Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Калам александр - все картины художника. Александр Калам: биография Художник александр калам картины

Калам александр - все картины художника. Александр Калам: биография Художник александр калам картины

Творчество А. Калама связано с рождением нового направления в швейцарской пейзажной живописи, с созданием типа романтизированного эпического альпийского пейзажа.


В швейцарском искусстве начиная с XVIII века традиционно принято выделять две линии, являющие собой провинциальные ответвления ведущих европейских школ. Существует даже крайняя точка зрения, которая вовсе отказывает Швейцарии в существовании самостоятельного искусства. Еще в начале XX века английски

й художник и критик Макс Бирбом писал о швейцарцах: "Они не произвели ни одного художника, ни одного музыканта; только придворных, гидов, официантов... Это изящный и бесполезный цветок цивилизации".

Однако швейцарская живопись все же дала истории искусства Конрада Витца и Урса Графа в эпоху Возро

ждения, а в XVIII веке портретистов с европейским именем Ж.-Э. Лио-тара, А. Граффа, А. Кауфман. XIX век принес с собой оживление художественной жизни, расширение контактов не только с Францией и Германией, но и с Австрией, Англией, Россией. Список известных за пределами страны швейцарских художников

пополнился в XIX веке именами Генри Фюсли, Шарля Глейра, Александра Калама, Арнольда Беклина, Фердинанда Ходлера.

Творчество А. Калама связано с рождением нового направления в швейцарской пейзажной живописи, с созданием типа романтизированного эпического альпийского пейзажа. Калам изображал в св

оих произведениях величественные панорамы горных массивов ("Четыре времени года", Женева, Музей истории и искусства), суровые и неприступные вершины ("Монтроз", 1843, Невшатель, Музей), непроходимые лесные чащи ("Ели в горах", Москва, ГМИИ имени А.С.Пушкина), живописные горные озера ("Озеро четырех

кантонов", Женева, Музей истории и искусства). Но Калам открыл для живописи не только новый мотив. Он разработал принципиально новую по сравнению с классическим пейзажем XVII века систему видописания. Именно ей художник был обязан своей громкой европейской славой, впрочем, довольно непродолжительной

Живописная система пейзажей Калама носила компромиссный характер, соответствующий переходному периоду в европейской живописи середины XIX века. Произведения Калама соединяли в себе романтический мотив естественной, не облагороженной человеком природы и "картинность", эффект живописи с натуры и пос

троение по "законам искусства".

Александр Калам родился в небольшом городке Веве на Женевском озере в семье бедного каменотеса. После смерти отца он перебрался в Женеву, где сначала обучался семейному ремеслу, а в 1830 году поступил в мастерскую известного художника Франсуа Дидэ. Строго говоря, и

менно Дидэ был первым в искусстве Швейцарии живописцем романтических и патетических альпийских ландшафтов. Но только с появлением Калама этот тип пейзажа обрел тот вид, который заставил говорить об "альпийской пейзажной школе". Калам быстро превзошел своего учителя, занял его место во главе женевско

й художественной школы и уже в 1837 году выступил в Гамбурге с картиной "Лес около Авранша", которая положила начало его стремительному восхождению к славе.

Европейское признание пришло к Каламу после того, как на выставке 1839 года в парижском Салоне была показана картина "Гроза на Хандеке" (Жен

ева, Музей истории и искусства). Она произвела настоящую сенсацию, поразив воображение французских зрителей величавой патетикой изображенного буйства стихий и безукоризненным композиционным мастерством. Французский путешественник, видевший эту картину десять лет спустя уже в Женеве, передавал свое в

печатление в восторженных славословиях Каламу и альпийскому пейзажу: "Калам питал свой гений созерцанием грандиозной природы. Его талант, суровый и строгий, вдохновляется скорее чувствами, нежели искусством. Какое величественное смятение! Так и слышишь, как воет ветер в этих глубоких ущельях; грозов

ые тучи нависают над самой землей; а ниже угадывается темная голова гиганта, который словно бы вызвал всю эту бурю". "Гроза на Хандеке" стала знаменем "школы Калама", образцом целой серии альпийских видов, которыми на протяжении четверти века художник снабжал Европу.

