Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Территория распространения. Основатель буддизма и география распространения

Территория распространения. Основатель буддизма и география распространения

Буддизм повёл своё начало в той же местности Азии, в которой возникли и две другие мировые религии - христианство и ислам; родина буддизма только восточнее, в северо-восточной Индии, у южных склонов Непальских Гималаев. Отсюда это учение распространялось по всему бассейну Ганга, а затем южнее по всему Декану. От III века до Р.Х. сохранились множество остатков буддистских построек - ступы, каменные ограды, колонны, храмы - в Аджанте, Санчи, Гае,Барахате и др. Потом, в II - IV веках нашей эры возникает масса буддистских монастырей в северо-западной горной Индии, в пределах Гандахарского царства. Однако постепенно буддизм в Индии начинает падать; разбивается на секты и начинает проявляться тенденция к возрождению брахманизма.

То, что буддизм исповедовали чужеземные завоеватели Индии, обернулось ему во вред. Народные массы отвращались от религии своих угнетателей и предпочитали вернуться к своему древнему веро-учению брахманизму. А дальнейшее распространение ислама истребило буддизм окончательно в северо-западной Индии, в Кашмире и других местностях. Сохранился буддизм только кое-где в Гималаях, в Ладаке и Бутане.

Зато буддизм прочно укоренился за пределами Индии. Ещё в III веке до Хр. он был перенесён на остров Цейлон, где был разработан канон южной церкви, сохранившейся до сих пор в среде сингалезов. Особенно в среде коренной части, горожан и крестьян-собственников, в то время как низшие классы следовали первобытному курсу демонизма, ну а среди пришлых народов, торговцев и высшего класса, распространён в большей степени ислам.

В III веке буддизм был популярен в Китае, сам император Мин-ти проявил к нему интерес и приказал доставить ему индийские книги из Индии. В последующие века буддизм распространялся по Средней и Восточной Азии. В IV веке он был уже в Корее, а отсюда в VI веке его внесли в Японию.

После частичного изгнания из Индии, он нашёл себе новый центр в Китайском Туркестане, в бассейне Тарима. Здесь возникло множество буддийских монастырей и храмов. Это подтверждается сделанными недавно археологическими экспидициями англичан, немцев, русских и других, которые сделали многочисленные находки зданий, статуй, фресок, икон и рукописей.

Отсюда буддизм проник в пределы ныне русского Туркестана, однако распространение с юго-запада ислама положило конец другим религиям; особенно преследовался и истреблялся исламистами буддизм как язычество, хотя, например несторианство продолжало держаться до XIV века.

Зато буддизм укрепился в Индокитае, в Бирме, Сиаме, Аннаме, Камбодже и перенёсся на Яву, позже всё таки вытесненный исламом; сохранившиеся, однако, развалины древних храмов, со статуями и барельефами, свидетельствуют о некогда господствовавшем здесь учению Будды.

В VII веке буддизм впервые засвидетельствован в Тибете, где сначала он долго боролся с шаманизмом, пока наконец не стал преобладающей религией, однако всё равно приняв особую форму ламаизма. Из Тибета буддизм пошёл распространяться среди монголов, которые занесли его, через посредство калмыков, в астраханскую степь, и с другой стороны передали бурятам, у которых он начал укореняться с XVIII века.

После 200 года беспорядки по всей Евразии не мешали, а может быть, даже и помогали распространению двух великих мировых религий — буддизма и христианства. В первые 500 лет своего существования буддизм в основном ограничивался Индией. Он начал распространяться отсюда в первых веках новой эры и был занесен в Тибет, Центральную Азию и Китай — в последнем он адаптировался к китайским традициям примерно так же, как христианство в Римской империи.

В период после 400 года Китай стал истинным буддистским государством более чем на 600 лет, одновременно сделавшись центром дальнейшего проникновения буддизма в Корею и Японию. Экспансия буддизма была гораздо более экстенсивным явлением, чем распространение христианства в Римской империи то же самое время, и с тех пор являет собой самый сложный комплекс культурного обмена в Евразии вплоть до настоящего времени.

К последним двум векам до нашей эры буддизм в Индии был зафиксирован в установлении сангха, или религиозных норм для монахов, а также отметился возникновением монастырей, многие из которых постепенно приобрели значительные богатства. Это в свою очередь привлекало растущее число богатых последователей, особенно из среды купцов, которые помогали распространению идей буддизма во время своего передвижения по торговым путям.

Оригинальная буддистская доктрина (традиция Теравада) постулировала аскетизм сангха и важность индивидуального просветления через медитацию. Это дополнялось развитием Махаяны, или школы «Большей колесницы». Последняя настаивала на идее бодхисатвы или просветленного существа, которое познало нирвану и вступило в цепь непрерывных перерождений, ведущих в полному просветлению. Эти этапы развития были связаны с возросшей сложностью индийской буддистской философии, особенно с появлением Праджнапарамиты, или школы «совершенство мудрости», с ее идеями о вселенском вакууме и неотъемлемой пустоте всех явлений. Другие школы развили традицию, которая позднее стала особенно влиятельной в Тибете, делая ударение на мистических и религиозных аспектах буддизма и на полусвятости Будды. Увеличение разнообразия различных буддистских традиций значительно расширило его привлекательность для разных народов и социальных слоев.

Самыми важными регионами развития этих новых идей были северо-запад Индии и империя Кушан. Отсюда буддизм распространялся вдоль торговых путей, особенно по Шелковому пути. Он наверняка двигался на запад, в Парфянскую империю, и, вероятно, какие-то сведения о нем прошли еще дальше на запад, в Средиземноморье. Трудно судить о влиянии буддизма на развитие христианских идей — но он был единственной религией в мире того времени, которая имела высокоразвитую систему монашества, то есть именно его влияние лежало в основе более позднего развития христианского монашества.

Гораздо более важным было распространение буддизма на восток, в Китай. Первыми переводчиками буддистских текстов на китайский язык были не индийцы, а парфяне, согдиане и народы из оазисных государств Центральной Азии. Первое упоминание о буддизме в Китае датируется 65 годом н.э., и сделаны они в северном Ганьсу. Сначала он оставался лишь религией иностранных торговцев, которые достигали северного Китая по Шелковому пути, но затем стал захватывать и связанные с ними социальные группы. Вскоре после 300 года буддизм по морским торговым путям попал также и в Южный Китай. Вначале его влияние ограничивалось медитацивной практикой Теравада, но вскоре выросло и число переводов философских текстов Махаяны.

Великая экспансия буддизма в Китай началась в конце IV века, рост его влияния здесь очень быстро стал значительным явлением — как только буддизм создал китайскую базу и на него перестали смотреть, как на иностранный элемент. Буддизм легко внедрялся в китайские традиции, особенно в даосизм, который содержал элементы, на первый взгляд имеющие много общих черт с буддизмом. Идеи Дао о судьбе и предназначении могли приравниваться к буддистским идеям о карме. Многие буддистские этические учения и практики, такие как медитация, также совпадали с существовавшими китайскими традициями.

