Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Васильев завтра была война анализ произведения. За что боролись герои повести Завтра была война

Васильев завтра была война анализ произведения. За что боролись герои повести Завтра была война

Повесть Бориса Васильева “Завтра была война” посвящена последнему предвоенному году в России. Точнее, последнему предвоенному учебному 1940 году, поскольку главные герои повести – школьники, ученики девятого класса в маленьком городке.

Шестнадцатилетние в 1940

Году – это то самое поколение, которое родилось сразу после революции и гражданской войны. Все их отцы и матери так или иначе участвовали в этих события.

Следовательно, эти дети выросли с двойственным чувством: с одной стороны, им жаль, что гражданская закончилась до них, что они не успели принять в ней участие, а с другой – они искренне верят, что на них возложена не менее важная миссия, они должны сохранить социалистический строй, должны совершить что-то достойное.

Это поколение, живущее с мечтой о личном подвиге, который должен принести пользу родине. Все мальчишки этого класса хотели стать командирами Красной Армии,

Чтобы не отставать от своих отцов.

Главная же героиня повести, комсомолка-активистка Искра Полякова, яростно отрицает для себя личную жизнь и личное счастье, мечтая о гордом духе слова “комиссар”.

Другие девочки класса не разделяют ее активной позиции, хотя также верят в коммунизм. Но мечты у них другие: и веселая хохотушка Зиночка Коваленко, и рассудительная Лена Бокова, и мечтательная Вика Люберецкая – для всех них важнее их собственное счастье, важнее любить и быть любимыми.

Однако ни одна из этих мечт не может полноценно реализоваться в Советском союзе 1940 года, где свирепствуют репрессии и контроль над обществом, где скоро начнется война.

Кульминация этой повести – момент ареста отца Вики Люберецкой, крупного авиаконструктора. Вику после этого объявляют “дочерью врага народа”, в школе начинается травля девушки. Не желая предавать своего отца и отрекаться от него, как того требовала комсомольская организация, Вика кончает жизнь самоубийством.

Не она одна стремится защитить справедливость. После известия об аресте отца Вики ее одноклассники, вопреки запретам школы, отправляются поддержать девушку, т. к. считают, что она-то точно ни в чем не виновата.

Артем Шефер дерется на “дуэли” с десятиклассником, разболтавшим эту новость по школе. После гибели Вики директор школы Николай Григорьевич специально отправляет ее одноклассников на похороны, где больше никого нет.

Особенно интересен в той повести характер главной героини, Искры Поляковой. Если вначале она была классической комсомольской активисткой, свято верящей в правое дело партии, то после событий, связанных с Викой, она постепенно меняет свою позицию: начинает верить, что и партия, и школа, и комсомол иногда могут быть не правы.

В эпилоге повести показано, что всем ребятам действительно удалось воплотить свою юношескую мечту о подвиге. Воплотили они ее на фронтах Великой Отечественной войны, и трагически – почти все ученики бывшего 9 “Б” погибли. Повествование же во вступлении и эпилоге ведется от лица якобы их одноклассника – самого Бориса Васильева.

Сочинения по темам:

  1. Повесть "Завтра была война" написал Борис Васильев. Вначале произведения автор вспоминает свой класс. Об одноклассниках напоминает фотография, где ребята сфотографированы...
  2. Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, “Метель” была написана Пушкиным в 1830 году....
  3. Повесть И. С. Тургенева. имеющая знаковое название – “Первая любовь”, является одним из самых необычных по сюжету и замыслу лиро-эпических...
  4. Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Читатели с особым интересом и...
  5. Ранний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот...
  6. 14 сентября 1830 года Александр Сергеевич закончил одну из повестей в цикле “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” под названием “Станционный...
  7. Повесть “Ася” была написана И. С. Тургеневым в 1857 году. К этому произведению может быть применена харак­теристика Тургенева как художника,...

Эссе Размышления над книгой Бориса Васильева «Завтра была война».
Вторая мировая война жирной чертой разделила мировоззрение многих миллионов людей на две части: жизнь до войны и после нее. Великая Отечественная унесла с собой в небытие сотни тысяч душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в это страшное время и участвовать в этом кровопролитном помешательстве мирового масштаба. Как и любое событие, эмоционально отражающееся в психике, война заставила многих людей взяться за перо и изложить на бумаге все свои переживания и впечатления. Одной из таких книг, автор которой пережил Великую Отечественную, является повесть «Завтра была война» Бориса Васильева.
Нет, в этом произведении мы не найдем описаний сражений и военного быта, как в большинстве рассказов военных лет. Не найдем мы здесь и обвинений в сторону фашистов и немцев. В этой книге мы прочитаем о подростках, вступающих во взрослую жизнь, делающих первые шаги навстречу будущему. Ученики 9 «Б», как и мы сейчас, мечтали о светлом будущем, о счастье, о любви и взаимности. Читатель буквально видит всех их спустя много лет, представляет, какими станут герои произведения: рациональная руководительница и строгая, но любящая мужа и детей Искра, волевой и целеустремленный Артем, заслуженный летчик Ландыс… Все они, шестнадцатилетние школьники, мечтали о будущем и знали, что впереди их ждет интересная и счастливая жизнь.
Но судьба распорядилась по-иному, не дав им возможность познать счастье и радость. «Завтра была война» - это реквием по неосуществленным надеждам и несбывшимся мечтам, по той жизни, которая должна была быть прожита в соответствии с законами бытия, но которой не было. Глубокая печаль пронизывает эпилог произведения, потому что так не должно быть в природе, чтобы дети погибали вместе с родителями, чтобы ребенок, не повзрослев, превращался в героя и раньше времени увековечивал свое имя в памяти людей.
Начало повести отправляет нас в осень 1940 года, в 9 «Б» класс. Школьные заботы, учебники и контрольные, беззаботная суета на переменах, подсказки и списывания – казалось бы, все как обычно. Но в головах шестнадцатилетних юношей и девушек появляются новые, неизвестные и манящие ощущения и совсем недетские вопросы об истине, об ответственности. В сердце каждого девятиклассника начинало происходить осознание себя как личности и как взрослого человека. И каждый из них начал проявлять черты индивидуальности.
Безусловно, самой яркой героиней является Искра Полякова - лидер, староста и хороший товарищ. К ней бежали в случае проблем, у нее искали поддержки и знали, что она всегда найдет выход из любой ситуации. Но, несмотря на внешнюю строгость, холодность и бесстрашие, Искра была очень одинокой девушкой, и смелость была всего лишь маской, под которой скрывалась (и от окружающих, и от самой себя) доброта и чувствительность. Воспитанная суровой женщиной, Искра все больше становилась похожей на свою мать. Такие люди привлекают окружающих своей смелостью и решимостью, но многие не подозревают, как сильно иногда им нужна помощь и понимание. Искра погибла героически, в очередной раз далеко запрятав свой страх и доказав свою любовь к Родине.
В этой книге про школьников поднимаются далеко не детские проблемы. В диалогах подростков мы видим отчаянные попытки найти ответы на вечные вопросы: что есть счастье? существует ли абсолютная истина? как пережить трудности в жизни? А трудностей на пути учеников 9 «Б» оказывается очень много.
С точки зрения детей мы видим события, произошедшие с Викой Люберецкой и ее отцом. Огромная трагедия, закончившаяся самоубийством… Но и здесь одноклассники не растерялись, не опустили руки и не остались в стороне. Везде – вместе, везде – сплоченно, они смотрели в лицо проблемам и пытались их решать. Они открывали все двери, они вместе противостояли взрослым или искали у них помощи – и в этой сплоченности заключалась их дружба. Дружба, которая бывает только в детстве, не ограниченная обязательствами и социальным положением, когда ты готов отдать все ради друга.

В этой статье мы рассмотрим одно из лучших творений Бориса Васильева - повесть «Завтра была война». Краткое содержание произведения будет интересовать нас в первую очередь. Также поговорим о теме и идее.

