Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Разница между былиной и сказкой. Былина и сказка

Разница между былиной и сказкой. Былина и сказка

Былина — это русская народная песня о примечательных случаях национальной истории, эпическая песня. Сказка — это интересный рассказ о невероятных приключениях или событиях.

Какие отличия?

Сходство и различие между сказкой и былиной бывают в конкретных ключевых моментах. Как правило, сказка основывается на вымыслах, а былина в свою очередь передает реалии определенного времени. Другими словами былина отличается от сказки тем, что в ней рассказывается о стародавних временах и практически вся информация является достоверной.

В сказке персонажи не имеют прямой связи с реальными героями, они обладают абстрактным значением и весь сюжет сказок — это вымысел, в котором идет рассказ о мистических приключениях главного героя, о загадочном мире и других представлениях.

Былина конкретизирует героев, которые сыграли важную роль в исторических событиях или получили большую славу из-за особых достоинств.

Былина часто описывает подвиги героев, богатырей, князей и т.д. В сказке идет повествование фантастического, волшебного или бытового характера. Также стоит отметить, что сказка чаще всего бывает в прозаическом произведении, а былина в песенно-стиховой форме.

Многие сказки создавались как поучительные и развлекательные истории. Они часто рассказывались в кругу близких друзей или в кругу домочадцев. Былины возвеличивали героев-богатырей. Их рассказывали при крупном стечении народа, на площадях или в центре города.

  • Также читают —

Какие сходства?

Сказка и былина — это форма русского устного народного творчества. Эти два жанра существуют с давних времен, они очень популярные и знаменитые по сей день.

Изначально существовали только в устной форме. Их пели, рассказывали и сказывали. Былина и сказка отображали битву между добром и злом, великодушие героев и их нравственные ценности.

Былина - это эпическая древнерусская песня народа, которая повествует о реальных событиях в истории относящихся к XI–XVI векам. Главной целью былины является рассказать читателю о богатырях и героях Древней Руси.

Примеры былин

    Слово о полку Игореве.

    Добрыня и Змей.

    Калин-царь и Илья Муромец.

    Русские Богатыри.

Сказка - это вымышленная история с фантастическим, героическим или бытовым характером. Сюжет сказки как правило никогда не происходил в реальности. Главной целью сказки является поучение молодого поколения и привитие нравственных и моральных норм через вымышленную историю.

Примеры сказок

    Сказка о попе и работнике Балде.

  • Про белого бычка.

    Царевна-лягушка.

Отличие сказки от былины

    Стиль повествования в былине стихотворный, обычно читается под струнный аккомпанемент торжественным речитативом. Слова и части стиха идут в строгой последовательности.

    « Сел на бел-горюч камень
    И играет в гусельки яровчаты.
    Как тут-то в озерце водица всколыбалася,
    Показался, вышел царь морской»

    Сказка написана и повествуется обычно в разговорной манере и имеет свободный стиль изложения.

    «Мал, мала моя избушка, - говорит зайчик. - Одному прыгнуть некуда. Как тебя пущу-то лисоньку? Не пустил зайка лисоньку в дом. Явилась лиса другой раз и ходить начала. Заладила каждый день к заиньке ходить.»

    В былине часто используются такие приемы как троекратные повторения, гиперболы, слова-синонимы, частые эпитеты.

    За те за дела твои за великие, За твою-то игру-то за нежную-то, нежнейшую.

    В сказках как правило используются традиционные тропы. Шаблонные начала. (Жили-были. В некотором царстве. Баба-Яга костяная нога. Тянут потянут.)

    Былина чаще всего написана в жанре народной эпической песни.

    Сказка обычно является повествовательным эпическим жанром.

    В былине как правило персонаж и событие действительно были списаны с ранее живших героев. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

    Сказка всегда описывает вымышленную историю, событие или персонажа. Часто сказка имеет абсолютно фантастический характер. (Царевна-лягушка, Летучий корабль, Конек-горбунок.

Сказка является волшебной историей, которая учит читателя только положительному. Сказки чаще всего написаны в прозе. Героями сказки часто становятся необычные герои, на пути которых появляются волшебные злые силы. В сказках добро всегда побеждает зло.

Былина представляет собой народную песнь о приключениях богатырей. В былинах часто присутствует рифмовка. Отличительной чертой былин является яркое описание национального колорита и исторических событий из прошлого. Основа сюжета былины - героические поступки и подвиги богатырей.

