Действие пьесы "На дне" происходит в мрачном, полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, Невысоким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев - грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам - нар
Здесь собрались воры, шулеры, нищие, калеки - все, кто выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь.
Пестрая галерея персонажей пьесы - это жертвы бездушного общественного порядка. Даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из них несколько грошей.
Судьбы всех этих людей и самое существование "дна" служат грозным обвинением буржуазному миру.
А. М. Горький в одном из интервью так высказался о проблематике пьесы: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?"
С большой силой обрушился А. М. Горький на буржуазную философию утешительной лжи. Лука считает всех людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении. Лука - сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся слабые люди. "Ложь во спасение" - вот принцип, которому следует Лука. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где вылечивают от алкоголизма в роскошной лечебнице; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Утешающая ложь Луки встречает сочувствие у ночлежников. Ему верят, так как хотят поверить в существование иной правды, так как страстно желают вырваться из ночлежки и пробиться к другой жизни, хоть пути к ней неясны.
А. М. Горький в одном из интервью так высказался о проблематике пьесы: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?"
В пьесе «На дне» автор объединил множество своих теорий, раздумий, предположений. Горький сделал своими героями обитателей ночлежки, людей, опустившихся на социальное и нравственное дно. И это неслучайно. Именно на той глубине падения, которая отражена в пьесе, человек способен обсуждать вечные проблемы бытия, потому что в реальной жизни у него нет ничего, и существование его происходит скорее из милости вышестоящих. На «дне» все социальные признаки и различия между людьми стерты: «Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался». Итак, какие же проблемы можно выделить в этом произведении? Автор наталкивает нас на размышления о человеке, о правде и спасительной лжи, о милосердии и жестокости, страдании и терпеливости. Очень интересен в произведении спор о совести. Вопрос о том, нужна ли она в жизни, возникает после замечания Клеща, что в ночлежке живет «рвань, золотая рота…» Возражая Клещу, Васька Пепел замечает, что согласен с теми, кто как Сатин считают наличие совести совершенно невыгодным. Позиция Бубнова такая же: «На что совесть?» И читатель начинает задумываться, настолько ли она необходима людям на самом «дне» жизни. Так же в своем произведении Горький обозначил проблему реального выхода из положения. Она связана с образом слесаря Клеща, который хочет вернуться к «нормальной» жизни посредством упорного, честного труда. Сначала Клещ гордо противопоставляет себя окружающим, верит в осуществимость своего замысла, упорно трудится. Но затем его мечта разбивается о суровую действительность: он теряет работу, переживает кризис. В конце пьесы герой оставляет мечты о работе, примиряется с «бездельничающими босяками», пьянствует вместе с Сатиным, проповедующим принципиальное «неделание». Через образ Анны, жены Клеща, развивается проблема жизни и смерти, а также сострадания. Анна – «терпеливица», покорно несет свой крест и взывает лишь к сочувствию. Также благодаря ей подчеркивается жестокосердие Клеща. На просьбу Анны не кричать, не ссориться, он лишь устало кидает: «Заныла!» Анна задыхается, просит отворить дверь в сени, но Клещ отказывает ей в этом, опасаясь простудиться. В подобных социальных условиях у людей не остается места на элементарную жалость. В этом смысле Бубнов выступает как бы проповедником принципа равнодушия к ближнему, отсутствия сострадания. Кстати, именно Бубнова можно назвать особым героем пьесы, его высказывания зачастую кажутся циничными, но они показывают истинный смысл ситуации, не позволяя податься иллюзиям. Очень важную роль в произведении играет проблема жестокой правды и спасительной лжи. Философию гуманного обмана в пьесе проповедует странник Лука. Он появляется, и вместе с ним в жизнь ночлежников входят жалость и сострадание. Для каждого у этого старичка найдется теплое, ласковое слово. Странник считает, что к