Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников
Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Как общаются наши дети? Рубленые фразы, обиходный словарь. Что говорить о детях, если часто молодые люди не могут пересказать красочно сюжет фильма или историю, услышанную от кого-либо. Качество пересказа желает быть лучше. Одно дело пересказать текст сухо - т.е. изложить цепочку событий, а другое дело дар рассказчика, который включает в себя художественно-образное оформление речи.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
Речь считается связной, если для нее характерны:
Точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
Логичность (последовательное изложение мыслей);
Ясность (понятность для окружающих);
Правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем егомногообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли, чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
Театрализованная игра – универсальное средство, которое отражается в каждой образовательной области, однако в контексте рассматриваемой проблемы необходимо особо обратить внимание на интеграцию театрализованной игры в такие образовательные области как «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы».
«Чтение художественной литературы»: развивается интерес к художественной литературе, навык слушания, формируется эмоциональное отношение к поступкам героев, умение высказывать его, умение описать характер героев; формируется и закрепляется умение выразительно читать стихи. Обращается внимание детей на композицию произведения: как начинается, о чем рассказ или сказка, чем заканчивается, на его языковые особенности. Для закрепления прочитанного произведения, можно использовать пальчиковый театр, в котором действия и содержание производят сами дети. В случае затруднения, воспитатель оказывает необходимую помощь.
«Коммуникация»: формирование и развитие речи как средства общения. Развитие умения поддерживать беседу, совершенствовать диалогические формы речи, умение высказывать свою точку зрения. Развитие умения составлять рассказ о событиях из личного опыта. Придумывание своих концовок сказок, сочинение сказок на тему, предложенную воспитателем, а так же на свободную тему, разучивание диалогов.
Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления, взросления, а так же индивидуальных особенностей. В соответствии с возрастом детей подбираются театрализованные игры, виды театров, доступные детям и способствующие развитию связной речи.
Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. Рекомендуется с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.
Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.
У детей среднего дошкольного возраста продолжается формирование импрессивного и экспрессивного словаря. Продолжается работа над накоплением пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, глаголов. Развивается связная речь и речевое общение. Дети учатся вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Развивается реакция на интонацию и мимику. Ведется работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов. Развивается умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. Формируется умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2 -3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого. Формируется навык пересказа знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой. В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).
У детей старшего дошкольного возраста расширяется и активизируется в речи словарный запас. Совершенствуется умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалоги, выслушивать друг друга до конца. Формируется умение составлять рассказы-описания, загадки-описания по образцу, по плану, выразительно читать стихи. В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.
У детей подготовительного к школе возраста расширяется и активизируется словарь на основе систематизации и обобщения полученных знаний. Экспрессивная речь обогащается сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами, словами-синонимами. Развивается умение обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Формируется навык познавательного общения. Формируется навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Формируется умение высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев. Развивается чувство языка, прививается чуткость к поэтическому слову, к образным средствам, любовь к родному языку. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.
Как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.
Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).
Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.
Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают в себя стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.
Таким образом, театрализованная игра один из самых эффективных способов развития связной речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление и воображение.
Список литературы:
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада М., КНОРУС", 2003.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. - СПб: Питер, 2001.
3. "Детский сад: теория и практика" № 3/2012 "Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста".
4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001
1.2
Педагогическая диагностика
Таблица.
Динамика уровня освоения
разделов «В игре ребенок
развивается, познает
мир, общается», «Развиваем
речь детей»
Год
Уровень
|
«В игре ребенок развивается, познает мир, общается» (театрализованная деятельность) | «Развиваем речь детей» (связная речь) | ||||||||||||||
2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | |||||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | |
Высокий | 10% | 15% | 15% | 20% | 20% | 25% | 15% | 20% | 10% | 15% | 15% | 20% | 20% | 25% | 10% | 15% |
Средний | 60% | 60% | 60% | 60% | 60% | 60% | 60% | 70% | 55% | 50% | 55% | 60% | 60% | 60% | 55% | 70% |
Низкий | 30% | 25% | 25% | 20% | 20% | 15% | 25% | 10% | 35% | 35% | 30% | 20% | 20% | 15% | 25% | 15% |
Екатерина Стальчук
Консультация «Развитие связной речи у детей средствами театрализованной деятельности»
Развитие связной речи у детей через театрализованную деятельность :
· Во второй младшей группе;
· В средней группе ;
· В старшей группе;
· В подготовительной группе.