    Былина и богатырская сказка отличаются друг от друга формой изложения. Так, былина - это не просто текст, а песня, имеющая стихотворную форму (изначально - это дактиль и хорей, позже былины состояли из анапестов). В ней хоть и нет рифмы, но звучит она напевно, гармонично.

    В качестве главных героев былина использует не только богатырей, но и других героев (например, купец Садко в одноименной былине).

    Богатырские сказки же по сути своей просто сказки, которые рассказывают о подвигах богатырей. С былинами общее лишь то, что фигурируют богатыри с одними и теми же именами, хоть при этом в сказке им могут приписываться новые качества, новые подвиги, невиданные ранее. Суть сказок - разумеется, в первую очередь развлекательная.

    Былина это народная песня-сказ, эпическая песня о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо реальное героическое событие, примечательный эпизод русской истории... В самом корне названия слово быль , т. е. рассказ о действительном событии. В былине допускается только некоторое приукрашивание, но не более

    А богатырская сказка основывается тоже на реальном событии или на реальном персонаже, но в нее вводятся сказочные, вымышленные персонажи , или реальные персонажи наделяются невероятными свойствами и способностями

    Как сказал поэт: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок

    Если можно так охарактеризовать основное различие между сказкой и былиной, как жанрами народной литературы, то сказка - это произведение развлекательного жанра, имеющая своей целью позабавить слушателя, в ней очень часто используется ирония и иносказания, зачастую сказки высмеивают определенные человеческие пороки. Былина же произведение серьезное, это героический эпос, который призван вызывать в слушателях если не благоговение перед подвигами героев-богатырей, то хотя бы служить воспитательным целям. Не все былины имеют в своей основе реальные исторические события, а если и имеют, то эти события также передаются в преувеличенном виде, но совершенно серьезно.

    Начнм с того, любая былина и любая сказка - это принципиально разные литературные жанры. Не будем сейчас цитировать определения того и другого. Они прекрасно известны. Сконцентрируем ответ на тех различиях, которые можно обнаружить при анализе былин и богатырских сказок:

    1. Сказка развлекательна. Былина - нет.

    2. Образ сказочного богатыря полностью абстрактен. Имя персонажа может сохраняться историческим, а образ абстрагируется. В былинах он более конкретен.

    3. Богатырская сказка во многом волшебна. В былине же элемент неправдоподобности заключается, в основном, в том, что сила богатырей резко преувеличена. Так же, как и преувеличен негатив их соперников.

    4. У богатырских сказок и былин совершенно разные художественно-стилистические характеристики.

    Былина и богатырская сказка - два абсолютно разных жанра. И отличий у них много. Как правило, былина рассказывает о реальных событиях или хотя бы реально возможных, просто там могут быть преувеличения. Сказка же - чаще всего волшебство, нереальной событие, его не было и реально оно не возможно. Былина основана на фактах, сказка - вымысел.

    Сказка ложь, а в ней намек на правду, то есть что-то могло бы быть, если бы не вмешательство волшебных сил. А в былинах рассказывается о настоящих чудесах, совершаемых настоящими русскими богатырями, былина рассказывает о том, что было.

    Герои в былинах существовали на самом деле - Владимир Святославович, Владимир Мономах, Садко, Тугоркан, Батый..

    Сказка придумана от начала до конца и в ней обязательно будет напутствие, намек на правду или ложь. Сказки, рассказанные народом выявляют отношение народа к происходящему в те времена событиям.

    Сюжетом былины обычно является какое-либо историческое событие, которое действительно происходило раньше. Они обычно писались или запоминались, передавались из уст в уста в стихотворной форме. Для того, чтобы их можно было петь. В былинах описываются подвиги героев и богатырей, но всегда основой является событие, которое происходило на самом деле.

    В богатырских сказках сюжет, события и герои вымышленные. И написаны они в прозе

    Разница есть, она в том, что былина это сильно искажнная версия того, что реально было в далком прошлом, поэтому принимать былину как серьзный факт не стоит. А богатырская сказка это чистый вымысел, то есть такая же сказочная история как и сказки на другие темы. Оба варианта сказания детьми воспринимаются как сказки.

    Былина это эпическая песня о богатырях. Она несет в себе серьезные сказания о подвигах этих самых богатырей.

    Сказка же выдуманные событие. Которая может нести в себе развлекательную тему. О всем на свете пусть это будет колобок или же зверек какой нибудь.

    Былина-это история которая была реальностью в древности.Былина всегда идет короткими предложениями в стихотворной форме.

