Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Царевна-Лебедь. Светлая тайна

ВРУБЕЛЬ


Врубель Михаил Александрович. «Автопортрет» 1882г.

И почему это все сказки заканчиваются свадьбой?
Вот обвенчались князь Гвидон и царевна-Лебедь и стали жить да поживать... А что же дальше-то было?
Вот послушай, я тебе кое-что расскажу...


. Гвидон (экран для камина)

Родились у них царевна Звездочка, царевна Росинка и царевич Лучик. А царевна-Лебедь не стареет, не меняется, только краше становится. И вот приказал однажды царь Салтан, чтобы князь Гвидон привез ему портрет своей жены. Ни у кого ведь нет такой красавицы!
Вернулся князь Гвидон домой, закручинился.
- Чего ты не весел? - спросила его, как бывало, царевна-Лебедь.
- Хочет отец, чтобы висел у него твой портрет. Да кто же сможет его написать? Где такого живописца взять?
- Не печалься, - улыбнулась царевна-Лебедь. - Ступай себе с Богом. Будет тебе портрет.
Вот рано-рано утром, когда все еще спали, вышла царевна на крыльцо, махнула рукавом, и прилетели к ней двенадцать диких уток. Сели, встрепенулись - и превратились в двенадцать румяных, толстеньких старушек.
- Чего тебе надобно, красота ты наша ненаглядная? - захлопотали они вокруг царевны.
Надо мне художника, который смог бы написать мой портрет. Скажите мне, любезные мои мамки, не слыхали вы где про такого?
- Ох, никому такое непосильно, - закручинились старушки. - Твою-то красоту недаром волшебной зовут. И художник должен волшебником быть. Нет, не знаем...
Тут прилетела тринадцатая уточка. С кряканьем спустилась, отряхнулась и тоже превратилась в улыбчивую старушку.


«Портрет старушки Кнорре за вязанием»,1883г.

Узнала она, зачем их царевна кликнула, и сказала:
- Есть вроде такой художник. Слыхала я. И фамилия у него какая-то необычная. Вроде как Врубелем его кличут...
- Врубель? - удивилась царевна-Лебедь. - Это из какой же он страны.
- Да наш он, русский, - махнула рукой старушка-уточка. - А фамилия его как будто польская. Пишет он картины необыкновенные. И видеть умеет то, что другие не видят.
- А ну-ка, Настасьюшка, покажи! - приказала царевна-Лебедь.
Пошептала старушка - глядь! - висят перед царевной в воздухе три картины.



«Пан» 1899г. Холст, масло 124 х 106,3

На одной сидит кто-то огромный, весь заросший сивыми кудрями. Руки узловатые, как коряги, лицо все в морщинах, на лбу рожки... А глаза под седыми кустистыми бровями голубые-голубые, ясные-ясные, как у маленького ребенка. И такие же добрые... Ночь опускается над болотистой равниной, месяц затеплился на краешке неба, все цвета погасли, превратились в серый и черный, только озерца и фиалки светятся в полутьме. И глаза...
- А-а-а, - улыбнулась царевна-Лебедь. - Это ведь Пан... По-русски - Лесовик. Знаю, знаю... Лет ему несчетно, а все так же молод и добр, как сама наша природа... Смотри-ка! Никто его увидеть не может, а художник ваш сумел... А лицо-то как удивительно написано!


«К ночи»,1900.
Холст, масло 129 х 180. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Посмотрела она на другую картину. А на ней поляна изображена, вся заросшая чертополохом. Сумерки опустились на землю, лошадей вывели в ночное, чтобы они попаслись и отдохнули. Вдруг встрепенулись они, чего-то почуяли, подняли головы. И будто ожили, распустили колючки кусты чертополоха, зажглись во тьме темно-красные цветы. Чу! - ночь близка. А вместе с ней оживают таинственные неведомые существа. Кто это появился из темноты. Пастух? А может, полевик, древний дух этой поляны? Кто знает... Тревожна, пуглива, полна чудес ночная пора...



