодушен, знаю!

Он здесь без матушки, один!

Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.

На нас он смотрит не мигая.

Ну, просто, чудо кавалер.

А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.

Сейчас к нам подойдет поближе.

Он, кстати, сказочно богат.

О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!

Товар удачно сбыл папаша,

Гостинцев ворох ей привез.

А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!

- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.

Явилась старая сова!

Охота на мужчин открыта.
Не сдобровать сегодня им.

И мы, с тобой, не лыком шиты.

Себя в обиду не дадим.

Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!

Вино французское рекою!

И будем танцевать всю ночь!

Танец под музыку вальса "Первый бал Наташи Ростовой"

1 ведущий Вы, конечно же, узнали мелодию первого бала Наташи Ростовой, любимой героини Л.Н.Толстого из романа - эпопеи "Война и мир". Слушая эту музыку ты видишь как в вихре танца....

Чтец 1. Кружатся дамы молодые,

Не чувствуют себя самих,

Драгими камнями у них

Горят уборы головные;

По их плечам полунагим

Златые локоны летают;

Одежды легкие, как дым,

Их легкий стан обозначают.

Чтец 2. Вокруг пленительных харит

И суетится, и кипит

Толпа поклонников ревнивых;

Толкует, ловит каждый взгляд.

Шутя, несчастных и счастливых

Вертушки милые творят.

Чтец 3. В движенье всё. Горя добиться

Вниманья лестного красы,

Гусар крутит свои усы,

Писатель чопорно острится,

И оба правы; говорят,

Что в то же время можно дамам,

Меняя слева взгляд на взгляд,

Смеяться справа эпиграммам.

Чтец 4: Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой…

2 ведущий Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы пробиваемся к их постижению, даже пройдя через горький опыт исторических потрясений 20 века. Нам всем есть над чем задуматься. Нам нужны уроки литературы - уроки жизни...

монолог Анохиной Марины

3 ведущий XХ век... С каждым годом он все дальше и дальше от нас. Это был век удивительный - век космоса, атома, автомобилей, компьютеров и ракет, но вместе с тем и век мировых катастроф, жестоких правителей. За каждым крупным событием XX века стоят личности - символы своего времени, талантливые актеры и композиторы, поэты и писатели, художники, знаменитые ученые, прославленные военачальники.

4 ведущий. Хочу привести высказывание известного поэта Расула Гамзатова. «Для того чтобы узнать самих себя, нужна книга. Для того чтобы узнать других, нужна книга. Народ без книги похож на человека без зеркала: ему нельзя увидеть свое лицо. Народ без книги похож на человека с завязанными глазами: он не видит мира."

1 ведущий . 2015 год знаменателен важным, памятным и скорбным событием 20 века. В этом году вся страна отмечает 70 - летие Великой Победы.

Презентация о ВОв (под музыку "О той весне)

1 ведущий Да, действительно, война – это боль, страдания, слезы. О войне написано огромное количество книг, о том, как русские люди выдержали все и победили. И этой Победе 70 лет. И мы помним! Мы гордимся!

3 ведущий Каждый выбирает для себя...

Выбирает добро или зло, верность или предательство, черствость души или сострадание, любовь или ненависть. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

Именно об этом стихотворение Владимира Высоцкого, поэта - барда, актера, которое называется "Баллада о борьбе"

Звучит песня

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,

Средь военных трофеев и мирных костров

Жили книжные дети, не знавшие битв,

Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден их возраст и быт,-

И дрались мы до ссадин, до смертных обид.

Но одежды латали нам матери в срок,

Мы же книги глотали, пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,

И сосало под ложечкой сладко от фраз,

И кружил наши головы запах борьбы,

Со страниц пожелтевших стекая на нас.

И пытались постичь мы, не знавшие войн,

За таинственный клич принимавшие вой,

Тайну слова «приказ», назначенье границ,

Смысл атаки и лязг боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних боен и смут

Сколько пищи для маленьких наших мозгов!

Мы на роли предателей, трусов, иуд

В детских играх своих назначали врагов.

И злодея следам не давали остыть,

И прекраснейших дам обещали любить,

И друзей успокоив, и ближних любя,

Мы на роли героев выводили себя.

Только в грезы нельзя насовсем убежать:

Краткий век у забав- столько боли вокруг!

