Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Художник Иван Крамской: биография, картины, описание картин. Иван николаевич крамской Крамской самые известные картины

Художник Иван Крамской: биография, картины, описание картин. Иван николаевич крамской Крамской самые известные картины

Ива́н Никола́евич Крамско́й (27 мая 1837, Острогожск - 24 марта 1887, Санкт-Петербург) - русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.

Автопортрет. 1874

Крамской родился 27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии, в семье писаря.

После окончания острогожского уездного училища Крамской был писарем в острогожской думе. С 1853 года был ретушёром фотографий; сначала будущего художника в несколько приёмов обучил «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты» его земляк М. Б. Тулинов, затем работал у харьковского фотографа Я. П. Данилевского. В 1856 году он приехал в Петербург, где занимался ретушёрством в известной тогда фотографии Александровского.

В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.

В 1863 году Академия художеств присудила ему золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учебы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы, и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему, по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. В. Петров. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.

В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.

В 1863-1868 годах он преподавал в школе рисования общества поддержки прикладного искусства. В 1869 году Крамской получил звание академика.

В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства.

Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873; И. И. Шишкин, 1873; Павел Михайлович Третьяков, 1876; М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 - все находятся в Третьяковской галерее; портрет Боткина[уточнить] (1880) - частная коллекция, Москва).

Одна из известнейших работ Крамского - «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея).

Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах - «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», 1877-1878; «Неизвестная», 1883; «Неутешное горе», 1884 - все в Третьяковской галерее.

Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.

Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море. 1861

За чтением Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1866–1869

Женский портрет. 1867

Портрет художника К. А. Савицкого. 1871

Русалки. 1871

Портрет художника М. К. Клодта. 1872

Христос в пустыне. 180 x 210 см. 1872

Портрет А И Куинджи. 1872

Пасечник. 1872

Девушка с распущенной косой. 1873

Портрет И. И. Шишкина. 1873

Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873

Оскорбленный еврейский мальчик. 1874

Полесовщик. 1874

Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова 1874

Голова крестьянина 1874

Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника. 1875

Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича 1876

Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876

Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876

Н. А. Некрасов в период. Последних песен. 1877–1878

Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрина). 1879

Портрет Адриана Викторовича Прахова, историка искусств и художественного критика. 1879

Лунная ночь 1880

Портрет доктора Сергея Петровича Боткина 1880

Портрет актера Василия Васильевича Самойлова. 1881

Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина. 1881

Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника. 1882

Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882

Девушка с кошкой. 1882

Неизвестная. 1883

Крестьянин с уздечкой Мина Моисеев. 1883

Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира "Укрощение строптивой". 1883

Букет цветов флоксы. 1884

Неутешное горе. 1884

Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер. 1884

Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва. 1885

Портрет Александра III. 1886

Дети в лесу. 1887

Полностью

Крамской Иван Николаевич (1837-1887)

Иван Николаевич Крамской (1837 — 1887), русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске (Воронежская губерния) 27 мая 1837 в бедной мещанской семье.

С детства увлекался искусством и литературой. Рисованием занимался с детства самоучкой, потом по совету одного любителя рисования стал работать акварелью. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России.

В 1857 году оказался в Петербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А. Т. Маркова. За картину “Моисей источает воду из скалы” (1863) получил Малую золотую медаль.

В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии (“бунта четырнадцати”), отказавшихся писать картины (“программы”) на заданный Советом мифологический сюжет. Молодые художники подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому тему для картины на соискание большой золотой медали. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так охарактеризовал попытку молодых художников: “в прежнее время вас отдали бы за это в солдаты”, вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать на заданную академией тему — “Пир в Валгалле” и вышли из академии.

Вышедшие из Академии художники объединились в Петербургскую артель. Царившей здесь атмосфере взаимопомощи, сотрудничества и глубоких духовных интересов они во многом обязаны Крамскому. В своих статьях и обширной переписке (с , В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) отстаивал идею “тенденциозного” искусства, не только отражающего, но и нравственно преображающего косный, фальшивый мир.

