Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Какая часть энергии солнца доходит до земли. Солнечные излучения

Какая часть энергии солнца доходит до земли. Солнечные излучения

Солнце излучает огромное количество энергии - приблизительно 1,1x1020 кВтч в секунду. Киловатт-час - это количество энергии, необходимое для работы лампочки накаливания мощностью 100 ватт в течение 10 часов. Внешние слои атмосферы Земли перехватывают приблизительно одну миллионную часть энергии, излучаемой Солнцем, или приблизительно 1500 квадрильонов (1,5 x 1018) кВт·ч ежегодно. Однако из-за отражения, рассеивания и поглощения ее атмосферными газами и аэрозолями только 47% всей энергии, или приблизительно 700 квадрильонов (7 x 1017) кВт·ч, достигает поверхности Земли.

Солнечное излучение в атмосфере Земли делится на так называемое прямое излучение и на рассеянное на частицах воздуха, пыли, воды, и т.п., содержащихся в атмосфере. Их сумма образует суммарное солнечное излучение. Количество энергии, падающей на единицу площади в единицу времени, зависит от ряда факторов:

  • широты
  • местного климата сезона года
  • угла наклона поверхности по отношению к Солнцу.

Время и географическое положение

Количество солнечной энергии, падающей на поверхность Земли, изменяется вследствие движения Солнца. Эти изменения зависят от времени суток и времени года. Обычно в полдень на Землю попадает больше солнечной радиации, чем рано утром или поздно вечером. В полдень Солнце находится высоко над горизонтом, и длина пути прохождения лучей Солнца через атмосферу Земли сокращается. Следовательно, меньше солнечной радиации рассеивается и поглощается, а значит больше достигает поверхности.

Количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли, отличается от среднегодового значения: в зимнее время - менее чем на 0,8 кВт·ч/м2 в день на Севере Европы и более чем на 4 кВт·ч /м2 в день в летнее время в этом же регионе. Различие уменьшается по мере приближения к экватору.

Количество солнечной энергии зависит и от географического месторасположения участка: чем ближе к экватору, тем оно больше. Например, среднегодовое суммарное солнечное излучение, падающее на горизонтальную поверхность, составляет: в Центральной Европе, Средней Азии и Канаде - приблизительно 1000 кВт·ч/м2; в Средиземноморье - приблизительно 1700 кВт·ч /м2; в большинстве пустынных регионов Африки, Ближнего Востока и Австралии - приблизительно 2200 кВт·ч/м2.

Таким образом, количество солнечной радиации существенно различается в зависимости от времени года и географического положения (см. таблицу). Этот фактор необходимо учитывать при использовании солнечной энергии.

Южная Европа Центральная Европа Северная Европа Карибский регион
Январь 2,6 1,7 0,8 5,1
Февраль 3,9 3,2 1,5 5,6
Март 4,6 3,6 2,6 6,0
Апрель 5,9 4,7 3,4 6,2
Май 6,3 5,3 4,2 6,1
Июнь 6,9 5,9 5,0 5,9
Июль 7,5 6,0 4,4 6,0
Август 6,6 5,3 4,0 6,1
Сентябрь 5,5 4,4 3,3 5,7
Октябрь 4,5 3,3 2,1 5,3
Ноябрь 3,0 2,1 1,2 5,1
Декабрь 2,7 1,7 0,8 4,8
ГОД 5,0 3,9 2,8 5,7

Влияние облаков на солнечную энергию

Количество солнечной радиации, достигающее поверхности Земли, зависит от различных атмосферных явлений и от положения Солнца как в течение дня, так и в течение года. Облака - основное атмосферное явление, определяющее количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. В любой точке Земли солнечная радиация, достигающая поверхности Земли, уменьшается с увеличением облачности. Следовательно, страны с преобладающей облачной погодой получают меньше солнечной радиации, чем пустыни, где погода в основном безоблачная.

На формирование облаков оказывает влияние наличие таких особенностей местного рельефа, как горы, моря и океаны, а также большие озера. Поэтому количество солнечной радиации, полученной в этих областях и прилегающих к ним регионах, может отличаться. Например, горы могут получить меньше солнечного излучения, чем прилегающие предгорья и равнины. Ветры, дующие в сторону гор, вынуждают часть воздуха подниматься и, охлаждая влагу, находящуюся в воздухе, формируют облака. Количество солнечной радиации в прибрежных районах также может отличаться от показателей, зафиксированных в областях, расположенных внутри континента.

Количество солнечной энергии, поступающей в течение дня, в значительной степени зависит от местных атмосферных явлений. В полдень при ясном небе суммарное солнечное

излучение, попадающее на горизонтальную поверхность, может достигнуть (например, в Центральной Европе) значения в 1000 Вт/м2 (при очень благоприятных погодных условиях этот показатель может быть выше), в то время, как при очень облачной погоде - ниже 100 Вт/м2 даже в полдень.

Влияние загрязнения атмосферы на солнечную энергию

Антропогенные и природные явления также могут ограничивать количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. Городской смог, дым от лесных пожаров и переносимый по воздуху пепел, образовавшийся в результате вулканической деятельности, снижают возможность использования солнечной энергии, увеличивая рассеивание и поглощение солнечной радиации. То есть, эти факторы в большей степени влияют на прямое солнечное излучение, чем на суммарное. При сильном загрязнении воздуха, например, при смоге, прямое излучение уменьшается на 40%, а суммарное - лишь на 15-25%. Сильное вулканическое извержение может понизить, причем на большой территории поверхности Земли, прямое солнечное излучение на 20%, а суммарное - на 10% на период от 6 месяцев до 2 лет. При уменьшении количества вулканического пепла в атмосфере эффект ослабевает, но процесс полного восстановления может занять несколько лет.

Потенциал солнечной энергии

Солнце обеспечивает нас в 10 000 раз большим количеством бесплатной энергии, чем фактически используется во всем мире. Только на мировом коммерческом рынке покупается и продается чуть меньше 85 триллионов (8,5 x 1013) кВт·ч энергии в год. Поскольку невозможно проследить за всем процессом в целом, нельзя с уверенностью сказать, сколько некоммерческой энергии потребляют люди (например, сколько древесины и удобрения собирается и сжигается, какое количество воды используется для производства механической или электрической энергии). Некоторые эксперты считают, что такая некоммерческая энергия составляет одну пятую часть всей используемой энергии. Но даже если это так, то общая энергия, потребляемая человечеством в течение года, составляет только приблизительно одну семитысячную часть солнечной энергии, попадающей на поверхность Земли в тот же период.

В развитых странах, например, в США, потребление энергии составляет примерно 25 триллионов (2.5 x 1013) кВт·ч в год, что соответствует более чем 260 кВт·ч на человека в день. Данный показатель является эквивалентом ежедневной работы более чем ста лампочек накаливания мощностью 100 Вт в течение целого дня. Среднестатистический гражданин США потребляет в 33 раза больше энергии, чем житель Индии, в 13 раз больше, чем китаец, в два с половиной раза больше, чем японец и вдвое больше, чем швед.

Количество солнечной энергии, попадающей на поверхность Земли, во много раз превышает ее расход даже в таких странах как США, где энергопотребление огромно. Если бы только 1% территории страны был использован для установки солнечного оборудования (фотоэлектрические батареи или солнечные системы для горячего водоснабжения), работающего с КПД 10%, то США были бы полностью обеспечены энергией. То же самое можно сказать и в отношении всех других развитых стран. Однако, в определенном смысле, это нереально - во-первых, из-за высокой стоимости фотоэлектрических систем, во-вторых, невозможно охватить такие большие территории солнечным оборудованием, не нанося вред экосистеме. Но сам принцип является верным.

Можно охватить ту же самую территорию, рассредоточив установки на крышах зданий, на домах, по обочинам, на заранее определенных участках земли и т.д. К тому же, во многих странах уже более 1% земли отведено под добычу, преобразование, производство и транспортировку энергии. И, поскольку большая часть этой энергии является не возобновляемой в масштабе существования человечества, этот вид производства энергии намного более вреден для окружающей среды, чем солнечные системы.

1. На каких островах обитала вымершая птица дронт?

Маврикий

Коморские о-ва

Сейшельские о-ва

Мальдивские о-ва

2. Около какого острова наблюдается наибольшая температура поверхности Мирового океана?