Залог успеха пейзажей Калама

состоял в узнаваемости деталей, в реалистической достоверности признаков конкретной местности. Отказавшись от атрибутов классического пейзажа: руин, мифологических персонажей, яркого ровного солнечного света, - Калам разработал взамен собственные рецепты, создал универсальную пейзажную концепцию. Он

соединял в картине уголки разных видов, получая в результате некий средний "искусственный" пейзаж ("Горный пейзаж", Париж, Лувр). Тем не менее эти составленные из натурных фрагментов ландшафты с их чисто сценической импозантностью и условной цветовой перспективой, построенной на постепенном разбели

вании тона при изображении далей, сохраняли иллюзию подлинной, "дикой и необузданной" природы. Эта иллюзия достигалась благодаря тому, что Калам с неизменным мастерством строил "интригу" своих произведений. Игра световых контрастов придавала драматическое напряжение сочиненному в мастерской виду, со

общала ему дыхание жизни.

Калам имел репутацию "создателя альпийской живописи, величайшего швейцарского пейзажиста и одного из лучших европейских художников своего века". Он неоднократно удостаивался наград на международных выставках, в 1842 году был произведен в кавалеры ордена Почетного Легиона

Был избран членом Санкт-Петербургской и Брюссельской Академий. Художник совершал поездки в Германию и Нидерланды (1839), Англию (1840), Францию (1842), Италию (1845). Он изучал творчество голландских пейзажистов XVII века, Н.Пуссена и К.Лоррена, знакомился с современной английской пейзажной школой

С опытом барбизонцев во Франции. Но при этом он оставался верен своей системе синтетического пейзажа, преображая по его законам натурные зарисовки разных стран и местностей. Острота видения, точность рисунка, вкус и техническое совершенство Калама проявились в большей степени в его офортах и литог

рафиях, где он был не так сильно связан тиранической волей разработанного им типа картины.

В 50-е годы XIX века влияние Калама распространилось широко, почти в каждой европейской стране находились его последователи. В России, например, "школе Калама" принадлежало целое поколение пейзажистов, сред

и них такие известные в свое время художники, как А. И. Мещерский, В. Д. Орловский, П. А. Суходольский. Европейские "каламисты" весьма успешно применяли приемы швейцарского художника для изображения своей национальной природы.

В 1863 году знаменитый живописец отправился на лечение в Ментону, где

умер в следующем году от туберкулеза. В 1865 году на посмертной распродаже картин Калама в Париже, где оставались в основном небольшие подготовительные этюды и эскизы, общий доход от аукциона составил фантастическую по тем временам сумму в 180 тысяч франков. Но уже спустя десятилетие уподобление Кал

Горный пейзаж с рекой

Замечательный пейзажист и талантливый график, который подготовил более 200 учеников. В его мастерской учились И.И. Шишкин, В.Д. Орловский, П.А. Суходольский, А.И. Мещерский, члены русской императорской фамилии.

Художник Александр Калам (Alexandre Calame) родился в мае 1810 года, в швейцарском городке Веве, в семье резчика по мрамору. В возрасте 15 лет Александр устроился на работу в банк, а через четыре года, благодаря финансовой помощи банкира Диодати, который увидел пейзажи написанные юношей, начал брать уроки живописи у художника Франсуа Диде.

Вскоре Александр Калам оставил работу в банке и решил всю свою жизнь посвятить живописи. В 1835 году он впервые выставил свои пейзажи на выставке в Берлине, а затем – в Париже. Работы молодого художника были благосклонно встречены публикой.


Гроза на Хандеке

Работы художника Александра Калама – это новое направление в европейской и швейцарской живописи. Именно он стал основоположником романтического эпического альпийского пейзажа. Alexandre Calame создал не только новое видение мотива, но и совершенно иное, отличное от классической европейской пейзажной школы видоописание.

