Федор Михайлович Достоевский открыл миру новые грани познания мирской суеты и душевного благородства. Все его произведения близки народу, каждый герой играет роль самого себя, и порой кажется, что это Я живу на страницах известных романов писателя.
Его великое «Пятикнижие» известно каждому еще с ученической скамьи, ведь такие масштабные сочинения навеки врезались в подсознание читателя.
Навеки нам запомнились сюжеты произведений «Преступления и наказания»
(1866), где главный герой пытается выбраться из будничной нищеты и совершает ужасное убийство. Самоутверждение личности, стремление к власти, право на эгоизм – такие были умонастроения в тот период, эта книга повествует о истории падения и воскрешения человеческой души, истории освобождения от кругов ада и восторжества добра, правды и любви.
«Братья Карамазовы» – это последний роман писателя, который был закончен в ноябре 1880 года. Через четыре месяца после публикации этого произведения Достоевский умер.
Критики считают это полотно наиболее достоверным и величественным. В лице главных героев, трех братьев представлена вся матушка-Россия.
Митя – широкая душа, способен на высокие и низкие поступки, полная противоположность – Иван, это холодный ум и рассудок, каждое действие взвешенное и просчитанное. Что же говорить про Алешу. Чистый, набожный, добрый и милосердный юнец. Роман высокохудожественный и основанный на реальных событиях.
Роман «Идиот» (1868) до сих пор многими читателями позиционируется неправильно, часто можно встретить на прилавках книжных магазинов анонс произведения такого содержания: «Яркая и почти болезненная история несчастного князя Мышкина, неистового Парфена Рогожина и отчаявшейся Настасьи Филипповны». А это ведь далеко не все, только вершина айсберга, а внутри глобальные мысли про божественные силы, предназначение человека на этой земле, история жизни великого мессии Иисуса Христа. Как общество влияет на здорового человека, превращая его в больного. Идиота.
«Униженные и оскорбленные» (1861) – здесь отчетливо видны все устоявшиеся нравы и черты характера писателя. Тяжелый психологический и эмоциональный надрыв, болезненность и острота восприятия действительности, перманентная истерика и захватывающий сюжет, который не дает возможности бросить чтение и ужасает своим продолжительным пафосом. Глубокий и страдальческий роман, который приоткрывает занавес души мыслителя и скорбного писателя.
«Игрок» (1866) – масштабная работа, которая не была включена критиками в «Пятикнижие». Тема азарта российской публики ничтожна и анекдотична. Да, книга писалась в спешке, что бы быстрее выполнить заказ для получения крупной суммы, которую Достоевский проиграл в карты. Но читатели все же смогли разглядеть психологию азартного игрока, который обладает литературным даром и проницательностью великого писателя Руси.
Повесть «Белые ночи» (1848) открыла читателям душераздирающую натуру Достоевского. Поэтический образ мечтателя вызывает сочувствие и сострадание в конце книги.
Атмосфера белых ночей Петербурга настолько манящая и заворачивающая, что многие кинодеятели взялись за экранизацию этой повести. Резкий стоицизм и волнующая красота матушки Земли до сих пор удивляет современного читателя, а ведь эту драму испытал на себе сам Федор Михайлович!
Повесть «Записки мертвого дома» (1860) – представляет собой интригующий реальный документ, который открывает читателю быт и нравы преступников, что были засланы в холодный и далекий Сибирь. Характеры людей и поступки главных персонажей говорили о неуловимой действительности и правдивости написанного очерка творцом.
Нельзя вычеркнуть из биографии писателя тот момент, когда он долгие годы провел в ссылке, в заключении, так почему же ему молчать и не излить свою душу на бумаге. Вот так и получилось такое волнительное и бушующее сочинение Достоевского «Записки мертвого дома».
(1864) – входит в число произведений писателя, которые обязательно нужно прочесть после ознакомления с великим «Пятикнижием». Многим современникам описанная проблема в романе близка и знакома. «Подполье», куда загоняет себя петербургский чиновник, заставляет задуматься над своей жизнью и действиями как человека чина, представляющего черты общества. Полное бездействие, отчаяние, рефлекторная паника, жестокость и моральное уродство главного персонажа представляет собой верхушку пролетариата, злободневную и неуправляемую.
Спустя два года Достоевский напишет «Преступление и наказание», где раскроет суть морального Раскольникова и его взгляды на действительность. Именно здесь прослеживается натура писателя и характерные черты личности Федора Михайловича.
Водевиль «Чужая жена и муж под кроватью» , написанный в 1860 году, удивил публику юмористическим характером и саркастической манерой письма Достоевского. Скажем, не часто он прибегал к такому характеру сочинения, что еще больше придает лоску и почтения его творчеству.