Сокотра

Нов. Британия

Канарские о-ва

3. Какой из указанных языков не родствен остальным трем?

Датский

Норвежский

Финский

Шведский

4. Какая доля солнечного света поглощается поверхностью Земли?

5. Какой из указанных товаров не является статьей товарного экспорта Ганы?

Какао-бобы

Древесина

6. В каком из приведенных ниже французских городов наблюдается наименьшее количество осадков в июле - августе?

Марсель

7. Когда распался материк Пангея?

10 млн лет назад

50 млн лет назад

250 млн лет назад

500 млн лет назад

8. На к аком острове находится вулкан Майон?

Минданао

Калимантан

9. Какое из данных утверждений наиболее точно описывает местоположение Софии?

В бассейне Дуная

В Балканских горах

В Родопах

На берегу Черного моря

10. В каком городе находится штаб-квартира ОПЕК?

Брюссель

Страсбур

11. В какой исторической области Румынии большинство населения составляют венгры?

Валахия

Молдова

Добруджа

Трансильвания

12. К бассейну какого моря относится сток озера Байкал?

Лаптевых

Восточно-Сибирское

Берингово

Карское

13. По какой причине размер бывшего острова Возрождения увеличился почти вдвое по сравнению с 1950 г.?

Речные наносы

Увеличение площади ледников

Падение уровня воды

Искусственные насыпные работы

14. Как называется слабозаселенная, жаркая, засушливая область Аргентины, подверженная летом сильным наводнениям?

Гран-Чако

Энтре-Риос

Патагония

15. В какой части Индии живут народы, говорящие на дравидийских языках?

Северо-запад

Северо-восток

16. В каком городе был недавно переименован аэропорт им. Чан Кайши

Гонконг

17. В какой из провинций Канады недавно началась разработка нефтеносных песков?

Онтарио

Альберта

Британская Колумбия

18. Какой из указанных каналов не имеет шлюзов?

Кильский

Панамский

Речной путь Св. Лаврентия

Суэцкий

19. На языке науатль говорят потомки народа, построившего величественные города и храмы в Мексике. Какой это народ?

Ольмеки

20. Какой из указанных городов находится в Стране Басков?

Гвадалахара

Барселона

Бильбао

21. В какой провинции Китая проживает наибольшее количество человек?

Шаньдун

Сычуань

22. Какие страны вступили в ООН после 2005 г.?

Черногория

Черногория и Восточный Тимор

Черногория, Восточный Тимор и Эритрея

23. Какая часть Великобритании наименее плотно заселена?

Шотландия

Северная Ирландия

24. В каком городе, стоящем на берегах Вислы, исторический центр внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО?

Катовице

Познань

25. В какой области географии проявил себя Абрахам Ортелий?

Океанология

Метеорология

Геология

Картография

26. Что является главным достижением Мартина Бехайма?

Первая в мире печатная карта

Первый в мире глобус

Равноугольная проекция

Составление энциклопедии античных знаний

27. В какой стране наибольшее количество внутренних беженцев?

Хорватия

Босния и Герцеговина

Азербайджан

28. Сутки относятся к 1 году приблизительно как 1 градус долготы к:

360 минутам

60 минутам

60 градусам

Длине экватора

29. В каком направлении нужно двигаться, чтобы попасть из точки с координатами 12° с.ш. 176° з.д. в точку с координатами 30° с.ш. 174° в.д.?

На северо-восток

На юго-запад

На северо-запад

На юго-восток

30. Что из приведенного ниже характеризуется наиболее молодой земной корой?

Восточно-Африканский разлом

Восточно-Тихоокеанское поднятие

Канадский щит

Бассейн Амазонки

31. Какие движения тектонических плит наблюдаются в зоне разлома Сан-Андреас?

Столкновение плит

Раздвижение плит

Поднятие и опускание разных плит

Горизонтальное смещение плит в разных направлениях вдоль одной оси

32. В какой из указанных стран наблюдается миграционная убыль населения?

Ирландия

33. Какая доля населения мира проживает в городских зонах?

34. Какая из указанных стран лидирует по числу туристических прибытий?

Франция

Вьетнам

35. Какие страны не имеют выхода к Мировому океану и граничат только с государствами, также не имеющими выхода к Мировому океану?

Узбекистан

Узбекистан и Лихтенштейн

Узбекистан, Лихтенштейн и Венгрия

Узбекистан, Лихтенштейн, Венгрия и ЦАР

36. Какая из указанных горных пород является метаморфической?

Известняк

Базальт

37. На какой широте находится Южный магнитный полюс?

38. Какой из указанных островов имеет коралловое происхождение?

Хоккайдо

Киритимати

Сейшельские о-ва

39. Какое из этих утверждений неверно по отношению к Коста-Рике?

Отсутствие регулярной армии

Высокий уровень грамотности

Высокая доля коренного населения

Высокая доля белого населения

40. Почему цилиндрическую проекцию Герарда Меркатора нельзя использовать для топографических расчетов?

Искажаются площади объектов на экваторе

Искажаются площади объектов в высоких широтах

Искажаются углы

Искажается градусная сетка

41. Какие государства ведут территориальный спор о границе, проходящей по 22° с.ш.?

Индия и Пакистан

США и Канада

Египет и Судан

Намибия и Ангола

42. Какие страны недавно прекратили спор относительно богатого нефтью района полуострова Бакасси?

Нигерия и Камерун

ДРК и Ангола

Габон и Камерун

Гвинея и Сьерра-Леоне

43. Какой из указанных масштабов карты наиболее детально отображает местность?

44. Какова плотность населения Сингапура?

3543 чел/км 2

6573 чел/км 2

7350 чел/км 2

9433 чел/км 2

45. Какова доля четырех наиболее населенных стран в населении Земли?

46. Какие климатические пояса вы пересечете при поездке из Дарвина в Алис-Спрингс?

Умеренный морской, субэкваториальный влажный, субэкваториальный сухой, тропический сухой

Субэкваториальный сухой, тропический сухой, тропический пустынный

Субэкваториальный влажный, субэкваториальный сухой, тропический сухой

Субэкваториальный влажный, субэкваториальный сухой, тропический сухой, тропический пустынный

47. Какое условие может избавить от влияния тайфунов?

Нахождение на экваторе

Нахождение на северной широте 15°

Нахождение над морем

Нахождение в тропиках

48. Когда наблюдается наибольший уровень воды в реке Замбези?

49. Какова причина черно-красного цвета воды в притоке Амазонки Риу-Негру?

Промышленное загрязнение воды в реке

Дубильные вещества, содержащиеся в растительном опаде

Горные породы с Анд

Водная эрозия экваториальных почв

50. Точка с координатами 18° ю.ш. 176° з.д. находится на островах:

Каролинские

Общества

Гавайские

Из приведенного ниже списка стран выберите 5 с наибольшими коэффициентом рождаемости и расположите эти страны в порядке убывания его значения:

Израиль

Гватемала

Испания

Из приведенного ниже списка стран выберите 5 с наибольшей длиной береговой линии и расположите в порядке убывания ее значения:

Малайзия

Австралия

Украина

Индонезия

Венесуэла

Бразилия

Бангладеш

Коста-Рика

На контурной карте отметьте 5 самых населенных стран Южной Америки.

На контурной карте отметьте 5 африканских стран с наибольшим оттоком беженцев.

ОТВЕТЫ

1 - Маврикий

2 - Сокотра

3 - Финский

4 - Около 50%

6 - Марсель

7 - Ближе всего к вероятному ответ «250 млн лет назад».

9 - Формулировка теста не может быть признана корректной. Вариант «В бассейне Дуная» совершенно верен, но не точен: такое определение положения не наводит фокуса на Софию. Вариант «В Балканских горах» более точно указывает на местоположение, но само по себе понятие «Балканские горы» расплывчато.

11 - Трансильвания

12 - Карское

13 - Падение уровня воды

14 - Патагония

16 - Тайбэй

17 - Альберта

18 - Суэцкий

19 - Ацтеки

20 - Бильбао

21 - Сычуань

22 - Черногория

23 - Шотландия

24 - Краков

25 - Картография

26 - Глобус

27 - Босния и Герцеговина

28 - Длине экватора

29 - На северо-запад

30 - Восточно-Тихоокеанское поднятие

31 - Горизонтальное смещение...