человеку нужно искать подход только через доброту и жалость. Своей историей о двух беглых каторжниках, залезших на дачу, Лука подтверждает связь между жалостью к человеку и добром: «Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али еще что… Тюрьма – добру не научит, а человек – научит… да!» Здесь Луке противопоставляется Бубнов. Этот герой говорит: «По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?». Но правда, к которой он призывает, оказывается не всем по силам. И вот в этом споре по-новому открывается Клещ. Он «дрожит от возбуждения», «кричит» о своей ненависти к правде: «Издыхать надо… вот она, правда! Она не дает вздохнуть, с ней жить нельзя…» Своеобразной кульминацией в этом споре героев является притча Луки о праведной земле. Один человек все собирался идти искать праведную землю, где живут «хорошие люди… друг дружку они уважают, друг дружке – за всяко-просто – помогают… и все у них славно-хорошо!» Ради этого он готов был все стерпеть. Не выдержал он только объяснения ученого о том, что праведной земли нет на картах. После этого известия он «пошел домой и – удавился!..» Вера в идеал добра помогает жить, «дает радость». Пытаясь узнать правду, человек убеждается в том, что ее воплощение в действительности невозможно, и это лишает его жизненных сил, способности бороться с судьбой. Сатин же в свою очередь говорил: «человек – вот правда!» И на самом деле, в пьесе значительное место занимает спор о человеке. Бубнов говорит, что «как себя ни раскрашивай – все сотрется… все сотрется, да!» Лука не видит между людьми большой разницы: «Мне - все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Сатин же в своем известном монологе провозглашает: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!.. Все – в человеке, все для человека! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»
Своей пьесой "На дне" А. М. Горький опровергал идеалистические идеи: идеи непротивления, всепрощения, смирения. Вся пьеса проникнута верой в настоящего человека, Человека с большой буквы. Автор поднимает в своей пьесе массу всевозможных проблем, на которые нельзя дать однозначного ответа. Можно сказать, что каждый из героев произведения в той или иной степени раскрывает позиции Горького по поводу нравственных вопросов.
В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса «На дне» занимает особое место. Писатель показал в ней жизнь изгоев, людей, разорвавших связи с обществом и начисто отвергнутых им. На мой взгляд, очень интересно то, что вековечный философский спор о человеке ведут не утонченные представители интеллигенции, а люди с самых нижних этажей жизни, разутые и раздетые, голодные и лишенные всех прав. Они обсуждают духовные, социальные и этические проблемы, которые в пьесе приобрели предельную глубину и напряженность. Обитателей ночлежки не оставляют равнодушными проблемы добра и зла, свободы, совести, честв, счастья, жизни и смерти. Все это их интересует в связи с еще более важной проблемой: что такое человек, для чего он появляется на. земле, в чем смысл его жизни? Я думаю, что именно в остром столкновении идей проявляется нравственная проблематика пьесы «На дне».
Споры, страстное и эмоциональное обсуждение вопросов, волнующих человека, позволяют сделать довольно точное заключение о его характере, о тех чертах, которые обычно бывают скрыты. Как живые, реальные люди предстают перед нами мрачный фаталист и скептик Бубнов, странник-утешитель Лука, проповедник правды и величия человека Сатин и другие. За каждым из них стоит целая система моральных и этических взглядов. По-видимому, не знали и не читали Ницше и Шопенгауэра, Толстого и Достоевского - реальные противоречия реальной жизни заставляют их мучительно искать объяснение тому положению, в котором они оказались.
В пьесе резко сопоставлены образы героев, их мысли, чувства и переживания. Острые диалоги захватывают внимание читателя, создают атмосферу напряженности и конфликтности. Горький употребляет яркие, емкие слова для выражения главной идеи - о назначении Человека.
Понятие «человек» открывается в творчестве писателя разными гранями-даже в тех произведениях, где, как и в пьесе «На дне», внимание сосредоточено на темных сторонах жизни. Характерной особенностью пьесы является то, что в ней громко звучит гимн Человеку, как бы в противовес страшным условиям жизни, нищете и безысходности.
