Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как правильно читать Евангелие дома? Советы и рекомендации. Как правильно читать Евангелие каждый день

Как правильно читать Евангелие дома? Советы и рекомендации. Как правильно читать Евангелие каждый день

Известный сербский исследователь канонического права епископ Никодим (Милаш) написал в своем толковании 19-го правила VI Вселенского Собора следующее: «Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию…» А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил:

«…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть».

Один автор написал о Малом входе на Литургии: «Евангелие – здесь символ Христа. Господь явился в мир телесно, воочию. Он выходит на проповедь, на Свое земное служение и находится здесь среди нас. Страшное и величественное совершается действо – среди нас видимо ощутимо – Бог. От этого зрелища замирают в благоговейном трепете святые ангелы небесные. И ты, человече, вкуси этой великой тайны и преклони главу перед нею».

Исходя из всего вышесказанного, нужно понять, что Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней.

Евангелие – это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. Мы будто бы переносимся во времени на цветущие галилейские равнины и становимся очевидцами воплотившегося Бога Слова. И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие – это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения. При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем.

Не случайно слово «евангелиос» переводится с греческого языка как «благая весть». Это обозначает, что благодатью Святого Духа в мире открылась новая весть-истина: для спасения человечества на Землю пришел Бог, и «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом», как сказал в IV веке святитель Афанасий Александрийский. Господь примирился с человеком, Он вновь исцелил его и открыл ему дорогу в Царствие Небесное.

И читая либо слушая Евангелие, мы встаем на эту небесную вертикальную дорогу и идем по ней в рай. Вот что такое Евангелие.

Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам необходимо включить чтение Святого Евангелия и «Апостола» (Деяния святых апостолов, соборные Послания апостолов и четырнадцать Посланий святого первоверховного апостола Павла) в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Обычно рекомендуется следующая последовательность: две главы «Апостола» (некоторые читают одну главу) и одна глава Евангелия в день.

На мой взгляд, исходя из личного опыта, хочется сказать, что удобнее читать Священное Писание по порядку, т. е. с первых глав и до последних, а потом возвращаться. Тогда у человека сформируется целостная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причинно-следственных связей.

Нужно также, чтобы чтение Евангелия не было похоже на чтение беллетристической литературы типа «нога за ногу, поудобнее устроившись в кресле». Все-таки это должен быть молитвенный домашний богослужебный акт.

Протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендует читать Священное Писание стоя, один раз перекрестившись перед чтением и три после.

Есть специальные молитвы, произносимые перед и после чтения Нового Завета.

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает священник во время Божественной литургии перед чтением святого Евангелия. Она также помещена после 11-й кафизмы Псалтири.

Молитва святителя Иоанна Златоуста: «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь».

Молитва святителя Игнатия (Брянчанинова), читаемая до и после прочтения Священного Писания: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

По поводу последней от себя добавлю, что она также читается с присовокуплением главы из Святого Евангелия в какой-нибудь скорби или неприятности. На собственном опыте убедился, что очень помогает. И милосердный Господь избавляет от всяческих обстояний и неприятностей. Некоторые отцы рекомендуют читать эту молитву с евангельской главой каждый день.

Это «Беседы на Евангелие от Матфея» святителя Иоанна Златоуста; толкование на Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского; «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова, высоко оцененное святым праведным Иоанном Кронштадтским; труды архиепископа Аверкия (Таушева), митрополита Вениамина (Пушкаря), Толковая Библия Ветхого и Нового Заветов Александра Лопухина, иные сочинения.

Припадем же, братия и сестры, сердцами, «алчущими и жаждущими правды», к чистому животворному роднику Священного Писания. Без него душа обречена на увядание и духовную смерть. С ним она расцветает, словно райский цветок, напоенный словесною живительною влагой, достойный Царствия Небесного.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (1350) раз

Количество записей: 83

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, отличалась ли плоть воплотившегося Слова Божьего, т.е. Иисуса Христа, от плоти других людей? И если отличалась, то чем?

Александр

До воскресения из мертвых она отличалась безгрешностью, Александр, а по воскресении - даже элементарными своими свойствами. Например, Господь вместе со Своею плотью мог проходить через закрытые двери – вспомните, как Он являлся Своим ученикам.

игумен Никон (Головко)

Доброго времени суток. Вопрос возник по отрывку из Ин 8.1-11. Что стало причиной того, что фарисеи ушли, оставив все как есть? С толкованием Таушева о том, что фарисеи были обличаемы своей совестью и вспомнили о своих грехах, знакома. Есть ли иные толкования на этот отрывок и где о них можно прочитать? У одной из протестанских церквей прозвучало мнение о том, что есть какой-то древний обряд, которого и испугались фарисеи. Где об этом можно прочесть подробнее, из надежного источника? Заранее спасибо.

Ирина

Ирина! Вот похожее объяснение А.П. Лопухина: «Совесть стала обличать приведших женщину в несправедливости их отношения к ней, этой преступнице, и они разошлись – старшие, как более сообразительные, раньше, а младшие – позже. Они поняли, что их попытка поставить Христа в затруднительное положение окончилась неудачей, и им стало стыдно перед народом». Другие толкования можно прочитать здесь: http://bible.optina.ru/new:in:08:01.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Если я осквернился, то мне нельзя читать Евангелие до того, как я вычитаю правило от осквернения?

Александр

Прочитайте краткую молитву и читайте Евангелие.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Написано, что нельзя воздавать злом за зло, то есть мстить и т. д., а сдать преступника в полицию - это не воздаяние злом за зло, ведь в тюрьме ему ох, как несладко будет? Так же про взявший в руку меч, от меча и погибнет. Разве убийство на войне может ли быть оправданным? Спасибо.

Андрей

Андрей, когда Вы сообщаете полиции о преступнике, Вы тем самым приносите огромное благо обществу, Вашим близким, избавляете тех, кто мог бы стать новой жертвой преступника, от злой участи. Хотя при этом будет очень благочестиво, если лично Вы будете готовы по-христиански этого преступника простить. Что касается войны, то об этом уже неоднократно писалось на нашем сайте: защищать свой народ, своих ближних от врагов – это заповедь Христова. Вообще по всему видно, что Вам очень необходимо личное общение со священником, в ходе которого Вы смогли бы разрешать эти и другие вопросы, естественно возникающие на пути духовной жизни. Постарайтесь, пожалуйста, найти возможность такого общения – может быть, в ближайшем приходе или монастыре.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Как относиться к этим строкам из Писаний? Почему священников батюшками называют, они же сами эти заповеди знают? Спасибо. "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос". Матф 23.8-10.

Андрей

Андрей! В данном случае Христос обращается непосредственно к апостолам, обличая грех любоначалия. Никакого отношения к батюшкам эти слова не имеют. Более подробно читайте толкование святителя Иоанна Златоуста: http://bible.optina.ru/new:mf:23:08.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте.Что значит выражение "кесарю кесарево, а Богу Божие"? Спасибо.

Андрей

Здравствуйте, Андрей. В Евангелии всюду утверждается важнейший принцип жизненных приоритетов: «Ищите прежде Царства Божия…», это главное, а все необходимое для временной жизни «приложится вам». В данном контексте этот принцип применен в отношении земных властей. Что установлено земными властями, надо исполнять, но только до тех пор, пока они не требуют отступления от Бога и воздаяния себе божеских почестей. Другими словами, недопустима замена приоритетов: «Прежде всего, служи царю и удовлетворяй земные потребности, а Царство Божие приложится».

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. В Евангелии от Ин., 4:10 Иисус Христос говорит с самарянкой о живой воде, которую Он ей может дать. Если есть живая вода, то должна быть и мёртвая. Иначе и незачем было бы давать воде специальное название. Скажите, пожалуйста, что подразумевается под живой водой и чем она отличается от мёртвой?

