Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Тема, идея, конфликт пьесы, композиция, жанр. Kакие темы поднимает Островский в пьесе «Гроза»? Тематика произведения гроза

Тема, идея, конфликт пьесы, композиция, жанр. Kакие темы поднимает Островский в пьесе «Гроза»? Тематика произведения гроза

Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс. Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

История написания

Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы. Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери. Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

Главные действующие лица

Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) - нового, прогрессивного.

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Борис

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Тихон

(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи - Марфы Игнатьевны )

Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Особенности композиционного построения

(Фрагмент из драматической постановки )

Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров. Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность. Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным. Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.

Русская драматургия считается одной ли богатейших во всей мировой литературе. Культурное наследие человечества было бы неполным без творчества таких людей, как Фонвизин, Грибоедов, Горький, Чехов и, в конце концов, Александр Островский. Он считается главным русским драматургом середины девятнадцатого века. А его пьеса «Гроза» — одним из главных драматургических произведений своего времени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой пьесы.

На создание пьесы «Гроза» Островский вдохновился после своей поездки по Волге. Увидев патриархальный уклад провинциальных городов Центральной России и Поволжья во всей его красе, писатель захотел, чтобы и жители крупных городов увидели этот мир, скрытый внутри России. Он начал и закончил написание пьесы в 1859 году.

Прототипом главной героини пьесы, Катерины, была актриса Косицкая, с которой драматург состоял в очень близких отношениях. Женщина была замужем, да и сам драматург имел жену. Несмотря на это, они любили друг друга, и первой исполнительницей роли Катерины стала именно Косицкая.

Реалистичность пьесы была доказана самой жизнью: буквально через месяц после того, как писатель закончил работу, в Костроме разыгралось «клыковское дело». Мещанка Александра Павловна Клыкова бросилась в Волгу из-за притеснений свекрови и тайной любви к местному почтовому служащему. Муж, слабовольный и бесхарактерный, не заступался за жену, а его мать была недовольна недоимкой приданного и во всем винила невестку.

Смысл названия

Название «Гроза» могло быть дано произведению по той причине, что это слово лучше всего передаёт произошедшее в тихом провинциальном городе – после долгого нагнетающего напряжения происходит неизбежный слом, взрыв, который навсегда меняет судьбу многих персонажей. Смысл заглавия передает идею самого произведения: застойному и душному городу нужна была свежесть и встряска грозы. Они явились в образе Катерины.

Сама же гроза, как природное явление, играет важную роль в пьесе, символизируя собой неизбежность кары — рок, нависший над героями. Тучи сгущались над Катериной после измены, и вот ее признание и, наконец, самоубийство, совпавшее с громовым явлением природы, стали своеобразными стихийными бедствиями в судьбе семьи Кабановых и самого Калинова. Роль грозы в пьесе — это метафора происходящих там событий, природное выражение социального конфликта.

Направление и жанр

Пьесу «Гроза» можно смело отнести к направлению реализма. В ней Островский попытался точно отобразить быт и нравы провинциального захолустья. Созданные им характеры максимально приближены реальным.

Жанр этого произведения — драма. «Гроза» — это пьеса, построенная на приземлённом социальном конфликте и показывающая нам героев, попытавшихся восстать против обстоятельств.

Композиция

В основе сюжета лежит классический любовный треугольник. Композиция пьесы вполне традиционна, и делится на нижеследующие элементы:

  • Экспозиция: перед нами предстают основные действующие лица (действие 1, сцена 1-2);
  • Завязка, в которой обозначается конфликт. Тихон уезжает, а его мать наставляет и поучает невестку (действие 2);
  • Развитие действия: Варвара организует свидание Бориса и Катерины (действие 3, сцена 1-2)
  • Кульминация, в которой конфликт достигает своей высшей точки. На небе собираются тучи, гремит гром, и все горожане ожидают кары с небес. После разговора о геенне огненной Катерина осознала вину и покаялась перед всеми (действие 4).
  • Финал, подводящий все сюжетные линии к логичному завершению: Катерина остается одна и бросается в омут, Варвара сбегает, Тихон во всем обвиняет мать (действие 5).