32 - По всей видимости, имеется в виду Иран, хотя точных данных нет.

33 - 49% (хотя расчеты на 2007 год показывают, что горожан уже более 50%).

34 - Франция

35 - Узбекистан и Лихтенштейн

36 - Мрамор

38 - Киритимати

39 - Отсутствие регулярной армии. Однако и другие признаки не могут быть отвергнуты, т.к. значение слова «высокий» не определено. Тест некорректный.

40 - Искажаются площади объектов в высоких широтах. Но не лишен смысла и 4-й вариант. Тест некорректный.

41 - Египет и Судан

42 - Нигерия и Камерун

44 - 7350. Но ставить такие вопросы нельзя.

45 - Около 43%

46 - 2-й ответ

47 - На экваторе

49 - Дубильные вещества

Нигер, Египет, Йемен, ЮАР, Лаос, Малайзия, Австралия, Швеция, Индонезия, Бразилия. Задание, однако, некорректное. Длина береговой линии в принципе - величина не измеряемая. См.: К.С. Лазаревич. Длина береговой линии//География, № /2004.

Формулировки вопросов приведены по памяти и могут несколько отличаться от оригинальных: Национальное географическое общество США не выдает задания ни участникам соревнования, ни руководителям команд.

Утверждение о том, что венгры составляют большинство в Трансильвании, дискуссионно. У румын на этот счет другая точка зрения.

Для определения основных и второстепенных факторов, влияющих на эффективность аккумулирования солнечной энергии солнечным соляным прудом, базовым модулем ряда систем и установок энергетики возобновляемых источников энергии (ВИЭ) , обратимся к рисунку 1 - где приведено параллельное и последовательное продвижение теплоты Солнца к горячему рассолу солнечного соляного пруда. А также происходящие изменения значений различных видов солнечного излучения и их суммарного значения на этом пути.

Рисунок 1 – Гистограмма изменения интенсивности солнечного излучения (энергии) на пути к горячему рассолу солнечного соляного пруда.

Для оценки эффективности активного использования различных видов солнечного излучения определимся с тем, какие из природных, техногенных и эксплуатационных факторов оказывают позитивное, а какие негативное влияние на концентрацию (увеличение поступления) солнечного излучения в пруд и аккумулирование его горячим рассолом.

Земля и атмосфера получают от Солнца в год 1,3∙1024 кал тепла. Оно измеряется интенсивностью, т.е. количеством лучистой энергии (в калориях), которое поступает от Солнца за единицу времени на площадь поверхности, перпендикулярную солнечным лучам.

Лучистая энергия Солнца доходит до Земли в виде прямой и рассеянной радиации, т.е. суммарной. Она поглощается земной поверхностью и превращается в тепло не полностью, часть её теряется в виде отраженной радиации.

Прямая и рассеянная (суммарная), отраженная и поглощенная радиация относятся к коротковолновой части спектра. Наряду с коротковолновой радиацией к земной поверхности поступает длинноволновое излучение атмосферы (встречное излучение), в свою очередь земная поверхность излучает длинноволновую радиацию (собственное излучение).

Прямое солнечное излучение относится к основному природному фактору поступления энергии к водной поверхности солнечного соляного пруда. Солнечная радиация, поступающая на деятельную поверхность в виде пучка параллельных лучей, исходящих непосредственно от диска Солнца, называется прямой солнечной радиацией. Прямая солнечная радиация относится к коротковолновой части спектра (с длинами волн от 0,17 до 4 мкм, фактически земной поверхности достигают лучи с длиной волны от 0,29 мкм)

Солнечный спектр можно разделить на три основных области:

Ультрафиолетовое излучение (- видимое излучение (0,4 мкм - инфракрасное излучение (> 0,7 мкм) - 46 % интенсивности. Ближняя инфракрасная область (0,7 мкм При длинах волн более 2,5 мкм слабое внеземное излучение интенсивно поглощается СО2 и водой, так что только небольшая часть этого диапазона солнечной энергии достигает поверхности Земли.

Дальний инфракрасный диапазон (> 12 мкм) солнечного излучения практически не поступает на Землю .

С точки зрения применения солнечной энергии на Земле следует учитывать только излучение в интервале длин волн 0,29 – 2,5 мкм/ Большая часть солнечной энергии за пределами атмосферы приходится на диапазон длин волн 0,2 – 4 мкм, а на поверхности Земли - на диапазон 0,29 – 2,5 мкм .

Проследим, как перераспределяются, в общем виде, потоки энергии, которую дает Земле Солнце. Возьмем 100 условных единиц солнечной мощности (1,36 кВт/м2), попадающей на Землю, и проследим за их путями в атмосфере. Один процент (13,6 Вт/м2), короткий ультрафиолет солнечного спектра, поглощается молекулами в экзосфере и термосфере, разогревая их. Ещё три процента (40,8 Вт/м2) ближнего ультрафиолета поглощаются озоном стратосферы. Инфракрасный хвост солнечного спектра (4 % или 54,4 Вт/м2) остается в верхних слоях тропосферы, содержащей пары воды (выше водяного пара практически нет).

Оставшиеся 92 доли солнечной энергии (1,25 кВт/м2) приходятся на «окно прозрачности» атмосферы 0,29 мкм Рассеянная в атмосфере световая мощность (всего 48 долей или 652,8 Вт/м2) частично поглощается ею (10 долей или 136 Вт/м2), а остальное распределяется между поверхностью Земли и космосом. В космическое пространство уходит больше, чем попадает на поверхность, 30 долей (408 Вт/м2) наверх, 8 долей (108,8 Вт/м2) вниз.

Это была описана общая, осредненная, картина перераспределения солнечной энергии в атмосфере Земли. Однако, она не позволяет решать частные задачи использования солнечной энергии для удовлетворения потребностей человека в конкретной зоне его проживания и трудовой деятельности и вот почему.

Атмосфера Земли лучше отражает косые солнечные лучи, поэтому часовая инсоляция на экваторе и в средних широтах намного больше чем в высоких.

Значениям высоты Солнца (возвышениям над горизонтом) 90, 30, 20, и 12 ⁰ (воздушная (оптическая) масса (m) атмосферы соответствует 1, 2, 3, и 5) при безоблачной атмосфере соответствует интенсивность около 900, 750, 600 и 400 Вт/м2 (при 42 ⁰ - m = 1,5, а при 15 ⁰ - m = 4). В действительности полная энергия падающего излучения превышает указанные значения, поскольку она включает не только прямую составляющую, но и рассеянную при воздушных массах 1, 2, 3 и 5 величина рассеянной составляющей интенсивности излучения на горизонтальную поверхность при этих условиях соответственно равна 110, 90, 70 и 50 Вт/м2 (с коэффициентом 0,3 – 0,7 для вертикальной плоскости, т. к. видна только половина неба). Кроме того, на участках небосклона близких к Солнцу, присутствует «околосолнечный ореол» в радиусе ≈ 5⁰.

Дневное количество солнечного излучения максимально не на экваторе, а вблизи 40 ⁰. Подобный факт также является следствием наклона земной оси к плоскости её орбиты. В период летнего солнцестояния Солнце в тропиках почти весь день находится над головой и продолжительность светового дня - 13,5 часов, больше чем на экваторе в день равноденствия. С повышением географической широты продолжительность дня возрастает, и хотя интенсивность солнечного излучения при этом уменьшается, максимальное значение дневной инсоляции приходится на широту около 40 ⁰ и остается почти постоянным (для условий безоблачного неба) вплоть до полярного круга.

С учетом облачности и загрязнений атмосферы промышленными отходами, характерных для многих стран мира, приведенные в таблице величины следует уменьшать, по крайней мере, вдвое. Например, для Англии 70 г. XX века, до начала борьбы за охрану окружающей среды, годовое количество солнечной радиации составляло лишь 900 кВт∙ч/м2 вместо 1700 кВт∙ч/м2.

