Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Тайная вечере картина да винчи. Что изображено на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи на самом деле

Тайная вечере картина да винчи. Что изображено на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи на самом деле

Картина или фреска. Многие называют Тайную Вечерю картиной, но официально она называется фреской. Для тех читателей, кто плохо понимают разницу, мы расскажем точно, чем эти два вида произведений изобразительного искусства отличаются друг от друга.

Тайная вечеря на самом деле не является фреской, не смотрите на официальное название. Леонардо да Винчи писал ее по сухой поверхности, и имел для этого свои причины. Фреску нужно писать достаточно быстро, пока штукатурка не засохнет, а торопиться мастер не хотел.

Рассказывать долго о сюжете мы не будем, последняя трапеза Иисуса Христа. Иисус находится в центре картины, 12 апостолов вокруг него. Иисус сообщает своим ученикам о том, что один из них предаст его. Подробно о том, на что обратить внимание при осмотре картины мы расскажем в конце этой статьи.

Те из туристов, кто пытался найти информацию о Тайной вечере на английском или итальянском языках заметили, что называется это произведение совсем по-другому. Только в нашем языке она носит такое красивое название. В других европейских языках она называется проще – “Последний ужин”. “Last super” – по-английски или “L"Ultima Cena” – по-итальянски. Эти названия вам пригодятся для покупки билетов через интернет.

Проблема с билетами.

После выхода фильма “Код да Винчи” популярность этой достопримечательности очень сильно возросла и до сих пор не утихает. Туристов пускают внутрь строго на 15 минут и ограниченной группой в 25 человек. Не всегда билеты можно купить в кассе, в самый пик сезона летом билетов может не быть на неделю вперед. Зимой ситуация гораздо лучше, билеты, обычно, можно купить на экскурсию в текущий день.

Можно забронировать билеты заранее через интернет. Есть несколько сайтов, где это можно сделать. Все они не имеют русскоязычных версий, только итальянские и английские.

Первый сайт - vivaticket.it отличается демократичными ценами. Билет стоит всего 11,5 евро, включая услуги гида. Но на этом сайте придется зарегистрироваться для покупки билета, а процедура эта непростая.

Второй сайт - www.milan-museum.com дает возможность купить билеты без регистрации, но водить свои контактные данные и данные кредитной карты все-таки придется. Минимальная цена билета на этом сайте 23,5 евро.

Третий сайт - www.tickitaly.com еще дороже, но он и самый понятный и удобный. Билеты тут купить проще всего, но стоят они от 33 евро.

В любом случае, вам вышлют ваучер, которые нужно будет распечатать и предъявить на кассе, в обмен на него вы получите билет.

На что смотреть, когда вы попадете внутрь.

Картина Тайная вечеря изображает момент, когда Иисус сообщает своим ученикам, что один из них придаст его. Предатель Иуда Искариот находится слева от Иисуса Христа. Его легко узнать по одеждам синего и зеленого цветов. (на фото справа мы показали Иуду большим красным квадратом).

Иисус сказал: “опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня” . И действительно, вы видите, что Иуда и Иисус тянут руки к одному и тому же блюду. Этим автор показывает, что Иуда уже разоблачен, но никто за столом этого не замечает. Мы показали руки при помощи красных квадратов на фото справа.

Кстати о фото. Фотографировать внутри категорически запрещено. Хотя, многих туристов это не останавливает.

Второе, на что следует обратить внимание, это лицо самого Христа. Он знает свою судьбу, его выражение совсем не похоже на испуг. Именно над этим лицом Леонардо да Винчи работал больше всего.

И, конечно, стоит обратить внимание на лица апостолов. Они в смятении, каждый спрашивают Иисуса, не он ли предатель. У многих на лицах страх или удивление.

Еще одна интересная деталь находится внизу картины, прямо под Христом. Это часть дверного проема, который тут был проделан уже после того, как фреска сильно разрушилась от времени.

Тайных вечерей в мире три.

В монастыре Санта Мария деле Грацие в Милане находится оригинал кисти самого Леонардо да Винчи. На самом деле, от мазков самого мастера тут осталось немного. Так как художник рисовал по сухой поверхности, уже через 20 лет Тайная Вечеря начала разрушаться, а через 60 лет фигуры уже были тяжело различимы.

В Италии на их месте сделали дверной проем, но на копиях они, конечно, остались. Одна из этих копий находится в Лондоне в Королевской академии искусств. Вторую копию можно увидеть в Швейцарии в церкви святого Амброджио.

Желаем удачного посещения Милана и интересного осмотра фрески Тайная Вечеря. Читайте о других достопримечательностях Италии в наших статьях (ссылки ниже ).

