Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Автор и история картины последний день помпеи. Последний день Помпеи

Автор и история картины последний день помпеи. Последний день Помпеи

Сюжет

На полотне — одно из мощнейших в истории человечества извержений вулкана. В 79 году Везувий, молчавший до этого так долго, что его давно считали потухшим, внезапно «проснулся» и заставил навсегда заснуть все живое в округе.

Известно, что Брюллов читал воспоминания Плиния Младшего, который был свидетелем событий в Мизене, уцелевшей во время бедствия: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и … давила на нас плотной массой, продвигая вперед, когда мы вышли… Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли; определённо суша значительно расширилась, и некоторые морские животные оказались на песке… Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма; вновь появился дневной свет, и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Каждый предмет, представший перед нашими глазами (которые крайне ослабели), казался изменившимся, покрытым густым слоем пепла, как будто снегом».

Помпеи сегодня

Сокрушительный удар по городам произошел через 18−20 часов после начала извержения — у людей было достаточно времени, чтобы спастись. Однако не все были благоразумны. И хотя установить точное число погибших не удалось, счет идет на тысячи. Среди них — в основном рабы, которых хозяева оставляли стеречь имущество, а также пожилые и больные, которые не успели покинуть. Были и те, кто надеялся переждать стихию дома. Собственно, они до сих пор находятся там.

В детстве Брюллов оглох на одно ухо после пощечины отца

На полотне люди в панике, стихия не пощадит ни богача, ни бедняка. И что примечательно — для написания людей разных сословий Брюллов использовал одну модель. Речь о Юлии Самойловой, ее лицо встречается на полотне четыре раза: женщина с кувшином на голове в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина в центре; мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины; женщина, закрывающая детей, и спасающая вместе с мужем. Лица для остальных героев художник искал на римских улицах.

Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину; но господин Брюллов пренебрег сим средством. Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень», — писали тогда в газетах.

Контекст

К моменту, когда Брюллов решил написать гибель Помпеев, его считали талантливым, но пока еще подающим надежды. Для утверждения в статусе мастера нужна была серьезная работа.

В то время в Италии тема Помпеев была популярной. Во-первых, очень активно велись раскопки, во-вторых, — произошла еще пара извержений Везувия. Это не могло не отразиться в культуре: на сценах многих итальянских театров с успехом шла опера Паччини «L"Ultimo giorno di Pompeia». Несомненно, что художник видел ее и, может быть, не один раз.


Идея написать гибель города пришла в самих Помпеях, которые Брюллов посетил в 1827 году по инициативе своего брата — архитектора Александра. На сбор материала ушло 6 лет. Художник был щепетилен в деталях. Так, вещи, выпавшие из шкатулки, украшения и другие различные предметы на картине скопированы с тех, что нашли археологи во время раскопок.

Акварели Брюллова были самым популярным сувениром из Италии

Несколько слов скажем о Юлии Самойловой, лицо которой, как уже говорилось выше, четырежды встречается на полотне. Для картины Брюллов искал итальянские типажи. И хотя Самойлова была русской, внешность ее отвечала представлениям Брюллова о том, как должны выглядеть итальянки.


«Портрет Ю. П Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». Брюллов, 1832—1834

Они познакомились в Италии в 1827 году. Брюллов там перенимал опыт старших мастеров и искал вдохновение, а Самойлова прожигала жизнь. В России она уже успела развестись, детей у нее не было, и за чересчур бурную богемную жизнь Николай I попросил ее уехать подальше от двора.

Когда работа над картиной была завершена и итальянская публика увидела полотно, начался бум на Брюллова. Это был успех! Каждый при встрече с художником считал за честь поздороваться; при его появлении в театрах все вставали, а у дверей дома, где он жил, или ресторации, где он обедал, всегда собиралось много людей, чтобы приветствовать его. С самой эпохи Возрождения ни один художник не был в Италии объектом такого поклонения, как Карл Брюллов.

На родине живописца также ждал триумф. Общая эйфория по поводу картины становится понятной после прочтения строк Баратынского:

Принес он мирные трофеи
С собой в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день.

Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. Впервые за границу он отправился после окончания Императорской Академии художеств в Петербурге, чтобы совершенствовать мастерство. А где, как ни в Италии этим заниматься?! Первое время Брюллов в основном писал итальянских аристократов, а также акварели со сценками из жизни. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Это были небольшие по размеру картинки с малофигурными композициями, без психологических портретов. Такие акварели в основном воспевали Италию с её прекрасной природой и представляли итальянцев народом, генетически сохранившем античную красоту своих предков.


Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит). 1827

Брюллов писал одновременно с Делакруа и Энгром. Это было время, когда в живописи на первый план выходит тема судьбы огромных человеческих масс. Поэтому неудивительно, что для своего программного полотна Брюллов выбрал историю о гибели Помпеев.

Брюллов подорвал здоровье при росписи Исаакиевского собора

Картина произвела на Николая I такое сильное впечатление, что он потребовал, чтобы Брюллов вернулся на родину и занял место профессора Императорской Академии художеств. Вернувшись в Россию, Брюллов познакомился и задружился с Пушкиным, Глинкой, Крыловым.


Фрески Брюллова в Исаакиевском соборе

Последние годы художник провел в Италии, пытаясь спасти здоровье, подорванное при росписи Исаакиевского собора. Часы долгой тяжёлой работы в сыром недостроенном соборе плохо сказались на сердце и обострили ревматизма.