Первые данные, о прозрачности атмосферы на Байкале были получены В.В. Буфалом в 1964г. Он показал, что значения прямой солнечной радиации над Байкалом в среднем на 13 % выше, чем в Иркутске. Средний спектральный коэффициент прозрачности атмосферы на Северном Байкале в летний период составляет для красного, зеленого и синего фильтров соответственно 0,949, 0,906, 0,883. В летний период атмосфера более неустойчива в оптическом отношении, чем зимой, и эта неустойчивость значительно меняется от дополуденных к послеполуденным часам. В зависимости от годового хода ослабления водяным паром и аэрозолями меняется и их вклад в общее ослабление солнечной радиации. В холодную часть года основную роль играют аэрозоли, в теплую - водяной пар. Байкальская котловина и озеро Байкал отличаются сравнительно высокой интегральной прозрачностью атмосферы. При оптической массе m = 2 средние значения коэффициента прозрачности колеблются от 0,73 (летом) до 0,83 (зимой) При этом межсуточные изменения интегральной прозрачности атмосферы велики, особенно в полуденные часы - от 0,67 до 0,77 . Аэрозоли существенно снижают поступление в акваторию пруда прямого солнечного излучения, причем они поглощают в основном излучение видимого спектра , с той длиной волны, которая беспрепятственно проходит пресный слой пруда, и это для аккумулирования прудом солнечной энергии имеет большое значения. (Слой воды толщиной 1 см практически непрозрачен для инфракрасного излучения с длиной волны более 1 мкм). Поэтому вода толщиной в несколько сантиметров используется как теплозащитный фильтр. Для стекла длинноволновая граница пропускания инфракрасного излучения составляет - 2,7 мкм.

Большое количество частиц пыли, беспрепятственно переносимое по степи также снижает прозрачность атмосферы.

Электромагнитное излучение испускают все нагретые тела, причем, чем холоднее тело, тем меньше интенсивность излучения и тем дальше в длинноволновую область смещен максимум его спектра. Существует очень простое соотношение [ = 0,2898 см∙град. (закон Вина)], с помощью которого легко установить, где находится максимум излучения тела с температурой (⁰К). Например, человеческое тело, имеющее температуру 37 + 273 = 310 ⁰К, испускает инфракрасные лучи с максимумом вблизи значения = 9,3 мкм . А стенки, например, гелиосушилки, с температурой 90 ⁰С будут испускать инфракрасные лучи с максимумом вблизи значения = 8 мкм. Видимое солнечное излучение (0,4 мкм В свое время большим прогрессом явился переход от электрической лампы накаливания с угольной нитью к современной лампе с вольфрамовой нитью. Все дело в том, что угольную нить можно довести до температуры 2100 ⁰К, а вольфрамовую - до 2500 ⁰К. Почему эти 400 ⁰К так важны? Все дело в том, что цель лампы накаливания - не греть, а давать свет. Следовательно, надо добиться такого положения, чтобы максимум кривой приходился на видимое изучение. Идеалом было бы располагать такой нитью, которая выдерживала бы температуру поверхности Солнца. Но даже переход с 2100 до 2500 ⁰К повышает долю энергии, приходящейся на видимое излучение, от 0,5 до 1,6 % .

Инфракрасные лучи, исходящие от тела, нагретого всего до 60 – 70 ⁰С, каждый может почувствовать, поднося ладонь снизу (для устранения тепловой конвекции). Приход прямого солнечного излучения в акваторию пруда соответствует его приходу на горизонтальную поверхность облучения. При этом, изложенное выше показывает, неопределенность количественной характеристики прихода в конкретный момент времени, как сезонного, так и суточного. Постоянной характеристикой является только высота Солнца (оптическая масса атмосферы).

Аккумулирование же солнечного излучения земной поверхностью и прудом существенно различаются.

Естественные поверхности Земли обладают различной отражательной (поглощательной) способностью. Так, темные поверхности (чернозем, болота торфяные) имеют низкое значение альбедо около 10 %. (Альбедо поверхности - это отношение потока излучения, отраженного этой поверхностью в окружающее пространство, к потоку, упавшему на неё).

Светлые поверхности (белый песок) обладают большим альбедо, 35 – 40 %. Альбедо поверхностей с травяным покровом колеблются в пределах 15 – 25 %. Альбедо крон лиственного леса летом равно 14 – 17 %, хвойного леса - 12 – 15 %. Альбедо поверхности уменьшается с увеличением высоты Солнца.

Альбедо же водных поверхностей заключается в пределах 3 – 45 %, в зависимости от высоты Солнца и степени волнения.

При спокойной водной поверхности альбедо зависит только от высоты Солнца (рисунок 2).


Рисунок 2 – Зависимость коэффициента отражения солнечного излучения для спокойной водной поверхности от высоты Солнца.

Вступление солнечного излучения и прохождение его через слой воды имеет свои особенности.

В общем виде оптические свойства воды (её растворов) в видимой области солнечного излучения представлены на рисунке 3.


Рисунок 3 – Оптические свойства воды (её растворов) в видимой области солнечного излучения

На плоской границе двух сред воздух - вода наблюдаются явления отражения и преломления света.

При отражении света луч падающий, луч отраженный и перпендикуляр к отражающей поверхности, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости, и угол отражения равен углу падения. В случае преломления падающий луч, перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча к границе раздела двух сред, и преломленный луч лежат в одной плоскости. Угол падения и угол преломления (рисунок 4) связаны /, где - абсолютный показатель преломления второй среды, - первой. Поскольку для воздуха, то формула примет вид


Рисунок 4 – Преломление лучей при переходе из воздуха в воду

Когда лучи идут из воздуха в воду, то они приближаются к «перпендикуляру падения»; например, луч, падающий на воду под углом к перпендикуляру к поверхности воды, вступает в неё уже под углом, который меньше, чем (рис 4,а). Но когда падающий луч, скользя по поверхности воды, падает на водную поверхность почти под прямым углом к перпендикуляру, например, под углом 89 ⁰ и менее, то он вступает в воду под углом, меньшем чем прямой, а именно под углом всего 48,5 ⁰. Под большим углом к перпендикуляру, чем 48,5 ⁰, луч вступить в воду не может: это для воды «предельный» угол (рисунок 4,б).

Следовательно, лучи, падающие на воду под всевозможными углами, сжимаются под водой в довольно тесный конус с углом раствора 48,5 ⁰ + 48,5 ⁰ = 97 ⁰ (рис 4,в). Кроме того преломление воды зависит от её температуры, однако изменения эти столь не значительны что не могут представлять интереса для инженерной практики, по рассматриваемой теме.

Проследим теперь за ходом лучей, идущих обратно (из точки Р) - из воды в воздух (рисунок 5). По законам оптики, пути будут те же самые, и все лучи, заключенные в упомянутом 97-градусном конусе, выйдут в воздух под различными углами, распределяясь по всему 180-градусному пространству над водой. Подводные лучи, находящиеся вне упомянутого угла (97-градусного) не выйдут из-под воды, а отразятся целиком от её поверхности, как от зеркала.


Рисунок 5 – Преломление лучей при переходе из воды в воздух

Если существует только отраженный луч, преломленный луч отсутствует (явление полного внутреннего отражения).

Всякий подводный луч, встречающий поверхность воды под углом, большим «предельного» (т.е. большим 48,5 ⁰), не преломляется, а отражается: он претерпевает «полное внутреннее отражение». Отражение называется в данном случае полным потому, что здесь отражаются все падающие лучи, между тем как даже самое лучшее зеркало из полированного серебра отражает только часть падающих на него лучей, остальную же поглощает. Вода при указанных условиях является идеальным зеркалом. В данном случае речь идет о видимом свете. Вообще говоря, показатель преломления воды, как и других веществ, зависит от длины волны (это явление называется дисперсией). Как следствие этого предельный угол, при котором наступает полное внутреннее отражение, не один и тот же для разных длин волн, но для видимого света при отражении на границе вода - воздух этот угол изменяется меньше чем на 1⁰ .

Благодаря тому, что под большим углом к перпендикуляру, чем 48,5⁰, солнечный луч вступить в воду не может: это для воды «предельный» угол (рисунок 4,б), то водная масса, во всем диапазоне значений высоты Солнца изменяется не столь незначительно, чем воздушная - она всегда меньше.

Однако, поскольку, плотность воды в 800 раз больше плотности воздуха, то поглощение солнечного излучения водой будет меняться существенно. Кроме того, если световое излучение проходит сквозь прозрачную среду, то спектр такого света обладает некоторыми особенностями. Определенные линии в нем сильно ослаблены, т. е. волны соответствующей длины сильно поглощаются рассматриваемой средой. Такие спектры называются спектрами поглощения. Вид спектра поглощения зависит от рассматриваемого вещества.