О чем эта повесть

Книга была написана в 1972 году, но в печать не вышла, так как ее запретила цензура. Впервые повесть смогли прочитать только в перестройку. «Завтра была война» (краткое содержание представим ниже) - произведение, основанное на реальных событиях, так как в нем описываются судьбы одноклассников писателя.

Повесть рассказывает о становлении личности, о взрослении ребенка, о том, как он постепенно формируется и преображается. Пролог и эпилог отделены от основных событий десятками лет, это уже не воспоминания автора о прошлом, а голос из настоящего. В них Васильев дает понять, что юность - самое лучшее время в человеческой жизни. Родители не должны вмешиваться во взросление отпрысков. Их удел - воспитывать детей, но как только те вырастают, они уже не вправе что-либо менять. Родителям остается одно - любить их.

«Завтра была война»: краткое содержание по главам. Пролог

Начинается произведение с воспоминаний о 9 «Б» классе, в котором автор учился. В память о былых временах у него осталась лишь старая фотография. Ее подбила всех сделать Искра Полякова, неутомимая активиста. Из всего класса в живых, кроме автора, осталось только 19 человек. Возникают перед внутренним взором писателя и другие товарищи - спортсмен Пашка Остапчук, изобретатель Валька Александров, робкая Лена Бокова, легкомысленная Зина Коваленко.

Вспоминает он тихого Зининого отца, у которого вся спина была исполосована шрамами - память о Гражданской войне, и мать Искры, ходившую в кожанке и высоких сапогах. Эту женщину дети побаивались, но не знали, что у нее в таких же шрамах была душа.

Глава первая. Судьба Сашки Стамескина

Начинается описанием осени повесть «Завтра была война» Васильева (краткое содержание по главам представлено в статье). Зина Коваленко, пока родителей нет дома, разглядывает свое тело в зеркале и понимает, что стала женщиной. В этот момент раздается звонок в дверь - пришла Искра Полякова, «совесть класса», которую Зина слегка побаивалась. Идеалом для Искры была ее мать, товарищ Полякова, служившая комиссаром. Недавно девочка узнала, что ее мать - очень несчастная женщина, когда застала ту ночью плачущей, за что была выпорота солдатским ремнем.

Искра пришла к Зиночке рассказать о том, что Сашка Стамескин бросает школу. Занятия с этого года будут платными, а мать Сашки растит сына одна, и лишних денег у них нет. Искра считала Стамескина личным достижением, так как еще год назад он был двоечником и хулиганом, и только ее влияние помогло образумить его.

Зиночка нашла выход: Стамескина можно устроить на авиационный завод, при котором открыта вечерняя школа. Вскоре дело было улажено, и Сашку взяли на работу.

Глава вторая. Артем Шефер

Начинается произведение знакомством с группой подростков-одноклассников (это подтверждает и краткое содержание). «Завтра была война», вопреки названию, рассказывает о жизнях и судьбах детей, а не о военных действиях.

Героем этой главы стал Артем Шефер, который увлекался легкой атлетикой и книгами. Лишь один недостаток не позволял ему стать отличником - мальчик «скверно говорил», не мог отвечать на уроках устно. А все было из-за Зиночки, в которую Артем был влюблен. Под взглядом девочки его язык костенел. Эту тайну знал один Жорка Ландыс, его лучший друг.

Все лето Шефер работал чернорабочим, и весь заработок собирался потратить на празднование шестнадцатилетия. В назначенный день у Артема собралась большая компания, возглавляла которую Искра. Гости играли в фанты, танцевали и читали стихи. Вика Люберецкая выбрала что-то из «упадочного» Есенина. Искре так понравилось, что она попросила у одноклассницы потрепанный томик на время.

Глава третья. Валендра

Немаловажная ценность повести в том, что она прекрасно рисует советское время. Составить представление о жизни довоенной страны поможет даже краткое содержание. «Завтра была война» описывает именно мирное время.

Ребята учились в многоэтажной школе, которую построили совсем недавно. Сначала директором назначили Валентину Андроновну, которую дети звали Валендрой. Она навела казарменный порядок в школе. Но через полгода на ее место назначили Николая Ромахина, который вернул все как было и распорядился повесить зеркала в женских уборных. Валендра была очень зла.

Зиночка случайно рассказывает Валентине Андроновне о стихах Есенина. Девочка опасается последствий и отправляется к Люберецким, чтобы предупредить.

Глава четвертая. Кого выбрать?

В каждом учебном году Зина выбирает для себя нового возлюбленного. При этом ее целью было не понравиться объекту воздыхания, а мечтать о взаимности и страдать от ревности. Однако в этом году влюбиться у нее не получилось. Дело было в том, что она никак не могла выбрать среди трех претендентов, одним из которых был Юра, первый красавец в школе. В метаниях Зиночка написала 3 одинаковых письма к разным адресатам. Но ни одно отправить сразу не решилась. За несколько дней раздумий два послания она потеряла, и одно из них случайно нашла Валендра. Учительница отнесла находку к директору, но тот просто сжег письмо.

В это же время дружеские отношения между Искрой и Сашкой переросли в нечто большее. Как-то, гуляя по парку, они поцеловались.

Глава пятая. Арест

Можно увидеть устроенный и налаженный быт многих людей, читая краткое содержание («Завтра была война»). Ничего не предвещает грядущей трагедии. Дети взрослею, влюбляются, радуются жизни.

Красавец Юра приглашает Зину в кино на вечерний сеанс. Родители бы не отпустили девочку, но в этот день они были на работе. После просмотра фильма Юра предложил посидеть где-нибудь. Зина вспомнила про укромную скамеечку в кустах у дома Люберецких.

Пока молодые люди там сидели, к дому подъехал черный автомобиль, из которого вышли трое мужчин. Они вошли в тот подъезд, где жила Вика. Через какое-то время они вывели и посадили в машину отца Люберецкой. Зина побежала к Искре и обо всем ей рассказала. Девочка предела случившееся маме. Полякова отправляет в ЦК письмо, в котором защищает арестанта.

Глава шестая. Враг народа

Подходит к своей кульминации повести, а следовательно, и наше краткое содержание. «Завтра была война» - произведение, которое нельзя назвать соцреалистическим, так как оно обнажает и неприглядные стороны советской власти. Именно поэтому книга так долго находилась под запретом.

Искра и Зина договорились не рассказывать об аресте никому. Но Юра разболтал всем о случившемся. Ребята решили, что это неправильно, и задумали отомстить ему. Вызвав первого красавца в котельную, Артем начинает с ним драку. Когда «дуэль» окончилась, ребята отправились к Вике, чтобы поддержать ее.

Валендра пишет на директора доносы, из-за которых тот получает выговор. Учительница обвиняет и Артема, намекая на то, что драка была политической. Но Зина вступается за друга, сказав, что это она стала причиной ссоры. Валендра пытается заставить Искру исключить Вику из комсомола на общем собрании. Девочка отказывается. Позднее Сашка рассказывает, что Люберецкого объявили врагом народа за то, что он продал разработку нового самолета немцам.

Глава седьмая. Неожиданная смерть

Есть и весьма трагические моменты в повести «Завтра была война» (краткое содержание по главам). Васильев не идеализирует свое прошлое, несмотря на то, что читает это время лучшим в жизни.

По школе разносится слух о скором увольнении Ромахина. Также становится известно о том, что на ближайшем школьном совете Вика будет исключена. За день до собрания девочка зовет друзей к себе на дачу. Но дом был опечатан, и ребята разожгли костер рядом и сидели разговаривая. На берегу реки Вика позволила Жорке, давно в нее влюбленному, поцеловать себя.

На следующее утро состоялось собрание, но Люберецкой на нем не было. Зину посылают за подругой, девочка возвращается и рассказывает, что та умерла.

