Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Д.И. Фонвизин: биография писателя

Фонвизин Денис Иванович (род. 03.04.1744 (1745 ?) – умер 01.12.1792) – великий русский писатель, один из самых известных русских литераторов екатерининской эпохи, талантливый создатель первой русской бытовой комедии, драматург, публицист и переводчик.

Детство, история рода

Родился писатель в богатой дворянской московской семье. Детство провёл в патриархальной обстановке в доме своего отца, Ивана Андреевича Фонвизина, который был чиновником московской ревизион-коллегии.

Происхождение у него было самое благородное: его родовые исторические корни уходили в древний рыцарский род, представители которого ещё при Иване Грозном обосновались в России, выйдя из Ливонии. Этот именитый род дал России сразу несколько поколений служилых дворян. Фамилия Фон-Визен (Фон-Визин, нем. von Wiesen) употреблялась в XVIII веке либо в два отдельных слова, либо через дефис. Такое правописание сохранялось вплоть до середины XIX века, пока литературовед Н. С. Тихонравов не установил слитное написание фамилии знаменитого писателя.

Образование

Изначально Фонвизин получил прекрасное домашнее образование, а затем уже учился в дворянской гимназии при Московском университете (1755-1760). Он играл в любительском театре М. М. Хераскова при университете. После гимназии год посещал философский факультет университета, а в 1760 году даже был отправлен в числе лучших гимназистов вместе с братом Павлом в Петербург. Именно в студенческие годы Фонвизин начинает печататься в московских журналах, и даже делает свой первый перевод \»Басни нравоучительные\» датского писателя Л. Хольберга.

Петербургский период

В 1762 году Денис Иванович Фонвизин переехал в Петербург и устроился переводчиком в Коллегию иностранных дел. С 1763 года по 1769 служил секретарем у кабинет-министра И. Елагина, который изначально ведал разбором челобитных на высочайшее имя, а с 1766 стал ведать делами императорских театров.

В конце 60-х годов Фонвизин сблизился с сомнительным кружком Козловского, организованным молодыми офицерами-вольнодумцами, и именно под их влиянием создал одно из первых своих сатирических произведений, которое быстро распространилось в списках по всей России, – это известное стихотворение \»Послание к слугам моим…\» (1769).

Фонвизина всегда привлекал театр. Если сначала он сам только переводил иностранные комедии на русский язык, то позже уже и сам стал пробовать создавать пьесы. С 1766 по 1769 год он работал над комедией \»Бригадир\», о которой Н. Новиков сказал, что \»…сочинена она точно в наших нравах\». На театральных подмостках пьеса была поставлена в 1770 году, а допущена к печати только в 1792, уже после смерти писателя.

В 1769 Фонвизин занял новый пост, взяв на себя обязанности секретаря руководителя Коллегии иностранных дел – Н. Панина, который на тот момент времени был воспитателем наследника престола. Оба были оппозиционно настроены к правительству Екатерины II и были убеждены, что Россия нуждается прежде всего в \»фундаментальных законах\».

Заграничные путешествия

Многие литературоведы незаслуженно мало уделяют внимания заграничному путешествию Фонвизина в Германию и во Францию, которое он совершил в 1777-1778 годах. Важность этого путешествия заключалась в том, что впечатления именно от этой поездки он описал позже в своих знаменитых \»Записках первого путешественника\», сыгравших в дальнейшем значительную роль в становлении русской прозы. Причиной поездки стала затянувшаяся болезнь жены Фонвизина, урожденной Роговиковой.

После полученной в 1782 году отставки от государственной службы, Фонвизин уезжает ещё в одно заграничное путешествие, в Италию и Германию в 1784-1785 года. Именно там ему и удалось анонимно издать \»Жизнь графа Никиты Ивановича Панина\» на французском языке. Причиной этой поездки стало лечение уже самого Фонвизина от разбившего его паралича.

Творчество последних лет жизни

Удивительно, как Фонвизину удалось написать такое революционное и самое своё известное произведение, как \»Недоросль\», в обстановке жесточайшей реакции, которая наступила после Пугачёвского восстания. В марте 1782 года был отстранён от дел Панин за свои оппозиционные взгляды. Фонвизин тоже подал в отставку, решив посвятить себя целиком только литературному творчеству. В 1782-1783 годах, следуя заветам наставника Панина, он сочинил \»Рассуждение о непременных государственных законах\», которое просто изобиловало резкими выпадами против самодержавия и которое впоследствии использовали в своих пропагандистских целях декабристы.