Слава, международное признание, ученый степени и именитый, в последующем, ученики, заказы от королей и императоров…

Впрочем, слава швейцарского художника была совсем не долгой. Недолго восхищалась публика новой «альпийской пейзажной школой». И дело тут совсем не в художнике. Не мог быть величайшим пейзажистом Европы швейцарский художник. Француз мог или немец, или англичанин. Но, не швейцарец.

Они не произвели ни одного художника, ни одного музыканта; только придворных, гидов, официантов… Это изящный и бесполезный цветок цивилизации.

Такую гадость написал известный английский художник и критик Макс Бирбом в начале двадцатого века. Нацизм родился не в германии. Это изобретение благородных англосаксов, которые много веков успешно делили людей по сортам.


Горная долина

В 1863 году Александр Калам поселился в Ментоне – здоровье художника было основательно подорвано и он заболел туберкулёзом. Через год его не стало.

В 1865 году в Париже состоялся аукцион по посмертной распродаже картин Alexandre Calame. Общий доход от распродажи был просто фантастическим – более 180 тысяч франков.

Прошло десять лет с даты смерти художника, а европейские критики сделали имя художника синонимом порицания, дешевого украшательства и т.д. Слава прошла? Хорошо, что не критики решают, что есть искусство. Время всё расставило по своим местам.

А теперь давайте перейдём к работам художника.

Картины художника Alexandre Calame (Александр Калам)


Швейцарский пейзаж
Штурм горной реки
Горы
Озеро Тун
Озеро
На озере Ури
На озере Люцерн (Голубая лагуна)
Вид на озеро Ури
Горный пейзаж
Горный пейзаж, Вале, Швейцария Водопад Штауббах Деревья в воде Пейзаж с дубом Долина Лаутербруннен
В Альпах
Дорога на Гримзель

Швейцарский художник - пейзажист Александр Калам (1810-1864)

На протяжении пяти веков блестящего расцвета искусства Европы Швейцария, расположенная в самом ее центре, между Францией, Италией, Австрией и Германией, всегда находилась в тени достижений сначала немецкой, а потом французской живописи. В швейцарском искусстве начиная с XVIII века традиционно принято выделять две линии, являющие собой провинциальные ответвления ведущих европейских школ. Существует даже крайняя точка зрения, которая вовсе отказывает Швейцарии в существовании самостоятельного искусства. Еще в начале XX века английский художник и критик Макс Бирбом писал о швейцарцах: «Они не произвели ни одного художника, ни одного музыканта; только придворных, гидов, официантов… Это изящный и бесполезный цветок цивилизации». Однако швейцарская живопись все же дала истории искусства Конрада Витца и Урса Графа в эпоху Возрождения, а в XVIII веке портретистов с европейским именем Ж.-Э. Лио-тара, А. Граффа, А. Кауфман. XIX век принес с собой оживление художественной жизни, расширение контактов не только с Францией и Германией, но и с Австрией, Англией, Россией. Список известных за пределами страны швейцарских художников пополнился в XIX веке именами Генри Фюсли, Шарля Глейра, Арнольда Беклина, Фердинанда Ходлера, Александра Калама...


Вид на озеро Ури . Частное собрание, Швейцария

Александр Калам (фр. Alexandre Calame , 28 мая 1810 года, Веве - 19 марта 1864 года, Ментона) - швейцарский художник. Эпические, в основном альпийские пейзажи Калама сделали его чрезвычайно популярным в XIX веке и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие пейзажного жанра . Родился в семье резчика по мрамору. С 15 лет работал в банке. Рисовать начал ещё в юности, преимущественно пейзажи Швейцарии. В 1829 году, при финансовой поддержке своего работодателя, банкира Диодати, берёт уроки у художника Франсуа Диде .

Через несколько месяцев обучения Калам решается посвятить свою жизнь художественному творчеству.Начиная с 1835 года живописец выставляет свои лесные и горные пейзажи в Берлине и в Париже, нашедшие большое количество почитателей (особенно в Германии). В 1842 году он экспонирует в Париже пять своих полотен («Монблан», «Юнгфрау», «Бриенцкое озеро», «Монте Роза» и «Монт Сервен» ). В 1844 художник совершает путешествие по Италии, посещает Рим и Неаполь, где делает многочисленные зарисовки и пишет несколько картин. Несмотря на то, что Калам был весьма успешен в передаче южной природы, главной его темой по-прежнему оставался горный ландшафт Швейцарии.Отличительной особенностью творчества живописца являлось весьма частое отображение в четырёх пейзажах последовательно 4 времён года или суток. Большой популярностью пользовались также сделанные А.Каламом литографии, гравюры и художественные миниатюры, посвящённые швейцарской природе.