Глава восьмая. Похороны

Продолжается наше краткое содержание («Завтра была война» Бориса Васильева). Сутки велось расследование смерти Вики. Девочка оставила записку, в которой говорилось, что она отравилась снотворным. Похоронами занялась мама Артема. Но машину достать не удалось. Тогда директор закрыл в день похорон школу и вместе с другими старшеклассниками нес гроб через весь город. Искре мать запретила «устраивать панихиду», но она не выдержала и на кладбище громко читала стихи Есенина. Мальчики посадили на могиле куст шиповника. Только Сашка не пришел на похороны.

Дома Искру за непослушание мать собиралась выпороть, но девочка пригрозила, что уйдет. Полякова очень любила дочь, поэтому не стала ее наказывать.

Глава девятая. Развязка

Как можно заметить, нет и строчки о Велико Отечественной в произведении «Завтра была война» (содержание книги доказывает это).

Искра получает бандероль от Вики. В ней было две книги (Грина и Есенина) и письмо. В послании она рассказала, почему решилась на такой шаг - ей легче было умереть, чем отказаться от отца. Сашка, гуляя с Искрой, стесняется ее, так как девочка общалась с «дочерью врага народа». Девочка в слезах убегает домой.

Директора увольняют и даже собираются исключить из партии. Но власть Валендры длится недолго. Мать Зины помогает Ромахину вернуться на прежнее место.

Вскоре оправдывают Люберецкого. Сашка прибегает в класс с этим известием. Ребята решают всем классом сходить к нему, чтобы рассказать о последних дня дочери. Люберецкий сначала не понимает, что 45 детей делает у него под окном. Но постепенно завязывается разговор, Зина предполагает, что виноват во всех бедах високосный год. Следующий должен стать намного лучше. Однако девочка ошиблась - следующим годом был 1941-й.

Эпилог

С тех пор прошло 40 лет. Автор едет на встречу выпускников в родной город. Из их большой компании живы только Зина, Пашка Остапчук и Валька. Шефер погиб, подрывая мост, Жора был летчиком и не вернулся с войны. Ромахин руководил подпольем, связным которого была Искра. Обе Поляковы были повешены немцами.

У Зины родилось двое сыновей - Жора и Артем. Стамескин выбился в люди, стал директором авиазавода. А Пашка, носивший прозвище Эдисон, теперь часовщик, хотя в детстве ему пророчили судьбу великого изобретателя.

Так оканчивается повесть «Завтра была война» Васильева. Краткое содержание, разумеется, не может передать эмоций и силы оригинала, но дает представление о сюжете и героях.

Цели:

  • Познакомить учащихся с произведением “Завтра была война”, расширить их представление о творчестве Б. Васильева, поставив перед ними проблему нравственного выбора героя;
  • Развивать умение видеть особенности композиции, умение через художественную деталь приходить к проблематике произведения.
  • Воспитывать патриотизм и такие нравственные качества, как совесть, доброта …

Оборудование:

  • портрет писателя Б. Васильева,
  • магнитофонная запись песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова “Как молоды мы были…”, танго “Утомленное солнце”.

Ход урока

…Имей сердце, имей душу,
и будешь человек во всякое время.

Д. И. Фонвизин.

1. Сообщение цели урока:

У: Сегодня мы с вами поразмышляем о проблеме нравственного выбора, которая может встать перед любым из нас и которая, в далеком сороковом, встала перед героями повести Б. Васильева “Завтра была война”.

Кроме этого попытаемся рассмотреть произведение с точки зрения литературоведения, вспомнив известные вам понятия композиции, сюжета, жанра произведения.

2. Слово учителя: Поколение, к которому принадлежит Б. Васильев, родившийся в 1924 году, сразу за школьным порогом ждала война. Вглядитесь в этот портрет: задумчивые глаза, высокий лоб, складка между бровей… Перед нами лицо рано повзрослевшего человека. Борис Васильев, как и миллионы его сверстников, прежде чем стать кем-то, стал солдатом. Он ушел на фронт сразу после выпускного бала, прожив свои произведения в окопах, выстрадав их под минометным огнем противника, теряя на этой войне друзей и близких. Жизни вчерашних школьников только начинались, обещали ярко развернуться и были жестоко оборваны.

Эта боль потерь не давала будущему писателю спокойно жить после войны. Одно за другим выходят из-под его пера такие произведения, как “А зори здесь тихие”, “В списках не значился”, “Встречный бой”… .

Эта тема всегда будет болью отзываться в людской памяти, ибо нет на Руси семьи, не пострадавшей в годы Великой Отечественной войны, юбилей Победы которой мы отметили в прошлом году.

3. У: Повесть “Завтра была война” - яркое и уникальное явление не только в творчестве Б. Васильева, но во всей русской литературе.

Давайте осмыслим название “ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА”.

В: Какое время предполагает слово ЗАВТРА?

О: Будущее.

В: А глагол какого времени стоит рядом?

О: Глагол БЫЛА – прошедшего времени.

У: В названии - парадокс. А что такое парадокс?

Смотрим запись на доске:

Парадокс – 1. Это мнение, противоречащее здравому смыслу. 2. Странное мнение, не совпадающее с общепринятым.

В: Чем вызвано парадоксальное название?

О: Особенностями композиции повести.

В: Что такое композиция?

У: Давайте посмотрим, как же построено это произведение.

На доске схема построения произведения:

В: Какие части произведения называются эпилогом и прологом?

О: Пролог – вводная часть, эпилог – заключительная часть.

В: Давайте вспомним, как называется такой вид композиции?

О: Композиция с обрамлением.

О: Герой, убеленный сединами, умудренный жизнью, вспоминает годы юности, такие далекие и прекрасные, но отнюдь не легкие.

(Выразительное чтение учителем отрывка из пролога со слов: “Мне почему-то и сейчас не хочется вспоминать…” на фоне тихо звучащей песни “Как молоды мы были”).

В: О чем узнаем в прологе?

О: Знакомимся с действующими лицами.

(Чтение подготовленным учеником отрывка со слов: “Наша компания…”.)

У: Обратимся к эпилогу, где мы узнаем о дальнейшей судьбе героев книги не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

(Чтение подготовленным учеником отрывка из эпилога со слов: “Девятый “Б”, - и голос его сорвался…”.)

Свой первый бой герои книги выдержали еще до войны.

В: Что же за испытание, в ходе которого они сделали свой нравственный выбор, выпало на долю горестно знаменитого 9 “Б” в далеком 40-м.

(Ответы учащихся)

У: История с Викой Люберецкой, трагедия ее семьи поставила тех шестнадцатилетних мальчишек и девчонок перед необходимостью сделать тот нравственный выбор, который диктовала им совесть. Да, это были непростые сороковые годы, отмеченные печатью сталинских репрессий. Танго “Утомленное солнце”, великие стройки пятилеток… Люди живут мечтою о прекрасном будущем, но врывается сюда страшное настоящее.

(Чтение учителем отрывка из поэмы “Реквием” А. А. Ахматовой “Это было, когда улыбался только мертвый…” на фоне тихо звучащей записи танго “Утомленное солнце”.)

“Черные маруси” - это машины, которые увозили арестованных отцов и матерей по доносам недоброжелателей, как врагов народа. Семья репрессированного автоматически выключалась из жизни общества, и ее члены должны были сделать свой выбор: либо отречься от него, либо пережить свой круг ада страданий и унижений.

Так в одну темную осеннюю ночь увезли отца Вики Люберецкой, героя гражданской войны, директора авиазавода.

В: Какой же выбор был у Вики?

(Ответы учащихся).

В: Что выбрала Вика?

О: Смерть.

У: Это был страшный выбор. Жизнь закончилась, не успев начаться. Но не менее трудным был выбор и у ее одноклассников: остаться с Викой до конца или отречься от нее.

Одноклассница Вики Искра Полякова тоже сделала свой выбор.

В: Почему нам важно отношение именно Искры Поляковой? Что это за человек?

(Ответы учащихся).

В: Как назвал ее директор школы?

О: Хороший человек.

В: Как к Вике относилась Искра? Почему?

В: Как воспринимает жизнь Искра Полякова?

В: Почему Искра решила перевоспитывать Сашку Стамескина?

В: Как Искра относилась к дружбе?