Поскольку раствор солей солнечного соляного пруда может содержать различные концентрации хлористых натрия и магния и их отношения, то однозначно говорить о спектрах поглощения нет смысла. Хотя исследований и данных по этому вопросу предостаточно.

Так, например, исследованиями, проведенными в СССР (Ю. Усмановым) по выявлению коэффициента пропускания излучения различных длин волн для воды и раствора хлористого магния различной концентрации получены следующие результаты (рисунок 6). А Б. Дж. Бринквортом показана графическая зависимость поглощения солнечной радиации и монохроматическая плотность потока солнечной радиации (излучения) в зависимости от длин волн (рисунок 7).


Следовательно, количественное поступление прямого солнечного излучения к горячему рассолу пруда, после вступления в воду, будет зависеть: от монохроматической плотности потока солнечной радиации (излучения); от высоты Солнца. А также от альбедо поверхности пруда, от чистоты верхнего слоя солнечного соляного пруда, состоящего из пресной воды, с толщиной обычно 0,1 – 0,3 м, где подавить перемешивание не удается, состава, концентрации и толщины раствора в градиентном слое (изолирующем слое с увеличивающейся книзу концентрацией рассола), от чистоты воды и рассола.

Из рисунков 6 и 7 следует, что вода обладает наибольшей пропускной способностью в видимой области солнечного спектра. Это является очень благоприятным фактором для прохождения солнечной радиации через верхний пресный слой солнечного соляного пруда.

Список Литературы

1 Осадчий Г.Б. Солнечная энергия, её производные и технологии их использования (Введение в энергетику ВИЭ) / Г.Б. Осадчий. Омск: ИПК Макшеевой Е.А., 2010. 572 с.
2 Твайделл Дж. Возобновляемые источники энергии / Дж. Твайделл, А. Уэйр. М.: Энергоатомиздат, 1990. 392 с.
3 Даффи Дж. А. Тепловые процессы с использованием солнечной энергии / Дж. А. Даффи, У. А. Бекман. М.: Мир, 1977. 420 с.
4 Климатические ресурсы Байкала и его бассейна /Н. П. Ладейщиков, Новосибирск, Наука, 1976, 318с.
5 Пикин С. А. Жидкие кристаллы/ С. А. Пикин, Л. М. Блинов. М.: Наука, 1982. 208 с.
6 Китайгородский А. И. Физика для всех: Фотоны и ядра/ А. И. Китайгородский. М.: Наука, 1984. 208 с.
7 Кухлинг Х. Справочник по физике. / Х. Кухлинг. М.: Мир, 1982. 520 с.
8 Енохович А. С. Справочник по физике и технике/ А. С. Енохович. М.: Просвещение, 1989. 223 с.
9 Перельман Я. И. Занимательная физика. Книга 2 / Я. И. Перельман. М.: Наука, 1986. 272 с.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ЗАДАНИЯ 8 класс Тестовый раунд 1. Время в каждый момент суток одинаковое в точках, расположенных на одном меридиане, называется: А. Поясным Б. Декретным В. Местным Г. Летним 2. В какую геологическую эру произошли такие события как появление млекопитающих и птиц, появление первых цветковых растений, господство голосеменных растений и пресмыкающихся: А. Архейская Б. Протерозойская В. Палеозойская Г. Мезозойская 3. Какая доля солнечного света поглощается поверхностью Земли: А. 10% Б. 30% В. 50% Г. 70% 4. Какая из тектонических структур характеризуется более молодым возрастом: А. Русская платформа В. Западно-Сибирская плита Б. Алданский щит Г. Складчатые области Камчатки 5. Самое соленое море, омывающее берега России? А. Черное Б. Японское В. Балтийское Г. Азовское 6. Северный морской путь начинается от порта: А. Архангельск Б. Мурманск В. Санкт-Петербург Г. Калининград 7. Ученый из Екатеринбурга (IVпояс) организовал вебинар длясвоих коллег из других регионов России Омска (Vпояс), Санкт-Петербурга (IIпояс) и Барнаула (VIпояс) в 14 часов по московскому времени. Для участникаиз какого города вебинар начнется в 18 часов по местному времени: А. Из Санкт-Петербурга Б. Из Екатеринбурга В. Из Барнаула Г. Из Омска 8. Укажите морской объект, не расположенный у берегов России: А. Пролив Буссоль В. Керченский пролив Б. Гданьский залив Г. Рижский залив 9. Какие из перечисленных городов, расположены на реке Волга: А. Пенза, Тольятти В. Нижний Новгород, Киров Б. Чебоксары, Йошкар-Ола Г. Казань, Ульяновск 10. Выберите вариант ответа, в котором перечисленные народыпринадлежат к одной языковой группе: А. Буряты, калмыки, хакасы В. Башкиры, чуваши, татары Б. Чеченцы, ингуши, адыгейцы Г. Мордва, удмурты, кумыки 11. Какое происхождение имеют такие формы рельефа как озы и камы: А. Тектоническое В. Карстовое Б. Ледниковое Г. Эоловое 1

2 12. Запасы этого минерального природного ресурса в Калининградской области оцениваются более чем в 3 млрд. тонн, разведано 281 месторождения. Добыча его ведется в основном в Нестеровском и Полесском районах области. Его теплотворная способность достигает 5000 ккал, хотя с 1982 г. использование его как топлива запрещено законом. Этот ресурс поставляется во многие страны Европы. А. Торф Б. Янтарь В. Газ Г. Горючий сланец 13. Во время одного из выступлений ученый географ В.В. Докучаев сказал: «Прошу извинения, что несколько дольше, чем рассчитывал, остановился на.., но это потому, что последний для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд; в нем вековечное неистощимое русское богатство». О чем говорил В.В. Докучаев? А. Лес Б. Чернозем В. Газ Г. Океан 14. Укажите термин, которым обозначают это определение «Крупные подразделения географической оболочки, обладающие определенным сочетанием температурных условий и режима увлажнения, которые классифицируются в основном по преобладающему типу растительности и закономерно меняются на равнинах с севера на юг, а в горах от подножий к вершинам»: А. Природно-хозяйственные комплексы В. Географические районы Б. Природные зоны Г. Ландшафты 15. О каком природном явлении идет речь в рассказе И.Рябцева «Степное диво». «Вот уже вторую неделю в степи властвовал июльский, самый жгучий, самый беспощадный. Он до дна вылизал мелководные речушки, разогнал куда-то зверей и птиц. Спаленные травы с хрустом ломались под ногами, рассыпаясь в труху; голая земля была иссечена глубокими трещинами, в которых отлеживались змеи, ящерицы и пауки. Куда ни глянешь, всюду два цвета: пепельно-желтый и бурый. На этом мрачном фоне, обманчиво радуя взор, аквамариновыми мазками были разбросаны безлистые кусты верблюжьей колючки - единственного растения, в котором еще теплилась жизнь. Искрясь под солнцем, то там, то здесь сахарно-белыми латками лежит соль, выступившая на мертвых плешинах. Это красивое и вместе с тем страшное зрелище» А. Бора Б. Фен В. Суховей Г. Самум 16. Атмосферный вихрь огромного (от сотен до нескольких тысяч километров) диаметра с пониженным давлением воздуха в центре. Воздух циркулирует против часовой стрелки в северном полушарии и по часовой стрелке в южном А. Смерч Б. Циклон В. Антициклон Г. Торнадо 17. Укажите вариант ответа, в котором все реки относятся к одной речной системе А. Дон, Воронеж, Ока В. Волга, Кама, Свирь Б. Амур, Аргунь, Шилка Г. Обь, Иртыш, Хатанга 18. Какой природный ресурс объединяет следующие месторождения: Штокмановское, Медвежье, Заполярное, Астраханское. А. Нефть В. Газ Б. Каменный уголь Г. Калийная соль 2

