Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Просветление. Некоторые признаки и критерии

Просветление. Некоторые признаки и критерии

Термин "Просветление" является очень ёмким и включает в себя несколько значений. Одним из них (не буддистским) является путь самопознания, когда человека охватывает внезапное озарение и приходит новое понимание каких-то вещей. Это своеобразная работа над собой, которая позволяет избавиться от любого жизненного негатива, стать эффективнее и успешнее в любой деятельности.

Познание себя настоящего, таким, какой ты есть в действительности, помогает обрести полную свободу, потому что это конечный пункт на пути самоосознания, просветления. Но у каждого этот путь свой. У кого-то он длиннее, у кого-то короче. Но наивысшим же просветлением является осознание Бога. Это просветление должно произойти во всем теле, уме, сердце, душе. Осознание Бога — это сознательный, полный и совершенный союз с Богом. И, если люди не научатся видеть Бога во всем, что делают, то вся повседневная жизнь будет лишь сплошным разочарованием. Просветление как раз и помогает почувствовать, чем на самом деле является Бог.

В буддизме просветление означает состояние ясности, осознанности и выход из состояния субъективно-объективной дихотомии.

Состояние просветления недаром еще называют пробуждением, потому что это можно сравнить с пробуждением человеком от сна неведения. При полном пробуждении уничтожаются самые тонкие следы этого неведения о состоянии окружающей реальности, и происходит прекращение круговорота рождения и смертей (самсара).

При этом эго перестает присутствовать. Только полное отсутствие его делает человека просветленным. Это означает, что человек перестает полностью отождествлять себя с телом. Именно эго заставляет нас считать себя "Я", мешая полному осознанию реальности. Но, как только ощущение индивидуальной фиксированной сущности перестает существовать, когда исчезает ощущение "я", тогда и происходит полное просветление. Мир воспринимается таким, какой он есть, без привнесения в него личностных суждений. Это пребывание в настоящем.

С реализацией пробуждения наступает абсолютное удовлетворение, так как человек достигает своей конечной цели — поиск себя, смысла жизни и Бога. И это единственное, то, зачем рождается человек.

Шри Ауробиндо так описывает состояние просветления:

"Я был выброшен в такое состояние над мыслью и без мысли, которое не было запятнано никакими ментальными или витальными движениями; не было ни эго, ни реального мира — лишь глядя сквозь неподвижные чувства, нечто ощущало или связывало со своим абсолютным безмолвием мир пустых образов, материализованные тени, лишенные подлинной субстанции. Не было ни Единого, ни даже множественности — лишь абсолютное То, лишенное признаков, безотносительное, сущее, неописуемое, немыслимое, абсолютное и все же в высшей степени реальное и единственно реальное… Оно (это переживание) принесло невыразимый Покой, изумительную тишину, необъятность освобождения и свободу".

Ошо Раджниш:

"Состояние было сверхъестественным. В первый раз оно потрясает до самых глубин души. После этого переживания тебе уже никогда не стать прежним. Оно приносит совершенно новые взгляды на жизнь, делает тебя совсем другим… Это было так реально, что нереальным стало все остальное: стены комнаты, весь дом, само мое тело. Все стало нереальным, ведь лишь теперь я впервые видел подлинную действительность".

Просветление — это путь, на котором восстанавливаются природные способности духовного существа, и как результат возникает понимание, гармония, спокойствие, радость, счастье и безмятежность. На самом деле, оно есть внутри каждого живого существа, нужно всего лишь обратиться к нему.

Если вас всегда привлекало самосовершенствование, и вы мечтаете достичь просветления, вы можете оказаться куда ближе к цели, чем кажется. Главное - убедиться, что вас не сдерживают никакие мифы.

Что такое просветление?

Прежде всего, стоит разобраться с самим определением. Просветление - это осознание непреложного факта: вы всегда были и всегда будете чистым сознанием. Неважно, какое представление о себе вы имеете, о чем думаете, как выглядит ваше тело. Ваша суть - это вечная душа, естественное наполнение вашего сознания. Вот что такое просветление. А теперь можно разобрать наиболее распространенные мифы на эту тему!

Миф первый: просветление - это длинный путь, который занимает годы, а то и всю жизнь

Как понятно из определения, вы уже являетесь собой, вам ничего не надо специально делать, чтобы обрести душу. Поэтому путешествие к просветлению невозможно измерить каким-либо расстоянием. Представьте себе вопрос: как далеко нужно идти океану, чтобы найти воду? Не нужно вообще! Вот и вы должны просто понять свою суть, а не искать ее где-то. Задача кажется непростой потому, что с рождения нам говорят, будто мы - это наше тело или наш образ, но это не так. Мы - сущность, которая наблюдает за всем, что происходит в жизни. Это включает и мысли, и чувства, и ощущения, и впечатления, - весь мир в одном человеке! В конце концов, как вы понимаете, что у вас есть тело? Вы знаете, потому что ощущаете его! А как вы понимаете, что у вас есть мысли? Вы и их прекрасно сознаете! Так вот, найти свою сущность помогает сама эта осознанность.

Миф второй: просветления достигают очищением разума от мыслей

Это очень распространенный стереотип. В реальности вам не нужно останавливать мысли - нужно просто перестать концентрироваться на них. Но и это непросто, ведь большую часть жизни мы только этим и заняты. Научитесь, скорее, просто наблюдать за потоком мыслей, смотреть на них со стороны. Создайте некоторое расстояние между собой и возникающими в голове идеями. Сознавайте происходящее в момент появления мысли и после нее, не позволяйте ей овладеть собою. Вы ведь остаетесь собой всегда, даже когда никакие мысли вас и не посещают!

Миф третий: у просветленных нет эго

Некоторый здоровый эгоизм необходим просто для выживания - он и говорит нам, что надо бежать, когда угрожает опасность, или защищаться. Впрочем, мало кто сталкивается с ситуациями, когда жизнь находится под угрозой, поэтому эго подталкивает нас к такой же реакции в ответ на опасности психологические. Если кто-то обогнал машину на дороге, водитель уже чувствует, что его эго ущемлено. Главное, понять, что вы - это не ваше эго. Просто смотрите со стороны, что провоцирует в вас разные реакции. Создайте расстояние между собой и своим эго. Вы поймете, что в вас словно живет капризный ребенок, который постоянно требует внимания и хнычет. Вместо того, чтобы злиться, можно попробовать полюбить его и обеспечить его безопасность. Не принимая свое эго всерьез, мы смягчаем свои реакции. Так что не нужно вообще избавляться от эгоизма - просто понимайте, когда он вами движет.

Миф четвертый: у просветленных нет в жизни проблем

Когда человек приходит к просветлению, его жизнь не меняется чудесным образом так, чтобы содержать только приятные эмоции. Хотя некоторые изменения есть: вы просто перестаете оценивать события как положительные или отрицательные, потому что понимаете, что жизнь идет так, как идет. Вы знаете, что не можете контролировать ход событий, ими управляет сама жизнь, а вы - ее неотделимая часть. Даже если вы чувствуете себя отделенным от происходящего, это не так. Нужно научиться доверять судьбе, следовать за потоком и наслаждаться путешествием. Жизнь - как американские горки, она движется то вверх, то вниз. Невозможно только подниматься по горке вверх! Когда человек становится старше, он понимает, как быстро проходит жизнь, поэтому желание ныть и жаловаться на все подряд пропадает, оно становится бесполезной тратой энергии - энергии, которую учишься ценить. И помните: каждый человек является хорошим капитаном, пока волны тихие. Важно, как вы ведете себя в шторм. Не воспринимайте проблемы и испытания негативно, это лишь способ разобраться в себе получше. Как говорится, корабли строят не для того, чтобы они стояли у причала. Как бы ни разрешилась непростая ситуация, она научит вас чему-то новому, откроет в вас то, чего вы в себе не знали. Ваша истинная натура не пострадает от испытаний, вы только можете изучить ее лучше. Как говорится в Бхагавадгите, сущность человека не разрезать мечом, не сжечь огнем, не намочить водой и не высушить ветром.

Миф пятый: просветление можно заметить по постоянному ощущению счастья

Невероятное счастье или благость - это, безусловно, приятный опыт, но, как и любой другой момент жизни, эти эмоции проходят. Некоторые люди считают, что просветление связано с постоянным ощущением счастья, но это просто неверно. Быть просветленным - значит полностью присутствовать в настоящем моменте, каким бы он ни был. Просветленные люди не живут прошлым и не мечтают о будущем, они полностью принимают все те мысли, ощущения, чувства и эмоции, которые наполняют их в каждый конкретный момент. К примеру, если они видят животное, атакованное человеком, они могут и расплакаться от жалости. Какой бы опыт ни предлагала жизнь, нужно воспринимать его максимально осознанно и ценить, как возможность научиться неизведанному.

Заключительные мысли

Важно понять, что вы не можете определить местонахождение сознания, вы можете только понять, что им и являетесь. Это как глаз - себя он увидеть не может. В тот момент, когда вы отмечаете, что вот оно - ваше сознание, к вам приходит мысль: а что же тогда формулирует эту мысль о сознании? Осознать себя можно только с помощью духовной работы и в результате постоянных усилий, которые анализируют каждый новый опыт. И тогда однажды вы обретете новое ощущение осознанности и поймаете себя на мысли: это и есть просветление! Все мифы будут забыты, и вы уже никогда не сможете потерять полученное откровение. Состояние просветления навсегда останется с вами и будет сопровождать вас на жизненном пути, преображая то, как вы смотрите на все происходящее вокруг.

ВОПРОС: Что такое "просветление" с точки зрения Ииссиидиологии? В восточной традиции - это определённое состояние, переживание, некая трансформация, которую человек испытывает в определенный момент, и больше уже прежним не становится. Интересно именно то, почему кто-то становится просветленным спонтанно, кто-то - в результате практик и медитаций, и самое главное - почему человек был одним, а после просветления это совершенно другая, намного более сознательная личность?

