Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Виктор драгунский - денискины рассказы. Денискины рассказы Виктор драгунский денискины рассказы кораблев

Виктор драгунский - денискины рассказы. Денискины рассказы Виктор драгунский денискины рассказы кораблев

Анализ произведения В.Ю. Драгунского «Денискины рассказы»

«Денискины рассказы» - это рассказы советского писателя Виктора Драгунского, посвящённые случаям из жизни дошкольника, а потом младшего школьника Дениса Кораблёва. Появившиеся в печати с 1959 года, рассказы стали классикой советской детской литературы, многократно переиздавались и несколько раз были экранизированы. Они вошли в список «100 книг для школьников», составленный в 2012 году. Прототипом главного героя рассказов стал сын писателя Денис, а в одном из рассказов упоминается рождение младшей сестры Дениса Ксении.

Свои рассказы В. Драгунский не объединял в цикл, при этом единство создают: сюжетные и тематические связи; образ центрального персонажа ‒ Дениски Кораблева и второстепенные персонажи – папа и мама Дениски, его друзья, знакомые, учителя, также переходят из рассказа в рассказ.

В рассказах Виктора Юзефовича главный герой – Дениска - рассказывает разные случаи из своей жизни, делится с нами своими мыслями и наблюдениями. Мальчишка постоянно попадает в смешные ситуации. Особенно забавно бывает, когда герой и читатель по-разному оценивают рассказанное Дениской. Дениска, например, говорит о чём-то, как о драме, а читатель смеётся, и чем серьёзнее тон рассказчика, тем нам смешнее. Впрочем, писатель включил в сборник не только смешные рассказы. Есть в нём и грустные по интонации произведения. Таков, к примеру, замечательный лирический рассказ «Девочка на шаре», в котором повествуется о первой любви. Но особенно трогателен рассказ «Друг детства». Здесь автор говорит о благодарности и верной любви. Дениска решил стать боксёром, и мама дала ему в качестве боксёрской груши старого мишку. И тут герой вспомнил, как любил эту игрушку, когда был маленьким. Мальчик, скрывая от матери слёзы, сказал: «Я никогда не буду боксёром».

Драгунский в своих рассказах остроумно воссоздает характерные особенности детской речи, ее эмоциональность и своеобразную логику, «общедетскую» доверчивость и непосредственность, задающие тон всему повествованию. «Чего я люблю» и «…И чего не люблю!» ‒ два знаменитых рассказа Драгунского, в названии которых на первое место выдвинуто собственное мнение ребенка. Это утверждается в перечислении того, что любит и чего не любит Дениска. «Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо». Денискины «люблю» - «не люблю» часто полемичны по отношению к предписаниям взрослых («Когда я бегаю по коридору, то люблю изо всех сил топать ногами»). В образе Дениски много типично детского: это наивность, склонность к выдумке и фантазии, иногда простодушный эгоизм. Свойственные детскому возрасту «промахи» оказываются предметом юмора и шуток, как всегда бывает в юмористическом рассказе. С другой стороны, в герое Драгунского есть черты, которые свидетельствуют о вполне сложившейся личности: Дениска решительно противится всякой фальши, он восприимчив к красоте, ценит доброту. Это дало право критикам увидеть в образе главного героя автобиографические черты самого Драгунского. Сочетание лирического и комического – главная особенность рассказов В. Драгунского о Дениске.

Содержание «Денискиных рассказов» связано с происшествиями из обычной жизни ребенка – это случаи на уроках, домашние заботы, игры с друзьями во дворе, походы в театр и цирк. Но их обычность только кажущаяся – комическое преувеличение обязательно присутствует в рассказе. Драгунский – мастер создания самых невероятных ситуаций на материале житейском, даже обыденном. Основанием для них служит часто парадоксальная логика детей и их неисчерпаемая фантазия. Дениска и Мишка, опоздав на урок, приписывают себе невероятные подвиги («Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»), но оттого, что каждый фантазирует по-своему, следует неизбежное разоблачение. Мальчишки увлеченно строят во дворе ракету, при запуске которой Дениска улетает не в космос, а в окно домоуправления в произведении «Удивительный день». А в рассказе «Сверху вниз, наискосок! дети, в отсутствии маляров, решают помочь им красить, но в самый разгар игры обливают краской управдома. А какая невероятная история описана в детском произведении «Мишкина каша», когда Дениска не хочет, есть манную кашу и выбрасывает ее за окно, которая попадает на шляпу случайного прохожего. Все эти немыслимые совпадения и происшествия иногда просто смешны, иногда предполагают моральную оценку, иногда рассчитаны на эмоциональное сопереживание. Парадоксальная логика, которой руководствуются герои Драгунского, это путь к пониманию ребенка. В рассказе «Зеленчатые леопарды» дети комично рассуждают о всевозможных болезнях, находя в каждой из них достоинства и выгоды «болеть хорошо - говорит один из героев произведения - когда болеешь, всегда что-нибудь дарят». За, казалось бы, абсурдными рассуждениями детей о болезнях стоит трогательная просьба о любви: «когда болеешь, все тебя больше любят». Ради такой любви ребенок готов даже заболеть. Детская иерархия ценностей кажется писателю глубоко человечной. В рассказе «Он живой и светится…» Драгунский словами ребенка утверждает важную истину: ценности духовные выше материальных. Предметным воплощением этих понятий в рассказе являются железная игрушка, обладающая материальной ценностью, и светлячок, способный излучать свет. Дениска совершил неравноценный с взрослой точки зрения обмен: он променял большой самосвал на маленького светлячка. Рассказу об этом предшествует описание длинного вечера, во время которого Дениска ожидает маму. Вот тогда-то мальчик в полной мере ощутил мрак одиночества, из которого его спасла «бледно-зеленая звездочка» в спичечном коробке. Поэтому на вопрос мамы, «как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка», Дениска отвечает: «Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..».