Сочинение не оставило без внимания кинорежиссеров и уже в 1984 году было снято с этого водевиля экранизацию с Олегом Табаковым в главной роли. Это еще раз подчеркивает глубокую силу мысли и высокий писательский талант автора.
Необычный рассказ Достоевского 1865 года. Этот скверный анекдот поражает своей мудростью и смелостью, главный герой – чиновник, проглоченный крокодилом целиком, остался жив после нападения и не изменил своих общественных и политических взглядов. Даже находясь в этом пещерном, холодном и убогом месте, он нелепо рассуждает об открывшихся для него новых перспективах и возможностях.
Именно в этом произведении Федор Михайлович не поскупился на выражения, с едкой ухмылкой он набрасывается на своих политических оппонентов из либерального лагеря. Вот где порождаются умы и правители социализма.
Все, кто читал гоголевский нос или знаком с творчеством сюрреалиста Кафки, должны понимать, откуда «растут ноги» их произведений. Тема чиновничества, несправедливого и ничтожного, всегда была и будет первой на страницах описания политической истории общественности. Мысли Достоевского до сих пор будоражат умы современного читателя.
Список произведений Достоевского длинный и масштабный. Здесь можно встретить прозу и поэзию, публицистику и романы, рассказы и водевили, все перечислить просто невозможно.
Скрытые образы
По мнению ведущих критиков современности, в работах Федора Михайловича можно встретить зашифрованные страницы священной Евангелии, читая роман «бедные люди». Тема эгоизма и второго «Я» проведена в повести «Двойник» и прослеживается во многих образах героев писателя.
Криминальная сюжетная линия ярко представлена в романах Достоевского «Подросток», «Преступление и наказание», а также «Братья Карамазовы». Образ Верховенства и ужасающей реалистичности, демонстрирует сущность развивающейся российской социал-демократии, полный цинизм народнической идеологии.
Упоминая криминальную тематику, было бы неправильно упустить роман «Бесы», написанный в 1872 году. К сожалению, он практически неизвестен современному читателю, по причине строжайшего запрета. Но сегодня каждый из нас может открыть для себя душу писателя и заглянуть в просторы циничной идеологии, которая привела к большевизму.
Вряд ли кто-то будет оспаривать гениальность Федора Михайловича Достоевского как классика мировой литературы. А если кто-то и захочет поспорить, пусть сначала прочтет его лучшие произведения. Вдумчиво и медленно, и желательно не один раз. Иначе, никак. Ну, такой он, Достоевский. Его хочется перечитывать и перечитывать. Особенно эти 8 книг!
Конечно, этот роман на первом месте (по крайней мере, для меня). Перечитывая его раз за разом, всегда открываешь для себя что-то новое. «Идиот» – лучший из лучших - и как роман, и как главный персонаж. Более трогательного, более честного, более доброго человека, чем князь Мышкин, трудно себе представить. Да и остальные персонажи прописаны настолько блистательно, что врезаются в память своей неповторимостью и особенностью.Книга впервые была издана в 1868 году и пережила неоднократную экранизацию.
Роман, над которым автор работал два года, был опубликован в 1880 году, незадолго до смерти Достоевского. Глубоко философский, психологический, аналитический роман, в котором автор пытается разгадать человеческую суть, тайну человека. С помощью главных героев – семьи Карамазовых, автор задается вопросами греха, Бога, милосердия, сострадания. А, главное, поднимает вечную тему дуализма человеческой души – божественного и дьявольского в ней.Казалось бы, тема не нова: городское «дно» и роскошь, «идущие рука об руку». Но так об этом мог написать только великий мастер! Обязательно прочтите роман.
Роман, изданный в 1872 году, для меня оказался самым тяжелым. Возможно, из-за излишней политизации произведения. Возможно, автор настолько живо и ярко смог передать свои самые тягостные предчувствия о катастрофической судьбе своей родины. Уже тогда Федор Михайлович, как и любой писатель-пророк, видел в рядах интеллигенции «брожение» террористических и радикальных настроений, разложение человеческих душ. И, конечно, понимал, что ничего конструктивного из этого не выйдет, а наоборот, принесет беду…Роман опубликован в 1866 году. Во многом, это автобиографическое произведение. Как известно, Федор Михайлович сам грешил азартными играми и проигрывался в пух и прах. Собственно, этот роман был заказом издательства, чтобы писатель смог расплатиться с долгами. Как известно, за три года до публикации романа, игрок-Достоевский проиграл в Висбадене не только свои средства, но и деньги своей подруги.В повести, опубликованной в 1864 году, рассказ ведется от первого лица, бывшего чиновника из Петербурга. В основе книги – идеи философии существования, сути бытия. Боль, поиск смысла жизни, ощущение безысходности, бесконечные переживания – все это и многое другое присуще главному герою повести. Роман написан в 1845 году в эпистолярном жанре. Это ранний роман «начинающего таланта», как сказал о Достоевском Белинский. Чтобы захотеть прочесть произведение, достаточно сказать, что им были потрясены Некрасов и Белинский.Федор Михайлович Достоевский открыл миру новые грани познания мирской суеты и душевного благородства. Все его произведения близки народу, каждый герой играет роль самого себя, и порой кажется, что это Я живу на страницах известных романов писателя.
