Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Береги платье снову, а здоровье смолоду. Береги лицо смолоду! Смотреть что такое "Береги платье снову, а честь смолоду." в других словарях

Береги платье снову, а здоровье смолоду. Береги лицо смолоду! Смотреть что такое "Береги платье снову, а честь смолоду." в других словарях

Пословицы используются человеком уже на протяжении многих веков. Они не являются обычными строками, которые имеют созвучие или рифму. Это нечто большее, что дает возможность осознавать нормы и правила поведения в обществе, а также отражает моральные убеждения и противоречивость высказываний. Используя всего пару фраз пословицы, можно объяснить многим важную концепцию бытия в целом. К сожалению, не каждый правильно расшифровывает их, тем самым нарушает всю картину описываемого действия.

Народная мудрость

Как правило, все существующие пословицы в мире считаются народными, то есть их придумывал не один человек, а многие люди. Таким образом, в них сокрыт громадный опыт, накопленный столетиями, который и по сей день является уместным. Понятное дело, что все они были преобразованы многократно, с момента своего появления на свет, и тем не менее сама суть таких посланий из прошлого будет важной до скончания веков.

Среди множества подобных народных высказываний в современной жизни очень часто используется такая пословица: «Береги платье снову, а честь смолоду». Но что она означает и правильно ли ее толкуют люди разных возрастов? Как показывает практика, чаще всего ее понимают правильно те люди, которые уже имеют большой жизненный опыт. А предназначается она скорее для молодых, которые только начинают взрослую жизнь. Поэтому крайне важно из этих красивых слов выделить и понять истину.

Учение на века

Трудность понимания многих пословиц заключается в их метафорическом высказывании, которое порой тяжело понять без подсказок и трактовок. Таким образом, пословица «Береги платье снову, а честь смолоду» может быть понята буквально, т. е. как напутствие ухаживать за нарядом. Но только главной составляющей здесь является именно вторая половина фразы. Она гласит, что человеческую честь нужно беречь изначально, ведь, запятнав ее, уже никогда не получишь возможности очиститься. Точно так же и старому платью никогда не стать новым, сколько бы его ни чистили и ни стирали.

Высказывание «Береги платье снову, а честь смолоду» значение имеет большое для всех молодых людей. Ведь именно они, начиная взрослую жизнь и не зная, как правильно себя вести во многих ситуациях, допускают массу ошибок, которые очень часто ставят жирное пятно на их репутации. Поэтому эта пословица считается скорее наставлением и указателем на жизненном пути для всех подростков.

Когда приходит осознание

В основном о всевозможных пословицах люди узнают еще в школе, когда изучают устное народное творчество на уроках литературы. И, как правило, они не имеют никакого значения для ребенка, а идут как навязанный учителями материал, который нужно учить только ради оценок. Просто ребенок еще не обладает тем багажом знаний, которые будут столь важны во взрослой жизни. Поэтому пословица «Береги платье снову, а честь смолоду» для школьника является лишь красивой фразой, и ничем более.

Осознание важности этого высказывания придет только во времена, когда ребенок вырастает и попытается самостоятельно сделать выбор между решающими его судьбу вещами. Возможно, в этот период он сможет вспомнить и проанализировать сие мудрое изречение и впоследствии примет правильное решение.

Была бы честь!

Многие люди иногда думают, что поступают правильно, согласно высказыванию «Береги платье снову, а честь смолоду», а на самом деле они очень сильно заблуждаются. Все происходит оттого, что не каждый понимает верно определение «чести». Или даже правильней будет сказать, что у каждого оно свое. Например, если взять двух человек, один из которых будет бандитом, а другой офицером, то каждый из них будет действовать согласно своим нормам поведения и устоявшимся взглядам. И каждый, по его меркам, будет защищать свою честь, вот только бандитская будет противоречить всем правилам поведения в обществе.

Таким образом, в пословице «Береги платье снову, а честь смолоду» смысл кроется глубокий, нужно только правильно истолковать понятие чести. А оно, в свою очередь, должно быть единым для всех жителей планеты и базироваться на общих нормах поведения. Другими словами, человек чести - это личность, обладающая благородством, смелостью, справедливостью, честностью, а также многими другими положительными качествами.

Наедине с собой

Бывают в жизни ситуации, когда человек, в прямом смысле этого слова, идет на сделку со своей совестью. Утешая себя тем, что о его поступке никто и никогда не узнает. Но этим утверждением он загоняет себя в ловушку. Ведь самые страшные муки - это муки совести, от которых никуда не спрятаться. Поэтому нужно прислушаться к высказыванию «Береги платье снову, а честь смолоду». Пословица эта указывает не только на возможные, видимые для людей ошибки человека, но и на его собственные переживания, терзания от выполнения плохих поступков.

Только с чистым сердцем и хорошими помыслами можно прожить счастливую жизнь. Поэтому их, согласно народной пословице, нужно все время беречь от гнилых и черных мыслей. Ведь в противном случае невозможно будет все повернуть вспять.