Очень значительный персонаж в «Денискиных рассказах» ‒ папа, близкий и верный друг своего сына, умный воспитатель. В рассказе «Арбузный переулок» мальчик капризничает за столом, отказываясь от еды. И тогда отец рассказывает сыну один эпизод из своего военного детства. Этот сдержанный, но очень трагический рассказ переворачивает мальчику душу. Жизненные ситуации и человеческие характеры, описанные Драгунским, порой очень непросты. Поскольку о них рассказывает ребенок, то смысл всего происходящего помогают понять отдельные детали, а они в «Денискиных рассказах» очень важны. В рассказе «Рабочие дробят камень» Дениска хвастается тем, что сможет прыгнуть с водной вышки. Снизу ему кажется, что сделать это «легче легкого». Но на самом верху у мальчика от страха захватывает дух, и он начинает искать оправдания для своей трусости. Борьба со страхом происходит на фоне неумолкаемого звука отбойного молотка – там внизу рабочие дробят камень при строительстве дороги. Казалось бы, эта деталь мало связана с происходящим, но на самом деле она убеждает в необходимости упорства, перед которым отступает даже камень. Так же отступила трусость перед твердым решением Дениски совершить прыжок. Во всех своих рассказах, даже там, где речь идет о ситуациях драматических, Драгунский остается верен юмористической манере. Смешными и забавными кажутся многие высказывания Дениски. В рассказе «Мотогонки по отвесной стене» он говорит такую фразу: «Федька к нам приехал по делу – чай пить», а в произведении «Синий кинжал» Дениска рассказывает: «Утром я ничего не мог есть. Только выпил две чашки чаю с хлебом и маслом, с картошкой и сосиской».

Но часто детская речь (с оговорками, ею свойственными) звучит очень трогательно: «Очень люблю лошадей, у них красивые и добрые лица» («Что я люблю») или «Я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно…»(«Друг детства). Сочетание грустного и комичного в прозе Драгунского напоминает нам клоунаду, когда за смешным и нелепым видом клоуна скрывается его доброе сердце.

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы всё ещё не было…

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались тёмные облака – они были похожи на бородатых стариков…

И мне захотелось есть, а мамы всё не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждёт меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял её сидеть на песке и скучать.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

– Здорово!

И я сказал:

– Здорово!

Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.

– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Её можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

– Нет, не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее.

Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придёт мама. Но она всё не шла. Видно, встретила тётю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лёг на песок.

Тут Мишка говорит:

– Не дашь самосвал?

– Отвяжись, Мишка.

Тогда Мишка говорит:

– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!

Я говорю:

– Сравнил Барбадос с самосвалом…

– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?

Я говорю:

– Он у тебя лопнутый.

– Ты его заклеишь!

Я даже рассердился:

– А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

– Ну, была не была! Знай мою доброту! На!

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял её в руки.

– Ты открой её, – сказал Мишка, – тогда увидишь!

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

– Что это, Мишка, – сказал я шёпотом, – что это такое?

– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.

– Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму…

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:

– Ну, как твой самосвал?

А я сказал:

– Я, мама, променял его.

Мама сказала:

– Интересно! А на что?

Я ответил:

– На светлячка! Вот он, в коробочке живёт. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку.

Потом мама зажгла свет.

– Да, – сказала она, – это волшебство! Но всё-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

– А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

Слава Ивана Козловского

У меня в табеле одни пятёрки. Только по чистописанию четвёрка. Из-за клякс. Я прямо не знаю, что делать! У меня всегда с пера соскакивают кляксы. Я уж макаю в чернила только самый кончик пера, а кляксы всё равно соскакивают. Просто чудеса какие-то! Один раз я целую страницу написал чисто-чисто, любо-дорого смотреть – настоящая пятёрочная страница. Утром показал её Раисе Ивановне, а там на самой середине клякса! Откуда она взялась? Вчера её не было! Может быть, она с какой-нибудь другой страницы просочилась? Не знаю…

А так у меня одни пятёрки. Только по пению тройка. Это вот как получилось. Был у нас урок пения. Сначала мы пели все хором «Во поле берёзонька стояла». Выходило очень красиво, но Борис Сергеевич всё время морщился и кричал:

– Тяните гласные, друзья, тяните гласные!..

Тогда мы стали тянуть гласные, но Борис Сергеевич хлопнул в ладоши и сказал:

– Настоящий кошачий концерт! Давайте-ка займёмся с каждым индивидуально.