Попытайся ладони у мертвых разжать

И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев еще теплым мечом

И доспехи надев, что почем, что почем!

Разберись, кто ты- трус иль избранник судьбы,

И попробуй на вкус настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет израненный друг,

И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,

И когда ты без кожи останешься вдруг

Оттого, что убили его- не тебя,-

Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал

По оскалу забрал: это смерти оскал!

Ложь и зло,- погляди, как их лица грубы!

И всегда позади воронье и гробы.

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем,-

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Если мясо с ножа ты не ел ни куска,

Если руки сложа наблюдал свысока

И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом-

Значит в жизни ты был ни при чем, ни при чем!

Выходят все ведущие

4 ведущий Год литературы открыт! Желаем всем больше читать, узнавать новое, побольше интересных встреч с классиками, поэтами и писателями.

1 ведущий Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой к

2 ведущий «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». А.И. Герцен

3 ведущий «Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.» Достоевский Ф. М.

Игра составлена по роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» для 5-6 класса. Позволяют выявить степень прочтения произведения, вызвать читательский интерес. Материал можно использовать как на уроке (при анализе романа), так и во внеклассных мероприятиях.

Игра построена по типу телевизионной игры "Своя игра". Играют одновременно 2-3 команды. Команды по очереди выбирают тему и стоимость вопроса, после этого ведущий зачитывает вопрос. Время на обсуждение 15 секунд, затем команда должна дать ответ. В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса.Если ответа нет, ведущий зачитывает правильный вариант. После завершения игры подводятся итоги: выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Игра позволяет в интересной форме проверить знание литературных произведений из школьной программы. Вопросы связаны с именем героя, с адресатом лирики, с музыкой, которая "звучит" в книге. Поиграть можно как на уроке, так и во время классного часа.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данный ресурс - это конспект внеклассного мероприятия и презентация к нему. Лучше это мероприятие проводить после изучения отдельных глав романа Д.Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" на уроках. Мероприятие привлечёт внимание шестиклассников к более внимательному прочтению это замечательного романа.

Правила игры
Перед вами игровое поле, состоящее из 8 репродукций картин художников, воссоздавших образ Ильи Муромца. Вам предлагается отгадать фамилию художника и название картины. Нажав на любую из репродукций, можно перейти на её страницу.
При нажатии на репродукцию открывается картина во весь экран. Повторным щелчком возвращаемся на страницу репродукции. При двойном нажатии на центральную фигуру вы сможете проверить, правильно ли определили фамилию художника.

Целевая аудитория: для 6 класса

Игра «Путешествуем по миру» построена на основе материалов древних мифов, легенд и сказаний разных народов и предназначена для учащихся 5 - 8-х классов. Особенностью данной игры является то, что через знакомство с мифами, сказаниями и легендами дети получают и / или закрепляют знания в области географии и одновременно имеют возможность изменить представление о роли чтения и его значимости, а также увидеть взаимосвязь гуманитарных и естественнонаучных областей знаний, что соответствует новым требованиям ФГОС.

Целевая аудитория: для 5 класса

Ресурс представляет собой конспект и презентацию к нему. Это можно использовать и как внеклассное мероприятие по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского", и как итоговый урок по этому произведению. Ресурс будет полезен учителям русского языка и литературы.

Целевая аудитория: для 6 класса

В данном материале предлагаю конспект мероприятия и презентацию к нему. Ресурс может быть использован как на уроках внеклассного чтения, так и в рамках предметной недели. В ходе мероприятия рассматриваются две сказки братьев Гримм: "Бременские музыканты" и "Храбрый портняжка".

Сценарий к Году литературы

В1.: Добрый день уважаемые любители книги! 2015 год Указом президента Российской Федерации В. В. Путиным объявлен Годом Литературы.

В.2. И мы всех вас поздравляем с праздником в честь Года литературы. (Фанфары)

В.1 Литература – есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни.

В 2. Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать. (И. А. Гончаров)

В 1. Книга же – великий советник, воспитатель, спутник жизни.

В 2. Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе.

Просмотр видео «История Книги. Году Литературы посвящается» (6 минут)

В 1.Для открытия праздника на сцену приглашаются …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Музыкальный номер

В 1. Те, кто любит книгу, собрались сегодня в нашем зале. Мы рады встрече с вами дорогие наши коллеги, уважаемые читатели, добрые и верные друзья библиотеки.

