Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сообщение о джонатане свифте. Экранизации произведений, театральные постановки

Сообщение о джонатане свифте. Экранизации произведений, театральные постановки

Биография Джонатана Свифта - это история ирландского писателя, который творил в сатирическом жанре, высмеивая пороки общества. «Приключения Гулливера» - самая любимая у многих читателей книга, в которой и взрослый, и ребенок найдут возможность для философского открытия.

Рождение писателя

Биография Джонатана Свифта начинается в Ирландии, в городе Дублине, 30 ноября 1667 года. Отец умер еще до рождения сына, мелкий чиновник не оставил семье средств к существованию. Мальчика на воспитание взял дядя Годвин. Сестра осталась с матерью, своих родных Джонатан почти не видел.

В 1682 году поступил в Тринити - колледж, который окончил со степенью бакалавра. Во время свержения Второго в Ирландии началась гражданская война. Свифт уехал в Англию к дальнему родственнику матери Уильяму Темпла и прослужил у него в качестве секретаря два года. Темпл, состоятельный дипломат, принимает в судьбе Джонатана самое активное участие. Именно он раскрывает литературные способности молодого писателя и помогает найти хорошую работу.

Публикации

Биография Джонатана Свифта как автора рождается с публикациями в 1704 году двух произведений: «Сказка бочки» и притча «Битва книг», а также поэм и стихов. С 1705 несколько лет он служил в приходе Ларакор (Ирландия), а в 1713 году Свифт получает место декана в соборе Святого Патрика. Эта должность дает хороший доход и возможность писательской и общественной деятельности.

В 1724 году под псевдонимом выпускает «Письма суконщика». В 1726 году выходят «Путешествия Гулливера» в 2-х томах. В 1742 году Свифт переносит сильный инсульт, в результате которого теряет речь и частично умственные способности. В преддверии своей смерти пишет эпитафию на могилу, которая по желанию, высказанному в завещании, была выбита на ней: «Суровое негодование утихло уже в его груди. Иди, путник, и подражай тому, кто всегда боролся за свободу».

Творчество Свифта

Джонатан Свифт, произведения которого были написаны на рубеже смены литературного стиля, сумел ухватить не только настроение революционной Ирландии, но и недовольство соотечественников английской политической тиранией. Уже ушло иносказание, но чопорность и прилизанность не вошли в моду. Именно в эту эпоху сатирический язык автора, его обличение пороков и глупости во имя добра и справедливости, здравого смысла нашли дорогу к сердцам читателей. Юмор и сатира - самые короткие пути для успеха во все времена.

Идеи Джонатана Свифта, высказанные в «Путешествии Гулливера», актуальны и на сегодняшний день. Политические распри и интриги выглядят смешно в Стране лилипутов, где миниатюрные люди борются за власть. С высоты своего роста Гулливер видит, как мелки страсти и желание наживы. В Стране великанов, напротив, слава и величие его страны выглядят смехотворно. На летающем острове Лапуту путешественник встречается с учеными умами, которые добились бессмертия, переписывая историю мира каждый для себя. Последняя страна, где Гулливер знакомится с расой разумных лошадей и народом слуг йеху. Уродливый образ звероподобных людей - это доказательство идеи Свифта, что если страсти и пороки господствуют над человеком сильнее разума, то он может превратиться в животное.

Личная жизнь Джонатана Свифта

В поместье своего покровителя Темпла Джонатан познакомился с очаровательной девочкой Эстер Джонсон, которой на тот момент исполнилось 8 лет. Дочь служанки, она воспитывалась без отца, и великий литератор становится другом, а также непосредственным учителем и собеседником. В своих письмах он называет ее Стеллой. Эстер-Стелла после смерти матери поселилась на правах воспитанницы в поместье Джонатана. Друзья-современники писателя утверждают, что они тайно поженились, но прямых доказательств этому и документов найти не удалось.

В 1707 году он встречает 19-тилетнюю Эстер Ваномри, которую в обширной переписке называет Ванессой. Она тоже росла без внимания отца и безоглядно влюбилась в уже состоявшегося автора. Они писали друг другу до кончины Эстер-Ванессы, она умерла от туберкулеза. Весть о ее смерти глубоко потрясла Джонатана.

Политическая деятельность

Ирландия, где родился Джонатан Свифт, навсегда оставалась для него и родиной, и местом борьбы за справедливость. Искренне переживая за своих соотечественников, погрязших в гражданской войне и пороках, автор публиковал статьи, читал проповеди и издавал памфлеты. Он яростно выступал за изобличал сословную спесь и религиозный фанатизм, боролся против угнетения ирландцев.

Репутация декана Свифта была столь высока, что в воспоминании одного из друзей можно прочитать историю о затмении. Однажды перед собором собралась толпа народа, чтобы увидеть солнечное затмение. Шум праздных зевак мешал Джонатану работать, он вышел на площадь и объявил, что затмение отменяется. Толпа почтительно выслушала декана и разошлась.

Биография Джонатана Свифта открывает несколько фактов о его жизни, которые характеризуют писателя как человека в высшей степени остроумного и смелого.

  • Борясь с запущенностью могил своего собора, декан выслал послания родственникам с требованием позаботиться о памяти предков или отправить деньги на В случае отказа и равнодушного отношения обещал добавить к надписям слова о неблагодарности родственников. Одно из таких посланий доставили Георгу Второму лично. Но так как действий со стороны короля не последовало, надпись о скупости монарха на плите появилась.
  • Любитель путешествий Джонатан обожал рассказывать анекдот об одном постоялом дворе. Там ему досталась только половина постели, вторую он должен был делить с фермером. Но писатель вскользь упомянул, что работает палачом, и спал один.
  • Однажды, собираясь на прогулку, попросил слугу подать сапоги. Юноша, не успев их почистить, принес Свифту грязную обувь со словами: "Вы все равно их замараете". Джонатан приказал не кормить завтраком «находчивого» беднягу, так как он все равно проголодается.

Мудрость в каждом слове

Был далеко не глупым человеком Джонатан Свифт. Цитаты его и изречения из жизни сохранились до наших дней:

  • Гнев - это месть самому себе за другого.
  • Лучшие лекари на свете - покой, диета и веселый нрав.
  • Клевета - это удар по достойным людям, как черви любят только здоровые плоды.
  • Если вы пошутили над кем-то, то готовьтесь принять ответную остроту с терпением.
  • Можно ненавидеть автора, но читать его книгу с удовольствием.
  • Из свиной кожи золотого кошелька не сошьешь.
  • Мудрец менее всего ощущает одиночество, находясь один.
  • Счастье в браке обусловлено каждым невысказанным, но понятым женой словом.