Огромную роль в развитии сюжета играет природа, в частности гроза, усиливающаяся по мере приближения к кульминации.

Конфликт

Главный социальный конфликт пьесы – противостояние старого мира в лице Кабанихи и Дикого и нового, представленного Катериной и другими молодыми героями. Также есть противостояние отцов и детей, купечества (Кабановы) и дворянства (Катерина), богатства (Дикой и Кабанова) и бедности (Кудряш, Борис). Любовный (Катерина, Борис и Тихон) и бытовой (свекровь и невестка) конфликты тоже имеют место в тексте.

Несмотря на то, что внешне этот конфликт представляет собой классическую семейную ссору, становится понятным, что Островский прежде всего осуждает не отдельных личностей, но общество, которое создало их и поощряет их образ жизни.

Суть

Действие разворачивается в Калинине — маленьком городке на берегу Волги. В начале пьесы нам представляют двух молодых людей: Катерину Кабанову, живущую в купеческой семье под жёстким давлением со стороны своей свекрови – Кабанихи, и молодого человека Бориса, который тщетно пытается получить своё законное наследство, присвоенное его дядей Савёлом Прокофьичем.

Муж Катерины временно покидает дом, и между героями вспыхивает страсть. Однако со временем Катерину начинает мучать совесть. Не выдержав душевных терзаний, она публично признаётся в своей измене.

В конце повествования затравленная горожанами и оставленная своим возлюбленным Катерина кончает жизнь самоубийством, бросившись в Волгу.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в пьесе «Гроза» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона.

имя героя сословная принадлежность и роль харатеристика
катерина кабанова дворянка, жена купца главная героиня произведения. умная, возвышенная и добрая девушка. искренне презирает мелочность, лицемерие и зашоренность жителей города. мечтает вырваться из этой атмосферы. принципиальна, а потому не смогла скрыть супружескую измену и призналась в этом. однако в итоге оказалась не готова к прямому противостоянию с обществом и, не выдержав травли, покончила с собой.
марфа кабанова (кабаниха) купчиха, вдова, глава семьи богатая купчиха. вдова. поборница ханжеской морали. суеверна, необразованна, ворчлива, однако абсолютно уверена в своей безграничной мудрости. считает себя правой во всех вопросах. установила в доме свою неоспоримую власть. безраздельно управляет сыном — тихоном, ограничивает во всём дочь – варвару, и изводит катерину.
борис племянник дикого, пытающийся вернуть наследство прогрессивный молодой человек. желая вернуть деньги, которые положены ему по закону, попал в кабальную зависимость от дикого. как и катерина, искренне презирает консервативных и невежественных жителей калинина, но также не выдерживает прямого противостояния и оставляет катерину, рекомендуя ей покориться судьбе.
кулигин мещанин, изобретатель, сторонник прогрессивного мышления механик-самоучка. один из немногих достойных жителей города, вынужденный, однако, смириться с порочностью и лицемерием его жителей. пытается собрать средства на устройства громоотводов, которые могли бы помочь городу, но терпит неудачу. один из немногих, кто сочувствует катерине.
савел прокофьич дикой купец, хозяин жизни, важное лицо в городе старый жадный купец. брюзга и самодур. невежественен и самодоволен. периодически обворовывает своих работников. жестоко тиранит и принижает тех, кто беднее и слабее, чем он, включая своего племянника — бориса, но пресмыкается перед теми, кто богаче и влиятельнее его.
тихон кабанов сын кабанихи, купец безвольный сын марфы игнатьевны. до ужаса боится матери, а потому не может защитить от неё даже свою жену. предел его мечтаний – это покинуть дом хотя бы на пару недель, чтобы избавиться от контроля кабанихи. в эти периоды он пьет и гуляет. признаётся кулигину, что во время отъезда сам изменял катерине. только самоубийство катерины вдохновляет его на краткосрочный бунт против матери.
варвара кабанова сестра тихона сестра тихона. в отличие от брата, не испытывает безвольного ужаса перед матерью. заметив взаимные чувства между катериной и борисом, она организует их тайную встречу, внося свою лепту в самоубийство главной героини. в конце пьесы сбегает из дома с любовником.