II младшая группа (возраст 3-4 года)
К трем годам при нормальном развитии ребенок осваивает все грамматические категории языка, но это не означает, что формирование грамматического строя речи полностью завершено .
Возрастной особенностью речевого развития детей является : формирование грамматического строя речи (прежде всего структуры предложений, а так же я внимание уделяю формированию словаря, звуковой культуре речи , связной , диалогической речи ).
Для реализации этих задач я провожу инсценирование представления, игры - драматизации, создаю естественные условия для заимствования из источника оборотов речи , предложений.
1. Для начала я знакомлю детей со сказкой . Предварительно загадываю загадки, которые предваряют чтение. Например, сказка «Теремок» («Под полом таится, кошку боится» - мышь, «Кто зимой холодной ходит злой, голодный?» - волк и так о каждом герое). При правильном отгадывании появляется герой. Затем следует чтение сказки. Под впечатлением от услышанного, у детей возникает желание показать, как двигаются герои этой сказки.
2. Такие выразительные движения можно изобразить в пластических этюдах, в которых они сопровождаются метким словом : например, лисичка красивая, легкая, игривая, заяц скачет испуганно, прижав уши, удирает от лисы, несется, мчится (формируется словарь детей ) . Провожу упражнения на интонационную выразительность. В ходе таких упражнений я комментирую голос каждого героя. Например : у мышки голос тоненький, она пищит - у медведя – грубый, он ревет и т. д.
3. После первичного знакомства со сказкой я предлагаю детям рассказать ее вместе. Например : «Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку … Кто?» , правильно, мышка (дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание) и т. д. В заключении подвожу итог : лягушка прискакала, а зайка прискакал и т. д. (формируется грамматический строй речи ) .
4. Параллельно с этюдами я организую ряжения. Высказывания возникают сначала по поводу распределения ролей и костюмов : «А я буду мышкой!» , «А я буду медведем!» . Костюмы рассматриваются, проводится с детьми беседа, кому он больше подойдет. Ребенок примеряет на себя элементы костюма. После этого я называю действия героя (мышка бежала, пищала, а ребенок пытается повторить. Так обыгрывается персонаж сказки.
5. Далее я побуждаю детей к импровизации диалогов. Они вовлекаются в диалог персонажей сказки, реплики расширяются, включаются движения, а затем детям я предоставляю возможность импровизировать самостоятельно. Они могут говорить, кто что захочет- порядок и очередность я не устанавливаю. В разыгрывании сказки может участвовать два зайчика, три мышки и т. д.
6. Затем я провожу инсценировку сказки. Вовлекая детей в разыгрывание сказки, развиваю у них диалогическую речь, связную речь . Например. Чтобы попасть в теремок для начала – нужно спросить – кто там уже живет, а потом описать животное, в роли которого выступает ребенок. (Я – лягушка. Зеленая, самая маленькая, а глаза большие. Люблю плавать, хорошо прыгаю и т. п.).
7. После такого разыгрывания сказки можно перейти к театрализованному действию , в котором наряду с актерами есть и зрители.
Итог :
Театрализованная деятельность способствует речевому развитию малышей . Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становится понятным более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. В целом упражнения и импровизационные диалоги совершенствуют все стороны речи , развивают ее образность и выразительность. У детей формируется умение задавать вопрос, отвечать на него, подать реплику, включающую хотя бы одно слово. Эти умения необходимы для развития диалогической речи , совершенствования грамматической структуры предложения и, как результат, для построения связного высказывания .
Средняя группа (возраст 4-5 лет)
Главное направление развития речи на данном этапе – формирование контекстуальной (связной ) речи . На первый план выступает специальное обучение связной речи и рассказыванию , как коллективное, так и индивидуальное.
В средней группе особенно широко я использую игры - по мотивам сказок и литературных произведений.