Для многих искусствоведов и историков «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи - величайшее произведение. Эта фреска размерами 15 х 29 футов была создана между 1495-1497 годами. Художник выполнил ее на стене трапезной в миланском монастыре Санта-Мария дела Грацие. Еще в эпоху, когда жил сам Леонардо, данная работа считалась лучшей и самой знаменитой. По письменным свидетельствам, картина уже в первое двадцатилетие своего существования стала портиться. «Тайная вечере» да Винчи была написана на большим слоем яичной темперы. Под краской находился композиционный грубый набросок, начертанный красным. Заказчиком фрески был Лодовико Сфорца - миланский герцог.

«Тайная вечеря» - картина, на которой запечатлен момент объявления Иисусом Христом своим ученикам о том, что его предаст один из них. Предметом споров неоднократно становились личности апостолов, но судя по имеющимся на хранящейся в Лугано копии картины надписям, слева направо это: Варфоломей, младший Яков, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, старший Яков, Филипп, Матфей, Фаддей, Симон Зелот. Искусствоведы считают, что композицию нужно воспринимать как интерпретацию причащения, потому как обеими руками Христос указывает на стол с хлебом и вином.

В отличие от других подобных картин, «Тайная вечеря» показывает удивительное многообразие эмоций персонажей, вызванных сообщением Иисуса. Никакое иное творение, основанное на том же сюжете, не может даже близко сравниться с шедевром да Винчи. Какие же тайны в своем произведении зашифровал известный художник?

Авторы произведения «Открытие тамплиеров» Линн Пикнетт и Клайв Принс утверждают, что «Тайная вечеря» наполнена зашифрованными символами. Во-первых, справа от Иисуса (для зрителя слева), по их мнению, сидит вовсе не Иоанн, а какая-то женщина в одеянии, контрастирующем с одеждой Христа. Пространство меж ними напоминает букву «V», при этом сами фигуры формируют букву «M». Во-вторых, они считают, что рядом с изображением Петра на картине можно разглядеть некую руку со сжатым ножом, которую нельзя отнести ни к одному из персонажей. В-третьих, изображенный слева от Иисуса (для зрителя справа) Фома с поднятым пальцем обращается к Христу, а это, считают авторы, жест, характерный для Наконец, в-четвертых, есть гипотеза, согласно которой Фаддей, сидящий спиной к Иисусу, - это автопортрет самого да Винчи.

Разберемся по порядку. Действительно, если близко рассматривать картину, можно увидеть, что сидящий справа от Христа (для зрителя слева) персонаж обладает женственными чертами. А несут ли в себе какую-то символическую нагрузку образуемые контурами тел буквы «V» и «M»? Принс и Пикнетт утверждают, что такое размещение фигур содержит намек на то, что персонаж с женскими чертами - это Мария Магдалина, а совсем не Иоанн. При этом буква «V» символизирует женское начало. А «M» как раз и означает имя - Мария Магдалина.

Что касается лишенной тела руки, то при тщательном рассмотрении все же видно, что она принадлежит Петру, просто он ее вывернул, чем и объясняется необычное положение. По поводу Фомы, поднявшего вверх подобно Иоанну Крестителю, сказать особенно нечего. Споры на этот счет могут продолжаться долго, а соглашаться или нет с подобным предположением, решайте сами. как заметили Принс и Пикнетт, и правда обладает некоторыми сходствами с самим Леонардо да Винчи. Вообще, на многих картинах художника, посвященных Христу или Святому Семейству, можно увидеть одну и ту же деталь: хотя бы одна из фигур повернута к главному персонажу спиной.

«Тайная вечеря» не так давно подвергалась реставрации, что позволило узнать о ней много интересного. Но истинный смысл забытых символов и тайных посланий неясен до сих пор, поэтому рождаются все новые предположения и догадки. Кто знает, может быть, когда-то нам и удастся хоть немного узнать о замыслах великого мастера.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи – картина настолько масштабная и загадочная, что на протяжении веков передаются советы и подсказки о том, с какого ракурса на неё следует смотреть, чтобы не упустить ни одной мелочи. Считается, что нужно отойти от полотна на девять метров и подняться на 3,5 метра вверх. Подобные расстояния кажутся чересчур большими до тех пор, пока не вспоминаешь о грандиозных размерах картины – 460 на 880 см.

Имя Леонардо овеяно множеством тайн. Скрытые замыслы его творений на протяжении веков пытаются разгадать лучшие умы человечества, но вряд когда-либо удастся до конца постигнуть всю глубину его гениальности. Тем не менее, есть факты, которые не вызывают у искусствоведов сомнений. Так, они уверены, что картина была создана в 1495-1498 годах по заказу патрона Леонардо – герцога Лодовико Сфорца, которого на это надоумила его кроткая супруга Беатриче д’Эсте. Фреска находится в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. На этом безусловные истины заканчиваются, и начинается простор для споров, мнений и размышлений.