Александр

Александр! Христос часто в разговоре с простыми людьми употреблял сравнения с повседневной жизнью, понятные народу. По учению святых отцов «живой водой Христос называет здесь источники Своего учения, – водой, так как оно, подобно воде, очищает нечистоту грехов, угашает огонь страстей и врачует засуху и бесплодие неверия, – а живой, как вечное и всегда продолжающееся, так как жизнь воды состоит в течении и движении. Златоуст говорит, что под водой живой Иисус Христос разумеет благодать Божественного Духа, Который различно называется вследствие различных Своих действий; здесь называется водой, а в другом месте – огнем. Водой называется потому, что подобно тому, как вода, падающая с неба, все оживляет и поддерживает, и, будучи одного вида, действует различно: согревая, сожигая, освещая и очищая, так точно и Божественный Дух». Как видите, никакой «живой» и «мертвой» воды в природе не существует. Это аллегория.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка! Христос Воскресе! Подскажите, пожалуйста, можно ли продолжать читать Евангелие, хотя многого не понимаешь (особенно в Откровении Святого Иоанна Богослова)? Я читаю в день по одной кафисме Псалтыря и по одной главе Евангелия 3 года. Грешно ли читать ежедневно, не понимая сути, или вначале необходимо усвоить суть учения?

Тамара

Здравствуйте, Тамара! Для того, чтобы читать правило, которое Вы описали, нужно взять благословение у священника, к которому Вы обычно ходите на исповедь. Батюшка определит меру чтения, которая будет Вам полезна. Со своей стороны советую Вам начать читать Закон Божий, а когда описанные в нем Библейские события будут Вам ясны, то можно читать после Евангелия толкования святых отцов на прочитанную Вами главу.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Благодарю Вас за ответ на предыдущий вопрос. Подскажите, пожалуйста, в чем дьявол искал покоя и почему именно в пустыне, когда был изгнан из человека? Мф.12:43.

Александр

Александр! Евфимий Зигабен считает, что Господь «безводными местами называет пустыни, и разумеет души святых, не имеющие никакой влаги страстей, лишенные и не производящие никакого зла». Впрочем, слова Священного Писания нельзя вырывать из контекста. Нужно читать мысль целиком и, желательно, с толкованием святых отцов. В данном случае можно почитать толкование по этой ссылке: http://bible.optina.ru/new:mf:12:43.

иерей Владимир Шлыков

Христос призывал не думать о дне завтрашнем. Означает ли это не писать планы на день, месяц, год? И можно сделать себе режим дня?

татьяна

Татьяна, Господь сказал: «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34), чтобы мы были свободны от суетности, а не чтобы жили без планов. Помня, что на все воля Божия, вполне допустимо строить планы, говорит апостол (Иак. 4, 13-16). Точно так же и такая полезная вещь, как режим дня: Вы же вносите в него коррективы при необходимости, если нужно что-то неожиданно незапланированное сделать. Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Доброго здоровия батюшки. Обращается к вам р.Б. Маргарита. Как понять слова: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо чт? мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас». Не значит ли это, что если у человека есть такие видимые грехи, то не надо с ним ни дружить, ни общаться? Конечно, детей трудно перевоспитать, а взрослого и не стоит пытаться. Уговоры ещё никому не помогли, а других методов не имеем. Нельзя нарушать свободу человека, но у вышеперечисленных явно нет совести (совесть - слово Бога в человеке). Какая тут свобода? Недавно в нашем коллективе один курильщик возмущался, что приняли закон о курении. По его мнению, его права ущемили. Спасибо за ответ.

Маргарита

Маргарита, это наставление апостола Павла было исполнимо в первые века христианства, но не в наше время, когда «оскуде преподобный». Как пишет св. Феофан Затворник, «Апостол определяет: считать таковых чуждыми общества христианского, то же, что отлученными, подобно тому кровосмеснику,– изверженному ветхому квасу. В причину этого ставит Апостол,– чтоб от них не заразиться, не окваситься… Общество христианское должно быть чисто. Как скоро кто впадет в грехи, должен быть извергаем. В первые времена грешники и были извергаемы; и те, которые, раскаясь, искали снова общения, хотя были принимаемы, но подвергались строгим испытаниям и должны были пройти несколько степеней покаяния, чтоб быть принятыми опять в полное общение. Это была апостольская мудрая дисциплина. Умножение грешников сделало исполнение ее невозможным. Ныне стань это исполнять: всех гони вон. И исполнять некому». Для нас достаточно будет самим жить по заповедям и стараться воспитать в вере своих детей. Свободой в христианском понимании является свобода от греха, но никак не свобода вседозволенности.

иерей Владимир Шлыков

Дорогие батюшки! Давно ищу ответа на вопрос: как же так получилось, что, зная пророчества о Деве, веря им, с таким трепетом приняв Богоизбранную Отроковицу в храме, позволив Ей там возрасти и воспитаться, после обручив Её так тщательно выбираемому супругу, дать Ей уйти с ним из Храма... и как бы забыть о Ней, о том ожидании в отношении Неё? Да, Иосиф уводил Деву с Младенцем во Египет. Но неужели никто из священников не знал о Её судьбе ничего? Что в этот период происходило? Куда делись те священники, которые обручали Марию Иосифу? Почему спустя непродолжительное, в общем-то, время, Сына Той самой Марии не узнали, не приняли?

Елена

Елена, Пресвятая Дева не могла оставаться в храме после совершеннолетия, по причинам особенностей женского организма. Кроме Нее многие отроковицы воспитывались при храме: это было обычной практикой. Повзрослев, девушки выходили замуж. Так как Богородица дала обет девства, то Ее обручили престарелому благочестивому Иосифу, который стал хранителем Девы и взял на себя дальнейшую заботу о Ней. Каких-то прямых указаний народу о том, что Дева Мария станет Матерью Спасителя, не было. Об этом знали совсем немногие по Божественному откровению (например, родители Иоанна Предтечи Захария и Елисавета). Для большинства же народа это оставалось тайной, чтобы сохранить Пресвятую Деву и Божественного Младенца. Вспомните, что случилось, когда Ирод узнал от волхвов о том, что родился новый Царь. Христа не приняли те, кто ждал земного царя, который придет и «решит все проблемы», сделает жизнь евреев счастливой на земле. Истинно верующие и ожидающие Мессию узнали Его.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, батюшки! Иуда Искариот из какого был колена?

Ирина

Боюсь, на этот счет не существует достоверной информации. Да и так ли это важно?

диакон Илья Кокин

Здравствуйте. Благословите спросить: чревоугодие православная церковь считает смертным грехом. Почему? Разве немилосердие, жестокость, убийство, в конце концов, не более наихудшие и тяжелейшие грехи? И почему именно 7 смертных грехов? Кто так классифицировал грехи, и где об этом можно прочитать? И второй вопрос: где грань между чревоугодием как грехом и просто хорошим, здоровым аппетитом? Ведь мы - миряне, а не аскеты-подвижники, где та золотая середина? Если я правильно понимаю Писание, то человека оскверняет не то, что входит в него, а то, что выходит из его сердца (всякого рода зло). Вразумите меня, пожалуйста. И простите.

Валентина

Валентина, разве Вы не видите, что угождение чреву, объедение, лакомство, страсть к еде также губительны для человека, потому что потворствуют похотям тела, как и, к примеру, блуд? Эта страсть точно также делает человека плотским, а не духовным. Кстати, в отношении здорового аппетита и того, сколько надо есть: святые отцы советовали вставать из-за стола без чувства полной сытости. Классификация смертных грехов довольно условная: здесь надо понимать, что для человека смертным может стать любой, даже малый грех, если человек в нем не кается. Упоминания о смертных грехах встречаются в святоотеческих творениях практически на протяжении всей истории христианства, но одной из наиболее четких классификаций является классификация свт. Игнатия (Брянчанинова).

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! У меня есть два вопроса, на которые не получается найти ответа, помогите, пожалуйста! В книге А. Меня «Сын человеческий» сказано, что наше летоисчисление ведётся не совсем точно от Рождества Христова, и разница составляет где-то 4 года, я запутался, и не могу понять, почему. И второй вопрос. На какой церковный праздник исполняется песнопение на слова из послания апостола Павла к Римлянам, глава 8-я, стихи 35-38? Спасибо за ответ.