Слова Джонатана Свифта о справедливости и рабстве - это острая сатирическая шпилька в сторону политики своей страны и прогнившего духовенства:

  • Если правительство решило править без согласия народа, это уже рабовладельческий строй.
  • На небесах нет золота, поэтому его отдают на земле негодяям.
  • Религия - это страшная болезнь чистой души.

Наследие Свифта

Джонатан Свифт произведения оставил, которые даже при жесткой редактуре не теряют своего сатирического настроения в области политики и человеческого несовершенства. Это настоящее наследие великого писателя. Уже при жизни его знаменитый «Гулливер» издавался на нескольких языках. Адаптированные детские издания настолько перерабатывались цензорами, что становились похожими на веселую сказку в жанре фэнтези. Но даже в таком укороченном варианте его книги учат, что все мы разные, но все равно люди.

Соотечественники гордятся талантом и умом великого автора. Джонатан Свифт (страна рождения и творчества - Ирландия) оставил после своей кончины веру в светлое и справедливое будущее.

«Я вспоминаю, что, когда я был ещё мальчиком, однажды крючок моей удочки дёрнула большая рыба, я её уже почти вытащил на берег, как вдруг она сорвалась в воду. Разочарование мучает меня и по сей день, и я верю, что то был прообраз всех будущих моих разочарований». Так писал позже о себе Свифт в письме к герцогу Болинброку.

Джонатан Свифт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода из графства Йорк. Дед Свифта был викарием в Гудриче, очень деятельным и энергичным человеком. Во время революции он был на стороне короля, и приобрел из-за этого много проблем. Солдаты Кромвеля ограбили его дом тридцать шесть раз и, несмотря на это, оказавшись в городе, стоявшем за роялистов, он пришел к мэру, и тот попросил Свифта что-то пожертвовать на помощь королю. Томас Свифт снял верхнюю одежду. Мэр ему ответил: «Но это слишком ничтожная помощь!» - «Тогда возьмите мою жилетку». В жилетке были зашиты триста старинных золотых монет – немалый дар королю от бедного священника, имевшего четырнадцать детей. Он также погубил отряд конницы из двухсот человек, переправлявшихся через реку вброд, придумав хитроумную машину и положив ее на дно. В результате революция все же состоялась, дед был арестован, а его имущество конфисковано.

Отец Свифта был седьмым или восьмым сыном, и позже переехал в Ирландию в поисках заработка к своему старшему брату Годвину. Вскоре он женился на девушке-бесприданнице Эрик из древнего рода Абигель, и устроился на должность младшего судейского чиновника. Но карьеры он не сделал и умер бедным спустя два года в возрасте двадцати семи лет, а через семь месяцев после его смерти родился Джонатан Свифт. В своей «Автобиографии» Свифт писал, что брак этот был неразумным с обеих сторон, и что он расплачивался за неразумение родителей не только во время своей учебы, но и большую часть жизни.

В четыре года его отдали учиться. В 1684 году он поступил в Тринити-колледж в Дублине и в 1686 году получил степень бакалавра философии. Ему было необходимо продолжить обучение, чтобы получить степень магистра богословия, которая дала бы право Джонатану Свифту на получение духовного звания, а значит, и возможность стать священником в каком-то приходе и иметь пусть небольшой, но постоянный доход. Однако денег на продолжение обучения у Свифта не было.

Если молодой человек какое-то время обучался в колледже или университете, но не завершил образования и не получил магистерскую степень, он мог рассчитывать лишь на место учителя или секретаря при богатом и знатном человеке. Удача улыбнулась неимущему Свифту, и в 1689 году он поступил на службу к дальнему родственнику, писателю Вильгельму Темплу, который поначалу взял нищего юношу из милости библиотекарем, затем оценил его таланты и приблизил к себе в качестве секретаря и доверенного лица.

В распоряжении Свифта оказалось богатое собрание книг, особенно французских писателей. Рабле, Монтень и Ларошфуко стали его любимейшими авторами. Оценил Джонатан Свифт и своего патрона, его единственного он признавал своим наставником, правда, лишь по части здравомыслия, кругозора, взвешенности и продуманности суждений. Суждения их могли разниться коренным образом, например, в религиозном отношении Темпл был более или менее свободомыслящим деистом, а Свифт считал всякую религиозную пытливость порождением недомыслия или гордыни. Разница в мировоззрении и темпераменте, однако, почти не мешала им уживаться друг с другом. Десятилетие, проведенное в поместье Темпла, Свифт называл счастливейшим временем своей жизни.

Темпл помог Свифту продолжить обучение, и в 1692 году Свифт получил в Оксфорде степень магистра, а в 1695 году - сан священника англиканской церкви. В 1695 году он отправился в собственный приход Кильрут в Ирландии. Он добывал средства к существованию тяжёлым трудом приходского священника в необычайно глухом месте, не выдерживал жизни в Кильруте, и вернулся к Темплу, у которого прожил до его смерти в 1699 году. В своём завещании Темпл распорядился, чтобы Свифт издал его сочинения, а доходом от их продажи воспользовался сам. Свифт рьяно взялся за издание, но никакого дохода издание не принесло, и с 1700 года Свифт снова стал приходским священником в маленьком ирландском городке Ларакоре.

Временами Свифт приезжал в Лондон, и энергично включался в литературную и политическую борьбу. В 1697 году Свифт написал первый памфлет-сатиру «Битва книг», в котором он выступил в защиту Темпла против французских писателей Перро и Фонтенеля, и их английских последователей Ричарда Бентли и Вильяма Уоттона. В этой сатире проявились его парадоксальный ум и тяга к фантастике, свойственные последующим произведениям Свифта. А их с начала 1700-х годов вышло множество. Это «Сказка о бочке, написанная для всеобщего усовершенствования человечества» в 1704 году, где высмеивались распри между католиками, кальвинистами и англиканами, возможность «усовершенствования человечества» и памфлеты, направленные против политических врагов. Свифт выступал на стороне вигов, он высмеивал тори, плел интриги, а в 1710 году перешел на сторону тори и боролся вместе с герцогом Болинброком, премьер-министром королевы, за подписание Утрехтского мира.