Это значит с каждым отдельно.

И Борис Сергеевич вызвал Мишку.

Мишка подошёл к роялю и что-то такое прошептал Борису Сергеевичу.

Тогда Борис Сергеевич начал играть, а Мишка тихонечко запел:

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок…

Ну и смешно же пищал Мишка! Так пищит наш котёнок Мурзик. Разве ж так поют! Почти ничего не слышно. Я просто не мог выдержать и рассмеялся.

Тогда Борис Сергеевич поставил Мишке пятёрку и поглядел на меня.

Он сказал:

– Ну-ка, хохотун, выходи!

Я быстро подбежал к роялю.

– Ну-с, что вы будете исполнять? – вежливо спросил Борис Сергеевич.

Я сказал:

– Песня гражданской войны «Веди ж, Будённый, нас смелее в бой».

Борис Сергеевич тряхнул головой и заиграл, но я его сразу остановил.

Драгунский В.Ю. - известный писатель и театральный деятель, автор повестей, рассказов, песен, интермедий, клоунад, сценок. Наиболее популярен в списке произведений для детей его цикл «Денискины рассказы», ставший классикой советской литературы их рекомендуют для учеников 2-3-4 классов. Драгунский описывает типичные для каждого времени ситуации, блестяще раскрывает психологию ребенка, простой и яркий слог обеспечивает динамичность изложения.

Денискины рассказы

Цикл произведений «Денискины рассказы» повествует о забавных приключениях мальчика Дениса Кораблева. В собирательном образе главного героя переплелись черты его прототипа - сына Драгунского, ровесников, самого автора. Жизнь Дениса наполнена веселыми происшествиями, он активно воспринимает мир и живо реагирует на происходящее. У мальчика есть близкий друг Мишка, с которым они вместе проказничают, развлекаются, преодолевают трудности. Автор не идеализирует ребят, не учит и не морализирует - он обозначает сильные и слабые стороны подрастающего поколения.

Англичанин Павля

Произведение рассказывает о Павлике, который пришел в гости к Дениске. Он сообщает, что давно не приходил, поскольку все лето изучал английский язык. Денис и его родители пытаются узнать у мальчика, какие же новые слова ему знакомы. Оказалось, что Павля за это время выучил на английском языке только имя Петя - Пит.

Арбузный переулок

Рассказ повествует о Дениске, который не хочет есть молочную лапшу. Мама огорчается, но приходит папа и рассказывает мальчику историю из своего детства. Дениска узнает, как голодный малыш во время войны увидел грузовик, доверху наполненный арбузами, который разгружали люди. Папа стоял и наблюдал за их работой. Вдруг один из арбузов разбился, и добрый грузчик отдал его мальчишке. Папа до сих пор помнит, как он и друг наелись в тот день и еще долго ежедневно ходили в «арбузный» переулок и ждали нового грузовика. Но он так и не приехал… После папиной истории Денис съел лапшу.

Бы

Произведение повествует о рассуждениях Дениса, если бы все было устроено наоборот. Мальчик представляет, как воспитывает собственных родителей: маму он заставляет кушать, папу - мыть руки и стричь ногти, а бабушку отчитывает за то, что она легко одета и принесла с улицы грязную палку. После обеда Денис усаживает родственников выполнять домашнее задание, а сам собирается в кино.

Где это видано, где это слыхано…

Произведение рассказывает о Дениске и Мише, которых пригласили спеть сатирические песни на концерте. Друзья волнуются перед выступлением. Во время концерта Миша сбивается и поет одну и ту же песню несколько раз. Вожатая Люся тихо просит Дениса выступить одному. Мальчик собирается духом, готовится и снова поет те же строки, что и Миша.

Гусиное горло

Произведение рассказывает о сборах Дениски на день рождения лучшего друга. Мальчик приготовил ему подарок: вымытое и очищенное гусиное горло, которое отдала Вера Сергеевна. Денис планирует его высушить, внутрь положить горошины и зафиксировать узкую горловину в широкой. Однако папа советует купить конфеты и отдает Мише свой значок. Денис радуется, что сделает другу 3 подарка вместо одного.

Двадцать лет под кроватью

Произведение повествует о ребятах, которые играли в прятки в квартире у Миши. Денис прошмыгнул в комнату, где жила старушка и спрятался под кроватью. Он ожидал, что будет смешно, когда ребята его найдут, и Ефросинья Петровна тоже обрадуется. Но бабушка неожиданно запирает дверь, выключает свет и ложится спать. Мальчику становится жутко, и он ударяет кулаком по корыту, лежащему под кроватью. Раздается грохот, старушка пугается. Положение спасают ребята и папа Дениса, пришедший за ним. Мальчик выбирается из укрытия, но не отвечает на вопросы, ему кажется, что он провел под кроватью 20 лет.

Девочка на шаре

Рассказ повествует о походе Дениски с классом в цирк. Ребята смотрят выступления жонглеров, клоунов, львов. Но на Дениса производит впечатление маленькая девочка на шаре. Она показывает необыкновенные акробатические номера, мальчик не может отвести взгляд. В конце выступления девочка смотрит на Дениса и машет рукой. Мальчик хочет снова пойти в цирк через неделю, но у папы дела, и они попадают на представление только через 2 недели. Денис очень ждет выступления девочки на шаре, но она так и не появляется. Оказалось, что гимнастка уехала с родителями во Владивосток. Грустные Денис и его папа уходят из цирка.