Андрей

Андрей, летоисчисление – вещь достаточно условная. 3-4 года – статистическая погрешность. Это апостольское послание читается в день памяти новомучеников и исповедников Российских - празднование переходящее. Совершается служба в ближайшее воскресение к 25 января по старому стилю.

протоиерей Максим Хижий

Отвечая для журнала «Начало» на эти и многие другие вопросы, часто задаваемые священнослужителям в сети, наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский ИОНА отмечает: главное – Евангелие читать. Читать каждый день и стараться по нему жить.

– Владыка, первый вопрос о том, почему так тяжело читается Библия. Любой журнал или газета, как правило, «проглатываются» на одном дыхании. Но что касается Евангелия и душеполезных книг, то с этим сложнее. То руки не доходят, то совсем не хочется. Можем ли мы говорить о какой-то особенной лени, которая «нападает» на человека именно тогда, когда ему предстоит сделать что-то для души?

– Мне кажется, что в данном случае речь идет о феномене, реально подтверждающем существование иного мира – мира ангелов и демонов – мира очень тонкого, таинственного.

Интересный момент. Когда у нас в руках или ноутбук, или увлекательный роман, спать почему-то не хочется, и мы способны внимать написанному допоздна. Но стоит попасть в руки какой-то духовной книге - имеется в виду не духовная беллетристика, которая в изобилии появилась в наше время, а серьезная аскетическая богословская литература и, особенно, Священное Писание - как тут же почему-то клонит ко сну. Мысли не удерживаются, разлетаются в самых различных направлениях, и чтение становится весьма и весьма затруднительным.

Всё это показывает, что кому-то в мире темных духов очень не нравится то, что мы делаем. Что есть кто-то, кто таким явственным образом противится нам в чтении, которое назидает нас, приближает к Богу.

Хотелось бы отметить такой момент. Даже если мы полностью не запоминаем все из того, что прочитываем, - вследствие слабости памяти или по каким-то другим причинам - все равно, читать обязательно нужно. Этот вопрос был раскрыт в книге «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова, в которой собраны высказывания египетских преподобных IV-V веков. Некий ученик пришел к старцу и говорит: «Что делать, я сколько ни читаю Священное Писание, другие книги, у меня в голове ничего не остается, ничего не запоминаю. Стоит ли в таком случае читать, может, не нужно?» На что ему было сказано: как грязное белье, помещенное в ручей, даже без стирки очищается, потому что проточная вода вымывает из него грязь, так и из нашей головы чтение божественных книг вымывает грязь, сор и просветляет наши мысли евангельским светом.

– Относительно чтения Евангелия хотелось бы спросить о чисто практических сторонах, исходя из тех вопросов, которые часто задаются священнослужителям в сети интернет.

Например, нужно ли делать выписки из текста во время чтения? Ведь так мы прочитываем меньше, зато запоминается. Или лучше стараться прочитать больше, не отвлекаясь на конспектирование?

– Все зависит от степени организованности человека. Есть люди, которым необходимо все систематизировать, фиксировать, по пунктам раскладывать - так они лучше воспримут. Им, действительно, полезно и конспектировать, и делать выписки.

Есть те, кто не отличается подобной системностью, думаю, их большинство. Таким людям нужно регулярно и постоянно читать Священное Писание и, желательно, с толкованием. Понятно, что первые несколько раз его нужно прочитать полностью без отвлечений. Но чем дальше мы будем читать, тем больше будем видеть необходимость в том, чтобы его лучше понять. Своим умом на каких-то этапах многих вещей постичь все же не сможем, поэтому стоит обратиться к 20-вековому опыту Церкви.

– Какие из книг-толкований Вы могли бы порекомендовать для прочтения? Желательно из таких, которые доступны для широкого потребления, написанные легким стилем, слогом.

– Вообще всем людям, которые находятся в начале своего духовного пути, только воцерковляются, очень рекомендую прочитать книгу протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий». Возможно, название наталкивает на мысль, что книга рассчитана на детей в учебном заведении, но на самом деле она достаточно серьезная. На мой взгляд, это блестящий пример того, как можно в одной книге небольшого объема собрать и сформулировать очень емко и четко основные понятия о вере, о Церкви, о Православии. В том числе, там есть и раздел о Священном Писании, об истории Церкви. Эту книгу нужно обязательно прочитать каждому воцерковляющемуся.

Что касается толкования Священного Писания, то есть достаточно много замечательных изданий. Классикой является толкование святителя Иоанна Златоуста. Но для новоначального оно может показаться несколько сложным и не во всем понятным. Если человек только собирается начать изучать Священное Писание, лучше всего воспользоваться толкованием архиепископа Аверкия (Таушева). Оно наверняка будет понятно и ясно каждому.

– Еще практические вопросы о чтении Евангелия дома. Нужно читать обязательно стоя или можно сидя?

– По обычаю, особое благоговение к Священному Писанию предполагает чтение его стоя.

Но, на мой взгляд, ничто не должно отвлекать от внимания евангельским словам, необходимо максимально погрузиться в чтение. А стояние всё же предполагает некую неустойчивость. В этом случае любой, особенно молодой человек, обязательно будет иметь мысли о том, что хорошо было бы присесть, или что ему нужно куда-то бежать, или пойти что-то сделать. Поэтому если в храме мы слушаем Священное Писание «прОсти», то есть, стоя прямо, опустив руки, то дома, думаю, его можно читать и сидя, чтобы лучше понимать и не отвлекаться мыслями от внимания божественным словесам.

– Вопрос о форме одежды для женщин: должна ли быть покрыта голова?

– На мой взгляд, подобные вопросы - это уже из разряда «отцеживания комара». Получается, если человек окажется в ситуации, когда не сможет покрыть голову, то что - и Священное Писание не читай?..

Мы знаем, что женщина во время молитвы - дома ли, в храме ли - обязательно должна покрывать голову. Чтение Священного Писания молитвой не является, поэтому, думаю, вполне допустимо читать его с непокрытой головой.

- Обязательно ли наличие при чтении юбки, или можно в домашней одежде - в спортивных штанах, например?

Мое мнение - необязательно одевать какую-то специальную одежду для чтения или молитвенного правила. Если это любимая пижама и тапочки в виде мишек, то вполне можно и так. Главное, чтобы это была одежда, а не, скажем, нижнее белье.

Но это касается ситуации, когда человек молится сам. Если речь идет о христианской семье, особенно, когда есть дети, то нужно стараться одеваться в то, что более соответствует молитве. На женщине должна быть юбка и косынка, мужчина тоже должен быть в более-менее приличной одежде - чтобы подчеркнуть важность момента предстояния семьи перед Богом. Особенно это важно для воспитания детей - этим мы показываем, что молитва совершается не на ходу, а является важнейшим общим делом.

– Во время дней естественного очищения у женщин им нельзя прикладываться к иконам, подходить под благословение и ко кресту. А как быть с Евангелием? Считается, что прикладываться к нему тоже нельзя. Соответственно - и читать?

Это шутка, конечно. Но, действительно, на мой взгляд, подобные предписания - это полная нелепица. Указания относительно чистоты женщин, прежде всего, касаются таинств - исповеди, причастия, соборования и прочих. В определенные дни женщина в них участвовать не может. Все остальные ограничения являются уже традицией той или иной местности, того или иного прихода. То есть, в Церкви нет четкого предписания, что нельзя делать в этот период.

Традиционно считается, что кроме неучастия в таинствах, женщина также должна воздерживаться от вкушения просфоры и святой воды, не прикладываться к иконам, и не брать благословение у священника.

Но опять же, нужно понимать, что кроме теоретической есть еще и практическая сторона жизни: если просфорку скушать или к иконе приложиться - целиком в нашей воле, то столкнувшись нос к носу со священником, объяснять батюшке, по какой причине вы прячете руки за спину, думаю, будет неуместно.

Опять же, пребывание в таком состоянии не исключает соприкасания с определенными священными предметами. Ведь величайшую святыню - крест Христов, которую мы носим на теле, не снимаем же в этот период, он остается на нас. И крестное знамение налагаем на себя. Так же с молитвословом и домашним Евангелием: считаю, что можно и даже нужно не прерывать свое сложившееся молитвенное правило и, соответственно, не переставать читать Священное Писание.

