Приходилось ли вам задумываться о старости? Молодежь вряд ли думает о ней в силу своего возраста. Зачем мыслить о далеком будущем, когда ты полон энергии, здоров и жизнерадостен! Но с возрастом человек все чаще думает о неизбежном.
Почему же так происходят? Ответ очевиден: люди испытывают страх перед немощью и одиночеством. Каждому хочется иметь дружную семью, заботливых детей, послушных внуков, которых можно баловать и наставлять на верный путь. Хочется, чтобы родные всегда были рядом и не забывали о старшем поколении.
Именно о такой старости мечтала Катерина Ивановна, героиня «Телеграммы» К.Г.Паустовского. В рассказе автор поднимает проблему одинокой старости и нравственную глухоту взрослых детей.
Произведение повествует о престарелой женщине, одиноко живущей в старом деревенском доме.
Она «никогда не жаловалась», хотя на протяжении четырех лет получала от уехавшей в город дочери лишь деньги, «но и то, бывало, с перерывами». Старушка осталась «одна на белом свете», желала только одного: увидеть дочь Настю, «погладить ее русые волосы»… Тоска была настолько велика, что Катерина Ивановна попросила отнюдь не близкого человека сопроводить ее на прогулку по саду. Но там расплакалась, «как очень старые люди, не стыдясь своих слез». Героине так и не суждено было дождаться встречи с самым родным на свете человеком.
Паустовский преклоняется перед беззаветной материнской любовью, душевной стойкостью русской женщины, говоря: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!».
Из поколения в поколение проблема одинокой старости остается актуальной. Это не конец, продолжение ниже.
Полезный материал по теме
Часто доводится видеть стариков, которые в одиночку ездят на рынок, ходят по магазинам с тяжелыми сумками. Видимо, некому помочь им… Благодаря телепрограмме «Жди меня» некоторые одинокие пенсионеры вновь обретают родных, которых не видели многие десятилетия. Каждый такой случай трогательный: на глаза стариков наворачиваются слезы радости, они благодарны судьбе за возможность общения с близкими.
Н.В. Гоголь - повесть «Тарас Бульба». В этой повести Н.В. Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над человеком. Его герой Андрий предает Родину, узы товарищества, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предательства.
Н.С. Лесков - повесть «Леди Макбет Мценского уезда».
Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завладевшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайлова. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть - это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.
Какова роль детства в жизни человека? Что заключает в себе образ родного дома в нашей душе?
Л.Н. Толстой - повесть «Детство». В этом произведении писатель исследует процесс становления характера. В сознании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатейший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, сословных. Постепенно герой начинает открывать для себя окружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается трагедия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... - помыкание Иленькой Трапом. Главный итог детства - все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире»
И.А. Гончаров - роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее безмятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кровля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом удаляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерусская природа с неторопливым течением рек, безмятежным духом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в памяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудесной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красавицы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера - поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.
Другая определяющая черта характера Обломова - независимость от мира внешней жизни, чувство внутренней свободы. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, светские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чиста и ясна как стекло».
Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отрицательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и нянек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опровергались доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развивалась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.
Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испытать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом несколько приближается к тому женскому типу, который существовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким образом, детские годы, по мысли писателя, полностью определяют наш характер и жизненный сценарий.
Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе - «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» - Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» - Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лермонтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницкого, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».
Одиночество – это чувство человека, находящегося отдельно от других не только физически, но и морально. Но часто одинокими становятся люди, мыслящие по-другому. Почему это происходит? К чему это приводит? Эти вопросы раскрывает в своем тексте В.В.Лаптев.
Публицист поднимает множество проблем, одной из которых является проблема одиночество человека, идущего по своему пути.
Данная проблема актуальна для нас всех, ведь каждый человек хочет выбрать свою дорогу и двигаться по ней, к собственной цели, но большинство людей останавливают фобии, одной из которых является страх одиночества.
Автор считает, что некоторые люди обречены на одинокое существование, ведь общество не может понять их целей и действий. Но «бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает». Главное для достижения своей цели необходима «вера в правоту своего решения», которое даст силы.
А все что отличается от самих людей, отвергается ими. Но иное мнение - не значит неправильное, поэтому главное идти по выбранному пути и не изменять самому себе.
В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произведение главного героя не печатают в журнале, так как данная история отличается от принятых канонов, и другой взгляд писателя не понятен современникам. Но Мастер не уступает и не переписывает свою работу, втискивая ее в отведенные рамки. Это и приводит к отторжению его обществом, к одиночеству. Но его спасает любовь, вера, поддержка Маргариты.
В произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин имеет иной взгляд на окружающий его мир. Но общество, хоть и манит эта экзотичность, не готово принять Григория Алексеевича и его взгляды. Это не конец, продолжение ниже.
Полезный материал по теме
Поэтому даже в окружение своих приятелей он все также остается одиноким.
Матрена жила совсем одна. Ее муж Ефим пропал на войне (но похоронного не было), а шесть детей умерли совсем рано. У Матрены была только приемная дочь Кира. О Матрене никто не вспоминал. Все обращались к ней лишь только за помощью, а женщина никогда не отказывалась помочь. Ей же никто не помогал. Матрена не могла работать: по несколько дней она страдала от странного недуга. После смерти Матрены всем появилось дело до ее наследства. Люди для вида рыдали у гроба, представлялись близкими людьми. О Матрене Васильевне вспомнили не при жизни, а тогда, когда ей это уже было не нужно.
Уехав в Петербург, Настя оставила в одиночестве Катерину Ивановну, свою старую мать. Девушка жила интересной жизнью, с головой ушла в работу. Она не думала, каково в одиночестве ее близкому человеку, находящемуся очень далеко от нее. Получая письма от матери, Настя радовалась, что мать ее жива. Просьба Катерины Ивановны приехать возмутила девушку: она даже не представляла, как хоть на несколько дней может бросить работу. Только после получения телеграммы о том, что мать умирает, Настя все поняла. Она осознала, что обрекла на одиночество единственного человека, который ее по-настоящему любит.
Война сделала Андрея Соколова одиноким. Попавший в дом снаряд убил его жену и дочерей, а в канун победы от пули снайпера погиб его сын Анатолий. Но потеря близких не убила в герое его лучшие качества. Андрей Соколов усыновил Ванюшку, родители которого погибли в годы войны. Два одиноких человека нашли друг друга в самое тяжелое для них обоих время.
Когда Мартин Иден был обычным моряком и только начинал свой путь к славе, в него никто не верил. К молодому человеку не относились серьезно, считали его планы стать писателем глупыми мечтами. Вскоре Мартин Иден прославился. Но произведения, которые сделали его известным, были написаны давно. Однако только потом к герою начали тянуться люди. Причем те, кто совсем недавно смотрел на него с неодобрением. Деньги и слава сделали героя желанным гостем в любом доме. Но Мартин Иден понимал, что он ничуть не изменился с того времени, когда был на пути к славе. Будучи известным, он оказался еще более одиноким, потому что окружающий мир стал казаться герою отвратительным.
Прочитав множество текстов, мы выудили наиболее популярные проблемы, касающиеся старости. Все они пригодятся в написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, подобранные нами с учетом специфики критериев, составляют основу данной работы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы в конце статьи.