Темы

Тематика пьесы «Гроза» интересна и насущна даже сегодня:

  1. Быт и нравы Калинова – На первый взгляд жители Калинина кажутся благообразными провинциальными людьми, живущими согласно древнему патриархальному укладу. Однако на самом деле вся их мораль оказывается одним сплошным лицемерием. Городок насквозь прогнил и погряз в жадности, пьянстве, блуде и взаимной ненависти. Кредо, по которому живут калининцы – поддержание любой ценой лишь внешнего благополучия, под которым прячется реальное положение дел.
  2. Любовь – По мнению Островского, только самые благородные и чистые люди, вроде Катерины, способны на настоящую любовь. Она придает жизни смысл, а человеку дает те самые крылья, о которых так мечтала героиня. Однако в то же время писатель показывает, что зачастую чувства приводят человека к полному краху. Мелочный и ханжеский мир не приемлет искренние эмоции.
  3. Семья – Классическая купеческая семья подвергается осмеянию и осуждению в пьесе. Драматург осуждает браки по договорённости, в которых супруги вынуждены скрывать свои истинные чувства и смиряться с волей родителей. Осуждает Островский и безраздельную власть старших в патриархальных семьях, которая выставляется самодурством выживших из ума злобных стариков.

Тем в «Грозе» намного больше, чем здесь описано, и, если Вам нужен их полный список, обращайтесь к Литрекону в комментариях, он дополнит перечень.

Проблемы

Проблематика пьесы «Гроза» не менее глубока и актуальна:

  • Трагедия совести – основная проблема в пьесе «Гроза». Катерина намного чище и нравственнее каждого жителя города. Однако её нравственность играет с ней злую шутку. Изменив мужу, то есть сделав то, что в Калинине является абсолютно естественным и обыденным, героиня тем не менее отказывается дать себе поблажку, став такой же лицемеркой, как и окружающие. Не выдержав мук совести, она публично кается перед недостойной толпой, но вместо прощения и понимания получает клеймо прелюбодейки и насмешки от настоящих грешников.
  • Не менее важная проблема — консерватизм и ханжество общества . Люди до последнего живут по устаревшим порядкам и ведут двойную жизнь, на словах поддерживая Домострой, а на деле поступая совсем по-другому. Жители Калинова боятся обновить свои порядки, не хотят перемен, хотя все вокруг того требует.
  • Невежество и страх перемен. Дикой стал символом глупости и упорства в своем невежестве. Он не хочет узнавать мир, ему достаточно поверхностных и неточных сведений о нем, которые он получает из слухов и сплетен. Именно эта черта общества Калинова не дает ему развиваться.
  • Нравственные проблемы любви и предательства имеют свое место в пьесе. Каждый читатель имеет свой взгляд на них. Кто-то оправдывает Катерину и ее преступную любовь, кто-то осуждает ее за измену. Сам автор, конечно, находит своей любимице оправдание, ведь ее чувства к Борису были настоящими, а брак — фальшивым.
  • Правда и ложь . Все жители Калинова имеют свои грехи, но прикрывают их лицемерием и ханжеством. Одна Катерина открыла миру свой грех, но получила от него еще одну ложь — лицемерное осуждение того, что сами люди плохим не считают. Однако именно жертва Катерины, ее правда смогла тронуть лед застоявшегося города и изменить его порядки хоть в одной семье.

Многомудрый Литрекон знает и другие проблемы в пьесе «Гроза», но их перечисление может занять много места и времени. Если Вам понадобится полный список, дайте знать в комментариях.

Основная идея

В чем смысл пьесы «Гроза»? Автор хотел показать, что даже самые авторитетные патриархальные устои нуждаются в развитии и переоценке, иначе они застаиваются и только мешают людям. Порядки Домостроя безнадежно устарели, поэтому жители отставшего от времени Калинова становятся заложниками лицемерия, чтобы им соответствовать хотя бы внешне. Они уже не могут жить так, как было прежде, но и изменить старые порядки им не хватает смелости и силы. Одна Катерина объявила бунт против условностей старого мира и пала жертвой в неравном бою.