Русский художник Карл Брюллов, несомненно, был достаточно уважаем за свое мастерство задолго до создания этого шедевра. Тем не менее, именно «Последний день Помпеи» принес Брюллову без преувеличения всемирную славу. Почему же картина-катастрофа оказала такое влияние на публику, и какие тайны она скрывает от зрителей до сих пор?

Почему именно Помпеи?

В конце августа 79 года нашей эры в результате извержения вулкана Везувий города Помпеи, Геркуланум, Стабии и множество мелких селений стали могилами для нескольких тысяч местных жителей. Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Благодаря этому обстоятельству художнику удалось-таки лично побывать на раскопках и побродить по древнеримским улицам уже освобожденным от застывшей лавы. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.

Вместе с Брюлловым там прогуливалась и графиня Юлия Самойлова, к которой Карл Павлович питал теплые чувства. Позже она сыграет в создании шедевра любовника огромную роль да еще и не одну. Брюллов и Самойлова имели возможность увидеть здания древнего города, отреставрированные предметы быта, останки погибших людей. Все это оставило глубокий и яркий отпечаток на тонкой натуре художника. Было это в 1827 году.

Исчезновение персонажей

Впечатленный Брюллов практически сразу взялся за работу, причем, весьма серьезно и основательно. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Кроме того художник ознакомился с дошедшими до наших дней манускриптами, в том числе с письмами очевидца катастрофы, древнеримского политика и писателя Плиния Младшего, дядя которого Плиний Старший при извержении погиб. Конечно, такая работа требовала много времени. Поэтому подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Но даже и при такой тщательной подготовке и тяжелой работе над шедевром Брюллов то и дело изменял первоначальный замысел в той или иной мере. Например, он не стал использовать набросок, на котором был нарисовал вор, снимавший украшения с упавшей женщины.

Одинаковые лица

Одна из главных загадок, которую можно обнаружить на полотне, это присутствие на картине нескольких одинаковых женских лиц. Это девушка с кувшином на голове, женщина, лежащая на земле с ребенком, а также мать, обнимающая своих дочерей, и особа с мужем и детьми. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими? Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама – та самая графиня Самойлова. Несмотря на то, что других людей на картине художник рисовал с обычных жителей Италии, видимо, Самойлову Брюллову, охваченному определенными чувствами, просто нравилось писать.

Кроме того в толпе, изображенной на полотне, можно отыскать и самого живописца. Он изобразил себя тем, кем он и являлся, художником с ящиком, наполненным рисовальными принадлежностями, на голове. Этот метод, как своеобразный автограф, использовали многие итальянские мастера. А Брюллов много лет провел в Италии и именно там обучался искусству живописи.

Христианин и язычник

Среди персонажей шедевра присутствует и приверженец христианской веры, которого легко узнать по кресту на груди. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Однако нарисовал Брюллов и языческого священника, который стремительно убегает, не обращая никакого внимания на испуганных горожан. Несомненно, христианство в то время подвергалось гонениям и доподлинно неизвестно, мог ли кто-нибудь из приверженцев этой веры находиться тогда в Помпеях. Но Брюллов, стараясь придерживаться документальной достоверности событий, внес в свое произведение и скрытый смысл. Посредством вышеозначенных священнослужителей он показал не только сам катаклизм, но исчезновение старого и рождение нового.

Человек всегда стремится к прекрасному, такова его суть. А еще он жадно изучает прошлое, извлекает из него уроки, работает над ошибками, ибо без этого невозможно будущее. Примером такого сочетания искусства и истории является картина «Последний день Помпеи», написанная гениальным художником в 1830-1833 годах. Что на ней изображено, как работал живописец и что хотел передать, мы рассмотрим в нашей статье.

Несколько слов об авторе

Картина «Последний день Помпеи» была написана в первой половине девятнадцатого столетия Карлом Брюлловым. Рожденный в Санкт-Петербурге в семье академика-скульптора, он с детства проникся страстью к искусству. Учился у лучших мастеров того времени, много путешествовал, часто посещал Италию, где жил и работал.

Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Работа, которой посвящена наша статья, была удостоена Гран-при в Париже. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Самые известные работы - "Всадница", "Осада Пскова", "Портрет археолога Микеланджело Ланчи" и другие. А в 1862 году в Новгороде была поставлена скульптура лучшим деятелям культуры, посвященная тысячелетию России. Среди шестнадцати фигур композиции нашлось место и Карлу Брюллову.

История одного шедевра

История картины «Последний день Помпеи» нам известна, поэтому мы с радостью поделимся ею с читателем.

Как мы упоминали ранее, Брюллов часто посещал Италию, где много работал. К слову, на этой земле он и умер, там нашло последнее пристанище его тело. В 1827 году живописец посетил раскопки древнеримского города, расположенного под Неаполем. Поселение похоронила лава Везувия, который внезапно проснулся. Этот момент как раз и запечатлела картина.

Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Большинство из них погибло от горячей вулканической массы, другие задохнулись от ядовитых испарений и пепла. И лишь немногим удалось спастись. Зато вулкан оказал человечеству неоцененную услугу - он как бы законсервировал жизнь того времени, сохранив в первозданном виде жилища знати, стенные росписи, мозаичные полы, картины, цветы. Расчищая от налета пыли, пепла, грязи и земли территорию, археологи находят большое количество предметов, а сам город сегодня является музеем под открытым небом.