Озеро Люцерн (голубая симфония). 1855


На озере Ури 1849

Творчество А. Калама связано с рождением нового направления в швейцарской пейзажной живописи, с созданием типа романтизированного эпического альпийского пейзажа. Калам изображал в своих произведениях величественные панорамы горных массивов, непроходимые лесные чащи, живописные горные озера («Озеро четырех кантонов», Женева, Музей истории и искусства). Но Калам открыл для живописи не только новый мотив. Он разработал принципиально новую по сравнению с классическим пейзажем XVII века систему видописания. Именно ей художник был обязан своей громкой европейской славой, впрочем, довольно непродолжительной. Живописная система пейзажей Калама носила компромиссный характер, соответствующий переходному периоду в европейской живописи середины XIX века. Произведения Калама соединяли в себе романтический мотив естественной, не облагороженной человеком природы и «картинность», эффект живописи с натуры и построение по «законам искусства». Строго говоря, именно Франсуа Дидэ, первый учитель, был первым в искусстве Швейцарии живописцем романтических и патетических альпийских ландшафтов. Но только с появлением Калама этот тип пейзажа обрел тот вид, который заставил говорить об «альпийской пейзажной школе ». Калам быстро превзошел своего учителя, занял его место во главе женевской художественной школы.

Гроза на Хандеке

Европейское признание пришло к Каламу после того, как на выставке 1839 года в парижском Салоне была показана картина «Гроза на Хандеке» (Женева, Музей истории и искусства). Она произвела настоящую сенсацию, поразив воображение французских зрителей величавой патетикой изображенного буйства стихий и безукоризненным композиционным мастерством. Французский путешественник, видевший эту картину десять лет спустя уже в Женеве, передавал свое впечатление в восторженных славословиях Каламу и альпийскому пейзажу: «Калам питал свой гений созерцанием грандиозной природы. Его талант, суровый и строгий, вдохновляется скорее чувствами, нежели искусством. Какое величественное смятение! Так и слышишь, как воет ветер в этих глубоких ущельях; грозовые тучи нависают над самой землей; а ниже угадывается темная голова гиганта, который словно бы вызвал всю эту бурю ». «Гроза на Хандеке» стала знаменем «школы Калама», образцом целой серии альпийских видов, которыми на протяжении четверти века художник снабжал Европу. Залог успеха пейзажей Калама состоял в узнаваемости деталей, в реалистической достоверности признаков конкретной местности. Отказавшись от атрибутов классического пейзажа: руин, мифологических персонажей, яркого ровного солнечного света, - Калам разработал взамен собственные рецепты, создал универсальную пейзажную концепцию. Он соединял в картине уголки разных видов, получая в результате некий средний «искусственный» пейзаж («Горный пейзаж», Париж, Лувр). Тем не менее эти составленные из натурных фрагментов ландшафты с их чисто сценической импозантностью и условной цветовой перспективой, построенной на постепенном разбеливании тона при изображении далей, сохраняли иллюзию подлинной, «дикой и необузданной» природы. Эта иллюзия достигалась благодаря тому, что Калам с неизменным мастерством строил «интригу» своих произведений. Игра световых контрастов придавала драматическое напряжение сочиненному в мастерской виду, сообщала ему дыхание жизни. Калам имел репутацию «создателя альпийской живописи, величайшего швейцарского пейзажиста и одного из лучших европейских художников своего века».

Горный пейзаж


Озеро. 1851


Озеро Люцерн.

Водопад Штауббах (Staubbach)


После грозы.Стадия изучения.