В 2. Приглашаем на сцену известных всеми поэтов Джидинского района Семенову Людмилу Куприяновну, Ощепкова Анатолия Федоровича, Корякину Наташу… Вам слово. (читают стихи)

Музыкальный номер

В 1. Ежегодно в России лучшие люди получают высшие премии и награды. И сегодня мы чествуем участников республиканских конкурсов 2014года:

«Летопись моей семьи в зеркале войны» -

«»памятник моей природы» -

«Детская интерактивная энциклопедия Бурятии» -

В 2: а также лучших читателей 2014года Центральной межпоселенческой и петропавловской детской библиотек:

1. Митина Ольга Константиновна в номинации «Леди дамского романа»

2. Дампилова Марина Мункоцыреновна – «самый активный читатель»

3. Танцев Константин студент ДМТ «фанат фэнтэзи»

4. Лапин Сергей Леонтьевич – «рыцарь исторического романа»

5. Борисова Виолетта ученица 4 «в» класса Петропавловской СОШ №1 - номинация «юный классик»

6.Осипов Егор ученик 4 «а» класса ПРГ – «Юный историк»

7. Мункуев Ринчин ученик 4 класса ПСШ №3 (БСОШ) – «Юный краевед»

8. Симоненко Анастасия ученица 7 класса ПРГ в номинации «Фэнтэзи»

Музыкальный номер (детский танец «Дети солнца»/ «Барби»)

В. 2. Сегодня на наш праздник пришли наши любимые и всеми известные литературные герои

Мама: Я причитаю тебе удивительную историю, которая произошла в Англии. В одну английскую семью прилетела на зонтике замечательная няня – Мэри Поппинс. Она рассказывала детям интересные истории, играла с ними, учила танцевать.

Д: Вот было бы замечательно, с ней познакомится.

М: Это же невозможно, это вымысел, сказка! Звучит шум ветра .

Мэри Поппинс: Здравствуйте!

М: Кто вы?

М.П. ; Я Мэри Поппинс

Д: Мне показалось, что вы прилетели?

М.П.: Так и есть! А что это у вас происходит?

М: А у нас вечер в честь открытия Года Литературы.

М.П.:А у меня для вас есть подарок. Вместе со мной пришли поздравить вас мои друзья

М: Как же мы сможем, увидится с ними, они ведь вымышленные.

М.П. Почему вымышленные, самые настоящие. А увидимся мы с ними с помощью волшебного зонтика. И так вперед!

(сценка с Красной шапочкой)

К.Ш: Всем здравствуйте! Я пришла поздравить вас с таким замечательным событием и хочу прочитать стихотворение:

(Ах, как хорошо порою,…)

Крутит зонтиком перед собой, мамой и девочкой. Звучит шум ветра. Звучит музыка.

(сценка с Буратино и Мальвиной)

Б: Я веселый Буратино. Нос мой острый, нос мой длинный. Кто ответит, почему здесь красиво все вокруг? И куда мы не посмотрим: слева друг и справа друг!

М: Очень празднично сегодня, речи громкие звучат. Потому что открываем Год Литературы!

М: Чтобы Год Литературы открыть надо ключик подобрать. Ключик этот не простой. Ключик этот золотой. И его вручить нам надо (ФИО).

Б: слово предоставляется ИО прошу на сцену.

М: ключ мы вам этот вручили, просьба ……

М.П.: а теперь пора прощаться!

М: Читайте, мальчишки!

Девчонки, читайте!

Любимые книжки

Ищите на сайте!

Б:В метро, в электричке

И автомобиле,

В гостях или дома,

На даче, на вилле –

К.Ш. Читайте, девчонки!

Читайте, мальчишки!

Плохому не учат

Любимые книжки!

Д: Не всё в этом мире

Легко нам даётся,

И всё же упорный

И мудрый – добьётся

М: Того, к чему доброе

Сердце стремится:

Он клетку откроет,

Где птица томится!

М.П.:И каждый из нас

Облегчённо вздохнёт,

Поверив, что мудрое

Время – придёт!

И мудрое, новое

Время – придёт!