Подготовка к работе

Картина «Последний день Помпеи» была написана Брюлловым после тщательного изучения той эпохи. Художник несколько раз посещал раскопки, пытаясь запомнить расположение зданий, каждый камешек. Он читал труды древних историков, в частности работы Плиния Младшего, очевидца трагедии, изучал костюмы в музеях и предметы обихода. Это позволило ему реалистично отобразить жизнь итальянского общества времен извержения вулкана, а также передать чувства людей, которые вот-вот погибнут от стихии.

Отверженный труд

Наконец, Брюллов решил, что он готов к титанической работе, и приступил к написанию полотна. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4,5 х 6,5 метра. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Рассмотрим полотно, условно разделив его на две части.

Правая сторона картины

Картина Брюллова «Последний день Помпеи» очаровывает своим совершенствам, бурей эмоций, драматичностью и гармонией красок. В правой части художник изобразил группу людей, объединенных общим горем. Это молодой парень и мальчик, которые несут на руках больного отца, юноша, который пытается спасти мать, но она приказывает бросить ее и бежать самому. Предположительно, что тем самым юношей является Плиний Младший, который донес до нас печальную историю Помпеи.

Картина «Последний день Помпеи» изображает также пару: молодой человек несет на руках невесту и всматривается в ее лицо - жива ли она? За ними виднеется вздыбившийся конь с всадником на спине, падающие дома, декорированные статуями. А над несчастными людьми простилается темное от дыма и пепла небо, тучи, прорезанные молнией, поток огненной лавы.

Левая часть шедевра

Продолжаем наше описание картины «Последний день Помпеи». Слева Брюллов изобразил ступеньки, ведущие к гробнице Скавра. На них собралась еще одна группа людей: женщина, смотрящая прямо на зрителя, художник с красками в ящике на голове, мать с двумя девочками, спокойный христианский священник, языческий жрец с драгоценностями под мышкой, мужчина, накрывающий плащом жену и маленьких детей.

Еще один "герой" полотна - это свет, точнее - его эффекты. Холодный оттенок молнии контрастирует с заревом вулкана. На его фоне панорама гибнущего города смотрится очень трагично и реалистично.

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Брюллов мастерски подобрал цвета, которые помогли ему изобразить картину очень реалистично. На холсте преобладают оттенки красного - одежда людей, зарево, цветы на голове невесты. В центре холста художник использовал зеленоватые, голубоватые и желтоватые тона.

Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Это принцип условности, с помощью которого живописец показывает, что человек является самым прекрасным созданием на Земле. Бросается в глаза, что многие персонажи картины в минуты опасности думают не только о себе, но и о других.

Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Он рисует не привычную толпу, которая в панике стремится покинуть город, а упорядоченные группы людей, в которых похожие лица, но разные позы. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Но мастер вносит много нового в искусство, нарушает принятые правила, отчего полотно только выигрывает. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. В картине переплетаются две темы - высота человеческого духа, любовь, самопожертвование, героизм и катастрофа, которая повлекла за собой гибель не только города, но и всей культуры.

Вместо заключения

Картина, созданная гением искусства, одновременно прекрасная и страшная. Да, человек бессилен перед стихией, которая не знает преград в своей мощности. Однако он может и должен оставаться Человеком с большой буквы. Не все способны на это, но к этому следует стремиться. Такие противоречивые чувства охватывают каждого, кто смотрит на холст с изображением последних дней древнего города. А увидеть знаменитое полотно сегодня может каждый, посетив Государственный Русский музей.

Почти 2000 лет назад извержение вулкана Везувий разрушило несколько древнеримских поселений, в числе которых были города Помпеи и Геркуланум. «Футурист» представляет хронику событий 24-25 августа 79 года н.э.

Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Его мать указала его дяде, Плинию Старшему, на облако необычных размеров и формы, возникшее у вершины горы. Плиний Старший, который в то время был командиром римского флота, отправился в Мизены, чтобы понаблюдать за редким явлением природы. В течение последующих двух суток погибло 16 тысяч жителей римских поселений Помпеи, Геркуланум и Стабии: их тела были погребены под слоем пепла, камней и пемзы, выброшенными разбушевавшимся вулканом Везувием.

Cлепки тел, найденных при раскопках, сейчас выставлены внутри термы Стабиана на археологическом участке в Помпеях

С тех пор интерес к Помпеям не угасает: современные исследователи рисуют цифровые карты разрушенного города и отправляются в археологические экспедиции, чтобы показать нам повседневную жизнь людей, павших у подножия вулкана.

Письма Плиния Младшего к историку Тациту, результаты раскопок и вулканологические доказательства позволяют ученым реконструировать график извержения.

Руины Помпей на фоне Везувия

12:02 Мать Плиния говорит его дяде Плинию Старшему, о странном облаке, возникшем над Везувием. До этого несколько дней город сотрясали подземные толчки, хотя для области Кампанья это было нехарактерно. Плиний Младший позднее опишет это явление так:

«огромное чёрное облако быстро надвигалось…из него то и дело вырывались длинные, фантастические языки пламени, напоминающие вспышки молний, только намного большие»…

Ветра переносят большую часть пепла на юго-восток. Начинается «плинианская фаза» извержения.

13:00 К востоку от вулкана пепел начинает падать. Помпеи находится всего в шести милях от Везувия.

14:00 На Помпеи обрушивается сначала пепел, а затем белая пемза. Слой вулканических осадков, покрывший землю, прирастает со скоростью 10-15 см в час. В конечном итоге толщина слоя пемзы будет составлять 280 см.

Последний день Помпеи, картина Карла Павловича Брюллова, написанная в 1830—1833 годах.