Его великое «Пятикнижие» известно каждому еще с ученической скамьи, ведь такие масштабные сочинения навеки врезались в подсознание читателя.
Навеки нам запомнились сюжеты произведений «Преступления и наказания»
(1866), где главный герой пытается выбраться из будничной нищеты и совершает ужасное убийство. Самоутверждение личности, стремление к власти, право на эгоизм – такие были умонастроения в тот период, эта книга повествует о истории падения и воскрешения человеческой души, истории освобождения от кругов ада и восторжества добра, правды и любви.
«Братья Карамазовы» – это последний роман писателя, который был закончен в ноябре 1880 года. Через четыре месяца после публикации этого произведения Достоевский умер.
Критики считают это полотно наиболее достоверным и величественным. В лице главных героев, трех братьев представлена вся матушка-Россия.
Митя – широкая душа, способен на высокие и низкие поступки, полная противоположность – Иван, это холодный ум и рассудок, каждое действие взвешенное и просчитанное. Что же говорить про Алешу. Чистый, набожный, добрый и милосердный юнец. Роман высокохудожественный и основанный на реальных событиях.
Роман «Идиот» (1868) до сих пор многими читателями позиционируется неправильно, часто можно встретить на прилавках книжных магазинов анонс произведения такого содержания: «Яркая и почти болезненная история несчастного князя Мышкина, неистового Парфена Рогожина и отчаявшейся Настасьи Филипповны». А это ведь далеко не все, только вершина айсберга, а внутри глобальные мысли про божественные силы, предназначение человека на этой земле, история жизни великого мессии Иисуса Христа. Как общество влияет на здорового человека, превращая его в больного. Идиота.
«Униженные и оскорбленные» (1861) – здесь отчетливо видны все устоявшиеся нравы и черты характера писателя. Тяжелый психологический и эмоциональный надрыв, болезненность и острота восприятия действительности, перманентная истерика и захватывающий сюжет, который не дает возможности бросить чтение и ужасает своим продолжительным пафосом. Глубокий и страдальческий роман, который приоткрывает занавес души мыслителя и скорбного писателя.
«Игрок» (1866) – масштабная работа, которая не была включена критиками в «Пятикнижие». Тема азарта российской публики ничтожна и анекдотична. Да, книга писалась в спешке, что бы быстрее выполнить заказ для получения крупной суммы, которую Достоевский проиграл в карты. Но читатели все же смогли разглядеть психологию азартного игрока, который обладает литературным даром и проницательностью великого писателя Руси.
Повесть «Белые ночи» (1848) открыла читателям душераздирающую натуру Достоевского. Поэтический образ мечтателя вызывает сочувствие и сострадание в конце книги.
Атмосфера белых ночей Петербурга настолько манящая и заворачивающая, что многие кинодеятели взялись за экранизацию этой повести. Резкий стоицизм и волнующая красота матушки Земли до сих пор удивляет современного читателя, а ведь эту драму испытал на себе сам Федор Михайлович!
Повесть «Записки мертвого дома» (1860) – представляет собой интригующий реальный документ, который открывает читателю быт и нравы преступников, что были засланы в холодный и далекий Сибирь. Характеры людей и поступки главных персонажей говорили о неуловимой действительности и правдивости написанного очерка творцом.
Нельзя вычеркнуть из биографии писателя тот момент, когда он долгие годы провел в ссылке, в заключении, так почему же ему молчать и не излить свою душу на бумаге. Вот так и получилось такое волнительное и бушующее сочинение Достоевского «Записки мертвого дома».
(1864) – входит в число произведений писателя, которые обязательно нужно прочесть после ознакомления с великим «Пятикнижием». Многим современникам описанная проблема в романе близка и знакома. «Подполье», куда загоняет себя петербургский чиновник, заставляет задуматься над своей жизнью и действиями как человека чина, представляющего черты общества. Полное бездействие, отчаяние, рефлекторная паника, жестокость и моральное уродство главного персонажа представляет собой верхушку пролетариата, злободневную и неуправляемую.
