Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Святой Грааль: самая красивая легенда. Чаша Грааля

Святой Грааль: самая красивая легенда. Чаша Грааля


Святой Грааль.

Легенды о Святом Граале продолжают волновать воображение уже не первого поколения любителей тайн. Неясная, загадочная реликвия, несущая в себе неслыханную мощь, — что это такое? Об этом молчат даже авторы романов о короле Артуре. По поводу того, что такое Святой Грааль, существуют три основные версии. По одной из них, Грааль — некий камень, по другой — драгоценная реликвия (золотое изображение Ноева ковчега?), но более всего распространено мнение, что это чаша, из которой причащался Иисус Христос на Тайной вечере и в которую приверженцы собрали несколько капель крови распятого на кресте Спасителя. Этот кубок и копье, который были нанесены раны Христу, сохранил и привез в Британию Иосиф Аримафейский — так утверждают легенды.

Исследователей всегда интересовало происхождение легенды о Граале. Считают, что в её основе лежит христианский апокриф о прибытии в Британию Иосифа Аримафейского. По другой версии, у этой легенды местные корни, уходящие в мифологию древних кельтов. Третьи считают, что сказание о Граале связано с тайным оккультным обществом, основанным в незапамятные времена и обладающим сокровенным знанием, которое передается из поколения в поколение.

Из этих трех совершенно различных теорий первая выглядит наиболее привлекательно, однако нет ни одного факта, который мог бы подтвердить ее. Последнюю гипотезу разделяют в основном те, кто вообще склонен рассматривать все человечество как собрание тайных обществ. Языческие же корни легенды о Граале указывают на ее происхождение от очень древнего индоевропейского мифа о магической посуде — символе жизни и возрождения. Впоследствии эта легенда наполнилась новым смыслом, приобретя христианскую окраску.

Самый первый вариант повести о Святом Граале — «Conte du Graal» — опубликовал известный поэт и трубадур Кретьен де Труа около 1180 года. Эта повесть осталась незаконченной. Кретьен де Труа утверждал, что его рассказ основан на данных, которые он нашел в книге, принадлежавшей графу Филиппу Фландрскому, но это утверждение нельзя ни доказать, ни оспорить.

В то время вообще считалось, что автор не может ничего сочинить сам, и истинно лишь то, что содержится в старинных источниках. История, которая не была основана на старинном предании, не могла быть достойной внимания. Никого не смущало то обстоятельство, что истинность этих преданий проверить было невозможно. Поэтому Кретьен де Труа, как и многие после него, мог совершенно спокойно ссылаться на любой источник. Кроме того, в то время надо было крайне осторожно выбирать темы для романов и поэм — языческие сюжеты могли навлечь на себя гнев церкви.

Герой повести Кретьена де Труа, рыцарь Персиваль Уэльский, упоминает таинственный «замок Грааля» и его волшебный кубок. Образ Персиваля основан на древней валлийской саге о богатыре по имени Придер, и в рассказах о нем часто говорится о магическом кубке, который обладал свойствами, полностью совпадающими со свойствами, приписываемыми Граалю. Саги о Придере содержатся в сборнике древних валлийских устных преданий «Mabinogion». Этот сборник переносит нас в фантастический мир кельтских мифов, содержащих в том числе и несколько рассказов о короле Артуре. Образы валлийского эпоса происходят от еще более древних кельтских героев. Король Лир, например, «родился» от Лера, одного из людей загадочного народа Туату де Даннан («племена богини Дану»). Этот народ, как рассказывает миф, прибыв откуда-то с севера, принес с собой на земли кельтов магические предметы — волшебный кубок, чудесное копье и непобедимый меч. В поздних легендах о короле Apтype эти предметы трансформировались в Святой Грааль, копье, которым ранили Христа, и меч Эскалибур.

О том, как Грааль попал в Британию, рассказал Робер де Борн в поэме «Иосиф из Аримафеи», написанной около 1200 года. Как и Кретьен Де Труа, де Борн ссылается на рассказ из старинной книги, где говорится о том, как Иисус призвал Иосифа и дал ему Грааль — чашу Тайной Вечери. Вместе со своей сестрой и ее мужем Броном Иосиф покинул Палестину и обосновался в некоей стране «далеко на Западе», где они пропопедовали христианство. Таким образом, Робер де Борн недвусмысленни связывает Грааль с христианской традицией. Однако вопреки огромной популярности сказаний о Святом Граале, церковь никогда не признавала Грааль христианской реликвией. Может быть, поэтому за Граалем закрепилась сомнительная слава сакрального символа организованного еретического движения в границах западного христианского мира.

И здесь возникает новая параллель: де Борн, опубликовав свою поэму, вольно или невольно раскрыл истоки легенды о Граале — гностическое «Евангелие от Никодима», где подробно изложен миф об Иосифе, чаше и копье. И именно взгляды гностиков лежат в основе всех европейских еретических течений.

Приблизительно в те годы, когда де Борн писал свою поэму. Вольфрам фон Эшенбах, знаменитый немецкий поэт того времени, создал «Парсифаля» — собственную версию незавершенной Кретьеном де Труа поэмы о Граале. Как и прочие. Вольфрам говорил, что воспользовался «старинными источниками», и ссылался на «одного провансальского трубадура, который написал свою повесть на арабском языке, живя в испанском городе Толедо» (совершенно запутанная история). В своей поэме Вольфрам утверждал, что Грааль хранил рыцарский орден Templaisen — в этом искаженном немецком названии легко угадывается знаменитый орден тамплиеров.

Под влиянием тамплиеров находился монашеский орден цистернианцев, основанный в 1098 году. Цистерцианцы были известным и влиятельным орденом, а самым популярным его членом был знаменитый а6бат Бернар Клервосский, «духовный отец» тамплиеров. Цистерцианцы оказали сильное влияние на анонимного автора романа «Queste del Sail Graal» — самого известного произведения цикла повестей о Граале.

Герой романа, честнейший рыцарь Галахэд, совершив ряд подвигов, становится обладателем и хранителем Святого Грааля. Он привозит Грааль в город Саррас, центр язычества, который Иосиф Аримафейский обратил в христианство. Здесь Галахэд умирает, а после его смерти горожане видят чудо: спустившаяся с неба рука Галахэда уносит Грааль в горные высоты.

Эта притча (напомним — рассказанная в начале XIII столетия) метафорически говорит о том, что Грааль скрыт от людских глаз. Но где? Ответ на этот вопрос наверняка знали альбигойцы (катары) — последователи еретического учения, охватившего на рубеже XII-XIII веков часть Франции — провинции Лангедок и Прованс (вспомним «провансальского трубадура», на которого ссылался Вольфрам фон Эшенбах). Учение катаров во многом соответствовало тайному учению тамплиеров. А в cвященном центре катаров — крепости Монсегюр — хранилось нечто, заключавшее в себе Великую Тайну.

С 1209 года французские короли начали крестовые походы против альбигойцев. В 1244 году пал Монсегюр. Но главная святыня катаров была спасена: четверо «совершенных», бежав через сложную систему подземных ходов, унесли с собой загадочный сверток, заключавший в себе главную тайну катаров. Кто мог принять беглых еретиков? Только близкие им по духу. А таковыми, после разгрома катаров, оставались только тамплиеры.

Орден тамплиеров был основан в 1118 году. При посвящении в рыцари тамплиеры давали обет бедности и целомудрия, но орден быстро стал самым богатым и влиятельным в Европе. Орден прославился также своеобразным толкованием христианского вероучения, близким к гностическому, за что считался едва ли не гнездом ереси. Подобно всем рыцарским орденам и религиозным сектам того времени, тамплиеры имели собственные обряды и церемонии, о которых написано очень много, но в действительности известно очень мало.