«Сказка бочки» имела своей целью сатирически обличить «множество грубых извращений в религии и учености». Основу повествования «Сказки бочки» составлял «аллегорический рассказ о кафтанах и трех братьях», сюжетно восходящий к популярной притче о трех кольцах, обработанной в «Декамероне» Боккаччо и других источниках. Свифт использовал сюжет своей аллегории для иносказательной передачи обрядовой истории христианства с момента его зарождения вплоть до конца XVII века. Умирая, некий отец (Христос) оставил в наследство трем сыновьям одинаковые кафтаны (религию) и завещание (Библию) с «подробнейшими наставлениями, как носить кафтаны и держать их в порядке». Первые семь лет (веков) трое братьев «свято соблюдали отцовское завещание», но затем, поддавшись чарам герцогини d’Argent (Корыстолюбие), госпожи de Grands Titres (Честолюбие) и графини d’Orgueil (Гордыня), братья пожелали изменить в соответствии с модой внешний вид кафтанов. Первым в этом преуспел один из них, получивший имя Петра (символ папства). Своей цели Петр достиг двумя способами: с помощью хитроумно-произвольных толкований завещания и посредством ссылок на устную традицию. В конце концов, он полностью завладел завещанием, в поведении и проповедях перестал считаться со здравым смыслом, а братьев третировал настолько, что они пошли с ним на «великий разрыв» (Реформацию). Заполучив в свои руки завещание, Джек и Мартин (имена вождей Реформации Жана Кальвина и Мартина Лютера) преисполнились желанием выполнить заветы отца и убрать со своих кафтанов украшения. Однако «тотчас обнаружилось резкое различие их характеров». Мартин - символ англиканской церкви - «первый приложил руку» к своему кафтану, но «после нескольких энергичных движений» приостановился и «решил в дальнейшем действовать осмотрительней», в соответствии со здравым смыслом. Джек - символ пуританства, дав волю чувствам, которые он «стал величать рвением», «разорвал весь свой кафтан сверху донизу», вступил на стезю «необыкновенных приключений» и стал основателем секты «эолистов» (пародия на пуритан).

Центральный раздел «Сказки бочки» - «Отступление касательно происхождения, пользы и успехов безумия в человеческом обществе». Объектом сатиры Свифта, по его определению, стали «нелепости фанатизма и суеверия», причем, как показали текстологические исследования «Сказки бочки», критика была направлена против католиков, пуритан, последователей материализма Гоббса и ведется с позиций англиканского рационализма. Свифт утверждал, что из его книги не может быть «добросовестно выведено хотя бы одно положение, противоречащее религии или нравственности». Однако, для многих поколений читателей начиная с эпохи французского Просвещения «Сказка бочки» символизирует борьбу с религиозным фанатизмом в любой его форме. Это было зафиксировано в знаменитом высказывании Вольтера о «Сказке бочки»: «Розги Свифта настолько длинны, что задевают не только сыновей, но самого отца (христианство)».

У своих первых читателей книга «Сказка бочки» имела шумный успех, но имя ее автора оставалось некоторое время нераскрытым, хотя к этому времени он приобрел известность в литературных кругах Лондона благодаря произведениям исторической публицистики.

Свифта боялись и почитали, его памфлеты были полны мрачной иронии, и почти каждый из них становился причиной политического скандала. Вскоре определилась основная тема Свифта - борьба за права ирландцев. Он не был ирландцем, но родился в Ирландии, выслушивал ирландцев на исповеди, с 1713 года он был настоятелем собора Святого Патрика в Дублине, и ему было ненавистно всё то, что угнетало и ущемляло «естественные права» человека, кем бы он ни был (так позже он будет описывать достижения диковинных «рас» - лилипутов и гуингнмов).

Свифт ввёл в историю литературы имена двух женщин, с которыми его связывали странные отношения. Возможно, что каждая из них в отдельности могла бы дать ему счастье, но получилось иначе. В 1710–1713 годах вышла книга Свифта «Дневник для Стеллы». Это дневник, записи в котором обращены к некой Стелле - возлюбленной автора, которая должна была приехать к нему. Прототипом Стеллы была девушка Эстер Джонсон.

Стелла

С Эстер Джонсон Свифт познакомился в Мур-Парке, когда ей было восемь лет, но сам он писал, что шесть. Свифт путал ее возраст, что видно из «Дневника», а также из стихотворных поздравлений с днем рождения, может быть и случайно, но, скорее всего, умышленно. Зачем? Эстер была сиротой и жила у Темпла. Свифт дал ей имя Стелла – Звездочка, и стал ей наставником, потому что сам был старше на четырнадцать лет. Получив приход в Ларакоре, он уговорил переехать в Ирландию и Стеллу, вместе с ее компаньонкой Дингли. Кем она ему была: женой, любовницей или другом - можно только гадать. Стелла была очень красивой и очень умной женщиной, к тому же - образованной, о чем позаботился сам Свифт. Она из благополучной Англии переехала в полунищую и голодную Ирландию. Стелла и Свифт никогда не жили под одной крышей. Когда Свифт уехал, она вместе с Дингли поселились у него в доме ради экономии. Если же он жил в Ларакоре, то они селились по соседству. Кроме того, он никогда не оставался со Стеллой наедине и встречался с ней только в присутствии третьих лиц. Таковы условия отношений, продиктованные Свифтом раз и навсегда, и принятые Стеллой. Стелла была окружена лицами духовного звания вдвое старше ее. У нее не было другого выхода, незамужняя женщина не могла общаться с кем-либо еще, не скомпрометировав себя.

Все биографы Свифта, знавшие Стеллу, писали о ней с уважением. Многие, знавшие Свифта и Стеллу, говорили, что она безумно его любила. Граф Оррери утверждал, что они состояли в тайном браке, и что венчал их в 1716 году епископ Клогерский. По его словам, произошло это так – Стелла вдруг впала в тоску и заболела. Свифт, не решаясь спросить сам, послал к ней епископа Клогерского, и Стелла передала через него, что устала ждать и хочет, чтобы Свифт женился на ней. Свифт согласился, но выдвинул условие – брак должен быть абсолютно тайным. Другой знакомый Свифта, Дилени, подтверждал, что Свифт и Стелла состояли в тайном браке, и что Свифт на людях никогда не признавал ее своей женой. Дин Свифт тоже утверждал, что брак был заключен в 1716 году, и добавлял, что этот брак ничего не изменил в отношениях Свифта и Стеллы. Он был целомудренным, и они продолжали видеться только на людях. Вальтер Скотт в биографии Свифта рассказывал, что непосредственно после бракосочетания состояние Свифта было ужасным. Зачем был нужен брак? Кто был его инициатором? Возможно, это была Стела, и возможно, это случилось из-за соперницы.