– Желательно, но не обязательно.

– В продолжение темы благоговейного отношения к Священному Писанию - можно ли читать его в транспорте? Современный человек много времени проводит в дороге и совмещает это время с чтением молитв и священных книг. Допустимо ли это?

– Мне кажется, что молитвенное правило нужно читать дома, в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает от собеседования с Богом. Исключением могут быть только форс-мажорные ситуации, когда или задержался на работе допоздна, или произошел какой-то сбой сложившегося графика, и человек точно знает, что он приедет домой и в силу объективных причин уже будет не в силах вычитать молитвы. В таком случае допускается читать в транспорте. Но это не должно войти в привычку и стать постоянной практикой. Всегда нужно прислушиваться к своей совести и оценивать, насколько необходимость молиться в дороге является реальной и обоснованной.

Что касается Евангелия, духовной литературы, то можно и нужно читать в транспорте. Ведь через глаза в человека входит большая часть информации, так лучше пусть они будут заняты восприятием слова Божия, чем рассеиваются на окружающих людей, на рекламу и на другие, не приносящие никакого плода и даже вредящие вещи.

– Можно ли пользоваться изданиями Нового Завета, которые бесплатно раздают представители протестантских конфессий? Или приобретать Евангелие в храмах других конфессий?

– В протестантских изданиях всегда нужно смотреть, чей это перевод. Если значится, что перепечатано с синодального издания (выпускалось до революции по благословению Святейшего правительствующего синода – органа, управлявшего в то время церковной жизнью), то читать можно смело.

Если же нет этого указания или сказано, что это перевод какого-то общества, или новый перевод, или адаптированный, или еще что, то, конечно, лучше воздержаться. Зачастую многие деноминации, переводя заново Священное Писание, адаптируют его под свое вероучение. Как, например, иеговисты существенно исказили Евангелие своим псевдопереводом по той причине, что не признают божества Иисуса Христа. Все места, где говорится о божестве Спасителя, они переделали. Такими изданиями пользоваться не следует и при первом удобном случае их нужно утилизировать - так, как любую святыню, пришедшую в негодность. Обычно святыня сжигается, а пепел либо закапывается в непопираемом месте, то есть, там, где не ходят, либо вметается в проточную воду – в речку, например.

– Многие верующие сомневаются, можно ли пользоваться изданиями Евангелия, которые выпускает Всемирное библейское общество, и доверяют только тому, что продается в церковных лавках и магазинах. Как, по-Вашему?

– Священное Писание, как я уже сказал, желательно использовать только то, что перепечатано с синодального перевода, который был сделан еще в XIX веке в Русской Православной Церкви.

Библейское общество может издавать и адаптированные переводы. В них наверняка нет тех искажений, которые присутствуют в различных переводах протестантских деноминаций, но, мне кажется, лучше пользоваться традиционным синодальным переводом.

Кроме того, еще нужно понимать, что приобретая Священное Писание именно в православном храме, вы таким образом вносите свою лепту на храм. Хотя книги могут быть и несколько дороже, чем в Библейском обществе или у протестантов.

– Нужно ли освящать приобретенные издания Библии или Нового Завета?

– Священное Писание само по себе уже является святыней, поэтому его освящать не нужно. К тому же нет такого чина освящения.

Следует сказать, что раньше крестики и иконы приносились в храм не для освящения, а для благословения. В Греции сохранилась традиция, что ни крестики, ни иконы не освящаются, а только благословляются в храме.

Что значит благословляются? Священник, как цензор, смотрит, насколько данное изображение соответствует канонам Православной Церкви, и благословляет или не благословляет его использование.

Собственно, сам чин освящения - как нательного креста, так и икон - попал к нам из католических требников со времен Петра Могилы и является не совсем православным по духу.

– То же Библейское общество издает множество детских книг – адаптированные новозаветные истории, например. Есть такие издания, где все герои Евангельских событий изображены мультяшными героями. Нет ли предубеждений со стороны Церкви к изображению Христа и святых в таком виде?

– Я большой противник профанации всего священного, в том числе, если это священное в каком-то неподобающем виде доносится до детей.

Что касается того, пользоваться ли такими изданиями, то об этом можно было говорить лет 10-15 назад, когда у православных не было никаких аналогов. Сейчас издается огромное количество детских книг с замечательными иллюстрациями, которые выполнены в духе Православной Церкви. Есть даже замечательные детские книги с каноническими иконами. И все это сделано ярко и качественно. Таким образом, ребенок с детства учится воспринимать Христа, Богородицу в том образе, который сохранила для нас Православная Церковь.

Нужно понимать, что в каком образе мы познакомимся с каким-либо персонажем, тот и останется в нашем сознании. Штирлиц - главный герой книги Юлиана Семенова - предстает исключительно в образе актера Вячеслава Тихонова. Александр Невский - в виде актера Николая Черкасова, который сыграл его в одноименном фильме.

Так же и младенец: если первый раз он соприкасается с Христом, с Богородицей, с апостолами на каких-то комиксах, есть большая вероятность, что этот образ и запечатлеется в его детской голове.

– Есть ли предписания к тому, на каком языке должна быть Библия? Многие считают, что Евангелие, Псалтирь нужно читать только на церковнославянском - как это делается в храмах во время богослужения. Но поскольку мы все уже оторваны от традиции, когда церковнославянский изучался в начальных школах, то не всё прочитанное понимаем правильно и не полностью постигаем смысл слов. В таком случае логично и естественно было бы читать на том языке, на котором говорим, как Вы считаете?

– В силу того, что Священное Писание не является легким чтивом, то, на мой взгляд, его лучше все-таки читать в переводе – на русском, украинском или любом другом языке, который человеку понятен.

Это же касается и Псалтири. Можно читать попеременно: например, один раз все псалмы на церковнославянском, в следующий раз - на русском. В идеале чтение Псалтири должно быть частью ежедневного молитвенного правила. Хоть понемногу, но читать ее нужно, потому что псалмы используются в круге богослужений Православной Церкви. И находясь на службе, если мы читали Псалтирь в переводе, сможем понять те аллюзии и отсылы к ней, звучащие на службе в храме.

Кроме того, есть заповедь: пойте Богу разумно. Это к тому, что псалмы - а это, в сущности, духовные песни, нужно понимать, петь разумно. Как старец Паисий Афонский сказал, если мы не понимаем, о чем молимся, то как сможем договориться с Богом?

Но молиться, я глубоко убежден, следует на церковнославянском языке. Все-таки молитвы разговорной речью лишены той возвышенности, которая присутствует в тексте не просто на ином языке, а на ЦЕРКОВНОславянском.

А ссылки на то, что не всегда все понятно при чтении молитв, считаю совершенно несостоятельными и даже глупыми. Сейчас есть курсы, где люди за месяц-два изучают иностранный язык, поэтому, думаю, выучить 20-30 непонятных церковнославянских слов из молитвенных последований сможет любой человек.

– Во время каждой Божественной литургии в храме читается Евангелие, и, как правило, в определенные воскресенья мы слышим одни и те же отрывки, предписанные уставом. Почему для чтения в храме избраны только отдельные эпизоды?

– Нельзя сказать, что избраны только отдельные эпизоды. За календарный год на ежедневных богослужениях в храме Евангелие прочитывается полностью.

Откуда пошла традиция читать Евангелие на службах? Мы знаем, что грамотность населения стала возможна только благодаря (во всяком случае, в нашей стране) усилиям дедушки Ленина. До революции, а тем более, еще в более древние времена, не все люди были грамотные. А те, кто умел читать, не имели возможности иметь Священное Писание, поскольку книги были редкостью. Мы знаем, насколько дорого стоили списки, рукописные книги - они ценились, в буквальном смысле слова на вес золота. Когда продавали такую книгу, то часто на противоположную чашу весов клали что-то из драгоценностей. Поэтому редко кто имел у себя текст Священного Писания.