Литература прежних лет, изображая «маленьких» людей, униженных и оскорбленных, выражала глубокое сострадание к ним. Но когда люди перестают быть «маленькими», одной жалости к ним становится недостаточно. Мне кажется, что образ странника-утешителя Луки введен отчасти и для того, чтобы подчеркнуть эту мысль. До сих пор образ этого «апостола утешающей лжи» вызывает бурные споры. Кто он - положительный герой или отрицательный, жалеет он людей или равнодушен к ним, стремится исцелить их утешениями или преследует другие цели? Я согласна с точкой зрения Б. Бялика, что в самой постановке вопроса таится ошибка, «непонимание всей сложности и глубины горьковской пьесы. Дело не в том, жалеет ли Лука людей (конечно, жалеет) и хочет ли помочь им своими утешениями (конечно, хочет), а в том, как он понимает людей, как оценивает человека».
С одной стороны, Лука видит человека в каждом обитателе ночлежки. Но вместе с тем подобная жалость подразумевает бессилие что-либо изменить в жизни. Утешения Луки поддерживают иллюзии, которыми живут персонажи пьесы, пытаясь отгородиться от окружающей мерзости. И действие «сказок» Луки чем-то напоминает наркотики: они не излечивают недуг, но позволяют человеку на какое-то время уменьшить боль, почувствовать себя лучше.
Все это чувствует и понимает Сатин. Я думаю, что именно поэтому он говорит: «Он (Лука)... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...» Знаменитый монолог Сатина: «Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью, уважать надо!» - является реакцией на мировоззрение Луки. Утешающей и примиряющей лжи Горький противопоставляет веру в свободного Человека, которому необходима только правда, какой бы суровой она ни была.
Таким образом, нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» обусловлена мировоззренческими проблемами. На их основе строится сюжет, выражается позиция автора. Изображая в предельно суровых тонах российскую действительность, ломающую людей, причиняющую им горе и страдание, Горький упорно «собирал мелкие, редкие крохи всего, что можно назвать необычным -добрым, бескорыстным, красивым», стремился выявить в душе самого «уничтоженного» человека неуничтоженные задатки или остатки человечности. Творчество М. Горького полно любви к человеку и боли за него, за все его унижения. И вместе с тем писатель выражает веру в счастливое будущее человечества.
Все произведения Горького содержат в себе сложную нравственную проблематику. Не исключение и пьеса «На дне». В ней автор объединил множество своих теорий, раздумий, предположений.
Горький сделал своими героями обитателей ночлежки, людей, опустившихся на социальное и нравственное дно. И это неслучайно. Именно на той глубине падения, которая отражена в пьесе, человек способен обсуждать вечные проблемы бытия, потому что в реальной жизни у него нет ничего, и существование его происходит скорее из милости вышестоящих. На «дне» все социальные признаки и различия между людьми стерты: «Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался».
Итак, какие же проблемы можно выделить в этом произведении? Автор наталкивает нас на размышления о человеке, о правде и спасительной лжи, о милосердии и жестокости, страдании и терпеливости.
Очень интересен в произведении спор о совести. Вопрос о том, нужна ли она в жизни, возникает после замечания Клеща, что в ночлежке живет «рвань, золотая рота…» Возражая Клещу, Васька Пепел замечает, что согласен с теми, кто как Сатин считают наличие совести совершенно невыгодным. Позиция Бубнова такая же: «На что совесть?» И читатель начинает задумываться, настолько ли она необходима людям на самом «дне» жизни.
Так же в своем произведении Горький обозначил проблему реального выхода из положения. Она связана с образом слесаря Клеща, который хочет вернуться к «нормальной» жизни посредством упорного, честного труда. Сначала Клещ гордо противопоставляет себя окружающим, верит в осуществимость своего замысла, упорно трудится. Но затем его мечта разбивается о суровую действительность: он теряет работу, переживает кризис. В конце пьесы герой оставляет мечты о работе, примиряется с «бездельничающими босяками», пьянствует вместе с Сатиным, проповедующим принципиальное «неделание».