Длительное противостояние тамплиеров и официальной церкви, пользовавшейся поддержкой светских властителей Европы, привело к гибели ордена. Однако многие тайны тамплиеров так и остались неразгаданными. После падения Монсегюра до гибели ордена тамплиеров оставалось шестьдесят лет. В 1312 году папа римский своей буллой «К провидению Христа…» упразднил орден, а 18 марта 1314 года на костер вошел последний великий магистр тамплиеров. Но опять главные сокровища ордена (и с ними Грааль?) бесследно исчезли.

Молва настойчиво связывает местонахождение Грааля с аббатством Гластонберри в Англии и с легендами о короле Артуре. Старая церковь в Гластонберри, помнившая, возможно, рыцарей «круглого стола», сгорела в 1184 году, на ее месте была построена новая. А в традиционном веровании глубоко укоренилось мнение, что Грааль укрыт в подземельях аббатства.

После гибели крупнейших еретических организаций легенды о Граале перестали занимать внимание посвященной публики, уйдя в область народных преданий. Но тень реликвии незримо осеняла многие события средневековой Европы. Чешские табориты шли в бой под знаменем с изображением «калики» — священной чаши, в которой легко угадывается Грааль. И знание гностиков не умерло с разгромом катаров и тамплиеров — оно продолжало жить в среде многочисленных тайных орденов и организаций, которыми изобилует история XII-XIX веков. Оно оказалось востребовано в начале нынешнего века, когда оккультное «Общество Туле», возникшее в Германии в 1918 году, начало разработку научно-мистической базы национал-социализма. А вместе с учением гностиков оказался востребованным и Святой Грааль…

Первоначально поиски Грааля возглавил некий Отто Ран — один и разработчиков нордической теории. В начале 1930-х годов он посетил развалины Монсегюра, но, насколько можно судить, серьезных поисков он не вел, а по результатам поездки выпустил книгу «Крестовый поход против Грааля», где именует Грааль «чашей нибелунгов». А в 1937 году, после своей второй поездки в Лангедок, Ран неожиданно исчез. О его судьбе до сих пор ничего не известно.

В июне 1943 года в Монсегюр из Германии прибыла большая экспедиция, которая вела работы в пещерах до весны 1944 года. И хотя он ничего не нашла, система подземных укрытий и ходов, проложенных катарами в скальном грунте под Монсегюром, по мнению археологов, позволяет надеяться на то, что Грааль может находиться там. Впрочем, недоступных тайников в средневековой Европе было очень много, и подземелья Монсегюра — не самые совершенные из них.

Святой Грааль - загадочный христианский артефакт, обретённый и утерянный. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.
Считается, что в основе легенды лежит христианский апокриф (книга, трактующая о предметах, содержащихся в священном Писании, но не признанная Церковью) о прибытии в Британию Иосифа Аримафейского.
По другой версии, у этой легенды местные корни, уходящие в мифологию древних кельтов.
Третьи считают, что сказание о Граале связано с тайным оккультным обществом, основанным в незапамятные времена и обладающим сокровенным знанием, которое передаётся из поколения в поколение.
Если объединить все версии происхождения Святого Грааля в одну, то получится, что Грааль в изначальном виде - это Lapis Exilis, драгоценный изумруд из короны самого Люцифера. Архангел Михаил во главе ангельского войска напал на Люцифера и его легионы восставших духов. Во время битвы Михаил огненным мечом выбил Lapis Exilis из короны врага, и зеленый камень упал в Бездну. Впоследствии из этого камня была сделана чаша, которая и называется Святым Граалем, или чашей Грааля.
Существует несколько теорий относительно природы Святого Грааля:

