Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проблема подвига в Легенде о Данко по рассказу Старуха Изергиль (Горький Максим). ««Легенда о Данко» А

Проблема подвига в Легенде о Данко по рассказу Старуха Изергиль (Горький Максим). ««Легенда о Данко» А

"В жизни … всегда есть место подвигам. "

М.Горький

Так что же есть подвиг? Старуха Изергиль-это один из романтических рассказов А.М. Горького,где автор делит людей,в силу характера, на силы,делающие зло и силы,дающие добро.Горький был максималистом,революционером и романтиком.И это сочетание дало своё определение смысла жизни по Горькому:"Жить-значит гореть,а человек-это горящий,пламенный факел!.А почему факел?Это как символ света-факел,освещающий нелёгкий путь людей,как луч надежды на лучшую жизнь.Есть смелость,иногда показная,но это не есть подвиг в понимании Горького,а вот жертва,принесённая человечеству,без проявления честолюбия,то есть бескорыстно-это и является настоящим подвигом.Старуха Изергиль ведёт диалог о подвиге с героем повествования,рассказывая свою жизнь, повествуя легенды о Ларре и Данко.

Данко и Ларре-это полные противоположности,герой и гордый эгоист.Идя наперекор всем Ларре делает это из чувства самоутверждения,ставя себя выше других,он не совершает подвиг,а лишь обрекает себя на полное одиночество,это не бесстрашие,а глупая гордыня.Он смелый и гордый,но за принесённую пользу он требует взамен блага:"за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью". Тот кто живёт только для себя, не для других,ставя себя выше остальных,тот является лишь тенью человека.Образ Ларре-это образ антигероя,не способного на подвиг.

Зато Данко-это образ героя,свободной личности,идеал Горького.Сильный духом,бескорыстный,отважный.То,что он сделал-это и есть подвиг,благородный и безвозмездный.

Помогая людям,уводя их от врагов,которые могли их уничтожить,он не жалея сил вёл их за собой.Этот тернистый и нелёгкий путь он помог преодолеть людям,освещая им путь своим сердцем.Для людей он не пожалел своей жизни,для тех,кому он был безразличен.В борьбе за выживание, каждый думает только о себе,забывая о ближнем.Но Данко,жертвуя собой,думал о беспомощности толпы,о людях,не способных бороться за себя и бегущих от опасности.

"Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут."Люди не погибли,остались живы,но.....забыли о том,кто их спас.Данко бежал до конца,пока силы не покинули его и он свалился бездыханным,продолжая сжимать своё сердце в руке.Но у людей-короткая память...Они забыли своего спасителя,почувствовав себя в безопасности.Не замечая упавшего героя,чья-то нога наступает на сердце спасителя.Это символизирует безликость толпы,её эгоизм и равнодушие,неспособность оценить героический поступок Данко.Так стоило ли жертвовать жизнью ради людей,даже не заметивших гибели героя?Данко не думал об этом,он жертвовал жизнью ради спасения ближних,а не ради славы или оценки подвига.Подвиг бессмертен,но зачастую незаметен и безымянен,и лишь единицы способны оценить принесённую жертву-жизнь человека.Оценит лишь тот,кто способен на подобное.Подвиг Данко не напрасен,им двигала любовь к людям и его "горящее сердце"живо до сих пор.

Сердце Данко-это символ доброты,бескорыстия и неравнодушия человечества и в жизни есть всегда место подвигу.

Урок литературы в 7 классе по теме «Подвиг Данко во имя людей». (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») .

Дата публикации: 26.08.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Применение технологии развития критического мышления.

Урок литературы в 7 классе по теме «Подвиг Данко во имя людей» . (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

Цели и задачи урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы - фронтальная и парная.
Методы обучения

    Орг.момент

Чтобы трудности преодолевать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно! слайд 1

-Мы сегодня будем работать и коллективно, и в парах. Как вы думаете, правила нужны для работы в паре? Вы их хорошо знаете? Давайте их вспомним.

Слайд 2

-Эти правила помогут вам работать вместе? (да ) -Чем? (научимся договариваться)

-Думаю, что у вас все получится.

Фаза вызова.

-Возьмемся за руки. Послушаем, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

-"Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! " слайд 3

-Какой человек может так рассуждать? (Человек, живущий ярко, активно, не пасующий перед трудностями, готовый в любую минуту броситься на помощь)

- Что такое подвиг? (Героический самоотверженный поступок.)

Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?

(Решительное активное действие в сложных обстоятельствах ).

-Мы закончили изучение повести М. Горького "Детство", автобиографическое произведение, которое помогло нам лучше узнать писателя, проследить, как формировалась его личность.

-А сегодня мы говорим ещё об одном пр-и Горького, которое отражает смысл этих слов....................... Какое?

(Конечно же, «Данко»). слайд 4

- Почему? (Данко спас людей ценой своей жизни, т.е совершил подвиг во имя людей)

-Как будет звучать тема нашего урока? (Подвиг Данко во имя людей. (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). слайд 5

- Запишите число и тему в тетрадь.

- Как вы думаете , в легенде говорится только о подвиге Данко? (Ещё и о трусости, и о предательстве )

-Итак , мы назвали с вами такие понятия, как ПОДВИГ, ТРУСОСТЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Прежде чем мы определим цель урока, хочу обратить ваше внимание ещё на одно понятие: САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ -пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.

-Соберем эти 4 слов в кластер. слайд 6

-Посмотрите на него и скажите, какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

Почему Данко помог людям?

Поступок Данко - подвиг или самопожертвование?)

-Цель нашего урока -дать ответы на эти вопросы.

Фаза реализации смысла.

-Через всю свою долгую жизнь Горький пронес веру в человека. Свои мечты и чаяния отразил в романтических произведениях 90-х годов. И сегодня будем работать над отрывком из романтического рассказа «Старуха Изергиль» - легендой о Данко. Полностью мы его будем изучать в старших классах. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны одним типом героев - сильных, гордых и красивых.

-Что же такое РОМАНТИЗМ или романтический? Откройте учебники на стр. 297, давайте прочтем определение.

-А теперь найдём словосочетания, которые являются основными по смыслу в определении (яркие образы , высокое назначение человека) слайд 7

-Как вы думаете, что можно ещё добавить к этим определениям? Вспомним легенду. Яркий образ там-.... Данко. Он действует в обычной обстановке? (необычная обстановка)

-Каков пейзаж в легенде ? (страшный, необычный). Когда вы читали произведение, обратили внимание на особенность повествования, его язык? (Яркий)

- Как по-другому мы назовём эти определения? (Признаки романтического произведения)

Давайте выясним, что называется легендой? слайд 11 (стр. 295, чтение определения)

-Назовите слова, которые являются основными по смыслу в определении (реальное и фантастическое) слайд 8

-Чем легенда отличается от сказки?

- Какой мы можем из всего этого сделать вывод?

Вывод: мы сегодня будем говорить о романтическом произведении, легенде, где в необычной обстановке будет действовать сильный, гордый и красивый герой.

Слайд 9 Итак, старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды - библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта. Послушайте ее и в конце урока сопоставьте с легендой о Данко, определите, что общего в произведениях и чем они отличаются. слайды 10-12

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Много милостей оказывал Господь евреям, но они были не признательны. За неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к земле, обещанной Богом.

Но в это время вождь их Моисей умер.

-Чтобы понять, почему Данко решился на такой поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения

-Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл)

-Где они жили сначала? (1 предл)

-Почем у эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл)

-Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста.

-Задание : найти на стр. 84 краски , описывающие природу леса (1 пара), звуки и запахи леса (2 пара), описание племени (его характеристика) (3 пара).

-Сопоставь те характеристику племени и места обитания.

(противоречат, противопоставлены)

людей в слабых и робких, создавая романтический пейзаж. Какие же выразительные средства использует автор и какова их роль?

Поработаем в парах : 1 пара выписывает эпитеты , 2- олицетворения, метафоры, 3 - гипербола, сравнение.

Олицетворения

Метафоры

Гипербола

Сравнения

старый лес,

тяжёлая пора, каменные деревья,

крепкая тьма, ядовитый смрад,

торжествующий шум леса,

живой огонь.

ветер бил,

тени прыгали,

ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи;

болото разевало пасть,

зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.

...................................

лучи падали

ужас родили женщины

лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву;

Кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить,

люди гибли один за другим.

...............................

деревья заступали дорогу могучей стеной;

ветки переплелись, как змеи;

стало так темно, точно собрались все ночи;

шли, как стадо овец.

