Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Что такое GR.

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в середине апреля 2010 г. подписав Указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» дал поручение Министерству юстиции Российской Федерации внести в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предложение о целесообразности формирования в Российской Федерации института лоббизма». Скоро станет ясно, будет ли в России создан институт лоббизма.

В основе деятельности лоббистов лежат глубокие и всесторонние исследования. Потенциальные заказчики таких исследований, аналитических материалов, докладов и прочих для лоббирования своих интересов используют политические партии, социальные группы, юридические или физические лица.

GR (Government relations management) - это разновидность современного менеджмента, целью которого является повышение прибыльности компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Джиар () это не подкуп «нужного» чиновника, а установление неформального диалога в властью для достижения благоприятных условий деятельности компании в быстро меняющейся внешней конкурентной среде.

GR это формирование позитивного отношения со стороны государственных органов власти (включая Госдуму и Общественную Палату) по отношению к той структуре, к которой подключились GR-специалисты.

Джиар менеджмент это прежде всего большая открытость при ведении диалога между властью и бизнесом и снижение роли прямых контактов (так называемый «коридорный лоббизм») с широким привлечением бизнеса и общественных некоммерческих структур к выработке государственной политики в различных сферах экономики. Технологии влияния gr management включают в себя работу с общественным мнением, grass-roots lobbying, связи с медиасообществом и др. Без помощи джиара для связи с органами власти не может осуществиться ни один серьезный политический или бизнес-проект.

Где востребованы gr-услуги (исследования-маркетинг-лоббизм).

1. В компаниях, деятельность которых зависит от контролирующих и разрешающих органов не только на старте деятельности, например, нужны регулярные продления лицензий на право ведения деятельности компании, продление сертификатов, прохождение проверок и т.д.
2. В компаниях, зависящих от ресурсов, контролируемых государством, - землю, недра, воду, энергию и т. п.
3. В компаниях, которые хотят быть поставщиком для государства и госорганов
4. В градообразующих либо самых богатых компаниях региона, которые региональные власти считают «донорами»
5. В компаниях-лидерах федерального уровня на которые пристально смотрит государство. Либо в компаниях, где государство их совладелец - например, Газпром, РЖД, Лукойл, Сбербанк, Сургутнефтегаз, Ростелеком, Норильский Никель и т.п.
6. В компаниях, завязанных на международные квоты - например, поставщики зарубежного мяса и мясопродуктов, в компаниях, которые должны эти квоты получать и которых контролируют не просто наши, отечественные, но и международные госорганы.

Виды gr-услуг (классификатор GR маркетинга).

GR маркетинг - это не только деятельность по продвижению услуг, но и занятие определенной рыночной ниши путем глубокого изучения и всестороннего исследования конъюнктуры в области лоббирования, к субъектам которого относятся:

  • политический лоббизм
  • лоббизм в законодательных органах власти, в т.ч. задействование различных рычагов формирования того или иного решения
  • лоббизм в органах исполнительной власти
  • экономический лоббизм
  • региональный лоббизм
  • отраслевой лоббизм
  • бизнес-лоббирование
  • предпринимательский лоббизм
  • информационный лоббизм (проведение специальных информационных кампаний в органах власти с целью донесения до них определенных позиций)
  • социально-общественный/гражданский лоббизм (связан с крупномасштабными социальными или благотворительными проектами, с действиями органов государственной власти)
  • иностранный лоббизм
  • корпоративный лоббизм
  • узковедомственный лоббизм
  • другие виды лоббизма (представительство интересов в т.ч. взаимодействие с судебными органами, органами арбитража)

Исследовательская деятельность GR (виды gr исследований).

Одно из центральных мест в GR-бизнесе занимает маркетинговая и исследовательская деятельность. За сравнительно короткий период удалось сделать немало для становления и развития современного GR-маркетинга и исследовательского бизнеса в новых рыночных условиях при отсутствии полноценной законодательной и нормативно-правовой базы.

Существуют и другие, не менее востребованные, виды исследований к которым относятся:

В отличие от фундаментальных и прикладных научных исследований, регулярное финансирование которых является в основном прерогативой государства, маркетинговая и исследовательская деятельность в GR-бизнесе - часть свободного рынка. В этом случае такой вид деятельности можно отнести к разряду «инновационных коммерческих проектов». Со всеми вытекающими из рыночных отношений последствиями: сложностью получения крупных государственных или муниципальных заказов, их «сезонностью», нестабильностью финансирования, жесткой конкурентной борьбой, всевозможными рисками.

Джиар менеджмент в современной России.

Джиар в России является во многом наследием предыдущей эпохи, и представляет собой более цивилизованную и частично декриминализированную форму лоббизма. GR в сегодняшнем понимании фактически нацелен либо на оказание влияния на позицию органов законодательной или исполнительной власти при принятии важных в коммерческом плане законодательных актов, либо встраивание конкретных коммерческих интересов коммерческих структур в государственную политику по тому или иному экономическому вопросу.

С одной стороны политические преобразования России последние 15 лет дали импульс экономическому развитию и росту инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов, с другой позволили российскому капиталу устремиться на новые рынки. В условиях такого проникновения компаний её руководство неизбежно сталкивается с новыми требованиями со стороны государственных и политических структур, приходя к выводу о необходимости привлечения профессиональных консультантов в области GR и PR.

GR деятельность в современной России наиболее широкое распространение и применение получила в сфере взаимоотношения крупного бизнеса и власти в таких отраслях, как: нефтяная и газовая отрасль, металлургическая, телекоммуникация, автомобилестроительная, электроэнергетическая, табачная, пивная и фармацевтическая. Изменившаяся модель взаимоотношений крупных бизнес-структур и органов государственной власти, в силу резкого усиления позиций государства и его явного доминирования в политической и экономической сферах в годы президентства В. Путина, способствовала потере политического веса и влияния на принятие ключевых экономических и политических решений представителей крупного бизнеса. Крупные корпорации для того, чтобы отстоять и защитить свои экономические интересы стали все чаше прибегать к таким технологиям как коммуникационный менеджмент , репутационный менеджмент , инвестиционный менеджмент (IR), и в особенности gr-менеджмент .

GR специалисты в России (классификатор gr специалистов).

Джиар специалистов в России можно разделить на 4 группы, представитель которой это...