В то время, когда формировалось богослужение Христианской Церкви, все христиане практически ежедневно присутствовали на общей молитве, ежедневно собирались для Евхаристии в храме. И во время этих собраний прочитывалась какая-то часть из Евангелия. И поскольку люди регулярно были на службах, жили духом Священного Писания, то и знали его, потому что в течение года оно прочитывалось все полностью.

Если мы откроем богослужебный календарь, то на каждый день в нем указаны евангельские отрывки. А на воскресные дни Церковь установила чтение наиболее назидательных фрагментов.

Если человек хочет жить во Христе, для него любая возможность услышать Священное Писание - всегда радостна и отрадна для души. Тем более, нужно понимать, что евангельские чтения имеют годичный круг. Вряд ли кто-то может вспомнить, что читалось год назад. Каждый раз, даже если человек читает дома Евангелие, тот маленький отрывок, который читается в воскресный день, для него является маленьким открытием, напоминанием наиболее значимых притчей и наиболее значимых событий в жизни Христа.

– Православным христианам довольно часто приходится слышать упреки от людей нецерковных, что у нас каждый день одно и то же - одинаковые молитвы, похожие друг на друга службы, одна книга для ежедневного прочтения - Евангелие. Если попробовать ответить на этот упрек, то зачем нужно это ежедневное повторение?

– Подобные упреки - некая нелепица. Если следовать буквально Священному Писанию, то Господь Иисус Христос оставил нам только одну молитву - «Отче наш». Но если бы мы читали только ее одну, наверняка укоров было бы еще больше.

Если кого-то смущают ежедневные утренние и вечерние молитвы, можно предложить: хорошо, молитесь своими словами. Большинство что станет просить? - Господи, дай здоровья. Господи, сделай так, чтобы на работе было хорошо. Господи, пусть мои дети вырастут хорошими людьми. И все в таком духе.

Большинство из нас имеют к молитве потребительское отношение, хотя Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Божьего, остальное все приложится вам». И молитвы утренние и вечерние как раз и направлены на то, чтобы человек научился молиться. Это можно назвать некой духовной гимнастикой. Когда мы делаем утром и вечером гимнастику, то повторяем в принципе однообразные движения. Для чего? Для того чтобы эти движения вошли в привычку, чтобы мы приобрели какие-то физические качества, навыки, нужные нам для жизни.

Вот так же утренние и вечерние молитвы являются гимнастикой для нашего молитвенного сознания. Чтобы мы привыкли молиться, знали, о чем нам просить: о возвышенном, о горнем, о смирении, о чистоте, о тех вещах, которые ведут к Царствию Божьему. Обратите внимание, в утренних и вечерних молитвах, которые были составлены святыми, нет никакой «бытовухи», а только исключительно то, что приближает нас к Царствию Божьему. В таком направлении нужно привыкать молиться.

Конечно, если человек ведет духовную жизнь, если у него есть духовник, который знает его душевное и сердечное устроение, и этот человек устанет от чтения утренних и вечерних молитв, то духовник может благословить ему читать, например, Псалтирь. Но это не может быть всеобщей практикой, а только по благословению священника, который знает обратившегося к нему человека.

В этой связи можно также вспомнить и подготовку к причастию. Те, кто причащается сравнительно редко, с большим трудом вычитывают и ропщут на сложившееся в Церкви правило ко Святому Причащению, состоящему из трех канонов и последования. Практикуется такой подход: если человек причащается не на каждой воскресной Литургии, то в таком случае правило ко Причастию можно «растянуть» на неделю: в один день читать покаянный канон, на следующий – канон Богородице, затем – Ангелу Хранителю и так далее, чтобы перед самим причастием оставить только молитвы ко Святому Причащению. Таким образом у человека на несколько дней прибавится молитвенное делание, создастся определенный молитвенный настрой, и перед самим причастием уже не будет такого утомления от чтения большого количества молитвословий.

Но хочу подчеркнуть, что все делать нужно только по благословению духовника. Нельзя применять в жизни все советы, которые где-то вычитали или услышали, пусть даже у самых авторитетных людей. Это весьма опасно в духовном отношении, потому что сказанное для конкретного человека не всегда может быть полезно для других. Устроение каждого знает его духовник, поэтому если есть желание что-то изменить в своем молитвенном правиле, делать это нужно, только посоветовавшись с духовником.

- А если нет духовника?

Если нет духовника, значит, духовное состояние такого христианина оставляет желать лучшего. Получается, что в деле спасения он руководствуется только своим видением Писания и Предания, выбирая по своему произволению, что для него спасительно, а что нет.

Отсюда, кстати, - и большое количество микроересей («ересь» - значит выбор) в жизни многих излишне свободолюбивых прихожан или тех приходов, где священник ограничивается совершением богослужений, не работает с паствой, не является для нее настоящим духовным отцом.

Вещи, о которых мы говорили, являются всё же второстепенными и далеко не самыми важными в жизни православного христианина. Если человек стремится жить по Евангелию, если он любит Бога, любит ближнего, то все внешние действия будет исполнять с естественным благоговением, ему не нужно будет загонять себя в искусственные рамки.

Самое главное - это помнить и исполнять слова Господа. Христос сказал: «Я есть путь, и истина, и жизнь». И Священное Писание - это книга, в которой изложен этот путь. Поэтому читая Евангелие, нужно думать не о том, когда перекреститься или где сесть в данный момент, а то, как исполнить его в своей жизни.

Беседовала Юлия Коминко

протоиерей Алексей Уминский

Говоря о Евангелии, можно долго рассуждать о том, что это — особая книга, воспитывавшая человечество на протяжении двух последних тысячелетий, что Новый Завет — основа не только европейской, но и всей мировой культуры. Евангелие необходимо знать хотя бы для того, чтобы правильно ориентироваться в том культурном пространстве, которое нас окружает, — в литературе, живописи, архитектуре и музыке.

Можно охарактеризовать Евангелие как великую книгу, в которой изложены основные постулаты христианства, но мне кажется, что лучше всего воспринимать его как оставленный нам портрет Христа, потому что самое главное, что есть в Новом Завете, самое важное, что есть у христиан, — это Сам Христос, как однажды высказался великий религиозный мыслитель Владимир Соловьев.

Конечно же, Евангелие содержит многочисленные наставления, касающиеся того, как мы должны поступать, как мы должны жить, чтобы наследовать Царствие Небесное, но даже все это отходит на второй план. По слову апостола Иоанна Богослова,

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая бъіла у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна (1 Ин. 1:1-4).

Евангелисты ставили перед собой важнейшую задачу, стремясь не только донести до нас учение Господа, но и запечатлеть образ Иисуса, потому что Он и Его учение друг от друга неотделимы. И они достигли своей цели: прежде всего мы относимся к Евангелию не как к учебнику жизни, не как к кодексу правил поведения, не как к морально-философскому трактату. Нам эта книга дарует возможность драгоценной встречи с Самим Христом.

Безусловно, каждый из нас должен понимать, в чем состоит воля Божия. Но, может быть, даже это — не самое главное. Когда человек начинает молиться, его сердце устремляется к Богу. Возносящиеся моления исходят не от ума, а именно от сердца. Молящийся часто просит невозможного в житейском смысле, но самого важного для себя и очень надеется быть услышанным. Надежды эти посрамлены не будут, потому что человек всегда услышан Господом, хотя сам далеко не всегда слышит Бога.

Евангелие — это больше, чем книга, это — обращенный к человеку призыв услышать Бога. Мы не можем слышать и видеть Его физически, но у нас есть сотворенные Богом бессмертные души, для которых это оказывается возможным при помощи Евангелия. И тогда с человеком происходит настоящее чудо: он встречает Бога. Он может Его не понимать, может даже противиться воле Господней, но если он однажды повстречал Бога через Евангелие, он уже от Христа никуда не денется.

Господь говорит: Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин. 6:48-51).

Эти слова люди слышать не готовы, потому что они попросту не понимают, о чем идет речь. От Христа отошли многие из тех, кто прежде стекались к нему толпами, как к Мессии, о грядущем пришествии Которого возвещали пророки. Когда с Ним остались лишь двенадцать ближайших учеников, Спаситель обращается к ним: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого (Ин. 6:67-69).