В 1783 году сама несравненная княгиня Е. Р. Дашкова, ведущая политическую войну с императрицей, привлекла Фонвизина к публикации целого ряда его произведений в журнале \»Собеседник российского слова\», который она сама и редактировала. Именно в нём и публикуются такие блистательные сатирические сочинения Фонвизина, как:

— \»Опыт российского сословника\»;

— \»Повествование мнимого глухого и немого\»;

— \»Челобитная Российской Минерве от российских писателей\».

Екатерина II не смогла ему этого простить. После этого Фонвизину уже было не позволено печататься, и пятитомное собрание его сочинений, уже практически готовое к печати, так и не было издано при его жизни, а затем драгоценная рукопись была утрачена. Его произведения распространялись по рукам только в рукописных списках.

С конца 80-х годов Фонвизин практически не вставал с постели, так как был тяжело болен (его разбил паралич), но тем не менее литературных занятий он не прекратил: именно в эти тяжёлые годы испытаний Денис Иванович начал писать автобиографическую повесть под названием \»Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях\». Несмотря на то, что повесть так и не была закончена, но даже в таком виде она представляет собой замечательный образец русской прозы.

1 декабря 1792 года Денис Иванович Фонвизин умер в Петербурге, где и был похоронен в Александро-Невской лавре.

Основные достижения Фонвизина

  • Фонвизин по праву считается основоположником русской бытовой комедии.
  • В комедии \»Бригадир\» сатирически и дерзко изобразил нравы дворянства, его пристрастие ко всему французскому.
  • В комедии \»Недоросль\», видя корень основных бед России в крепостном праве, высмеивал всю систему дворянского образования и воспитания.
  • \»Записки первого путешествия\» сыграли огромную роль в становлении русской прозы.

Важные даты биографии Фонвизина

  • 1744 (1745 ?) год – рождение
  • 1755-1760 годы – обучение в гимназии при Московском университете
  • 1762 год – переезд в Петербург
  • 1763-1769 годы – служба секретарём у Елагина
  • 1764 год – первая самостоятельная комедия \»Корион
  • 1766-1769 год – работа над комедией \»Бригадир
  • 1769 год – служба секретарём у Панина, написано стихотворение \»Послание к слугам моим…
  • 1770 год – постановка в театре пьесы \»Бригадир
  • 1777-1778 годы – первое заграничное путешествие (Франция, Германия)
  • 1781 год – написание комедии \»Недоросль
  • 1782 год – постановка на театральных подмостках пьесы \»Недоросль
  • 1783 год – опубликование \»Опыта российского сословника \», \»Повествования мнимого глухого и немого \», \»Челобитной Российской Минерве от российских писателей
  • 1784-1785 годы – второе заграничное путешествие (Италия, Германия)
  • 1792 год – смерть
  • Старообрядческое сочинение \»Век осьмый\» полностью включает в свой состав текст сатирического произведения Фонвизина \»Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке\», однако ссылку на автора не делает.
  • Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, побывав на премьере \»Недоросля\» и выходя после этого из театра, подозвал к себе Фонвизина и полушутя сказал ему легендарную фразу: \»Умри, Денис, или больше ничего не пиши: лучше этой пьесы ты уже ничего не создашь\».
  • Фонвизин в качестве безымянного персонажа участвует в повести Гоголя \»Ночь перед Рождеством\».