Через образ Анны, жены Клеща, развивается проблема жизни и смерти, а также сострадания. Анна – «терпеливица», покорно несет свой крест и взывает лишь к сочувствию. Также благодаря ей подчеркивается жестокосердие Клеща. На просьбу Анны не кричать, не ссориться, он лишь устало кидает: «Заныла!»
Анна задыхается, просит отворить дверь в сени, но Клещ отказывает ей в этом, опасаясь простудиться. В подобных социальных условиях у людей не остается места на элементарную жалость. В этом смысле Бубнов выступает как бы проповедником принципа равнодушия к ближнему, отсутствия сострадания.
Кстати, именно Бубнова можно назвать особым героем пьесы, его высказывания зачастую кажутся циничными, но они показывают истинный смысл ситуации, не позволяя податься иллюзиям.
Очень важную роль в произведении играет проблема жестокой правды и спасительной лжи. Философию гуманного обмана в пьесе проповедует странник Лука. Он появляется, и вместе с ним в жизнь ночлежников входят жалость и сострадание. Для каждого у этого старичка найдется теплое, ласковое слово. Странник считает, что к человеку нужно искать подход только через доброту и жалость. Своей историей о двух беглых каторжниках, залезших на дачу, Лука подтверждает связь между жалостью к человеку и добром: «Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али еще что… Тюрьма – добру не научит, а человек – научит… да!»
Здесь Луке противопоставляется Бубнов. Этот герой говорит: «По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?». Но правда, к которой он призывает, оказывается не всем по силам. И вот в этом споре по-новому открывается Клещ. Он «дрожит от возбуждения», «кричит» о своей ненависти к правде: «Издыхать надо… вот она, правда! Она не дает вздохнуть, с ней жить нельзя…»
Своеобразной кульминацией в этом споре героев является притча Луки о праведной земле. Один человек все собирался идти искать праведную землю, где живут «хорошие люди… друг дружку они уважают, друг дружке – за всяко-просто – помогают… и все у них славно-хорошо!» Ради этого он готов был все стерпеть. Не выдержал он только объяснения ученого о том, что праведной земли нет на картах. После этого известия он «пошел домой и – удавился!..»
Вера в идеал добра помогает жить, «дает радость». Пытаясь узнать правду, человек убеждается в том, что ее воплощение в действительности невозможно, и это лишает его жизненных сил, способности бороться с судьбой. Сатин же в свою очередь говорил: «человек – вот правда!»
И на самом деле, в пьесе значительное место занимает спор о человеке. Бубнов говорит, что «как себя ни раскрашивай – все сотрется… все сотрется, да!» Лука не видит между людьми большой разницы: «Мне - все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Сатин же в своем известном монологе провозглашает: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!.. Все – в человеке, все для человека! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»
Автор поднимает в своей пьесе массу всевозможных проблем, на которые нельзя дать однозначного ответа. Можно сказать, что каждый из героев произведения в той или иной степени раскрывает позиции Горького по поводу нравственных вопросов.
Тема: Проблема гуманизма в пьесе М.Горького «На дне».
Цели:
образовательные :
Совершенствование навыка анализа текста; формирование универсальных учебных действий в процессе анализа текста драматургического произведения;
Удовлетворение интеллектуального интереса;
развивающие :
Развитие культуры речи, навыков монологической и диалогической речи;
Развитие логики мышления;
Развитие креативного мышления;
Приобретение умения вести дискуссию, выступать публично;
воспитывающие :
Установление в процессе совместных действий новых связующих нитей с одноклассниками, с педагогом;
Привитие чувства доброжелательности, внимания и уважения к собеседнику;
Приобретение нравственных ценностей;
Разрешение личностно значимых проблем в процессе рассмотрения ситуативных задач;
Активизация творческих способностей учащихся.
Задачи:
- создать проблемную ситуацию,
Побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения на различные вопросы.
Форма организации занятия: эвристическая беседа, литературная дискуссия, элементы театральной игры.