Человек открывает для себя Евангелие, стремясь прежде всего познать Божественную сущность, которую мы до конца понять не в силах, но которую можем принять, с которой можем соприкоснуться и даже соединиться. Апостол Петр призывает всех нас:

Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества (2 Петр. 1:3-4).

Несмотря на то, что мы знаем: Бог невидим и непостижим, несмотря на апофатическое богословие, то есть богословие непознаваемости, Бог вдруг открывается для нас близостью Христа, Его бесконечной, всепоглощающей любовью.

Апостолу Павлу в жизни не довелось видеть Иисуса, но он встретился с Его учениками, и их слова о Боге, их Евангелие, их благая весть так обожгли Павла, что он сказал: слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет (Евр. 4:12-13).

Евангелие — это возможность если даже не до конца понять, то хотя бы ощутить Истину и вместе с тем обрести смысл жизни, осознать истинное назначение своих страданий, проверить силу своего стремления следовать за Христом, куда бы Он ни пошел. Евангелие — это Сам Христос, говорящий с нами напрямую, Сам Христос, нас касающийся, Сам Христос, нас зовущий и заглядывающий в глубину наших сердец. Все это и есть Евангелие: не просто книга, содержащая проповеди и притчи и подарившая человечеству бессмертные образы, воплотившиеся впоследствии в великих произведениях искусства, а прежде всего — Сам Христос.

Тот, кто ищет Христа, тот, кто хочет Его узнать, пусть возьмет в руки Евангелие. Только делать это следует по-настоящему, с сердцем, готовым к поиску Господа, с душой, открытой для встречи с Ним. И тогда Евангелие откроется для человека, и он начнет понимать слово Божие.

Очень многие люди читали Новый Завет, но при этом он так и остался непрочитанным ими. Они хотели как‑то переиначить Евангелия, упростить их и «улучшить», сделав их более понятными и приближенными к человеческим нуждам. Многие пытались писать собственные «евангелия», искать своего Христа, особенно в течение нескольких последних столетий. Это значит, что они, к сожалению, искали не Христа, а искали себя в Евангелии.

Впрочем, в Евангелии можно найти и себя, но лишь после того, как ты нашел Христа, потому что Евангелие — не та книга, которую стоит цитировать с тем, чтобы блеснуть начитанностью, не та книга, в которой стоит искать противоречия и строить на этих изысканиях научную карьеру. В Евангелии нет тайн, до которых обычно так падок человек, представляющий себе религиозную жизнь бесконечной чередой каких‑то секретов, таинств и чудес. Евангелие — книга откровенная, книга, открытая для всех. Там не содержится ничего тайного, ничего двусмысленного, ничего такого, что следовало бы расшифровывать или передавать посвященным как тайные знания. Люди, так относящиеся к Новому Завету, остаются без Христа, хотя могут знать эту книгу наизусть и цитировать ее по любому поводу. Если человек хочет самоутвердиться за счет Евангелия, у него ничего не получится.

Любой из нас в какой‑то момент может найти свое Евангелие, и каждый раз погружаясь в это пространство, мы находим себя настоящими. Новый Завет способен вдруг так осветить каждого, что мы можем увидеть, кем являемся и на что способны на самом деле, услышать зов Христа и понять, куда Он нас зовет. Мы можем найти настоящего Иисуса — живого и родного, пребывающего рядом с нами.

Человек вновь и вновь перечитывает Евангелие, потому что Евангелие — это жизнь. Каждый прожитый им день — это день либо его жизни со Христом, либо жизни без Христа. Ежедневно он решает одну и ту же задачу, делает один и тот же выбор, задается одними и теми же вопросами: кто я такой? зачем я живу? куда я иду? слышит ли меня Бог? слышу ли я Его?

В последнее время чтение Нового Завета сделалось для многих частью молитвенного правила. Разумеется, человек нуждается в определенной самодисциплине, в какомто понуждении на молитву и в духовной учебе, но если он читает правила, но не молится, штудирует Евангелие, но Христа не слышит, постится, но при этом не жертвует собой, все его усилия обессмысливаются.

Человек должен любить Новый Завет. В какой‑то момент я вдруг с горечью осознал, что читаю Евангелие, по сути, совершенно не читая его. И я не думаю, что такое ежедневное чтение — наша непременная обязанность. Конечно я, как священник, все равно читаю тот или иной фрагмент во время богослужения. Но мне в Евангелии стало важно что‑то иное. Для меня переживание Евангелия уже не идет параллельно с его прочтением, хотя на определенном этапе внимательное, многократное обращение к текстам было необходимо хотя бы для того, чтобы ориентироваться в них.

Как часто следует читать Новый Завет? Я не знаю. Не думаю, что этот вопрос вообще должен стоять перед человеком. Хорошо читать Евангелие всегда, но в этом должна быть такая же настоятельная потребность, как, например, потребность в причащении Святых Христовых Таин. Если же человек делает это просто потому, что так положено, в качестве своеобразной «духовной физкультуры», то он попросту совершенно не понимает, зачем ходит в Церковь и зачем читает слово Божие. Он не понимает, что Евангелие написано в том числе и о нем, и именно для него.

Вот мы читаем в Евангелии от Марка:

Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам (Мк. 11:20-24).

Человек читает этот отрывок, встречает он и такие слова:

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16:16-18).

Нам кажется, что все это написано не о нас, а о ком‑то другом. Но дело в том, что слова Господни обращены не к неведомому «комуто», жившему когда‑то очень давно, а именно к нам и сейчас…

Выступая с лекцией перед православными христианами, я спросил у них: «Скажите, пожалуйста, как вы воспринимаете призыв Петра: Господи! <…> повели мне придти к Тебе по воде (Мф. 14:28)? Относятся ли они к нам?» И слушатели решили, что к нам эти слова совершенно не относятся, потому что речь идет о Петре и ни о ком ином. Но ведь если дело обстоит именно так, и Евангелие написано не о нас и не для нас, то тогда совершенно непонятно, зачем мы его вообще читаем! Просто как священный текст? Но Евангелие создано не для этого. Евангелие дано нам для того, чтобы мы, христиане, понимали: именно нам ходить по водам, нам горы двигать, нам мертвых воскрешать, нам смертное пить, нам на кресте распинаться, нам в ад сходить со Христом и воскресать с Ним же.

Конечно же, человеку неприятно сознавать, что сказанное ему он вместить и осуществить не может, как благочестивый юноша не нашел в себе сил откликнуться на призыв Иисуса следовать за Ним и не пошел с Господом. Даже апостолы недоумевали: «Ну, кто же тогда может спастись?» И Христос отвечает им, что человекам это невозможно, потому что Он предлагает такое, чего никто из нормальных, обычных людей ни понять, ни принять не сможет. Поэтому Евангелие — книга для людей, способных отрешиться от своей «нормальности», возвыситься над ней.

Однако невозможное людям возможно Богу. Весь Новый Завет как раз и свидетельствует о том, что каждому человеку дарована возможность уподобиться Господу. Понимание этого дает нам Евангелие, дает нам наша святая Церковь, неразрывно связанные друг с другом, ведь Евангелие и Церковь, Евангелие и причастие Святых Христовых Таин друг без друга не существуют.

Из Предисловия к книге «Беседы на Евангелие от Марка»

Беседа с клириком храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках священником Игорем Шаровым в эфире телеканала «Союз»

– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Александр Сергиенко. Наш гость – клирик храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках священник Игорь Шаров. Сегодня мы поговорим о православной литературе. Прежде всего, такой вопрос. Батюшка, есть Библия, но при этом есть еще творения святых отцов. Спрашивается, зачем они нужны, если есть Библия?