3 19. Определите, для каких полуостровов России характерны следующие климатические особенности: А. Климат очень холодный, резко континентальный. Средняя температура в январе т минус º С, а в июле º. Весна начинается в середине июня, а в августе средняя суточная температура опускается ниже нуля. Осадков от 120 до 140 мм в год. Восточная часть полуострова сплошь покрыта ледником. Б. Климат морской, на западе более суровый, чем на востоке. Годовое количество осадков от 600 до 1100 мм. Наиболее высокие части гор несут современные ледники.одна из ярких особенностей климата полуострова это сильные ветры, ураганы и штормы во всех районах области., В зимние месяцы, дуют ветры силой свыше 6 баллов м/сек. В. Один из наиболее «теплых» районов субарктического пояса Земли. В северной части полуострова теплее чем в южной, что обусловлено влиянием теплого течения.средняя температура зимой от-9ºс на побережье, до -13ºС в центре полуострова. Безморозный период длится в среднем 120 дней в узкой прибрежной полосе суши, укорачивается по мере удаления от морей до 60 дней, а на вершинах горного массива температура не опускается ниже 0ºС менее 40 дней в году. 1. П-ов Камчатка 2. Кольский п-ов 3. П-ов Таймыр 20. Что из перечисленного является примером рационального природопользования? А. Создание лесных полезащитных полос в степной зоне Б. Осушение болот в верховьях рек В. Перевод тэс с природного газа на уголь Г. Продольная распашка склонов 21. Готовя рекламный проспект для туристской фирмы, художник постарался изобразить разнообразные экзотические уголки земного шара. Найдите две ошибки художника. А. Перуанец ведет ламу Б. Туарег управляет упряжкой северных оленей В. Таец катает туристов на яке Г. Хиндустанец пашет поле на буйволе 22. Бурный грязекаменный поток, часто возникающий на окончании ледника при сильных ливнях или при интенсивном таянии снега, перемещающийся по склону и несущий с собой массу камней это: А. Оползень Б. Наводнение В. Сель Г. Морена 23. Когда произошел раскол материка Пангея? А. 10 млн лет назад Б. 50 млн лет назад В. 250 млн лет назад Г. 500 млн лет назад 24. В 1831 г. английский полярный исследователь Джон Росс сделал открытие в Канадском арктическом архипелаге, а 10 лет спустя его племянник Джеймс Росс достиг его антипода в Антарктиде. О каком открытии идет речь? А. Северный магнитный полюс Б. Северный полярный круг В. Южный магнитный полюс Г. Северный географический плюс 3

4 25. Установите соответствие: вершина горы - страна 1. Тубкаль А.Анды а. Россия 2. Аконкагуа Б. Атлас б. США 3. Эльбрус В. Кордильеры в. Аргентина 4. Мак-Кинли Г. Кавказ г. Марокко 26. Муссонные дожди часто вызывают наводнения на реках: А. Обь, Индигирка Б. Рейн, Висла В. Дунай, Енисей Г. Янцзы, Амур 27. Какая из стран располагается на разных материках? А. Казахстан В. Египет Б. Турция; Г. Россия 28. Установите соответствие предложенных понятий, различным сферам Земли 1. Черные курильщики А. Литосфера 2. Гало Б. Гидросфера 3. Эль-Ниньо В. Биосфера 4. Нектон Г. Атмосфера 29. Выберите озеро с минимальной солёностью. А. Боденское Б. Аральское В. Каспийское Г. Балхаш 30. Какие приборы не относятся к метеорологическим: А. Барограф Г. Эхолот Б. Гигрометр Д. Курвиметр В. Гелиограф Е. Анемометр Ж. Нефоскоп БЛАНК ОТВЕТОВ Ответ Ответ Ответ Максимальное количество баллов 40. 4

5 8 класс Аналитический раунд Задача 1. Для выполнения задания используйте топографическую карту. 1) Определите масштаб карты, если расстояние от точки А до точки Б составляет 900 м. Ответ запишите в виде численного и именованного масштаба 2) Определите азимут и направление, по которому надо идти от школы до колодца. Какое расстояние необходимо пройти? 3) Определите амплитуду абсолютных высот данной местности 4) В каком направлении течет р. Белка? 5) Оцените, какую из площадок, обозначенных на карте цифрами 1 и 2, лучше выбрать для сооружения ветровой энергетической установки, предназначенной для аварийного энергоснабжения школы в селе Верхнее. Приведите не менее двух доводов. Максимальное количество баллов 13. 5

6 Задача 2. По предложенным фрагментам космических снимков определите происхождение котловин озёр. Приведите примеры названия озёр или районы их распространения. Ответ запишите в таблицу Номер космического снимка Происхождение котловины озера Максимальное количество баллов 10. Пример озера или район распространения Задача 3. Установите соответствие определений географическим явлениям и назовите материки (или части света), на которых эти явления наблюдаются. А. Поророка Б. Мистраль В. Кум Г. Скрэб Д. Атолл 1. Заросли низкорослых вечнозеленых ксерофитных кустарников в тропиках и субтропиках. 2. Кольцеобразный коралловый остров в виде узкой гряды, окружающей неглубокую лагуну. 3. Приливная волна, движущаяся от устья вверх по течению реки 4. Песчаная пустыня 5. Холодный северо-западный ветер, дующий на южное побережье страны, называемое Лазурным Берегом. Ответы запишите в таблицу. Явление Номер определения Материк или часть света 6

7 А Б В Г Д Максимальное количество баллов 10. Задача 4. На земле есть города, где в январе людям не нужны шубы, меховые шапки и перчатки. Из списка выберите те города, жители которых в январе не нуждаются в зимней одежде. Почему так повезло жителям каждого из выбранных вами городов? Луанда, Манагуа, Каир, Стокгольм, Бухарест Ответ: Максимальное количество баллов 6. Задача 5. Ребята - финны из небольшого поселка, расположенного вблизи северного полярного круга, захотели переписываться со школьниками из других стран, живущими с ними на одной параллели. Они отправили письма в Россию, Канаду, Швецию. В какие страны ребята забыли написать? Какими видами транспорта туда можно доставить письмо? Ответ: Максимальное количество баллов 6. Задача 6. Заполните пропуски в географическом описании Нижегородской области. Нижегородская область расположена в средней полосе России, на (1) равнине, в природных зонах (2), (3), (4). В рельефе региона распространены воронки, пещеры, озёра (5) происхождения. Область лежит в пределах (6) климатического пояса. Основными водными артериями являются четыре реки (7, 8, 9, 10), относящиеся к бассейну (11) моря. На севере области зональными являются (12) почвы, а на юго-востоке распространены (13) почвы. Самый древний город Нижегородской области (14) стоит на левом берегу Волги и славится народными ремёслами. А в городе Семёнове продолжаются 300-летние традиции народного художественного промысла (15).. Максимальное количество баллов 15. Ответ:


ЗАДАНИЯ 7 класс Тестовый раунд 1. В каком направлении нужно двигаться, чтобы попасть из точки с координатами 12 с.ш. 176 з.д. в точку с координатами 30 с.ш. 174 в.д.: А. На северо-восток Б. на юго-запад

Демоверсия итоговой промежуточной аттестации по географии 8 класс ВАРИАНТ 1 А 1. С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу? а) Швеция; б) Эстония; в) Иран; г) Таджикистан. А 2. Крайняя

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП). 2017 2018 учебный год 8 КЛАСС ЗАДАНИЯ Время на выполнение заданий - 45 мин. Тестовые задания. 1. Какой географический объект не имеет долготы:

Содержание работы: КАРТА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ география 8 класс (1 триместр) Географическое положение России Россия на карте мира: размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие

Географии 6 класс Инструкция по выполнению заданий На выполнение тестовых заданий отводится 90 минут. Работа состоит из 40 заданий, которые разделены на 2 части. Часть I содержит 30 заданий с выбором одного

Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации 6 класса по географии 7 Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба: а) : 500 в) :50 000 б) :5 000 г) :5 000 000 Часть При выполнении

Контрольная работа по теме «Климат России». 1 Вариант. 1. Какой климатообразующий фактор является ведущим? 1) Географическое положение 2) Циркуляция атмосферы 3) Близость океанов 4) Морские течения 2.

Итоговое тестирование учащихся 8 класса. Вариант 1. A1 Какому направлению соответствует направление А В на карте Европейской части России? 1) север 2) северо-восток 3) восток 4) юго-восток A2 Какие моря

Физическая география России. 8 класс. 2 часа в неделю, всего 68часов. Программа по географии, автор Е.М. Домагацких, «Русское слово». уро ка Название раздела и темы 1 Тема 1. Географическое положение.

