Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Целебные точки. Марма-массаж

В нашем теле находится множество энергетических каналов, каждый из которых отвечает за работу органа или систему в нашем организме. Места пересечения этих каналов образуют некие энергетические узлы называемые в аюрведе – мармами .

Мармы в своем роде выступают индикаторами состояния здоровья. Если в нашем организме начинается болезнь – эти точки первыми сигнализируют о неполадках в нем.

В местах расположения мармы могут появиться дискомфортные ощущения, боль при надавливании, скопление солей, зуд или гнойнички. Непосредственное воздействие на мармы в аюрведе называется мармотерапия.

Марматерапия выступает как вспомогательное средство в процессе исцеления как от физических так и психологических недугов.

Работа с энергетическими точками может быть как прямая, так и косвенная. К примеру, во время выполнения асан в йоге за счет растяжки, сжатий и скручиваний происходит стимуляция марм. Еще одно средство работы с энергетическими потоками и мармами – это массаж тела. К примеру, во время процедуры классического аюрведического массажа, когда тонкая струя масла льется в центр лба, происходит активная работа с энергетическим центром, называемым третьим глазом. После такой процедуры появляется устойчивое чувство ясности ума и внутреннего спокойствия.

Прямое воздействие на энергетические каналы через мармы оказывает процедура иглоукалывания. Это очень мощный инструмент воздействия на наш организм. Процедуру иглоукалывания может выполнять только высокопрофессиональный мануальный терапевт. Неумелое обращение с иголками может привести к очень серьезным негативным последствиям. Об этом стоит помнить, даже когда вы прокалываете уши. Большое скопление марм присутствует на мочках ушей, и даже в современной медицине прокол ушей считается не такой уже безопасной процедурой, поэтому ее всегда должен делать врач.

Если вы практикуете уделяйте внимание ушам, особенно мочкам – разминание ушей прекрасно тонизирует организм помогает взбодриться и убрать сонливость.

Множество марм расположено на ступнях ног. Проекцию почти каждого органа можно найти на ступнях ног. С чего следует сделать вывод, что надо внимательно относится к обуви которую вы носите. Ноги должны находиться в комфортном состоянии, а это исключает каблуки и узкую и неудобную обувь. Очень полезно ходить босиком по траве, песку или гальке, так как в это время происходит активная стимуляция марм на стопе.Таже стимуляция точек происходит при использовании специальных ковриков и массажеров.

Некоторые мармы вам возможно знакомы, к примеру, точка в центре лба, так называемый третий глаз.

Массаж этой точки поможет сконцентрироваться и устранить головные боли. Марма в районе окончания грудной клетки имеет связь с сердцем, а также она помогает наладить пищеварение. Ели у вас проблемы со сном проработайте марму расположенную ниже пупка на расстоянии трех пальцев. Изучив расположение необходимых вам точек на теле вполне можно самостоятельно выполнить точечный массаж. Эта процедура не займет много времени. Достаточно 2-3 минут для каждой мармы.

Техника выполнения точечного массажа не сложная: большим пальцем правой или левой руки, кому как удобно, в районе расположении мармы совершите 5 круговых движений по часовой стрелке увеличивая радиус и 5 круговых движений уменьшая радиус, повторить три раза. Очень часто во время точечного массажа используют соответствующее эфирное масло для усиления эффекта. (см.таблицу).

Точечный массаж лучше выполнять перед сном или в любое другое спокойное время, когда вы никуда не торопитесь и можете позволить себе расслабится. Если вас заинтересовал точечный массаж в таблице ниже вы найдете расположение некоторых марм и их связь с физиологией. Оставайтесь здоровыми!

Таблица некоторых марм, ежедневный масляный массаж которых поможет вам поддержать свое здоровье.