1. Сначала я детям рассказываю русские народные сказки («Курочка Ряба» , «Маша и медведь» и др.) После чтения сказок провожу анализ, выясняя, о чем говорится в сказке, какие слова, выражения, песенки персонажей им запомнились и понравились.
2. Затем я собираю несколько изданий этой сказки с разными иллюстрациями. Рассматривание иллюстраций разных художников помогает детям обращать внимание на характер изображения персонажей (сказка «Курочка Ряба» -дед и баба старенькие, ласковые, добрые, их внешние данные (у мышки длинный хвостик, курочка рябенькая) .При анализе,содержания сказки дети повторяют слова курочки, действия деда и бабы, показывают иллюстрацию, которая соответствует этим словам.
3. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр . В ходе работы над сказкой дети знакомятся с особенностями поведения разных персонажей,учатся описывать (курочку, рассуждать, давать характеристики, двигаться в соответствии с ними.
4. Затем дети прослушивают грамзапись сказки, смотрят диафильм. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства , у них появляется желание снова слушать (видеть) хорошо знакомую сказку в новых формах.
5. Результатом предварительной работы становится проведение драматизации по сказке (с элементами импровизации) . Где развивается слуховое внимание , воображение, память, мотивация к деятельности ; побуждение к импровизированной речи .
Итог :
Анализируя сказку с детьми, задавая правильно поставленный вопрос, заставляю их думать. Размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи , пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая ее образной и выразительной. В этом возрасте детей привлекает повествование – импровизация, у них проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов высказывания (описания, повествования) .При составлении рассказов совершенствуется связная речь , понимание смысловой стороны слова и особенно –синтаксической структуры предложения.
Старшая, подготовительная группы (возраст 5-7лет)
У детей старшего дошкольного возраста речь достигает довольно высокого уровня. Они могут участвовать в беседе, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
В старшей группе особое внимание я уделяю обучению детей связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; умению составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам, новые сказки.
Для решения этой задачи необходимо следующее :
1. Для начала я знакомлю детей с русскими народными сказками : рассматриваем иллюстрации, рассказываем сказки при помощи настольного, пальчикового, кукольного театра . Обсуждаем, чем сказка отличается от рассказа, стихотворения.
2. Рассматриваем иллюстрации к русским народным сказкам и находим по иллюстрациям отрывки из сказок. Провожу беседы об особенностях иллюстрирования художниками драматических моментов сказки. Предлагаю детям дать характеристику персонажей.
3. Провожу игры, речевые упражнения, пластические этюды, развивающие умения детей соединять слово и движения, выразительную передачу образа с жестами и мимикой. Например, по сказке «Заюшкина избушка» , дети пытаются изобразить лису, когда она выгнала зайчика, и испуганного зайца так, чтобы можно было догадаться. В свободное время дети импровизируют небольшие диалоги, например, лисы и зайчика, лисы и петушка и т. д. Дети следят за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос. Сначала это дается им с трудом, но постепенно индивидуальная работа с каждым ребенком приносит свои результаты. Дети уже могут сказать, у кого хорошо получается какая роль.
4. В последствии я предлагаю детям придумать к изучаемой сказке другой конец. Например. Если бы петушок тоже испугался лисы, кто смог бы помочь зайчику? Я предлагаю детям смоделировать содержание сказки, чтобы лучше запомнить последовательность изложения сюжета.
5. Постепенно я подвожу детей к пониманию , что они будут показывать новую сказку. Для спектакля распределяются роли, создаются костюмы, декорации. В ходе подготовки к спектаклю дети предлагают ввести новых персонажей в содержание сказки, например, Крокодила Гену, Чебурашку, которые помогают зайчику.
6. Показ спектакля зрителям на основе новой придуманной сказки.
Итог :
Во время театрализованной деятельности в старшей и подготовительной группы формируются умения создавать сочинения на основе соединения разных сказок с включением новых персонажей. Развивать способности изображать художественный образ персонажей через диалоги, интонацию, движения, жесты. Все это способствует развитию лексической , грамматической, фонетической сторон речи детей , а также и развитию образной речи .