Многозначительная репутация

Репутация для каждого человека имеет большое значение, ведь по ней можно понять, что он собой представляет. Конечно же, никто не захочет иметь дело с тем, кого считают вором или, скажем, обманщиком, аферистом. Поэтому пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду» объяснить в этом ракурсе очень просто. Чем больше человек будет следить за своими словами и поступками, тем лучше к нему будут относиться окружающие.

Следует уделять внимание своим поступкам и мыслям, многократно обдумывать предстоящие дела, и так - на протяжении всей своей жизни. К сожалению, в нынешние времена не многие живут по таким принципам. А раньше, в эпоху рыцарей, придавали огромное значение каждому сказанному слову и никогда не бросали их на ветер. Потому что их репутация ценилась, слава и почет передавались от прадедов к внукам. Очень жаль, что нельзя вернуть те времена, тогда бы, наверное, каждый смог понять и оценить выше упомянутую пословицу. Ведь ответить за содеянное, поплатиться за нарушение чести и достоинства пришлось бы не простыми оправдательными фразами, а своей жизнью и фамильными ценностями.

– Отец Александр, «Мне изменила девушка, с которой меня связывали сильные чувства и близкие отношения, – пишет Станислав. Мы по-прежнему любим друг друга, но вырвать этот эпизод из памяти я не в силах. Жизнь стала невыносимой от страданий. Помогите…»

– Помоги, Господи, Твоему скорбящему созданию! Беда в этой тяжелой трагедии не только в том, что конкретная девушка изменила конкретному юноше. Проблема в том, что вообще близкие отношения до брака стали нормой для большинства потенциальных женихов и невест. В православии этому греху есть вполне определенное название – блуд. Да и чистота самого брака мало кого волнует ныне: блуд и прелюбодеяние стали эпидемией, которая калечит судьбы миллионов людей. Главное – стремление к комфорту и наслаждениям, а менять, как теперь говорят, «партнеров» у многих считается доблестью. К великому сожалению, высокие качества души человека – благородство, честь, целомудрие – стремительно выходят из реальной жизни. Еще немного, и люди забудут эти достойнейшие слова. Только вот заповеди Божии никто не отменял, и нарушивших их по-прежнему неизбежно, как и в рассматриваемом нами случае, постигает возмездие. Причем, нельзя сказать, что это Господь так человека карает. Такова природа вещей: если ты один раз что-то сделал – невольно ли, по глупости ли, нечаянно ли, это уже свершившийся факт, который изменить нельзя. Жизнь человека подобна чистому листу бумаги: что ты своей рукой напишешь, то и будет на нем. Конечно, нельзя сказать, что Господь не простит, не помилует, и что жизнь уже кончилась. Но нечто, даже из-за одного неверного шага, можно потерять навсегда. Сказано же: «Не прелюбодействуй»…

– Видно, что молодой человек, доверивший нам свою печальную историю, искренне переживает. Вопрос очень личный, и через газету его при всем желании вряд ли решишь…

– Безусловно, здесь требуется огромный духовный труд самих юноши и девушки и серьезная помощь духовного наставника, с тем, чтобы внимательно и разумно во всем разобраться и, главное, сделать правильные выводы. Впереди целая жизнь, и очень важно именно сейчас сопоставить причину и следствие происшедшего. Где дал трещину нравственный фундамент человека? Ведь зачастую коснувшуюся нас беду, болезнь, катастрофу и так далее мы считаем всего лишь несчастным случаем, не зависящим от нашего нравственного устроения.

Воспитание нравственности должно начинаться с самого раннего детства. Важно, чтобы родители старались давать детям широкое образование, дабы те вырастали культурными людьми. Русская культура веками формировалась под влиянием Церкви, поэтому она несет в себе глубочайшие пласты высокой христианской нравственности, расширяет кругозор человека и наполняет тем важным и нужным житейским опытом, который помогает в трудных ситуациях находить достойный выход из положения. Идеал близкого ли вам человека, литературного ли героя, подвижника ли веры всегда должен присутствовать в семейной жизни, чтобы одухотворять ее, поддерживать, вдохновлять на сопротивление злу…

Подчас решение очень важных и глубоких духовных проблем просто блестяще подсказывает нам классическая литература. В качестве одного из примеров хочется привести роман «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Молодым людям, обратившимся к нам за помощью, и всем другим предлагаю прочитать его заново. Это одно из лучших, если не лучшее, произведение мировой культуры – совершенное по форме и глубоко православное по духу. К сожалению, по школьной программе его изучают слишком рано, когда подростки попросту не готовы к правильному восприятию. Кроме того, еще от советских времен, было принято относиться ко всем литературным героям исключительно с классовых позиций, что, естественно, резко искажало смысл произведения.

Если посмотреть на «Капитанскую дочку» глазами православного человека, то просто поражаешься, насколько глубоко охвачены в ней проблемы устроения благородной христианской души! Пушкин не случайно взял за эпиграф русскую народную пословицу «Береги честь смолоду»: что такое благородство, что такое честь и что такое целомудрие в отношениях молодых людей – все это можно очень хорошо и глубоко изучить по этой замечательной книге.