Двумя основными переводчиками и пропагандистами индийских работ стали Хуй-юань (334—417) в районе Янцзы и Кумараджива (350—413) на севере Китая. Здесь быстро привились монастырские порядки, многие паломники специально отправлялись в Индию вдоль торговых путей по земле или по морю, когда сложность, утонченность и непривычность буддизма вынуждали обратиться к подлинникам индийского знания. Существуют многочисленные рассказы об этих пилигримах, самым знаменитым из которых, вероятно, является история Фа-сянь. Он покинул Чанань в 399 году и отправился вдоль Шелкового пути в Северо-Западную Индию, а затем в долину Ганга, где посетил многочисленные буддистские святыни. Он проплыл на корабле до Шри-Ланки, Суматры и Явы перед тем, как в 414 году вернулся в Китай. Его труд «Фо-ш-чжи» («Отчет о буддистских царствах») дошел до нас в полном объеме. Этот отчет плюс рассказы других китайских паломников следующих веков стали основными источниками информации по истории Индии того времени.

В общей сложности огромными командами переводчиков на китайский язык было переведено более 1700 буддистских текстов, были созданы стандартизованные китайские термины для необычайно сложных индийских философских концепций. В течение четырех веков после 515 года было издано пятнадцать библиографических каталогов переводов. Эти работы вместе с текстами Теравады на языке пали в Шри-Ланке составляют ныне основной комплекс многочисленных буддистских текстов. Они дали фундаментальный и мощный толчок развитию китайской концепции мира, который был подкреплен тем фактом, что до Китая из Индии дошли не одни буддистские тексты. Почти столь же важны были и индийские работы по математике, астрономии и медицине, которые дали такой же толчок другим областям китайской мысли.

Быстро растущая популярность буддизма сильно повлияла на китайское общество. Перепись, проведенная в Китае в 477 году, показала наличие 6478 монастырей и более 77 000 монахов. К 534 году существовало уже 30 000 монастырей примерно с 2 миллионами монахов. Первые царские монастыри были созданы при правлении династии Северная Вэй в 476 году в Пин-чэне. Позднее столица Лоян стала самым важным буддистским центром в Азии. К 534 году в Лояне возникло более 1300 монастырей, самый большой из них (Юн-мин) с девятиэтажной ступой был и самым высоким зданием в городе. В нем жило более 3000 монахов, он имел более 100 комнат для посещающих монастырь иностранных пилигримов. Развились новые формы буддистского искусства — в особенности Чань-фо-дун, или пещерная наскальная живопись. Первые образцы этого искусства дают нам 1000 буддистских комплексов возле Тен-гуан на Шелковом пути, которые были созданы около 366 года. Отсюда эта практика стала быстро распространяться через Северный Китай и Сычуань. Столь же популярными были и настенные рисунки, но из них мало что сохранилось до настоящего времени.


Буддистские монастыри стали центрами культурной и художественной жизни Китая, но одновременно сделались и проблемой для государства из-за того влияния, которое они имели на общество и экономику. Постулаты буддизма требовали полной независимости от государства. Сангха были освобождены от соблюдения мирских законов и обязательств перед государством — например, от военной службы. Имущество монастырей было неотчуждаемым и росло с феноменальной скоростью из-за быстрого роста количества верующих. Это порождало две главные проблемы — недостаток солдат для комплектования армии и уменьшение годового налога, так как владения монастырей все увеличивались. В Северном Вэе был создан правительственный департамент — Чжянъ-фу-цао («Отдел по надзору за проявлениями добродетели») укомплектованный буддистскими монахами, и его глава стал инспектором над всеми монахами. Целью этой структуры была попытка создания механизма ограничения количества людей, уходящих в монахи, — были даже определены квоты на количество монахов для каждой местности. Но поддержка буддизма была столь активной, и не только на уровне простого народа, но и в среде аристократии, и даже в царских семьях, что эффективность подобного контроля оказалась очень мала.

Бутан - независимое гималайское го-сударство, связанное с Индией военным договором. Самоназвание Другюл (‘brugyul), что переводится как "Страна Дракона" или как "Страна Другпы", то есть Страна школы Другпа-Каджуд. Однако на двухчастном флаге Бутана изображен все-таки дракон, поэтому допустимо скорее первое название.

В Бутане живут тибетцы, потому что Бутан это и есть Тибет, вернее одна из его южных провинций, которая отделилась от остального Тибета в XVI в. в результате реформ (или скорее вопреки им) Ламы Цзонхавы. Бутанцы остались верны более раннему буддизму и его институтам, в частности власти Дхармараджей. Возглавил движение по отделению от Гелукпинского Тибета видный буддийский деятель и глава школы Другпа-Каджуд - Падма Карпо (1527-1592).

Падма-карпо являлся перерожденцем ламы Джамьян-Чойки Дагпы (1478-1528). Он автор "Истории Другпы (brug-pa‘i char-‘byung)", написанной в 1580 г. Им также написан чойжун (История Дхармы) "chos-‘byung bstad-pa‘i pad-ma rgyas pa‘i nyin-byed" и множество других трудов, освещающих те или иные (в том числе и чрезвычайно тайные) стороны Будийского Учения. Исследователь Е. Гене

Смит (в предисловии к изданной Локеш Чандрой "Истории Другпы") так характеризует Падма Карпо: "Он редкая разно-сторонняя личность. Широта его эрудиции и познаний позволяет сравнить его с Далай-ламой Пятым. Не удивительно, что последователи Другпа-Каджуд называют его "гунченом (kun-mkhyen)", то есть "всезнающим". Он был мудрым, предусмотрительным и последовательным политиком. Он придерживался линии "приоритета притязаний перерожденцев и ученых лам - пандитов перед притязаниями отпрысков с почитаемой родословной в управлении делами Сангхой".

Столицей Бутана является город Тхимпху с населением более 20 тыс. человек. Там находится главный монастырь страны Паро, являющийся резиденцией правителя Дхармараджи (Чогьяла). В современном мире признанным перерожденцем Падма Карпо является учитель дзогчена профессор Намхай Норбу Римпоче (род. В 1938 г.).

Сейчас это единственное государство в мире, в котором махаянский тантрический буддизм является государственной религией.

Сикким

Сикким (‘bras-ljongs) со столицей Дарджиллинг сейчас является восточным, самым маленьким штатом Индии, а его население (в основном тибето-язычные бхотии, лепча и шерпа) составляет всего около 500 000 человек. Однако в древности Сикким являлся частью Тибета и этой землей правил свой царь - намгьял. История Сиккима похожа на историю Бутана, но если последний сохранил свою независимость, то Сиккиму пришлось выбирать между двумя "злами": либо разделить судьбу Тибета, либо, достаточно, безболезненно, войти в состав Индии.

Предания бхотиев связывают распространение буддизма в Сиккиме с деятельностью Падмасамбхавы в VIII в., поэтому главные школы здесь - это нингмапа и кагьюпа.

Но особое значение в Сиккиме придается фигуре Лхацун Ченпо, который распространял здесь Дхарму в более поздний период. Он родился в долине реки Цангпо (Брахмапутры) в 1595 г.

Он долгие годы жил в Тибете и обучался у знаменитых лам. Обладая даром яновидения, он прозрел, что жители этих мест (Сиккима) еще не знают Дхармы, и решил их просветить. Вместе с со своими спутниками - ламой Семпа Ченпо (школа Картогпа) и ламой Ригдзин Ченпо (школа Нгадагпа) - они встретились в местности Иогсум ("Трое возвышенных") и провели совещание. Лама Лхацун Ченпо сказал: "В пророчестве Гуру Римпоче сказано, что четыре благородных брата встретятся в Сиккиме и образуют правительство. Нас же трое, и пришли мы с севера, юга и запада. Го-ворят, что на востоке есть человек, по имени Пунцог, поомок храбрых жителей Кхама. В соответствие с пророчеством мы должны просить его присоединиться к нам". Все согласились с его предложением и в Кхам был отправлен гонец. Вскоре в 1642 г. лама Пунцог был доставлен в Сикким и в возрасте 38 лет его нарекли "намгьялом (rnam-rgyal)", то есть царем и вдобавок возвели в чин Дхармараджи (chos-rgyal).