1. Переговорщик. Представитель этой группы gr-специалистов умеет вести грамотные переговоры с представителями государственных органов. «Переговорщик» их лично хорошо знает и умеет договариваться, получая баланс интересов

2. Советник (консультант). Зачастую первое лицо компании (генеральный директор) сам занимается вопросами взаимодействия с госорганами, а специалист по GR служит своеобразным референтом, советником такого директора. Представители этой группы gr-специалистов занимаются разработкой планов компании - что компания может получить от госорганов и что сама для этого должна совершить. Консультант составляет программу и бюджет взаимодействия с госорганами, контролируя их реализацию. Советник должен мониторить и вовремя информировать руководство компании обо всех изменениях законов, инструкций, распоряжений и актов госорганов, а также подготавливать все необходимые документы.

3. Контролер. Этот представитель джиарщика следит за тем, чтобы все принятые компанией и госорганами обязательства выполнялись обеими сторонами. Контролер как и консультант составляет бюджет по этим вопросам и следит за его исполнением и своевременной подготовкой. GR специалист этой группы следит за внесением штрафов от компании предоставлением в госорганы ответов и справок на их запросы.

4. Лоббист. Российские компании чаще всего прибегают к услугам лоббиста, к примеру «наш человек» в Думе. Среди лоббистов существует узкая специализация. Например, лоббистов рынка недвижимости можно подразделить на тех, кто лоббирует интересы риелторов и интересы строителей, есть «стальные лоббисты» (металлурги) или «автолоббисты» - те, кто лоббируют интересы автомобилестроителей и т.д.

Какую GR компанию выбрать (классификатор gr компаний).

Изучение рынка показало, что большинство GR-компаний предоставляют услуги преимущественно в своем субъекте федерации или федеральном округе, где доминируют не более двух-трех, редко - четырех-пяти региональных компаний, контролирующих местный рынок GR-маркетинговых услуг. В целом участников рынка GR-услуг можно классифицировать следующим образом:

Независимые GR-компании и исследовательские коллективы, специализирующиеся на исследованиях, которые выполняют на «договорных отношениях» с «заинтересованными сторонами». Такие компании работают и с российскими, и иностранными организациями

Компании, включающие в себя специализированные социологические службы, целенаправленно занимающиеся изучением общественного мнения, политическим консалтингом и проводящие соответствующие опросы и исследования по заказам «политических элит», в том числе с целью последующего воздействия на законодательный или исполнительный орган для принятия решения в пользу заинтересованных лиц - лоббирования

Подчиненные службы, состоящие в штате медиахолдингов, объединенных рекламных агентств, крупных PR-, GR- и IR-компаний, иногда органов государственной и муниципальной власти, выполняющие как «внутренние», так и «внешние» заказы

Отраслевые маркетологи, работающие в определенной отрасли народного хозяйства или конкретном секторе экономики, предоставляющие наряду с аналитической и справочную информацию по данной отрасли, являющуюся важной составной частью GR-маркетинга

Структуры при научных и образовательных учреждениях, исследовательских центрах, зависимые от государственного или муниципального финансирования. Представители данной группы используют в качестве специалистов преподавателей, а в качестве «интервьюеров» студентов.

Комплексная группа, представляет выгодный для «группы влияния» (комплексный) набор услуг, включающий, одновременно с GR-маркетинговыми, консалтинговые услуги самого широкого спектра. К такому виду GR компании относится ЗАО «НИИ по изучению проблем экономики и права».

Факторы, влияющие на выбор GR компании.

1. Безупречная деловая репутация
2. Опыт руководителей GR-компании или конкретного исследовательского проекта
3. Квалификация исполнителей
4. Скорость проведения исследования (работа на опережение конкурентов)
5. Стоимость gr-услуг
6. Опыт работы GR-компании на интересующем заказчика сегменте рынка
7. Наличие специалистов-исследователей, знакомых с проблемами и особенностями данного сегмента
8. Наличие региональной сети и корпоративных ресурсов GR-компании. Умение найти с заказчиком общий язык
9. Отзывы и рекомендации
10. Индивидуальный подход
11. Возможность продолжения сотрудничества в долгосрочной перспективе
12. Конфиденциальность услуги
13. Узнаваемость GR-бренда

Требования к работе GR-специалистов.

Главные требования, которые предъявляют заказчики к работе GR-специалистов, как показывают результаты последнего исследования «GR в Российской Федерации», это:

1. Абсолютная достоверность полученных данных (в ходе лоббирования этот важнейший показатель качества любого джиар исследования ложится в основу принятия стратегически выверенных решений клиентов)
2. Программа, план и методика GR-исследования (четко продуманные и детально проработанные)
3. Реальность программы
4. Выполнимость плана
5. Прозрачность методики
6. Репрезентативность и объем выборки, «региональный охват»
7. Форма отчета (как правило, заказчик gr услуги заинтересован в дополнительной «электронной версии», прилагаемой к отчету для дальнейшей возможности практического использования информации, в том числе в виде детально проработанных практических GR-кейсов) .

Какие ключевые задачи решает GR компания.

1. Мониторинг деятельности органов государственной власти.
2. Анализ последствий действия государства для компании.
3. Влияние на деятельность органов государственной власти.
4. Участие в формировании устойчивых и приемлемых для компании правил игры на рынке.
5. Развитие корпоративных отношений в компании и формирование эффективной командной работы.
6. Минимизация рисков компании и урегулирование чрезвычайных ситуаций.
7. Обеспечение позитивных отношений с основными стейкхоледрами компании и формирование бренда компании.

Сколько стоят gr-услуги - Ценообразование маркетинговых GR-услуг.

Разброс цен в данном сегменте рынка достаточно велик, цены «плавают» от очень дорогостоящих («эксклюзивных») до самых «доступных». Ресурсные возможности, уровень капитализации, степень узнаваемости GR-бренда в клиентской среде, уникальные конкурентные и интеллектуальные преимущества, перспективные точки роста, наличие грамотной и продуманной рекламно-маркетинговой стратегии и еще большой ряд факторов влияют на ценообразование GR-маркетинговых и исследовательских услуг, а также исследований других видов.