Друг детства

Произведение повествует о желании Дениса стать боксером. Но ему нужна груша, а папа отказывается ее покупать. Тогда мама достает старого плюшевого Мишку, с которым мальчик когда-то играл и предлагает тренироваться на нем. Денис соглашается и собирается отрабатывать удары, но вдруг вспоминает, как ни на минуту не расставался с медведем, нянчил, сажал с собой обедать, рассказывал ему сказки и любил всей душой, готов был отдать жизнь за друга детства. Денис сообщает маме, что он передумал и никогда не будет боксером.

Живой уголок

Рассказ повествует об открытии в школе у Дениса живого уголка. Мальчик хотел привести в него зубробизона, бегемота или лося, но учительница просит завести маленьких животных, чтобы ухаживать и заботиться о них. Денис отправляется за покупкой для живого уголка белых мышей, но не успевает, их уже продали. Тогда мальчик с мамой поспешили за рыбками, но узнав их цену, передумали. Так Денис и не решил, какое животное ему принести в школу.

Заколдованная буква

Произведение рассказывает о Дениске, Мише и Аленке, которые наблюдали за выгрузкой из машины большой елки. Ребята смотрели на нее и улыбались. Алена хотела сказать друзьям, что на елке висят шишки, но не смогла выговорить первую букву и у нее получилось: «Сыски». Ребята смеются над девочкой и укоряют ее. Миша показывает Алене, как нужно правильно произносить слово: «Хыхки!» Они спорят, ругаются, и оба ревут. И только Денис уверен, что слово «шишки» простое, и он-то знает, как говорить правильно: «Фыфки!»

Здоровая мысль

Рассказ повествует о том, как Денис и Миша по дороге из школы запускали кораблик из спичечного коробка. Он попадает в водоворот и исчезает в водостоке. Ребята собираются домой, но оказывается, что мальчишки путают подъезды, поскольку они одинаковые. Мише повезло - он встречает соседку, и та его отводит в квартиру. Денис по ошибке заходит в чужой дом и попадает к незнакомым людям, у которых он уже шестой заблудившийся мальчик за день. Они помогают Денису найти свою квартиру. Мальчик предлагает родителям повесить на дом мамин портрет, чтобы он больше не заблудился.

Зеленчатые леопарды

Произведение рассказывает о споре ребят, какая болезнь лучше. Костя перенес корь и поведал друзьям, что ему подарили переводные картинки. Мишка рассказал, как съел банку малинового варенья, когда болел гриппом. Денису пришлась по душе ветрянка, потому что он ходил пятнистый как леопард. Ребята вспоминают об операции на гландах, после которой дают мороженое. По их мнению, чем тяжелее болезнь, тем лучше - тогда родители купят все, что пожелаешь.

Как я гостил у дяди Миши

Рассказ повествует о поездке Дениса к дяде Мише в Ленинград. Мальчик знакомится с двоюродным братом Димой, который показывает ему город. Они рассматривают легендарную Аврору, посещают Эрмитаж. Денис знакомится с одноклассницами брата, ему нравится Ира Родина, которой мальчик решает написать письмо по возвращении домой.

Кот в сапогах

Произведение рассказывает о школьном карнавале, для которого нужно подготовить костюм. Но у Дениса уезжает мама, и он так сильно скучает, что забывает о мероприятии. Миша наряжается гномом и помогает другу с костюмом. Они изображают из Дениски кота в сапогах. Мальчик получает главный приз за свой костюм - 2 книги, одну из которых отдает Мише.

Куриный бульон

Рассказ повествует о том, как Денис и его папа варят бульон из курицы. Они считают, что это очень простое и легкое в приготовлении блюдо. Однако повара чуть не сжигают курицу, когда хотят подпалить перья, затем пытаются отмыть птицу от сажи мылом, но она выскальзывает у Дениса из рук и оказывается под шкафом. Положение спасает мама, которая возвращается домой и помогает горе-кулинарам.

Мой знакомый медведь

Произведение рассказывает о походе Дениса в Сокольники на новогоднюю елку. Мальчика пугает огромный медведь, неожиданно нападающий на него из-за елки. Денис вспоминает, что нужно притвориться мертвым и падает на пол. Приоткрыв глаза, он видит, что зверь склоняется над ним. Тогда мальчик решает напугать животное и громко кричит. Медведь шарахается в сторону, а Денис бросает в него ледышку. Впоследствии оказывается, что под костюмом зверя скрывается актер, решивший подшутить над мальчиком.

Мотогонки по отвесной стене

Рассказ повествует о Денисе, который был чемпионом двора по езде на велосипеде. Он демонстрирует перед ребятами различные фокусы как артист в цирке. Однажды к Мише приехал родственник на велосипеде с мотором. Пока гость пил чай, ребята решают без спроса опробовать транспорт. Денис долго катается по двору, но затем не может остановиться, поскольку ребята не знают, где находится тормоз. Положение спасает родственник Федя, вовремя остановивший велосипед.