География России Обратите внимание! РФ Российская Федерация СНГ Содружество независимых государств СССР Союз советских социалистических республик РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА Россия (Российская Федерация) самое

Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится 45 минут. Ученику разрешается

Всероссийская олимпиада школьников по географии Муниципальный этап 2016 год 8 класс Теоретический тур Теоретический тур включает 5 заданий На выполнение всех заданий теоретического тура отводится 120 минут

Демоверсия итоговой контрольной работы по географии для 8 класса Промежуточная аттестация в 8 классе проводится в форме контрольной работы. Контрольная работа состоит из 27 заданий. Обозна чение задани

ЗАДАНИЯ 9 класс Тестовый раунд 1. Какой природный объект объединяет такие страны как Россия и Литва? А. Кандалакшский залив Б. Рижский залив В. Балтийская коса Г. Куршская коса 2. Укажите три города России,

Контрольная работа по географии 8 класс для подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ Контрольная работа по географии для учащихся 8-х классов составлена в форме теста в двух вариантах.

Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится 45 минут. Абитуриенту разрешается

Тестовый раунд Используя часть листа карты, выполните тестовые задания 1 2 1. Карта погоды составлена на 13 января. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно

План характеристики гор 1. Географическое положение. 2. Направление горных хребтов, крутизна склонов. 3. Протяженность хребтов (км). 4. Преобладающая высота. 5. Наибольшая высота (координаты вершины).

Демонстрационный вариант промежуточной аттестации для 8 класса по ГЕОГРАФИИ Инструкция по выполнению заданий На выполнение тестовой работы отводится 45 минут. Итоговый контрольный тест состоит из 20 заданий.

ВОПРОСЫ ГЕОГРАФИЯ 8 КЛАСС 1. Укажите приблизительную площадь России: 1)14 млн кв. км 2) 20 млн кв. км 3)17 млн кв. км 4)23 млн кв. км 2. Назовите государство, имеющее сухопутную границу с Россией: 1) Финляндия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 г. Советский» Демоверсия контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по географии,

Задания Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии 1. тестовый раунд. 8 класс В каждом из предложенных вопросов выберите один правильный вариант ответа. Ответы запишите в бланки ответов.

Итоговая контрольная работа по географии 8 класс Природа и население 1 вариант 1 Какое утверждение является верным? А. Россия расположена восточнее 19 восточной долготы Б. Россия имеет сухопутные границы

2012 год Всероссийская олимпиада школьников по географии Муниципальный этап 8 класс Олимпиада по географии включает задания двух раундов тестового и аналитического. Максимальное количество баллов за правильное

Тестовый раунд 1. Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция: а) испанская б) португальская в) английская г) российская 2. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет: а) 0 0 б) 33,5

План описания гор 1. Название. 2. Географическое положение (материк, страна) 3. Возраст гор. 4. Направление горных хребтов, крутизна склонов. 5. Протяженность в километрах (при помощи масштаба) 6. Преобладающие

Мониторинг по географии 8 класс I вариант ФИ класс Ответы 1 6 11 16 21 2 7 12 17 22 3 8 13 18 23 4 9 14 19 24 5 10 15 20 25 Результат 1. Площадь России составляет: a) 17,1 млн. км² b) 24,2 млн. км² c)

Итоговое тестирование учащихся 8 класса. A1 Какому направлению соответствует направление А В на карте Европейской части России? 1) север 2) северо-восток 3) юго-восток 4) восток A2 Какие моря относятся

Класс X (..) Уважаемый ученик! Приветствуем твое участие в Республиканской Олимпиаде по Географии -го года и уверенны, что твой энтузиазм, творчество и знание материала по Географии предоставят возможность

Фамилия, имя (полностью) Дата 2014 г. Часть 1 К каждому из заданий 1 10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком Инструкция по выполнению работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 57 Контрольная работа по географии 8 класс Составитель: учитель географии I категории Усольцева О.Г. Тюмень, 2008 Вариант

Инструкция по выполнению работы На выполнение работы отводится 1 урок (45 минут). Работа состоит из 2-х частей и включает 20 заданий. Часть 1 включает 10 заданий с выбором варианта ответа. Внимательно

Природа Земли и человек 1) Какая из перечисленных горных пород по происхождению является магматической? 1) мрамор 2) известняк 3) песчаник 4) гранит 4 2) Вулканическое происхождение имеют(-ет) 1) остров

Экзаменационные билеты, География, 8 класс Билет 1 1.Географическое положение России. Границы. Сравнение географического положения России с положением других стран. Определить координаты крайних точек

Общие требования Программы для поступающих. География На экзамене по географии поступающий в высшее учебное заведение должен: свободно ориентироваться по картам физическим, социальноэкономическим, политическим;

ШИФР РАБОТЫ: Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по географии 2012 год Уважаемые участники олимпиады! Время на выполнение заданий теоретического раунда 45 минут, аналитического 1,5 часа. Использование

Итоговое тестирование учащихся 8 класса. A1 Какому направлению соответствует направление А В на карте Европейской части России? 1) север 2) северо-восток 3) восток 4) юго-восток A2 Какие моря относятся

Демонстрационный вариант контрольной работы по географии (8 класс) Часть 1 Часть 1 содержит 29 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых верный.

Демоверсия переводного экзамена в 8 классе по географии (использованы задания ФИПИ) 1. На каком полуострове находится крайняя северная материковая точка России? 1)Кольский 2)Таймыр 3)Ямал 4)Чукотский 2.Ф.П.

Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2015 г. Часть 1 К каждому из заданий 1 10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии

1 Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других

Муниципальное общеобразовательное учреждение Помоздинская средняя общеобразовательная школа им.в.т. Чисталева УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ Помоздинская СОШ им.в.т. Чисталева Ф.Э. Линдт Контрольно-измерительные

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 Анализ тектонической и физической карт мира: установление связей между геологическим строением и формами рельефа Цель работы: закрепить понятия «платформа» и «форма рельефа», получить

Задание 14. 1. Для природы Кольского полуострова характерно 1) наличие действующих вулканов 2) отсутствие болот 3) преобладание таежной растительности 4) отсутствие многолетней мерзлоты 2. Для какого района

Теоретическая часть «Литосфера» 1. Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называются: А) метаморфическими; Б) магматическими; В) осадочными. 2.Причиной землетрясений являются: А) резкие

Практическая работа 1 Анализ тектонической и физической карт мира: установление связей между геологическим строением, тектоническими структурами и формами рельефа Цель работы: закрепить понятия «платформа»

Экзаменационные билеты по географии материков и океанов (7 класс): Билет 1. 1. Географическая карта: значение, виды карт, способы изображения основного содержания карты. 2. Евразия: географическое положение,

ФАМИЛИЯ КЛАСС - ИМЯ Отметьте верный вариант ответа. Время выполнения работы - 90 минут. Часть I. За каждое верно выполненное задание начисляется 3 балла. 1. Как называется остров, на котором расположена

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов внутришкольного мониторинга в МОУ «СОШ 8» по географии за курс 8 класса. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы

Часть 1 Инструкция по выполнению работы К каждому из заданий 1 10 даны варианта ответов, из которых только один правильный. На выполнение теста по географии отводится 45 минут. Абитуриенту разрешается

Аттестационная работа по географии в 6-х классах составлена на основании Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Цель: определение степени освоения обучающимися

Пояснительная записка Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам

Проверочная работа по географии Вариант 1 1. Какое годовое количество осадков характерно для резко континентального климата? 1) более 800 мм в год 2) 600-800 мм в год 3) 500-700 мм в год 4) менее 500 мм

География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по ГЕОГРАФИИ Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по географии отводится 90 минут. Работа

География 6 класс Содержание раздела (темы) Планируемые результаты изучения раздела (темы) Раздел «Географическое познание нашей планеты» Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни

Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова ПРОГРАММА вступительного испытания по ГЕОГРАФИИ Архангельск 2011 Экзамен по географии проводится в письменном виде. На экзамене по географии,

Баллы Задание 1. Задание 2. Задание 3. Задание 4. Задание 5. Итог Член жюри Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии 2017-2018 учебный год, 10-11 класс Время выполнения

Вариант 1 1А. Слово «География» в переводе с греческого означает: а. изучение Земли; в. описание Земли; б. измерение Земли; г. это вообще не греческое слово. 2А. Какая из перечисленных планет не входит

Срезовые работы по географии 7 класса ФГОС Срезовая работа 1. Введение. Географические оболочки. Вариант 1. 1. В основании гор материковая земная кора. 2. Атмосфера это газообразная оболочка земли. 3.