    Богатырские сказки поболее отличаются от былин - это подвиги различных богатырей плюс преувеличенные автором.В основе богатырских сказок показаны подвиги богатырей.

    По моему, ответ лежит на поверхности. Былина повествует о некоем событии, которое действительно имело место в прошлом. Былина бывает немного приукрашена, но она всегда основана на фактах. А богатырская сказка, это сказка про богатырей, то есть вымышленная история.

Cловарь терминов русского фольклора
Составитель курса Никита Петров о том, что такое былина, существовал ли Илья Муромец на самом деле и как героем эпоса стал Сталин / Курс №14 «Русский эпос»

Чем сказка отличается от былины, кто такой сказитель и что такое инвариант? Словарь терминов, без которого русский фольклор невозможно понять. Ещё в курсе №14: продолжение следует...


___

Славный сильный и храбрый витязь Еруслан Лазаревич едет на чудо великом змее о трех главах, а прекрасная царевна Анастасия Вохрамеевна встречает его. Лубок. Литография В. Васильева. Москва, 1887 год

Никита Петров - фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. Компаративным исследованием эпоса заинтересовался в университете после лекций исследователя былин Ю. А. Новикова, продолжил занятия эпосоведением в Институте высших гуманитарных исследований РГГУ (теперь ИВГИ им. Е. М. Мелетинского), затем в Центре типологии и семиотики фольклора защитил диссертацию под руководством С. Ю. Неклюдова. Сфера научных интересов сегодня - фольклор и мифология, антропология города, эпосоведение, сюжетно‑мотивные указатели, нарратология, антропология памяти.

Автор монографии «Богатыри на Русском Севере» (М., 2008), один из составителей сборников текстов фольклорной прозы «Каргополье: фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни и присловья» (М., 2009), «Знатки, ведуны и чернокнижники: колдовство и бытовая магия на Русском Севере» (М., 2013), автор статей в энциклопедии «Мифы народов мира» (ОЛМА; СПб., М., 2014).

Богатырские сказки - архаический героический эпос, предшествовавший былинам. В основе сюжета - коллизии «богатырской биографии» (чудесное рождение, героическое детство, героическое сватовство, потеря и повторное обретение невесты/жены и так далее). Владимир Яковлевич Пропп называл такую сказку «догосударственным эпосом».

Былины - «поющиеся голосом», обычно стихотворные произведения (иногда могли рассказываться прозой). В былинах события происходят вокруг богатыря, или эпического владыки, или города (Киева, Новгорода). Былины опираются на противопоставление «свои - чужие» и на мифическое или квазиисторическое прошлое. В некоторых былинах богатыри необычайной физической силы побеждают этнических или исторических врагов («Илья Муромец и Калин-царь», «Алеша и Тугарин»). Такие былины называются героическими. В сказочных былинах герои никого не побеждают, а, как герои сказки, спускаются в подземное или подводное царство («Михайло Потык», «Садко»). Иная разновидность былин - тексты балладного характера («Алеша и братья Петровичи», «Чурило Плёнкович», «Ставр Годинович»). В них богатыри совершают обыденные (часто неблаговидные) поступки или же героями оказываются их жены, хитростью выручающие мужей из беды.

Термин «былина» начали использовать первые исследователи в 1840-е годы. По всей видимости, термин - результат неверного прочтения «Слова о полку Игореве»: «Начати же ся тъи пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню» («былинамь» здесь - это то, что на самом деле было). Исполнители былин называли эти произведения «старинами» или «старинками», в рукописных сборниках XVII - начала XIX века тексты типа былин именовались «гисториями» или «повестями» о богатырях, «древними российскими стихотворениями»; критики называли их также «сказками в стихах», «поэмами в сказочном роде».

Былины бытовали в устной среде вплоть до второй половины XX века. Большая часть былин (порядка 3000 текстов) была записана в XIX–XX веках на Русском Севере (Архангельская область, Карелия), в Сибири, на Урале и Волге.

Запев былины - начало текста, напрямую не связанное с сюжетом, но раскрывающее внутреннюю логику повествования.

Зачин былины - фрагмент текста, который вводит слушателя в обстановку действия и круг персонажей.

Инвариант былины - текст, в котором воедино собраны все общие элементы для одного былинного сюжета. Это не реально бытующий текст, а умозрительный конструкт, созданный фольклористами. Конкретное исполнение (или запись) былины на этот сюжет называется вариантом.