Конечно, Пушкина пересказывать нельзя, его надо читать, тем не менее, давайте кое-что вспомним. В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные пугачевщине, в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие.

Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившегося в метели Гринева и его верного слугу Савельича к жилью. В благодарность за спасение Гринев отдает «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп. Тот (это был не кто иной, как мятежник – донской казак Пугачев) с поклоном его благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». И, действительно, помня об этом благородном поступке, Пугачев в будущем сохранит жизни и самого Гринева, и его возлюбленной, Марии Ивановны Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, где служил молодой офицер.

В «Капитанской дочке» Машеньке Мироновой автором отведено сравнительно мало места, но глубокий, сокровенный образ этой девушки, я бы сказал, сверхъестественно-прекрасная внутренняя красота ее души, несомненно, делают капитанскую дочку главной героиней повести. Офицер Швабрин препятствует любви Машеньки и Петра, плетет интриги. Машенька же, «благоразумная и чувствительная», безошибочно почувствовав своей чистотой низость и подлость этого человека, решительно отвергает его ухаживания: «Ни за какие благополучия!»

Вскоре крепость захватывают мятежники. Сколь ярко Пушкин описывает то, как во время бунта проявляются высокие качества одних героев и низость других! Родители Машеньки, Иван Кузьмич и Василиса Егоровна, отказываются присягать Пугачеву и бестрепетно, не изменяя чувству долга, умирают за то, что считают святыней своей совести. Смерть ждала и Петра Гринева, но Пугачев милует его. «Обещаешься ли служить мне с усердием?» спрашивает он Гринева. Гринев же не только не присягает на верность, но даже не обещает Пугачеву не служить против него: «Голова моя в твоей власти, … отпустишь меня – спасибо, казнишь – Бог тебе судья».

«Суровая душа Пугачева была тронута». Мужество, честность, искренность человека, не покривившего душой, даже когда жизнь была на волоске, поражают Пугачева, и он отпускает офицера «на все четыре стороны». Гринев уезжает за помощью в Оренбург, ведь в Белогорской крепости осталась Маша, которую попадья выдает за свою племянницу.

Резким диссонансом выглядит образ Швабрина, ставшего в час испытания изменником и предателем. Воспользовавшись тем, что его назначают комендантом крепости, он вновь пытается добиться руки капитанской дочки и, получив отказ, заточает в неволю непокорную девушку. Гринев узнает об этом и, по стечению обстоятельств уже вместе с Пугачевым, едет в Белогорскую крепость. Швабрин мечется как трус, не желая пропустить их к Марье Ивановне, но Пугачев выбивает дверь в светлицу. «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Мария Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба» Она не сразу догадалась, что пожаловал убийца ее родителей и, указывая на Швабрина, с достоинством сказала: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят»…

Наш великий соотечественник и современник описываемых событий Александр Васильевич Суворов говорил: «Мне честь моей дочери дороже жизни и собственной чести». Такое отношение было к чести! Машенька Миронова эту высоту и явила. Более того, когда оклеветанный Швабриным Гринев был осужден и приговорен к ссылке в Сибирь, эта хрупкая провинциальная девушка, ничего, кроме Белогорской крепости в своей жизни не видевшая, отважилась поехать в Петербург к самой императрице, чтобы спасти от позора и несправедливого наказания своего возлюбленного.

Пушкин гениально описывает, как это могло быть. В летнем саду Машенька встречается с дамой средних лет, в которой все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность». Девушка искренне поведала незнакомке, представившейся ей фрейлиной императрицы, цель своего приезда.

«Вы просите за Гринева? – изумленно спросила дама», прочтя в поданной ей бумаге имя жениха девушки. – «Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

– Ах, неправда! – вскрикнула Марья Ивановна.
– Как неправда?»

Машенька «с жаром рассказала» свою историю. Видя чистоту удивительной девушки, императрица (а это была императрица) поверила ей на слово! «Бедная сиротинушка» смогла повлиять на всемогущую императрицу и изменить судьбу своего возлюбленного, с которым у нее были исключительно чистые отношения. Вот что такое чистота, и какой необыкновенно творческой силой она обладает!

Можно привести массу потрясающих примеров и из современной жизни. Я очень советую прочитать книгу воспоминаний Ольги Пономаревой о ее отце, священнике Григории. Она родилась в 1930 году, тогда ее отец был дьяконом, и на 40-й день крестил новорожденную. В ту же ночь его арестовали, и увидела она своего отца только через 16 лет. Вместе с мамой они терпеливо ждали его, смиренно снося все трудности и невзгоды. Пройдя через нечеловеческие испытания тюрьмой и лагерями, отец Григорий вернулся домой. Множество удивительных чудесных случаев явил Господь этой благородной семье. Самое последнее чудо – то, что родители Ольги, прожив вместе отпущенный Богом отрезок жизни, умерли в один день. Мы же (добровольно!) теряем то, что должны бережно и нежно сохранить. Потому и не видим удивительных наград от Господа, которые заслуживают лишь верные и преданные люди. Раньше в народе таких называли прекрасным словом «однолюбы», у которых любовь одна: раз и навсегда…

– Батюшка, старшеклассница Наталья спрашивает: «Почему даже если я знаю, что что-то делать нельзя, все равно делаю? Как с этой напастью справиться?»