НАЗВАНИЕ МАРМЫ

РАСПОЛОЖЕНИЕ НА ТЕЛЕ ФУНКЦИЯ, ПРОЕКЦИЯ

ЭФИРНЫЕ МАСЛА

Адхипати Макушка Гипофиз; самореализация Ладан, мирра, шамама
Ани Центральная точка над коленом Равновесие Ладан, роза, сандал, тысячелистник
Ани Нижняя точка задней стороны бедра Кишечник Имбирь, тымьян
Апа Висок Зрение Базилик
Апастамг Точка в верхней части грудины Мышечный тонус, сердце Кардамон, роза, розмарин
Асаха Верхняя точка плеча Успокаивает нервы; самооценка Имбирь, розовое дерево, сандал
Ашпалака Верхняя часть спины Тимус, сердце Лаванда, роза, тымьян
Васт Центр лобковой области Сексуальная энергия, выживание Имбирь, сандал, тысячелистник
Ворве Верхняя точка задней стороны бедра Кровообращение в ногах Кипарис, можжевельник, эвкалипт
Врати Середина спины Сердце, легкие Роза, розмарин, эвкалипт
Вторая Джану Две точки под коленом Суставы Лаванда, сандал, тысячелистник
Вторая Индравасти Нижняя часть икры Спортивность Лаванда, лимонная трава
Вторая курпара Внутренняяя и наружная стороны локтя левой руки Селезенка Мирт, розмарин
Вторая кшира Основание мизинца руки Страсть, воля; отвечает за желудок Кардамон, сандал, фенхель
Вторая талхридия Кончики пальцев рук Нервозность Иланг-иланг, розовое дерево, сандал
Второй хардиям Центр верхней части грудины Сердце
Гульпха Внутренняя и наружная сторона лодыжки Репродуктивная система Шалфей
Джану Под коленом Селезенка (на левой ноге), печень и желчный пузырь на правой ноге Лимон, мелиса, тысячелистник
Какшадхара Точка в верхней части грудины под левой ключицей Мышечный тонус, сердце Кардамон, роза, розмарин
Карпорам Центр передней боковой стороны локтя Половой метаболизм Гвоздика, корица
Кипрам Над основаниями пальцев с верхней и подошвенной сторон Носовые пазухи, лимфа Камфора, розмарин, эвкалипт
Копрам Верхние точки области почек Надпочечники Герань, лаванда
Корчша На запястье со стороны мизинца Циркуляция Апельсин, кипарис, лаванда, можжевельник
Корчша Возвышение под большим пальцем ноги с подошвенной стороны Желудок Кеава, сандал
Корчшир Центр пятки Связана с позвоночником Ветивер, джатамамси, дягиль, трифолия
Кракнрик Точки, расположенные 2-3 см. в бок от основания черепа Легкие Базилик, эвкалипт
Ктектанинам Центр ягодицы Равновесие Герань, лаванда, роза, сандал
Лохитакшам Паховая складка Отток лимфы Герань, жасмин, ианг-иланг
Манибандха На запястье со стороны большого пальца Самовыражение во внешнем мире Валериана, розовое дерево
Манипура Нижняя оконечность грудины Воля Анис, сандал
Манья Перед ухом на передней стороне шеи Кровеносные сосуды, цыркуляция Герань лаванда, розмарин
Наби 5 см. ниже пупка Равновесие, творчество, выделительная система Имбирь, кипарис, шалфей
Нади Верхняя точка затылка Задняя доля гипофиза Сандал
Нела Стык ключицы с грудиной Щитовидная железа Сандал
Нитамба Нижние точки области почек Почки Апельсин, кипарис, лимонная трава
Ови Центральная точка передней стороны бедра Освобождение, избавление от старого Лаванда,роза
Орви Центр наружной стороны плеча Кровообращение Апельсин, гвоздика, эвкалипт
Первая джану Две точки над коленом Равновесие Тысячелистник, лаванда, сандал
Первая индравасти Центр икры Судороги,боли в ногах Лаванда, лимонная трава
Первая курпара Внутренняя и наружная стороны локтя правой руки Печень, желчный пузырь Имбирь, роза
Первая кшира Основание большого пальца руки Страсть; воля; отвечает за желудок Кардамон, сандал, фенхель
Первая талхридая Центр ладони Сердце Апельсин, кардамон, роза
Первый хридаям Центр нижней части грудины Сердце Апельсин, кардамон, роза, шафран
Стхапуи Между бровями Гипофиз; внутреннее зрение Базилик, жасмин, камфора
Талхридаям Центр подошвы Сердце Кардамон, роза, розмарин, сандал
Уткшепау Сзади над ухом Усиливает внимание и стимулирует работу мозга Базилик, камфора, розмарин
Шаунк Спереди над ухом Ясность слуха Лаванда, мята перечная, эвкалипт
Ширамантрика Точки в нижней части передней сторны шеи Сосуды Кипарис, мирт, сандал, эвкалипт

По материалам книги И-Шен Аюрведа (по Дипаку Чопре). Начинаем с нуля.

Так же, как нервы, соединяясь между собой, образуют ганглии, нервные пучки, так и пранические каналы в местах скопления и пересечения большого их количества образуют пранические узлы, или Марма точки. Марма располага­ются по всей поверхности тела, причем, зачастую топография Марма точек соответствует топографии древнекитайских классических акопунк­турных точек.

Все марма-точки делятся на две большие группы – основные марма-точки и дополнительные. Основных точек сто семь, а дополнительных – намного больше. Вангасена пишет (Вс.С.77.347.): «Агни, Сома, Анила, Саттва, Раджас, Тамас и Атма пронизывают основные марма-точки, поэтому их травма или повреждение может привести к смерти».

По органам, на которых локализуются основные марма-точки, их делят на мышечные (11), канальные (41), тканевые (27), костные точки (8) и точки сочленений (20).

На бедрах находятся Кщипра , Тала , Хридая , Курча , Курча-шира , Гульпха , Индра-басти , Джани , Ани , Урви , Лохитакща и Витапа

На груди и животе находятся Гуда , Басти , Набхи , Хридая , Стана-мула , Стана-рохита , Апалапа и Апастамбха – всего восемь.

На спине находятся Катика , Таруна , Кукундара , Нитамба , Паршва-сандхи , Брихати , Ампсапхалака и Скандха – всего девять.

На боку находятся Кщипра , Тала , Хридая , Курчча , Курчча-шира , Мани-бандха , Индра-басти , Курпара , Ани , Варти , Лохитакща и Какщадхара – всего двенадцать. Это парные точки.

Над ключицами находится тридцать семь точек – Дхамани (4), Матарка (8), Каркатика (2), Видхура (2), Пхана (2), Апанга (2), Аварта (2), Уткщепа (2), Шамкха (2), Стхапани (1), Симанта (5), Щрингатака (4) и Адхипати (1).