Неоднозначность сквозит даже в определении техники живописи, которую использовал да Винчи при создании «Тайной вечери». По привычке хочется назвать её фреской, но это не так. Фреска – живопись по сырой штукатурке, а художник писал картину на сухой стене, чтобы получить возможность в дальнейшем вносить в нее изменения и дополнения.

Работа находится на задней стене трапезной монастыря. Такое расположение не является странным или случайным: тема картины – последний пасхальный ужин Иисуса Христа вместе с его учениками-апостолами. Все изображенные фигуры расположены по одну сторону стола для того, чтобы зритель мог увидеть лицо каждого из них. Апостолы сгруппированы по три человека, и этот символ тройки встречается в других элементах картины: в треугольниках, которые сами собой складываются из линий, в количестве окон за спиной Иисуса. Работа Леонардо да Винчи отличается от ряда картин на данную тему еще и тем, что ни над одним из изображенных им персонажей нет нимба, зрителю предлагается взглянуть на события с исключительно человеческой точки зрения.

Эмоции каждого из апостолов уникальны и не повторяются другими участниками действия. Зритель имеет возможность увидеть, что все они по-своему реагируют на слова Иисуса Христа, который сказал:

«…истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»

Тщательнее всего Леонардо да Винчи проработал образы Христа и Иуды. Существует интересная легенда о том, что написаны они были с одного и того же человека. Говорят, что прототип Иисуса Леонардо увидел в молодом певце из церковного хора. Прошло три года, и художник встретил совершенно опустившегося мужчину, с которого написал Иуду. Признание модели оказалось шокирующим: он был тем самым юным певцом, но за несколько лет успел уйти от добра и чистоты к распущенности и тьме.

Мысль о том, что в нашем мире добро и зло сосуществуют, прослеживается и в цветовом решении картины: художник пользовался приемами, которые основаны на контрастах.

Множество вопросов, касающихся «Тайной вечери», остаются без ответов, но безусловно одно – это творение является важной вехой в развитии живописи XV-XVI веков. Так, удалось вывести на новый уровень глубину перспективы и создать ощущение объёмности, чему может позавидовать даже стереокинематограф наших дней.

Слева направо во всю ширину картины тянется стол с едой. За столом лицом к нам группами по три сидят двенадцать персонажей с Христом в центре. Апостолы оживленно общаются.
О чем они говорят и о чем картина?

С. М. Сандомирский

Лазарев В. Н.: «Тайная вечеря - самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В этой росписи мастер избегает всего того, что могло бы затемнить основной ход изображенного им действия… Основной задачей, которую поставил себе Леонардо «Тайной вечерей», была реальная передача сложнейших психических реакций на слова Христа: «Один из вас предаст меня»… Каждого из учеников Леонардо трактует индивидуально…».

Маловероятно, чтобы «основной задачей» художника была такая мелкая - дать «психическую реакцию» учеников Христа. Да и что нам до этого?

Гуковский М. А. пишет: «Трагически обречен на гибель Христос, полный спокойной мудрости и любви к человеку, для которого он готов перенести смертную муку. Голова его, прекрасная и простая, вырисовывается светлым, почти уже неземным образом на фоне открытого окна, руки жертвенно и любовно легли на стол. Страшным контрастом выглядит мрачный и жесткий Иуда… Его голова, резко повернутая назад, погружена в тяжелый мрак, трагически (?) подчеркивающий его резкие черты, хищный, крючковатый нос, насупленный злобный взгляд. Беззаветному, жертвенному служению истине, мучеником которого был и сам Леонардо, противопоставлена холодная, эгоистическая корысть…».

Голова Христа (Работа к Тайной Вечере)

«Мрачность и жесткость» еще недостаточно, чтобы приписать человеку корысть, как и «хищный» нос и «злобный» взгляд. И далее:

«Разные реакции апостолов подчеркивают и разъясняют всю трагическую глубину пропасти между Христом и Иудой. Они клянутся (?) в своей верности учителю, но никто из них не найдет в себе смелости, чтобы вступиться за него в его смертный час. Только один выделяется из их испуганной группы - это апостол Фома…».

То, что Христос пришел на землю спасителем, а Иуда продал его, но, кажется, не очень выгодно, все знают из Библии. Леонардо выступает иллюстратором? Никто не вступился? Петр вступился за Христа и отрубил рабу ухо, что было безумной смелостью в окружении десятков врагов. «Испуганная группа» апостолов? Никто не испугался, - смотрите на картину. Гуковский превозносит Фому, видя в нем ученого. А что в нем такого выдающегося? Одного неверия мало, чтобы что-то создать.