-Вывод. Они придают повествованию особую музыкальность, завораживающую певучесть, ритмичность.

-Почем у у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

-Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?

-Подберите синоним к слову НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ. (равнодушие, бездействие)

-К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)

-К чему они были готовы?(готовы к рабству и зависимости)

Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.

-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно, готового к рабству, назвать честной и свободной?

Слайд 13Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

-А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.

(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

-А какая пословица существует в русском фольклоре?

(под лежачий камень вода не течет)

Т.е. человек пока бездействует, ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.

-Почему люди , посмотрев на Данко, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.

(«В очах его светилось много силы и живого огня»)

-Почему доверили именно ему вывести племя?

(Это желание снять с себя ответственность, переложить её на чужие плечи. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями)

-Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? («стыдно было сознаться в своём бессилии» с. 86)

-За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге было нелегко)

-Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?

(сначала испытывает негодование, но «от жалости

к людям оно погасло»,с. 86 «вспыхнул огнем желания спасти их»)

-Т.е. что в нём победило ? (Чувство любви к людям в нем победило. текст ... он любил... с 86)

- Какой эпизод легенды является кульминационным?

* слайд 14 Чтение учителем текста

Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

-Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

- А каких литературных героев вы могли бы сравнить с Данко?

(Подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание).

Нашелся осторожный человек. с. 87. И, "боясь чего-то", наступил на гордое сердце ногой. Чего же боится этот "осторожный человек"? (Пожалуй, боится всего, боится жизни, боится, как бы чего не вышло).

А каков смысл образа «осторожного человека»? (Не каждый человек способен на подвиг. Есть такие, кто живёт для себя).

-С кем из литературных героев вы можете поставить его рядом?

(Он, по-моему, похож на Премудрого пескаря из сказки Салтыкова-Щедрина, который "жил-дрожал и умирал-дрожал". Уже после его жизни точно не останется ни одной, даже маленькой, искорки).

- Мы с вами договаривались , что в конце урока сравним библейскую легенду и легенду о Данко. В чем сходство библейской истории и легенды о Данко ? (1)Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. 2)Путь оказывается трудным,

3) отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

- Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории ? (1(Моисей опирается на помощь Бога, и Бог спасает людей.

2)А Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает, он спас всех один).

Фаза рефлексии

теперь попробуем представить , что было бы, если… Предлагаю создать «Дерево предсказаний».

* Представьте , что Данко не отличается от остальных в племени. Напишите предположение, каково было бы будущее племени и Данко? синих листочках. А затем подойдите к доске и закрепите на левой стороне ДЕРЕВА.)

* Теперь представьте, что «один человек» не наступил ногой на сердце Д., а вложил в грудь героя, и тот ожил. Что было бы в будущем с племенем и Данко? (Создайте БАНК ИДЕЙ и выберите из них самые интересные и запишите на красных листах. Прикрепите ответы к правой стороне ДЕРЕВА.)

-Какие листья оказались оптимистичными?

(Потому что там вера в жизнь, в будущее, а эта вера движет человеком)

- Напрасна ли смерть Данко ? (спас целое племя; его не забудут, когда осознают сделанное им).

- Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца.

Слайд 15- Есть примеры в нашей жизни? Ведь Горький говорил «В жизни всегда есть место подвигу»

События настоящего времени: "Невский экспресс", пожар в пермском клубе "Хромая лошадь", теракты в Волгограде, падение метеорита в прошлом году.

Значит, герои живут среди нас

-Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы? слайд 16

(Как могут соотноситься подвиг, трусость и предательство?

Почему Данко помог людям?) (Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других).

-Поступок Данко - подвиг или самопожертвование ? (Поступок Данко - это подвиг человека, жертвующего собой ради спасения людей. Герой погибает, но искры его горящего сердца освещают путь к правде и добру)

- Как итог Творческое задание: написать синквейн, в котором ключевое слово "Данко".

Домашнее задание. слайд 18

Возьмемся за руки. Давайте ещё раз послушаем наше сердце и частичку тепла наших сердец подарим людям - это и будет нашим маленьким подвигом.

-С вами приятно и интересно было работать. Все работали хорошо и отлично.

Примеры синквейнов

Смелый, красивый.

Жалел, спасал, погиб.

Красивые - всегда смелы.

Бесстрашный, мужественный.