Биография
Русский писатель, драматург, публицист Екатерининской эпохи. Фамилия Фонвизин в XVIII в. писалась в два слова, что сохранялось до половины XIX в. Правописание в одно слово окончательно было установлено Тихонравовым. Родился Фонвизин 14 апреля (по старому стилю - 3 апреля) 1745, в Москве. Происходил из лифляндского рыцарского рода, выехавшего в Москву еще в XVI в. и совершенно обрусевшего. Первоначальное образование получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича. Объем домашнего образования был не велик, т.к. средства не позволяли "нанимать учителей иностранных языков": дома он усвоил элементы русской грамотности. В 1755 поступил в только что открытую гимназию при Московском университете. В 1760 был "произведен в студенты" на философский факультет, но пробыл в университете всего 2 года. В это же время начинаются и занятия литературой: в 1761 он поместил в журнале Хераскова "Полезное Увеселение", переводную статью "Правосудный Юпитер" и отдельно напечатал перевод басен Гольберга. К годам учения относится и зарождение любви к театру: в 1756 - 1759 Фонвизин играл в любительском университетском театре, созданном по инициативе М.М. Хераскова, и в публичном театре.
В 1762 учение в университете прекращается; Фонвизин определяется сержантом гвардии, хотя эта служба его совсем не интересует и он от нее уклоняется, насколько возможно. В это время в Москву приезжает двор, и вице-канцлер определяет Фонвизина в Коллегию иностранных дел "переводчиком капитан-поручичья чина", а в следующем году он назначется "быть для некоторых дел" при кабинет-министре И.П. Елагине у принятия челобитен и переезжает в Петербург. Секретарем кабинет-министра служил до 1769. В 1764 была представлена первая комедия Фонвизина "Корион". В 1768 был написан "Бригадир", который произвел сильнейшее впечатление на тогдашнюю публику: Фонвизина сравнивали с Мольером, а комедия его не сходила со сцены. В 1769 Фонвизин был вынужден оставить службу при Елагине и определиться опять в коллегию иностранных дел секретарём руководителя Коллегии: ему была поручена обширнейшая переписка с российскими дипломатами при европейских дворах. В 1775 избран членом Вольного российского собрания при Московском университете. 14 мая 1783 на сцене московского театра Медокса состоялась премьера комедии "Недоросль", имевшая большой успех. Служба при Н.И. Панине продолжалась до 1783, когда Фонвизин вышел в отставку с чином статского советника и с пенсией в 3000 рублей. За время службы при графе Панине Фонвизин совершил с больной женой, урожденной Роговиковой, первое путешествие за границу (1777 - 1778), побывав в Германии и во Франции. В августе 1778 в Париже с Бенджамином Франклином. Второе путешествие было в 1784 в Германию и Италию, в которой провели 8 месяцев, а через 2 года уже самому Фонвизину пришлось ехать лечиться от последствий паралича в Вену и Карлсбад. После публикации в 1783 ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо пресекались самой Екатериной II. В последние годы жизни литературная деятельность Фонвизина почти прекратилась. Умер Фонвизин 12 декабря (по старому стилю - 1 декабря) 1792 в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре.
Среди произведений - пьесы, стихотворения, сатирические произведения, статьи, переводы: "Басни нравоучительные" датского просветителя Л. Хольберга (1761; перевод с немецкого), "Лисица-Кознодей" (1761; басня), "О, Клим, дела твои велики!" (1761; эпиграмма), трагедия Вольтера "Альзира, или Американцы" (1762; перевод с французского), трактат "Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина" (1764 - 1766; перевод с французского), "Кopион" (1764; комедия, переделана из французской комедии Грессе "Сидней"), "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке" (1765, публикация - 1769; стихотворение), "Бригадир" (1768 - 1769, публикация - 1792 - 1795; комедия), "Записки первого путешествия" (публикация - 1800-е годы; письма к П.И. Панину из Франции), "Опыт российского сословника" (статья), "Вопросы автору Былей и Небылиц" (статья), "Челобитная российской Минерве от российских писателей" (статья), "Поучение, говоренное в Духов день Иереем Василием" (статья), "Недоросль" (1781, постановка - 1782, публикация - 1783; комедия), "Рассуждение о непременных государственных законах" (1782 - 1783; памфлет, совместно с Н.И. Паниным), "Опыт российского сословника" (1783), "Повествование мнимого глухого и немого" (1783), "Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание" (1783), "Всеобщая придворная грамматика" (сатира; распространялась в списках), "Каллисфен" (1786; повесть), "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" (1789; неокончено, публикация - 1830)
__________
Источники информации:
"Русский биографический словарь"
Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Энциклопедия "Москва", Энциклопедия российско-американских отношений)
Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Фонвизин Д.И. - биография" в других словарях:

    Денис Иванович (1745 1792) знаменитый русский писатель происходил из обрусевших остзейских дворян (фон Визин). Детство Ф. прошло в патриархальной обстановке в доме отца чиновника ревизион коллегии. Образование получил в университетской гимназии и … Литературная энциклопедия

    Из немецкого фон Визен. Род фон Визенов потомков ливонского рыцаря к XVIII веку обрусел, соответственно русифицировалось и написание фамилии. В 1824 году Пушкин писал брату: Незабудь фон Визина писать Фонвизин. Что он за нехристь? Он русский, из… … Русские фамилии

    - (Денис Иванович; фамилия Ф. писалась в XVIII в. в два слова;это же правописание сохранялось до половины XIX века; окончательноустановлено правописание в одно слово Тихонравовым, хотя уже Пушкиннаходил это начертание правильным, как придающее… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Фонвизин, Денис Иванович (1745 1792) знаменитый писатель екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Его комедии Бригадир и Недоросль занимают первое место в сатирической литературе того времени. Они осмеивают невежество и грубость… … 1000 биографий

    Артур Владимирович (1882/83 1973), живописец. Акварельные театральные портреты деятелей русской культуры (Д.В. Зеркалова, 1940), натюрморты, жанровые композиции отмечены богатством тональных оттенков … Современная энциклопедия