Рассмотрим картину. Композиционно она разбивается на Христа в центре и четыре группы апостолов по три в каждой. Все перспективные линии сходятся над головой Христа. Самая высокая фигура - Христос, поскольку он, сидящий, почти вровень со стоящими персонажами; самая низкая - апостол (!) Иуда. Он в ряду со всеми, но дан в резком повороте влево.

Иуда

У Христа обе кисти на столе. Протянутая к нам левая рука ладонью вверх, пальцами касается стола, но ладонь приподнята: с нее к нам как бы скатываются слова Христа. В то же время эта ладонь готова принять наши слова. Из запястья бьет вверх и в стакан неправдоподобно широкая - в полтора пальца шириной - струя крови. Правая кисть с широко разведенными напряженными полусогнутыми пальцами в очень энергичном движении двигает к нам… воздух: под пальцами ничего нет!

Кровь хлещет струей, но Христос сидит хотя и печальный, но спокойный. Поразительно, что окружающие (кроме Иакова) не обращают на это внимание: никто не торопится перевязать руку. Все что-то возбужденно обсуждают. Приведем известное место из Библии по Матфею гл. 26:

«и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем, Сын Человеческий идет, как написано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Слова: «Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи» не соответствуют бурной реакции апостолов на картине. Вкушающие хлеб, в котором благословение Христа, вкушают как бы его тело: качества Учителя становятся их качествами. Когда ученики пьют кровь-вино, то они постигают суть нового завета, ибо кровь согласно верованиям древних была материальным носителем души. Правая рука Христа резким движением посылает вперед новый завет, заповеди которого провозгласила левая рука и кровь ее. Принимаете ли вы их, способны ли провести в жизнь, спрашивает он апостолов, потому что один из вас не только не согласен со мной, но предаст меня. Об этом же говорит и поза Христа: голова и руки образуют широкий треугольник, по сторонам которого направо и налево скатятся его слова, ударят по апостолам и отбросят их в стороны: одни возмущены, - этого не может быть! А другие готовы покарать предателя. Левая ладонь Учителя принимает ответ учеников. То, что Христос увидел и услышал, ввергнет его в печаль, ибо он увидит слабость их. Он опускает голову, признавая правоту ответившего на его вызов. Ответ дан Иудой.

Как художник подкрепляет сказанное? Сидящий Христос выше всех, перспективные линии сходятся над его головой, он сидит на светлом фоне открытой двери, за которой открытое пространство. Художник подчеркивает и разделяет его высокие духовные принципы, но убежден, они не найдут поддержки, они наивны, безжизненны, и их ждет такая же гибель, как близкая смерть самого Учителя (глаза Христа находятся на уровне горизонта и скоро он сам и его учение погибнет). Иуда вещает с духовного низа, но эта низкая, земная правота на его стороне.

Роберт Уоллэйс в книге Мир Леонардо , М., 1997 пишет: «Из двух проблем, с которыми веками сталкивались авторы «Тайной вечери», проблему выделения Иуды Леонардо решил с наибольшей легкостью. Он поместил Иуду с той же стороны стола, что и всех остальных, однако психологически отделил его от других одиночеством, которое гораздо белее сокрушительно, чем просто физическое отстранение. Мрачный и сосредоточенный, Иуда отпрянул от Христа. На нем как бы вековая печать вины и одиночества».

Иуда сидит со всеми, как апостол в ряду апостолов. Одинок Христос, оттого и печален, но кто наименее одинок, так это Иуда. Отсюда и его уверенная сила. И вины его нет, потому что разговор в картине идет не о предательстве, а о спасении души людей, менее всего озабоченные этим.

Рассмотрим апостолов, хотя после сказанного они уже ничего не решают.

12 11 10 9 8 7 Христос 1 2 3 4 5 6
Фома Иаков (Старший) Филипп Матфей Фаддей Симеон
Варфоломей Иаков (Младший) Андрей Иуда Петр Иоанн

1. Фома в проеме двери на светлом фоне. Правая кисть сжата, указательный палец вверх: «Бог не допустит такого преступления».

2. Иаков Старший с ужасом смотрит на бьющую из запястья кровь нового завета. Широко раскинутые руки и ладони сдерживают слова Христа и пытаются защитить стоящих за ним.

Головы Св. Фомы и Св Иакова Зеведеева (Работа к Тайной Вечере)

3. Филипп прижимает пальцы к груди и в лице мольба: «Верь мне, с моей стороны это невозможно».