(Ответы учащихся)

У: Вика Люберцкая назвала Искру максималисткой, так как до общения с семьей Люберецких девочка всегда знала ответы на все вопросы. Сомнений для нее не существовало, так как ее мать – товарищ Полякова, убежденная коммунистка – считала все сомнения душевной слабостью. Трагедия Вики заставила Искру задуматься, разум и душа вступили в конфликт.

В: Что впервые заставило усомниться ее в своих прежних убеждениях?

(Ответы учащихся).

У: Искра всегда была очень искренней девочкой, и Вика Люберецкая оценила это: именно ей было адресовано прощальное письмо, где Вика объясняла причину своего поступка.

В: Почему Вика своим последним адресатом выбрала Искру?

(Ответы учащихся)

У: Судьба 9 “Б” класса подтвердила правильность выбранной ими жизненной позиции, в живых осталось девятнадцать человек, остальные погибли в войну, погибли, как герои.

4. Подведение итогов.

В: Что такое нравственный выбор?

В: Приходилось ли вам в жизни делать подобный выбор?

В: О чем заставила задуматься книга Б. Васильева “Завтра была война”?

(Ответы учащихся)

У: Каждому человеку хоть раз в жизни приходится делать свой нравственный выбор. В наше неспокойное время, когда понятие чести считается устаревшим, когда часто поступают в угоду собственному благополучию и спокойствию, книга Бориса Васильева служит неким нравственным ориентиром для всех нас.

16.63 Кб

Анализ повести

Б. Л. Васильева «Завтра была война»

Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие...” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

В своей повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.

Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.

Эпилог подытоживает повесть, резко, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, узнаем о дальнейшей судьбе героев книги и не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова - бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех “истинах”, которые так старательно внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.

Зина Коваленко - ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Искры.

Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее - это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.

Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами.

В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы - Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учителя литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести. Второстепенные персонажи - это родители учеников и два учителя, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже товарищ Полякова - мать Искры, - “железная” женщина, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, смиряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно сказать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.

Тематика произведения выражается именно этим взрослением. Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспитывать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.

Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части повести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и эпилога - воспоминания автора о своей молодости. А идея выражается в том, что запоминается в жизни только самое прекрасное - юность. Повесть называется - “Завтра была война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно.

Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.

И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.


Описание работы

Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие...” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.
В своей повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.
Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

Вторая мировая война жирной чертой разделила мировоззрение многих миллионов людей на две части: жизнь до войны и после нее. Великая Отечественная унесла с собой в небытие сотни тысяч душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в это страшное время и участвовать в этом кровопролитном помешательстве мирового масштаба. Как и любое событие, эмоционально отражающееся в психике, война заставила многих людей взяться за перо и изложить на бумаге все свои переживания и впечатления. Одной из такихкниг, автор которой пережил Великую Отечественную, является повесть «Завтра была война» Бориса Васильева. Нет, в этом произведении мы не найдем описаний сражений и военного быта, как в большинстве рассказов военных лет. Не найдем мы здесь и обвинений в сторону фашистов и немцев. В этой книге мы прочитаем о подростках, вступающих во взрослую жизнь, делающих первые шаги навстречу будущему. Ученики 9 «Б», как и мы сейчас, мечтали о светлом будущем, о счастье, о любви и взаимности. Читатель буквально видит всех их спустя много лет, представляет, какими станут герои произведения: рациональная руководительница и строгая, но любящая мужа и детей Искра, волевой и целеустремленный Артем, заслуженный летчик Ландыс… Все они, шестнадцатилетние школьники, мечтали о будущем и знали, что впереди их ждет интересная и счастливая жизнь. Но судьба распорядилась по-иному, не дав им возможность познать счастье и радость. «Завтра была война» - это реквием по неосуществленным надеждам и несбывшимся мечтам, по той жизни, которая должна была быть прожита в соответствии с законами бытия, но которой не было. Глубокая печаль пронизывает эпилог произведения, потому что так не должно быть в природе, чтобы дети погибали вместе с родителями, чтобы ребенок, не повзрослев, превращался в героя и раньше времени увековечивал свое имя в памяти людей. Начало повести отправляет нас в осень 1940 года, в 9 «Б» класс. Школьные заботы, учебники и контрольные, беззаботная суета на переменах, подсказки и списывания - казалось бы, все как обычно. Но в головах шестнадцатилетних юношей и девушек появляются новые, неизвестные и манящие ощущения и совсем недетские вопросы об истине, об ответственности. В сердце каждого девятиклассника начинало происходить осознание себя как личности и как взрослого человека. И каждый из них начал проявлять черты индивидуальности. Безусловно, самой яркой героиней является Искра Полякова - лидер, староста и хороший товарищ. К ней бежали в случае проблем, у нее искали поддержки и знали, что она всегда найдет выход из любой ситуации. Но, несмотря на внешнюю строгость, холодность и бесстрашие, Искра была очень одинокой девушкой, и смелость была всего лишь маской, под которой скрывалась (и от окружающих, и от самой себя) доброта и чувствительность. Воспитанная суровой женщиной, Искра все больше становилась похожей на свою мать. Такие люди привлекают окружающих своей смелостью и решимостью, но многие не подозревают, как сильно иногда им нужна помощь и понимание. Искра погибла героически, в очередной раз далеко запрятав свой страх и доказав свою любовь к Родине. В этой книге про школьников поднимаются далеко не детские проблемы. В диалогах подростков мы видим отчаянные попытки найти ответы на вечные вопросы: что есть счастье? существует ли абсолютная истина? как пережить трудности в жизни? А трудностей на пути учеников 9 «Б» оказывается очень много. С точки зрения детей мы видим события, произошедшие с Викой Люберецкой и ее отцом. Огромная трагедия, закончившаяся самоубийством… Но и здесь одноклассники не растерялись, не опустили руки и не остались в стороне. Везде - вместе, везде - сплоченно, они смотрели в лицо проблемам и пытались их решать. Они открывали все двери, они вместе противостояли взрослым или искали у них помощи - и в этой сплоченности заключалась их дружба. Дружба, которая бывает только в детстве, не ограниченная обязательствами и социальным положением, когда ты готов отдать все ради друга. На долю ребят выпало первое в их жизни серьезное испытание. Смерть - всегда нежданная гостья, тем более в шестнадцать лет. Именно в таких ситуациях, не в радости, а в горе, каждый показывает свое истинное лицо, раскрывается без остатка и еще больше сближается с настоящими друзьями. Подростки пережили это вместе, и, возможно, поэтому автор не испытывает восторга от встреч с одноклассниками. Воспоминания лежат тяжелым камнем на их сердцах и слишком больно ворошить старые раны. Молчаливый понимающий взгляд нередко бывает приятнее получаса пустой беседы. В 1987 году режиссер Юрий Кара снял одноименный фильм по этой книге. Несомненно, экранизация интересная и эмоциональная, но читать мне понравилось больше, чем смотреть. В учебниках истории война - это цепь сражений, переговоры, мирные договоры, капитуляции и контрибуции. В прочитанном произведении Васильева война - это перечеркнутые раз и навсегда жизни, искалеченные судьбы. Герой, погибший за свою страну, - не простые слова. Лишить себя радости увидеть своих детей и внуков, познать радость любви, пройти жизненный путь постепенно и спокойно умереть в старости - большинство учеников 9 «Б» променяли все это на жизнь своей страны и нас, будущих поколений.

Как воспитывалась слепая вера в коммунизм (по повести Бориса Васильева "Завтра была война")

Б. Васильев родился в 1924 году. Советский и российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1975). По его произведениям сняты такие известные фильмы, как "Офицеры" (1971), "А зори здесь тихие" (1972, 2005), "Не стреляйте белых лебедей" (1980), "Аты-баты, шли солдаты" (1976), "Вы чьё, старичьё?" (1988), и другие.