Я конкретно никогда не изучал этот вопрос, но мне кажется, что в этом вопросе, как и в существующих ныне понятиях о «духовных Посвящениях», очень много путаницы, религиозных наслоений, мешающих увидеть за популярными терминами их главную Суть, которая, на данный момент развития Коллективного Сознания человечества (КСЧ), большинству людей, не знакомых с критериями ииссиидиологических оценок истинности Человеческих признаков и их отличий от прочих животных программ и влияний на Самосознание каждой личности, будет просто не понятна. А непонимание автоматически вызывает у людей сомнение и недоверие, которые двумя словами не рассеять. Поэтому я не стану никого ни в чём убеждать, а просто выскажу субъективное мнение по данной обширной теме.

Просветление не является признаком какой-то определённой религиозной конфессии или прерогативой какого-либо конкретного направления духовного развития. Это состояние стабильного умиротворения и спокойно-мудрого отношения к любым проявлениям Жизни, которое однажды приходит ко всем нам, а не к каким-то избранным, благодаря самостоятельно осознанному пониманию её глубинной Сути, которая тщательно скрывается за плотной пеленой страданий, неудач, бед и несчастий. Когда человек частично или полностью не доверяет справедливости и закономерности всех своих досадных перипетий и неудач, он не способен адекватно оценить свои поступки, потому что все его психические и умственные усилия направлены не вовнутрь «самого себя», а лишь вовне, где по его представлениям, должен находиться его враг, некий затаившийся злодей, по каким-то причинам желающий ему зла.

Такой человек просто не в состоянии осознать причины окружающих его жизненных обстоятельств, и поэтому он расстраивается, выходит из равновесия, испытывает страх от ощущения угрозы своему существованию и, считая себя жертвой, не способен самокритично и конструктивно отнестись к возникшей в его Жизни проблеме или трагедии. В случившемся он винит кого угодно: чиновников, правителей, мошенников, дьявола, Бога, Вселенную, карму, в конце концов (!), - но только не себя. Таким людям гораздо легче строить из себя жертву, чем честно и осознанно признаться хотя бы самим себе в собственной неправоте, упрямстве, элементарной глупости или невежественности, осознанно взяв всю ответственность за происходящее на себя лично.

Естественно, что такой человек не может быть просветлённым, поскольку всё его личностное Самосознание прочно зациклено на восприятии внешних - иллюзорных и обманчивых - атрибутов его существования, и за бросающимся в глаза антуражем он не способен разглядеть тончайшие оттенки волшебных красок окружающей действительности, видя всё только в чёрно-серой цветовой гамме. Жизнь и весь Мир воспринимаются им как следствие проявления враждебных сил, желающих если не уничтожить его, то хотя бы насладиться его болезнями, муками и страданиями, материальными лишениями и моральными терзаниями.

Чтобы реально быть, а не казаться истинно Просветлённым (не играть, не выдавать себя за него!), нужно не только хорошо знать человеческую Природу, но также глубоко разбираться в причинно-следственных связях между наблюдаемым событием и тем возможным - невидимым, но логически закономерным - первопричинным Фактором, который побудил участников этого события действовать именно таким образом, а не как-то иначе. Субтеррансивно воспринимаемые эти истоки (Причины) «кроются» (на самом же деле лежат на поверхности!) в структурах нашего Самосознания, которое ослеплено кажущимся благополучием текущего сиюминутного настоящего, и как бы пребывает в состоянии забывшего «свои» Реакции, Мысли, Чувства и Суждения, проявленные «им» в недалёком условно прошлом.

А поскольку эзотерических, научных, философских и прочих знаний всегда существовало очень много, то и понятие «просветлённого человека» нельзя трактовать однозначно. По сути в большинстве общепризнанных религиозных конфессий и эзотерических духовных направлений соответствующие догмы представляют собой либо тщательно составленную однажды в корыстных целях по чьему-то заказу дезинформацию, либо более-менее удачно обработанные компиляции древних манускриптов, либо пересказ устных крайне деформированных субъективных сведений, домыслов и прочих «творений» народного фольклора.

Сейчас весь Интернет буквально переполнен бесчисленным многообразием всевозможных фейковых материалов, составленных на любой вкус и взгляд, с самыми убедительными свидетельствами и интригующими обещаниями получить каждому желающему реальное «просветление» буквально за несколько (но очень дорогих!) занятий. В результате доверчивые люди, руководимые в первую очередь тщеславием (а таких - миллионы!), получают в конце курса очередную медальку и заверенное печатью свидетельство о том, что он/она являются «магистрами», «бакалаврами», «просветлёнными мастерами» или «учителями» какого-то популярного «духовного» брэнда. Прекрасно понимая механизм подобного обмана (как говорится: «Ничего личного! Только бизнес!») и подобной же доверчивости, я искренне жалею таких «просветлённых» и «посвящённых»…

Что ж, это - тоже один из множества возможных, но ложных индивидуальных Путей каждого из вас к будущим истинным состояниям духовного Просветления и духовного Посвящения. Надо только набраться побольше терпения, выносливости, нравственной устойчивости и непреклонности перед пороками и низшими страстями, самопожертвенности и Альтруизма (избавляющего от эгоизма), глубокой проникновенности ума и ещё много чего откорректировать и перепрограммировать в своём личностном Самосознании, пока не появится собственная интуитивная возможность испытать и проверить достоверность уже имеющихся у вас Представлений. А для этого нужно много работать над собой, много читать, познавать, сопоставлять, анализировать и по-новому осмысливать получаемую Информацию.

Я более чем уверен, что вы зачастую будете очень разочарованы собой и огорчены, что столько времени потратили как бы «зря» на изучение того, что просто «не имеет места быть». Но ваше огорчение будет напрасным, потому что ничего, абсолютно ничего в Жизни не происходит с каждым из нас напрасно - без серьезной на то Причины. Конечно, самым разумным, на мой взгляд, решением было бы сразу, не откладывая на потом и не боясь кажущейся вам сейчас трудности текстового изложения совершенно новой Информации, сложности определений и Представлений, обилия новых непонятных терминов, погрузиться как можно глубже - всеми фибрами своей Души - в эту область глобального космического Знания - ААЛЛММААЛЛАА, одной из адаптированных (к особенностям текущего для нас варианта Коллективного Сознания человечества) Версий которого является Ииссиидиология.

Ведь без тех уникальных и детальнейших сведений о глубинной Сути самой человеческой Природы и о её узкоспецифических неразрывных взаимосвязях со всей остальной - сакральной, вечно живой и неделимой - Вселенной, которые вы не найдёте ни в древних манускриптах и свитках, ни, тем более, в современных опусах, ни вы и никто иной из людей не сможете стать воистину мудрым и Просветлённым Человеком. Главным признаком Просветлённого, на мой взгляд, является высокая степень его/её Человечности, а чтобы становиться всё более и более Человечным, надо прежде всего глубоко понимать и ясно представлять себе, как именно это, казалось бы такое знакомое нам, понятие проявляется в практике отношений через черты характера, взгляды, нравственные и материальные приоритеты.

Ни одно из ныне существующих знаний, кроме Ииссиидиологии, не даёт по всем этим и многим другим важным позициям столь чётких, глубоких по Смыслу и детально аргументированных ответов, поражающих меня своей согласованностью, логической целостностью и потрясающих даже моё искушенное Воображение органичной взаимоувязанностью со всем остальным. Но осознание этого факта приходит не сразу, а лишь по прошествии достаточно длительного времени, всецело посвящённого упорному и всестороннему погружению в это воистину живое и вечно обновляющееся, как сама Жизнь, сакральное Знание. И я искренне рад, что у меня получилось не только самому разобраться в этой Информации, но и передать ее многим будущим поколениям людей для дальнейшего углублённого развития - как рекомендацию всем желающим духовно самосовершенствоваться не вслепую, наобум, а целенаправленно устремившись в Человеческое Прекрасное Будущее.

Вам, задающим этот вопрос, надо понимать, что Просветлённый просветлённому - рознь! Нет такой категории, под которую, как под одну гребёнку, можно было бы подвести всех людей, как бы отвечающих критерию «просветлённого человека». «Просветлённость», в моём понимании, - это не какой-то определённый отличительный «знак» или заслуженное «звание», а естественное, позитивно-уравновешенное состояние вашей Души - сама Суть вашего текущего Существования, из которой вы не просто не желаете, а уже и не можете выйти, потому что тогда это будете уже не вы.

В равной степени просветлённых людей не может быть, потому что каждое подобное духовное состояние зиждется на сугубо индивидуальной энергоинформационной основе Самосознания, организуемой персональными Представлениями личности о самой себе и окружающей её действительности, в число которых входят особенности вероисповедования человека, естественные для него этнические, культурные традиции и генетические особенности - источник формирования мировоззрения и миропонимания, глубины его собственного Познания (услышал, прочитал или же самостоятельно, свободно получил интуитивную Информацию), а также самого характера Жизни и обстоятельств, послуживших истинной Причиной обретения данной личностью внутреннего психоментального равновесия, как и многого-многого другого, чего мы сами о себе не знаем, но что делает каждого из нас уникальным существом.

Само же состояние просветлённого Самосознания также не является стабильным, поскольку до тех пор, пока инициирована реализация хотя бы небольшой части каузальных Каналов 1-4 Уровней первых двух ИИССИИДИ-Центров (а без них ни один микстумный биологический организм просто не смог бы функционировать!), всегда будет иметься источник внутренних психологических триггеров и ментальных тензоров, из-за которых вы будете стремиться даже в мелочах разжигать внутренние конфликты, сожаления, сомнения. Просветлённый человек - это не бездушная «живая мумия», а личность, научившаяся довольно эффективно управлять и подчинять своей Воле нежелательные проявления в собственной Фокусной Динамике эгоистичных СФУУРММ-Форм коллективного Бессознательного.