Первая, наиболее распространённая, гласит, что это чаша, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной вечере, в которую позже его приверженцы собрали несколько капель крови распятого на кресте Спасителя. Чашу и копьё, которым были нанесены раны Христу, сохранил и привез в Британию Иосиф Аримафейский.
Таким образом, получается, что чаша Грааля стала самым первым потиром - чашей для причащения.
Согласно другой версии, Грааль - некий священный камень, связанный с тайной жизнью Иисуса.
Третья версия гласит, что Грааль - драгоценная мистическая реликвия, уцелевшая во время потопа.
Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание дает бессмертие на некоторое время, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. (по книге Вольфрама Фон Эшенбаха «Парцифаль»).
Версия, принципиально, отличающаяся от остальных - это версия, что чаша Грааля это состояние души, соединения человека с Богом, то есть найти Грааль значит достичь просветления.
Атеистической разновидностью этой версии можно считать веллерианскую идею Грааля, как конечной цели развития человечества. В этом смысле Грааль - это человеческая цивилизация, достигшая способности создавать новые миры и Вселенные. То есть Грааль - это чаша, в которой вызревают новые миры.
Понятно, что подобный предмет не может достаться простому (а тем более грешному) смертному, потому всякий недостойный, приближающийся к святыне, бывает наказан серьезной раной или болезнью.
Где же искать Святой Грааль? На этот счет легенды дают противоречивые указания.
Наиболее популярна версия, согласно которой Иосиф Аримафейский, повинуясь указаниям Святого Филиппа, покинул Иерусалим и перенес доверенные ему реликвии в Британию. Там в местечке Гластонбэри он воткнул в землю свою палку, которая пустила корни и стала прекрасным терновым кустом, который цвел два раза в году. Усмотрев в том чуде знак свыше, Иосиф построил в Гластонбэри церковь, которая со временем выросла в аббатство. Считается, будто бы чаша Грааля укрыта где-то в подземельях некого аббатства Гластонбэри.
Другие источники называют возможным местом хранения реликвии волшебный замок Сальват в Испании, будто бы построенный ангелами за одну ночь.
В средневековых романах о Персифале главный герой ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш, в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. Несомненно, что это представление основано на легендах, существующих и поныне, что хранителями Грааля являются тамплиеры.
Если мы откроем том "Смерть Артура" Томаса Мэлори в классическом издании, то без труда обнаружим в этом произведении, впервые опубликованном в 1485 году, довольно пространный раздел под заголовком "Повесть о Святом Граале в кратком изводе с французского языка, каковая есть повесть, трактующая о самом истинном и самом священном, что есть на этом свете". Из этой повести мы узнаем, как сто пятьдесят рыцарей Круглого стола, покинув Камелот, отправились на поиски Святого Грааля. Первым до замка, где хранилась священная реликвия, добрался сэр Ланселот:
"И с тем увидел он, как отворилась дверь в тот покой и оттуда излилась великая ясность, и стало сразу так светло, словно все на свете факелы горели за той дверью. Приблизился он к порогу и хотел уже было войти. Но тут прозвучал ему голос:
- Сэр Ланселот, стой и не входи, ибо не ты вправе сюда войти. И если ты войдешь, то горько раскаешься.
И отступил сэр Ланселот в глубокой печали. И взглянул он через порог и увидел там посреди покоя серебряный престол, а на нем священную чашу, покрытую красной парчою, и множество ангелов вокруг, и один из них держал свечу ярого воска, а другой - крест и принадлежности алтаря. А перед священной чашей он увидел блаженного старца в церковном облачении, словно бы творящего молитву. Над воздетыми же ладонями священника привиделись сэру Ланселоту три мужа, и того, что казался из них моложе, они поместили у священника между ладоней, он же воздел его высоко вверх и словно бы показал так всему народу.
Подивился этому сэр Ланселот, ибо ему показалось, что священник под тяжестью той фигуры вот-вот упадет на землю. И не видя вокруг никого, кто мог бы поддержать старца, бросился он к двери и сказал:
- Милосердный отче Иисусе Христе! Не почти за грех мне поддержать этого доброго человека, который так нуждается в помощи! - И с тем шагнул он за порог и устремился к серебряному престолу, но когда он приблизился, то ощутил на себе дыхание, словно бы смешанное с пламенем, и оно ударило его прямо в лицо и жестоко его опалило. В тот же миг упал он на землю, и не было у него сил подняться, словно у человека, утратившего от потрясения власть над своими членами и слух и зрение. И тут он почувствовал, как множество рук его подхватили и вынесли вон из того покоя, и оставили его там за дверью, с виду для всякого - мертвым".
Сэр Ланселот оказался недостоин Святого Грааля, и реликвия отвергла его. Больше повезло его товарищам - сэру Галахаду, сэру Борсу и сэру Персивалю. Сам Иисус спустился к ним, чтобы передать чашу Грааля и просить об услуге - доставить реликвию в "духовный храм" в городе Саррасе. Там их встретили неприветливо - местный король, "великий тиран, родом от язычников" повелел бросить рыцарей в яму. Однако Святой Грааль поддержал благочестивых сэров до тех пор, пока король не умер. Потом за сэром Галахадом пришел Иосиф Аримафейский, и он отправился на небеса. Оставшиеся два рыцаря стали свидетелями того, как "с небес протянулась рука, и та рука достигла до священного сосуда и подняла его, и унесла на небо". С тех пор, по утверждению Мэлори, не было на земле человека, который мог бы сказать, что видел Святой Грааль.
До сих пор не дано убедительной интерпретации вышеописанного ритуала. Некоторые исследователи полагают, что рыцари Святого Грааля были мощной организацией христианских мистиков, развивших древнюю традицию через символику чаши. Приводятся также серьезные доводы в пользу версии, что легенда о Граале является разработкой раннего языческого (кельтского) мифа, который был сохранен и привит христианскому культу. С этих позиций Святой Грааль предстает чем-то вроде вместилища жизни, знаком Природы. Зеленый цвет чаши соотносит ее с Венерой и символикой возрождения, а также с верой ислама с его священным зеленым цветом, чьей субботой является пятница, день Венеры.
Нацисты были весьма увлечены мистикой. А. Гитлер, забрав из Вены копье Лонгина, которым по преданию убили Иисуса Христа, не захотел делится им с главой СС Генрихом Гиммлером. Тому пришлось довольствоваться копией копья и поисками других реликвий. Особенно Гиммлер загорелся поисками Святого Грааля, продолжая традицию рыцарских орденов.
Один из немецких исследователей под влиянием Парцифаля и древних легенд отправился на его поиски. Звали его Отто Ран. Исследователь утверждал, что обнаружил место где хранится Святой Грааль! По его мнению это крепость Монтсегюр во французских Пиренеях.
В 1931 году он отправился в экспедицию во Францию. Согласно старинной легенде, в ночь перед перед решающим штурмом папских рыцарей, забрав свои реликвии незаметно ушли трое еретиков-катаров. С риском для собственной жизни они сберегли магические предметы и чашу, считавшуюся Святым Граалем.
Отто досконально изучил каждый метр замка и обнаружил потайные комнаты, в которых по его утверждению спрятано «сокровище веков». В 1933 году он опубликовал свою книгу о находках в замке - «Крестовый поход против Грааля».
Далее события разворачиваются с удивительной быстротой! Он возвращается в Берлин и приступает к работе в Аненербе, в 1936 году ему присваивают чин унтершарфюрера и вскоре выходит его вторая книга - «Слуги Люцифера».
Согласно некоторым данным в 1937 году он передал свои монтсегюрские находки Гимлеру. В книге французского историка Ангебера Ж.М. «Гитлер и традиция катаров» утверждается,что там был и Святой Грааль! Ангебер также сообщает, что сосуд также переправили в Вевельсбург, где он хранился на мраморном пьедестале. В 1945 году, перед капитуляцией Германии, чаша якобы пропала из замка.
В 1937 году Отто Ран попал в опалу и в качестве дисциплинарного взыскания его откомандировали в концлагерь Дахау. В самом конце 1938 года, разочаровавшись в политике нацизма, Ран подал рапорт об увольнении из СС. По официальной версии, Отто Ран покончил жизнь самоубийством, приняв цианистый калий.
В 1939 Аненербе предпринимает повторную экспедицию в Монтсегюр. Все найденое там перевозят в рейх…
Легенда о Граале гласила следующее: каждые 700 лет потаенное сокровище появляется из глубин земли, и тогда им можно овладеть. По подсчетам, в 544 году умер хранитель Грааля святой Бенедикт, через семьсот лет крестоносцы взяли Монсегюр (1244 год), а следующая знаменательная дата наступала 16 марта 1944 года. Бои за Монсегюр велись на протяжении четырех месяцев. И хотя крепость на юге Франции уже не имела для исхода войны никакого значения, все её защитники бились до последнего вздоха. В последние дни обороны над самой высокой башней Монсегюра реял огромный стяг с кельтским крестом.
Любопытно, что в Монсегюр специально был послан известный диверсант Отто Скорцени, которого просто так в древние крепости не посылали. Бюхнер пишет, именно О. Скорцени удалось заполучить Грааль, который возник точно в назначенное время. А потом, якобы «точно в полдень 16 марта 1944 года там появился небольшой немецкий самолет. Он несколько раз пролетел над Монсегюром в знак приветствия. После этого было использовано оборудование для прочерчивания в небе символов, которое сформировало огромный кельтский крест в небе. Кельтский крест был сакральной эмблемой катаров».
Дальнейшая судьба Грааля, по Бюхнеру, сложилась так. Его (то есть Грааль) со всей осторожностью перевезли из замка в Вевельсбург, где его уже ждал постамент. Само сокровище, по словам Бюхнера, состояло из многих предметов: «Вероятно эти предметы прибыли из Храма Соломона и включали золотую посуду и деревянные фрагменты, некогда принадлежавшие Ковчегу Моисея… 12 каменных скрижалей с доруническими надписями, которые ни один эксперт не был в состоянии прочитать… и красивая золотая чаша с подобным изумруду дном, сделанным из материала, похожего на яшму. 3 золотые пластины на чаше были покрыты древней клинописью».
Но никто и нигде не описывает якобы найденного в Монсегюре Грааля. Зато очевидцы припоминают другое - странную процессию, которая была замечена в горах в последние дни войны. Это были, конечно же, части СС, которые тащили тяжелые свинцовые ящики:
«Колонна прикрытия двинулась к высокой горе. Прибыв к подножию Целлертальского горного массива, маленькая группа Аненербе совершила факельную церемонию, взяла тяжелый свинцовый ящик и направилась по тропе, ведущей к леднику Шлейгейс у подножия трехтысячника Хохфейлер. Они вошли в пещеру на леднике, и больше их никто не видел. Как известно, подземный ход вел от пещеры Шлейгейс к Монсегюру. Судя по всему, арийцы решили вернуть Грааль в Монсегюр. Вскоре все подземные ходы и гроты, ведущие к Монсегюру, начали закладывать камнями и бетонировать». По этой версии, Грааль находится в горах или перемещен в Монсегюр и снова скрыт от глаз человеческих.
Есть и иная версия: Грааль был захоронен у замковой стены Вевельсбурга.
А по третьей версии, священная реликвия была на подводной лодке переправлена на тайную фашистскую базу Новая Швабия, скрытую в пещерах Антарктиды. Указывается даже конкретное место: «в ледяной пещере в горах Мюлига Хоффмана». Позднее эта пещера стала известна как «Изумрудная». Предположительно она ведет в секретный туннель, следующий вниз к внутренней Земле (гипотеза Полой Земли). Каменный обелиск около метра высотой, «сделанный из отполированного черного базальта», был помещен у входа в пещеру и имел надпись:
«Действительно существует намного больше вещей и на небесах, и в Земле, чем может представить себе человек. (За этой чертой - Агарта.)»
Как сообщает Трэси Твимэн, «надпись была сделана профессором Карлом Хаусхофером. Предполагалось, что внутри этого обелиска должна быть положена сама Изумрудная Чаша. Но вместо этого Хаусхофер написал записку на куске пергамента, уточняя действительное местоположение Чаши, и вложил её внутрь обелиска».
По четвертой версии чаша Грааль вернулась к своим хозяевам - жителям Полой Земли.