Юнгфрау


The Mythen

Озеро Люцерн

Он неоднократно удостаивался наград на международных выставках, в 1842 году был произведен в кавалеры ордена Почетного Легиона, был избран членом Санкт-Петербургской и Брюссельской Академий. Художник совершал поездки в Германию и Нидерланды (1839), Англию (1840), Францию (1842), Италию (1845). Он изучал творчество голландских пейзажистов XVII века, Н.Пуссена и К.Лоррена, знакомился с современной английской пейзажной школой, с опытом барбизонцев во Франции. Но при этом он оставался верен своей системе синтетического пейзажа, преображая по его законам натурные зарисовки разных стран и местностей. Острота видения, точность рисунка, вкус и техническое совершенство Калама проявились в большей степени в его офортах и литографиях, где он был не так сильно связан тиранической волей разработанного им типа картины. В 50-е годы XIX века влияние Калама распространилось широко, почти в каждой европейской стране находились его последователи. В России, например, «школе Калама» принадлежало целое поколение пейзажистов. Европейские «каламисты» весьма успешно применяли приемы швейцарского художника для изображения своей национальной природы. В 1863 году знаменитый живописец отправился на лечение в Ментону, где умер в следующем году от туберкулеза. В 1865 году на посмертной распродаже картин Калама в Париже, где оставались в основном небольшие подготовительные этюды и эскизы, общий доход от аукциона составил фантастическую по тем временам сумму в 180 тысяч франков. Но уже спустя десятилетие уподобление Каламу стало в художественной критике синонимом порицания, а полотна некогда прославленного пейзажиста выглядели надуманными и условными на фоне дальнейшего развития европейской пейзажной живописи.


Горный поток перед бурей


Шале в Риги (Шале́ (фр. chalet), в Альпах - небольшой сельский домик в швейцарском стиле. Небольшая дача (заграничное). Исходное слово шале означает «хижина пастуха»).

Шале в горах .


Река Lutschine около Lauterbrunnen

Le Mont-Rose, 1843

Озеро Тун

Швейцарский пейзаж.

Озеро четырех кантонов.

Исследование природы: У Вильнева

Горное озеро.


Деревья в воде.


Горный пейзаж с рекой.


Горный пейзаж


Пейзаж с дубом.

Горный поток.

Горный пейзаж.

Пейзаж. (цветная гравюра)

Швейцарский пейзаж


Пинии у дороги вдоль моря

__________________

Имя швейцарского художника Александра Калама, замечательного пейзажиста и талантливого графика, хорошо известно и в Европе, и в Америке, и в России. Более двухсот учеников из разных стран обучалось в его мастерской в городе Генфе. Уроки знаменитого мастера брали художники В.Д.Орловский, И.И.Шишкин, П.А.Суходольский, А.И.Мещерский, а также многие члены русской царской семьи. Благодаря особому чувству природы, точности рисунка и колорита, великолепной технике Калам достиг огромного успеха. Его покупателями были французский король Луи Филипп и император Наполеон III, вдова Николая I и многие титулованные особы европейских стран. Пейзажи Калама считались образцами для подражания и не раз отмечались высшими наградами на парижских Салонах (золотые медали в 1839 и 1841 годах, орден Почетного легиона в 1842 году), в Брюсселе (золотая медаль в 1842 году) и в голландском городе Лёвен (награжден орденом в 1846 году). Александр Калам был членом восьми европейских Академий, в том числе Санкт-Петербурга и Брюсселя.Живописные и графические работы Александра Калама экспонируются во многих музеях мира, в том числе в Лувре (Париж), в Национальной галерее (Лондон), в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), в ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва).

Дата смерти: Гражданство:

Швейцария Швейцария

Жанр: Учёба: Влияние на: Работы на Викискладе

Александр Калам (фр. Alexandre Calame , 28 мая 1810 года , Веве - 19 марта 1864 года , Ментона) - швейцарский художник. Эпические, в основном альпийские пейзажи Калама сделали его чрезвычайно популярным в XIX веке и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие пейзажного жанра.