Этой соперницей, тоже безумно любившей Свифта, была Эстер Ваномри, которой Свифт дал имя Ванессы.

Ванесса

До 1707 года семейство Ваномри жило в Дублине. Ванесса была симпатичной женщиной, но не такой красавицей, как Стелла и, в противоположность ей, импульсивной и склонной воспринимать жизнь трагически. У Ванессы был развитый ум, в отличии от Стеллы, Ванесса была способна на неожиданные поступки и не могла сдерживать свою страсть, поэтому Свифту нужно было быть начеку. Ванесса была натурой незаурядной, а любовь лишь увеличила ее духовную проницательность и желание во всем уподобляться своему божеству, как она называла Свифта.

Есть версия, что после заключения брака Стелла и Свифт узнали, что они сводные брат и сестра, что делало их брак инцестом. Хотя все это не подтверждалось никакими фактами.

Ванесса вела чрезвычайно уединенный образ жизни, проводя время в обществе больной сестры и предаваясь печальным размышлениям. Такая жизнь только способствовала тому, что она сосредотачивалась на безнадежном и мучительном чувстве. Свифт взывал к ее благоразумию, но его упреки на нее не действовали, что временами приводило его в ярость. Ванесса не могла ничего с собой поделать, любое ласковое слово Свифта или обещание приехать, делали ее счастливой. Дважды она отказывала женихам, а после смерти сестры осталась в полном одиночестве. Ее безропотность и то, как терпеливо она переносила это состояние в течение восьми лет, объяснялось ее благоговением перед Свифтом. Дин Свифт писал, что в апреле 1723 года Ванесса узнала, что Свифт женат на Эстер Джонсон и написала ему письмо, а Томас Шеридан говорил, что она написала самой Стелле. Вальтер Скотт описывал, что случилось это так: «Однако нетерпение Ванессы взяло, наконец, верх, и она отважилась на решительный шаг - сама написала миссис Джонсон и попросила сообщить, какой характер носят ее отношения со Свифтом. Стелла ответила, что они с настоятелем связаны браком; и, кипя негодованием против Свифта за то, что он дал другой женщине такие права на себя, о каких свидетельствовали вопросы мисс Ваномри, Стелла переслала ему письмо соперницы и, не повидавшись с ним, и не ожидая ответа, уехала в дом мистера Форда, близ Дублина. Свифт, в одном из тех припадков ярости, какие с ним бывали и в силу его темперамента и по причине болезни, тотчас отправился в аббатство Марли. Когда он вошел в дом, суровое выражение его лица, которое всегда живо отражало кипевшие в нем страсти, привело несчастную Ванессу в такой ужас, что она едва пролепетала приглашение сесть. В ответ он швырнул на стол письмо, выбежал из дома, сел на лошадь и ускакал обратно в Дублин. Когда Ванесса вскрыла конверт, она нашла там, только собственное письмо к Стелле. Это был ее смертный приговор. Она не устояла, когда рухнули давние, но все еще лелеемые ею надежды, которые давно наполняли ее сердце, и тот, ради кого, она их лелеяла, обрушил на нее всю силу своего гнева. Неизвестно, долго ли она прожила после этой последней встречи, но, по-видимому, не более нескольких недель».

Известно, что через три месяца после этого Ванесса умерла от неизвестной причины. За это время она переделала завещание, в котором все было завещано Свифту, на почти незнакомого ей будущего философа Джорджа Беркли. В новом завещании имя Свифта не было даже упомянуто. Она была похоронена в церкви Сент-Эндрю, но в 1860 году церковь сгорела, и ее могила не сохранилась.

Многое непонятно в этой истории, соперницы ненадолго пережили одна другую - Эстер Ваномри умерла в 1723 году, а Эстер Джонсон в 1728 году. Свифт же после смерти обеих Эстер чувствовал себя необыкновенно одиноким. «Его смех дребезжит в наших ушах через сто сорок лет. Он всегда был одинок - одиноко скрежетал зубами во тьме, за исключением того времени, когда нежная улыбка Стеллы озаряла его. Когда она исчезла, его окружило безмолвие и непроглядная ночь. Это был величайший гений, и ужасны были его падение и гибель» – писал Теккерей.

В 1714 году умерла покровительница консерваторов королева Анна Стюарт, и лидеры тори, друзья Свифта, были обвинены в государственной измене, а его успели заблаговременно устроить настоятелем (деканом) собора святого Патрика в Дублине, так что он оказался в некой почетной ссылке, на одной из виднейших церковных должностей Ирландии. Быстро и основательно разобравшись в ирландских делах, Джонатан Свифт во всеуслышание объявил Ирландию краем рабства и нищеты, а рабское состояние и особенно рабскую покорность здешних обитателей он считал несовместимыми с человеческим достоинством, они уязвляли его пастырскую совесть. Уже в 1720 году в памфлете «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры» он призвал к бойкоту всех английских «носильных вещей». Призыв его услышан не был, а памфлет объявлен «возмутительным, раскольническим и опасным», и печатник был отдан под суд. Присяжные, однако, его оправдали, и Джонатан Свифт это принял к сведению. Он рассудил, что эффективнее всего будет бойкотировать английские деньги, объявив их ненастоящими, и случай для этого вскоре представился.

В Англии был выдан патент на чеканку мелкой медной монеты для Ирландии. Патент был прибыльный, хотя вовсе не жульнический, но исследователь пропагандистской демагогии Джонатан Свифт прекрасно понимал, что доказать отсутствие мошенничества в таком щекотливом, затрагивающем все карманы на деле никак невозможно. Оставалось выбрать подходящую для агитации маску, и в феврале 1724 года появилось первое письмо «М.Б., Суконщика», где «торговцы, лавочники, фермеры и все простые люди королевства Ирландии» мобилизовывались на борьбу с английской медной монетой, а по сути дела с Англией. Писем в ближайшие полтора года появилось еще пять, и тон их был все возмутительнее, а призывы все грознее. В действенности Джонатан Свифт не выходил из роли простолюдина. Вся Ирландия кипела, общенародное восстание должно было вот-вот разразиться, ирландский парламент готов был его возглавить, а Свифт готовил для него программу. Но в решающий момент английский премьер-министр уступил, аннулировал патент, и напряжение спало. «Суконщик» победил, а Свифт потерпел поражение.