    Денис Иванович (1744 или 1745 1792), русский писатель. Создатель первых в России социальных комедий: Бригадир (постановка 1770) сатирическое изображение нравов дворянского сословия; Недоросль (постановка 1782) этапное произведение, изобличающее… … Современная энциклопедия

    I Фонвизин Артур Владимирович , советский живописец акварелист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1970). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–04) и в частных… … Большая советская энциклопедия

    1. ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или 1745 92), русский писатель. В комедии Бригадир (постановка 1770) сатирически изображены нравы дворянского сословия. В комедии Недоросль (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин,… … Русская история

    В русской Википедии есть статьи о нескольких людях с фамилией Фонвизин: Фонвизин, Иван Александрович участник Отечественной войны 1812 года, полковник, декабрист, племянник Дениса Ивановича и Павла Ивановича Фонвизиных Фонвизин, Иван… … Википедия

    1 . Денис Иванович (3.IV.1745 (до др. данным, 1744) I. XII.1792) рус. писатель. Род. в Москве в дворянской семье. Учился в гимназии при Моск. ун те, затем нек рое время в ун те. В 1769 1782 личный секретарь нач. коллегии иностр. дел Н. И. Панина … Советская историческая энциклопедия

    Фонвизин А. В. - ФОНВИ́ЗИН Артур Владимирович (1882/83–1973), живописец, засл. деятель иск в РСФСР (1970). Акварельные театральные портреты (Д.В. Зеркалова, 1940), натюрморты, жанровые композиции (серии Цирк, Песни и романсы) отмечены богатством… … Биографический словарь

Книги

  • Фонвизин Д. И. Недоросль. Грибоедов А. С. Горе от ума. Гоголь Н. В. Ревизор , Фонвизин Денис Иванович, Грибоедов Александр Сергеевич, Гоголь Николай Васильевич. В сборник вошли три блистательные комедии классиков русской литературы `Недоросль` Д. Фонвизина, `Горе от ума` А. Грибоедова, `Ревизор` Н. Гоголя. Смешные и нелепые ситуации, живые и яркие…

А. Кокорев

Фонвизин Денис Иванович (1745-1792) - знаменитый русский писатель - происходил из обрусевших остзейских дворян (фон-Визин).

Детство Ф. прошло в патриархальной обстановке в доме отца-чиновника ревизион-коллегии. Образование получил в университетской гимназии и на философском факультете Московского университета (1759-1762). По окончании ун-та Ф. поступил в иностранную коллегию в качестве переводчика, но уже в 1763 перешел на службу чиновником при кабинет-министре Елагине. С 1769 до 1783 Ф. служил у гр. Панина П. И., в коллегии иностранных дел в качестве секретаря. В 1785 Ф. разбил паралич.

«Друг свободы» (Пушкин), Ф. был просветителем-гуманистом второй половины XVIII века. Поклонник Вольтера, Руссо, Ф. был врагом самодержавного деспотизма. Ф. возвысился до мысли о том, что «угнетать рабством себе подобных незаконно». Через всю свою жизнь Ф. пронес вражду к светскому об-ву, царскому двору, придворным вельможам, временщикам. Ф. был врагом невежества, борцом за культуру, поклонником петровских реформ, ратовавшим за усвоение западноевропейской культуры, но в то же время боровшимся со слепым подражанием иноземному. Ф. с детства слышал народные сказки, знал народные песни, любил петь их; любимой его песней была песня про смерть бедняка в пути: «Из-за леса, леса темного». Фонвизин прекрасно знал чисто народную речь и умело пользовался ею: русский народный язык, острые народные словечки, поговорки придавали силу лучшим произведениям Фонвизина.

Литературная деятельность Ф. началась еще в бытность его студентом Московского ун-та. В 1761 он перевел с немецкого басни Гольберга, затем ряд нравоучительных сатирических произведений: «Торг семи муз», «Жизнь Сифа, царя египетского» Таррасона, «Альзиру» Вольтера и др. В 1762 Ф. переехал в Петербург и здесь развил усиленную лит-ую деятельность. Он был постоянным гостем кружка Козловского. В результате сближения с этим кружком Ф. написал «Послание к слугам», в котором обнаружил религиозный скептицизм и дал резкую характеристику духовенства. Хотя в дальнейшем замечается отход Ф. от атеистических взглядов, однако он навсегда остался врагом клерикализма, религиозного обскурантизма, всякого рода суеверия (см. Письма к родным, 1768). В 1764 Ф. выступил впервые с самостоятельным драматическим произведением, с комедией «Корион» (переделка Грессетова «Сиднея»). Через несколько лет после «Кориона» появляется социально-бытовая комедия «Бригадир» (написана 1766-1769, напечатана 1786).