17:00 Под массой вулканических осадков в Помпеях обрушиваются крыши. Камни размером с кулак сыплются на город со скоростью 50 м/c. Солнце заволокло пепельной пеленой, и люди ищут убежище в кромешной тьме. Многие спешат к гавани Помпей. Вечером приходит черед серой пемзы.

23:15 Начинается «пелейское извержение», первая волна которого ударила по Геркулануму, Боскореале и Оплонтису.

00:00 14-километровый столб пепла вырос до 33 км. Пемза и пепел входят в стратосферу. В течение следующих семи часов шесть пирокластических волн (насыщенный газами поток пепла, пемзы и лавы) поразят район. Людей повсюду настигает смерть. Вот как описывает эту ночь вулканолог Джузеппе Мастролоренцо для National Geographic:

«Температура на улице и в помещении выросла до 300 °C. Этого более чем достаточно, чтобы убить сотни людей за доли секунды. Когда пирокластическая волна захлестнула Помпеи, люди не успевали задохнуться. Искаженные позы тел жертв — это не следствие длительной агонии, это спазм от теплового шока изогнул уже мертвые конечности»

Брюллов Карл Павлович (1799-1852)

Ни один из европейских художников не удостоился в XIX веке такого грандиозного триумфа, какой выпал на долю молодого русского живописца Карла Павловича Брюллова , когда в середине 1833 года он открыл для зрителей двери своей римской мастерской с только что оконченной картиной " ". Подобно Байрону, он имел право сказать о себе, что в одно прекрасное утро проснулся знаменитым. Слово "успех" недостаточно для характеристики отношения к его картине . Налицо было нечто большее - картина вызвала у зрителей взрыв восторга и преклонения перед русским художником, открывшим, казалось, новую страницу в истории мирового искусства.

Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане . Здесь триумф русского мастера достиг своей высшей точки. Все хотели видеть произведение, "о котором говорит весь Рим". В итальянских газетах и журналах печатались восторженные отзывы о "Последнем дне Помпеи " и его авторе. Как некогда чествовали великих мастеров Возрождения, так теперь принялись чествовать Брюллов . Он сделался самым известным человеком в Италии. Его приветствовали аплодисментами на улице, устраивали ова-ции в театре. Поэты посвящали ему стихи. Во время переездов на границах итальянских княжеств от него не требовали предъявления паспорта - считалось, что каждый итальянец обязан знать его в лицо.

В 1834 году "" был выставлен в парижском Салоне. Французская Академия искусств присудила Брюллову золотую медаль . Один из первых биографов Брюллова , Н. А. Рамазанов, рассказывает, что, несмотря на завистливые толки некоторых французских художников, парижская публика преимущественно приковывала свое внимание к "Последнему дню Помпеи " и с трудом и неохотой отходила от этой картины ".

Никогда слава русского искусства не разносилась так широко по всей Европе. Еще большее торжество ожидало Брюллова на родине.

Привезенная в Петербург в июле 1834 года и выставленная сперва в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, сразу оказалась в центре внимания русского общества и стала предметом патриотической гордости.

"Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на "Помпею", - повествует современник. В своем официальном годовом отчете Академия художеств признала брюлловскую картину лучшим созданием XIX века . Широко распространялись гравированные воспроизведения "Последнего дня Помпеи ". Они разнесли славу Брюллова по всей стране, далеко за пределы столицы. Лучшие представители русской культуры восторженно приветствовали картину . Пушкин писал:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Гоголь написал о "Последнем дне Помпеи " обширную статью, в которой признавал эту картину "полным всемирным созданием", где все "так мощно, так смело, так гармонически сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего".

Картина Брюллова необычайно высоко подняла интерес к живописи в самых широких кругах русского общества. Непрестанные толки о "Последнем дне Помпеи " в печати, в переписке, в частных разговорах явственно показали, что произведение живописи способно волновать и трогать людей не меньше, чем литература. Возрастание общественной роли изобразительного искусства в России началось именно с брюлловских торжеств.

Историческая живопись , издавна занимавшая ведущее место в академическом искусстве, обращалась, по преимуществу, к сюжетам, взятым из Библии и Евангелия или из античной мифологии. Но даже в тех случаях, когда сюжетом картины являлось не легендарное сказание, а реальное историческое событие, живописцы Академии были, в сущности, очень далеки от исторической достоверности в понимании и трактовке изображаемого. Они не искали исторической правды, потому что их целью было не воссоздание прошлого, а воплощение той или иной отвлеченной идеи. В их картинах исторические лица принимали облик условных "античных героев", независимо от того, изображалось ли событие древнеримской или русской истории.

" прокладывал пути к совершенно иному пониманию и истолкованию исторической темы.

В поисках жизненной правды Брюллов , первым среди русских художников, поставил себе целью воссоздать в картине реальное событие прошлого, опираясь на изучение исторических источников и археологических данных.

В сравнении с фантастической "археологией" предшественников Брюллова этот внешний историзм уже сам по себе был серьезным новаторским достижением. Им, однако же, далеко не исчерпывается значение брюлловской картины . Археологическая достоверность послужила Брюллову лишь средством для более глубокого раскрытия темы, для выражения современного отношения к прошлому.

"Мысль картин принадлежит совершенно вкусу нашего века, который, как бы чувствуя свое страшное раздробление, стремится совокуплять все явления в общие группы и выбирает сильные кризисы, чувствуемые целою массою", - писал Гоголь, раскрывая содержание "Последнего дня Помпеи ".