Главная мысль в пьесе «Гроза» выражается в необходимости прогресса и просвещения, как научного, так и нравственного. Их он уподобляет свежему воздуху, который дарит миру гроза. Перед этим явлением мир окутывает духота, сушит зной, и только гром может освободить землю от этого бремени и дать ей свежести, необходимой для обновления. То же самое произошло в Калинове: гибель Катерины и ее смелый бунт встряхнули застоявшийся город.

Чему учит?

Пьеса Островского может затронуть не только глухую провинцию Российской империи девятнадцатого века. Образы, созданные писателем, остаются актуальными и для жителей больших городов в наши дни. «Гроза» может помочь каждому из нас взглянуть на свою жизнь, взвесить свои поступки и слова и определить, кто же мы такие: лицемерные калининцы или высоконравственная Катерина.

Авторская позиция в пьесе «Гроза» однозначна. Островский явно симпатизировал своей героине и оправдывал её поступок деградацией общественного устройства, при котором человек вынужден скрывать свои чувства, и порочностью озлобленных друг на друга людей.

Критика

Что говорили критики о «Грозе» Островского? Пьеса воспринималась неоднозначно в годы своего создания, неоднозначно воспринимается она и сейчас. В основном споры велись и ведутся вокруг морального образа Катерины.

Если критик Николай Добролюбов воспринимал её как положительного персонажа, как «луч света в тёмном царстве», то Дмитрий Писарев напротив видел в Катерине – инфантильную и глупую купчиху, такую же порочную и лицемерную, как и люди вокруг неё.

Так или иначе, на сегодняшний день «Гроза» являет собой монумент русской драматургии, свидетельство культурной жизни и настроений интеллигенции Российской империи девятнадцатого века.

Цель «Грозы» — показать во всем ужасающем свете как тот страшный семейный деспотизм, который господствует в «темном царстве» — в быту некоторой части нашего загрубелого, неразвитого купечества, внутренней стороной своей жизни еще принадлежащего временам давно минувшим, — так и тот убийственный, роковой мистицизм, который страшною сетью опутывает душу неразвитого человека. («Гроза». Драма А. Н. Островского», журнал «Московский вестник», 1859 г., № 49)

О жизненности и искренности драмы Островского говорили многие рецензенты. Его произведениям верили и зрители, и читатели.

«…произведения г. Островского поселяют какую-то уверенность, что он все это слышал где-то, где-то видел, не в своем воображении, а в действительности. Так ли было или нет — все равно, дело в впечатлении. <…> (Н. Ф. Павлов, статья «Гроза», газета «Наше время», 1860 г., №1)

О новаторстве и свежести взгляда Островского на общественные явления критики тоже говорили не раз.

«Если мы скажем, что новая драма Островского - «Гроза» … принадлежит к явлениям, выходящим из ряда обыкновенных явлений на нашей сцене - то, конечно, даже и молодые скептики не упрекнут нас в этом случае за увлечение … . Новая драма г. Островского, по нашему крайнему убеждению, принадлежит к замечательным явлениям русской литературы - и по мысли, заключающейся в ней, и по выполнению». (И. И. Панаев, ««Заметки Нового поэта» о «Грозе»», журнал «Современник», 1859 г. №12)

В частности, А.Н. Островский существенно обогатил галерею женских образов русской литературы.

В «Грозе» слышны новые мотивы, прелесть которых удваивается именно потому, что они новы. Галерея русских женщин Островского украсилась новыми характерами, и его Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней видное место. В этой пьесе мы заметили еще новую черту в таланте ее автора, хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде. Это попытка на анализ. <…> Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его.» (М. М. Достоевский, ««Гроза». Драма в пяти действиях А. Н. Островского», «Светоч», 1860 г. №3)

Особенностью пьесы «Гроза» является уникальный национальный язык, который передает русскую ментальность и ее неоспоримую самобытность.

… язык Островского представляет богатейшую сокровищницу русской речи. Мы можем в этом отношении поставить в один ряд лишь трех писателей: Крылова, Пушкина и Островского.» (А.М. Скабичевский, книга «История новейшей русской литературы. (1848-1890)», Санкт-Петербург, 1891 г.)