Если, например, просветлённый не плачет на похоронах, то это не потому, что его не волнуют горе и слёзы других людей! Это значит, что у него имеются позитивные Мотивации, отличные от мотиваций окружающих, которые позволяют ему видеть данную ситуацию с совершенно иной, непонятной и непостижимой для других людей (в силу отсутствия у них конкретного знания) позиции, а также дают возможность «спроецировать» СФУУРММ-Форму своего Представления об этом в позитивную область собственной системы Восприятия и продолжать оставаться уравновешенным и абсолютно уверенным в том, что происходящее драматическое действие имеет свою объективную Причину, а значит - справедливо и закономерно, поэтому нет смысла так волноваться и переживать.

Вопрос же: «А в чём заключается эта конкретная Причина?», - его совершенно не волнует. Ему достаточно осознания того, что всё происходящее необходимо тем, с кем это происходит. Это примерно то же самое, о чем я часто вам напоминаю: «Всё, что ни есть, уже есть, и есть во благо!». Если подкрепить эту Мотивацию глубоким ииссиидиологическим Пониманием и не забывать пользоваться ллууввумическими Представлениями буквально во всех случаях Жизни, то достичь просветлённых состояний будет гораздо легче, потому что пока вы находитесь в позитивизме ко всему происходящему с вами и вокруг вас, осознанно подавляя параллельно активизируемые негативные тенденции, то такие важные и необходимые для достижения просветлённого состояния зоны головного мозга, как вентромедиальная и вся латеральная префронтальная кора (ПФК), в сочетании со стриатумом и голубым пятном, будут активно функционировать и развиваться. При малейших же признаках негативизма управление личностным Самосознанием снова возвращается Творцам дорсомедиальной и орбитофронтальной ПФК с их активными взаимосвязями с амигдалой, провоцируя у вас раздражение от происходящего, обиду и целый каскад уже ничем неудержимых негативных эмоций, за которыми могут последовать совершенно непредсказуемые и неадекватные действия.

Поэтому у некоторых просветлённых данное состояние поддерживается за счёт повышенной активности вентромедиальных (в частности инфралимбических) Творцов ПФК и ППИ (передней поясной извилины) и зависит от наследственности и эпигенетических Факторов. Наличие и интенсивное развитие с детства именно этой особенности характерных взаимосвязей нейронных сетей мозга можно отнести к стартовому механизму вхождения в просветлённое состояние очень небольшой когорты истинных индийских и тибетских Великих Учителей (Амма, Бабаджи, Ошо, Махарши, Йогананда, Ганеша, Саи Баба, Шивананда, Гхош, Махакала, Намсарай), оставивших после себя в истории, культуре и развитии своих национальных культур заметный духовный след.

Остальные «просветлённые» тоже, в своём большинстве, достаточно добрые и хорошие люди, часто очень образованные и проницательные, но они не испытали в своей Жизни той ключевой «точки отсчёта», из которой Самосознанию уже нет пути назад в привычную мирскую деятельность, а только всё выше и выше… На физическом плане для меня это - очень специфический, непередаваемо комфортный и внезапно прошедший в голове мощный световой импульс, сопровождающийся необычайно яркой вспышкой в глазах. Он напоминает мне эффект, происходящий при каждом акте доминантного меж-Качественного Синтеза, но в нём есть ещё какой-то свой особый механизм психического воздействия на качественность Самосознания личности. Сейчас поясню вам, что я хочу сказать.

Человек, где бы он ни находился, замирает на несколько мгновений, будто вот-вот потеряет Сознание, но параллельно успевает за это время умозрительно «побывать» в каких-то особых, удивительных по своей природе и потрясающих по отношениям между людьми «условиях обитания». Когда он приходит в себя, то ему кажется, что где-то «там» он прожил долгие месяцы. И воспоминание об этом сопровождает его всю дальнейшую Жизнь, передаваясь из сценария в сценарий, от одного «умирания» к следующему.

Возможно, сам этот момент также сопряжён с ревитализацией, которая становится мощным фактором, мгновенно инициирующим раскрытие в мозге акцептора новых амплиативных зон префронтальной коры (ПФК), новых синапсов, а значит, и новых духовных способностей. Человек при этом сразу же меняет текущую Парадигму своего Самосознания, что не может быть не замечено окружающими его людьми даже внешне: его лицо становится более ясным и умиротворенным, динамика всех частей тела несколько замедляется, движения приобретают плавность, а голос - звучность и громкость.

Если условно убрать из этого процесса ревитализаций субъективный фактор хронологичности, то получается интересная картина: начавшись с какой-то из Конфигураций ваших Интерпретаций, этот «Импульс» не затухает, а усиливается, передаваясь от умершей личности Самосознаниям её живых Интерпретаций (от донора - акцептору) и вызывая в нём аналогичный эффект Просветления с последующими идентичными воспоминаниями, вплоть до следующей ревитализации, в момент которой очередному акцептору также передаётся тот же, но ещё более психически усиленный эффект.

Но не следует думать, что подобный акт Просветления происходит случайно или внезапно: он проявляется в личностном Самосознании лишь при наличии определённых, уже стабилизированных в Фокусной Динамике, психических и, несомненно, генетических факторов: определённых когнитивных способностей, наследственной предрасположенности к высокому чувствованию и глубокому мышлению, высокой степени синтезированности низших Уровней Самосознания и всего подобного… После акта Просветления дальнейшее развитие нейросетей может пойти достаточно интенсивно, но самыми разными путями.

Поскольку вентромедиальным и вентролатеральным Творцам префронтальной коры (ПФК) несколько проще синхронизироваться своими взаимосвязями друг с другом, чем с дорсолатеральными Творцами, то просветлённый в большей степени будет развивать свои чувственно-интуитивные способности, не вдаваясь глубоко в рациональную Суть вещей. В моём понимании это - Мудрецы-сенситивы , предпочитающие эмпирический путь познания. Им нравится больше общаться с людьми, выходить в социум, быть публичной личностью, чем читать, записывать свои мысли, издавать книги, развивать какую-то конкретную просветительско-интеллектуальную деятельность. Также они не очень любят одиночество, им всё время хочется с кем-то делиться своими Представлениями, чувствовать чью-то солидарность с ними.

Если же к моменту просветления у адепта уже в достаточной степени активизировались дорсолатеральные Творцы ПФК, то дальнейшее его развитие будет иметь более ярко выраженную интеллектуально-интуитивную тенденцию. Это обычно одиночки, полностью увлечённые своей миссией по передаче всего, что они знают, другим людям. Они постоянно что-то пишут, при этом выступая с лекциями в узкой аудитории, они не очень любят публичность, не любят быть на виду, предпочитая одиночество и возможность побыть наедине с самим собой, со своими Мыслями и размышлениями. Я бы назвал их Мудрецами-софистами . В этой категории просветлённых значительно меньше, чем в первой. Поэтому у людей и создаётся впечатление, что все просветлённые очень чувственные. Да, это верно! Но есть и интеллектуально-чувственные! Просто их меньше, и их мало кто видит и знает, так как они всегда, во все времена, - «не в тренде», хотя именно они и являются Хранителями Знания Человечества…

Хочу также отметить, что многие, очень многие люди (их сотни тысяч), выдающие себя за «просветленных» и общепризнанно считающиеся ими, в действительности оказываются просто мошенниками, что-то прочитавшими из эзотерики, нахватавшимися всякой всячины из оккультизма и магии. Зачастую они очень тонкие психологи, а некоторые обладают гипнотическим влиянием или даже какими-то экстрасенсорными способностями. Но обижаться на них не стоит, поскольку они - отличные менеджеры, заполнившие свободные ниши по обеспечению тех потребностей, что очень востребованы нашим сообществом. Весь их бизнес всецело построен и держится на этом надуманном и разрекламированном массами доверчивых и простодушных людей имидже.

Ну и наконец, напомню вам, что просветлённые, как и все остальные люди, также являются носителями СФУУРММ-Форм и мировоззрений разной протоформной направленности, поскольку Первоисточники постоянных генераций вышеописанных амплиативных «просветительских импульсов» отражают Интересы Идей и эгрегоров, структурирующих самые разные Коллективные Космические Разумы (ККР). Некоторые просветлённые полностью пребывают под кураторством Творцов Космических Сущностей, чьи реализационные Интересы являются, в большей или меньшей степени, тензорными по отношению к нашей бирвуляртности.

От такого «просветлённого» можно ожидать чего угодно, включая очень тонкие по Сути и по восприятию, но очень мощные и эффективные по целенаправленному воздействию на наше Самосознание, деструктивные Программы, направленные на полное подчинение «клюнувших» на них людей приказам представителей данного эгрегора: вам говорят, а вы внимательно слушаете как бы правильные слова, запоминаете мудрые фразы, усиливающее ваше позитивное мнение об участии в добром и полезном для всех движении, а в конце концов оказывается, что вас, как и всех остальных, таких же доверчивых искателей Истины, «провели на мякине» и просто использовали в каких-то своих тёмных и нечистых делах. Поначалу подсознательная, а за ней и высокоинтеллектуальная Интуиция, формируемые постепенно при изучении Ииссиидиологии, помогут вам научиться избегать подобных инволюционных ловушек и хорошо разбираться в людях.

Называющие себя просветлёнными постоянно акцентируют внимание на том, что необходимо направлять свое внимание на настоящий момент. Насколько это важно с точки зрения Ииссиидиологии?

Если не сформировать и не заложить в наше коллективное Подсознание как можно более детальную и чувственно насыщенную позитивными ожиданиями Программу своего ближайшего будущего развития (вашу насущную Цель или несколько Целей) с последующей её ментальной обработкой до устойчивого Представления (мол, ДА, именно на такое Прекрасное Будущее я согласен, поэтому всё будет так и иначе быть не может!), то амицирация вашей Фокусной Динамики, осуществляемая малюсенькими перебежками ваших текущих Интересов из вчерашнего дня в текущие Интересы сегодняшнего дня, без осознания ясной и чёткой перспективы, будет гораздо более спонтанной, непредсказуемой и хаотичной, чем могла бы быть.