Тала, Хридая, Индра-басти, Гуда-стана и Рохита – мышечные точки.

Нила, Дхамани, Матрика, Щрингатака, Апанга, Стхапани, Пхана, Стана-мула, Апалапа, Апастамбха, Хридая, Набхи, Паршва-сандхи, Брихати, Лохитакща и Урви – сосудистые точки.

Ани, Витапа, Какщадхара, Курчча, Курча-шира, Васти, Кщипра, Амса, Видхура и Уткщепа – тканевые точки.

Катика, Таруна, Нитамба, Амсапхалака и Шамкха – костные.



Джану, Курпара, Симанта, Адхипати, Гульпха, Мани-бандха, Кукундара, Аварта и Крикатика – точки сочленений.

Все вышеперечисленные марма-точки делятся на пять групп:

1. Садьях пранахара марма («Великие марма»). В эту группу входят марма-точки, повреждение которых ведет к быстрой смерти – смерть наступает в течение семи дней. Это девятнадцать первостепенных точек, расположен­ных в основном на центральной линии спереди и сзади тела. Они являются самыми главными стабилизаторами и распределителями движения Праны в организме. Могут использоваться как скоропомощные точки при потере сознания, коме или угрозе смерти. Воздействовать на них можно только пальцами, возможно нанесение специальных кремов или масел. Прижигание, глубокое иглоукалывание, постановка пиявок - противопоказаны.

2. Калантара пранахара марма. К этой категории марма относятся точки, повреждение которых вызывает медленную смерть – смерть наступает от пятнадцати до тридцати дней от момента повреждения точки. Всего их тридцать три. На них можно воздействовать немного сильнее, чем на «Великие марма», но иголки и пиявок на них не ставят. К ним относятся все восемь точек, расположенных на груди и животе, а также Симанта (5), Тала (4), Кщипра (4), Индра-басти (4), Катика , Таруна , Паршва-сандхи (2), Брихати (2) и Нитамба (2).

3. Вишальягхна марма. Это точки, проникновение в которые инородных тел (стрел, глубоких и толстых заноз, игл, осколков стекла и т.д.) ведет к смерти – смерть наступает сразу же после удаления инородного тела. Если же рана находится рядом с точкой, то патологический эффект развивается таким же путем, как у следующих двух видов точек. Этих точек всего три – Уткщепа (2) и Стхапани (1).

4. Вайкальякара. Это сорок четыре точки, повреждение которых вызывает сильную боль и страдания. К ним относятся Лохитакща (4), Ани (4), Джани (4), Урви (4), Курчча (4), Витапа (2), Курпара (2), Кукундара (2), Какщадхара (2), Видхура (2), Крикатика (2), Амса (2), Амсапхалака (2), Апанга (2), Нила (2), Пхана (2) и Аварта (2).

5. Руджакара. Повреждение этих точек ведет к появлению болезней, или, в редких случаях, к смерти. Этих точек восемь. К ним относятся Гульпха (2), Мани-бандха (2) и Курча-шира (4).

Исходя из другой классификации, выделяют три вида марма-точек:

1. Великие Марма. Это девятнадцать основных точек, повреждение которых ведет к быстрой смерти человека.

2. Жизненные Марма. Более второстепенные, но достаточно энергетически насыщенные точки. Локализуются не только на всех двенадцати меридианах, о которых говорит китайская медицина, но и вне их, а также соответствуют выходам всех пульсирующих сосудов. Слишком интенсивное воздействие противопоказано. Их повреждение может привести к тяжелым болезням, а в некоторых случаях и к ле­тальному исходу.

3. Травмирующиеся Марма. Соответствуют проекциям внутрен­них органов на кожу и регулируют движение пранических токов на уровне конкретного органа или его отдела. Воздействие на эти точки с помощью определенных масел, массажных приемов, про­гревания и прижигания, наложения драгоценных и полудрагоцен­ных камней, металлов или посредством постановки пиявок приво­дит к нормализации пранических токов в пораженном органе или в системе органов, что способствует нормализации баланса доша в результате упорядоченности движения Праны и Тридоша. Сильное повреждение ведет к появлению болезней.

В теле человека и в окружающем мире циркулирует непрерывный поток солнечной и лунной энергии. Солнечная и лунная праническая энергия проявляется как "положительная и отрица­тельная энергии" (на самом деле восходящая и нисходящая энер­гия), свет и тьма, тепло и холод, мужское и женское начало, напол­ненность и опустошенность, и так далее. Когда в праническом по­токе в организме преобладает солнечная энергия, это дает ему активность и наполненность теплом и силой, преобладает разум и осознанность, а дыхание происходит через правую ноздрю. Когда же преобладает лунная энергия, то активность человека снижена, преобладают чувства и инстинкты, тело охлаждается и открыта левая ноздря. Поток Праны, проходя через правую или левую ноздрю, обеспечивает определенные усло­вия для изменения не только в настроении и поведении, но и в процессах обмена веществ и баланса Тридоша. Солнечная энергия помогает процессу пищеварения и трансформации семи тканей организма, а лунная – процессу усвоения питательных веществ и росту, увеличению объема тканей.