– Это в буквальном смысле напасть – нападение сил зла. В том, что сложно им противостоять, чаще всего мы виноваты сами. Известно, что вокруг нас существует огромное множество болезнетворных микробов. Они способны отравить организм и вызвать тяжелые болезни. Этому препятствует иммунитет – наисложнейшая система человеческого организма, которая противится их неограниченному размножению. Но естественную, заложенную самой природой защиту можно подорвать, если, к примеру, вести нездоровый образ жизни. Как результат – обретение той или иной тяжелой хронической или даже неисцелимой болезни. Так же происходит и с душой человека, только здесь речь идет не о физиологической, а о нравственной, вернее, безнравственной, инфекции.

Зачастую искушение начинается с мысли. Если ты эту мысль сразу прогонишь, не допустишь к себе в душу, то останешься внутренне спокойным человеком и сохранишь свое человеческое достоинство. Если же откроешься перед этой мутно-зловонной жижей, она захлестнет твою душу так, что, в конце концов, ты ею и захлебнешься…

Так и молодые люди, я имею в виду Станислава и его девушку, о которых мы говорили сегодня, когда-то переступили этот самый нравственный порог, забыв о чистоте отношений. То, что для Машеньки Мироновой было свято, для них оказалось не столь драгоценно. Удивительно прекрасная добродетель целомудрия вложена в саму женскую природу. Каждая девушка должна хранить ее, а юноша защищать. Молодые люди и страдают от того, что не исполнили своего нравственного долга…

Афонский старец Паисий Святогорец очень удачно лукавого называл пренебрежительным словом «тангалашка».

В таинстве крещения требуется, чтобы крещаемый «и дунул и плюнул на него», – лукавый большего и не заслуживает. Бояться его не надо, но необходимо реально сознавать, насколько он чудовищен и силен. При этом необходимо понимать, что хотя он и могуществен, но далеко не всемогущ. Всемогущ только Один Господь, и если с Господом, если с Церковью, тогда ты сможешь удержаться от любого греха.

– Отец Александр, молодые люди зачастую просто не видят примеров целомудрия в тех, кто живет с ними рядом: ни во взрослых, ни в своем окружении…

– Может быть и так, но каждый сам делает выбор между добром и злом. Был такой случай. За девушкой стал ухаживать молодой человек, у которого, кстати, она была далеко не первая. Когда он добился желаемого, то воскликнул: «Ты такая же, как все!» – и перестал с ней встречаться. Казалось бы, согласно современным представлениям, тут нет ничего особенного: все так живут, и все так поступают. Однако как мучительно эта несчастная девушка переживала свою трагедию! Думая, что встретила любящего человека, она обманулась и сама себя добровольно отдала на поругание: никакой любви, о которой он так красноречиво ей говорил, не было. Он воспользовался бедняжкой для удовлетворения своей похоти и утверждения мужского самолюбия.

Cамым ужасным для нее было то, что в его словах прозвучала горькая правда, ведь она – неповторимая личность, единственный в своем роде человек, – сама унизила себя, позволив, чтобы кто-то воспользовался ею, как объектом наслаждения или самоутверждения.

Что привело к такому несчастью бедную девочку? Можно лишь предположить, что ее нравственное падение произошло не в один миг. Может быть, и книжки она почитывала развращающие, и фильмы смотрела блудные, вела с девочками какие-нибудь далеко не скромные беседы, кокетничала с мальчишками, выпивала, курила, может быть… Все это постепенно, шаг за шагом, растлевает человека, а потом уже, как стихийное бедствие, грех смывает нравственную плотину, которая служила духовной защитой. Когда приходит момент искушения, человек уже просто не в состоянии бороться с собой, с греховным соблазном. Под влиянием блудных помыслов, которые в твою кровь вбрасывает соответствующий гормон, кровь начинает кипеть. Поди, справься с ней!

– Однако даже апостол Павел говорил: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Бедный я человек!» (Рим. 7. 18).

– Верно, только спустя годы он сказал уже совсем по-другому: «Все могу в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе» (Флп. 4. 13). Конечно, тех, кто может дойти до такой вершины духа, немного. Это особые избранники, которые не щадят себя в борьбе с лукавым. Апостол Павел так и говорит, обращаясь к нам, к христианам: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12:3-4). Машенька Миронова была готова умереть, но не согрешить. Так же как и родители Машеньки, так же как и Петр Гринев. А у нас «кишка тонка»: ах, как же до крови сражаться?!