Театрализованная деятельность формирует у детей правильную , выразительную, четкую речь, у них обогащается словарный запас, образная лексика, связная речь .
Таким образом, ежедневно наблюдая положительные результаты своей работы по развитию речи детей , я могу сделать вывод, что театрализованная деятельность -это рабочая методика, она действительно помогает нам учить и развивать детей , не требует материальных и временных затрат, применима практически к любой образовательной области, может использоваться каждым педагогом.
Ирина Пельнова
Опыт работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности»
1слайд : Визитная карточка
Пельнова Ирина Юрьевна,воспитатель МБДОУ детского сада №16 «Жемчужинка»
Педагогический стаж :13 лет
Образование : средне-специальное, студентка второго курса Нижегородского государственного университета «им. Лобачевского»
Награды : почетная грамота МБДОУ (2014) за введение инновационных технологий в работу
Профессиональное кредо :
«Горжусь профессией своей за то,
что детство проживаю многократно»
2слайд : Тема
«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности »
3 слайд :Условия формирования личного вклада в развитие образования (со слайда)
Работа по развитию речи включает в себя наличие следующих условий :
1. Научно-исследовательские условия
2. Методические условия
3. Организационно-педагогические условия
Мною были изучены теории философов, психологов, педагогов в области развивающего развития (Выготского Л. С. ,Эльконина Д. Б. ,Тихеева Е. И. ,Флёрина Е. А.) .По мнению большинства учёных развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка . Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
4 слайд :Актуальность.
Анализ РППС группы на соответствие ФГОС ДО выявил следующие проблемы :
Недостаточность обеспечения реализации образовательного потенциала пространства группы для речевого развития детей ;
Диагномтика по развитию речи показала ,что
Низкая речевая активность детей
Кроме того, существует проблема :
Неудовлетворённость взаимодействия с родителями воспитанников;
Именно театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, темп, выразительность речи . Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей . И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью : «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности ».
5 слайд :Теоретическое обоснование личного вклада
Это одно из самых эффективных способов воздействия на детей ,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения :учить играя.
Кроме того,одной из требований ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Образовательна программа нашего учреждения ставит задачи развития свободного общения…
Выготский писал : «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка , но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи ».
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
6слайд. Цель и задачи
Перед собой я поставила следующую цель
Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредсвом театрализованной деятельности .
И такие задачи :
Развивать все компоненты устной речи ;
Воспитывать интерес и любовь к чтению;
-Развивать литературную речь ;
Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения;
-Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности ;
Удовлетворить потребности детей к самовыражению ;
Привлечение родителей к партнёрству,т. к. совместная театрально-игровая деятельность -уникальный вид сотрудничества.
7слайд. Ведущая педагогическая идея опыта работы :
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры , в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение , совершенствует речь.
8слайд :Деятельностный аспект
В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения : игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация.
Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей , беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память , воображение, творческое воображение.
9слайд :Диапазон личного вклада (Совместная деятельность )
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи , использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности . По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях
10слайд :Диапазон личного вклада (совместная деятельность с логопедом )
Очень важна работа с учителем-логопедом. Совместно мы проводим различные ….
11 слайд : Диапазон личного вклада (самостоятельная деятельность )
В самостоятельной деятельности дети сами выбирают виды театра и понравившиеся им роли. Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность. В самостоятельной деятельности ребёнок учится продумывать свои действия, поступки героев, которых он проигрывает. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию организованности, самостоятельности. Через свои ролевые высказывания ребёнок усваивает смысл, экспериментирует со словом, мимикой, жестом.
12слайд : Диапазон личного вклада (работа с родителями )
Важно участие родителей в работе с театрализованной деятельностью . В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей . Много усилий родители приложили к пошиву костюмов как для детей ,так и для взрослых. Укрепляю партнерские отношений с семьей каждого воспитанника, повышаю компетентность родителей, уверенность в собственных возможностях, привлекаю к участию в различных мероприятиях.