В отличие от прежней исторической живописи с ее культом героев и подчеркнутым вниманием к отдельной личности, противопоставленной безличной толпе, Брюллов задумал "" как массовую сцену, в которой единственным и подлинным героем был бы народ. Все основные действующие лица в картине являются почти равноценными выразителями ее темы; смысл картины воплощается не в изображении единичного героического акта, а во внимательной и точной передаче психологии массы.

Вместе с тем Брюллов с намеренной и даже резкой прямолинейностью подчеркивает основные контрасты, в которых выражена идея борьбы нового со старым, жизни со смертью, человеческого разума со слепым могуществом стихии. Этой мысли подчинено все идейное и художественное решение картины , отсюда идут ее особенности, определившие место "Последнего дня Помпеи " в русском искусстве XIX века.

Тема картины взята из древнеримской истории. Помпея (вернее Помпеи ) - старинный римский город, расположенный у подножия Везувия, - 24 августа 79 года нашей эры в результате сильнейшего вулканического извержения был залит лавой и засыпан камнями и пеплом. Две тысячи жителей (которых всего было около 30 000) погибли на улицах города во время панического бегства.

Более полутора тысяч лет город оставался погребенным под землей и забытым. Лишь в конце XVI века при производстве земляных работ было случайно обнаружено место, где некогда находилось погибшее римское поселение. С 1748 года начались археологические раскопки, особенно оживившиеся в первых десятилетиях XIX века. Они вызывали повышенный интерес в художественных кругах не только Италии, но и всего мира. Каждое новое открытие становилось сенсацией среди художников и археологов, а трагическая тема ибели Помпеи тогда же была использована в литературе, живописи и музыке. В 1829 году появилась опера итальянского композитора Паччини, в 1834 году - исторический роман английского писателя Бульверлиттона "Последние дни Помпеи ". Брюллов раньше других обратился к этой теме: этюдные наброски его будущей картины относятся к 1827-1828 годам.

Брюллову было 28 лет, когда он задумал писать "". Истекал пятый год его пенсионерства в Италии. За ним уже числилось несколько серьезных работ, но ни одна из них не казалась художнику вполне достойной его таланта; он чувствовал, что еще не оправдал тех надежд, которые на него возлагались.

От Брюллова ждали большой исторической картины - именно исторической, потому что в эстетике начала XIX века этот род живописи считался самым высоким. Не порывая с господствующими эстетическими взглядами своего времени, Брюллов и сам стремился найти сюжет, отвечающий внутренним возможностям его дарования и вместе с тем способный удовлетворить тем требованиям, которые могли быть предъявлены ему современной критикой и Академией художеств.

В поисках такого сюжета Брюллов долго колебался между темами из русской истории и античной мифологии. Он предполагал написать картину "Олег прибивает свой щит к вратам Царьграда ", а позднее намечал сюжет из истории Петра Великого . Одновременно он делал наброски и на мифологические темы ("Смерть Фаэтона ", "Гилас, похищаемый нимфами " и другие). Но мифологическая тематика, высоко ценимая в Академии, противоречила реалистическим тенденциям молодого Брюллова , а для русской темы он, находясь в Италии, не мог собрать материал.

Тема гибели Помпеи разрешала многие затруднения. Самый сюжет был, если и не традиционным, то все же, несомненно, историческим, и с этой стороны удовлетворял основным требованиям академической эстетики. Действие должно было развернуться на фоне античного города с его классической архитектурой и памятниками древнего искусства; мир классических форм входил, таким образом, в картину без всякой нарочитости, как бы сам собой, а зрелище бушующих стихий и трагической гибели открывало доступ романтическим образам, в которых талант живописца мог найти новые, еще не виданные возможности изображения больших чувств, страстных душевных порывов и глубоких переживаний. Не удивительно, что тема увлекла и захватила Брюллова : в ней соединились все условия для наиболее полного выражения его мыслей, знаний, чувств и интересов.

Источниками, на основе которых Брюллов решал свою тему, явились подлинные памятники древности, раскрытые в погибшем городе, труды археологов и описание катастрофы в Помпеях , сделанноесовременником и очевидцем, римским писателем Плинием Младшим .

Работа над "Последним днем Помпеи " затянулась почти на шесть лет (1827-1833), а свидетельством глубоких и напряженных творческих исканий Брюллова являются многочисленные рисунки, этюды и эскизы, наглядно показывающие, как развивался замысел художника.

Среди этих подготовительных работ особое место занимает эскиз 1828 года. По силе художественного воздействия, он, быть может, не уступает самой картине . Правда, эскиз остался не вполне доработанным, отдельные образы и характеры лишь намечены в нем, а не раскрыты до конца; но эта внешняя незаконченность своеобразно сочетается с глубокой внутренней завершенностью и художественной убедительностью. Значение отдельных эпизодов, впоследствии подробно разработанных в картине , здесь как бы растворяется в общем страстном порыве, в едином трагическом чувстве, в цельном образе гибнущего города, бессильного перед напором обрушивающихся на него стихий. В основе эскиза лежит романтически понятая идея борьбы человека с судьбой, которую здесь олицетворяют стихийные силы природы. Гибель надвигается с неотвратимой жестокостью, подобно античному року, и человек со всем своим разумом и волей не в силах противостоять судьбе; ему остается только с мужеством и достоинством встретить неизбежную смерть.

Но Брюллов не остановился на этом решении своей темы. Он не был удовлетворен эскизом именно потому, что в нем так настойчиво звучали ноты безысходного пессимизма, слепой покорности судьбе и неверия в силы человека. Такое понимание мира стояло вне традиций русской культуры, противоречило ее здоровым народным основам. Жизнеутверждающая сила, присущая дарованию Брюллов , не могла примириться с "Последнего дня Помпеи ", требовал выхода и разрешения.