Поурочное планирование курса физической географии России (8 класс Неделя урока Тема урока Основное содержание урока Домашнее задание Введение (1 час 1 1 (1 Что изучает география Предмет географии России,

Муниципальное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа 1 города Искитима Новосибирской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для учащихся 8 класса Составитель: учитель

Земля. Полная энциклопедия. Ананьева Е.Г., Мирнова С.С. М.: Эксмо, 2007, 256 с. В книге "Земля" из серии "Полная энциклопедия" рассказывается об удивительной планете, на которой мы живем. Читатели познакомятся

Задания А4 по географии, практика, Задания А4 по географии 1. Для какой природной зоны характерны чернозёмные почвы? 1) смешанные леса 2) степи 3) тайга 4) широколиственные леса Правильный ответ 2. Черноземные

Предметными результатами изучения курса «География» 8 классе являются следующие умения: осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять основные географические закономерности взаимодействия

Развитие географических знаний о Земле. Введение. Что изучает география. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

Контрольная работа по географии 6 класс вариант 1 1. Слово «География» в переводе с греческого означает: а. изучение Земли; б. измерение Земли; 2. Какая из перечисленных планет не входит в планеты земной

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «География» в 6 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ГИДРОСФЕРА

ТЕСТЫ ПО ГЕОГРАФИИ для итоговой аттестации учащихся 7 класса I Вариант 1. Если в основании территории находится малоподвижная структура (платформа), то рельеф будет: а) равнинный; б) горный. 2. Литосфера

География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 2 1 В каком направлении следует двигаться от точки А до точки В? Диагностическая тематическая

1)В результате столкновения, каких литосферных плит возникли горы Кавказа? 2)Как называется наука, изучающая историю развития Земли? 3)При

ведите пример гор России входящих в Памиро-Чукотский пояс?

4)Назовите древнейшую эру?

5)Периодами какой эры являются:триас, юра,мел?

6)В каком периоде, и в какой эре появились первые рептилии?

7)В каком периоде кайнозойской эры появились человекообразные обезьяны?

8)В результате деятельности какой экзогенной силы формируются следующие формы рельефа:кар,карлинг,трог,цирк,морена,бараньи лбы,озы,камы?

9)Как называется скопление месторождений одного вида полезного ископаемого?

10)Как называется многолетний режим погоды?

11)Как называется тепло и свет, излучаемое солнцем?

12)Как называется процесс изменения климата при удалении от морей и окевнов, при этом уменьшается количество осадков и увеличивается амплитуда колебания температур?

13)Как называется пограничная полоса, разделяющая различные по свойствам воздушные массы?

14)При наступлении, какого фронта выпадают ливневые осадки, сопровождающиеся сильным ветром?

15)Назовите основную закономерность изменения температуры летом на территории России?

16)Как называется количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях?

17) Определите по описанию тип климата России: характерен для Калининградской области; выпадает достаточно большое количество осадков в течение года, не холодная влажная зима сменяется не жарким влажным летом?

18)Ветер, какого направления преобладает в Росии?

19)Как называется водный поток, текущий в углублении-русле?

20)Как называется понижение в рельефе, по которому протекает река?

21)Как называется количество воды, проходящее через русло реки за определенный промежуток времени?

22)Как называется временный подъем воды в реке?

23)Как называется разница высоты истока и устья реки?

24)Приведите пример рек России с весенним половодьем?

25)Приведите пример рек России с преобладанием ледникового питания?

26)Назовите реки, относящиеся к бассейну Тихого океана?

27)Приведите примеры сточного и бессточного озер России?

28)Назовите водохранилище на реке Волга?

29)Как называется переувлажненный участок земной поверхности?

30)Где в России расположены покровные ледники?

31)Где в России находится долина гейзеров?

32)Как называется рыхлый поверхностный слой Земли, обладающий плодородием?

33)Какой тип почвы характерен для зоны тайги?

34)Как называется в сельском хозяйстве совокупность организационных, хозяйственных, технических мероприятий направленных на улучшение почв?

35)Назовите типы растительности тундры?

36)Какие виды животных степной зоны вы знаете?

37)Приведите примеры антропогенных, промышленных ландшафтов?

а)на какую высоту поднялся самолёт,если за его бортом температура -30С, а у поверхности Земли +12?б) Какова температура воздуха на Памире,если в

июле у подножия она составляет +36С? Высота Памира 6км.

в)Лётчик рейса Волгоград-Москва поднялся на высоту 2км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте,если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.?

1 вариант Установите соответствие: давление показатели а) 749 мм рт.ст.;

1) ниже нормы;

б) 760 мм рт.ст.; 2) нормальное;

в) 860 мм рт.ст.; 3) выше нормы.

Разность между наибольшим и наименьшим значениями температуры воздуха

называется:

а) давлением; б) движением воздуха; в) амплитудой; г) конденсацией.

3. Причиной неравномерного распределения солнечного тепла на поверхности Земли

является:

а) удаленность от солнца; б) шарообразность;

в) разная мощность слоя атмосферы;

4. Атмосферное давление зависит от:

а) силы ветра; б) направления ветра; в) разницы температуры воздуха;

г) особенностей рельефа.

Солнце бывает в зените на экваторе:

Озоновый слой расположен в:

а) тропосфере; б) стратосфере; в) мезосфере; г) экзосфере; д) термосфере.

Заполните пропуск: воздушной оболочкой земли является - _________________

8. Где наблюдается наименьшая мощность тропосферы:

а) на полюсах; б) в умеренных широтах; в) на экваторе.

Расположите этапы нагрева в правильной последовательности:

а) нагрев воздуха; б) солнечные лучи; в) нагрев земной поверхности.

В какое время летом, при ясной погоде, наблюдается наибольшая температура

воздуха: а) в полдень; б) до полудня; в) после полудня.

10. Заполните пропуск: при подъёме в горы атмосферное давление…, на каждые

10,5 м на ….мм рт.ст.

Высчитайте атмосферное давление г. Народная. (Высоту вершин найдите на

карте, АД у подножия гор возьмите условно за 760 мм рт.ст.)

В течение суток были зафиксированы следующие данные:

max t=+2’C, min t=-8’C; Определите амплитуду и среднесуточную температуру.

2 вариант

1. У подножия горы АД составляет 760 мм рт.ст. Каким будет давление на высоте 800 м:

а) 840 мм рт. ст.; б) 760 мм рт. ст.; в) 700 мм рт. ст.; г) 680 мм рт. ст.

2. Средние месячные температуры высчитываются:

а) по сумме среднесуточных температур;

б) делением суммы средних суточных температур на число суток в месяце;

в) от разницы сумы температур предыдущего и последующего месяцев.

3. Установите соответствие:

давление показатели

а) 760 мм рт. ст.; 1) ниже нормы;

б) 732 мм рт. ст.; 2) нормальное;

в) 832 мм рт. ст. 3) выше нормы.

4. Причиной неравномерного распределения солнечного света по земной поверхности

является: а) удаленность от Солнца; б) шарообразность Земли;

в) мощный слой атмосферы.

5. Суточная амплитуда – это:

а) общее количество показателей температуры в течение суток;

б) разница между наибольшими и наименьшими показателями температуры воздуха в

течение суток;

в) ход температур в течение суток.

6. С помощью какого прибора измеряется атмосферное давление:

а) гигрометра; б) барометра; в) линейки; г) термометра.

7. Солнце бывает в зените на экваторе:

8. Слой атмосферы, где происходят все погодные явления:

а) стратосфера; б) тропосфера; в) озоновый; г) мезосфера.

9. Слой атмосферы, не пропускающий ультрафиолетовые лучи:

а) тропосфера; б) озоновый; в) стратосфера; г) мезосфера.

10. В какое время летом при ясной погоде наблюдается наименьшая температура воздуха:

а) в полночь; б) перед восходом Солнца; в) после захода Солнца.

11. Высчитайте АД горы Эльбрус. (Высоту вершин найдите на карте, АД у подножия

горы возьмите условно за 760 мм рт. ст.)

12. На высоте 3 км температура воздуха = - 15 ‘C, чему равна температура воздуха у

поверхности Земли:

а) + 5’C; б) +3’C; в) 0’C; г) -4’C.