Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проблема одиночества в литературных произведениях. В

Проблема одиночества в литературных произведениях. В

Приходилось ли вам задумываться о старости? Молодежь вряд ли думает о ней в силу своего возраста. Зачем мыслить о далеком будущем, когда ты полон энергии, здоров и жизнерадостен! Но с возрастом человек все чаще думает о неизбежном.

Почему же так происходят? Ответ очевиден: люди испытывают страх перед немощью и одиночеством. Каждому хочется иметь дружную семью, заботливых детей, послушных внуков, которых можно баловать и наставлять на верный путь. Хочется, чтобы родные всегда были рядом и не забывали о старшем поколении.

Именно о такой старости мечтала Катерина Ивановна, героиня «Телеграммы» К.Г.Паустовского. В рассказе автор поднимает проблему одинокой старости и нравственную глухоту взрослых детей.

Произведение повествует о престарелой женщине, одиноко живущей в старом деревенском доме.

Она «никогда не жаловалась», хотя на протяжении четырех лет получала от уехавшей в город дочери лишь деньги, «но и то, бывало, с перерывами». Старушка осталась «одна на белом свете», желала только одного: увидеть дочь Настю, «погладить ее русые волосы»… Тоска была настолько велика, что Катерина Ивановна попросила отнюдь не близкого человека сопроводить ее на прогулку по саду. Но там расплакалась, «как очень старые люди, не стыдясь своих слез». Героине так и не суждено было дождаться встречи с самым родным на свете человеком.

Паустовский преклоняется перед беззаветной материнской любовью, душевной стойкостью русской женщины, говоря: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!».

Из поколения в поколение проблема одинокой старости остается актуальной. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Проблема одинокой старости. По тексту Екимова. В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон. Хотя времена иные…

Часто доводится видеть стариков, которые в одиночку ездят на рынок, ходят по магазинам с тяжелыми сумками. Видимо, некому помочь им… Благодаря телепрограмме «Жди меня» некоторые одинокие пенсионеры вновь обретают родных, которых не видели многие десятилетия. Каждый такой случай трогательный: на глаза стариков наворачиваются слезы радости, они благодарны судьбе за возможность общения с близкими.

Н.В. Гоголь - повесть «Тарас Бульба». В этой повести Н.В. Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над че­ловеком. Его герой Андрий предает Родину, узы товарище­ства, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предатель­ства.

Н.С. Лесков - повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завла­девшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайло­ва. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть - это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.

Какова роль детства в жизни человека? Что заклю­чает в себе образ родного дома в нашей душе?

Л.Н. Толстой - повесть «Детство». В этом произведе­нии писатель исследует процесс становления характера. В со­знании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатей­ший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, со­словных. Постепенно герой начинает открывать для себя ок­ружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается траге­дия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... - помыкание Иленькой Трапом. Главный итог детства - все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире»

И.А. Гончаров - роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее без­мятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кров­ля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом уда­ляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерус­ская природа с неторопливым течением рек, безмятежным ду­хом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в па­мяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудес­ной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красави­цы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера - поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.

Другая определяющая черта характера Обломова - неза­висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней сво­боды. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, свет­ские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чи­ста и ясна как стекло».

Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри­цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и ня­нек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опроверга­лись доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развива­лась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.

Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испы­тать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом не­сколько приближается к тому женскому типу, который суще­ствовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Вы­боргской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким об­разом, детские годы, по мысли писателя, полностью опреде­ляют наш характер и жизненный сценарий.

Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе - «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» - Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» - Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лер­монтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницко­го, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».

Одиночество – это чувство человека, находящегося отдельно от других не только физически, но и морально. Но часто одинокими становятся люди, мыслящие по-другому. Почему это происходит? К чему это приводит? Эти вопросы раскрывает в своем тексте В.В.Лаптев.

Публицист поднимает множество проблем, одной из которых является проблема одиночество человека, идущего по своему пути.

Данная проблема актуальна для нас всех, ведь каждый человек хочет выбрать свою дорогу и двигаться по ней, к собственной цели, но большинство людей останавливают фобии, одной из которых является страх одиночества.