Надо иметь чувство юмора

Произведение повествует о том, как Миша и Денис делали уроки. Во время списывания текста они разговаривали, из-за чего совершили множество ошибок и пришлось переделывать задание. Затем Денис задает Мише веселую задачу, которую тот не может решить. В ответ папа дает сыну задание, на которое он обижается. Отец говорит Денису, что надо иметь чувство юмора.

Независимый горбушка

Рассказ повествует о том, как в класс Дениса пришел знаменитый писатель. Ребята долго готовились к визиту гостя, и он был тронут этим. Оказалось, что писатель заикается, но дети вежливо не заострили на этом внимания. В конце встречи одноклассник Дениса просит автограф у знаменитости. Но дело в том, что Горбушкин тоже заикается, и писатель обижается, подумав, что его дразнят. Пришлось Денису вмешаться и разрешить неловкую ситуацию.

Одна капля убивает лошадь

Произведение рассказывает о папе Дениса, которому доктор советует бросить курить. Мальчик переживает за отца, он не хочет, чтобы капля яда убила его. В выходные приходят гости, тетя Тамара дарит папе портсигар, за что Денис злится на нее. Отец просит сына подрезать сигареты, чтобы они поместились в коробочку. Мальчик намеренно портит папиросы, отрезая табак.

Он живой и светится

Рассказ повествует о Дениске, который ждет во дворе маму. В это время приходит Мишка. Ему нравится новый самосвал Дениса, и он предлагает поменять машину на светлячка. Жучок завораживает мальчика, он соглашается и долго любуется приобретением. Приходит мама и удивляется, почему сын обменял новую игрушку на маленького насекомого. На что Денис отвечает, что жук лучше, ведь он живой и светится.

Подзорная труба

Произведение рассказывает о Дениске, который рвет и портит одежду. Мама не знает, что делать с сорванцом, и папа советует ей смастерить подзорную трубу. Родители сообщают Денису, что теперь он под постоянным контролем, и они могут увидеть сына всегда, как только пожелают. Для мальчика наступают трудные дни, все его прежние занятия становятся запретными. Однажды Денису попадает в руки мамина подзорная труба, и он видит, что она пустая. Мальчик понимает, что родители его обманывали, но он счастлив и возвращается к своей прежней жизни.

Пожар во флигеле, или подвиг во льдах

Рассказ повествует о Денисе и Мише, которые играли в хоккей и опоздали в школу. Чтобы их не ругали, друзья решили придумать уважительную причину и долго спорили, что именно выбрать. Когда мальчики пришли в школу, гардеробщица отправила Дениса в класс, а Мише помогла пришить оторванные пуговицы. Кораблеву пришлось одному рассказывать учительнице, что они спасли из пожара девочку. Однако вскоре вернулся Миша и поведал классу, как они вытащили провалившегося под лед мальчика.

Поют колеса - тра-та-та

Рассказ повествует о Дениске, который поехал с папой в Ясногорск на поезде. Рано утром мальчику не спалось, и он отправился в тамбур. Денис увидел мужчину, бежавшего за поездом и помог ему забраться. Тот угостил мальчика малиной и рассказал про своего сына Сережу, который с матерью находится далеко в городе. На селе Красном мужчина соскочил с поезда, а Денис поехал дальше.

Приключение

Произведение рассказывает о Дениске, который гостил у дяди в Ленинграде и полетел один домой. Однако аэропорт в Москве закрыли из-за неблагоприятных погодных условий, и самолет вернулся обратно. Денис позвонил маме и сообщил о задержке. Ночь он провел на полу в аэропорту, а утром на 2 часа раньше объявили об отправлении самолета. Мальчик разбудил военных, чтобы они не опоздали. Поскольку самолет прилетел в Москву раньше, папа не встретил Дениса, но офицеры помогли ему и доставили домой.

Рабочие дробят камень

Рассказ повествует о друзьях, которые ходят купаться на водную станцию. Однажды Костик спрашивает Дениса, сможет ли тот спрыгнуть в воду с самой высокой вышки. Мальчик отвечает, что запросто. Друзья не верят Денису, считая, что ему слабо. Мальчик залезает на вышку, но ему становится страшно, Миша и Костя смеются. Тогда Денис повторяет попытку, но снова спускается с вышки обратно. Ребята потешаются над приятелем. Тогда Денис решается в 3 раз забраться на вышку и все-таки прыгает.

Ровно 25 кило

Произведение рассказывает о походе Мишки и Дениса на детский праздник. Они участвуют в конкурсе, в котором приз получит тот, кто весит ровно 25 килограмм. Денису до победы не хватает 500 грамм. Друзья придумывают выпить 0,5 литра воды. Денис побеждает в конкурсе.

Рыцари

Рассказ повествует о Дениске, который решил стать рыцарем и подарить маме на 8 марта коробку конфет. Но денег у мальчика нет, тогда они с Мишкой придумали вылить вино из буфета в банку, а бутылки сдать. Денис дарит маме конфеты, а папа обнаруживает, что коллекционное вино разбавлено пивом.

Сверху вниз, наискосок!