В июне 2007 года в некоторых изданиях появилась статья следующего содержания:
"Как сообщает PhysOrg, итальянский археолог Альфредо Барбагалло (Alfredo Barbagallo) утверждает, что Святой Грааль – чаша, из которой пил Иисус Христос во время Тайной Вечери – находится в Риме.
По его словам, чаша захоронена в помещении под Базиликой Сан Лоренцо Фуори ле Мура (Basilica of San Lorenzo Fuori le Mura), одной из семи самых посещаемых пилигримами церквей в Риме. К такому выводу Барбагалло пришел после двухлетнего изучения средневековой иконографии внутри базилики и устройства катакомб, описанных в путеводителе по катакомбам, составленном в 1938 году монахом-капуцином Джузеппе да Бра (Giuseppe Da Bra).
Как утверждает Барбагалло, чаша, которой в Средние века было дано имя Святого Грааля, исчезла в 258 году после гибели священника по имени Лоренцо, которому Папа Сикст V поручил заботится о сохранности сокровищ раннехристианской церкви.
Представитель Ватикана сообщил, что пока никто никаких решений об открытии катакомб не принимал."

Новость отредактировал aptiriman - 19-07-2011, 15:05

История о Святом Граале - это столь запутанный клубок европейских легенд, восточных преданий, литературных повествований и домыслов, уходящих корнями отнюдь не к библейскому первоисточнику, как можно было бы предполагать, а чуть ли не к языческим фольклорным мотивам кельтов, что впору воскликнуть: «А был ли мальчик?» А точнее, неуловимая христианская реликвия в виде чаши, из которой причащались на Тайной вечере ученики Иисуса Христа, в которую позже была собрана кровь Спасителя, распятого на кресте.

«Грааль» - это старофранцузское слово, которым обозначали большое блюдо, поднос. Такое назначение Грааля описывает старейший из сохранившихся документов об этой реликвии - роман провансальского поэта-трубадура Кретьена де Труа «Персефаль, или Повесть о Граале», относящийся к 1182 году. В этом романе Грааль представлен в виде большого блюда, выложенного драгоценными камнями, которое носит дева по залам замка. Однако в других произведениях об этом артефакте - поэмах и романах - Грааль предстает в виде чаши, кубка и даже камня. Однако ни одно из этих произведений не пользуется славой авторитетного источника информации.

В основу легенды о Граале лег христианский апокриф о путешествии в Англию Иосифа Аримафейского. Земляк Кретьена де Труа, также провансальский поэт Роберт де Борн, ссылается на старинный исторический источник - рукопись, в которой речь идет о том, что Иисус дал Иосифу Аримафейскому чашу Тайной вечери, после чего Иосиф и его сестра покинули Палестину и отправились в Западную Европу проповедовать христианство.

Чашу и копье, которым было пронзено тело Иисуса, Иосиф привез в Британию, причем некоторые легенды указывают даже конкретное место, куда были доставлены эти реликвии, - монастырь Гластонбери. В этом аббатстве стояла старая церковь, однако она сгорела еще в 1184 году, и на ее месте была построена более поздняя церковь. Предание гласит, что Грааль спрятан в подземельях аббатства.

Саму чашу чаще всего представляют как бокал, вырезанный из оливкового дерева высотой 12 и диаметром 6 сантиметров.

Одна из легенд повествует, что сын святого Иосифа сошел с небес и принял участие в таинстве евхаристии, совершавшейся в замке Грааль. Другое сказание повествует, что кельтский волшебник Мерлин, покровительствовавший королю Артуру, посылал искать Грааль рыцарей Круглого стола, но эти поиски успеха не принесли.

Около дюжины посвященных Граалю сочинений составлены между 1180 и 1225 годами на французском языке или являются переводами с французских текстов. И каждое из них предлагает свою версию истории об этой таинственной вещи. Речь в них идет о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Эти герои - Персеваль, Гавейн, Ланселот, Боре, Галахад - рыцари короля Артура, которые совершают мистические путешествия в поисках святыни. Стремление ее найти продиктовано волшебными свойствами Грааля: человек, испивший из этой чаши, получает прощение грехов и вечную жизнь, а по некоторым сведениям - и бессмертие, а кроме того - вполне материальные блага - еду и питье.

Единственным человеком, которому удалось обрести Грааль, был рыцарь Галахад. Он с детства воспитывался монахами в целомудрии и праведной жизни, а прикоснувшись к святыне, вознесся на небо как святой. Другой рыцарь, Персифаль, лишь приблизился к находке: он лицезрел Грааль, когда посещал своего родственника, Короля-Рыбака, и был свидетелем его исцеления, когда король на глазах рыцаря испил из этой чаши святой воды.

Немецкий поэт-миннезингер Вольфрам фон Эшенбах, автор «Парсифаля», в своей поэме, написанной в конце XII века, утверждает, что чашу Грааля хранит рыцарский орден «Templaisen». В этом названии угадывается орден тамплиеров - рыцарей Храма, активных участников крестовых походов в Святую землю. Этот орден был уничтожен французским королем Филиппом IV Красивым в начале XIV века. В некоторых средневековых романах рыцарь Парсефаль ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш, в котором тамплиеры под охраной хранят Грааль. В средневековых легендах хранителями Грааля также выступают рыцари-тамплиеры. В части из них Грааль - это кровь потомков Иисуса.

Этимология этого слова возводится к «sang royal» - «королевская кровь» и даже «sang real» - «истинная кровь», что понималось как кровь Христа. Такое понимание продиктовано, очевидно, двояким значением старофранцузского слова «cors» - и «кубок» и «тело». Возможно, поэтому Грааль, понимаемый то как «кубок Христа», то как «тело Христово», в легендах получил прочную привязку к Иосифу Аримафейскому - стражу над телом Христа. Поэтому одна из легенд гласит о таинстве евхаристии - причащении телом и кровью Христовой в замке Грааль, в котором якобы участвовал сын Иосифа Аримафейского, сошедший с небес.

Есть у легенды о Граале и еще одна генеалогическая линия, уходящая корнями в кельтскую мифологию. И даже глубже: в индоевропейских мифах магический кубок - символ жизни и возрождения. В кельтских, ирландских и валлийских мифах повторяется сюжет о волшебном сосуде, дававшем человеку мистическое блаженство. Во Франции XII века над этим повествованием потрудились средневековые трубадуры и миннезингеры, в результате чего легендарная чаша стала ассоциироваться с христианским таинством евхаристии.

В кельтских мифах присутствует и еще одна интересная емкость с магическими свойствами: расколотый волшебный ведьмовской котел Керидвен, хранящийся в замке Аннун, доступ в который могут получить лишь совершенные люди с чистыми помыслами. Для всех остальных людей этот замок остается невидимым. В еще одном кельтском мифе Грааль предстает в виде камня, умеющего кричать. Его крик символизировал признание истинного короля и потому был установлен в столице Ирландии Таре.

Исследованию легенд о Граале много лет посвятил известный российский ученый академик Александр Веселовский. Он доказал, что предание о Граале зародилось на христианском Востоке в первые века нашей эры, в христианских общинах Сирии, Эфиопии и Левко-Сирии - Малой Армении. На Запад же оно попало в эпоху крестовых походов, и принесли его туда рыцари и трубадуры, участвовавшие в походах в Святую землю и слышавшие эти восточные легенды.

Позже восточные легенды и образы были творчески переосмыслены в европейском художественном слове. Поэтому в европейских преданиях о Граале немало ссылок на Восток. Эпизоды, где фигурирует личность Иосифа Аримафейского, присутствовавшего при распятии Христа, имеют свои корни в популярных в Византии апокрифах - «Евангелии от Никодима», «Деяниях Пилата» и особенно «Книгах Иосифа Аримафейского». В одном из византийских письменных памятников «Мабинагион» говорится о хранении священной чаши у императрицы в Константинополе. Впрочем, в западноевропейском источнике XIII века, «Младшем Титуреле» Альбрехта фон Шарфенберга, речь идет лишь о копии Грааля, хранящейся в Константинополе.