Автор считает, что некоторые люди обречены на одинокое существование, ведь общество не может понять их целей и действий. Но «бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает». Главное для достижения своей цели необходима «вера в правоту своего решения», которое даст силы.

А все что отличается от самих людей, отвергается ими. Но иное мнение - не значит неправильное, поэтому главное идти по выбранному пути и не изменять самому себе.

В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произведение главного героя не печатают в журнале, так как данная история отличается от принятых канонов, и другой взгляд писателя не понятен современникам. Но Мастер не уступает и не переписывает свою работу, втискивая ее в отведенные рамки. Это и приводит к отторжению его обществом, к одиночеству. Но его спасает любовь, вера, поддержка Маргариты.

В произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин имеет иной взгляд на окружающий его мир. Но общество, хоть и манит эта экзотичность, не готово принять Григория Алексеевича и его взгляды. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

Поэтому даже в окружение своих приятелей он все также остается одиноким.

Матрена жила совсем одна. Ее муж Ефим пропал на войне (но похоронного не было), а шесть детей умерли совсем рано. У Матрены была только приемная дочь Кира. О Матрене никто не вспоминал. Все обращались к ней лишь только за помощью, а женщина никогда не отказывалась помочь. Ей же никто не помогал. Матрена не могла работать: по несколько дней она страдала от странного недуга. После смерти Матрены всем появилось дело до ее наследства. Люди для вида рыдали у гроба, представлялись близкими людьми. О Матрене Васильевне вспомнили не при жизни, а тогда, когда ей это уже было не нужно.

К.Г. Паустовский "Телеграмма"

Уехав в Петербург, Настя оставила в одиночестве Катерину Ивановну, свою старую мать. Девушка жила интересной жизнью, с головой ушла в работу. Она не думала, каково в одиночестве ее близкому человеку, находящемуся очень далеко от нее. Получая письма от матери, Настя радовалась, что мать ее жива. Просьба Катерины Ивановны приехать возмутила девушку: она даже не представляла, как хоть на несколько дней может бросить работу. Только после получения телеграммы о том, что мать умирает, Настя все поняла. Она осознала, что обрекла на одиночество единственного человека, который ее по-настоящему любит.

М. Шолохов "Судьба человека"

Война сделала Андрея Соколова одиноким. Попавший в дом снаряд убил его жену и дочерей, а в канун победы от пули снайпера погиб его сын Анатолий. Но потеря близких не убила в герое его лучшие качества. Андрей Соколов усыновил Ванюшку, родители которого погибли в годы войны. Два одиноких человека нашли друг друга в самое тяжелое для них обоих время.

Джек Лондон "Мартин Иден"

Когда Мартин Иден был обычным моряком и только начинал свой путь к славе, в него никто не верил. К молодому человеку не относились серьезно, считали его планы стать писателем глупыми мечтами. Вскоре Мартин Иден прославился. Но произведения, которые сделали его известным, были написаны давно. Однако только потом к герою начали тянуться люди. Причем те, кто совсем недавно смотрел на него с неодобрением. Деньги и слава сделали героя желанным гостем в любом доме. Но Мартин Иден понимал, что он ничуть не изменился с того времени, когда был на пути к славе. Будучи известным, он оказался еще более одиноким, потому что окружающий мир стал казаться герою отвратительным.

Прочитав множество текстов, мы выудили наиболее популярные проблемы, касающиеся старости. Все они пригодятся в написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, подобранные нами с учетом специфики критериев, составляют основу данной работы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы в конце статьи.

  1. А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» пишет о Самсоне Вырине, которого бросила дочь Дуня, уехав с молодым офицером. Старик очень скучал по ней и хотел заботиться, но похититель его дочери просто вытолкнул приехавшего родителя за дверь. Через какое-то время после смерти смотрителя какая-то барыня приезжала на место могилы с тремя детьми и долго там лежала. После этого она дала пятак сыну пивовара, который её туда проводил, и уехала. Это была та самая Дуня, которая так и не смогла сжиться с мыслью, что своим равнодушием сгубила деда своих детей
  2. К. Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма» пишет о пожилой женщине Катерине Петровне из далёкого села Заборье. У неё была только одна дочь, проживавшая в Ленинграде, и они три года не виделись. Старушка не хотела мешать, поэтому почти не выходила на связь. Дочь лишь иногда переводила ей деньги. Однажды Катерина Петровна попросила Настю приехать, но та не успела: оказалась в селе лишь на второй день после похорон. Дочь почувствовала свою вину перед мамой за её одинокую старость, и крадучись покинула село, чтобы никто не увидел.