Произведение рассказывает о ребятах, которые решили помочь малярам в покраске, когда те ушли на обед. Денис и Миша красят стену, белье, которое сушится во дворе, подругу Алену, дверь, управдома. Ребятам здорово влетело, а маляры позвали их работать к себе, когда дети вырастут.

Сестра моя Ксения

Рассказ повествует о маме Дениса, которая знакомит сына с новорожденной сестрой. Вечером родители хотят купать малышку, но мальчик видит, что девочка боится и у нее несчастное лицо. Тогда брат протягивает сестре руку, и она крепко хватает его за палец, словно одному ему доверяет свою жизнь. Денис понял, как Ксении трудно и страшно и полюбил ее всей душой.

Слава Ивана Козловского

Произведение рассказывает о Дениске, который получил тройку на уроке пения. Он смеялся над Мишкой, который пел очень тихо, однако ему поставили пятерку. Когда учитель вызывает Дениса, он исполняет песню громко, что было сил. Однако преподаватель оценил его выступление только на 3. Мальчик считает, что дело в том, что он пел недостаточно громко.

Слон и радио

Рассказ повествует о походе Дениса в зоопарк. Мальчик взял с собой радиоприемник, и слона заинтересовал предмет. Он выхватил его у Дениса из рук и положил себе в рот. Теперь из животного доносилась программа о физзарядке, а окружающие клетку ребята с радостью принялись исполнять упражнения. Работник зоопарка отвлек слона, и тот отдал радиоприемник.

Сражение у Чистой речки

Произведение рассказывает о походе в кино класса Дениса Кораблева. Ребята смотрели фильм о нападении белых офицеров на Красную армию. Чтобы помочь своим, мальчики в кинотеатре стреляют из пистолетов по неприятелям, применяют пугачи. Ребята получают выговор от директора школы за нарушение общественного порядка, оружие у детей отбирают. Но Денис и Миша считают, что помогли продержаться армии до прибытия красных кавалеристов.

Тайное становится явным

Рассказ повествует о Дениске, которому мама пообещала пойти в Кремль, если он съест манную кашу. Мальчик положил в блюдо соль, сахар, добавил кипятку и хрена, но не смог проглотить и ложки и выбросил завтрак в окно. Мама обрадовалась, что сын все съел, и они начали собираться на прогулку. Однако неожиданно приходит милиционер и приводит пострадавшего, шляпа и одежда которого испачкана кашей. Денису становится понятен смысл фразы о том, что тайное всегда становится явным.

Третье место в стиле баттерфляй

Произведение рассказывает о хорошем настроении Дениса, который спешит сообщить папе, что занял 3 место по плаванию. Отец горд и интересуется, кому принадлежат первые два и кто следует за сыном. Как оказалось, 4 место не занял никто, поскольку 3 место распределили на всех спортсменов. Папа утыкается в газету, а у Дениса пропадает хорошее настроение.

Хитрый способ

Рассказ повествует о маме Дениса, которая устала мыть посуду и просит изобрести какой-нибудь способ, чтобы облегчить жизнь, иначе она отказывается кормить Дениса и его папу. Мальчик придумывает хитрый способ - он предлагает кушать из одного прибора по очереди. Однако у папы вариант лучше - он советует сыну помочь маме и самим мыть посуду.

Чики-брык

Произведение повествует о семье Дениса, которая собирается выехать на природу. Мальчик берет с собой Мишу. Ребята высовываются в окно электрички и папа Дениса, чтобы их отвлечь, показывает различные фокусы. Отец подшучивает над Мишей и срывает с его головы шляпу. Мальчик расстраивается, думая, что ее сорвало ветром, но великий маг возвращает предмет одежды.

Что я люблю и чего не люблю

Рассказ повествует о том, что нравится и не нравится Дениске. Он любит выигрывать в шашки, шахматы и домино, в выходной день утром залезать к папе в постель, дышать носом маме в ушко, смотреть телевизор, звонить по телефону, строгать, пилить и многое другое. Денис не любит, когда родители уходят в театр, лечить зубы, проигрывать, надевать новый костюм, кушать яйца всмятку и так далее.

Другие истории из цикла «Денискины рассказы»

  • Белые амадины
  • Главные реки
  • Дымка и Антон
  • Дядя Павел истопник
  • Запах неба и махорочки
  • И мы!
  • Красный шарик в синем небе
  • На Садовой большое движение
  • Не пиф, не паф!
  • Не хуже вас, цирковых
  • Ничего изменить нельзя
  • Похититель собак
  • Профессор кислых щей
  • Расскажите мне про Сингапур
  • Синий кинжал
  • Смерть шпиона Гадюкина
  • Старый мореход
  • Тиха украинская ночь
  • Удивительный день
  • Фантомас
  • Человек с голубым лицом
  • Что любит Мишка
  • Шляпа гроссмейстера

Он упал на траву

Повесть «Он упал на траву» рассказывает о девятнадцатилетнем юноше Мите Королеве, который по причине детской травмы ноги не был призван в армию, но пошел в ополчение. Он роет противотанковые рвы под Москвой совместно с товарищами: Лешкой, Степаном Михалычем, Сережей Любомировым, казахом Байсеитовым и прочими. По окончании работы, когда ополченцы ждут прибытия советской армии, неожиданно на них совершается нападение немецких танков. Оставшиеся в живых Митя и Байсеитов добираются до своих войск. Юноша возвращается в Москву и записывается в партизанский отряд.