«Русская комедия началась задолго до Фонвизина, но началась только с Фонвизина: его „Бригадир“ и „Недоросль“ наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, как одно из примечательнейших явлений» - писал Белинский. Ф. дал очень живо типы современного ему дворянского общества, дал яркие картины быта, хотя построена комедия «Бригадир» по старым классическим образцам (соблюдены единство места, времени, резкое деление героев на положительных и отрицательных, 5-актный состав пьесы).

В развитии действия Ф. следовал французской классической теории, обрисовке характеров учился у Мольера, Гольберга, Детуша, Скаррона; толчок к созданию комедии на национальные темы был дан Лукиным (его комедией «Мот, любовью исправленный» и его критическими замечаниями о том, что нужно писать комедии «в наших нравах»).

В 1882 написана, а в 1883 напечатана вторая комедия Ф. «Недоросль» - кульминационный пункт в развитии творчества Ф. - «произведение ума сильного, острого, человека даровитого» (Белинский). В своей комедии Ф. отозвался на все те вопросы, которые волновали наиболее передовых людей того времени. Государственный и общественный строй, гражданские обязанности члена общества, крепостное право, семья, брак, воспитание детей - вот круг вопросов, поставленных в «Недоросле». На эти вопросы Ф. дал ответ с наиболее передовых позиций для своего времени.

Ф. был ближайшим в данном отношении предшественником Пушкина, Гоголя. Жизненность, типичность Скотининых, Митрофанушек, Простаковых не раз отмечались в позднейшей русской литературе: на балу у Лариных выступает «Скотининых чета седая»; Лермонтов в «Казначейше» показывает «времен новейших Митрофана»; Арина Петровна Головлева несомненно прямой потомок Простаковой.

Реалистической обрисовке действующих лиц в значительной степени содействовала четко выраженная индивидуализация языка персонажей. Положительные герои «Недоросля», резонеры - схематичны, они мало индивидуализированы. Однако в репликах резонеров мы слышим голос наиболее передовых людей XVIII в. В резонерах и добродетельных людях слышится для нас голос умных и благонамеренных людей того времени, - их понятия и образ мыслей.

При создании своей комедии Ф. использовал огромное количество источников: и статьи лучших сатирических журналов 70-х годов, и произведения современной ему русской литературы (произведения Лукина, Чулкова, Эмина и др.), и произведения английской и французской литератур XVII-XVIII вв. (Вольтер, Руссо, Дюкло, Лябрюйер и др.), но вместе с тем Ф. остался вполне самостоятельным.

В комедии «Недоросль» Ф. в значительной степени освободился от правил французской классической комедии. В комедии, правда, соблюдены единство места, времени, имеются резонеры, но развитие действия идет по-новому, приемы обрисовки героев иные. Ф. дает всестороннюю обрисовку действующих лиц, дает типические характеры в определенной исторической обстановке. Ф. вывел в комедии значительное количество лиц из «низов» (Тришка, Еремеевна, учителя), причем даны они по-новому, не для потехи слушателей, как это было во французской классической комедии; наоборот, он показывает их на сцене, чтобы вызвать к ним или сочувствие (Еремеевна, Тришка, Цифиркин), или отрицательное отношение (Вральман, Кутейкин). Первоначальный вариант комедии Ф. «Недоросль» (70-е гг.) говорит о длительной, упорной работе Ф. над нею. Этот вариант заключает в себе ряд нравоописательных картин, без социально-политической заостренности и по характеру своему стоит ближе к «Бригадиру», чем к «Недорослю». В 1783 Ф. принимал деятельное участие в журнале «Собеседник», напечатал в нем «Опыт российского сословника», «Челобитную Российской Минерве от российских писателей», «Вопросы сочинителю былей и небылиц», «Поучение, говоренное в Духов день». Кроме того Ф. готовил к печати «Всеобщую придворную грамматику». В своих «смелых вопросах» (Добролюбов) автору «Былей и небылиц» Ф. дал резкую критику современных ему государственных порядков и общественных пороков: фаворитизма при дворе, морального упадка дворянства и т. п. Смелые вопросы Ф. вызвали у Екатерины большое недовольство.

В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Ф. Несмотря на тяжелую болезнь, Ф. рвался к деятельности. В 1788 он задумал издавать журнал «Стародум», получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Ф. обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано.

Материалы, предназначенные Фонвизиным к печатанию в журнале «Стародум», дают нам основание утверждать, что Фонвизин до конца своей жизни остался верен передовым взглядам.