Картина любого из придумываемых и формируемых вами вариантов вашего персонального т. н. «будущего» уже существует в каком-то из бесчисленного множества сценариев, и вам остаётся только найти средства для того, чтобы начать осознавать себя там. А у вас, кроме психического потенциала, который вы ежедневно транжирите на материализацию всевозможной ерунды, ничего больше нет. Жизнь же функционирует по принципу унисонов: каждому психическому унисону соответствует свой материальный унисон. И чтоб синхронизироваться с нужной картинкой, вам не обойтись без планирования своего вероятного будущего, - тогда лишь в какой-то момент вы схлопнетесь с ним.

Есть множество примеров, когда домашние кошки, собаки и даже крысы находили своих хозяев, переехавших куда-то и даже перелетевших на расстояния в сотни и тысячи километров от бывшего дома. Что руководило ими в их аттракторных по своему реализационному принципу скитаниях (даже во множестве больших городов) и, в конце концов, привело к очень желанной ими Цели? Унисонность! Они хорошо запомнили частоту вибраций своего хозяина, интуитивно запеленговали системой Восприятия примерное место его расположения и, уходя от множества опасностей и соблазнов остаться где-то, бросить свою цель, однажды смогли найти того, кого долгие месяцы и годы так упорно искали.

То же самое можно сказать и о матерях, у которых украли их маленьких детей и которые, не теряя Надежды, верили в то, что они ещё встретятся с ними… И получали свое! Пусть через годы, но хранящийся в Сердце Образ будущей встречи, подпитываемый каждодневной и неослабевающей Надеждой, Уверенностью, Устремлённостью смог вибрационно вывести их в благоприятный сценарий. Вот так и вы должны поступать со своими насущными Целями!

Читая письма, мне приходится сталкиваться с огромным количеством ложных представлений о просветлении.

Вообще, любое убеждение (представление) о просветлении является заблуждением, так как любое объяснение недвойственности (просветления) исходит из ума, который мыслит только в категориях двойственности. Другими словами, нельзя c помощью двойственности (ума, слов) передать недвойственность, которая является самой истиной, вашей природой.

Можно только показать или указать на ложность представлений о просветлении, и - вот эта попытка с небольшими пояснениями к каждому заблуждению. Но не забывайте, что всё написанное или сказанное - это уже искажение, концепция, способ объяснения.

Продолжение темы будет на форуме , задавайте вопросы, выкладывайте все свои представления о просветлении, будем их вместе утилизировать:)

«Для обретения просветления необходим мастер или учитель» - очень распространенное заблуждение, берущее свое начало из древних практик, где духовные знания передавалось по «цепи ученической преемственности» - от мастера к ученику. В те времена (и даже сейчас в некоторых духовных практиках) ты не имел права проповедовать, если у тебя не было учителя, который сам состоял в цепи ученичества, и который лично передал тебе знание и благословил его распространять.

Однако просветление и обладание духовными знаниями - это не одно и то же. Вы можете знать наизусть священные писания и даже следовать им в совершенстве, при этом не будучи просветленным.

Просветление может случиться независимо от того, есть ли у тебя учитель, знаешь ты какие-либо священные писания, и вообще - практиковал ли что-либо вообще.

Мастер или учитель может дать знания, может помочь избавиться от ложных представлений, но не может дать просветления. Просветление - это не объект, и его нельзя передать или получить. Мастер или учитель может быть полезен на том или ином уровне духовной практики - или же наоборот, бесполезен, а иногда даже может помешать прогрессу.

«Просветление - это то же самое, что и святость». Это то же самое заблуждение, что и «Святой - это просветленная личность», только в другой форме. Не факт, что просветленный является святым, и не факт, что святой является просветленным, но, тем не менее, такое вполне может быть.

Святость - это совершенное знание и следование священным писаниям, что, безусловно, делает жизнь лучше, но это не обязательно означает, что вы просветлены.

Просветление, в свою очередь, не обязательно означает, что вы хоть что-то знаете из священных писаний и следуете этим знаниям.

Что касается термина «просветленная личность» - то это противоречие в терминах. В просветлении есть понимание, что личность иллюзорна, а истиной является только природа меня как духовного существа; или природа Жизни; или природа Бога; или как там еще это называют. Это одна и та же природа, для которой можно использовать термины недвойственность, Источник, Сознание, Брахман и т.д.

«Чтобы случилось просветление, должны быть соблюдены определенные условия» - еще одно заблуждение. Просветление, ваша истинная природа, не зависит ни от чего, и оно не может быть достигнуто благодаря взаимодействию иллюзий в виде соблюдения каких-то определенных условий, например, следованию той или иной духовной практике или традиции. Нет шаблонов, нет гарантий.

Но если Бог настолько хочет познать себя через вас, что заставляет вас интересоваться или заниматься той или иной духовной практикой, то это - лучшая и единственно стоящая гарантия, что рано или поздно самопознание произойдет.

То, каким путем вы идете к просветлению - не имеет значения; Бог знает лучше, какой путь подходит вам в тот или иной момент духовного развития, и направляет именно на него. Принятие концепции «На всё Воля Бога» может помочь избавиться от лишних переживаний типа «правильно я что-то делаю или нет».

«Просветление - это состояние постоянного счастья, или блаженства». Это заблуждение. Наверное, более правильно было бы сказать, что обычно счастья становится в жизни больше, но еще правильнее - появляется больше спокойствия. Исчезает иллюзорный страдающий. Но самое главное - есть понимание истинного положения дел, и все эти всплески счастья и несчастья, удовольствия и страдания - это как волны на поверхности океана. Вода на поверхности принимает разные формы волн - волны удовольствия или неудовольствия, здоровья и болезни - но при этом вода не перестает быть водой, поэтому кого волнуют эти волны (формы, проявления), которые постоянно сменяют друг друга? Вода ничего не приобретает благодаря временным формам, и ничего не теряет. Вода не становится лучше или хуже благодаря формам, не становится правильной или неправильной.

Если вы знаете, что не являетесь преходящими формами, то какая разница, что там с ними происходит? Они живут своей жизнью, а вы остаетесь водой независимо ни от чего. Мне нравится эта аналогия, она довольно наглядна.

«Просветление - это состояние, переживание, опыт» - довольно распространенное заблуждение. Просветление не является объектом, оно не имеет характеристик (так как нет двойственности), поэтому его нельзя переживать, иметь, испытывать, в нем нельзя быть, и его нельзя правильно описать. Все попытки описать просветление - это попытки сделать невозможное. С помощью двойственности нельзя передать недвойственность.

Просветление - это то, что всегда есть, оно всегда предшествует любому опыту, переживанию и состоянию, и даже осознаванию. Просветление - это ваша истинная природа, без которой все перечисленные выше вещи не могли бы возникнуть.

Пользуясь аналогией океана и волн, можно сказать, что любое осознавание, переживание, опыт и состояние - это волны на поверхности океана. Вода недвойственна, она не осознаёт саму себя, когда нет волн. Но когда есть волны, вода осознает, но не воду, а волны - и только через другие волны.

Для осознавания нужна двойственность (дуальность осознающий - осознаваемое). В недвойственности нет даже осознавания. Любая двойственность (волны) возникает из недвойственности (воды), и только в этом случае возможны осознавание, переживания, опыт, состояния.

Всё состоит из одного и того же «материала» (пустота, сознание, Брахман, тишина и т.д.), который вне двойственности не осознаёт сам себя. Когда из этого материала возникают формы (любые переживания, состояния, опыт, восприятия), начинается осознание, но эти формы тоже состоят из того же материала.

«Просветление - это чувство единства». Это частный случай заблуждения, приведенного выше. Просветление - это не чувство, не мысль, не состояние, не положение, не опыт, не переживание. Чувство единства - это волна в океане, иногда она есть, а иногда есть другие волны, которые ярко показывают свое множество (двойственность), но при этом единство всего сущего никуда не исчезает. Единство и двойственность существуют одновременно и не противоречат друг другу. И это является частью понимания, или знания, или просветления.

«У меня было просветление» - это заблуждение, хотя бы потому, что здесь присутствует иллюзия обладания. Просветлением нельзя обладать, так как это не объект. Просветление пришло и ушло - да, такое переживание может быть, но и это лишь переживание. Часто просветление путают с каким-то ярким и необычным переживанием - экстаза, блаженства, единства и т.д. Просветление не приходит и не уходит, оно есть всегда, абсолютно независимо ни от чего.

Попытка присвоить просветление, говоря, что у «меня это было» - это все равно, что присвоить себе себя же, что довольно глупо. Какое может быть обладание в недвойственности? Кто и чем будет обладать?

«Просветление дает новые способности или сверхспособности» - не факт, поэтому такую идею тоже следует отнести к заблуждениям. Любые способности или сверхспособности, которые проявляются через просветленных - это лишь побочный эффект. Они могут быть, а могут и не быть. Если вы ни с чем не отождествлены, то вам нет и разницы, есть какие-то способности или их нет. Вода никогда не беспокоится о каких-то необычных волнах или «сверхволнах», так как эти волны никак не влияют на природу воды.

«Просветление избавляет от неприятностей» - очередное заблуждение. Неприятности продолжают происходить, хотя, возможно, и реже. Они происходят потому, что в проявленном (двойственном) мире иначе быть не может. Вам все так же иногда наступают на ногу в автобусе, дома неожиданно течет кран, внезапно вы простужаетесь и т.д. Ну и что? В вашей природе от этого ничего не меняется, поэтому, о чем беспокоиться?