Сегодня и ежедневно

Повесть «Сегодня и ежедневно» повествует о клоуне Николае Ветрове, способном сделать великолепной даже самую слабую цирковую программу. Но в реальной жизни артисту непросто и неуютно. Его любимая женщина встречается с другим человеком, и клоун понимает, что впереди расставание. Собравшись с друзьями в ресторане, цирковой артист высказывает мысль о собственном предназначении - доставлять радость, смех детям вопреки жизненным неудачам. Он знакомится с воздушной акробаткой Ириной, выполняющей сложные номера. Однако во время исполнения трюка девушка разбивается и гибнет. Николай уезжает в цирк во Владивосток.


Рассказы о Дениске переведены на многие языки мира и даже на японский. Виктор Драгунский написал к японскому сборнику искреннее и веселое предисловие: «Я родился довольно давно и довольно далеко, можно сказать даже, в другой части света. В детстве я любил драться и никогда не давал себя в обиду. Как вы понимаете, моим героем был Том Сойер, и никогда, ни в коем случае, не Сид. Я уверен, что вы разделяете мою точку зрения. В школе я учился, прямо скажем, неважно… С самого раннего детства я крепко полюбил цирк и люблю его до сих пор. Я был клоуном. О цирке я написал повесть «Сегодня и ежедневно». Кроме цирка я очень люблю маленьких детей. Я пишу о детях и для детей. В этом вся моя жизнь, ее смысл».


«Денискины рассказы» - это весёлые истории с чутким видением важных мелочей, они поучительны, но без нравоучений. Если вы их ещё не читали, начните с самых трогательных историй и лучше всего на эту роль подойдет рассказ «Друг детства».

Денискины рассказы: Друг детства

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

– Го-о-тов!

Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.

Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.

Я сказал папе:

– Папа, купи мне грушу!

– Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся:

– Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

– А тебе зачем? – сказал папа.

– Тренироваться, – сказал я. – Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?

– Сколько же стоит такая груша? – поинтересовался папа.

– Пустяки какие-нибудь, – сказал я. – Рублей десять или пятьдесят.

– Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится. И он оделся и пошел на работу. А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:

– Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

Она бросила его мне на диван и сказала:

– Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!

И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.

А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – желтый стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается…

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

– Ты что, – сказала мама, она уже вернулась из коридора. – Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:

– Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

Об авторе.
Виктор Драгунский прожил большую, интересную жизнь. Но не все знают, что до того, как стать писателем, в ранней молодости он сменил множество занятий и при этом преуспел в каждом: токарь, шорник, актер, режиссер, автор маленьких пьес, «рыжий» клоун на манеже Московского цирка. С одинаковым уважением он относился к любой работе, которой занимался в своей жизни. Он очень любил детей, и дети тянулись к нему, чувствуя в нем старшего доброго товарища и друга. Когда он был актером, то охотно выступал перед детьми, обычно в роли Деда Мороза во время зимних каникул. Он был добрым, веселым человеком, но непримиримым к несправедливости и лжи.


Виктор Юзефович Драгунский - человек удивительной судьбы. Он родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из России. Однако уже в 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. Вместе со своим отчимом актером Михаилом Рубиным в десять лет он начал выступать на провинциальных сценах: декламировал куплеты, бил чечетку и пародировал. В юности работал лодочником на Москве реке, токарем на заводе, шорником в спортивной мастерской. По счастливой случайности в 1930 году Виктор Драгунский поступил в литературно-театральную мастерскую к Алексею Дикому и здесь начинается интересный этап биографии – актерская деятельность. В 1935 году он начал выступать как актер. С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка. Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, а потом выступал на фронтах с концертными бригадами. Немногим более года он работал в цирке клоуном, но опять вернулся в театр. В Театре киноактера организовал ансамбль литературно-театральной пародии, объединив молодых малозанятых актеров в самодеятельную труппу «Синяя птичка». Драгунский сыграл несколько ролей в кино. Ему было почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей со странными названиями: «Двадцать лет под кроватью», «Ни пиф, ни паф», «Профессор кислых щей»... Первые Денискины рассказы Драгунского мгновенно стали популярны. Книги из этой серии печатались большими тиражами.

Однако Виктор Драгунский писал прозаические произведения и для взрослых. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны. В 1964 году опубликована повесть «Сегодня и ежедневно», рассказывающая о жизни работников цирка. Главный герой этой книги – клоун.

Умер Виктор Юзефович Драгунский в Москве 6 мая 1972 года. Писательскую династию Драгунских продолжили его сын Денис, ставший вполне преуспевающим литератором, и дочь Ксения Драгунская - блистательный детский писатель и драматург.

Близкий друг Драгунского, детский поэт Яков Аким однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор Драгунский».

Виктор Драгунский.

Денискины рассказы.

«Он живой и светится...»

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было…

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались темные облака – они были похожи на бородатых стариков…

И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

– Здорово!