Среди праздников Византийской церкви был и праздник обретения Святой Чаши Господней, отмечавшийся 3 июля. Есть сведения, что в 394 году эта чаша хранилась в Иерусалиме, в храме Сиона, возведенном на том месте, где проходила Тайная вечеря. Возможно, позже она была перевезена в столицу Византийской империи Константинополь и хранилась там в одном из православных храмов. Однако дальнейшая судьба святыни неизвестна: в 1204 году в результате Четвертого крестового похода Константинополь захватили и разграбили западноевропейские рыцари. Упоминания о том, что чаша попала в земли Западной Европы, соседствуют с информацией о том, что её спрятали в одном из замков на Востоке.

Одна из версий искателей Грааля гласит, что эта святыня христиан спрятана в Украине. Тайник с реликвией расположен в Крымских горах, а история его крымских странствий уходит в эпоху Средневековья. В XII-XV веках на территории горного и предгорного Крыма существовало небольшое княжество Феодоро со столицей в городе Мангуп-Кале. Его территория тянулась неширокой полоской от Ямболи (современной Балаклавы) до Алустона (ныне Алушта). Княжество управлялось династией царей Гаврасов, имевших армянское происхождение, и находилось в сфере влияния Византийской империи. Этнический состав населения был пестрым: там жили крымские готы, аланы и греки, но их объединяла общность религии - феодориты исповедовали православие.

Положение маленького государства было шатким. В одной из легенд, сохранившихся с тех времен, рассказывается о войне феодоритов с генуэзцами (из истории известно, что с генуэзцами княжество вынуждено было вести частые войны), владевшими колониями в южно-бережной части Крымского полуострова. В ходе этой войны генуэзцы поставили условие правителям Феодоро: передать им некую золотую колыбель, после чего война будет прекращена. Ситуация была столь угрожающей, что князь вместе с семьей укрылся в одной из пещер горы Басман, где и спрятал эту таинственную золотую колыбель.

После чего в горах произошло землетрясение и обвал, и золотая колыбель оказалась надежно скрытой от людей. Интересно, что эту легенду подтверждают данные археологических исследований. Ученые установили, что на горе Басман существовало поселение, разрушенное в результате мощного землетрясения в XIV или XV веке. А внутри одной из горных пещер был найден скелет человека, раздавленного обвалившейся на него каменной глыбой.

О том, что могла собой представлять мангупская золотая колыбель, высказываются разные мнения. Одни считают, что это была золотая купель, подаренная князю Феодоро Исааку московским царем Иваном III. Другие видели в ней сходство с колыбелью Чингисхана. Однако наиболее проницательные исследователи заметили одну важную деталь в росписях храмов, оставшихся со времени существования этого небольшого государства. В них часто присутствует мотив чаши-колыбели с младенцем. В христианской традиции ребенок в чаше символизирует Христа. Кровь распятого Христа, как мы помним, была собрана в чашу.

В XX веке к этим крымским легендам неожиданный интерес проявили спецслужбы двух великих империй, ведших между собой войну, в том числе и в Крымских горах. И вновь, как когда-то уже случалось, сторонами в этой войне выступили западноевропейские воины и наследники византийской традиции.

В 1926-1927 годах в Крыму развернула деятельность группа сотрудников специального отдела по криптографии НКВД СССР во главе с Александром Барченко. По официальной версии, группа исследовала пещерные города Крыма. Но в эту группу входил астрофизик Александр Кондиайн, рассказавший о другой, негласной цели чекистской экспедиции, а именно поиске камня внеземного происхождения, несколько сотен тысяч лет назад упавшего на Землю из созвездия Орион.

Кстати, в уже упоминавшейся поэме Вольфрама Эшенбаха «Парсифаль» Грааль представлен в виде камня, упавшего на землю из короны Люцифера, оттуда и пошло аллегорическое название Грааля - «камень с Ориона». Дело это закончилось драматически: руководитель экспедиции Александр Барченко был расстрелян в 1941 году, перед самым началом войны с Германией.

Интерес к Граалю имели не только спецслужбы страны победившего социализма, но и их немецкие коллеги. Чашу Грааля пытался заполучить Адольф Гитлер, приказавший в разгар Второй мировой войны начать активные поиски реликвии. Фюрер, склонный к мистическим поискам, хотел, так сказать, приватизировать легендарные магические свойства этого сосуда. Его подручные в венском музее Хофбург нашли копье римского центуриона Лонгина, которым он пронзил тело Христа. В этом артефакте нацисты также видели источник магической силы, и Гитлер полагал, что копье поможет ему победить в войне своих врагов - СССР, Америку и Великобританию.

Когда в Крым пришли немцы, они, как и их предшественники, развернули поиски Грааля в Крымских горах. Руководителем поисков реликвии был Отто Олендорф, носивший псевдоним Graalritter - рыцарь Грааля, под его командованием находилась «Айнзацгруппа D». Поиски велись в крепости Джуфт-Кале (Чуфут-Кале), где были осмотрены караимские кенассы, мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике-ханум и многочисленные пещеры. Искали и в татарских мечетях, и в руинах старых храмов, и в развалинах крепости Керменчик. Однако Грааль немцы так и не нашли. Тем не менее за работу в Крыму Отто Олендорф получил от Адольфа Гитлера Железный крест первой степени.

Есть еще одна интересная история Грааля, связанная с Англией, которую приводят в своей книге «Поиски священного Грааля и драгоценной крови» Иен и Дейк Бегг. Истоки ее ведут все к тому же аббатству Гластонбери. В XVI веке, в эпоху правления короля Генриха VIII, в Англии утверждается Реформация. Католические монастыри закрываются, католические священники подвергаются преследованиям. В 1535-1539 годах король создает специальные комиссии, которые-закрыли все монастыри в Англии. Их имущество было конфисковано, а братия разогнана. По приказу короля вскрывались и разграблялись даже мощи святых.

Последний аббат монастыря Гластонбери незадолго до смерти отдал Грааль монахам, которым доверял. Они отправились с реликвией в Уэльс, в аббатство Аберистуит. Они нашли приют в богатом поместье Нантес Мэнер, хозяином его был лорд Пауэлл. Он предложил монахам убежище в своем владении; там монахи спокойно жили и работали. Последний из монахов, проживших там многие годы, передал Грааль хозяину владения и завещал всегда хранить его там, в Нантес Мэнер. Последний представитель рода Пауэллов умер в 1952 году, и тогда Грааль перешел к семье Майерилесс. Однако долго у них не задержался и таинственным образом исчез.

Как мы видим, с уходом славных времен трубадуров и рыцарей поиски Грааля не прекратились. Грааль волнует умы искателей и в наши дни. Итальянский археолог Альфредо Барбагалло утверждает, что Святой Грааль находится в Риме и спрятан в помещении под базиликой Сан Лоренцо Фуори ле Мура. Эта церковь - одна из семи наиболее посещаемых паломниками церквей Рима. Ученый сделал такое заключение после того, как два года изучал средневековую иконографию внутри церкви и устройство катакомб под ней. По мнению археолога, Грааль исчез в 285 году, после гибели священника Лоренцо, которому Папа Римский Сикст V дал поручение заботиться о сохранности раннехристианских церковных сокровищ.

"Тайны и загадки истории и цивилизации"

Святой Грааль

В западноевропейских легендах и сказаниях Святой Грааль – это таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения благим его действиям рыцари совершали подвиги. Ему посвящено много мифов, древних легенд, поэм и кропотливых научных исследований. Трубадуры, менестрели, мейстерзингеры XI-XIII веков создали целую генеалогию королей и хранителей Грааля.

На происхождение легенды о Святом Граале в науке долгое время существовало два взгляда, разделявших исследователей на два лагеря. Для одних это была уэлльская сказочная тема, к которой впоследствии присоединились христианские имена и мотивы, для других ученых Святой Грааль – дальнейшее развитие христианского апокрифа, который обставился фантастическими подробностями народной сказки.