Для человека верующего, с глубоко религиозным устроением души, земная жизнь не является главной ценностью. Да, это огромный дар Божий, но, тем не менее, есть нечто важнее жизни: это верность Богу, верность Церкви, верность заповедям Божиим, готовность до смерти сражаться, подвизаясь против греха. Вот тогда человек оказывается победителем, перед которым, действительно, можно благоговейно преклонить свою голову и подумать: «Дай Бог и мне быть таким же»…

Но, повторюсь, нет греха, который Господь бы не простил. Нужно идти в храм, нужно приносить пред Господом глубокое, искреннее покаяние, чтобы не погибнуть. Глядишь, и все с Божией помощью постепенно устроится. Может быть и Станислав найдет силы великодушно простить заблуждение избранницы, а может быть – как дар от Бога за покаяние, за очищение через страдания – встретится на его пути та, которую не склонить ко греху никакими соблазнами, которая сохранит свою чистоту неповрежденной и нерастраченной. Такой девушке можно верить, с такой девушкой можно смело связать судьбу навсегда…

– Похоже, что у нас есть вопрос именно от такой девушки. Пишет Ольга: «Мне 25 лет, а я одинока. Знакомые девчонки, зная, что я хожу в церковь, посмеиваются надо мной, дескать, погреши, поживи в свое удовольствие, а потом покаешься. Мне от этих слов порой плакать хочется…»

– «И добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока», – писал Уильям Шекспир в известной трагедии «Гамлет». Увы, и в наш век целомудрие подвергается осмеянию. Повторюсь, это одно из самых страшных явлений нашей жизни! Тем не менее, законы нравственности действуют независимо от того, признает их человек или нет. Можно предположить, что когда-нибудь жизнь предъявит счет тем, кто сегодня грешит, да еще смеется над такими, как Ольга. Если я говорю об этом, это не значит, что я кому-то желаю плохого. Задача Церкви – человека предупредить. Почитай, послушай, подумай, что будет с тобой, если ты не будешь слушаться. Если ты хочешь «пожить для себя» – ты поживешь для себя, только помни, что при этом ты сознательно топчешь свое будущее, которое, придет время, грозным образом обрушится на тебя. Ты свою жизнь живешь первый раз, но до тебя прожили миллиарды людей, которые оставили свой опыт. Есть опыт положительный, высокий, а есть трагический, просто катастрофический. Так зачем повторять его? Расчет на то, что я сейчас поживу «в удовольствие», а потом покаюсь – очередной самообман. Грех – как наркотик. Человек, попавший однажды на этот страшный крючок, соскочить с него самостоятельно уже не может, его «ломает»…

Плакать, Оленька, надо не вам. Это счастье и милость Божия, что такие девушки, как вы, живут на белом свете и в наш «жирный век». Вы поступаете правильно, а ваши подружки просто заблуждаются. В том-то и дело, что, если девушка непреклонно хранит свою чистоту, она разительно отличается от окружающих!

Девушка должна быть неприступной. Только тогда мужчина, чтобы завоевать доверие и любовь своей избранницы, становится доблестным рыцарем. Только тогда проявляются его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, ответственность, доброта и нежность. Наберитесь терпения, и вы не пройдете мимо своего счастья…

Для того Господь и создал на земле Церковь. Жития святых, опыт людей близких нам и дальних, живших давно и недавно, об этом, совершенно однозначно, свидетельствуют. Человек же со сломленной волей не может себя остановить и поэтому свою слабость подгоняет под ответ: “Я потом исправлюсь…” Это ложь. Возможно не сможет.

О внутренней женской красоте, ее духовной природе, сказал Некрасов: “Есть женщины в русских селеньях (…) Пройдет, словно солнцем осветит, Посмотрит – рублем подарит”. О духовной силе этой красоты написал советский поэт Константин Симонов в стихотворении “Жди меня и я вернусь”. Приведем его заключительную строфу:

Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

Нельзя рационально объяснить, как, будучи неверующим человеком, К. Симонов мог признавать, что ожиданием можно спасти? Казалось бы, что для коммуниста, воспитанного на диалектическом материализме, это невозможно. Несмотря на это, Симонову, благодаря несомненному поэтическому таланту – дару Божиему, удалось проникнуть в факт духовной жизни. Целомудрие, как и каждая добродетель, обладает творческой силой. Действительно, молитвой, чистотой, стойкостью, мужеством можно спасти не только своего суженого, но и Россию. Хвала той, которая это понимает и хранит целомудрие, как святыню, врученную ей Богом. Горе и беда той, для которой нечистая жизнь становится нормой. Такая, если и пройдет, солнцем не осветит и рублем не подарит… Разве что долларом мутно-зеленого цвета.

Знакомо ли вам впечатление, которое производит росистый луг ранним летним утром? Восходит благодатное ласковое солнышко. На каждой травинке – капелька чистейшей воды, и в каждой капельке искрится и переливается солнечный лучик. Необыкновенная красота! Такова сокровенная красота чистой женской души, которая возвышает и облагораживает тех, кто с ней соприкасается.

Продолжая наше сравнение, представим, что проехал грузовик и разбрызгал грязную воду из лужи. Тот же луг, та же трава, но не те капельки, они уже ничего не отражают. В наше время так мало молодых людей сохраняет чистоту до брака, поэтому так много браков распадается. Современный человек гонится за удовольствиями, не думая о том, что брак – это труд, это ответственность, это воспитание детей, это необходимость обеспечивать семью.