Чем хуже происходит процесс усвоения Праны в организме, чем сильнее забиты Амой каналы, по которым она движется, тем ниже уровень сознания данной личности. Причем, уровень сознания не обязательно кармическая, "врожденная" характеристика человека. Все мы, в зависимости от наших прошлых воплощений, находимся на какой-либо ступени развития личности, но суть не в том, что кто-то находится чуть выше или чуть ниже в данный конкретный момент или отрезок времени, а в том, на сколько повысил или, наоборот, понизил человек свой уровень в процессе индивидуальной эво­люции. Ведь кто-то мог родиться с громадным потенциалом, нако­пленным в прошлых воплощениях, а за эту жизнь ни на йоту не приблизиться к постижению Господа и себя как бессмертной души, или даже умудрился рас­тратить часть своего духовного потенциала и деградировал относи­тельно того, что у него было, хотя он и остался на достаточно вы­соком духовном уровне. А в это же время другая душа получает че­ловеческое тело после многих и многих странствий в телах живот­ных с их низким уровнем сознания, но, не смотря на это, имея дос­таточно разума для осознания своего положения, хоть ненамного, но расширяет и поднимают уровень своего сознания с помощью той или иной трансцендентальной, религиозной или благочестивой деятельности. Безусловно, этот процесс зависит и от беспричинной милости Господа, но ни в коем случае нельзя упускать из виду желания и вкус к духовной самореализации живого существа и его свободу выбора.

Ману Самхита дает совет, как можно нейтрализовать дурное влияние собственной косности, лени и неуверенности в себе (М.С.4.137.): "Не следует презирать себя за прежние неудачи; надо до смертного конца стремиться к счастью и не считать его труднодос­тижимым".

Существует два вида нарушения движения Праны по праническим каналам - ее избыток в данном канале и, соот­ветственно, в органе, находящемся в зависимости от этого канала, или ее недостаток. Не всегда избыток Праны в одном канале соот­ветствует ее недостатку в другом, и наоборот. Причина недостато­чности Праны в канале может скрываться в "забитости" этого кана­ла Амой или нарушениях движения доша по данному каналу, а также в движении Капха доша по каналам движения Вата или Питта доша. Эта же причина может вызывать избыток Праны в данном канале. Для снятия увеличения пранической энергии в ка­нале его необходимо седатировать, а для восстановления и увели­чения ее уровня - тонизировать. В случае забитости каналов Амой сначала назначаются очистительные препараты и процедуры, и только после этого врач переходит непосредственно к Марма-терапии. Если же существует пережатие или травма энергетического канала, врач в каждом из случаев выбирает соответствующий дисбалансу метод воздействия. Сватмарама пишет (Х.Й.П.2.5.), что только тогда, когда пранические каналы полностью очищены, йогин получает контроль над Праной.

Привязанность к чувственным наслаждениям развивается в каждом из нас чуть ли не с рождения. Мы млеем, когда кашемировый свитер ласкает кожу, и часто не в силах отказаться от нежного тортика «Тирамису». Не удивительно поэтому, что многим может показаться трудновыполнимой практика пратьяхары, пятой из восьми ступеней йоги, описанных Патанджали. В переводе с санскрита «пратьяхара» означает «сдерживать» и заключается в обращении внимания, которое обычно направлено на внешние объекты, внутрь, к самому себе.

В результате наши чувства: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, – подобно верным псам, следуют за сознанием и тоже обращаются внутрь. Мы перестаем отвлекаться на то, что происходит вокруг, и успешно фокусируем внимание. Подобная работа готовит нас к последующим ступеням классической практики – дхаране (концентрации) и дхьяне (медитации). Пратьяхару обычно уподобляют черепахе, которая втягивает ножки под панцирь. А один из ранних толкователей Патанджали, Вьяса, очень точно сравнил наши чувства с роем пчел, а сознание – с пчелиной маткой: «Подобно тому как пчелы следуют за маткой и успокаиваются в минуты ее отдыха, чувства прекращают свою работу, когда прекращаются колебания ума».

Энергетическая лестница

Яркие образы и метафоры, столь любимые восточными философами и активно используемые в определении пратьяхары, безусловно, помогают понять суть практики. Но вместе с тем Патанджали и его толкователи почти не уделили внимания конкретным рекомендациям по ее выполнению. К счастью, несколько вполне определенных техник все же существует. Одна из них дана в произведении «Йога-Яджнавалкья Гита» (Йогическая песнь Яджнавалкьи), написанном в форме диалога между мудрецом Яджнавалкьей и его супругой Гарги.

Техника Яджнавалкьи – вайю-пратьяхара (удержание ветра) или прана-пратьяхара (удержание жизненной силы) – заключается в том, что ученик последовательно сосредоточивает внимание на мармах – жизненных точках в теле. Их количество варьируется в зависимости от источника (например, в традиционных аюрведических текстах называют 107). Но в Песни Яджнавалкьи их всего восемнадцать. Это большие пальцы ног, лодыжки, середины икр, «корни икр», колени, середины бедер, промежность, «центр тела», органы репродуктивной системы, пупок, сердечный центр, «колодец горла», корень языка, основание носа, глаза, межбровье, лоб, макушка. Яджнавалкья рекомендует начинать с концентрации на макушке и заканчивать большими пальцами ног. Однако движение снизу вверх тоже вполне допустимо, и многие предпочитают именно этот вариант.