Одним из видных представителей кельтской теории был профессор Вилльмарк, который считал, что легенда о Святом Граале перешла в средневековую литературу из латинского пересказа ее, сделанного в VIII столетии одним британским отшельником. Идею чудесного сосуда он почерпнул в произведениях бардов, где встречается чаша, обладающая именем и качествами Святого Грааля.

По словам Вилльмарка, сосуд бардов носил имя, означающее то же, что и Святой Грааль. Слово «per», которое встречается в поэтических сказаниях, означает «широкий сосуд, чашу», и это соответствует Граалю (как его изъяснял галльский словарь). Правда, другие исследователи (например, Гелинанд) сомневались в таком объяснении. По их теории, слово «per» означало преимущественно кухонный сосуд, в котором что-то готовится, тогда как Граалем называлось блюдо, на котором у богачей подавались изысканнейшие кушанья. Таким образом, описание чаши у разных исследователей (как и у средневековых авторов) сильно разнилось. Для одних это была скромная чаша со стола апостолов, у других она была изготовлена из золота и украшена драгоценными камнями, третьи видели в Граале кубок, выточенный из изумруда, выпавшего из лба Люцифера при падении этого восставшего ангела.

Многие исследователи видят в таком разнообразии сюжетов связь с легендами дохристианской поры о жертвенной крови, например, с кубком, который выпивали десять богов древней Атлантиды перед началом своих собраний… Или с золотым кубком германских племен, либо с кубком с водой Стикса, который обладал особыми свойствами и считался вместилищем древних и утерянных знаний.

Вопросу об истоках сказания о Святом Граале в прошлые века было посвящено немало ученых работ (среди которых имелись и довольно солидные), но и до настоящего времени он остается без ответа. В России этим вопросом занимались профессор А.Н. Веселовский и Н. Дашкевич. Последний подробно исследовал все западноевропейские теории и отмечает, что в создании легенды о Святом Граале большую роль сыграли романы о рыцарях Круглого Стола. В течение 400 лет эти книги являлись творениями, всецело воплощавшими идеал знати. Аристократы собирали их в свои библиотеки, после обильных возлияний ими же развлекались гости знатных феодалов. Незнание рассказов о рыцарях Круглого Стола считалось признаком невежества, именами действующих лиц (Артура, Ланселота и других) называли младенца при крещении и т.д. Например, Мерлин является в романах ревнителем христианских начал. Так, одарив однажды бедняка богатством и почестями, он лишил его их, когда тот сильно возгордился и оказался неблагодарным.

Некоторые герои Круглого Стола были очень популярны. В конце XII века о рыцаре Артуре, в частности, писали: «В какое из мест, куда простирается христианское владычество, крылатая слава не занесла и где не сделала известным имени бритта Артура? Кто… не толкует о нем, когда он, как говорят нам паломники, возвращавшиеся с Востока, почти известнее азиатским народам, чем бриттам? Об Артуре говорят жители Востока, как и жители Запада, хотя их разделяет пространство всей земли. О нем говорит Египет, не молчит уединенный Босфор. Деяния его воспевает владыка государств Рим, да и некогда сопернику Рима Карфагену известны брани Артура, которые прославляет Антиохия, Армения, Палестина».

В цикл романов о рыцарях Круглого Стола входил и рассказ о Святом Граале, который оберегает на суде и в битве, он светится и витает в воздухе, отделяет праведников от грешников, питает и исцеляет, что впервые обнаружилось во время заточения Иосифа Аримафейского. Эта черта, играющая важную роль в легендах, сближает Святой Грааль и с мифологическими символами изобилия (в греческой мифологии это рог Амалфеи, в мифах и ритуалах кельтов это котел), а также с таинствами причащения «как хлеба ангелов» и манны небесной.

Исконную древность первоначальных сказаний о Граале найти теперь довольно трудно, а в средневековой рыцарской литературе мотив Грааля начинает возникать в конце XII века. В романе поэта Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» Святой Грааль – это не чаша, а камень, привнесенный ангелами на землю и обладающий чудесной силой.

Несколько раньше романа «Парцифаль» появился «Роман об истории Грааля» французского автора Робера де Борона. Это произведение сохранилось в двух изложениях – прозаическом и стихотворном, но от второй части («Мерлин») сохранились, к сожалению, только фрагменты. Однако первоначальный объем и содержание поэмы по ним восстановить можно, и мы остановимся на первой части поэмы – «Иосиф Аримафейский», которая раскрывает суть легенды о Святом Граале.

У Робера де Борона поэма открывается рассказом об искуплении, которое автор рассматривает как освобождение от дьявола. Затем роман повествует о предательстве Иуды, об омовении Иисусом Христом ног своим ученикам и совершении Тайной вечери в доме Симона прокаженного. Иосиф Аримафейский находит на Голгофе чашу, из которой пил Иисус Христос, и относит ее римскому прокуратору Понтию Пилату, который отдает ему чашу вместе с дозволением снять с креста тело Спасителя и предать его погребению.

Иосиф принял на свои руки святое тело Иисуса Христа и тихо положил его на землю. Омывая его, он заметил струившуюся из ран кровь и ужаснулся, вспомнив, что ею был рассечен камень, находившийся у подножия Креста. Вспомнил он и о сосуде Тайной вечери, который перед тем был отдан ему Пилатом, и благочестивый Иосиф решил в этот сосуд собрать капли божественной крови. Он собрал в чашу капли из язв на руках, ногах и боках и после, обвив тело Иисуса богатой тканью, положил его в пещеру.

Весть о Воскресении Иисуса Христа сильно смутила иудеев, и они решили убить Иосифа и Никодима. Предупрежденный Никодим успел скрыться, Иосифа же схватили в постели, сильно избили и потом посадили в темницу, которую закрыли так, что башня снаружи казалась столбом. Никто не знал, что случилось с Иосифом, и Пилат был сильно огорчен его исчезновением, потому что не видел рядом с собой лучшего друга – правдивого и храброго.

Но Иосиф не был забыт. В осветившуюся темницу к нему явился Тот, за кого он пострадал, и принес сосуд, содержащий Его божественную кровь. Увидев Свет, Иосиф возрадовался сердцем, исполнился благодати и воскликнул: «Всемогущий Боже! Откуда может происходить этот Свет, если не от Тебя?».

«Иосиф, – сказал Христос, – не смущайся, тебя спасет сила Моего Отца! Ты возымеешь непрестанную радость, когда окончишь жизнь на земле. Я не привел сюда ни одного из своих учеников, потому что о нашей любви никто не ведает. Знай, что она будет явственна для всех и опасна для неверующих. Ты будешь обладать памятником Моей смерти, а после тебя те, которым ты Его вверишь. Вот он».

И Иисус Христос вручил Иосифу драгоценный сосуд с кровью, который Он скрывал в тайном, Ему одному известном месте. Иосиф пал на колени и благодарил, но указывал Спасителю на свою недостойность. Однако Иисус Христос повелел Иосифу взять Святой Грааль и хранить Его. Грааль должен был иметь трех хранителей.

Потом Иисус Христос возвестил, что никогда таинство не будет совершаться без того, чтобы не вспоминался подвиг Иосифа Аримафейского. Далее Спаситель сообщил Иосифу таинственные слова, которые Робер де Боран в своей поэме не передает, и в конце сказал: «Всякий раз, как ты будешь нуждаться, проси совета у трех сил, составляющих одно, и у Девы, носившей Сына, и ты будешь иметь совет в своем сердце, потому что к тебе будет говорить Святой Дух. Я не вывожу теперь тебя отсюда, потому что не наступило еще время».