Теперь у нас воспитание преимущественно женское, поэтому людей по-настоящему мужественных сейчас редко встретишь. Мало полноценных семей, но много распавшихся, треть детей рождена вне брака. Детей растят матери-одиночки, которые не могут правильно воспитать полноценного мужчину, а ведь нравственно здорового юношу воспитать труднее, чем девушку. И получилось так, что мужчины отошли дальше от своего призвания, чем женщины. Природа мужская более подвержена разлагающему влиянию, чем природа женская. Преступность, алкоголизм, наркомания, сквернословие – все это присуще мужской природе в большей мере, нежели женской. Женскую природу из нормы вывести труднее, но труднее и вернуть утраченное равновесие. Когда идеалом становится стремление к комфорту и наслаждению, а деньгами измеряют нравственность, тогда оказывается, что все напоказ и все на продажу. Целомудрие становится не только редким качеством, но даже и подвергается осмеянию. Вот это – одно из самых страшных явлений нашей жизни. Трагично, если девушка, которая по своей природе должна быть хранительницей целомудрия, теряет представление о том, что это удивительно прекрасное качество она должна беречь как зеницу ока, и поддается на дешевый обман.
У апостола Петра есть очень правильное, очень высоко-поэтичное высказывание, которое удивительно совпадает с темой сегодняшней беседы:

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (Пет. 1. 3-4). Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери. Дай Бог вам хранить и преумножать эту красоту!

Вопросы задавала Наталья Глебова

Сочинения по литературе: Береги платье снову, а честь смолоду(1)

С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, добро от зла, бескорыстие от зависти, учат, как правильно поступать в жизни, защищать честь и достоинство, и первым долгом родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим детям.

Семнадцатилетний Петр Гринев очень обрадовался, когда отец решил, что настало время идти на службу: «...Трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого». Когда матушка напомнила мужу «поклониться от меня князю Б.», чтобы он не оставил «Петрушу своими милостями», Андрей Петрович возмутился и решил, что вместо того, чтобы ехать на службу в Петербург «мотать да повесничать», «пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Отец Петра Гринева был прямым и честным человеком, с чувством собственного достоинства, и службу понимал как долг, а не как средство сделать карьеру. При прощании он сказал сыну: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь - смолоду».

По глупости и неопытности проиграв ротмистру Зурину сто рублей, Гринев посчитал этот долг долгом чести. Совесть Петра Гринева была неспокойна, раскаяние безмолвно, а честь сохранена.

В благодарность за оказанную помощь Гринев решает дать вожатому полтину на водку. Таким образом он хотел отблагодарить человека, выручившего его «если не из беды, то, по крайней мере, из очень неприятного положения». «Бродяга был чрезвычайно доволен... подарком» - хозяйским заячьим тулупом, пусть и немного маловатым.

Когда Гринев прибыл в Оренбург к генералу, в письме от батюшки были пожелания «держать в ежовых рукавицах» сына «и не давать ему воли», на что генерал ответил: «...ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине».

В Белогорской крепости Петруша знакомится с семейством Мироновых, и вскоре между дочерью капитана и Гриневым вспыхивают искренние чувства. Защищая доброе имя Маши от нападок Швабрина, Гринев кипел от негодования. В ответ на слова Швабрина: «...знаю по опыту ее нрав и обычай» Гринев обвинил (и совершенно справедливо) Швабрина во лжи, и они договорились о дуэли. Отговоры и «рассуждения благоразумного поручика» Ивана Игнатьича не подействовали на Гринева, тем более что Швабрин продолжал делать грубые намеки в адрес Маши. Первая попытка поквитаться оказалась неудачной, но желание наказать «дерзкого злоязычника» стало еще сильнее, вскоре представился и удобный случай. Только Савельич, который спешил на защиту своего воспитанника, помешал Гриневу нанести решающий удар Швабрину. После этой неудачной дуэли у Гринева с отцом вышла ссора. Отец очень сердился и собирался проучить сына, «как мальчишку», говоря, что «шпагу носить... которая пожалована на защиту отечества, а не для дуелей», он носить еще не достоин.

Это были только первые шаги Петра Гринева в постижении сложной науки защиты чести и достоинства. Полученные в детстве уроки помогли молодому человеку стать отважным, справедливым, великодушным, обязательным. Даже Пугачев оценил его честность, душевность, прямоту, и в этом проявилась незаурядность личности Пугачева, хотя, по убеждению Гринева, Пугачев - изверг, а его соратники - «шайка разбойников». Но истинные качества порядочного человека способен оценить каждый.

«Береги платье снову, а честь смолоду», - гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал ответственности за свой постыдный поступок. И совсем не позавидуешь тому, кто, единожды поступившись честью, сожалеет и мучается от содеянного всю жизнь. Однако это все не про пушкинского героя: поступая согласно наказу отца - беречь честь смолоду, Гринев не испытывает угрызений совести, вспоминая два года из своей юности.