В России Свифт стал известен, прежде всего, как автор произведения «Гулливер», написанного им в 1726 году. Полностью книга называлась «Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей». Она, как и «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, была написана на гребне популярности книжек о приключениях и морских путешествиях. Фантазия Свифта развернулась здесь в полной мере. Он выдумывал диковинные народы, названия для них (слово «лилипут», в частности, вошло во все языки именно после книги Свифта), языки, обычаи, ритуалы, государственное устройство, точно рассчитывал, во сколько раз лилипут меньше Гулливера и сколько молока может дать лилипутская корова, и как соотносятся размеры великанской мухи с человеком.

Но одного лишь буйства фантазии было бы достаточно, чтобы книга имела успех, и Свифт остался верен себе. Читатели-современники без труда угадывали, что за распрей остроконечников и тупоконечников скрывается распря католиков и протестантов, или же англиканской и диссидентской церквей (о бессмысленности распрей подобного рода Свифт писал ещё в «Сказке о бочке»). Партии «высоких каблуков» и «низких каблуков» - это, конечно же, виги и тори. Порядок избрания премьер-министра, при котором претендентов на эту должность заставляли ходить по канату, - грустная метафора. Свифт знал, как непросто и опасно быть премьер-министром в Англии. Он знал, как рождаются закулисные политические интриги, и показал механизм создания подобной интриги при дворе лилипутского императора: Гулливер спасал императорский дворец от пожара (пусть и не вполне обычным способом); император сначала был благодарен ему, а потом, по наущению придворных вельмож, готов был увидеть в поступке «Человека-горы» злодейский умысел.

Сатира, нацеленная на конкретных лиц и конкретные события, не исчерпывала смысла «Путешествий Гулливера». Как и многие другие произведения XVIII века, эта книга рассказывала о том, что же такое человек, и каковы его возможности? Как отвечал Свифт на этот важнейший вопрос эпохи? В «Путешествии к лилипутам» Гулливер был изображён в полном соответствии с просветительской концепцией нового разумного человека. Его гигантский по сравнению с окружающими рост представляется своего рода метафорой. Колышки и верёвочки, связывающие Гулливера, - это мелкие, но неприятные условности, связывающие Человека. Просвещённый и гуманный император приказывал разрезать путы, и Гулливер выпрямлялся во весь рост. Не так ли виделась многим просветителям возможность освобождения человечества от социального неравенства, разделения на богатых и бедных, от гнёта религиозных догм и прочих «предрассудков»? Новый разумный человек мог одним махом прекратить ненужные войны, уведя за верёвочку весь вражеский флот. Примеров такого рода немало в первой части произведения. Не случайно именно «Путешествие в Лилипутию» стало в первую очередь детским чтением, основой для будущих переделок и подражаний, мультфильмов и фильмов.

Путешествия Гулливера

Во второй части романа положение главного героя резко менялось. Он стал игрушкой в руках огромных существ - великанов. Слепые силы природы (град), неразумные существа (обезьяна), человеческие пороки (коварный карлик) в любую минуту могли погубить его. Даже насекомые в стране великанов стали опаснейшими врагами Гулливера. Во второй части книги Гулливер был уязвим и во всём зависим от окружающих.

Путешествия Гулливера

В третьей и четвёртой частях дело обстояли иначе. В третьей части Свифт язвил по поводу самого разума, на который его современники возлагали столько надежд. Наука - кумир эпохи - представала здесь как бессмысленное занятие безумных лапутян или жителей Лагадо. Великая идея бессмертия, волновавшая человечество с незапамятных времён, получала неожиданное осмысление: вечная жизнь - это вечная старость, вечная дряхлость и немощность, жалкое существование, что влачат струльбурги.

В четвёртой части читатель видел иронию над человеческим родом как таковым. Иеху - гнусные, ничтожные, вонючие и корыстолюбивые - вот что такое люди. Причём иеху - это те же люди, что и мы, а не какие-то невиданные существа. Не случайно, вернувшись домой, Гулливер видел признаки иеху во всех окружающих, даже в собственной жене и детях. Человек, в конечном счёте, обернулся иеху. Перед Гулливером и, соответственно, перед читателем всё время вставала проблема: как сохранять человеческое достоинство? Это несложно, когда герой огромен, но так трудно быть человеком среди великанов или среди благородных гуингнмов, особенно когда рядом бродят столь гнусные соплеменники. И Гулливер выдержал испытание. И среди лилипутов, и среди великанов, и среди гуингнмов Гулливер сумел завоевать уважение. Свифт использовал здесь один и тот же приём: он показывал, как Гулливер сначала воспринимался местными жителями как курьёз, диковинный феномен природы, затем становился источником развлечения, игрушкой, и лишь потом обитатели и властители страны понимали, что перед ними находится существо, равное им по разуму. Свифт надеялся на то, что человечество не превратится в сборище жалких иеху.

Последнее десятилетие творческой деятельности Свифта, последовавшее за опубликованием «Путешествий Гулливера», было отмечено высокой активностью. Свифт писал множество разнообразных публицистических и сатирических произведений. Среди них видное место занимали памфлеты на ирландскую тему. Выступления Свифта в защиту Ирландии по-прежнему находили широкий отклик и вызывали общественное признание. Его избрали почетным гражданином Дублина. Однако, несмотря на победу в кампании против патента Вуда, Свифт не обольщался достигнутыми результатами. Дублинский собор святого Патрика был расположен в самом центре жилых кварталов ткачей, и его декан каждый день сталкивался с их неустроенностью, голодом и нищетой.

Свифт писал много новых памфлетов, но разум его слабел, и наступало расстройство умственных способностей, мало-помалу перешедшее в апатическое идиотство. Десять лет Джонатан Свифт провел в нравственных и физических муках, особенно сильных в так называемые светлые промежутки. «Я идиот! - восклицал он. Я то, что я есть». В своих письмах, незадолго до полного умственного расстройства, Свифт говорил о смертельной скорби, убивающей в нем и тело, и душу. В последние два-три года жизни он практически не разговаривал.

В 1742 году специальная комиссия решила, что Свифт не может заботиться о себе и своем имуществе, как лицо, лишенное памяти (но не сумасшедшее!), и назначила опекунский совет. Легенда о сумасшествии была выдумана Оррери. Свифт не сошел с ума, он прекрасно осознавал, что с ним происходит, от этого его положение становилось только ужаснее.