4. Обе руки принимают слова Христа и взглядом спрашивает Симеон: «Разве возможно то, что он говорит».

5. Фаддей правой ладонью принимает слова Христа и вопрошает Симеона.

6. Матфей, обе ладони направлены на Христа, - он возвращает его слова назад: «Это невозможно!».

7. Иоанн. Пальцы сцеплены и лежат на столе, являя муку, слабость. Резко качнулся влево, глаза прикрыты. Голова бессильно лежит на плече.

8. Петр. Левая рука принимает слова Христа и успокаивает Иоанна. В правой руке нож - он готов убить предателя.

9. Иуда: устойчивая низкая сила, убежденность в своей правоте, решительность, энергия.

Головы Св. Петра и Иуды (Работа к Тайной Вечере)

10. Поднятые ладони Андрея на уровне груди: «Кто же предатель?». Взгляд скосил на нож.

11. Правая рука Иакова Младшего на плече Андрея: он согласен с ним. Она принимает слова Христа.

12. Варфоломей решительно встал и готов действовать.

В целом правая группа апостолов не допускает предательства; левая - допускает такую возможность и полна решимости покарать предателя.

В том, как сильно качнулся влево Иоанн, освободив полностью окно - свет истины Христа, а Фома, находясь в окне на уровне Христа, но надеется не на себя, а на Бога; как отбросило вправо апостола Иакова Старшего, как смешались, растерялись, мелко засуетились остальные ученики выдают мысль Леонардо да Винчи, что идеи жертвенности и спасения, заповеди нового завета Христа апостолами - этими слабыми людьми - проведены не будут и жертва его напрасна. В этом причина уныния Христа. Притом, что сам художник отдает дань высокому устремлению и жертве земного Бога.

2002-2003 С. М. Сандомирский

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1494 -1498 (до реставрации)

Из свидетельства Амморети следует заключить, что картина "Тайная Вечеря" была окончена в 1497 году. К сожалению, Леонардо да Винчи исполнил ее красками, из которых некоторые оказались очень непрочными. Уже через пятьдесят лет после окончания, картина, по свидетельству Вазари, находилась в самом жалком состоянии. Однако, если бы в то время можно было исполнить желание короля Франциска I, выраженное через шестнадцать лет после окончания картины, и, выломив стену, перевести картину во Францию, то, может быть, она сохранилась бы. Но этого нельзя было сделать. В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену. Кроме того, в 1652 г. была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры. Картина была несколько раз неудачно реставрирована. В 1796 г., после перехода французов через Альпы, Наполеон отдал строгое предписание пощадить трапезу, но следовавшие за ним генералы, не обращая внимания на его приказ, превратили это место в конюшню, а впоследствии в складочное место для сена.

Большой Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.1494 -1498 (после реставрации)

В. Лазарев

Наиболее прославленное произведение Леонардо — знаменитая “Тайная вечеря” в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие. Эта роспись, в настоящем своем виде представляющая руину, была выполнена между 1495 — 1497 годами. Причина быстрой порчи, дававшей о себе знать уже в 1517 году, заключалась в своеобразной технике, сочетавшей масло с темперой.

В связи с “Тайной вечерей” Вазари приводит в своем жизнеописании Леонардо забавный эпизод, прекрасно характеризующий манеру работы художника и его острый язык. Недовольный медлительностью Леонардо, приор монастыря настойчиво требовал от него, чтобы он скорее закончил свое произведение. “Ему казалось странным видеть, что Леонардо целую половину дня стоит погруженный в размышление. Он хотел, чтобы художник не выпускал кисти из рук, наподобие того, как не прекращают работу на огороде. Не ограничиваясь этим, он пожаловался герцогу и так стал донимать его, что тот был вынужден послать за Леонардо и в деликатной форме просить его взяться за работу, всячески давая при этом понять, что все это он делает по настоянию приора”. Затеяв с герцогом разговор на общие художественные темы, Леонардо затем указал ему, что он близок к окончанию росписи и что ему остается написать лишь две головы — Христа и предателя Иуды. “Эту последнюю голову он хотел бы еще поискать, но в конце концов, если он не найдет ничего лучшего, он готов использовать голову этого самого приора, столь навязчивого и нескромного. Это замечание весьма рассмешило герцога, сказавшего ему, что он тысячу раз прав. Таким-то образом бедный смущенный приор продолжал подгонять работу на огороде и оставил в покое Леонардо, который закончил голову Иуды, оказавшуюся истинным воплощением предательства и бесчеловечности”.