13слайд :условия
Процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда они самостоятельно могут выбрать вид театра и роль . Большое значение имеет использование разноообразных технических средств таких как, магнитофонные записи, просмотр видео на ноутбуке и т. д.
14слайд. Условия развития детей в театрализованной деятельности
Дети развиваются и общают свой словарный запас не только во время театральной деятельности . Много дети познают в свободной деятельности . Во время сюжетно-ролевой игры они самостоятельно задумывают сюжет и развивают его замысел . Когда дети занимаются с настольными играми у них развивается воображение . Рисуя дети ….
15 слайд :Показ сказки детям раннего возраста
Своими маленькими постановками мы радуем детей раннего возраста демонстрируя им свои мини постановки.
16слайд : Знакомство с постановкой сказки
Анализируя работу с детьми я пришла к выводу, что дети могут показать открытый показ. К выбору сказки я подошла с креативностью, решив показать старую сказку «Волк и семеро козлят» ,но на новый лад. Вначале работы я прочитала детям старый вариант сказки и мы обсудили его.
17 слайд :Совместный показ сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад
Проделав большую работу с детьми и родителямимы показали сказку детям всего детского сада.
18 слайд : Совместный показ сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад
В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает , успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей .
19 слайд :Результативность
У детей улучшилась речь . Я в своей работе , в совместной деятельности детей и воспитателя , систематически проводила театрализованную игру . Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм , у детей развилась эмоциональная сфера , расширился и обогатился опыт сотрудничества детей , как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей . Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал правильно и красиво говорить. И я в своей работе совместно с родителями приложила немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
20 слайд : ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Консультации педагогам «Развитие речи детей младшего возраста с помощью театрализованных игр »,февраль 2014г. МО в ДОУ
Демонстрация результатов на сайтеДОУ,педагогическая копилка :статья «Дети в садике живут»
Сетевые педагогические сообщества : публикации на сайтах сайт;сценарий сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад
21 слайд : РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Мониторинг речевого развития
детей второй младшей группы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Юбилейный»
Педагогический опыт работы
Тема: «Развитие речи детей посредством театральной деятельности».
Зайцева Екатерина Владимировна
Воспитатель
Ставропольский край
Александровский район
356300
село Александровское
улица Карла Маркса №90
С. Александровское, 2014 год
Искусство актера заключается в речи и в движении тела.
И. Гёте
Пояснительная записка
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.
Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности ».
Актуальность и перспективность.
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности развивающей работы с детьми дошкольного возраста и профилактику речевых нарушений у детей. В основу опыта положена идея организации театральной студии, обучение и – развивающее развитие. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями, основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.
Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.
Практическая значимость.
Над данным проектом работа ве дётся на протяжении 2,5 лет. При диагностике можно увидеть некоторые результаты, а самый важный – уровень развития речи, уровень общей культуры. Надеемся, что наши усилия не пройдут даром. Малыши войдут в большую жизнь, какими они станут, зависит от нас педагогов. Данная программа может быть реализована в ДОУ, родителям.
Работа по данному проекту ведется и в настоящее время, и находиться на аналитическом уровне.
Выполнен большой объем работ:
Только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники будут владеть правильной, чистой, красивой речью, позитивно взаимодействовать в коллективе, а для этого необходимо продолжать начатую работу. Имея основу, есть от чего оттолкнуться в своих творческих планах, надо совершенствоваться. Для этого у меня есть хорошая ресурсная база, коллеги, родители, которые заинтересованы в гармоничном развитии ребенка.
Комплекс сценариев, досугов с детьми и родителями по развитию речи, а так же подборка разработок театральных игр может быть использована в работе дошкольного образовательного учреждения.
Ведущая педагогическая идея опыта работы
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.
Новизна опыта.
Для того чтобы малыши сами импровизировали, инсценировали какой-нибудь готовый литературный материал, в озникла необходимость в проектировании зоны театрализованной деятельности детей, которая предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в группе:
Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельности детей;
Организация «зон приватности»;
Предоставление права и свободы выбора;
Полифункциональность использования помещений и оборудования;
Возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.
Подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
Театрализованная деятельность интегрирована, так как её элементы можно использовать в различных образовательных областях: . социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
Цель:
Развить речь детей посредством театральной деятельности.