Свифт не сошел с ума, но потеря памяти и глухота привели к потере механической способности говорить. Один раз он хотел сказать что-то слуге, несколько раз называл его по имени, мучительно подыскивал слова и, в конце концов, со смущенной улыбкой произнес фразу: «Какой я дурак». Свифт погрузился в полную апатию, если раньше он постоянно ходил по лестницам, то теперь его с трудом можно было убедить встать с кресла и пройтись.

Свифт ушел из жизни 19 октября 1745 года. Его дом наполнился людьми, которые пришли попрощаться со своим защитником и одновременно диктатором. Тело Свифта лежало в кабинете и мимо него нескончаемым потоком шли люди.

Посмертная маска

В одном из писем 1731 года Свифт писал, что надписи на мраморе следует делать с осторожностью, ибо к ним нельзя приложить список опечаток или внести исправление во второе издание. Поэтому Свифт сам сочинил себе эпитафию и внес ее в завещание за пять лет до смерти. «Свифт спит под величайшей в истории эпитафией», скажет потом Йейтс. Каждое слово в ней тщательно взвешено и отобрано, это вызов всему, с чем боролся Свифт при жизни, он, не победивший, но и не побежденный – таким должны запомнить его потомки: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, доктора богословия, декана этого кафедрального собора, и суровое негодование уже не раздирает здесь его сердце. Проходи, путник, и подражай, если сможешь, тому, кто ревностно боролся за дело мужественной свободы».

Свифт был похоронен в центральном нефе собора Святого Патрика рядом с могилой Эстер Джонсон.

Большую часть своего состояния Свифт завещал употребить на создание лечебницы для душевнобольных. «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов» был открыт в Дублине в 1757 году и существует по сей день, являясь старейшей в Ирландии психиатрической клиникой.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Текст статьи "О Джонатане Свифте и его главной книге", автор О.Смолицкая
Текст статьи "Творчество Джонатана Свифта", автор Л.Сидорченко
Текст статьи "Джонатан Свифт", автор С.Назаров
Материалы сайта www.taina.aib.ru
Материалы сайта www.peoples.ru

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Острое перо ирландского и английского философа и сатирика Джонатана Свифта наделало много шума в годы его жизни. Современникам писатель запомнился как автор памфлетов, наделенных глубокой иронией, а в мире прославился романом «Путешествия Гулливера». Свифт всегда скрывался под псевдонимами или вовсе не указывал авторство, но читатели непременно узнавали его по исключительному стилю.

Детство и юность

Будущий писатель родился в Дублине 30 ноября 1667 года - через два месяца после смерти отца, мелкого судейского чиновника. Мальчику досталось имя родителя – Джонатан. Вдова Свифта-старшего осталась с двумя детьми на руках и без средств к существованию, к тому же новорожденный оказался крайне болезненным ребенком с врожденной патологией.

Помучившись некоторое время, мама решила отдать Джонатана на воспитание обеспеченному брату покойного супруга Годвину Свифту, который был на хорошем счету в адвокатском обществе.

Мальчик окончил лучшую в Ирландии гимназию «Kilkenny», школьные годы переживал тяжело – пришлось забыть о вольной, но бедной жизни, адаптируясь к строгим гимназическим условиям. В 14 лет Джонатан поступил в колледж Тринити при Дублинском университете, откуда вышел со степенью бакалавра и стойким отвращением к наукам.

Литература

Творческая биография писателя началась во время вынужденного переезда в Англию. Дядя разорился, а на родине вспыхнула гражданская война. Джонатану Свифту пришлось самостоятельно зарабатывать на хлеб, и он по протекции матери заступил на пост секретаря к богачу и дипломату Уильяму Темплу. Начинающему литератору предоставили свободный пропуск к солидной библиотеке работодателя.


В гостях у Темпла бывали видные деятели и представители богемы того времени, общение с которыми тоже подготовило почву для писательского таланта Свифта. Молодой поэт, а именно с поэзии и коротких эссе Джонатан зашел в литературу, в дальнейшем помогал своему благодетелю писать мемуары.

Из Британии Свифт дважды возвращался на родину. В 1694 году молодой человек, окончив магистратуру в Оксфорде, принял духовный сан англиканской церкви и стал священником в церквушке небольшого ирландского села. А чуть позднее продолжил службу в столичном соборе Святого Патрика. Параллельно становится автором ярких, острых политических памфлетов на злобу дня.


Однако обязанности священника Джонатану быстро надоели, и он вновь приехал в Англию. Здесь из-под его пера вышла череда поэм, а также притчи «Битва книг» и «Сказка бочки». Последнее произведение стало очень популярным – народ его полюбил, а церковь жестоко осудила, хотя писатель и не думал критиковать религию, просто пародировал гордость.

Интересно, что собственное творчество литератор не собирался афишировать – все произведения были обнародованы анонимно. В будущем этой идее Джонатан Свифт не изменял. Впрочем, все вокруг знали, кто автор этих сатирических книг, поэм и опусов.


Расцвет сатирического таланта писателя пришелся на 1710-е годы. Джонатан Свифт обрел финансовую независимость, заступив на пост декана собора Святого Патрика, и спокойно наслаждался литераторством. Его поэмы, памфлеты и статьи наполнились гневом по поводу социальной несправедливости, царящей в обществе, критикой власти и религии. В 1720 году центральной темой творчества становится проблема автономии Ирландии, которую англичане нещадно пытались разорить.

Народная любовь и почитание обрушилась на Джонатана после анонимных «Писем суконщика», которые вышли из-под типографских станков многотысячным тиражом. Они призывали игнорировать английские деньги и не покупать товары, произведенные в Британии. Поднялась волна негодования, да так, что Лондон был вынужден поменять наместника, который назначил вознаграждение тому, кто укажет автора «Писем».


Попытки найти виновных оказались тщетными, а Англии пришлось пойти на экономические уступки. После этих событий Свифта возвели в ранг национального героя, его портретами был обвешан весь Дублин. Вскоре случился очередной скандал, на сей раз по поводу резких высказываний на тему нищеты. Писатель посоветовал правительству, которое не в силах прокормить подрастающее поколение, продавать детей на мясо и кожу.

За работу над самым знаменитым романом о путешествиях Свифт засел в начале 20-х годов 18 столетия. Первые две книги фантастического произведения, высмеивающего человеческие пороки и несовершенства общества, вышли в 1726 году, а спустя год читатели получили еще два тома. Судовой врач Гулливер знакомится с нравами и обычаями стран лилипутов, великанов и разумных лошадей, попадает на летающий остров, государство чародеев, бессмертных людей и даже в закрытую в те времена для европейцев Японию.