Таково содержание поэмы Робера де Борона, составленное нами по пересказу Н. Дашкевича. Дальше поэма рассказывает об освобождении Иосифа из темницы императором Веспасианом, а потом коротко передает о его жизни на родине. Исследователи предполагают, что, возможно, в поэме говорится о перемещении драгоценного Грааля на запад и некоторых других событиях. Такая гипотеза возникла, вероятно, в связи с появлением реликвий этой крови на западе незадолго до выхода в свет романов о Святом Граале. Так, в 1148 году из Иерусалима во Фландрию была перенесена часть крови Христовой и была помещена в городе Брюгге – в церкви Святого Василия. А в 1171 году реликвии крови были выставлены в Нормандии. Эти и некоторые другие факты как нельзя лучше раскрывают причину, по которой благочестивый трувер остановился на легенде о собрании крови Христовой.

Обладание Святым Граалем всегда считалось заветной мечтой многих рыцарских орденов. Рыцари Круглого стола, тамплиеры, тевтонские рыцари – все они безуспешно занимались поисками этого мистического сосуда, чтобы овладеть тончайшими энергиями.

А теперь мы коснемся вопроса, который, на первый взгляд, может показаться необычным. Дело в том, что Парсифаль и поиски Святого Грааля имели особое значение для посвященных нацистов в фашистской Германии. Об этом пишет В.Пруссаков в своей книге «Оккультный мессия и его рейх». Музыкальная интерпретация легенды о Святом Граале Р. Вагнером произвела глубокое впечатление на мистиков-нацистов. Один из них, Отто Ран, вдохновленный историей Парсифаля, отправился на поиски Грааля.

В 1931 году он отправился во Францию и добрался до Монтсегюра – последнего пункта героической обороны катаров. Легенда гласит, что именно отсюда в ночь перед решающим штурмом папских крестоносцев незаметно ушли трое еретиков-катаров, забрав с собой священные реликвии. С угрозой для собственной жизни они сберегли магические регалии короля Дагобера II и чашу, считавшуюся Святым Граалем.

Отто Ран досконально изучил Монтсегюр и обнаружил здесь много потайных ходов, в которых (по его мысли) должно было быть припрятано «сокровище веков». Через два года он опубликовал книгу «Крестовый поход против Грааля» – о своих находках и героизме катаров. Согласно некоторым данным, в 1937 году

О. Ран отправил свои монтсегюрские «находки», среди которых находился и Святой Грааль, Гиммлеру. Жан-Мишель Ангебер в книге «Гитлер и традиция катаров» сообщает, что драгоценный сосуд переправили в замок Вевельсбург, где он хранился на мраморном пьедестале.

Дальнейшие сведения о судьбе Отто Рана полны загадок и противоречий. По одним источникам он был отправлен в концлагерь и там убит, по другим – он сам покончил с собой в марте 1939 года, приняв ампулу с цианистым калием. Историки высказывают предположение, что искатель Святого Грааля разочаровался в нацизме и осознал, что передал реликвию величайшей силы и значения не в те руки…

Генезис легенд о Святом Граале, как уже указывалось выше, до сих пор вызывает в науке много споров. Ученые спорят и об этимологии слова «Грааль», и о районах Западной Европы, куда Иосиф Аримафейский приехал из Палестины и где проходила его миссионерская деятельность. По традиции привыкли даже говорить о Святом Граале в мужском роде, как это принято во французском и немецком языках. А между тем «Полный православный Богословский энциклопедический словарь» сообщает: «По преданию, Иосиф Аримафейский, собиравший в нее кровь Христову, увез ее в Англию».

В восточнославянских преданиях Святой Грааль – это корзина с рыбой и бутылью красного вина, а латинское слово «gradual» означает богослужебную книгу.

Ни один из средневековых авторов поэм и романов о Святом Граале не раскрывает существо этого понятия окончательно, оставляя читателю лишь некие намеки. В сознании же всего христианского мира Святой Грааль – это чаша Тайной вечери, в которую впоследствии Иосиф Аримафейский собрал капли крови с пречистого тела Спасителя. В иллюстрациях к рукописям XIII-XIV веков он изображался преимущественно в виде потира.

Из книги Повседневная жизнь инквизиции в средние века автора Будур Наталия Валентиновна

Из книги Рэт Скэбис и Святой Грааль автора Дейвс Кристофер

Что надо сделать, чтобы найти Святой Грааль 1. Исторические изыскания: книги, веб-сайты, бюллетени Общества Соньера, журналы («Fortean Times», «Нексус», «Отмщение Дагоберта»), телепрограммы Генри Линкольна о Ренн-ле-Шато, любые документальные фильмы, так или иначе связанные с

Из книги Священная кровь и священный грааль автора Бейджент Майкл

11. СВЯТОЙ ГРААЛЬ Да, одна деталь от нас ускользнула. Мы выбрали ошибочное направление, мы не уделили достаточного внимания одному факту, быть может, незначительному на первый взгляд, но имеющему серьезные последствия. Однако, мы были убеждены, что не пренебрегли ни одной

Из книги Тамплиеры: история и легенды автора Вага Фауста

Из книги Куликовская битва и рождение Московской Руси автора Широкорад Александр Борисович

Глава 15 СВЯТОЙ ДМИТРИЙ, СВЯТОЙ ОЛЕГ И БЕЗБОЖНЫЙ МАМАЙ Как уже говорилось, краткие сведения о Куликовской битве вошли в летописи ряда удельных княжеств, а также Новгородской и Псковской республик. Списки погибших в бою князей, воевод и бояр зафиксировали поминальные

Из книги Трон Люцифера. Краткие очерки магии и оккультизма автора Парнов Еремей

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Святой Бенедикт или святой Августин? При вступлении в монашеский орден дают обет и обязуются соблюдать устав. В начале XII в. в Западной Европе устав святого Бенедикта был рассчитан на монахов, живущих в удалении от мира, в стенах монастыря, тогда как устав святого

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Святой Грааль В западноевропейских легендах и сказаниях Святой Грааль – это таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения благим его действиям рыцари совершали подвиги. Ему посвящено много мифов, древних легенд, поэм и кропотливых научных исследований.

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич Из книги Подлинная история тамплиеров автора Ньюман Шаран

Глава третья. Святой Грааль В любом рассуждении о Святом Граале следует исходить из твердого понимания: Грааль есть фикция. Его не существует и никогда не существовало.Я знаю, что в последнее время некоторые наделенные недюжинным воображением писатели высказываются в

Из книги Война за Грааль автора Шандель Рене

Глава II Приорат Сиона, тамплиеры и Святой Грааль Приорат Сиона и тамплиеры являются, образно говоря, двумя сторонами одной монеты. Приорат – тайная, оккультная, подпольная сторона. Тамплиеры, напротив, действовали открыто и были вооруженной десницей Приората. Однако обе

Из книги Война за Грааль автора Шандель Рене

Святой Грааль Как мы указывали выше, Святой Грааль был нитью, связующей рыцарей-тамплиеров и Приорат Сиона. Этому «предмету» посвящена центральная тема «Кода да Винчи»: добрая часть книги отведена попыткам понять, что такое Святой Грааль и что он собой представляет.Как

Из книги Война за Грааль автора Шандель Рене

Другой Святой Грааль – истинный Идея о том, что Святой Грааль – это линия потомков Христа, является более поздней, чем предыдущие. Конечно, тамплиеры и Приорат Сиона знали об этом за много веков до нас (как и официальная церковь, которая старалась это скрыть), и члены этих

ВОПРОС: действительно ли существует святой Грааль?

ОТВЕТ: цикл легенд о святом Граале возник и распространился в период конца XII – начала XIII века. Чтобы понять, каким образом появилась эта тема, вкратце опишем некоторые аспекты той эпохи.

В Средние Века общество было организовано согласно жесткому феодальному порядку, основанному на религии: ее считали нравственным фундаментом земной власти. Средневековые рыцари, принадлежавшие к привилегированному сословию, «благородные защитники веры», в литературе наделялись такими чертами, как смелость, чувство долга и чести, а также абсолютная верность своему феодальному правителю и церковной иерархии. В этом культурном контексте рождались рыцарские романы, которые можно разделить на два крупных цикла. Первый из них - каролингский (воспевающий деяния Карла Великого и его паладинов). Он зародился и развивался на севере Франции, и в нем прославлялись такие рыцарские достоинства, как благородство души, физическая сила и преданность вплоть до смерти. Второй цикл – артурианский (рассказывающий о делах короля Артура и рыцарей Круглого стола) – возник в Британии. В нем, в отличие от каролингского цикла, над коллективными рыцарскими подвигами преобладают личные подвиги отдельных рыцарей короля Артура.