Жизнь и творчество

Родился в семье резчика по мрамору. С 15 лет работал в банке. Рисовать начал ещё в юности, преимущественно пейзажи Швейцарии. В 1829 году , при финансовой поддержке своего работодателя, банкира Диодати, берёт уроки у художника Франсуа Диде . Через несколько месяцев обучения Калам решается посвятить свою жизнь художественному творчеству.

Начиная с 1835 года живописец выставляет свои лесные и горные пейзажи в Берлине и в Париже , где они найдут большое количество почитателей (особенно в Германии). В 1842 году он экспонирует в Париже пять своих полотен («Монблан», «Юнгфрау», «Бриенцкое озеро», «Монте Роза» и «Монт Сервен» ). В художник совершает путешествие по Италии , посещает Рим и Неаполь , где делает многочисленные зарисовки и пишет несколько картин. Несмотря на то, что Калам был весьма успешен в передаче южной природы, главной его темой по-прежнему оставался горный ландшафт Швейцарии.

Отличительной особенностью творчества живописца являлось весьма частое отображение в четырёх пейзажах последовательно четырёх времён года или суток. Большой популярностью пользовались также сделанные А.Каламом литографии, гравюры и художественные миниатюры, посвящённые швейцарской природе.

Галерея

    Calame Blick auf den Urnersee 1848.jpg

    Вид на озеро Урнерзе, 1848

    Calame Der Vierwaldstättersee 1849.jpg

    Фирвальдштеттское озеро, 1849

    Calame Vierwaldstättersee 1855.jpg

    Фирвальдштеттское озеро, 1855

    Calame Der Vierwaldstättersee 1851.jpg

    Фирвальдштеттское озеро, 1851

    Calame Vierwaldstättersee mit Urirotstock.jpg

    Фирвальдштеттское озеро в Ури, 1861

    Swiss Landscape-1830-Alexandre Calame.jpg

    Швейцарский пейзаж, 1830

    Die Gartenlaube (1876) b 777.jpg

    Опавшая листва, 1876

Напишите отзыв о статье "Калам, Александр"

Литература

  • Alberto de Andrés. Alpine views: Alexandre Calame and the Swiss landscape. - Sterling and Francine Clark Art Institute, 2006. - ISBN 9780300121384 .

Отрывок, характеризующий Калам, Александр

– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.

Швейцарский художник - пейзажист Александр Калам (1810-1864).

На протяжении пяти веков блестящего расцвета искусства Европы Швейцария, расположенная в самом ее центре, между Францией, Италией, Австрией и Германией, всегда находилась в тени достижений сначала немецкой, а потом французской живописи. В швейцарском искусстве начиная с XVIII века традиционно принято выделять две линии, являющие собой провинциальные ответвления ведущих европейских школ. Существует даже крайняя точка зрения, которая вовсе отказывает Швейцарии в существовании самостоятельного искусства. Еще в начале XX века английский художник и критик Макс Бирбом писал о швейцарцах: «Они не произвели ни одного художника, ни одного музыканта; только придворных, гидов, официантов… Это изящный и бесполезный цветок цивилизации». Однако швейцарская живопись все же дала истории искусства Конрада Витца и Урса Графа в эпоху Возрождения, а в XVIII веке портретистов с европейским именем Ж.-Э. Лио-тара, А. Граффа, А. Кауфман. XIX век принес с собой оживление художественной жизни, расширение контактов не только с Францией и Германией, но и с Австрией, Англией, Россией. Список известных за пределами страны швейцарских художников пополнился в XIX веке именами Генри Фюсли, Шарля Глейра, Арнольда Беклина, Фердинанда Ходлера, Александра Калама...

Вид на озеро Ури . Частное собрание, Швейцария

Александр Калам (фр. Alexandre Calame , 28 мая 1810 года, Веве — 19 марта 1864 года, Ментона) — швейцарский художник. Эпические, в основном альпийские пейзажи Калама сделали его чрезвычайно популярным в XIX веке и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие пейзажного жанра . Родился в семье резчика по мрамору. С 15 лет работал в банке. Рисовать начал ещё в юности, преимущественно пейзажи Швейцарии. В 1829 году, при финансовой поддержке своего работодателя, банкира Диодати, берёт уроки у художника Франсуа Диде .