Комедия "Гроза" - это одно из самых известных произведений русского драматурга А. Н. Островского. Идею, персонажей произведения можно исследовать вечно. Образы персонажей "Грозы" весьма примечательны.

Проблематика пьесы "Гроза"

Всех персонажей можно разделить на 2 группы: представителей старшего и младшего поколений. Старшее представляет Кабаниха и Дикой. Они представители патриархального мира, где правят эгоизм и нищета. Другие персонажи страдают от тиранства Кабанихи и Дикого. Это прежде всего Варвара, Катерина, Борис и Тихон. Сравнительная характеристика персонажей показывает, что все герои смирились со своей участью, и только Катерина не способна пойти против совести и своих желаний.

Все произведение "Гроза" посвящено истории главной героини Катерины. Она является одной из участниц Катерине приходится выбирать между двумя мужчинами, и эти мужчины - Борис и Тихон. данных персонажей поможет подробно разобраться в поведении героев пьесы.

Судьба Бориса

Прежде чем разбирать характер Бориса, необходимо ознакомиться с его историей.

Борис - не Калинова. Он попадает туда по воле родителей. Борису должно было достаться наследство, которым до поры до времени заведует Дикой. За хорошее поведение и послушание Дикой обязан отдать наследство Борису, однако читатели понимают, что из-за алчности Дикого этого никогда не произойдет. Поэтому Борису приходится оставаться в Калинове и жить там по правилам, установленным Диким и Кабанихой.

Судьба Тихона

Среди всех персонажей выделяет двух героев, двух мужчин - это Борис и Тихон. Сравнительная характеристика этих героев может сказать о многом.

Тихон зависит от Кабанихи - своей матери. Ему приходится во всем ей подчиняться. Кабаниха же не стесняется влезать и в личную жизнь своего сына, диктуя, как ему следует обращаться с женой. Свою невестку Катерину Кабаниха буквально сживает со света. К Катерине Кабаниха постоянно придирается.

Однажды Тихон вынужден уехать в другой город на несколько дней. Читатель ясно видит, как он рад появившейся возможности побыть одному и проявить свою самостоятельность.

Общее между Борисом и Тихоном

Итак, мы имеем двух персонажей - это Борис и Тихон. Сравнительная характеристика данных героев невозможна без анализа их образа жизни. Итак, оба персонажа живут с тиранами, оба героя вынуждены подчиняться чужой воле. Обоим героям не хватает самостоятельности. Оба героя любят Катерину.

В конце пьесы оба очень страдают после смерти Катерины. Тихон остается один, со своей матерью, а Борису Дикой приказывает уехать из Калинова. Разумеется, наследства ему после случая с Катериной точно не видать.

Борис и Тихон: различия

Различий между Борисом и Тихоном больше, нежели общего. Итак, Борис и Тихон - сравнительная характеристика. Таблица, приложенная ниже, поможет систематизировать знания об этих героях.

Борис Тихон
Отношение к Катерине Борис готов на все. Он рискует своей репутацией, репутацией Катерины - замужней женщины. Его любовь пылкая, открытая и эмоциональная. Тихон любит Катерину, но читатель порой ставит это под сомнение: если он ее любит, почему не защищает от нападок Кабанихи? Почему не чувствует ее страданий?
Отношения с другими персонажами пьесы Борис действует под прикрытием Варвары. Ночной Калинов - это время, когда вся молодежь выходит на улицу с песнями и романтическими настроениями. К Тихону относятся хорошо, но о его отношениях с другими персонажами сказано мало. Единственное, что примечательно - это его отношения с матерью. Он ее в какой-то степени любит и старается уважать, но с другой стороны он чувствует ее неправоту.

Таковы Борис и Тихон. Сравнительная характеристика персонажей, приведеная выше в таблице, достаточно краткая и емкая. Стоит заметить, что преимущественно читатели симпатизируют Борису, нежели Тихону.

Основная мысль пьесы "Гроза"

Характеристика Бориса и Тихона говорит о том, что два мужчины любили Катерину. Однако ни один, ни другой не смогли ее спасти. Катерина бросилась с обрыва в реку, ее никто не остановил. Именно Борис и Тихон, сравнительная характеристика которых была приведена выше, должны были ее спасти, должны были взбунтоваться против власти калиновских самодуров. Однако им это не удалось, и бездыханное тело Катерины вынесли из реки.