«Сирень»,1900г.
Холст, масло 160 х 177. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Покачала головой царевна-Лебедь, посмотрела на третью картину. И там тоже вечер. И светятся в полутьме, как прозрачные драгоценные камни, тяжелые гроздья сирени... Как их много! Как они прекрасны! А вот соткалась под кустом, словно из ночной тени какая-то фигурка. Кто это? Сирень, ожившая к ночи и превратившаяся в девушку? Или какое-то другое существо? Непонятно, но красиво, тревожно и... сказочно.



«Богатырь». Декоративное панно. 1898г.
Государственный Русский музей Санкт-Петербург

Ну, это художник так художник, - улыбнулась царевна-Лебедь. - Этому все по плечу будет. Ну-ка, голубушка, - сказала она улыбающейся старушке, - пригласи его к нам. Только поласковее будь с ним, не обидь его чем. Настоящие художники народ нежный, того и гляди - осерчает.
- Не беспокойся, краса моя ненаглядная, - кивнула старушка. Сложила ручки, присела - и вот уже уточка стремительно пролетела в небе.
Всего несколько минут прошло - глядь! - стоит перед царевной Лебедь сам художник. Невысокий, светловолосый, голову гордо поднял, брови нахмурил - сердится, видно.
- Прости, что без спросу побеспокоили тебя, - зажурчала, словно реченька, царевна-Лебедь. - Знаю я, что художник ты необыкновенный. Неволить я тебя не хочу, но никто, кроме тебя, мой портрет написать не сумеет. Может, не будешь зла на меня держать, услужишь свекру моему, царю Салтану?
Посмотрел-посмотрел на нее Врубель и вдруг... улыбнулся!


«Царевна-Лебедь»
Эскиз одноименной картины. 1900г.

Отчего ж не написать, - ответил он. - Попробовать можно. Уж больно ты на мою жену похожа!
- И кто же у тебя жена? - спросила, немножко обидевшись, царевна-Лебедь. - Как ее звать?
- Зовут ее Надежда. Она у меня певица. И голос у нее необыкновенный - нежный-нежный, ровный-ровный, как говор ручейка.
- Ну что ж, тем более, - говорит царевна-Лебедь. А сама еще больше рассердилась. Еще бы, ни у кого ведь такого голоса, как у нее, не было.


«Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок», 1904г.

А художник посмотрел на нее, да и говорит:
- Ну-ну, не сердись! Ты же все-таки волшебница. Покажи-ка мне лучше, как лебедью-то становишься.
- Ну, смотри, - усмехнулась царевна-Лебедь.
Наклонила она голову, руки вверх подняла, махнула ими - глядь! - превратились руки в крылья, платье - в белые пушистые перья, шея стала гибкой и длинной, только глаза остались прежними - огромными, печальными, с длинными пушистыми ресницами.
- Ох, хороша! - не выдержал художник. - Ничего не скажешь, чудо-красавица!
- То-то же! - подумала царевна-Лебедь и тотчас обернулась опять человеком.


«Царевна-Лебедь»,1900г.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

Такой и написал ее Врубель на портрете. Оглядывается на нас, словно приглашает в свою сказочную страну, зовет своими прекрасными глазами. Жемчугом и серебром отливает ее наряд. Таинственно светятся в сумерках драгоценные камни в короне и кольцах. Облаком поднимаются вокруг лебединые крылья - миг, и превратится чудо-царевна в красавицу-Лебедь.
- Ну что ж, спасибо, художник, - сказала царевна-Лебедь. - Такой портрет можно и в царские палаты повесить. Чем заплатить мне за твою работу?
- Если можешь, подари один из твоих нарядов моей жене, - попросил Врубель. - Ты не знаешь, может быть, что о тебе и князе Гвидоне сочинили оперу и моя Надежда выступает в твоей роли. Вот будет чудо, если она появится на сцене в таком наряде!



«Дама в лиловом».
(Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель), 1904г.