Брюллов нашел этот выход, противопоставив губительным стихиям природы душевное величие и красоту человека. Пластическая красота превращается у него в могущественную силу, утверждающую жизнь наперекор гибели и разрушению. "... Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой", - писал Гоголь, тонко подметивший основную мысль брюлловской картины .

Стремясь выразить разнообразные психологические состояния и оттенки чувств, охвативших жителей гибнущего города, Брюллов построил свою картину как цикл отдельных, замкнутых эпизодов, сюжетно не связанных между собой. Их идейный смысл становится понятен лишь при одновременном охвате взглядом всех групп и самостоятельных сюжетных мотивов, составляющих "".

Мысль о красоте, торжествующей над гибелью, с особенной ясностью выражена в группе фигур, столпившихся на ступенях гробницы в левой части картины . Брюллов намеренно соединил здесь образы цветущей силы и юности. Ни страдание, ни ужас не искажают их идеально прекрасных черт; на лицах можно прочесть лишь выражение удивления и встревоженного ожидания. Титаническая мощь ощущается в фигуре юноши, со страстным порывом пробивающегося через толпу. Характерно, что в этот мир прекрасных классических образов, навеянных античной скульптурой, Брюллов привносит заметный оттенок реализма; многие его персонажи, несомненно, написаны с живой натуры, и среди них выделяется автопортрет самого Брюллова , изобразившего себя в виде помпеянского художника, который, спасаясь из города, уносит с собой ящик с кистями и красками.

В главных группах правой части картины основными являются мотивы, подчеркивающие душевное величие человека. Здесь Брюллов сосредоточил примеры мужества и самоотверженного выполнения долга.

На первом плане расположены три группы: "два молодых помпеянина, несущие на плечах своих больного старика-отца", "Плиний с матерью" и "молодые супруги" - юноша-муж поддерживает падающую в изнеможении жену, венчанную брачным венком. Впрочем, последняя группа психологически почти не разработана и имеет характер композиционной вставки, необходимой для ритмического равновесия картины . Гораздо содержательнее группа сыновей, несущих отца: в образе старика, величественно простершего руку, выражена гордая непреклонность духа и суровое мужество. В изображении младшего сына, черноглазого мальчика-итальянца, чувствуется точный и непосредственный этюд с натуры, в котором явственно проявляется живое реалистическое чувство Брюллова .

Реалистические начала с особенной силой выражены в замечательной группе Плиния с матерью. В набросках и ранних эскизах этот эпизод разработан в классических формах, подчеркивающих историчность и античный характер происходящей сцены. Но в картине Брюллов решительно отошел от первоначального замысла - созданные им образы поражают своей непредвзятой и подлинной жизненностью.

В центре картины находится распростертая фигура молодой женщины, разбившейся при падении из колесницы. Можно предполагать, что в этой фигуре Брюллов хотел символизировать весь гибнущий античный мир; намек на такое толкование встречается и в отзывах современников. В соответствии с подобным намерением художник стремился найти для этой фигуры наиболее совершенное классическое воплощение. Современники, и в их числе Гоголь, видели в ней одно из самых поэтических созданий Брюллова .

Не все эпизоды имеют одинаково важное значение для развития темы, но в их чередовании и сопоставлении настойчиво раскрывается главная мысль Брюллова о борьбе жизни со смертью, о торжестве разума над слепыми силами стихий, о рождении нового мира на рушащихся обломках старого.

Не случайно рядом с центральной фигурой убитой женщины художник изобразил прекрасного младенца, как символ неиссякающей силы жизни; не случайно противопоставлены образы юности и старчества в группах Плиния с матерью и сыновей, несущих престарелого отца; не случаен, наконец, и подчеркнутый контраст между "языческой", по-античному прекрасной толпой на ступенях гробницы и величественно спокойной "семьей христиан". В картине есть и языческий жрец и христианский священник, как бы олицетворяющие уходящий античный мир и зарождающуюся на его обломках христианскую цивилизацию.

Образы жреца и священника, быть может, недостаточно глубоки, их душевный мир не показан в картине и характеристика осталась, в значительной степени, внешней; это впоследствии дало повод В. В. Стасову сурово упрекать Брюллова за то, что он не использовал возможности резко противопоставить дряхлый гибнущий Рим и юное христианство. Но мысль об этих двух мирах, несомненно, присутствует в картине . При одновременном и цельном восприятии картины ясно выступает органическая связь составляющих ее эпизодов. Выраженные в них оттенки чувств и разнообразных душевных состояний, акты доблести и самопожертвования рядом с проявлениями отчаяния и страха приведены в "Последнем дне Помпеи " к стройному, гармоническому и художественно цельному единству.

Замечательные полотна. Л., 1966. С.107

Реставрация картины Последний день Помпеи

Исключительным событием в жизни Русского музея стала К. П. Брюллова “”. Многочисленные предшествующие реставрации лишь оттягивали момент начала фундаментальной работы над полотном - холст картины “перегорел”, стал хрупким; на местах прорывов холста имелось 42 пластыря, проявившиеся на лицевой стороне; утраты красочного слоя тонировались с заходом на авторскую живопись; лаковое покрытие сильно изменилось в цвете. После укрепления картина была переведена на новый холст. Проделали эту замечательную работу реставраторы И. Н. Корнякова, А. В. Минин, Е. С. Солдатенков; консультировал С. Ф. Коненков.