Через несколько месяцев обучения Калам решается посвятить свою жизнь художественному творчеству.Начиная с 1835 года живописец выставляет свои лесные и горные пейзажи в Берлине и в Париже, нашедшие большое количество почитателей (особенно в Германии). В 1842 году он экспонирует в Париже пять своих полотен («Монблан», «Юнгфрау», «Бриенцкое озеро», «Монте Роза» и «Монт Сервен» ). В 1844 художник совершает путешествие по Италии, посещает Рим и Неаполь, где делает многочисленные зарисовки и пишет несколько картин. Несмотря на то, что Калам был весьма успешен в передаче южной природы, главной его темой по-прежнему оставался горный ландшафт Швейцарии.Отличительной особенностью творчества живописца являлось весьма частое отображение в четырёх пейзажах последовательно 4 времён года или суток. Большой популярностью пользовались также сделанные А.Каламом литографии, гравюры и художественные миниатюры, посвящённые швейцарской природе.


Озеро Люцерн (голубая симфония). 1855


На озере Ури 1849

Творчество А. Калама связано с рождением нового направления в швейцарской пейзажной живописи, с созданием типа романтизированного эпического альпийского пейзажа. Калам изображал в своих произведениях величественные панорамы горных массивов, непроходимые лесные чащи, живописные горные озера («Озеро четырех кантонов», Женева, Музей истории и искусства). Но Калам открыл для живописи не только новый мотив. Он разработал принципиально новую по сравнению с классическим пейзажем XVII века систему видописания. Именно ей художник был обязан своей громкой европейской славой, впрочем, довольно непродолжительной. Живописная система пейзажей Калама носила компромиссный характер, соответствующий переходному периоду в европейской живописи середины XIX века. Произведения Калама соединяли в себе романтический мотив естественной, не облагороженной человеком природы и «картинность», эффект живописи с натуры и построение по «законам искусства». Строго говоря, именно Франсуа Дидэ, первый учитель, был первым в искусстве Швейцарии живописцем романтических и патетических альпийских ландшафтов. Но только с появлением Калама этот тип пейзажа обрел тот вид, который заставил говорить об «альпийской пейзажной школе ». Калам быстро превзошел своего учителя, занял его место во главе женевской художественной школы.

Гроза на Хандеке

Европейское признание пришло к Каламу после того, как на выставке 1839 года в парижском Салоне была показана картина «Гроза на Хандеке» (Женева, Музей истории и искусства). Она произвела настоящую сенсацию, поразив воображение французских зрителей величавой патетикой изображенного буйства стихий и безукоризненным композиционным мастерством. Французский путешественник, видевший эту картину десять лет спустя уже в Женеве, передавал свое впечатление в восторженных славословиях Каламу и альпийскому пейзажу: «Калам питал свой гений созерцанием грандиозной природы. Его талант, суровый и строгий, вдохновляется скорее чувствами, нежели искусством. Какое величественное смятение! Так и слышишь, как воет ветер в этих глубоких ущельях; грозовые тучи нависают над самой землей; а ниже угадывается темная голова гиганта, который словно бы вызвал всю эту бурю ». «Гроза на Хандеке» стала знаменем «школы Калама», образцом целой серии альпийских видов, которыми на протяжении четверти века художник снабжал Европу. Залог успеха пейзажей Калама состоял в узнаваемости деталей, в реалистической достоверности признаков конкретной местности. Отказавшись от атрибутов классического пейзажа: руин, мифологических персонажей, яркого ровного солнечного света, — Калам разработал взамен собственные рецепты, создал универсальную пейзажную концепцию. Он соединял в картине уголки разных видов, получая в результате некий средний «искусственный» пейзаж («Горный пейзаж», Париж, Лувр). Тем не менее эти составленные из натурных фрагментов ландшафты с их чисто сценической импозантностью и условной цветовой перспективой, построенной на постепенном разбеливании тона при изображении далей, сохраняли иллюзию подлинной, «дикой и необузданной» природы. Эта иллюзия достигалась благодаря тому, что Калам с неизменным мастерством строил «интригу» своих произведений. Игра световых контрастов придавала драматическое напряжение сочиненному в мастерской виду, сообщала ему дыхание жизни. Калам имел репутацию «создателя альпийской живописи, величайшего швейцарского пейзажиста и одного из лучших европейских художников своего века».