Ну что ж, - решила царевна. - Это можно.
А потом спросила:
А что ты сейчас делаешь? Что задумал?
- Сейчас... Сейчас я пишу “Демона”..
- Разреши мне посмотреть, - попросила царевна-Лебедь. - И сказала Настасьюшке:
- Покажи, сделай милость!


«Демон сидящий», 1890г.
Холст, масло 114 х 211
Государственная Третьяковская галерея. Москва

И тут же возникла в воздухе огромная, удивительная картина. Окруженный громадными, будто из разноцветных граненых камней сделанными цветами, где-то высоко-высоко, в горах, а может быть и вовсе не на Земле, сидит на ней могучий человек. Нет... конечно, это не человек... А кто же это? Может быть, какой-то молодой Бог? Но почему его лицо так печально? Почему его глаза словно ничего не видят? Куда смотрит он? О чем думает?
Посмотрела на картину царевна-Лебедь, нахмурила брови.
- Смотри, художник, сказала она. - С Демоном шутки плохи. Он прекрасен, как ангел, но у этого ангела злая душа. У него тысяча лиц и никогда ты не узнаешь истинного. Забудь о Демоне - вот мой совет. Я знаю, что говорю. Он запутает тебя, закружит, сведет с ума. Это все, чем я могу тебе помочь...



«Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова "Демон"», 1890-91гг.

Побледнел Врубель, покачал головой.
- Нет, царевна, - сказал он. - Спасибо за совет. Но никто не сможет этого сделать, кроме меня. А я смогу.
- Тебе решать... - печально промолвила царевна и пропала. Осталась жить на своем прекрасном острове, в своей счастливой сказке.


«Принцесса Грёза». Панно. 1896г.

А у художника была другая судьба. Не послушался он царевны и написал еще одну картину с Демоном. Долго кружил ему голову Демон, являлся во сне, мучил наяву. Даже когда картина была уже на выставке, Врубель все еще переписывал лицо, все пытался поймать его настоящее выражение. Но так и не сумел. А потом сошел с ума.
Сказки бывают и с печальным концом...



«Демон поверженный»,1902г.
Холст, масло 139 х 387. Государственная Третьяковская галерея. Москва



«Аллегория Нижегородской ярмарки». 1895г.



«Гензель и Гретель»
(Т.С.Любатович и Н.И.Забела в ролях оперы З.Гумпердинка). 1896г.


«Желтые розы», 1894.
Триптих "Цветы" для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Правая часть триптиха
Холст, масло. 134.5 x 135.5 см Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля



«Жемчужина». 1904
Картон, пастель, гуашь, уголь 35 х 43,7
Государственная Третьяковская галерея. Москва



«Левая рука художника», 1882г.



«Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача», 1884г.



«Портрет Константина Дмитриевича Арцыбушева»
1897
Холст, масло 101,5 x 136,7
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Привет, читатель. Если ты еще не смотрел мои предыдущие уроки о птицах, то советую посмотреть уроки про и . А в сегодняшнем уроке я покажу, как нарисовать лебедя карандашом поэтапно . Лебедь – это символ любви, верности и всего хорошего, что только есть в отношениях мужчин и женщин. Влюбленные часто приходят на озеро, дабы покормить лебедей и просто полюбоваться ихней красотой. Даже одинокие люди любят смотреть на этих птиц. Предполагаю, что белые лебеди ассоциируются с образом ангелов. Понаблюдайте за этой птицей на пруду: она чарует своим грациозным и плавным движением по воде, величественным и царским изгибом длинной шеи. И неспроста, встречается нам в сказке Пушкина царевна-лебедь. Думаю, писатель тоже заприметил в этой птице особую красоту и великолепие.