К миланской росписи Леонардо готовился тщательно и долго. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. “Тайная вечеря” привлекла его не своим догматическим содержанием, а возможностью развернуть перед зрителем большую человеческую драму, показать различные характеры, вскрыть душевный мир человека и точно и ясно обрисовать его переживания. Он воспринял “Тайную вечерю” как сцену предательства и поставил себе целью внести в это традиционное изображение то драматическое начало, благодаря которому оно приобрело бы совсем новое эмоциональное звучание.

Обдумывая замысел “Тайной вечери”, Леонардо не только выполнял наброски, но и записывал свои мысли о действиях отдельных участников этой сцены: “Тот, который пил и поставил кубок на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями взирает на своего сотоварища, другой показывает ладони рук, приподнимает плечи к ушам и выражает ртом удивление...”. В записи не указаны имена апостолов, но Леонардо, по-видимому, ясно представлял себе действия каждого из них и место, которое каждый призван был занять в общей композиции. Уточняя в рисунках позы и жесты, он искал таких форм выражения, которые вовлекли бы все фигуры в единый водоворот страстей. Он хотел запечатлеть в образах апостолов живых людей, каждый из которых по-своему откликается на происходящее событие.

“Тайная вечеря” — самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В этой росписи мастер избегает всего того, что могло бы затемнить основной ход изображенного им действия, он добивается редкой убедительности композиционного решения. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя ее просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы еще более акцентировать его место в композиции. Наконец, в этих же целях он заставляет сходиться все перспективные линии в точке, непосредственно расположенной над головой Христа. Учеников Леонардо разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения. Стол он делает небольшим, а трапезную — строгой и простой. Это дает ему возможность сосредоточить внимание зрителя на фигурах, обладающих огромной пластической силой. Во всех этих приемах сказывается глубокая целеустремленность творческого замысла, в котором все взвешено и учтено.

Золотое сечение на "Тайной вечере"

Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в “Тайной вечере”, была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: “Один из вас предаст меня”. Давая в образах апостолов законченные человеческие характеры и темпераменты, Леонардо заставляет каждого из них по-своему реагировать на произнесенные Христом слова. Именно эта тонкая психологическая дифференциация, основанная на разнообразии лиц и жестов, и поражала более всего современников Леонардо, особенно при сопоставлении его росписи с более ранними флорентийскими изображениями на эту же тему кисти Тадео Гадди, Андреа дель Кастаньо, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. У всех этих мастеров апостолы сидят спокойно, наподобие статистов, за столом, оставаясь совершенно безучастными ко всему происходящему. Не имея в своем арсенале достаточно сильных средств для психологической характеристики Иуды, предшественники Леонардо выделяли его из общей группы апостолов и располагали в виде совершенно изолированной фигуры перед столом. Тем самым Иуда искусственно противопоставлялся всему собранию как изгой и злодей. Леонардо смело ломает эту традицию. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к подобным, чисто внешним эффектам. Он объединяет Иуду в одну группу со всеми прочими апостолами, но придает ему такие черты, которые позволяют внимательному зрителю сразу же опознать его среди двенадцати учеников Христа.

Каждого из учеников Леонардо трактует индивидуально. Подобно брошенному в воду камню, порождающему все более расходящиеся по поверхности круги, слова Христа, упавшие среди мертвой тишины, вызывают величайшее движение в собрании, за минуту до того пребывавшем в состоянии полного покоя. Особенно импульсивно откликаются на слова Христа те три апостола, которые сидят по его левую руку. Они образуют неразрывную группу, проникнутую единой волей и единым движением. Молодой Филипп вскочил с места, обращаясь с недоуменным вопросом к Христу, Иаков старший в возмущении развел руками и откинулся несколько назад, Фома поднял руку вверх, как бы стремясь отдать себе отчет в происходящем. Группа, расположенная по другую сторону Христа, проникнута совершенно иным духом. Отделенная от центральной фигуры значительным интервалом, она отличается несравненно большей сдержанностью жестов. Представленный в резком повороте Иуда судорожно сжимает кошель со сребрениками и со страхом смотрит на Христа; его затененный, уродливый, грубый профиль контрастно противопоставлен ярко освещенному, прекрасному лицу Иоанна, безвольно опустившего голову на плечо и спокойно сложившего руки на столе. Между Иудой и Иоанном вклинивается голова Петра; наклонившись к Иоанну и опершись левой рукой о его плечо, он что-то шепчет ему на ухо, в то время как его правая рука решительно схватилась за меч, которым он хочет защитить своего учителя. Сидящие около Петра три других апостола повернуты в профиль. Пристально смотря на Христа, они как бы вопрошают его о виновнике предательства. На противоположном конце стола представлена последняя группа из трех фигур. Вытянувший по направлению к Христу руки Матфей с возмущением обращается к пожилому Фаддею, как бы желая получить от него разъяснение всего происходящего. Однако недоуменный жест последнего ясно показывает, что и тот остается в неведении.

