Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Иван-царевич: кем он был в жизни. Волшебная сказка: Кощей бессмертный

Иван-царевич: кем он был в жизни. Волшебная сказка: Кощей бессмертный

В начале 1458 года у Ивана III родился первенец, которого также нарекли Иваном. Ему не суждено будет стать Иоанном IV: в учебники истории он войдет как Иван Молодой. Мы же его знаем с детства совсем под другим прозвищем - Иван Царевич.

Лицо матери

Однажды, когда Ивану было 9 лет, отец уехал по государственным делам в Коломну. В его отсутствие Мария Борисовна – мать Ивана, которой было всего лишь двадцать пять лет, внезапно заболела и умерла. Произошло это настолько неожиданно, что поговаривали, будто здесь замешано «смертное зелие». Но кому могла перейти дорогу смиренная княгиня? Далеко ходить не стали – обвинили жену дворянина Алексея Полуектова, которая служила царице и, как говорили, «относила её пояс ворожее». Вернувшийся в Кремль Иоанн Третий слухам не поверил. Тем не менее, Полуектовы испугались и на 6 лет исчезли со двора.
Юный Иван тоже не сразу смог поверить, что его мать умерла, ведь не ее он видел лежащей в гробу, перед ним была другая женщина: расплывшаяся, уродливая, неподвижная, со странным, отекшим лицом.

Казанский поход

Рос царевич – отцу подспорье. С юных лет сопровождал он его в бранных подвигах. Участвовал Иван и в знаменитом Казанском походе 1468 года в качестве формального руководителя одного из отрядов. Войско собралось великое: шли брать Казань, побеждать опасного врага. Это был первый военный поход Ивана Молодого, который можно назвать удачным. Правда, по дипломатическим причинам, счастье юного царевича от ратных подвигов было не долгим. В одно прекрасное утро Ивану доложили, что в Москву прибыл посол польский. Царь, стоявший тогда в Переяславле, наказал послу явиться к нему и после переговоров отослал с ответом к Королю, а сам вместе с сыном и большей частью войска вернулся в Москву. Но, на этом бранная жизнь царевича не завершилась, ведь именно он впоследствии станет одним из героев, что прогонят татар с земли русской.

Непоколебимый

Ивану III было 22 года, когда он стал единоличным правителем московских земель. Его сын был в том же возрасте, когда из княжеского сына превратился в героя, прогнавшего татар и снявшего трехсотлетнюю неволю Руси.
С казанскими ханами во времена правления Ивана III – отца Иоанна Молодого, отношения не складывались. Татары не хотели мириться с утратой своей власти и территорий, поэтому всячески искали слабые места в «обороне» царя. Прознали они про конфликт Ивана с поляками и с мятежными князьями, которые сопротивлялись усилению власти Московии. Решил тогда хан Ахматов воспользоваться моментом и напасть, на «ослабленное» государство. Иоанн в ответ собрал огромное войско и повёл его к южным рубежам, к реке Угре. Но, чем ближе к полю боя, тем сильнее овладевала им нерешительность. В конце концов, он приказал своему сыну, стоявшему с передовым отрядом, отступить. Но Иван Молодой ослушался отца: «Ждём татар» - коротко ответил он отцовскому посланцу. Тогда державный государь послал к сыну князя Холмского, одного из крупнейших политиков того времени, но и тот не смог переубедить Ивана Ивановича. «Лучше мне умереть здесь, нежели удалиться от войска», - таков был его ответ отцу. Татары подошли к Угре. Иван Молодой и его дядя князь Андрей Меньшой четыре дня перестреливались с ханским войском и вынудили его отойти от берега на две версты. Как оказалось впоследствии, это была единственная атака татар, в которой юный царевич победил благодаря своей непоколебимости. Хан Ахматов прождал до холодов, пытаясь запугать Молодого угрозами, а потом отступил окончательно.

Волошанка

На поле брани себя показал, значит жениться пора. Зимой 1482 года Ивана Молодого пригласили к бабке в Вознесенский монастырь Московского Кремля. Она представила царевичу его нареченную, дочь молдавского господаря, Елену. Как в сказке, Елена, которую прозвали Волошанкой, была и прекрасна и мудра. Она понравилась не только молодому князю, но и его бабке, и отцу. Несколько дней молодые встречались, а в Крещение были обвенчаны. И снова, как по расписанию, через девять месяцев у них родился сын Дмитрий. Казалось бы, а дальше следует «и жили они долго и счастливо» - после Ивана III встанет на трон законный наследник – Иван IV – рассудительный, закаленный в боях царевич, а на смену ему уже новый государь растет. Но судьба распорядилась иначе. Не тот Иван стал Четвёртым в Московии, а память о его сыне и жене канули в лету. Правда, говорят, именно от этой ветви пошел род Рахманиновых, в котором, спустя 400 лет, родился известный русский композитор.

Скандал с узорчьем

Рождение внука стало праздником для Иоанна III. На радостях он решил подарить невестке, Елене Стефановне, узорочье, то есть жемчужное украшение, которое было приданным его первой жены, матери Ивана Молодого – Марии Борисовны. Узорчье представляло для царя большую ценность – сам его поступок говорил о том, что он признавал эту пару как будущих правителей объединенной Руси. За узорчьем послали, а дальше история очень напоминала борьбу за подвеску в "Трех мушкетерах" Александра Дюма – сколько слуги не искали подвески, найти не смогли.
Оказалось, что вторая жена Ивана III, великая княгиня Софья Палеолог, родом из Византии, подарила украшение своей племяннице, Марии Палеолог, жене князя Верейского Василия. Иоанн пришёл в ярость. Великий князь приказал Марии вернуть «незаконно присвоенное». В страхе перед царским гневом, Василий Верейский бежал с женой в Литву. Иоанн объявил Василия изменником и отобрал его удел. Тем не менее, Елене узорочье так и не досталось.