(Уходят)

В1: дорогие гости, сегодня вы встретились с героями любимых книг, и мы все надеемся, что вы обязательно будете частыми гостями в библиотеке и мы еще не раз все вместе скажем: Здравствуй любимая книга!

В:2 Да здравствует, д а здравствует человек читающий.

С книгой отправляющийся в долгий путь!

В1: Наш сегодняшний вечер подошел к концу. Спасибо за внимание.


СЦЕНАРИЯ ВНЕУРОЧНОГО ПРЕДМЕТНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Образовательное учреждении: Муниципальное бесплатное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Колпашева Томской области

Аннотация : представленная игра способствует обобщению и углублению знаний обучающихся 7-8 классов по Всеобщей истории. Помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Древнего и Нового времени, истории родного государства.

Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: предметная неделя по истории

Предмет: история

Возрастная группа (класс): 7-8 классы

Название сценария: «Игра-викторина «Колесо истории»»

Цель : Обобщение знаний по истории Древнего мира, Нового времени и истории Российского государства.

Задачи:

Образовательные:


  • овладение новыми знаниями по культуре и истории Древнего мира и оперирование этими знаниями;

  • повторение раннее изученного материала.
Развивающие

  • развитие познавательных и творческих способностей обучающихся ;

  • развитие способности к самообучению;

  • развитие наблюдательности, обоснованности суждений.
Воспитательные:

  • воспитать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры;

  • воспитание умения работать в коллективе, взаимодействовать как с взрослыми , так и со сверстниками;

  • воспитать уважительное отношение к чужому мнению;
воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Ведущие, выступающие и помощники: учителя истории, старшеклассники

Время реализации занятия: 45 минут


  1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word PowerPoint.

  2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала 28 слайдов).

  1. Структура медиапродукта для воспитателя: последовательные кадры презентации.

№ п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Временная реализация

№ слайда

1

Вступительное слово учителя.

2 минуты

1-2

2

Целевая установка. Деление класса на команды

5 минуты

3

3

Разминка «Что это?».

3 минуты

4-5

4

Тур «Жили ли они?»

6 минут

6-7

5

Тур «Противники или союзники?»

8 минут

8-22

6

Конкурс капитанов «Неотосланные депеши»

4 минуты

23

7

Работа с текстовой информацией: «Испорченный текст»

6 минут

24-25

5

Тур «Экскурсоводы»

7 минут

26-27

6

Рефлексия. Подведение итогов игры.

4 минуты

28

  1. Схема взаимосвязи кадров презентации:

8




22

4

23

246

28

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:


  1. Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, систематизировать весь предлагаемый материал

  2. Формирование информационной культуры и компетентности обучающихся.

  3. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, авторский медиапродукт, листы с заданиями : «Неотосланные депеши», «Испорченный текст»; бумага, ручки, карты для рефлексии.

Ход занятия


Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть.

Мигель де Сервантес писал: «История – это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Для меня история, это как машина времени, которая позволяет совершать путешествие в прошлое, открывать много нового и интересного. И сегодня я приглашаю вас в путешествие , которое поможет не только выяснить, насколько хорошо вы усвоили исторический материал за 5-7 класс, но и узнать много интересного. Я предлагаю вам стать участниками игры «Колесо истории».

В начале игры класс делится на команды (выбирают одного из исторических деятелей Российского государства). Каждая команда должна придумать себе название и выбрать капитана. Обязательное условие: связать название команды со своим историческим деятелем.

После того как обучающиеся представили свои команды, учитель знакомит их с этапами и правилами игры .

Учитель:

Игра «Колесо истории» состоит из шести туров:

I. Разминка «Что это? »

II. «Жили ли они? »

III. «Противники или союзники? »

IV. Конкурс капитанов «Неотосланные депеши»


  1. «Испорченный текст»

  2. «Экскурсоводы»
За каждый тур команда сможет получить от 2 до 6 баллов. Если команда дает неверный ответ, то другая команда получает право дополнительного ответа, и, соответственно, дополнительные баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем. Оценивать результаты работы команд будет жюри, состоящее из учителей и обучающихся старших классов.
Первый тур «Что это?» (слайды № 4-5)

Я думаю, мы все любим вкусно покушать. А любите ли вы разгадывать загадки?