В этом месте обычно начинаются недопонимания, так как некоторые думают, что я призываю перестать заботиться о своем здоровье и т.д. Я ни к чему не призываю, и даже если бы призывал, мало кто смог бы реально последовать моим призывам. Вы все равно будете вставать по утрам, кушать, работать, отдыхать и снова ложиться спать.

«Просветление дает свободу выбора» - невероятное заблуждение. Как я уже говорил в статье Иллюзии Жизни (рекомендую почитать), свобода выбора - это иллюзия. Большая свобода выбора или меньшая свобода выбора - это бо\"льшая или меньшая иллюзия, но в любом случае - иллюзия. Если нет двойственности, то кто будет иметь свободу выбора? А кто будет не иметь? Вопрос не в том, есть ли свобода выбора или ее нет, вопрос в том, для кого она могла бы быть или отсутствовать? Что представляет собой тот, кто, якобы, ее имеет или не имеет? Почитайте также статью Есть ли свобода выбора.

«Просветление лишает свободы выбора» - заблуждение того же порядка, что и предыдущее. То есть, некоторые думают: «Вот, если я стану просветленным, у меня не будет свободы выбора» (начитались умных книжек, отрывками, и ничего не поняли). У вас и так нет свободы выбора, кроме иллюзорной, никогда не было, и никогда не будет. Так как двойственность иллюзорна, то и свобода выбора, рождающаяся в двойственности, не менее иллюзорна. Но иллюзии иногда очень приятны, хотя потом и приводят к неприятностям. Этому посвящен весь сайт, поэтому не буду вдаваться в подробности.

«Просветление увеличивает способность быть причиной» - заблуждение из той же оперы. Быть причиной - это возможно только в иллюзорной двойственности, и бытие причиной не менее иллюзорно, чем сама двойственность. Но, безусловно, это приятно, особенно, если «ваша» причинность приводит к результатам, которые нравятся вам и людям, от которых зависит ваша жизнь. Подробнее - в статье Иллюзия личной причинности.

«Просветление - это непрерывное осознавание себя, даже во время сна без сновидений» - довольно распространенное заблуждение, которое, насколько я понимаю, возникло из неправильно переведенных книг какого-то из просветленных мастеров, или из-за отсутствия толковых пояснений одной из его фраз.

Непрерывное осознавание себя - это двойственность, иначе осознавание невозможно. Об этом знают не только физики, но и студенты вузов. Бытие самим собой и осознавание самого себя - это две разные вещи. Первое непрерывно, второе не может быть непрерывным - в двойственности все меняется, нет ничего неизменного и непрерывного.

В просветлении нет никого, кто осознавал бы себя, так как там нет двойственности. Все осознавания происходят в двойственности, и они ничего не стоят, так как это все изменчиво и поэтому ложно. Упражнения и техники на осознавание могут быть полезны только на определенном этапе самопознания и разотождествления. Но потом они отпадают или перестают работать, потому что приходит понимание, что это все еще двойственность.

«Просветление лучше (или хуже), чем непросветление» - это заблуждение основано на хитрости ума, желающего одного - продолжения своего существования. При наличии той или иной концепции ум продолжает свое существование, так что его устроит любое из этих заблуждений.

«Просветление опасно для тела» - это заблуждение основано на единичных случаях, которые тоже довольно сомнительны. Просветление не имеет отношения к телу, хотя на уровне тела могут быть различные проявления, причем даже независимо от того, происходит просветление или нет. Наличие тех или иных физических переживаний у того или иного просветленного мастера в момент просветления - это еще не повод, чтобы делать какое-то правило или вывод, потому что кроме очередного заблуждения ничего не получится.

«Просветленного можно отличить от непросветленного по внешним признакам» - с таким заблуждением вы найдете себе немало «мастеров» и «учителей», которых потом бросите с чувством глубокого разочарования. Все представления о том, как выглядит, как ведет себя, что говорит и как живет просветленный - это всего лишь представления, и все они без исключения неверны. В этом вопросе тоже нет шаблонов и правил.

«Просветление избавляет от эго» - с этой идеей тоже много путаницы. «Вы избавились от эго?» - этот вопрос мне иногда задают, прочитав статьи об эго, которые я выкладывал ранее на сайте. Это хороший вопрос, и весь его прикол в том, что любой из однозначных ответов («да» и «нет») будет означать, что я как был, так и остался эгоистом:) Это похоже на уловку «Всемогущ ли Бог? Если да, то может ли он создать такой большой камень, который не сможет поднять?» - и любой однозначный ответ будет означать, что Бог не всемогущ.

Если я скажу «Да, я избавился от эго», то это будет очевидным подтверждением обратного - согласно тем же статьям на сайте. Ибо утверждение, что я что-то сделал - это самый настоящий эгоизм, это иллюзия личной причинности и другие сопутствующие иллюзии.

«Я», которое думает или утверждает, что оно от чего-то избавилось, что-то приобрело, чем-то владеет или является причиной чего-либо - это и есть эго.

Но даже если я скажу, что не избавился от эго, это будет таким же неправильным ответом.

Поэтому могу сказать так: эгоизм, присущий данному телу-уму, остался (сон, еда, совокупление и защита - обеспечение выживания), хотя, возможно, проявляется не так, как раньше. Но так как я не являюсь этим телом и умом, то какая мне разница, есть какое-то эго, или нет? Это вам может быть какая-то разница, или вы можете считать, что вам есть разница, но мне от этого ни жарко, ни холодно.

Воде все равно, какие формы она принимает, от этого она не перестает быть водой. Когда вы не являетесь формой и знаете об этом, какое вам дело до форм? Формы живут своей жизнью согласно законам мироздания - рождаются, изменяются и умирают, но то, из чего они состоят, не претерпевает никаких изменений. Вы не становитесь формой, когда у вас возникает переживание формы. Вы не рождаетесь вместе с телом, когда переживаете опыт рождения тела, и не умираете вместе с ним, когда переживаете опыт смерти. Вы не становитесь обусловленным, когда переживаете опыт обусловленности, и не становитесь свободны, когда обусловленность исчезает.

Вода всегда остается водой.

Религия просветления

На рубеже II-го и пороге III-го христианских тысячелетии, просвещенный Запад оказался перед давно ожидаемой картиной - христианство перестало быть его духовной доминантой.
Это произошло не потому, что ислам или буддизм, или какая-нибудь другая традиционная религия, или одно из модных, мистических движений потеснили христианство. Дело совсем не в этом.

Дело в том, что все мировые религии и мистические учения стали вдруг соразмеримы и что карты реальности, разработанные священными традициями, составили один большой и интересный альбом и теперь каждый может его листать, не прилагая для этого особых усилий.

Языки описания различных религий утратили свою исключительность и императивность, и стал возможен и даже желателен перевод смыслов. Возникли смысловые эквиваленты, своеобразные семантические деньги, на которые можно приобрести нечто аналогичное, перетекающее из одного учения в другое. Мир расширился и неожиданно стал меньше, беднее, серее.
На фоне этой картины, по ту сторону всех религий и традиций, всё отчетливее стала проступать древняя и вечно новая религия просветления. Что же такое просветление? Этого не знает никто.
Просветление нельзя проповедовать, в него нельзя верить, его нельзя верифицировать. - это не богословие, не мифология, не философский дискурс. Нет никакой методики или психотехники, ведущих к просветлению. Слишком много сегодня дискурсов и психотехник, которые ни к чему не причастны.

Чем же новая религия отличается от всех других религий? Пожалуй тем, что все другие религии давно уже стали путями, которые никуда не ведут , а просветлению безразлично, каким путем ты к нему пришел.
Религии всё больше и больше проявляют себя, как большие монументы прошлых просветлений, а современные мистические учения - как памятники недавних малых просветлений. И те, и другие застыли в позиции взаимного неприятия и самоупоения, и вывести их из этого состояния невозможно.
Религия просветления светло улыбается всем им. Она приветствует и поднимает на щит не то, что их всех разделяет, а то, что их объединяет, и то, что их приближает к нам и друг к другу.

Она находит в них бесчисленные драгоценные и уникальные кристаллы былых откровений и в месте с теми, кто следует этими путями и религиями, радуется идущему от них свету. Она ничего не отвергает и всё принимает. Всё, кроме идеи исключительности каждый из этих религий и путей.
Нет, это вовсе не агонистическая и не апофатическая религия, которую невозможно никому передать и объяснить. В основе её лежит особое знание состояний, которое столько веков было пренебрегаемо адептами больших религий, - всеми, кроме немногих, донесших его до нас.
В основе её лежит открытость тем высшим веяниям, у которых множество имен в разных традициях и которые нельзя поймать никакими силками, словами и знаками.

Можно сказать, что полной и конкретной планетарной формой просветленного бытия является Плерома человечества, лежащая по ту сторону всех традиций и культур, и что «внутренний учитель» в каждом из нас есть не что иное, как мощная и эффективная фокусировка Плеромы в человеке.
Плерома - это, прежде всего, бытие и потому, также, и сознание. Однако, центр ее лежит по ту сторону того, что воспринимают наши чувства и мысль. В Плероме нет ни мужа, ни жены, ни начальника и подчинённого, ни разницы языков и культур.

Потенциально Плерома присутствует всегда и везде, как архетипический мир, но она находится в процессе актуализации в человеческом бытии и сознании. Просветлённый человек и является Плеромой, незримо пронизывающей весь космос. Впрочем, всё это пустые слова, не имеющие отношения к Плероме.