Калинов - это городок, который живет по своим правилам. Добролюбов назвал Катерину "лучом света в темном царстве", и это действительно так. Катерина не смогла изменить свою судьбу, но, возможно, она целого города. Ее смерть - это первая катастрофа, которая нарушила патриархальный уклад семьи. Кабаниха и Дикой чувствуют, что молодежь выходит из их власти, а значит, грядут перемены.

Таким образом, А. Островский смог показать не просто семейную трагедию. Перед нами трагедия целого города, гибнущего в деспотизме Дикого и Кабанихи. Калинов - это не вымышленный город, но таких "Калиновых" очень много на территории всей России.

Тема: Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”

Своеобразие конфликта

Цель урока: проследить, как Островский универсально реализует метафору грозы , как через образ грозы показывает грозовое состояние общества, грозу в душах людей;

воспитывать любовь к русской литературе

ХОД УРОКА

На доске эпиграф: “Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?”

А. Н. Островский.

I. Постановка учебной задачи.

Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами учебную задачу. О чем будем говорить на уроке? Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорит о грозе как действующем лице пьесы. Этого недостаточно. Перечитайте эпиграф к уроку. Что нового хочет сказать автор? (Гроза – идея - сюжет).

Итак, учебная задача урока – выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический текст.

II. Беседа по тексту.

Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)
– В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)

Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы.

С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)
– Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)

Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги имущего.

Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)
– В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)
– В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)

Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).

Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)
– Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог Кулигина в 1-м действии.)

Вывод № 4. Островскому в развернутой композиции нужно было показать, что порядок купеческого городка, корни которого старообрядческие, держится на страхе.
Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения.
Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.

Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го действия.)
– Рассмотрим значение этой сцены. Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)
– Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)
– Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти…”)

Вывод № 5. У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.

Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)
– Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома. Страх Катерины усиливается.)

Таким образом, в завязке действия участвует гроза .

Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву? (Потрясена унижением.)
– Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)
– “Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение обыгрывается в данной сцене?
– “Тиша, не уезжай…” - “Ну, бери меня с собой…” - “Батюшки, погибаю я…” - “…возьми клятву…” (Д. 2, явл.4.)
– Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина? (Кидается Тихону на шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.)
– Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания? (“ …сокрушила она меня…”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).
– Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы взаперти сидят.” – “Значит, вы ее совсем загубить хотите.” - “Съедят, в гроб вколотят”.)

Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.

Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)
– Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)
– Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о громоотводе? (“Гроза-то нам в наказание посылается…”)

Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы не будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.

Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих (“гроза даром не пройдет”, “…ползет, шапкой обложило ”).
– Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?
– К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни. (“…умирать не хочется…” - “…Красота-то ведь погибель…” - “…в омут с красотой-то…” - “…от бога не уйдешь…”)
– Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию. (Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее пророчеством, геена огненная.)

И как удар грома звучит признание Катерины.
Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления - гроза”. (Мих. Писарев.)
Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.

В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”)

Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.

III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.

Конфликт в драме «Гроза»

1. Между поколениями, со средой

2. Внутренний конфликт Катерины: между религиозным чувством и поступками

Своеобразие жанра «Грозы» проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где всё люди «с песьими головами». После выхода «Грозы» А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что «действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех».

Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. обычно ассоциировалась с образами исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла), Гамлета (Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Новаторство А. Н. Островского заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.

Трагедия «Грозы» раскрывается конфликтом со средой не только главной героини, Катерины, но и других действующих лиц. Здесь «живые завидуют... умершим» (Н. А. Добролюбов). Так, трагична здесь участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках его властно-деспотичной . По поводу заключительных слов Тихона Н. А. Добролюбов писал, что «горе» Тихона в его нерешительности. Если жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу? Тихон совершенно ничего не может сделать, даже и того, «в чем признает свое благо и спасение». Трагично по своей безысходности положение Кулигина, мечтающего о счастье трудового народа, но обреченного подчиняться воле грубого самодура - Дикого и чинить мелкую домашнюю утварь, зарабатывая лишь «на хлеб насущный» «честным трудом».