Методы:
Репродуктивные: словесные, наглядные;
Продуктивные: создание схем, наполнение их результатами наблюдений и собственными суждениями, создание учащимся мультимедийной презентации о Луке; использование мультимедийной презентации к уроку, инсценирование, рефлексия, работа в группах.
Средства обучения : портрет М. Горького, иллюстрации к пьесе “На дне”, мультимедийная презентация, компьютерная техника, книги с текстом пьесы “На дне”, учебники, сотворчество, взаимная ответственность за результаты работы, совместное переживание успеха, интерпретация литературного произведения.
Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, индивидуальная, творческая.
Ход урока
Первая учебная ситуация - мотивационная
Учитель сообщает тему урока: Столкновение неоднородных мироощущений в пьесе М.Горького “На дне”. Проблема гуманизма. (Презентация, слайд №1.)
Учащиеся работают коллективно в группах, интерпретируют каждое слово темы урока, развивая речедеятельность, мыслительную деятельность, записывая в тетради варианты смысловых находок:
Учитель.
Каковы цели нашего урока?
Учащиеся интуитивно воспринимают цели: понимание авторского замысла, осознание его, определение проблем, открытие духовного мира автора, обогащение своего духовного мира, развитие личности в процессе учебной деятельности, развитие культуры речи и другие. (Презентация, слайд №2.)
Учитель по необходимости дополняет и обобщает ответы: формирование универсальных учебных действий в процессе анализа текста драматургического произведения, разрешение личностно значимых проблем в процессе рассмотрения ситуативных задач, активизация творческих способностей учащихся.
Учитель.
Какова основная тема творчества М.Горького конца XIX – начала XX века?
Учащиеся.
В конце XIX – начале XX века основной темой творчества М. Горького стала тема разоблачения пороков капиталистической действительности.
Учитель. Какие проблемы ставит автор в пьесе “На дне”?
Учащиеся называют проблемы борьбы жизни и смерти, угнетения человека, духовной и материальной бедности, одиночества, трагедии общества и человека, гуманизма, античеловечности общества, правды и лжи. (Презентация, слайд №3.)
Вторая учебная ситуация - учебно-познавательная
Учитель.
Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне” (1902 г.). Чем же объяснялся ее исключительный успех? (Презентация, слайд №4.)
Учащиеся.
Учитель.
Главное правило урока литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кто её произносит. (Презентация, слайд №8.)
Учитель комментирует уровень знания текста.
Третья учебная ситуация - учебно-познавательная
Учитель.
Какие образы и ассоциации возникают при восприятии пьесы? (Презентация, слайд №9.)
Учащиеся в группах ведут наблюдения и в формате таблицы записывают результаты поисков. Учащиеся творчески выражают своё понимание и восприятие пьесы, обмениваясь мнениями в группах, затем представители групп выступают перед одноклассниками.
Образы | Художественные средства | Моё отношение |
Образ “дна” | В ремарках “пещера”, “подвал” - синонимы. Социальное “дно” жизни - развёрнутая метафора. | Бедность, сырость, отсутствие света, темнота, место обитания животных, зверей, а не людей. Мрачный быт костылевской ночлежки - воплощение социального зла. В одном помещении собрались старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здоровые и больные, голодные и сытые. |
Образы ночлежников | Речь обитателей ночлежки: хрюкаешь, козёл, собака. Разговорный стиль, грубая лексика. Одежда: ремарка “треплет руками лохмотья на себе” (о Клеще), “в женской ватной кофте” (о Медведеве), какой-то рухлядью покрывает актёр Анну. Разговор о совести: зачем совесть, честь и совесть не нужны, совесть нужна богатым. | Межличностные отношения: неуважение, грубость, презрение, жестокость, равнодушие друг к другу, ненависть. Нищета ужасающая. Скученность и страшная нищета порождают взаимное раздражение, ссоры, драки и даже убийство. Живут без совести, без чести, смирились с участью ночлежника, но человек не может жить без совести, совесть - внутренний судья, это важное чувство ответственности за самого себя. |
Судьба обитателей “дна” | Выброшены из нормальной жизни: не имеют работы, дома, семьи. | Грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Духовная жизнь не замерла, здесь возникают думы, мечты, концепции жизни. |
Общество, где существуют такие ночлежки | Описание места действия в каждом акте. Бесчеловечность социальных отношений. | Перед нами не просто трущобные условия жизни ночлежников. Дом Костылёвых с его хозяевами и подвальными жителями-своеобразная социальная структура, отражающая очень выразительно структуру всего общества, основанного на частной собственности, на унижении бедных. Ночлежники - жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. |
Четвёртая учебная ситуация - интеллектуально-рефлексивная
Учитель.