Фантастические события в легендарных местах, населенных вымышленными и волшебными персонажами, - неотъемлемая часть средневековых художественных вкусов, которые выражали посредством поэтического, символического языка более глубокую реальность – как правило, духовную, насыщенную моральным и назидательным содержанием.

Истории, связанные с королем Артуром и его рыцарями, разворачиваются на легендарном острове Авалон, постоянно окутанном туманом, скрывающим его и делающим его недоступным. На него можно попасть лишь в том случае, если сами жители Авалона разрешат переплыть на магической лодке, которая либо плывет сама по себе, либо ее гребцы – магические существа.

Кто такой король Артур? На этот счет существует не одна гипотеза. Кто-то считает его легендарным персонажем, кто-то – кельтским божеством, символизирующим саму землю («арт» означает скала, от этого слова происходит «earth» – «земля»). Кто-то придерживается гипотезы о том, что король Артур реально существовал в VI веке.

А вот образ Мерлина, по всей вероятности, имеет историческую основу. Его можно идентифицировать с валлийским бардом Мирддином, жившим в V или VI столетии, знатоком пророческих сказаний.

Гальфрид Монмутский, повествовавший о нем в христианском ключе, считал, что магические способности Мерлина происходили от самого дьявола. По версии Гальфрида, дьявол хотел послать на землю некоего антихриста, чтобы распространить зло, и с этой целью овладел во сне девушкой. Но она, проснувшись, решила рассказать об увиденном ночью кошмаре. Священник осенил ее крестным знамением. Поэтому родившийся у нее сын был огромным и косматым, но в душе свободным от всякого злонамерения. С одной стороны, Мерлин унаследовал от дьявола способность знать прошлое. А с другой - получил в дар от Бога способность предвидеть будущее, и именно этот дар он использует в благих целях, направляя короля Артура на поиски святого Грааля.

Тот факт, что маленький Мерлин, будучи благословленным еще находясь в материнском чреве, родился с физическими характеристиками отца, но с душевными чертами матери, то есть свободным от склонности ко злу, должен был свидетельствовать о том, что Бог может преобразить во благо даже самое ужасное зло, если мы вверяем себя Ему.

Мерлин, согласно легенде, взял маленького короля Артура под свою защиту, руководил им, когда он извлек из камня меч Экскалибур и открыл ему миссию, для которой тот был предназначен: поиск Священного Грааля.

Согласно этой легенде, Священный Грааль привез в Англию Иосиф Аримафейский. После распятия Христа он претерпел немало испытаний и страданий от евреев из-за своей веры в Иисуса и оставил родную землю – подобно Аврааму. Легенда гласит, что он отправился в неизвестную страну, которая оказалась Англией. Здесь он доверил Грааль своему родственнику – именуемому «Королем-Рыбаком», - от которого Грааль переходил к потомству. Образ Короля-Рыбака будет центральным во всех рассказах о Граале, и каждый хранитель Грааля будет назван «Королем-Рыбаком». Потом следы того места, где якобы располагался дворец Короля-Рыбака, теряются, и теряются следы Грааля. По преданию, это произошло и из-за постепенного падения человечества, особенно вследствие раны, нанесенной Королю-Рыбаку за совершенный им грех тем же копьем, которым был пронзен бок Христа. Этимология прозвища «Король-Рыбак», возможно, связана с христианской символикой: рыба была символом Христа, а апостолы – «ловцами человеков», - или же с кельтской мифологией.

Итак, на землю, управляемую Королем-Рыбаком, обрушивается проклятие, вызывающее неурожай и опустошение во всем царстве. И вот, Мерлин открывает королю Артуру, что положить конец этой ситуации может только обретение Грааля. Некоторые из Рыцарей Круглого стола отправляются на его поиски, но только троим удается до него добраться, поскольку они обладали необходимыми для этого нравственными качествами. Еще двое будут близки к цели, но не достигнут ее из-за греха.

Существует много интерпретаций этимологии слова «Грааль». Впервые этот термин встречается в языке ойл в XII веке.

В литературе Грааль впервые встречается в «Персевале» Кретьена де Труа. Хотя там и упоминается о нем как о евхаристической Чаше, все же Грааль описывается, скорее, как некий магический сосуд, символ Матери-Земли. Грааль не представлен как реликвия, и даже слово употребляется с неопределенным артиклем, то есть предполагая наличие каких-то еще «граалей»., магических сосудов, рассеянных по земле.

Отождествление Грааля с христианской реликвией произойдет позднее, в XIII веке, в «Романе о Граале» Робера де Борона. Именно в нем Грааль представлен как Чаша Иисуса, использованная Им на Тайной Вечере, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь, исшедшую из бока Распятого Христа. Надо сказать, что такая идентификация была принята благосклонно богословами той эпохи, которые были заняты борьбой с ересью катаров, отрицавшей Воплощение Иисуса.

Сама Чаша Иисуса Христа упоминалась в рассказах паломников, утверждавших, что она хранится в храме Анастасис в Иерусалиме. Существуют свидетельства VII века, которые подтверждают, что евхаристическая Чаша Иисуса была известна и почиталась тогда как святыня.

Некоторые отождествляли Грааль с «Кесарийским Потиром», привезенным в Геную из Кесарии в начале XII века. Он по сей день хранится в кафедральном соборе города. Ценностью святыни его наделил в XIII веке епископ Иаков Ворагинский, автор сборника житий святых «Золотая легенда». Он отождествил хранящийся в Генуе потир с сосудом, используемым Иисусом Христом на Тайной Вечере.
Согласно другой традиции, возникшей в Испании в XIII веке, Святой Потир хранится в кафедральном соборе Валенсии.

Наш современник писатель Грэм Хэнкок полагает, что Грааль – не что иное, как сам Ковчег Завета, похищенный из Иерусалимского храма в период между X и VI веками до Рождества Христова. Он также выявил связь между Граалем и Тамплиерами, хранившими и передававшими из поколения в поколение его тайну.

Как мы видим, Священный Грааль вобрал в себя целый ряд переплетающихся между собой мифов, сказаний, возможно, с какими-то элементами реальности, насыщенными христианской и языческой символикой вне временных и пространственных рамок.

Таким образом, мы не можем сказать, где находится подлинная Чаша Иисуса Христа, сохранилась ли она вообще. В любом случае, христианская святыня ничего общего не может иметь с магическими свойствами священных предметов из средневековых легенд. Но Грааль может и сегодня послужить символом поиска того, что приходит свыше как дар и что можно получить не человеческими усилиями, а благодаря смирению и после глубокого внутреннего очищения, то есть обращения сердца. А это обращение выражается в евангельской простоте малых, которые доверяют не самим себе, а Богу. Таким образом, для каждого из нас достижение Грааля – это обретение безвозмездного дара Бога. И отправляясь на поиски Грааля, мы не ищем что-то внешнее, какой-то предмет, а прежде всего встаем на путь внутренней аскезы, преображающей всю жизнь и наделяющей ее смыслом. «Священный Грааль» христианина сделан не из дерева и не из камня: это – послание безграничной любви Бога. Эта любовь побуждает нас выйти из равнодушия и пойти навстречу тем, кто страдает и кто еще не слышал спасительного послания Иисуса. Вот – единственный Грааль, который мы можем найти и предложить тем, кто рядом.

Итак, на вопрос «Существует ли Святой Грааль?» можно спокойно ответить: да, и это – тайна Любви. Любви Бога, из-за которой Он стал человеком, и любви человека, отвечающего на эту любовь любовью к Богу и ближнему.