Что же такое просветление? Отвечает Дионисий Ареопагит «Она не душа, не ум, ни воображение или мнения, или слова, или разумения Она не имеет, Она не есть ни слово, ни мысль; Она и словом не выразима и не уразумеваема; Она и не число, и не порядок, не величина и не малость, не равенство и не неравенство, не подобие и не отличие; и Она не стоит, не движется, не пребывает покое, не имеет силы и не является ни силой, ни светом; Она не живет и не жизнь; Она не есть ни сущность, ни век, ни время; Ей не свойственно чувственное восприятие; Она не знание, не истина, не царство, не премудрость; Она не единое и не единство, не божественность, не благость; Она не есть дух в известном нам смысле, не сыновство, не отцовство, ни что-либо другое из доступного нашему или чью-нибудь из сущих восприятию; Она не что-то из не-сущего и не что-то из сущего; ни сущее не знает Её такой, какова Она есть, ни Она не знает сущего таким, каково оно есть; Ей не свойственны ни слово, ни имя, ни знание; Она не тьма и не свет, не заблуждение и не истина; к Ней совершенно не применимы ни утверждение, ни отрицание; и когда мы прилагаем к Ней или отнимаем от Нее что-то из того, что за Её приделами, мы и не прилагаем, и не отнимаем, поскольку выше всякого утверждения совершенная и единая Причина всего, и выше всякого отрицания превосходство Ее, как совершенно для всего запредельной».
Высшие состояния, доступные человеку, и неисследимые веяния благодати, эманирующие из Плеромы, - вот ось и основа новой и древней религии просветления, к которой с разных сторон подступают авторы этой необычной книги, ее мастера и исследователи.

Впереди трудный путь - трудный потому, что древние тропы заросли бурьяном, новые широкие шоссе покрыли землю асфальтом и на ней ничего не растет. Предстоят новые открытия скрытых в нас возможностей преображения, нашей уникальности и единства в высшем, в Плероме.

Аркадий Ровнер
апрель 1996 года

Что такое просветление?

Что такое просветление? На протяжении истории, этим вопросом задавались люди, ищущие смысл бытия.
Во все времена были мужчины и женщины, которые полностью посвящали себя поискам ответа на этот вопрос, невзирая на трудности и лишения, иногда даже на враждебное отношение к ним общества, - настолько ценным и важным для их счастья представлялось им такое понимание.
Побудительным мотивом их поисков был голод самопознания - кто я есть? почему я здесь? куда я иду? что такое жизнь вообще? Все это аспекты одного фундаментального вопроса - «Что такое просветление?»
В наши дни всё больше становится искателей, которые идут по стопам своих предшественников. Их не устраивает неудовлетворенность status quo, не содержащего в себе ни нужных ответов, ни счастья.

Кроме того, этим древним вопросом задаются теперь и ученые - исследователи сознания, и просто любознательные, услышавшие смутные, но соблазнительные рассказы о чем-то таком, что наполняет жизнь блаженством и достоинством и что называется просветлением.
Тяга к знанию о просветлении распространилась настолько широко, что впервые за человеческую историю деятельность отдельных личностей и организаций, объявляющих себя сведущими в этом вопросе, создала бурно развивающееся поле коммерции.

Индустрия просветления стала большим бизнесом . Рекламные объявления повсюду возвещают, что для поисков ответа уже не потребуются годы строгой дисциплины в отдаленных святых убежищах. Сегодня просветление доступно всем.

Эго и индустрия просветления

Да, в некотором крайнем смысле верно и то, что просветление доступно всем. Это, слава Богу, и есть то, к чему движется всё творение.
Но одним из удручающих аспектов всей этой коммерциализации явилось обесценивание самого термина «просветление». Волна книг, статей, аудио- и видеозаписей, лекций и семинаров, посвященных просветлению, несет с собой массу противоречивых мнений, утверждений и возражений насчет него.
Также произошел настоящий взрыв в области психотехнологий и средств изменения сознания, претендующих на введение в мистические, трансформативные и «просветленные» состояния.

Гипнотические магнитные записи, сеансы воспоминания прошлых жизней, тренировка альфа- и тэта-волновой активности мозга, внетелесные астральные звуки, разнообразные системы медитации, камеры сенсорной изоляции - вот типичные товары, предлагаемые ныне в духовных супермаркетах.
И всё же, духовному потребителю следовало бы спросить себя «А есть ли в них какая-либо ценность? Если есть, какова ее цена? И Чему эта ценность может послужить?»

Можно сказать только, что упомянутые товары, услуги и системы действительно имеют некоторую ценность, но она весьма ограниченна - это ценность для новичка, для того, кто только начинает осознавать те высшие сферы бытия, которые отвергнуты культурой западного общества и исключены из ее образовательного кругозора.

Эти услуги способны дать некоторые виды переживаний, которые немного шире, чем повседневные, раскрывая этим нам окно в реальность. Они могут показать ограничения обыденного сознания и возможность существования чего-то за его пределами.

Но ключевой для понимания момент заключается вот в чем: ценность мистических и трансформативных состояний не в том, что они приносят какое-то новое переживание, а в том, что они избавляют от самого «Я» переживающего.

Говоря иначе, они избавляют от эгоцентричного сознания, воспринимающего жизнь с жесткой, самоцентрированной точки зрения, а не в той свободной, раскованной перспективе, которая присуща мудрецу, знающему, что он и есть сама бесконечность, проявленная в ограниченной форме.

Что не является просветлением

Если последнее высказывание покажется не слишком ясным (как почти все утверждения по поводу просветления), то оно, во всяком случае, подскажет нам, чем просветление не является.
Это не измененное состояние сознания, вызванное при помощи медитации, наркотиков, секса или какой-либо другой психотехнологии, способной воздействовать на разум.

Кен Уилбер, так писал в наброске (ныне уничтоженном) своего эссе: «Нам известно Предельное Состояние Сознания, не как одно среди многих других, а как то единственное, у которого нет равных, оно не является измененным состоянием сознания, потому что для него не существует альтернативы».
И просветление - это не блистательный показ медиумических феноменов и паранормальных сил. Это и не видение, перемещающее вас в какую-то небесную сферу. Это не неподвижное сидение в трансе, когда воспринимаешь некий внутренний мир захватывающих оттенков цвета и звука или, наоборот, полную пустоту ума.

Просветление может включать в себя всё это, но оно бесконечно превосходит всё это. Из всего того, что меньше предельного, ничто не подходит в качестве ответа, а все феномены преходящи и не являются предельными. И - caveat emptor - это касается почти всего, что предлагает индустрия просветления.

По мере того, как вся суета по поводу быстрой наладки машин блаженства, облегченных систем тренировки и мгновенных курсов лечения Эго разворачивается без каких-либо заметных результатов и пена коммерциализации оседает, люди сами начинают глубже вглядываться в природу самотрансформации и духовных поисков, но лишь увеличивают этим свое замешательство и неудовлетворенность. И опять возникает вопрос что же такое просветление?

Вечная мудрость

Если вопрос этот был извечным, то ответ на него можно назвать извечной мудростью.
Это и есть цель духовного путешествия, радикальное понимание, которое приходит в самое сердце человеческого опыта, озаряя собою каждую его грань, устраняя всякое сомнение относительно смысла существования и природы реальности.

Речь идет не столько о фактическом знании, сколько о мудрости, не о многоучености, а об уверенности.
Читая эту книгу, вы можете получить четкое понятие о просветлении - интеллектуально основательное понимание, которое на самом деле может быть некой картой реальности.
Должен, впрочем, предостеречь: карта - это еще не сама территория. Иными словами, пироги на картинке никого не насытят. Термин «просветление» остается, так или иначе, лишь словом, отстоящим очень далеко от того, что оно обозначает. Поэтому, далее я еще буду говорить о картах реальности.

Извечная мудрость - неизменна, истина всегда одна. В этом соглашаются между собой мудрецы всех великих религий и священных традиций, всех герметических философских течений, подлинно мистических школ и высших оккультных путей.

Просветление составляет сущностную истину их всех. А если взять шире, оно - суть самой жизни, цель всякого роста, развития, эволюции.
Просветление - это раскрытие того, что мы есть в предельном смысле, ответ на главные наши вопросы: , «Почему я здесь?», ,

Парадокс бытия и становления

В духовном путешествии заложен глубинный парадокс. Дело в том, что цель нашего странствия, нужный нам ответ - это то, чем мы уже, в сущности, являемся, Бытием, предельной целостностью, которая представляет собой источник и основание всякого Становления.

Это реализация истины Бытия. Это наше родное состояние; наша истинная самость - то Бытие, которое традиционно называется Богом, Космической Личностью, Высшим Бытием, Единым-во-всем.
Кстати, некоторые просветленные учителя, в том числе и Будда, чтобы быть лучше понятыми, предпочитали избегать теистических терминов. Они старались обойти глубокую культурную обусловленность, которая возникает из-за нашего языка и блокирует понимание.

Мы являемся проявлениями Бытия, но, подобно самому космосу, остаемся в процессе Становления, непрерывно развиваясь, изменяясь, эволюционируя ко всё более и более высоким состояниям, которые со всё большей красотой выражают совершенство источника существования.
Таким образом, каждый из нас представляет собой не только человеческое бытие, но и человеческое становление и просветление - что понимание совершенного равновесия бытия-в-становлении.

Истина всякого существования и всякого опыта лежит, следовательно, не в чем ином, как в безусловном бытии здесь-и-сейчас, в уже присутствующей изначальной природе того, что ищут, к чему стремятся и о чем вопрошают - в самом Бытии.

Духовное путешествие - процесс открытия этой истины и ее проживания. В нее входит и сам видящий глаз - или точнее, «Я», видящее свою Самость.
На языке философии, просветление охватывает единство всех дуальностей, гармоничную соположенность всех противоположностей, единственность бесконечной множественности и бесконечного разнообразия.

На психологическом языке это трансценденция любых чувств ограниченности и инаковости. В гуманистических терминах оно является пониманием того, что путешествие - это учение, что и сам путь, и цель - это одно и то же.
В теологических терминах это - постижение единства Бога и природы человека. В онтологических терминах, просветление является Состоянием всех состояний, Условием всех условий, которое трансцендирует весь космос, но остается, всё же, обыденной реальностью, поскольку ничего от него отдельного нет и не может быть.