И я сказал:

– Здорово!

Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.

– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Ее можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

– Нет, не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее.

Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила тетю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лег на песок.

Тут Мишка говорит:

– Не дашь самосвал?

– Отвяжись, Мишка.

Тогда Мишка говорит:

– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!

Я говорю:

– Сравнил Барбадос с самосвалом…

– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?

Я говорю:

– Он у тебя лопнутый.

– Ты его заклеишь!

Я даже рассердился:

– А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

– Ну, была не была! Знай мою доброту! На!

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.

– Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь!

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.

– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?

– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.

– Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму…

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:

– Ну, как твой самосвал?

А я сказал:

– Я, мама, променял его.

Мама сказала:

– Интересно! А на что?

Я ответил:

– На светлячка! Вот он, в коробочке живет. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку.

Потом мама зажгла свет.

– Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

– А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

Надо иметь чувство юмора

Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький-маленький и ужасно симпатичный.

Потом Мишка говорит:

– Написал?

Я говорю:

– Ты мою тетрадку проверь, – говорит Мишка, – а я – твою.

И мы поменялись тетрадками.

И я как увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать.

Гляжу, а Мишка тоже покатывается, прямо синий стал.

Я говорю:

– Ты чего, Мишка, покатываешься?

– Я покатываюсь, что ты неправильно списал! А ты чего?

Я говорю:

– А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: «Наступили мозы». Это кто такие – «мозы»?

Мишка покраснел:

– Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: «Натала зима». Это что такое?

– Да, – сказал я, – не «натала», а «настала». Ничего не попишешь, надо переписывать. Это все лемуры виноваты.

И мы стали переписывать. А когда переписали, я сказал:

– Давай задачи задавать!

– Давай, – сказал Мишка.

В это время пришел папа. Он сказал:

– Здравствуйте, товарищи студенты…

И сел к столу.

Я сказал:

– Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну?

Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надулся, но тоже задумался. Они думали долго.

Я тогда сказал:

– Сдаешься, Мишка?

Мишка сказал:

– Сдаюсь!

Я сказал:

– Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. – И стал хохотать: – Это меня тетя Мила научила!..

Мишка надулся еще больше. Тогда папа сощурил глаза и сказал:

– А раз ты такой хитрый, Денис, дай-ка я задам тебе задачу.

– Давай задавай, – сказал я.

Папа походил по комнате.

– Ну слушай, – сказал папа. – Один мальчишка учится в первом классе "В". Его семья состоит из пяти человек. Мама встает в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встает мама.

Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса "В". На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.

Когда мальчишка из первого класса "В" просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, деленные на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы.

Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого "В" и что ему грозит, если это будет продолжаться? Все!

Тут папа остановился посреди комнаты и стал смотреть на меня. А Мишка захохотал во все горло и стал тоже смотреть на меня. Они оба на меня смотрели и хохотали.

Я сказал:

– Я не могу сразу решить эту задачу, потому что мы еще этого не проходили.

И больше я не сказал ни слова, а вышел из комнаты, потому что я сразу догадался, что в ответе этой задачи получится лентяй и что такого скоро выгонят из школы. Я вышел из комнаты в коридор и залез за вешалку и стал думать, что если это задача про меня, то это неправда, потому что я всегда встаю довольно быстро и потягиваюсь совсем недолго, ровно столько, сколько нужно. И еще я подумал, что если папе так хочется на меня выдумывать, то, пожалуйста, я могу уйти из дома прямо на целину. Там работа всегда найдется, там люди нужны, особенно молодежь. Я там буду покорять природу, и папа приедет с делегацией на Алтай, увидит меня, и я остановлюсь на минутку, скажу:

А он скажет:

«Тебе привет от мамы…»

А я скажу:

«Спасибо… Как она поживает?»

А он скажет:

«Ничего».

А я скажу:

«Наверно, она забыла своего единственного сына?»

А он скажет:

«Что ты, она похудела на тридцать семь кило! Вот как скучает!»

– Ах ты, вот он где! Что у тебя за такие глаза? Неужели ты принял эту задачу на свой счет?

Он поднял пальто и повесил на место и сказал дальше:

– Я это все выдумал. Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе!

И папа взял меня за руки и вытащил из-за вешалки.

Потом еще раз поглядел на меня пристально и улыбнулся:

– Надо иметь чувство юмора, – сказал он мне, и глаза у него стали веселые-веселые. – А ведь это смешная задача, правда? Ну! Засмейся!

И я засмеялся.

И он тоже.

И мы пошли в комнату.

Слава Ивана Козловского

У меня в табеле одни пятерки. Только по чистописанию четверка. Из-за клякс. Я прямо не знаю, что делать! У меня всегда с пера соскакивают кляксы. Я уж макаю в чернила только самый кончик пера, а кляксы все равно соскакивают. Просто чудеса какие-то! Один раз я целую страницу написал чисто-чисто, любо-дорого смотреть – настоящая пятерочная страница. Утром показал ее Раисе Ивановне, а там на самой середине клякса! Откуда она взялась? Вчера ее не было! Может быть, она с какой-нибудь другой страницы просочилась? Не знаю…