Технику вайю-пратьяхара можно использовать в качестве самостоятельной дыхательной практики или как подготовку к пранаяме. Работа с мармами может носить и терапевтический характер: каждая жизненная точка энергетически связана с определенным органом или системой (нервной, кровеносной и т. п.). Поэтому массаж или воздействие иного рода на ту или иную марму может благотворно влиять на соответствующую систему или орган. Более подробно о марматерапии написано в книге Д. Фроули, С. Ренаде и А. Леле «Марматерапия. Энергетические точки йоги и аюрведы».

Система точек

Приступая к вайю-пратьяхаре, примите удобную позу сидя или любую другую, в которой вы можете расслабиться, например Шавасану. Начните с упрощенного варианта, ограничившись двенадцатью мармами: большими пальцами ног, лодыжками, серединой икр, коленями, серединой бедер, промежностью, пупком, центром сердца, «колодцем горла», межбровьем, лбом и макушкой. Включить в практику остальные точки можно будет позже.

Чтобы отчетливо осознать каждую точку, прикоснитесь к ней рукой. Можно даже представить, что в каждой из них присутствует ваше любимое божество, учитель или мантра. Затем сосредоточьте внимание на больших пальцах ног (или на макушке, в зависимости от того, в каком направлении вы решили двигаться) и представьте, что дышите ими: каждый вдох и каждый выдох текут через пальцы.

Продолжайте осознанно продвигаться по двенадцати ступеням «энергетической лестницы»: вы можете концентрироваться на каждой марме в течение одного-двух циклов дыхания или задерживаться на каждой из них на более длительное время. В первом случае вы учитесь быстро и четко направлять внимание и дыхание в определенную область, во втором – удерживать внимание на объекте.

Работать с последовательностью можно по-разному. Например, «пробежаться» по всем центрам один раз, используя технику как своеобразную разминку перед медитацией. А можно двигаться вверх и вниз несколько раз, превращая процесс в самостоятельную медитативно-дыхательную практику, – в этом случае в конце выполните короткую Шавасану.

По мере овладения техникой можно увеличивать количество марм, постепенно доведя его до восемнадцати. А затем поэкспериментировать с нетрадиционными точками – большими пальцами рук, основанием черепа, ушами. Если верить Яджнавалкье, пратьяхара предупреждает все болезни, приводит к внутреннему освобождению и – самое заманчивое – продлевает жизнь. «Преданный практик будет жить, пока не угаснут звезды и Луна», – говорит мудрец. Будем надеяться, что пенсионный фонд нас в этом поддержит.

Фото: yogawithbriohny/instagram.com

Марма массаж - это традиционная аюрведическая процедура для стимуляции жизненно важных точек. Это традиционный кералинский аюрведический массаж с использованием трав, настоянных на аюрведических маслах. Выполняется терапевтом, используя его руку и ноги, применяя соответствующее давление к определенным жизненно важным точкам или частям тела. Marma массаж не только снимает боли в спине, жесткость в теле и спортивные травмы, но также стимулирует различные органы и системы организма.

Мармы - это некоторые жизненно важные области тела. Слово marma происходит от санскритских основ mru или marr. Санскритская фраза, Marayate iti marmani, означает, что есть вероятность смерти или серьезного ущерба здоровью после повреждения этих точек. Другим варианта перевода слова марма с санскрита, являются термины скрытый или секретный. Марма точка представляет собой соединение на теле, где встречаются две и более типа тканей, такие как мышцы, вены, связки, кости или суставы.

Марма массаж является важной частью аюрведы, поскольку включает в себя заботу в жизненно важных областях тела. Эффективное стимулирование этих областей может улучшить и поддержать хорошее состояние здоровья.

Прана это форма жизненной энергии. Прана пронизывает каждый уголок тела, питает, направляет и контролирует работу клеток и систем. Когда мармы поражены или неправильно функционируют, органы, связанные с каналами праны, становятся голодными. Какие-то органы становится больными, травмированными или парализованным в зависимости от того, какая часть праны утеряна.

Идея марма массажа состоит в том, чтобы очистить заблокированную энергию, стимулируя или успокаивая доши. Каждая марма точка имеет три рецептора, которые согласуются с тремя дошами. Во время массажа жизненно важные точки стимулируют в определенной последовательности, возможно с использованием определенных некоторых масел.

Согласно классической традиции, в теле насчитывается 107 марма точек. В тамильской традиции их 108, в традиции Калари насчитывается 365 марм. Расположение марма точек было подробно описано много веков назад в Сушрута Самхите, классическом аюрведическом тексте. Основные марма точки связаны с семью чакрами или энергетическим центрам тела, другие точки распределяются вдоль туловища и конечностей. Марма точки расположены как на передней части туловища, так и на задней. Согласно некоторым источникам 22 мармы находятся на нижних конечностях, 22 на руках, 12 точек в области груди и желудка, 14 на спине, 37 на голове и шее. Ум считается 108-й мармой. У каждой марма точки есть свое санскритское имя, данное Сушрутой, одним из отцов основателей аюрведической медицины.