С учётом возрастных особенностей;
При условии совместного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
Принципы организации образовательного процесса:
Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике.
В своей практике я использую компьютерные презентации в программе PowerPoint. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:
Папки-передвижки по развитию диалогической монологической речи;
Индивидуальные консультации «Как развить интерес у дошкольника к театрально-игровой деятельности »;
Разработки памяток «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры»;
Ожидаемые результаты:
Дети.
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Родители.
Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Опыт работы по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» реализовывался в средней и старшей группе по двум направлениям: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями.
Нормативно – правовое и методическое обеспечение опыта
Научно – методическими:
Годовой план учебно-воспитательной работы;
Календарно-тематические планы;
Материалы научно-методических изданий;
Мониторинг
Методические разработки для родителей, детей.
Материально-техническими:
Уголок в группе по речевому развитию;
Уголок театрализованных игр;
Библиотека методической и художественной литературы;
Наглядно-дидактические пособия.
Информационно-содержательное:
Формы работы с родителями;
Сбор текущей информации;
О результатах мониторинга;
Проведение консультаций;
Организация работы с родителями (консультация, собрания, распространение буклетов, наглядная информация,);
Взаимодействие с социальными институтами;
Систематическое оформление информационного стенда.
Этапы углубленной работы
Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
1этап-подготовительный.
На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающую среду группы. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки.
Недостаточно методических разработок по развитию речи детей и мало информации и наглядного материала для работы с родителями.
Поэтому провела обследование состояния сформированности связной речи, целью которого было выявление уровня развития связной речи детей. Содержание работы представлено в приложении. Анализ результатов по второй младшей группе показал, что в основном соответствуют низкому и среднему уровню.
Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.
Подготовила: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика; сценарии сказок, театрализованные игр, этюды.
Проанализировав анкетирование, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления.
Итак, результаты диагностического этапа позволили мне определить следующие этапы работы:
1.выработать систему театрализованных игр для детей.
2.оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приёмов.
2-й этап – основной.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация.
Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память, воображение, творческое воображение.
1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов.
2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр.
3.Показ сказок:«Заюшкина избушка», « Лисичка- сестричка и волк», «Репка», театрализованное представление сказки «Теремок» , драматизация «Телефон» К Чуковского
4. Показ сказок в старшей группе: «Заяц- симулянт», «Морозко», «Полянка», театрализованное представление сказки на новый лад «Снежный колобок», кукольный театр «Заюшкина избушка» (приложение№3)
5.Показ сказок для родителей: ««Новогоднее приключение колобка», «Царевна- лягушка». (приложение№2,3)
При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимали участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп). Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи.
Требования к проведению театрализованных игр, я строила их так, чтобы каждое последующее опиралось на приобретённый ранее опыт и знания ребят.
В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.
Для повышения педагогического мастерства:
1.Разработала перспективный план работы с детьми и работу с родителями во второй младшей, средней и старшей группе (приложение№2,3,5).
2.Разработала и подобрала для детей игры на развитие речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику.
3.Участвоварла в работе педсовета по развитию речи детей, где представила сообщение из опыта работы «Театрализованные игры по художественным произведениям, как средство развития речи детей дошкольного возраста».
3-й этап – заключительный.
По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей и анкетирование родителей.
Повторное диагностирование детей показало более высокий уровень их знаний.
В средней группе.
Высокий уровень - 24.2%
Средний 44.2 % 75.8%
Низкий 55.8 % -
Общие показатели диагностирования по средней группе высокий уровень вырос на 24.2% , средний на 31.6%, с низким уровнем на конец года детей не выявлено.
В старшей группе.
Первое диагностирование. Второе диагностирование
Высокий уровень -13.8% 42.8%
Средний 69 % 57.2%
Низкий 17.2 % -
Общие показатели диагностирования по старшей группе высокий уровень вырос на 29% , средний уменьшился на 11.9%, с низким уровнем на конец года детей не выявлено.
Библиографический список
Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.
Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.
Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999.
Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974
Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание, 2006. - N4
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001.