Повесть Бориса Васильева "Завтра была война" впервые вышла в журнале "Юность", 1984 г., № 6. В повести автор пишет о своих сверстниках. Он сам закончил 9-й класс накануне войны, поэтому хорошо знал и жизнь, и проблемы своего времени, которые и отразил в книге.

Именно с детей и подростков начиналось формирование так называемого "советского человека" - такого человека, который должен слепо верить в коммунизм и не жалеть ни себя, ни тем более других, ради этой веры. Картина жизни советского человека настолько неприглядна, что без слепой веры поверить в её правильность и справедливость невозможно.

Во многих советских фильмах можно проследить некий душевный "надрыв". Такое состояние было свойственно многим советским людям. Например, советский сериал "Вечный зов", по произведению Анатолия Иванова, наполнен бесконечными страданиями главных героев. Или другой сериал "Тени исчезают в полдень", в котором герои с детства до старости сражаются с классовыми врагами. Вся жизнь советского человека - это перманентная борьба: с врагами явными, с врагами скрытыми, с обстоятельствами, с разрухой, с голодом, и пр. Даже если в какие-то минуты наступает просветление, и вроде как становится немного лучше - это явление временное, потому что в следующий момент снова придётся бороться, во всём себе отказывая, не на жизнь, а на смерть, ради некоего "светлого будущего", которое неизвестно, кто и когда дождётся. Кто довёл страну до разрухи? Царь-батюшка? Попы и монахи? Буржуи? Да нет, разрушали "старый мир" как раз большевики, и следовательно, именно они - виновники разрухи и всего того, с чем не жалея жизни боролся советский человек в этих произведениях.

"Старый мир", который так старательно разрушали большевики, совершенно не заслуживал того, чтобы его рушить. В целом, борьба, которая привела к 1917 году, была борьбой за власть. Кучка людей, которые несмотря на численное меньшинство, стали гордо величать себя "большевиками", никогда бы не выиграла, если бы общее падение нравов в России не подготовило почву для их победы. А дальше им нужно было свою победу удержать. И для того, чтобы закрепиться, понадобилось насадить в людях веру в коммунизм - гораздо более слепую, чем вера в Бога. Проще подобная вера прививается молодому поколению, с детства. И вот примеры этой слепой веры можно найти в произведении Васильева "Завтра была война".

Искра спрашивает у матери, существуют ли абсолютные истины. Мать требует конкретизировать вопрос, потому что в подобном контексте на него сложно ответить.

"- Значит, человек живет во имя истины?

Мы - да. Мы, советский народ, открыли непреложную истину, которой учит нас партия. За нее пролито столько крови и принято столько мук, что спорить с нею, а тем более сомневаться - значит предавать тех, кто погиб и… и еще погибнет. Эта истина - наша сила и наша гордость. Искра. Я правильно поняла твой вопрос?"

Примечательно, что мать Искры просила её конкретизировать вопрос. Но сама дала не конкретный ответ, а напротив, абсолютно абстрактный. И как раз такой абстрактный ответ подразумевает необходимость именно слепой веры - в коммунистические идеалы. Существует некая истина, которую сама "товарищ Полякова" определить не может. И доказательства этой некой истины, которая так и не называется конкретно, искать по мнению Поляковой-старшей не следует.

"- Надо учить самой истине, а не способам ее доказательства. Это казуистика. Человек, преданный нашей истине, будет, если понадобится, защищать ее с оружием в руках. Вот чему надо учить".

Получается слепая вера, в некую "истину", которую открыли большевики. Всю нелепость такого заявления иллюстрирует своим ответом Зиночка, обладающая простым и незатейливым умом:

"- Кто объявляет, что истина - это и есть истина? Ну, кто? Кто?

Старшие, - сказала Зиночка. - А старшим - их начальники..."

Зиночка, несмотря на некоторую легкомысленность, как раз и являет собой настоящий продукт той идеологии, которую так старательно вселяют в мозги своих граждан большевики. Для Зиночки всё ясно. И для многих ей подобных, скорее всего, тоже. Эту веру в то, что большевики знают некую "истину", которая просто существует и не требует доказательств, прививают детям. И никто не отвечает на прямой вопрос, что же это за "истина". Такая позиция закономерна потому, что если на место абстрактной "истины", в которую требуется безоговорочно верить, поставить нечто конкретное, то у мыслящего человека может возникнуть желание подумать: а действительно ли "истина", которую ему предлагают - является истиной? Люберецкий, отец Вики, задумывается - и это кончается его арестом и разрушением его семьи.

Вероятно, эта истина гласит, что коммунистическая партия всегда права. Это яркий пример того, что коммунизм должен приниматься слепо, на веру, любые доказательства запрещены, а потому объявлено, что они не требуются. Либо ты принимаешь коммунистические истины бездоказательно, либо ты - классовый враг, независимо от того, женщина ты или мужчина. Кстати, у словосочетания "классовый враг" нет женского рода.

Когда Искра говорит о презумпции невиновности, о том, что каждый человек не виновен до тех пор, пока его вина не будет доказана, мать Искры горячо возражает этому и говорит по сути, что доказательства запрещены и что от всех требуется только слепая и безоговорочная вера. Именно поэтому понятие "презумпции невиновности" - есть нечто, против чего восстаёт правоверная коммунистка. Ведь "презумпция невиновности" предполагает, что надо доказывать вину. А коммунистам надо, чтобы они сказали: "это враг!" - и им поверили на слово, не требуя никаких доказательств.

Эта вера прививается в школе, потому что дети более податливы.

Вот речь истинного, убеждённого коммуниста, директора школы, который говорит про мальчика, который ударил девочку:

"Я не знаю, кто стоит перед вами. Может, это будущий преступник, а может, отец семейства и примерный человек. Но знаю одно: сейчас перед вами стоит не мужчина. Парни и девчата, запомните это и будьте с ним поосторожнее. С ним нельзя дружить, потому что он предаст, его нельзя любить, потому что он подлец, ему нельзя верить, потому что он изменит. И так будет, пока он не докажет нам, что понял, какую совершил мерзость, пока не станет настоящим мужчиной".

Это хорошо сказано! В это хочется верить, более того, это весьма полезно подрастающему поколению. Но что происходит дальше? А дальше директор начинает объяснять, что такое настоящий мужчина:

"А чтоб ему было понятно, что такое настоящий мужчина, я ему напомню. Настоящий мужчина тот, кто любит только двух женщин. Да, двух, что за смешки! Свою мать и мать своих детей. Настоящий мужчина тот, кто любит ту страну, в которой он родился. Настоящий мужчина тот, кто отдаст другу последнюю пайку хлеба, даже если ему самому суждено умереть от голода. Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей. И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни!"

Эти слова составлены из красивых лозунгов, и идеологии, построенной на лжи, с помощью которой как раз и насаждается слепая вера. Самое неприятное сочетание: "правда, приправленная ложью".

Директор школы произносит слова: "Настоящий мужчина должен любить только двух женщин: свою мать и мать своих детей". Разве можно с этим согласиться? Если бы директор сказал: "Должен любить только одну женщину: свою жену", всё было бы понятно - речь идёт о плотской любви. Это означало бы, что мужчина должен быть верен своей жене, иными словами, речь шла бы об интимных отношениях, браке. Но он говорит и о матери, следовательно, понятие "любви" заключает в себе более широкий смысл. Но тогда почему мужчина должен любить всего двух женщин? Чисто по-человечески, он должен любить всех женщин. Как быть с дочерьми, сестрами, тетями, родственницами, просто знакомыми? Он должен их ненавидеть или быть к ним равнодушен?

В библии говорится: "Возлюби ближнего своего..." Но в словах директора мы видим слишком узкий, конкретный смысл. Мужчина должен любить двух женщин, а с остальными он может делать все, что ему прикажет партия и правительство, потому что других он любить не обязан, а значит, по приказу должен ненавидеть, пытать, расстреливать (как классовых врагов). На этом примере мы видим воспитание советского школьника сталинской эпохи, которому лишний раз подчёркивается, что он ни в коем случае не должен "любить ближнего своего". А вдруг ближний окажется классовым врагом, или ненадёжным с точки зрения компартии человеком? И для женщин тут тоже не делается исключений. А если и можно сделать исключение, то только для двух - не больше. Можно даже объяснить, почему речь идёт именно о матери и жене.