Литературное наследство последнего периода деятельности Ф. состоит гл. обр. из статей для журнала (Письмо Взяткина, письмо Стародума, Всеобщая придворная грамматика и др.) и из драматических произведений - комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того Ф. последние годы своей жизни работал над автобиографией

«Чистосердечное признание» (осталась незаконченной). В своих сатирических статьях Ф. бичевал нравы придворной знати, взяточничество чиновников, жестокость помещиков и т. п. В «Разговоре у княгини Халдиной» творческий гений Ф. проявился с особенно большой силой. А. С. Пушкин высоко ценил эту драматическую миниатюру Ф. «Прочитав „Разговор у княгини Халдиной“, - писал Пушкин, - пожалеешь невольно, что не Фонвизину досталось изображать новейшие наши нравы».

Лучшие произведения Ф. ярко и правдиво отражали жизнь, будили умы и помогали народу бороться за изменение своего тяжелого положения.

Список литературы

I. Полное собрание сочинений под ред. Пл. П. Бекетова, 4 ч., М., 1830

то же, изд. 2, М., 1838

Сочинения, изд. А. Смирдина, СПБ, 1846 (то же, изд. 2, СПБ, 1847

то же, изд. 3, СПБ, 1852)

Избранные сочинения (Собрание сочинений русских писателей, издаваемое П. Перевлесским, вып. 4), СПБ, 1858

Сочинения, письма и избранные переводы, под ред. П. А. Ефремова, со вступительной статьей А. П. Пятковского, изд. И. И. Глазунова, СПБ, 1866 (лучшее издание, приложена библиография сочинений, писем и переводов Ф. и статей о нем)

Первое полное собрание сочинений как оригинальных, так и переводных

изд. К. К. Шамова, 1888

Полное собрание оригинальных произведений, под ред. А. И. Введенского, изд. А. Ф. Маркса, СПБ, 1893

Тихонравов Н. С., акад., Материалы для полного собрания сочинений Д. И. Фонвизина, СПБ, 1894

Ранняя комедия Д. И. Фонвизина, публикация Г. Коровина, «Литературное наследство», 9-10, М., 1933.

II. Вяземский П., Фонвизин, СПБ, 1848 (то же в Полн. собр. соч. П. Вяземского, т. V, СПБ, 1880)

Белинский В., Полное собрание сочинений, под ред. С. А. Венгерова, т. I, СПБ, 1900, стр. 340-341

т. VII, СПБ, 1904, стр. 15-16 и 412

Чернышевский Н., Полное собрание сочинений, том X, ч. 2, СПБ, 1906, стр. 1-20 (статья «О „Бригадире“» фон-Визина)

Добролюбов Н., Полное собрание сочинений, т. I, ГИХЛ, 1934 (статья «Собеседник любителей российского слова»)

Его же, Полное собрание сочинений, т. II, ГИХЛ, 1935 (статья «Русская сатира в век Екатерины»)

Грыцко (Очерки истории русской литературы по современным исследованиям, «Современник», 1865, №№ 10 и 11, 1866, № 1 (Грыцко - псевдоним Г. З. Елисеева))

Шашков С. С., Фон-Визин и его время, «Дело», 1879, №№ 7, 8 и 10

Языков Д., «Недоросль» на сцене и в литературе», «Исторический вестник», 1882, № 10

Веселовский Алексей, Этюды и характеристики, М., 1894

то же, изд. 4, том I, М., 1912 (статья «Памяти Фонвизина»)

Ключевский В., «Недоросль» Фонвизина, «Искусство и наука», 1896, № 1 (то же в кн.: Ключевский В., Очерки и речи (второй сборник статей), М., 1913

то же, II, 1918)

Истомин В., Главнейшие особенности языка и слога произведений Ден. Ив. фон-Визина, «Русский филологический вестник», 1897, т. XXXVIII, № 3-4

Тихонравов Н., Сочинения, т. III, ч. 1, изд. М. и С. Сабашниковых, М., 1898 (статья «Д. И. Фон-Визин»)

Пыпин А. Н., История русской литературы, т. IV, СПБ, 1899 (то же

изд. 4, СПБ, 1913

Русский биографический словарь, том «Фабер - Цявловский», СПБ, 1901 (статья «Фонвизин» И. Н. Жданова

то же в кн.: Жданов И. Н., Сочинения, том II, изд. Отделения русского языка и словесности Академии наук, СПБ, 1907

Сакулин П., Русская литература, ч. 2, М., 1929 (по указателю)

Гуковский Г., «Недоросль» Фонвизина, «Русский язык и литература в средней школе», 1935, № 1

Его же, Очерки по истории русской литературы XVIII века (Дворянская фронда в литературе 1750-х - 1760-х годов), изд. Академии наук, М. - Л., 1936

Энциклопедический словарь русского Библиографического института Гранат, седьмое издание, том 44, М., без года (статья «Фонвизин» Г. Гуковского).