Катерина отличается от «темного царства» Калинова своей нравственностью и силой воли. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного своим воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но «обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может», честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед физическим концом, но и страх «перед судией» за грех самоубийства. Духовная сила Катерины «...и стремление к свободе, смешанное с религиозными предрассудками, создают трагедию» (В. И. Немирович-Данченко).

Особенностью трагедийного жанра является физическая гибель главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, «настоящая трагическая героиня». Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она заканчивает жизнь самоубийством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо освободиться от тяжкого гнета, от страха, тяготящего душу.

Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчеркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы, как явления природы.

При наличии несомненного трагического конфликта пьеса проникнута оптимизмом. Смерть Катерины свидетельствует о неприятии «темного царства», о сопротивлении, о росте сил, призванных прийти на смену Кабанихам и Диким. Пусть еще робко, но уже начинают протестовать Кулигины.

Итак, жанровое своеобразие «Грозы» заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая содействовала осознанию личностью чувства собственного достоинства.

IV. Домашнее задание:

    Подготовить устное сочинение на тему: “Смысл названия пьесы Островского “Гроза”.

    Наизусть отрывок по выбору (Кулигин «Жестокие нравы у нас сударь….» 1 действ., явл. 3, Катерина «Я говорю: отчего люди не летают…» 1 действ., явл. 7.