Массаж марм включает в себя массаж всего тела с теплым лечебным маслом или без, со стимулированием или массированием марма точек на теле. Согласно психосоматической конституции или болезни, для марма массажа могут выбираться различные типы масел. Марма массаж - это мягкий плавный массаж, который может выполняться в синхронном ритме двумя массажистами, или с одним. Этот вид массажа включает в себя техники, разработанные с учетом знаний о каналах нади и местах их расположения. Марма массаж стимулирует или генерирует энергетические ресурсы и помогает протеканию жизненной энергии в человеческом теле. Он устраняет блоки в марма точках, обеспечивает физическую и психологическую расслабленность, наделяет силой.

Некоторые из преимуществ марма массажа

  • повышение защиты от расстройств вата вата доши, позволяет расслабиться и снять нервное напряжение
  • наполнение тела чистой энергией, устранение деструктивных эмоций
  • способствует хорошему сну и отдыху
  • балансирует доши, улучшает физиологическую устойчивость организма
  • улучшает осанку, повышает иммунитет

История марма массажа

Точечный марма массаж зародился в южной Индии около 1500 года до н.э. Мастера калари, древнего боевого искусства, впервые открыли силу и важность марм. В сражениях бойцы калари нацеливались на мармы противника как способ причинить ему боль или травму. Согласно знаниям боевого искусства калари, у людей есть 12 марма точек, которые при ударе нокаутом могут вызвать мгновенную смерть. Эти места были настолько важны, что солдаты даже использовали доспехи, чтобы защитить свои марма точки и точки своих лошадей в бою.

Вместе со своей способностью убивать, знание о марма точках дало людям возможность исцелять. Раненых солдат лечили с помощью терапии мармы. Марма терапия использовалась для стимуляции тех областей, которые соответствовали травмам солдата. Например, если воин подвергся удару в тонкий кишечник, использовалась марма точка на задней части голени, которая соответствует непосредственно верхнему отделу кишечника. При массировании этой точки на поврежденную область будет направлен исцеляющий поток энергии. Со временем аюрведические врачи Индии узнали о возможностях этой техники и пригласили мастеров калари в больницы, чтобы научиться их искусству. Вскоре обучение марма терапии стало обязательным для хирургов, которые смогли работать с определенными проблемами пациентов, не рискуя их жизнями. В настоящие дни марма массаж по-прежнему является важным компонентом аюрведического лечения.

Использование марма точек

Боль в плече: потрите или примените мягкое надавливание на мармы Kshipra и Kurpara.

Боль в животе: потрите или примените мягкое надавливание на мармы Kurpara и Urvi.

Боль в груди: марма точки Kurpara, Urvi и Ani.

Шейная боль: используйте точки Kshipra, Kurpara и Ani.

Боль в ноге и в колене: мармы Kshipra и Gulpha.

Седалищная боль: точки Kshipra, Mulma, Gulpha.

Воздействие на Kurcha марма улучшает пищеварительный процесс и Агни (пищеварительный огонь), улучшает поток праны в руке, способствует остроте зрения.

Kurchashira марма поддерживает здоровое пищеварение и Агни (пищеварительный огонь) в целом, полезна для репродуктивной функции организма, успокаивает нервную систему, способствует здоровой мышечной системе, оказывает значительное влияние на мышцы рук.

Manibandha марма помогает уменьшить избыточные жировые отложения и поддерживать функциональное движение рук, активизирует репродуктивную систему, способствует здоровым суставам, росту костей, помогает снять скелетную боль.

Kshipra марма поддерживает функцию сердца, обеспечивает его смазку, помогает при проблемах с легкими, стимулирует лимфатическую систему, улучшает поток праны по всему телу, обеспечивает смазку легких.

Talahridaya марма поддерживает функцию сердца и легких, хороша для передачи и получения исцеляющей энергии, помогает укрепить иммунную систему.

Атлас локализации марма точек

Марма точки головы, шеи, груди и живота

Марма точки ног и стоп


Марма терапия


Доктор Пратиш, BAMS, MD(Ay), потомственный марма терапевт, клиника Самвартика (Samwarthika)

Аюрведа - священная наука; древние провидцы развили это знание для того, чтобы служить человечеству, показывая принцип восприятия организм целостным образом.

В существующих 8 ветвях аюрведы, Шалья тантра является важной частью, касающейся хирургии, ортопедии и других методов. Практика марма терапии входит в состав ортопедического направления в аюрведе. В одной из древних альтернативных Аюрведе Сиддха медицине, больше опыта работы с марма точками и их применением.

Мудрец Агастья написал трактат о применении и использовании марма точек, привел их описание и схемы расположения. Рассказал о терапевтически важных точках в деталях, как внедрить это в практику, поскольку это очень практическая наука, а не полностью теория, требующая суровой практики и усердия для обретения опыта. В Индии эта наука передавалась традиционным образом через семьи, от родителей детям. Такие семьи и традиции все еще существуют в настоящее время. Практика мармы, с использованием манипуляционных методов быстрого исцеления болезней, которые попадают в раздел ортопедии и неврологии, имеет жизненно важную роль и популярна в штатах Керала, Тамилнаду, Карнатака и Раджастан.