Далеко не случайно Леонардо изобразил обе крайние фигуры, сидящие по краям стола, в чистом профиле. Они замыкают с обеих сторон идущее от центра движение, выполняя здесь ту же роль, которая принадлежала в “Поклонении волхвов” фигурам старика и юноши, поставленных у самых краев картины. Но если психологические средства выражения у Леонардо не поднимались в этом произведении ранней флорентийской эпохи выше традиционного уровня, то в “Тайной вечере” они достигают такого совершенства и глубины, равных которым напрасно было бы искать во всем итальянском искусстве XV века. И это прекрасно понимали современники мастера, воспринявшие “Тайную вечерю” Леонардо как новое слово в искусстве. Она поражала и продолжает поражать не только правдивостью деталей, но и верностью “в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах”, т. е. тем, что Энгельс считал основным признаком реализма.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи , пожалуй, входит в топ-3 самых загадочных и противоречивых работ знаменитого итальянца. Фреска, не являющаяся по сути таковой. Эксперимент длиной в три года. Благодатное поле для спекуляций о значении символов и подлинных личностях изображенных. Непосильный вызов для реставраторов. Все это - об одном из наиболее известных произведений искусства в мире.

Лиха беда начало: кто заказал Леонардо «Тайную вечерю»

В 1494 году герцогом Милана стал одиозный и честолюбивый Лодовико Сфорца. Несмотря на все амбиции и слабости, в той или иной мере присущие, надо сказать, почти всякому выдающемуся государственному деятелю, Лодовико немало послужил на благо своей вотчины и достиг значительных дипломатических успехов, добившись мирных отношений с Флоренцией, Венецией и Римом.

Немало внимания уделял он и развитию сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры. Из живописцев он особо благоволил Леонардо да Винчи. Его кисти принадлежит портрет любовницы Лодовико и матери его сына Чечилии (Цецилии) Галлерани, более известный как «Дама с горностаем» . Предположительно, живописец увековечил и законную супругу герцога Беатриче д`Эсте , а также вторую его фаворитку и мать еще одного незаконнорожденного сына Лукрецию Кривелли .

Домовой церковью Лодовико была капелла при доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие, а его настоятель был близким другом герцога. Правитель Милана стал спонсором масштабной реконструкции церкви, которую видел будущим мавзолеем и памятником династии Сфорца. Тщеславные планы усугубились внезапной кончиной жены Беатриче и дочери Бьянки в 1497 году, спустя два года после того, как Леонардо начал работу над «Тайной вечерей».

В 1495 году, когда живописец получил заказ расписать одну из стен трапезной капеллы девятиметровой фреской с популярным евангельским сюжетом, повествующим о последней встрече Христа с апостолами, где он впервые явил своим ученикам таинство евхаристии, никто даже подозревать не мог, какая долгая и непростая судьба ее ждет.

Экспериментальное искусство Леонардо да Винчи

До того момента да Винчи не приходилось работать с фресками. Но разве это могло стать препятствием для человека, который из всех методов познания выбирал эмпирический, и никому не верил на слово, предпочитая все проверять на собственном опыте? Он действовал по принципу «мы не ищем легких путей», и в этом случае остался верен ему до конца.

Вместо того чтобы использовать старую добрую технику нанесения темперы на свежую штукатурку (собственно, и подарившую название фреске, произошедшей от итальянского fresco – «свежий»), Леонардо принялся экспериментировать. Предметом его опытов последовательно становились буквально все факторы и этапы, задействованные в создании фресок, начиная от возведения строительных лесов, для которых он пытался изобрести собственные механизмы, и заканчивая составом штукатурки и красок.

Во-первых, ему категорически не подходил метод работы по мокрой штукатурке, которая схватывалась довольно быстро и не позволяла вдумчиво работать над каждым фрагментом и бесконечно дорабатывать его, доводя до совершенства, как обычно писал свои картины Леонардо да Винчи. Во-вторых, традиционная яичная темпера не давала необходимую ему степень яркости красок, поскольку она несколько тускнела и меняла цвет при высыхании. А смешивание пигментов с маслом позволяло получать более выразительные и блестящие краски. Кроме того, можно было достигать разной плотности оттенков: от совсем густых и непрозрачных до тонких, светящихся. Это как нельзя лучше соответствовало любви да Винчи к созданию филигранных светотеневых эффектов и фирменному приему сфумато.