Также при расчете стоимости gr-услуг будет иметь значение уровень и масштаб поставленной задачи, эксклюзивность заказа и объем проделанной работы, технологии вида исследования, степень срочности выполнения заказа, результат первоначальной экспертизы, форма договора и предоставления отчета, типографских расходов, необходимость приобретения дополнительной информации, привлекаемых ресурсов, стоимость обработки данных и полевых работ, ретроспектива анализируемого периода и глубина исследования, возможность дальнейшего использования полученной информации для процесса лоббирования.

Смета расходов на проведение опроса, интервью зависит от: выбранной методики; типа и размера выборки; категории и степени доступности респондентов, целевых групп; продолжительности интервью; опыта и количества интервьюеров, их фонда оплаты труда (из расчета почасовых ставок); сложности электронной обработки данных; административных и накладных расходов; необходимости тиражирования опросных анкет.

Как заказать услуги GR в России.

GR - это, безусловно, чрезвычайно важный аспект политической и экономической жизни страны, в которой представители крупных компаний и холдингов играют далеко не последнюю роль. Все понимают, что сотрудничество с государством необходимо. Именно поэтому на GR сегодня возлагается столько надежд, когда напрямую сталкиваются интересы различных компаний.

В настоящее время на рынке сравнительно немного профессиональных организаций, предоставляющих подобные виды услуг, это связано, прежде всего, с тем, что российский бизнес рынок еще молод и специфичен.

Из 100 иностранных компаний, которые «входили и пытались закрепиться» на российском рынке, на деле остаются и закрепляются не более 8-10. Одна из ошибок большинства компаний, которые «пытались и не смогли», заключалась в том, что они шли исключительно по европейской модели ведения бизнеса, без учета российских реалий.

ЗАО «НИИ по изучению проблем экономики и права» в результате проведенных исследований в области политического консалтинга, GR - менеджмента и лоббистской деятельности, разработал методологию, адаптированную к ведению бизнеса в условиях российской действительности. При разработке методологии учитывался не только опыт международных партнеров в сфере GR - технологий, но и специфика российской бизнес ментальности.

ЗАО "НИИ по изучению проблем экономики и права" предоставляет услуги GR менеджмента российским и зарубежным компаниям, информация размещена в разделе Услуги: GR / Лоббизм

"Политика так же увлекательна, как война. Но более опасна.
На войне вас могут убить лишь однажды, в политике - множество раз".
У. Черчилль

Модернизация бизнес-структур, развитие общественных представительских институтов и перманентная трансформация органов государственной власти предопределяют совершенствование механизмов коммуникации между этими общественными группами. Характерные для 90-х годов прошлого века способы продвижения интересов, отличающиеся чрезмерной непрозрачностью, а зача­стую и откровенно криминальными и коррупционными связями между представителями власти и бизнеса, уступают место новым технологиям лоббизма. Среди отличительных черт последних можно отметить большую открытость при ведении диалога между властью и бизнесом, снижение роли прямых контактов (так называемый «коридорный лоббизм»), широкое привлечение бизнеса и общественных некоммерческих структур к выработке государственной политики в различных сферах экономики, использование косвенных технологий влияния (работа с общественным мнением, grass-roots lobbying, связи с медиасообществом и др.) и т. д. Все эти изменения привели к необходимости институционального выделения новой категории управленца – менеджера по связям с органами государственной власти, или GR-менеджера.

В западной научной литературе наряду с понятием «лоббизм» суще­ствуют термины Government Relations, Public Affairs, Advocacy и Government and Public Affairs. Все они, по большому счету, являются составными частями общей предпринимательской коммуникационной стратегии, которая направлена, в первую очередь, на максимизацию прибыли при минимизации издержек. Поясним значения этих терминов и постараемся разграничить эти понятия, чтобы избежать путаницы в понимании предмета статьи.

В первую очередь, отметим, что использование термина Government Relations (GR) в некоторой степени продиктовано необходимостью замены понятия «лоббирование», которое зачастую перегружено отрицательными характеристиками. Однако это не означает, что лоббизм и GR – это одно и то же. Лоббизм выступает как одна из технологий продвижения интересов в органах власти. GR же относится к общему менеджменту, поэтому в задачи специалиста по связям с органами власти входит не только и не столько взаимодействие с властью как таковой. Он должен отвечать за налаживание коммуникации внутри компании между ее подразделениями (отдел маркетинга, PR, информационно-аналитиче­ское управление и т. д.) и внешними сотрудниками, осуществлять взаимодействие с профильными отраслевыми ассоциациями, проводить мониторинг деятельности органов власти и СМИ, участвовать в организации мероприятий и работе консультативных советов при органах власти, предоставлять (по требованию) экспертную информацию и т. д.

Центр по изучению проблем взаимодействия власти и бизнеса Lobbying.ru – лаборатория, созданная в 2006 году для проведения научно-исследовательских и консалтинговых работ в области лоббизма, связей с госорганами (government relations) и социальной ответственности (social responsibility). Центр специализируется на комплексном аналитическом обеспечении GR-подразделений (структурных подразделений по работе с органами государственной власти) крупных коммерческих компаний по внешней и внутренней GR-эффективности.
www.lobbying.ru

Таким образом, GR-специалист может и не заниматься непосредственно лоббированием. Ему достаточно знать соответствующих специалистов и снабжать их необходимыми указаниями и информацией. Вместе с тем наибольшая продуктивность деятельности GR-менеджера достигается за счет комплексного подхода к решению поставленных задач. Поэтому к основным функциям специалиста по GR можно отнести 1:

  • создание благоприятного имиджа в сфере политической элиты;
  • решение практических вопросов с государственными компаниями;
  • создание благоприятной атмосферы отношений с регуляторными органами;
  • решение судебных вопросов;
  • решение вопросов входа на новый рынок.
Стоит также отметить, что GR-специалист работает на постоянной основе, получая фиксированную заработную плату, взбирается по корпоративной лестнице и отстаивает интересы одного заказчика – своей компании. Лоббист работает за гонорар и процент от сделки, обладает широкой сетью контактов в органах государственной власти. Наиболее эффективные лоббисты – бывшие чиновники или депутаты. Опыт работы на государственной службе позволяет изучить все тонкости принятия политических решений, психологии и особенностей коммуникации между чиновниками. Таким образом, лоббист является специалистом кулуарных переговоров и политического торга, его ключевой ресурс – способность реализовывать поставленные задачи через акторов, принимающих политические решения.

Существует несколько трактовок термина Public Affairs (PA).