Жалеет, любит, жертвует.

Может победить смерть.

Бескорыстный, благородный.

Любит, ведет за собой, погибает.

Во имя других готов пожертвовать собой.

Человек-легенда.

САМОАНАЛИЗ

Данный урок является программным в изучении творчества Горького. Уже изучена биография писателя и его повесть «Детство».

Цели и задачи урока.

Продолжить знакомство с творчеством М.Горького; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия.

Формировать универсальные учебные действия посредством элементов технологии критического мышления: совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала, умения проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее правильный ответ; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать и сохранять учебную задачу; сотрудничать с товарищем в группе, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

Воспитывать интерес к предмету; через анализ легенды воспитывать в учащихся высокие нравственные качества.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы - фронтальная и парная.
Методы обучения : проблемно - сообщающие, частично - поисковые, исследовательские.

Урок был поделен на три фазы .

1 фаза - вызова . Вначале происходит организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. На этом этапе происходит пробуждение познавательной активности учащихся. Параллельно ведется работа со словарными статьями, чтобы конкретизировать целевые понятия. Это необходимо, чтобы ребенок провел ассоциации, параллели и встал перед вопросом, на который он затрудняется ответить. Это один из сложных и важных этапов. Здесь учащиеся формулируют гипотезы, предположения или вопросы.

На этом этапе урока формируются такие компетентности, как коммуникативная и учебно-познавательная.

2 фаза - реализация смысла. Учащиеся работают с информацией по поставленным целям: сначала поиск нужной информации (работа с текстом по карточкам), затем самостоятельное сопоставление рассмотренного материала (сопоставление описания племени и героя). Параллельно ведется анализ мотивов и поступков героев. Основной прием - аналитическая беседа.

Здесь формируются такие компетентности, как информационная, коммуникативная и учебно-познавательная.

3 фаза - рефлексия . На этом этапе главное - выстраивание нового опыта в системе личностных смыслов. Для этого учащиеся сопоставляют поведенческие мотивы и душевное состояние героев. С целью развития фантазии и воображения и умения критически мыслить, используется прием «Дерево предсказаний». В конце урока выстраиваются метапредметные связи - подвиг в их жизни.

На этом этапе урока формируется ценностно-смысловая компетентность.

Считаю, что полностью были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала. Доказательством того, что ребята поняли смысл произведений, были их верные ответы. Ученики достаточно активно, с интересом отвечали на вопросы, связанные со смыслом и художественными особенностями легенды.

Таким образом, материал урока вызвал интереса у учащихся, достигнуто взаимопонимание между мной и учениками и следствием чего явилось наше активное сотрудничество.

Цель урока была достигнута.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

1. Вечные ценности в произведениях Горького.
2. Данко и Ларра.
3. Подвиг Данко.

Уже ранние рассказы М. Горького свидетельствовали о том, что писатель очень талантлив и незауряден. В своих произведениях он обращался к вечным ценностям, пытался ответить на важнейшие вопросы, с давних пор волновавшие людей. Рассказ «Старуха Изергиль» заставляет задуматься о ярких человеческих характерах. Именно такие люди всегда вызывали у Горького уважение и восхищение. О человеческих характерах говорит сама старуха Изергиль. Она говорит, что есть люди — «старики с детства» и «юные, которые любят». Сам автор полностью солидарен со своей, героиней. Легенды о Ларре и о Данко позволяют нам лучше понять, как сам Горький понимал подвиг человека во имя людей. Ларра, герой первой легенды, умен и прекрасен. Но вместе с тем он горд и высокомерен, в его сердце холод. И Ларра абсолютно равнодушен к людям. Он свысока смотрит на всех, считает лишь свои желания заслуживающими внимания.

Горький не скрывает своего отношения к герою легенды. Ларра выглядит слабым, несмотря на внешнее превосходство. С точки зрения самого автора, только горячее сердце и любовь к людям делает человека достойным членом общества. Именно таковым и является Данко, герой второй легенды. Он жертвует собой ради других. Данко не задумывается о том, нужна ли его жертва людям. Этот вопрос для него ровным счетом ничего не значит. Мы не сомневаемся в силе и мужестве Данко. Его преимущества перед Ларрой очевидны. Только Данко оказался способен на подвиг во имя людей, пусть даже последние и не заслуживали такой жертвы.