Спустя два года Достоевский напишет «Преступление и наказание», где раскроет суть морального Раскольникова и его взгляды на действительность. Именно здесь прослеживается натура писателя и характерные черты личности Федора Михайловича.
Водевиль «Чужая жена и муж под кроватью» , написанный в 1860 году, удивил публику юмористическим характером и саркастической манерой письма Достоевского. Скажем, не часто он прибегал к такому характеру сочинения, что еще больше придает лоску и почтения его творчеству.
Сочинение не оставило без внимания кинорежиссеров и уже в 1984 году было снято с этого водевиля экранизацию с Олегом Табаковым в главной роли. Это еще раз подчеркивает глубокую силу мысли и высокий писательский талант автора.
Необычный рассказ Достоевского 1865 года. Этот скверный анекдот поражает своей мудростью и смелостью, главный герой – чиновник, проглоченный крокодилом целиком, остался жив после нападения и не изменил своих общественных и политических взглядов. Даже находясь в этом пещерном, холодном и убогом месте, он нелепо рассуждает об открывшихся для него новых перспективах и возможностях.
Именно в этом произведении Федор Михайлович не поскупился на выражения, с едкой ухмылкой он набрасывается на своих политических оппонентов из либерального лагеря. Вот где порождаются умы и правители социализма.
Все, кто читал гоголевский нос или знаком с творчеством сюрреалиста Кафки, должны понимать, откуда «растут ноги» их произведений. Тема чиновничества, несправедливого и ничтожного, всегда была и будет первой на страницах описания политической истории общественности. Мысли Достоевского до сих пор будоражат умы современного читателя.
Список произведений Достоевского длинный и масштабный. Здесь можно встретить прозу и поэзию, публицистику и романы, рассказы и водевили, все перечислить просто невозможно.
Скрытые образы
По мнению ведущих критиков современности, в работах Федора Михайловича можно встретить зашифрованные страницы священной Евангелии, читая роман «бедные люди». Тема эгоизма и второго «Я» проведена в повести «Двойник» и прослеживается во многих образах героев писателя.
Криминальная сюжетная линия ярко представлена в романах Достоевского «Подросток», «Преступление и наказание», а также «Братья Карамазовы». Образ Верховенства и ужасающей реалистичности, демонстрирует сущность развивающейся российской социал-демократии, полный цинизм народнической идеологии.
Упоминая криминальную тематику, было бы неправильно упустить роман «Бесы», написанный в 1872 году. К сожалению, он практически неизвестен современному читателю, по причине строжайшего запрета. Но сегодня каждый из нас может открыть для себя душу писателя и заглянуть в просторы циничной идеологии, которая привела к большевизму.
Федор Михайлович Достоевский – один из величайших классиков 19 века, который подарил отечеству далеко ни один десяток книг, ставшими настольными во многих семьях, как в России, так и за рубежом. Некоторые из произведений входят в школьную программу в список обязательных к прочтению. Наиболее глубоко с творчеством прозаика знакомятся в высших учебных заведениях на филологическом отделении и не только. Многие книги Достоевского список которых представлен ниже неоднократно экранизировались и инсценировались в театре.
Годы жизни: с 30.10.1821 по 28.01.1881
Одна из самых крупных фигур русской и мировой литературы, автор многих романов и повестей, журналист, редактор, философ.
Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Он был вторым ребенком в семье.
В 1837 году происходит ряд важных для судьбы писателя событий: умирает его мать, Мария Федоровна, погибает на дуэли А.С.Пушкин, произведениями которого Ф.М.Достоевский зачитывался с детства, кроме того, именно в этом году Федор Михайлович поступает в военно-инженерное училище в Петербурге.
Через два года, в 1839 году Достоевский получает весть об убийстве своего отца, Михаила Андреевича, крепостными крестьянами.
Свой творческий путь Достоевский начинает как переводчик: в 1843 году выходит переведенная им "Евгения Гранде" О. де Бальзака. Однако уже через год в 1844 году Достоевский пишет свое первое самостоятельное произведение, которое сразу же принесло ему шумную славу - "Бедные люди" (опубликовано в 1846).
В 1849 году Ф.М.Достоевский был арестован за участие в кружке М.В.Петрашевского. После 8-имесячного судебного следствия писатель был признан виновным "в умысле на ниспровержение… государственного порядка" и первоначально приговорен к расстрелу, который в последний момент был заменен гражданской казнью, лишением дворянских прав и четырьмя годами каторги с последующей сдачей в солдаты.