Согласно одной точке зрения, PA совпадает с GR. Это целенаправленное введение субститута термина «лоббизм», который зачастую ассоциируется с коррупцией и криминалом. Такой подход характерен в основном для Европы, где еще сильны воспоминания о «деле Локхид» и Уотергейтском скандале. Однако в рамках этого течения наблюдается новое ответвление, в рамках которого Public Affairs понимается как более общая функциональная область, которая, помимо лоббизма, включает также решение вопросов в неполитической сфере (issues management), связь с медиасообществом (media relations), продвижение интересов при помощи рядовых граждан, симпатизирующих лобби (grass roots), и ряд других форм 2 .

Вместе с тем, существует мнение, что PA входит в понятие Public Relations (PR). Ключевое различие между этими двумя терминами заключается в том, что PR – это взаимодействие со всеми общественными институтами, в то время как специалисты по Public Affairs ведут диалог лишь с лидерами общественного мнения и тем самым влияют на процессы публичной политики. Таким образом, в понятие PA входят ведение социально ответственной политики и коммуникация с местным сообществом и профсоюзами.

Распространение термина Advocacy в России достаточно ограниченно. Этот термин означает продвижение интересов, но, в отличие от лоббирования, речь идет о продвижении интересов не только через органы государственной вла­сти, но и через любые другие структуры. Таким образом, понятие Advocacy – более широкое по сравнению с лоббизмом 3 .

В ряде зарубежных компаний подразделения по связям с госорганами и общественностью объединены в один департамент (GPA или GPR-департамент). Благодаря этому осуществляется комплексное взаимодействие с основными группами, оказывающими влияние на деятельность компании – органами вла­сти и гражданским обществом (профсоюзы, НКО и др.). В данном случае можно говорить о создании целенаправленной стратегии предпринимательской коммуникации. Фактически возникает некий общий широкоформатный вид воздей­ствия на общественное мнение и органы власти. Таким образом, появляется перспектива расширения средств и методов, используемых в GR-менеджменте, за счет инструментария рекламы и PR.

В нашей стране подобное структурное подразделение имеет российское представительство французской нефтегазовой компании Total.

Рассматривая GR через призму субъектно-объектных отношений, проанализируем его основные элементы. В данной работе речь пойдет лишь о субъекте и объекте GR. Технологии и предмет рассмотрим в следующих статьях.

Ключевыми акторами, использующими GR-технологии и имеющими соответ­ствующие подразделения в своей структуре, являются деловые союзы и ассоциации, крупные финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации, иностранные государства или их отдель­ные территориальные единицы.

Большинство существующих в России бизнес-объединений ставит перед собой задачу донесения позиции представляемой ими группы предпринимателей до органов государственной власти. Поэтому в ряде бизнес-ассоциаций существуют специализированные департаменты по работе с органами власти (РСПП, Ассоциация менеджеров России (АМР) и др.), к основным задачам которых относятся координация деятельности и обмен информацией между органами исполнительной власти, влияние на законотворческую деятельность представительских органов власти, решение судебных во­просов, взаимодействие с ведущими политическими партиями, некоммерче­скими организациями и другими бизнес-объединениями, формирование позитивного отношения к отечественному бизнесу в обществе и за рубежом и т. д.

В настоящее время во всех крупных компаниях существуют структурные подразделения по работе с органами государственной власти (GR-департамент). В России больше всего подобных отделов образовано в компаниях нефтяного, телекоммуникационного и металлургического профиля. Например, в головном офисе компании ТНК-BP за GR отвечают сразу три управления: по работе с регионами, по законотворческой работе и по связям с органами государственной власти. Кроме того, на уровне субъектов РФ, в которых расположены основные производственные активы компании, существуют мест­ные подразделения по GR. Они были преобразованы из бывших благотворительных фондов компании «СИДАНКО», которая была практически полностью поглощена ТНК в 2001 году.

Кроме взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами власти, GR-департаменты способствуют выходу компании на новые рынки, налаживанию контактов с местным истеблишментом, общественными организациями и СМИ.

Крупные транснациональные компании, продолжительное время работающие в иностранном государстве, для уменьшения существующих страновых рисков и смягчения инвестиционного климата для зарубежных компаний также организуют GR-департаменты в своих филиалах. Зачастую GR-специалисты привлекают к продвижению частных интересов посла своей страны.

Донесение позиции страны до политической элиты иностранного государства также может считаться GR-деятельно­стью. Более того, отечественный бизнес и государство зачастую координируют свои действия на международной арене. GR-функции государства могут осуществлять, например, посольства, служба внешней разведки, фонды, религиозные секты и другие организации. Помимо этого, большое значение имеет запуск собственных СМИ на территории ино­странных государств.

Также GR-технологии используют территориальные единицы государств. Например, в Ярославской области был создан Центр информации и стратегиче­ского планирования 4 . В состав новой структуры вошло уже существующее управление общественных связей, информации и печати, а также вновь созданное управление регионального маркетинга. Основной задачей вновь созданного центра стало формирование имиджа региона в России и за ее пределами с целью привлечения российских и иностранных инвестиций, инноваций и туристов.

Классическими объектами GR являются исполнительная и законодательная ветвь власти. В настоящее время становится очевидным, что судебная власть также является объектом воздействия. Выбор объекта для GR-специалиста определяется характером поставленных задач и кругом вопросов, которые относятся к компетенции того или иного органа власти.

Таким образом, можно признать, что GR способствует сокращению рисков при ведении предпринимательской деятельности в любой из существующих отраслей экономики.

Литература:

1. По версии старшего вице-президента телекоммуникационного холдинга Altimo Кирилла Бабаева.
2. Толстых П. А. GR. Практикум по лоббизму в России. – М, 2007. С. 25.
3. Султанов Д. Лоббизм: как это делается в России // Сайт «Стратагема» (http://www.stratagema.org/lobbizm.php?nws=ds31t2063414134).
4. 27.04.2007 вошел в состав Департамента внутренней политики при Администрации Ярославской области.