Без смирения не уразуметь истины

– Существует устойчивое мнение, что Евангелие невозможно понять сразу, что человек, который только-только Евангелие открыл, сразу проникнуть в него не может, он еще не готов воспринять его, потому что его душа еще недостаточно видит Бога и недостаточно обучена исполнению заповедей Божиих. Человек еще не обладает достаточным смирением, чтобы уразуметь все те истины, которые написаны в Евангелии. И своеобразной подготовкой к чтению Евангелия как раз и служат писания святых отцов. Они учат, как нужно Евангелие понимать, истолковывать, исполнять.

– То есть язык символов, на котором написано Евангелие, очень тяжел человеку неподготовленному, – правильно я понимаю?

– Да. Потому что Евангелие имеет глубину, которую сразу невозможно вычерпать ни одному даже очень образованному человеку. Эта глубина постигается по мере нашей духовной жизни. И для каждого духовного возраста Евангелие открывается в свою меру. Но важно Евангелие понимать правильно: если понимать неправильно, можно не только повредить себе таким неразумным чтением, но и повредить своей вере, нарушить свою духовную жизнь в значительной мере. Я даже сталкивался со случаем, когда человек, начавший читать Ветхий Завет, просто стал неверующим. Читал он его без толкования, без предварительного чтения Евангелия, и у него возникло такое мнение: что это за люди такие, которые друг друга убивают, как они вообще живут и как их можно понимать и принимать? И вызвало у него сильнейший внутренний протест. А произошло все потому, что человек прежде не углубился в изучение Евангелия и Библии, и такое поверхностное чтение плюс истолкования от своего собственного ума и привели к потере веры. И чтобы с вами этого не произошло, Евангелие нужно читать, подготовившись соответственно.

– Батюшка, трудов святых отцов немало. Как не запутаться в обилии книг? Как определить, произведение какого святого отца выбрать?

– Как советует, в частности, святитель Игнатий (Брянчанинов), надо избирать себе чтение такое, которое соответствует нашему образу жизни. И в этом есть глубокий смысл: для чего мирянам читать углубленно об отшельниках и монахах? Конечно, ничего в этом плохого нет, но духовное чтение должно как-то находить отражение в нашей жизни. Мы должны оттуда почерпнуть что-нибудь действенное для нашей жизни. Иначе все чтение будет малополезно.

От простого к сложному

– Батюшка, звонок – Белгородская область на связи.

– У меня по толкованию Евангелия вопрос такой: глава шестая Евангелия от Луки, говорит Христос: «Не судите и не будете судимы, не осуждайте и не будете осужденными» – то есть эти два понятия разделяются: осуждение – это понятно, а о каком суде тогда говорится – о мирском, о государственном? И второй вопрос по Посланию апостола Павла, тут непонятно: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». Кто такой «удерживающий теперь»?

– Не надо забывать, что Евангелие толкуется не с точки зрения обыденной жизни, все здесь имеет глубокий духовный смысл. Насчет осуждения – это, конечно, не государственный суд. Мы можем никого не судить, но по каким-то причинам попасть под осуждение судом, нам могут вынести несправедливый приговор, и мы будем считать, что Евангелие говорит неправду в этом отношении, ведь мы никого не судили, а нас осуждают. Поэтому здесь слова «не судите» и «не осуждайте» относятся к духовной стороне. Так, преподобный Серафим говорил, что неосуждение – это половина спасения. Духовный взор человека, который осуждает, направлен на внешние события, на каких-то людей, и это не позволяет человеку заглянуть внутрь самого себя. И поэтому он не может увидеть греховных язв и пороков своей души и начинает считать себя человеком праведным, который имеет право судить других. Конечно, такой человек подвергается осуждению от Бога; как он судил окружающих, так и окружающие будут его судить, такой же над ним будет произведен и праведный Суд Божий. Вот такое здесь толкование.

А что касается «удерживающего теперь», то здесь имеются различные толкования. И при этом признается, что каждое из них имеет право на существование. Святые отцы часто давали толкования в зависимости от того, кто к ним приходил, к разным людям они применяли несколько другой оттенок толкования. И здесь одно из толкований такое: пока Дух Святой присутствует в верующих людях, он препятствует прийти антихристу и воцариться этому сыну беззакония. Поскольку Дух Святой его удерживает и связывает, тот не может так дерзко обольщать людей, а когда Дух Святой уйдет из человеческой души, когда люди забудут Бога, перестанут молиться, ходить в храм Божий, то ничто не воспрепятствует прийти антихристу и обольстить всех людей, которые за свои отступления от Бога будут подвержены этому оболь-щению.

– Следующий звонок – вновь из Белгородской области.

– Батюшка, цель любого христианина – стяжание Святого Духа. И святые отцы об этом писали, и подтверждено опытом их личной жизни. Почему миряне должны читать другую литературу, а не жизнеописания святых отцов? Я считаю, что только святых отцов надо читать, а остальное все отметать.

– Во многом я с вами согласен. В том, что касается основополагающих истин веры, основополагающих принципов христианской жизни, конечно, главным авторитетом для нас должны быть святые отцы. С другой стороны, не всегда святых отцов может воспринять современный человек. Поэтому написано множество сборников, компиляций, каких-то обработок. И современные авторы, в зависимости от своего духовного уровня, своего понимания Писания компилируют, издают книги. Их тоже можно и нужно читать. Труды святых отцов нужно читать регулярно, очень внимательно, размышлять, чтобы лучше их воспринять. Обязательно нужно понимать отличие нашего времени от времени святых отцов. Поэтому многим людям, которые только-только начинают знакомиться с Православной верой, нельзя запретить читать книги, которые написаны современными авторами: многие из них написаны благочестиво и могут быть назидательными и полезными, стать таким переходом к серьезному чтению и восприятию святых отцов.

– Следующий звонок – из Ярославской области.

– Мы здесь можем руководствоваться правилом преподобного Серафима, который Евангелие всегда читал стоя. Но говорил, что Псалтирь утружденному человеку можно читать и сидя. Конечно, если человек здоровый и благочестивый, ему полезно стоя почитать Евангелие, потому что читая стоя, трудно заснуть. Но бывает, что очень занятые люди читают Евангелие и в транспорте, а те, кто болеет, и лежа. Здесь невозможно дать однозначные рецепты на все случаи жизни. Конечно, нужно относиться с благоговением к чтению Евангелия, перед чтением нужно помолиться, чтобы Господь открыл нам истины, которые там содержатся. Потому что простое внешнее чтение Евангелия, хотя и интересно, познавательно, но не даст того плода, который должен быть. Плод должен быть такой, что это Евангелие мы должны читать как бы жизнью своей. Во-первых, регулярно его изучать и знать. Можно привести такой пример: преподобный Пахомий Великий знал наизусть Евангелие и требовал от своих учеников того же. Евангелие – это сокровище, которое мы всегда имеем при себе, которое можем извлечь из памяти в любой момент: в жизни бывает много разных ситуаций – человек заболел, он не может читать, потому что у него проблемы со зрением, или он находится там, где Евангелия нет, а так человек всегда «имеет» с собой Евангелие, которое может мысленно раскрыть и почитать.

Конечно, для нашего времени это малодостижимо, и все-таки, читая Евангелие, мы должны пытаться почерпнуть его глубокий смысл. Потому что Евангелие – духовное основание нашей жизни, которое всегда исполняется и никогда не может быть изменено.

– А порядок чтения Евангелий важен?

– Святитель Игнатий так говорит об этом: вы не думайте, что порядок размещения – начинается Евангелием от Матфея, а заканчивается Евангелием от Иоанна – произвольный. Этот порядок нужен для прочтения, потому что евангелист Матфей учит, как правильно исполнять заповеди, а евангелист Иоанн растолковывает истины, которые уже открыты людям, в какой-то мере просвещенным Духом.

Считается, что каждый христианин должен читать Евангелие ежедневно. Но в жизни бывает по-разному. У кого-то времени достаточно, чтобы почитать и молитвы, и Евангелие, и святых отцов, и массу другой литературы. А есть люди, которые с утра до вечера заняты важными неотложными делами, и у них, может быть, даже и на молитву не хватает времени. Поэтому все эти благочестивые упражнения каждый должен применять к своей жизни индивидуально. Существует общее правило, но как не человек существует для субботы, а суббота для человека, так и молитвенное правило, Евангелие, чтение святых отцов – все это должно нами самими творчески применяться в нашей жизни.