Заставить человека ненавидеть свою мать очень сложно. Так же, как жену - женщину, к которой у него есть не только душевное, но и плотское влечение, в которой он нуждается, как мужчина. Поэтому и допускается любовь к этим двум категориям женщин. Тем более, что никто не станет спорить с заявлением, что нужно любить мать, или жену. "Только двух женщин" - подчёркивает директор. "Только"! А если мужчина любит ещё и сестру или дочь - значит, он уже не "настоящий мужчина"? По речи директора выходит, что так. Правда, возникает другой вопрос: а почему тогда считается, что мальчик поступил плохо, ударив девочку? Она-то ему не мать и не жена, и её он любить не обязан. Кто знает, может быть он "прозрел" в ней будущего "врага народа". Но задаться такими вопросами школьники вряд ли смогут. Им проще поверить директору на слово, потому что он - авторитет.

Но это не всё. Как быть со следующей фразой: "Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей"? Первое утверждение противоречит второму. Всех людей - значит, уже не "только" двух женщин. "Ненавидит врагов" - а кто эти враги, если любить надо всех? Или в понятие "всех людей" входят только мать, жена и другие мужчины? Но тогда в категорию "врагов этих людей" попадают все прочие женщины: сёстры, знакомые, родственницы, сослуживицы и пр.

Если искать ответ на вопрос, кого же "всех" обязан любить мужчина, можно прийти к выводу, что наверное, под "людьми" имеются в виду только те, кто верен советской идеологии. Остальные, наверное, и составляют тех самых "врагов этих людей", которых и людьми-то директор школы признавать не желает.

Нелогичность фраз директора подразумевает, что дети должны просто ему поверить. Некритично поверить, потому что критики его слова не выдерживают.

Вера в коммунизм подразумевает, что человек должен во всём следовать заветам коммунистической партии, если требуется - давить и душить классовых врагов, кем бы они ни являлись: родными, близкими, знакомыми, незнакомыми. И уж если кого-то любить - то это родную партию и идеи коммунизма. Вера в коммунизм подразумевает, что для того, чтобы разбить классовых врагов, можно лжесвидетельствовать. Иначе как объяснить множество репрессированных по чьему-то доносу, часто не соответствующему истине? Чужое имущество - для коммунистов вообще не существует. Продразвёрстчики шли раскулачивать и отбирали всё, что было, не оставляя ни грамма и ни крошки. И никого при этом не мучила совесть, что он отбирает добро своего ближнего.

Всегда и во все времена находились люди, которые убивали, грабили, лжесвидетельствовали и пр. Но это не было нормой, это не было правильным. Убивая, человек понимал, что совершает грех, преступление. Вор, отбирая чужое, понимал, что он - вор. Во все времена осуждалось и убийство, и воровство. А если кому-то нужно было оправдать убийство и воровство, он ставили себя в некую "исключительную" позицию, пользуясь верой как самым удобным средством. Например, католическая инквизиция в средневековье придумала "охоту на ведьм", которую им якобы "заповедал" Сам Бог, а коммунисты придумали охоту на "врагов народа", которую якобы надо вести для "светлого будущего". И инквизицию, и коммунистов объединяет то, что убийство и воровство они сделали нормой, более того, вменили в обязанность своим согражданам. Если ты видишь кого-то, кто отступает от догматов коммунистов, то он - враг! И ты обязан донести на него, по приказу убить его, отобрать его имущество. Наверное, коммунистам не следовало так критиковать средневековую инквизицию. Они (коммунисты) действовали исходя из тех же принципов, что и "отцы-инквизиторы", только в более широких масштабах.

Коммунизм - это вера. Слепая вера, которая не терпит критики. И в произведении Б. Васильева хорошо обозначено, как эта вера насаждалась поколению советских людей, и как страдали те, кто делал попытки спорить со слепой верой и искать доказательства, подвергаясь арестам и теряя своих близких. Васильев в своей повести рисует тот же душевный надрыв, что и другие произведения. Надрыва, в котором жил советский человек. Он вынужден был не только постоянно преодолевать бытовые сложности, но ещё и жить в постоянном страхе перед тем, что приедет ночью чёрная машина и увезёт кого-то из твоих близких, а ты обязан будешь верить в то, что они - "враги народа" и всенародно отречься от них. Даже если твои собственные глаза, твои чувства твердят тебе о том, что всё это - ложь.

Цитаты по: Васильев Б. Завтра была война

Кадр из фильма «Завтра была война» (1987)

Очень кратко

1940 год. Девятиклассница из маленького городка становится дочерью врага народа. Её собираются исключить из комсомола, и девочка кончает жизнь самоубийством. Через некоторое время её отца отпускают.

Пролог

Автор вспоминает 9 «Б» класс, в котором он когда-то учился. На память об одноклассниках у него осталась только старая, расплывшаяся по краям фотография, сделать которую всех подбила активистка Искра Полякова. Из всего класса до старости дожило только девятнадцать человек. Кроме автора и Искры в компанию входили спортсмен Паша Остапчук, вечный изобретатель Валька Александров по кличке Эдисон, легкомысленная Зиночка Коваленко и робкая Леночка Бокова. Чаще всего компания собиралась у Зиночки. Искра всегда что-то рассказывала, читала вслух, а Валька изобретал устройства, которые, как правило, не работали.

К тихому Зиночкиному отцу ребята относились пренебрежительно, пока однажды в бане не увидели его исполосованную шрамами спину - «сине-багровый автограф гражданской войны». А мать Искры, товарища Полякову, ходившую в сапогах и кожанке, все побаивались и не понимали, что на душе у неё такие же шрамы, как и на спине у Зиночкиного отца. В повести автор возвращается к тем наивным мечтателям.

Глава первая

Этой осенью Зиночка Коваленко впервые осознала себя женщиной. Воспользовавшись отсутствием родителей, она огорчённо разглядывала в зеркале свою не по годам зрелую грудь, слишком худые бёдра и ноги с несоразмерно тонкими щиколотками, когда в дверь позвонила Искра Полякова. Зиночка немного побаивалась строгую подругу, «совесть класса», хотя и была на год старше. Кумиром Искры была её мать, несгибаемый комиссар товарищ Полякова, с которой девочка всегда брала пример. Только недавно она поняла, что её мать глубоко несчастна и одинока. Однажды ночью Искра увидела, как мать плачет, за что была выпорота широким солдатским ремнём. Необычным именем девочку наградил отец, которого она не помнила. Будучи комиссаром, он оказался «слабым человеком», и мать «с привычной беспощадностью» сожгла в печке его фотографии.

К Зиночке Искра пришла с сообщением, что Сашка Стамескин больше не будет учиться в школе. Теперь занятия в школе надо было оплачивать, но у Сашкиной матери, вырастившей сына без отца, не было на это денег. Стамескин был личным достижением и завоеванием Искры. Ещё год назад он вёл вольную жизнь хулигана и двоечника. Истощив терпение педсовета, он рассчитывал обрести полную свободу, когда на его горизонте появилась Искра. Она как раз вступила в комсомол и решила, что первым её комсомольским подвигом станет перевоспитание Стамескина.

Придя в первый раз к нему домой, Искра увидела прекрасные рисунки самолётов. Девочка заявила, что такие самолёты летать не будут, Стамескина это задело, и он заинтересовался математикой и физикой. Но Искра была девочкой трезвомыслящей. Она предвидела, что Сашке всё это скоро надоест, поэтому отвела его в авиационный кружок Дворца пионеров. Теперь Сашке было что терять, он взялся за учёбу и забросил прежних дружков. И вот теперь Стамескин, ставший хорошим учеником, был вынужден уйти из школы.