GR ( Government Relations ) или отношения с властными структурами - это выстраивание и налаживание взаимоотношений с государственными органами власти, в том числе: с правительством, с региональными и местными органами власти. К этой сфере так же оносят лоббирование.
Крупные российские компании серьезно взялись за формирование GR-подразделений еще в конце 1990-х. Но, тем не менее, GR в России пока остается условной сферой, поэтому официально такой специальности в образовательных стандартах не зарегистрировано.
Специализация GR-менеджера требует большой выдержки и способности к аналитике. В большинстве случаев, как показывает практика, в эту профессию приходят PR-менеджеры и бывшие госслужащие.
Сфера деятельности GRщика, сродни PRщику, очень обширна. GR-менеджер должен быть в достаточной степени оведомлен об определнных законодательных актах, должен уметь эффективно взаимодействовать с чиновниками, отраслевыми организациями, своевременно реагировать на административные, политические угрозы для компании извне и, главное, он должен уметь продемонстрировать гос/органам значимость деятельности компании на которую он работает.

Что может быть проще, чем договориться с очередным чиновником с помощью очередных зелёных купюр? Чем вам не GR?
Однако взятки - это всего лишь одноразовое решение вопросов бизнеса. Если вы рассчитываете на долгосрочные перспективы развития - вам надо по думать о честном сотрудничесвте с государственными органами. Именно здесь необходим профессиональный GRщик.
Сегодня в крупных компаниях очень часто можно встретить ведение GR политики сразу несколькими специалистами - юристом, PR-менеджером и самим генеральным директором. Директор устанавливает связи с госчиновниками, пиарщик создает благоприятный имидж организации, а юрист получает все необходимые разрешения, сертификаты и т.д. Возможно, это положителньо влияет на ведение GR политики с той точки зрения, что каждый из специаилистов выполняет вою работу более качественно и профессионально. Но, тем не менее, правильней и оптимальней было бы сосредоточить все эти функции в руках одного человека. Вообще, GR-менеджер обходится компаниям достаточно дорого, поэтому многие оранизации предпочитают приглашать таких специалистов со стороны.

Существующие в настоящее время GR-агентства предлагают далеко не весь спектр GR-услуг. Чаще всего они сводятся к: разработке необходимых документов для проведения кампаний; лицензирование деятельности организации и ее дочерних предприятий; услуги по получению документации разной категории.

К основным методам выстраивания отношений с властными структурами можно отнести:

  • организация встреч с чиновниками
  • привязка проектов компании к социально-значимым.
  • участие в политических программах (например, оказание поддержки отдельным чиновникам на выборах и т.д.)
Основные функции, которые должен выполнять специалист по GR:
  • Формирование положителньного имиджа компании в правительственных кругах
  • Разрешение всех возникающих вопросов с государственными/правительственными учреждениями
  • Налаживание взаимотношений с основными гос/органами
  • Разрешение всех судебных вопросов
  • Решение вопросов, сязанных с выходом компании на новые рынки

Лоббирование

Лоббирование - это оказание влияния определенной заинтересованной группы лиц на принятие политических решений властными структурами.

Например, крупные компании региона обязательно должны поддерживать отношения с местными органами власти и, что особенно важно, со своим депутатом.
Началом взаимоотношений может стать банальное приглашение на свое предприятие/завод для ознакомления с последующим ланчем и разговором о перспективах вашего бизнеса. Такое лоббирование обычно называют "мягким".

К задачам специалистов в области отношения с властными структурами можно отнести:

  • выстраивание эффективных коммуникаций с госструктурами и их персоналом
  • мониторинг работы гос/органов в сферах, затрагивающих деятелньость вашей организации
  • представление интересов вашей организации на всех уровнях власти
  • информированние гос/органов о деятельности вашей компании
  • влияние на решения госструктур в важных для вашей компании областях.
В настоящее время очень часто можно встретить такую точку зрения, когда GR-менеджера и лоббиста отождествляют, не видят разницы в их деятельности. Ниже приведем сравнительную таблицу этих двух специалистов, из которой будут видны все нюансы и отличия GR от лоббизма. Заметим, что таблица представляет собой субъективное мнение одного из специалистов области GR - Павла Толстых (специалист по вопросам продвижения интересов в органах государственной власти, директор Центра по изучению проблем взаимоотношения бизнеса и власти Lobbying.ru, кандидат политических наук, доцент кафедры политического консалтинга и избирательных технологий ГУ-ВШЭ и факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова).

Отличие Лоббиста от GR-менеджера

В Высшей школе экономики прошел семинар «Успешные GR-стратегии коммерческих банков в инвестиционной деятельности ». В рамках семинара с докладом выступил заместитель председателя правления по связям с органами государственной власти «Альфа-Банка» Владимир Сенин. Slon публикует этот доклад с небольшими сокращениями.

Что такое GR?

GR («джиар») - government relations, отношения с государственными структурами. Определение отражает суть понятия: GR – это взаимодействие бизнеса и власти. Как правило, активным инициатором этих отношений выступает бизнес. У бизнеса есть некоторый интерес, который он пытается реализовать при помощи взаимодействий, в которых находится с властью по тем или иным причинам. Лоббизм – это чуть более узкая вещь, потому что лоббизм предполагает достижение результата. GR же – довольно широкое понятие, потому что в GR входит, например, просто нетрадиционное взаимодействие между компанией и теми или иными регуляторами. Иногда это взаимодействие вовсе не предполагает каких-то конкретных действий со стороны компании или со стороны государственной власти.

Лоббизм – это подсистема GR, целью которой является достижение конкретного результата по тому или иному вопросу, который волнует бизнес. Известно, что в разных странах разное регулирование этой деятельности, но все мы знаем, что главное, или, точнее, законодательное регулирование, было положено в США в середине прошлого века, и там все регулируется достаточно жестким законом. В Великобритании нет какого-то одного закона, законов много, но они достаточно точно определяют, что можно, а что нельзя делать в сфере лоббирования.

Что касается России, то у нас закона о лоббизме нет, хотя периодически эту идею пытаются реанимировать и продвинуть. Но у нас есть достаточно много либеральных законов, которые так или иначе эту деятельность регулируют: у нас есть закон о государственной службе, где права и обязанности госслужащего определены, что в серьезной степени относится к взаимодействию бизнеса и власти. Что касается перспективы принятия закона о лоббизме в РФ, то я достаточно долго этим занимаюсь, без малого 10 лет, и постоянно идут разговоры. Но пока никто этот закон не подписал, не внес, и думаю, что долго еще его не будет.

Кто является инициатором в отношениях между бизнесом и властью?