Новины - псевдофольклорные, а на самом деле авторские произведения, подражание былинам. Авторы новин - не сказители-традиционалисты, поющие канонические былины, а сказители-импровизаторы. Новины создавались в 1930–1960-е либо сказителями самостоятельно, после чтения новостей о «героическом настоящем» советского времени, либо в результате совместной работы сказителей и фольклористов, приезжавших в деревни и привозивших биографию Чапаева, газетные вырезки о съездах КПСС и так далее. На месте богатырей в новинах появлялись Ленин, Сталин, Ворошилов, Папанин, Чкалов и другие советские персонажи. В отличие от былин, новины непродуктивны: их не повторяли другие сказители. По всей вероятности, термин «новина» придумала беломорская сказительница Марфа Крюкова, которая могла пропеть в форме былины и учебник истории. Всего известно более 600 текстов новин.

Персонажи былин. Сюжетные роли: эпический герой и его окружение, враг (антагонист); эпический владыка; вестник и помощник/спаситель; слуга/оруженосец; посланец, передающий сообщение/предсказание/предупреждение; невеста. Главные герои классического эпоса - богатыри, обычно не пользующиеся магией и волшебством, но побеждающие необычайной силой и отчаянной смелостью, обладающие сверхактивным, своевольным, «неистовым» характером, порой даже переоценивающие свои силы. Но существуют и «богатыри», которые в ряде случаев под эти характеристики не подпадают: Волх Всеславьевич, Чурило Плёнкович, Садко и другие. Это связано с тем, что былина не создает «чистых» персонажных схем и каждому персонажу может быть присвоена любая, даже эпизодическая роль. Так, есть богатырь, который появляется для одного действия ­- пересчитать силу неверную:

Говорил тут старая старыньшина да Илья Муромець:
«Уж ты гой еси, Пересмёта сын Стёпанович!
Уж ты съезди-ко со своим да со племянником,
Уж ты съезди-ко в чисто́ поле, на шо́ломя окатисто,
А возьми-тко-се трубочку подзорную,
А как пересчитай-пересмечи эту силу великую,
Великую силу неверную».


Сказители - профессиональные и непрофессиональные исполнители русского эпоса, те, кто исполняет текст в своеобразной манере - сказывает, используя 2­4 напева речитативного характера. Термин стал использоваться в фольклористике начиная с середины XIX века после упоминания его в работах первых собирателей русского эпоса Рыбникова и Гильфердинга. Сами сказители называли себя «старинщики», «сказатели». Старинщиками были в основном крестьяне, часто старообрядцы, как мужчины, так и женщины. Мужчины предпочитали петь героические былины («Илья и Идолище», «Алеша и Тугарин», «Илья Муромец и Калин-царь» и другие), а женщины - «бабьи старины» («Чурило и Катерина», «Добрыня и Алеша»). Фольклористы заметили, что часть сказителей стремится к предельно точному воспроизведению усвоенного - это «передатчики». Другие - «интерпретаторы» - создают свои редакции и версии сюжета. А «импровизаторы» каждый раз по-новому излагают былину.

Сказка (и ее отличие от былины). Герой волшебной сказки действует в личных интересах или в интересах своей семьи; победив соперника, он всегда получает какое-то вознаграждение: женится на царевне, добывает материальные блага. Герой эпической песни защищает общенародные и государственные интересы. Если же богатырь спасает брата или сестру, то происходит это случайно, родственники узнают друг друга после победы над врагом («Козарин», «Братья Дородовичи»), тогда как сказочный герой с самого начала ставит перед собой именно такую цель. Герой волшебной сказки побеждает при помощи волшебной силы, в отличие от эпоса, где подвиг осуществляется благодаря богатырскому напряжению сил. При этом некоторые былинные сюжеты («Исцеление Ильи Муромца», «Садко у морского царя», «Потык», «Добрыня и Алеша») построены на схожих со сказочными коллизиях.

Сюжет былины. Обычно крутится вокруг биографии героя и подразделяется на следующие эпизоды: I. Героическое детство. II. Получение силы/богатства/набор дружины. III. Воинские коллизии. IV. Конфликты. V. Соперничество. VI. Матримониальные коллизии. VII. Приключения. VIII. Смерть героя. Сюжету былины свойственны две главные эпические коллизии: воинская (герой противопоставлен противнику) и брачная (герой противопоставлен невесте).