Благородство Петра Гринева проявлялось и в малом и в большом. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым только познакомился. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги с просьбой простить долг не заставили Гринева сделать это: проигрался - отдавай. О чести Петр Гринев помнил даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться жизнью. Это подтверждает случай с дуэлью. Причем здесь Гринев сражается не за свою честь, а за честь любимой девушки.

Простить Швабрина, бесстыдно порочащего Машу Миронову только потому, что она отказала ему, Гринев не мог. Честь дворянина и благородного человека не позволяла молодому человеку сделать это. Можно возразить, что Швабрин тоже был дворянином. Но в этом и ответ: быть благородным, поступать по велению совести - удел не только дворян, сословие здесь не имеет значения, здесь важно воспитание, атмосфера, в которой растет человек.

А атмосфера в доме Гриневых была как нельзя более подходящей для того, чтобы из Петруши вырос высоконравственный человек. Мальчику было с кого брать пример. Пушкин от лица Савельича на первых страницах повести знакомит нас с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего...». Такими словами воспитывает старый слуга Петра Гринева, который впервые напился и вел себя недостойно.

Швабрин - полная противоположность Гриневу. То, что понятие чести незнакомо этому человеку, мы убеждаемся в той же сцене дуэли: используя замешательство Гринева, связанное с окриком Савельича, Швабрин наносит ему удар. Честь для Швабрина ничто по сравнению с жизнью. Чтобы спасти себя от смерти, он запросто становится на сторону Пугачева, бывшего противника, и без сожаления готов вершить суд над теми, кто еще недавно был ему если не товарищем, то сослуживцем и добрым знакомым. Машу Швабрин любит, однако это чувство далеко от благородства: используя свое положение завоевателя, а ее - сироты, он бесстыдно и грубо принуждает девушку стать его женой.

Совсем по-другому ведет себя в истории с Пугачевым Петр Гринев. Сначала он мужественно идет на смерть, потом честно признается Пугачеву, что не разделяет его взглядов. Эту прямоту, еще больше, чем благодарность за старую услугу, оценил крестьянский предводитель и помиловал Гринева. Здесь автор дает нам понять, что, уважая такие качества в других, Пугачев, без сомнения, обладал ими и сам.

Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Петр не хочет впутывать в историю с Пугачевым Машу Миронову, он слишком ее любит, поэтому и не называет имени девушки. А ведь поступи он иначе, ссылки могло и не быть.

Честь отличает и супругов Мироновых. Всю жизнь служившие императрице, не один раз встававшие на защиту крепости, эти люди предпочли честно умереть, чем сдаться противнику.

Конец повести сказочный. Огорченная ссылкой возлюбленного, в которой видит только свою вину, Маша едет в Петербург рассказать правду императрице. Счастливый случай сводит ее с дамой, приближенной ко двору, которая впоследствии и оказывается самой императрицей. Справедливость восторжествовала: приказ о ссылке Петра Гринева был отменен. Естественно, финал произведения приукрашен, но это совсем не случайно: Пушкин хотел показать, что благородный человек сохраняет достоинство в любой ситуации, а честь, благородство не останутся незамеченными, неоцененными. Доброе в человеке делает человеку добро - так должно быть и так бывает.

Каждый раз, когда мы слышим любую поговорку, например «Береги платье снову, а честь смолоду», нам интересны ее корни и значение при условии, что мы достаточно любознательны. В настоящей статье мы предлагаем размышление на тему пословицы, упомянутой выше.

Происхождение пословиц

Народ веками копит мудрость жизни. Всё примечают сметливые крестьяне: и когда проверять погоду на лето, и каким образом сажать пшеницу и рожь, и как отличить одну лошадь от другой. Замечали и поведение растений, и повадки животных, и главные черты людей. Каждое наблюдение выражали в метких, ярких и емких словесных изречениях. Они хорошо запоминались за счет внутреннего ритма, а то и рифмы. Не является исключением пословица «Береги платье снову, а честь смолоду».

Виды пословиц и поговорок

И, в основном, пословицы и поговорки нужны для прогностической функции или определения чего-то постфактум. Например, когда человек повторяет неблаговидные поступки своих родителей, про него говорят со вздохом: «Яблоко от яблони недалеко падает». Но это значит, что человек уже совершил нечто нехорошее, и ничего поделать нельзя теперь. Но есть отдельный вид поговорок — назидательные. Они призваны рассказать людям, как стоит поступать, чтобы жизнь была более "правильной" и отвечала ожиданиям окружающих. Поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» относится именно к таким. Она была создана, чтобы подрастающее поколение понимало общий канон поведения, принятый в обществе.

Значение поговорки: абстрактное и конкретное

Это выражение сравнивает, с одной стороны, бытовое и понятное утверждение о том, что за платьем необходимо ухаживать с того момента, как оно было сшито. То, что здесь употребляется конкретное слово, не означает именно частный предмет одежды. Это скорее собирательный образ, наименование любой одежды вообще, вещи в принципе.