Как нарисовать Лебедя карандашом поэтапно

Итак, приступим к рисованию. Шаг первый.
В центре листа нарисуем окружность. Ниже расположим симметрично фигуру, похожую по форме на яйцо. А теперь нам нужно аккуратно изогнутой линией соединить их — получится туловище. Рисовать нужно аккуратно. Шаг второй. Сверху нарисуем меленький круг для головы лебедя. И соединим его с туловищем линиями.
Шаг третий. Линией покажем уровень глаз и добавим клюв лебедя. Показано желтеньким.
Шаг четвертый. На клюве лебедя сверху есть особая окраска клюва. Сделаем ее черной. Добавим круглый глаз. Видно только один глаз.
Прорисовываем голову. Сначала клюв: вытянутый и не очень острый. Обведем макушку головы несколько раз, оставив маленький Шаг пятый. Обводим эскиз по контурам — получится хороший набросок рисунка лебедя. Волнистыми линиями снизу показывает то, что он находится на воде.
Шаг шестой. Сделаем ему хвостик. У всех птиц хвост примерно одинаковый, за исключением каких-то экзотических. Это перья торчащие из задницы.
Шаг седьмой. По шее делаем штриховку в виде буквы дабл’ю W, это создаст эффект оперения лебедя. Вокруг птицы рисуем волны.
Шаг восьмой. Беремся за задний фон. Обычно в водоемах растут камыши всякие.
Шаг девятый. Кроме растительности можно еще нарисовать тучи для реалистичности. Штрихуем задниц фон и обводим контуры тела лебедя, чтобы он выделялся на фоне.
Шаг десятый. Завершающий этап:
Это был урок о том, как рисовать лебедя карандашом поэтапно . Успехов Вам! Еще интересные уроки.

«...Ты светлая звезда таинственного мира,
Куда я возношусь из тесноты земной,
Где ждет меня тобой настроенная лира,
Где ждут меня мечты, согретые тобой...»

Пётр Вяземский

Все сказочные фольклорные сюжеты о превращении человека в Лебедя, включая классический русский образ Царевны-Лебеди, восходят к гиперборейской традиции.

Морское божество Форкий — сын Геи-Земли и прообраз русского Морского царя сочетался браком с титанидой Кето. Их шесть дочерей, родившихся в гиперборейских пределах, изначально почитались как прекрасные Лебединые девы. О Форкидах, подобных Лебедям, обитающих на краю земли, окутанной вечной ночью, рассказывал еще Прометей в великой трагедии Эсхила.

Сказочные создания, по преданиям, как и полагается Лебединым девам, часто появляются у реки, сбрасывают лебединое оперение и плещутся в прохладной воде. Лебединые девы, сбросившие лебединое одеяние, превращаются в волшебных красавиц.
Образ Лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю культуры народов Евразии: от древнейшего ковша в виде Лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки (III—II тыс. до н.э.) на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с лебедиными крылами. Крылатые девы со стилизованным оперением встречаются и на русских вышивках.

Дева-Лебедь (Леда, Лада) — древний и всеобъемлющий образ. Сюжет брака человека с Лебедем или превращения в Лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов, в т.ч. Царевна-Лебедь.

И Пушкин каким-то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу Лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Родионовной. Поэт искал главную линию событий, которая так свободно потом соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице-матери. В окончательном — их творит царевна-Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного Лебедя. Портрет-описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон:

Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Пожалуй, самым необычным и притягательным женским образом, является «Царевна-Лебедь», картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.
В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму, и только последний раз обернулась, чтобы сделать прощальный взмах крыльями.

Ария Царевны-Лебедь из оперы Римского-Корсакова

1900 г.
В этой работе художника есть что-то таинственное и тревожное - недаром «Царевна-Лебедь» была любимой картиной Александра Блока.

* * *
Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.

Жизнь и смерть в круженьи вечном,
Вся - в шелках тугих -
Ты - путям открыта млечным,
Скрыта в тучах грозовых.

Пали душные туманы.
Гасни, гасни свет, пролейся мгла...
Ты - рукою узкой, белой, странной
Факел-кубок в руки мне дала.

Кубок-факел брошу в купол синий -
Расплеснется млечный путь.
Ты одна взойдешь над всей пустыней
Шлейф кометы развернуть.

Дай серебряных коснуться складок,
Равнодушным сердцем знать,
Как мой путь страдальный сладок,
Как легко и ясно умирать.

1906

Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.