Данко совершенно не похож на окружающих его людей. Он не покоряется обстоятельствам, готов активно действовать, а не ожидать благоприятного исхода событий. Его не пугает смерть. Напротив, он с готовностью расстается с жизнью. На фоне своих соплеменников Данко выглядит яркой незаурядной личностью. Он сказал тем, кто его окружали: «не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец, — все на свете имеет конец!» Парадоксально, но ранее никто даже не думал о том, что можно пройти лес. Слабые и беспомощные люди не могли позаботиться о себе. Именно такое впечатление создается у нас. Данко заставил людей идти вперед, забыв на время о своей уязвимости. Легенду о Данко можно воспринимать как вечную тему противостояния личности и толпы. Данко в данном случае олицетворяет личность с большой буквы, это человек с ярким характером, умный, талантливый. Соплеменники героя — это толпа, безликая, серая. Толпа подчиняется тому, кто сильнее, кто проявит себя как лидер. Но это подчинение далеко не всегда гарантирует толпе благополучие и комфорт. Лидер может оказаться тираном, деспотом. Но толпа будет вынуждена подчиняться. Таков закон. Данко оказывается именно таким лидером, о котором толпа могла бы только мечтать. Он думает не о собственном комфорте и благополучии, а о том, чтобы окружающие были счастливы. Духовная красота и сила личности Данко проявляется в этом поступке.

Отчаянный и смелый поступок Данко свидетельствует о том, что он как бы изначально готовил себя не к той доле, которая представляется большинству людей счастливой судьбою. Данко стремился к чему-то грандиозному, светлому, яркому. И он не жалел сил ради поставленной цели. Людям вокруг его рвение было непонятно, сам Данко казался им чужим. Даже в пути Данко получил свою порцию упреков от слабых физически и духовно соплеменников. «Все гуще становился лес, все меньше было сил!» Можно предположить, что тяжело было и самому Данко. Однако он шел вперед, не обращая внимания на трудности. Соплеменникам ничего не оставалось, как идти вслед за ним. Они проникались ненавистью к нему. Ведь он, в сущности, разрушил их мир, который был не слишком удобным, но весьма привычным. Толпа не любит изменений, они ее пугают. И тяжелый путь истощил все физические и духовные силы соплеменников Данко. Он сам понял, что окружающие готовы его убить, они больше не верят ему и не хотят его поддерживать. Данко стало очень тяжело. Он видел, что его окружают недостойные люди.

«Данко смотрел на тех, ради кого он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них». Эта фраза имеет огромное значение. Горький показывает, что Данко понял истинную сущность своих соплеменников. Он больше не мог идеализировать их. Как умный человек, он больше не мог пребывать в заблуждении относительно их нравственных качеств. Но, несмотря на все это, Данко приносит собственную жизнь в жертву ради озлобленных и никчемных людей. Он «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко подял его над головой». Сердце стало светить, подобно яркой звезде. Люди смогли выйти из леса, нашли дорогу. Они не оценили подвига Данко, даже не заметили смерти героя.

Каким мотивам подчинялся Данко? Был ли его подвиг совершен во имя любви к людям? Это можно было бы предположить, если бы мы не знали, что соплеменники героя лишены благородства, что они больше похожи на зверей. Герой вывел этих людей из мрака. Он понимал, что его жертва не будет оценена. Так для чего же был этот подвиг во имя людей? Можно предположить, что Данко принадлежал к тому особому типу людей, которые считают главным смыслом своей жизни служение другим. И пусть окружающие бывают недостойны такого служения, пусть они убоги и никчемны. Герои, подобные Данко, об этом не размышляют. Они действуют так, как подсказывает им горячее сердце, рвущееся из груди.

Смелость. Что это такое? Я думаю, что смелость – это решительность в мыслях и поступках, умение постоять за себя и за других людей, которым нужна твоя помощь, преодоление всяческих страхов: например, страха перед темнотой, перед чужой грубой силой, перед жизненными преградами и трудностями. Легко ли быть смелым? Нелегко. Наверное, это качество надо воспитывать с детства. Преодолевать свои страхи, идти вперёд несмотря на трудности, развивать в себе силу воли, не бояться отстаивать своё мнение – всё это поможет воспитать в себе такое качество, как смелость. Синонимы к слову «смелость» — «отвага», «решительность», «храбрость». Антоним – «трусость». Трусость – это один из человеческих пороков. Многого мы боимся в жизни, но страх и трусость не одно и то же. Я думаю, что из трусости вырастает подлость. Трусливый всегда спрячется в тень, останется в стороне, боясь за свою собственную жизнь, предаст, чтобы спасти себя.