Прана, протекающая по телу, позволяет ваю (воздуху) создавать точки давления в теле. Давление воздуха важно при движении тела и в его функционировании. Без воздуха нет кровяного давления, что легко понять, если вы подумайте о двигателе и его работе. Давление поддерживается воздухом по принципу всасывания и толкания по всему телу.

Мармы - это жизненно важные точки, расположенные по всему телу и связанные с давлением воздуха и праной. Они называются Вата стханами, что означает – точки праны. Существуют каналы течения Праны по всему телу, которые называются нади, их 72000 по всему телу, начиная с каналов ида, пингала, ваджра, сушумна нади и т. д. Чтобы понять мармы, нужно полностью понять поток праны и каналы нади человеческого тела.

В аюрведе определены 107 марма точек и мест их локализации, разделенных по функциональным и лечебным аспектам. Это число указывается всеми мудрецами аюрведы. Наука Марма видья занимается изучением и пониманием этих 107 жизненно важных точек, воздействия на них в болезненных состояниях.

Боевое искусство Калари, распространенное в Керале, использует знание о мармах для нападения на своего противника, для защиты и исцеления при нарушениях в мармах. Человек может быть защищен и его здоровье может быть поддержано, используя восстановление с помощью внешних методов лечения. Процедуры дхара, применение пасты, способы перевязки, методы сведана и самана, могут быть использованы для возвращения к нормальной жизни с получением быстрых результатов.

Марма терапия прекрасно применяется при таких заболеваниях, как выпадение межпозвонковых дисков, суставные дислокации, функциональные нарушения при несчастных случаях, заболевания шеи и плеча, боли в пояснице, ишиас, остео артрите коленей, при многих заболеваниях костей и суставов.

Марма-терапия — один из древнейших методов аюрведического лечения, техника глубокого восстановления и энергетической перезагрузки организма. В ее основе — мягкое и при этом глубокое воздействие на мармы (в переводе с санскрита — «зоны жизни», «особо чувствительные точки») — биоэнергетические центры человеческого тела.

На протяжении тысячелетий марма-массаж оставался великим тайным знанием. В Индии оно было доступно только избранным — царям и воинам, владевшим искусством традиционного индийского боя Каларипаятту. Зная расположение «точек жизни» и «точек смерти» на теле человека, а также понимая как их активизировать, они могли врачевать, восстанавливать свои силы и поражать врага одним лишь прикосновением к мармам. По сей день, марма-терапия считается самой древней из известных ныне техник восполнения жизненной энергии (праны) и восстановления обмена веществ.

В Индии марма-терапия уже давно используется лучшими врачами в повседневной практике, эти знания бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.

Согласно аюрведе, на нашем теле расположены 107 марма-точек: 22 на ногах, 22 на руках, 12 на груди и животе, 14 на спине, 37 на голове и шее. Сто восьмой мармой считается разум.

Мармы находятся в мышцах, венах, связках, сухожилиях, костях и суставах. Воздействие на них в процессе массажа или самомассажа восстанавливает функции тех или иных органов, возвращает силы и энергию, помогает расслабиться. С точки зрения марма-терапии главной причиной большинства болезней является нарушение распределения жизненной энергии, праны, в теле и сознании. Точечное воздействие на мармы снимает энергоблоки и восстанавливает нормальное течение праны.

Мармы в аюрведе описываются как перекрестки материи и сознания. Они располагаются близко к поверхности кожи и чрезвычайно чувствительны. Все эти точки связаны между собой невидимыми энергетическими каналами, нади, пронизывающими тело. Мармы играют ключевую роль в поддержании равновесия дош (ваты, питты и капхи) и в стимуляции трех циркулирующих систем — лимфатической, кровеносной и нервной.

Жизненно важные марма-зоны: ступни, голени, колени, бедра, живот, солнечное сплетение, грудная клетка, спина, кисти, предплечья, плечи, шея, затылок, челюсти, глаза, макушка.

Марма-терапию практикуют отдельно, а также в сочетании с традиционным индийским массажем и другими терапевтическими методами аюрведы, например .

Как работает марма-терапия

Согласно науке о мармах, большая часть заболеваний связана с энергетическим дисбалансом в теле. Марма-массаж способствует устранению энергетических блоков и налаживанию естественного течения праны на уровне тела и ума.

Марма-терапия включается следующие методы:

* Марма-массаж.

* Применение лечебных масел и пасты (на основе травяных порошков, масел и специй).

* Бандажные обертывания.

* Специальная гимнастика.

Типы марма-массажа

Марма-массаж может выступать в качестве лечения или предупреждения любых заболеваний, связанных с дисбалансом праны в теле. В зависимости от физического и психического состояния пациента, его возраста, а также природы заболевания, применяются различные техники марма-массажа.

* Сукха тирумма . Этот вид массажа направлен на общее укрепление организма и используется в качестве профилактики болезней.

* Ракша тирумма . Этот массаж выполняется для лечения самых различных заболеваний, как соматической, так и психической природы.

* Кача тирумма . Такой массаж рекомендуют танцорам, спортсменам, тем, кто занимается любым видом борьбы — для улучшения гибкости и физической формы.

Преимущества марма-массажа

* Балансирует доши.

* Улучшает пищеварение, усиливает агни — «пищеварительный огонь».

* Выводит токсины.

* Повышает энергию.

* Омолаживает.

* Снимает боли при артрите и боли в суставах.