В чём причина разрушения человека? Почему люди опустились до такого уровня? Кто виноват? Учащиеся.
Пятая учебная ситуация - учебно-познавательная
Учитель. Какие вопросы возникают при знакомстве с трагической судьбой обитателей ночлежки?
Учащиеся. Может ли человек подняться на поверхность? Каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей “дна”?
Учитель.
Попробуем разобраться в этих сложных философских вопросах. Какая сцена является завязкой конфликта?
Учащиеся. Завязкой конфликта является появление Луки.
Учитель. Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться утешительной ложью, как Лука?
Учащиеся анализируют эпизод пьесы, связанный с появлением Луки, записывают в тетрадях результаты наблюдений, делятся своими мыслями с одноклассниками. (Презентация, слайды №13, №14, №15, №16, созданные одним из учащихся, им же демонстрируемые.)
Появление Луки | Художественные средства | Отношение к людям |
Доброго здоровья, народ честной… Мне всё равно: я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха не плоха, все чёрненькие, все прыгают… | Обращение, инверсия, эпитеты. Развёрнутая метафора. | Уважительно обращается к народу. Для него все люди равны, но сравнение человека с блохой, которую легко прижать к ногтю, раздавить, презрительно и резко. |
Шестая учебная ситуация - интеллектуально-рефлексивная
Учитель.
Какой же человек Лука? Какие нравственные ценности приобретаем, знакомясь с Лукой?
Учащиеся работают с текстом, наблюдают, ведут дискуссию, приводя примеры, записывают свои мысли и интересные находки других.
Отношение Луки к человеку (реплики) | Нравственные ценности, которые приобретаем мы |
Он - каков ни есть - а всегда своей цены стоит. Всяко живёт человек…как сердце налажено, так и живёт…сегодня - добрый, завтра - злой… | Каждый человек - ценность. |
Я только говорю, что, если кто хорошего никому не сделал, то и худо поступил. Любить - живых надо… | Делать добро - главный принцип человека. |
Человек должен уважать себя. | Уважение - почтительное отношение к самому себе и к другому человеку. |
Кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос - от всех жалел и нам велел… Человека приласкать - никогда не вредно! | Жалость, сочувствие, призыв к терпению. |
Всё ищут люди…всё хотят - как лучше… Человек - всё может…лишь бы захотел… Люди-то? Они - найдут! Кто ищет - найдёт… Кто крепко хочет - найдёт! Они - придумают. Помогать только надо им, девонька…уважать надо… Во что веришь, то и есть… | Вера в человека, в его силы. |
Седьмая учебная ситуация - учебно-познавательная, рефлексивная.
Учитель. (Презентация, слайд №18.)
Развитие сюжета концентрируется на том, как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки. Что же несёт Лука людям?
Учащиеся работали дома с текстом, подбирали необходимый материал и в формате таблицы записывали свои наблюдения, на уроке, общаясь в группах, дополняют свои записи, с результатами обобщения выступают представители групп.