Тема смелости и трусости отражена и в художественной литературе, в частности в произведениях русского писателя Максима Горького.

«Безумству храбрых поём мы славу!» — писал М. Горький в своей «Песне о Соколе». Это произведение – гимн смелости, мужеству. В бою с врагами получил Сокол свои смертельные раны, он истекает кровью. Уж, для которого главное, чтобы было «тепло и сыро», не понимает, что такое небо, битва, настоящая жизнь, а не жалкое существование. А Сокол и в последние минуты своей жизни думает не о боли и ранах, а о смелом полёте в небе, о битве с врагом. Смелость живёт в герое Горького. Сокол не хочет умирать, лёжа на камнях, истекая кровью. По совету ужа он подходит к краю обрыва и бросается вниз, совершая свой последний полёт. «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» — восклицает автор. Без таких, как Сокол, жизнь была бы тускла и безрадостна.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» есть легенда о Данко. Образ его горящего сердца давно уже стал символом любви к людям, готовности отдать свою жизнь за них. Смелость Данко проявляется в том, что он не побоялся взять на себя ответственность за жизнь других людей, перед которыми был выбор: или погибнуть, или идти через дремучий лес, чтобы спастись. Данко встал во главе этих людей. Труден был путь, гибли многие в лесу. И когда потеряли веру, что выйдут из чащи, смелый Данко осветил им путь своим сердцем и вывел людей на волю. Но не только о смелости говорит писатель. Он рассказывает о соотечественниках Данко, которые боялись умереть, чтобы не потерять свои традиции. Я думаю, что они просто струсили, испугались врагов, а кому нужны традиции трусов. Ведь они не стали сражаться за свою землю, а ушли, отдав её врагу. Осторожным человеком называет Горький того, кто наступил на сердце Данко, чтобы не светило оно больше людям. Я бы назвал такого трусом. «Осторожный человек» боится смелых, ведь без них жить легче.

В заключение хотелось бы сказать, что данная тема сочинения заставила меня задуматься о том, какую роль играют смелость и трусость в нашей жизни, как воспитать в себе лучшие человеческие качества, стать смелым и сильным, не быть трусом.

Окт 09 2012

Данко проявляет альтруизм - готовность бескорыстно действовать

На пользу другим, не считаясь со своими интересами. Для неоромантизма

М. Горького характерна трагическая развязка, очевидное присутствие персонифицированного идеала, система персонажей с четко обозначенным центром - героической сильной личностью, которой свойствен пафос свободолюбия.

Повлиял ли на людей поступок Данко? (Люди, «освещенные факелом великой любви» к ним, изменились к лучшему, сплотились к единый коллектив. Только что была рассвирепевшая толпа, «звери», «волки», и вот уже «люди», «изумленные» и «очарованные», бегущие «сильно и смело» (95).)

Как проявляют себя люди по отношению к герою? («Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его» (96), не осознали, какой ценой смельчак добился того, что они пришли «на свободную землю». Они еще переживают свои испытания в пути, в них еще живы прежние страхи. Поэтому «один осторожный человек (…), боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…» (96). Что же смутило этого человека? Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их неустанном стремлении к свободе, и потому мещанин постарался погасить пламя, освещавшее дорогу вперед, хотя, находясь в темном лесу, сам воспользовался его светом. Но со временем народ воздает должное своим героям: «голубые искры» (96) памяти о них живут в его сознании вечно.)

О чем из пережитого напоминает людям о Данко? (Велико значение героического примера для людей в «трудную пору» их жизни, когда легко можно превратиться в годину испытаний из «сильного племени» в «толпу», в «зверей», «лучший из всех» в какой-то момент подвергается искушению и покаянию. Пережитое заставляет людей быть осторожными. Они великодушно прощают заблуждения, потому что сами не безгрешны. Главное же в том, что память о героях хранится вечно.)