Когда мы, в конце концов, понимаем эту Великую Тайну, то обнаруживаем свою настоящую природу, Высшую Идентичность, Самость всего.
Прямое восприятие нашей тождественности с бесконечным, эта ноэтическая реализация нашей идентичности с божественным, становится источником всего возможного счастья, доброты, красоты и истины.
Это переживание выходит за пределы времени пространства и причинности; оно преодолевает ограничения Эго и любого социально обусловленного чувства «Я».

Знание о том, что мы вневременны, неограниченны и, поэтому, космически свободны, кладет конец иллюзии отдельности и всем тем болезненным деструктивным защитным механизмам, которые мы индивидуально или коллективно создали для сохранения нашей эгоистической иллюзии за счет всего остального.

В Майтраяна Упанишаде так говорится об этом «Постигнув свою собственную самость, как высшую Самость, человек становится лишенным самости… Это наивысшая тайна».

Инволюция, эволюция и возвращение к божественности

Поскольку мы являемся, в сущности, Бытием, мы не статичны. Мы еще и активны, мы являемся Бытием-в-процессе-само-порождаемых-изменений, которое традиционно называется Становлением, или процессом космической эволюции.

Конечно, эволюция - это только один аспект этого таинственного процесса, лежащего в основании всего творения.
Другой процесс - инволюция, этот «выдох» Бога, это «опустошение» или кенозис, который привносит божественность в весь космос и в материю, так что теперь божественность и материя могут сотрудничать, идти вместе через различные стадии роста осознания, от неведения через простое сознание, самосознание и космическое сознание к тому Великому Воспоминанию-Воскрешению, которое является не чем иным, как Единым-во-всём.

Мы вовлечены в материю для того, чтобы эволюционировать, как Дух. Мы развиваемся, как индивидуально, так и как человеческая раса, через различные уровни существования - физический, ментальный и духовный, - которые являются, в сущности, лишь градациями Бога, Великой Цепью Бытия.
Изначально творение космоса было материализацией Духа, а затем началась спиритуализация материи во всех мирах, высших и низших.
Таким образом, мы сами и являемся, в сущности, Богом в той драме, которую мы создаем, в которой часть Бога «забывает» о Нём, переживает эту «утрату» и, таким образом, обретает мотив для поиска воссоединения с Целым, с Одним-Без-Другого.

Процесс, в котором мы становимся утратившими и забывшими нашу божественную природу, является инволюцией, падением от блаженства и благодати, а процесс, в котором мы обретаем себя и вспоминаем, что наше истинное состояние - это эволюция, сознательное возвращение к божественному. Когда мы понимаем это, мы начинаем жить «божественной жизнью», как называл ее Шри Ауробиндо.

Существование, как игра бога

В космической перспективе ситуация, в которой мы обнаруживаем себя, это драма, в которой мы - спящие актеры. Мы идем через жизнь, не осознавая тот факт, что все является игрой Бога.

от этой драмы, служит просветление. Вы открываете, что Бог является автором, актером и всеми стадиями в этой драме, исполненной бесконечной игривости, и поэтому, исполненной бесконечного Блаженства.
Но что вам делать после того, как вы пробудились? Как перенести это в повседневную жизнь? Вы снова возвращаетесь к своим делам, снова остаетесь с тем, что мы должны делать в мире - во всех мирах.

В этом смысле, вы становитесь вместе с Богом сотворцом в деле «спасения» Вселенной, делая то, что могло бы помочь другим увидеть свет и любовь божественного, сияющую во всех вещах, а на самом деле, являющуюся всеми этими вещами.

Таким образом, просветление - это бесконечный процесс, а не только единственное происшествие.
И поистине, как отмечают «карты реальности», разработанные священными традициями, существуют своего рода квантовые скачки в процессе осознания, которые отмечают продвижение по духовному пути, но само по себе переживание «белого света» еще не делает человека ни мистиком, ни святым.

И даже наиболее духовно возвышенные люди признают, что есть состояния бытия и за пределами того уровня развития, которого они достигли. Времени, отведенного человеку на жизнь, достаточно для того, чтобы достичь просветления, но недостаточно для того, чтобы завершить его.
Самореализация - это не то же самое, что самотрансформация. Как отмечал Шри Ауробиндо, реализация божественного - это лишь «промежуточная стадия» в процессе высшего человеческого развития. И поэтому, самореализация, даже радикальная, не является еще концом человеческого путешествия.

Высшие состояния развития зовут нас к дальнейшей трансформации, и это наш эволюционный удел. Понятно, конечно, что все эти будущие стадии Становления являются не чем иным, как проявлением присутствия бесконечного и вечного Бытия, и это наше предельное тождество с божественным, по словам духовного учителя Да Лав-Ананды (он же Да Фри Джон), «уже само по себе и есть Бог». Это и есть просветление.

Имена и символы просветления

Просветлению давали множество имен. Имя Будда означает «просветленный», то же самое означают имена Христос и Мессия. Св. Павел называл просветление «Божественным покоем, который превосходит понимание», а Ричард Бекк - «космическим сознанием».

В дзен-буддизме это сатори, в йоге это самадхи или мокша, в суфизме - «фона», в даосизме -«ву», или Предельное Дао. Гурджиев называл это «объективным сознанием», Шри Ауробиндо говорил о Сверхразуме, мистические школы и оккультные традиции говорят об «озарении», «освобождении» и «самореализации».

Кроме того, просветление символизировалось множеством образов: тысячелепестковый лотос в индуизме, Святой Грааль у христиан, ясное зеркало у буддистов, Звезда Давида у иудеев, круг инь-ян у даосов; вершина горы, лебедь, спокойное озеро, мистическая роза и вечное пламя.
Просветление описывалось святыми, пророками и учениками многими путями. Так, например, Кен Уилбер, которого многие считают наиболее выдающимся теоретиком трансперсональной психологии, и которого можно сравнить с Эйнштейном в области исследования сознания, подвел итог этого в финальной части своей блестящей работы «Лицом к лицу» (Eye to eye):
«Высшее Состояние Сознания обычно описывается в мистической литературе, как соединение с Абсолютом, в котором Абсолют познается не как одно из многих других явлении, а как «Один без другого».

Более того, отмечается, что познать Абсолют - это значит, стать самим этим Абсолютом. Из этого следует, что Высшее Состояние Сознания, само по себе, является Абсолютом, и, таким образом, Высшее Состояние Сознания оказывается не просто состоянием сознания, одним из многих, но единственным в своем роде состоянием, “одним без другого”.
Можно сказать, что оно включает в себя абсолютно всё. Таким образом, Высшее Состояние Сознания не является измененным состоянием сознания, поскольку у него нет никакой альтернативы и оно поистине одно без другого».

Комментировал эту тему и Да Лав-Ананда. Его точка зрения, выработавшаяся в его беседах и книгах, излагается в отрывке из книги «Телесное жертвоприношение внимания» (The Bodily Sacrifice of Attention):
«Обычно человек полагает, что Просветление - это какие-то особые Видения. Но Просветление гораздо более тонко, безмолвно, его сущность невыразима словами. Это Бодхичитта, высшая реализация Бытия, высшая Мудрость.

На этой основе возникают различные виды сияющих трансформаций, но сама Реализация настолько фундаментальна, настолько безмолвна, настолько проста, настолько непосредственна, настолько очевидна, настолько трансцендентна, что это невозможно отождествить ни с одним из феноменов нашего существования или знания.

Для передачи понимания этой Реализации существует пробужденный индивид, Духовный Мастер, но сама реализация остается безмолвной, совершенной, простой, непосредственной и очевид очевидной. Когда вы приходите к моменту постижения Божественного Тождества и тех условий проявленного существования, в которых вы живете, тогда вы достигаете Просветления».
Тадеуш Голас, автор краткого, но мудрого «Руководства по просветлению для ленивых» (The Lazy Man"s Guide to Enlightenment), описывал его таким образом: «Просветление - это переживание расширения нашего сознания за пределы его обычных ограничений. Но мы могли бы также сказать, что совершенное просветление является такой реализацией, в которой у нас нет никаких ограничений».

Близки к этому слова Махараджи гуру Рам Дасса, бывшего профессора психологии из Гарварда, о том, что просветление никогда не отбрасывает никого из вашего сердца, будучи бесконечной и безусловной любовью, путем божественной любви.

Просветление за пределами слов и символов

Всё же, какое бы мы ни взяли имя или символ, как бы поэтично и вдохновенно ни прозвучало словесное определение, прямому переживанию невозможно найти замену. Просветление - невыразимо, оно за пределами слов, образов и понятий.

Его нельзя ухватить ни интеллектуально, ни логически, ни аналитически - ни одним из аспектов нашего эгоистически-рационального ментального существа, как бы ни был остр и проницателен наш ум, как бы ни был изобретателен наш интеллект.

Символ скрывает столько же, сколько открывает, а слова всегда только об истине, и никогда они не будут самой истиной. Так что, следующие ниже статьи ничего не гарантируют, они лишь направляют.
Чтение о просветлении не может заменить практику духовной дисциплины или следование священной традиции. Должно иметь место действительное переживание.

Более того, независимо от того, насколько трудны ваши поиски и как велики усилия, просветления нельзя достичь - его можно только найти. И в этом все мы зависим от того, что духовные традиции называют благодатью.
Эта благодать есть, и этой удивительной благодати хватает на всех. Как сказал Иисус, если просишь хлеба, то тебе не будут давать камни вместо хлеба. Ищи, и обретешь. Стучи, и откроется.

Вселенский разум предоставляет всё, что понадобится на каждом шаге твоего пути. А интерес вселенского разума заключен лишь в том, чтобы пробудить в тебе твою собственную подлинную природу. Просветление, или царствие небесное, - твое, и ты имеешь на него врожденное право.