Контакты | Прошлое героя | Советы Луки | Что несёт людям Лука | Что изменилось в отношении героя к жизни |
Лука- Анна | “Побои… обиды… ничего кроме - не видела я… ничего не видела! Не помню, когда я сыта была… Всю жизнь в отрёпьях ходила…” | “Ничего не будет! Лежи знай! Ничего! Отдохнёшь там!.. Потерпи ещё! Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит…” | Вера, терпение, милосердие, сочувствие - гуманные ценности. | Анна умирает спокойно, терпеливо. |
Лука-Настя | “Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!” | “Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит - была она!” | Поддержка, доброта. | Настя слышит грубые слова от Барона. Уходит куда глаза глядят, бросая ночлежникам: “Волки!” |
Лука-Пепел | Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал…Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын… | Советует забрать Наташу и уехать в Сибирь: “А хорошая сторона-Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там - как огурцу в парнике!” | Понимание, поддержка. | За убийство Костылева попадает на каторгу вместо счастливой жизни в Сибири. |
Лука-Актёр | Когда-то имел звучную фамилию - Сверчков-Заволжский, первых ролей не играл (говорит, что играл в “Гамлете” могильщика), жил в нужде; начал пить, не видя выхода, - спился, “пропил душу” (акт 2). “Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… Пропил я душу…Веры у меня не было…” | “Ты лечись! От пьянства нынче лечат…Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы, значит, даром их лечить…” | Помощь советом, убеждением, забота. | Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее, отчаялся, у него остается один выход - самоубийство. |
Лука- Барон | Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке (акт 4). | Лука Барону: “Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать - никогда не вредно…” | Гуманный совет. | По своему прошлому, социальному положению назван Барон, который “нет-нет, да и покажет из себя барина”. Самый безвольный из ночлежников. “А…ведь зачем-нибудь я родился…а?” Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение. |
Лука-Клещ | Потерял работу, хотя “честный труженик”, “с малых лет работал” (акт 1). | Лука о поведении Клеща: “Видел бы ты… как тут человек кричал!”, “Побежишь, если этак… к сердцу подступит…” | Сочувствие, сострадание. | Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, “заездил до полусмерти”. Он лишен малейшего сочувствия к умирающей спутнице жизни. |
Лука-Бубнов | Лука Бубнову: “Вот… ты говоришь-правда… Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку…не всегда правдой душу вылечишь…” Бубнов не верит Луке: “Всё – сказки… Всё выдумки…Праведная земля! Туда же!” | Продолжает пить, не способен действовать, чтобы выйти из порочной жизни. У Бубнова своя правда: “А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, какая она есть! Чего стесняться?” |
Учитель.
Какой же он, старец, странник Лука, который, по словам Сатина, “проквасил сожителей” и который возмутил в душе то, во что давно не верили и чего не любили?
Учащиеся о рефлексии.
Восьмая учебная ситуация - интеллектуально-преобразовательная, рефлексивная
Учитель. Предлагаем посмотреть сцену из 4 акта, подготовленную нашими учащимися. (От начала акта 4 до слов: “Правда - бог свободного человека!”).
Учитель.
Учащиеся.
Девятая учебная ситуация - учебно-познавательная
Десятая учебная ситуация “Итоги урока” - рефлексивная
Учитель.
Какое влияние на вас оказала поисковая работа по теме урока?
Учащиеся о рефлексии.
Недаром он сказал: "Превосходная должность – быть на земле человеком". Но нет, и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек. В этом - гуманизм Горького. (Презентация, слайд №22.)
Учитель.
Сегодня прозвучали разнообразные мнения о Луке, о его жизненной позиции, о его мировоззрении. Рассуждая об этом персонаже, мы коснулись многих вопросов, которые выходят за рамки литературного произведения, литературоведения в целом.
Когда мы видим на улице нищего, оборванного человека, часто не задумываемся о том, что перед нами человек, утративший веру в себя и в людей (нет на земле никого, кто захотел бы поддержать эту веру), проходим мимо и на просьбу о помощи отвечаем презрительным, осуждающим взглядом. Но ведь это либо старик, которого мы не защитили, либо ребёнок, которого никто не обогрел, либо взрослый, который попал в трудную жизненную ситуацию. Не пожалеть ли нам обездоленного, как это делает Лука? Не вспомнить ли нам слова Сатина: “Надо уважать человека!”. Главное: не проходить мимо, помочь человеку!