Вследствие этого события буддизм стал государственной религией Сиккима. В 1697 г. был построен самый древний монастырь царства - Санга-Чойлинг, самый крупный - Пемионгчи (в 1705 г.) и вскоре число их достигло тринадцати. В течение XIX в. (1836-1884) было построено еще 19, которые принадлежат школам лхацунпа, картогпа и нгадагпа. Школа Кармапа также имеет свои монастыри (Румтек, Роланг и др.), куда (в Румтек) в 1959 году перевелся глава школы. Большинство лам в сиккимских монастрях имеют семьи и живут вместе с ними. Особенностью монастырских храмов в Сиккиме является то, что помимо трех святых на алтарях (Гуру Римпоче, Будда Шакьямуни и Авалокитешвара) там по-мещается изображение Канченчжанги - божества-охранителя Сиккима.

С XIX в. до 1947 года Сикким находился под английским протекторатом, а 26 апреля 1975 г. после длительных переговоров Сикким стал 22-м штатом Индии.

Непал

"Во времена Сатья-юги на месте ны-нешней долины Катманду простиралось в окружении гор и дремучих лесов озеро размером 7x7 косов (сейчас 1 кос - около 6,6 км). Озеро называлось Тао-дханахрада ("Великое Озеро"). Оно пополнялось за счет множества родников и гор. Озеро было глубоким, а вода в нем прозрачной и синей. Озеро также известно под названием Калихрада ("иссине-черное озеро"), из-за своей сине-черной воды. Вода в нем славилась восемью достоинствами: чистая, ароматная, прохладная, вкусная, светлая, спокойная, приятная и полезная. С древних времен озеро было священным местом для всех будд и бодхисаттв, а царем озера считался Картотака Нагараджа. Поэтому озеро также называли Нагавасахрада ("Озеро царя нагов") - так говорится в "Сваямбху-пуране" - памятнике непальской литературы X в. н. э., от, носящемуся к жанру "махатмья" (санскр. "благородство", "возвышенность души"). Эта пурана, согласно преданию записана со слов самого Будды Шакьямуни и посвящена Великому бодхисаттве Манджушри - герою, который, согласно легенде, разрубил мечом скалы, удерживавшие воды потопа и дал жизнь долине Катманду.

Буддизм проник в Непал еще до нашей эры. В Непале найдены колонны с эдиктами императора Ашоки. В той же "Сваямбху-пуране" записано, что во времена правления царя Стхунко, примерно в 250 г. до н. э. долину Катманду посетил император Ашока Маурья, с ним были царица и принцесса. На принцессе женился принц Дэвапала, сын непальского царя. В честь этого события Ашока основал Патан (Ашокпатан или Лалитпатан, позднее Лалитпур), соорудив четыре ступы по краям города, а в центре пятую. Также была воздвигнута ступа в городе Киртипуре. Основания ступ сохранились до сих пор...

Все это позволяет утверждать, что территория Непала в древности входила в состав Индии. Как известно именно в современном Непале находится местечко Лумбини, где родился Будда Шакья-муни и где стоит колонна Ашоки с надписью по этому поводу.

Важную роль на этой территории играли племена личхави (поздняя династия Личхави правила в 213-819), входившие в древнюю конфедерацию восьми племен "Аттхакула", куда входили еще во времена Будды народы малла, вриджи-вадджи, шакья, колийя, бхагга и др. Территория конфедерации охватывала современные Северный Бихар и часть Непала. Именно здесь получили наибольшее значение антибрахманские настроения кшатриев, что позволило буддизму быстро распространиться в этих местах.

Впоследствии на эту территорию пришли и тибетские племена, поскольку в VIII-IX вв. во времена Тисронг Децана Непал (bal-yul) входил в тибетскую империю, равно как и области северо-восточной Индии (Ладакх, Лех, Кашмир, совр. штат Химачал-Прадеш и др.). В Непал приезжали изучать санскрит и вскоре он стал своего рода трамплином для распространил буддизма в соседний Тибет. Отсюда в 1040 году отбыл в Тибет Атиша. Здесь расцвели пышным цветом искусства и особый непальский буддийский стиль в живописи и скульптуре, который распространился в Тибете. Именно в Непале появилось и получило развитие бронзовое литье буддийских статуй в технике "исчезающей восковой модели". По мнению некоторых исследователей шрифт деванагари в стиле "ланьчжа", украшающий заглавия буддийских сочинений в книгах, колонны и карнизы храмов также появился в Непале.

На северо-западе страны до сих пор проживают коренные тибетцы, оставшиеся здесь с тех далеких времен. Есть даже отдельное, затерянное в горах княжество Мустанг, где распространен вполне традиционный тибетский буддизм не смешанный с непальскими формами.

Однако позже, процессы, происходившие в Индии затронули и Непал. Индуизм ввел буддийских божеств в свой пантеон и простой народ перестал отличать храмы буддийские от индуистких. Тем не менее характер отношений между двумя религиями нельзя назвать напряженным - здесь пришли к некому гармоничному равновесию.

В XIII в. непальские княжества попали в зависимость от монголов и до XVIII в. Непал представлял собой более чем 50 отдельных княжеств, управлявшихся раджами. Правители княжества Горкха (гуркхи) из династии Шаха возглавили процесс консолидации страны. Полководцу Притхви Нараян Шаху удалось в конце концов почти объединить страну. Эта объединительная тенденция даже привела к экспансии гуркхов и они в конце XVIII в. чуть было не завоевали Тибет. Непальские войска были отбиты совместными отрядами тибетских и китайских войск.

В начале XIX в. с Непалом начали войну англичане, и хотя полного захвата Непала им не удалось осуществить, все же он был связан неравноправным договором 1916 года.

В 1951 году Непал со столицей в Катманду был провозглашен конституционной монархией. Непал - единственное в мире индуистское государство, хотя второй по значению религией является буддизм тибетского направления.

В Непале огромное количество памятников буддийской архитектуры. Главные из них это ступы-храмы Боднатх в долине Катманду. Бодхнатх или Сваямбхунатх (тиб. Джарунг Хасор) представляет собой гигантскую ступу и буддийский монастырь с очень древней историей. Ученые относят его к III в. до н. э. Однако традиционное мнение относит строительство этой ступы ко временам будд прошлого. Считается, что при появлении очередного Будды эта ступа каждый раз ремонтируется и обновляется. На ее фасаде нарисованы огромные глаза - "Всевидящие очи Будды". Настоятелем этого монастыря является Чини-лама из неварской касты губхаджу, из которой подбираются буддийские священнослужители.

Население Непала весьма смешано и подразделяется как в Индии и Цейлоне на касты (которые официально были отменены в 1963 г.). Наиболее многочисленной народностью являются собственно непальцы (кхасы) или иначе гуркхи, а также невары, которые делятся на касты брахманов, тхакуров, чхетри и др. Язык кхасов непали (кхаскура) относится к индийским языкам.