Но и это еще не все. Для того, чтобы сделать масляную эмульсию более приспособленной к требованиям настенной росписи, живописец решает добавить в нее яичный желток, получая таким образом доселе невиданный состав «масляная темпера». Как покажет время, в долгосрочной перспективе смелый эксперимент себя не оправдал.

Делу – время: долгая история создания «Тайной вечери»

По свидетельству современников, да Винчи подходил ко всем аспектам написания «Тайной вечери» с такой основательностью, что оно затягивалось до бесконечности, и это безмерно раздражало настоятеля монастыря. Во-первых, кому понравится состояние «хронического ремонта» в месте принятия пищи со всеми вытекающими отсюда нюансами (некоторые источники упоминают весьма неприятный запах авторского состава штукатурки от Леонардо).

Во-вторых, долгий процесс означал и соответствующее увеличение финансовых издержек на роспись, тем паче что трудилась над ней целая бригада. Объем только подготовительных работ по нанесению штукатурки, грунтовки и покрытия из свинцовых белил предполагает привлечение всех членов студии Леонардо.

Терпение настоятеля постепенно подходило к концу, и он жаловался герцогу на медлительность и лень художника. По легенде, приведенной Вазари в его «Жизнеописаниях», да Винчи в свое оправдание отвечал Лодовико, что ему не удается найти подходящего мерзавца на роль модели для Иуды. И что если лицо требуемой степени отвратительности так и не отыщется, он «всегда может воспользоваться головой этого настоятеля, столь назойливого и нескромного» .

Существует еще одна легенда о натурщике, позировавшим при написании Иуды. Настолько прекрасная, что, если ситуация далека от реальности, ее стоило бы выдумать. Художник будто бы искал своего Иуду среди самых отбросов общества, и в конце концов остановил свой выбор на распоследнем пропойце из сточной канавы. «Модель» едва держалась на ногах и мало что соображала, но, когда образ Иуды был готов, пьяница вгляделся в роспись и сообщил, что ему уже приходилось позировать для нее ранее.

Оказалось, что за три года до этих событий, когда он был юным и целомудренным певчим в церковном хоре, его заметил некий живописец и предложил ему роль натурщика для образа Христа. Выходит, одному и тому же человеку в разные периоды своей жизни довелось побывать как воплощением абсолютной чистоты и любви, так и прообразом наибольшего падения и предательства. Красивая притча о хрупких границах между добром и злом и том, как тяжело карабкаться вверх и легко катиться вниз.

Ускользающая красота: сколько Леонардо осталось в «Тайной вечере»?

Несмотря на все старания и эксперименты с составом краски, да Винчи все-таки не удалось произвести революцию в написании фресок. Обычно подразумевалось, что они делаются для того, чтобы радовать глаз многие века, а разрушение красочного слоя «Тайной вечери» началось еще при жизни живописца. И уже в середине XVI века Вазари упоминал, что «не видно ничего, кроме путаницы пятен» .

Многочисленные реставрации и попытки спасти роспись авторства легендарного итальянца только усугубляли потери. Британский искусствовед Кеннет Кларк в 30-х годах прошлого века исследовал подготовительные эскизы и ранние копии «Тайной вечери», выполненные художниками, принимавшими участив ее создании. Он сравнил их с тем, что осталось от фрески, и его выводы были неутешительны: «Преувеличенно гримасничающие лица, словно сошедшие со «Страшного суда» Микеланджело», принадлежали кисти немощного маньериста XVI века» .

Последняя и наиболее масштабная реставрация была окончена в 1999 году. Она заняла около двух десятков лет и потребовала вложения более 20 миллиардов лир. И немудрено: реставраторам предстояла работа тоньше ювелирной: требовалось удалить все слои ранних реставраций, при этом не повредив те крохи, что остались от первоначальной росписи. Руководитель реставрационных работ вспоминал, что с фреской обходились так, «словно она была настоящим инвалидом» .

Несмотря на голоса критиков о том, что в результате «Тайная вечеря» утратила «дух оригинала», сегодня она все-таки ближе к тому, что видели перед собой монахи монастыря Санта-Мария-делле-Грацие во время трапезы. Главный парадокс заключается в том, что одно из самых знаменитых и узнаваемых произведений искусства в мире содержит всего лишь не более чем 20 процентов от оригинала.

По сути, сейчас это воплощение коллективной интерпретации замысла Леонардо да Винчи, полученной путем кропотливых исследований и анализа всей доступной информации. Но, как это часто и густо бывает в художественном мире, тяжелая судьба экспоната только добавляет ему очков и ценности (вспомним историю с похищением и обретением давинчиевской же Джоконды, выведшую ее в абсолютный топ масскульта).