Будьте милосердными
Домашнее задание.
1) Сделать выборку высказываний героев по вопросам:
2) Подготовить высказывание по одному из обозначенных вопросов.
3) Выучить наизусть знаменитые монологи Сатина о правде и о человеке (акт 4).
Учащийся, подготовившийся к уроку самостоятельно, читает стихотворение Н. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”.
Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году и вскоре принесла автору мировую известность. В этом произведении были затронуты самые злободневные проблемы современности, поэтому пьеса сразу привлекла к себе внимание русской общественности.
Этой пьесой Горький завершил цикл произведений о «босяках». Наблюдение за миром «бывших людей», оказывало влияние на формирование социального сознания самого автора. В сравнении с рассказами, написанными в 90-х годах XIX века, в пьесе представлены более глубокие социально-психологические характеристики представителей «босяцкого анархизма».
Когда Горький писал образы обитателей ночлежки, он стремился представить их наиболее обобщенно с социально-философской точки зрения.
Практически у всех героев имелись свои «двойники» из реальной жизни. У каждого «босяка» своя жизненная история, сложная и неоднозначная.
В начале XX века в России разразился острый промышленный и экономический кризис. Суровая картина действительности нашла свое отражение в пьесе, и она стала своеобразным приговором существующему общественному строю, который выбросил на «дно жизни» огромное количество умных и талантливых людей, обрекая их на трагическую гибель.
Пьеса «На дне» обладает колоссальной силой обличения. Горький утверждал, что общество, уничтожившее в человеке человеческое, не может существовать. Поэтому в конце каждого действия пьесы происходит смерть одного из обитателей ночлежки. Цепь из разнообразных (от естественной до убийства) смертей символизирует трагедию жизни такого общества. Поэтому и жанр пьесы определяется как трагедия, отличительной особенностью которой является максимальная правдивость и реалистичность.
На примере жизни Клеща раскрывается проблема «дна» и «хозяев», которая приобретает политическое звучание.
Горький выступал против всяческих проявлений утешительства, считая их одной из форм примирения с действительностью.
Проблема утешающих иллюзий становится темой многих произведений Горького («Проходимец», «Болесь», «Читатель»), но наиболее полно она раскрывается в пьесе «На дне». Писатель разоблачает эту проблему в различных ее проявлениях и осуждает тех, кто слепо поддается иллюзиям утешителей.
Главным вопросом пьесы является вопрос о том, что лучше, сострадание или истина? Стоит ли до того доводить сострадание, чтобы пользоваться, как Лука, ложью? Вокруг этой проблемы в пьесе разворачиваются горячие споры о смысле жизни человека, о будущем.
Этой лживой философии покорности писатель противопоставил правду о человеке свободном, который отвергает унижающую его жалость. Человек сам создает свое будущее, он имеет огромные возможности и потенциал. Человека не надо унижать жалостью, его нужно уважать и ценить.
Проблема «дна» ярко представлена на примере судьбы Наташи. Этот образ разительно отличается от прочих обитателей ночлежки. В девушке ясно видны чистота, достоинство и гордость, именно эти качества пленили Пепла. Но сумеет ли Наташа сохранить их? Скорее всего, нет. Доказательством этому может служить пример ее сестры Василисы. Они с Наташей имеют много общего. Василиса обладает такой же волей и прямотой. Очевидно, раньше она была такой же, как Наташа, но жизненные обстоятельства сделали ее «гадиной». Сама Василиса признается, что жалеет Наташу, но ничего не может поделать с собой, и поэтому мучает сестру. Возможно, в будущем Наташа станет такой же.
Пьеса «На дне» носит социально-философский характер. В ней нет положительных героев, но их здесь и не должно быть. Главной идеей пьесы является идея о том, что абсолютно каждый человек имеет право быть счастливым.