В западном Непале живет этническая группа тхакур. Они описываются как "слегка монголизированные индийцы". Тхакуры возводят своих правителей к героям Махабхараты - братьям Пандавам. Повидимому, они являются выходцами из Индии и хранят доныне древнейшие формы религии, которые в самой Индии стали составной частью джайнизма. Особым почитанием у них пользуется школа Пенпо, которая совсем не изучена. Божества тхакуров окрашены в чистые цвета - белый, красный, синий, желтый и зеленый. Символом этих божеств, изображаемых обнаженными (вследствие этого они похожи на джайнские фигуры тиртханкаров) является птица. Их предок изображается обнаженным, синего или белого цвета. Пенпо тхакуров - это своеобразный буддизм, там есть изображения будд на тронах, а троны украшены изображениями животных, птиц и свастикой, то есть теми символами, которые широко встречаются при раскопках в долине Инда.

Однако другие народы Непала относятся к монголоидному типу: это невары, магары, гурунги, таманги, тхакали, шерпа, бхотии. Последние очень близки тибетцам. Невары создали Непалу "лицо" - это своеобразный архитектурный стиль пагод - двух-трех-этажные кирпичные дома с выступающей черепичной крышей, подпираемой деревянными балками и богато украшенной резьбой по дереву. Собственно говоря и Катманду (бывший Кантипур) это неварский город, захваченный в 1769 г. гуркхами. Другие крупные города неваров это Бхадгаон и Патан.

После 1959 года в Непал хлынули тибетские беженцы, которые значительно усилили буддийский колорит в стране. Тибетский буддизм вернулся на свою вторую, после Индии, родину.


Буддизм возник на территории Индостана в VI веке до нашей эры, являясь, таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией. Христианство моложе его на 5 веков, а ислам на 12 веков. В это время в Индии уже сложилось классовое общество, существовал ряд государств, экономической основой которых была эксплуатация членов земледельческих общин. Острота классовых антагонизмов усугублялась существованием кастовой системы. Представители высшей касты - брахманы играли важную роль в общественно-политической жизни. Религия брахмаизма освещала существующее кастовое деление. Буддизм же стал учением, доступным всем слоям общества. Возникнув как религиозное течение, буддизм создал разнообразную каноническую литературу и многочисленные религиозные институты. За 3,5 тысячи лет он развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования - высокоразвитую цивилизацию. Проникновению в суть

буддизма помогает то, что среди его последователей было немало талантливых поэтов, художников, музыкантов, рассказчиков.

Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхы Гаутамы Будды. Некоторые буддологи прошлого века отрицали историчность Будды. Большинство исследователей полагают, что нет оснований подвергать сомнению действительное существование основателя буддизма. В различных письменных источниках его называют разными именами: Сиддхарта, Гаутама, Шакьямуни, Будда, Татхагата, Джина, Бхагаван. Каждое имя имеет определенный смысл. Сиддхарта - собственное имя, Гаутама - имя рода, Шакьямуни означает «мудрец из племени шаков или шакья», Будда - «просветленный», Татхагата - «так приходящий и так уходящий», Джина - «победитель», Бхагаван - «торжествующий». Согласно легендам, Будда родился в 560 году до нашей эры. Местом рождения считается северо-восток Индии. Он был сыном главы племени шаньев. В 29 лет, пораженный фактом обилия переживаемых людьми страданий, Гаутама расстался со всеми благами и соблазнами роскошной жизни, оставил жену с малолетним сыном и отправился странствовать. Наконец, в некий момент, Гаутама, сидя под деревом, внезапно узрел истину, и именно с этого момента стал Буддой, то есть просветленным, озаренным, умудренным. Умер в 480 году до нашей эры, положив основание многолюдной церковной организации-сангхе.

Мифологизированная биография Сиддхартхи повествует о том, что, прежде чем родиться в образе человека, он пережил множество рождений в облике разных существ, благодаря чему накопил необходимое для будды количество положительных свойств и добродетелей. На Землю он был послан, чтобы проповедовать дхарму (учение об истинном пути и о достижении нирваны).

Его рождение было чудесным. Рождению предшествовал сон: царице Майдеви приснился белый слон, входящий в ее лоно. Ребенку было предсказано будущее будды или воина. Отец выбрал второе и изолировал сына от всякой возможности встречи с трагическими сторонами жизни. Царевич жил в замкнутом пространстве дворца и почти никогда не покидал его стен. Однажды во время торжественного выезда в город Сиддхартха увидел три знамения -- старика, больного и умершего. Он понимает, что бытие в его бесконечном круговороте перерождений (сансара) связано с неизбежным страданием. Четвертое знамение -- встреча с монахом -- указывает ему путь к освобождению. Под покровом ночи Сиддхартха покидает дворец и становится аскетом.

Достигнув больших успехов на этом пути, Сиддхартха разочаровывается в аскезе, особенно в ее крайних формах. Истинный путь открылся ему под священным деревом бодхи после длительной медитации, продолжавшейся 49 дней. Сиддхартха преодолевает искушения Мары (божество зла, которому подвластны все негативные эмоции и страсти человека) и в возрасте 35 лет достигает наконец просветления, свободы, покоя и блаженства (так определяется нирвана, освобождающая от перевоплощений сансары).

Свою первую проповедь он произнес в «Оленьем парке» для пяти своих бывших товарищей-аскетов и для животных, пришедших его послушать. Дальнейшая жизнь Сиддхартхи связана с проповедью дхармы и монашеством. Умер Сиддхартха в возрасте 80 лет, оставив многочисленных учеников. Суть учения Будды заключалась в том, что любой человек, независимо от принадлежности к той или иной касте, может достичь освобождения от бесконечного круга превращений. При этом просветления может достичь только человек, что ставит его в иерархии существ даже выше богов, жестко подчиненных своей карме и способных избежать ее непреложности, лишь родившись человеком.

Будде открылись «четыре благородные истины»: в мире существует страдание, причина страдания, освобождение от страдания и путь, ведущий к освобождению от страдания. При этом страдание и освобождение от страдания суть разные стороны единого бытия (психологического -- в раннем буддизме, космического -- в позднем, развитом буддизме). Страдание понимается как ожидание неудач и потерь. Цепь бесконечных перерождений делает и само страдание также бесконечным. Освобождение от страдания лежит на пути освобождения от желаний, на пути избрания срединного, равновесного состояния между властью чувственных желаний и аскетизмом -- достижением полного внутреннего удовлетворения.

В настоящее время буддизм существует в Неаполе, на Цейлоне, в Бирме, Сиаме, Тибете, Китае, Японии и на островах Ява и Суматра. Во всех этих странах буддизм более или менее уклонился от своего первоначального, чистого вида и даже принял в себя совершенно чуждые элементы. Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными местными культурами, религиями, идеологиями, что позволило ему проникнуть во все сферы общественной жизни, начиная от религиозной практики и искусства и заканчивая политическими и экономическими теориями. Буддизм способствовал расцвету культуры этих стран - архитектуры (строительство храмов, монастырей и ступ), изобразительное искусства (буддийская скульптура и живопись), а также литературы. Буддийские монастыри в эпоху расцвета религии (II-IX вв.) являлись центрами просвещения, учености, искусства. В Китае буддизм тоже принял в себя богато развитый культ, равно как и в Японии. В каждом регионе своя собственная символика и буддийские обряды, почитание святых мест, календарные праздники, обряды жизненного цикла, подпитываемые местными традициями.

В наше время были сделаны попытки возродить буддизм в культурных классах европейского общества. Эти попытки имели частичный успех, и под именем необуддизма и сейчас существует религиозно-философское течение, имеющее своих последователей и на континенте, и в Англии, и в Америке.

Буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни. Изучение буддизма - важное звено в понимании социально-политических, этических, культурных систем восточных обществ, в которых существуют буддийские общины. Попытка понять роль буддизма в истории, культуре привела к созданию буддологии - науки о буддизме и проблемах, которые в связи с ним возникают.

РЕФЕРАТ

БУДДИЗМ.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ В МИРЕ.

1. Вступление

2. Когда и где зародился буддизм

3. Будда реальный и Будда из легенд

4. Учение Будды

5. Первые шаги будущей мировой религии

6. Махаяна

7. От расцвета до упадка

8. Ваджраяна

9. Национальные формы буддизма

10. История распространения буддизма в Тибете

11. Буддизм у монгольских народов

12. Районы распространения буддизма


Человек, следующий Драхме, похож

на человека, вошедшего с огнем в

темную комнату. Тьма перед ним

расступится, и его окружит свет.

Из наставлений Будды

Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почетного титула, её основателя Будды, что означает тАЬПросветленныйтАЭ. Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н. э. Другие мировые религии - христианство и ислам - появились позже (христианство - пять, ислам - 12 веков спустя).За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования - иными словами, целую цивилизацию.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме(бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

КОГДА И ГДЕ ЗАРОДИЛСЯ БУДДИЗМ

Сами буддисты ведут отсчет времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы - тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н. э. В соответствии с этой датой в 1956 г. отмечалось 2500-летие буддизма. По научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации знаменитого индийского царя Ашоки, время жизни основоположника буддизма - с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н. э. В настоящее время исследователи пересматривают даты правления Ашоки и в связи с этим даты жизни Будды.

Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги - одна из наиболее экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией Древней Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деление на варны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева - люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей - она включала людей, обслуживавших господствующие слои.

На территории Индии в VI-III вв. до н. э. существовало множество небольших государств. В северо-восточной Индии, где проходила деятельность Будды, их было 16. По своему общественно-политическому устройству это были либо племенные республики, либо монархии. Они враждовали между собой, захватывали территории друг друга, и уже к концу жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь государствами Магадха и Кошала.

В те времена появилось множество аскетов - людей, не имеющих собственности и живущих подаянием. Именно среди аскетов-отшельников и зарождались новые религии - буддизм, джайнизм и другие учения, не признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в привязанности к вещам, месту, людям, а в сосредоточении целиком на внутренней жизни человека. Не случайно представителей этих новых учений называли шраманами (тАЬшраманатАЭ означает тАЬсовершающий духовное усилиетАЭ).

Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определенного пола, а как к личности (в отличии последователей брахманизма Будды считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом тАЬбрахмантАЭ Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения. Вот что говорится по этому поводу в одном из классических сочинений раннего буддизма - тАЬДхаммападетАЭ:

тАЬЯ не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать. Я называю брахманом того, кто свободен от привязанности и лишен благ.

Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил ношу, кто даже в этом мире знает уничтожение своего страдания.

Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остается не взволнованным, среди поднимающих палку - спокойным, среди привязанных к миру - свободным от привязанности.тАЭ

БУДДА РЕАЛЬНЫЙ И БУДДА ИЗ ЛЕГЕНД.

В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма.

Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходане и его жены Майи после долгого ожидания родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завел семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Непростым оказался этот путь, но зато он увенчался успехом. В местности Гая (она и сегодня называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддартхе было 35 лет. В городе Бенаресе (современный Варанаси) он прочел свою первую проповедь и, как говорят буддисты, тАЬповернул колесо ДрахмытАЭ (так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и селам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой.

В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды - человека, ставшего основателем новой религии.

Мифологические жизнеописания гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 - царем, 24 - монахом, 18 - обезьяной, 13 - торговцем, 12 - курицей, 8 - гусем, 6 - слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением.

Для высшего я веденья родился,

Для блага мира - в последний раз.

Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). В момент рождения Будды цветы падали, играла прекрасная музыка, а из неведомого источника исходило необыкновенное сияние.

Мальчик родился с тридцатью двумя признаками тАЬвеликого мужатАЭ (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, светлый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.). Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждет великое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем (чакравартином), способным установить праведный порядок на земле. Мать Майя не принимала участия в воспитании сына - она скончалась вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тетя. Отец Шуддходана желал, чтобы сын пошел по первому из предсказанных ему путей. Однако аскет Асита Девала предрек второе.

Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал все возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился, у него родился сын Рахула. Но усилия отца оказались напрасными. С помощью своего слуги принцу удалось тайно 3 раза выбраться из дворца. В первый повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни. По некоторым версиям, он встретил еще и отшельника, что навело его на мысль о возможности преодолеть страдания этого мира, ведя уединенный и созерцательный образ жизни.

Когда принц решился на великое отречение ему исполнилось 29 лет. Покинув дворец, семью Сиддхартха стал бродячим отшельником (шраманом). Он быстро овладел самой сложной аскетической практикой - контролем дыхания, чувств, умением переносить голод, жару и холод, входить в транс.. Однако его не покидало чувство неудовлетворенности.

После 6 лет аскетической практики и очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения он убедился, что путь самоистязания не приведет к истине. Тогда, восстановив силы, он нашел уединенное место на берегу реки, сел под дерево и погрузился в созерцание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открывалась высшая истина - Дхарма. С этого момента он и стал Буддой - Просветленным, или Пробужденным, - и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.

Свой путь Будда назвал тАЬсрединнымтАЭ, поскольку он лежал между обычной чувственной жизнью и аскетической практикой, минуя крайности того и другого. 45 лет Будда провел, распространяя свое учение в Индии.

Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому ученику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда горько сожалел, что не догадался попросить его об этом. Причиной смерти Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать все мясо ему. Не желая, чтобы пострадали спутники, Будда съел его. Перед смертью Будда сказал любимому ученику: тАЬТы, верно, думаешь, Ананда: тАЬСмолкло слово Господина, нет у нас больше Учителя!тАЭ. Нет, не так вам следует думать. Пусть Дхарма и Виная, которые я возгласил и которым наставил вас, будут вашим учителем, после того как не станет менятАЭ (тАЬСутра великой кончинытАЭ). Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обычаю кремировано, а прах разделен между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия - ступы. Согласно легенде один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канде на острове Шри-Ланка.

УЧИТЕЛЬ? БОГ? ИЛИ..Смерть, или как считают буддисты, освобождение - нирвана, Будды стала началом отсчета времени существования буддизма как религии.

Несомненно, что Будда - Учитель, ибо он не только открыл Путь, но еще и учил, как надо по нему идти. Сложнее ответить на вопрос, Бог ли Будда, ибо буддисты отрицают само понятие божества. Однако Будде присущи такие качества, как всемогущество, способность творить чудеса, принимать разный облик, влиять на ход событий и в здешнем мире, и в других мирах. Это те самые качества, которыми наделены боги, во всяком случае так считают люди, исповедующие разные религии.

УЧЕНИЕ БУДДЫ.

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования - страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая ее чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма - это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин тАЬсансаратАЭ.

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы, который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.

Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра - тАЬколесо жизнитАЭ. Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): неведение (авидья) обусловливает кармические импульсы (санскары); они формируют сознание (виджняна); сознание определяет характер нама-рупы - физического и психологического облика человека; нама-рупа способствует формированию шести чувств (аятана)- зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего ума. Восприятие (спарша) окружающего мира порождает само чувство (ведана), а затем желание (тришна), которое в свою очередь порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек. Привязанность приводит к хождению в существование (бхава), следствием чего является рождение (джати). А всякое рождение неизбежно влечёт за собой старость и смерть.

Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста - жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.

тАЬЯ всё победил, я всё знаю. Я отказался от всего, с уничтожением желаний я стал свободным. Учась у самого себя, кого я назову учителем?тАЭ Так сказано в тАЬДхаммападетАЭ.

Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме - нирваной. Нирвана - этопокой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей - всего того, что составляет жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь совершенного, свободного духа.

ВСЕЛЕННАЯ И ЕЕ УСТОРОЙСТВО.

В отличие от других мировых религий количество миров в буддизме практически бесконечно. Буддийские тексты говорят, что их больше, чем капель в океане и песчинок в Ганге. В каждом из миров есть свои суша, океан, воздух, множество небес, где обитают боги, и ступеней ада, населённых демонами, духами злых предков - претами и др. В центре мира стоит огромная гора Меру, окружённая семью горными хребтами. На вершине горы расположено тАЬнебо 33 боговтАЭ, возглавляемых богом Шакрой. Ещё выше, в воздушных дворцах, находятся небеса трёх сфер. Боги, люди и прочие существа, которые действуют исключительно ради удовлетворения собственных желаний, живут в камадхату - тАЬсфере желаниятАЭ, разделённой на 11 уровней. В сфере рупадхату - тАЬмира формытАЭ - на 16 уровнях расположены 16 небес Брахмы (верховного бога брахманизма). Над ней помещается арупадхату - тАЬмир не формытАЭ, включающий четыре высших неба Брахмы. Все боги, населяющие три сферы, подчинены закону кармы и поэтому, когда их заслуги исчерпываются, могут утратить свою божественную природу в следующих воплощениях. Пребывание в облике бога такое же временное, как и во всяком другом.

Однако, согласно самой древней космологической схеме, существуют три главных уровня - мир Брахмы (брахмалока), мир богов и полубогов (девалока) и мир бога Мары, олицетворяющего смерть и разные искушения, которым подвергается человек.

Миры не вечны. Каждый из них возникает, развивается и разрушается в течение одной махакальпы; её продолжительность - миллиарды земных лет. Она в свою очередь делится на четыре периода (кальпы). По окончанию махакальпы мироздание не уничтожается полностью. Только те существа, которые достигли просветления, переселяются в мир Брахмы, на небеса Абхассараю. Когда на земле опять создаются условия для жизни, они рождаются здесь в соответствии со своими прежними заслугами. Однако не всякая кальпа становится счастливой, а лишь та, в которой появляется Будда. Буддийские тексты называют шесть Будд, которые жили в мире людей до Шакьямуни: Вишвабха, Випашьин, Шикхин, Кракучханда, Канакамуни, Кашьяпа. Однако наиболее популярен среди буддистов Майтрейя - Будда, прихода которого ожидают в будущем.

ПЕРВЫЕ ШАГИ БУДУЩЕЙ МИРОВОЙ РЕЛИГИИ

По преданию, через год после смерти Будды его последователи собрались вместе, чтобы записать то, что они узнали от Учителя и сохранили в своей памяти. Монах по имени Упали пересказал всё, что он слышал о дисциплине: правилах приёма в сангху и исключения из неё, нормах, регулирующих образ жизни монахов и монахинь и их отношения с обществом. Всё это было объединено в свод текстов, получивших название тАЬВиная питакатАЭ. Всё, что Будда говорил по поводу самого Учения и методов религиозной практики, пересказал его ученик Ананда. Эти тексты вошли в тАЬСутра питакутАЭ(тАЬКорзина беседтАЭ). Затем присутствовавшие монахи (их было 500) пропели содержание канона. Это собрание получило название Первого буддийского сангити, или собора. Считается, что на Первом соборе была канонизирована и третья часть учения, тАЬАбхидхарма питакатАЭ, - систематическое, можно сказать, философское изложение Учения.

Однако между членами сангхи (община верующих) возникли серьёзные разногласия по поводу трактовки ряда правил. Одни монахи выступали за смягчение и даже отмену жёстких страниц, в то время как другие настаивали на их сохранении. Уже в IV в. до н. э. это привело к расколу сангхи на махасангхику (тАЬбольшую общинутАЭ), объединявшую сторонников общего тАЬобмирщениятАЭ буддийской общины, и стхавираваду или тхераваду (тАЬучение старейшинтАЭ), сторонники которой придерживались более консервативных взглядов. Приверженцы махаяны (одного из направлений буддизма) считают, что раскол произошёл на Втором буддийском соборе в Вайшали, через 100 лет после первого.

С появлением империи Маурьев, особенно в эпоху правления царя Ашоки (III в. до н. э.), буддизм из учения превращается в своего рода государственную религию. Царь Ашока из всего учения особенно выделял правила буддийской морали.

При Ашоки появилось множество сект и школ: по общепринятой классификации - 18. В это же время собрался Третий буддийский собор в Паталипутре, на котором были осуждены учения некоторых буддийских школ, а школа тхеравады получила поддержку царя. Именно в этот период был создан буддийский канон тАЬТипитакатАЭ (на языке пали), или тАЬТрипитакатАЭ (на санскрите), что означает тАЬТри корзинытАЭ. Последователи разных направлений буддизма уже два с половиной тысячелетия спорят между собой о том, когда, где и на каком языке были канонизированы тАЬТри корзинытАЭ. Махаянисты считают, что на Четвёртом соборе, проходившем под покровительством царя Канишки в I в. н. э., канонизировали санскритскую версию - тАЬТрипитакутАЭ. А приверженцы тхеравады полагают, что Четвёртый собор состоялся в 29 г. до н. э. на острове Шри-Ланка, и там была записана тАЬТрипитакатАЭ на языке пали.

Наряду с философией развиваются буддийские ритуалы и искусство. Богатые покровители финансируют строительство ступ. Вокруг этих мемориальных сооружений, где содержатся остатки Будды и другие буддийские реликвии, складывается особый культ, к ним совершаются паломничества.

После смерти царя Ашоки и воцарения династии Шунгов, покровительствующей брахманизму, центр перемещается на Шри- Ланку. В течение трёх последующих веков буддизм превращается во влиятельную религиозную силу на всей территории Индии, а во времена династии Сатаваханов распространяется в Ценральной Азии. В эпоху правления второго после Ашоки знаменитого покровителя буддизма Канишки(I-II вв. н. э.) влияние этой религии простирается от северных границ Индии до Центральной Азии (Кушанская империя). Тогда же с основами учения знакомятся в торговых центрах Северного Китая. Через южный морской путь буддизм проникает в Южный Китай.

С начала новой эры буддизм приобретает черты религии цивилизации. Он объединяет в единое пространство разные народы и территории, образуя сложные сочетания местных традиций с учением Будды. По всему этому пространству буддийские проповедники разносят тексты Учения.

МАХАЯНА

В начале новой эры появился цикл текстов, названный тАЬПраджняпарамитатАЭ. Это название происходит от санскритских слов тАЬпраджнятАЭ (тАЬвысшая мудростьтАЭ) и тАЬпарамитатАЭ (тАЬпереправатАЭ, тАЬсредство к спасениютАЭ). Намного позднее основной среди этих текстов стала тАЬВаджраччхедика Праджняпарамита сутратАЭ, или тАЬСутра о совершенной мудрости, рассекающей тьму невежества как удар молниитАЭ, созданная в I в.