Надо понимать, что лоббизмом и GR в классическом понимании занимаются крупные компании, крупные финансово-промышленные группы, потому что это требует существенных и интеллектуальных, и материальных, и инвестиционных ресурсов. Мелкие и средние компании вряд ли могут себе это позволить, ну и, собственно говоря, интересы по возведению правового поля, нормативных актов перед такими компаниями, как правило, не стоят, а если и стоят, то они не могут их реализовать. Поэтому лоббизмом занимаются компании, системообразующие на рынке.

Все действия происходят в конкурентной среде, потому что сам бизнес представляет собой конкурентную среду. В этом смысле тем, кто занимается GR, нужно понимать некоторые, может быть, банальные, но от этого не менее важные вещи. А именно то, что в бизнесе на самом деле нет друзей и врагов: обычно интересы либо не совпадают, либо совпадают. Если мы вчера с кем-то сотрудничали по какому-то проекту, мы имели общее дело, а когда интересы поменялись, мы можем стать противниками. Среда сторонников и противников формируется исходя из задач, исходя из конкуренции. Как правило, все стараются получить конкурентное преимущество в той или иной сфере и в зависимости от этого формируют своих партнеров, а противники формируются тоже на естественном уровне, исходя из этой ситуации.

Еще одна важная вещь. Мы занимаемся большими проектами прежде всего, конечно, в интересах «Альфа-Банка» и «Альфа-Групп». В силу того что мы всегда инициируем некоторые тренды на рынке, тренды перспективные, важные – то, что мы продвигаем, как правило, соответствует интересам рынка, интересам бизнеса. Поэтому мы считаем, что то, что мы делаем, делается не только для банка (хотя в первую очередь, конечно, для него), но и в принципе для развития экономики, рынка и бизнеса.

Чем занимается GR-подразделение?

Есть четыре крупных тематических блока.

Первое: очевидно, что нужно всегда развивать отношения с теми органами государственной власти, которые являются регуляторами той сферы деятельности, которой вы занимаетесь. У нас банковская деятельность – и именно в этой группе мы ищем своих партнеров, оппонентов и стараемся с ними выстраивать отношения. Эти отношения носят, как правило, долгосрочный характер. Это очень непростая работа, потому что это связано с личностным восприятием друг друга конкретного чиновника и конкретного представителя банка, когда они общаются по тем или иным вопросам. Личные отношения очень важны, если этих отношений нет, достаточно сложно объяснять что-то, продвигать свою позицию. Это один блок.

Второй блок связан с решением стратегических, а иногда тактических задач для развития бизнеса через создание определенных условий. Эти условия создаются с помощью законодательной базы, федеральных законов и нормативно-правовых актов. Надо помнить, что в банковском бизнесе есть очень большое подзаконное регуляторное поле, оно связано подзаконными актами ЦБ РФ, которые принимаются в большом количестве и которые очень сильно влияют, сильнее иногда, чем некоторые федеральные законы.

Третий блок – это снятие рисков в текущей деятельности. Федеральная или государственная власть принимает те или иные подзаконные акты или федеральные законы, которые могут существенно ухудшать текущую деятельность бизнеса, и для того, чтобы такого не происходило, желательно на ранней стадии об этом знать. Для этого нужно проводить мониторинг законодательного нормативно-правового поля.

Ну и, наконец, есть текущие задачи деятельности компании, это так называемое создание комфортной среды, когда поступают различные запросы, обращения, указания, проверки и так далее. Этим тоже совместно с конкретными бизнес-блоками занимается GR-подразделение, которое взаимодействует с теми или иными регуляторами для того, чтобы эта среда была комфортной для компании.

Что еще важно. Есть внешняя среда, но есть среда и внутренняя. Это среда внутри банка. Надо понимать, что GR-подразделение относится к подразделениям, обеспечивающим деятельность банка. То есть это не бизнес-подразделение, и свои задачи оно строит только во взаимодействии с внутренними структурными подразделениями, с топ-менеджментом банка и с акционерами. Все ключевые вещи определяются акционерами компаниями, и они задают некий тренд: чем нужно заниматься, а чем не нужно.

Каковы функции GR?

Функции GR – это участие в разработке проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов, получение различных разрешений, согласований и так далее. Есть целый блок, который связан с инициированными банком проектами, которые делаются в интересах бизнеса, это тоже отдельная задача GR.

Есть и еще одно направление, оно связано с тем, что я говорил про сторонников и противников. Вообще говоря, GR-подразделение всегда старается действовать не только самостоятельно, но и используя различные профессиональные объединения, профессиональные организации. Для банковской сферы они известны, есть Ассоциация российских банков, есть Национальный платежный совет, есть Российский союз промышленных предпринимателей – в этих организациях можно пытаться представлять свои интересы. Участие в этих профессиональных структурах – исключительно важная история. Во-первых, ты заручаешься, если тебе это удается, поддержкой профессионального сообщества по какому-то вопросу. Во-вторых, бывает очень правильно и удобно некие инициативы продвигать не персонально, конкретной компанией, а от рынка.

Проектов федеральных законов, которые находятся на разной стадии реализации, на сегодняшний день – 15. Все в основном носят системный характер. Часть их инициирована банковским сообществом и «Альфа-Банком» в том числе, часть инициирована правительством РФ. Вносить какие-то уточнения нам кажется правильным. Это изменения в Гражданском кодексе, в банковской деятельности, в законе «О национальной платежной системе», в законе «О правительственной легализации доходов, полученных преступным путем» и так далее. Есть такой же большой список подзаконных актов.

Основные тенденции в сфере GR

Последняя тенденция длится с 2008–2009 года. Когда был в разгаре экономический кризис, Банк России озаботился усилением официального надзора, предупредительного надзора, ужесточением норм, связанных с резервированием при кредитовании реального сектора экономики, и по этому поводу выпускает достаточно большое количество подзаконных актов, которые сильно влияют на деятельность всей банковской системы. Это делается в рамках того, что РФ подписала некие соглашения в рамках G20, и этим приходится достаточно серьезно заниматься.

Это одна тенденция, а вторая – у нас года два назад тогда еще президент РФ Дмитрий Медведев озаботился проблемой защиты заемщиков, вкладчиков, ему показалось справедливым, что надо заемщиков и вкладчиков защищать сильнее, чем банки. Меня всегда это удивляет, банк на самом деле – ровно те же граждане РФ, которые с одной стороны заемщики, а с другой – вкладчики. Когда вы делаете упор на защиту заемщиков, вы вольно или невольно зажимаете вкладчиков, эту вещь не всегда понимают.