Выход нашла Зиночка. Она предложила устроить Стамескина на авиационный завод, где имелась вечерняя школа. Помочь в этом могла Вика Люберецкая, дочь главного инженера авиазавода, которая сидела с Зиночкой за одной партой. Вика была очень красивой и немного надменной. Она уже превратилась в женщину и сознавала это. Искра сторонилась одноклассницы. Для неё эта шикарно одетая девочка, приезжавшая в школу на служебной машине, была существом из другого мира, к которому следовало испытывать ироническое сожаление. Зина взялась уладить это дело. Первого сентября Вика подошла к Искре и сообщила, что Стамескина устроят на завод.

Глава вторая

Артём Шефер много читал и занимался лёгкой атлетикой. Лишь одна странность мешала ему стать круглым отличником - он «скверно говорил» и не мог отвечать устные предметы. Началось это в пятом классе, когда Артём случайно разбил микроскоп, а Зиночка взяла вину на себя. С тех пор под взглядом Зины у мальчика костенел язык - это была любовь. Страшную тайну Артёма знал только лучший друг Жорка Ландыс, безответно влюблённый в Вику Люберецкую.

Проработав все лето чернорабочим, Артём решил потратить первый заработок на празднование своего шестнадцатилетия. Во второе воскресенье сентября у Артёма собралась шумная компания во главе с Искрой. Ребята танцевали, играли в фанты, а потом начали читать стихи. И тогда Вика прочла несколько стихотворений почти забытого «упадочнического» поэта Сергея Есенина. Стихи понравились даже Искре, и Вика дала ей почитать потрёпанный томик.

Глава третья

Многоэтажная школа, в которой учились ребята, была построена недавно. Поначалу обязанности директора исполняла классная 7 «Б» Валентина Андроновна по кличке Валендра. Она распределила классы по возрастающей, и школа стала похожа на слоёный пирог - «каждый этаж жил жизнью своего возраста», никто не бегал по лестницам и не катался на перилах. Через полгода Валендру заменил Николай Григорьевич Ромахин, бывший командир кавалерийского корпуса. Первым делом он перемешал классы и повесил зеркала в женских уборных. Школа зазвенела детскими голосами и смехом, а у девочек появились бантики и модные чёлки. Вся школа обожала директора и терпеть не могла Валендру. Её же нововведения Ромахина злили - они шли вразрез с представлениями Валентины Андроновны о воспитании детей. Она начала борьбу с директором, по любому поводу строча письма «куда следует».

О том, что на дне рождения читали Есенина, Валендре проговорилась Зиночка - классная застукала её перед зеркалом и напугала. Узнав у Искры, что стихи читала Вика, Валентина Андроновна отступила: в городе Люберецкого очень уважали. Искра решила рассказать об этом Вике, и после школы подружки направились к Люберецким.

Мать Вики давно умерла, и Леонид Сергеевич Люберецкий растил дочь один. Он вечно тревожился о Вике, и поэтому сильно её опекал и баловал. Вика же очень гордилась отцом. Несмотря на многочисленные подарки, импортную одежду и служебный автомобиль, Вика была умной и порядочной девочкой. Жила она очень замкнуто - положение отца создало стену между ней и одноклассниками. В тот день её впервые навестили девочки из класса, и Леонид Сергеевич обрадовался, что у дочери всё же есть друзья.

Искра и Зиночка впервые оказались в таком красивом доме. Их напоили чаем и угостили вкуснейшими пирожными. Оказалось, что Люберецкий знаком с товарищем Поляковой - в гражданскую они воевали водной дивизии. О разговоре с Леонидом Сергеевичем Искра думала несколько дней. Особенно поразила её мысль, что «истина не должна превращаться в догму, она обязана всё время испытываться на прочность и целесообразность», ведь мать Искры верила в непреложную истину, воплощённую в советской идее, и была готова защищать её до последнего вздоха.

Глава четвёртая

В начале каждого учебного года Зиночка определяла, в кого будет влюблена. Ей нужно было не нравиться своему «объекту», а самой страдать от ревности и мечтать о взаимности. В этом году влюбиться не получилось. Некоторое время Зиночка пребывала в смятении, но вскоре поняла, что сама стала «объектом». Она быстро успокоилась, но тут на горизонте появились два десятиклассника, один из которых, Юра, считался самым красивым мальчиком в школе. Принимать решения Зиночка не умела - за неё всегда решала Искра, но спрашивать у подруги, в кого влюбляться было немыслимым. Дома тоже помочь не могли: сёстры были намного старше Зиночки, а родители всегда заняты. И Зиночка нашла выход сама. Она написала три одинаковых письма с туманным обещанием дружбы, отличавшихся только обращениями, и стала думать, кому из троих воздыхателей отправить письмо.

Через три дня раздумий два письма Зиночка потеряла, но одно из них попало в руки Валентины Андроновны. Торжествуя, она отнесла письмо директору, надеясь, что тот пропесочит Зиночку на общем собрании, но Николай Григорьевич посмеялся и сжёг «улику». Разъярённая Валендра решила открыто защищать то, что искренне считала советскими методами воспитания.

Искра же выпустила подружку из под контроля - она была занята собой. Работая на авиазаводе, Саша Стамескин заметно повзрослел, у него появились собственные суждения и особое отношение к Искре. Однажды, гуляя в парке, они поцеловались, и этот поцелуй стал «могучим толчком уже пришедших в движение сил». Искра начала взрослеть, и её потянуло не к легкомысленной Зиночке, а к уверенной в себе Вике, которая уже перешла этот нелёгкий рубеж. Вскоре она снова побывала в гостях у Люберецких, разговаривала с Викой о женском счастье, а с Леонидом Сергеевичем - о презумпции невиновности. Вика сказала девочке, что не может её любить, поскольку она - максималистка. Искру эти слова очень огорчили. Придя домой, она написала статью для школьной газеты с рассуждениями о виновности и невиновности, но пришедшая с работы мать сожгла статью, заявив, что советский человек должен не рассуждать, а верить.

Глава пятая

Первого октября красавец Юра пригласил Зиночку в кино на последний сеанс. Коваленки воспитывали младшую дочь в строгости, но в тот день мать - хирургическая медсестра - была на дежурстве, отец - мастер на заводе и активист - тоже был занят, и Зиночка согласилась. После сеанса Юра предложил где-нибудь посидеть, и Зиночка повела его к дому Люберецких, где в кустах скрывалась уединённая скамеечка. Сидя на ней, ребята увидели, как к подъезду подкатила чёрная машина, и трое мужчин зашли в дом. Через некоторое время из подъезда вышел Люберецкий в сопровождении этих людей, за ними выскочила Вика, громко крича и плача. Уже из кузова Леонид Сергеевич крикнул, что ни в чём не виновен, и машина уехала.

Зиночка помчалась к Искре сообщить, что Люберецкого арестовали. Товарищ Полякова оставила Зину ночевать у себя, а сама отправилась к её родителям. Коваленко сомневался, что Люберецкий, «герой гражданской войны, орденоносец», мог оказаться врагом народа. Он решил пригласить Вику жить к себе. Придя домой, Полякова написала письмо в центральный комитет ВКП(б), в котором заступалась за Люберецкого.

Глава шестая

Утром родители Коваленко и Поляковой встретились в кабинете директора. Ромахин тоже был уверен, что Люберецкого арестовали по ошибке. Он предложил всем вместе написать письмо в соответствующие органы, но мать Искры попросила подождать. Она давно знала Леонида Сергеевича и считала, что на этом этапе дела достаточно её поручительства.

Подружки решили об аресте никому не говорить, но, придя в школу, Искра обнаружила, что об этом уже всем известно. Зиночке пришлось признаться, что у дома Люберецких она была не одна. Юрку, разболтавшего новость, следовало наказать. За это взялись Артём Шефер, Жорка Ландыс и Паша Остапчук. Пока девочки отвлекали школьного истопника, мальчики позвали Юрку в котельную. Дрался Артём, у которого были и личные мотивы.

После «дуэли» ребята отправились поддержать Вику. После обыска квартира Люберецких была перевёрнута вверх дном. Друзья помогли Вике прибраться, а Зиночка накормила её «особой яичницей».