Движение по пути к просветлению

Однако, провозглашение своего врожденного права - дело нелегкое. Благодать изливается на всех, как дождь, но, так же как и дождевая вода, достается она только тем, у кого есть сосуд, приготовленный надлежащим образом, чтобы ее «поймать».

Приготовления заключаются в изменении сознания. Без них мы будем просто камнями, булыжниками, с которых вода дождя стекает; после приготовлений мы становимся обработанными камнями, выделанными сосудами и чашами, которые способны удержать то, что падает с небес.

И утверждение этого врожденного права - дело не такое простое и прямолинейное. У духовного пути много баковых ответвлений, где, если и не попадешься в ловушку, то наверняка истощишь свою энергию.
Бывают периоды хаотичных сдвигов в уме, бывают моменты интуитивного озарения и частичного прорыва, периоды истощения и крайней апатии, а также времена интенсивной борьбы и сомнений, когда одна только вера в предельную значимость духовного путешествия влечет вас вперед.
Что можем мы сказать об этом процессе обретения своей подлинной самости?
В священных традициях на правильный образ жизни и осознание настоящего момента обращается внимания больше, чем на подробные описания высших миров, предназначенные лишь для интеллектуального изучения.
Это не значит, что таких описаний нет - есть, конечно.

Но если бы вам, например, пришлось попросить у дзенского мастера дать объяснение сатори, он мог бы наклониться, взять камень и протянуть его вам, или залаять, как собака, или сделать что-то другое, столь же поразительное.

Такая манера поведения имеет целью помочь вам прорваться сквозь ваше обычное состояние осознания, слишком привязанное к вещам и ограниченное языком, слишком обусловленное культурой.

Или же он мог бы озадачить вас коаном - как будто неразрешимой загадкой, - чем-нибудь вроде такого: «Перед просветлением я рубил дрова и носил воду. После просветления я тоже рублю дрова и ношу воду».
Что же следует понимать духовному искателю под такой «безумной мудростью?» Ответ таков: реальность неизменна, но , как только .
Разница между тем, что было до просветления, и тем, что приходит после просветления, находится в тебе, а не в реальности. Ограниченность тоже в тебе - в твоем сознании, и когда эти ограничения трансцендированы, ты воспринимаешь существование иначе и, следовательно, относишься к нему по-новому.

Твое чувство идентичности меняется. Ты переживаешь уже не себя, как отдельную, изолированную физическую форму в отрыве от всего остального в существовании, а космос, как объединенное и предельно единое целое, нераздельное с твоим собственным сущностным бытием.

Карты, ведущие вас на пути

Но разве это так просто? Нет. Как провозглашает Брихадараньяка Упанишада, «Постижением своей сущности познается вся Вселенная», а раскрытие своей сущности - это отнюдь не просто. Что еще можно сказать об этом процессе достижения восприятия вещей такими, какие они есть, - бесконечными?

Здесь уместен еще один дзенский коан: «До того как я обратился к Дзен, горы были просто горами, реки - просто реками, а деревья - просто деревьями. После того как я вошел в Дзен, горы перестали быть просто горами, реки перестали быть просто реками, а деревья - просто деревьями. Но когда пришло просветление, горы снова стали просто горами, реки - просто реками, а деревья - снова просто деревьями».
Здесь вы можете видеть ту же самую перспективу, что и в предыдущем коане, но с дополнительным элементом: вводится промежуточная стадия роста в процессе просветления.

Если вы согласитесь с этим понятием стадий роста, то увидите, что священные традиции очень четко отметили главные вехи духовного путешествия. В современном языке эти «карты» называются эзотерическими и трансперсональными психологиями.

В восхождении через высшие сферы разума, когда вы , огромную помощь можно извлечь из путеводителя, способного предложить здравый совет и верное направление.

Конечно, как говорил Кришнамурти, еще один из авторов этого сборника, истина - это страна без дорог. Или, как выразился Тадеуш Голас в своей небольшой остроумной книге «Руководство по просветлению для ленивых», просветлению нет дела до того, каким образом вы туда добираетесь.
Всё это совершенно верно, но зачем же заново изобретать колесо? Уже есть проверенные временем и уважаемые во всём мире карты реальности, способные провести духовных путешественников через дебри ума и лабиринты внутреннего пространства с относительной легкостью и безопасностью.

Смирение, самоотверженное служение и безусловная любовь

С точки зрения космической перспективы, ситуация, в которой находится человек, - это состояние сна, от которого человек может пробудиться с помощью благодати и немалых усилий со своей собственной стороны. Но тут нечем гордиться.

Поскольку, в конечном счете, вы едины со всеми остальными вещами, то реализация в себе Бога, как своей собственной сущности, не дает никакого исключительного статуса, каким бы вы ни были интеллигентным, талантливым, харизматичным либо выдающимся в чем-то ином.

Вы постигаете, что не являетесь чем-то особенным, поскольку все внешние формы, всё вокруг - это тоже вы сами, как проявление Единого Великого Бытия. Поэтому, истинное отношение к самореализации - это смирение.
Это истинное отношение является также и самоотверженным служением - так в вашем поведении отражается безусловная любовь. Когда вы постигаете свою истинную сущность, вас автоматически касается и зов человечества.
Этот зов, пусть даже и бессознательный, - просьба показать путь к Богу. Поэтому, просветление в большей мере затрагивает всё человеческое общество, чем какие-то отдельные группы, живущие уединенно и отдельно, поскольку только лишь они, как они полагают, способны видеть истину, красоту и любовь, как сущность существования и только лишь одни они живут в соответствии с предписанием помогать другим изменять свое сознание и так открывать сущностное совершенство всех вещей.
Но цель и направление в жизни, понимание, счастье - это то, к чему стремятся все люди, пусть даже и не осознавая этого.
Это и есть то, чем просветленный пытается помочь другим - терпением, смирением, любовью, отсутствием всякой заинтересованности в вознаграждении, признании, в обретении какого-то особого статуса или силы, поскольку, в сущности, все существа делают это для самих же себя. «По плодам их дел, узнаём их».

Спасение мира

Планета Земля столкнулась сегодня с беспрецедентными угрозами для жизни. Но эти надвигающиеся на нас социально-экономические, экологические, ядерно-милитаристские опасности являются, как это ни смешно, продуктами нашего собственного ума - нашего неведения и нашего эгоцентризма.
И теперь уже эту проблему невозможно разрешить на том уровне, который ее породил. Поэтому, чтобы избавиться от грозящих человечеству опасностей, нужно выйти за пределы привычного ума или привычного самоощущения.
Политическая активность, социальные программы, гуманитарная работа и т.п. - всё это хорошо, но этого недостаточно. Только способно трансформировать мир. Следовательно, предельный способ действия - не действовать вообще, кроме как для изменения сознания.

Это освобождение, свобода . Но пока хотя бы один человек не свободен, никто не свободен. Вот почему истинно просветленные всегда брали на себя миссию преданного служения всему миру.
Самореализация ведет к трансформации вашего тотального бытия - и внутреннего осознания, и внешнего поведения. Иллюзия отдельности самости тает.

Происходит удивительное облегчение от разъедающего схематизирования, манипулирования, глухого сопротивления, от всего того, в чем люди «эгонизируют» ради защиты своей иллюзорной самости от истины существования.

, самодовольство, , похотливость, зависть, лень и т.п. - всё это испаряется. То, что остается, имеет для обычного восприятия вполне человеческую форму. Оно ест, спит, ходит и функционирует точно так же, как все остальные человеческие существа.
Говоря словами дзенского коана, оно продолжает колоть дрова и носить воду. Но благодаря узнаванию своего тотального единства с бесконечным, личное превратилось в универсальное, вселенское.
Высвободились энергия и понимание, способные сделать тяжелый труд легким и внести созидательность в работу и взаимоотношения. Возникают святость и мудрость. Жизнь становится простой и всеобъединяющей, мир - чудесным, обыденное - сверхъестественным.

Обстоятельства, которые прежде рассматривались, как проблема, становятся вызовом и даже волнующей возможностью учиться, расти над собой и в чём-то облегчить бремя мира. Эти обстоятельства могут быть неприятными, могут быть сложными, но нет никакого отвращения к ним и никакого страдания из-за них.

Ключ к пониманию и счастью

Понимание является функцией вашего состояния сознания. Счастье - тоже. Пока существует в вашем сознании некто «другой», будет существовать предел вашему пониманию и счастью.
Неведение и страдание прямо пропорциональны той мере Эго, или самоцентрированности, которую вы вносите в свои обстоятельства. А когда нет никого, кроме Единого, когда вы являете собой Сущность всего, вы бесконечно самореализованы, бесконечно уверены в себе, бесконечно счастливы.

В таком состоянии само существование видится, как изначальное блаженство. Тогда всё, что происходит в вашей жизни, и всё, что вам необходимо сделать, полностью приемлемо. Ваше бытие само собой способствует освобождению всех и спасению мира.
Есть много путей на вершину горы просветления, но в конце этих троп, все они сходятся в постижении того, что истина одна. Это оказывается так, когда Эго умирает, и вы заново рождаетесь в жизнь, в реальность, - об этом тоже речь в нашей книге.

В просветленном состоянии вы обнаруживаете, что являетесь не только путешественником - вы также и путь, и гора. Вот почему Иисус умер на кресте с прощением в сердце.
Вот почему бодхисаттвы, буддийские святые, приносят обет не принимать окончательного просветления, прежде чем к нему не будут готовы все живые существа.

И у вас есть возможность постичь это прямо сейчас, потому что это - ваше самое подлинное состояние, и оно есть в вас в каждое мгновение.
Что такое просветление? Посмотрите вокруг себя. Всё вокруг - это вы сами. Вот оно, просто всё это - то, что вокруг вас.
Поэтому, раскрывайте ваше «Я», чтобы увидеть чудо в том, чтобы рубить дрова, и в том, чтобы носить воду. А потом, с любовью поделитесь им с другими.

Аркадий Ровнер - "Религия просветления"