Когда ты строишь план работы GR на год, то всегда должен делать допуск, что в какой-то момент будут приняты решения, которыми придется серьезно заниматься в режиме цейтнота, что тоже создает определенные сложности в работе. Например, в США принимают некий «Пакт о налогообложении иностранных агентов», и оказывается, что российские банки могут остаться один на один с США. Этим тоже приходится заниматься, потому что, несмотря на то, что правительство РФ эту историю знает и понимает, важно прилагать определенные усилия для того, чтобы она решалась в том виде, который бизнесу кажется правильным.

Реализация GR-проекта

Несколько слов о ключевых аспектах реализации любого проекта. Если говорить о стимулировании безналичных расчетов, то есть определенный проект на эту тему, вообще задача очень важная, она макроэкономического свойства, строго говоря. Объем наличного денежного оборота составляет 25% от всего, в ЕС это 7%, в США – 9%. Когда мы приступаем к какому-то проекту, цель – это прежде всего интересы бизнеса, интересы конкретного банка. У нас интерес связан с тем, что если мы каким-то образом попытаемся ограничить наличный денежный оборот, очевидно, что определенная часть средств уйдет на безналичный расчет, соответственно, деньги будут в банке, и банки получат дополнительную денежную массу.

Когда такая цель появляется, нужно понимать, как ее позиционировать. Если мы придем и скажем, что хотим, чтобы больше денег пришло в банк, то никто нас слушать не будет. Поэтому нужно искать положительные моменты, которые имеют характер не узкий, а в какой-то степени социальный, важны для всей экономики. Стимулирование безналичных расчетов, снижение доли наличных денежных средств в общей денежной массе, повышение эффективности экономики, снятие барьеров модернизации, снижение криминогенности платежей за дорогостоящие покупки, усиление борьбы за уплату налогов, повышение эффективности российской платежной системы, и т.д. Когда вы сформулировали цели и задачи, а формулировка важна для любого проекта, вы делаете анализ нормативной базы: чего не хватает, что мешает, как реализовать то, чего вы хотите.

Если говорить именно об этом проекте, есть много предложений, но одно ключевое – его суть заключается в том, чтобы ограничить приобретение товаров физическими лицами наличными деньгами на сумму до 600 тысяч рублей. Это требует изменения Гражданского кодекса РФ, в частности, статьи № 961. Дальше необходимо вынести во внешнюю среду основные преимущества и недостатки того проекта, который вы пытаетесь реализовать. Дальше надо выявить центр принятия решений, то есть вы должны для себя определить, кто из федеральных органов государственной власти и других регуляторов имеет к этому какое-то отношение. Получается некий достаточно большой список. По данному проекту – это и ЦБ РФ, и Минфин, и Минэкономразвития, и Федеральная служба по финансовым рынкам, и т.д. Понятно, что в каждом из этих подразделений есть конкретные люди, занимающиеся данной проблемой. И GR-подразделение обязано, иначе проект никогда не реализуют, со всеми этими людьми, структурами вести диалог на эту тему. Параллельно ведется диалог со всеми участниками рынка для того, чтобы это была тема не только банка, а тема общая.

Важен детальный, пошаговый план действий. В теории управления есть такая задачка: как купить шкаф? Человек собрался купить шкаф, вышел из дома, надеялся, пошел в сберкассу, снял деньги, сел на такси и т.д. – то есть задача расписывается от начала и до конца.

Какими качествами должен обладать специалист по GR?

Человек должен обладать определенным уровнем знаний, хорошим кругозором, он, несомненно, должен разбираться в том, чем он занимается. Если человек не понимает предмет, приходит куда-то и что-то рассказывает по бумажке, с ним никто не будет разговаривать. Он должен быть хорошим менеджером – должен понимать задачу, иметь точку входа, точку выхода, в промежутке должен сам принимать решения определенного уровня, и для этого нужны хорошие навыки и умения проектного менеджмента.

Конечно, он должен соблюдать конфиденциальность. Конфиденциальность с точки зрения отношений с коллегами, с точки зрения бизнес-проекта – это важная составляющая. Ну и, наконец, должна присутствовать профессиональная этика – как и вообще в бизнесе, она в основе своей лежит на неких нравственных человеческих принципах. Если вы не умеете держать слово, даете пустые обещания, ставите какие-то нерешаемые задачи перед своими коллегами, если вы информацию, которую доверительно получили, разбрасываете, не думая, то с вами просто перестанут общаться. В этой профессии репутация, как во многих других профессиях, нарабатывается годами, а потерять ее можно в один миг.

Ну и последнее: в GR, как и в бизнесе, важен не процесс, не количество встреч, которые вы провели, и количество бумаг, которые вы написали, а результат. Если вы в итоге ничего не достигли, это даже хуже, чем если бы вы вообще не занимались GR. Потому что это значит, что вы занимались им непрофессионально и неэффективно.

Сегодня на интернет-порталах, через которые ведется поиск сотрудников, можно встретить совершенно новую вакансию – GR-менеджер. Что же это за профессия? «Джиарщик» – специалист по связям с государственными структурами.

Чем крупнее становится бизнес, тем больше им начинает интересоватьcя государство. Одних собственников эта российская аксиома учит не высовываться, других – выстраивать взаимодействие с органами власти. О специалистах, в задачи которых входит налаживание контакта с чиновниками, нам рассказала редактор пресс-службы кадрового центра «ЮНИТИ» Татьяна Баева.

Есть ряд компаний, которые уже не могут справиться с задачами коммуникации с чиновниками без включения в структуру фирмы GR-менеджеров. Среди них организации, работающие с госресурсами, имеющие в своих активах долю госсобственности, зависимые от госзаказов, получающие квоты на экспорт продукции, тесно связанные с безопасностью страны, да и просто вышедшие на федеральный уровень. Широкое распространение новой профессии доказывают и проведенные исследования. Так, в первом рейтинге Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru на звание «Лучший GR-специалист 2008 года» присутствовали представители только нефтегазовой, металлургической, телекоммуникационной, табачной, пивной отраслей. Теперь в нем фигурируют и специалисты из таких отраслей хозяйства, как фармацевтика, электроэнергетика, машиностроение. Кроме того, если раньше GR-специалиста можно было встретить только в крупной компании, то сейчас и средние фирмы вводят у себя эту должность.