Евангелия мы должны читать все подряд – прочитываем одно Евангелие, второе, третье, четвертое, а потом возвращаемся к началу и читаем снова, и так читаем его всегда. Что удивительно, человек замечает: его духовное зрение углубляется. Казалось бы, сколько раз можно читать одну и ту же книгу? Но Евангелие – это совсем другое, это Откровение Божественное, поэтому каждый раз, когда мы его читаем, мы открываем что-то новое. Потому что оно имеет огромную духовную силу.

По дару Святого Духа

– А как толковать прочитанное?

– Только в соответствии с толкованием святых отцов. Это были люди, которые толковали по внушению Святого Духа. Мы так истолковать не можем, как бы ни силились. Как, например, протестанты ни пытаются толковать Евангелие, их толкование для нас неприемлемо, потому что они толкуют его не Святым Духом. Может быть, с точки зрения исторической, с точки зрения их образования, их опыта изучения текста, они многое могут сказать. Но в их толкованиях невозможно выбрать то духовное зерно, которое нам бы подходило. А поскольку они Духа Святого не имеют, то и Евангелие толковать не могут. И ни один простой ученый Евангелие не истолкует, потому что оно толкуется самой жизнью, оно толкуется по дару Святого Духа. И когда человек приобретает смирение, становится духовно зрелым, ему Евангелие открывается. А мы всегда опираемся на авторитет святых отцов, как на Вселенских Соборах были даны указания в канонах, что Евангелие каждый понимает не иначе, как по толкованию святых отцов. И кто отвергает это толкование, тот отвергает и Евангелие.

– Звонок из Оренбурга.

– Батюшка, допустим, мне нужно открытие какой-то истины в Новом Завете, могу ли я, открыв эту книгу, задать вопрос Самому Богу и получить ответ? Что это будет: гадание или все же ответ на вопрос об истине?

– Когда мы изучаем опыт людей, которые жили до нас, то видим, что такое случалось. Люди, помолясь усердно, открывали Священное Писание и получали ответ на свои вопросы. Но нужно понимать, что это происходило только в самых крайних ситуациях, когда невозможно было прибегнуть к совету опытного человека, когда не было рядом духовника. В нашей жизни такие ситуации встречаются очень редко, а если мы будем гадать по Евангелию, я думаю, это будет просто неблагочестиво.

– Кстати говоря, не будет ли проявлением лени, если человек, не желая почитать толкования, разобраться, постоянно обращается к священнику за помощью?

– Если священник в состоянии объяснить все Евангелие, то почему бы и нет? Но я знаю, что священники обычно достаточно загружены делами службы, и подробно объяснить все места Евангелия, которые нам непонятны, скорее всего, они не смогут. С другой стороны, сейчас существует много литературы и записей, где Евангелие разъясняют. Тут проблема в том, что мы должны все-таки придерживаться классического толкования и толкователь должен быть таким лицом, которому мы доверяем.

– Звонок из Чебоксар; послушаем вопрос.

– У меня муж довольно давно ходит в храм, мы дома читаем Библию, и все, что мне непонятно, он объясняет, потому что он уже много литературы прочитал. Правильно ли мы поступаем?

– Вполне правильно. Так бывает очень редко, чтобы муж и жена или другие члены семьи равным образом пришли к вере, имеют одинаковую возможность почитать и Евангелие, и толкования. Чаще всего бывает, что кто-то из них более прошел по пути к Богу, по пути понимания веры, поэтому вполне естественно, что он будет что-то объяснять другим. Слава Богу, что у вас все обстоит именно так.

– Когда мы читаем святых отцов и Евангелие, мы приобщаемся к тому Духу, который в них содержится. Каждое слово и сочинение несут в себе определенный дух, читая, мы этот дух перенимаем, и он живет в нас. Смысл всей нашей духовной жизни – стяжание Святого Духа. Когда мы приобщаемся к каким-то лживым произведениям о вере, мы воспринимаем дух лжи. И этот дух не просто разрушает наше мироустроение, но даже одна мысль может погубить человека, убить его веру. Это чрезвычайно опасно.

– Слушаем звонок из Подольска.

– У меня вопрос такой: если бы чуть не повезло святым отцам, которые участвовали в Никейском Соборе 325 года, и они не приняли бы, допустим, правило 19-е, которое запрещает дальнейшую интерпретацию толкования, к каким святым отцам, к каким правилам мы бы привязывались тогда?

– Можно очень долго рассуждать: а что бы было, если произошло бы вот так? Но знаете, вся история Святой Церкви находится под водительством Божиим. Были и критические моменты, когда, например, святитель Василий Великий оставался единственным православным епископом на всем Востоке, но сумел объединить вокруг себя единомышленников. А потом на Соборе осудили ересь арианства. Надо понимать, что все каноны, все толкования были даны, конечно, неспроста, а Промыслом Божиим, Духом Святым. Каждое постановление Соборное так и звучит: «Изволися Духу Святому и нам». Думаю, что такое альтернативное представление об истории неправомерно. Предположим, что если бы на этом Соборе не приняли это правило, – его приняли бы на другом Соборе. И это показатель именно того, что святые отцы в канонах пытались обозначить для нас некоторые рамки. Они не говорили, что эти рамки временные, нигде не написано, что с течением времени эти каноны могут измениться. Да, по снисхождению к человеку они могут как-то послабляться. И во всей строгости епитимийные правила в наше время практически неприменимы, когда человека за смертный грех на многие годы отлучали и от Причастия, иногда и от церковного общения. Но основной дух все равно в них сохраняется, и мы его должны соблюдать. Это – та неизменность, которую часто принимают за консерватизм, его многие люди критикуют: давайте, мол, творчески подойдем с позиций нашего времени, часть канонов отменим, остальные изменим, будет то, что нас устраивает, и по ним все будем жить. Но мы же не святые отцы, чтобы править каноны. Они сами, дав их однажды, не дерзали их исправлять, а мы их будем исправлять? Это будет обновленчество, и от этого наша духовная жизнь придет в полный упадок и совершенно разрушится.

– Следующий звонок – Курск на связи.

– Батюшка, вопрос такой: мы читаем святое Евангелие, значит, потом нужно сразу читать толкования святых отцов? Как правильно все делать, чтобы это было на пользу и на благо души?

– Это очень хороший вопрос. Действительно, когда человек впервые открывает Евангелие, перво-наперво нужно запастись толкованием. Одно из классических толкований – толкование Феофилакта, архиепископа Болгарского, ему уже тысяча лет, но оно не устарело. Оно построено на основании толкований Златоуста, но если мы начнем читать толкование Златоуста – это огромное количество томов. И для современного человека, который вечно чем-то занят, это просто неподъемный труд. А блаженный Феофилакт сделал выдержки, все очень хорошо сгруппировал, обработал и дал практически на каждый стих Евангелия толкование. Может быть, это толкование не совсем понятно современному человеку, но можно пользоваться и более простыми толкованиями. А потом, зная толкование глав Евангелия, можно читать уже само Евангелие. При этом вы будете понимать его смысл и не погрешите против истины, когда будете читать. А иначе, конечно, это очень опасно, особенно людям, далеким от Церкви. Мы часто встречаемся с людьми, которые нас ловят буквально за рукав на улице и начинают цитировать из разных мест; они, может быть, наизусть очень многое знают, но у них весьма своеобразное понимание Евангелия, которое часто граничит, не побоюсь этого слова, с каким-то бредом. Эти люди и сами повреждаются в духовной жизни, а если мы будем слушать таких людей, то тоже обязательно повредимся. Поэтому нужно знать такое толкование, которое дает нам Православная Церковь, и тогда мы будем уже твердо стоять на ногах.

Беседа с клириком храма Живоначальной Троицы в Останкине священником Кириллом Шевцовым в эфире телеканала «Союз» – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Александр Сергиенко. У нас в гостях клирик храма Живоначальной Троицы в Останкине священник Кирилл Шевцов.

Читайте «Православную газету»


Подписной индекс: 32475