С появлением тАЬПраджняпарамитытАЭ сложилось новое направление в буддизме, получившее название махаяна, или тАЬширокая колесницатАЭ. Её последователи назвали себя так в противоположность восемнадцати школам буддизма, учение которых махаянисты пренебрежительно именуют хинаяной (буквально тАЬузкая колесницатАЭ).

Махаяна берет начало из традиций хинаянской школы махасангхика. Сторонники этой школы выступали за тАЬбольшую общинутАЭ, т.е. за свободный доступ в сангху мирян и смягчению суровой дисциплины и аскетизма, отпугивающих от нее простых людей, не способных на столь героические усилия. Важно подчеркнуть, что приверженцы более раннего направления никогда не признавали наименования тАЬхинаянатАЭ, которое воспринималось ими как обидное и оценочное, и называли себя по именам своих школ.

Основное расхождение хинаяны и махаяны заключается в трактовке методов освобождения. Если с точки зрения хинаяны освобождение (нирвана) доступно лишь членам буддийской общины, т.е. монахам, и достижимо только их собственными усилиями, то махаяна утверждает, что спасение возможно для всех, и обещает человеку помощь будд и бодхисаттв. Взамен хинаянского идеала архата (достигшего Просветления) махаяна создает идеал бодхисаттвы (буквально - тот, чья сущность ПросветлениетАЭ). Если архат достиг личного освобождения, не помышляя о судьбе других, то бодхисаттва заботится о спасении всех существ. Возникает идея тАЬпередачи заслугтАЭ - героические деяния бодхисаттв образуют запас религиозных заслуг, который может передаваться верующим. Облегчая страдания других, бодхисаттва как бы принимает на себя их дурную карму. Им движет сострадание и любовь ко всему живущему. Это идеал деятельного служения, а не созерцательного сочувствия. Именно спасение всех существ, как считают махаянисты, и было главным аспектом учения Будды, а сторонники хинаяны неоправданно забыли о нем. Сострадание приравнивается к высшей мудрости и становится одним из важнейших духовных достоинств буддиста.

Если хинаяна представляет собой суровую и холодную монашескую религию, рассчитанную на неустанную работу над собой и полное одиночество на пути к высшей цели, то махаяна учитывает интересы мирян, обещая им поддержку и любовь, и проявляет гораздо больше снисходительности к человеческим слабостям.

Хотя нирвана остаётся конечной целью буддийского пути и в махаяне, её достижение считается слишком трудным и отдалённым во времени. Поэтому появляется промежуточный этап в виде небес или обителей будд и бодхисаттв. Простые люди могут попасть туда благодаря преданности избранному будде или бодхисаттве. В махаяне складывается свой пантеон, но не богов, творящих мир и управляющих стихиями, а существ, главная цель которых - неустанно помогать человеку. В махаяне сильнее, чем в любом другом направлении буддизма, заметна разница между тАЬпопулярной традициейтАЭ - религией для масс с пантеоном, культом, легендами и преданиями - и тАЬэлитарной традициейтАЭ - философским учением и медитацией для более тАЬпродвинутыхтАЭ приверженцев.

В махаяне меняется отношение буддистов к основателю своей религии - Будде Шакьямуне. Он уже не просто Учитель и проповедник, достигший Просветления своими силами, а могущественный маг и сверхъестественное существо, которому можно поклоняться как божеству. Возникает важная религиозная доктрина трёх тел Будды (трикая) - это физическое тело, тело блаженства, или энергетическое тело, и абсолютное тело дхармы, символизирующее истинную и вечную природу Будды - пустоту.

В махаяне исторический Будда Шакьямуни вообще отступает на второй план. Её приверженцы больше поклоняются другим буддам, которые проживают в иных мирах, как, например, будущий будда Майтрейя. Он обитает на небесах Тушита и ждёт часа своего прихода на землю. Махаяна утверждает, что это произойдёт, когда возраст человечества достигнет 840 тыс. лет и миром будет править чакравартин - справедливый буддийский государь. Почитаются также будды Амитабха и Акшобхья, встречающие праведников на своих тАЬчистых земляхтАЭ, куда те могут попасть, практикуя особые формы медитации.

Философия махаяны, связанная с именами Нагарджуны, Чандракирти, Шантаракшиты и других, продолжает развивать буддийские учения о нирване и сансаре. Если в хинаяне главным является противопоставление нирваны и сансары, то в махаяне между ними не делается особенного различия. Поскольку каждое существо способно к духовному совершенствованию, значит, в каждом есть тАЬприрода буддытАЭ, и её необходимо обнаружить. Но обнаружить природу будды - это значит достичь нирваны; следовательно, нирвана содержится в сансаре, так же как природа будды - в живых существах.

Махаянские философы подчёркивают, что все понятия относительны, включая саму относительность; поэтому на высших ступенях медитации следует постигать мир чисто интуитивно, но не прибегая к словам и понятиям. Символом срединного пути становится шуньята (тАЬпустотатАЭ) - истинная сущность этого мира. С помощью данного символа философы махаяны как бы снимают проблему бытия - не-бытия, субъекта - объекта, существования - не существования, а отсутствие проблемы и есть достижение цели - нирваны.

ОТ РАiВЕТА ДО УПАДКА

Со II по IX в. буддизм переживал небывалый подъём. Он распространился на Шри-Ланке, его влияние постепенно утвердилось в Юго-Восточной и Южной Азии, Китае, откуда он проник в Японию, Корею, Тибет. Это время расцвета буддийских монастырей, которые стали центром просвещения, учёности и искусства.

В монастырях изучались древние рукописи, создавались комментарии к ним и новые тексты. Некоторые монастыри стали своего рода университетами, куда съезжались на учёбу буддисты разных направлений со всей Азии. Они вели бесконечные дискуссии, но вполне мирно уживались друг с другом, участвуя в общей религиозной практике. Монастыри являлись оплотом буддийского влияния в Азии.

Благосостояние же самих монастырей зависело от поддержки могущественных царей и влиятельных сановников, которым была близка буддийская идея веротерпимости. В Южной Индии поддержку буддизму оказывала династия Сатаваханов (II-III в.). Но и в Центральной Индии при династии Гуптов (IV-VI вв.), несмотря на то что большинство гуптских царей симпатизировало индуизму, буддийские монастыри продолжали свою деятельность. Царь Кармагупта (415-455 гг.) открыл самый знаменитый монастырь-университет Наланда в Северном Бихаре. Буддистом был,по преданию, и Харшавадхана (VIIв.), создатель последней крупной империи, объединившей большую часть Индии. Он расширил и укрепил Ниланду. Именно в это время (в VI-VII вв.) под управление монастырей начали переходить земли и поселения, которые снабжали их всем необходимым.

С VIII в. на большей части территории Индии буддизм начал приходить в упадок, его влияние сохранялось лишь на севере и востоке. С середины VII в. в Бихаре и Бенгалии к власти пришла династия Палов, представители которой были буддистами. Они основали несколько крупных монастырей, с помощью которых индийские буддисты утвердили свое влияние в Тибете в острой борьбе с китайскими буддийскими миссионерами.