III. Фонвизин Д., Сочинения, письма и избранные переводы под ред. П. А. Ефремова, изд. И. И. Глазунова, СПБ, 1866

Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. II, СПБ, 1902, стр. 437-439 и 627.

Фонвизин Денис Иванович (1745 1792) - один из образованнейших людей своей эпохи. Он был писателем и драматургом, публицистом и переводчиком. Его по праву считают создателем национальной русской бытовой комедии, самые известные из которых «Недоросль» и «Бригадир». Родился 14 апреля 1745 г. в Москве, в дворянской семье потомков рыцаря ливонского ордена. Ещё при Иване Грозном один из рыцарей ордена Фон Визен попал в плен и остался на службе русского царя. От него и пошёл род Фонвизиных (приставку фон присоединили на русский манер к фамилии Визен). Благодаря своему отцу получил начальное образование дома. Воспитывался в царившем в семье патриархальном укладе. С 1755 г. обучался в дворянской гимназии при Московском университете, затем на философском факультете того же университета.

С 1762 года находится на государственной службе, сначала работает переводчиком, затем, с 1763 г., в коллегии иностранных дел на должности секретаря кабинет-министра Елагина. Проработав здесь около шести лет, в 1769 году становится личным секретарём графа Панина. С 1777 по 1778 гг. путешествует за границей, немало времени проведя во Франции. В 1779 году вернулся Россию и поступил на службу в качестве советника канцелярии при Секретной экспедиции. В 1783 г. ушёл из жизни его покровитель граф Панин и он немедленно ушёл в отставку в чине статского советника и 3000 руб. годовой пенсией. Свободное время посвятил путешествиям.

С 1783 года Денис Иванович побывал в Западной Европе, Германии, Австрии, немало времени провёл в Италии. В 1785 году у писателя случился первый инсульт из-за которого в 1787 году ему пришлось вернуться в Россию. Не смотря, на мучивший его паралич, продолжал заниматься литературной работой.
Ушёл из жизни Денис Иванович Фонвизин 1 (12) декабря 1792 года. Похоронен писатель в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Творческий путь

Создание первых произведений относится 1760-м годам. Будучи сам по своему характеру человеком живым и остроумным, любившим посмеяться и пошутить, он создаёт свои ранние произведения в жанре сатиры. Этому способствовал его дар иронии, который не оставлял его до конца жизни. В эти годы идёт интенсивная работа на литературном поприще. В 1760 году в «Литературном наследстве» он опубликовал свой, так называемый «ранний «Недоросль»». Одновременно, в период с 1761 1762 гг., занимается переводами басен Хольберга, произведений Руссо, Овидия, Грессе, Террасона и Вольтера.

В 1766 году была закончена его первая, получившая известность, сатирическая комедия «Бригадир». Пьеса стала событием в литературных кругах, автор сам мастерски читал её и Фонвизин, тогда ещё мало кому известный, был приглашён в Петергоф, чтобы прочитать своё произведение самой императрице Екатерине II. Успех был огромный. Пьеса была поставлена на театральной сцене в 1770 г., но опубликована была только после смерти автора. Комедия не сходит с театральных подмостков по сей день. До нас дошла легенда, что после премьеры князь Потёмкин сказал Фонвизину: «Умри, Денис! Но, лучше не напишешь!»». В том же году был издан перевод трактата «Торгующее дворянство, противопоставленное дворянству военному», в котором приводилось доказательства необходимости занятия дворянством торговли.

Зрелое творчество

Из публицистических произведений одним из лучших считается «Рассуждение о непременных государственных законах», созданное в 1783 году. Осенью того же 1783 года состоялась премьера главной в творчестве Фонвизина пьесы, комедии «Недоросль». Не смотря на обширное литературное наследие, оставленное Фонвизиным, для большинства из нас его имя ассоциируется именно с этой комедией. Первая постановка пьесы шла нелегко. Цензоров смущала сатирическая направленность пьесы, смелость реплик некоторых героев комедии. Наконец, 24 сентября 1782 года постановка была осуществлена на сцене Вольного Российского театра. Успех был колоссальным. Как свидетельствовал один из авторов «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». Следующая постановка состоялась уже в Москве 14 мая 1783 года а театре Медокса. С того времени уже более 250 лет пьеса с неизменным успехом идёт во всех театрах России. С рождением кинематографа появилась первая экранизация комедии. В 1926 г. по мотивам «Недоросля» Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины».