Мнения исследователей о том, сколько всего существует основных былинных сюжетов, расходятся: одни называют цифру в 100–130 сюжетов (так, в частности, полагал Пропп), другие, в том числе и составители Свода былин в 25 томах, полагают, что их около шестидесяти.

Устность в эпосе - система правил, которыми пользуется сказитель, чтобы спеть былину. Понятие устности сложилось при изучении Гомера: согласно выводам некоторых ученых, «Илиада» и «Одиссея» имеют фольклорное происхождение, а их тексты сложились в результате многократного исполнения сказителями. Сказитель, ориентируясь на сюжет, известные ему образцы стиля и поэтической лексики, складывал эпическую песню посредством подстановки формул в определенную метрическую позицию и комбинирования тем. Формулы и темы образовывали так называемые эпическое знание и эпическую память, суть которых сводилась не только к способности заучивать наизусть тысячи стихов.

Циклизация эпическая - сюжеты, группирующиеся вокруг фигуры главного героя: былины из одного цикла могут отражать разные эпизоды его жизни. Существует также циклизация событий и персонажей вокруг определенного эпического центра (Киева) и эпического государя (князя киевского).

Сказки, былины. Они есть, наверное, у каждого, даже совсем небольшого по численности народа. В Древней Руси, к примеру, первостепенное значение в устном творчестве народа имеют сказка и былина. Сходства и различия между формами, безусловно, обнаруживаются, хотя и та, и другая первоначально воспринимаются как устные произведения, автор которых - народ. В чем же разница? Давайте разбираться!

Сказка и былина. Сходства и различия

Согласно классификации исследователей они охватывают и заключают в себе различные области культуры, разнятся в эстетике потребностей и восприятия. Разберем сходства и различия более подробно.

Определение В. Г. Белинского

Классик российской литературной критики очень тонко определил в своих высказываниях, и былина, сходства и различия данных форм в литературе. В поэме (былине) автор как бы высказывает уважение к предмету описания. Он всегда ставит его на некий высокий пьедестал и желает пробудить у слушателей такое же благоговение. В сказке же поэт преследует цель занять внимание читателя или слушателя, позабавить, развлечь. Так, в первом случае мы имеем важность повествования, отсутствие иронии и шуточек, иногда - пафос. Во втором - рассказчик внутренне смеется над своим повествованием, как бы не веря в то, о чем говорит, что особо характерно для многих русских сказок.

В чем разница?

Сходство и различие между сказкой и былиной могут быть определены в нескольких ключевых узлах. Сказка в большинстве своем основана на вымыслах. В эпосе совсем иное отображение. Уже само название «былина» выдает отношение автора к описываемому, как к реалиям. То есть это то, что происходило, но в стародавние незапамятные времена (характерно еще одно народное название подобных произведений - старина, то есть то, что было в старину глубокую).

Где происходят события?

В классической былине действия практически всегда происходят на Руси. В сказке события могут осуществляться в некотором царстве, тридесятом государстве (но это необязательно).

Сходство

Сказка отображает облик русского человека с точки зрения морали, его быт и идеалы, борьбу со злом во всех его проявлениях: реальных и фантастических. Рассматривая такие формы устного народного творчества, как сказка и былина, сходства и различия между ними, нужно сказать, что тема борьбы со злом объединяет обе литературные формы, хотя иногда подразумеваются различные ее виды. и справедливость, их восстановление - основная идея многих былин и сказок. При всем различии произведений между ними может происходить сближение в среде народа. Этим можно объяснить и тот факт, что среди былин имеются произведения, имеющие сказочную окраску и характер. Но некоторые былины еще ближе подходят к сказкам по своей сути, так как имеют иронический или шуточный тон повествования, где от близости к сказке былина обретает уже развлекающий характер. Но и при этом былины такого рода (скорее нетипичные для русского эпоса) не были чисто развлекательными по своему жанру. В них высказывались мораль и народная мысль, оценка поступков и характеров персонажей.

Былина и сказка: сходство и различие. Таблица

Чтобы лучше понять обсуждаемую тему, можно привести небольшую таблицу.

Сходства

Различия

Форма русского устного народного творчества

Фантастическое повествование бытового или волшебного характера

Описание героических подвигов богатырей

Оба жанра существуют с давних времен

Прозаическое произведение

Песенно-стиховая форма

Их сказывали, рассказывали, пели

Обобщенная передача событий глубокой старины

Изначально существовали только в устной форме

Отображали борьбу со злом и нравственные ценности

Она отображает основные сходства и различия литературных форм народного творчества.