Я предлагаю вам разгадать древнерусские загадки, в которых речь идет о продуктах питания. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1.Красненькие сапожки 5. Промеж грядок

В земле и лукошке. (свекла) Лежит гусь гладок. (огурец)

2. Красна, да не девка, 6. Красненька матрешка,

Хвостата, да не мышь. (морковь) Беленько сердечко. (малина)

3.Спит на кургане 7. Чиста, да не вода;

Курочка с серьгами. (овес) Клейка, да не смола;

4. На тычинке городок, Бела, да не снег;

В нем 700 воевод. Сладка, да не мед,

(коробочка мака) От рогатого берут

И живулькам дают. (молоко)

8. Поставлю – попарю,

Выну – поправлю,

Этот сдеру, другой положу. (блин)

9. Заплата на заплате-

Иголка не была. (кочан капусты)


Второй тур «Жили ли они?» (слайды № 6-7)

Задание: Вы должны ответить «Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений?» Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время.

Если капитаны не могут справиться, то на помощь может прийти команда. Для выполнения задания – 4 минуты. Максимальное количество баллов - 6.
1. Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колес и ржания коней не слышно человеческого голоса.

Ответ: Батый в 1240 г. перед осадой Киева.

2. Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом .

Ответ: Александр Невский, отправившейся в поход против шведов в июле 1240 г.

3. Крепостная стена подорвана, город пал, низовья Камы и Волга наши.

Ответ: Иван Грозный в 1552г. после успешного подкопа под стены Казанского Кремля.

Пятый тур «Испорченный текст» (слайды № 24-25)

Учитель предлагает ребятам выступить в роли редакторов, готовящих к публикации статью об Александре Невском. Однако при сборе информации журналист Петров не проверил достоверность некоторых фактов и тем самым мог допустить фактические ошибки. Обучающиеся как редакторы не могут позволить, чтобы журнал подвергся критике. Поэтому их задача – выявить допущенные фактические ошибки, если они имеются, аргументируя свои выводы. Для выполнения задания – 4 минуты. Текст представлен на слайде и находится в печатном варианте на партах.

« После нашествия монголо-татарских войск Русь была ослаблена. Этим воспользовались западные соседи, Тевтонский орден и Речь Посполитая. Первыми начали поляки, которые нанесли удар летом 1240 г. Однако новгородские войска под командованием Александра Невского разбили их на реке Волхов. Затем выступили тевтоны, захватили ряд городов, но не сумели взять Псков. Они хотели соединиться с поляками и начать наступление на Москву. Однако Александр Невский выбил рыцарей из Копорья, не дав им возможности соединиться с поляками.»

Учитель предлагает оценить деятельность журналиста Петрова. Когда найдены все ошибки, предлагается проверить свою работу (см. слайд № 25).

Учитель подытоживает, что журналист Петров гонорар за свою работу не получит, а работу редакторов оценит жюри.

Шестой тур «Экскурсоводы» (слайды № 26-27)

Обучающимся предлагается показать свои знания в области архитектуры, выступив в роли экскурсоводов .

Участники команд должны внимательно рассмотреть предлагаемые архитектурные памятники и ответить на следующие вопросы:

Название архитектурного памятника;

Место сооружения;

Судьба памятника в наши дни.

Ответы пишутся на листах, а потом передаются жюри. Для выполнения задания – 7 минут.

Перечень архитектурных памятников:


  1. Колизей

  2. Египетские пирамиды

  3. Великая Китайская стена

  4. Галикарнасский мавзолей

  5. Храм Артемиды Эфесской

  6. Фаросский маяк

  7. Пантеон

В конце занятия, пока жюри подводит итоги, учитель просит ребят оценить свою работу и работу своих одноклассников путем заполнения карты:

На занятие:

Я приобрел….

Я понял что….

Было трудно….

Было интересно….

Хочу похвалить…..

Учитель благодарит всех присутствующих за участие в конкурсе и предоставляет слово жюри для награждения.

Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой, и объявляет победителя. Победители получают ордена «Интеллектуалы современности». Жюри может отметить отдельных игроков, особо проявивших себя в игре. Им выдаются шуточные грамоты – «индульгенции» о прощении всех учебных грехов на ближайшие 100 лет.

Итоги занятия

Игра «Колесо истории» была проведена с обучающимися седьмого класса во время предметной недели по истории.