Картина К. П. Брюллова “Последний день Помпеи” поступила в Русский музей из Эрмитажа в 1897 году. После серьезной реставрации в 1995 году картина была натянута на предварительно отремонтированный авторский подрамник и возвращена в экспозицию.

Решение о начале реставрации картины было принято на заседании расширенного Реставрационного Совета Государственного Русского музея 15 марта 1995 года.

В начале работы был укреплен профилактической бумажной заклейкой и затем, холст сняли с авторского подрамника. После этого картина была растянута за края на мраморном полу красочной поверхностью вниз и тыльная сторона зачищена от поверхностных загрязнений. С тыльной стороны были удалены два слоя древних реставрационных дублировочных кромок, которые являлись причиной жестких деформаций холста по краям и более 40 реставрационных заплаток, которые стояли на местах старых прорывов холста. Места свыше сотен утрат авторского холста, особенно многочисленых вдоль краев, были заделаны вставками из нового холста. После этого картина была дублирована на новый холст, идентичный по характеру и качеству авторскому, заказанному в Германии. Места утрат красочного слоя заполнены реставрационным грунтом и тонированы акварелью. Авторский лак полностью восстановлен путём регенерации парами спирта.

В процессе работы были отработаны методики укрепления красочного слоя и грунта на большемерном пространстве. Важным результатом работы явилась разработка новых приспособлений, облегчающих и упрощающих процесс технической реставрации. По специальному проекту был создан прочный дюралевый подрамник с системой специальных креплений для растяжки дублировочного холста. Данная система позволяла в процессе работы неоднократно подтягивать холст до нужного натяжения.

Багетная мастерская Москва

Багетная мастерская в Москве находится на ул. Гиляровского, имеет удобное расположение в непосредственной близости от станции метро Проспект Мира.

Багетная мастерская расширяет сферу деятельности в Москве и Московской области по предоставлению услуг по обрамлению в багет картин , фотографий , изображений , коллекций .

Багетные рамки для картин

Заказать рамки для картин Вы можете в нашей багетной мастерской . Мастерская изготавливает багетные рамки из деревянного , пластикового и алюминиевого багета лучших багетных фирм Европы . Багетные рамки для картин с паспарту . Багетные рамки для картин в розницу и оптом. Рамки стандартных размеров - А4 , А3 , А2 . Багетные рамки больших размеров . Рамки для картин из широкого багета . Рамки для картин больших размеров . Багетные рамки со стеклом . Безбликовое багетное стекло .

Заказ багета

Заказ багета в багетной мастерской . Художественная ценность багета зависит от профиля и рисунка рельефа. В коллекции деревянного багета есть крупные декоративные профили. Узор декора разработан таким образом, что может быть использован как для оформления современных картин , так и классических произведений . В зависимости от ширины багет называют узким и широким, а в зависимости от толщины - низким и высоким. Деревянный багет для картин . Багет из дерева . Багет делают из различных пород дерева самых разных профилей, с различной декоративной отделкой: орнаментами, разных цветов, лаковыми и золотистыми покрытиями. В коллекцию деревянного багета входит также багет с элементами ручной работы .

Паспарту для картин

Паспарту изготавливается из цветного картона, в котором вырезается «окно». В качестве паспарту для картин используется багет с плоским профилем - так называемое "деревянное паспарту " - широкий плоский багет , как правило светлых тонов, часто с имитацией текстуры холста или обтянутый реальным холстом . С необработанной боковиной, отделанный тканью , замшей или под золото , плоский багет-вставка располагается между картиной и рамой , увеличивая её ширину . Метализированное паспарту (имитация металлической поверхности ) дает прекрасные результаты при оформлении фотографий , дипломов и сертификатов . В то же время “темное золото ” (серебро , медь ) замечательно подходит для обрамления старинных портретов . Паспарту можно заказать и купить в нашей мастерской .

Москва

Мастерская находится в Москве, на ул. Гиляровского, имеет удобное расположение в непосредственной близости от станции метро Проспект Мира.

Москва - столица Российской Федерации, административный центр Центрального федерального округа и Московской области .

Рамки для зеркал

Большой выбор рам для зеркал . Деревянный багет для зеркал и картин . Зеркала в золотом багете . Заказ рам для зеркал в багетной мастерской . Рамка придает зеркалу декоративность и определяет его принадлежность к конкретному стилю. Зеркало может «поразить» интересной формой, оригинальной оправой. Непревзойденными по своей оригинальности остаются металлические рамки , благодаря разнообразию внешних форм, необычному дизайну и великолепному качеству исполнения. Сочетание стекла и металла всегда смотрится элегантно и практично. Предельно строгие формы металлического багета дополнят интерьер неповторимым стилем.

Заказ багетного стекла

В рамку картины или в рамку для фотографии вырезать и вставить стекло несложно. Если стекло предполагается вставлять в рамку с выборкой (фальцем), то размер стекла должен быть на несколько миллиметров меньше измеренного размера выборки. Если размеры выборки постоянны по всей ширине и высоте рамки , то достаточно припуска в 2 мм. Заказ багетного стекла . Антибликовое багетное стекло можно заказать и купить в багетной мастерской .

Подрамники для картин

Подрамник защищает от сломов. Изготовление подрамников на заказ . Багетная мастерская изготовливает подрамники для картин . Для изготовления подрамника применяется прочная древесина. Качественно изготовленный подрамник исключает «провисание» холста и тем самым продлевает жизнь картине . Мастера натягивают вышивки, батик и холсты на подрамники.