ВАДЖРАЯНА

С VI по IX в. в Индии утвердилось новое направление, имевшее несколько названий: ваджраяна (тАЬалмазная колесницатАЭ), буддийский тантаризм, эзотерический буддизм, тибетский буддизм и др. Это нкаправление еще больше связывало буддизм с возможностями конкретной личности. Постепенному обучению и накоплению заслуг, характерному для махаяны, противопоставлялась мгновенная, подобная молнии реализация природы будды. Варджаяна связывала образование буддиста с ритуалом посвящения, который проходил под строгим контролем опытного наставника. Поскольку имеет место передача знаний тАЬот посвященного к посвящаемомутАЭ, варджаяну называют также эзотерическим буддизмом, а европейцы, еще в XIX в. обратившие внимание на огромную роль наставников (лам) в практике тибетских буддистов, стали именовать эту религию ламаизмом.

Ваджра (тАЬмолниятАЭ, тАЬалмазтАЭ) является символом твердости, несокрушимости, истинности учения будды. Если в других направлениях буддизма тело считалось символом страстей, удерживающих человека в сансаре, то тантризм ставит тело в центр своей религиозной практики, считая, что в нем заключена высшая духовность. Осуществление ваджры в человеческом теле есть реальное соединение абсолютного (нирваны) и относительного (сансары). В ходе специального ритуала раскрывается присутствие природы будды в человеке. Исполняя ритуальные жесты (мудры), последователь ваджраяны реализует в собственном теле природу будды; произнося священные заклинания (мантры), он реализует природу будды в речи; а созерцая божество, изображенное на священной диаграмме или схеме вселенной, реализует природу будды в собственном уме и как бы становится буддой во плоти. Таким образом, ритуал преобразует человеческую личность в будду, и все человеческое становится священным.

В ваджраяне развивается не только ритуал, но и философия. Вся буддийская литература объединяется в два основных собрания: тАЬГанджуртАЭ- канонические сочинения- и тАЬДанджуртАЭ - комментарии к ним. К IX в. ваджраяна весьма широко распространяется, но приживается главным образом в Тибете, откуда проникает в Монголию, а оттуда в XVI-XVII вв. приходит в Россию.

Как всеазиатская религия буддизм достиг своего пика именно к IX в. Под его влиянием находилась значительная часть Азии и прилегающих к ней островов. В этот период религиозная практика в рамках одного направления буддизма в разных странах почти не имела различий. Например, махаянисты Индии читали те же тексты и занимались теми же медитативными упражнениями, что и махаянисты Китая, Центральной Азии и других регионов. Более того, буддизм оказывал существенное влияние на религиозные традиции этих регионов: на индуизм в Индии, даосизм в Китае, синтоизм в Японии, шаманство в Центральной Азии, бон в Тибете. Эти же религии, воспринимая буддийские идеи и ценности, в свою очередь сами оказывали влияние на буддизм.

Однако после IX в. ситуация изменилась. Буддизм пришел в упадок и к XII в. постепенно был вытеснен из Индии.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БУДДИЗМА

Победное шествие буддизма по странам Азии началось еще до новой эры. С III в. до н. э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. н. э. - в Китае, со II в. - на полуострове Индокитай, с IV в. - в Корее, с VI в. - в Японии, с VII в. - в Тибете, с XII в. -в Монголии. Используя свой главный принцип - не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран и народов и по возможности срастаться с ними, - буддизм быстро прижился везде и, привившись к древу местной культуры, дал новые побеги. Например, в Китае этот процесс начался с V-VI вв. В VIII-IX вв. там успешно распространялись по крайней мере уже два чисто китайских направления буддизма - школа чистой земли будды Амитабхи и школа чань. В Японию буддизм проник уже в китайском обличье. Китайские школы тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистой земли будды Амитабхи и чань постепенно завоевали Японию, став соответственно школами тэндай, кэгон, амидаизма и дзэн.

Однако в Китае буддизм подвергался атакам как извне - от иноземных завоевателей, так и изнутри - со стороны возрожденного конфуцианства. Правда, он не был совершенно вытеснен из этой страны, как случилось в Индии, но его влияние неизмеримо ослабло. В дальнейшем тот же процесс повторился в Японии, где укрепилась национальная религия - синтоизм. Вообще появление и утверждение буддизма, как можно видеть на примере Китая, Индии и некоторых других стран, своеобразно стимулировало возрождение местных религиозных традиций. Если они, впитав все достижения буддизма, оказывались достаточно сильными, то господству буддизма приходил конец.

В каждом регионе развивались своя собственная буддийская символика и буддийские обряды - почитание святых мест, календарные праздники, обряды жизненного цикла, подпитываемые местными традициями. Буддизм вошел в кровь и плоть многих и многих народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные традиции, но и сам претерпел изменения. Буддизм способствовал расцвету культуры этих стран - архитектуры (строительство храмов, монастырей и ступ), изобразительного искусства (буддийская скульптура и живопись), а также литературы. Это хорошо видно на примере поэзии, вдохновленной идеями дзэн-буддизма.

С ослаблением влияния крупных монастырей, которые в эпоху расцвета буддийской цивилизации были своего рода тАЬгосударствами в государстветАЭ, главную роль в жизни буддистов стали играть небольшие местные монастыри и храмы. Власти начали гораздо более активно вмешиваться в религиозные дела сангхи. Особая ситуация сложилась в Тибете, где образовалось теократическое государство, управляемое главой тАЬжёлтошапочной тАЬ школы гелукпа далай-ламой, который являлся и государственным, и религиозным лидером. Ламы доносят послание Будды и открывают его смысл ученикам, поэтому их почитают как непогрешимых божеств, вера в которых важнее знания буддийских догматов.

БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ

Пожалуй ни одна из восточных религий не вызывала у европейцев таких сложных и противоречивых чувств, как буддизм. И это вполне понятно - буддизм как бы бросал вызов всем основным ценностям христианской европейской цивилизации. В нем отсутствовало представление о боге-творце и вседержителе вселенной, он отказался от понятия души, не было в нем и религиозной организации, подобной христианской церкви. А главное, вместо райского блаженства и спасения он предлагал верующим нирвану, принимающуюся за полное небытие, ничто. Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному в христианских традициях, такая религия казалась парадоксальной, странной. Он видел в ней отклонение от самого понятия религии, образцом которой считалось, естественно, христианство.

тАЬЕдинственная, но зато огромная услуга, которую может оказать буддизм, - писал известный буддолог XIX в. и убежденный христианин Бартолами Сент-Иллер, - состоит в том, чтобы своим грустным контрастом подать нам повод ещё более ценить неоценимое достоинство нашей верытАЭ.

Однако для некоторых западных мыслителей идеи буддизма как религии, противоположной христианству, но столь же распространенной и почитаемой в мире, стали важным орудием критики западной культуры, западной системы ценностей и самого христианства.

К этим мыслителям относятся прежде всего Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше и их последователи. Именно благодаря им, а также основателям новых синтетических религиозных течений, во многом противопоставлявших себя христианству (например Елене Блаватской и её сподвижнику полковнику Олькотту, основателям Теософского общества), в конце XIX - начале XX вв. буддизм начал распространяться на Западе и в России.

К концу XX столетия Запад пережил уже много волн увлечения буддизмом в разных его формах, и все они оставили в западной культуре заметный след.

Если в начале XX в. европейцы зачитывались текстами палийского канона в переводах виднейших буддологов, то после Второй мировой войны благодаря переводам Э.Конзе евр

Вместе с этим смотрят.