Всякому рачительному хозяину известно, что и рубаху, и сапоги, и даже мешок зерна стоит применять строго по назначению и не содержать в неправильных условиях. Ведь если рубахой вытирать новорожденных телят, она быстро испортится. А если зерно хранить не в специальном хорошо проветриваемом амбаре, а за печкой, то оно отсыреет и его будет нельзя есть. И уж тем такие более дорогие вещи, как сапоги, кафтан, тулуп, ковер, которые не только один раз в жизни покупали, но и передавали по наследству. Их надо беречь, чтобы они прослужили как можно дольше. Аккуратное отношение к вещи есть залог ее "долгой и здоровой жизни".

С другой стороны, поговорка повествует о таком сложном и абстрактном понятии, как честь.

И создается этот контраст намеренно. Об абстракции люди задумываются редко, тем более молодые. Их кровь горяча, всякие запреты и рамки им кажутся не более, чем выдумкой отживших свое стариков. Но именно в молодости чаще всего люди совершают поступки, которые можно было бы охарактеризовать как бесчестные. Поэтому и возникла эта поговорка, как назидание и поучение более молодому поколению.

Таковы размышления по теме: «Береги платье снову, а честь смолоду: значение пословицы и анализ ее».

Употребление поговорки

В современном мире используется, как правило, вторая часть поговорки. Так как в последнее время размываются границы морали и понятия «должного», то сейчас обычно говорят это людям, которые опозорили себя, запятнали каким-либо недостойным поступком. А если тот, кого отчитывают подобным образом, вдруг спросит: "«Береги платье снову, а честь смолоду», — кто сказал?" Ему гневно ответят: «Народ!». Знаете, как в песне: музыка - авторская, слова - народные.

Честь и этикет

Так что же такое честь и почему ее нужно беречь? Честь - это набор правил поведения, принятых в том обществе, в котором живет человек. «Поддерживать честь» означает вести себя приемлемым для окружающих образом. Однако не стоит путать честь с этикетом. Последний - это набор внешних правил: как сидеть за столом, как есть, как здороваться. А честь подразумевает, что человек занимает определенную внутреннюю позицию и ведет себя в соответствии с ней, правда, честь предполагает определенный внешний канон поведения. Это помещает понятие "чести" между "этикетом" и "достоинством". Человеческое достоинство внешне себя может вообще никак не проявлять.

Но мы отвлеклись, поэтому продолжаем. Взять не ту вилку за обедом - конфуз, а ткнуть этой вилкой соседа в глаз - бесчестье и хулиганство. Перебить говорящего - некрасиво, обвинить его в краже - означает «обесчестить». Первое может произойти по невнимательности, второе же в любом случае сознательный выбор.

История понятия «честь»

Сегодня понятие «честь» считается морально устаревшим и в ходу только в некоторых специфических структурах, в которых присутствует жесткая иерархия (армия, криминальный мир). Сейчас обычно говорят о достоинстве. Понятие «достоинства», слава богу, пока еще актуально, надеемся, его солнце не закатится.

Но во времена рыцарей и прекрасных дам честь была неотъемлемым атрибутом человека. По крайней мере, в высшем свете. Под честью дамы понимали подобающее поведение ее сначала по отношению к родителям, а затем к мужу. Манеры и умение вести себя в обществе тоже входили в понятие «честь». Даже представить себе невозможно, чтобы в те времена две дамы, поссорившись, вцепились друг другу в волосы!

Если происходил открытый конфликт, делали проще - не встречались. Одна не принимала у себя в доме другую, и они не ходили на одни и те же мероприятия. А честь организаторов мероприятия поддерживалась тонким умением не приглашать к себе двух таких дам одновременно. Сталкивать их нарочно считалось также бесчестным поступком.

Честь мужчины была гораздо более тонким и сложным понятием. Нельзя быть лжецом и вором. Запрещено было без веских оснований обвинять в этом других людей. Нарушение субординации (подобающих отношений между подчиненным и начальником) приравнивалось в большинстве случаев к потере чести. В кодекс чести также входило дозволенное отношение к женщинам, причем даже со своей женой человек обязан был обращаться определенным образом. За одни подозрения в том, что муж ударил свою жену, уж не говоря о чужой женщине, человек исключался из приличного общества. Ни одно мероприятие не принимало его, ни один друг не приглашал в гости. Все двери сразу закрывались перед ним.

А смыть позор бесчестия можно было только кровью. Правда, особо агрессивные мужчины находили любой повод для того, чтобы оскорбиться и подраться.

Таким образом, поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» (автор неизвестен) не только наставляла молодых людей на путь истинный, но и сохраняла им жизнь. Ведь сделанное в ранней молодости на горячую голову бесчестное дело могло всплыть наружу. Если кто-то об этом узнавал и рассказывал, то его надо было непременно вызвать на дуэль, чтобы отстоять свою честь. Вот такие горячие нравы были прежде.

Надеемся, наша статья помогла разобраться в значении пословицы «береги платье снову, а честь смолоду». Смысл ее перестал быть загадкой для читателя.