Следующие четыре года Достоевский провел на каторге в Омске. В 1854 году, когда истекли четыре года, к которым Достоевский был приговорен, он был освобождён из каторги и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Служил в крепости в Семипалатинске и дослужился до прапорщика.
Там же познакомился с Марией Дмитриевной Исаевой, ставшей впоследствии его первой женой.
Негласное наблюдение за писателем не прекращалось до середины 1870-х годов, хотя разрешение жить в Петербурге было получено еще в 1859.
В 1864 умирает жена Достоевского, и в 1867 году Достоевский женится снова - на Анне Григорьевне Сниткиной, которая стала добрым гением писателя: помогла преодолеть страсть к игре в рулетку, облегчила процесс творчества.
Последние годы своей жизни Достоевский провел в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти восемь лет стали самыми плодотворными в жизни писателя: были созданы романы "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы".
Зимой 1881 года произошло обострение болезни писателя - эмфиземы, которое и привело его к смерти.
* Белые ночи - фильм Лукино Висконти (Италия, 1957)
* Белые ночи - фильм Ивана Пырьева (СССР, 1959)
* Бесы - фильм Анджея Вайды (Франция, 1988)
* Бесы - фильм Игоря и Дмитрия Таланкиных (Россия, 1992)
* Бесы - фильм Феликса Шультесса (Россия, 2007)
* Братья Карамазовы - фильм Виктора Турянского (Россия, 1915)
* Братья Карамазовы - фильм Ричарда Брукса (США, 1958)
* Братья Карамазовы - фильм Ивана Пырьева (СССР, 1969)
* Мальчики - фильм-свободная фантазия по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» Рениты Григорьевой (СССР, 1990)
* Братья Карамазовы - фильм Юрия Мороза (Россия, 2008)
* Братья Карамазовы - фильм Петра Зеленки (Чехия - Польша, 2008)
* Вечный муж - фильм Евгения Марковского (Россия, 1990)
* Дядюшкин сон - фильм Константина Воинова (СССР, 1966)
* Игрок - фильм-опера Юрия Богатыренко (СССР, 1966)
* Игрок - фильм Алексея Баталова (СССР, 1972)
* Идиот - фильм Петра Чардынина (Россия, 1910)
* Идиот - фильм Жоржа Лампена (Франция, 1946)
* Идиот - фильм Акиры Куросавы (Япония, 1951)
* Идиот - фильм Ивана Пырьева (СССР, 1958)
* Идиот - телесериал Алана Бриджеса (Великобритания, 1966)
* Шальная любовь - фильм Анджея Жулавского (Франция, 1985)
* Идиот - телесериал Мани Каула (Индия, 1991)
* Даун Хаус - фильм-интерпретация Романа Качанова (Россия, 2001)
* Идиот - телесериал Владимира Бортко (Россия, 2003)
* Кроткая - фильм Александра Борисова (СССР, 1960)
* Кроткая - фильм-интерпретация Робера Брессона (Франция, 1969)
* Кроткая - рисованый мультипликационный фильм Петра Думала (Польша, 1985)
* Партнёр - фильм Бернардо Бертолуччи (Италия, 1968)
* Подросток - фильм Евгения Ташкова (СССР, 1983)
* Преступление и наказание - фильм Пьера Шеналя (Франция, 1935)
* Преступление и наказание - фильм Жоржа Лампена (Франция, 1956)
* Преступление и наказание - фильм Льва Кулиджанова (СССР, 1969)
* Преступление и наказание - фильм Аки Каурисмяки (Финляндия, 1983)
* Преступление и наказание - телесериал Дмитрия Светозарова (Россия, 2007)
* Сон смешного человека - мультфильм Александра Петрова (Россия, 1992)
* Село Степанчиково и его обитатели - телефильм Льва Цуцульковского (СССР, 1989)
* Скверный анекдот - фильм-комедия Александра Алова и Владимира Наумова (СССР, 1966)
* Униженные и оскорблённые - телефильм Витторио Коттафави (Италия, 1958)
* Униженные и оскорблённые - телесериал Рауля Араисы (Мексика, 1977)
* Униженные и оскорблённые - фильм Андрея Эшпая (СССР - Швейцария, 1990)
* Чужая жена и муж под кроватью - фильм Виталия Мельникова (СССР, 1984)
Многие романы и рассказы Ф.М.Достоевского были были поставлены на сценах ведущих мировых театров. Первым из многих стал В.И.Немирович-Данченко, срежиссировавший двухдневный спектакль по "Братьям Карамазовым".