* Ослабляет защемление нерва.

* Способствует глубокой релаксации.

Техника марма-массажа

Специалисты аюрведы уверяют, что при помощи марма-массажа поддаются лечению астма, мигрень, повышенное артериальное давление, ишиас, заболевания опорно-двигательного аппарата, а также другие болезни, которым особенно подвержены современные горожане. Научившись воздействовать на определенные точки, можно активизировать скрытые силы организма. «Самомассаж — это отправная точка и ключ к самоизлечению, — говорит Ниил Венугопал , бакалавр аюрведической медицины и хирургии, практикующий доктор аюрведы, марма-терапевт, специалист Центра аюрведы и йоги “Керала”. — Сейчас у многих людей есть проблемы, связанные с головной, поясничной, желудочной болью, и они все решаются с помощью марма-массажа».

Воздействуя на марма-точки, можно исправить сбои в сложнейшем механизме тонкого тела человека (ум, чувства, мысли, желания). А в экстренных ситуациях знание марма-точек может вывести человека из бессознательного состояния, спасти жизнь.

На марму наносят небольшое количество смеси и масел (их выбирают в зависимости от доминирующей доши, как именно — см. ниже). Массаж проводят большим пальцем. Начинают с мягких и плавных круговых движений малого радиуса по часовой стрелке. Каждый следующий круг делают шире предыдущего. Выполнив пять расширяющихся по спирали движений, круги сужают, медленно усиливая нажим. Цикл из пяти расширяющихся и пяти сужающихся кругов повторяют трижды. Мармы, находящиеся в дисбалансе, более чувствительны, при воздействии на них возможны болевые ощущения.

Техника марма-массажа определяется тем, какую именно дошу следует гармонизировать. Для этого нужно понять свою конституцию и установить, какая доша у вас доминирует, а какая находится в состоянии дисбаланса — в этом поможет наш .

Массаж при дисбалансе ваты

Признаки ваты : сухость, холодность неравномерность и шероховатость.

Основные вата-мармы : адхипати (макушка), стхапани (центр лба, третий глаз), нила и манья, (под ухом на передней стороне шеи и на боковой стороне щитовидной железы), набхи (точка на 5 см ниже пупка), басти (в нижней части брюшной полости, примерно на 10 см ниже пупка), гуда (конец копчика).

Особенности массажа : согревающий, плавный, питательный, с обилием теплого масла. Прикосновения должны быть мягкими, но уверенными. Резкие движения представителей данной доши выводят из равновесия. Излишки масла можно оставлять на коже, чтобы она ими пропиталась. Особенно важно обильно умастить маслом живот. После массажа вату нужно укрыть простыней или одеялом, а при местном массаже приложить грелку для сохранения тепла.

Массажные масла : любые базисные, но лучше всего кунжутное или лесных орехов с добавлением эфирных масел аира, базилика, ветивера, джатамамси (аралии индийской), имбиря, камфоры, кардамона, кориандра, лаванды, лемонграсса, ромашки, сандала, шалфея или эвкалипта. Смешивайте масла по формуле: 40 капель эфирного на 100 мл растительного.

Массаж при дисбалансе питты

Признаки питы : маслянистость, жар, напряженность и текучесть.

Основные питта-мармы : стхапани (центр лба, третий глаз), нила и манья (под ухом на передней стороне шеи и на боковой стороне щитовидной железы), хридайа (прямо под сердцем в нижней части грудины), басти (в нижней части брюшной полости, примерно на 10 см ниже пупка).

Особенности массажа : успокаивающий, расслабляющий, с умеренным количеством охлаждающего масла. Прикосновения глубокие, последовательные и медленные. Кожа питта-типа склонна к воспалениям и раздражению — при массаже особенно чувствительных зон следует соблюдать осторожность.

Массажные масла : охлаждающие растительные, вроде кокосового или оливкового, в миксе с эфирными маслами мяты, мелиссы, ветивера, жасмина, кориандра, кумина, лаванды, розы, сандала, тысячелистника или фенхеля. На 40 капель эфирного масла должно приходиться 100 мл базового.

Массаж при дисбалансе капхи

Признаки капхи : холодность, влажность, плотность, жирность.

Основные капха-мармы : адхипати (макушка), урви (середина плеча и середина бедра), басти (в нижней части брюшной полости, примерно на 10 см ниже пупка), талахридайа (точка в центре тыльной стороны ладони), кшипра (основание большого пальца руки, а также основание мизинца руки), ани (наружный верхний слой коленной чашечки, а также внутренняя поверхность плеча над локтевым суставом).

Особенности массажа : бодрящий, стимулирующий, с минимальным количеством теплого масла. Движения энергичные, быстрые, порой даже резкие. Капха нуждается в маслах меньше, чем другие доши. Поэтому массаж нередко делают со спиртом или присыпкой, иногда в шелковых перчатках.

Массажные масла : согревающие растительные, такие как миндальное, горчичное или рапсовое, в сочетании с эфирными маслами тысячелистника, шалфея, эвкалипта, апельсина, базилика, имбиря, камфоры, кардамона, корицы, мирры. Так как масла в данном случае требуется меньше, чем для массажа других типов дош, концентрацию эфирных масел можно увеличить: 60—80 капель эфирного на 100 мл растительного масла.