Переоценить влияние «Недоросля» Фонвизина на последующие поколения литераторов трудно. Его произведения читалась и изучалась всеми последующими поколениями литераторов от Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского и до наших дней. Однако в жизни самого писателя она сыграла роковую роль. Екатерина Вторая прекрасно поняла свободолюбивую направленность комедии, как покушение на существующие социальные и государственные устои. После 1783 года, когда был опубликован ряд сатирических произведений писателя, она лично запретила дальнейшие публикации в печати его произведений. И это продолжалось до самой смерти писателя.

Однако, несмотря на запреты публикации, Денис Иванович продолжает писать. В этот период написана комедия «Выбор гувернёра», фельетон «Разговор у княгини Халдиной». Перед самым своим уходом Фонвизин хотел издать пятитомник своих произведений, но получил отказ от императрицы. Конечно, же он был издан, но значительно позже после ухода мастера.

Самым замечательным русским комедиографом 18 века был Денис Иванович Фонвизин.

Он родился в 1744 г. в Москве, в дворянской семье, получил хорошее образование в Москов­ском университете и очень рано начал писать и переводить. Закончив курс, он поступил на государственную службу, стал секретарем графа Панина , одного из крупнейших вельмож екатерининского царствования, и в 1766 г. написал первую из двух своих знаменитых комедий – Бригадир . Будучи человеком со средствами, вращаясь в лучшем обществе столицы, он всегда был более дилетантом, чем профессиональным писателем, хотя в литературных кругах вскоре стал выдающейся фигурой.

Денис Иванович Фонвизин

В 1777–1778 годах Фонвизин путешествовал за границей; целью путешествия был медицин­ский факультет в Монпелье. Свою поездку он описал в Письмах из Франции ; это самая изящная проза той эпохи и одновременно – поразительный документ антифранцузского национализма, уживавшегося у русской элиты екатерининского времени с полнейшей зависимостью от французского литературного вкуса. В 1782 г. появилась вторая и лучшая комедия Фонвизина Недоросль (см. на нашем сайте краткое содержание , полный текст и анализ этой пьесы), которая определила его место как самого выдающегося русского драматурга. Последние годы Фонвизина прошли в постоянных болезнях и заграничных путешествиях в поисках исцеления. Он умер в 1792 году.

Репутация Фонвизина почти полностью основывается на двух его пьесах, которые, несомненно, лучшие русские пьесы до Грибоедова . Обе они написаны прозой и отвечают канонам классиче­ской комедии. Но основным образцом для Фонвизина был не Мольер , а великий датский драматург Хольберг, которого он прочел по-немецки и с перевода пьес которого начал свою литературную деятельность. Обе пьесы – социальная сатира на вполне определенных людей. Бригадир – сатира на модную французскую полуобразованность «петиметров» (молодых дворян). Она полна неподдельной веселости, и хотя менее серьезна, чем Недоросль , построена лучше. Но Недоросль , хотя и несовершенен по построению, замечателен и справедливо считается фонвизинским шедевром. Как всегда в русских классических комедиях, тут есть пара добродетельных влюбленных, Милон и Софья, которые неинтересны и условны. Весь интерес сосредоточен на отрицательных персонажах: это семья Простаковых и их окружение. Острие сатиры направлено против тупого, эгоистичного и грубого варварства необразованных помещиков. Эти персонажи великолепно обрисованы. Госпожа Простакова – деспотка и драчунья, у которой всего и есть одно человеческое чувство – любовь к шестнадцатилетнему сыну Митрофану , которого она зовет только «дитятком».

Материнские чувства ее – чисто животного и материального свойства: она хочет только, чтобы ее Митрофанушка ел сколько влезет, не простужался, не думал о долге и обязанностях и женился на богатой наследнице. За ней следует ее брат Скотинин, который признается, что больше любит свиней, нежели людей; ее глуповатый муж Простаков; мамка, обожающая своего питомца, который только и делает, что поносит ее, – и, наконец, сам герой, знаменитый Митрофан. Это олицетворение вульгарного и грубого эгоизма, без единой человеческой черты – даже его безумно любящая мать не получает от него никакого ответа на свое чувство.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Все эти характеры написаны мастерски и великолепно вводят в замечательную портретную галерею русской литературы. Диалоги отрицательных персонажей изумительны по жизненности и характерности. Но положительные герои, Милон и Софья, со своими положительными дядюшками – просто марионетки из назидательных сказок; все четверо – воплощенная добродетель и честь; все четверо выражаются напыщенным книжным языком, который не способствует нашему сочувствию к добродетели, когда мы слышим его рядом с блистательно реальными речами Простаковых. В искусстве создания характеров и комического диалога Фонвизин превосходит всех своих современников.