Тетралогия имела оглушительный успех, в дальнейшем став классикой литературы и вдохновением для десятков режиссеров. Даже в Россию книги попали сравнительно быстро: в 1772 году их перевел с французского писатель Ерофей Каржавин. Изначально роман имел объемное название, впрочем, это почти точный перевод оригинала - «Путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы, Гуигнгмскую страну или к лошадям».

Личная жизнь

Личная жизнь Джонатана Свифта выглядит довольно странной. Писателя связывали романтические отношения с двумя девушками, которых звали одинаково – Эстер.

В годы работы у Темпла молодой человек познакомился в его доме с 8-летней дочкой служанки Эстер Джонсон. Возрастная разница в 15 лет не помешала подружиться: Джонатан стал наставником и учителем девочки, которую называл Стеллой, а в будущем и возлюбленным. В разлуке автор «Гулливера» ежедневно писал девушке нежные, проникновенные письма, превратившиеся после его смерти в книгу «Дневники для Стеллы».

После кончины матери осиротевшая Эстер переехала в Ирландию, поселившись в доме любимого, хотя для окружения девушка была не больше чем воспитанницей писателя. Биографы предполагают, что в 1716 году пара даже обвенчалась, но официальных подтверждений этот факт так и не получил.


Еще одну женщину, с которой Свифт был замечен в любовных отношениях с 1707 года, звали Эстер Ванхомри. Девушка-сирота с легкой руки Джонатана носила прозвище Ванесса. Ей тоже посвящены трогательные, грустные письма.

Ванесса умерла от туберкулеза в 1723 году, а спустя пять лет скончалась Стелла. Писатель тяжело переживал потерю любимых женщин, эти трагедии подорвали здоровье как физическое, так и психическое. Но мужчине еще предстояло пройти долгий жизненный путь.

Смерть

Несколько лет до смерти Джонатан Свифт страдал от душевной болезни. В письмах друзьям жаловался на плохое настроение и всепоглощающую скорбь. Психическое расстройство прогрессировало, а в 1742 году писатель пережил инсульт и вовсе оказался недееспособным – не мог передвигаться, потерял речь. Мужчине назначили опекуна. Умер сатирик на родине в октябре 1745 года.


Свифт подготовился к кончине еще в 1731 году, написав поэму «Стихи на смерть доктора Свифта», в которой обозначил собственное кредо – «лечить испорченность людскую» жестоким смехом. В 40-м году из-под пера писателя вышла эпитафия, выгравированная потом на надгробии, а также он завещал почти все накопления на строительство больницы для психически больных. Вскоре после смерти писателя построили «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов», двери которого до сих пор открыты.

Библиография

  • 1697 - «Битва книг»
  • 1704 - «Сказка бочки»
  • 1710-1714 - «Дневник для Стеллы»
  • 1726 - «Путешествия Гулливера»

Ирландский писатель-сатирик Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в Дублине, Ирландия. Его отец, которого также зовут Джонатан Свифт, был мелким судейским чиновником. Он умер за два месяца до рождения сына. Оставшись без дохода, мать Свифта приложила все свои силы, чтоб обеспечить своего новорожденного ребенка. Кроме того, Свифт был очень болезненным. Позже обнаружилось, что он страдал от болезни Меньера – заболевание внутреннего уха, которое сопровождается тошнотой и ухудшением слуха. В попытках дать своему сыну лучшее воспитание, мать Свифта отдает его Годвину Свифту, брату её покойного мужа, члену многоуважаемого адвокатского и судейского сообщества Gray’s Inn. Годвин Свифт отправляет своего племянника на обучение в гимназию Kilkenny (1674-1682), которая была, скорее всего, лучшей в Ирландии в те времена. Переход Свифта от жизни в бедности к строгой обстановке в частной школе стал сложной задачей.

Однако он быстро нашел себе друга в лице Уильяма Конгрива, будущего поэта и драматурга.

В возрасте 14 лет Свифт поступил на бакалавра в Тринити-колледж Дублинского университета. В 1686 году он получил степень бакалавра по гуманитарным наукам и продолжил обучение для получения степени магистра. Но в Ирландии начались беспорядки, а король Ирландии, Англии и Шотландии вскоре был свергнут. Эта гражданская революция стала называться «Славная революция» в 1688 году и она побудила Свифта перебраться в Англию и там начать все заново. Его мать помогла устроиться ему на должность секретаря у почитаемого английского государственного деятеля, Сэра Уильяма Темпла. На протяжении 10 лет Свифт работал в Мун-парке в Лондоне в качестве помощника Темпла, выполняя поручения, связанные с политикой, а также помогал с исследованиями и публикациями его собственных эссе и мемуаров. Темпл был поражен способностями Свифта и через некоторое время начал доверять ему более деликатные и важные дела.

Жизнь Свифта в Мун-парке также принесла ему знакмство с дочерью служанки Темпла по имени Эстер Джонсон, ей было всего 8 лет. Когда они впервые встретились, она была на 15 лет моложе Свифта, но несмотря на разницу в возрасте, они стали возлюбленными до конца своих дней. Будучи ребенком, он был для неё наставником и учителем, и дал ей прозвище «Стелла». По достижении Эстер совершеннолетия, они поддерживали достаточно близкие, но неоднозначные отношения, которые продолжались вплоть до смерти Джонсон. Был слух, что они обвенчались в 1716 году, и Свифт все время хранил при себе локон волос Джонсон.

Творчество

В течение десяти лет работы на Темпла Свифт дважды возвращался в Ирландию. В путешествии в 1695 году он выполнил все необходимые требования и принял духовный сан англиканской церкви. Под влиянием Темпла он также начал писать, сначала короткие эссе, а потом, позже, манускрипт для книги. В 1699 году умирает Темпл. Свифт заканчивает редактирование и публикацию его мемуаров – здесь не обошлось без споров с некоторыми членами семьи Темпла – а затем неохотно принимает должность секретаря и капеллана графа Беркли. Но после долгого пути в поместье графа Беркли, Свифту сообщили, что все позиции на его должность уже заняты. Обескураженный, но изобретательный, он сделал упор на свою квалификацию священнослужителя и нашел работу в маленькой общине, находящейся за 20 миль от Дублина. Следующие 10 лет он занимается садоводством, проповедует и присматривает за домом, предоставленным ему церковью. Также он снова начинает писать. Его первый политический памфлет назывался «Рассуждения о спорах и разногласиях между Афинами и Римом» (англ. “A Discourse on the Contests and Dissentions in Athens and Rome”).