«Пьесы Островского современны», - говорим мы, не задумываясь над смыслом сказанного. Современны... Современны?! Действительно... Почему? Очевидно, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть повнимательнее хотя бы на одну из пьес... Приглядеться... Призадуматься...
Пьеса «Гроза»... Какие вопросы здесь поставлены драматургом? Почему такое странное на первый взгляд название дано Островским этой пьесе? «Гроза»...
Герои «Грозы» живут в мире кризисном и катастрофичном. Эта катастрофичность сродни предгрозовой атмосфере: что-то еще сдерживает стихию, но дух борьбы и противостояния незримо витает в воздухе. Столь же естественно и неизбежно, как собирается гроза над Калиновом, собирается и гроза человеческого духа, не вынесшего угнетения и насилия, оказавшегося неспособным смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти.
Заслуга Островского состоит не только в том, что великий драматург мастерски изобразил и передал ощущение покачнувшегося мира, противоборства между старым и новым, тиранией и простым желанием жить, но и в том, что он показал рождение первого протеста, определив его неизбежность во все времена и эпохи. Протест против чего? На этот вопрос мне еще предстоит дать ответ.
Кто же живет в городе на берегу Волги, где и происходит действие драмы? Население Калинова, безусловно, неоднородно. Задумавшись, можно провести между всеми героями пьесы воображаемую черту, разделив их тем самым на представителей «темного царства» - угнетателей - и «борцов» против угнетения. Таким образом, по одну сторону от этой черты окажутся Кабаниха, Дикой, странница Феклуша, а по другую - Кудряш, Варвара, Тихон и Катерина. Согласимся, однако, что некоторые герои встанут чуть ближе к этой черте, показав тем самым неполную свою принадлежность к той или иной части калиновского общества, некоторые - чуть дальше...
Безусловно, Кабаниха - представитель «темного царства», но она, как метко подчеркивает словами Кудряша
Островский, страшна не своей приверженностью старине, а самодурством «под видом благочестия».
Старая мораль здесь во многом отрицается, из «Домостроя» извлекаются формулы наиболее жестокие, оправдывающие деспотизм.
«Врагам-то прощать надо, сударь!» - говорит Кулигин Тихону. И что слышит он в ответ? «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет».
В отличие от самодурства Кабанихи своеволие Дикого ничем не сковывается, никакими правилами не оправдывается. Деньги развязали ему руки, позволили ему крутить людьми и законом, как он сам того захочет. Нравственные устои в его душе значительно расшатаны, и, если верить Кабанихе, его нельзя перевоспитать, можно только «прекратить». Против отцов города встают «молодые силы жизни». Это Тихон и Варвара, Кудряш и Катерина.
Тихон тих, и этим все сказано. Да, он добр, великодушен и, несомненно, любит Катерину. Ни в чем не разделяя деспотических притязаний маменьки, он все же сгибается перед ней, и только в финале пьесы рождается в нем что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...» В этих словах уже нет прежнего Тихона. Он оказывается гораздо выше в нравственном плане, чем Борис, который, руководствуясь подлым «шито-крыто», выходит из толпы и раскланивается перед Кабановой.
В отличие от своего брата Варвара наделена и волей, и бесстрашием, но она дитя диких и кабаних, а следовательно, не лишена безнравственности «отцов». Ей попросту непонятны душевные терзания Катерины. «Я не понимаю, что ты говоришь, - спрашивает она в отчаянии. - Что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая же неволя себя мучить-то!»
Нравственно выше Варвары оказывается Кудряш. В нем мы замечаем «народныекорни». Он талантлив и одарен. Он противостоит «темному царству» удалью и озорством, но не нравственной силой.
Все эти люди живут, обманывая друг друга, хитро изворачиваясь. Но вот среди них появляется человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, «луч света в темном царстве», как назовет Катерину Добролюбов. Светлое начало в ней естественно, как дыхание, она натура свободолюбивая, страстная. В семье Кабановой она как в плену. Ей там нечем дышать. Рисуя образ
своей главной героини, Островский поставил на первый план ее близость к природе, к народным истокам. Утром кланяется она солнцу, завороженно слушает пение птиц. Когда в детстве ее обижают, она садится в лодку и плывет по Волге, сама не зная куда. Это напоминает нам русские народные сказки, в которых маленькая девочка часто просит защиты у реки, у леса... «Отчего люди не летают!» - и это неразрывно связано с русскими былинами, сказаниями. В них томящаяся в неволе дева просит силы природы превратить ее в вольную птицу, чтобы улететь из плена на волю.
Постепенно мы понимаем, что у Катерины есть лишь один выход. Этот выход - освобождение. Однако нравственная безупречность исключает для нее возможность легкого освобождения, поэтому освобождение Катерины - трагическое.
Конфликт в драме не только внешний. Противоречия существуют и в душе самой героини: неустойчивая совесть сталкивается с безоглядной любовью, а страх - с отчаянным желанием освободиться.
И когда эта чистая душа гибнет, не найдя иного выхода от нравственной смерти, насилия, угнетения, вспышка света, более яркая, чем грозовая молния, озаряет всю пьесу, придавая ей смысл, далеко уходящий за рамки обыкновенной драмы в купеческой семье. Эта вспышка освещает все действующие лица, заставляя читателя и зрителя думать, чувствовать и действовать.
Несомненно, образ Катерины всегда давал пищу для размышлений. Этим образом Островский не только показал рождение протеста, направленного против деспотизма, тирании, против всего, что сковывает личность, стремится уничтожить гордость, чувство собственного достоинства. Образом Катерины Островский обозначил новый тип героини в драматургии: не аристократки, не дворянки, а представительницы купеческого сословия, то есть простой женщины из народа, показал ее особенную прелесть и несомненное превосходство над напыщенными «куклами» светских салонов. Именно умение показать истинную «русскость» и национальность жизни, событий и характеров, показал противоречия, которые были характерны именно для России, раскрыть суть чисто русских явлений, умение описать народные нравы отличает пьесы Островского от пьес, которые были до него. И именно эта особенность его творчества дает нам право называть его отцом русского театра.
Пьесы Островского ставили и будут ставить на подмостках самых разных театров самых разных уголков мира.
Почему же эти пьесы, написанные более ста лет назад, оказываются столь современны сейчас?
Ответ прост. Островский ставит перед нами общечеловеческие проблемы, вопросы, которые звучат одинаково актуально во все времена и эпохи. Это и вопрос нравственного выбора, и проблема непонимания между старым и новым, это и многое-многое другое, что невозможность объять простым школьным сочинением. Мои размышления - всего лишь капля в море... Или сказать по-другому? Целая капля... Ведь именно из этих крошечных частичек состоит мировой океан читательских размышлений, суждений.