В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике с применением белил, итальянского карандаша, работал также, используя метод так называемого “мокрого соуса”, позволявший имитировать фотографию. Техника живописи у Крамского была — тонкая законченность, которую некоторые иногда считали излишней или чрезмерной. Тем не менее Крамской писал быстро и уверенно: за несколько часов портрет получал сходство: в этом отношении замечателен портрет доктора Раухфуса, последняя предсмертная работа Крамского. Этот портрет был написан за одно утро, но остался неоконченным, так как Крамской во время работы над этой картиной умер.

Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Хорошо известны портреты художников (1868), (1869), (1861), (1861), Н. А. Кошелева (1866). Характер живописного портрета у Крамского тщателен по рисунку и светотеневой моделировке, но сдержан по цветовой гамме. Художественный язык соответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героем портретов мастера. Таковы “Автопортрет” художника (1867) и “Портрет агронома Вьюнникова” (1868). В 1863 — 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

Однако с течением времени “Артель” стала мало-помалу отходить в своей деятельности от заявленных при ее зарождении высоких нравственных принципов, и Крамской покинул ее, увлеченный новой идеей — созданием товарищества Передвижных художественных выставок. Он принял участие в разработке устава “Товарищества” и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.

На первой выставке Товарищества экспонировались “Портрет Ф. А. Васильева” и “Портрет М. М. Антокольского”. Через год была показана картина “Христос в пустыне”, замысел которой вынашивался несколько лет. По словам Крамского, “и у прежних художников Библия, Евангелие и мифология служили только предлогом к выражению совершенно современных им страстей и мыслей”. Сам он, подобно и , в образе Христа выразил идеал человека, исполненного высоких духовных помыслов, готовящего себя к самопожертвованию. Художнику удалось здесь убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира, и эта довольно скромная по живописи картина вошла в историю отечественного искусства.

К теме Христа художник неоднократно возвращался. Поражением закончилась работа над оригинально задуманной большой картиной “Хохот (“Радуйся, царю иудейский”)” (1877 — 1882), изображающей издевательство толпы над Иисусом Христом. Художник самоотверженно трудился над нею по десять-двенадцать часов в сутки, но так и не закончил, сам трезво оценив свое бессилие. Собирая для нее материал, Крамской побывал в Италии (1876). Выезжал он в Европу и в последующие годы.

Наследие Крамского очень неравноценно. Замыслы его картин были значительны и оригинальны, однако их осуществление наталкивалось на ограниченность его возможностей как художника, которую он сам хорошо осознавал и пытался преодолеть настойчивым трудом, но не всегда успешно.

Вообще Крамской был очень требователен к художникам, чем нажил себе немало недоброжелателей, но вместе с тем строго относился к себе и стремился к самосовершенствованию. Его замечания и мнения об искусстве не были субъективными, были, как правило, доказательны, насколько это вообще возможно в вопросах эстетики. Основное его требование — содержательность и национальность художественных произведений, их поэтичность; но и самой живописи он отводил не последнее место. В этом можно убедиться, читая его переписку, изданную А. Сувориным под редакцией В. В. Стасова “Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи” (СПб., 1888). Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока он не находил компромисса. Крамской не был хорошо образован, но всегда сожалел об этом и постоянно пытался восполнить этот недостаток.

В небольшой композиции “Осмотр старого барского дома” (1873 — 1880) Крамской нашел необычное по лаконизму решение, успешно преодолев стереотипы, распространенные в жанровой живописи того времени. Незаурядным произведением оказалась его “Неизвестная” (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства — загадочностью обстоятельств работы над нею). Но не стала серьезным явлением картина “Неутешное горе” (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств. Попытка воплотить фантастический мир в картине “Русалки” (1871) закончилась неудачей.

Наибольших успехов Крамскому удалось добиться в портретном творчестве. Он запечатлел многих деятелей русской культуры: Л. Н. Толстого (1873), И. И. Шишкина (1873), И. А. Гончарова (1874), Я. П. Полонского (1875), П. П. Третьякова, Д. В. Григоровича, М. М. Антокольского (все 1876), Н. А. Некрасова (1877 —1878), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879) и других; часть этих портретов была написана специально по заказу П. П. Третьякова для его картинной галереи.

Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: “Полесовщик” (1874), “Созерцатель” (1876), “Мина Моисеев” (1882), “Крестьянин с уздечкой” (1883). Со временем Крамской-портретист стал очень популярен, у него появилось множество заказчиков, вплоть до членов императорской фамилии. Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно. Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны. Все же именно в 1880-х гг. он поднялся на новую ступень — добился более глубокого психологизма, позволявшего порой обнажить сокровенную суть человека. Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьева (1885). Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет.

Крамской — выдающаяся фигура в культурной жизни России 1860 — 1880-х годов. Организатор Петербургской художественной артели, один из создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов.

Художник Иван Крамской внёс неоценимый вклад в культуру. Он был бунтарём от искусства, идеологом передвижничества, советником коллекционера Павла Третьякова, создавшего знаменитую на весь мир Третьяковскую галерею. Ученик Крамского Илья Репин стал знаменитым художником. В этом году 27 мая Ивану Крамского исполнилось 180 лет со дня рождения. В музее им. И. Н. Крамского, названного в честь живописца, хранится живопись и графика художника. В основной экспозиции музея представлены шесть живописных произведений Крамского. Одна из самых интересных работ – портрет жены и дочери художника. Эту картину Крамской так и не успел завершить.

Будущий идеолог передвижников родился 27 мая 1837 года в Острогожске в семье писаря. Иван Крамской окончил уездное училище, нашёл работу ретушёром у своего земляка фотографа Михаила Тулинова. Акварелью он подправлял портреты людей на снимках. Из родного города Крамской уехал работать в Харьков, а в 19 лет он переехал в Петербург. Спустя год после работы в фотоателье в 1857 году он с первого раза поступил в Академию художеств.

Иван Крамской «Автопортрет», 1867

Крамской был одним из самых талантливых учеников. За картину «Моисей источает воду из скалы» он получил малую золотую медаль. Однако и Крамскому, и другим ученикам Академии хотелось больше свободы. Когда им предложили конкурсную тему «Пир в Валгалле» (автор лучшей картины получал большую золотую медаль и возможность поехать в Париж), студенты отказались и подали прошение, чтобы каждому разрешили разрабатывать свою тему. Совет Академии отказал. Тогда 14 лучших выпускников во главе с Крамским покинули Академию и основали первую в России Артель свободных художников, просуществовавшую до 1871 года. Это событие вошло в историю искусства как «Бунт четырнадцати».

— Интересно, что в 1863 году в России произошёл «Бунт четырнадцати», во Франции же в том же году состоялась первая выставка импрессионистов, — отмечает зав. экспозиционным отделом музея им. И. Н. Крамского Ольга Рябчикова. – Они же тоже были бунтарями и были против академической системы. Художники и Франции, и России начинали тянуться к свету, к большей свободе в творчестве.

В 1870 было создано «Товарищество передвижных выставок», основным организатором которого был Иван Крамской. Он отстаивал взгляды о высокой общественной роли художника, принципы реализма и национальности искусства. Товарищество проводило передвижные выставки и вело просветительскую деятельность. В него входили известные художники того времени: Васнецов, Репин, Суриков, Шишкин, Левитан и другие.

Иван Крамской «Портрет леди». 1881

— Крамской во многих своих взглядах опередил время, — говорит Ольга Рябчикова. – Например, у него был интересный подход к системе художественного образования. Он считал, что не нужны академии и училища, а стоит создавать мастерские художников, к которым будут приходить те, кто хочет учиться именно у этих мастеров.

Иван Крамской был выдающимся портретистом, одним из лучших своего времени. У него было множество заказов. Так, Павел Третьяков заказал ему создать галерею изображений выдающихся людей, среди которых были Лев Толстой, Николай Некрасов, Александр Грибоедов, Михаил Салтыков-Щедрин и другие. Из-за большого количества заказов у художника не так много времени оставалось, чтобы писать «для души». Некоторые работы он не успел закончить. Среди них «Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника, и Софьи Ивановны Крамской, дочери художника». Картину можно посмотреть в основной экспозиции музея им. И. Н. Крамского.

Иван Крамской «Портрет жены и дочери художника», 1875

Со своей будущей супругой Крамской познакомился в Петербурге, когда уже заканчивал обучение в Академии художеств. Девушка попала в неприятную историю. У неё был роман с женатым художником, который позорно сбежал за границу со своей законной супругой, оставив Софью на произвол судьбы. Конечно, в обществе её осуждали, но Крамской так сильно был в неё влюблён, что его не волновало мнение окружающих. Художник в 1862 году женился на Софье.

Брак был счастливым, супруга во всём поддерживала художника. Она подарила мужу шестерых детей. К несчастью, двое сыновей Крамских умерли в детстве. Картину «Портрет жены с дочерью» художник начал писать после их смерти в 1875 году. Эту работу живописец не успел закончить, проработаны только фигуры, а фон остался не дописанным.

— Этот портрет он упоминает в письмах, что никак не может его докончить, всё некогда, — говорит Ольга Рябчикова. – В какой-то степени большой поток заказов мешал художнику, хотя ему надо было содержать семью, он очень хорошо зарабатывал, смог приобрести дачу.

В последние годы жизни Иван Крамской был болен аневризмой сердца. Художник умер 5 апреля 1887 года за работой над портретом доктора Раухфуса. Могила Крамского находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

7 интересных фактов об Иване Крамском

1. На первый выставке Товарищества передвижников Иван Крамской представил картину «Русалки» в 1871 году. Она написана по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Для работы над картиной Крамской уехал в село Хотень Харьковской губернии. «Русалок» купил Павел Третьяков.

Иван Крамской «Русалки», 1871

2. Лев Толстой сдала Ивана Крамского прототипом художника Михайлова, которому Вронский в пятой части романа «Анна Каренина» заказывает портрет Анны. Писатель познакомился с живописцем, когда Крамской приехал в село Козловку-Засеку неподалеку от Ясной поляны для работы над портретом Толстого. Во время сеансов они вели беседы об искусстве и жизни. Писатель привлёк художника своей энергией, умом и простотой внешнего облика. «На гения смахивает», — говорил о нём Крамской. Личность художника тоже впечатлила Льва Николаевича.

Иван Крамскйо «Портрет Льва Тольстого», 1873

3. В храме Христа Спасителя в Москве купол украшает роспись «Отчество» Ивана Крамского. Главный архитектор храма Константин Тон поручил роспись профессору Алексею Маркову из Академии художеств. За роспись купола он должен был получить 75 тысяч рублей. Марков в помощники взял своего ученика Евграфа Сорокина. Правда его вариант росписи привёл Маркова в ужас, тогда он предложил продолжить работу еще одному своему ученику – Ивану Крамскому, заплатив ему всего десять тысяч рублей. Объём работы был огромный, поэтому Крамской пригласил себе в помощники двух товарищей-художников. Роспись получилась грандиозной. К сожалению, 5 декабря 1931 большевики взорвали храм, чтобы на его месте построить Дворец Советов. Оригинальная роспись Крамского была уничтожена. Когда же в 1988 году началось воссоздание храма Христа Спасителя, «Отечество» было восстановлено по эскизам художника.

Роспись «Отечество»

4. О картине Крамского «Христос в пустыне» 1872 года Лев Толстой писал: «Это лучший Христос, которого я знаю». Над этим произведением художник работал более пяти лет. Крамской говорил: «Это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она – итог многолетних исканий…». На полотне Христос изображен во время 40-дневного постав в пустыне после своего крещения. Крамской хотел запечатлеть нравственный выбор, неизбежный в жизни каждого человека. В одинокой фигуре, сидящей среди холодных серых камней, чувствуется не только задумчивость и усталость, но и готовность сделать первый шаг на пути к Голгофе. Столь человеческий образ Христа в то время мог восприниматься как кощунство. «Христа в пустыне» Павел Третьяков по тем временам купил за баснословные деньги – шесть тысяч рублей.

Иван Крамской «Христос в пустыне», 1872

5. Пожалуй, одна из самых знаменитых картин Крамского – портрет «Неизвестная». Произведение было написано в 1883 году. На картине изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту. Кто эта особа, изображённая на портрете, художник оставил тайной. Даже в его письмах и дневниках нет никаких упоминаний. Красавица, смотрящая на зрителей свысока, одета по последней моде: шляпка «Франсиск» с пером, отделанное собольим мехом пальто, золотой браслет… Все эти вещи стоили недёшево. Кстати, в светском обществе того времени считалось неприличным надевать столь модные наряды, да ещё и выставлять их напоказ, поэтому внешний вид женщины намекал на её «лёгкое» социальное положение. Возможно, по этой причине Павел Третьяков, который воспитывался в семье со строгими взглядами, не стал покупать картину. Живописец продал картину мелкому коллекционеру. «Неизвестная» долго кочевала от одного владельца к другому. И только в 1925 году она оказалась в Третьяковке.

Иван Крамской «Незнакомка», 1883

6. За картину «Христос в пустыне»Совет Академии художеств решил присудить Крамскому звание профессора. Но художник отказался, желая оставаться независимым от Академии.

7. Дочь художника Софья Крамская тоже стала живописцем. Она работала во многих жанрах, была графиком, миниатюристом, акварелистом. Крамской, разглядев талант в дочери, много занимался с ней сам. Софья вышла замуж за юриста финляндского происхождения Георгия Юнкера. Она продолжала заниматься живописью, участвовала в выставках. Художница стала настолько знаменитой, что в 1890-1900 годах ее пригласили для написания портретов царской семьи. На протяжении многих лет Софья вместе с братьями заботилась об Острогожской художественной галерее, передала в дар много своих работ (правда, во время пожара в 1942 году большая часть коллекции погибла). В 1930 году Софью арестовали по статье за контреволюционную пропаганду. Ее отправили в ссылку в Красноярск. В 1932 году ее освободили по состоянию здоровья, она вернулась домой. Через год она умерла в возрасте 66 лет.

Этот портрет отца Софья написала незадолго до его смерти

КСТАТИ
В Острогожске сохранился домик, где жил художник

В Острогожске сохранился дом (ул. Маршака, 14), где провёл детство Иван Крамской. С белёными стенами под камышовой крышей он сразу же выделяется среди остальных построек. В нём сохранено расположение комнат и восстановлены детали быта. В музее представлены материалы, посвящённые острогожскому периоду жизни художника. В родном городе он провёл 16 лет. В Острогожском историко-художественном музее им. И. Н. Крамского (бульвар Крамского, 4) можно посмотреть экспозицию о петербургском периоде художника. В экспозиции есть графические, в основном ученические работы Крамского, его учеников и друзей.


Крамской Иван Николаевич (1837-1887)

Иван Николаевич Крамской (1837 — 1887), русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске (Воронежская губерния) 27 мая 1837 в бедной мещанской семье.

С детства увлекался искусством и литературой. Рисованием занимался с детства самоучкой, потом по совету одного любителя рисования стал работать акварелью. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России.

В 1857 году оказался в Петербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А. Т. Маркова. За картину “Моисей источает воду из скалы” (1863) получил Малую золотую медаль.

В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии (“бунта четырнадцати”), отказавшихся писать картины (“программы”) на заданный Советом мифологический сюжет. Молодые художники подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому тему для картины на соискание большой золотой медали. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так охарактеризовал попытку молодых художников: “в прежнее время вас отдали бы за это в солдаты”, вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать на заданную академией тему — “Пир в Валгалле” и вышли из академии.

Вышедшие из Академии художники объединились в Петербургскую артель. Царившей здесь атмосфере взаимопомощи, сотрудничества и глубоких духовных интересов они во многом обязаны Крамскому. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным , В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) отстаивал идею “тенденциозного” искусства, не только отражающего, но и нравственно преображающего косный, фальшивый мир.

В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике с применением белил, итальянского карандаша, работал также, используя метод так называемого “мокрого соуса”, позволявший имитировать фотографию. Техника живописи у Крамского была — тонкая законченность, которую некоторые иногда считали излишней или чрезмерной. Тем не менее Крамской писал быстро и уверенно: за несколько часов портрет получал сходство: в этом отношении замечателен портрет доктора Раухфуса, последняя предсмертная работа Крамского. Этот портрет был написан за одно утро, но остался неоконченным, так как Крамской во время работы над этой картиной умер.

«Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой»

Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866). Характер живописного портрета у Крамского тщателен по рисунку и светотеневой моделировке, но сдержан по цветовой гамме. Художественный язык соответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героем портретов мастера. Таковы “Автопортрет” художника (1867) и “Портрет агронома Вьюнникова” (1868). В 1863 — 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

«Портрет старого крестьянина»

Однако с течением времени “Артель” стала мало-помалу отходить в своей деятельности от заявленных при ее зарождении высоких нравственных принципов, и Крамской покинул ее, увлеченный новой идеей — созданием товарищества Передвижных художественных выставок. Он принял участие в разработке устава “Товарищества” и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.

«Портрет Софьи Ивановны Крамской»

На первой выставке Товарищества экспонировались “Портрет Ф. А. Васильева” и “Портрет М. М. Антокольского”. Через год была показана картина “Христос в пустыне”, замысел которой вынашивался несколько лет. По словам Крамского, “и у прежних художников Библия, Евангелие и мифология служили только предлогом к выражению совершенно современных им страстей и мыслей”. Сам он, подобно Ге и Поленову , в образе Христа выразил идеал человека, исполненного высоких духовных помыслов, готовящего себя к самопожертвованию. Художнику удалось здесь убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира, и эта довольно скромная по живописи картина вошла в историю отечественного искусства.

«Портрет императрицы Марии Федоровны»

К теме Христа художник неоднократно возвращался. Поражением закончилась работа над оригинально задуманной большой картиной “Хохот (“Радуйся, царю иудейский”)” (1877 — 1882), изображающей издевательство толпы над Иисусом Христом. Художник самоотверженно трудился над нею по десять-двенадцать часов в сутки, но так и не закончил, сам трезво оценив свое бессилие. Собирая для нее материал, Крамской побывал в Италии (1876). Выезжал он в Европу и в последующие годы.

«Букет цветов. Флоксы»

«Портрет Сони Крамской, дочери художника»

«Лесная тропинка»

Поэт Аполлон Николаевич Майков. 1883.

«Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании»

«Портрет художника Н.А.Кошелева»

«Портрет художника Федора Александровича Васильева»

«Семья художника»

«Русский монах в созерцании»

«Хохот. «Радуйся, царю иудейский»»

«Созерцатель»

Христос в пустыне.1872

«Сомнамбула»

Русалки. (Майская ночь) 1871

«За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской»

«Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев»

«Императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III»

«Мельник»

«Лунная ночь»

«Девушка с распущенной косой»

«Женский портрет»

«Женский портрет»

«Женский портрет»

«Женский портрет»

«Девочка в глубой шали»

«Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море»

«Портрет Николая Крамского, сына художника»

«Портрет Александра III»

Портрет Сергея Крамского, сына художника. 1883

Портрет Ольги Афанасьевны Рафтопуло. 1884

Неутешное горе. 1884

Оскорбленный еврейский мальчик. 1874

Неизвестная. 1883

Портрет Варвары Кирилловны Лемох в детстве. 1882

«Портрет художника Ильи Ефимовича Репина»

«Портрет украинского писателя и художника Тараса Григорьевича Шевченко»

«Портрет актера Василия Васильевича Самойлова»

«Портрет П.А.Валуева»

«Женский портрет»

«Автопортрет»

«Портрет художника Шишкина»

«Портрет дамы»

«Портрет астронома О.В.Струве, директора Пулковской обсерватории»

«Портрет П.И.Мельникова»

«Пасечник»

«Н.А.Кошелев. Урок музыки»

Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер. 1884

Женский портрет. 1884

Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира Укрощение строптивой. 1883

Оригинал записи и комментарии на

Крамской родился 27 мая 1837 года в г. Острогожске Воронежской губернии в небогатой мещанской семье. Влечение его к искусству не встречало поддержки родных, и он был вынужден самостоятельно заниматься живописью. Поступив ретушером к странствующему фотографу Данилевскому, он объездил с ним много провинциальных городов и наконец попал в Петербург. Там он познакомился с молодыми художниками, которые советовали ему серьезно заняться живописью, и по их настоянию в 1857 году он поступил в Петербургскую Академию художеств.

Царившая там косность вызывала протест передовой демократической молодежи. Крамской возглавил молодые художественные силы в борьбе за реализм в искусстве против отвлеченного от жизни классицизма. Несколько человек в знак протеста вышло из академии. Выступление художников ознаменовало новую эпоху в развитии русского искусства. «Пора думать о создании русской школы национального искусства», - говорил Крамской.

В начале 70-х годов возникло Товарищество передвижных художественных выставок. Оно объединило передовых русских художников - В. Г. Перова, В. Е. Маковского, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина. А. И. Куинджи и других. Позднее в него вошли И. Е. Репин и В. И. Суриков. Душой и руководителем этой организации был Крамской.

Картина «Русалки». Иван Крамской

На первую передвижную выставку 1871 года Крамской представил картину «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь». В этой картине художнику хотелось передать волшебное очарование лунного света. У заросшего пруда плавно движутся русалки. Голубовато-зеленый лунный свет делает все вокруг таинственным и загадочным…

Картина «Лунная ночь». Иван Крамской

К изображению лунного света Крамской возвращается в 1880 году. Они пишет романтическую, глубоко поэтическую картину «Лунная ночь».

Могучие тополя выстроились вдоль аллеи. Пышные кусты осыпаны белыми цветами. В пруду застали белые кувшинки. Все озарено сказочным лунным светом. На скамье в белом одеянии сидит женщина, полная обаяния, тихой лирической грусти и таинственности.

Картина «Христос в пустыне». Художник: Крамской

На следующей выставке появилась картина «Христос в пустыне» (1872 г.). Крамской изображает его обыкновенным человеком. Долго брел он в молчании. Исстрадавшийся, уставший, присел он отдохнуть на камне в палестинской пустыне. Руки судорожно сжаты, голова опущена. Следы глубоких переживаний видны на его лице. Христос для Крамского - это воплощение совести и долга человека. Художнику было свойственно необычайно острое сознание своего гражданского долга, сознание необходимости самопожертвования во имя общего дела.

Иван Крамской: картина «Неутешное горе»

В числе работ Крамского есть целый ряд великолепных женских портретов. В них проявилась способность художника к выражению эмоциональных состояний человека. Картина «Неутешное горе» (1884 г.) была написана после смерти маленького сына художника. Крамской передал неизмеримое горе матери - ее личное горе, которое никто не может разделить с ней.

Женщина в глухом черном платье, опершись рукой о кресло, смотрит отсутствующим взглядом. Она потрясена. Выплаканные глаза, морщина прорезала лоб, поседевшая прядь волос. Платок поднесла ко рту, как бы сдерживая рыдания… Из жизни ушло самое дорогое существо, а все кругом осталось по-прежнему: и этот ковер, и портьеры, и картины, и альбомы на столе… Гроба не видно. Только в кресле лежат коробки с венками и белая легкая материя, а на полу стоят горшки с цветущими тюльпанами. Комнату наполняет серый зимний свет… В позе женщины, выражении лица воплощена глубокая душевная драма матери.

Иван Крамской. Описание картины «Неизвестная»

В экипаже сидит, откинувшись на обитую темно-желтой кожей спинку, изящная молодая женщина. Она чуть повернулась в сторону тротуара, чувствуя восхищенные взоры. В ее взгляде надменность и гордость женщины, сознающей свое обаяние. Большие блестящие глаза холодны и бесстрастны. Ее фигура вырисовывается на фоне светлой дымки морозного зимнего воздуха и розоватого Аничкова дворца. Строгая архитектура как бы дополняет образ этой красивой, величественной женщины. Бархатная шубка, мех, лиловые атласные ленты, белое страусовое перо, тонкие кожаные перчатки, плотно облегающие руки, подчеркивают грациозность фигуры.

Это портрет «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского. Хотя эта картина и не характерна для творчества художника, но при одном упоминании его имени в памяти возникает образ этой пленительной женщины.

Крамской: портрет Толстого

Крамской создал целый ряд портретов русских писателей - Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Л. Толстого, Григоровича. Художник изображает людей, погруженных в глубокое раздумье.

Проста и естественна поза Толстого. Приковывают внимание глаза писателя, требовательные, внимательные. Человеком воли, ясного и энергичного ума предстает Толстой в портрете Крамского.

Портреты крестьян

Демократические взгляды художника нашли отражение в серии крестьянских образов - «Крестьянин» (1871 г.), «Пасечник» (1872 г.), «Полесовщик» (1874 г.), «Мина Моисеев» (1883 г.) и других. Это яркие типы, каждый по-своему характерный и выразительный.

Крамской умер 25 марта 1887 года во время работы над очередным портретом. Картины и портреты, созданные художником, стоят вровень с лучшими творениями его современников.

Т. Шахова, журнал «Семья и школа», 1962 год, факты биографии художника Ивана Николаевича Крамского, картины, описание картин, материал для сочинений.