В 1704 году Свифт анонимно публикует произведение «Сказка бочки» и памфлет «Битва книг». «Бочку», которая стала довольно популярна в общественных массах, жестоко осуждали в церкви Англии. Якобы, он подверг критике религию, но на самом деле Свифт всего-лишь пародировал гордость. Тем не менее, его произведения снискали ему репутацию в Лондоне, и когда в 1710 году тори пришли к власти, они попросили Свифта стать редактором их консервативного еженедельника (англ. “The Examiner”). Через некоторое время он полностью погрузился в политическую среду и начал писать одни из самых резких и известных политических памфлетом, включая такие как «Поведение союзников» (англ. “The Conduct of the Allies”) и «Атака на вигов» (англ. “Attack on the Whigs”). Посвященный в ближний круг правительства тори, Свифт излагает свои личные мысли и чувства во множестве писем к своей возлюбленной Стелле. Позднее эти письма составили его книгу «Дневник для Стеллы».

Последние годы

Когда он увидел, что тори скоро будут свергнуты с власти, Свифт вернулся в Ирландию. В 1713 году он был назначен деканом собора Святого Патрика. Он всё ещё поддерживал связь с Эстер Джонсон, также было документально подтверждено, что у него были романтические отношения с Эстер Ванхомри (которую он называл Ванессой). Ухаживания за ней вдохновили его на долгую и легендарную поэму “Cadenus and Vanessa”. Также ходили слухи, что у него были отношения с знаменитой красавицей Анной Лонг.

Во время служения в соборе Святого Патрика, Свифт начинает работать над своим, впоследствии, самым знаменитым произведением. В 1726 году, с завершением манускрипта, он совершил путешествие в Лондон и воспользовался помощью нескольких друзей, которые анонимно опубликовали его «Путешествия в некоторые удалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей» – который более известен как «Путешествия Гулливера». Книга мгновенно стала невероятно успешной и не выходила из печати с самой первой публикации. Самое интересное, что большая часть сюжетных событий имеет отношение к историческим фактам, которые Свифт сам когда-то пережил во время сильных политических потрясений.

Но недолго довелось праздновать успех, потому что давняя любовь Свифта – Эстер Джонсон – сильно заболевает. Она умирает в январе 1728 года. Её смерть толкает Свифта на написание «Смерть миссис Джонсон» (англ. “The Death of Mrs. Johnson”). Вскоре после её смерти умерли многие близкие друзья Свифта, включая Джона Гея и Джона Арбетнота. Свифт, которого всегда поддерживали люди вокруг него, стал совсем плох.

В 1742 году Свифт пострадал от инсульта и потерял способность говорить. А 19 октября 1745 года Джонатан Свифт умирает. Он был похоронен рядом с Эстер Джонсон в центральной нефе собора Святого Патрика в Дублине.

Цитаты

“Мудрый человек должен иметь деньги в своей голове, но не в сердце”.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Джонатан Свифт (Swift) – знаменитый английский поэт, юморист и политический деятель, родился в 1667 г. в Дублине. Рано познакомившись с тяжелой нуждой, он вынужден был избрать духовную карьеру, к которой не чувствовал никакого призвания, прошел Дублинскую коллегию, в Оксфорде получил звание магистра, был некоторое время сельским священником в Ирландии, но, исполненный сознания своих сил и самых честолюбивых стремлений, старался выйти из деревенской глуши и приблизиться к правящим классам.

Портрет Джонатана Свифта. Художник Ч. Джервес, 1710

С этой целью Свифт сближался то с одной, то с другой политическою партиею. Еще проживая в доме своего родственника, известного политического деятеля Вильяма Темпля, как его секретарь Свифт проявил себя остроумным памфлетистом в изданной им безымянной сатире «Битва книг» (1697), где он поддерживал мнение Темпля о превосходстве произведений классической древности. Но произведением, которое поставило Свифта в ряд знаменитейших английских писателей и сблизило его с либералами-вигами , была «Сказка о бочке» (1704 г.), с уничтожающим остроумием осмеивавшая в аллегорической форме и католиков, и кальвинистов , и лютеран . С 1710, по поручению архиепископа Кинга, примаса Ирландии, он вел в Англии, где у него были друзья среди государственных деятелей-вигов, переговоры об отмене десятины, выплачиваемой католиками-ирландцами английскому правительству. Старания Свифта увенчались полным успехом, так что по возращении в Ирландию его встретили колокольным звоном.

Джонатан Свифт, биография

С падением вигов, Свифт, желая добиться епископства, сделался ревностным консерватором-торием, издавая торийский журнал «The Examiner»; но и тут его политические надежды не оправдались. В 1723 г. вышли его сатирические «Письма суконщика», направленные против английских министров, сделавшие имя Свифта ещё популярнее в Ирландии, но навлекшие на него негодование английского правительства, как на ирландского революционера. С этих пор все дороги к высшим должностям оказались для него закрытыми (он достиг лишь звания декана, т. е. настоятеля собора). Около этого времени приключился трагический исход двойной любви Свифта: к Эстер Джонсон, называемой им Стелла, и Эстер Ваномри – Ванесса. В 1723 последняя умерла с горя и от туберкулёза, в 1728 умерла и Стелла.

Все эти невзгоды ввергли Свифта в отчаяние. Раздраженный неудавшеюся жизнью, озлобленный на людей, он стал изливать свое мучительно-злобное настроение в пасквилях и цинических стихотворениях, пока, больной и измученный духовно и физически, не умер в 1745 г., впав стариком в психическое расстройство. В 1742 он потерял дееспособность после инсульта.

Путешествия Гулливера. Мультфильм

Произведением, доставившим Свифту европейскую известность, были его «Путешествия Гулливера » (1720 – 1725 гг.). С поразительным искусством сочетая фантастическое и чудесное с реальным, оно является беспримерною по остроумию сатирою на человеческую глупость и людские слабости и, несмотря на массу малоинтересных теперь намеков на современную писателю английскую политическую и общественную жизнь, привлекает читателя художественными достоинствами и является одною из любимейших книг для детского чтения. Богатая изобретательность фантазии, сила речи и неистощимое остроумие составляют удивительные качества таланта Свифта. Но слишком часто пробивающееся у него презрение к людям, холодная, язвительная насмешливость и бессердечное ожесточение показывают в нем отсутствие привлекательнейшей черты всех великих юмористов – теплого отношения к осмеиваемому, смеха сквозь слезы.