Хвост змеи

Как известно, во времена объединения русских земель вокруг Москвы, у великих князей были отнюдь недоброжелательные отношения с ее главными конкурентами – тверскими князьями. Не оставили еще они своей надежды - перехватить инициативу больно уж «разросшейся» Московии. Решив окончательно устранить угрозу, Иоанн Васильевич аннексировал Тверское княжество, под предлогом государственной измены. В общем, нет дыма без огня – Михаил, князь Тверской, активно переписывался с польским королём, призывая того к войне с Москвой. Три дня пришлось выдержать Твери, после того, как царю донесли о неосторожной переписке. Струсивший Михаил бежал в Литву, а Тверь открыла ворота новому государю. Территории перешли Ивану Молодому, племяннику и единственному наследнику Михаила. Таким образом, по плану Иоанна III, в лице его старшего сына объединялись два сильных русских княжества в одно сильнейшее государство. Прочную почву отец готовил для сына…
По случаю во княжения Ивана Ивановича в Твери была отчеканена монета, на которой был изображён молодой князь, рубящий хвост змеи. «Тверские хвосты» отрублены – русские земли после нескольких веков раздробленности, наконец, объединились.

Венецианский лекарь

Иностранцы, итальянцы, в частности, периодически оставляли следы в средневековой русской истории. Например, один венецианский посол в Орду был уличён в обмане: живя в Москве, он скрыл от государя цель своего путешествия, за что чуть не был казнён. Другой его соотечественник, лекарь по имени Леон, напакостил куда больше.
В тридцать два года Иван Молодой серьёзно заболел: его одолевала «камчюга», то есть ломота в ногах, симптом нередкий в медицине. «Заботливая мачеха» Софья Палеолог, которая, надо заметить, была напрямую заинтересована в смерти пасынка, выписала из Венеции лекаря Леби Жидовина, пообещавшего вылечить наследника. Он ставил ему горячие банки, давал какое-то лекарство, но Ивану становилось только хуже. В конце лечения он умер. Неудачливого врача казнили, хотя, может и за дело, все-таки, его пригласила Софья, чьи сыновья были следующими претендентами на престол после несчастного «Ивана царевича».

Всем детям без исключения нравятся русские народные сказки. Почему так получается? Потому что они очень добрые и веселые, учат малышей с самого раннего возраста отличать добро от зла, прививают хорошие качества, являются очень поучительными. В русских сказках есть много положительных персонажей, которые противостоят силам зла.

Предлагаем в нашей работе рассмотреть описание Ивана Царевича. Мы выбрали именно этого персонажа в связи с тем, что он чаще всего встречается нам на страницах произведений не только русского народного творчества, но и в произведениях Худякова, Афанасьева и других авторов.

Кто это

Иван Царевич встречается в качестве всеми любимого героя с середины восемнадцатого века. Сказки с этим персонажем многочисленны и писались разными авторами. Конечно же, хочется побольше узнать о нем и разобраться, к какой все же стороне он относится - темной или светлой.

Чтобы понять это, проанализируем сказки, где встречается наш герой, проследим его эволюцию и сделаем выводы. Для начала проведем описание Ивана-Царевича. Он предстает перед нами всегда в одном обличии: молодой, светловолосый и очень отважный молодой человек. Часто нашему персонажу подвластно перевоплощение, ему помогают удивительные слуги, сказки с его участием всегда полны различных испытаний и приключений. Кроме того, у героя всегда нелегкая жизнь. Он вынужден идти на приключения, полные опасности, с целью выполнить чье-то поручение или просто из-за того, что его выгнали из дома за какой-либо проступок.

Рассматривая описание Ивана Царевича, каким он был внешне, мало информации можно найти, но вот внутренние качества героя выражены во всей красе.

Подвиги

Как уже говорилось ранее, описание Ивана Царевича везде одинаково. Как правило, он не знает о своих настоящих корнях. Ему это становится известно только по окончании сказки. Его награды:

  • диковинное животное;
  • женитьба на дочери царя;
  • полцарства и так далее.

Ему всегда помогают его верные слуги (щука, Серый Волк, Сивка-Бурка и многие другие персонажи). Все подвиги, описанные в сказках, он выполняет для того, чтобы спасти девушку, которую взял в плен какой-либо злодей. Чаще всего в плане врага Ивана Царевича выступает Кощей.

Описание Ивана Царевича можно представить так: бесстрашный, смышленый и отважный молодой человек. Его образ часто встречается в сказках с таким сюжетом: в царском саду заводится воришка, не абы какой, а сама Жар-птица. Наш герой с братьями отправляется на ее поиски. Пути часто расходятся, но Иван Царевич встречает своего помощника Серого Волка, который помогает ему найти не только птицу, но и невесту. Заканчиваются сказки всегда разоблачением злых братьев и шикарным пиром.

Родословная

Кем же был Иван Царевич? Описание героя сказки относительно родословной представляется следующим образом:

  • сын царя;
  • младший из трех братьев;
  • часто еще до его рождения отец обещает отдать сына ;
  • самый глупый, но добродушный и бескорыстный человек;

Хоть в начале из сказки невыгодно представляет его на фоне братьев, но благодаря внутренним качествам он выходит из всех ситуаций всегда победителем.

В результате ему достаются такие жены, как Елена Прекрасная, Василиса Премудрая или Марья Моревна. Братья же остаются ни с чем из-за своей озлобленности и трусости.

Иван Царевич как отрицательный персонаж

Встречаются и такие произведения, где наш герой представлен как отрицательный. Например, сказка про Ивана - рыбацкого сына. В ней Иван Царевич предстает нам в образе злого и коварного героя, желающего убить положительных персонажей, завладеть их богатствами и отнять награду.

Финал в таком случае выглядит примерно так: Иван Царевич посрамлен и наказан, но не убит. Тем не менее наш герой запоминается нам с положительной стороны, этот пример - исключение, встречающееся довольно редко.

Сюжет сказок с нашим персонажем практически всегда одинаков, меняются только действующие лица и их имена. Русские народные сказки напоминают детям, что существует на земле не только добро, но и зло. Но добро всегда побеждает.

Мы убедились, что наш герой занимает все же место положительного персонажа в русских сказках. В сердце он навсегда останется молодым, добрым, сильным и отважным молодцем, бескорыстно помогающим людям, попавшим в беду.

  1. Напишите по пунктам основные события сказки.
  2. С кем встречался Иван-царевич на своем пути?
  3. Какие дейстия в сказке повторяются три раза?
  4. Найдите в тексте сказочные формулы.
  5. Мотив жизненной силы сказочного героя, которая скрыта в разных существах и в разных местах, присутствует в мифах разных народов, а также в современной мировой литературе. Приведите подобные примеры.

Бывало-живало - в некотором государстве был-жил царь и царица; у них родился сын, Иван-царевич. Няньки его качают, никак укачать не могут; зовут отца: «Царь, великий государь! Поди, сам качай своего сына». Царь начал качать: «Спи, сынок! Спи, возлюбленный! Вырастешь большой, сосватаю за тебя Ненаглядную Красоту, трех мамок дочку, трех бабок внучку, девяти братьев сестру». Царевич уснул и проспал трое суток; пробудился - пуще прежнего расплакался. Няньки качают, никак укачать не могут; зовут отца: «Царь, великий государь! Поди, качай своего сына». Царь качает, сам приговаривает: «Спи, сынок! Спи, возлюбленный! Вырастешь большой, сосватаю за тебя Ненаглядную Красоту, трех мамок дочку, трех бабок внучку, девяти братьев сестру». Царевич уснул и опять проспал трое суток; пробудился, еще пуще расплакался. Няньки качают, никак укачать не могут: «Поди, великий государь, качай своего сына». Царь качает, сам приговаривает: «Спи, сынок! Спи, возлюбленный! Вырастешь большой, сосватаю за тебя Ненаглядную Красоту, трех мамок дочку, трех бабок внучку, девяти братьев сестру». Царевич уснул и опять проспал трое суток. Пробудился и говорит: «Давай, батюшка, свое благословение; я поеду жениться». - «Что ты, дитятко! Куда поедешь? Ты всего девятисуточный!» - «Дашь благословение - поеду, и не дашь - поеду!» - «Ну, поезжай! Господь с тобой!»

Иван-царевич срядился и пошел коня доставать; отошел немало от дому и встретил старого человека: «Куда, молодец, пошел? Волей аль неволей?» - «Я с тобой и говорить не хочу!» - отвечал царевич, отошел немного и одумался: «Что же я старику ничего не сказал? Стары люди на ум наводят». Тотчас настиг старика: «Постой, дедушка! Про что ты меня спрашивал?» - «Спрашивал: куда идешь, молодец, волей али неволей?» - «Иду я сколько волею, а вдвое неволею. Был я в малых летах, качал меня батюшка в зыбке, сулил за меня высватать Ненаглядную Красоту, трех мамок дочку, трех бабок внучку, девяти братьев сестру». - «Хорош молодец, учливо говоришь! Только пешему тебе не дойти - Ненаглядная Красота далеко живет». - «Сколь далеко?» - «В золотом царстве, по конец свету белого, где солнышко восходит». - «Как же быть-то мне? Нет мне, молодцу, по плечу коня неезжалого, ни плеточки шелковой недержалой». - «Как нет? У твоего батюшки есть тридцать лошадей - все как одна; поди домой, прикажи конюхам напоить их у синя моря: которая лошадь наперед выдвинется, забредет в воду по самую шею и как станет пить - на синем море начнут волны подыматься, из берега в берег колыхаться, ту и бери!» - «Спасибо на добром слове, дедушка!»

Как старик научил, так царевич и сделал; выбрал себе богатырского коня, ночь переночевал, поутру рано встал, растворил ворота и собирается ехать. Проговорил ему конь человеческим языком: «Иван-царевич! Припади к земле; я тя трижды пихну». Раз пихнул и другой пихнул, а в третий не стал: «Ежели в третий пихнуть, нас с тобой земля не снесет!» Иван-царевич выхватил коня с цепей, оседлал, сел верхом - только и видел царь своего сына!

Едет далеким-далеко, день коротается, к ночи подвигается; стоит двор - что город, изба - что терем. Приехал на двор - прямо ко крыльцу, привязал коня к медному кольцу, в сени да в избу, богу помолился, ночевать попросился. «Ночуй, добрый молодец! - говорит ему старуха. - Куды тя господь понес?» - «Ах ты, старая сука! Неучливо спрашиваешь. Прежде напой-накорми, на постелю повали, в те поры и вестей спрашивай». Она его накормила-напоила, на постелю повалила и стала вестей выспрашивать. «Был я, бабушка, в малых летах, качал меня батюшка в зыбке, сулил за меня Ненаглядную Красоту, трех мамок дочку, трех бабок внучку, девяти братьев сестру». - «Хорош молодец! Учливо говоришь. Я седьмой десяток доживаю, а про эту красоту слыхом не слыхала. Впереди по дороге живет моя большая сестра, может, она знает; поезжай-ка завтра к ней, а теперь усни: утро вечера мудренее». Иван-царевич ночь переночевал, поутру встал раненько, умылся беленько, вывел коня, оседлал, в стремено ногу клал - только его и видела бабушка!

Едет он далеким-далеко, высоким-высоко, день коротается, к ночи подвигается:
стоит двор - что город, изба - что терем. Приехал ко крыльцу, привязал коня к серебряному кольцу, в сени да в избу, богу помолился, ночевать попросился. Говорит старуха: «Фу-фу! Доселева было русской коски видом не видать, слыхом не слыхать, а ноне русская коска сама на двор приехала. Откуль, Иван-царевич, взялся?» - «Что ты, старая сука, расфукалась, неучливо спрашиваешь? Ты бы прежде накормила-напоила, на постелю повалила, тожно бы вестей спрашивала». Она его за стол посадила, накормила-напоила, на постелю повалила, села в головы и спрашивает: «Куды тя бог понес?» - «Был я, бабушка, в малых летах, качал меня батюшка в зыбке, сулил за меня Ненаглядную Красоту, трех мамок дочку, трех бабок внучку, девяти братьев сестру». - «Хорош молодец! Учливо говоришь. Я восьмой десяток доживаю, а про эту красоту еще не слыхивала. Впереди по дороге живет моя большая сестра, может, она знает; есть у ней на то ответчики: первые ответчики - зверь лесной, другие ответчики - птица воздушная, третьи ответчики - рыба и гад водяной; что ни есть на белом свете - все ей покоряется. Поезжай-ка завтра к ней; а теперь усни; утро вечера мудренее!» Иван-царевич ночь переночевал, встал раненько, умылся беленько, сел на коня - и был таков!

Едет далеким-далеко, высоким-высоко, день коротается, к ночи подвигается; стоит двор - что город, изба - что терем. Приехал ко крыльцу, прицепил к золотому кольцу, в сени да в избу, богу помолился, ночевать попросился. Закричала на него старуха: «Ах ты, такой-сякой! Железного кольца недостоин, а к золотому коня привязал». - «Хорошо, бабушка, не бранись; коня можно отвязать, за иное кольцо привязать». - «Что, добрый молодец, задала тебе страху! А ты не страшись да на лавочку садись, а я стану спрашивать: из каких ты родов, из каких городов?» - «Эх, бабушка! Ты бы прежде накормила-напоила, в те поры вестей поспрошала; видишь - человек с дороги, весь день не ел!» В тот час старуха стол поставила, принесла хлеба-соли, налила водки стакан и принялась угощать Ивана-царевича. Он наелся-напился, на постелю повалился; старуха не спрашивает, он сам ей рассказывает: «Был я в малых летах, качал меня батюшка в зыбке, сулил за меня Ненаглядную Красоту, трех мамок дочку, трех бабок внучку, девяти братьев сестру. Сделай милость, бабушка, скажи: где живет Ненаглядная Красота и как до нее дойти?» - «Я и сама, царевич, не ведаю: вот уж девятый десяток доживаю, а про эту красоту еще не слыхивала. Ну да усни с богом; заутро соберу моих ответчиков - может, из них кто знает».

На другой день встала старуха раненько, умылась беленько, вышла с Иваном-царевичем на крылечко и скричала богатырским голосом, сосвистала молодецким посвистом. Крикнула по морю: «Рыбы и гад водяной! Идите сюда». Тотчас сине море всколыхалося, собирается рыба и большая и малая, собирается всякий гад, к берегу идет - воду укрывает. Спрашивает старуха: «Где живет Ненаглядная Красота, трех мамок дочка, трех бабок внучка, девяти братьев сестра?» Отвечают все рыбы и гады в один голос: «Видом не видали, слыхом не слыхали!» Крикнула старуха по земле: «Собирайся, зверь лесной!» Зверь бежит, землю укрывает, в один голос отвечает: «Видом не видали, слыхом не слыхали!» Крикнула старуха по поднебесью: «Собирайся, птица воздушная!» Птица летит, денной свет укрывает, в один голос отвечает: «Видом не видали, слыхом не слыхали!» - «Больше некого спрашивать!» - говорит старуха, взяла Ивана-царевича за руку и повела в избу; только вошли туда, налетела Моголь-птица, пала на землю - в окнах свету не стало. «Ах ты, птица Моголь! Где была, где летала, отчего запоздала?» - «Ненаглядную Красоту к обедне сряжала». - «Того мне и надоть! Сослужи мне службу верою-правдою: снеси туда Ивана-царевича». - «Рада бы сослужила, много пропитанья надоть!» - «Сколь много?» - «Три сороковки говядины да чан воды».

Иван-царевич налил чан воды, накупил быков, набил и наклал три сороковки говядины, уставил те бочки на птицу, побежал в кузницу и сковал себе копье длинное железное. Воротился и стал со старухой прощаться. «Прощай, - говорит, - бабушка! Корми моего доброго коня сыто - я тебе за все заплачу». Сел на Моголь-птицу - в ту ж минуту она поднялась и полетела. Летит, а сама бесперечь оглядывается: как оглянется, Иван-царевич тотчас подает ей на копье кус говядины. Вот летела-летела немало времени, царевич две бочки скормил, за третью принялся и говорит: «Эй, птица Моголь! Пади на сыру землю, мало пропитанья стало». - «Что ты, Иван-царевич! Здесь леса дремучие, грязи вязучие - нам с тобой по конец века не выбраться». Иван-царевич всю говядину скормил и бочки спихал, а Моголь-птица летит - оборачивается. «Что делать?» - думает царевич, вырезал из своих ног икры и дал птице; она проглотила, вылетела на луга зеленые, травы шелковые, цветы лазоревые и пала наземь. Иван-царевич встал, идет по лугу - разминается, на обе ноги прихрамывает. «Что ты, царевич, али хромаешь?» - «Хромаю, Моголь-птица! Давеча из ног своих икры вырезал да тебе скормил». Моголь-птица выхаркнула икры, приложила к ногам Ивана-царевича, дунула-плюнула, икры приросли - и пошел царевич и крепко и бодро.

Пришел в большой город и пристал отдохнуть к бабушке-задворенке. Говорит ему бабушка-задворенка: «Спи, Иван-царевич! Заутро, как ударят в колокол, я тебя разбужу». Лег царевич и тотчас уснул; день, спит, ночь спит... Зазвонили к заутрене, прибежала бабушка-задворенка, стала его будить, что ни попадет в руки - тем и бьет; нет, не могла сбудить. Отошла заутреня, зазвонили к обедне, Ненаглядная Красота в церковь поехала; прибежала бабушка-задворенка, принялась опять за царевича, бьет его чем ни попадя, насил-насилу разбудила. Вскочил Иван-царевич скорехонько, умылся белехонько, снарядился и пошел к обедне. Пришел в церковь, образам помолился, на все стороны поклонился, Ненаглядной Красоте на особицу; стоят они рядом да богу молятся. На отходе обедни она первая под крест, он второй за ней.

Вышел на рундук1, глянул на сине море - идут корабли; наехало шесть богатырей свататься. Увидали богатыри Ивана-царевича и ну насмехаться: «Ах ты, деревенская зобенка!2 По тебе ль такая красавица? Не стоишь ты ее мизинного пальчика!» Раз говорят и в другой говорят, а в третий сказали - ему обидно стало: рукой махнул - улица, другой махнул - чисто, гладко кругом! Сам ушел к бабушке-задворенке. «Что, Иван-царевич, видел Ненаглядную Красоту?» - «Видел, по век не забуду». - «Ну ложись спать; завтра она опять к обедне пойдет; как ударит колокол, я тебя разбужу». Лег царевич; день спит, ночь спит... зазвонили к заутрене, прибежала бабушка-задворенка, стала будить царевича, что ни попадет под руки - тем и бьет его; нет не могла разбудить. Зазвонили к обедне, она опять его бьет и будит. Вскочил Иван-царевич скорехонько, умылся белехонько, снарядился и в церковь. Пришел, образам помолился, на все на четыре стороны поклонился, Ненаглядной Красоте на особицу; она на него глянула - покраснела. Стоят они рядышком да богу молятся; на исходе обедни она первая под крест, он второй за ней.

Вышел царевич на рундук, поглядел на сине море - плывут корабли, наехало двенадцать богатырей; стали те богатыри Ненаглядную Красоту сватать, Ивана-царевича на смех подымать: «Ах ты, деревенская зобенка! По тебе ль такая красавица? Не стоишь ты ее мизинного пальчика!» От тех речей ему обидно показалося; махнул рукой - стала улица, махнул другой - чисто и гладко кругом! Сам к бабушке-задворенке ушел. «Видел ли Ненаглядную Красоту?» - спрашивает бабушка-задворенка. «Видел, по век не забуду». - «Ну, спи; заутро я тебя опять разбужу». Иван-царевич день спит и ночь спит; ударили в колокол к заутрене, прибежала бабушка-задворенка будить его; чем ни попадя бьет его, не жалеючи, а разбудить никак не может. Ударили в колокол к обедне, она все с царевичем возится. Насилу добудилась его! Иван-царевич вскочил скорехонько, умылся белехонько, снарядился и в церковь. Пришел, образам помолился, на все на четыре стороны поклонился, Ненаглядной Красоте на особицу; она с ним поздоровалась, поставила его по правую руку; а сама стала по левую. Стоят они да богу молятся; на исходе обедни он первый под крест, она вторая за ним.

Вышел царевич на рундук, поглядел на сине море - плывут корабли, наехало двадцать четыре богатыря Ненаглядную Красоту сватать. Увидали богатыри Ивана-царевича и ну над ним насмехаться: «Ах ты, деревенская зобенка! По тебе ль такая красавица? Ты не стоишь ее мизинного пальчика!» Стали к нему со всех сторон подступать да невесту отбивать; Иван-царевич не стерпел: махнул рукой - улица, махнул другой - гладко и чисто кругом, всех до единого перебил. Ненаглядная Красота взяла его за руку, повела в свои терема, сажала за столы дубовые, за скатерти браные, угощала его, потчевала, своим женихом называла.

Вскоре потом собрались они в путь-дорогу и поехали в государство Ивана-царевича. Ехали, ехали и остановились в чистом поле отдыхать. Ненаглядная Красота спать легла, а Иван-царевич ее сон сторожит. Вот она выспалась, пробудилась; говорит ей царевич: «Ненаглядная Красота! Похрани моего тела белого, я спать лягу». - «А долго ль спать будешь?» - «Девятеро суток, с боку на бок не поворочусь; станешь будить меня - не разбудишь, а время придет - сам проснусь». - «Долго, Иван-царевич! Мне скучно будет». - «Скучно не скучно, а делать нечего!» Лег спать и проспал как раз девять суток. В это время приехал Кощей Бессмертный и увез Ненаглядную Красоту в свое государство.

Пробудился от сна Иван-царевич, смотрит - нету Ненаглядной Красоты; заплакал и пошел ни путем, ни дорогою. Долго ли, коротко ли - приходит в государство Кощея Бессмертного и просится на постой к одной старухе. «Что, Иван-царевич, печален ходишь?» - «Так и так, бабушка! Был со всем, стал ни с чем». - «Худо твое дело, Иван-царевич! Тебе Кощея не потребить». - «Я хоть посмотрю на мою невесту!» - «Ну ложись - спи до утра; завтра Кощей на войну уедет». Лег Иван-царевич, а сон и на ум нейдет; поутру Кощей со двора, а царевич во двор - стал у ворот и стучится. Ненаглядная Красота отворила, глянула и заплакала; пришли они в горницу, сели за стол и начали разговаривать. Научает ее Иван-царевич: «Спроси у Кощея Бессмертного, где его смерть». - «Хорошо, спрошу». Только успел он со двора уйти, а Кощей во двор: «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Где мне Ивана-царевича видать? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Стали они ужинать; за ужином Ненаглядная Красота спрашивает: «Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть?» - «На что тебе, глупая баба? Моя смерть в венике завязана».

Рано утром уезжает Кощей на войну. Иван-царевич пришел к Ненаглядной Красоте, взял тот веник и чистым золотом ярко вызолотил. Только успел царевич уйти, а Кощей во двор: «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался - от тебя русским духом и пахнет. А мне где видать Ивана-царевича? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Пришло время ужинать; Ненаглядная Красота сама села на стул, а его посадила на лавку; он взглянул под порог - лежит веник позолоченный. «Это что?» - «Ах, Кощей Бессмертный! Сам видишь, как я тебя почитаю; коли ты мне дорог, так и смерть твоя дорога». - «Глупая баба! То я пошутил, моя смерть вон в дубовом тыну заделана».

На другой день Кощей уехал, а Иван-царевич пришел, весь тын вызолотил. К вечеру ворочается домой Кощей Бессмертный. «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Кажется, я тебе не раз говаривала: где мне видать Ивана-царевича? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери растерзали». Пришло время ужинать; Ненаглядная Красота сама села на лавку, а его на стул посадила. Кощей взглянул в окно - стоит тын позолоченный, словно жар горит! «Это что?» - «Сам видишь, Кощей Бессмертный, как я тебя почитаю; коли ты мне дорог, так и смерть твоя дорога». Полюбилась эта речь Кощею Бессмертному, говорит он Ненаглядной Красоте: «Ах ты, глупая баба! То я пошутил; моя смерть в яйце, то яйцо в утке, та утка в кокоре3, та кокора в море плавает». Как только уехал Кощей на войну, Ненаглядная Красота испекла Ивану-царевичу пирожков и рассказала, где искать смерть Кощееву.

Иван-царевич пошел ни путем, ни дорогою, пришел к океан-морю широкому и не знает, куда дальше идти, а пирожки давно вышли - есть нечего. Вдруг летит ястреб; Иван-царевич прицелился: «Ну, ястреб! Я тебя застрелю да сырком съем». - «Не ешь меня, Иван-царевич! В нужное время я тебе пригожусь». Бежит медведь: «Ах, Мишка косолапый! Я тебя убью да сырком съем». - «Не ешь, Иван-царевич! В нужное время я тебе пригожусь». Глядь - на берегу щука трепещется: «А, щука зубастая, попалася! Я тебя сырком4 съем». - «Не ешь, Иван-царевич! Лучше в море брось: в нужное время я тебе пригожусь». Стоит царевич и думает: когда-то наступит нужное время, а теперь голодать пришлось!

Вдруг сине море всколыхалося, взволновалося, стало берег заливать, Иван-царевич бросился в гору. Что есть сил бежит, а вода за ним по пятам гонит; взбежал на самое высокое место и влез на дерево. Немного спустя начала вода сбывать; море стихло, улеглось, а на берегу очутилась большая кокора. Прибежал медведь, поднял кокору да как хватит оземь - кокора развалилася, вылетела оттуда утка и взвилась высоко-высоко! Вдруг откуда ни взялся - летит ястреб, поймал утку и вмиг разорвал ее пополам. Выпало из утки яйцо да прямо в море; тут подхватила его щука, подплыла к берегу и отдала Ивану-царевичу.

Царевич положил яйцо за пазуху и пошел к Кощею Бессмертному. Приходит к нему во двор, и встречает его Ненаглядная Красота, в уста целует, к плечу припадает. Кощей Бессмертный сидит у окна да ругается: «А, Иван-царевич! Хочешь ты отнять у меня Ненаглядную Красоту, так тебе живому не быть». - «Ты сам у меня ее отнял! - отвечал Иван-царевич, вынул из-за пазухи яйцо и кажет Кощею: - А это что?» У Кощея свет в глазах помутился, тотчас он присмирел-покорился. Иван-царевич переложил яйцо с руки на руку - Кощея Бессмертного из угла в угол бросило. Любо показалось это царевичу, давай чаще с руки на руку перекладывать; перекладывал, перекладывал и смял совсем - тут Кощей свалился и помер. Иван-царевич запряг лошадей в золотую карету, забрал целые мешки серебра и золота и поехал вместе с своею невестою к родному батюшке.

Долго ли, коротко ли - приезжает он к той самой старухе, что всякую тварь: рыбу, птицу и зверя допрашивала, увидал своего коня. «Слава богу, - говорит, - Воронко жив!» - и щедро отсыпал старухе золота за его прокорм - хоть еще девяносто лет живи, и то не прожить! Тотчас снарядил царевич легкого гонца и послал к царю с письмом, а в письме пишет: «Батюшка! Встречай сына; еду с невестою Ненаглядной Красотою». Отец получил письмо, прочитал и веры неймет: «Как тому быть!

Ведь Иван-царевич уехал отсель девятисуточный». Вслед за гонцом и сам царевич приехал; царь увидал, что сын истинную правду писал, выбежал на крыльцо встречать и приказал в барабаны бить, музыке играть. «Батюшка! Благослови жениться». У царей ни пиво варить, ни вино курить - всего много; в тот же день веселым пирком да за свадебку. Обвенчали Ивана-царевича с Ненаглядной Красотою и выставили по всем улицам большие чаны с разными напитками; всякий приходи и пей, сколько душа запросит! И я тут был, мед-вино пил, по усам текло, во рту не было.

Иван-царевич - всем нам известный и любимый с детства персонаж. Будучи главным героем огромного количества волшебных историй, он, бесспорно, влияет на события, переплетённые в их сюжетных линиях. Незамысловатый герой делает фольклорный рассказ интересным благодаря непосредственности своего характера и особенностям речи. В каких сказках есть Иван-царевич? Безусловно, в доброй их половине. Краткое содержание этих историй, их смысловая нагрузка, идея и посыл, а также особенности образа юноши и других героев - обо всем этом и пойдёт речь в представленной вашему вниманию статье.

Главный персонаж русского фольклора

Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как позитивные, так и негативные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, в некоторых рассказах персонаж имеет трех сестер, выполняет по три задания, трижды идёт с боем против злых сил. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других - не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.

Как уже говорилось, Иван-царевич - воплощение самого русского народа. Этот персонаж часто положительный: он борется со злом, помогает слабым, спасает мир от очередного или И обязательно получает награду за все свои добрые деяния: трон, царство, красивую жену, волшебного коня, драгоценные предметы. Иногда он имеет слабости в виде сомнений, непослушания. Но другие герои его возвращают на путь истинный, о чём свидетельствует пословица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк»: «Взялся за гуж - не говори, что не дюж». Именно этой фразой зверь ответил герою на его сетования по причине нарушения запрета: мол, если уж что-то начал, не бросай, доведи дело до конца без лишних стенаний. Кстати, Иван-царевич может быть и негативным персонажем: коварным и злым. Тогда он противопоставляется своим братьям или рыбацкому сыну. В конце истории плохой герой всегда посрамлён и заслуженно наказан.

Почему дурак?

Добру и миру учит любая сказка. Иван-царевич, будучи одним из её главных героев, часто становится физическим воплощением благородства и честности. Но часто он выставлен дураком: незадачливым, рассеянным, неумелым. Например, удачно описал эту характеристику Вани в «Коньке Горбунке»: «Было у отца три сына. Старший - умный был детина. Средний был так и сяк. Младший вовсе был дурак». Но волшебным образом именно глупость Ивана и приносит ему истинное счастье, победу, успех. Всё потому что дураками часто на Руси называли честных, открытых и справедливых людей. Они не станут хитрить, обманывать, идти на преступление - такая щедрость души непонятна прагматикам. Но они забывают о расплате и вознаграждении за содеянное. Иван получает за свои старания богатство и счастье, даже если он и дурак.

Есть ещё одна версия этого прозвища. Фольклористы и антропологи утверждают, что традицию давать обидные дополнения к имени придумали наши предки - славяне. Они верили: негативными приставками они ограждают своего ребёнка от зла и несчастий. Прозвище становилось оберегом. Иван действительно удивляет своими глупыми поступками. Согласитесь, отправляясь искать пропавшую невесту или спрятавшегося Змея, он полагается не на ум, а на интуицию. Кроме того, персонаж часто прямолинеен, прост и наивен, что также не говорит о его мудрости. Зато в итоге он почивает на лаврах, в отличие от своих «разумных» братьев.

Характер Ивана-царевича

Он положительный. Иван-царевич - добрый человек. Он бескорыстно помогает другим, не думает о выгоде. Одновременно умеет сохранять собственное достоинство, отвечая на вопросы Бабы-Яги прямо, без иронии, лукавства. Мол, ты сначала накорми да в постель уложи, а уж потом будем беседы вести. Иван не боится её, он быстро берёт инициативу в руки, показывая твёрдость характера. Персонаж также обладает дипломатическими качествами, он всегда знает, в каких случаях попросить, а когда приказать.

Образ Ивана-царевича в сказках трансформируется после совершённого им путешествия. И это неудивительно. В древней Руси, как и в других культурах, поездка и скитания по миру - символ паломничества, священного ритуала. Во время путешествия человек поддаётся опасностям, искушениям, учась быть мудрым и терпеливым. Поэтому, возвращаясь на родную землю, он становится взрослее, умнее, мыслит более интересно и оригинально. После путешествия кардинально меняется и Ваня. Обретя в походе мужественные качества, он сохраняет их. Теперь он правильно использует свою силу и разум, о возможностях которых раньше даже не подозревал.

Иван и его царевны

Давайте для начала составим условный план сказки. Иван-царевич поначалу живёт - не тужит, на печи лежит. Затем события развиваются в зависимости от возникшей проблемы, например: угроза Кощея, похищение невесты, приказ батюшки-царя. Кульминация - схватка с нечистью. И завершается рассказ триумфом добра и самого Ивана. Сюжет почти всегда одинаковый, но вот главный персонаж может быть разным.

В зависимости от своих качеств характера, герой получает и невесту:

  • Иван-мечтатель. Представлен в сказке «Елена Премудрая». Размышляет о вечном, играет на гуслях. Рядом обязательно должна быть Елена Премудрая, которая, будучи рассудительной и умной, прощает милые чудачества супруга, смотрит на них сквозь пальцы.
  • Иван-неудачник. Показан в «Царевне-лягушке». Земля русская широка, но его стрела попадает именно в глубокое болото. Такому персонажу необходима Василиса Прекрасная, которая не только красива, но и находчива. Благодаря своему гибкому уму, она не только сама благополучно выходит из неприятных ситуаций, но и спасает мужа.
  • Иван-добряк («Марья Моревна»). Делится хлебом с бедняками, спасает животных. Хлебосольному и мягкому супругу нужна строгая жена. Такой и является Марья-царевна, сильная и волевая женщина.

Женские образы дополняют главного героя, «насыщая» его теми качествами, отсутствием которых он грешит. Благодаря этому создаётся гармония в сказке: в её сюжете и во взаимоотношениях между персонажами.

«Иван-царевич и Серый Волк»

Кто главные герои этого рассказа, становится понятным уже только из самого названия. Говорящий волк - один из центральных персонажей, что делает эту сказку не только волшебной, но и частично "зоологической" Рассказ повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Не сумев поймать пернатую красавицу на месте, они отправились на её поиски. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения: сначала он превращается в Жар-птицу, затем в златогривого коня и Елену Прекрасную. Кстати, последних тоже приказал преподнести неугомонный батюшка. К сожалению, братья-завистники предают Ивана, отбирая у него царевну и Жар-птицу. Но волк без малейшего промедления приходит на помощь - всё становится на свои места.

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» - одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Главный герой - волк - показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. А вот братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.

«Царевна-лягушка»

Главный персонаж, с которым знакомит нас эта сказка, - Иван-царевич. Краткое содержание этой истории знакомо каждому из нас с детства. Поначалу главный персонаж кажется неудачником: его стрела попадает в болото, и он вынужден жениться на лягушке. Но на самом деле ему крупно повезло. Оказалось, что его жена - заколдованная Василиса Прекрасная. Она и красива, и очень умна. Все задания -испытания царя девушка выполняет умело и достойно, обходя своячениц - супруг старших братьев. Понятно, что такая умница не могла не быть замеченной злым Кощеем, который крадёт девушку. Иван отправляется на её поиски: в пути он встречает многих животных, которым помогает, - щуку, селезня, зайца и медведя. Поначалу он хочет их съесть, но затем жалеет и дарует каждому жизнь. За это животные в своё время отбагодарят спасителя - помогут ему преодолеть Кощея и спасти невесту.

Как и «Сказка Иван-царевич и Серый Волк», эта история учит нас любви, в том числе и к животным. Она показывает, что братья наши меньшие способны помочь в ответ на заботу и опеку. Рассказ демонстрирует, что сострадание всегда вознаграждается. Одновременно настоящее зло - в виде Кощея или другой нечисти - будет справедливо наказано. Скромность и чистота Василисы побеждают высокомерие и зависть своячениц. Сказка учит тому, что человек всегда обязан добиваться своей цели. Иван на своём пути преодолевает много трудностей, но упорство и целеустремлённость царевича вознаграждаются. В итоге он спасает Василису: они живут долго и счастливо.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Сюжет волшебной истории типичен. «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке» очень похожа на эту историю. В ней также есть царь и три сына, которые вовсю пытаются угодить отцу. Батюшка, будучи в преклонном возрасте, вздумал вернуть себе молодость и обрести бессмертие. Чтобы достичь своей цели, ему понадобились и живая вода. И кого он за ними отправил в тридевятое царство? Конечно, наследников. Поначалу пошёл на поиски старший брат Фёдор, но он умудрился попасть в плен к хитрой и лукавой девице. Затем удачу решил испробовать средний сын, Василий, но его постигла та же судьба. На младшего, от роду истинного дурака, надежды не было. Но батюшке не оставалась ничего иного, как поручить Ивану аналогичное задание.

Царевич на распутье интуитивно сделал правильный выбор, поэтому Баба-Яга помогает ему достичь волшебного сада под охраной Синеглазки. Тут Иван сорвал яблок, налил воды и пошёл восвояси. Синеглазка догнала его, но вместо наказания за кражу царевич получил её прощение и любовь в придачу. По дороге он освободил братьев, то те предали царевича. Все его заслуги присвоили хитрые родственники. Но Нагай-птица, верная подруга Синеглазки, освободила его из пропасти и помогла вернуть справедливость. Иван женился на Синеглазке и жил счастливо в её царстве. Главная идея «Сказки о молодильных яблоках…» - предательство ни к чему хорошему не ведёт. Молодость не может быть вечной, обрести бессмертие невозможно. Главное, прожить отмерянные годы честно и благородно. А за эгоизм каждый получит по заслугам.

«Марья Моревна»

В каких сказках есть Иван-царевич? Кроме вышеназванных, персонаж присутствует в волшебной истории про Марью Моревну. Поначалу, после смерти родителей, он выдаёт своих сестёр замуж - за Орла, Сокола и Ворона. Затем он встречает прекрасную деву-воительницу Марью, на которой вскоре женится. Но, нарушив запрет любимой, Иван её теряет - злобный Кощей похищает девушку. В поисках супруги, царевич подаётся многочисленным испытаниям, в том числе смертью. На помощь ему приходят животные и шурины: в итоге царевич справляется с заданиями Бабы-Яги, одолевает Кощея и освобождает Марью.

Идея сказки такова: послушание - залог спокойной и гармоничной жизни. Ведь нарушение запрета часто приводит к многочисленным неприятностям. История учит благородству, терпению, решительности - именно они помогают справляться с трудностями. В итоге обязательно будет торжествовать добро. Главное, уметь вовремя раскаяться, признать ошибку и сделать всё, чтоб исправить содеянное. А также обрести ценный опыт, чтоб больше никогда не принимать неправильные решения.

«Морской Царь и Василиса Премудрая»

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк», а также другие волшебные истории повествуют о том, что грань между добром и злом очень тонка. Эти две силы всегда взаимодействуют, подпитывают друг друга. Без света нет теней, последние же вносят изюминку в мирскую жизнь. Поэтому история «Морской Царь и Василиса Премудрая» также несёт эту идею сквозь весь сюжет. В ней рассказывается о батюшке, который попал в плен к водному владыке. По неосторожности он обещает отдать то, чего дома не знает. Как назло, это маленький сын, рождённый в его отсутствие. Со временем немного подросший Иван отправляется к Морскому Царю, но по дороге ему встречается старуха, которая подсказывает, как заслужить благосклонность младшей дочери чудища и тем самым спастись от смерти.

Попав под воду, царевич мужественно проходит испытания - помогает ему в этом юная принцесса, которая впоследствии становится его женой. Молодые успешно сбегают из морских пучин на родину к Ивану, где и остаются жить счастливо и богато. Чему учит сказка? Иван-царевич поначалу грубо отвечает старухе, затем исправляется и получает ценные советы. Первое, что доносит до нас история - уважайте старших, их мудрость и жизненный опыт помогут при любых сложных ситуациях. Второе, чему учит сказка, - любите и цените свою землю. Получив на чужбине всё, о чём мечтаете, вы всё равно вскоре затоскуете по родным местам. Ничего нет дороже Отчизны и собственной семьи.

Выводы

Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. В истории «Хрустальная гора» он сумел правильно поделить добычу между зверями, за что был вознаграждён силой перевоплощения в сокола и муравья. Обретя чудодейственные способности, он сумел завоевать царевну и победить страшных змеев. Как и во всех вышеперечисленных историях, в этой сказке он показывает свою честность, справедливость, смекалку. Благодаря хорошим качествам характера, он силён в преодолении любых препятствий.

Поэтому любая сказка учит маленьких читателей открытости, искренности. Представленные в ней звери - те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям, коллегам и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.

Иван-царевич - младший из трёх сыновей Царя Тридевятого царства. Но именно на его долю выпали самые серьёзные испытания на пути к простому человеческому счастью. В отличие от старших братьев ему пришлось заслужить право быть со своей возлюбленной, проявив для этого качества смиренного и милосердного, но одновременно мужественного и целеустремлённого человека. Таким представлен главный герой русской народной сказки «Царевна-лягушка», который по воле отца и судьбы берёт в жёны болотную жительницу.

Характеристика героя

По ходу повествования в разнообразных ситуациях мы наблюдаем совершенно разные черты характера и личности Царевича Ивана. Он послушно и безоговорочно исполняет отцовский наказ и выпускает из лука судьбоносную стрелу, которая должна привести его к невесте. А увидев суженую в образе лягушки, несмотря на отчаяние, смиренно привозит её в свой дом в качестве жены. И своим отношением к ней показывает, что им движет не только покорство судьбе, но и добрая душа, пожалевшая несчастное существо.

Он терпеливо сносит насмешки старших братьев, а когда его квакушка начинает одерживать одну за другой победы в конкурентной борьбе с их жёнами, вдохновляется и начинает доверять спутнице своей жизни, чувствует себя более уверенным рядом с ней.

В роковой момент превращения лягушки в красавицу-царевну Иван решительно намерен покончить с несправедливостью в своей жизни. Нетерпеливость, безрассудство, спонтанность и эгоизм движут им в момент, когда, не разобравшись в ситуации, он сжигает заколдованную лягушачью шкурку. Но в дальнейшем, без раздумий пустившись в путь для спасения любимой, герой демонстрирует лучшие свои черты: смелость, отвагу и готовность к самопожертвованию.

(Уже взрослый и помудревший герой Иван-Царевич )

Но даже на этом пути он остаётся добрым и милосердным человеком, когда, несмотря на голод, дарит жизнь беззащитным животным. С почтением относится к старику, которого встретил в лесу, проявляет твёрдое спокойствие в общении с Бабой-Ягой. Все эти качества в итоге обеспечивают ему всеобщую поддержку в достижении цели и полную победу в борьбе за свою любовь.

Таким образом мы видим, как спокойный и послушный молодой человек в критической ситуации преображается в настоящего героя, который, однако, несмотря на все напасти, не очерствел душой и готов проявить сочувствие не только к болотной лягушке, но и к огромному лесному зверю. Он стремится к своей цели несмотря на препятствия и опасности, и нет такой силы, которая заставила бы его свернуть с выбранного пути.

Образ в сказках

Каждая народная сказка несёт в себе глубокую мораль и «Царевна-лягушка» не исключение. На примерах сказочных героев, их характерных черт и поступков воспитывались целые поколения детей. С малых лет они впитывали понимание того, что жертвенность, послушание, доброта и уважение к старшим - черты положительных персонажей, которых все любят и оказывают им помощь в сложных ситуациях. А пройдя с честью тяжёлые испытания, человек непременно получит заслуженную награду.

Иван-царевич в этой и многих других русских народных сказках именно таков. Он олицетворяет собой собирательный образ простого русского человека: терпеливого, безропотного, сострадающего чужому горю, но в моменты, когда нужно вступить в борьбу со злом - непреклонного, сильного духом, способного на истинный героизм и самопожертвование. Он вершит справедливость и одерживает безоговорочную победу над всеми, кто встаёт на пути к его целям. А эти цели непременно основаны на доброте, любви к ближнему и вере в светлое будущее.