«Царевна-Лебедь» (1900 г) – это одна из самых загадочных картин Врубеля. Сюжетно этот образ связан с русскими сказками и мифологией, а также со знаменитыми литературными образами – царевны-лебеди из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина, а также героини оперы Н. А. Римского-Корсакова по сюжету всё той же сказки Пушкина. Партию Царевны-Лебеди из оперы пела жена Врубеля – Надежда Забела-Врубель. Художник любил воплощать образ горячо любимой жены во многих своих картинах.

Однако в этой картине живописца нет никакого даже отдалённого сходства ни с женой – лицо Царевны-Лебеди нисколько на неё не похоже, ни с героинями сказок Пушкина и Римского-Корсакова. Там – сплошной мажор, радость, это хотя и волшебные, но вполне «земные» образы. Царевна-Лебедь из сказки выходит замуж за любимого человека, и с её помощью жизнь сказочных героев налаживается и протекает благополучно и счастливо.

Но не такова Царевна-Лебедь Врубеля. Её лицо мистично и отстранённо. Её глаза полны знаний неведомых человеку тайн бытия. Вряд ли такая дева станет женой человека. Её удел – иная любовь, и иные, неведомые человеку просторы.

От человека у этой девы-птицы лишь лицо, руки да длинная коса. Но это лицо непостижимо и загадочно. Не оторвёшься от тёмного омута её глаз, заглядывающих тебе в самую душу. Эти глаза и выражение лица печальны и тревожны. В них нет покоя. Кто знает, что видели они в том мире, откуда пришло это создание, и какие тайны ему открыты. Когда смотришь на это лицо, то начинают волновать какие-то тревожные предчувствия, а в душу закрадывается ощущение беды.

О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката. Тёмные краски моря и неба сливаются на горизонте в единое целое, и лишь розовая полоска уходящего солнца разделяет их. Сама дева-птица изображена посреди этого сумрачного и тёмного бескрайнего моря, она словно появляется из воды, соприкасается с ней. В неё ощущается слияние двух стихий – воздуха, в который она может вот-вот подняться на своих огромных белоснежных крыльях, и воды – морской пучины, которая скрывает в своих недрах удивительные тайны, и может быть страшной и суровой, гневаясь и вздымая волны до небес.

За спиной сказочной дивы – тёмный дремучий лес. Перед ней – таинственные огни таинственного острова. Сама дева не приближается к нам, а удаляется – она вот-вот уйдёт во тьму, и кажется, что она в последний раз обернулась, чтобы что-то сказать, но так и не разомкнула уста.

От её прекрасного лика с тонкими чертами лица, полными чувственными губами, худощавого овала лица, огромных, проникновенных и каких-то непостижимых глаз, тонкого кружева фаты, сияния драгоценных камней на короне и на перстнях, воздушности белоснежных крыльев веет неземной красотой и благостью. Эта дева напоминает лик ангела. Но ангела не только чуткого и ранимого, но и отстранённого от человека. Во всём ощущается – что она – существо из других миров, а не из этой бренной земли.

Хочется бесконечно гадать, какую тайну скрывает это лицо, что видела она на этой земле? Откуда появилась и куда уйдёт? Это дева, а значит её образ связан с любовью. Раз она окружена привычным для нас пейзажем – лесом, морем, то значит она на земле. Откуда же она идёт? От любимого? Что за история, какие отношения связывают её с ним? И почему она не смогла остаться? Обидел ли он её, не смог оценить и принять её любовь, или, напротив, сохнет с тоски за этим неземным созданием, которое должно уйти туда, откуда появилось. Куда, в какие тёмные дали теперь уходит Царевна-Лебедь?

Это картина о том неведомом, к чему так неизбывно манит человеческую душу – от привычной жизненной рутины к сказке, к мифу, к непостижимой тайне бытия. И Врубель-художник прекрасно сумел передать и выразить манящую тревожность и загадочность этого образа таинственной символикой чистых цветов, игрой отсветов, сумрачным колоритом картины.

Хочется до бесконечности смотреть на таинственное полотно, разгадывая те загадки, о которых молчит прекрасная Царевна-Лебедь.