Горный пейзаж


Озеро. 1851


Озеро Люцерн.

Водопад Штауббах (Staubbach)


После грозы.Стадия изучения.


Юнгфрау


The Mythen


Закат над водопадом и порогами в скалистом пейзаж е

Озеро Люцерн

Он неоднократно удостаивался наград на международных выставках, в 1842 году был произведен в кавалеры ордена Почетного Легиона, был избран членом Санкт-Петербургской и Брюссельской Академий. Художник совершал поездки в Германию и Нидерланды (1839), Англию (1840), Францию (1842), Италию (1845). Он изучал творчество голландских пейзажистов XVII века, Н.Пуссена и К.Лоррена, знакомился с современной английской пейзажной школой, с опытом барбизонцев во Франции. Но при этом он оставался верен своей системе синтетического пейзажа, преображая по его законам натурные зарисовки разных стран и местностей. Острота видения, точность рисунка, вкус и техническое совершенство Калама проявились в большей степени в его офортах и литографиях, где он был не так сильно связан тиранической волей разработанного им типа картины. В 50-е годы XIX века влияние Калама распространилось широко, почти в каждой европейской стране находились его последователи. В России, например, «школе Калама» принадлежало целое поколение пейзажистов. Европейские «каламисты» весьма успешно применяли приемы швейцарского художника для изображения своей национальной природы. В 1863 году знаменитый живописец отправился на лечение в Ментону, где умер в следующем году от туберкулеза. В 1865 году на посмертной распродаже картин Калама в Париже, где оставались в основном небольшие подготовительные этюды и эскизы, общий доход от аукциона составил фантастическую по тем временам сумму в 180 тысяч франков. Но уже спустя десятилетие уподобление Каламу стало в художественной критике синонимом порицания, а полотна некогда прославленного пейзажиста выглядели надуманными и условными на фоне дальнейшего развития европейской пейзажной живописи.


Горный поток перед бурей


Шале в Риги ( Шале́ (фр. chalet), в Альпах — небольшой сельский домик в швейцарском стиле. Небольшая дача (заграничное). Исходное слово шале означает «хижина пастуха»).

Шале в горах .


Река Lutschine около Lauterbrunnen

Le Mont-Rose, 1843

Озеро Тун

Швейцарский пейзаж.

Озеро четырех кантонов.

Исследование природы: У Вильнева

Горное озеро.


Деревья в воде.


Горный пейзаж с рекой.


Горный пейзаж


Пейзаж с дубом.

Горный поток.

Горный пейзаж.

Пейзаж. (цветная гравюра)

Швейцарский пейзаж


Пинии у дороги вдоль моря

__________________


__________________

Имя швейцарского художника Александра Калама, замечательного пейзажиста и талантливого графика, хорошо известно и в Европе, и в Америке, и в России. Более двухсот учеников из разных стран обучалось в его мастерской в городе Генфе. Уроки знаменитого мастера брали художники В.Д.Орловский, И.И.Шишкин, П.А.Суходольский, А.И.Мещерский, а также многие члены русской царской семьи. Благодаря особому чувству природы, точности рисунка и колорита, великолепной технике Калам достиг огромного успеха. Его покупателями были французский король Луи Филипп и император Наполеон III, вдова Николая I и многие титулованные особы европейских стран. Пейзажи Калама считались образцами для подражания и не раз отмечались высшими наградами на парижских Салонах (золотые медали в 1839 и 1841 годах, орден Почетного легиона в 1842 году), в Брюсселе (золотая медаль в 1842 году) и в голландском городе Лёвен (награжден орденом в 1846 году). Александр Калам был членом восьми европейских Академий, в том числе Санкт-Петербурга и Брюсселя.Живописные и графические работы Александра Калама экспонируются во многих музеях мира, в том числе в Лувре (Париж), в Национальной галерее (Лондон), в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), в ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва).