1.Они указывают на лицо или лица. Местоимение Я — на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах.
2.Различие от существительного состоит в том, что существительные называют предметы, местоимения только указывают на них.
3.Изменяются по лицам, числам и (в третьем лице единственного числа) родам, а также склоняются по падежам.
4.Местоимение — это слова-заместители, они вносят в речь разнообразие и связывают отдельные предложения в целое высказывание-текст
5.К старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе) . Раньше на “Вы” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т. е употребляется в обобщённом значении. Местоимение 3 лица (он, она, оно) обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Иногда эта связь местоимения с существительным определяется смыслом, а не порядком слов, например: Марью Ивановну снарядили, и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и с верным Савельичем. (А. Пушкин) . Не вызывает сомнения, что местоимение она относится к существительному “Марья Ивановна”.
2 Нравится
Пожаловаться
В разделе на вопрос Почему местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они называются личными? заданный автором Двутавровый
лучший ответ это Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре.
Местоимение я называется местоимением 1-го лица, так как показывает, что говорящий имеет в виду самого себя.
Местоимение ты называется местоимением 2-го лица, так как указывает на того, к кому обращается говорящий.
Местоимения мы и вы – это формы множественного числа местоимений я и ты.
Местоимение множественного числа вы иногда употребляется по отношению к одному человеку для выражения уважения к нему.
Все местоимения 1-го и 2-го лица отвечают на вопрос кто?
Он, она, оно и они – это местоимения 3-го лица, потому что они указывают на того, о ком говорят собеседники.
Местоимения он, она, и оно могут также указывать на неодушевленный предмет. Поэтому местоимения 3-го лица отвечают на вопросы кто? и что?
Ответ от черносотенный
[гуру]
Наташа более-менее объяснила.. .
Интересно, что в древнерусском языке ОН, ОНА, ОНО были не личными местоимениями, а указательными -- типа ТОТ, ТА, ТО (или ЭТОТ...) А личными были другие, которых сейчас уже нет.. . почти нет.
Просклоняем: он -- его -- ему и т. д. Но ведь должно быть он -- оного -- оному.. .
Так и есть. В косвенных падежах стоят еще те, древние личные местоимения.
Очень многие русские слова имеют «говорящее» строение. Поэтому не удивительно, что термины науки о русском языке имеют «говорящие» названия. Почему местоимение так называется? Как объяснить деление самостоятельных частей речи на имена и неименные обозначения?
Практически все морфологические понятия можно объяснить даже без учебника. Достаточно внимательно вчитаться в них, посмотреть на строение этих терминов русского языка. Если начать с первой ступени деления, получается следующее:
Самостоятельные , потому что имеют самостоятельное значение, отвечают на значимые вопросы, выполняют определенную функцию в предложении; они сами по себе значимы и важны;
Служебные , потому что «находятся на службе у значимых»; служат для связи слов в коммуникативных единицах (предложении и словосочетании); для образования новых форм; для придания дополнительных значений, эмоциональных оттенков.
Особняком стоят междометия и звукоподражания. Понятие «междометие» - точное заимствование с арабского языка, где первая половинка обозначает «похвалу», вторая – «порицание». Звукоподражания – это подражания звукам живой и неживой природы.
Обратимся к значимым словам, ведь герои нашей статьи «живут» именно в этой группе.
Все самостоятельные слова-термины можно условно поделить на именные и неименные. Именные в своем названии имеют слово «имя».
1) Существительное. Дословное повторение из латинского – «nomen substativum». То, что существует. Все сущее на земле: предметы, идеи, концепции, множества предметов, люди и т.д. Почему необходимо беречь свое имя? Потому что это обозначение тебя.
2) Прилагательное. Калька из латинского – «nomen adjectivum». То, что прилагается. К чему? К сущему на земле. Это признаки объектов, предположений, идей, людей и т.д. Какой предмет? Какая вещь?
3) Числительное. Зеркальное отображение – «nomen numerale». Обозначение для чисел.
Глаголы, глагольные формы и наречия являются неименными единицами:
Глагол. Древнерусское «глаголъ» - «выражение». Производное – «глаголить» - «говорить». Имена, просто сказанные, обозначают только предметы, признаки, числа. Полноценной смысловой нагрузки они не несут. О них нужно что-то говорить, «глаголить». Только тогда получится коммуникативная единица – призыв, побуждение, просьба, неспешное повествование, вопрос и т.д. Впрочем, в самом значении слова «глаголить» заложено действие.
Наречие. Одно из значений древнерусского слова «глаголъ» - «речь». А в названии этого морфологического термина есть частица «-реч-». Следовательно, наречие приближено к глаголу. Латинское слово «adverbium» переводится, как «приглаголие». Древнерусские лингвисты просто изменили приставку. Но смысл остался – наречие «накладывается» на глагол.
Почему местоимение так называется? Как определить этимологию термина? - Ответы лежат на поверхности.
Это значимая часть речи. И входит она в группу именных слов. Калька из латинского – «prōnōmen». Дословный перевод – «вместо имени».
То есть, местоимение «заняло место значимого слова». Какого? Которое было употреблено в предыдущем предложении. Которое подразумевается. О котором говорят. Как понять, кого именно заменило местоимение? Нужно спросить.
Если слово-предмет употреблено ВМЕСТО существительного, то оно отвечает на такие вопросы, как: кто? что? кому? чему? и т.д. Я, ты, он, ему, к ним.
Если слово-определение использовано ВМЕСТО прилагательного, то оно отвечает на такие вопросы, как: какой? какому? какие? Некий, какой-то, какие-либо.
Если слово-количество употреблено ВМЕСТО числительного, то его основной вопрос – сколько? Столько, несколько, столько-то, сколько-либо.
Местоимение не называет конкретную вещь, конкретный признак или количество, оно только указывает на них.
Местоимение
Местоиме́ние
Класс слов, отношение которых к частям речи спорно: очевидно их единство, но они обнаруживаются во всех частях речи. Задача местоимений – не называя явлений действительности (как это делают обычные слова), указывать на них. Указывать же необходимо, чтобы задавать вопросы (Кто? Где? Почему?) и отвечать на них (Это там); высказываться отрицательно (Никто никуда не спешит); неопределённо (Есть кое-что; Нечто странное) или, напротив, определённо (Всё пропало; Любой поймёт). В решении этих задач сложились разряды местоимений: вопросительные, указательные, отрицательные, неопределённые и определительные. В каждом разряде местоимения могут быть эквивалентами существительных, прилагательных, числительных и наречий. Считается, что в рус. языке есть и местоименный глагол что делать. Особое место среди местоимений занимают личные и возвратные. Фонд местоимений пополняется прилагательными следующий, аналогичный, выражениями что попало, чёрт знает куда. Числительное один может использоваться как местоимение: в одном городе.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .
Местоимение
МЕСТОИМЕНИЕ (лат. pronomen). М-ми наз. такие существительные (см.) и прилагательные (см.), которые не являются названиями самостоятельных предметов или определенных признаков предметов независимо от данной речи, а только указывают на отношение тех или других предметов или признаков к данной речи, т.-е. получают различное значение, определяемое из данной речи. М. делятся на личные и неличные . Личные М. (см.) называют тот или другой предмет не сам по себе, а лишь в его отношении к лицу речи; так, М. «я, меня» и пр. могут относиться к какому угодно предмету, указывая лишь на тождество его с лицом говорящим, и т. д. Из неличных М. притяжательные (мой, твой, свой и пр.) указывают на отношение того или другого предмета к другому предмету, являющемуся лицом речи; остальные - на разные другие отношения данных предметов мысли к данной речи, наприм., на тождество данного предмета или признака с предметом или признаком, названным в речи другим словом (он, сам, самый, такой и пр.) или на то, что название или сущность данного предмета или признака безразлично для данной речи (кто-то, какой-то, некто и пр.); или то, что предмет или признак предмета в данной вопросительной речи представляются неизвестными и должны быть определены в следующей ответной речи (кто, что, какой, чей и пр.), или на то или другое отношение данного предмета к месту или времени речи (этот, тот). Б. ч. М. образует формы склонения как в русском, так и в других индоевропейских языках, отлично от других существительных и прилагательных, что и послужило в свое время поводом к выделению М. в особую часть речи. На самом деле М. в целом отличается от остальных существительных и прилагательных не по грамматическим признакам, а по значению и потому особой части речи или грамматмческой категории не составляет. По значению же М. принадлежит к неграмматическому классу т. н. местоименных слов (см.).
Н. Д. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925
МЕСТОИМЕНИЕ, местоимения, ср. (грам.). Название одной из частей речи слово, само по себе не означающее определенного предмета, или числа (в отличии от имени сущ., прил., числ.), но приобретающее такое значение в зависимости от данной речи (букв.… … Толковый словарь Ушакова
МЕСТОИМЕНИЕ, часть речи класс слов, которые указывают на лицо, предмет или признак, не называя их (он, это, такой и т.п.). По значению выделяются разряды местоимений, например в русском языке личные, возвратные, притяжательные, вопросительно… … Современная энциклопедия
Часть речи класс слов, которые указывают на предмет (лицо) или признак, не называя его (он, это, такой и т. п.). По значению выделяются разряды местоимений, напр. в русском языке личные, возвратные, притяжательные, вопросительные,… … Большой Энциклопедический словарь
МЕСТОИМЕНИЕ, я, ср. В грамматике: слово (существительное, прилагательное, числительное или наречие) в предложении, указывающее на предмет или признак и замещающее соответствующие знаменательные имена и наречия. Личные, возвратные, указательные… … Толковый словарь Ожегова
Местоимение - МЕСТОИМЕНИЕ (лат. pronomen). М ми наз. такие существительные (см.) и прилагательные (см.), которые не являются названиями самостоятельных предметов или определенных признаков предметов независимо от данной речи, а только указывают на… … Словарь литературных терминов
Местоимение - МЕСТОИМЕНИЕ, часть речи класс слов, которые указывают на лицо, предмет или признак, не называя их (“он”, “это”, “такой” и т.п.). По значению выделяются разряды местоимений, например в русском языке личные, возвратные, притяжательные,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них, их отношение к иным предметам, явлениям и т. д. Содержание 1 … Википедия
Местоимение - Местоимение лексико семантический класс знаменательных слов, в значение которых входит либо отсылка к данному речевому акту (к его участникам, речевой ситуации или к самому высказыванию), либо указание на тип речевой соотнесённости слова с… … Лингвистический энциклопедический словарь
Я; ср. Лингв. Часть речи, к которой относятся слова, указывающие или называющие предметы или их признаки, не раскрывая их содержания, и выступающие в речи вместо слов, относящихся к существительному, прилагательному или числительному. Личные… … Энциклопедический словарь
Калька из лат. prōnōmen, греч. ἀντωνυμία, т. е. вместо имени; см. Томсен, Gesch. 19 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Цель: познакомить с личными местоимениями
Задачи:
Ход урока
I. Организация начала урока.
У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.
II. Словарная работа
Внимательно прочитайте предложения. (слайд № 3)
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.
Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик
Что общего между этими словами? (Они все словарные)
III. Изучение нового.
Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)
Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.
Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными. (слайд № 4)
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
(Вывешивается тема урока: Личные местоимения).
Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.
Письмо по памяти.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они.
Запомните первые три строчки стихотворения.
Запишите их по памяти.
Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.
В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5)
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.
Сегодня мы исследуем эти местоимения.
Нам нужно заполнить таблицу (слайд № 6)
Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7)
(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют)
Теперь нам надо распределить их по лицам.
Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.
Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.
А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.
(заполняем таблицу слайд № 8)
Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.
(проверка)
Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)
При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.
Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)
Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9)
Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)
Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?
(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)
IV. Закрепление
Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.
Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Личные местоимения (перечислить) :::::::::::..
Они бывают::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют::::::,
В предложении бывают:::::::::::::::::..
Физминутка.
1. Загадки. (слайд № 10)
Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.
Утром -
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей: (Солнце)А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ - морские... (Свинки)Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
2. "Четвёртое - лишнее"
Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (слайд № 11)
Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.
Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты (2 л., ед.ч.).
3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение"
Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.
Когда __(:) приедете?
__ (:) нарисую елочку.
Почему __ (:) улетают?
Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино.
Какую задачу __ (:) решает?
Проверка.(слайд № 12)
4. Экспресс-опрос "Местоимение".
1. Укажи местоимения 1-го лица.
3) он, она, оно, они
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
3) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы
4. Личные местоимения употребляются вместо...
1) имени существительного;
2) имени прилагательного.
5. Личные местоимения...
1) называют предметы;
2) указывают на предметы.
6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.
Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвет!а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л.
Конец формы
IV. Итог урока.
Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.
Все дети получают сердечки с надписью "Я+Я= МЫ (слайд № 13,14)
Рефлексия "Светофор" (слайд № 15)
Ребята приклеивают на лист сигналы.
Домашнее задание.
С. 30 № 8, выучить таблицу личных местоимений.
Дополнительный материал.
Задания на смекалку.