Заканчивая размышлениями «о великом горящем сердце» (96), Горький как бы пояснял, в чем заключено подлинное бессмертие человека. (О подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобожде нии людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи вспыхивали «голубые искры» его растоптанного сердца, «намекав шие на что-то сказочное» (91).)

Найдите в словаре литературоведческих терминов в конце учебника определение . С какой целью свои представления об идеале М. Горький облек в форму легенды? («Легенда - , созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое». Легенда использована М. Горьким с целью выразить не только свои взгляды, но и «мнение народное».)

На этапе подведения итогов урока Учащиеся пишут небольшое эссе о том, что может обеспечить людям духовное бессмертие.

Чтобы проверить знания учащихся, может предложить школьникам ответить на Тесты по теме «Романтический рассказ М. Горького» (верный ответ указан курсивом).

1. Что не является признаком романтизма: 1. Утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, подходящей к действительности с позиции своего идеала, предъявляющей ей исключительные требования. 2. Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается. 3. Писатель изображает жизнь в образах,

Соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых с помощью типизации фактов действительности. 4. Противостоящая обществу находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы.

2. Какой из признаков не характеризует романтический пейзаж: 1. Пейзаж лишен полутонов, основан на ярких красках, выражает неукротимую мощь стихии, ее красоту и исключительность. 2. Пейзаж одушевлен и подчеркивает неординарность характера , который находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы. 3. Пейзаж раскрывает характерные черты природы данной местности, области, страны .

3. Принцип романтического двоемирия - это: 1. Раздвоение сознания романтического героя на «я» реальное» и «я» идеальное. 2. Романтический, идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала .

4. Как в романтических рассказах выражается авторская позиция: 1. Прямая авторская оценка. 2. Через позицию главного героя. 3. Через позицию повествователя. 4. С помощью пейзажа .

5. Рассказ «Старуха Изергиль» является романтическим, т. к. (исключите лишнее) 1. Герой легенды Данко - одиночка, противостоящий толпе и враждебный ей. 2. Его идеалов общество не принимает, и поэтому он гибнет. 3. Характер героя мотивирован средой, обществом, условиями воспитания . 4. Главный герой легенды изображен на фоне романтического пейзажа, таинственного и прекрасного в своей одушевленности.

6. Что не является средством раскрытия главного героя: 1. Пейзаж. 2. Легенда. 3. Композиция. 4. Портрет. 5. Интерьер .

7. Кому принадлежит высказывание: «В жизни… всегда есть место подвигам»: 1. Старухе Изергиль . 2. Макару Чудре. 3. Горькому.

8. Чем отличается Данко: 1. Он хотел свободы для себя. 2. Он хотел Свободы для всех . 3. Он хотел свободы для большинства.

9. Почему люди не заметили смерти Данко, и только «один осторожный человек… боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…»? 1. подчеркивает эгоистичность людей. 2. Благодарность не свойственна человеческому племени. 3. Неразрешимость конфликта романтического героя с обществом .

10. Что выполняет роль обрамления в расска зе М. Горького: 1. Портретная характеристика. 2. Пейзаж . 3. Описание интерьера. 4. Биографические сведения о герое.

Домашнее задание Может быть таким: выучить признаки романтизма как литературного направления, письменно охарактеризовать черты романтизма в «Легенде о Ларре» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Урок соответствует возрастным особенностям семиклассников и построен в соответствии с индуктивным методом освоения теории литературы: от идейно-художественного анализа «Легенды о Данко» М. Горького - к ознакомлению учащихся с основными признаками романтизма как литературного направления и применению теоретико-литературных знаний при ответе на вопросы теста и выполнении домашнего задания. Таким образом, соблюдается логическое и после-

Довательное рассмотрение и изучение понятия «романтизм», что соответствует основным общедидактическим принципам научности, последовательности и доступности изложения материала, связи теории с практикой. Данный урок позволит развить навыки исследовательской работы учеников, значительно пополнить базу теоретико-литературных знаний учащихся, давая представления о неоромантизме в М. Горького. Урок направлен на развитие квалифицированного читателя-школьника, владеющего системой взаимосвязанных теоретико-литературных понятий и умеющих применять их в процессе самостоятельного анализа художественных произведений, что соответствует целям литературного образования в средней школе.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Формирование у школьников 7 класса представлений о романтизме при изучении «Легенды о Данко» М. Горького - Часть 3 . Литературные сочинения!