Развеска картин

Багетная мастерская предлагает новый метод подвески картин с помощью подвесной системы Nielsen . Штанга из металлического профиля Nielsen крепится к стене с помощью пластиковых шайб. Леска Perlon закрепляются внутри профиля штанги с помощью скользящих крючков или втулок и могут перемещаться вдоль металлической штанги. Прочная нейлоновая леска толщиной 2 мм практически незаметна на фоне стены. Картины подвешиваются на леске при помощи металлических крючков с винтами, которые могут фиксироваться на нужной высоте. Надежная фиксация на необходимой высоте требует некоторых усилий при завинчивании винта. Металлической профиль легко монтируется под потолком и позволяет легко и без проблем перевешивать картины .

Картинные рамы

Золотой багет для картин . Большие рамки для картин . Багетная мастерская оформляет в багет картины , акварель , рисунки , фотографии , постеры , зеркала и т.д. Художники придают огромное значение выбору обрамления для своих картин . Многие великие художники делали эскизы элементов багета и даже сами его изготавливали . Рамки для картин можно заказать и купить в багетной мастерской .

Рамки для акварельных картин

В технике акварельной живописи можно создавать картины в жанре пейзажа, натюрморта, портрета. Прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя картины являются характерными свойствами акварельной живописи. Для обрамления акварелей желательно использовать паспарту и не очень широкий багет. Обрамление в деревянный багет . Рамки для акварельных картин .

Рамки для рисунков

Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись). Профессиональное оформление графики, фотографий, документов с использованием деревянного багета и паспарту . Рамки собирают из багета , сделанного из тропических пород дерева. У нас в мастерской вы можете выбрать один из вариантов художественного оформления для графики и заказать паспарту и багет для рамки . Художественная ценность багета зависит от профиля и рисунка рельефа. В зависимости от ширины багет называют узким (до 4 см) и широким , а в зависимости от толщины - низким и высоким. Рисунки карандашом лучше выглядят в скромном узком багете (металлическом или деревянном ). Большие рамки из золотого багета для рисунков и графики . Металлические рамки А3 для рисунков .

Металлические рамки для фотографий

Традиционно самые интересные и памятные фотографии вставляют в рамки , которые можно поставить на стол или повесить на стену . Важно правильно подобрать рамку , она должна соответствовать фотографии и гармонировать с интерьером комнаты. В мастерской можно оформить фотографии. Вид багета зависит от типа изображений на фотографиях (портрет, пейзаж, детские фото). Паспарту для фото . При оформлении фотографий может использоваться паспарту . К паспарту может быть предложен слип (кант по краю окна).
Купить рамки для фотографий можно в багетной мастерской . Пластиковые рамки для фото практичны, легки и дешевы . Они отлично подходят для любых типов фотографий и имитируют металлические и деревянные рамки . Блеск и благородство металла . Очень популярны серебристые матовые металлические рамки . Металлические рамки для фотографий стоят очень дешево , ведь материалом для их изготовления служит недорогой аллюминий . При небольшой цене металлические рамки имеют массу достоинств. Изящность форм и завораживающая красота металла подчас вынуждает саму рамку «конкурировать» с фотографией. Поэтому важно, чтобы содержание было достойно формы. В таких рамках наиболее гармонично будут смотреться профессионально сделанные портретные фотографии.

Рамки для документов

Оформление документов, дипломов, сертификатов

Большой выбор рамок для документов .

Пластиковые рамки А3 и А4 Пластиковые рамки А4 для сертификатов, дипломов, грамот. Готовые рамки стандартных размеров для сертификатов, дипломов, постеров, фотографий. Золотые рамки для дипломов . Золотые рамки А3 . Рамки для плакатов а3 . Для дипломов, сертификатов и карт в багетной мастерской можно заказать ламинирование.

Рамки для карт

Часто встречаются карты больших размеров . В таких случаях, когда необходима повышенная прочность, багет из металла - лучший выбор. В рамки из металлического багета можно поместиь различные карты, постеры, плакаты. В кабинете можно повесить старинные географические карты. Cтаринная карта в дорогом интерьере кабинета, требует соответствующего обрамления , чтобы подчеркнуть вкус и стилистические предпочтения того, кто её в этом кабинете повесил .

Рамки для вышитых картин

Рамки для вышитых картин . Если вы вышиваете картины , то рано или поздно Вам придется подобрать для неё рамку .

Выбирая рамку для оформления вышивки , следует помнить, что стиль , цвет , ширина и другие особенности багета для рамки напрямую зависят от сюжета, стилевого решения, цветовой гаммы и размера вышитй картины . К каждой вышитой картине подбирается свое уникальное обрамление . Выбор рамы для вышитй картины зависит также от того, будет использовано при оформлении вышивки паспарту или нет.

Большинство вышитых картин смотрится эфектнее, если при оформлении использовать паспарту. Паспарту делают одинарным, двойным, иногда тройным. Подбор тройного паспарту является сложным процессом даже для специалиста (дизайнера). Вышивка натягивается так, чтобы клеточки канвы шли параллельно срезу картона паспарту. Всё более широкое распространение получают картины , вышитые бисером .

Рамки для картин из гобелена

Гобелен - это вытканный вручную ковер-картина . Гобелены ткались по рисункам цветными шерстяными и шелковыми нитями. Золотые рамки для гобеленов . Багет для картин из гобелена выбирают, отталкиваясь от сюжета, изображенного на гобелене. Чаще всего используется деревянный багет коричневых оттенков, иногда – под золото, реже – под серебро.