Роль старости в жизни человека

  1. Немецкий писатель Герман Гессе в тексте «О старости» писал, что преклонный возраст - это новая ступень в жизни человека. По мнению автора, люди должны принимать и признавать свою старость. На этом этапе нужно выполнить большое количество задач, не меньше, чем и в юном возрасте. Если человек будет от них увиливать и презирать свою старость, то окажется недостойным представителем этой ступени жизни.
  2. В романе-эпопее Л. Н. Толстого « Война и мир» присутствует старый князь Николай Андреевич Болконский. Несмотря на преклонный возраст, герой произведения полон жизненной энергии. Он постоянно работает: пишет мемуары, делает выкладки из высшей математики, занимается садом, следит за постройками. Помимо этого, князь интересуется происходящим в сфере политики и военной обстановки в России. Старость совершенно не мешает Николаю Болконскому вести насыщенный образ жизни.

Проблема восприятия старости

  1. В рассказе К. Г. Паустовского «Старый повар» описывается человек преклонного возраста, который серьезно болен, и полностью осознаёт и принимает скорую смерть. Он хочет исповедаться перед кончиной, но не имеет возможности пригласить священника. Поэтому вместо богослужителя приходит простой прохожий. Он отпускает грехи старого повара и даже исполняет желание. С помощью музыки помогает умирающему увидеть прошлое. Старик узнаёт его имя и спокойно отходит в мир иной.
  2. М.М. Пришвин в рассказе «Старый гриб» описывает человека преклонного возраста, который рассуждал о старости. Однажды его товарища назвали старым грибом, и он вспомнил о том, как ходил в лес. Там была сыроежка, из которой после дождя пили птицы и сам рассказчик. То есть этот гриб приносил пользу, а позднее должен был дать семена, чтобы произвести на свет потомство. Товарищ рассказчика тоже приносил пользу, несмотря на старость.

Неуважение к старшим поколениям

  1. А. П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» рассказывает о старом слуге по имени Фирс, который любил, уважал своих господ и служил им всю свою долгую жизнь. Однажды жителям дома пришлось переехать. Они собирались отправить пожилого человека в больницу, но это было для них далеко не первостепенной задачей. В итоге господа уехали, забыв Фирса одного в заколоченном доме. Там он и умер.
  2. В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» упоминается дядя главного героя, который серьёзно заболел и лежал при смерти. Евгений ухаживал за ним, но это было ему в тягость, и про себя он думал о том, как такое времяпрепровождение утомительно. Онегин мечтал о скорейшей кончине больного, чтобы поскорее сбросить с себя груз ответственности и получить наследство. Автор передаёт такую мысль молодого человека: «Какое низкое коварство полуживого забавлять». Однако такие мысли отдают цинизмом и обнажают мелкую и эгоистичную натуру говорящего. Этим «полуживым» людям мы, молодые и здоровые, обязаны жизнью и всем, что имеем.

Несоответствие возрасту

  1. В рассказе И. А. Бунина «Молодость и старость» речь идёт о курде, который рассказывал притчу красавцу-греку. Основная мысль заключалась в том, что человек должен выполнять только свои функции, не растрачивая жизнь на заработок богатств и их охрану. Тогда душевно он останется молодым, и будет стар лишь телом. Курд утверждает, что нужно сохранять в себе человечность и достоинство, тогда с возрастом не станешь ворчливым.
  2. В повести Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» одноимённый персонаж сохраняет в себе молодость, несмотря на солидный возраст. Он по-прежнему весёлый, жизнерадостный и всегда готов совершать безумные поступки. Старик Хоттабыч быстро учится и, после длительного пребывания в заточении, старается влиться в ритм жизни современного общества. Мужчина стремится во всём помогать своему юному хозяину и вершить правосудие там, где это требуется.