У своего дома Искра встретилась с Сашкой. Тот сообщил, что Люберецкий на самом деле «враг народа». По заводу ходили слухи, что главный инженер продал фашистам чертежи самолёта. Искра поверила, но была убеждена, что Вика здесь не причём.

На следующий день Искра строго приказала ребятам вести себя с Викой как обычно. Днём Полякову и Шефера вызвали к директору - Валендре стало известно о драке в котельной. Допрашивала ребят Валентина Андроновна. Директор молчал, глядя в стол. Классная решила превратить драку в политическое дело, выставив Артёма главным заводилой. Ромахин заступиться не мог - многочисленные заявления Валендры принесли плоды, и директору объявили выговор. Наконец классная решила, что Искра проведёт экстренное комсомольское собрание, на котором Вику, как дочь врага народа, исключат из комсомола. Искра наотрез отказалась проводить собрание, после чего упала в обморок.

Когда Искра пришла в себя, Ромахин сказал, что собрание состоится через неделю, и он ничего не может изменить. Шеферу тоже придётся уйти из школы из-за «политической» драки. И тут Зиночка заявила, что Артём дрался из-за неё. Директор очень обрадовался возможности спасти хотя бы Шефера, и велел Зиночке написать докладную.

Глава седьмая

Докладная Зиночки помогла - получив взбучку от директора, Артём остался в школе. Неделя прошла, как обычно, только Валендра ни разу не вызвала к доске Вику, хотя на других уроках она отвечала на «пять». В субботу после уроков Вика предложила съездить всем классом в дачный посёлок Сосновка, попрощаться с осенью.

Ребята провели в Сосновке всё воскресенье. Вика показала свою дачу - аккуратный домик, выкрашенный в весёлую голубую краску. Дом был опечатан, девочке даже не позволили забрать личные вещи. Затем Вика увела Жорку Ландыса к реке, на своё любимое место под развесистым кустом шиповника, и позволила себя поцеловать. Потом ребята жгли костёр, веселились, но каждый помнил, что завтра - комсомольское собрание, на котором Вику исключать из комсомола, если она прилюдно не осудит своего отца.

На следующий день Вика в школу не пришла. Председатель райкома, однако, явился, и собрание пришлось начинать. От Валендры ребята узнали, что Ромахин практически уволен. В этот момент вернулась Зина, посланная за Викой, и сообщила, что Люберецкая мертва.

Глава восьмая

Расследование смерти Вики продолжалось сутки. Из оставленной девочкой записки было ясно, что она отравилась снотворным. Теперь Искра поняла, что в воскресенье Вика прощалась со своими друзьями. В оставшиеся до похорон дни ребята в школе не появлялись.

Устроить похороны помогла мама Артёма. Машину достать не удалось. В день похорон Ромахин закрыл школу, и толпа школьников во главе с директором несла гроб через весь город. Мальчики сменяли друг друга, только Жора Ландыс проделал весь путь, ни разу не сменившись. Мать запретила Искре «устраивать панихиду», но на кладбище девочка не выдержала и начала громко читать стихи Есенина. Потом Артём и Жорка посадили в изголовье могилы куст шиповника. На похоронах не было только Сашки Стамескина.

Дома Искру ждало извещение на заказную бандероль, написанное смутно знакомым почерком. Вскоре домой вернулась разъярённая товарищ Полякова. Она узнала о стихах, которые читала на кладбище её дочь, и хотела выпороть Искру. Та пригрозила, что уйдёт из дому, и женщина испугалась - несмотря на строгость, она очень любила дочь.

Глава девятая

Бандероль была от Вики. В аккуратном свёртке обнаружились две книги и письмо. Одна книга оказалась сборником стихов Есенина, автором второй был неизвестный Искре писатель Грин, о котором ей когда-то рассказывала Вика. В письме девочка объясняла, почему решилась на такой шаг. Ей легче было умереть, чем отречься от отца, которого девочка бесконечно уважала и любила. Для неё не было «страшнее предательства, чем предательство своего отца». Вика признавалась, что всегда хотела дружить с Искрой, но не решалась сблизиться с ней. Теперь она прощалась со своей единственной подружкой и оставляла ей на память свои любимые книги.

Николая Григорьевича Ромахина действительно уволили. Он обошёл школу и попрощался с каждым классом. Валендра торжествовала - она рассчитывала снова занять директорский кабинет. На последнем уроке она попыталась заставить Зиночку сесть на место Вики, но тут весь класс дал ей дружный отпор. Она стала чужой «настолько, что её даже перестали НЕ любить», и потеряла былую уверенность. Не помог Валентине Андроновне даже солидный учительский опыт. Она испугалась и некоторое время была с 9 «Б» официально-холодной и очень вежливой.

Искру, которая в тот день в школе не была, увёл гулять Стамескин. В этот раз девочка окончательно убедилась, что Сашка трусит, и не желает иметь ничего общего ни с дочерью врага народа, ни с теми, кто за неё заступался. От разочарования Искра плакала всю дорогу домой.

Валентина Андроновна торжествовала недолго - Ромахин вскоре вернулся на свой пост, но стал непривычно тихим и угрюмым. Никто не догадывался, что директора вернул Коваленко, целую неделю обивая пороги кабинетов и угрожая дойти до московского ЦК. За партой Вики никто не сидел. Сашка Стамескин молча привёз сваренную на заводе ограду для могилы, а Жорка покрасил её «в самую весёлую голубую краску».

На демонстрации в честь седьмого ноября директора не было. Ребята отправились к нему домой и узнали, что Ромахина исключили из партии. Соседка объяснила, что это сделала первичная организация, и товарищ Полякова из горкома обещала разобраться, но директор был подавлен, и тогда Искра запела песню о красных кавалеристах. Весь остаток дня они пели революционные песни, а потом Ромахин угощал ребят чаем.

Постепенно всё вошло в свою колею. Ромахина из партии не исключили, но улыбаться он перестал. Валентина Андроновна поначалу заискивала с классом, но постепенно это становилось формальностью. В конце ноября в класс ворвался Юрка-красавчик и сообщил, что Люберецкого отпустили. Кое-как успокоив Ландыса, ребята отправились к дому Вики. Люберецкий не понимал, зачем к нему пришли эти дети, пока не увидел под окнами весь класс, 45 человек. Они рассказали ему о последних днях Вики. Зиночка сказала, что этот год - високосный, и следующий, наверняка, будет лучше. Следующим был 1941.

Эпилог

Через 40 лет автор ехал в родной город на встречу выпускников и вспоминал. Из их компании в живых остались Валька «Эдиссон», Зина и Пашка Остапчук. Артём Шефер погиб, взрывая мост. Жора Ландыс был лётчиком-истребителем. Искра была связным подполья, руководил которым Ромахин. Поляковых повесили немцы - сначала мать, потом дочь. Зиночка Коваленко родила двух сыновей - Артёма и Жору. Сашка Стамескин стал большим человеком, директором крупного авиазавода. А Эдиссон стал не великим изобретателем, а часовщиком и «самое точное время в городе было у бывших учеников когда-то горестно знаменитого 9 „Б“».

Анализ повести

Б. Л. Васильева «Завтра была война»

Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие...” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

В своей повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.

Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.

Эпилог подытоживает повесть, резко, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, узнаем о дальнейшей судьбе героев книги и не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова - бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех “истинах”, которые так старательно внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.

Зина Коваленко - ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Искры.

Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее - это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.

Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами.

В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы - Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учителя литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести. Второстепенные персонажи - это родители учеников и два учителя, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже товарищ Полякова - мать Искры, - “железная” женщина, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, смиряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно сказать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.

Тематика произведения выражается именно этим взрослением. Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспитывать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.

Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части повести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и эпилога - воспоминания автора о своей молодости. А идея выражается в том, что запоминается в жизни только самое прекрасное - юность. Повесть называется - “Завтра была война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно.

Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.

И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.