Искусство договариваться

В задачи GR-менеджера входит налаживание контактов, с помощью которых можно решать рабочие вопросы без свойственных госаппарату проволочек.

Установление отношений с органами государственной власти – весьма расплывчатое описание обязанностей. Чем же занимаются GR-менеджеры? «Эти специалисты должны участвовать в специализированных выставках, конференциях, семинарах для представителей государственных органов, отслеживать законодательные и политические тенденции и изменения, продвигать и защищать интересы компании в различных ведомственных структурах», – поясняет управляющий департамента «Финанс» кадрового центра «ЮНИТИ» Юлия Винча. Безусловно, растущая востребованность «джиарщиков» обусловлена растущими доходами предприятия от их деятельности. С одной стороны, этот сотрудник может влиять на финансовые потоки компании, грамотно прописывая механизмы реализации создаваемых проектов, «продвигая» их на городской, региональный или федеральный уровень за счет привлечения бюджетных средств. С другой – нередко основной проблемой, которую вынуждены устранять GR-менеджеры, является разрешение спорных ситуаций с надзорными органами в случае проверки или давления. «Грамотный «джиарщик» должен максимально нивелировать негативные последствия госполитики или отношения к компании отдельных чиновников», – считает Ярослав Кабаков, кандидат экономических наук и ректор Учебного центра инвестиционного холдинга «ФИНАМ». GR-менеджер – это как раз тот специалист, который способен даже в самой невыгодной для компании ситуации провести переговоры, чтобы разрешить конфликт в рамках закона и при этом избежать штрафов. Так, недавно ФАС наложила санкции на металлургическую компанию «Мечел» за повышение стоимости своей продукции. Однако при расчете суммы штрафа учитывалось, что организация тесно сотрудничала с антимонопольным ведомством, и это результат работы специалистов компании. Следует понимать, что GR-менеджер не тот человек, который будет выполнять работу за других сотрудников. Он не станет ездить в налоговую вместо бухгалтера, чтобы быстро, без проволочек подать отчетные документы. В его задачи входит налаживание взаимоотношений с ИФНС так, чтобы вопросов у госорганов к специалисту учета не возникало. Поэтому для бухгалтера «джиарщик» – незаменимый помощник, ведь сейчас многим специалистам компаний приходится самостоятельно выстраивать контакт с чиновниками.

Интерес власти

День GR-менеджера расписан по минутам. Большинство чиновников он должен посетить лично и обсудить все детали сотрудничества. Компании взаимодействие с госорганами выгодно. Интересно знать, почему же чиновники соглашаются «выкроить» время на визит такого специалиста? В условиях бюджетного дефицита государство ищет партнеров для реализации социально значимых проектов и программ, организации общественных и культурно-массовых мероприятий. И это те выгоды, которые в свою очередь получает власть в качестве бонуса за сотрудничество с компаниями. Примеры такого взаимодействия окружают нас сплошь и рядом. Компании благоустраивают детские площадки, покупают необходимое оборудование в школы и больницы и т. д. При этом задачи GR-менеджера – не только составить программу взаимодействия с властями и рассчитать бюджет, но и в последующем контролировать обоюдное выполнение своих обязательств и договоренностей; в том числе в задачи «джиарщика» входит контроль над «аппетитами» чиновников. При этом в работе GR-менеджера есть одно табу – никаких взяток. Все вопросы должны решаться законными методами. Заинтересовать чиновника можно спонсорской поддержкой, выделением денег на благоустройство, но никак не деньгами в карман госслужащего.

GR-спрос

В работе GR-менеджера есть одно табу – никаких взяток. Все вопросы должны решаться законными методами.

Найти хорошего GR-менеджера для компании – большая удача. Профессия эта еще не имеет четких критериев оценки деятельности. «Начиная с конца 90-х «джиарщиками» преимущественно становились бывшие сотрудники органов государственной власти страны, имеющие личные, а порой и родственные связи в этих кругах», – говорит Юлия Винча. Сегодня в сфере GR работают молодые люди с дипломом о высшем образовании, не имеющие отношения к органам власти. В настоящее время обучение по данной специальности уже ведется в некоторых вузах России, а именно: в МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ Высшая школа экономики, МГИМО (У) МИД РФ, в Финансовой академии при Правительстве РФ и в других учебных заведениях. Казалось бы, выбор специалистов огромен – многие молодые люди мечтают занять в компании именно эту должность. Однако сделать это не так-то просто. Как утверждают эксперты кадрового центра «ЮНИТИ», работодатели крайне редко ищут GR-менеджеров открыто. И это связано с целым рядом причин. Во-первых, с теми, что лежат на поверхности: выпускники вузов редко обладают коммуникативными навыками на высоком уровне, достаточном для установления договоренностей с чиновником или решения конфликтной ситуации. Кроме того, у новичков просто нет нужных контактов, а компаниям не хочется ждать, пока юный GR-менеджер наработает связи. Во-вторых, очень многие руководители фирм еще не совсем готовы к тому, чтобы отдать это направление отдельному сотруднику. Ведь до сих пор лучшими «джиарщиками» остаются первые лица компаний. «Топ-менеджеры боятся лишиться важных контактов, если GR-менеджер вдруг решит уйти к конкурентам. В этом случае связи будут потеряны вместе со специалистом, – считает Юлия Винча. – Важный момент заключается еще и в том, что чиновник никогда на свой страх и риск не станет общаться с незнакомым человеком». Поэтому если руководители и отдают коммуникацию с чиновниками в руки отдельного сотрудника, то предпочитают, чтобы это был человек проверенный, который не покинет компанию. GR-менеджмент – та сфера деятельности, в которой смена персонала больнее всего бьет по интересам фирмы. Поэтому очень часто «джиарщиками» становятся сотрудники организации, которые положительно себя зарекомендовали и получили опыт работы с государственными органами. Кроме того, чиновники, которые в рамках своих должностных обязанностей сотрудничали с определенной фирмой, могут рассчитывать на предложение занять должность «джиарщика» в этой организации. Поэтому GR-менеджмент лучше рассматривать не как новуб профессию, а как возможность карьерного роста для людей, имеющих налаженные связи в госорганах.